Как обучиться скорочтению на компьютере самостоятельно за один месяц. Обучение скорочтению самостоятельно упражнения


упражнения, когда начинать, ошибки, рекомендации

Неудовлетворительная техника чтения сегодня встречается довольно часто и служит неприятной и серьёзной проблемой. На выполнение домашнего задания у ребёнка уходит много времени, что приводит к снижению эффективности занятий, успеваемость в школе снижается.

Решением проблемы послужит обучение ребёнка быстрому чтению.

Что такое скорочтение

Быстрое чтение или скорочтение у детей представляет собой способность быстро улавливать суть прочитанного при использовании особенных методов чтения. Быстро чтение с максимальной скоростью возможно до шестисот слов в минуту. При этом средняя скорость чтения составляет 200 слов в минуту. Экспериментально доказано, что чем выше скорость, тем меньше понимается смысл прочитанного. Независимо от того, какая для этого используется методика и техника.

Местом, где чтению уделяется внимание, служит начальная школа. Проблемы с чтением на протяжении всей дальнейшей жизни обусловлены тем, что люди читают так, как научили в первом классе. Поэтому появились специальные курсы и упражнения, призванные научить скорочтению детей и взрослых.

Ребёнок склонен делать при чтении ошибки в виде запинания, проглатывания окончаний слов, изменения и перестановки букв. Для предупреждения переноса подобных погрешностей во взрослую жизнь применяется обучение скорочтению.

Быстрое чтение значимо ещё и потому, что оно укорачивает период обработки информации. А значит, и времени на изучение школьного курса тратится гораздо меньше, при этом эффективность занятий увеличивается в разы.

Фундамент быстрого чтения

У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.

Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.

Скорость достигается благодаря умениям:

  • Распознавание слов без проговаривания.
  • Отказ от механического повторения.
  • Увеличение зрительного восприятия.
  • Концентрация внимания.
  • Сканирование читаемого текста.

Проблемы при чтении у детей

При чтении текста у ребёнка возникают следующие проблемы:

  • Артикуляция во время чтения материала «про себя». Восемьдесят процентов детей и взрослых проговаривают прочитанное, шевелят губами и языком. Глаза не сканируют комплексы, слишком продолжительное время останавливаясь на отрывке.
  • Артикуляция осложняет и удлиняет путь обработки прочитанного: слух – речь – анализ. Скорочтение для детей укорачивает и упрощает маршрут текстообработки: зрительный центр – речь.
  • Небольшое поле зрения. Эта проблема характерна для большей части детей. Человеческому глазу свойственно улавливать информацию во время остановки.
  • Глаза передают материал в десятки раз быстрее, чем другие органы чувств. Но многие дети при чтении склонны базироваться на слухе.
  • Неоправданные автоматические повторы обуславливают потерю времени. Скорочтение избавляет от повторов, что ускоряет чтение материала.

Скорочтение призвано устранить вышеперечисленные проблемы. Взрослые люди зачастую не располагают возможностями и желанием употреблять более быстрые техники чтения. По этой причине обучение скорочтению особенно актуально в детском возрасте.

Когда начинать обучение

Младшим школьникам свойственно лучше усваивать знания, поданные со средней скоростью человеческой речи. По этой причине начинать занятия по избавлению от внутреннего проговаривания не имеет смысла раньше десяти лет. В этом вопросе мнения специалистов расходятся: многие считают, что обучение скорочтению не следует начинать раньше 14 лет.

Существуют приёмы, освоить которые можно шести – семилетнему ребёнку, более того, первоклашки обладают неограниченным резервом улучшения техники чтения. Для успеваемости служит быстрота чтения в диапазоне от 100 до 170 слов в минуту.

Посещая курсы и выполняя упражнения под руководством опытного преподавателя шанс, что подготовка начнётся в подходящем возрасте и пройдёт на высоком уровне возрастает.

Как научить ребёнка читать быстро

Профессор И.П. Федоренко утверждает, что в работе с текстом значимость имеет частота тренировок, а не продолжительность чтения. Память устроена так, что лучше запоминается что-то мелькающее перед глазами время от времени, а не находящееся в поле зрения постоянно. «То есть – то нет» вызывает раздражение, реакцией на которое будет запоминание.

Оптимальный вариант реализации подобного – показ слайдов. Ребёнок прочитал фразу, посмотрел изображение – отдохнул. Это щадящий режим, позволяющий научить быстрому чтению.

Обучение скорочтению проводится с периодичностью три раза в неделю и продолжительностью занятий не больше двадцати минут. Элементы занятия:

  • Разминка. Это чтение маленького отрывка (в пределах ста слов) с последующими ответами на вопросы. Здесь важно увеличение словарного запаса.
  • Квадрат с цифрами, размещёнными в случайном порядке, по-другому называется таблица Шульте. Работа с подобной таблицей расширяет поле зрения.
  • Повреждённый текст помогает тренировать зрительную память и внимание.
  • Тренировка логического мышления.

Самостоятельные занятия дома помогут научить скорочтению. Приемлемым вариантом для обучения будет школа или курсы. По вопросу индивидуальных и групповых занятий специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, какой способ результативнее. Подход к тому, какой способ выбрать для того чтобы научить быстро читать должен быть индивидуальным для каждого ребёнка.

Ошибки в обучении

Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.

Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение. Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:

  • Называть буквы следует коротко: Б, М, Р. Алфавитные названия БЭ, МЭ, ЭР осложняют чтение и путают ребёнка. Прочитанное ПЭАПЭА, вместо ПАПА, для детского ума расшифровать и понять непросто. Если смысл будет непонятен, интереса к чтению не появится.
  • Слияние букв в слоги, а слогов в слова. Правильнее тянуть первый звук, пока не дойдёт очередь до следующего: РРРАК, ПППА-ПППА. Ошибочно: П и А будет ПА; чтение по буквам П, А, П, А; чтение с последующим проговариванием не глядя на текст.
  • Недоразвитие речи обуславливает появление ошибок в чтении и письме. По этой причине важно вовремя обращаться к логопеду или дефектологу для того, чтобы устранить речевые дефекты вовремя.

Упражнения

Научить ребёнка быстрому чтению можно пройдя два этапа:

  • На этапе овладения звуковыми и буквенными обозначениями значима степень развитости зрительной и слуховой памяти, так как основная нагрузка приходится на процессы трансформации буквенного текста в устную форму.
  • Этап чтения по слогам предъявляет требования к развитости аналитических и синтетических умений ребёнка. Здесь важна развитость эрудиции, оперативной памяти, речи, внимания, устойчивости.

Обучению помогут специальные техника, методика и упражнения. Посещая специальные курсы быстрого чтения, дети учатся общению, при этом подготовка будет профессиональной.

Упражнения для первоклашек

  • Слова-половинки. Когда по части слова требуется догадаться, каким будет оставшийся фрагмент.
  • На буксире. Буксир здесь – читающий взрослый, который проговаривает читаемые слова и ведёт пальцем по читаемой строчке. Ребёнок читает одновременно со взрослым, следя за пальцем, и невольно подлаживается под скорость взрослого.
  • Чтение на время мотивирует ребёнка. Эффективность упражнения заключается в очевидности результата.
  • Упражнение «прыжок-остановка» позволяет зафиксировать умение ориентироваться в тексте при помощи зрительной памяти. По команде «прыжок» ребёнок читает, «остановка» – чтение прекращается, ребёнок закрывает глаза. Следующий «прыжок» – начинает чтение с места остановки.

Упражнения для детей 8–10 лет

Научить школьников такого возраста поможет специальная методика и упражнения:

  • Исключаем артикуляцию. По команде взрослого «губы» ребёнок прикладывает во время чтения палец к губам и продолжает чтение беззвучно. После команды «вслух» ребёнок убирает палец и читает вслух.
  • Заговорённые предложения. В предложениях изменяется порядок слов. Школьник снимает «заговор» и расставляет всё на свои места.
  • Поправляем буквы. В некоторых словах текста пропустить буквы, слоги или буквосочетания, которые ребёнок вставляет за определённое время.
  • Школьник в роли учителя. Ребёнок исправляет ошибки взрослого при чтении.
  • Таблица Шульте. Школьник на время отыскивает в таблице число от 1 до 30, придерживаясь очерёдности и показывая.
  • Диктант помогает развить визуальную память. Закрыть весь текст, потом открыть на несколько секунд предложение, позволяя ребёнку запомнить его. Далее предложение нужно написать по памяти.

Принимая решение об обучении ребёнка самостоятельно, или посещая курсы скорочтения, нужно ответить на вопрос, зачем и для чего это делается, что вы рассчитываете получить в итоге. При этом обучение результативнее, когда ребёнок понимает цель занятий и зачем это нужно.

Лучший вариант – учиться вместе с ребёнком. Навык скорочтения взрослому человеку необходим в большей степени, чем ребёнку. При этом область применения умения у взрослых гораздо шире.

yourspeech.ru

Скорочтение в домашних условиях

Быстрое чтение фактически оказывается не столько обучением читать быстро, сколько развитием навыка быстрого поиска и анализа информации. Для того чтобы успешно овладеть этой техникой, необходимо иметь в виду основные принципы быстрого чтения. Ведь идея скорочтения не только в быстром заглатывании текста, но и в том, чтобы быстрее и грамотнее читать текст. Скорочтение задействует много познавательных процессов, что крайне полезно для читающего, будь он учащимся накануне экзамена или бизнесменом, вчитывающимся в условия предложенной сделки. Развить навыки скорочтения можно дома самостоятельно, ежедневно повторяя упражнения.

Первое упражнение

Оно нацелено именно на развитие скорости чтения как таковой. Выберите рассказ и прочитайте его от начала до конца. Следующим шагом прочитайте текст наоборот, с конца. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока текст не будет читаться одинаково легко в обе стороны, и пока не увеличится скорость. Постепенно усложняйте задачу и берите более крупные тексты, даже целые книги. Постепенно вы заметите, что скорость чтения действительно увеличилась.

Второе упражнение

Это упражнение выполняется на многих тренингах по скорочтению. Но вы можете сделать его и дома. Оно называется "Пирамида", по внешнему облику таблички, которая служит для тренировки и которая действительно напоминает пирамиду.

Суть упражнения в том, чтобы прочитать цифры на "склонах" пирамиды, при этом не отрывая взгляда от чисел, расположившихся вдоль центральной оси. Это упражнение помогает научиться сразу двум важным навыкам: концентрации и чтению целыми строками, когда взгляд не скользит по строке, а выхватывает ее всю из текста. При таком чтении глаза движутся не горизонтально, а вертикально, и скорость чтения значительно растет. Проверьте себя, посмотрите, сколько цифр можете прочитать вы.

Третье упражнение

С его помощью вы натренируете скорость поиска слов, что не менее важно для скорочтения. Одним из его принципов является ориентировка по опорным словам. Ведь очень во многих текстах информативность оказывается достаточно низкой, а самую важную информацию приходится долгое время искать.

Для выполнения этого упражнения вам потребуется кто-то из круга вашего общения. Выберите толстую книжку, которую вы не читали, и пусть ваш помощник найдет предложение, прочитает его вам и запомнит для себя где оно было (страницу и примерную строчку). Далее возьмите эту книжку сами и как можно быстрее найдите это предложение. Повторяйте до тех пор, пока предложения не начнут находиться с заметно возросшей скоростью. Периодически меняйте книгу. Вы также постепенно будете тренировать свою память: ведь постепенно вы начнете ориентироваться в книге, запоминая, что и на какой странице находится. Это может быть еще одним упражнением для развития памяти.

Четвертое упражнение

Это упражнение нацелено на вычленение важной информации из текста. Загадайте себе слово, существительное, прилагательное или глагол, и по всему тексту от начала до конца найдите его. Можете подчеркивать нужные слова, а впоследствии перепроверить себя и посмотреть, сколько слов вы упустили.

Пятое упражнение

Работает все с той же целью: фильтрация информации. Очень удобно заниматься этим тем, кто владеет иностранным языком, но если вы понимаете только свой родной язык, оно тоже будет действовать. Возьмите газетную статью. Можно небольшую для первого раза, и пробегите ее глазами, находя иностранные слова, значение которых вы понимаете смутно либо совсем не понимаете. Таким образом вы учитесь находить новую информацию, которая и является важной. Слова, значение которых вы не знаете, выпишите и посмотрите в словаре. Фактически вы убиваете сразу двух зайцев: учитесь быстро читать и пополняете словарный запас.

Чтение можно отнести к 11 занятиям, которые улучшают настроение и помогают несколько забыть о реальности. Оно развивает фантазию и учит морали. Читайте больше книг и не забывайте нажимать на кнопки и

15.06.2016 15:15

gurutest.ru

Обучение скорочтению. Основные варианты обучения

Зачем нам обучение скорочтению, спросят некоторые. Позвольте спросить, сколько непрочитанных книг пылится у вас на полке? А сколько вы бы хотели прочитать, но не доходят руки? Когда-то я была в ситуации, что читала одну книгу целый месяц или два-три месяца. Каждый день по часу и так почти целый месяц. Какой кошмар! После этого и читать не хочется.

А сейчас книга за 2 дня, причем читаю по 30-40 минут в транспорте. То есть в 20-30 раз быстрее. Неплохо, да? 

В наше время быстро читать — это уже норма каждого успешного человека. Век такой, время такое. Вопрос в том, насколько легко и быстро можно обучиться методике скорочтения. Кто-то осваивает ее месяцами, кто-то боится приступить, потому как услышал много нелестного о методиках, что часто совершенно беспочвенно.

 

Что я могу сказать? Навык необходим. И тут есть несколько вариантов, каждый по-своему хорош.

Обучение скорочтению бесплатно самостоятельно

На обширных просторах интернета множество книг, статей и открытых курсов. Сейчас все можно найти, бесплатно и легально. Кстати, у меня есть целый обзор книг по скорочтению — все для вас.

Что хорошо в этом варианте?

  • Такое обучение скорочтению будет очень экономно. Большая часть материалов достанется вам бесплатно или за небольшие деньги, если вы купите книги.
  • Вы самостоятельно можете выбрать для себя методы и упражнения, которые подойдут именно вам.
  • Вы можете выбрать комфортный режим тренировок, в котором вам не нужно торопиться, успевать за группой, ездить-куда-то или ждать вебинаров. Нет никаких внешних влияний: делаете тогда, когда можете.

Плюсы существенные. Если вы хорошо себя организуете, у вас сильная мотивация и сила воли, то это вариант, конечно, подходит вам просто чудесно. Однако есть два ключевых минуса самостоятельного обучения скорочтению:

  • Как показывает опыт, мой и моих коллег, самостоятельное обучение очень и очень редко дает хороший результат. Большая часть людей даже разочаровывается в обучении скорочтению, попробовав заниматься самостоятельно, поскольку результат был просто нулевым. Некоторые отмечают небольшое увеличение скорости, что, конечно, хорошо, но не стоит затраченных усилий. Есть лишь единицы, у которых получается серьезно, то есть хотя бы в 3-4 раза увеличить скорость чтения. И таких людей я знаю только по словам. Лично мне не встретилось человека, получившего такие результаты от самостоятельного обучения.
  • Слабая мотивация. Скорочтение — это навык, тренируемый упражнениями. Если общие подходы и установки о чтении мы можем усвоить из книг, то на упражнения у нас часто нет сил, времени, желания. Так легко пропустить тренировки из-за «более важных дел», легко забросить, едва начав. Увы, это свойственно любому самостоятельному обучению.обучение скорочтению

Обучение методике скорочтения: оффлайн программы

Отличный и (в противоположность самостоятельному) очень действенный результат — это обучение методике скорочтения на живых групповых курсах. Когда вы приходите и в интенсивном режиме вживую обучаетесь у квалифицированного тренера. Что хорошего в данном способе?

  • Высокая вероятность хорошего результата. Опытный тренер способен довести вас действительно до хорошего результата и реально увеличить вашу скорость чтения и понимания текста. Время и деньги в этом случае будут потрачены не зря.
  • У вас будет отличная внешняя стимуляция. Вам нужно будет успевать работать с группой, выполнять задания, упражнения. В компании всегда легче найти силы на упражнения и сложнее найти себе оправдания. Многим нужны небольшие пинки, чтобы двигаться вперед.
  • Раздаточные материалы живых курсов — это безусловный плюс. Большинству людей гораздо удобнее иметь на руках тетради, методики, таблицы и прочие печатные материалы, чем читать все с экрана монитора. После курсов часто остается множество материалов, с помощью которых можно тренироваться самостоятельно дома.

Минусы у такого варианта обучения, безусловно, есть.

  • Высокая стоимость. У живых курсов в стоимость помимо работы самого тренера, его команды входят и стоимость материалов, стоимость аренды зала, оборудования и тп. Безусловно, это значительно увеличивает стоимость  участия.
  • Негибкость режима обучения. Вам необходимо приезжать в определенное время, в определенное место. В случае, если вы пропускаете занятие, как правило, его нельзя  заново провести или перенести.
  • Негибкость программы. Поскольку на живых мероприятиях занятия проходят в группе, то индивидуальная корректировка под ваш темп практически невозможен. Тренер не может также изменить программу под вас, подобрать индивидуальные упражнения или убрать разделы, мало подходящие для вас.

обучение методике скорочтенияОбучение скорочтению онлайн

Дистанционное обучение скорочтению во многом совмещает плюсы предыдущих вариантов.

  • У хорошего тренера высокая вероятность получить хороший результат
  • Нет необходимости ездить на занятия, все можно выполнять дома
  • Часто дистанционные курсы можно просматривать в записи в удобное время. Эта гибкость очень нужна в современных условиях динамичного мира.
  • Стоимость таких программ ниже аналогичных оффлайн программ
  • Внешняя стимуляция, поскольку тренеры и кураторы периодически контролируют ваши успехи, подсказывают. Вы работаете в группе, общаетесь с другими учениками. Все это придает дополнительной мотивации.

У меня есть подборка курсов скорочтения у различных авторов, можете ознакомиться и выбрать себе учителя, подходящего по духу, стилю и стоимости. И все же даже такой тип обучения имеет недостатки.

  • По-прежнему нет индивидуального подхода. Столь сложный комплексный навык как умение работать с информацией сложно преподавать в большой группе, необходим индивидуальный подход и индивидуальные решения для каждого человека.
  • От дистанционных курсов не остается печатных материалов, а многим из нас удобнее работать с печатными, а не электронными версиями рабочих тетрадей, текстов, таблиц.

обучение скорочтению онлайнКаким я вижу максимально удобный вариант обучения скорочтению?

Попробовав разные варианты я, как тренер, остановилась на индивидуальном дистанционном обучении. И я лично считаю, что это максимально удобный формат для каждого ученика. Обучаясь по индивидуальной программе вы получаете:

Все видео-уроки, записи вебинаров, интеллект-карты, таблицы, специальные тексты для упражнений и множество других материалов.

Специальный план обучения, который расписан детально по шагам и даже дням. Вы можете ориентироваться на него как на базу, но самостоятельно корректировать под себя, изучать уроки в удобное время. Я за гибкость.

Я, как тренер, в индивидуальной работе буду следить за вами, помогать, отвечать на вопросы и стимулировать. У вас будет индивидуальная поддержка и помощь.

Вы получаете дополнительные материалы (не входящие в сам тренинг), если вижу, что вам это необходимо, чтобы вы получили максимальную пользу, а также корректировать, убирать или менять упражнения, если они вам не подходят.

Стоимость аналогична дистанционным курсам

И, что очень важно, вы можете получить печатные материалы (большую рабочую тетрадь с подсказками, планом упражнений, текстами на проверку), печатные цветные таблицы Шульте для тренировок. Все это высылается вам на почту и остается с вами.

Все это сделано для того, чтобы вы получили максимальный результат, чтобы обучение было результативным для вас. Где найти такую программу? Лично я создала ее и аналогов пока не вижу. Есть программы похожие, но либо сильно дороже, либо без печатных материалов.  Подробнее о программе обучения скорочтению можете узнать здесь.

Я надеюсь, эта статья помогла вам сделать выбор в сторону того или иного варианта. Каждый из них имеет свои особенности и только вам решать, что лучше всего подходит именно вам.

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

razvitie-intellecta.ru

Скорочтение: упражнения для детей в домашних условиях

Ваш ребенок медленно читает и плохо усваивает материал? На него постоянно жалуются учителя? Помогут исправить ситуацию и повысить скорочтение упражнения для детей, которые можно разработать самостоятельно либо воспользоваться уже готовыми примерами.

Когда начинать обучать скорочтению ребенка?

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители, решившие привить своему ребенку навык быстрого чтения, – в каком возрасте начинать обучение. Здесь мнения специалистов несколько расходятся. Одни утверждают, что начинать тренировки необходимо с раннего дошкольного возраста. Другие же яростно настаивают, что научить ребенка правильно читать невозможно до 14 лет.

На самом деле практиковать скорочтение в домашних условиях можно примерно в середине этого цикла, когда ребенок уже умеет воспринимать текст «правильно». «Зачем так усложнять?» - спросите вы. Ответ состоит в самой сути скорочтения. Его основа строится на четырех китах, таких как:

  • умение различать буквы, составлять из них слоги и слова;
  • навык правильного восприятия прочитанного;
  • способность опускать лишнее;
  • правильное запоминание и восприятие прочитанного материала.

Читайте также:

А чтобы все четыре компонента гармонично сочетались между собой, ваш ребенок уже должен более-менее работать с текстом. Исходя из этого, логично было бы предположить, что оптимальный возраст для изучения техники составляет от 7 до 10 лет. Конечно, при этом стоит учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, его интересы, усидчивость и прочее.

Часто допускаемые ошибки в обучении

Необходимо отметить, что при обучении скорочтению дома многие родители, воодушевившись идеей, допускают элементарные ошибки. А ведь сама техника подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому обратите внимание на следующие аспекты:

  • Ваш ребенок запомнит только лишь внешний вид и название буквы, но никак не ее произношение. Например, если вы скажите что буква «Б» это «БЭ», то так и будет воспринято. В результате вместо слова «баба», он будет читать «БЭЭААБЭЭАА».
  • Сразу учите правильно сочетать несколько букв и образовывать слоги. Недопустимо, чтобы ребенок читал слово, произнося по отдельности каждую букву, например Б-А-Б-А. Правильно будет, если он прочитает так: Баааа-бааа.
  • Старайтесь пресекать все попытки артикуляции или шевеления губами во время чтения текста «про себя». Специалисты считают, что так дети слишком долго задерживаются на одном месте, упуская при этом суть предложения.

И главное в технике скорочтения – желание научиться быстро и качественно воспринимать напечатанный текст. Вы как родитель не должны заставлять ребенка заниматься «из-под палки», лучше пусть ваше чадо читает меньше, но делает это с удовольствием. Педагоги выяснили, что три занятия по 5 минут принесут гораздо больше пользы, нежели упражнения, на выполнение которых ребенок затратит до 20 минут свободного времени.

Тренировка для мозга в примерах

Упражнения скорочтения для детей можно придумать самостоятельно, основываясь на ранее изученных техниках, или же воспользуйтесь специально разработанными примерами педагогов. Важно все время придерживаться выбранной методики, а не менять ее каждый день. Так ваш ребенок лучше освоит пройденный материал. Предлагаем вам несколько удачных примеров для тренировки мозга.

«Найди пару»

Это упражнение можно вводить в обучение начиная с раннего возраста, но при условии, что ребенок уже знаком с буквами, звуками и слогами. Суть задания такова:

  1. Перед малышом разложены небольшие карточки, на которых напечатаны слоги.
  2. Взрослый объясняет ребенку задание: нужно разложить карточки в таком порядке, чтобы в итоге из них получилось коротенькое слово, например, во-да, ма-ма, не-бо.
  3. По мере успешности обучения задание усложняется: добавляются новые карточки и слова, состоящие из трех или более слогов.

Важно, чтобы ваш ребенок уже видел ранее или был знаком с предложенными к составлению словами. Ведь сам принцип упражнения построен на том, чтобы вспомнить, где то или иное сочетание встречалось ранее.

«Минутка чтения»

Это задание станет отличной мотивацией к дальнейшему обучению, а чтобы увидеть результат, нет необходимости ждать недели или месяцы - все успехи будут замены сразу же:

  1. Выберите небольшой отрывок из книги, которую вы не изучали.
  2. Засеките время и предложите ребенку внятно прочитать несколько предложений в течение 1 минуты.
  3. По сигналу таймера чтение останавливается, а конечный результат помечается карандашом.
  4. Затем время вновь засекается, и ребенок начинает читать с начала текста. Наверняка со второй попытки количество прочитанных слов будет немного больше.

И помните: всякий раз, когда ваше чадо достигает успеха, его нужно обязательно похвалить, а иногда можно и поощрить вкусной конфеткой.

«Слова-анаграммы»

Этот вид упражнения стимулирует зрительную память и мышление, учит анализировать правильность составления слова, быстро находить допущенные в тексте ошибки и исправлять их:

  1. Напечатайте на листе бумаги небольшой отрывок из текста, намеренно переставив в словах буквы или пропустив несколько гласных.
  2. Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их, читая предложение вслух.
  3. При необходимости чтение одного предложения можно повторить несколько раз.

Как вариант, в предложении можно менять местами не сами буквы, а целые слова. Например: «Мама за хлебом Олю в магазин послала», «На торт день рождения вкусный был» или «Переходи дорогу зеленый на свет».

«Зрительный диктант»

В завершение можно провести небольшой визуальный диктант. Вот как это делается:

  1. Вам понадобится лист плотной бумаги и напечатанный в книге текст.
  2. Прикройте тест так, чтобы ребенок видел лишь первое предложение.
  3. Засеките на часах 8-10 секунд, чтобы ваш ребенок прочитал написанное, а затем закройте все буквы чистым листом.
  4. Попросите ребенка дословно написать то, что он перед этим увидел, а потом переходите к новой строчке.

Здесь важно, чтобы обучающийся четко понял суть задания и не спутал диктант с написанием изложения.

Читайте также:

При обучении ребенка навыкам скорочтения обязательно отмечайте все его успехи бурными аплодисментами, похвалой, комплиментами или приятными вкусными подарками. Ваши обычные занятия не должны стать рутиной. Пусть у детей от них останется хоть и небольшое, но ощущение праздника. Только так подрастающее поколение захочет повторить уроки. Вам же хотим пожелать терпения и выдержки!

ladyspecial.ru

Скорочтение . Методики и упражнения по скорочтению

В век современных технологий и вечной спешке, не хочется терять ни минутки, ни секунды своего личного времени. Вот взрослые и стараются везде все успеть, и приучают к такому ритму и своих детей. Последним новшеством нашего мира стало скорочтение. Да, это  нечто похожее на занятия по технике чтения в младших классах, но и не совсем то. Это другое понятие, помогающее детям и взрослым быстро читать и одновременно воспринимать прочитанное.

Что же из себя представляет процесс быстрого чтения или скорочтения? В младших классах дети читают еще не очень хорошо, сбивчиво, медленно. Некоторым, конечно, это умение дается легче, и они быстро приспосабливаются, увлекаются и им просто осваивать любую информацию, которую нужно прочесть. Но обыкновенно каждый родитель рано или поздно задумывается над тем, как обучить читать ребенка быстрее, как развить в нем такие способности? И для того, чтобы помочь родителям в этом нелегком деле, сегодня мы обсудим полезные рекомендации, познакомимся с историей этого умения, обсудим его плюсы и минусы в детской жизни и дадим конкретные упражнения и методики скорочтения.

child-684604__340_500x335

Хорошо и быстро читающие дети обыкновенно имеют развитую память, у них грамотно построенная речь, и они могут понятно и правильно построить пересказ прочитанного. Кстати, пользу от скорочтения выявили и педагоги, проводившие практические исследования в младших и старших классах. Они отметили, что старшеклассникам, умеющим в детстве быстро читать и хорошо пересказывать прочитанное, учеба давалась значительно легче, а успеваемость у них была в разы выше.

Кое-что из истории скорочтения

Самые первые мысли и идеи о том, что технику чтения можно совершенствовать, начали появляться еще в начале прошлого века. Это произошло с развитием нашего мира, с увеличивающимся потоком информации, который человечеству нужно было осваивать и распространять. Первые серьезные разработки и пособия стали появляться как в России, так и за границей. Однако слишком известными и широко применяемыми они не становились.

portrayal-89193_960_720_500x331

Все стало стремительно изменяться в середине прошлого столетия. В конце 1945 года Эвелин Вуд, учащаяся на специальность педагога, отправила большую по размеру статью известному профессору Лису. Он в свою очередь очень быстро прислал ответную рецензию. Эвелин очень удивилась, ведь по размеру статья, действительно, была огромной, а здесь такой быстрый и, главное, достойный грамотный ответ. Несомненно, статья был прочитана от и до, и проработана. Удивившаяся девушка стала наблюдать за подобными «быстрыми чтецами», и занятие ее увлекло на несколько лет. За этот период она видела более пятидесяти человек, которые точно также, как и профессор, быстро изучали любой печатный материал, и изумительно быстро отвечали на него. За время своих наблюдений, Эвелин отмечала особенности поведения этих людей, и особенности  самой подмеченной тактики, вот лишь некоторые из них:

  • У всех «быстро читающих» глаза по книжной странице двигались вертикально, а не горизонтально. И вниз. А не слева направо, как при обыкновенном чтении;
  • Читаются сразу или несколько слов или даже фраз;
  • Прочитанный текст практические не повторяется. То есть читается один раз.

Навыками скорочтения обладали такие известные люди, как Иосиф Виссарионович Сталин,  Александр Сергеевич Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер, Карл Маркс.

Нужно ли учиться скорочтению и для чего?

В век информационных технологий вся подача и изучение информации очень поменялось. Что и говорить, насколько все стало не просто, если малыши сдают свои первые экзамены уже в первом классе?!

Представляете, по последним данным, опубликованным учеными, человечеством  в 2007—2010 году было сгенерировано более двухсот миллиардов гигабайт информации!

В современном мире не достаточно один раз за всю жизнь отучиться в университете и защитить диплом. Необходимо постоянно обновлять свои знания, если хочешь работать по своей специальности. Для чего еще нужно скорочтение? Как запоминать больше сегодняшним детям, на чьи головы свалилось это безумное количество разнообразной информации?

Вот как раз это умение и поможет решить проблемы восприятия и обработки знаний. Если вы и ваш ребенок освоите умение быстро читать, то вы сможете заметить, насколько легче вам стало разбираться с новыми фактами, техникой, у вас появятся новые увлечения, о которых вы также будете черпать знания в книгах, в Сети… Возможности безграничны!

people-2595510_1920_500x333

Для того, чтобы освоить быстрое чтение, нужно как минимум:

  • избавиться от внутренней артикуляции (проговаривании слов)
  • использовать широкий угол зрения (охватывать бОльшую часть страницы)
  • ставить четкую задачу чтения, т.е. понимать и осознавать что и зачем вы читаете

Еще одна причина учиться быстрому чтению – побороть внутреннюю зажатость и стеснительность. Ведь читая и знакомясь все с большим количеством информации, ребенок осваивает больше знаний, он становится более общительным, точнее проще раскрывается для этого общения. У него в голове очень много уже «готовых, освоенных» фраз, которые он может применять по своему желанию в обычной жизни.

Помогает скорочтение и в правописании. «Перелопачивая» кучу информации, книг, текстов и статей, ребенок механически запоминает правописание. Это касается, кстати, не только детей. Мы, взрослые, тоже зачастую визуально встречаясь с часто повторяющимися фразами и словами, определенными сочетаниями знаков препинания, тоже запоминаем их, и в дальнейшем пишем так, как правильно.

Методики скорочтения бывают самыми разными. Давайте рассмотрим наиболее известные и самые применяемые из них:

Фоточтение

Фоточтение- весьма нестандартная методика чтения. На первый взгляд, кажется, что самого чтения в ней и нет. Однако, все совсем не так.

Чтобы приступить к фоточтению, нужно пройти ряд последовательных этапов:

  1. Подготовиться. Найти время и место для чтения, успокоить мысли и настроиться на процесс.
  2. Знакомство с книгой. Сюда относиться прочтение названия, оглавления, введения и беглый просмотр оглавления.
  3. Фоточтение — перелистывание книги со скоростью 1-2 секунду на страницу.
  4. Скорочтение — акцентирование внимания на особо интересных моментах. Погружение в книгу.

Процесс фоточтения активизирует подсознание, которое в это время непосредственно фотографирует содержимое книги в памяти.

Однако, фоточтение — это не просто перелистывание книг, а нечто большее.После фоточтения требуется определить свое отношение к прочитанному, аи возможно, дополнительно перечитать некоторые моменты из текста.

Диагональное чтение

Диагональное чтение предполагает расчленение страницы текста на куски и просматривание по диагонали — с левого верхнего угла в правый нижний. При этом нужно «выхватывать» значимые слова текста, опуская определения и описания.

Особенность метода заключается в том, что при постоянной тренировке, со временем вы перестанете читать слово, а будете воспринимать его целиком, как картинку. Это отличный способ регулярно пополнять свой словарный запас.

Развитие угла зрения при чтении

Осваивая скорочтение, невероятно важно расширить поле зрения текста. Ведь чем больше текста мы охватываем, тем быстрее читаем. Для этого широко используются таблицы Шульте. Они есть разной сложности и вполне применимы, как с самыми маленькими начинающими читателями, так и взрослыми.

Основная суть таблиц Шульте. В данных таблицах изображены не слова и даже не буквы, а числа, в основнос, от 1 до 25. Но расположены они в разбросанном по полю порядке.

1_500x457

Работать с такими таблицами, можно придумывая, как для себя, так и для детей, совершенно разные задания. Например:

  • Найти все числа по порядку от 1 до 25.
  • Найти все числа в обратном порядке от 25 до 1.
  • Найти все четные числа по порядку
  • Найти все нечетные числа

Занимаясь по таблицам Шульте, можно соревноваться с самим собой, например, засекая время, и стремясь каждый раз улучшить свой результат.

Найди загаданное слово

Возьмите любой текст, желательно незнакомый читателю. Пусть напарник, друг или родитель, найдет в нем какое-нибудь слово и назовет. Читателю необходимо как можно быстрее вычленить это  слово из текста, найдя его. Это упражнение можно превратить в игру с детьми: сначала вы им даете задание, а потом они вам.

books-2863724_960_720_500x333

Книга наоборот

Прочитать любую понравившуюся книгу. Дойдя до последней страницы, прочитать книгу в обратном порядке. Получается немного непонятно, немного сбивчиво, немного весело, но делая это периодически, развивается память и улучшается техника чтения.

Игра на чтение с детьми.

Необходимо сделать не более 10 карточек со словами. Затем разрезать их в хаотичном порядке и работать с ними: а) по принципу пазла — на скорость собрать как можно бОльшее количество слов; б) по предложенному началу или окончанию слова, попросить ребенка придумать или вспомнить слово.

Чтение-игра на ориентирование по тексту.

Ребенок начинает читать по стартовому слову взрослого «Вперед». Затем взрослый говорит «Стоп» и ребенок прекращает читать, при этом закрыв глаза. Через некоторое время снова звучит «Вперед» и малышу следует продолжить чтение с того места, на котором он остановился.

Игра «Путаница».

На карточках записаны слова из предложения. Карточки следует перемешать и предложить ребенку собрать целостное значимое предложение.

Игра «Сбежавшие буквы».

Необходимо напечатать текст, пропустив в нем буквы (впоследствии усложняя это упражнение, пропуская слоги, предлоги и некоторые слова). Ребенок должен прочитать текст, интуитивно вставляя пропущенные слова. Эта игра непосредственно учит беглому просмотровому и при этом вдумчивому чтению.

Игра «Буквы поссорились»

Игра строится по принципу составления предложения из слов, только на этот раз ребенку предлагается слово, в котором буквы переставлены местами. Задача: найти нужное слово и разместить буквы в правильном порядке.

Упражнение «Поиск»

На карточке из картона проведите четкую линию тоненьким карандашом, а потом под нее впишите печатные буквы. Лучше всего писать сразу слово. Небольшое и самое простое. Задача малыша  — быстро посмотреть на буквы и скорее назвать слово, которое за ними спряталось.

Большую пользу несут любые игры с буквами. Это и кроссворды, и филворды, и игры в «Города» и слова.

Также для освоения навыка скорочтения, прекрасными помощниками станут любые игры на развитие памяти и внимания.

Для концентрации внимания и развития мышления невероятно полезно разгадывать загадки. И польза их очевидна не только для детей, но и для взрослых тоже.

Какой бы вы не выбрали метод, какое бы упражнения вам бы ни понравилось – главное в занятиях, это регулярность. Самой желаемой целью и мотивацией для вас должен быть тот факт, что вы и ваш ребенок сможете обрабатывать информацию любого характера за более короткий срок.

И не забывайте хвалить ребенка при любых успехах!

Видео ниже подытижит сказанное выше. Предложенные здесь лайфхаки доступны каждому желающему:

Поделитесь в комментариях своими личным опытом в освоении чтения вами и вашими детьми. Так хочется, чтобы поколения объединяла любовь к чтению и знаниям.

С теплом,

Людмила Поцепун.

Загрузка...

tsvetyzhizni.ru

Скорочтение упражнения для тренировок в домашних условиях.

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Бытует мнение, что люди, которые владеют методом скорочтения, поглощают книги так быстро, что просто не успевают все запоминать, а тем более усваивать. Нам с вами предстоит рассеять эти ложные слухи, освоив методы скорочтения в домашних условиях, и доказав себе, а заодно соседу, что скорочтение улучшает память и качество усвоения информации.

Если помните, в статье «Как научиться быстро читать» мы рассмотрели несколько способов, как освоить скорочтение. Упражнения, которые я приведу ниже, помогут вам достичь на этом поприще еще более весомых успехов.

Точка опоры

точка опоры х

Для начала научимся определять опорные слова и фразы, то есть слова, которые имеют отношение к теме статьи. Можете мысленно «выделять» их другим цветом на своем внутреннем экране. Остальные слова пропускайте. Вы заметите, что пропускать приходится довольно много, примерно половину текста, а то и больше. Благодаря пропуску ненужных слов мы увеличим скорость чтения, а с помощью опорных слов будем лучше запоминать то, что прочитали.

Боремся с артикуляцией

Следующие упражнения по скорочтению помогут вам лучше справиться с таким недостатком, как артикуляция.

  1. Возьмите карандаш и, захватив его зубами так, чтобы он не соприкасался с губами и языком, читайте  текст;
  2. При чтении тренировочного текста непрерывно произносите какой-либо слог. Например, ТА-ТА-ТА-ТА. По окончании чтения обязательно проверьте, как усвоили содержание прочитанного. Попробуйте пересказать;
  3. Читаем текст, сильно прижав палец левой руки к сомкнутым губам.

Тренируем память

В развитии навыка быстрого чтения большую роль, если не главную, играет зрительная память. Посудите сами. На большой скорости мы выхватываем опорные слова, не останавливаясь и двигаясь все дальше. Если наша память при этом не будет стремиться так же быстро все запоминать, чтобы в последствии обработать, то чтение будет бесполезным занятием.

Я думаю, с маленькими словами (не более 6 букв) у вас проблем не будет, они сами запомнятся. А вот как научиться запоминать большие слова? Предлагаю сделать такое упражнение.

Приготовьте заранее карточки. На картонных листах напишите длинные слова, которые достаточно часто можно встретить в различных текстах. Можно вместить по 2-3 слова на одной карточке. Очень хорошо, если под этими словами будет размещена картинка, отражающая содержание этих слов.

При выполнении упражнения бросаем на мгновение взгляд на карточку, закрываем глаза и по памяти называем слова, которые были вписаны. Данное задание рекомендуется выполнять каждый день по 10-15 минут.

Пришел – увидел – прочитал!

гай юлий х

От этого навыка напрямую зависит наша техника скорочтения. Упражнения, которые я приведу далее, помогут вам очень быстро, почти мгновенно, находить в просматриваемом тексте самые важные кусочки. Не более трех на лист. Прочитал – и двигайся дальше. Вперед и вперед!

Тренинг данного навыка состоит из 2 частей:

  1. Зоркий глаз. Поставив перед собой какой-нибудь предмет, разглядываем его 5 секунд, закрываем глаза. Пытаемся вызвать картинку предмета в памяти во всех деталях. Открываем глаза, сравниваем наши представления о предмете с реальным образом, отмечаем ошибки. Находим 3 детали, которые нам не удалось вспомнить. Закрыв глаза, представляем объект более подробно. И так далее. До 5-7 подходов.
  2. Умелый чтец. Быстро сканируя взглядом текст (за полминуты), найти ровно 3 главные фразы, самые важные по смыслу. С закрытыми глазами визуализируем перед собой эти фразы-образы. Открываем глаза. Сканируем вновь, 30 секунд, вылавливаем еще тройку фраз. Визуализируем. Сделать 4 подхода.

Строго вертикально

Обязательно научитесь читать вертикальным методом. Двигаясь сверху вниз по строчкам, ваши глаза будут не только выигрывать в скорости по сравнению с обычным способом чтения, но и меньше уставать, так как все лишние движения будут сведены к минимуму. Чтение «по вертикали» подразумевает собой наличие особого навыка – умения видеть всю строчку текста целиком, а лучше 2-3 и более строки. Это так называемое широкое поле зрения.

Поле зрения

Классическим упражнением развития поля зрения считается работа с таблицами Шульте, ее мы рассмотрели в отдельной статье. А сейчас я вас познакомлю с другими, не менее важными методами:

  1. Читаем стихи. Подбираем стихотворение как можно с более короткими строчками, сначала не более 15-20 символов. Следует читать, фиксируя взгляд на каждой строчке, пытаясь увидеть четко как первое, так и последнее слово. По мере тренировки стихотворные строчки будут увеличиваться в длине.
  2. Челнок. Выполняется под музыкальное сопровождение. Берем текст и в быстром темпе читаем первое и последнее слово каждой строки. Только эти слова, остальные пропускаем.
  3. Окно. Подойдите к окну. Что вы видите? Улицу, соседний дом, тротуар. Обратите внимание, как расфокусированы ваши глаза, пока вы рассматриваете предметы за окном. Теперь смените объект наблюдения. Посмотрите на текст, который вы только что читали. Удается ли удерживать глаза в расслабленном состоянии? Поочередно переводя взгляд с окна на книгу и обратно, добивайтесь расслабленного взгляда, именно в таком состоянии вы сможете увидеть всю строчку.

Подстегиваем мышление

тройка х

Техника быстрого чтения нацелена на умение быстро выискивать самое главное, самую суть, пропуская при этом целые куски нудного и скучного текста, так называемую «воду» – то, что нам не надо. При таком режиме работы мышление должно действовать молниеносно, анализируя в доли секунду большие объемы информации и предугадывая, что будет дальше.

Приведу два упражнения для скорости чтения, которые помогут сделать работу мозга более эффективной.

Читаем через слово

В этом задании мы будем читать только каждое третье слово в тексте, пытаясь домыслить значение пропущенных слов. Проведя тренинг таким образом, вы с удивлением отметите, что наш мозг, оказывается, умеет читать между строк. Информация усваивается гораздо быстрее, на каком-то своем, интуитивном уровне. Повысились и скорость чтения, и скорость восприятия!

Пропуск букв

А здесь вам потребуется напарник. Попросите кого-нибудь взять маркер и зачернить некоторые буквы в тексте, который собираетесь читать. Чем больше букв будет убрано –тем труднее читать. Как вариант – вычеркнуть все гласные. Прочитайте текст.

На этом сегодня все. Тренироваться каждый день – хорошо, а с тренером – еще лучше! Настоятельно рекомендую обратиться к курсу в режиме онлайн «Секреты скорочтения». Специальные методики, обкатанные упражнения, масса полезных и интересных материалов по скорочтению, все изложено доходчиво и в увлекательной форме. Курс подходит и для детей, и для взрослых. Обязательно попробуйте.

О своих впечатлениях напишите в комментариях, подписывайтесь на новости блога, рекомендуйте всем знакомым.

До скорых встреч! Ваш Юрий Окунев.

my-day.pro

Как обучиться скорочтению на компьютере самостоятельно за один месяц

До того как вы начали просматривать этот обзор, спросите у себя, хотели бы вы прочитать его в четыре раза быстрее? Скорее всего, ответ будет «Да». В таком случае вы нашли правильную статью.

Сразу уточню, это не теоретический материал, написанный по рекламному объявлению одной из методик обучения скорочтению, а практический, позволяющий за довольно короткое время освоить этот навык самостоятельно, используя компьютерную программу.

У программ обучения слепой печати и тренажеров скорочтения есть нечто общее. И те и другие развивают специальные навыки, которые обычно ни в школах, ни в высших учебных заведениях не тренируют. Однако серьезное различие заключается в том, что хороших программ для скорочтения крайне мало.

Беглое знакомство с англоязычными программами показывает, что проблемы выбора качественного тренажера «там» в принципе нет, но они не подходят для нас, поскольку хорошо развить данный навык можно только на том языке, на котором человек думает.

Платформы WindowsРазработчик BBADЦена $8Сайт readerssoft.com

Русскоязычные же программы по сравнению с зарубежными коллегами выглядят нередко как незаконченные, заниматься в которых можно только самостоятельно изучив все принципы скорочтения. Очевидно, что для большинства пользователей такой подход не даст результата. Здесь необходима комплексная программа, которая буквально за руку проведет пользователя от начала и до конца обучения. Лучшей, на мой взгляд, в этом плане является Best Reader.

Перед тем как перейти к программе, необходимо поговорить о самом скорочтении. Сразу подчеркну, что на эту тему встречается много противоречивых мнений, поэтому все, что будет сказано ниже, является субъективным мнением автора.

Часто можно услышать, что многие известные люди прошлого чисто интуитивно понимали принципы скорочтения и обучались ему самостоятельно. А для того чтобы освоить этот навык необходимо тренировать свой мозг сразу в нескольких разных направлениях.

Подавление субвокализации

Один из главных принципов скорочтения. Заключается в отказе от произношения слов вслух, от движения языком во время чтения, и от проговаривания слов в голове.

Подавление может достигаться несколькими упражнениями. При повышении скорости чтения говорить слова вслух становится все сложнее и сложнее, и вы отучаетесь от этой вредной привычки самостоятельно, хотя и очень медленно.

Простые, но рабочие приемы следующие: прослушивание музыки, прижимание языка к зубам или нёбу, зажимание ручки зубами, прикладывание пальца к губам в виде жеста «тише». Лично мне наиболее полезным показался последний прием. Также на курсах часто используют технику постукивания со сбивающимся ритмом, однако ее использование в домашних условиях менее удобно по сравнению с предыдущими методами.

Увеличение поля зрения

Достичь высокой скорости чтения обучившись лишь одному навыку невозможно, поэтому увеличение поля зрения является таким же важным упражнением как и отказ от проговаривания текста.

Забегая вперед скажу, что таблицы Шульте, необходимые для развития периферийного зрения уже встроены в программу Best Reader, однако перед ее запуском я разогревался десятком классических таблиц Шульте, наиболее удобные из которых доступны на сайте 4brain.

Во-первых, там есть генератор таблиц, так что они не будут повторяться, во-вторых, при желании всегда можно оценить свою скорость, используя таймер. Тем не менее, счетчик времени я бы советовал запускать лишь изредка, а основное время тренироваться без него, поскольку прыгающие на экране цифры отвлекают от таблиц.

На указанной странице уже отлично описана методика работы с таблицами Шульте, но вкратце она заключается в том, чтобы удерживать взгляд на центральной цифре и с помощью бокового зрения находить все числа от 1 до 25. Рекомендую решать эти таблицы перед каждым запуском Best Reader в течение 5-10 минут.

Если со временем таблицы Шульте 5х5 покажутся вам слишком простыми, на той же странице есть ссылка на более сложные версии, в которых клетки раскрашены разными цветами. Я их не использовал, но возможно вам они покажутся полезными

Отказ от возвратов

Регресс – это термин в скорочтении, обозначающий возврат к только что прочитанному тексту. Такое желание возникает в двух случаях. Либо вы замечтаетесь и пропустите смысл нескольких предложений, либо в режиме обучения перестанете успевать осмысливать некоторые части текста. Это вполне нормально, и на этапе обучения будьте готовы к тому, что иногда текст будет пролетать мимо вас быстрее, чем вы сможете понять его содержимое. Это научит вас лучше концентрироваться, а также дополнять пропущенную информацию сведениями, полученными из других частей текста.

Для того чтобы помогать себе на первых порах можно вести пальцем по строке. В Best Reader то же самое реализовано выделением текста черным. Этот прием работает потому что наши глаза устроены таким образом, что им сложно двигаться ни за чем не наблюдая. Чтобы убедиться в этом проведите следующий эксперимент. Попробуйте взглядом начертить в воздухе круг. Скорее всего вы заметите как глаза совершают резкие движения и описывают круг неправильной формы. Теперь попробуйте начертить круг пальцем и следите за его движением глазами. Результат будет совершенно иной. Таким же образом указательный палец помогает глазам и во время чтения, но не забывайте, что это лишь обучающий прием и со временем от него нужно отказаться.

Увеличение скорости чтения

Самый понятный пункт. Обозначает увеличение скорости чтения за счет более быстрого перемещения взглядом по тексту. Развивается постепенно за счет повышения скорости прокрутки текста.

Параметр скорости настраивается в Best Reader автоматически в зависимости от ваших результатов. Каждый раз после верного прохождения тестовых заданий программа будет немного повышать скорость прокрутки текста.

Вопреки распространенным мифам и интуитивным представлениям, высокая скорость чтения не снижает концентрацию, а в тандеме с подавлением субвокализации и отказом от возвратов повышает ее.

Какие результаты стоит ожидать

Наверное, самый интересный вопрос. Начнем с фактов.

Взрослый человек в среднем читает со скоростью 900 символов в минуту. Эта цифра варьируется от источника к источнику, но в целом подтверждается различными исследованиями, и хороша для нас еще и тем, что именно с нее начинается обучение в Best Reader.

На сайте Best Reader можно найти следующую информацию – наихудший известный результат за две недели обучения на тренажере составил 2850 с/м. Также на сайте есть информация о том, что в Best Reader заложена возможность развития скорости чтения до 6000 с/м.

Пускай вас не смущает тот факт, что Best Reader поддерживает скорость вплоть до 10000 с/м. Сейчас мы говорим о средних результатах, которых достигнут по-видимому 90+ процентов пользователей, а более высокие скорости добавлены в программу для задела, либо для небольшого числа одаренных индивидов.

Пускай вас также не смущает то, что некоторые методики обучения скорочтению обещают куда более высокие результаты, например 10000 с/м. На мой взгляд – это рекламный ход и таких скоростей опять же достигнут либо особо одаренные уникумы, либо люди тренирующиеся на протяжении длительного времени. Некоторые источники заявляют, что информация на скорости выше 6000 с/м уже не воспринимается человеком нормально и после этого значения начинается некоторый компромисс между скоростью и пониманием.

После 3-4 недель занятий мои результаты в Best Reader составили 4000-5000 символов в минуту. Скорость зависит от текста и его форматирования. Например, в начале каждого упражнения текст отображается узкой строкой приблизительно в три слова шириной и читать всю строку необходимо целиком переводя затем взгляд дальше. Наверное, это полезно на фазе обучения, но неудобно. Когда строка растягивается как в обычной книге, и на ней можно делать 2-3 остановки взглядом скорость чтения заметно повышается. Видимо это связано с тем, что перемещать взгляд и останавливать его на нужном фрагменте текста в горизонтальном направлении гораздо проще и быстрее чем в вертикальном.

Немного о приятных последствиях обучения скорочтению. После того, как вы начнете читать повышенной скоростью, объем книг будет восприниматься совершенно по-другому. Например, при скорости 4000 с/м типичную книгу в 250 страниц можно прочитать за два часа. То есть за один вечер, даже не сильно напрягаясь.

Сколько нужно заниматься

Один урок, по результатам которого в Best Reader будет оценен ваш прогресс и переход на следующий уровень занимает приблизительно час или немногим более. Однако, как я уже говорил, попробуйте также решать таблицы Шульте перед запуском программы в течение 5-10 минут.

Рекомендуется заниматься каждый день минимум в течение двух недель. После этого срока вы вряд ли остановитесь, поскольку почувствуете, что получили от программы еще не все. Продолжайте заниматься в течение еще двух недель для улучшения и закрепления результатов.

Схема занятий

Схема занятий довольно проста и понятна, поскольку программа буквально поведет вас за руку и стрелками будет показывать какие настройки (скорость чтения, ширину строки) надо менять и на какие значения. К тому же на сайте есть подробный раздел Как пользоваться программой.

В рамках одного занятия вы будете проходить упражнения направленные на увеличение скорости чтения, на расширение поля зрения и на отучивание от регрессов.

В каждом занятии также будет несколько тестов, по результатам которых скорость прокрутки текста или ширина строки будет увеличиваться. Не гонитесь за этими показателями с первого же упражнения, они придут постепенно. Читая тексты, старайтесь концентрироваться на содержании, чтобы правильно ответить на контрольные вопросы. Если ошибетесь хотя бы в одном из 5 проверочных вопросов – не перейдете на следующий уровень и будете топтаться на месте.

Среди обычных (не тестовых) заданий есть упражнения на чтение. В этом режиме программа предлагает выбрать один из подготовленных рассказов. Рекомендую перед загрузкой файла смотреть на его размер в КБ. Это важный момент, поскольку некоторые особенно большие файлы, содержащие много текста, на скорости 900 с/м будут прокручиваться на экране более получаса, и если по стечению обстоятельств вы попадете на них несколько раз подряд, то обучение вам быстро надоест. Поэтому начинайте с маленьких текстов и по мере увеличения скорости чтения переходите на большие.

Для того чтобы ориентироваться в том, какие тексты вы уже открывали, можете поступать следующим образом. Перед загрузкой выделите файл, нажмите F2 (переименовать) и добавьте восклицательный знак в начале имени.

Во всем остальном программа будет вам помогать, так что от вас требуется лишь немного усидчивости и терпения.

В завершение

Несколько дополнительных моментов, о которых хотелось бы рассказать.

В свое время пришлось пройти обучение слепой печати на программе «Соло на клавиатуре», и в чем-то схема обучения в этой программе схожа с обучением в Best Reader. Правда если «Соло на клавиатуре» железно гарантирует результат после прохождения всех упражнений, то с обучением скорочтению такой фокус не пройдет. Придется самостоятельно концентрироваться во время выполнения упражнений и заниматься с самоотдачей. С другой стороны, Best Reader гораздо бережнее относится к нервам. В отличие от «Соло на клавиатуре» где после ошибок иногда хотелось стукнуть клавиатурой обо что-нибудь, процесс обучения в Best Reader протекает гораздо спокойнее.

После завершения курса у вас сформируется ваше конкретное поле зрения, то есть количество символов/слов, которые вы можете охватить взглядом не двигая глазами дальше. Из этого следует, что книги в электронном виде будет читать удобнее чем печатные. На компьютере, в электронной книге или планшете вы всегда сможете подогнать ширину строки под свое поле зрения. На бумаге этот параметр фиксирован, так что если ширина строки соответствует, например, полутора остановкам взгляда, то такое чтение будет медленным и неудобным.

При скорочтении где-то на подсознательном уровне включается фильтр важности информации. То есть то, что вам кажется неинтересным, вы будете пробегать быстрее практически не замечая, но как только начнется важная информация, мозг автоматически станет запоминать факты и связывать их в целую картину, используя прочитанный ранее текст.

Скорость чтения будет значительно зависеть от содержания книги. Например, если вы никогда не интересовались столярными соединениями, то книга с соответствующей терминологией будет читаться медленнее чем художественный рассказ, в котором описание всех сцен не столько понимается вами на уровне слов, сколько воспринимается в картинках. Это не значит, что скорочтение применимо лишь к простой художественной литературе, но именно здесь оно работает лучше всего.

В этом тексте содержится приблизительно 13 тыс символов и после обучения скорочтению его можно прочитать за три минуты.

itc.ua