Любовь как химическая реакция, воспетая в искусстве. Любовь это химическая реакция


Любовь - это химическая реакция

Сексология

Антропологи из университета штата Нью-Джерси (США) провели сканирование мозга, чтобы выяснить, какие его области отвечают за чувство любви. Исследование определяло место трех типов эмоций в мозгу: вожделения страстного влечения и привязанности. Каждой эмоции соответствовали специфические химические реакции, которые активизировали мозг, когда его владельца кто-то привлекал.

Первая стадия – вожделение, связана с физическим влечением одного человека к другому. Мозг сосредоточен на положительных качествах любимого человека и игнорирует все отрицательные. На этой стадии человек старается установить связь с потенциальным партнером, его эмоции настолько сильны, что вызывают невероятную эйфорию. Если на этой стадии предмет обожания решительно отказывает своему поклоннику, то следствием может быть неадекватное отчаяние, за которым часто следует одержимость, наваждение.

На стадии страстного влечения в организме выделяются мощные химические вещества: допамин дает ощущение благополучия, фенилэтиламин повышает уровень возбуждения, серотонин создает чувство эмоциональной стабильности, а норадреналин – впечатление, что вы можете достичь любой цели. Кстати медики полусерьезно выделяют свойственный некоторым людям, «синдром Дон Жуана», которые не могут обходиться без этого восхитительного коктейля из гормонов и желают пребывать в таком состоянии всегда. Повышенный уровень гормонов обеспечивает им хорошее настроение, активность, подвижность. Но такие люди неспособны на длительные, глубокие отношения. После периода «острой» влюбленности у них не наблюдается переход в стадию стабильных отношений, и они ищут новый объект обожания.

Конечно, гормоны не стимулируют любовь, они лишь дают ей «материальную» основу: долгие бессонные ночи, бесконечные свидания, непрекращающиеся телефонные разговоры, наконец, активный секс – все это требует повышенных затрат энергии. Но со временем их выработка прекращается. Стадия страстного влечения продолжается в среднем от 3 до 12 месяцев. Это всего лишь биологический прием природы, которая хочет, чтобы мужчина и женщина дали жизнь новому человеку. Пара верит, что их сексуальные влечения идеальны. Различия влечений выявляются только после завершения этой стадии, которая перетекает в привязанность. Именно тогда люди готовы вместе растить детей. Но как только зачатие состоялось, любовный процесс, как это ни грустно, останавливается.

Вывод парадоксален: лучше быть счастливым в меру. Хорошо быть влюбленным – это повышает общий тонус организма, стимулирует творчество и работоспособность. Но когда-то нужно переходить и к более стабильным отношениям, поэтому лучше пусть вначале придет большая и светлая любовь на всю жизнь, а уже на фоне ее можно чуть-чуть влюбляться и мечтать.

По материалам сайта: www.medscape.com

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

health.sarbc.ru

это химическая реакция и выброс в организм

Архив записей в блогах:

Появись такое выступление юриста Медведева, например, к 120-летию отмены крепостного права, не сомневаюсь, что его имя шепотом и с придыханием упоминали бы в одном ряду с именами Сахарова, Солженицына, Буковского. Сегодня же медведевское ...

Делаем ставки, как скоро начнётся травля Невзорова. ...

Известно, что ноутбуки VAIO сами закачивают детскую порнографию, чтобы пользователей останавливали в аэропортах и отправляли гнить в тюрьму. Кроме того, камеры Bloggie призывают в этот мир астральных демонов. А новая Xperia Arc фотографирует владельца ...

Сегодня ужасная погода, целый день мелкий противный дождь и мерзкий холод. Но я все-таки много чего сделала. Сдала все документы на загранпаспорт, оплатила все ихние заморочки, некоторые даже смешно было оплачивать, но деваться некуда:) Забрали с ...

Интересно, не связано ли это с (возможно) грядущим перевооружением на новый автомат? Дабы нынешние АК-74М и АК-74 с изменённым УСМ смогли поступить в гражданскую продажу? Кто как ...

yablor.ru

Любовь – интимное чувство или химическая реакция?

По некоторым данным, от 15 до 50 % браков в мире распадаются по причине супружеской неверности. Внеся изменение в генетику неразборчивых в половых связях мышей, ученые все же добились того, что самцы стали сохранять верность одной-единственной самке. Хотели бы люди такого же?

Любовь – интимное чувство или химическая реакция?

Любовь – интимное чувство или химическая реакция?

Любовь, как говорят, зла, но именно этот факт подтверждает недавнее исследование испанских ученых: влюбленные теряют способность критически оценивать своего партнера, то есть видеть его недостатки. И это напрямую связано с деятельностью участков коры головного мозга.

По мнению ученой Мары Диерссен, руководителя группы Центра по изучению геномной регуляции в Барселоне, по крайней мере, это свойственно для романтической и материнской любви, при которой дезактивируются участок коры головного мозга, отвечающий за социальную оценку и эволюцию человека и активизируется участок, отвечающий за чувства.

В этом случае человек теряет способность критиковать любимых и превращается в «слепца». Центр в Барселоне проводил свои опыты на протяжении многих лет: как на животных, так и на человеке.

Ученые пристально следили, что же происходит в организме человека, когда он влюбляется, в том числе причины возникновения сексуального желания. Энциклопедический словарь толкует любовь, как интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

Для ученой Мары Диерссен любовь – просто химическая реакция, протекающая в организме. Настоящая любовь характеризуется в большей или меньшей степени одними и теми же свойствами: физическим влечением, сексуальным желанием, страстью, а в случае материнской любви – преданностью и жертвенностью.

Эти чувства возникают в нашем организме под воздействием выброса гормонов в результате различных химических реакций. Например, допамин отвечает за влечение, серотонин - за неотступные мысли. Анализ позволяет сделать вывод о том, что мозг влюбленных мужчин и женщин функционирует по-разному, а так же объясняет, почему существуют разные уровни сексуального желания.

По мнению ученых, у мужчин в любви более сильна сексуальная составляющая, а у женщин - эмоциональная. Измена так же вызывает разные химические реакции у противоположных полов. Известно, что только 3% из млекопитающих склонны к моногамии, в том числе человек.

Однако опыты, поставленные в Барселоне на мышах, «неразборчивых в половых связях» говорят о том, что моногамия - это генетическое свойство и, внеся изменение в ген, отвечающий за это свойство, можно добиться того, чтобы самцы сохраняли верность одной самке.

Подобные эксперименты пока не проводились на человеке, хотя было бы интересно посмотреть на результат, поскольку до 50 % браков в мире распадаются по причине супружеской неверности. Однако возникает вопрос: не потеряет ли наша жизнь привлекательность, если в ней исчезнет интрига?

По материалам испанской прессы

www.pravda.ru

Любовь как химическая реакция, воспетая в искусстве

«Любовь — это огонь, зажигающий душу», — писал великий философ Джордано Бруно. Но что говорит о любви наука?

И правда, любовь — такое чувство, о котором слагали стихи и пели песни. На протяжении истории человечества философы разных школ пытались придумать объяснение, найти причину этого состояния, которое толкает людей на немыслимые поступки и дарит целую гамму различных эмоций. Как только любовь не называли и не старались дать ей определение. Древние греки выделяли 4 «вида» любви – влюбленность (эрос), привязанность, дружба (филия), нежность (сторге) и, наконец, безусловная, жертвенная любовь (агапэ). Но за всеми этими словами скрывается одно единственное чувство.

Но что мы знаем о любви, кроме того, о чем рассказывается в искусстве и философских трактатах?

С того момента, как древние греки пытались дать определение любви, развитие науки шагнуло далеко вперед. Люди полетели в космос и спустились на дно океана. При помощи мощных телескопов можно наблюдать за далекими галактиками, а современные микроскопы позволяют увидеть невидимые невооруженному глазу частицы. Но продвинулись ли люди в понимании самих себя?

На этот вопрос нам поможет дать ответ нейробиология.

В человеческом теле ежесекундно протекает огромное количество химических реакций. Дыхание, сокращение мышц, обработка визуальной, слуховой, тактильной информации – все это регулируется с помощью биохимических реакций, которые могут показаться довольно сложными на первый взгляд. И среди всего многообразия химических веществ, участвующих в этих миллионах реакций, следует выделить класс веществ, называемых нейромедиаторы.

Особенность нейромедиаторов заключается в том, что они участвуют в передаче электрохимического импульса между нейронами. Синтезируются нейромедиаторы в клетках тела, после чего эти молекулы выбрасываются в синаптическую щель – расстояние между двумя соседними нейронами – и активируют рецепторы следующего нейрона. Так и передвигается импульс по нервной системе – от нейрона к другому нейрону, или же от нейрона к мышце, например. Этот процесс немного напоминает движение автомобилей по магистрали – если затормозит один автомобиль, то он передает сигнал «стоп» следующей машине, которая передает сигнал дальше.

Нейромедиаторов существует довольно большое количество, и каждый из них несет определенную функцию. Например, адреналин – возбуждающий нейромедиатор. В больших количествах адреналин выделяется в стрессовых состояниях. Он словно сигналит нервной системе «Угроза! Срочно мобилизоваться!». Сигналы от нервной системе передаются к мышцам – возникает повышенное сердцебиение, повышается давление… В общем, происходит общая мобилизация организма, направленная на устранение опасности и борьбу со стрессом.

Но есть не только нейромедиаторы, сигналящие об угрозе – есть и их противоположности, передающие сигнал о том, что ситуация, наоборот, приятная. И, как выяснилось в ходе исследований, эти нейромедиаторы и отвечают за загадочное чувство, будоражащее людей с древних времен, воспетое в стихах и прозе.

Одним из нейромедиаторов, играющим прямую роль в получении удовольствия от совершения каких – либо действий, является дофамин. Он является одним из главных факторов возникновения мотивации, ведь именно благодаря этому нейромедиатору человек испытывает чувство удовольствия. Это может быть все, что угодно – прием вкусной пищи, секс, какое – либо определенное действие. И у этого есть обратная сторона медали – отчасти именно из-за действия дофамина возникает наркотическая зависимость. Наркотики стимулируют дофаминовые рецепторы, вследствие чего человек получает приятные ощущения.

Дофамин является частью целой системы, называемой системой вознаграждения. Ее принцип очень прост и основан на стимуляции какого – либо поведения путем награды в виде положительных эмоций. Поначалу в ходе эволюции закреплялись действия, необходимые для выживания вида, вроде питания и секса. Сделал правильное действие – держи награду в виде дофаминового стимула. Может показаться, что сейчас действия, необходимые для получения эмоциональной награды, немного усложнились, вроде зарабатывания денег, поиска комфортного жилища. Тем не менее, они напрямую связаны с самыми первыми моделями поведения и тоже награждаются дофамином.

У дофамина есть еще одна особенность – он начинает вырабатываться до того, как действие совершилось. То есть, в мыслях человека формируется какая-либо субъективно приятная ситуация – дофамин выделяется. Человек стремится к воссозданию этой ситуации и, в случае успеха, дофамин выделяется снова. Именно так и работает наркотическая привязанность – человек испытывает удовольствие еще до того, как принял наркотик, может быть, только начал подготавливать место для этого – но дофамин уже синтезировался. При последующем приеме наркотика после подготовки, дофамин снова выделился. Теперь уже человек попадает в замкнутый круг.

Иронично то, что любовь в этом плане не сильно отличается от приема наркотиков с химической точки зрения, ведь происходит тот же самый выброс дофамина в кровь. Но теперь стимулом для этого является другой человек и желание быть с ним, добиться взаимной привязанности. Именно дофамин играет важную роль во время периода влюбленности.

Но не только дофамин является единственной химической основой любви. Другим важным нейромедиатором является серотонин, который иначе называют «гормон счастья». Функции серотонина очень многогранны – он и стимулирует мышечную ткань, и усиливает внимание, помогая концентрироваться на поставленной цели. Но одна из этих функций связана с работой мозга. В мозгу человека происходит стимуляция как центров, отвечающих за положительные эмоции, так и центров, отвечающих за негативные эмоции. И если роль вышеуказанного дофамина заключается в стимулировании центра положительных эмоций, то серотонин – подавляет центры, ответственные за негативные эмоции. И, что логично предположить, при недостатке серотонина может возникнуть депрессия. Но и избыток серотонина чрезвычайно вреден – в медицине известно состояние, называемое «серотониновый синдром», возникающее как раз при высокой концентрации этого нейромедиатора. Эйфория, мания, бессонница и галлюцинации – вот лишь малая часть того, что может возникнуть при «серотониновом синдроме».

Любопытно то, что на первоначальных порах влюбленности уровень серотонина снижается, что отчасти и обуславливает чувство тревоги и переживания.

Третьим гормоном, вносящим свой вклад в чувство любви, является окситоцин. Благодаря окситоцину возникает нежность и привязанность в той фазе, когда отношения влюбленных стали постоянными. Окситоцин в целом играет значительную роль в возникновении социальных связей. Большая концентрация окситоцина вызывает чувство доверия и благожелательность к другим людям. Предполагалось даже использовать окситоцин в медицине для лечения людей, больных аутизмом, так как из-за аутизма возникают сложности в установлении социальных контактов и в целом в распознавании эмоций других людей.

Есть у окситоцина и другая функция – стимуляция сокращений матки. Во время родов в кровь женщины выбрасывается настолько огромное количество окситоцина, что…вызывает такое сильное чувство, как любовь матери к ребенку.

Мозг человека – достаточно сложная структура, но постепенно в нем остается все меньше белых пятен. Так и такое загадочное явление, как любовь, постепенно находит свое объяснение – но не теряет от этого всей своей значимости.

umnaja.ru

Любовь - скоротечный химический процесс, расчитанный на три года.

Как мы влюбляемся? Биологические законы утверждают, что наше чувство – всего лишь скоротечный химический процесс, рассчитанный на три года. Принимая это как данность, отношения в паре можно сохранить.Трудно поверить в то, что наши чувства и логика отношений в паре генетически запрограммированы. Но характерное для влюбленных поведение вырабатывалось в течение миллионов лет эволюции. «Это действительно так, – утверждает доктор биологических наук Сергей Савельев. – На романтику у наших далеких предков просто не оставалось времени: главной целью было выжить и продолжить свой род».Именно эта потребность заставляла людей объединяться в пары: в одиночестве трудно оберегать ребенка, добывать ему пищу и одновременно защищать себя и его от хищников. Но было необходимо что-то еще, что заставило бы мужчину и женщину держаться вместе.«Можно сказать, что именно так возникла влюбленность. Благодаря этому чувству два взрослых человека были способны восхищаться друг другом, причем настолько, что хотели жить вместе, и страдали, когда расставались, – рассказывает французский нейробиолог Люси Винсан. – Химические процессы, которые происходили в мозге, словно ослепляли их: они не замечали недостатков друг друга, ощущали целостность и полноту и эмоционально зависели от партнера».Сила этого чувства позволяла паре оставаться вместе ради выживания ребенка, а спустя примерно три года, когда он подрастал и многое мог делать самостоятельно, оно угасало. «Для выживания теперь было достаточно одного родителя, – продолжает Сергей Савельев. – Зачем оставаться вместе, если задача продолжения рода выполнена? С эволюционной точки зрения такой вопрос вполне логичен».Власть гормонов

«Как и в далекие времена, любовным чувством современного человека управляет его мозг, – говорит Сергей Савельев. – И все для того, чтобы помочь сохранить геном человека: мы должны продолжить свой род, и мозг заставляет нас вести себя так, чтобы добиться этой цели наилучшим образом».

Профессор антропологии университета Рутгерс Хелен Фишер в течение 30 лет проводила исследования природы и химии любви. Они показали, что различные ее стадии (романтическая любовь и длительная привязанность) по нейрологическим и биохимическим признакам отличаются друг от друга. Но каждая сопровождается повышением гормонального фона. Чувство влюбленности связано с андрогенами и эстрогенами, устойчивые любовные отношения – с допамином, норадреналином и серотонином, а ощущение привязанности – с окситоцином и вазопрессином.

Когда работа мозга нормализуется и он возвращается к своему обычному ритму, гормоны прекращают стимулировать эмоциональную зависимость партнеров друг от друга. В этот момент особое значение начинает играть гормон окситоцин. Он словно помогает паре преодолеть возникающий кризисный момент в отношениях. Его уровень в крови повышается, когда двое ласкают друг друга, целуются, занимаются любовью и даже когда они мирно беседуют за ужином. Окситоцин стимулирует иммунную систему, замедляет сердцебиение, благодаря ему наше тело расслабляется. И мы ощущаем глубинное чувство единения и привязанности. «Влюбленность заставляет нас фокусировать внимание на одном конкретном человеке – так мы экономим время и энергию, – рассказывает Хелен Фишер. – А привязанность побуждает нас жить с одним партнером достаточно долго».

Возможно, поэтому те пары, которые сохраняют теплые, нежные отношения и спустя три года после первой встречи, долго живут вместе. Партнеры отдают себе отчет в том, что больше эмоционально не зависят друг от друга, у них нет потребности быть вместе каждую минуту, и при этом они счастливы. «Возможно, с этого момента и начинается подлинная любовь, – предполагает юнгианский аналитик Роберт Джонсон. – Партнеры стремятся узнать, понять другого как обыкновенного, реального человека, начинают любить его именно в этом качестве и заботиться о нем».

Стоит ли расстаться?

Влюбленным трудно представить, что возбуждение, сильная эмоциональная зависимость друг от друга примерно через три года пройдут, а в семейных отношениях может возникнуть кризис. «У меня словно глаза открылись, – рассказывает 26-летняя Лиля. – Я поняла, что мой муж совершенно мне не подходит, мы – разные люди. И вести себя со мной он начал по-другому, стал поучать, предъявлять претензии. Я поняла, что перестала ему нравиться».

«В конце фазы безумной любви, когда мы не получаем «поддерживающих» это чувство сигналов мозга, наступает момент пробуждения, – комментирует Люси Винсан. – Наш спутник(ца) больше не кажется нам неотразимым, наоборот, «неожиданно» мы обнаруживаем у него (нее) множество недостатков. Возникает ощущение, что нас обманули, и мы задумываемся о том, что, возможно, просто ошиблись в выборе». А поскольку партнер в этот момент переживает примерно то же самое, появляется опасность реального разрыва отношений.

Те из нас, кто реагирует на охлаждение чувств слишком бурно и быстро, считая расставание единственно возможной реакцией на происходящее, рискуют попасть в замкнутый круг. Начиная новые отношения и переживая новые влюбленности, они могут так никогда и не испытать настоящей любви.

Ученые медицинского колледжа Лондонского университета Андреас Бартлз и Семир Зеки, проведя сканирование мозга влюбленных студентов, обнаружили, что любовь приводит в действие механизмы, аналогичные тем, что порождают состояние эйфории, вызванное употреблением наркотиков. «Более того, «любовная привязанность» формируется по тому же алгоритму, что и наркотическая зависимость, – рассказывает психофизиолог Александр Черноризов, – человек вновь и вновь стремится воспроизводить формы поведения, которые уже приводили к появлению чувства удовольствия, а в широком смысле к успеху (а это биологически оправданный алгоритм)».

«У влюбленных всегда приподнятое настроение, им не спится, не хочется есть, – говорит психолог Екатерина Вашукова. – Провоцирующие эйфорию химические вещества также способны вызвать привыкание». Заводя новые романы, некоторые из нас всеми силами стремятся вернуться в это опьяняющее состояние. Но у таких людей быстро вырабатывается толерантность к «наркотикам любви», поэтому их романы столь краткосрочны. Физическое влечение, не подкрепленное чувствами, тоже приводит к выработке «эйфорических» веществ, но на протяжении гораздо более короткого срока и в меньших количествах.

Больше чем химия

«Мозг и происходящие в нем химические процессы, безусловно, влияют на наше поведение, но любовь никогда не бывает полностью запрограммированной, – считает Александр Черноризов. – Конечно, мы зависим и от «гормональной компоненты» любовного влечения – этой древней движущей силы нашего выживания, но одной лишь химии гормонов недостаточно для объяснения успеха или неудачи в отношениях. Власть гормонов велика, но велика и власть личного, социального опыта. В реальной жизни эти факторы действуют совместно, и нельзя утверждать, что какой-то из них берет верх».

Когда Хелен Фишер спросили о том, как она относится к любви после того, как получила результаты своих исследований, она ответила: «Я изучила механизм любви, но это нисколько не снизило ее очарования в моих глазах. Вы ведь продолжаете получать удовольствие от десерта, даже если вам подробно опишут его состав?» Знание того, что информация, записанная в генах современного человека, влияет на наши чувства и поведение, что в какой-то момент гормоны оказывают на нас влияние, не умаляет счастья, которое мы испытываем, находясь рядом с любимым человеком, и нашего желания сохранить и продолжить отношения с ним. Наоборот, теперь мы имеем возможность рассуждать иначе: зависимость закончилась – есть время подумать о развитии наших отношений.

Корни мифа

Французский писатель Фредерик Бегбедер немало способствовал популяризации мифа об изначальной обреченности любой привязанности. Герой его известного романа «Любовь живет три года» (Иностранка, 2003) Марк Маронье после трех лет брака страстно влюбляется в другую женщину. Но стереотип, согласно которому «вечной любви» не существует, заставляет Маронье относиться к этим отношениям скептически: едва в них вступив, он уже предвидит скорый разрыв. Бегбедер, по его словам, берущийся за перо исключительно с целью «с чем-нибудь покончить», убежден, что идея устойчивых отношений в паре изжила себя. Не ощущая границы между влюбленностью и долговременной привязанностью, герои Бегбедера призывают предать забвению саму концепцию «вечной любви», демонстрируя при этом инфантильную неготовность воспринимать отношения в паре как результат постоянной и содержательной внутренней работы.

НЕ ЗАМЫКАТЬСЯ НА ОТНОШЕНИЯХ

Есть искушение трактовать результаты исследований биохимии любви чересчур буквально: в этом случае каждая пара по прошествии трех лет должна прекращать свое существование. О привлекательности и опасности этого мифа рассуждает психотерапевт Александр Орлов.

- «Любовь живет лишь три года» – отчего эта установка так востребованна?

Александр Орлов - Свадьба как разовое событие, верность как бесспорная ценность – такова многовековая позиция христианского общества. Современный мир использует другие идеи, в частности ту, что любовь длится три года. Это очень рыночная установка, она не то чтобы разрешает бросить своего партнера через три года, она просто обязывает это сделать!Мы и так участвуем в конвейере постоянных перемен, под давлением общества меняя машины, жилье, одежду на более модные и престижные, и в последнее время делаем это все чаще. Теперь в это движение втянуты и наши отношения.Обыденная жизнь может подталкивать к решению расстаться с партнером: в любых отношениях есть периоды влюбленности, рутины, сложностей, конфликтов, и в какой-то момент может показаться, что любовь прошла. Но социум предлагает способы не решения этих проблем, но отвлечения от них.Проблемы при этом лишь усугубляются, что в конце концов приводит к разрыву и, соответственно, к поиску новых партнеров и отношений, в которых возникают все те же трудности. Такое положение создает ситуацию адюльтеров, взаимных измен, делает ее нормой жизни. Очень сложно поверить в психологическое благополучие человека, который снова и снова переживает прекрасный период влюбленности, но так и не научился строить отношения, разрешать возникающие сложности. Так его жизнь не будет полной.

- Возможно, мысли о том, что любовь заранее обречена, для некоторых из нас привлекательны и романтичны?

Александр Орлов - Верить в эту идею – значит убивать свою любовь. Если, едва начав встречаться, люди думают о том, как они расстанутся, их отношения оказываются как бы окутаны траурным флером. Такой контекст забирает часть внимания от самой любви, и она действительно быстро угасает. По большому счету это всегда проигрышная ситуация.

- Каким образом можно изменить отношения в семье, когда кажется, что они завершены?

Александр Орлов - Когда период влюбленности проходит и сцены выяснения отношений начинают повторяться, как заезженная пластинка, надо приложить усилия и вырваться из этого круга, чтобы изменить собственную жизнь. Только тогда появляется перспектива новых отношений, новых встреч внутри прежней семьи, в которой живут не домохозяйка и кормилец или, скажем, матрона и подкаблучник, а два полноправных партнера, у каждого из которых есть своя жизнь. Они не замыкаются на семейных отношениях, живут динамично, меняются, но вместе с тем взаимодействуют. Проблемы в таком браке тоже есть, но они становятся стимулом для изменения, развития каждого из партнеров, а не поводом для однообразных конфликтов, которые приводят к мысли: «Хватит, сколько можно, надо расходиться!» Развитие каждого из партнеров и их совместное развитие как пары помогает им понять и почувствовать, что любовь через три года не умирает – она продолжает жить, обретая все новые облики.PSYCHOLOGIES

leila-1503.livejournal.com

Сценарий урока: "Любовь - это чувство или химическая реакция?"

Куксова И.В., ЧУОО «Школа Выбор»

Открытый интегрированный урок по биологии и химии

«Любовь – это чувство, или химическая реакция?»

10 класс

Формирование представления о любви на основе интеграции знаний учащихся по химии и биологии.

Обучающая:

  1. Рассмотреть с точки зрения химии и биологии различные стадии развития любви.

  2. Ознакомление и закрепление знаний о стероидных гормонах, аминах, феромонах, всех химических соединений, влияющих на высшие чувства человека – любовь.

  3. Показать взаимосвязь физиологических процессов и внутренней культуры человека.

Развивающая:

  1. Развитие умения и навыков учащихся выяснять влияние химических соединений на головной мозг, высшую нервную систему, в осознании отношений между людьми с точки зрения химико-биологических процессов.

  2. Развитие интереса к получению новых знаний.

  3. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.

Воспитательная:

  1. Показать на различных примерах в области биологии, химии, истории чувства отношений между людьми противоположного пола, признаки влюбленности, романтическую любовь.

  2. Воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство.

  3. Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение в группе.

  4. Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

  1. Организационный момент

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

  3. Актуализация знаний

  4. Усвоение знаний

  1. Пирамида потребностей личности

  2. Химия любви

  3. Биохимия первой стадии любви

  4. Биохимия второй стадии любви

  5. Гармония любви

  1. Рефлексия. Подведение итогов

“Я люблю тебя” (ты никогда не умрешь) А. Камю. “Все влюбленные талантливы” А. Горький. “Любовь отточила карандаш первого художника” Гельвеций. “Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно” 

П. Бомарше.

Ход урока

Учитель биологии:

Любовь… Она волнует и вдохновляет, о ней сочиняют стихи и поэмы, снимают кино и поют романсы.

Слайд №2

Учитель химии:

Сегодня мы на уроке будем говорить об этом великом и прекрасном чувстве, которое существует столько же вечно, сколько и жизнь на нашей планете — о любви. Но только о том, что представляет собой любовь с точки зрения биологии и химии. Откроем тетради и запишем тему нашего урока - «Любовь – это чувство или химическая реакция?».

Слайд №3

Учитель химии:

Исходя из темы урока, как вы считаете, какова будет цель нашего урока? На какие вопросы в ходе урока вы хотели бы получить ответы?

Целью нашего урока является:

  • Рассмотреть любовь на основе интеграции двух наук: химии и биологии.

  • Мы сегодня поразмышляем о том, что же происходит внутри организма человека, когда возникает это прекрасное чувство – любовь…, т.е. мы должны ответить на вопрос темы урока: «Любовь – это чувство или химическая реакция?».

  • В конце урока мы попытаемся вывести формулу любви.

Принято считать, что химия узкая область знаний, необходимая только специалистам, а сами химики – изолированное сообщество со своим языком, законами и тайнами. Но человечество накопило и использовало химические знания уже с первых своих шагов (добыча огня, приготовление вина, уксуса и т.д.). Вообще, можно сказать о том, что каждый человек химик. А организм человека это уникальная химическая лаборатория. Внутри нас происходят сложные химические процессы. 

Сегодня мы еще раз убедимся в том, что химия – это не абстрагированные от жизни формулы и знаки, а процессы, окружающие нас и происходящие внутри нас. Мы так часто говорим «люблю» друзьям и близким. А что кроется за этим словом? Попробуем разобраться вместе.

Слайд №4

План урока:

  1. Индивидуальное задание: признаки влюбленности

  2. Пирамида потребностей личности

  3. Химия любви, парная работа

  4. Биохимия первой стадии любви, парная работа

  5. Биохимия второй стадии любви

  6. Третья стадия любви

  7. Подведение итогов

Учитель биологии:

Давайте посмотрим, как соответствуют ваши мысли теме урока.

Мы вам предлагаем сейчас в течении 3-х минут написать на сердечке:

В конце урока мы посмотрим ваши ответы и при необходимости - дополним.

(звучит видео №1, пока работают учащиеся и гости).

  1. Пирамида потребностей личности

Учитель биологии:

Слайд №5

Мы предлагаем вам посмотреть на пирамиду потребностей личности - иерархия потребностей.

Её разработал основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу в 1960 году.   Работа по пирамиде потребностей личности.

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какая потребность лежит в основании пирамиды? Почему?

  • Какая потребность занимает вершину пирамиды? А почему?

  • А какая же потребность занимает среднюю часть пирамиды? Как вы понимаете сущность этой потребности? Что значит «принадлежать к общности, принятие людьми»?

(Человек не может жить один, т. к. человек – это социальное существо, и счастливо он может жить только в обществе).

А мы хотим заострить ваше внимание на потребности в «принадлежности и любви» - как основной эмоциональной потребности человека. Да, любовь – это основная эмоциональная потребность человека. Понятие «любовь» — это очень ёмкое и эмоциональное понятие. А какая бывает любовь? Какие аспекты этого многогранного понятия вы можете назвать?

Обучающиеся 

(называют - любовь родителей к детям, любовь детей к родителям, любовь к Родине, любовь к природе, любовь к близким: брату, сестре, бабушке, дедушке, маме, папе, любовь между мужчиной и женщиной).

Учитель биологии: Вот об этой таинственной любви мы и продолжим наш разговор.

  1. Химия любви

Слайд №6

Учитель химии: 

Итак, химия любви.

Слайд №7

Любовь между женщиной и мужчиной. Какова она?        Выделением каких веществ в организме она сопровождается и какими процессами обеспечивается? (зачитывает эпиграф)

Попробуй химию любви понять –Влюбленность, страсть и умиротворенность. На чем основана сердечная сплоченность?

И как своей любовью управлять?

Учитель химии:

Вы сейчас поработаете в паре: на парте лежат экземпляры текста «Любовь и химия». Каждая пара вместе с текстом получает задание — вопросы, на которые вы должны найти ответ в тексте.

РАБОТА В ПАРАХ (см. приложение №1, 5 мин.).

Во время работы звучит песня: «Любовь – это химия»

Учитель биологии: 

Слайд №8

Ответ 1 пары: Из приведённого текста попробуйте сформулировать понятие: что же такое «любовь между мужчиной и женщиной» с разных точек зрения и какие стадии любви могут быть?

(Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в организме).

Учитель химии:

Слайд №9

Ответ 2 пары: Что такое влюблённость? Какие химические вещества образуются в организме в стадию влюблённости?

(Влюбленность: Психиатр Скотт Пек и психолог Дороти Теннов считают, что «влюблённость- генетически определенный, инстинктивный компонент брачного поведения». Психолог Гэри Чепмен характеризует это чувство как временный эмоциональный всплеск, эйфорию. Эмоциональный подъём, прилив сил, способность к неадекватным поступкам- характерные проявления влюблённости. Их вызывает образующийся фенилэтиламин).

Учитель биологии: 

Слайд №10

Ответ 3 пары: Какими проявлениями характеризуется зрелая любовь? Какие химические вещества способствуют спокойному состоянию человека при переходе из состояния влюбленности в зрелую любовь?

(В отличие от влюблённости, зрелая любовь, соединяющая разум и чувства, представляет собой «акт воли, она требует дисциплины и признаёт необходимость личного роста». Благодаря эндорфину- естественному болеутоляющему веществу- происходит постепенный переход от влюблённости к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимися проявлениям зрелой любви).

Учитель химии:

Слайд №11

Ответ 4 пары: Какое вещество выделяется и в стадию влюблённости, и в стадию зрелой любви? За что отвечает это вещество?

(В тоже время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает окситоцин — вещество, повышающее чувствительность нервной системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несёт на себе ответственность за физическую близость возлюбленных).

Учитель химии:

Давайте выделим две стадии проявления любви и вещества, выделяющиеся при этом. 

Слайд №12

Амфетамины  -  выделяются  в  период  влюбленности  (первая стадия любви). Эндорфины  -  выделяются  в период  благоденствия  (вторая  стадия  любви). Окситоцин  -  катализатор  и  закрепитель,  выделяется  на  обеих стадиях любви.  Наряду  с  внешними  предпосылками (притягательная  внешность,  повышенное внимание, стечение обстоятельств) и внутренними (подсознательное стремление найти в представителе и противоположного пола сходство с  матерью или отцом) возникновение чувства обеспечивается  ещё одним важным веществом.  Это

Слайд №13

ФЕРОМОНЫ – вещества, которые обладают тонким специфическим запахом, они вырабатываются в организме и привлекательны для каждого конкретного человека.

  1. Биохимия первой стадии любви

Слайд №14

Учитель биологии:    

А теперь мы рассмотрим более подробно первую стадию любви: влюбленность.

Слайд №15

«Волненье сердца, замиранье, трепетИ речь, похожая на детский лепет-И кажется, в крови адреналин,  

Но, уверяю, то фенилэтиламин! –Его влюбленность щедро поставляет, И он волненье сердца вызывает!»

Слайд №16

Учитель химии:

Так что же такое амфетамины?  Амфетамины – вещества, относящиеся к катехоламинам – классу органических веществ, обладающих мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирующих ряд функций организма.

Из-за высокой биологической активности их также называют биогенными аминами. Что означает “биогенный”?

(биогенный – происходящий от живого организма, связанный с ним; оказывающий стимулирующее влияние на организм).

Учитель биологии:

Катехоламины в одних тканях служат нейромедиаторами, а в других – гормонами.

Вспомните, что означает нейромедиаторы.

(это физиологически активные вещества, при помощи которых осуществляется взаимосвязь между нейронами, а регуляция с помощью гормонов – гуморальная (продукты желез внутренней секреции выделяются непосредственно в кровь).

Слайд №17

Учитель химии:

Я прошу вас рассмотреть формулы и выявить сходство и различие в этих формулах.  РАБОТА ПАРАХ (см. приложение №2).Задание 1 паре.Сравните формулы предложенных вам веществ и найдите сходство. (везде есть бензольное кольцо, группы ОН и НN2).

Задание 2 паре.Сравните формулы предложенных вам веществ и найдите отличия.

(в формуле 2-фенилэтиламин нет группы ОН).Задание 3 паре.Определите, к каким классам химических веществ они принадлежат.

(фенолы - ароматические спирты, амины).

Учитель биологии: 

Задание 4 паре.Какие из предложенных веществ являются гормонами и в чём сходство их действия с 2-фенилэтиламином?

(для того, чтобы любовь с первого взгляда переросла в глубокое чувство, необходимо, чтобы к фенилэтиламинам подключились эндорфины или так называемые эндогенные морфины. Чем их будет больше, тем счастливее будет человек).

Учитель химии:  

Вывод: во всех группах есть НN2. Именно она вызывает сходство ощущений при встрече с возлюбленным, а также при стрессе.

Слайд №18

Учитель химии: 

Итак, запомните, именно вещество 2-фенилэтиламин способствует и радости, и стрессу.

Слайд №19

Учитель биологии:

«Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же»

Слайд №20

Процессы в организме происходят под действием ферментов – биологических катализаторов.Из дофамина в мозговом слое надпочечников вырабатывается норадреналин – «гормон агрессии»), а затем адреналин – «гормон тревоги». 

Слайд 21,22

Рассказ учителя биологии.  Вывод:    именно вещество  2-фенилэтиламин  активизирует  процесс  образования  адреналина.Адреналин — основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор.  По химическому строению является катехоламином. Участвует в реализации реакций типа «бей или беги».

Вывод: именно вещество 2-фенилэтиламин активизирует процесс образования адреналина.

Слайд №23

Учитель химии:

Итак, запишите в своих тетрадях, на первой стадии любви выделяются амфетамины, феромоны, а волнение сердца в период влюбленности, и в период стресса вызывает 2-фенилэтиламин, а вместе с ним адреналин.

К сожалению, пребывание в состоянии влюбленности долгое время, вредно для организма. Эти ароматические азотсодержащие соединения, участвуя в процессах жизнедеятельности, вступают в реакции с кислородом, водой и другими веществами. Все эти реакции сопровождаются выделением в организм токсичных веществ. И чем выше концентрация амфетаминов, тем больше токсинов выделяется.

В результате влюбленный худеет, бледнеет, плохо спит, теряет аппетит. Но при этом общее самочувствие хорошее, а также повышен иммунитет. По данным медицинской статистики, влюбленные не болеют гриппом в период эпидемии. Но в целом для организма, состояние влюбленности изнурительно и опасно. Состояние пылкой влюбленности длится в среднем 12-17 месяцев. 

  1. Биохимия второй стадии любви

Слайд №24

Учитель химии:

Мы рассмотрели первую стадию любви, а теперь переходим ко второй стадии. Вспомните: как она называется?

Учитель биологии:

Для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно. Чтобы организм выжил, природа включает приспособительные механизмы, тормозящие выработку амфетаминов, меняя их на другие соединения – эндорфины.

Начало выработки веществ этого класса говорит о переходе на новую, вторую, стадию отношений. В общепринятом смысле, это переход к стабильным, может быть семейным отношениям, сопровождающееся ощущением внутреннего комфорта, радости, счастья. Это связано с присутствием гормонов радости – эндорфинов.

Слайд №25

Учитель биологии: Рассмотрим вторую стадию любви.Посмотрите на формулы двух веществ и ответьте на вопрос: что представляют собой эти вещества, какой вывод вы можете сделать?

Эндорфин:

NН2 – Тир – Гли – Гли – Фен – Мет – Тре – Сер – Глу – Лиз – Сер – Про – Лей – Вал – Тре – Лей – Фен – Сер – Лиз – Гли – Глн — ОН

Окситоцин:

NН2  – Цис – Тир – Илей – Глн – Асп – Цис – Про – Лей – Гли — СОNН2  

Обучающиеся приходят к выводу, что это полипептиды.

Слайд №26

Учитель химии:

Итак, эндорфин — это вещества белковой природы, относятся к классу полипептидов, они не чужды для организма, т.к. вырабатываются в головном мозге, иногда их называют природными наркотиками. Но в отличие от наркомана любящий человек получает дозу необходимого вещества в присутствии любимого, слыша его голос.

Слайд №27

Учитель биологии: Биологические функции эндорфина: влияние на поведение (эмоции, обучение), обезболивание, регуляция температуры и давления.Окситоцин — гормон, который образуется в гипоталамусе и затем транспортируется в заднюю долю гипофиза, где накапливается (депонируется) и выделяется в кровь. В крови с белком не связан, метаболизирует в печени.

Биологические функции – сокращение гладких мышц матки и связанное с этим ускорение родов, выброс молока из молочной железы.

Слайд №28

Учитель химии:

Итак, запишите в своих тетрадях, на второй стадии любви выделяются эндорфины и окситоцин.Любовь, душевный покой - повышение эндорфина в крови.Переживание, душевная боль – понижение эндорфина крови.

А как вы думаете, может ли постоянно повышаться в организме адреналин (2-фенилэтиламин)?     Обучающиеся:  Нет, т.к. человек не может постоянно находиться в возбужденном состоянии.

Учитель биологии: А мозг в отсутствие стрессов поставляет в достаточном количестве эндорфинов, которые обеспечивают человеку душевный комфорт, радость от близости любимого человека.

  1. Гармония любви

Слайд №29

Учитель биологии:  

Мы подошли с вами к третьей стадии любви: угасание.

Слайд №30

Эта стадия связана с угасанием выработки эндорфина. Если концентрация эндорфинов в крови постепенно снижается, то наступает переход в стадию угасания отношений. Скорость этого процесса у разных организмов разная. Если у одного выработка эндорфинов закончена, а у другого еще нет, то начинаются трагедии несчастной любви и разбитых сердец. А есть люди, (классические примеры Дон Жуан, Казанова), у которых вообще нет перехода на стадию выработки эндорфинов, но это исключения и другая история…

Слайд №31

Учитель химии: А теперь попробуйте вывести формулу любви. 

Учитель химии:

Посмотрим сердечки, на которых вы написали признаки влюбленности.

– Пропадает аппетит; – Проходит простуда, если она имеет место; – Вам кажется, что вы пьяны от счастья; – Вы не чувствуете усталости; – Вас бросает в жар, холод, ладони потеют; – Вы чувствуете, что все чувства обостряются; – Вам хочется сделать что-то необычное; – Вы не можете сосредоточиться на одном объекте; – Мало спите по ночам; – Вы ощущаете подъем сил, эмоций; – Вы находитесь в полете; – Ваши зрачки расширены; – Учащено бьется сердце; – Вам хочется петь от радости; – Тело покрывается мурашками.

Этот список можно продолжат до бесконечности.

Учитель биологии: 

- А теперь давайте ответим на вопрос темы урока: «Любовь – это чувство или химическая реакция?».

Слайд №33

Учитель химии:

В заключении урока мы вам хотели бы показать видение любви некоторых учителей нашей школы.

Директор: «Любовь - это жизнь, без нее жизнь теряет смысл».

Слайд №34

Учитель биологии:

Мнение завуча: «Любовь - это взаимоуважение, взаимопонимание между людьми, умение прощать»

Слайд №35

Учитель химии:

Классный руководитель: «Любовь – это умение прощать».

Слайд №36

Учитель биологии:

Учитель химии: «Любовь- это нежное, трепетное чувство, трудно передающееся словами».

Слайд №37

Учитель химии:

Учитель биологии: «Любовь- это взаимопонимание между людьми, умение прощать».

Слайд №38

Учитель биологии:

Вы раскрыли химико-биологические аспекты на любовь. Да! Любовь существовала, существует, и будет существовать до тех пор, пока существует и человечество. Она неотъемлемая часть нашей жизни! 

Учитель химии:

Безусловно, любовь всегда остается чем-то большим, чем простая сумма химических веществ: “Это связь души, и тела, действительности и воображения, поэзии и мечты!”.

Ну и в заключении нашего урока мы желаем вам долгой, счастливой, взаимной, земной и неземной любви!

infourok.ru

Любовь — химическая реакция организма

К вопросу о том, что такое любовь, ученые не подключались до недавнего времени. Казалось, что это несерьезное дело не стоит внимания ученых мужей. Но последнее десятилетие XX века стало рубежом, на котором отношение к этому вопросу изменилось. Проблемные исследования показали, что любовь - это не просто слова или некая абстракция, выдуманная влюбленными, но совершенно реальная субстанция. 

«Романтическая любовь», как считают ученые, появилась с появлением человека разумного, то есть 200-300 тысяч лет назад. Предполагается, что это чувство является порождением человеческого мозга. И главную роль в этом вопросе играет его упреждающее предвидение. Сравнивая и оценивая возможных партнеров по всем параметрам и делая прогностические выводы, разум, прежде всего, рассматривает кандидатов с точки зрения возможного продолжения рода. 

В подобных случаях, как выяснили ученые, мозг вырабатывает химические вещества, называемые амфетамины, которые стимулируют нервную систему, и, как следствие, активизируют жизненные процессы. 

Жизненный опыт каждому из вас подскажет, какое действие этот процесс оказывает на влюбленного. Ведь каждый помнит, как учащается дыхание и на щеках проступает румянец в присутствии объекта любви, как неровно бьется сердце, поднимается температура и дух захватывает от чувства величайшего блаженства от близости любимого человека. Ну а с точки зрения биохимии, все это не что иное, как состояние близкое к наркотическому опьянению, которое вызвано действием амфетаминов. 

И все же в процессе исследований выяснилось, что действием одних амфетаминов процесс не ограничивается. Есть еще одно химическое вещество, которое вырабатывается мозгом – окситоцин - и оно имеет прямое отношение к чувству, называемому любовью. 

Благодаря окситоцину повышается чувствительность нервных окончаний, стимулируются мышечные сокращения. Последняя гипотеза утверждает, что именно выделение окситоцина действует возбуждающе на мужчин и женщин и увеличивает удовлетворение от интимной близости. Пламенная страсть возникает, когда количество окситоцина выше среднего уровня, а если в организме переизбыток амфетаминов – вы станете рабом безумной любви.

В процессе эволюции для женщин и для мужчин самыми трудными и ответственными были первые несколько лет после рождения ребенка. Поскольку было необходимо добывать пищу, то заботиться о ребенке в одиночку, было просто невозможно. Для выживания нового человечка нужна была пара индивидов. И чтобы этот союз сохранялся, природа поддерживала взаимное притяжение с помощью тех же амфетаминов.     Через 2- 3 года в организме человека вырабатывается привыкание к амфетаминам. Этих веществ требуется от раза к разу все больше, чтобы нервные центры были в возбуждении, и любовь не угасала.

С другой стороны, несмотря на то , что они вырабатываются в меньшем количестве, благодаря постоянному присутствию партнера, мозг увеличивает вырабтоку эндорфинов, которые по своему своставу сходны с морфием. Эндорфины, в отличие от амфетаминов оказывают не возбуждающее, а успокаивающее действие. И, благодаря этому, у супругов возникает чувство умиротворенности, уверенности и спокойствия.

Итак, если ученые правы, и в основе любви лежат химические процессы, то возникает вопрос: каким образом  теперь люди останавливают свой выбор на единственном дорогом человеке, ведь подход к этому вопросу за 300 тысяч лет, безусловно, изменился.

По мнению психологов, каждый человек в течение жизни формирует в своем сознании некое «факсимиле любви». Словно в некий архив туда заносится, еще со времен детства, все, что когда-то показалось соблазнительным, привлекательным или, напротив, отталкивающим, в общении с людьми. 

Естественно, что партнеры не могут полностью соответствовать сформированному образу собирательного идеала. Но уже на определенный набор характеристик, мозг получает сигнал из подкорки и начинает вырабатывать амфетамины. 

На этом краткое изложение научного курса «формулы любви» можно считать законченным.

Но, большинство влюбленных, все равно считают, что любовь - это нечто большее, чем просто набор химических реакций. Дар свыше. Большой талант.

Вероятнее всего, всех своих тайн, это удивительное чувство нам никогда не откроет. И, наверное, это к лучшему.

 

 

Автор статьи: Клокова Ирина

feminissimo.ru