5 различий между родственной душой и просто партнером. Личностный и личный разница


Личностный рост и Духовный рост: в чём разница? :: Академия коучинга Piter Coach

Названия говорят сами за себя: Личностный рост – это когда растёт Личность, Духовный рост – это когда растёт Дух.

Раньше я не задумывался о разнице в этих понятиях. Я ставил их рядом и считал, что главное – чтобы был рост. Но вот пришло время копнуть глубже и разобраться, что к чему.

В человеке изначально заложено противоречие. С одной стороны человек – это животное, с другой стороны – духовное существо. Животное в человеке хочет, чтобы он заботился о своём теле и растил свою Личность. Духовное существо хочет, чтобы человек растил в себе Дух.

Основная разница между личностным и духовным ростом

Личностный рост – это рост Личности. Личность жива своим отличием от других личностей. То есть, должно быть различие. Чтобы растить свою личность, нужно быть отличным от других людей.

Быть другим. Думать иначе. Действовать по-другому. Жить не так, как все. Стоять особняком. Быть независимым и самодостаточным. То есть, Личностный рост предполагает разъединение и различение.

духовный рост, духовный рост это, личностный рост, личностный рост это

Духовный рост – это развитие Духа в себе. Развитие той частицы Бога, которая есть в каждом человеке. Чем больше человек развит духовно, тем больше он чувствует связь с другими людьми, с природой, с Богом.

Духовный рост – это сближение и соединение. Высокодуховный человек видит связь между собой и другим человеком, он понимает, что люди едины Духом.

И это основная разница между Личностным и Духовным ростом. Личностный рост – разделяет и выставляет границы. Духовных рост – объединяет и стирает границы.

Личностный рост – это увеличение своего личного блага

Следуя за личностным ростом, человек невольно вступает в соперничество с другими людьми за внимание, ресурсы, пищу, одежду.

Пока человек живёт в теле, он естественным образом стремиться увеличить своё личное благо, благо своей отдельной личности. Для этого человек получает образование, ставит личные цели, строит карьеру, создаёт свой бизнес.

Для этого он обустраивает свой быт: покупает мебель, технику, автомобиль, дом. Для этого человек заготавливает ресурсы на будущее: покупает недвижимость, делает денежные вклады, покупает драгоценности и антиквариат.

Духовный рост – это увеличение в себе любви для блага ближнего

Цель духовной жизни – увеличивать в себе любовь и проявлять её в мире. Уже в самом названии «духовный рост» заложено понимание – это такое изменение, при котором происходит рост духа.

Под духовным ростом я понимаю исполнение двух главных законов, про которые говорил Христос: любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Растить свой Дух – это значит растить Бога внутри себя. Растить Бога – это значит делать то, что Богу нужно.

А Богу нужна любовь между людьми. Ни молитвы, ни поклоны, ни обряды, ни жертвоприношения, ни посты Богу не нужны. Он ждёт от нас только, чтобы мы любили друг друга.

духовный рост, духовный рост это, личностный рост, личностный рост это

Пока человек неразумен, пока голос души заглушён животными инстинктами и потребностями, то он увеличивает в себе личность и живёт для удовлетворения телесных потребностей.

Так происходит в молодости: побольше и повкуснее поесть, показать себя и других поглядеть, одурманить себя алкоголем или наркотиком, в безумстве удовлетворять сексуальную похоть. Для молодости это является ростом личности. Если этого нет, то человека считают слабаком, лохом, трусом.

Но когда человек перешёл тридцатилетний рубеж, то приходит кризис, который выдвигает потребности души. Кто я? Зачем я живу? В чём смысл моей жизни? Эти вопросы всё чаще начинают будоражить голову. Человек ищет ответы на эти вопросы и начинает расти духовно.

И личностный рост, и духовный рост важны для человека. Просто всему своё время. В первой половине жизни человек растит свою Личность, во второй половине – свой Дух.

pitercoach.ru

Психологическое и личностное - Психологос

Психологическое и личностное - два очень близких слова, их часто употребляют как синонимы. Однако, как показывает практика сложившегося словоупотребления, разница между ними есть, и эта разница интересна и важная. Присмотримся?

Учтем: "психологическое" имеет два очень разных смысла: "психологическое" как относящееся к психологии как науке (психологический журнал, психологическое образование") и "психологическое" как относящееся к психологии человека (психологические особенности, психологические защиты). В данной статье "психологическое" используется во втором, более общеупотребительном смысле.

Психологическое

"Психологическое", как понятие, задается тремя ключевыми словами: внутреннее, не рациональное, ситуативное.

  • Внутреннее. Психологическое относится ко внутреннему миру человека.
  • Не рациональное. Психологическое - то внутреннее, которое не вполне рациональное, которое не может быть описано строго логическим путем.
  • Ситуативное. Психологическое - то, что определяет в первую очередь ситуативное поведение, а не курс жизненного пути.

Личностное

"Личностное", как понятие, задается следующими ключевыми словами: социальное, глубинное, направленность жизни, автор.

  • Социальное. К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.
  • Глубинное. Личностное - те структуры, которые определяют функционирование всех остальных внутренних процессов, в этом смысле - глубинное в человеке.
  • Направленность жизни. Личностное - те структуры, которые определяют не ситуативное поведение, а направленность жизни, курс жизненного пути.
  • Автор. Личностное - то в человеке, что делает его не следствием, а причиной, дает ему право говорить "я" и "сам".

Сравните реальное словоупотребление

Психологические изменения - касающееся внутреннего состояния, но не обязательно глубинных структур. Когда говорится: "Последнее время он стал как-то мягче" - говорится о том, что в человеке произошли психологические изменения. Но это может быть временными, ситуативными, неглубокими изменениями, поэтому - не личностными, не влияющими надолго.

Психологическая травма - гипотетическая причина ситуативно неадекватного поведения при здоровой психике, связанная с происшедшими в жизни человека трудными, болезненными событиями. Личностная травма - то, что мешает личности развиваться.

Психологическая закалка - тренировка воли и мужества, умение преодолевать боль и страх в конкретной ситуации. Личностная закалка - не про конкретную ситуацию, эта держит верное направление, помогает не сбиться с пути.

Психологическая защита - ситуативные действия, снижающие душевное напряжение, защищающие от душевной боли или других неприятных переживаний. Сравни: личностная защита - действия, защищающие личность не в конкретной ситуации, а от самого трудного и больного процесса жизни, защищающие личностное ядро.

Психологическая зрелость - полное, состоявшееся психологическое развитие человека, свободное и гибкое пользование основным личностным инструментарием. Психологическая зрелость - не про жизненный путь в целом (этим заведует личностная зрелость), а про умение адекватно вести себя в конкретных ситуациях. Умение быть самопричиной в конкретной ситуации, осознание ответственности за действия, умение адекватно менять свое ситуативное поведение, способность в обсуждении отказываться от своей правоты и признавать правоту собеседника, владеть своими эмоциями.

Психологическая консультация - как правило разовая, ситуативно ориентирующая беседа психолога с клиентом по поводу его жизненной ситуации, пока клиент находится в позиции Автора и за направление своей жизни в целом отвечает. Личностная работа - работа более глубинная, когда нужно помочь человеку разобраться с направлением и смыслом его жизни.

Психологическая совместимость — возможность людей длительно быть рядом, жить, общаться и взаимодействовать, не сталкиваясь характерами. Психологическая совместимость отличается от личностной совместимости, связанной с совместимостью мотивов и направленностью личности, совместимостью жизненных путей.

Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Отличается от личностного здоровья - состояния личности, обеспечивающее ее устойчивое развитие и личностный рост, движение в сторону самоактуализации.

www.psychologos.ru

1. Различие между личным и безличным бессознательным

1. Различие между личным и безличным бессознательным

В свое время мы разошлись с венской школой по вопросу о природе объяснительного принципа в психоанализе, который, по нашему мнению, заключается не в сексуальном импульсе, а просто в энергии. В дальнейшем наше понимание этого вопроса сильно развивалось. И после того как мы устранили это принципиальное разногласие, взяв энергию как понятие чисто абстрактное, характера которого мы подробно не определяли, то наше внимание обратилось к понятию бессознательного.

Как известно, в соответствии с теорией Фрейда содержания бессознательного сводятся к инфантильным желаниям и устремлениям, вытесненным из сознания в раннем детстве. Их вытеснение, впрочем, осуществляется на протяжении всей жизни. С помощью анализа вытеснение устраняется, и вытесненные желания вновь осознаются. Можно было бы подумать, что после этого бессознательное освобождается от своего содержания и, так сказать, опорожняется, упраздняется; в действительности же это не так: бессознательное продолжает свою работу, создавая в воображении инфантильно-сексуальные желания, и это длится вплоть до глубокой старости.

В согласии с этой теорией бессознательное содержит в себе только те элементы личности, которые могли бы точно так же быть и сознательными и которые, собственно говоря, лишь подавлены в процессе воспитания. Из этого следует, что существенное содержание бессознательного носит личный характер. Хотя, с одной стороны, особенно ярко выступают именно инфантильные тенденции бессознательного, было бы совершенно неправильно определять или оценивать бессознательное исключительно с точки зрения этих тенденций.

Кроме вытесненных психических элементов, мы находим в бессознательном еще и те психические элементы, которые вообще не дошли до порога сознания. На основании только лишь принципа вытеснения невозможно объяснить, почему эти элементы остаются под порогом сознания. Ибо, будь это так, человек, осознавший и таким образом устранивший вытесненные элементы, приобрел бы феноменальную память, сохраняющую все когда-либо пережитое. Вытеснение, несомненно, существует, но в данном случае оно играет далеко не исключительную и не единственную роль. Если бы то, что мы называем плохой памятью, было всегда лишь следствием вытеснения, то у людей, обладающих отличной памятью, не могло бы быть и вытеснений; такие люди, следовательно, не могли бы страдать неврозом. Но мы знаем по опыту, что это далеко не так. Есть, конечно, случаи, когда причиной ненормально плохой памяти несомненно и главным образом является вытеснение. Однако такие случаи сравнительно редки.

Из всего этого вытекает, что бессознательное, кроме вытесненных элементов, содержит в себе еще весь психический материал, ставший подсознательным, включая и сублиминальные чувственные восприятия. Кроме того, мы знаем – и не только благодаря богатому опыту, но и на основании теоретических соображений, – что в бессознательном кроется и весь тот материал, который еще не достиг порога сознания. Это зародыши тех содержаний, которые позже станут сознательными. Кроме того, у нас есть все основания предполагать, что бессознательное вовсе не находится в состоянии бездействия; совсем даже напротив, оно, по всей видимости, беспрерывно группирует и перегруппировывает так называемые бессознательные фантазии. Эта психическая работа автономна только в патологических случаях; при нормальных же условиях она управляется сознанием. У нас есть основания предполагать, что все эти элементы носят личный характер постольку, поскольку они являются приобретениями индивидуальной жизни человека. А так как индивидуальная жизнь человека ограничена, то, собственно говоря, должно было бы быть ограниченным и число элементов, приобретенных бессознательным. Поэтому, казалось бы, возможно исчерпать в анализе все содержание бессознательного, иными словами, завершить путем анализа инвентаризацию бессознательных элементов, если допустить, что бессознательное ничего больше не может создавать, кроме того, что уже известно и принято сознанием. Кроме того, как мы уже заметили выше, пришлось бы сказать, что всякая работа бессознательного может прекратиться, ибо раз вытеснение упразднено, то тем самым задержано и погружение сознательных содержаний в область бессознательного. Но мы знаем по опыту, что это возможно лишь в очень ограниченной мере. Мы, как известно, убеждаем наших пациентов не терять вытесненных и путем анализа вновь осознанных психических элементов, а включать их в план жизни. Однако нам ежедневно приходится убеждаться в том, что этот наш прием не влияет на бессознательное, которое неизменно продолжает свою творческую деятельность и, как видим, создает все те же инфантильно-сексуальные фантазии, основанные, в согласии с прежней теорией, на личных вытеснениях. Если мы в таких случаях последовательно продолжаем анализ, то понемногу вскрываем целый ряд фантастических желаний, поражающих нас сложностью своих сочетаний. Наряду со всеми видами сексуальных перверсий, наряду со всевозможными отклонениями криминального толка, мы находим там и величайшие деяния и зародыши устремленных ввысь мыслей, существование которых никак нельзя было бы даже предположить у данного анализанда.

Примером всего вышесказанного может послужить пациент Мэдера, страдавший шизофренией. Этот пациент, ученик слесаря, говорил, что мир ему представляется «книгой с картинками»[174]. Он рано заболел, да и до болезни не отличался особой сообразительностью. Мир для него был книгой с картинками, и он, перелистывая ее, рассматривал то, что происходит вокруг. Подобный взгляд на вещи аналогичен идее Шопенгауэра о «мире как воле и представлении», но выражен на примитивном языке – «картинками». Такое мировоззрение больного имеет право на существование, как и идеи Шопенгауэра. Разница заключается лишь в том, что видение больного остается на стадии простого неартикулированного выражения, тогда как у Шопенгауэра та же самая идея вознесена из области интуиции до абстракции и выражена универсально приемлемым языком.

Однако было бы большой ошибкой думать, что взгляд этого пациента на вещи имеет личный характер или индивидуальную ценность. В таком случае пришлось бы поставить его на один уровень с философом. Но, как я уже заметил выше, лишь тот достоин звания философа, кто разовьет естественно возникшую мысль до абстрактной идеи и одновременно сделает ее общедоступной через язык. Философское понятие Шопенгауэра репрезентирует индивидуальную ценность, воззрение же больного представляет ценность обезличенную, возникшую спонтанно; а лишь тот претворит эту ценность в личное достояние и приобретет право на нее, кто абстрагирует воззрение до идеи и изложит эту идею на общезначимом языке. Но не следует переоценивать значение такой работы, не следует думать, будто философ сам также придумал или сконструировал свое первоначальное воззрение. Нет, и для философа его воззрение является не чем иным, как естественно появившимся ростком; этот взгляд на вещи не что иное, как частица общечеловеческой собственности, к которой в принципе причастен каждый. Золотые яблоки в садах Гесперид – плоды одного дерева, и безразлично, собирают ли их слесари или Шопенгауэр.

Изначальные понятия, примеры которых приведены в моем труде «Символы трансформации»[175], посвященном вопросу о либидо, позволяют нам ввести новую классификацию психических содержаний несмотря на то, что и прежнее разделение их на «подсознательное» и «бессознательное» тоже имеет законное право на существование и дальнейшее развитие. Мое же разделение психических содержаний, к которому привел меня этот опыт, имеет источником другую точку зрения. Из всего вышесказанного непосредственно вытекает, что из совокупности бессознательного материала мы должны отделить такой его слой, который можно назвать личным бессознательным. Элементы, присущие этому слою, отличаются личным характером постольку, поскольку они являются приобретениями индивидуальной жизни субъекта и поскольку они являются психологическими факторами[176], которые могли бы быть также сознательными.

Итак, хотя, с одной стороны, понятно, что неприемлемые психологические элементы подвергаются вытеснению, с другой стороны, есть возможность довести эти вытесненные элементы до сознания и удержать их в сознании в распознанном виде. Эти элементы мы признаем личными именно потому, что в нашем личном прошлом мы можем найти их воздействие, их частичное проявление или их происхождение. Эти элементы являются нераздельными составными частями личности и принадлежат ей; потеря этих элементов ощущается человеком как состояние неполноценности или несовершенства в том или ином отношении. Это психологическое несовершенство не носит характера органического недостатка или прирожденного дефекта; оно ощущается скорее как некое психическое упущение и вызывает чувство нравственного неудовольствия или морального негодования. Чувство такого психического несовершенства всегда является показателем того, что данного недочета можно было бы избежать, иными словами, что бессознательное в данном случае при некотором старании могло бы дойти до сознания. И надо заметить, что такое неприятное моральное чувство является не следствием столкновения с общим и отчасти произвольным моральным законом; нет, это чувство является следствием конфликта с собственным Эго или Я, которое по причинам психической экономии требует пополнения недочета. Всюду, где возникает сознание неполноценности, оно является показателем не только потребности ассимилировать ту или иную порцию бессознательного, но также и самой возможности такой ассимиляции. В конечном счете можно сказать, что только моральные качества самого человека принуждают его сознавать, усваивать свою бессознательную самость и удерживать ее в сознании – все равно, прямым ли путем, признавая необходимость такого процесса, или же косвенно, путем мучительного невроза. Тот, кто достигает прогресса на пути самореализации, неизбежно доводит до осознания содержания своего личного бессознательного, значительно расширяя таким образом саму личностную сферу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

5 различий между родственной душой и просто партнером

Есть много неправильных определений термина родственная душа, и какое место она занимает в жизни партнера.

По-настоящему близкий человек приходит в нашу жизнь, чтобы чему-то нас научить, духовно обогатить, воодушевить, подтолкнуть к чему-то, они выводят на абсолютно другой уровень бытия, открывают новые границы сознания. Партнер же это всего лишь спутник по жизни, которому вы доверяете и от которого в какой-то степени зависите.

Нужно научиться четко разграничивать эти два понятия, и ниже приведены несколько различий.

1. Родственная душа вам встречается обязательно для того, чтобы научить вас чему-то новому, преподать жизненный урок.

Причем родственная душа это не обязательно sекsуальный партнер противоположного пола. Родственными душами могут быть родственники, друзья. Это люди, которые всегда стараются помочь, поддержать, найти верное решение, облегчить вашу боль. Они учат вас всему, что необходимо усвоить. Поэтому если вас жизнь разлучает с этим человеком, становится невыносимо больно и это чувство утраты очень тяжело пережить.

Партнеры же сходятся на основе общности интересов, вы хорошо проводите время вместе, вы зависите от него, так же как и он зависит от вас. Но партнерство это всегда взаимовыгодное сотрудничество: он готов оказывать вам поддержку, решать проблемы, преодолевать вместе препятствия, но от вас он потребует того же самого. Более того, партнеры обязательно должны развиваться и двигаться вперед, если жизнь замедляется и становится статичной, это разрушает их эмоциональную связь: они готовы давать партнёру и то же самое требуют взамен.

2. Существует огромная разница в связи между родственными душами:

Когда встречаются родственные души, у них такое ощущение, что они знакомы всю жизнь, их связь гораздо глубже, она проходит через сердце, полностью меняют сознание, даже чувство собственного достоинства отходит на второй план. Их отношения довольно эмоциональны, похожи на взрыв. В большинстве случаев это заканчивается расставанием и разбитым сердцем, но опыт сам по себе уникален.

Партнеры же выбирают друг друга исключительно из любви к себе. Они не стараются заполнить пустоту в душе, им это не нужно. У все партнерских пар примерно одинаковые истории встреч и взаимоотношений, и таковыми и останутся на протяжении еще долгого времени.

Элизабет Гильберт: «Родственные души появляются для того, что встряхнуть вас, перевернуть привычные мир с ног на голову. Они полностью меняют вас, уничтожают ваше чувство собственного достоинства, заставляют преодолевать препятствия. Разрывают ваше сердце, чтобы новый свет заполнил пустоту. Это все так отчаянно разрушает ваш привычный контроль, что жизнь кардинально меняется».

3. Когда вы встречаете родственную душу, вас не покидает чувство, что вы знакомы всю жизнь, вы одинаково мыслите и прекрасно понимаете друг друга.

Возможно даже у вас есть схожие детские истории. Вас притягивает друг к другу словно магнитом. У вас даже зеркально могут отражаться повадки и привычки.У партнеров же очень много различий, они идут разными путями и только изредка пересекаются. Вам просто комфортно друг с другом, это с успехом может перерасти в крепкую любовь и дружбу со временем.

Паоло Коэльо: «Важные встречи планируются душами задолго до того, как встречаются тела».

4. Родственные души интуитивно чувствуют друг друга.

Их связь более возвышенная. Как правило, родственные души даже без слов понимают мысли и желания друг друга, им не нужны слова, они мыслят и чувствуют одинаково.

Взаимопонимание же партнеров основано на физической близости, они обязательно озвучивают друг другу свои желания. Их отношения это логическая и интеллектуальная стимуляция, это отнюдь не эмоциональная связь, которую бросает из стороны в сторону.

5. Встретить родственную душу это огромная удача и ценнейший жизненный опыт.

Родственный души появляются не просто так, это всегда происходит в определенный значимый момент, когда что-то новое должно произойти в вашей жизни, когда вам чего-то не хватает до финального рывка. Эти отношения преподносят удивительные уроки. Любовь, которую они вместе создают полна препятствий, ведь каждый привносит в отношения все сто процентов себя: все хорошее и плохое. Преодолеть эти препятствия – большая работа.

Отношения же с партнером начинаются и протекают легко. Они начинаются с настоящего, прошлое остается в прошлом, оно не оказывает ровным счетом никакого влияния. Обычно это очень хорошая основа для брака, двое людей составляют единство, при этом сохраняя свою индивидуальность.

Вполне возможно, что родственная душа и партнер это один тот же человек. С партнером также можно создать глубокую эмоциональную связь. Огромная же разница между ними вот в чем: один – ваш личный выбор, другой же – нет.

Нельзя сказать, кто из них лучше, какой тип отношений счастливее, просто каждый из нас приходит в этот мир, чтобы научить и научиться.

5 Differences Between a Soulmate and a Life Partner via Клубер

Читайте Клубер в Telegram, Instagram и Pinterest.

www.cluber.com.ua

Формальные, личные, интимные отношения, в чём разница

Ты, говорит, меня хоть как назови, только в печь не толкай. Это что? — у людей такая болезнь хроническая: называть вещи и явления не своими именами? Между тем, всем же и известно: как назовёшь, так и будет

О насущной необходимости понимать формальные, личные, интимные отношения

Ты, говорит, меня хоть как назови, только в печь не толкай. Это что? — у людей такая болезнь хроническая: называть вещи и явления не своими именами? Между тем, всем же и известно: как назовёшь, так и будет.

В частности, какими отношения, для себя, будешь считать, называя их как попало, такими они и будут, твоими же усилиями.

Например, сейчас стало модно и обычно представлять интимные отношения, как сексуальные отношения, ну, или, по-старорежимному, — как половые отношения.

Между тем, не только в словарях, но и в жизни, русские люди всегда понимали интимные отношения, как «глубоко личные, задушевные – сокровенные отношения».

В отличие, от просто личных отношений, сексуальных отношений, дружеских, товарищеских отношений.

Или, например: формальные отношения для многих – «это когда к тебе на вы обращаются». И невдомёк им, что формальные отношения, могут быть и есть, и в семье, и в отношениях любовников, и прочее.

То есть, формальные, личные, интимные отношения, хотя их практически все имеют, часто вовсе не понимаются, как таковые.

Например, посетитель проститутки, находится с ней не в интимных отношениях, и не в личных, а чисто в формальных отношениях в области секса и торговли.

Когда в поисках суженого невесты пишут: Интим, интимные отношения не предлагать, — то, фактически, они обозначают: Мне задушевные, близкие отношения не нужны, а что-нибудь попроще, подавай.

В общем, говоря неправильные слова, мы не только искажаем суть явлений и вещей, и, буквально, коверкаем язык, НО, самое главное, затуманиваем истину и портим себе жизнь.

В частности, не понимая, что такое формальные, личные и интимные отношения, мы, напрямую, портим себе жизнь.

Ибо эти отношения, пребывание в них, по сути, и есть наша жизнь. Как?

Ну, ещё один пример, для окончательной ясности: муж и жена могут длительное время жить чисто в формальных отношениях, при этом полагая, что у них есть и личные и интимные отношения.

И будут недоумевать: А почему наша семейная жизнь несчастливая – и понимания нет, и близости нет, и секс — никакой.

Формальные, личные, интимные отношения, в чём их сущность?

Видов отношений великое множество, а уж их содержание, не подлежит, как говорится, учёту, ибо, сколько людей, столько и уникальных отношений.

Да ещё помноженных на несколько десятков, потому что люди имеют много отношений, с различными людьми и в различных своих ипостасях.

Так вот, прежде всего, от того, в какой своей ипостаси является, находится в отношениях человек, такие по форме отношения и будут и бывают.

Я бы выделил, основными, такие формы отношений между людьми: формальные отношения, личные отношения и интимные отношения. Почему?

Потому что эти формы вмещают в себя все виды отношений между людьми: от любовных до враждебных, от деловых до дружеских, от сексуальных до родительских, и так далее.

Так ли это? Давайте, посмотрим.Формальные отношения — статусные отношения

Каждый человек является личностью – имеет на себе ту маску – личину, которую он добровольно-принудительно одел на себя в социуме. Добровольно – со стороны своего «Я», и принудительно – со стороны социума.

Но это ещё не всё в личных ипостасях человека: каждая личность имеет ещё целый набор масок, которые она надевает на себя в зависимости от того, где, с кем, когда и как она вступает в отношения.

Это так называемые статусные маски – статусы. Вот, смотрите, один человек в течение дня, например, мужчина:

— Дома – муж для жены; — Отец – для детей; — Начальник и подчинённый на работе; — Коллега с коллегами; — Мужчина с «мужиками»; — Мужчина с женщинами; — Любовник с любовницей; — Хам или культурный человек на улице.

И так далее, и тому подобное. И все это в течение дня, и все это с мгновенной сменой масок, статусов, при «смене декораций».

Скажите, что общего, во всех этих отношениях? Правильно, все они могут быть и, как правило, в основном и бывают, именно статусными – личность вступает в отношения, согласно, своего статуса, с этими людьми, в этих обстоятельствах.

То есть: с женой у него статус — муж, с детьми – отец, на работе – начальник, и так далее.

И, обратите внимание: всё это, при неизменной своей личности – личность не меняется и не проявляется, а меняются только её статусы.

Что главное в статусном отношении? Одеть и не снимать ту маску, которая предписана социумом в данном случае.

Должен ты с женой быть мужем? Так и веди себя с ней, как муж, а не как, скажем, любовник, или «дядя» с улицы. Должен ты быть отцом? Таки веди себя согласно этому статусу. И тому подобное.

Иначе говоря, все ТАКИЕ отношения, если они исполняются согласно принятому на себя, и данному, предписанному социумом, статусу, являются формализованными – формальными отношениями.

Формальными отношениями ещё и потому, что сама личность, в них, если и проявляется, то очень незначительно, не более, чтобы отличить этого человека, от таких же, которые находятся в таком же статусе.

Типа: А, это мой муж – он вечно приторможённый. Или: Это мой подчинённый – он, всё время, выпивший.

То есть, главное в этих отношениях не отношение личности и к личности, а отношение человека статусного, как к статусному: Будь таким! А иначе, мы к тебе начнём иначе относиться – наши отношения с тобой переменятся.

Чаще, конечно, в худшую сторону, ибо статус – это, априори, ограничительное предписание со стороны общества – социальный шаблон для человека и личности:

— Будь таким! Нам некогда и ненужно иметь с тобой личностные отношения – вот, на, тебе, готовую форму отношений к тебе и форму твоих отношений к нам.

Вывод: формальные отношения – такие отношения, которые имеют установленную форму и установленное основное содержание этих отношений.

А свойства личности в них игнорируются за ненадобностью: формальные отношения унифицированные – подходят многим личностям, если они имеют статус в таких отношениях.

Например, статус мужа и статус жены могут иметь почти все мужчины и все женщины. Статус работника известен всем людям. И так далее.  

Личные отношения – отношения личности с личностью

Конечно, формальные отношения жизненно необходимы не только социуму, как рычаги регулирования поведения своих членов, но и самому человеку.

Хотя, формальные отношения мало кому нравятся, как нивелирующие личность, но и многие личности находят в формальных отношениях свою прелесть.

Ибо формальные отношения снимают с человека личностную ответственность за отношения: Я делаю всё как положено в моём статусе, а остальное вне зоны моей ответственности, и активности и компетентности.

Совершенно иная ситуация складывается, когда человек, даже находясь в формальных отношениях, начинает или пытается начать, личные отношения.

Если в ситуации формальных отношений человек ведёт себя так, как ему предписано статусом, то в личных и интимных отношениях, он руководствуется «зовом сердца», — проявляя себя как личность.

Каков здесь механизм отношений?

Личность, по своей сути, — это «Я» человека, актуализированное, реализуемое в отношениях, и с самим собой и с людьми.

Иначе говоря, личность – это не абстрактный человек, а более конкретизированное понятие: человек, наделённый своими свойствами, проявляемыми в своих качествах.

Следующее понятие у нас уже будет не абстракцией, а конкретикой: личность Иванова, личность соседки Люды, и так далее. Если, конечно, мы не начнём классифицировать личности по каким-то признакам. Например, личность женщины, личность мужчины, личность ребёнка.

Значит, личные отношения – это отношения, построенные на проявлении человеком своих личностных качеств.

Здесь возникают или могут возникнуть такие коллизии:

Особенности личных отношений

1. Находясь в формальных отношениях, человек пытается установить личные отношения.

Например, оказавшись соседями, кто-то хочет развивать эти формальные отношения до личных отношений.

Здесь такие варианты: если желание иметь личные отношения взаимны, то они могут перейти из формальных в личные отношения. А если это хочет иметь только одна сторона отношений, то личных отношений не получится.

При этом, и одна и вторая личность останутся во взаимном негативе в этих отношениях: одна личность от того, что ей хотели навязать личные отношения, а вторая – от того, что эти личные отношения отвергли.

2. Личные отношения – весьма «скользкая дорожка».

Ибо, личность, априори – сложный комплекс свойств и их проявлений – качеств.

При взаимоотношениях личностей, качества личностей переплетаются в сложнейший клубок симпатий и антипатий – принятия качеств личности или неприятия, в той или иной степени, и в том или ином количестве.

В зависимости от того, что перевешает в отношениях, негатив или позитив, личные отношения или состоятся, или будут конфликтными, или вовсе не состоятся.

3. Самое главное в личных отношениях, если они имеются или только устанавливаются, – это баланс взаимных желаний и интересов, как осознаваемых желаний.

То есть, если формальные отношения человеку устанавливаются, а часто попросту навязываются, как необходимость, то личные отношения построены чисто на интересах и желаниях самой личности.

Как хочу, так и отношусь, или вообще не желаю иметь общего с этим человеком, не хочу с этими людьми отношений, – вот такой принцип личных отношений.

4. Личные отношения могут меняться на формальные отношения и наоборот.

Например, жена может быть женой формально, исполняя лишь статус жены. Но, она может переменить эти отношения на личностные, личные отношения с мужем, скажем, полюбив его или возненавидев «всеми фибрами».

Но, кстати, в отношениях мужа и жены, чаще происходит обратное: начав с личных отношений, муж и жена, бывает, сохраняют отношения, но переведя их в статус формальных отношений.  

Интимные отношения – самые близкие личные отношения

Каждая личность, наученная горьким и печальным опытом отношений с людьми, сознательно или подсознательно боится открываться – показывать себя полностью, даже в личных отношениях.

Это проявляется в том, что личность «что-то не договаривает», «темнит», скрывает, в отношениях с другими людьми.

Этим «что-то», как правило, оказываются истинные интересы личности или, даже, истинные свойства личности.

Не всегда это умышленный обман, часто, бывает, что личность, например, стараясь показать себя лучше, чем есть, актёрствует, изображая себя тем, кем на самом деле не есть.

То есть, иначе говоря, с учётом этого обстоятельства, в личных отношениях существует степень доверия личности к личности.

Если эта степень доверия очень высока, то отношения переходят в интимные отношения – в особо доверительные отношения.

А, так как, мужчины мужчинам и женщины женщинам не имеют свойства особо доверять, как половые и, часто, социальные конкуренты, то интимные отношения возникают между мужчинами и женщинами.

А, так как, высшая степень доверия – это доверить своё тело другому человеку, что происходит при сексе, то за интимными отношениями стойко закрепилось понятие «Сексуальные отношения».

Даже, в современных словарях, интимные отношения, интим, трактуются как синонимы сексуальных отношений и секса.

Хотя, правильнее, со всех точек зрения, отличать, всё же, борщ от мух. Хотя бы только потому, что секс – это не только дела телесные, но и, притом в большей степени, дела душевные — эмоционально-чувственные: влюблённость, страсти, и всё такое прочее.

И, притом, секс, чаще всего, бывает именно в виде формальных отношений. Исполнение «супружеского долга», проституированный секс, дружеский, одноразовый, случайный секс и все формы нетрадиционного секса, как правило, — это статусный секс.

Мужчина и женщина имеют тут различные статусы половых, сексуальных партнёров: от мачо, страстной женщины, до, извините, бляди, «честной давалки» и мужа, бабника, и прочее.

Фактически, вступая в формальные отношения, но доверяя в сексе своё тело партнёру, тут, человек, не вступает, даже в личные отношения, а не то, что в интимные отношения, если смотреть правде в глаза.

Вопрос риторический: А не поэтому ли, у нас, людей, столько проблем в сексе и с сексом: от половых преступлений, до недоразумений между сексуальными партнёрами?

НО, есть же, и не так редко, интимные отношения, когда мужчина и женщина близки до степени родства, не только в постели, но и в личных отношениях – их сердца и души – разум и чувства, открыты друг для друга.

Когда, в общем-то, между ними то, что, многие, в том числе и я, считают любовью. Ибо любовь, однозначно, – это интимные отношения, как на любовь ни смотри.

Какие, где и с кем отношения иметь?

Ну, вы же понимаете, что я сейчас скажу? Это ваши отношения – это ваша жизнь – это ваш выбор: какие, с кем, как, когда и сколько иметь отношения.

Но, зачем, собственно, я и написал эту статью: не всегда ваш выбор — ТОЛЬКО ваш выбор, и не всегда он правильный.

А, значит, от этого, от ошибок в отношениях, не только ваша жизнь плохая случается, но и на другом конце ваших отношений люди страдают.

Уверен, если человек будет разбираться в своих отношениях, умея отличить формальные отношения от личных отношений, и интимные отношения не путать с формальными и личными отношениями, то жизнь его будет значительно проще и лучше.

Автор Владимир Фесюк опубликовано econet.ru

econet.ru

Глава 9. личностные РАЗЛИЧИЯ — МегаЛекции

Что такое личность, каждый знает;

но никто не может сказать.

Bumham

О взаимосвязи проблем психологии личности и диф-ференциальной психологии следует написать отдельнуюкнигу. Большинство современных исследователей склоня-ются сегодня к тому, чтобы рассматривать эти два цент-ральных аспекта человекознания скорее в их взаимосвязи,чем через противопоставление. Так, наиболее известныйжурнал ISSID (Международное Общество по ИзучениюИндивидуальных Различий), основанный Г.Айзенком,носит название "Личность и индивидуальные различия".Условная граница между этими пересекающимися облас-тями психологического знания может быть обозначена,исходя из сложившейся традиции. Акцент в большинствеличностных теорий делается на изучении интраиндиви-дуальных закономерностей (идеографический аспект), вто время как для дифференциально-психологических кон-цепций более характерным является акцент на изучениифеноменологии и механизмов общих закономерностей ин-териндивидуальных различий (номотетический аспект). Од'нако и в том, и в другом случае прогрессивно-ориентиро-ванные исследователи исходят из представлений о целост-ности личностной структуры и необходимости изучениядинамики и механизмов рассматриваемых психологичес-ких образований.

9.1. Личность: дифференциально-психологический АСПЕКТ

Современная психология личности выкристаллизовы-,валась в лоне дифференциальной психологии и, что есте-|ственно для начальной стадии развития, сразу же заявила!о своем критическом отношении к дифференциально-пси-хологическим методам изучения личности. Однако уже изнаиболее известного определения личности, сформулиро-

личностные различия

ванного основоположником персонологии Г.Оллпортомвидно, что отмежеваться от "источника" было совсем непросто:

"личность есть такая динамическая организация психо-физических систем индивидуума, которая определяет егоуникальный способ адаптации к среде" (Allport, 1937).

Критика Г.Оллпортом дифференциальной психологии(вполне справедливая, отметим, для своего времени) ба-зировалась на противопоставлении элементарное vs цело-стное (организмическое) и отдельная часть vs паттерн, изкоторого вытекали насущные задачи персонологии, на-правленные на поиск объединяющих оснований изучае-мых явлений. С этого момента начинается неоправданноепротивопоставление двух подходов, изучающих с разныхсторон и на основе различных принципов одно и то жеявление. Достаточно привести несколько не совпадающихмежду собой определений личности (см. Pervin, 1990):

"Концепция личности есть результат наблюдения инди-видуальных различий в человеческом поведении... которые (сдругой стороны. — А.Л.) могут рассматриваться как непос-редственный предмет исследований личности" (Jensen, 1958,р.295, 302).

"В индивидуальных различиях мы находим логическийключ к личности. Личность человека есть уникальный наборего черт" (Guilford, 1959, р.5).

"Наука о личности формируется вокруг изучения относя-щихся к индивидуальным различиям переменных и поведен-ческих предиспозиций, которые лежат в основе кросс-ситуа-тивной устойчивости поведения" (Sarason & Smith, 1971, р.433),или же:

"Как подчеркивал Вергеймер, сущность личности не вценности отдельного тона или одной мелодической линии,но в целостности музыкальной концепции" (Murphy, 1949,р.646).

"Личность как особый предмет изучения связана с при-родой и целями интраиндивидуальной интеграции" (Klein etal., 1967, p.469).

Как всегда, наиболее перспективной оказывается "тре-тья точка зрения", основанная на взаимовыгодной ком-бинации основных отличительных признаков обоих под-ходов. С этой позиции определение личности должно учи-тывать как акцентирование индивидуальных различий, так

 

Координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

и организацию отдельных частей в единое интегрирован-ное целое.

Корни ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Вряд ли кто-либо из современных исследователей всерь-ез будет говорить о том, что "личностью рождаются". Нети такого раздела в дифференциальной психологии разви-тия: "Личность младенца". Однако весьма заманчиво об-наружить некую природную канву, на которой впослед-ствии — под влиянием многообразных средовых воздей-ствий — произрастают те или иные личностные черты. Хотяв работах такого плана существует отчетливая тенденцияназывать выявленные различия темпераментальными, самиавторы склонны давать определения и интерпретироватьобозначенные явления с довольно явно выраженным "лич-ностным уклоном". Известный американский психолог,профессор Гарвардского университета (Harvard University,USA) Джером Каган со своими сотрудниками (Kagan,Arcus, Snidman, Feng, Hendler & Green, 1994b; Reyilk eta/., 1986) выявили, что некоторые новорожденные обла-дают тенденцией, которую можно назвать уязвимостью или"робостью", проявляющейся при встрече с незнакомымипредметами, людьми или ситуациями. Эта тенденция со-храняется в поведении субъекта и впоследствии. Во времясвоего первого школьного дня "уязвимые", стоя в сторо-не, сосредоточенно наблюдают за играми своих более рас-крепощенных сверстников. Эти психологические особен-ности постепенно трансформируются в устойчивую чертуу взрослых людей, которые зачастую остаются застенчи-выми на протяжении всей своей жизни (Zimbardo, 1990).

Несмотря на очевидность жизненных фактов, практи-чески неразработанной остается проблема взаимосвязипсихических процессов и личностных черт, или общейпсихологии и психологии личности, если говорить о бо-лее широком контексте. Однако уже в работах первых со-временных персонологов имплицитно существовала тен-денция рассматривать формирование личностных свойствв контексте функционирования более общих по своей при-роде ментальных явлений.

личностные различия

Концепции ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

Различные личностные теории оперируют разными кон-структами, имеющими неодинаковый уровень как теоре-тических обобщений, так и степени абстракции. Но наи-более распространенным является понятие черты, описы-ваемой, как правило, каким-либо существительным илиприлагательным, а также рассматриваемой в качестве пре-диктора поведения личности.

Понятие личностной черты, впервые предложенноеГ.Оллпортом, было достаточно всеобъемлющим;

"Генерализованная и сфокусированная нейропсихическаясистема (характерная для индивидуума), обладающая спо-собностью воспроизводить функциональный эквивалент, ре-левантный множеству стимулов, а также инициировать и ре-гулировать устойчивые (эквивалентные) формы адаптивногои экспрессивного поведения" (Allporf, 1937).Исходя из этого определения можно предположить, чтомножество признаков, характеризующих форму взаимо-действия субъекта с миром, упорядочивается за счет вве-дения двух начальных координат, относящихся к адаптив-ному и экспрессивному типам поведения.

В современных теориях (Phares & Chaplin, 1997) выде-ляется несколько базовых признаков черты как психоло-гического конструкта:

* черта не есть состояние и поэтому обозначает некуюобщую тенденцию поведения и ожиданий (McAdams, 1995)."Я впечатлительный" означает устойчивую характеристи-ку, тогда как "меня впечатляют твои успехи" описываетлишь временное состояние эмоционального реагирования;

* черта является количественным измерением, позво-ляющим сравнивать степень выраженности конкретнойхарактеристики у разных людей;

* черта может иметь иерархическую организацию, тоесть более широкая черта включает в себя несколько спе-цифических черт. Дескриптивные системы, базирующиесяна анализе черт, позволяют описывать личность через мно-жество уровней;

* черта как конструкт создает основу для общего языкане только между различными формальными теориями лич-ности, но между формальными теориями и неформаль-

212 координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ными описаниями человеческой личности в повседневнойжизни.

Устойчивость многих личностных черт во времени под-тверждена экспериментально. Различия между детьми вагрессивности, доминировании, зависимости, социабель-ности и застенчивости сохраняются на протяжении всегопериода, начиная со среднего и позднего детства черезподростковые годы вплоть до взрослости (Huesman et al.,1984). В дополнение к этому, клинические наблюденияпоказывают, что детям, имеющим в возрасте десяти летповеденческие проблемы, довольно сложно избавиться отних во взрослой жизни {Patterson, 1982).

Психологическая черта кроме описательного аспектаповедения включает в себя и каузальный. Поэтому теориичерт ставят своей целью анализ индивидуальной психоди-намики с точки зрения поиска причинных механизмов:

"В своей наиболее простой форме диспозиции и их пове-денческие проявления связаны, по определению, непосред-ственно — чем более выражена у личности черта добросове-стности, тем более добросовестно его (субъекта. — А.Л.) по-ведение" (Mishel & Shoda, 1995).

Эти два аспекта, дескриптивный и каузальный, при-сутствуют во всех наиболее развитых концепциях личнос-тных черт. Мы рассмотрим в качестве примера только не-многие из десятков развиваемых на сегодняшний лень кон-цепций.

экстраверсия/нейротицизм/психотицизм

Понятие экстраверсии—интроверсии было сформули-ровано для описания наиболее фундаментальных разли-чий в человеческом поведении швейцарским психоло-гом Карлом Юнгом, недолгим последователем Зигмун-да Фрейда. Как димензиональная черта эта характерис-тика личности, впервые представленная так Г.Айзенком(Eysenk, 1947), в последнее время изучается в самых раз-личных контекстах (см. Zuckerman & Сото, 1983). Наибо-лее общие характеристики этой черты выглядят следую-щим образом;

личностные различия 213

Интроверсия Экстраверсия

Ориентация на внутренние Стремление к стимуляции

стимулы; извне;

заторможенность поведения; расторможенность поведения;

низкий уровень вовлеченности интенсивное вовлечение в

в различные формы активности, разные формы активности.

активность/социабельность/эмоциональность

Концептуально эти личностные свойства связаны ссоответствующими темпераментальными параметрами.Называя эти черты "личностными", авторы трехкомпо-нентной концепции личности (Buss, Plomin, 1984) фак-тически отождествили уровни темперамента и личности.Неудивительно, что все три параметра, как показываютмногочисленные исследования, удовлетворяют критери-ям выделения психобиологических черт — наследствен-ности, стабильности и эволюционной значимости. Про-являясь уже у младенцев, эти черты сохраняются и вличности взрослых.

Тревожность

Тревожность (выступающая также под названиями "ней-ротицизм" и "эмоциональная нестабильность") считает-ся одним из важнейших измерений личности, связаннымсо спецификой индивидуальных реакций на стресс. С од-ной стороны, тревожность сопряжена с возбуждением не-рвной системы, проявляющимся в сердечно-сосудистых идыхательных ритмах, гастроэнтерологических симптомах,Уровне кровяного давления. С другой стороны, показанатесная связь тревожности с оценочными процессами, стем, воспринимает ли человек для себя данную ситуациюкак угрожающую (Spielberger, 1966). В этой связи извест-ный американский психолог (Калифорнийский универси-тет, Беркли) Рихард Лазарус (Lazarus, 1993) обращает вни-мание на различие между тревожностью как димензио-нальной переменной и стрессом как ситуативной пере-менной. В зависимости от общей концепции личности,

megalektsii.ru

Развитие личности. Ценности и идеалы. Психология отношений. Личная эффективность. Статьи

Исследования черт личности мужчин и женщин указывают на то, что между нами имеются определенные, пусть и не такие значительные, различия. Но какую роль играют эти различия в жизни? Психолог Кристиан Джаррет рассмотрел этот сложный и неоднозначный вопрос. 

Согласно старой присказке, мужчины и женщины настолько отличаются друг от друга, что кажутся обитателями разных планет. Это утверждение кого-то забавляет, а кого-то раздражает. Бестселлер Джона Грэя «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», впервые опубликованный в начале 1990-х, разошелся миллионными тиражами, породив бесчисленные пародии (например, книгу Кэтрин Блэк и Финна Контини «Может быть, женщины и с Венеры, но мужчины на самом деле с Урана»), а также комедийные шоу, одно из которых сейчас идет на Бродвее.

Хотя физическая разница между полами - в размерах и анатомическом строении - очевидна, вопрос о различиях в психологии мужчин и женщин гораздо более сложен и неоднозначен, и достоверно измерить эти различия не так-то просто.

А когда психологам удается обнаружить такие различия, то, как правило, разгораются споры относительно того, являются ли они врожденными, то есть биологическими, или же приобретенными — социокультурными. Иными словами, рождаются ли мужчины и женщины разными, или же их таковыми делает общество?

На этот вопрос особенно трудно ответить, когда речь заходит о личностных особенностях. Согласно результатам большинства исследований, мужчины действительно отличаются от женщин в том, что касается некоторых важных черт характера. Но чем объясняется эта разница - биологией или влиянием социума? И насколько важную роль она играет в нашей жизни?

По мнению некоторых ученых, различия по большей части незначительны, но их совокупный эффект может быть довольно весомым.

Результаты одного из наиболее авторитетных исследований в этой области были опубликованы в 2001 году. Ученые Пол Коста, Роберт Маккрэ и Антонио Террачано предложили 23 с лишним тысячам мужчин и женщин, представлявшим 26 различных культур, заполнить личностные анкеты. Вне зависимости от культурной принадлежности (в исследовании принимали участие в том числе представители Гонконга, США, Индии и России), женщины в целом приписывали себе такие качества, как душевность, дружелюбие, тревожность и застенчивость. Мужчины же были склонны характеризовать себя как настойчивых и открытых новым идеям.

Выражаясь языком психологии личности, у женщин в среднем доминировали два качества из так называемой Большой пятерки черт личности, а именно готовность договариваться (связанная с уживчивостью) и невротизм (характеризующийся высоким интеллектом), а также один из аспектов открытости опыту. У мужчин же были более выражены один из аспектов экстраверсии, а также аспект открытости опыту, не свойственный женщинам.

Сходные результаты были получены в исследовании 2008 года, в ходе которого анкеты заполнили свыше 17 тысяч представителей 55 разных культур. И в этом случае женщины приписывали себе склонность к невротизму и готовность договариваться, а кроме того, к добросовестности (сознательности) и к двум аспектам экстраверсии - душевности и общительности.

Критики этой методики указывают на то, что участникам экспериментов предлагалось оценивать самих себя. Таким образом, говорят они, различия между женщинами и мужчинами, возможно, объяснялись тем, что они описывали себя в соответствии с ожиданиями общества от их гендерных ролей.

Мужчины и женщины: чего больше между ними — сходства или различий - портал "Здравком"

Предписывает ли наша культура жесткие гендерные роли?

Однако похожие результаты были получены и в ходе другого исследования, проведенного Маккрэ с коллегами: в нем принимали участие 12 тысяч человек, представлявших 55 различных культур, и их просили оценить не только себя, но и личностные качества близко знакомых им мужчин и женщин.

Кроме того, ряд исследований показал, что личностные различия между полами начинают проявляться в очень раннем возрасте.

Например, в одном эксперименте, результаты которого были опубликованы в 2013 году, изучался темперамент 357 пар близнецов в возрасте трех лет. Выяснилось, что мальчики в парах в целом более активны, а девочки более застенчивы, внимательны и лучше контролируют свое поведение.

И, судя по всему, различия между полами сохраняются до глубокой старости. Еще в одном эксперименте ученые изучали личностные черты женщин и мужчин в возрасте от 65 до 98 лет. Как и в случае с более молодыми людьми, у пожилых женщин более явно проявлялись такие черты, как невротизм и готовность договариваться, чем у пожилых мужчин.

Специалисты в области эволюционной психологии интерпретируют эти результаты следующим образом: психологические черты современных людей - отголоски механизмов выживания, которые были вынуждены выработать наши далекие предки. И механизмы эти были разными для мужчин и женщин.

Так, более заботливая женщина с большей долей вероятности защитила бы свое потомство от возможных невзгод, в то время как более смелому мужчине был бы обеспечен успех в размножении. И эти черты характера передавались по наследству последующим поколениям, утверждают эволюционисты.

Некоторые ученые не согласны с таким сугубо биологическим объяснением человеческого поведения - по их мнению, при таком подходе не учитываются социокультурные факторы, которые определяют нашу личность и модель поведения.

Несомненно, эти социальные факторы играют свою роль. Однако результаты вышеупомянутых кросс-культурных исследований Косты, Маккрэ и других ученых указывают на то, что среднестатистические личностные различия между мужчинами и женщинами наиболее четко проявляются как раз в более развитых и гендерно равноправных обществах, таких как Западная Европа и США, а не в Азии и Африки, где уровень гендерного равенства ниже (этот уровень замерялся по таким параметрам, как доступность образования для женщин и продолжительность их жизни).

Эти выводы противоречат утверждению о том, что человеческая личность развивается в соответствии с ожиданиями общества, основанными на традиционных гендерных ролях.

Одно из объяснений этого противоречия гласит, что врожденные, биологические факторы, влияющие на личностные различия мужчин и женщин, более ярко выражены в культурах, достигших более высокого уровня равноправия полов.

Это объяснение подтверждается нашим знанием о роли генов и окружения в формировании психологических черт личности - например, широкий всеобщий доступ к образованию в стране способствует росту учебных показателей в целом.

Еще один метод исследования этого феномена заключается в использовании имплицитных тестов личности. Например, ученые измеряют скорость реакции испытуемого, который должен нажимать на клавиши клавиатуры, когда слышит различные слова. Таким образом исследователи выясняют, насколько человек ассоциирует себя с терминами, описывающими различные черты личности.

Поскольку участники не осознают, что целью эксперимента является именно скорость реакции, результаты подобных исследований могут считаться чистыми - испытуемые не могут предпринять попытки подстроиться под ожидания общества в отношении гендерных ролей.

Группа ученых под руководством Микеланджело Вианелло из Падуанского университета Италии применила этот подход в 2013 году: в исследовании участвовало свыше 14 тысяч человек, опрошенных через вебсайт.

Уровень личностных гендерных различий испытуемых, обнаруженных исследователями, оказался в три раза ниже, чем в исследованиях, использующих стандартные личностные опросники.

Тем не менее имплицитные тесты все же позволили выявить статистически важные различия в чертах личности между мужчинами и женщинами, особенно ярко проявившиеся у женщин, в личности которых доминировали критерии невротизма и готовности договариваться.

Иными словами, гендерные различия в особенностях личности присутствуют и на подсознательном уровне, но исследования, полагающиеся исключительно на самоописание участников, по-видимому, искажают разницу в сторону ее увеличения - возможно, отчасти из-за стремления испытуемых соответствовать культурным ожиданиям.

Спор о величине разницы в психологии полов этим не ограничивается. Ряд ученых полагает, что детальный анализ может выявить различия между мужчинами и женщинами в более широком спектре личностных черт.

Янна Вайсберг из американского колледжа Линфилд с группой коллег в 2011 году исследовали по два аспекта для каждой из пяти основных черт личности. В исследовании приняло участие более 2500 человек. Так, среди аспектов экстраверсии можно выделить энтузиазм и настойчивость, в то время как невротизм характеризуется эмоциональной неустойчивостью и замкнутостью.

Исследователи выявили гендерные различия для каждого из 10 рассматриваемых аспектов личности: женщинам в целом были присущи такие аспекты, как энтузиазм, сострадание, вежливость, дисциплина, эмоциональная неустойчивость, замкнутость и открытость, а мужчинам - настойчивость, трудолюбие и интеллект.

По словам ученых, эти результаты невозможно было бы получить в рамках большинства более ранних исследований, которые рассматривали различия между мужчинами и женщинами только на уровне большой пятерки черт личности.

Впрочем, Вайсберг с коллегами отмечают, что обнаруженные ими гендерные различия весьма незначительны. Их значения в целом соответствуют значениям, зафиксированным Маккрэ и другими учеными в рамках крупных кросс-культурных исследований.

Согласно распространенному в популярной психологии и культурологии утверждению, личностные различия настолько велики, что мужчин и женщин можно счесть двумя разными биологическими видами. Однако, по заключению Вайсберг и ее коллег, хотя гендерные различия «могут играть важную роль в формировании человеческого опыта и культуры, они, вероятно, не настолько велики, чтобы сделать невозможной эффективную коммуникацию между мужчинами и женщинами».

Различия между мужчинами и женщинами не такие большие, как принято думать - портал "Здравком"

И все-таки многие психологи полагают, что между мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий

Эту мысль оспаривает исследовательская группа Марко дель Джудиче из Туринского университета. В 2012 году они опубликовали научную работу, согласно которой авторы предыдущих исследований неверно оценивали роль гендерных различий в формировании личности, поскольку брали лишь средние величины различий в чертах характера, вместо того чтобы рассматривать их в совокупности.

В электронном письме автору статьи Дель Джудиче проводит такую аналогию: «Гендерные различия в личности очень похожи на гендерные различия во внешности. Каждая индивидуальная черта - длина носа, размер глаз и т.д. - обнаруживает незначительные различия между мужским и женским лицами, но если сложить все эти различия вместе, разница становится очевидной, что позволяет нам отличать мужские лица от женских с точностью свыше 95%».

Используя этот подход для анализа анкет, заполненных более чем 10 тысячами мужчин и женщин, Дель Джудиче и его коллеги обнаружили, что разброс гендерных личностных различий по психологическим меркам чрезвычайно велик.

По мнению ученых, их метод «четко демонстрирует, что истинный масштаб гендерных различий в чертах личности традиционно недооценивается».

Как интерпретировать это смелое заявление? Специалист по статистике Эндрю Гелман пишет в своем блоге, что если отставить в сторону проблемы, возникающие при попытках толкования любых гендерных различий, то «анализ [Дель Джудиче и его коллег] представляется разумным».

Он добавляет: «Если посмотреть на результаты исследований, выявивших наибольшие различия между мужчинами и женщинами, разница между полами становится очевидной».

Некоторые эксперты придерживаются другого мнения. Дженет Хайд, получившая известность благодаря научной работе, посвященной вопросам сходства между мужчинами и женщинами, говорит, что Дель Джудиче и его коллеги использовали методологию, призванную максимально подчеркнуть различия между полами, так что результаты их исследования «не поддаются интерпретации».

Хотя споры о масштабе и причинах гендерных различий в личности среднестатистических мужчины и женщины, скорее всего, будут бушевать еще многие годы, представляется разумным предположить, что - по крайней мере - некоторые различия все же имеются.

Депрессия чаще встречается у женщин, что соответствует преобладанию у них черт невротизма

Но ключевое слово здесь - «среднестатистические». Какому бы из исследований мы ни отдали предпочтение, между двумя полами все равно гораздо больше общего. Кроме того, не стоит забывать, что мы говорим именно о характеристиках личности, а не обо всех аспектах мыслительного процесса и поведения в целом.

Хайд, изучавшая гендерные различия во многих областях психологии, утверждает, что «у мужчин и женщин больше общего, чем различий; разница между ними, скорее, не больше, чем между жителями Северной и Южной Дакоты [не такая разительная, как между пришельцами с разных планет]».

В то же время стоит отметить, что речь идет вовсе не о праздном вопросе. Среди ученых растет понимание той роли, которую черты личности играют в нашем жизненном выборе, а также в состоянии нашего душевного здоровья.

Более глубокое понимание личностных различий между мужчинами и женщинами и их причин поможет нам обеспечить равные возможности для всех членов общества, а также оказывать более эффективную психологическую помощь.

Ведь некоторые из личностных особенностей более присущи тому или иному полу: например, депрессия чаще встречается у женщин, что соответствует преобладанию у них черт невротизма.

«Исследователи часто подчеркивают риск переоценки гендерных различий, но обратное тоже верно, - отмечает Дель Джудиче. - Преуменьшая значение этих различий, мы лишаем себя очень важного знания о самих себе и об окружающих».

Он продолжает: «На протяжении множества поколений мужчины оказывали влияние на формирование личностных качеств женщин, и наоборот. Понимание того, что мы - продукт этого удивительного и сложного процесса, расширит наш взгляд на мир и сделает его менее поверхностным - вне зависимости от того, довольны ли мы нашими личностными качествами или хотим их изменить».

фото: redOrbit 

Urloplandia ; Stories of World

Версия для печати

Метки статьи: женщина, мужчины, психология, гендер

zdravkom.ru