5. Власть. Человек и власть. Личность и власть


Власть и личность - Психологос

Власть и дисциплина в руках массовой личности

Власть, тем более авторитарная власть, в руках массовой личности - опасна. Требование дисциплины, исходящее от массовой личности - обычно имеет эгоистичный характер ("Помолчи! Не мешайся!") и давит самостоятельность. Смотри Массовая личность

Желание власти и эффективность власти

Некоторые люди в большей степени заинтересованы в приобретении власти по сравнению с другими, и наиболее эффективные носители власти характеризуются определенным сочетанием мотивов. В связи с этим необходимо проанализировать 4 мотива, или аспекта личности:

  1. Потребность во власти связана со стремлением оказывать влияние на жизни других людей.
  2. Потребность в достижении связана со стремлением ставить и упорно прилагать усилия для реализации поставленных целей, таких как начало нового бизнеса или внедрение новой технологии для персональных компьютеров.
  3. Потребность в аффилиации связана с желанием ладить и поддерживать дружеские отношения с другими.
  4. Контроль над импульсами. Связан со способностью оставаться в стороне от влияния любого из этих мотивов, независимо от актуализирующих их социальных ситуаций, в которых оказываются люди.

Лидерам обычно свойственно иметь мотив власти в диапазоне от среднего до сильного, но всегда превышающий по силе мотив аффилиации. Потребность в аффилиации у носителей власть должна ограничиваться вследствие неизбежности принятия решений, вызывающих неудовольствие у части людей. С другой стороны, мотив аффилиации не должен быть очень слабым, в противном случае носители власти рискуют превратиться в тиранов, не заботящихся о воздействии принимаемых ими решений на остальных людей. Мотив достижения у носителей власти должен быть достаточно сильным, чтобы позволять им ставить реалистичные цели, но в то же время не настолько высоким, чтобы личные усилия по их достижению приобрели первостепенное значение в их жизни. Носителям власти нет нужды самим проделывать всю работу по реализации своих целей: они предпринимают шаги в выполнении работы, необходимой для достижения этих целей. Одна из причин, по которой прекрасные изобретатели или предприниматели порой оказываются плохими президентами компании, заключается в том что на различных стадиях развития организации требуются различные мотивы. Для внедрения новой технологии или начала нового бизнеса необходим высокий мотив достижения. Если эта технология или бизнес оказались успешными, возникает необходимость в мотиве власти, позволяющем управлять усилиями других работников, привлекаемых для выполнения таких необходимых для нормального функционирования организации видов деятельности, как бухгалтерия, финансы, исследования и развитие, юридические вопросы, производство, маркетинг и т. д.

www.psychologos.ru

Раздел II. Личность и политическая власть

Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. — М., 1994.

Абдулатипов Р.Г. Особенности национального «Я». — М., 1992.

Армия и общество /Сост. и общ. ред. Н.А. Чалдымова и А.И. Черкасенко. — М., 1990.

Багратян Г.А. Общество и государство / Пер. с арм. В. Аветисяна. — М., 2000.

Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. — М., 1992.

Варламова Т.К. Политика и правители: 300 биографий: Краткий биогр. очерк. — М., 2001.

Василенко И.А. Политическая глобалистика. — М., 2000.

Военные и гражданские в демократическом обществе. — М., 1997.

Вольтман Л. Политическая антропология: Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов / Пер. с нем.; Предисл. В.Б. Авдеева. — 2-е изд., испр., доп. — М., 2000.

Вятр Е. Социология политических отношений. — М., 1979.

Дмитриев А.В. Политическая социология в США: Очерки. — Л., 1971.

Дюверже М. Политические партии. — М., 2000.

Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: Социологический анализ. — М., 2000.

Желтов В., Клещевский В. Социология политики. Политическое господство. — Кемерово, 1996.

Зеленко Б.И. Политические партии и развитие гражданского общества в России. — М., 2001.

Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Для вузов. М., 2000.

Институты самоуправления: историко-правовое исследование / В.Г. Графский, Н.Н. Ефремова, В.И. Карпец и др. — М., 1995.

Клюев А.В. Человек в политическом измерении. — СПб., 2000.

Ковалева А., Луков В. Социология молодежи: Учебник. — М., 2000.

Ковлер А.И. Исторические формы демократии. — М., 1990.

Кожевников Г., Михеску Л. Российская власть в лицах: Биогр. справ. /Под. ред. А. Верховского. — М., 2001.

Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функционирование и развитие). — М., 1996.

Куда идет Россия? Власть, общество, личность. 2000: Международный симпозиум 17—18 янв. 2001 г. /Под ред. Т.И. Заславской. — М., 2000.

Курашвили Б.П. Очерки теории государственного управления. — М., 1987.

Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. — М., 1999.

Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия: Пер. — СПб., 2000.

Маслюк С. Г. Военно-гражданские отношения в России: Проблемы демократического контроля над военной сферой. — М., 1998.

Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. — М., 2000.

На путях политической трансформации (политические партии и политические элиты постсоветского периода). — М., 1997.

Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. — М., 2000.

Пивоваров Ю.С. Политическая культура: методологический очерк. — М., 1996.

Политические партии России: история и современность. — М., 2000.

Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год. — М., 1996.

Постовой Н.В. Местное самоуправление: История, теория, практика. — М., 1995.

Российское общество и современные реформы / Под ред. В.И. Левашова. — М., 2000.

Россия на рубеже веков / Отв. ред. М.К. Горшков. — М., 2000. Россия регионов: трансформация политических режимов /Общ. ред. В. Гельман и др. — М., 2000.

Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. — М., 1996.

Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения: Международное сравнение. Вып. 2 / Пер. с англ., доп., перераб., ред., предисл. В.О. Руковишникова. — М., 2000.

Русские: этносоциологические очерки. — М., 1992.

Сергеева Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. — М., 1996.

Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И. Социология армии. — М., 1996.

Смирнов А.И. Россия: на пути к профессиональной армии (опыт, проблемы, перспективы). — М., 1998.

Соловьев С.С., Образцов И.В. Российская армия от Афганистана до Чечни: Социологический анализ. — М., 1997.

Социологические исследования. — 1993. — № 12 (специальный выпуск по проблемам военной социологии).

Социология молодежи: Учебник. — СПб., 1996.

Стариков Н.В. Россия. XX век. Политика и культура: Факты. Имена. Понятия: Энцикл. словарь. — Ростов-на-Дону, 1999.

Тощенко Ж. Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. — М., 1997.

Тощенко Ж. Т., Харченко С.В. Социальное настроение. — М., 1996.

Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение: Опыт интегративного анализа. — М., 2000.

Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества: Пер. с англ. — М., 2000.

Чупров В.И., Соловьев Е.Е. Положение молодежи России в структуре власти. — М., 1992.

Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996.

studfiles.net

5. Власть. Человек и власть

Одним из общественных отношений, с которым мы встречаемся практически ежедневно, есть отношение власти. Пожалуй, это фундаментальная основа организации человеческого общества, его упорядоченности, целенаправленности. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в различных организациях и учреждениях, на определенной административной территории, наконец, в государстве и даже в международном сообществе. Понятно, что в каждом из этих случаев характер и содержание власти отличаются. Но в любом случае она связана с волеизъявлением одного или одних и подчинением этой воле других.

Английский ученый и общественный деятель Б.Рассел называл власть фундаментальным понятием в общественных науках и сравнивал ее значимость с понятием энергии в физике. Можно утверждать, что власть – это, с одной стороны, та субстанция, которая определяет смысл и сущность политики, а с другой –та заветная цель, к которой стремятся мало-мальски честолюбивые люди. Желание власти исчезает у них, по утверждению Т.Гоббса, только со смертью, ибо дает она, кроме господства, возможности управления волей подчиненных, еще и большие возможности приобретения благ, недоступных без нее. И чем выше власть, тем больше тех и других возможностей.

Поэтому проблема власти является основополагающей и в политологии, ибо вся система политических отношений прямо или косвенно связана с властью.

Рассмотрение сущности власти, вопросов, связанных с ее достижением и осуществлением, составляют ведущую проблему настоящей темы.

5.1 Понятие и виды власти

Как уже указывалось, власть в самой обобщенной форме – это возможность одного подчинять себе волю другого (власть отца в семье, начальника на производстве, руководителя в учреждении и т.п.).

Существуют различные точки зрения на понимание сущности власти. Так, Б.Рассел определяет ее как возможность "реализации намеченных целей", американский политолог Г.Лассуэлл представляет сущность власти на основе поведенческого подхода: это особый тип поведения, при котором одни люди командуют, другие – подчиняются, а достижение власти есть средство улучшения жизни, приобретения богатства, свободы и т.п. На основе психологического подхода (З.Фрейд, К.Юнг) власть определяется как индивидуальное поведение человека, обусловленное его психикой: у одних – воля к власти, у других – готовность к добровольному подчинению. Есть и другие подходы. В политической литературе как отправное принято определение, данное немецким социологом М.Вебером. Он считал, что власть – это возможность того, что одно лицо внутри социальной общности будет в состоянии осуществлять свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана. Однако до настоящего времени, в силу многообразия властных отношений и по сферам их действия, и по видам, единого мнения по поводу сущности власти не выработано.

Представляется, что при рассмотрении этого вопроса можно, очевидно, подойти с двух сторон: социально-бытовой и социально-политической. В социально-бытовом смысле – это отношения, означающие возможность и право одних воздействовать на поведение, деятельность других для достижения поставленных целей в силу авторитета, неравенства, принуждения.

В социально-политическом смысле власть – это реальная возможность господствующей части общества осуществлять свою волю, подчинять ей деятельность подчиненной части на основе права, авторитета и насилия.

Поскольку любая власть связана с волеизъявлением одного (одних) по отношению к другому (другим), то она реально имеет место тогда, когда это волеизъявление исполняется добровольно, осознано как необходимое, или по принуждению, вопреки воле исполнителя. Следовательно, власть – это сложное социальное явление, которое имеет определенную структуру. Составляющими элементами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс осуществления.

Актор – господствующий субъект. Актор – инициатор воли и изъявитель воли.

Исполнитель – подчиненный субъект властных отношений. Объект – исполнитель чужой воли, воли актора, как бы ему это не нравилось.

Субъект (актор) власти – это ее активное, инициирующее и направляющее волю начало. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Это – желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность. Это, можно сказать, психологические компоненты актора. Но этого недостаточно. Необходимы еще компетентность, знание сути дела на соответствующем властном уровне, знание и учет состояния и настроения подчиненных, умение рационально использовать ресурсы, обладание авторитетом. В реальной жизни очень мало даже среди власть имущих людей, обладающих всеми этими качествами. А если человеком в его стремлении к власти движут возможности получения различного рода благ: высокий доход, престиж, выгодные связи, привилегии и т.п., то такая власть будет "работать" только на себя, сваливая вину за ошибки и просчеты на других, потеряет всякий авторитет, вызовет в обществе недоверие и может закончиться либо отстранением от власти, либо даже социальным взрывом, которым воспользуются другие корыстолюбцы.

Власть всегда предусматривает двухстороннее действие: кроме субъекта власти должен быть ее объект, который подчиняется этой власти. Если такого подчинения нет, то нет и власти, даже если актор обладает волей властвования, имеет мощные средства и аппарат принуждения.

Непризнание власти может выразиться в актах гражданского неповиновения, ожесточенного сопротивления, борьбы за изменение существующей власти. Наоборот, если субъект власти обладает не только волей, компетенцией и средствами принуждения, но и пониманием власти, ее признанием и добровольным подчинением объекта власти, такая власть будет эффективной.

От качеств объекта политической власти в значительной мере зависит то, какой будет эта власть. При слепом, беспрекословном повиновении, при низком политическом сознании объекта власти, его вере в эффективность "твердой руки" в обществе создаются благоприятные условия для авторитарных и тоталитарных режимов. То есть, объект власти – это не пассивный, а ее активный элемент. И чем выше активность объекта, чем выше его политическое сознание, тем больше гарантий демократизации общества, легитимности власти, ее эффективности. Другие составляющие власти: средства и процесс рассмотрим ниже.

Из всех видов власти в политической системе общества определяющее значение имеет политическая власть.

Политическая власть – это реальная способность и возможность социальной общности, индивида проявлять свою волю в политике на основе политических потребностей и интересов.

Политическую власть можно определить и как форму социальных отношений, которые характеризуются возможностью тех или иных субъектов политики подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и других средств.

Политическая власть имеет свои особенности:

  • осмысление, осознание и понимание политических потребностей общества, политических интересов и целей;

  • способность и готовность субъекта власти изъявлять свою политическую волю;

  • наличие политических организаций, через которые субъект политической власти осуществляет политическую деятельность;

  • охват всего политического пространства взаимодействием различных политических субъектов;

  • обеспечение общественного господства субъекта политической власти.

Сущностными чертами политической власти являются ее суверенитет, воля, авторитет, принуждение.

Суверенитет – это независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство данного субъекта власти. Суверенитет политической власти заключается прежде всего в ее независимости и неделимости. Другими словами, это означает, что политическая власть над данным объектом не может быть разделена между лицами, группами, другими социальными субъектами с различными политическими позициями. Даже в многопартийной системе, если политическая государственная власть осуществляется коалициями, то она может осуществляться только с позиции компромисса. Если такового нет, то и власть такая не может быть эффективной и стабильной. В случаях политического двоевластия в переломные периоды стран это состояние не может быть продолжительным и переходит либо в гражданскую войну, либо в диктатуру одной из властей, либо во власть толпы, и только при достаточной политической мудрости обоих властей может мирно, на основе компромиссов завершиться установлением единовластия.

Воля – это наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления.

Авторитет – общепризнанное в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Он проявляется в готовности объектов власти добровольно подчиняться приказам, распоряжениям, директивам, указаниям, пожеланиям, высказываемым в обращениях субъекта власти.

Принуждение – это реализация воли субъекта власти на основе применения или угрозы применения любых средств вплоть до физического насилия. Такое принуждение является необходимым и легитимным признаком, т.к. осуществление власти только на основе авторитета и в настоящее время, и даже в отдаленной перспективе является утопией. Поэтому справедливым является высказывание М.Вебера: "Государство является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие – иначе определить его нельзя"1.

Политическая власть проявляется в различных формах: государственная, партийная, власть общественных организаций и информационная. Главной из них, стержнем политической системы, является власть государственная.

Государственная власть – это такая форма политической власти, которая выражает волю экономически и политически господствующей общности, опирается на специальный аппарат принуждения, имеет монопольное право издавать законы и другие распоряжения, обязательные для всего населения страны.

Государственной власти присущи все особенности политической власти, а также:

  • публичный характер;

  • монополия на наличие специального аппарата принуждения, средств организованного и законодательно оформленного насилия, легальность и легитимность их использования в пределах государства;

  • наличие определенного территориального пространства, на которое распространяется государственный суверенитет, определяющий границы государственной власти;

  • монополия на правовое, юридическое закрепление власти;

  • обязательность властных распоряжений для всего населения.

Основными функциями государственной власти являются установление законов, организация их исполнения и осуществление правосудия.

Наряду с политической властью в обществе существует экономическая, социальная, духовно-информационная и др. В соответствии с функциями, которые исполняют органы государственной власти, она делится на законодательную (парламент), исполнительную (президент, кабинет министров) и судебную (верховный, конституционный, арбитражный суды и суды на местах). По способам взаимодействия субъекта и объекта власти она может быть демократической, авторитарной. Существуют и другие подходы к типологизации власти.

studfiles.net

Власть и личность

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Власть……………………………………..………………………………...4
    1. Понятие власти…………………………………………………………4
    2. Значение власти………………………………………………………...6
  2. Личность………………………………………………………………….....9
    1. Понятие личности с философской точки зрения ……………………9
    2. Проблема личности…………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….18                                                                                   Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Представленная работа посвящена теме "Власть и личность".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных  условиях. Об этом свидетельствует  частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Власть и личность" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Власть и личность".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В  основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Власть и личность". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Власть и личность" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Власть и личность" необходимо в целях  более глубокого и обоснованного  разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Власть и личность" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Власть и личность".

Теоретическое значение изучения проблемы "Власть и личность" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Власть и  личность".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования:

  1. Понятие власти
  2. Значение власти
  3. Понятие личности с философской точки зрения
  4. Проблема личности

 

 

 

 

 

  1. Власть.

 

    1. Понятие власти

Осуществление права  возможно лишь в той мере, в которой  произошло становление власти. Право санкционируется властью, гарантируется властью и оформляется властью. В то же время право легитимирует власть, придает ей черты системного целого и входит составной частью в механизм реализации власти. Поэтому в науке соотношение власти и права является объектом заинтересованного изучения. Вполне возможно, что политическая конфронтация в российском обществе обусловлена не содержанием законов, не правовой политикой, а сложным отношением народа к власти и не менее сложным пониманием властью собственных задач. И когда мы встречаем в общественной жизни неприятие каких-либо правовых норм или своеобразное толкование судебных решений, надо быть готовыми к тому, чтобы увидеть во всех этих фактах проблему власти.

До недавнего времени  в советской философии власть понималась как разновидность социального управления. При таком подходе многие вопросы решались сами собой: если каждое общество нуждается в управлении, следовало бы сделать вывод о заинтересованности людей в укреплении власти. Однако этого нет. Отождествление власти и управления лишает глубины философские основания анархизма и правового нигилизма, исключает возможность адекватного понимания мотивов политического эскапизма в его разнообразных формах.

Управление - процесс  упорядочивания, он свойствен любой системе, стремящейся к самосохранению и устойчивости. Поскольку власть возможна лишь в некоторой системе отношений, она также представляет собой процесс управления, приведения общества в состояние организованного единства. Однако власть не сводима к процессу управления, в котором согласование действий и позиций элементов достигается механически, без участия воли.

Власть предполагает свободного субъекта, обладающего самостоятельной  волей и специфическими интересами. Нет серьезных оснований говорить о власти и властеотношениях при полном совпадении интересов участвующих во взаимодействии сторон. Отсутствие альтернативных вариантов поведения попросту исключает необходимость какого-либо регулирующего воздействия. И хотя власть способна оказывать гипнотическое воздействие, строго говоря, она перестает быть фактом, если подчинение не сопряжено с усилием воли и активностью сознания.

В обратной перспективе  властвование воспринимается нами как  подчинение, которое в современной  литературе иногда противопоставляется  добровольному признанию властных распоряжений. Однако и в том, и другом случае имеет место отказ от собственной воли, разница заключается лишь в цене, которой оплачивается признание чужой воли. Добровольное признание власти, например, по причине ее высокого авторитета, делает излишним принуждение к повиновению, но эта возможность сохраняется, и потому по своей сути вынужденное подчинение мало чем отличается от добровольного исполнения возложенных властью обязанностей. Сходство усиливается еще и тем, что так называемое "вынужденное подчинение" никогда не является полным отказом от собственных интересов и воли, иначе власть лишилась бы своих оснований. Можно сказать, что мы подчиняемся не власти, а обстоятельствам, в силу которых власть обладает для нас какой-либо ценностью. И наше подчинение власти на самом деле представляет собой устранение каких-либо препятствий на пути к осуществлению собственных интересов. Жестокость и насилие, творимые властью, не выражают ее сущности, коль скоро мы вступаем с ней в сотрудничество и признаем ее в этом качестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Значение власти.

Среди оснований признания  власти обычно выделяют достижение общих  целей, получение вознаграждения, приобретение новых знаний, чувство солидарности и традицию. Каждое из этих оснований таит для индивида новые возможности, которыми он стремится овладеть. Признание власти открывает личности доступ к тем ценностям, которые в той или иной мере реализованы в пространстве, контролируемом ею. Даже террористическая диктатура, сообщество рецидивистов или маниакальный убийца имеют власть над своими жертвами ровно настолько, насколько те сами этого хотят. Кассир выполняет все требования бандита, ибо это необходимо для сохранения его жизни. Страх приходит к тем, кому есть что терять, чье бытие шатко и неустойчиво.

Коль скоро власть нуждается в признании, она символична по своей природе. Власть олицетворяет собою порядок, ее назначение состоит  в гармонизации отношений между  людьми, на что указывает этимология этого слова (властвовать-владеть-ладить-лад). Символический характер власти обусловливает ее специфические интересы, которые никогда не совпадают с интересами тех, от имени кого она действует. Власть оправданна лишь в том случае, когда разрозненные индивиды мобилизуются ею в борьбе против внешней опасности, стало быть, власть всегда будет стремиться к демонстрации своей легитим-носги. В каждом действии власти можно увидеть жест. Власть обозначает собою некоторое человеческое сообщество, и лишь благодаря власти это сообщество осознает себя таковым. Поэтому борьба за власть не всегда сводится к борьбе интересов, по-настоящему она ведется лишь теми, кто претендует на максимальное выражение интересов своей социальной группы. Чистым примером борьбы за право символизировать собою общность является создание фракции в политической партии или формирование правительства в изгнании.

Символический характер властвования дополняется символическим  подчинением. Власть требует не только исполнения работы, но и принятия присяги. Для личности - и властвующей и подвластной -обладание или общение с властью чревато одними и теми- же последствиями: инобытием. Участие во властеотношениях вынуждает человека стать другим. Если власть не предъявляет к человеку требований, она перестает быть властью. Власть конфликтует с личностью, и этот конфликт - признак того, что в человеке свершается работа духа.

Основанием власти всегда выступает зависимость человека либо от других людей, либо от иных обстоятельств  социального или природного происхождения. Человек не обладает всей совокупностью условий, необходимых для существования, поэтому его бытие неустойчиво. Чтобы перейти улицу, не покалечив себя и других, нужно дождаться зеленого сигнала светофора. Чтобы отомстить обидчику, нужно обратиться с жалобой в суд, иначе жизнь и собственное благополучие будут подвергнуты риску.

Власть имеет не только "земное" происхождение, но и экзистенциальное. Своим источником она имеет человеческую личность как таковую. Экзистенциальный смысл власти состоит в том, что  посредством нее личность спасает себя от самоуничтожения. Если в человеке есть нравственное побуждение к добру, должен следовать поступок, достигающий нравственную цель. Разрыв между возможностями, которыми располагает личность, чтобы творить добро, и целями, которые оказываются не достигнутыми либо осуществленными частично, свидетельствует о ее несостоятельности. Абсурдно желать добра и не творить его, либо делать зло. В таком мире нет ни ценностей, ибо путь к благу ведет мимо него, ни смысла, без которого жизнь утрачивает свою привлекательность. Поэтому власть не только возникает как социальный институт, но и измышляется человеком для дистанцирования себя от собственных поступков. Власть снимает с человека личную вину за несовершенство мира, коль скоро тот вынужден ей подчиняться.

Если власть предполагает устойчивый порядок и соответствующую  ему систему ценностей и представлений, то способность к трансцендентному - что составляет специфически человеческое свойство - подрывает основания власти. Слишком серьезное отношение  к власти чревато утратой человеком перспективы, где власть - еще не конечная цель человеческих поступков и не единственное мерило их ценности. "Зла та государственная власть, - писал Н.А.Бердяев, - которая суверенна, не ограничивающая себя ничем высшим".

Однако стремление к бесконечному, неуспокоенность, ощущение несоответствия социального устройства каким-либо идеалам - удел человека, но не власти. Власть по своему происхождению склонна к оформлению, устойчивости, ее пространственное бытие ограничено. Поэтому свои цели она выдает за конечные цели человека, а сам человек рассматривается властью лишь как исполнитель долга, как обязанное лицо. Строго говоря, власть не знает властвующих - только подвластных. Те, кого народ обычно называет властелинами мира, сами не свободны от власти, хотя - в силу разделения труда и классовой принадлежности - они обладают привилегиями и значительными преимуществами. Но власть лишает властвующих свободы едва ли не в большей мере, чем подвластных, поскольку им труднее дистанцировать себя от системы ценностей и правил игры, обусловленных порядком, с которым отождествляет себя власть.

Неспособность власти совмещать  человеческие идеалы и стремления с  действительностью служит объективной  предпосылкой ее обожествления. Таким  образом создается видимость гармонии конечного и бесконечного, человека и Космоса. Власть несет в себе соблазн истины, коль скоро подчинение рассматривает как непременное условие абсолютной гармонии человека с миром. Власть претендует на то, чтобы стать единственной реальностью для человека, доверие которого она использует как собственный капитал. Поэтому, кстати сказать освящение власти и признание за ней мистических свойств парадоксальным образом уживаются в характере русского народа с бунтом против нее: и то, и другое обусловлено страстной потребностью в гармонии с миром. Но в первом случае это состояние достигается через любовь к власти и ее освящение, а во втором - через отрицание той фальши, которая свойственна всякой власти, претендующей быть единственным критерием человеческих поступков и жизни.

Итак, сотрудничество с властью  меняет мир человека прежде всего  тем, что включает его в систему  представлений и оценок, сформулированных идеологами власти. Государство определяет за нас наших врагов, смысл войны, цели реформ и т.д. Власть постоянно покушается сделать выбор вместо нас. Поэтому сотрудничество с ней возможно до известных пределов, пока власть посягает на монополизацию силы, но не знания. Здесь уместно привести совет, данный Н.Боббио: "...Нужно быть в мире настолько, чтобы сознавать необходимость воинских уставов, и не быть в нем настолько, чтобы помнить, что воинских уставов недостаточно".

stud24.ru

Власть и личность, Политология - Реферат

Пример готового реферата по предмету: Политология

ВВЕДЕНИЕ

ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание

Выдержка из текста

Ленин, несомненно, талантливейший организатор, сумевший собрать вокруг себя людей неординарных, сильных, властолюбивых. Стать лидером среди них, заставить, убедить, принудить к совместной работе было весьма непросто. Не случайно последователь Ленина в управлении страной И.В. Сталин пошел иным путем: он уничтожил физически бывших сподвижников, всех, в ком видел угрозу собственной власти.

В наибольшей форме проявился талант Ленина при организации октябрьской революции. Выбрать время, место, учесть расстановку сил — для этого нужна политическая гениальность. Можно дискутировать на тему жестокости большевистского режима, его непопулярности. Однако гражданская война и победа в ней доказали, что народ пошел за нарисованными большевиками и Лениным лозунгами. То, что потом, в двадцатые годы стало ясно, что решить проблемы экономики много сложнее, чем одержать военную победу, тоже стало ясно не всем. Ленин одним из первых понял всю необходимость конкурентного экономического устройства, имел смелость отказаться от собственных ошибочных экономических доктрин. Удалось бы ему или нет построить «капитализм с человеческим лицом» или это был бы «социализм китайского, шведского и пр.

образцов» — можно только гадать. Возможно, это было бы нечто специфическое, а уж хорошее или плохое для страны — сказать и вовсе невозможно. Ясно только, что о В.И.Ленине следует говорить, как о человеке гениальном, оставившем огромный вклад в мировой истории. Поэтому изучение этой личности, правдивое, насколько это возможно, представляет интерес для исторической науки.

Как политик-практик, Ленин едва ли имеет равных. Точное определение, что, когда и как делать, чтобы взять и сохранить власть, умение убеждать, подчинять, проявлять жестокость и бескомпромиссность, умение заключать временные союзы и разрывать их — все эти качества проявлялись вождем в полной мере. Построенное им государство просуществовало немалый срок, а последствия политических действий мы ощущаем повседневно. Скорее всего, эти последствия будут сохраняться еще в течение длительного времени. Поэтому Ленин, безусловно, интереснейшая фигура для исторического исследования.

Заключение

Взаимная ответственность государства и личности — еще один способ ограничения политической власти. В условиях правового государства личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответственности.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т. д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Список литературы

Донцов И.А. Самовоспитание личности. — М., 2005.

Ильенков Э.В. Что такое личность? — М.: Профпринт, 2006.

Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 2007.

Рейенвальд Н. И Психология личности. — М.: Дашков и Ко, 2008.

Социология. Основы общей теории. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2004.

Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2003.

Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. — М.: НОРМА, 2007.

Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. — М.: НОРМА, 2007. c 64−74

Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 2007. с116−117

Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2004.

Рейенвальд Н. И Психология личности. — М.: Дашков и Ко, 2008, стр. 548

8

Список источников информации

1.Донцов И.А. Самовоспитание личности. — М., 2005.

2.Ильенков Э.В. Что такое личность? — М.: Профпринт, 2006.

3.Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 2007.

4.Рейенвальд Н. И Психология личности. — М.: Дашков и Ко, 2008.

5.Социология. Основы общей теории. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6.Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2004.

7.Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2003.

8.Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. — М.: НОРМА, 2007.

список литературы

referatbooks.ru

Власть и личность 2

Власть и личность

Власть и дисциплина в руках массовой личности

Власть, тем более авторитарная власть, в руках массовой личности - опасна. Требование дисциплины, исходящее от массовой личности - обычно имеет эгоистичный характер ("Помолчи! Не мешайся!") и давит самостоятельность. Смотри Массовая личность

Желание власти и эффективность власти

Некоторые люди в большей степени заинтересованы в приобретении власти по сравнению с другими, и наиболее эффективные носители власти характеризуются определенным сочетанием мотивов. В связи с этим необходимо проанализировать 4 мотива, или аспекта личности:

Потребность во власти связана со стремлением оказывать влияние на жизни других людей.

Потребность в достижении связана со стремлением ставить и упорно прилагать усилия для реализации поставленных целей, таких как начало нового бизнеса или внедрение новой технологии для персональных компьютеров.

Потребность в аффилиации связана с желанием ладить и поддерживать дружеские отношения с другими.

Контроль над импульсами. Связан со способностью оставаться в стороне от влияния любого из этих мотивов, независимо от актуализирующих их социальных ситуаций, в которых оказываются люди.

Лидерам обычно свойственно иметь мотив власти в диапазоне от среднего до сильного, но всегда превышающий по силе мотив аффилиации. Потребность в аффилиации у носителей власть должна ограничиваться вследствие неизбежности принятия решений, вызывающих неудовольствие у части людей. С другой стороны, мотив аффилиации не должен быть очень слабым, в противном случае носители власти рискуют превратиться в тиранов, не заботящихся о воздействии принимаемых ими решений на остальных людей. Мотив достижения у носителей власти должен быть достаточно сильным, чтобы позволять им ставить реалистичные цели, но в то же время не настолько высоким, чтобы личные усилия по их достижению приобрели первостепенное значение в их жизни. Носителям власти нет нужды самим проделывать всю работу по реализации своих целей: они предпринимают шаги в выполнении работы, необходимой для достижения этих целей. Одна из причин, по которой прекрасные изобретатели или предприниматели порой оказываются плохими президентами компании, заключается в том что на различных стадиях развития организации требуются различные мотивы. Для внедрения новой технологии или начала нового бизнеса необходим высокий мотив достижения. Если эта технология или бизнес оказались успешными, возникает необходимость в мотиве власти, позволяющем управлять усилиями других работников, привлекаемых для выполнения таких необходимых для нормального функционирования организации видов деятельности, как бухгалтерия, финансы, исследования и развитие, юридические вопросы, производство, маркетинг и т. д.

mirznanii.com

5. Власть. Человек и власть

Одним из общественных отношений, с которым мы встречаемся практически ежедневно, есть отношение власти. Пожалуй, это фундаментальная основа организации человеческого общества, его упорядоченности, целенаправленности. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в различных организациях и учреждениях, на определенной административной территории, наконец, в государстве и даже в международном сообществе. Понятно, что в каждом из этих случаев характер и содержание власти отличаются. Но в любом случае она связана с волеизъявлением одного или одних и подчинением этой воле других.

Английский ученый и общественный деятель Б.Рассел называл власть фундаментальным понятием в общественных науках и сравнивал ее значимость с понятием энергии в физике. Можно утверждать, что власть – это, с одной стороны, та субстанция, которая определяет смысл и сущность политики, а с другой –та заветная цель, к которой стремятся мало-мальски честолюбивые люди. Желание власти исчезает у них, по утверждению Т.Гоббса, только со смертью, ибо дает она, кроме господства, возможности управления волей подчиненных, еще и большие возможности приобретения благ, недоступных без нее. И чем выше власть, тем больше тех и других возможностей.

Поэтому проблема власти является основополагающей и в политологии, ибо вся система политических отношений прямо или косвенно связана с властью.

Рассмотрение сущности власти, вопросов, связанных с ее достижением и осуществлением, составляют ведущую проблему настоящей темы.

5.1 Понятие и виды власти

Как уже указывалось, власть в самой обобщенной форме – это возможность одного подчинять себе волю другого (власть отца в семье, начальника на производстве, руководителя в учреждении и т.п.).

Существуют различные точки зрения на понимание сущности власти. Так, Б.Рассел определяет ее как возможность "реализации намеченных целей", американский политолог Г.Лассуэлл представляет сущность власти на основе поведенческого подхода: это особый тип поведения, при котором одни люди командуют, другие – подчиняются, а достижение власти есть средство улучшения жизни, приобретения богатства, свободы и т.п. На основе психологического подхода (З.Фрейд, К.Юнг) власть определяется как индивидуальное поведение человека, обусловленное его психикой: у одних – воля к власти, у других – готовность к добровольному подчинению. Есть и другие подходы. В политической литературе как отправное принято определение, данное немецким социологом М.Вебером. Он считал, что власть – это возможность того, что одно лицо внутри социальной общности будет в состоянии осуществлять свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана. Однако до настоящего времени, в силу многообразия властных отношений и по сферам их действия, и по видам, единого мнения по поводу сущности власти не выработано.

Представляется, что при рассмотрении этого вопроса можно, очевидно, подойти с двух сторон: социально-бытовой и социально-политической. В социально-бытовом смысле – это отношения, означающие возможность и право одних воздействовать на поведение, деятельность других для достижения поставленных целей в силу авторитета, неравенства, принуждения.

В социально-политическом смысле власть – это реальная возможность господствующей части общества осуществлять свою волю, подчинять ей деятельность подчиненной части на основе права, авторитета и насилия.

Поскольку любая власть связана с волеизъявлением одного (одних) по отношению к другому (другим), то она реально имеет место тогда, когда это волеизъявление исполняется добровольно, осознано как необходимое, или по принуждению, вопреки воле исполнителя. Следовательно, власть – это сложное социальное явление, которое имеет определенную структуру. Составляющими элементами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс осуществления.

Актор – господствующий субъект. Актор – инициатор воли и изъявитель воли.

Исполнитель – подчиненный субъект властных отношений. Объект – исполнитель чужой воли, воли актора, как бы ему это не нравилось.

Субъект (актор) власти – это ее активное, инициирующее и направляющее волю начало. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Это – желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность. Это, можно сказать, психологические компоненты актора. Но этого недостаточно. Необходимы еще компетентность, знание сути дела на соответствующем властном уровне, знание и учет состояния и настроения подчиненных, умение рационально использовать ресурсы, обладание авторитетом. В реальной жизни очень мало даже среди власть имущих людей, обладающих всеми этими качествами. А если человеком в его стремлении к власти движут возможности получения различного рода благ: высокий доход, престиж, выгодные связи, привилегии и т.п., то такая власть будет "работать" только на себя, сваливая вину за ошибки и просчеты на других, потеряет всякий авторитет, вызовет в обществе недоверие и может закончиться либо отстранением от власти, либо даже социальным взрывом, которым воспользуются другие корыстолюбцы.

Власть всегда предусматривает двухстороннее действие: кроме субъекта власти должен быть ее объект, который подчиняется этой власти. Если такого подчинения нет, то нет и власти, даже если актор обладает волей властвования, имеет мощные средства и аппарат принуждения.

Непризнание власти может выразиться в актах гражданского неповиновения, ожесточенного сопротивления, борьбы за изменение существующей власти. Наоборот, если субъект власти обладает не только волей, компетенцией и средствами принуждения, но и пониманием власти, ее признанием и добровольным подчинением объекта власти, такая власть будет эффективной.

От качеств объекта политической власти в значительной мере зависит то, какой будет эта власть. При слепом, беспрекословном повиновении, при низком политическом сознании объекта власти, его вере в эффективность "твердой руки" в обществе создаются благоприятные условия для авторитарных и тоталитарных режимов. То есть, объект власти – это не пассивный, а ее активный элемент. И чем выше активность объекта, чем выше его политическое сознание, тем больше гарантий демократизации общества, легитимности власти, ее эффективности. Другие составляющие власти: средства и процесс рассмотрим ниже.

Из всех видов власти в политической системе общества определяющее значение имеет политическая власть.

Политическая власть – это реальная способность и возможность социальной общности, индивида проявлять свою волю в политике на основе политических потребностей и интересов.

Политическую власть можно определить и как форму социальных отношений, которые характеризуются возможностью тех или иных субъектов политики подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и других средств.

Политическая власть имеет свои особенности:

  • осмысление, осознание и понимание политических потребностей общества, политических интересов и целей;

  • способность и готовность субъекта власти изъявлять свою политическую волю;

  • наличие политических организаций, через которые субъект политической власти осуществляет политическую деятельность;

  • охват всего политического пространства взаимодействием различных политических субъектов;

  • обеспечение общественного господства субъекта политической власти.

Сущностными чертами политической власти являются ее суверенитет, воля, авторитет, принуждение.

Суверенитет – это независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство данного субъекта власти. Суверенитет политической власти заключается прежде всего в ее независимости и неделимости. Другими словами, это означает, что политическая власть над данным объектом не может быть разделена между лицами, группами, другими социальными субъектами с различными политическими позициями. Даже в многопартийной системе, если политическая государственная власть осуществляется коалициями, то она может осуществляться только с позиции компромисса. Если такового нет, то и власть такая не может быть эффективной и стабильной. В случаях политического двоевластия в переломные периоды стран это состояние не может быть продолжительным и переходит либо в гражданскую войну, либо в диктатуру одной из властей, либо во власть толпы, и только при достаточной политической мудрости обоих властей может мирно, на основе компромиссов завершиться установлением единовластия.

Воля – это наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления.

Авторитет – общепризнанное в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Он проявляется в готовности объектов власти добровольно подчиняться приказам, распоряжениям, директивам, указаниям, пожеланиям, высказываемым в обращениях субъекта власти.

Принуждение – это реализация воли субъекта власти на основе применения или угрозы применения любых средств вплоть до физического насилия. Такое принуждение является необходимым и легитимным признаком, т.к. осуществление власти только на основе авторитета и в настоящее время, и даже в отдаленной перспективе является утопией. Поэтому справедливым является высказывание М.Вебера: "Государство является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие – иначе определить его нельзя"1.

Политическая власть проявляется в различных формах: государственная, партийная, власть общественных организаций и информационная. Главной из них, стержнем политической системы, является власть государственная.

Государственная власть – это такая форма политической власти, которая выражает волю экономически и политически господствующей общности, опирается на специальный аппарат принуждения, имеет монопольное право издавать законы и другие распоряжения, обязательные для всего населения страны.

Государственной власти присущи все особенности политической власти, а также:

  • публичный характер;

  • монополия на наличие специального аппарата принуждения, средств организованного и законодательно оформленного насилия, легальность и легитимность их использования в пределах государства;

  • наличие определенного территориального пространства, на которое распространяется государственный суверенитет, определяющий границы государственной власти;

  • монополия на правовое, юридическое закрепление власти;

  • обязательность властных распоряжений для всего населения.

Основными функциями государственной власти являются установление законов, организация их исполнения и осуществление правосудия.

Наряду с политической властью в обществе существует экономическая, социальная, духовно-информационная и др. В соответствии с функциями, которые исполняют органы государственной власти, она делится на законодательную (парламент), исполнительную (президент, кабинет министров) и судебную (верховный, конституционный, арбитражный суды и суды на местах). По способам взаимодействия субъекта и объекта власти она может быть демократической, авторитарной. Существуют и другие подходы к типологизации власти.

studfiles.net