Рефераты / Cоциолизация личности / Социализация личности. Личность формируется в результате процесса


Какие факторы влияют на развитие и формирование личности?

Может кто-то и диссертации пишет, но факторы вполне можно перечислить. Начнем с того, что личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Можно выделить биологические и социальные факторы. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления. Личностью не рождаются – личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности. Одним из основных факторов, влияющих на становление личности, является конечно же семья. (<a rel="nofollow" href="http://www.ref.by/refs/68/28438/1.html" target="_blank">http://www.ref.by/refs/68/28438/1.html</a>) Факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делят на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. (<a rel="nofollow" href="http://www.bankreferatov.ru/db/M/3AF81C930C8AF443C3257171001E5128" target="_blank">http://www.bankreferatov.ru/db/M/3AF81C930C8AF443C3257171001E5128</a>)

Хорошие вопросы Вы задаёте. На эту тему люди диссертации пишут, а Вы хотите, чтоб сей же час тут ответили?

Факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делят на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов: • В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. • Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры. • Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества. • Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям. • Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Наследственность, среда, воспитание!!!!

touch.otvet.mail.ru

4.1. Понятия «индивид» и «личность». Формирование личности

В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить.

В то же время понятие «индивид» включает задатки психических качеств, или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.

Как из индивида формируется личность? Как те задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности?

В литературе описано немало случаев, когда маленькие дети попадали в мир животных, лишались человеческого общения. Всем известен пример Маугли. Во всех подобных случаях закономерности развития человеческого индивида сохранялись. В 1991 г. в Таджикистане у стаи волков был отбит юноша, который несколько лет провел с этими животными. Он был хорошо физически развит, ловок, имел крепкие зубы, умел угрожающе рычать, прыгать и т. д. Но он так и не смог научиться держать в руках карандаш, писать и читать, выражать свои мысли вслух (научился говорить отдельные слова). Он не смог овладеть какой-либо профессией.

Следовательно, решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек.

► Личность – это представитель общества, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств. Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений

► Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности. Это набор черт, присущих только данной личности.

Личность является предметом изучения целого ряда гуманитарных наук: физиологии, философии, психологии, социологии и др.

Философия рассматривает личность с точки зрения ее мировоззрения, как субъекта познания мира. Психология изучает личность в качестве более или менее устойчивой целостности психических свойств, процессов и состояний, которая и обусловливает поведение человека.

Социологический подход заключается в определении социальных свойств, социальных качеств личности, т. е. тех, которые формируются под воздействием непосредственного окружения и всего общества в целом. Именно эти качества в большей степени и определяют социальное поведение человека.

Таким образом, процесс формирования личности имеет две стороны.

Внутренняя сторона подразумевает развитие в человеке психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических образований (знания, навыки и умения). Эта сторона процесса формирования личности является предметом изучения психологии.

Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»

Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные ей роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.

Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность чувствовать себя не только частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Существуют различные взгляды на сроки формирования личности.

С точки зрения сторонников гетерохронного подхода, темпы развития у разных личностей неодинаковы, люди достигают зрелости в разном возрасте. Но конечный результат и критерии зрелости для всех одни и те же.

Сторонники гомохронного подхода утверждают, что период формирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что упущено в детстве, наверстать невозможно. Следовательно, индивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.

Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, т. е. разную продолжительность формирования каждой личности, но отрицающие возможность предсказать заранее результат развития личности, так как «дремлющие», «отсроченные» качества, заложенные в генную природу человека и сформированные его социальным окружением, могут проявиться в тот или иной период в определенных социальных, возрастных и других условиях.

В человеческом обществе немало людей, частично или полностью выпадающих из-под его влияния, не получивших в процессе своего формирования его развивающих импульсов. В результате – недоразвитие соответствующих личностных качеств. Неумение логически или абстрактно мыслить, недостаток фантазии, отсутствие интереса к культуре означают, что у данной личности в детстве не было достаточного детского и взрослого окружения, что ребенок не доиграл со сверстниками, не получил требуемых ответов от взрослых.

В случае недостаточного уровня общения, недогрузки процессов памяти, мышления, воли, отсутствия эмоционально-чувственных проявлений может наблюдаться процесс, обратный развитию, формированию, – деградация личности.

От недостатка, хронической нехватки мыслительной, логической деятельности может развиться умственная деградация.

Еще страшнее – моральная деградация – отсутствие нравственных ориентиров, отсутствие чувства сострадания.

Вот почему так опасно развитие насилия для общества. Во время войн, когда масса людей привыкают к насилию, крови и виду трупов, когда снижается порог чувствительности к страданиям, развивается моральная деградация общества. Преодолеть моральную деградацию общества очень трудно. Необходим целый комплекс мер по реабилитации людей, занимавшихся и подвергшихся насилию, улучшение социальных условий жизни, развитие образования, культуры, совершенствование системы воспитания подрастающего поколения, общая гуманизация отношений.

Формирование личности, полагает американский социолог Джордж Мид, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии.

Стадия имитации (подражания). На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознательно. На этой стадии (до полутора-двух лет) они стремятся делать то и так, что и как делает его мать, отец, старшие братья и сестры. Поэтому они предпочитают пользоваться не игрушками, а реальными предметами: ложкой помешать суп в кастрюле (как мама), позвонить по телефону (как папа), отказаться есть кашу (как старшая сестра). Имитация как социальное подражание существует не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Игровая стадия. В этот период у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменить реальные предметы игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папы, космонавта, военного). Поэтому эту стадию Дж. Мид назвал также стадией ролевых игр.

Стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать ожидания окружающих. Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам – все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определенного действия полностью социален: ребенок исходит из своего положения и игровой ситуации (положения партнеров, противников и т. д.). Структура сформировавшийся личности (по Дж. Миду) состоит из двух компонентов: «Я – сам» и «Я – меня». «Я – сам» – это отклик личности на других людей и общество в целом. «Я – меня» – это объект самосознания, самопонимания, рефлексия на оценки других.

Американский социолог Чальз Кули считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий – интеракций (концепция зеркального «Я»). Представления человека о себе (а это, по понятиям Ч.Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя (самосознание. – Б. И.), представляя, что о нем думают другие, т. е. в интеракциях человек как бы отражается в представлениях о нем других людей как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:

представление о том, как другие видят меня;

представление о том, как другие оценивают меня;

ощущение «Я» как ответ представления оценки меня.

По представлениям Зигмунда Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:

Ид («Оно») – является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности;

Эго («Я») – сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности;

Суперэго («сверх-Я») – оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля.

Мы считаем, что структуру личности лучше всего отражают два компонента: биофизическое «Я» и психосоциальное «Я», состоящие, в свою очередь из биологического («био-Я»), физиологического («фи-зио-Я»), психологического («психо-Я») и социального («социо-Я») компонентов (табл. 3).

Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма.

Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.

Под идентификацией социологи понимают способ усвоения индивидом ценностей и норм. Идентичность – это ощущение индивидуальности личности или принадлежности ее к какой-либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие сначала идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера.

Социальный контроль (стыд) – оценка поступков личности, сравнение их с окружающими стандартами.

Индивидуальный контроль (совесть) – внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда – внешнего, общественного контролера).

Таблица 3 Структура личности

Под конформизмом понимается податливость установок и поведения личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с позицией лидера (власти), изменяет свое поведение.

Действие этих механизмов мы рассмотрели в теориях Дж. Мида, Ч. Кули и З. Фрейда, их взаимодействие порождает и развивает процесс формирования личности.

Имитация и идентификация – позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования. Социальный (стыд) и внутренний контроль (совесть) – негативные, сдерживающие механизмы, действующие как запреты.

Итак, мы выяснили, что в отличие от индивида как природного существа в обществе действуют личности, сформировавшиеся в результате взаимодействия природных и социальных сил.

studfiles.net

Социализация личности

Понятие личности. Личность и общество

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и спо­собностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой ис­торически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материаль­ных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Бла­годаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах ис­торического развития, во всех точках земного шара остается тождест­венным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая матери­альная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «ин­дивид». Индивид – это единичный представитель человеческого ро­да, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный че­ловек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенно­сти действия различных биологических факторов (возрастных осо­бенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых истори­ческих эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связа­на с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не­разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независи­мости от общества, способной противопоставить себя обществу. Лич­ная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоана­лизу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную по­зицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведе­ния, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.

Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как “становление личности” из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.

Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.

Первый этап – человек.

Можно сказать “родился человек”, подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек – это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

Второй этап – индивид.

Индивид – это конкретный представитель человеческого рода (вопрос индивид и личность рассматривается в пункте 2).

Третий этап – индивидуальность.

Индивидуальность – это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).

И, наконец, четвертый этап – личность.

Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.

Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

  1. Биологическая наследственность – она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

  2. Физическое окружение – означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

  3. Культура общества – т.е. каждое общество дате всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

  4. Групповой опыт – в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я – образ”, который появляется в результате оценок окружающих.

  5. Индивидуальный опыт – это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

Личность и основные факторы ее развития

Все опре­деления личности так или иначе обусловливаются двумя проти­воположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окру­жение при этом играет весьма незначительную роль. Представи­тели другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что лич­ность – это некоторый продукт, полностью формируемый в хо­де социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конеч­но, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индиви­да в систему социальные отношений посредством активной дея­тельности и общения». В соответствии с этим взгля­дом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и куль­турного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожден­ных способностей, темперамента и предрасположенности, значи­тельно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование лично­сти, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уни­кальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние ока­зывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными фак­торами, определяющими процесс формирования личности, безус­ловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в про­цессе социализации личности.

Этапы социализации

Известно, что младенец вступает в большой мир как биоло­гический организм и его основной заботой в этот момент явля­ется собственный физический комфорт. Через некоторое время ре­бенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерения­ми, шаблонами поведения и ответственностью, а также с непо­вторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем со­циализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в че­ловеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индиви­дом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализа­ция охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и вос­питания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализа­ции принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверст­ники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого проис­ходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс со­циализации продолжается в течение всей жизни человека, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социа­лизация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Подводя итоги изложения темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влия­нием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успеш­ным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Фор­мируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не суще­ствует ни одного одинакового процесса социализации и ни од­ной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает определенной степени за­вершенности при достижении личностью социальной зрелости, ко­торая характеризуется обретением личностью интегрального соци­ального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является откло­няющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм мо­рали и права. К основным формам отклоняющегося поведения при­нято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянст­во, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свиде­тельствуют о состоянии конфликта между личностными и общест­венными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных не­взгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющее­ся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К откло­няющемуся поведению могут быть отнесены различные виды науч­ного, технического и художественного творчества.

studfiles.net

Процесс и стадии формирования личности

Введение.

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих вобществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего вовзаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающихпотребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризуеткачественную определённость общества, но и общество формирует человека каксущество мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленнойтворческой деятельности формирует личность.Особое место в социальной структуре общества занимает человеккак основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и бытьне может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальныхотношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то,что каково общество — таковы и члены этого общества. Как справедливозамечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продуктобщества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть,именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединенылюди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что обществовсецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но этозначит, что человек является одним из факторов, которые определяютобщество.В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: является лиличность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам можетстать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.

Что такое личность ?

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений являетсяличность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос,необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек»,«индивид», «личность».Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущихвсем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в миретакой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род,человечество, которое отличается от всех иных материальных систем толькоему присущим способом жизнедеятельности.Итак, существует человечество как специфическая материальнаяреальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует.Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителейчеловечества выражается понятием «индивид».«Индивид» — единичный представитель человеческого рода, конкретныйноситель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли,потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется взначении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируютсякак особенности действия различных биологических факторов (возрастныхособенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условийжизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается какотправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто– и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболееполное воплощение всех человеческих качеств.Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продуктприроды, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имееткатегория «личность».Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущностичеловека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт икачеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ееабстрактная физическая природа, а социальное качество».Личность – социальный облик человека как субъекта общественныхотношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые ониграет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу вомногих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируютсясоответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции,представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые всовокупности и образуют то, что называем личностью.Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, преждевсего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личностьс точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания итворчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостностипсихических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера,способностей, волевых качеств.Социологический же подход выделяет в личности социально —типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана спроцессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывнойсвязи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции исамо регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связиличности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторыенаиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии.Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуальноотражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность каксовокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявитьсоциальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание исоциальные функции, существующих в обществе типов личностей, то естьизучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель.Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека,проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельностиблагодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующегостабилизации и развитию общественных отношений.Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальноеначало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человекреализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни впроцессе взаимодействия с другими людьми.

Социальное и биологическое.

Личность – это сложная система способная воспринимать внешниевоздействия, отбирать из них определённую информацию и оказыватьвоздействие на окружающий мир по социальным программам.Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства междупонятиями личность и человек, личность и индивид. Человек – существобиосоциальное. Преимущества и дефекты его физической организации властновлияют на течение его психических процессов. Однако биологическое, входя вличность человека, становится социальным. Остался ли индивид умственнонеполноценным или стал почитаемым юродивым, т.е. своего рода историческойличностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают вструктуре личности как социально обусловленные.Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание,ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении кобществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью нерождаются, а становятся.На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует какнечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопическойгомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывалисьнаследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человекгениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником илиблагородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденнаягениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получитсявеликая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда иатмосфера, в которую попадает человек после рождения.Мы часто и не без оснований говорим, что человек и общество- частьприроды. Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт,что: человек, а следовательно и общество происходит из природы; человек –существо биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другимиживыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшейступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весьреальный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Этоособенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек– это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо,пусть и в высшей форме своего проявления, а качественно новое,принципиальное, особое явление с присутствующими только ему социальнымикачествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг сдругом.Хотя человек произошел от животного, и никогда не освободитсяполностью от свойств, присущих животному. Определяющим в егожизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование которогообусловлено включённостью человека в систему общественных отношений.Человек использует биологические качества не только для обеспечениявыживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации.У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научитьсямыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывноеединство биологических и социальных качеств показывает, что человек –существо биологическое и социальное.В своей действительности сущность человека есть совокупность всехобщественных отношений. В соответствии с сущностью человека, каксовокупности общественных отношений, он предстаёт существом социальным, новместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сутиантропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социальногов человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философскойлитературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно первому,природа человека всецело социальна. Согласно второму – она не толькосоциальна, но и биологически нагружена.Включенность человека только в два мира – в мир общества и мирорганической природы – порождает немало проблем существования людей.Аристотель назвал человека политическим животным, подчёркивая наличие вчеловеке двух начал: животного и социального (политического). Вформировании способностей, чувств, поведения, действий человека играют рольи политическое и природное.Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение егообщественных связей, оценок отнюдь нельзя нивелировать особенностиотдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей,наделённых характером, волей, способностями и страстями. Человек естьнепосредственно природное существо. Люди не властвуют над природой, анаоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её.

Формирование личности.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, ипритом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим«личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говоримо личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социальногоокружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического исоциального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральноевыражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» –бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные.Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленнаягенотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личностьотносительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетическогоразвития человека.А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства междупонятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особоекачество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Тольковключаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальнуюсущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностныеориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность.Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно втруде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид. Наформирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности,общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективнойорганизации, общественная значимость результатов, технологический процесструда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы,творчества.Личность не только существует, но и впервые рождается именно как«узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельногоиндивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция наэкран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.Формирование личности, то есть становление социального “Я” — этопроцесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда однасоциальная группа обучает “правилам жизни” другую.Человек более универсален, его биологическая организация позволяет всравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкомудиапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелойстадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — всоциально — сконструированной реальности.Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем длянего “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальноепристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место вмире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучениясвоему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийсяв младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоениясоциальных норм.У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различатьсобственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я».Он не знает границ между собой и «не-собой», между «Я» и «не-я». Овладениепрямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование,познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – этостадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это нетолько границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальнойценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своихродителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что немогут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с нимсчитаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильноони меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать?Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательстворовесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признакзавершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность ужепроклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё неразвитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности можетпродолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественныхграниц. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки,вкусы, правила поведения. Процесс социализации объясняет то, каким образомчеловек из существа биологического превращается в существо социальное,общественное, становиться личностью.

Социализация, как процесс формированияличности.

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие иформирование личности оказывает процесс социализации.Формирование личности, как объекта общественных отношенийрассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов —социализации и идентификации.Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения,ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данномобществе.Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обученияи воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу испособность участвовать в социальной жизни. В процессе социализациипринимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники вдетских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Дляуспешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимодействие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремлениесоответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по егомнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копированиядетьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведениекак исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатсяпонимать, что от них ждет целая группа людей.Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается втечение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослыхотличается от социализации детей несколькими моментами: социализациявзрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализациядетей формирует ценностные ориентации.Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или инойобщности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей,родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцыповедения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоениеценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.Процесс социализации достигает определённой степени завершённости придостижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуетсяобретением личности интегрального социального статуса.В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как тойчасти процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболееобщие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически —организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью,где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.Социализация – сложный, многосторонний процесс общественногоформирования и развития личности, происходящий под воздействием социальнойсреды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества.Процесс социализации личности — это процесс превращения индивида сего природными задатками и потенциальными возможностями социальногоразвития в полноправного члена обществаВ процессе социализации человек формируется как творец материальныхблаг, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можнопонять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект исубъект социального воздействия.

Воспитание, как процесс формированияличности.

На формирование личности человека огромное влияние имеетвоспитательное воздействие окружающей социальной среды.Воспитание — это процесс целенаправленного воздействия на человека состороны других людей, взращивание личности.Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формированииличности, её социальной активности и сознания – внешне высшиесверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепцияхнаибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения«вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовногообщения.Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем,окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остаетсяне только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но ипродолжает нести основную нагрузку по формированию человеческойсоциальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека внаправлении, определенном общественными потребностями. Воспитание –деятельность по передаче новым поколениям общественно – историческогоопыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающееформирование личности, её подготовку к общественной жизни ипроизводительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества,которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовкивыполнения им той или иной общественной роли путём передачи емунакопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт икачеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания.Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителясоциальности с определенными мировоззренческими, нравственными,эстетическими установками и жизненными устремлениями в результатевоспитания как целенаправленной деятельности общества. С одной стороны,воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностямкультуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, вобретении личностью собственного «Я».При всей важности целенаправленной воспитательной деятельностирешающее значение для формирования личности с сознательными чертами,принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условийжизни.

Заключение.

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественныхотношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретаетличностные качества и становится социальным субъектом.Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мывсерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многоеприобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продуктперекрещивания биологических и социальных факторов.В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленнаягенотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенноевлияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становлениясоциального «Я».Содержание процесса становления социального «Я» — это взаимодействие ссебе подобными. Предназначение этого процесса — это поиск своегосоциального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелаяличность. Главными временными точками формирования личности является:осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальнаясоциализация и формирование личности.Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоениямнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенокприходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описалЧ.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровнестановление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норми социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренниеправила поведения.Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, ив принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Онарасширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно,динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность нетолько существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся всети взаимных отношений.Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальныйфактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена наобщество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, нотолько такие, которые реализуются в деятельности.Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненныйпуть (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинствои свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности,выделить ее среди прочих.

Используемая литература:

1. В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебноепособие для студентов вузов. – Харьков 1996 г.2. Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. Философия и культура. Сб. научных трудов. –Екатеринбург: Издательство Уральского университета; Нижневартовск:Издательство Нижневартовского пединститута. 1996 г.3. Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин., Школьный философскийсловарь, — М.:Просвещение. 1995 г.4. А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новаяшкола, 1995 г.5. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, —Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.6. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений.В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение:ВЛАДОС, 1995 г.7. Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. — М.: Знание, 1995.

Содержание.

1. Введение.2. Что такое личность ?3. Социальное и биологическое.4. Формирование личности. социализация, как процесс формирования личности;. воспитание, как процесс формирования личности.5. Заключение.6. Используемая литература.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и права

Кафедра экономики и экономической безопасности

РЕФЕРАТ

По курсу: Введение в специальность.

Выполнила: Бренич СветланаГеннадьевнаГруппа: ЭдН – 220Проверила: Киселёва ВалентинаАлександровна

Нижневартовск 1998

referatcollection.ru