Целью создания концепции развития является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, то есть стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям. Внутренние процессы должны ориентироваться на цели концепции, а не на решение текущих местных задач. Для реализации концепции выделяются определенные этапы развития и специфические задачи с точки зрения создания необходимых предпосылок для дальнейшего развития. Концепция должна быть ориентирована не только на простое наращивание потребления ресурсов, но и на повышение эффективности использования существующего потенциала.
Можно выделить четыре основных этапа создания концепции развития.
Анализ проблем:
— выявление системных диспропорций и вызывающих их факторов;
— анализ механизмов возникновения и воспроизводства диспропорций;
— установление связей и взаимозависимостей между проблемами территории;
— выявление ключевых проблем, деление проблем на внешние, характерные для всей страны, и внутренние, присущие только данной конкретной территории;
— сформулировать границы возможного вмешательства властей данного уровня управления для решения возникших проблем;
— определить факторы, воздействуя на которые можно разрешить проблемы;
— установить время, необходимое для решения той или иной проблемы;
— если в результате анализа выявлены проблемы, возникшие из-за диспропорций во внешних по отношению к данному территориальному уровню механизмах, то они фиксируются и с кратким анализом передаются на вышестоящие уровни, вместе со своим видением оптимального разрешения.
Формулирование целей и стратегий:
— на основе произведенного анализа внутренних проблем производится формирование множества целей развития;
— осуществляется проверка сформулированных целей на предмет непротиворечивости друг другу, а также целям развития вышестоящих уровней;
— производится выработка максимального числа направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;
— осуществляется анализ альтернативных источников ресурсов, хозяйственных рычагов, структурных сдвигов, экономических и иных стимулов и т.д., их возможное комбинирование и последовательность использования для достижения целей.
Таким образом, одновременно с разработкой возможных направлений достижения каждой цели формируются и обосновываются требования к ее реализационным механизмам. Общая цель данного этапа — выделение наиболее существенных мер и обеспечение достаточной концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, предотвращен их распыление.
Оценка возможных последствий
На данном этапе производится анализ стратегий с позиции:
— достижения ранее сформулированных целей;
— изменения состояния решаемых проблем территории;
— возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.
Оценка последствий предполагает выявление возможной реакции всех элементов системы данного уровня на оказываемые стратегические воздействия. Данный процесс может быть оптимизирован с помощью всестороннего моделирования последствий реализации различных стратегий. При моделировании ситуации целесообразно учитывать возможную реакцию не только внутренних элементов системы, но и возможную реакцию вышестоящих и соседних органов управления. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы, нужно уточнить поставленные цели, решаемые проблемы, изменить стратегии или изменить сроки достижения поставленных целей. В результате из множества допустимых стратегий отбираются только те, которые удовлетворяют целям по качеству последствий.
Выбор оптимальной стратегии
Производится сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий. Выбор осуществляется с помощью системы критериев, отражающих:
— эффективность использования ресурсов;
— универсальность стратегии, т. е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде;
— комплексность развития;
— реализуемость основных функций данного уровня.
На данном этапе необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые применяются в зависимости от прогнозируемых изменений внешних условий в тех или иных границах. Следует провести оценку вероятности и размера подобных изменений во внешней среде и соответственно предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе ее реализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется в действительности. Соответственно, необходимо наметить и оценить резервы, обеспечивающие достижение сформулированных целей, несмотря на возможные неблагоприятные изменения внешней среды. Кроме того, следует сформулировать возможные события, наступление которых будет означать необходимость полного пересмотра концепции развития.
Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению развитием территории. Поэтому должны быть сформулированы сроки этапов ее реализации и основные параметры, которые необходимо достичь на каждом этапе.
В целом, концепция развития должна содержать стратегию долгосрочного развития и ее краткое обоснование. Примерная структура документа такова:
Введение
— Краткая историческая справка о регионе.
— Характеристика достигнутого уровня экономического и социального развития. Описание существующего и желаемого жизнестроя, образа жизни населения.
— Темпы развития по отраслям промышленного производства и социальной инфраструктуры, а также иные показатели развития, включая демографические.
— Основные направления специализации входящих в состав территорий.
— Проблемы, их взаимосвязанность и актуальность решения.
— Основные цели, задачи и направления развития на планируемый период.
— В введении суммируются результаты анализа и определяются исходные рубежи, с которых начнутся планомерные изменения, формулируются задачи социально-экономического развития региона.
Экономическое развитие региона
— Развитие промышленности.
— Транспортная инфраструктура, оптовые базы и склады.
— Капитальное строительство объектов промышленности и инфраструктуры.
— Основные источники материально-технического снабжения предприятий региона и направления вывоза и потребления продукции предприятий региона.
— Влияние научно-технического прогресса на экономику региона.
— Финансовый сектор в экономике региона.
Социальное развитие региона
— Изменения социально-демографической структуры и структуры занятости населения региона.
— Повышение жизненного уровня населения.
— Жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры.
— Коммунальное обслуживание.
— Развитие образования.
— Развитие медицины.
— Охрана общественного порядка.
— Экология.
— Культура.
— Религия.
— Сбытовая и торговая инфрастуктура региона (магазины, рынки, мелкооптовые базы и склады).
— Инфраструктура сферы услуг.
— Основные пассажиропотоки и транспорт.
— Средства массовой информации.
По каждому их пунктов блока экономического развития и блока социального развития должны формулироваться цели и стратегии развития, в том числе определение целей и основных направлений их достижения, обоснование наиболее существенных мер по каждому из направлений, выявленные последствия реализации стратегий, определение критериев сопоставления стратегий и результата их применения, основные характеристики выбранной стратегии — пропорции в развитии различных подсистем, эффективность их функционирования, этапы реализации стратегии.
По действующему законодательству план развития муниципального сектора экономики должен включать:
— перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;
— перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
— программу приватизации муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
— сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут определять дополнительные составляющие и дополнительные требования к плану развития государственного или муниципального сектора экономики. Исполнительные органы местного самоуправления могут разрабатывать долгосрочные целевые программы, которые подлежат утверждению соответствующим представительным органом местного самоуправления. Перечень долгосрочных целевых программ формируется в соответствии с приоритетами, определяемыми прогнозами социально-экономического развития.
Долгосрочная целевая муниципальная программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств, должна содержать технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов реализации программы, наименование органа местного самоуправления — заказчика указанной программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, а также другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.
Грамотно разработанная концепция развития существенно облегчает разработку и принятие конкретных целевых программ развития муниципального образования. Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития.
Для эффективного использования инструмента концепций развития в масштабах всей страны необходимо, чтобы концепции развития были единообразны по структуре и методологии подготовки. Такой подход существенно облегчит вышестоящим уровням управления написание концепций развития и улучшит их качество. Вышестоящие уровни власти смогут запрашивать концепции развития подчиненных территорий и на их основе составлять обобщенные концепции развития для более крупных территориальных образований. В настоящее время отдельные регионы и муниципальные образования подготовили концепции развития. Однако существенные различия в их структуре и содержании не позволяют проводить их объективное сопоставление. Кроме того, не все регионы и муниципальные образования могут позволить себе проводить научные изыскания и самостоятельно решать методологические вопросы.
Для того, чтобы решить возникшую проблему, необходимо на федеральном уровне разработать и утвердить типовые, рамочные концепции развития для федерального уровня, уровня федеральных округов, уровня субъектов Федерации, уровня муниципальных образований. Концепции развития должны утверждаться соответствующим представительным органом власти, но вступать в силу только после согласования с вышестоящим уровнем управления. Согласование необходимо для того, чтобы цели, заложенные в концепции отдельного административно-территориального образования, не вступали в противоречие с целями развития соседних образований и всей территории в целом.
Например, два соседних муниципальных образования могут принять решение о строительстве на своей территории крупной текстильной фабрики. При этом для данного региона в целом строительство двух фабрик экономически нецелесообразно. В связи с этим необходимо, чтобы вышестоящий уровень управления, проведя согласование с обоими муниципалитетами, нашел вариант решения возникшей проблемы развития. В частности, можно провести сравнительный многофакторный анализ обоих проектов и по его итогам выбрать один, более эффективный.
Единый подход к подготовке и обязательность применения концепций развития по всей стране позволят значительно улучшить управляемость процессов территориального развития.
На основе долгосрочных концепций развития муниципальные органы осуществляют мероприятия по планированию использования площадей и застройки. Целью такого планирования является поддержание и дальнейшее улучшение уровня жизни населения на данной территории. С помощью плана использования площадей и плана застройки органы местного самоуправления закрепляют целевое предназначение участков, тип строений и других сооружений на них, допустимые размеры и месторасположение объектов, либо запрещают соответствующую строительную деятельность.
Перспективное планирование строительства регулирует подготовку и реализацию строительных проектов и иного использования земель. Выделяют два вида перспективных планов строительства: план использования площадей является предварительным, а план застройки — обязательным для исполнения планом.
План использования площадей в общих чертах определяет на длительную перспективу использование всей территории муниципального образования на основе прогнозируемых местных потребностей. План использования площадей является основой обязательной части перспективного плана строительства, т.е. плана застройки. При разработке плана использования площадей во внимание следует принимать цели территориального планирования системы расселения и землепользования, а также первоочередные отраслевые приоритеты.
План использования площадей содержит площади, предназначенные для застройки, которые указываются графически, цветами, надписями или текстом на карте. Помимо карты план использования площадей может содержать и текстовую часть, излагающую основные замыслы развития. План использования территории не преследует задачу точного разграничения земель, а лишь характеризует территорию и ее развитие. План не создает правовых обязательств, однако способствует увязке мероприятий органов местного самоуправления и государственных планирующих организаций, координируя стратегию использования площадей.
Главным инструментом местного перспективного планирования строительства является план застройки. План застройки составляется для отдельных, ограниченных площадей в пределах территории городов и других поселений. Важнейшими критериями являются тип и объем строительных работ, а также способ строительства. В плане застройки указываются площади под объекты общего пользования, транспортные коммуникации, зоны зеленых насаждений и т.п.
План застройки разрабатывается на основе плана использования площадей. К обсуждению плана застройки должно привлекаться население и заинтересованные государственные учреждения. После публичного обсуждения план застройки утверждается представительным органом местного самоуправления и приобретает обязательную силу. Граждане и предприятия, чьи интересы затронуты планом застройки, могут оспаривать его в административно-судебном порядке.
В качестве одного из важных инструментов органов местного самоуправления можно отметить план межевания, который является основанием для установления границ земельных участков, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.
Организация работ по межеванию внутри существующей жилой застройки может осуществляться комиссией, специально создаваемой органами местного самоуправления на период проведения работ по межеванию, в которую включаются руководители и специалисты соответствующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, архитектуре и градостроительству, управлению муниципальным имуществом. В работе комиссии могут принимать участие представители иных органов местного самоуправления, а также физические и юридические лица, представляющие интересы владельцев недвижимости и иных граждан.
Хотя каждый собственник вправе застраивать участок земли по своему усмотрению, это право ограничено в целях упорядочения строительства. Условием для осуществления застройки земельных участков является получение разрешения на строительство, если иное специально не оговорено в законе. Разрешение на строительство выдается на основании письменной заявки и на основании строительной документации, включающей в себя документы, необходимые для оценки и проработки заявки на строительство. Разрешительный порядок строительства обеспечивает соблюдение норм безопасности. В рамках строительного надзора осуществляется наблюдение за реализацией строительных проектов, проверяется соблюдение Государственных правовых предписаний. Так объектами проверок являются строительство зданий, контроль территорий, не подлежащих застройке, соблюдение норм рассредоточения зданий, оборудование подходов и подъездов к земельным участкам, соблюдение границ земельных участков, оборудование необходимых общественных объектов.
studfiles.net
Казалось бы – все предельно просто. Описываете выгоды, расписываете собственные достоинства и предлагаете «осчастливленному» вашим вниманием клиенту немедленно заключить сделку.
Однако на деле составление КП требует знания многих нюансов, несоблюдение которых приводит к тому, что КП либо пополняет бездонные недра мусорной корзины, либо теряется в массе аналогичных предложений, поступивших от конкурентов.
Типы коммерческих предложений
Персонифицированное КП – предложение, рассчитанное на конкретную персону. Обычно такие КП готовятся для потенциальных заказчиков, уже вступивших в контакт с представителем компании, но все еще не решивших, стоит ли заключать сделку.
Такое коммерческое предложение обычно подготавливает специалист по рекламе совместно с менеджером по продажам, торговым агентом или лично коммерческим директором – в зависимости от толщины кошелька заказчика.
Вот что должно обязательно быть указано в стандартном КП:
- Фамилия, имя и отчество, а также должность получателя;- дата отправки КП, а также срок его действия;- описание проблем потенциального заказчика, которые можно решить, откликнувшись на КП. При этом предполагается, что основные потребности будущего клиента выяснены в ходе деловой встречи;- параметры сделки: сроки исполнения, цена вопроса, условия поставок и так далее;
Неперсонифицированное КП – послание, которое составляется для рассылок по почте потенциальным заказчикам, для вручения при первой встрече, а также для отсылки после «холодных» звонков, особенно неудачных.
Как правило, клиент, не заинтересовавшийся предложением, прозвучавшим в ходе телефонного разговора, завершает беседу стандартной фразой: «Вышлите нам КП, а там видно будет». Грамотно составленное коммерческое предложение – это возможность значительно повысить отдачу от подобных «неудач».
Основная цель неперсонифицированного КП – заинтересовать потенциального заказчика, побудить его вступить в контакт. Именно поэтому такое КП не содержит условий определенной сделки, а демонстрирует возможности компании.
И еще – для каждой целевой аудитории пишите отдельное КП, учитывающее специфику потенциального клиента. Как говорится в пословице «Кому поп, кому попадья, а кому и попова дочка».Структура коммерческого предложения
Заголовок – оформляя его, не жадничайте, выберите шрифт покрупнее и добавьте краски (но в пределах разумного). Учтите, что заголовок – это первое, что увидит потенциальный клиент, поэтому постарайтесь вложить в минимум слов максимум интригующей и завлекающей информации.
Лид – начало начал, вступительный абзац. Здесь стоит описать ту самую «занозу», которая сидит в мягком месте клиента и которую вы готовы вытащить на «выгодных для клиента условиях». Чем шершавее «заноза» и чем радикальнее ваше средство, избавляющее от неё, тем выше шансы, что КП найдет отклик в душе клиента.
Описание сути КП – изложите в двух-трех предложениях, как именно вы собираетесь извлекать «занозу». Не вдавайтесь в подробности и детали – их список можно внести в приложение к КП.
Информация о компании – расскажите, сколько лет вы занимаетесь извлечением «заноз», какие типы «заноз» вам по плечу. Не забудьте упомянуть о благодарных клиентах, уже прочувствовавших степень вашего мастерства.
Побуждение – напомните клиенту, что заноза – не беременность, сама не рассосется. Зато если он обратиться к вам немедленно, то его мягкое место будет «абсолютно бесплатно» смазано зеленкой. Даже если у клиента и нет занозы в данный момент, кто ж откажется от дармовщинки?
Контакты – не вынуждайте клиента отправлять отклик на КП на «деревню дедушке». Предоставьте все возможные контактные данные. Кто-то предпочитает детали обсуждать по скайпу, кто-то отдает предпочтение телефонному разговору. Ваша задача – предугадать возможный ход развития. Тут же укажите ФИО и должность контактного лица.
Стандартный размер КП – одна страница. Слишком длинные «простынки» клиент, скорее всего не будет читать, опасаясь за сохранность истрепанных стрессами нервных клеток. Будьте лаконичны и к вам потянутся клиенты.
Не пренебрегайте доступными возможностями форматирования. Подзаголовки, списки, кавычки, скобочки, изменение шрифта – все это помогает выделить особо важные моменты.
Коммерческое предложение – это мощный инструмент, помогающий обрести новых клиентов. Используйте его на все 100!
www.kakprosto.ru
Возникает вопрос, как должны осуществляться изменения, направленные, например, на перестройку структур, обогащение работ, привлечение сотрудников к управлению (участие в управлении). Некоторые компании имеют в штате специальных сотрудников, которые занимаются подготовкой условий для изменений. Эти сотрудники специализируются в области, которая известна в настоящее время под названием «развитие организации». Их усилия направляются — при поддержке высшего руководства — на «планомерное проведение изменений в рамках подразделений организации с целью повышения эффективности работы организации в целом и основаны на применении бихевиоральной науки».
Концепция развития организации (РО) в своих теоретических посылках многое заимствует из работ А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макгрегора, Р. Лайкерта и К. Ард-жириса, ее истоки можно обнаружить в первых разработках, посвященных подготовке и повышению квалификации управленческого персонала. Исходная предпосылка концепции РО состоит в том, что окружающая среда становится все сложнее и скорость изменений возрастает. Вследствие этого бюрократические структуры все меньше и меньше отвечают предъявляемым требованиям, нужны более адаптивные структуры. Специалисты по РО связывают большие надежды с обучением, а их представления об идеальной («здоровой») организации основаны на предпосылках теории Y, а также на системе 4 Лайкерта" и лучше характеризуются моделью живого организма, чем механической моделью.
Развивающейся организации присущи следующие черты:
1) она приспосабливается к новым целям, как этого» требуют быстрые изменения условий окружения;
2) ее члены осуществляют сотрудничество и управляют изменениями, предотвращая их разрушительное воздействие на организацию;
3) это организация, в которой есть благоприятные возможности для роста и самоусовершенствования (самоактуализации) ее членов; для нее характерно свободное общение (открытые коммуникации) и высокое взаимное доверие сотрудников, поэтому противоречия разрешаются конструктивно;
4) это организация, в которой участие каждого уровня в постановке целей и принятии решений является правилом, так что работники ощущают свою вовлеченность в планирование и управление изменениями.
От специалистов по РО не требуется предлагать администрации готовые решения организационных проблем, но они должны помогать ей развивать способности к решению таких проблем и способствовать созданию идеальной организации. Основным объектом РО является не отдельный человек и даже не рабочая группа, а организация в целом.
Наиболее общие методы и подходы РО давно известны. Такими методами являются «управленческая матрица» и «тренировка чувствительности», которые все еще широко используются. Правда, существует тенденция к замене «тренировки чувствительности» вне рабочей обстановки групповой тренировкой в рабочей обстановке1, причем внимание сосредоточивается на выявлении и устранении барьеров при общении, конфликтов и тех видов поведения, которые снижают эффективное исполнение работы. Более распространенным становится также упоминаемый ниже подход на основе «обратной связи» (surwey feedback).
Оценить усилия по РО непросто, так как хотя многие из преследуемых выгод и ощутимы в случае благоприятного исхода, но измерить их трудно. Трудно также оценить сравнительную эффективность различных методов РО. Можно сделать и критические замечания. Некоторые специалисты по РО говорят о подходе на основе бихевиоральной науки, который, однако, сочетается с теорией человеческих отношений, не подтвержденной строгими фактами. Кроме того, реальность жизни в организации неизбежно представляет своего рода борьбу за власть, тогда как многие из методов, предлагаемых для разрешения конфликтов, пригодны скорее для сглаживания соперничества в таком обществе, где все — братья. Правда, с таким же успехом можно сказать и другое — что практические задачи не могут ждать, пока решения ста- нут лучше, и мы должны использовать те средства, которыми располагаем сегодня.
Выше отмечалось, что во многих компаниях подразделения по РО ограничиваются в своей работе улучшением межличностных отношений, однако в некоторых компаниях предпринимаются также и попытки изменить поведение сотрудников путем изменения организационной структуры. В этом отражается противоречивость подходов к РО. В то время как Арджирис, например, подчеркивает необходимость обучения для изменения личностных качеств сотрудников как важнейшего условия изменения поведения, другие авторы склонны больше внимания уделять ситуационным факторам, таким, как перестройка организационной структуры, изменение целей и измерение продуктивности работы. Так, И. Кац и Р. Кан считают, что люди в организации просто исполняют свои роли и что, пока эти роли не изменятся, пока не изменятся поощрения и наказания, а также экспектации относительно содержания других ролей, мы не получим желаемого изменения поведения. Они перечисляют семь подходов к осуществлению организационных изменений, уделяя особое внимание прямой манипуляции организационными факторами.
1) Информация. Считается, что обеспечение информацией представляет собой реальную, хотя и ограниченную ценность для осуществления организационных изменений.
2) Индивидуальное консультирование и терапия рассматриваются как попытки, отчасти успешные, преодолеть некоторые ограничения, касающиеся только обеспечения информацией. Однако они также ограничены в том смысле, что «воплощать новые представления в организационные изменения целиком предоставляется исполнителю».
3) Влияние лидирующей группы рассматривается как, возможно, еще более эффективный подход к организационным изменениям.
4) «Тренировка чувствительности». Рассматривается как распространение концепции лидирующих групп на изменение поведения сотрудников и организации в целом и дает наилучшие результаты, когда направлена на «приспособление изменений в поведении индивидов к организационному климату».
5) Групповая терапия. Считается, что групповая терапия, проведенная в компании «Глейсиер метал» под руководством Э. Жаке, а затем в Тавистокском институте человеческих отношений, дала хорошие результаты и представляет собой своеобразный симбиоз «индивидуальной терапии и социальной психологии организации».
6) Результаты обследования как средство обратной связи. Руководитель обсуждает результаты изучения мнений и другие релевантные данные с непосредственными исполнителями с целью улучшения личных взаимоотношений и взаимосвязи между ролями в организации. Эффективность этого метода считается доказанной.
7) Системные изменения. Рассматриваются как наиболее эффективный подход к организационным изменениям, так как они основаны на прямом манипулировании организационными переменными. В упоминавшемся выше исследовании Н. Морса и Э. Раймера показано, как при помощи манипулирования организационными факторами можно осуществить изменения.
Можно напомнить также, что, по Т. Бернсу и Д. Столкеру, в «организмической» организации изменения осуществляются с меньшими затруднениями. Непосредственное отношение к проблеме имеет и рекомендация П. Лоуренса и Дж. Лорша о необходимости достижения высокой дифференциации и интеграции в условиях неопределенности, возникающей из-за нестабильности как производства, так и рынка. Они утверждают, что путь к достижению как дифференциации, так и интеграции лежит в развитии соответствующих интеграционных механизмов, способствующих разрешению конфликтов между функциональными подразделениями и принятию решений.
И все же наиболее распространенным средством изменения поведения организации стали методы изменения ценностных установок и стиля руководства. Одним из таких методов является «управленческая матрица», описанная Р. Блейком и Д. Моутон (рис. 37), которые вслед за исследованием по лидерству, проведенным в Огайо и Мичигане, основываются на предположении, что существует два важнейших измерения лидерства:
1) внимание к людям;
2) внимание к производству.
Считается также, что эти два показателя независимы. «Управленческая матрица» Блейка иллюстрирует это, а использование методики обучения, основанной на ее применении, для изменения стиля руководства представляет собой одну из попыток практического применения теории лидерства.
Рис. 37. Управленческая матрица
Блейк и Моутон утверждают, что каждому руководителю присущ свой стиль руководства, проявляющийся в том, насколько он внимателен к производству и к подчиненным. Отражение присущего данному руководителю стиля руководства на координатной сетке дает данные для его совершенствования. Ниже приводятся некоторые характерные стили руководства:
9.1. Управление ориентировано на задачу, так как основное внимание уделяется производству.
1.9. Управление в стиле загородного клуба: управляющий заботится только о том, чтобы работники были довольны.
1.1. Убогое управление или управление, при котором быть менее внимательным к людям и к производству нельзя.
Среднестатистическим оказывается тот руководитель, который по-разному относится к каждому из своих подчиненных, и потому оценка его стиля руководства в среднем дает 5.5. Блейк утверждает, что оптимальному стилю руководства соответствует элемент матрицы с координатами 9.9 — руководитель проявляет исключительное внимание как к производству, так и к людям, работающим с ним и для него.
Согласно Блейку, необходимо добиться того, чтобы руководители различных уровней имели оценку 9.9, для этого им разработана программа подготовки из шести этапов. В статье под названием «Прорыв в развитии организации» Р. Блейк, Дж. Моутоп, Л. Барнес и Л. Грайнер сравнили прибыли компании до и после того, как руководящие работники компании в 1962 г. прошли подготовку по методу «управленческой матрицы». По утверждению авторов, «есть доказательства, что благодаря программе «СИГМА» по совершенствованию организации было сэкономлено по крайней мере несколько миллионов и увеличилась прибыль. К тому же, по-видимому, выполнением программы можно объяснить значительное повышение производительности труда служащих в первый год работы». Слабость их анализа состоит в том, что они приписывают полученные результаты исключительно поведенческим факторам. Они не из тех, кто будет рассматривать множество конкурирующих гипотез небихевиорального происхождения, которыми также можно объяснить благоприятные результаты. И вследствие этого в их анализе, по всей вероятности, перепутаны причина и то, что, предшествуя результату, тем не менее причиной не является.
М. Даннет и Дж. Кэмпбел комментируют эти выводы следующим образом: «Из отчета кажется очевидным, что в данной организации за время обучения ее руководящего персонала по программе «Управленческая матрица» действительно произошел поворот к лучшему. Однако подлинная причина такого поворота гораздо менее очевидна.
Во всех ли случаях повышенное и всестороннее внимание к организационным проблемам, подчеркивающее необходимость более продуманного отношения к затратам и призывающее 800 руководителей различного уровня быть ближе к сотрудникам, приведет к таким же результатам?»
Отношение к этому методу противоречиво. Так, например, Э. Флейшмэн выражает серьезные сомнения по поводу того, может ли обучение человеческим отношениям вообще быть эффективным, а руководство фирмы «Корнинг гласе» (США) утверждает, что обучение по методу «управленческой матрицы» привело к заметному росту как внимания к людям, так и внимания к производству.
Одним из методов обучения, ставших общеизвестными, является «тренировка чувствительности», разновидностью которой является обучение в Т-группе. Главным пропагандистом Т-группы является К. Арджирис. Его собственный взгляд на лидерство связан с представлением о стремлении людей к самоусовершенствованию. К. Арджирис утверждает, что с этой точки зрения лучшим оказывается такое руководство, при котором подчиненные получают возможность самовыражения. Арджирис утверждает также, что квалификация является следствием ценностных установок личности и, если ценностные установки исполнителя неверны, он становится медлительным и негибким. Таких сотрудников необходимо переучивать путем «размораживания» старых установок и «замораживания» новых. По мнению Арджириса, средством исправления качеств, соответствующих теории X, и авторитарных установок руководителей является обучение в Т-группах.
«В основе большинства методов лабораторной подготовки лежит обучение в Т-группе. Описать ее в нескольких словах исключительно трудно. По существу, это групповой опыт, направленный па предоставление человеку возможности максимально раскрыться, создавая для членов группы и получая для себя обратную связь; испытать новый стиль поведения; развить способность воспринимать окружающих и понимать собственное поведение.
Т-группа, если она эффективна, предоставляет также членам группы возможность изучить природу эффективной работы группы. Они узнают, как с возможно меньшими социальными последствиями сформировать группу для достижения конкретных целей. Обучение в Т-группе, как правило, начинается с разъяснения преподавателем цели занятий, состоящей в том, чтобы помочь обучающимся:
понять природу своих оценок и своего влияния на других;
определить, хотят ли они изменить свои установки и выработать новые;
развить понимание того, каким образом группы могут препятствовать или способствовать развитию личности и принятию решений».
Арджирис признает, что «нужно провести большое количество исследований, чтобы узнать точно, в чем заключается положительный эффект лабораторной подготовки». По мнению же Даннета и Кэмпбела, эффективность Т-группы не доказана. На основе анализа фактических данных эти авторы приходят к следующему выводу:
«Основываясь на этих наблюдениях, мы заключаем, что, хотя доказательство изменения поведения в результате подготовки и представлено, оно серьезно ограничено двумя основными соображениями. Во-первых, полученные результаты можно также объяснить наличием большого числа косвенных факторов. Во-вторых, ни в одном из исследований не приводятся доказательства того, что изменение поведения на работе оказывает сколько-нибудь благоприятное влияние па фактическую эффективность выполнения работы. Таким образом, мало доказательств того, что для сколько-нибудь значительной доли обучающихся более или менее существенное изменение поведения в результате лабораторной подготовки или обучения в Т-группе отражается па их работе».
То, что влияние руководителя зависит в некотором смысле от того, насколько его поведение способствует осуществлению целей его подчиненных или членов его группы, признают все. Мы видим, что для некоторых ученых, придерживающихся бихевиоральных концепций, это означает, что лучшее поведение руководителя — это поведение, ориентированное на подчиненного или поддерживающее подчиненных. Согласно теории мотивации В. Врума, готовность оказать поддержку подчиненному, ориентация на подчиненного и т. д. только в тех случаях приводят к более сильной мотивации, когда подчиненные осознают, что такое поведение руководителя зависит от эффективности их работы.
Независимо от того, осуществляются изменения путем воздействия на поведение индивидов или путем манипулирования организационными факторами, поощряющими такие изменения, всегда остается необходимость в сотрудниках, которые ощущали бы разницу между желаемой и фактической эффективностью работы. Для этого требуется, чтобы в организации были сотрудники, специально изучающие благоприятные возможности и потенциальные трудности. В этой связи особое значение иногда придается комитетам и комиссиям как механизму изучения ситуации и подготовки рекомендаций. Так, например, Э. Дауне утверждает, что комитеты:
1) узаконивают открытое обсуждение изменений;
2) обеспечивают необходимую экспертизу;
3) являются признанной ареной для заключения сделок и принятия компромиссных решений;
4) узаконивают сферы влияния;
5) позволяют подробно изучить опыт организации.
И все же слишком часто те, кто призывает к изменениям, надеются, что изменения коснутся кого угодно, только не их самих. Поэтому основная проблема, возможно, заключается в том, чтобы заставить каждого понять, что он тоже может испытать воздействие изменений и что комитет также может этому способствовать. Конечно же, и у комитетов есть свои недостатки: они медленно работают; чем больше представлено точек зрения, тем больше изменений предлагается, однако тем меньше их принимается, поскольку выступающих «против», как правило, больше, чем выступающих «за».
studfiles.net
Концепция социально-экономического развития РФ – это национальная социально – политическая государственная концепция, разработанная представителями Государственного совета Российской Федерации с целью проведения комплекса мероприятий по улучшению уровня жизни граждан страны, укреплению системы обороны, развития и унификации экономических методов производства. Другое сокращенное название концепции – «стратегия 2020», что объясняется предположительными сроками её реализации.
Концепция структурирована на 6 основополагающих разделов:
1) Первый раздел концепции гласит о новой модели развития страны в целом и о конкретных методах поощрения развития всех форм бизнеса, создания более выгодных условий для развития частного предпринимательства методом адаптации российской экономики к запросам мирового уровня.
2) Во втором разделе описываются макроэкономические тенденции, делается предварительный анализ их развития до 2020 года, упоминаются налоговые и пенсионные реформы.
3) Третий раздел дает представление о том, как до 2020 года возрастет уровень трудоустройства, какие реформы будут приняты по улучшению социальных условий проживания граждан. Особый акцент делается на политике по уравновешиванию социального положения различных слоев населения и преодолению финансового разрыва между ними. Так же упоминается о необходимости проведения мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки кадров во всех сферах деятельности. Отдельной главой подаются политические планы правительства относительно политики здравоохранения.
4) В четвертом разделе говорится об общих чертах развития государственной инфраструктуры в период с 2008 по 2020 год. Речь идет о создании комфортных условий для жизнедеятельности граждан страны. Раскрываются аспекты планирования государственной жилищной политики, то есть рассматривается вопрос о строительстве новых жилищных объектов, ликвидации архитектурных объектов, срок эксплуатации которых подошел к концу. Разработан план по заселению новых жилых домов. Заселение граждан будет происходить соответственно с разработанным планом принятия их на учет.
Еще одной проблемой на данный период является проблема территориальной разобщенности. Россия – огромная страна, имеющая множество политических локальных единиц, которые характерны массой политических, этнических, региональных и социально – культурных различий. Государственная политика, изложенная в концепции, направлена на устранение этих различий и сбалансировании социально – экономической системы страны.
Следующим пунктом рассматривается проблема ограниченного развития электроэнергетики. Предлагается план по усовершенствованию системы теплоснабжения и электроэнергетики, а так же её адаптации под новейшие стандарты оснащения. Так же проводится политика, направленная на устранение информационной разобщенности между регионами страны.
5) Пятый раздел имеет название «Эффективное государство» и сообщает о проведении ряда мероприятий по оптимизации государственного вмешательства в различные сферы жизни. Определенный акцент делается на развитии и оптимизации системы функционирования различных общественных институтов.
Отдельным параграфом оговаривается планирование системы управления государственной собственностью и вопросы передачи государственных объектов в распоряжение частных предпринимателей. Рассматриваются пути оптимизации государственных закупок и инвестирования финансов из государственных фондов в различные сферы жизнедеятельности общества. Особое значение уделяется проведению реформы бюджетного сегмента в экономической системе государства.
Концепция социально-экономического развития регионов РФ рассматривает вопросы развития и усовершенствования системы местного самоуправления и межбюджетной политики. Пересматриваются и расширяются полномочия органов местного управления в целом и отдельных его представителей в частности. Эти мероприятия направлены на утверждение реального федерализма, о котором неоднократно упоминается в тексте Концепции.
6) Шестой раздел представлен информацией о внешнем контуре развития государства до 2020 года, определении экономических ориентиров и круга экономических и политических партнеров Российской Федерации во внешней политике на указанный период. Раскрывается позиция российского представительства на международной политической арене касательно вопросов европейской интеграции всех систем жизнедеятельности в российских реалиях. В этом разделе так же имеется предложенный план по развитию бюджетных линий, который конкретизирует распланированную систему доходов и расходов государственного бюджета.
Стратегия развития составлена, исходя из двух базисов, первым из которых есть новая модель развития экономики, вторым – новая социальная политика. Известно, что прежняя модель функционирования экономического развития в современных реалиях уже не является эффективной и нуждается в серьезных поправках и концептуальных изменениях. Исходя из планирования новой модели развития, происходит построение новой социальной политики, предусматривающей ускоренные темпы развития отечественной экономики на государственном уровне. Для развития экономической системы и устранения кризисных тенденций необходимо провести перераспределение всех финансовых потоков внутри страны. Это даст возможность пополнить государственные фонды финансовыми ресурсами, создать большое количество новых рабочих мест.
Новая стратегия развития предусматривает не используемого ранее маневра, который позволит повысить уровень конкурентоспособности России на мировом рынке. Речь идет о повышении ценностного уровня человеческих и научных ресурсов, то есть это означает, что в России будет проводиться усиленная политика по повышению уровня квалификации кадров всех сфер деятельности.
Если раньше основное внимание уделялось мало защищенным категориям населения, то теперь государственная политика будет направлена так же и на реализацию законных прав и интересов тех слоев общественности, которые имеют потенциал и возможности для наращивания научного и технологического развития, поднимая тем самым финансовый и политический авторитет страны в глазах мировой общественности.
Экономическую систему государства, развитую соответственно с данной стратегией, можно будет назвать постиндустриальной. Основной упор, судя по политическим прогнозам, будет сделан на человеческий капитал, то есть развитие медицинской, образовательной, информационной отрасли. Раньше эти отрасли не финансировались подобающим образом, чем и спровоцированы кризисные тенденции в российской системе развития.
Проблема экономического застоя объясняется тем, что ранее все основные стратегически важные сферы жизнедеятельности финансировались только из государственного бюджета, который не был способен покрыть все необходимые расходы в вышеуказанных сферах. Теперь же Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года обещает, что в общую систему финансирования будут вовлечены и частные коммерческие структуры, которые имеют возможность поспособствовать развитию основных сфер жизнедеятельности за счет своего финансового состояния.
utmagazine.ru
Развитие Человечества в прошлом веке было ориентировано на быстрый рост экономики, что привело к беспрецедентному по масштабам вредному воздействию на биосферу.
Возникли противоречия между всевозраставшими потребностями мирового сообщества и ограниченными возможностями биосферы по их удовлетворению. Богатства, способность обеспечивать развитие вида Homo sapiens и возможность самовосстанавливаться оказались у Природы достаточно ограниченными.
Было доказано, что устранение возникших противоречий и дальнейшее улучшение качества жизни людей возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции Природы.
Термин «sustainable development», переведенный с английского как «устойчивое развитие»1, впервые был применен в 1980 г. в докладе «Всемирная стратегия охраны природы», подготовленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. Однако всеобщее внимание к идее с таким названием было привлечено только в 1987 г. после пуб-
ликации доклада «Наше общее будущее», представленного в ООН Комиссией по окружающей среде и развитию1.
На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (см. разд. 10.7.3) теория устойчивого развития составила концептуальную основу принятых решений. В ее документах устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградационным изменениям ОС.
В конце XX в. понятие «устойчивое развитие» стало распространенным во всем мире, широко используемым в научной и популярной литературе, часто звучащим в выступлениях государственных и политических деятелей. Тем не менее осмысление этого понятия, поиск его определения продолжаются.
Понятие «устойчивое развитие» в наши дни трактуется как в узком, так и в широком смыслах. В узком смысле подчеркивается его экологическая составляющая, акцентирующая внимание на необходимости оптимизации хозяйственной деятельности человека в биосфере. Таков подход специализированных учреждений ООН. Например, специалисты ФАО связывают выход на уровень устойчивого развития с созданием такого аграрного сектора, который обеспечивал бы полноценное удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений при сохранении природно-ресурсного потенциала биосферы, существующего в настоящее время.
В широком смысле устойчивое развитие понимается как процесс, соответствующий новому типу функционирования цивилизации, с экономическими, социальными, экологическими, культурными параметрами, радикально отличными от сложившихся исторически, т. е. ставится задача оптимизации управления не только природно-ресурсным потенциалом, но и всей совокупностью природно-социокультурного богатства. По существу, речь идет о комплексной системе показателей, определяющей динамику устойчивого развития цивилизации, или о современной трактовке учения о ноосфере (см. разд. 7.4.2.4), т. е. к достижению гармонии Общества и Природы.
Сроки, полнота и, главное, — «цена» перехода Общества к устойчивому развитию в соответствии с современным экологическим императивом (всеобщим обязательным законом) зависит от решения четырех основных задач современности:
сохранение уцелевших и восстановление до уровня естественной продуктивности ряда деградировавших эко систем;
рационализация потребления;
«экологизация» производства;
нормализация численности населения.
Поскольку биосфера, являясь регулятором состояния ОС, представляет собой единую систему, то полноценный переход к устойчивому развитию возможен только в масштабах мирового сообщества при эффективном международном сотрудничестве. Тем не менее особую роль играет ряд стран, одной из которых является Россия, обладающая большими территориями, фактически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости биосферы в целом.
В наши дни часто встречается мнение, что современное экономическое положение России не дает возможности всерьез заниматься проблемами охраны ОС, поэтому можно (а значит, и нужно) подождать. Сначала следует решить острые задачи выхода из экономического кризиса, а потом можно будет заняться и долгосрочными экологическими проблемами.
Нельзя забывать и о том, что наша страна географически расположена в одной из самых суровых частей планеты — на Севере Евразии. Даже в Канаде самый северный город расположен на широте Курска, а у нас большая часть территории имеет более сложные климатические условия. В частности, в России вегетационный период растений минимум на сто дней короче, чем во Франции. Тем не менее наш народ не только смог выжить на этой суровой земле, но и создать великую культуру, великую науку, стать одной из ведущих стран мира.
В связи с этим при поиске верного (и желательно оптимального) пути перехода к устойчивому развитию следует обратить внимание на точку зрения, высказанную В. И. Даниловым-Данильяном и К. С. Лосевым (1996, 2000):
«Для России переход к устойчивому развитию может быть осуществлен даже менее болезненно, чем для весьма многих других стран, и не только по той причине, что у нас сохранилось беспрецедентно много естественных экосистем.
...весьма вероятно, что слом стереотипа технологического оптимизма и перепотребления (для развитых стран, например, США) или преодоление установки на многодетную семью (для развивающихся стран) — задача еще более трудная, чем реконструкция хозяйства, воспитание деловой активности и рачительности (хотя, конечно, как и у наших соседей по планете, наши проблемы не сводятся к одной или двум)».
В апреле 1996 г. Указом Президента № 440 утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», а на заседании правительства в 1997г. одобрена «Государственная стратегия устойчивого развития РФ».
Особое внимание в Концепции уделяется тому, что вывод Конференции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) чрезвычайно актуален для России. Удельное (в расчете на единицу производимого продукта) негативное воздействие на ОС в нашей стране существенно выше, чем в технологически развитых странах, большая часть производственных фондов отечественной экономики не отвечает современным требованиям.
Более половины населения России сосредоточено на 16% территории, которые характеризуются как экологически неблагополучные.
Тем не менее при глобальной оценке состояния ОС в России, по мнению Его Королевского Величества принца Филиппа, почетного президента Всемирного фонда дикой природы (WWF):
«...только Россия еще способна потрясти богатством своего природного наследия. Сберечь эту удивительную природу — вот шанс выжить будущим поколениям».
С высокой степенью вероятности можно считать, что антропогенно ненарушенная часть составляет около 65% территории нашей страны, тогда как для всей суши Земли в целом (без учета ледяных, скальных и оголенных поверхностей) она составляет, по данным спутниковых наблюдений, всего около 27%. Груз накопленных в прошлом проблем и специфика переживаемого переходного периода в экономике — предопределяют сложность и болезненность необходимых преобразований.
Авторы Концепции исходят из того, что устойчивое развитие — это такое развитие общества, при котором все воздействия на ОС остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни.
Переход к устойчивому развитию требует скоординированных действий во всех сферах жизни нашего общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства. Он предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Важный фактор обеспечения этого процесса — создание системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования как всех слоев общества, так и тех, чья хозяйственная деятельность связана с воздействием на ОС. Концепция перехода к устойчивому развитию ставит перед современной Россией небывало сложные и ответственные задачи, но решать эти задачи необходимо, и иного просто не дано!
Отражением идеи устойчивого развития явилось включение проблем экологической безопасности в «Концепцию национальной безопасности РФ», утвержденную Указом Президента от 17.12.97 № 1300, где одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России признано «коренное улучшение экологической обстановки в стране».
Правительство РФ на своем заседании 12.11.98 г. одобрило «Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999—2001гг.» и предложило органам исполнительной власти руководствоваться этим документом в их повседневной деятельности.
В 2002 г. принята «Экологическая доктрина Российской Федерации», в соответствии с которой стратегической целью государственной политики РФ признано поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.
studfiles.net
Перспективы развития вуза, постановка долгосрочных и краткосрочных целей, формулирование конкретных задач зависит от общих тенденций социокультурной жизни в Санкт-Петербурге, в России и, опосредованно, в мире.
Общероссийские тренды путинской эпохи можно оценить как постимперский или неоимперский. Различие «пост» и «нео» в нашем случае вторично, первична тенденция к собиранию и синтезу. Страна возвратилась в пятерку мировых экономик, но со слабой обрабатывающей промышленностью. В эпоху либеральных (фактически основанных на идеологии одной из версий неолиберализма) реформ 90-х гг. прошлого века резко повысилась степень социальной свободы, но при этом доля негативной свободы – свободы от моральных норм, любви к Родине и культуре оказалась едва ли не больше доли творческой свободы. В целом ряде секторов экономики фактически произошла деиндустриализация страны, которая вступила в Перестройку, будучи второй экономикой мира. В современных условиях ставится задача реиндустриализации в новой ситуации уже информационного или постиндустриального общества.
В духовно-аксиологической и культурно-политической сферах происходит поиск новой идеологической идентичности. Доминанта: просвещенный консерватизм, актуальные опасности: национализм и радикальная делиберализация.
Государство остается наиболее серьезным инвестором в сферах образования и науки, но экономических ресурсов немного и они сокращаются. С одной стороны, нельзя не инвестировать, иначе отстанем еще больше, но с другой стороны, нет сил инвестировать так много, и нет желания инвестировать так неэффективно. Частный бизнес не вкладывается в указанные сферы. Причина заключается и в нынешней политике государства, и в родовых травмах современного российского капитализма, который в самой значительной степени не является пророссийски ориентированным. Немалая часть предпринимателей, в том числе крупного бизнеса, ориентирована прозападно и готова вывозить капитал, обеспечивая потенциальные пути отхода, а не вкладываться в Россию. Многие представители элиты предпочитают обучать детей в Англии и США, что явно не предрасполагает к инвестициям в отечественную среднюю и высшую школу.
В политике государства заметна тенденция перехода от планово-сметного, унаследованного из СССР, к проектному типу финансирования. Тем не менее доля проектного финансирования в РФ пока существенно меньше, нежели в развитых странах Запада и Востока, где она доходит до 50% инвестиций в образование и науку. Государство оптимизирует научно-образовательную среду на основе критериальной модели, которая в обозримом будущем, возможно, будет дополнена целеполагающей. Пока же целеполагание вводится преимущественно по отрицательному принципу – отсекание избыточного, непрофильного и неэффективного.
Система высшего образования требует радикальной оптимизации. Высшего образования в РФ избыточно много, при этом оно по большей части низкого или среднего качества, доступно и по цене и по изобилию бюджетных мест и ориентировано на «продажные» профессии: реклама, экономика, управление, юриспруденция. Вина в равных долях лежит и на частных, и на государственных вузах, которые в условиях рынка (включая госзаказ) вполне естественно преследуют свои узкокорпоративные интересы, и их вектор не совпадает в полной мере ни с модернизационными задачами, стоящими перед государством, ни (хотя на первый взгляд это и не очевидно) с интересами населения. Перепроизводство слабо подготовленных «гуманитариев» не на пользу ни стране, ни самим псевдогуманитариям.
В постсоветской системе образования прослойка начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) радикально сократилась, а многие современные вузы фактически дают образование уровня ПТУ или техникума. Хотя расчистка образовательного поля, за которую взялся Рособрнадзор, сама по себе не является гарантией повышения качества образования (и критерии «эффективности» выставляются преимущественно количественные), в ее необходимости трудно усомниться. С формально-юридической точки зрения, РХГА является представителем негосударственного сектора. Количество частных вузов в стране в ближайшее пятилетие сократится на 25-75%. В Санкт-Петербурге останется 5-10 негосударственных вузов, имеющих: 1) материальную базу; 2) собственную нишу на рынке образовательных услуг; 3) зачатки научных школ.
РХГА по своим объективным данным принадлежит к данной немногочисленной группе: здание в долгосрочной аренде в центре города; образовательная ниша, связанная с миссией, концепцией и набором специальностей; научные достижения, имеющие многочисленные (книжные, электронные, педагогические) воплощения и получившие официальное государственное и общественное признание на федеральном, региональном и международном уровнях. Помимо сходных с достижениями вузов первой питерской пятерки, РХГА обладает достижениями уникальными даже и в национальных масштабах: издательство, сугубая гуманитарность (без «продажных» специальностей), духовно-почвеническая идеология построения образовательной деятельности, в рамках которой Православие рассматривается не как подавляющая инакомыслие, а как интегрирующая сила российской цивилизации.
Внешние обстоятельства и внутренние достижения создают предпосылки для рывка в развитии вуза, который может вывести Академию на новую ступень, расширив, диверсифицировав и усилив присутствие вуза в образовательном, научном и культурном пространстве Санкт-Петербурга и России.
Развернутый отчет о развитии РХГА за истекшие 25 и последние 5 лет представлен в Самообследовании-2013, подготовленном к госаккредитации (особенно раздел I «Общие сведения» и VIII «Итоговые выводы и рекомендации»), размещенном на сайте РХГА. Концептуальное обоснование научно-педагогической деятельности дано в статье Д.К. Бурлаки «Ценностно-культурологическая педагогика: идея, воплощение, перспективы» .
Вкратце пройденный путь можно подытожить следующим образом. Благодаря достигнутым научно-педагогическим результатам и созданным информационным ресурсам, сложилось новое восприятие РХГА в академическом и культурном пространстве. Научная, издательская, информационная деятельность вуза, работа в области духовного просвещения и межконфессионального сотрудничества дает основание воспринимать РХГА уже не только как учреждение, которое предлагает образовательные услуги населению. На сегодняшний день РХГА – значимый для города центр гуманитарной культуры, духовного просвещения и межконфессионального сотрудничества.
Экономическое развитие последнего пятилетия характеризуется успешным выживанием в условиях кризиса 2009-2011 гг. и переходом к развитию в 2012-2013 гг. По сравнению с предыдущим отчетным периодом, бюджет увеличился более чем на 70%, причем в основном за счет научных, издательских и информационных программ и проектов. Качество социально-бытового обслуживания учащихся и сотрудников не ухудшилось, а в части медицинского обслуживания улучшилось. РХГА по-прежнему работала в режиме полного самофинансирования. Вуз не имеет невыполненных обязательств перед физическими и юридическими лицами. Существенных изменений в развитии материально-технической базы вуза в отчетном периоде не произошло.
Последняя аккредитация от 19 марта 2014 г. до 19 марта 2020 г. Мониторинги эффективности вузов 2015 и 2016 гг. пройдены успешно.
Вкратце и по существу задача ближайшего пятилетия формулируется так: РХГА должна войти в число, закрепиться и быть узнаваемым как вуз-лидер гуманитарной сферы. Стать одним из брендов Санкт-Петербургского образования, так чтобы при этом брендовость объективно вырастала из качества. РХГА, еще на стадии Высших гуманитарных курсов, задумывалась именно как альтернатива СПбГУ. Альтернатива в части качества, идеологии и атмосферы.
За четверть века проект РХГИ-РХГА прошел несколько жизненных циклов. Зарождение и становление: от Высших гуманитарных курсов 1989 до института (лицензирование 1994), через кризис 1997 г. к переезду на Фонтанку в 1998 г. Юности, для которой характерен энтузиазм и радость жизни, а бизнес строится по принципу «бери больше, кидай дальше». Аккредитация 1999 г., статус «академии» по аккредитации 2004, подтверждение статуса в 2008. Этот период завершается кризисом 2011 г., первые признаки которого стали проступать уже в 2007-08 гг. Преодолев этот кризис, организация входит в стадию Молодости (точнее сказать – зрелой молодости). Жизненные циклы развития любой организации не меняют друг друга автоматически. Переход требует ментальных и волевых усилий основателей и управленческой команды, которая сама должна быть трансформирована в соответствии с перспективными задачами. Сам по себе переход может и не произойти. Постаревшие, но инфантильные или подростковые по стилю управления организации практически не имеют шансов на успех в высококонкурентной среде. Вкратце организационную задачу нового цикла можно сформулировать так. Необходимо перейти от спонтанности, в рамках которой реактивность уравновешивается или даже преобладает над проактивностью, к построению команды профессионалов, сплоченной целями и ценностями и работающей в режиме преобладания проактивности над реактивностью. Движение в направлении нового жизненного цикла может быть выражено девизом: Качество-дисциплина-ценности, а искомое состояние: Лидерство, обусловленное качеством. Вектор развития контурно был очерчен в докладе ректора ученому совету РХГА 21.12.12, с которым можно ознакомиться в сети по адресу: http://rhga.ru/news/detail.php?ID=831.
Наибольшее внимание следует уделить, говоря о вузе в целом, системе управления Академией, а рассматривая направления деятельности вуза – совершенствованию образовательного процесса. РХГА фактически уже входит в лидирующую группу российских вузов в области исследовательской, издательской и информационной деятельности. Необходимо стремиться к подобному положению дел в образовательной сфере, которая является, вообще-то говоря, основной для вуза.
Общевузовские задачи, которые требуется решить для достижения поставленных целей, это обновление команды и изменение стиля управления. Они взаимосвязаны, но люди первичны: кадры решают всё. Подчеркну специально, что для достижения суперцели «Лидерство» важнее именно команда, во всех остальных случаях (когда суперцель не формулируется) приоритетнее система администрирования. Для работы на «хорошо» и даже на «хорошо с плюсом» достаточно четко осуществляемой системы предписаний и контроля, включающей в себя премирование и депремирование. Такая система может отструктурировать даже команду среднего уровня. Но для достижения отличного результата нужны высокомотивированные профессионалы, которые работают не только ради денег, но рассматривают свою работу как служение сверхличностным ценностям. Именно у РХГА для последнего случая есть все предпосылки, чего нельзя сказать о большинстве частных и государственных вузов. Критерии «Качество, дисциплина, ценности» необходимо применять при формировании профессорско-преподавательского состава и администрации Академии.
Уже фактически идет полным ходом процесс кадрового обновления Академии, учитывающий результаты госаккредитации и внутренних аудитов.
Под обновленную команду выстраиваются новые правила игры. В молодых организациях, как правило, большое значение имеет личность основателя. 25 лет для вуза – срок небольшой. Однако для индивида это полжизни (творческой). Даже успешные организации, в которых все или слишком много замкнуто на основателе, очень часто деградируют или терпят крах после его смерти. Необходимо создать условия для обеспечения проекту РХГА долговечности. Стратегическая управленческая задача наступающего отчетного периода заключается в переходе от «монархии» к стадии «конституционной монархии». Конкретными тактическими шагами реализации этого перехода являются:
При сохранении исполнительной власти в руках ректора необходимо: 1) повышение роли коллегиальных органов управления; 2) повышение исполнительской дисциплины принятых решений.
Комиссии, например, «по этике», могут быть и смешанными – Совета учредителей и Ученого совета, Попечительского совета. Советы представляют законодательную власть, ректор – исполнительную. В работе комиссий может зародиться нечто подобное судебной власти (пока у меня нет четких представлений о судебной ветви внутри вуза, слишком мало опыта). Однако в идеале конституционная монархия немыслима без компетентного и независимого суда.
Для повышения качества кадрового обеспечения административной работы и образовательного процесса требуется:
В среднесрочной перспективе необходимы: 1) подготовка и прохождение общественно-профессиональной аккредитации; 2) переход к системе эффективного контракта на основе критериев, которые позволяют сделать прозрачными принципы материального и морального поощрения сотрудников.
Обновление команды и изменение системы управления позволят вузу эффективнее решать вопросы совершенствования учебной, научной, издательской, информационной, профориентационной работы и социально-экономического развития.
Требуется больше внимания уделять качеству реализации образовательных программ, даже в ущерб количественным показателям; повысить дисциплину всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов, администраторов; приложить усилия к осознанию всеми участниками образовательного процесса и другими сотрудниками вуза ценностных установок деятельности РХГА, к организации учебно-воспитательной работы на основе миссии и ценностей, определяющих работу вуза.
Дисциплина – средство достижения высокого качества, а ценности – основа, которая придает смысл всей работе вуза, предотвращая превращение дисциплины в средство бюрократизации. Долгое время качество обучения удавалось удерживать в основном за счет подбора кадров, когда команда формировалась по принципу сборной. Был выдвинут и работал лозунг: ВГК-РХГИ – «сборная интеллектуалов» Санкт-Петербурга. Этот принцип себя исчерпал по внешним и внутренним причинам. В современных условиях неизбежно формирование команды по клубному принципу. Яркие преподаватели, умеющие красиво говорить, составляют важное условие качества образования, но отнюдь не единственное. Профессорско-центрированный стиль образования должен смениться клиентоориентированным, который требует от преподавателя систематических усилий в методической, научной и воспитательной работе. Организационная среда должна быть выстроена не так, как это удобно отдельным сотрудникам администрации, но (по правилам вуза) чтобы учащимся было удобно и хотелось приходить в вуз.
Открытие новых программ (профилей, уровней и форм подготовки) следует осуществлять только в увязке с теми программами, в которых РХГА уже продемонстрировала собственную успешность. Целесообразна разработка и участие в сетевых образовательных проектах, в том числе с международным участием. Сетевые формы и дистанционные технологии могут быть применены в реализации программ различного уровня и по различным формам (очной, очно-заочной, заочной).
Дневной бакалавриат – ядро, которое надо сохранять любой ценой и совершенствовать, в том числе и за счет внутренних инвестиций (гранты и скидки начиная уже со входа в вуз). Ядро бакалавриата достраивается «снизу» - колледж и «сверху» - магистратура. Над магистратурой надстраивается аспирантура, которая и настоящее время работает эффективно, хотя однопланово в части профилей (философия, религиоведение, культурология). Необходимо продумать тематическое расширение программ СПО так, чтобы в идеале они «лежали под» каждым факультетом. «Рядом» с каждым факультетом достраивать пояс из коротких и среднесрочных программ. Магистратуру и аспирантуру необходимо расширять по профилям: резервы у психологов и филологов.
В новых условиях Академия обязана проявить организационную мобильность, которая является конкурентным преимуществом частного вуза. Организационная мобильность в сочетании с дисциплиной может стать основой успешности РХГА в новом отчетном периоде.
В области научной деятельности требуется как минимум сохранение, а по возможности и увеличение набранных темпов. Важен целостный подход к организации научных исследований, так чтобы большинство проектов выступало элементом единой системы, нацеленной на реализацию миссии и концепции вуза. Для обеспечения этого в организационном плане требуется более тесная интегрированность во взаимодействиях НИЧ с издательством и информационным отделом.
В содержательном плане требуется расширение тематики научных исследований, подтягивание филологов и психологов до уровня философов. Актуальная задача – диверсификация источников финансирования исследовательской деятельности: общественно-политический заказ, средства субъектов федерации, зарубежные источники, которые являются одним из показателей современной схемы самообследования, и частные фонды. Пока же экономической основой научной работы в Академии служит финансирование из различных источников федерального бюджета, в первую очередь РГНФ.
Необходима проработка вопроса о сетевых формах исследовательской деятельности, в том числе при обучении аспирантов и магистрантов, организации работы диссертационных советов. Открытие диссертационного совета богословской направленности (в сетевой форме – ОЦАД, СПбДА) – задача, которая будет способствовать развитию и интеграции светского и церковного образования в России. За открытием диссертационного совета может последовать и открытие докторантуры. Диссовет и докторантура – важнейшие условия получения университетского статуса.
Научные и научно-практические мероприятия – сильная сторона работы вуза. Сохранение количества и совершенствование качества научных мероприятий формирует академическую среду Санкт-Петербурга, способствует продвижению бренда РХГА как центра гуманитарной культуры. Фирменные научные мероприятия выпускающих кафедр должны быть обновлены содержательно и информационно. Необходимо наконец-то реализовать до конца принятое решение о наличии у каждой выпускающей кафедры своего фирменного научного мероприятия (отсутствуют РГФ, искусствоведение, востоковеды). На каждом факультете должна быть не только конференция, но и постоянно действующий семинар (по образцу Русской мысли).
Аспирантура – сильная сторона работы РХГА, но практически все делает факультет ФБР, такова же ситуация с магистратурой, которая в РХГА организационно увязана с аспирантурой. Задача: расширение тематики за счет подтягивания филологов и психологов и большая тематическая увязка диссертаций с миссией и концепций Академии.
Организационная задача НИЧ – координация развития всех направлений: мероприятий, исследований, научной периодики, подготовки магистров, аспирантов и докторантов, взаимодействие с издательством и информационным отделом.
В пространстве научно-образовательной гуманитарной интеллектуальной книги РХГА нашла свою специфическую нишу – между широкотиражной и узкоспециальной литературой. Для закрепления в ней необходимо как минимум сохранение, по возможности увеличение темпов издательской деятельности на бумажных носителях. Издательство должно способствовать продвижению бренда РХГА и увеличению доходов вуза. Конкретными задачами следует признать: 1) тематическое расширение ассортимента; 2) повышение влияния на систему образования и просвещения. Отдельной, но при этом стратегически важной, задачей является тематическое расширение (новые слои поля персоналий, переход от персоналий к реалиям: идеологии, формы государственности, конфессии, ценности) серии «Русский Путь: pro et contra», чтобы в начинающемся отчетном периоде был осуществлен (во взаимодействии с НИЧ и информационным отделом) переход к реализации проекта «Энциклопедия национального самосознания».
В области информатизации стоят задачи:
Воспитательная, профориентационная и имиджевая работа представляет собой аспекты единого процесса воплощения идеологии Академии в массовом сознании. В вузе отсутствует должность администратора, координирующего: 1) учебно-воспитательную; 2) профориентационную работу; 3) имиджевую. Эти направления могут быть связаны воедино, но могут реализовываться и по самостоятельным сценариям. Пока направление координирует администрация ректора. В подразделениях все указанные аспекты идеологической работы реализуются как сеть спонтанных и далеко не всегда регулярных инициатив, частью удачных и результативных, частью не очень.
В области имиджевой работы стоит задача формирования обновленного образа вуза среди потенциальных учащихся и партнеров. Для этого необходимы не только работа в сети и организация рекламной деятельности, но в первую очередь указанное выше внутреннее преобразование всех направлений деятельности вуза, из которых наибольшее значение имеет учебная и учебно-воспитательная работа. Имидж должен выступать в первую очередь следствием хорошей работы, а не самоцелью. Хотя ныне для широкого потребителя позитивный имидж РХГА, несмотря на достижения вуза, далеко не очевиден. Проектирование будущего должно продвигаться в направлении создания образа РХГА как уникального вуза, в котором можно получить классическое гуманитарное образование, соответствующее требованиям современности.
Духовно-почвенническая идеология должна стать реальным фактором работы на имидж вуза. РХГА следует расширить свое присутствие в культурно-политическом пространстве. Уникальность программ вуза, с одной стороны, и их немассовый характер, с другой стороны, требует формирования сети региональных представителей.
Важнейшим вопросом является формирование попечительского совета и эндаумент фонда. Они – не самоцель, но инструменты решения в первую очередь стратегических задач: совершенствования материально-технической базы и обретения экономической и политической устойчивости.
Все вышеперечисленные задачи развития вуза входят в состав программы-минимум. «Минимальность» означает внутреннее совершенствование без изменения вида учебного заведения и распространения идеологии РХГА за пределы вузовской сферы.
Тем не менее вкратце обозначим приоритетные задачи программы-минимум.
Выше указаны первоочередные задачи. Стратегическая цель программы-минимум: элитарный вуз в статусе академии. Программа-максимум имеет два измерения: движение к вузу типа «университет» и формирование на базе или «вокруг» РХГА образовательного холдинга, организованного по схеме «дошкольное образование (сад) – школа - вуз». Пятилетие является подготовкой к движению в обозначенном направлении, поэтому в настоящее время программа-максимум может быть очерчена лишь пунктирно. Движения к холдингу и к университету не имеют взаимнооднозначной привязки и могут осуществляться как относительно самостоятельные задачи.
В стране до сих пор нет ни одного элитного негосударственного университета. Ближе всего к двадцатке ведущих университетов России подошел РОСНОУ, возглавляемый В.А.Зерновым, но и в этом вузе нет реальной гуманитарной составляющей. В Санкт-Петербурге на элитарность в негосударственном секторе претендует Университет профсоюзов. Но это в большей степени имиджевый ход, хотя и сделанный не без оснований. Реальные рыночные цели и специфический контингент не дадут этому университету добиться подлинной элитарности. Потребность в продвинутых частных университетах, тем не менее, имеется. На мой взгляд, госсистема слишком затратна и не сможет осуществить прорыв, которого от нее ожидает часть политической элиты. Главная функция госсистемы – поддержка образовательной среды и обеспечение минимума. Элитарное образование, тем более духовно-ориентированное, – дело частного сектора. В большинстве развитых стран именно частный сектор дает элитарное образование, в России же он пока в большинстве случаев питается «крохами со стола» госсистемы. В Европе и США имеются престижные университеты, основанные католиками или протестантами. В Москве статус университета удалось получить Свято-Тихоновскому институту, перепрыгнувшему через ступеньку «академии» (ныне ПСТГУ). Новый закон аннулировал прежнее ранжирование вузов на институты, академии и университеты (вполне логичное и обоснованное). Однако оно, скорее всего, будет восстановлено локальными актами Минобразования. Создание Русского христианского гуманитарного университета им. ап. Павла может стать новым горизонтом для проекта РХГА.
Университет (по ныне действующим правилам) должен иметь не менее пяти факультетов. Новые факультеты могут либо развиться из нынешних кафедр, либо возникнуть путем присоединения.
1) Кафедра Стран Востока, при определенном стечении обстоятельств, может вырасти в Восточный факультет, но это экстенсивный рост.
2) Кафедра теологии, при определенных обстоятельствах, могла бы вырасти в теологический факультет, но это опять-таки рост преимущественно экстенсивный.
3) Кафедра «Культурологии и искусствоведения» может вырасти в факультет Искусств.
4) Возможно формирование факультета Управления.
Открытие профилей в рамках направления «Культурология» дает возможности готовить и управленцев (в социо-культурной сфере), и информационщиков (прикладная информатика по отраслям), выдавая уже сейчас госдиплом, с параллельным лицензированием новых направлений подготовки. Управленческий факультет, работающий в русле общей идеологии РХГА, ориентированный на подготовку кадров, в том числе и для религиозных организаций, претендующий в действительности на элитарное образование, – реальная перспектива.
Трансформация академии в университет предлагает решение ряда специфических научных задач.
Другой горизонт развития Академии связан уже не с расширением работы внутри вуза, а с созданием вокруг вуза сети (в идеале) или под вузом линии по схеме «сад (сады) – школа (школы) – вуз». Для движения в направлении обозначенного горизонта имеются объективные и субъективные предпосылки.
В стране нет ни одной крупной сети частных школ, тем более дающих образование высокого, по крайней мере, достойного качества, тем более имеющих духовную ориентацию. Частные школы не организованы в сети, иногда они интегрированы либо с садом, либо с вузом. Образование в частных школах разное по качеству – от элитного до обеспечения аттестатами детей буржуазии, которая не имеет средств обучать наследников зарубежом, тогда как получать образование в госсистеме они не в состоянии. Христианские (неправославные) школы, возникшие в 90-е годы, в большинстве своем закрылись (в Санкт-Петербурге закрылись все школы, действовавшие легально или почти легально). Православные пока действуют, поскольку имеют спонсоров, но качество предлагаемого образования неоднородно, а психологический климат строго конфессиональный, что не способствует расширению клиентской базы, обрекая структуры на плановую убыточность.
Качество обучения в госсистеме не поддается однозначной оценке. У госшкол есть серьезная проблема – психологическая атмосфера. Госсистема по определению не может быть, во-первых, элитарной, во-вторых, духовно-ориентированной, что не исключает очень хорошего качества образования в отдельных учреждениях и активного духовно-нравственного воспитания, обусловленного, как правило, мотивацией директора, опять-таки в отдельных учреждениях. Если удастся соединить в рамках одного учреждения профессионализм, доброжелательную психологическую атмосферу и духовную ориентацию, которая исключала бы элементы фанатизма, такой продукт, особенно с учетом тенденций коммерциализации госсектора и увеличения в составе учащихся доли мигрантов, вполне будет востребован укрепляющимся российским средним классом.
Частный детсад сегодня представляет собой один из наиболее коммерчески интересных сегментов рынка образовательных услуг, что обусловлено подъемом рождаемости и приватизацией детсадовских помещений, случившейся в 90-е годы. Генеральную тенденцию предсказать сложно, однако духовная ориентация и интегрированность в систему «школа-вуз» даст преимущество даже в условиях активного строительства новых детских садов, которое имеет место в новостройках.
Имеющие место исторические аналоги сетевых образовательных проектов – система иезуитов, вальдорфская педагогика, гюленовский проект. Во всех указанных случаях имеет место качество, атмосфера, духовность без фанатизма (разумеется, в соответствии с условиями места и времени). Из гюленовского проекта следует заимствовать подчеркнуто светский (по внешней форме) и надконфессиональный подход. Все проекты (антропософско-педагогический и гюленовский) бесспорно, реализуются в режиме самоокупаемости, который предполагает, как правило, первичный (обычно невозвратный) стартовый взнос учредителя (инвестора, попечителя) в виде, как правило, здания и (или) технического оснащения. Мы также не планируем зачинать проект, который навсегда повис бы на шее учредителя-основателя. Выход на окупаемость (с учетом современных требований, предъявляемых государством к лицензированию образовательной деятельности) должен составить три, максимум пять лет. С учетом значительной роли, которую традиционно играет государство в культурно-политическом развитии российской цивилизации, анонсируемый сетевой проект целесообразно реализовывать в форме частно-государственного партнерства.
Планируется создание образовательного холдинга, реализующего программы всех уровней (сад – школа – вуз) на единой концептуальной основе. Ключевые идеи концепции – национальная ориентированность, духовно-нравственная составляющая учебно-воспитательных процессов, профессионализм, который обеспечивает производство выпускников, конкурентных современным мировым стандартам.
Цели – приостановка деградации человеческого капитала, смягчение последствий демографического кризиса, создание барьера для утечки мозгов, изменение сознания мыслящей части среднего класса, формирование нового слоя национально-ориентированной российской интеллигенции. В целом проект способствует идее сбережения русского народа, сформулированной Президентом страны.
На концептуальном уровне все указанные характеристики актуально реализованы в деятельности РХГА и потенциально могут быть воплощены на школьном и довузовском уровнях. Старт – Санкт-Петербург, Ленобласть, Северо-Запад, регионы, в которых уже действует диаспора РХГА. Стратегически я бы имел в виду в первую очередь Алма-Ату. Опыт РХГА заслуживает того, чтобы быть распространенным за пределы одного вуза.
И Университет и Холдинг образуют горизонты развития Проекта РХГА. Они не реализуемы без выполнения программы-минимум, хотя это не означает, что в указанных направлениях не следует продвигаться параллельно с выполнением пунктов программы-минимум. Более того, обозначение таких горизонтов является важнейшим условием результативной работы по формированию попечительского совета и эндаумент-фонда РХГА, совершенствованию материально-технической базы вуза, решению вопроса о размещении иногородних студентов. Все 25 лет РХГА работала в режиме полного самофинансирования. Бюджет – только гранты, наличие которых зависит и от стечения внешних обстоятельств, и от отчетности. Спонсорские вливания – эпизодические, хотя и промыслительно точечные. Программа-минимум может быть в принципе выполнена и без привлечения инвесторов. Университет, а в особенности Холдинг, – только при наличии инвестиций. В этом смысле программы минимум и максимум дополняют друг друга.
В связи со всеми описанными обстоятельствами, конкретные планы реализации программы-минимум представлять в настоящей программе и невозможно, и нецелесообразно. Пятилетие – период подготовки к реализации программы-максимум.
www.rhga.ru
Стратегия развития предприятия предполагает формирование основополагающих целей и задач на долгосрочной основе, а также чёткое определение курса действий и грамотное распределения ресурсов, которые будут необходимы для достижения поставленной цели. В итоге стратегия развития предприятия призвана ответить на ряд вопросов: в каких направлениях хозяйственной деятельности выгоднее развиваться? какие средства будут необходимы? Какая прибыль будет получена при развитии данных направлений? Стратегия развития предприятия несёт на себе ряд отличительных характеристик:
1. В ходе выработки стратегии, не предпринимаются ни какие конкретные шаги. Как правило, финальным этапом процесса, является установление направлений, продвигаясь по которым, предприятие обеспечит себе стабильный рост, и усиление своих позиций.
2. В зависимости от того какой вид стратегии разрабатывается, будь то финансовая стратегия предприятия, или другой её подраздел, стратегия используется, для создания проектов и методик поиска. В ходе поиска, значение стратегии, в сосредоточении внимания на конкретных участках или перспективах, а также в отбрасывании не приемлемых возможностей, которые не совместимы с выбранной стратегией.
3. Потребность в выбранной стратегии исчезает, в момент развития событий, в не желаемом для организации направлении.
4. В процессе формулирования стратегий невозможно предвидеть весь спектр возможностей , которые могут открыться в ходе разработки плана мероприятий. В связи с этим, информация которую приходится использовать, неполная и неточная.
5. Если удаётся получить полный объём информации, вполне возможна постановка под сомнение целесообразности изначальной стратегии. Это обуславливает потребность в обратной связи, которая позволит вовремя пересмотреть планы и внести важные коректировки.
Стратегия развития предприятия, реализуется в два этапа:
1. стратегическое планирование - включающее выработку набора стратегий (как то, финансовая стратегия предприятия, или маркетинговая стратегия предприятия).
2. Ход стратегического управления - включающий реализацию выбранного плана во времени, переработка стратегии в зависимости от новых обстоятельств. Планирование стратегии, представляет собой, логическую систему, которая основана на рациональном мышлении. Но одновременно с этим, планирование, это искусство прогноза, грамотных исследований, расчётов, отдание предпочтения лучшей из альтернатив. Стратегия развития предприятия должна быть выстроена по принципу иерархии. Но на уровень стратегии, комплексность, степень интеграции влияет тип и размер предприятия. К примеру, у маленькой организации, всего одна стратегия, а крупное предприятие, обладает разработанной стратегией для каждого уровня действий. Концептуальная модель планирования даёт возможность определить ряд этапов составления стратегии предприятия:
1. Проведения анализа окружающей среды, сюда входит: внешняя среда в комплексе с собственными возможностями.
2 Формирование политики. Формулировка избранной стратегии и рассмотрение альтернатив, к этой области относятся следующие подразделы: стратегия маркетинга; финансовое планирование; стратегия научных разработок; стратегия производства; социальное развитие; организационные изменения; экологическая стратегия.
Итогом действия по предложенной схеме, является составление "Стратегического плана предприятия". На основе разработанного плана предприятие будет осуществлять свою коммерческую деятельность, развивать приоритетные направления, определять и осваивать рынки сбыта в том числе коммерческими вложениями в рекламные компании, а также характер выпускаемой продукции.
fb.ru