МузыкаКак научиться понимать классическую музыку. Классическая музыка для чего нужна


Классическая музыка – что в ней такого?

Классическая музыка уже довольно давно не входит в топ-лист интересов большинства людей, оставаясь привилегией для узкого круга посвященных. Она вызывает у многих людей, особенно молодых, не слишком позитивные ассоциации: затянутые, нудные, непонятные произведения. Программа общеобразовательной школы оставляет у учащихся довольно смутное представление о классике, а у счастливчиков, окончивших музыкальную школу, зачастую от одного упоминания о классической музыке мороз по коже, вызванный воспоминаниями о муштре и скучных уроках.

Почему далеко не всех людей привлекает классическая музыка?

С одной стороны, это связано с тем, что современное общество в целом не отличается изысканным вкусом и вполне удовлетворено ширпотребом, в избытке предлагаемым массовой культурой. С другой стороны, классическая музыка, не будучи сама по себе слишком сложной для восприятия, зачастую остается непонятой, потому что слушатели просто не научены ее «читать».

Еще одна причина, объясняющая наше прохладное отношение к классической музыке, заключается в том, что мы начали воспринимать музыку лишь как дополнение к другим развлечениям: музыка задает ритм для танца, годится как саундтрек к фильму или создает неплохой фон во время наших занятий другими делами. И в то время как современная музыка охотно мирится с второстепенной ролью, классика – это совершенно самостоятельное блюдо. От прослушивания классической музыки можно получить удовольствие, только вникая в нее, сосредотачиваясь на ней и смакуя каждый звук – например, в хорошем концертном зале. Но для фона в офисе, уборки на кухне или езды за рулем классика – далеко не самый лучший выбор.

Классическая музыка

Зачем же слушать классическую музыку?

На этот вопрос многочисленные исследования дают множество ответов, которые мы в Womie сгруппировали следующим образом:

  • Классическая музыка развивает интеллект. Как мы уже сказали, ее нужно слушать вдумчиво, сосредоточенно, рисуя в воображении картины, которые подсказывает нам мелодия, ритм, гармония и темп произведения. А такие упражнения, очень схожие с деятельностью мозга во время чтения книг, развивают наши интеллектуальные способности.
  • Классическая музыка улучшает память и повышает устойчивость внимания. Это также связано с тем, что слушать классику нужно активно и внимательно, фиксируя динамику, движение и смену настроения.
  • Классическая музыка способствует снижению агрессии и раздражительности. Существует даже отдельное направление в психотерапии, использующее музыку в качестве лечебного средства.

Классическая музыка: что послушать для начала?

Советуем вам начинать с музыки композиторов восемнадцатого и девятнадцатого веков: например, Людвиг ван Бетховен, Антонио Вивальди, Фредирик Шопен, Иоганн Брамс, Иоганн Штраус, Жорж Бизе, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов и многие другие. К музыке двадцатого века лучше приступить попозже, потому что она сложнее для восприятия. И еще стоит оговориться, что великий Иоганн Себастьян Бах тоже не совсем походит для новичков, потому что несколько мелодий в его полифониях тяжело отслеживать неподготовленному слушателю.

Безусловно, у каждого из нас индивидуальное восприятие классической музыки, свои предпочтения и взгляды. Однако можно с уверенностью утверждать одно: научившись по-настоящему вникать в классическую музыку, различая все богатство ее голосов и красок, слушатель получит непередаваемое удовольствие, сравнимое лишь с тем, которое приносит хорошая книга.

Классическая музыка

www.womie.ru

Как начать разбираться в классической музыке — The Village

До тех пор, пока не появились звукозаписи и классическая музыка не превратилась в индустрию в том виде, в котором мы её знаем сейчас, исполнители играли музыку интересных им авторов, не задумываясь над тем, классическая она или нет. Для понимания классики не нужно каким-то особенным образом менять своё восприятие.

Главное — знакомиться с ней постепенно и начать ходить на концерты. Любое классическое произведение, вероятно, потребует от вас большего внимания, нежели обычная современная песня. Не переживайте, если с первого раза оно покажется вам сложным и непонятным. После пяти-семи прослушиваний вы начнёте чувствовать его внутреннюю логику, узнавать определённые моменты и выхватывать темы, сменяющие одна другую. Продолжайте слушать — дома, по дороге на работу и в лифте — и постепенно произведение, которое на первый взгляд казалось вам «неподъёмным», станет вам близким и понятным. Для тех, кто хотел начать слушать классику, но не знал с чего начать, The Village выбрал несколько эффективных методик. 

 

Метод № 1: последовательный 

Наиболее традиционный способ познакомиться с академической музыкой — слушать знаковые произведения известных композиторов в хронологическом порядке, переходя от эпохи к эпохе, а затем выбрать оказавшийся наиболее близким по духу период и посмотреть на него более внимательно.

Так, например, считает кинокритик Антон Долин: «Начните с Баха и Моцарта, это базис и основа. Сначала фортепианный Бах в исполнении Гленна Гульда, затем „Хорошо темперированный клавир“, „Вариации“ Гольдберга и Бранденбургские концерты в исполнении Николауса Арнонкура. Моцарта можно начать — также в его исполнении — с последних симфоний (с 34-й по 41-ю). Затем прослушать „Реквием“, „Волшебную флейту“ и Дон Жуана. Это прекрасный старт». 

 

 

Как начать разбираться в классической музыке. Изображение № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С чего начать слушать Баха

«Хорошо темперированный клавир» — вероятно, самое совершенное произведение в истории музыки: два цикла по 24 прелюдии и фуги во всех существующих тональностях. Первую Прелюдию до мажор может подобрать на пианино почти любой, однако затем цикл постепенно становится всё сложнее. И интереснее.

Бранденбургские концерты — одновременно масштабный и компактный цикл из шести глав от 10 до 20 минут длиной. Шесть абсолютно разных концертов, объединённых чисто баховской радостью жизни.

Сонаты и партиты для скрипки соло докажут вам, что слушать одинокую скрипку в течение долгого времени совершенно не скучно. Бах стремится к полному охвату её возможностей. Жемчужина цикла — знаменитая Чакона, пронзительнее которой нет на свете.

По легенде, Вариации Гольдберга должны были служить успокоительным и снотворным средством для российского дипломата, которого мучила бессоница. Пианист Иоганн Гольдберг должен был играть их в его спальне перед сном. Почему бы не попробовать использовать эту музыку по её назначению и сейчас?

   

Как начать разбираться в классической музыке. Изображение № 2.

С чего начать слушать Моцарта

«Дон Жуана» называют оперой опер, главной для всех времён и народов. Ни в одной другой великой опере до такой степени не выдержан баланс между трагическим и комическим, высоким и низким, волей к жизни и неизбежностью смерти.

Всем известное «Турецкое рондо» на самом деле не самостоятельная пьеса, а финал «Сонаты для фортепьяно № 11», другие части которой не менее восхитительны. Как, собственно, и другие фортепьянные сонаты Моцарта, не говоря уж о его же Фантазиях.

Начало Симфонии № 40 может вызвать у вас непроизвольное раздражение, настолько оно хорошо известно. Постарайтесь настроить свой слух так, будто слышите его впервые, тогда в качестве вознаграждения вы получите не менее прекрасные, но не столь избитые части произведения.

Соната для скрипки и фортепиано № 21 — самая грустная музыка на свете.

   

Как начать разбираться в классической музыке. Изображение № 3.

С чего начать слушать Бетховена

Дальше вам стоит перейти к музыке Людвига ван Бетховена, его Симфониям № 5 и № 7, первой — чтобы узнать, что же следует за всем известным «та-да-да-дам», второй — чтобы открыть для себя «непривычного» Бетховена — лёгкого, светлого и даже весёлого. Гениальная вторая часть Седьмой знакома даже далёким от классики слушателям по обработке группы Deep Purple.

Концерт для скрипки с оркестром — один из величайших скрипичных оркестров. Если заскучаете в середине, будете вознаграждены в финале: он подарит вам такую красивую и грустную мелодию, что будет сложно удержаться от слёз.

Соната для фортепиано №14 — символ нераздлённой любви. Среди 32 фортепианных сонат Бетховена «Лунная», возможно, не лучшая, но уж точно самая знаменитая; её цитировали многие от Шостаковича до The Beatles.

   

Как начать разбираться в классической музыке. Изображение № 4.

С чего начать слушать Мендельсона

Следующим открытием для вас может стать творчество романтика Феликса Мендельсона. Его «Свадебный марш» стал популярным после свадьбы принцессы Виктории и принца Фридриха III и, не являясь лучшим его произведением, к сожалению, затмил все остальные. Понять, что его музыка — это нечто более изящное и лиричное, можно благодаря «Песням без слов», которые он писал на протяжении всей своей жизни. Их порой прописывают как один из способов лечения от депрессии.

Чтобы достроить образ, стоит услышать знаменитую Симфонию № 4, созданную им на волне восхищения Италией.

«Скрипичный концерт» Мендельсона не менее важен, нежели бетховенский, но куда более доходчив.

   

Как начать разбираться в классической музыке. Изображение № 5.

С чего начать слушать Чайковского

Если хотите понять, что такое симфония, послушайте Пятую Чайковского — это один из лучших и цельных образцов жанра. Она не так популярна, как его балеты, хотя её мелодический потенциал ничуть не ниже.

Для многих Чайковский — это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и Первый фортепианный концерт. Ничего общего с этим не имеет трио «Памяти великого художника» — трагичное, глубоко интимное высказывание, лишённое какой бы то ни было тяжеловесности и помпезности. Такого Чайковского вы ещё не слышали.

   

С чего начать слушать Брамса

Первую симфонию Брамса называли «Десятой симфонией Бетховена», имея в виду преемственность традиции. Но если девять симфоний Бетховена неравноценны, то из четырёх симфоний Брамса каждая — шедевр. Помпезное начало «Третьей» — лишь яркая обложка для глубого лирического продолжения, достигающего апогея в незабываемом Аллегретто.

Камерный ансамбль — один из тончаших видов музицирования: скрипичная соната, фортепианное трио или струнный квартет часто могут выразить больше, чем балет или симфония. Синоним камерной музыки — имя Брамса, у которого каждое камерное сочинение — шедевр. В том числе Соната для скрипки и фортепиано № 3, незабываемое начало которой рождается из фразы, как бы прерванной на полуслове.

Если симфонический оркестр играет на бис, как минимум в половине случаев дирижёр выбирает Первый венгерский танец, в крайнем случае — Пятый. «Венгерские танцы» — это два десятка миниатюр для двух фортепиано, позже переложенных для оркестра, создавались на основе подлинных венгерских мелодий; результат — 21 образцовый бис.

 

Метод № 2: слушать близких по духу

Музыкальный критик Илья Овчинников считает, что традиция начинать знакомство с классикой через музыку Баха и Моцарта не совсем верна. Ведь есть несколько классических композиторов, музыка которых более созвучна внутренней жизни современного человека. Среди них — Малер, Шостакович и Стравинский. Рубеж веков породил гениев, которые разговаривают с нами на одном языке. Если музыка XIX века, которая составляет основной массив репертуара современных исполнителей, могла уже заранее вам надоесть, то эти произведения наверняка покажутся вам свежими, интересными и близкими по духу.   

 

 

Как начать разбираться в классической музыке. Изображение № 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушаем Малера

Хотя большая часть жизни Густава Малера пришлась на XIX век, он стал первым композитором, который, разрушив романтические каноны, смело прыгнул в XX век, очень точно предсказав разорванное сознание людей, которые станут свидетелями мировых катастроф. В его жизни был переломный год, когда он написал произведение необыкновенного трагического накала — Симфонию № 6. Несмотря на свою продолжительность (80 минут), она слушается на одном дыхании, напоминая захватывающий роман с постоянными поворотами сюжета. У Малера почти вся музыка берёт за душу. Её можно не любить, но остаться к ней равнодушным невозможно. С 1960-х благодаря усилиям Леонарда Бернстайна начался малеровский бум, так что услышать Малера вживую не представляет большой сложности.

   

Как начать разбираться в классической музыке. Изображение № 8.

Слушаем Стравинского

Игоря Стравинского не зря называют композитором-хамелеоном. В течение жизни он несколько раз кардинально менял свой стиль, так что, если услышать его произведения, созданные в начале, середине и конце творческого пути, совершенно невозможно поверить, что их написал один и тот же композитор. Стравинский всю жизнь переживал, что, несмотря на то, что он продолжает творить, самыми известными его произведениями остаются ранние балеты — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Премьера балета «Весна священная», поставленного Нижинским, считается самым громким музыкальным скандалом XX столетия. «Весна» — во многом провидческое произведение, рассказ о полулюдях-полузверях накануне эпохи, когда людям предстояло потерять человеческий облик. Для Стравинского это было первое по-настоящему оригинальное произведение, созданное без оглядки на других композиторов, настоящий прорыв. С него вам и стоит начать.

   

Как начать разбираться в классической музыке. Изображение № 9.

Слушаем Шостаковича

В отличие от Стравинского, творчество Шостаковича представляет собой единое целое, как лирика Пушкина или романы Достоевского. У некоторых музыка Шостаковича может ассоциироваться с чем-то грубоватым и «советским». Это ошибочное мнение складывается из-за того, что самым известным (но не самым лучшим) его произведением является «Ленинградская симфония». У Шостаковича есть произведения более яркие, которые могут произвести сильное впечатление на начинающих. Например, Симфония № 5, которую он написал в 1937 году, пытаясь спастись от лавины обрушившейся на него партийной критики. Властям понравилась классическая, ясная структура симфонии и торжествующая пафосная концовка. При этом по содержанию это совершенно гениальное, многослойное произведение, идеальный вариант для знакомства с музыкой Шостаковича. После можно перейти к Симфониям № 6 и № 9. Они обе довольно короткие, пёстрые, настроенческие и не дают заскучать.

 

Метод № 3: теоретический

Если хочется подойти к изучению классики основательно, начиная с азов, можно сначала прослушать несколько теоретических курсов и прочитать пару специализированных книг. Чаще всего новичкам советуют базовый курс Роберта Гринберга How to Listen to and Understand Great Music и его же курс Great Masters, в котором каждая лекция посвящена одному из известных композиторов. Если не понравится манера изложения Гринберга, можно прослушать вводный курс Listening to Music профессора Крейга Райта, который весело и доходчиво объясняет структуру классических произведений. Замечательную двадцатиминутную лекцию о том, как полюбить классику, прочитал Бенджамин Зандер на TED.

Понятных и интересных книг о классической музыке на русском языке не так и много. Можно прочитать «Неполную и окончательную историю классической музыки» Стивена Фрая, «Кратчайшую историю музыки» Дарена Хенли и совсем простенькую «Когда можно аплодировать» скрипача Дэниэла Хоупа. В серии «ЖЗЛ» можно найти биографии многих композиторов, например, несколько лет назад вышла очень удачная книга о Чайковском. Возможно, для начала читать жизнеописание Листа или Шопена будет интереснее, чем читать о Бахе, жизнь которого была не столь богата яркими событиями и любовными драмами.

 

Метод № 4: эмоциональный

Академическую музыку окружает множество предрассудков, и один из главных заключается в том, что все классические произведения якобы похожи одно на другое. Это не так. Дуглас Адамс однажды написал: «Моцарт рассказывает нам о том, как это — быть человеком, Бетховен — как быть Бетховеном, а Бах размышляет о том, как чувствует себя вселенная». Один из способов познакомиться с классикой как раз состоит в том, чтобы оценить всё её разнообразие, выделив индивидуальный характер музыки каждого композитора. Для этого музыкальный обозреватель Бенджамин Карлсон советует попробовать соотнести их музыку с вашими собственными эмоциями и настроениями. Слишком часто классику начинают слушать «головой» и из-за этого упускают её суть.

Например, для романтичного состояния подойдут волшебные композиции импрессиониста Дебюсси. Для сосредоточенной работы — систематичный и сдержанный Бах и другие барочные композиторы. В моменты душевной смуты — Шопен и Шуберт. Когда переполняет гнев, почему бы не послушать Бетховена или Вагнера? Весело и свежо на душе — Моцарт. Взвинченное, нервное состояние — Лист. Хочется эпики и трагедии — Брамс. Иронии и излома — Прокофьев и Стравинский. Безусловно, это деление грубое и сугубо субъективное. Однако сам принцип — посмотреть на классику через призму эмоций — возможно, поможет вам сделать первый шаг в сторону её понимания.

 

Метод № 5: уточняющий

Важно понять, что вы и так окружены классикой, осталось только её распознать. Вы уже знакомы с очень многими классическими произведениями, просто не знаете, как они называются. Есть мелодии, которые мы постоянно слышим в кино, рекламе, телевизионных заставках и звонках на чужих телефонах. Например, вы много раз слышали устрашающую кантату Carmina Burana Карла Орфа, завораживающий «Дуэт цветов» из оперы «Лакме» Лео Делиба, арию Nessun Dorma из оперы «Турандот» Пуччини, сюиту «Утро» из «Пер Гюнта» Грига. Метод заключается в том, что, когда вы в очередной раз услышите знакомую мелодию в фильме, вы просто должны найти в интернете её название и затем прослушать полностью. 

 

Метод № 6: ходить на концерты 

Слушать классику в записи — это хорошо, но большего эффекта вы достигнете, если начнёте слушать её вживую. В Рахманиновском зале Московской консерватории чуть ли ни ежедневно проходят недорогие, а порой и бесплатные концерты. Кого из современных исполнителей, часто выступающих в Москве, стоит услышать обязательно? Пианиста Алексея Любимова, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнёва, виолончелистку Наталью Гутман, альтиста Максима Рысанова. Среди дирижёров следует обратить внимание на Владимира Юровского, возглавляющего Госоркестр, и Александра Рудина, руководящего одним из лучших камерных оркестров России Musica Viva. 

 

 

Экспресс-метод

Однажды музыкальный критик The Guardian Том Сервис по просьбе радиодиджея BBC составил недельный гид-введение в классическую музыку. Чтобы музыка подействовала, Сервис попросил слушателей «сесть на классическую диету», то есть в течение пяти дней не слушать никаких других композиций, кроме предложенных им. Ниже представлен распорядок, составленный Сервисом. Три сочинения, рассчитанные на день, всегда представляют три различные музыкальные эпохи.

Первый день:

Джоаккини Россини — «Вильгельм Тель»И. С. Бах — «Вариации Гольдберга» Джон Адамс — «Краткая поездка в быстрой машине»

Второй день:

Франц Шуберт — Струнный квинтет в си, Адажио Бедржих Сметана — «Влтава» Стив Райх — «Музыка для 18 исполнителей»

Третий день:

Джузеппе Верди — Dies Irae из «Реквиема» Игорь Стравинский — «Жар-Птица» Карлхайнц Штокхаузен — Gesang der Junglinge

Четвёртый день:

Морис Равель — «Болеро» Густав Малер — Симфония № 2 Дьёрде Лигети — «Реквием»

Пятый день:

Эдуард Элгар — «Энигма-вариации» Людвиг ван Бетховен — Симфония № 9 Кшиштоф Пендерецкий — «Плач по жертвам Хиросимы»

 

 

www.the-village.ru

Польза классической музыки

Каждый из нас любит музыку. Одни предпочитают танцевальную, вторые рок, а третьи получают свою порцию адреналина от экспериментальной или авангардной музыки. У каждого из нас разные вкусы.

А вы когда-нибудь задумывались о прослушивании классической музыки? Наверное, она является менее популярной среди других направлений. Вероятность того, что у вас в плеере звучит Моцарт, Бетховен, Вивальди или Вагнер минимальна. А между тем зря, ведь существует польза от прослушивания классической музыки.

Повышает умственную активность

Часть мозга, которая отвечает за память находится рядом с частью, которая воспринимает музыку. То, что вы слушаете будет иметь определённое влияние на вашу память. Эксперимент, известный как «эффект Моцарта» показал, что классическая музыка улучшает навыки запоминания. Считается, что музыка на 60 ударов в минуту, например, такая как Моцарт способна активировать работу левого и правого полушария. Эта одновременная работа помогает улучшить память и навыки обучения слушателя.

 Помогает уменьшить боль

Различные исследования показывают, что прослушивание музыки может уменьшить послеоперационные и хронические боли. Конечно, музыка не заменит обезболивающие препараты, но окажется отличным подспорьем.

Снижает стресс

Польза классической музыки заключается в её помощи, преодолеть такое распространённое явления в современном мире, как стресс. Классические произведения Моцарта, Бетховена или Баха помогут расслабиться. Например, для пациентов в больницах, классическая музыка помогает справиться с тревожностью в отношении своего здоровья и отвлечься от боли. Музыкальная терапия – это безопасный и дешёвый способ преодолеть стресс и тревогу.

Снижает артериальное давление

Согласно исследованию Оксфордского университета, прослушивание классической музыки может помочь снизить уровень артериального давления. В ходе исследования учёные включали участникам различные стили музыки, такие как рэп, поп, техно и классику. И именно последний вариант (классическая музыка) оказался эффективным средством для понижения кровяного давления.

Способствует хорошему сну

Классическая музыка успокаивает. Инструментальные звуки помогают расслабится и отпустить все тревоги минувшего дня. Это замечательный настрой на спокойный и здоровый сон.

Улучшает настроение

Ещё одна польза классической музыки. Существуют различные её виды, которые можно слушать в зависимости от вашего желания. Если вы хотите улучшить настроение, то лучше обратить внимание на музыку, которая имеет высокие частоты. Хорошим примером являются скрипичные концерты Моцарта.

Помогает раскрыться творческим способностям

Это удивительно, но хорошая классическая музыка помогает повысить творческий потенциал, ведь она стимулирует ту часть мозга, которая отвечает за воображение и творчество.

dinamika-zhizni.ru

Как научиться разбираться в классической музыке

Лайфхакер подсказывает, что делать, если вы хотите слушать классику, но не знаете, с чего начать.

Что слушать

Вариант 1

Можете последовательно слушать произведения мэтров классической музыки, например Баха, Бетховена, Моцарта, Чайковского.

Для начала лучше всего подойдут Бранденбургские концерты Баха, Симфонии № 5 и № 7 Бетховена, опера «Дон Жуан» или Соната для скрипки и фортепиано № 21 Моцарта, Пятая симфония Чайковского или его музыка к балету «Щелкунчик».

Вариант 2

Если вас интересует какой-то конкретный период, начните знакомиться с произведениями работавших тогда композиторов. Параллельно можете изучить их биографии и особенности творчества. Для этого подойдут даже статьи из «Википедии».

Вариант 3

Для тех, кто не хочет углубляться в творчество конкретных композиторов, лучше всего подойдёт обзорное знакомство с произведениями разных периодов. Слушайте музыкальные подборки. Их много на YouTube. Начните, к примеру, с четырёхчасовой подборки из 100 известных классических композиций или с лучшей фортепианной классики.

Выписывайте авторов понравившихся произведений, чтобы потом лучше познакомиться с их творчеством.

Как правильно слушать классику

Правильного способа слушать классику, как и любую другую музыку, нет. Слушайте так, как вам нравится. Но чтобы лучше понять произведение, устройтесь поудобнее, используйте качественные колонки и наушники, сфокусируйтесь только на музыке и не занимайтесь параллельно другими делами. Следите за мелодией и ритмом.

Как узнать больше

Читайте о понравившихся композиторах материалы в интернете. Начните со статей из «Википедии». Про многих известных музыкантов также изданы книги в серии «Жизнь замечательных людей». Отличный вариант для более подробного знакомства с основами — «Неполная и окончательная история классической музыки» Стивена Фрая.

Узнайте, проходят ли в вашем городе публичные лекции о классике. По возможности ходите на них и на классические концерты.

lifehacker.ru

Как научиться понимать классическую музыку — Wonderzine

Текст: Антон Мухатаев

Классическая музыка окутана практически мистическим ореолом: чтобы слушать и понимать её, необходимы не просто особый настрой, но и недюжинная образованность. Даже если вы не ходили в музыкальную школу, а родители не заставляли слушать вместо любимых групп Моцарта, это не значит, что мир симфонических, оперных и прочих произведений для вас закрыт. Специалисты объясняют, как человек без подготовки может начать слушать классическую музыку.

композитор

Перед тем как слушать произведение, изучите его контекст и задайте себе следующие вопросы: какую цель поставил перед собой композитор? Когда и где он написал произведение? Что происходило в то время в том месте? Это полностью изменит ваш подход к прослушиванию. У многих произведений есть несколько уровней глубины. Не зная предыстории, вы поймёте только поверхностные, самые очевидные вещи. Возможно, вы получите удовольствие от них, но совсем другое дело — увидеть целостную картину.

Композиторы уделяли много внимания тому, чтобы наполнить свои произведения глубиной, нюансами и дополнительными смыслами. Так они связывали свои работы с другими музыкальными, художественными и литературными произведениями того времени. Сегодня узнать эти тонкости просто: можно начать с сайта Classical Archives или «Википедии». Симфонические оркестры и компании, выпускающие классическую музыку, обычно предлагают программки, написанные композиторами, музыкальными критиками и другими экспертами, которые рассказывают обо всём, что нужно знать перед прослушиванием. Также BBC снял несколько качественных документальных фильмов о жизни и работе известных композиторов.

Ходите на концерты с друзьями и обсуждайте с ними музыку. Классическую музыку, будь это сольные выступления, выступления камерных ансамблей, симфонических оркестров или оперные представления, лучше слушать с кем-нибудь ещё. Дирижёры, композиторы и музыковеды часто проводят лекции перед концертами. Поэтому приходите на концерты заранее. Новички часто говорят мне, что получают намного больше удовольствия от концерта после таких лекций. 

Обращайте внимание на движения и жестикуляцию дирижёра и исполнителей. Эти музыканты десятилетиями оттачивают мастерство: поразительно, как у них получается превратить маленькие чёрные точки на бумаге в выразительные повествования. Желательно посмотреть партитуру и отдельные партии, узнать, что требовалось от каждого музыканта. А после концерта, если это возможно, поговорите с музыкантами и попытайтесь узнать, какая часть произведения им нравится больше всего, а какую было сложнее всего выучить. Поделитесь своим мнением и выслушайте другие точки зрения. Многие композиторы задумывали свои произведения таким образом, чтобы они подстёгивали людей к обсуждению.

Говорите с людьми, которые много знают о классической музыке, и просите у них совета. К классической музыке относят работы тысяч композиторов за период в несколько сотен лет. Изучить всё в подробностях не так-то просто. Поэтому разговаривайте с людьми, которые знают больше вас (как делаю я), и спрашивайте у них, какие произведения стоит послушать дальше. Прежде чем последовать их рекомендациям, не забудьте изучить контекст каждого произведения.

оперный певец

Для меня настоящим откровением стал хронологический подход к классической музыке: благодаря ему я разобрался, что происходило в голове у композиторов. Так, когда состоялась премьера Третьей симфонии Бетховена, её невероятный по тем временам размах сбивал слушателей с толку. До неё развитие сонаты никогда не было столь долгим. Но вам, человеку, который слышал Вагнера (и раз уж на то пошло, The Velvet Underground), будет сложно представить, насколько она поражала воображение тогда, — нужно поставить себя на место слушателя того времени.

Сегодня большинство людей волнует только мелодия. Но в произведениях вроде Третьей симфонии (и почти во всём Бетховене) суть не в мелодии. Мелодия Третьей симфонии — это лишь арпеджированные аккорды и неожиданный гармонический переход. А слушателей того времени поражало прежде всего то, как Бетховен обращался с формой. Местами он растягивал некоторые особо захватывающие части композиции, а иногда сбивал слушателя с толку. Если вы научитесь воспринимать музыку так, как её воспринимали люди тогда, то она вас поразит. 

К счастью, слушатели того времени по большей части не изучали музыку и не готовились к каждому концерту. Они просто слушали произведения эпохи, в которой жили, — и только её. Никакого «канона» ещё не было: если вы жили в 1820-х, то вы слушали музыку 1820-х. Так что попробуйте погрузиться в классическую музыку. Целую неделю слушайте только Генделя; уверен, что так вы полюбите и Гайдна, и Моцарта. Потом повторите это с Брамсом, Вагнером, Стравинским, Кейджем, Адамсом. Такой подход позволит вам прочувствовать контекст. Нет ничего более прекрасного, чем слушать музыку и понимать, что она значит. Современные же композиторы интересны тем, что нарушают определённые правила, и вы можете прочувствовать их музыку, только если интуитивно понимаете, что это за правила.

Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me

Фотографии: Yeko Photo Studio – stock.adobe.com

www.wonderzine.com

Классическая музыка. Что, как и на чем слушать?

В этом авторском списке я привожу лучшие исполнения в истории звукозаписи. Не всегда они идеальны с технической точки зрения. И тем более, с точки зрения качества звука. Просто это — именно те исполнения, которые стоит слушать. Там живет душа!

Сейчас в моей коллекции больше 3700 дисков. И, конечно, далеко не все они упомянуты здесь. Буду потихоньку пополнять этот список.

Чтобы дать Вам максимальные возможности для выбора, даю 2 списка: по композиторам и по исполнителям. Рекомендую смотреть оба списка, т.к они НЕ совпадают.

Чтобы упростить Вам задачу поиска, имена композиторов и исполнителей даны на языке оригинала.

В ряду случаев, исполнитель несколько раз записывал те или иные произведения. В этом случае, указан год ЛУЧШЕЙ записи.

КОМПОЗИТОРЫ

  1. J.S. Bach — Goldberg Variations — Glenn Gould (записи 1955 и 1981 гг)
  2. J.S. Bach — Well-Tempered Clavier — Glenn Gould
  3. J.S. Bach — Well-Tempered Clavier — Sviatoslav Richter
  4. J.S. Bach — Well-Tempered Clavier — Rosalyn Tureck
  5. J.S. Bach — Well-Tempered Clavier — Angela Hewitt (записи 1998/99 и 2007/08 гг)
  6. J.S. Bach — Organ Works — Helmut Walcha (запись 1947-52 гг)
  7. J.S. Bach — Organ Works — Marie-Claire Alain (запись 1978-80 гг)
  8. J.S. Bach — Organ Works — Christopher Herrick
  9. J.S. Bach — Cantatas — John Eliot Gardiner and Monteverdi Choir
  10. J.S. Bach — St. Matthew Passion — Rene Jacobs and Akademie fur Alte Musik Berlin
  11. J.S. Bach — Mass in B Minor — Karl Richter and Munchener Bach-Choir and Orchester
  12. J.S. Bach — Brandenburg Concertos — Rinaldo Alessandrini and Concerto Italiano
  13. J.S. Bach — Orchestral Suites — Freiburger Barockorchester
  14. J.S. Bach — Orchestral Suites — Martin Pearlman and Boston Baroque
  15. Biber — Reinhard Goebel and Musica Antiqua Köln, Paul McCreesh and Gabrieli Consort
  16. Johann David Heinichen — Dresden Concerti — Reinhard Goebel and Musica Antiqua Köln
  17. Handel — Orchestral Works — Trevor Pinnock and The English Concert
  18. Niccolo Paganini — Salvatore Accardo
  19. Mozart — Symphonies — Karl Böhm and Berliner Philharmoniker
  20. Mozart — Piano Concertos — Mitsuko Uchida
  21. Mozart — Piano Sonatas — Mitsuko Uchida
  22. Franz Liszt — Piano Works — Jorge Bolet
  23. Edvard Grieg — Peer Gynt — Paavo Järvi and Estonian National Symphony Orchestra
  24. Edvard Grieg — Lyric Pieces — Emil Gilels
  25. Edvard Grieg — Lyric Pieces — Leif Ove Andsnes
  26. Franz Joseph Haydn — Piano trios — Beaux Arts Trio
  27. Franz Joseph Haydn — Symphonies — Adam Fischer and Austro-Hungrarian Orchestra
  28. Franz Schubert — Symphonies — Nikolaus Harnoncourt and Royal Concertgebouw Orchestra
  29. Franz Schubert — Mitsuko Uchida
  30. Franz Schubert — The Complete Schubert Recordings — Artur Schnabel (запись 1932-50 гг)
  31. Franz Schubert — The Complete Schubert Lieder — Dietrich Fischer-Dieskau
  32. Felix Mendelssohn — Symphonies and Overtures — Claudio Abbado and London Symphony Orchestra
  33. Beethoven — The Complete Piano Sonatas — Wilhelm Kempff (запись 1951-56 гг)
  34. Rachmaninov — Piano Concertos / Paganini Rhapsody — Stephen Hough
  35. Nikolai Medtner — Complete Piano Sonatas — Marc-Andre Hamelin
  36. Nikolai Medtner — The Complete Skazki — Hamish Milne
  37. Vivaldi — Concertos — Trevor Pinnock and The English Concert

ИСПОЛНИТЕЛИ

  1. Jascha Heifetz (скрипка). Любые произведения любых композиторов.
  2. Maxim Vengerov (скрипка). Любые произведения любых композиторов.
  3. Viktoria Mullova (скрипка). Любые произведения Баха, Вивальди, Мендельсона.
  4. Giuliano Carmignola (барочная скрипка). Любые произведения Вивальди.
  5. Fabio Biondi (барочная скрипка). Любые произведения Вивальди.
  6. Rachel Podger (скрипка). Любые произведения Баха, Вивальди.
  7. Il Giardino Armonico под управлением Giovanni Antonini (оркестр). Любые произведения Баха, Вивальди, Бибера, Корелли.
  8. Josef Hofmann (фортепьяно). Любые произведения любых композиторов.
  9. Григорий Соколов/Grigory Sokolov (фортепьяно). Любые произведения любых композиторов.
  10. Rosalyn Tureck (фортепьяно). Любые произведения Баха.
  11. Angela Hewitt (фортепьяно). Любые произведения Баха, Дебюсси, Равеля.
  12. Dinu Lipatti (фортепьяно). Любые произведения Шопена.
  13. Marc-Andre Hamelin (фортепьяно). Любые произведения любых композиторов.
  14. Stephen Hough (фортепьяно). Любые произведения любых композиторов.
  15. Dennis Brain (валторна). Любые произведения любых композиторов.
  16. Anner Bylsma (виолончель). Любые произведения любых композиторов.
  17. Jacqueline du Pré (виолончель). Любые произведения любых композиторов.
  18. Emmanuel Pahud (флейта). Любые произведения любых композиторов.
  19. Jean-Pierre Rampal (флейта). Любые произведения любых композиторов.
  20. James Galway (флейта). Любые произведения любых композиторов.
  21. Jordi Savall (виола да гамба). Любые произведения любых композиторов.
  22. Hopkinson Smith (лютня). Любые произведения любых композиторов.
  23. Paul O’Dette (лютня). Любые произведения любых композиторов.
  24. Julian Bream (гитара). Любые произведения любых композиторов.
  25. John Williams (гитара). Любые произведения любых композиторов.
  26. Andres Segovia (гитара). Любые произведения любых композиторов.
  27. Carlos Kleiber (дирижер). Любые произведения любых композиторов.
  28. Pierre Boulez (дирижер). Любые произведения Дебюсси и Равеля.
  29. Montserrat Figueras (сопрано). Любые произведения любых композиторов.
  30. Nathalie Dessay (колоратурное сопрано). Любые произведения любых композиторов.
  31. Cecilia Bartoli (колоратурное меццо-сопрано). Любые произведения любых композиторов.
  32. Maria Callas (драматическая колоратура, лирико-драматическое сопрано, меццо-сопрано). Любые произведения любых композиторов.
  33. Jessye Norman (сопрано). Любые произведения любых композиторов.
  34. Renee Fleming (лирическое сопрано). Любые произведения любых композиторов.
  35. Сергей Лемешев (лирический тенор). Любые произведения любых композиторов.
  36. Федор Шаляпин (высокий бас). Любые произведения любых композиторов.

Как послушаете — поделитесь своими переживаниями и ощущениями.

 

КАК СЛУШАТЬ?

Музыкой стоит наслаждаться. Это — единственный вид искусства, который не несет никакой информации. Чистое наслаждение. Пожалуйста, НИКОГДА не слушайте классическую музыку в формате MP3. Этот формат сжатия аудиофайлов убивает музыку. В этом формате Вы слышите малую толику того, что есть в записи.

Для музыки подходят форматы: FLAC, WAV, APE и ALAC.

Слушать хорошую музыку на ЛЮБОМ смартфоне или планшете — признак отсутствия любви к себе:-) Потому что Вы достойны лучшего.

 

НА ЧЕМ СЛУШАТЬ?

Важный нюанс! Сегодняшний ассортимент аудиотехники просто огромен. Однако, найти среди этого разнообразия по-настоящему качественное оборудование — весьма непростая задача. Качественных вещей весьма мало.

Я не буду приводить здесь длинные списки аппаратуры класса HI-END. Здесь Вы найдете действительно лучшие варианты портативного оборудования, которое обеспечит Вас по-настоящему душевным звуком. И здесь есть варианты на разный кошелек.

Почему я предлагаю именно портативные решения? Потому что качество звука стационарного комплекта за 100 тысяч долларов можно получить в портативном варианте за 1-2 тысячи долларов. К тому же, для стационарного звука нужна специальная комната. А такая возможность есть далеко не у каждого человека.

Карманные плееры

Плеер, на котором

life21.ru

Классическая музыка: как получить удовольствие

До 28 лет я не слушал классическую музыку. Считал её скучной. Непонятные арии, ноты, «могучая кучка», «Князь Игорь» — ничего привлекательного.

С классической музыкой — как с поэзией Пушкина и прозой Толстого. Школа и массовая культура убили в них всё живое и превратили в кусок уныния.

Недавно я осознал, что это был мой провал. Потому что классическая музыка — это круто! Она может быть драйвовой как Metallica, спокойной как chill out, жёсткой как авангардный джаз, лёгкой как Pet Shop Boys, — и при этом ещё мелодичнее, сложнее и интереснее.

Как начать слушать классику

  • 2. Начните с простого — послушайте «классическую попсу»: Моцарт, Бетховен, Чайковский, Вивальди. Любые сборники вроде «50 шедевров классической музыки». Конечно, хочется послушать авангард и экшн, вроде Стравинского, Шнитке и Philip Glass. Но начинать знакомство с классикой с музыки XX века — это как начать занятия бегом с соревнований по ультрамарафону.
  • 3. Слушайте живую музыку. Любая живая музыка — это круто. Особенно в филармонии или органном зале: красивые старинные здания, хорошая акустика, вечерние платья, арикстократичная публика — это успокаивает и учит медленному наслаждению, а не сиюминутным удовольствиям.

Советы, которые могут помочь

Недельное погружение

Устройте себе неделю классической музыки. Не слушайте ничего, кроме неё. Фоном, в метро, на тренировке. Мозг и уши скажут спасибо.

Что слушаю я:

После недели классической музыки я перестал слушать современную электронику. Она кажется вторичной.

Не пытайтесь всех запомнить

Есть много композиторов, они написали много произведений, большинство из которых имеют непонятные названия вроде Symphony No. 5 in D minor, Op. 47. И эти произведения исполняют сотни тысяч музыкантов, на разных инструментах, в разных составах.

Запомнить 100 популярных произведений — сложно. Разобраться в тонкостях звучания разных оркестров подобно просветлению. Поступайте проще: нравится мелодия — сохраните в плейлист. И не переживайте, что не сможете блеснуть в разговоре именем Гидона Кремера или названием опуса на латыни.

Учитесь наслаждаться музыкой

Мы привыкли слушать музыку фоном и разучились вслушиваться. Выделите час в неделю на вдумчивое прослушивание. Это такой же приятный и требующий полного внимания процесс, как чтение книги. Чтобы было проще сконцентрироваться, следите за партией только одного инструмента. Приятная зарядка для ума.

Короче, мир с классической музыкой и без неё

выглядит так.

Что посмотреть на десерт

shabalinsergey.ru