пла́нер
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: благотворный — это связано с эмоциями, чувствами, переживаниями (взрыв смеха, праведное негодование, счастливая улыбка)?
Сильныеэмоции
Средней силыэмоции
Какие-тоэмоции
Текст комментария:
kartaslov.ru
планёр
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вандализм — это связано с эмоциями, чувствами, переживаниями (взрыв смеха, праведное негодование, счастливая улыбка)?
Сильныеэмоции
Средней силыэмоции
Какие-тоэмоции
Текст комментария:
kartaslov.ru
Рис. 1. Стеклопластиковый планёр ЛАК-12.
планёр (франц. planeur, от planer парить) 1) безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха с неподвижной несущей поверхностью крылом для создания аэродинамической подъёмной силы. В свободном полёте П. летит со снижением (планирует) по наклонной траектории под действием собственно веса. Горизонтальный полёт или полёт с набором высоты называется парением и осуществляется благодаря использованию энергии восходящих потоков воздуха (см. Парение планёра).
По назначению П. подразделяются на спортивные (рис. 1), экспериментальные (рис. 2) и транспортно-десантные. Спортивные П. могут быть одно- и двухместными, стандартного (размах крыла до 15 м), открытого (без ограничений) и клубного классов. В зависимости от назначения различают учебные (рис. 3), пилотажные, тренировочные и рекордные П. Аэродинамическая компоновка П. (подобно самолётной) может быть различной (моноплан, биплан, «летающее крыло», бесхвостка и т. п.). Существуют также так называемые балансирные П. (управление осуществляется перемещением тела пилота, см. также статью Дельтаплан).
Для взлёта и посадки П. оборудуется лыжным или колёсным шасси (у рекордных П. убираемым). Для взлёта П. используют резиновые амортизаторы, наземные мотолебёдки, автомобили, а также самолёты (наиболее распространённый способ). Балансирные и сверхлёгкие П. взлетают после разбега пилота с возвышенности. Существуют мотопланёры, для автономного старта которых применяются маломощные поршневые или реактивные двигатели (рис. 4). Для изготовления П. используется дерево, дуралюмин, стеклопластики и углепластики. Спортивные П. строят в основном из пластиков. Основные характеристики некоторых спортивных П. приведены в таблице.
Историческая справка. Создание П. и осуществление управляемых полётов на них предшествовали первым удачным полётам самолёта. Эксперименты с П. проводил Дж. Кейли в 18091853, опытные полёты на змеях-П. на расстояние до 30 м были осуществлены французским моряком Ж. М. Ле Бри в 18571868 и А. Ф. Можайским в 1876. Важное значение для развития авиации имели полёты на планёрах О. Лилиенталя, построившего ряд удачных П. балансирного типа. Большой вклад в совершенствование конструкции П. внесли П. Пилчер (Великобритания) и О. Шанют (США). Братья О. и У. Райт, снабдив несколько увеличенную копию своего удачно летавшего П. аэродинамическими рулями и лёгким двигателем, получили самолёт, на котором совершили первый полёт в 1903. В дореволюционной России конструкции П. разрабатывали Н. Е. Жуковский, А. В. Шиуков, С. П. Добровольский.
Широкий размах планёростроение получило в СССР в 2030-х гг. Лучшие П. в этот период были созданы конструкторами О. К. Антоновым, К. К. Арцеуловым, В. К. Грибовским, Г. Ф. Грошевым, В. И. Емельяновым, С. В. Ильюшиным, С. П. Королёвым, В. С. Пышновым, М. К. Тихонравовым, Б. Н. Шереметевым, А. С. Яковлевым и др. П. И. Гроховскому принадлежит идея использования П. для десантных целей. В 1932 был построен первый в мире 18-местный десантный П. «Яков Алкснис» конструкции Б. Д. Урлапова. В опытном конструкторском бюро Гроховского в 1935 был построен надувной резиновый одноместный П. Во время Великой Отечественной войны для десантирования и для снабжения партизан применялись П. А-7 конструкции Антонова, Гр-29 Грибовского, КЦ-20 Д. Н. Колесникова и П. В. Цыбина. В 1942 Антоновым был разработан П. КТ («Крылья танка») для транспортировки лёгких танков. Во время 2-й мировой войны в США, Великобритании, Германии и Японии также использовались десантные многоместные П. После войны десантные П. строились и были на вооружении во многих странах (в СССР Ил-32, Як-14, Ц-25). С появлением тяжёлых транспортных самолётов и вертолётов десантные П. утратили свою роль.
В 6070-х гг. широкое использование ламинарных профилей крыла и появление новых полимерных материалов позволило резко улучшить летно-технические данные спортивных П. (конструкций Антонова, Б. О. Карвялиса, Б. И. Ошкиниса). Первый в СССР стеклопластиковый П. БК-7 был создан Карвялисом в 1972.
2) Конструкция летательного аппарата (без двигателей, оборудования, вооружения).
Литература:Шереметев Б. Н., Планёры, М., 1959;Костенко И. К., Сидоров О. А., Шереметев Б. Н., Зарубежные планёры, М., 1959;Замятин Б. М., Планёры и планеризм, М., 1974;Красильников А. П., Планёры СССР, М., 1991.
А. А. Бадягин, Ю. В. Макаров.
Таблица. Характеристики одноместных спортивных планёров.
Планёр | Страна, год создания | Размах крыла, м | Площадь крыла, м2 | Удлинение крыла | Взлётная масса, кг | Масса пустого планёра, кг | Максимальное аэродинамическое качество (Kmax) | Скорость полета при Kmax, км/ч |
ЛАК-12 «Литва» | СССР, 1979 | 20,42 | 14,63 | 28,5 | 650 | 340 | 48 | 113 |
SZD-42 «Янтарь-2» | Польша, 1976 | 20,5 | 14,24 | 29,2 | 450 | 250 | 48 | 90 |
«Нимбус-3D» | ФРГ, 1986 | 24,6 | 16,85 | 36,0 | 750 | 400 | 57 | 125 |
JP-15/38 «Кармам» | Франция, 1979 | 15,0 | 11,0 | 20,6 | 420 | 210 | 38 | 100 |
MG-3-15L «Кондор» | Италия, 1979 | 11,25 | 20,0 | 510 | 340 | 42 | 115 | |
SCHEMPP-NIRTH «VENTUS» | ФРГ, 1987 | 15.0 | 9,49 | 23,6 | 430 | 215 | 44 | 95 |
Рис. 2. Экспериментальный планёр-бесхвостка «Дископлан II».
Рис. 3. Планёр первоначального обучения ЛАК-14.
Рис. 4. Мотопланёр МАК-15 МП.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.
avia.academic.ru
планер — сущ., кол во синонимов: 8 • гидропланер (2) • мотопланер (1) • параплан (6) • … Словарь синонимов
ПЛАНЕР — ПЛАНЕР, безмоторный летательный аппарат. Обычно имеет длинные узкие крылья, которые обеспечивают максимальный подъем при минимальном лобовом сопротивлении. Существуют различные способы запуска: лебедкой, эластичным шнуром амортизатором,… … Научно-технический энциклопедический словарь
ПЛАНЕР — ПЛАНЕР, безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Планер держится в воздухе благодаря уравновешиванию действующей вниз силы тяжести подъемной силой, создаваемой восходящими потоками воздуха. Различают два режима полета планеров:… … Военная энциклопедия
ПЛАНЕР — (франц. planeur от planer парить), безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха для планирующего или парящего (без потери высоты) полета … Большой Энциклопедический словарь
Планер — Планер. Воздушное судно тяжелее воздуха, не приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета... Источник:… … Официальная терминология
ПЛАНЕР — безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Планер держится в воздухе благодаря уравновешиванию действующей вниз силы тяжести подъемной силой, создаваемой восходящими потоками воздуха. Различают два режима полета планеров: планирование… … Энциклопедия Кольера
Планер — Планёр: В Викисловаре есть статья «планёр» Планёр безмоторный (кроме мотопланёров) летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Планёр … Википедия
планер — sklandytuvas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sparnų keliamas, savo masės varomas, sunkesnis už orą skraidymo aparatas be variklio. Dauguma sklandytuvų pradinį aukštį ir greitį gauna velkami lėktuvo, žemės vilkiko,… … Sporto terminų žodynas
Планер — планёр м. Безмоторный летательный аппарат, для парящего полета которого используются восходящие воздушные потоки и сообщенная ему начальная скорость. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
планер — Заимств. в первой четверти XX в. из франц. яз., где planeur суф. образование от planer «планировать» … Этимологический словарь русского языка
Планер — безмоторный ЛА тяжелее воздуха, способный выполнять полёт в восходящих потоках воздуха (планирование, парение) … Словарь военных терминов
russian_stress.academic.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Планёр или пла́нер[1] (фр. planeur, от лат. planum — плоскость) — безмоторный (исключение — класс мотопланёров) летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Планёром или планером также называют несущую конструкцию летательного аппарата.
Специалисты в области авиатехники обычно разделяют термины:
— планёр — непосредственно летательный аппарат, способный летать, а точнее, планировать; — пла́нер — несущая конструкция летательного аппарата (то есть о несущей конструкции планёра можно сказать: планер планёра).Примеры планёров: бумажный самолётик, бумажный голубь.
Наблюдения за полётами птиц побудили строить махолёты и целое семейство летательных аппаратов (дельтаплан, параплан и др.), использующих приёмы свободного полёта (парение в восходящих потоках, разгон и выход из пике).
Для доставки планёра к точке начала свободного полёта используется либо летательный аппарат другого типа (как правило — самолёт) или специальная наземная планёрная лебёдка. Может использоваться резиновый жгут, натягиваемый группой людей, а также старт с наветренного склона горы. В истории применялись и такие экзотические способы, как собственный двигатель с малым ресурсом (например РДТТ), либо катапульта.
Существуют и планёры с собственным двигателем внутреннего сгорания и воздушным винтом. Большинство мотопланёров используют двигатель только после взлёта (для набора высоты в полёте, так называемые круизные мотопланёры), но некоторые их модели с достаточной тягой двигателя способны взлетать и самостоятельно.
Эммануил Сведенборг (1688—1772) сделал эскизы планёра приблизительно в 1714 году. В 1853 году сэр Джордж Кейли сконструировал первый современный планёр, поднявший человека в воздух.
На рубеже XIX—XX веков самым известным создателем планёров был Отто Лилиенталь. Изготовив и испытав множество моделей, он создал удачную конструкцию балансирного планёра с хорошими лётными характеристиками. Расцвет планёров пришёлся на 1920—1930-е годы, когда начался настоящий бум планёрных школ. В СССР он случился даже в провинции (см., например: Ливенская лётно-планерная школа). Многие пилоты Второй мировой войны совершили свои первые полёты в этих школах. Доступность и относительная дешевизна способствовали широкому распространению планёрного спорта после окончания войны.
В настоящее время планёрный спорт является общепризнанным и массовым увлечением в развитых странах. Современные планёры, благодаря достижениям аэродинамики и материаловедения, способны пролететь 60 км по прямой с высоты 1 км в спокойном воздухе. Опытные планеристы, используя восходящие потоки — термики, способны преодолевать сотни километров. Существуют также планёры для высшего пилотажа и полётов за грозовым фронтом, что позволяет использовать мощные восходящие потоки и пролетать значительные расстояния.
По правилам Международной авиационной федерации рекорды в планёрном спорте регистрируются, если они установлены в течение одного светового дня. Максимальная дистанция, пройденная на планёре — 3009 км. Клаус Олман (Klaus Ohlmann) из Германии выполнил этот полёт 21 января 2003 года.
Современные планёры отличаются большим разнообразием: начиная от сверхлёгких, весом в десяток килограммов и скоростью полёта чуть больше скорости лошади, и заканчивая космическими челноками, стартовой массой более 100 тонн и скоростью на орбите 28 тыс. км/ч — любой крылатый космический корабль снижается в атмосфере и садится в режиме планёра, хотя по своим лётным характеристикам мало напоминает обычный планёр.
Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом. Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий. Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино. От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута. Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали. Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом. Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним. Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения. Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
wiki-org.ru
планер — сущ., кол во синонимов: 8 • гидропланер (2) • мотопланер (1) • параплан (6) • … Словарь синонимов
ПЛАНЕР — ПЛАНЕР, безмоторный летательный аппарат. Обычно имеет длинные узкие крылья, которые обеспечивают максимальный подъем при минимальном лобовом сопротивлении. Существуют различные способы запуска: лебедкой, эластичным шнуром амортизатором,… … Научно-технический энциклопедический словарь
ПЛАНЕР — ПЛАНЕР, безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Планер держится в воздухе благодаря уравновешиванию действующей вниз силы тяжести подъемной силой, создаваемой восходящими потоками воздуха. Различают два режима полета планеров:… … Военная энциклопедия
ПЛАНЕР — (франц. planeur от planer парить), безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха для планирующего или парящего (без потери высоты) полета … Большой Энциклопедический словарь
Планер — Планер. Воздушное судно тяжелее воздуха, не приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета... Источник:… … Официальная терминология
Планер — Планёр: В Викисловаре есть статья «планёр» Планёр безмоторный (кроме мотопланёров) летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Планёр … Википедия
планер — sklandytuvas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sparnų keliamas, savo masės varomas, sunkesnis už orą skraidymo aparatas be variklio. Dauguma sklandytuvų pradinį aukštį ir greitį gauna velkami lėktuvo, žemės vilkiko,… … Sporto terminų žodynas
Планер — планёр м. Безмоторный летательный аппарат, для парящего полета которого используются восходящие воздушные потоки и сообщенная ему начальная скорость. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
планер — Заимств. в первой четверти XX в. из франц. яз., где planeur суф. образование от planer «планировать» … Этимологический словарь русского языка
Планер — безмоторный ЛА тяжелее воздуха, способный выполнять полёт в восходящих потоках воздуха (планирование, парение) … Словарь военных терминов
dic.academic.ru
Планёр или пла́нер[1] (фр. planeur, от лат. planum — плоскость) — безмоторный (исключение — класс мотопланёров) летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Планёром или планером также называют несущую конструкцию летательного аппарата.
Специалисты в области авиатехники обычно разделяют термины:
— планёр — непосредственно летательный аппарат, способный летать, а точнее, планировать; — пла́нер — несущая конструкция самолёта или др. летательного средства, включая сам планёр (то есть о несущей конструкции планёра можно сказать: планер планёра).Примерами планёров являются бумажный самолётик и бумажный голубь.
Наблюдения за полётами птиц побудили строить махолёты и целое семейство летательных аппаратов (дельтаплан, параплан и другие), использующих приёмы свободного полёта (парение в восходящих потоках, разгон и выход из пике).
Для доставки планёра к точке начала свободного полёта используется либо летательный аппарат другого типа (как правило — самолёт, например PZL-104 Wilga) или специальная наземная планёрная лебёдка. Может быть использован резиновый жгут, натягиваемый группой людей, а также старт с наветренного склона горы. В истории применялись и такие экзотические способы, как собственный двигатель с малым ресурсом (например РДТТ), либо катапульта.
Существуют и планёры с собственным двигателем внутреннего сгорания и воздушным винтом. Большинство мотопланёров используют двигатель только после взлёта (для набора высоты в полёте, так называемые круизные мотопланёры), но некоторые их модели с достаточной тягой двигателя способны взлетать и самостоятельно.
Эммануил Сведенборг (1688—1772) сделал эскизы планёра приблизительно в 1714 году. В 1853 году сэр Джордж Кейли сконструировал первый современный планёр, поднявший человека в воздух.
На рубеже XIX—XX веков самым известным создателем планёров был Отто Лилиенталь. Изготовив и испытав множество моделей, он создал удачную конструкцию балансирного планёра с хорошими лётными характеристиками.
Расцвет планёров пришёлся на 1920—1930-е годы, когда начался настоящий бум планёрных школ. В СССР он случился даже в провинции (см., например: Ливенская лётно-планерная школа). Многие пилоты Второй мировой войны совершили свои первые полёты в этих школах. Доступность и относительная дешевизна способствовали широкому распространению планёрного спорта после окончания войны.
В настоящее время планёрный спорт является общепризнанным и массовым увлечением в развитых странах. Современные планёры, благодаря достижениям аэродинамики и материаловедения, способны пролететь 60 км по прямой с высоты 1 км в спокойном воздухе. Опытные планеристы, используя восходящие потоки — термики, способны преодолевать сотни километров. Существуют также планёры для высшего пилотажа и полётов за грозовым фронтом, что позволяет использовать мощные восходящие потоки и пролетать значительные расстояния.
Трейлер для перевозки планёраПо правилам Международной авиационной федерации рекорды в планёрном спорте регистрируются, если они установлены в течение одного светового дня. Максимальная дистанция, пройденная на планёре — 3009 км. Клаус Олман (Klaus Ohlmann) из Германии выполнил этот полёт 21 января 2003 года.
Современные планёры отличаются большим разнообразием: начиная от сверхлёгких, весом в десяток килограммов и скоростью полёта чуть больше скорости лошади, и заканчивая космическими челноками, стартовой массой более 100 тонн и скоростью на орбите 28 тыс. км/ч — любой крылатый космический корабль снижается в атмосфере и садится в режиме планёра, хотя по своим лётным характеристикам мало напоминает обычный планёр.
wp.wiki-wiki.ru