Коллектив авторовКак управлять собственным мозгом. Как научиться управлять своим мозгом


5 фактов о мозге Заставь мозг работать на себя

5 фактов о мозгеМозг – один из самых сложных органов человека, работу которого расшифровать полностью не удалось еще ни одному ученому. Кроме того, что он обеспечивает контроль и координацию всех процессов, которые происходят в нашем организме, мозг дает нам возможность мыслить, чувствовать, учиться и осознавать самих себя. Однако есть еще кое-что, о чем ты не знал… Мозг можно и нужно тренировать, ведь возможности, заложенные в нем, по истине безграничны! И мы не говорим сейчас о развитии интеллекта, речи, процессов кратковременной или долговременной памяти. Мы говорим о тренировках, которые смогут кардинально изменить твое представление о самом себе и жизни в целом. Читай 5 фактов о мозге, которые перевернут твою жизнь.

Как научиться управлять своим мозгом?

1. Воображение для мозга такое же реальное, как и твое существование.

Мозг не видит абсолютно никакой разницы между миром грез и миром реальных объектов. Как это работает? Если ты представишь, как целуешь симпатичного тебе человека, мозг вызовет в организме все те же реакции, что и при реальном поцелуе – расширенные зрачки, усиленное сердцебиение, потные ладони. Для него фантазия равнозначна реальности. И ученые давно используют эту способность: эксперименты с плацебо, опыты со спортсменами, самовнушением и прочее.

Как заставить работать это себе на пользу? Чем чаще ты будешь прокручивать в своем воображении моменты, связанные с радостными переживаниями, тем более счастливым станешь. Мозг начнет продуцировать двойную дозу серотонина – гормона радости. К тому же с помощью самовнушения ты сможешь бороться с головными болями и мелкими недомоганиями без лекарственных средств!

2. Мозг замечает только то, на чем ты активно концентрируешься.

Сталкивался ли ты с интересным парадоксом, когда думаешь о чем-то – и притягиваешь это в свою жизнь? Банальный пример: ты пишешь дипломную работу на тему голубоглазых людей и начинаешь чаще встречать таковых в своей жизни. Или книга, о которой ты недавно подумал, вдруг оказалась в руках твоего коллеги.

Дело в том, что мозг видит только то, на чем ты активно концентрируешься. Если жизнь кажется тебе адом – он подкинет еще больше стрессовых ситуаций, но если ты уверовал в доброту людей и вселенскую справедливость – это станет твоей новой реальностью. Измени шаблоны в голове – и мир вокруг изменится.

3. Большинство процессов в мозге включаются неосознанно.

Мало того, что мозг контролирует всю твою жизнедеятельность (от дыхания до процессов пищеварения), он еще и мысли генерирует на автопилоте. И получается жвачка: ты увидел булочную, и мозг сам подкинул тебе тысячи ассоциаций-воспоминаний, связанных с ней, хотя ты даже и не просил! Ученые подсчитали, что изо дня в день наш мозг гоняет больше 50 тыс. мыслей, только 5% из которых являются новыми.

Хорошая новость – мысли можно контролировать! Для чего нужно чаще задавать себе вопросы: «Где я сейчас нахожусь?» «О чем размышляю?» «Хочу ли я думать об этом?» Конечная цель – позитивное и осознанное мышление, которое позволит тебе самому контролировать свою жизнь.

4. Мозг тоже нуждается в перезагрузке.

Чтобы оценивать ситуацию свежим взглядом и не вгоняться в депрессию, нужно уметь не только переключаться, но и на время отключаться вовсе. Сон, медитация, активный отдых – твои основные союзники в этом деле. Активный отдых позволяет мозгу отдохнуть от мыслей и сконцентрироваться на действиях и ощущениях. Вот почему спорт прочищает мозг, да еще и кислородом насыщает!

Медитация – второй эффективный инструмент в борьбе с «мысленной жвачкой». Если стрессы и негативные переживания подрывают твои силы и болезненно ударяют по защитной системе организма (иммунитет ослабляется), то медитация позволит выбросить весь негатив и переконцентрироваться, дав организму передышку. В итоге ты станешь менее уязвим.

5. Мозг настроен на поиск решений, работая по принципу «Google».

Когда ты на чем-то сосредоточен, мозг активно генерирует новые и новые нервные связи, цель которых – найти решение. Если ты думаешь, что ты неудачник и простофиля, а жизнь – боль, мозг начнет искать этому подтверждение, как если ввести в строку Google фразу «все плохо» и нажать кнопку «поиск». Итак, используй это себе на пользу, просто задавая правильные вопросы!

«Как стать привлекательнее?» «Где найти хорошую работу?» «За что я его люблю?» Задавая правильный посыл, ты заставляешь мозг думать в нужном тебе направлении, предлагать новые возможности, подбрасывать интересные варианты. Теперь он будет работать на тебя, изменяя реальность в лучшую сторону, а дело лишь в установке.

Сделать мозг своим союзником просто, главное, знать рычаги управления. Ты можешь изменить свою реальность уже сейчас. Все, что от тебя потребуется, – начать контролировать мысли в своей голове. Это не так просто, как кажется, но ты попробуй!

Мои страницы в социальных сетях

schastliviymir.ru

Как научится управлять своим мозгом и изменять свое состояние

Возможно, вы уже читали подобные статьи и для вас нет нечего нового, но я всё же надеюсь на то, что вы подчеркнёте для себя что-то новое.

В этой статье я опишу средства, с помощью которых мы сможем изменять свое состояние.

В своих предыдущих постах я писал статьи на разные темы: как правильно относиться к происходящему в нашей жизни, какие убеждение нам полезны, как влияет вера на достижения цели; но теперь пришла пора вас научить – как за считанные минуты изменить свое состояние, как овладеть любой ситуацией,  и сменить свой образ действий и жизнь в лучшую сторону.

Многие психотерапевты считают - чтобы изменить восприятие к негативному событию, человеку нужно вернутся в негативное воспоминание, чтобы снова его испытать. Суть этого сеанса заключалась в том, что нужно снова пережить негативные моменты в жизни, как будто переболеть ими и по сути они должны исчезнуть.

Это конечно всё хорошо, но я думаю, что эта методика неверна (хоть и она дает свои результаты), просто когда вы просите человека вспомнить какое-то плохое события, вы заставляете его перейти в болезненное и не продуктивное состояние. И это может вызвать состояние безысходности, на творческие и активные решение проблемы.

Грубо говоря, этот метод не решит проблему, так как психологическую травму невозможно забыть, или переболеть ею. Можно только отнестись к этому событию по-другому, посмотреть с другой стороны – позитивной, как к жизненному уроку.

Естественно у меня возник вопрос: « А возможно ли получить те же результаты, связанны с изменением состояние человека, но не так болезненно?» – ответ будет «да». Действительно, если разобраться каким образом работает наша нервная система и мозг, то мы сможем легко изменять своё поведение и состояния. Все событие, которые произошли с человеком в его жизни, накапливается в виде опыта, который хранится в памяти. Соответственно, мы можем вспомнить, как и позитивный, так и негативный опыт из нашей жизни и тем самим мы сами выбираем, какое нам событие воспроизводить.

Я должен вас предупредить, если вы решили сфокусироваться на воспроизведение негативных ситуаций, то вы тем самым  всё больше будете усиливать своё негативное состояние. Так почему бы нам не сделать противоположные действия вышесказанным словам? Давайте сделаем так, чтобы на нашем проигрывателе (памяти) играли только веселые мелодии (позитивные воспоминание). Перенастройте свой проигрыватель (память) на «счастливые воспоминание» и отключите ту часть, которая вызывает у нас «боль» (негативное событие).

В чём же разница между созданием плохого настроение и радости  – вся разница в том, как мы структурируем свои внутренние представления о происходящем. Иными словами, чтобы изменить ваше состояние к лучшему, концентрируйте своё внимание на лучшем и воспроизводите в своей памяти только хорошие события.  Как гласит один из законов Вселенной: «На чём концентрируете свое внимание, то и притягиваете в свою жизнь» - закон притяжения.

Сейчас я вам опишу упражнения, которое предлагает нам проделать Энтони Роббинс -  писатель, предприниматель,  американский тренер по личностному развитию, он помог многим людям достичь успеха, в том числе Алексу Яновскому.

Упражнения

Было ли такое, что вы непрерывно ведете внутренний диалог с самим собой? Была ли такая ситуация, когда ваш внутренний диалог не прекращался? Я думаю в всех такое было, особенно когда мы ведем внутренний диалог о наболевшем. И в следующий раз, когда такое с вами произойдет, просто представьте себе, что вы можете уменьшить или увеличить звук громкости диалога. Если вам неприятный внутренний диалог, и вы не хотите концентрироваться на событие (которое вызвало у вас этот диалог), просто возьмите и мысленно  уменьшите (или отключите) звук диалога. И диалог должен исчезнуть.

Было ли у вас такое, что вам внутренний голос запрещает что-то сделать? Не обязательно какое-то плохое действие, можно и взять для примера хорошее действие, например, познакомится с девушкой на улице, но вам мешает страх. В этом случае, я вам  посоветую попробовать сказать себе ласково и с флиртом « Ты на это не способен», что вы чувствуете теперь? Я думаю, что ваша мотивация мгновенно увеличилась и уж очень  вам хочется сделать то, что ваш внутренний голос считает не возможным и доказать противоположное.

Спасибо за внимания, и что дочитали статью до конца.

P.S. не судите строго за орфографические ошибки, я в процесе изучения орфографии русского языка ( так как я сам украинец).

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

5 хитростей, которые перенастроят ваш мозг на волну спокойствия и счастья

Алена ЛепилинаАлена Лепилина

Как было бы здорово каждую минуту ощущать себя счастливым. Но за каждым поворотом нас поджидают сюрпризы, которые подкидывает жизнь. И не всегда приятные. Как сохранить душевное равновесие и не утонуть в океане проблем? Ответ подскажет нейрофизиология. Человек способен перенастроить свой мозг так, как нужно ему. Нужно лишь знать о некоторых хитростях, которые позволяют «договориться» со своим мозгом. Готовы? Тогда вперед.

1. Примиритесь с тем, на что повлиять невозможно

Мозг любит контролировать ситуации и чувствует себя превосходно, когда именно вы заправляете делами. Однако наш контроль часто ограничен и непредсказуем, поэтому иногда возникает чувство тревоги. Можно научить себя испытывать комфорт даже тогда, когда не полностью контролируете ситуацию.

Это не значит, что нужно упускать нити контроля из своих рук и сдаваться. Это подразумевает умение ощущать себя в безопасности даже тогда, когда не все вам подвластно.

Источник

Чтобы создать такую нейронную цепочку, обратите внимание на моменты, когда вы стремитесь к «контролю над всем», и поступайте с точностью до наоборот. Например, если вы хотите научиться выпекать лучшие в мире кексы, попробуйте в течение 45 дней (именно столько времени нужно мозгу, чтобы усвоить новую привычку или шаблон действия) обойтись без рецептов. Если вы аккуратист, позвольте в течение 45 дней накапливаться беспорядку вокруг вас. В первый день вы будете испытывать жуткий дискомфорт, но к концу 45-го дня вы почувствуете себя необычайно защищенным.

На 45 дней откажитесь от попыток контролировать мир вокруг таким образом, к которому вы привыкли. Просто перестаньте пристально следить за погодой, покупать лотерейные билеты и ожидать того, что мир будет жить по вашим правилам. Выберите какую-то одну привычку, которая дает вам ощущение контроля над жизнью, и попробуйте обойтись без нее. И вы почувствуете себя в окружающей действительности более уверенно, даже при невозможности управлять ею по своему желанию.

2. Сами формируйте личностные установки

Личностные установки — это обобщения человека относительно самого себя и принципов жизни. Когда эти установки связаны с тревожностью, они психологически загоняют человека в угол, так что любая задача кажется ему непреодолимым препятствием, с которым ему никогда не справиться. Людей с негативными установки можно распознать по фразам: «У меня это никогда не получится», «Ну все, добром это не кончится», «Я не справлюсь», «Это очень сложно». Если вы ловите себя на подобных мыслей, пора это изменить.

Чем чаще человек в определенной манере рассказывает о событиях своей жизни и думает о них, тем прочнее становятся нейронные связи, представляющие эти мысли.

Источник

Эмоциональная тональность высказывания и перспектива, с которыми люди интерпретируют каждое событие в жизни, — а корень этого в личностных установках — потенциально перенастраивают мозг. Например, негативные личностные установки повышают тревожность. И если ваша личностная установка гласит, что вы — неполноценный человек или что вы никогда не сумеете правильно воспользоваться чьей-то помощью, то она лишает вас надежды или ожидания, что вы в силах справиться с неприятной ситуацией. Она заранее настраивает вас на провал.

Но все можно изменить. Если вы убеждены, что не способны завести новые отношения, переформулируйте такую личностную установку следующим образом: «Я хороший человек, и когда люди узнают меня поближе, они это понимают».

3. Гордитесь тем, что сделали

Гордость — это сложное чувство. Стремление к постоянному признанию несет в себе множество нежелательных побочных эффектов. Но когда окружающие не признают вас совсем, вы чувствуете, что что-то не в порядке. Вы можете начать аплодировать по любому поводу сами себе, но наш мозг трудно обмануть фальшивым самопризнанием.

Наш мозг хочет уважения других, поскольку такое уважение способствует выделению «гормона счастья» серотонина и имеет большое значение с точки зрения перспектив выживания.

Нейрофизиологи рекомендуют почаще обнимать людей и животных. Это еще один источник «гормонов счастья», — источник.

Социальное признание — вещь непредсказуемая и довольно эфемерная. Но вы можете сами стимулировать выработку серотонина, не выглядя при этом в своих глазах глупым. Просто раз в день обязательно высказывайте сами себе удовлетворение от чего-то сделанного. А иногда можно говорить кому- то: «Смотри, что мне удалось сделать!» Так вы настроите мозг на то, чтобы в разумной степени уметь пользоваться общественным уважением.

4. Сложно, но можно: добивайтесь больших целей

Ставьте себе цели, которые кажутся для вас высокими, но достижимыми. Позитивные эмоции охватывают вас тогда, когда стоящая перед вами задача или проблема является для вас «в самый раз».

Представьте, если вам скучно готовиться к экзамену, вы слишком уверены в своих знаниях или просто ленитесь, скорее всего, вы провалитесь. Но если вы слишком паникуете, это тоже не пойдет на пользу. Золотая середина между состоянием повышенной тревожности, стресса и полным безразличием лучше всего способствует запоминанию и обучению. И вообще благоприятно сказывается на работе мозга.

Делайте то, что вы хотите, — источник.

Вместо того чтобы всячески избегать тревожности, лучше встретиться с ней лицом к лицу и научиться управлять ею себе во благо. Можно привести в пример следующую аналогию с катанием на горных лыжах: если наклониться на лыжах слишком сильно назад, значительно возрастет вероятность падения, но если немного наклонить корпус вперед, можно лучше контролировать движение даже при спуске с очень крутого склона.

Умеренный стресс полезен для мозга.

5. Следите за дыханием

Разные типы дыхания определяют разное эмоциональное состояние. Научившись контролировать свое дыхание, вы сможете достигать нужного вам состояния и настроения.

Обычно у людей частота дыхания в состоянии покоя составляет от 9 до 16 вдохов и выдохов в минуту. В состоянии панической атаки этот показатель увеличивается до 27 вдохов и выдохов в минуту. При повышении частоты дыхания ощущаются многие симптомы, характерные для панической атаки, включая онемение, чувство покалывания, сухость во рту и головокружение.

Поскольку сердечно-сосудистая система объединяет дыхательную и кровеносную системы, быстрое дыхание вызывает учащение сердцебиения, что делает человека еще более тревожным. А вот при замедлении дыхания происходит одновременное замедление сердцебиения, что способствует успокоению и расслаблению.

Чтобы научиться расслабляться, нужно сделать над собой усилие и контролировать свое дыхание.

Источник

За последние несколько тысяч лет во многих культурах по всему миру были созданы техники релаксации (например, медитация). Они активировали парасимпатическую нервную систему, хотя о ее существовании даже не было известно. Самые разные техники направлены на достижение состояния спокойствия и «молчания ума». Контроль за дыханием — одна из самых простых, доступных и действенных.

В жизни нас то и дело постигают расстройства и разочарования. Вы можете винить в несовершенстве окружающий мир, шефа, партнера, страну, даже себя. Но от этого никуда не деться. Поэтому есть лишь один способ оставаться счастливым, радостным и спокойным — перенастроить свой мозг и изменить отношение к происходящему.

По материалам книг «Гормоны счастья» и «Укрощение амигдалы»

Обложка поста: pexels

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Как научиться управлять мозгом Психология

Текст Психология" Как научиться управлять мозгом":

Наша жизнь во многом связана с тем, как работает и функционирует важная часть организма – мозг. Работая с этим центральным отделом нервной системы, можно менять реакции, образовывать другие ситуации, улучшать самочувствие. Как же научиться управлять мозгом?

Инструкция

Тренируйте мозг. Основные функциональные характеристики, на которые следует обратить внимание, – это сила и координация ума, гибкость, выносливость. Сила ума дает нам возможность сосредоточиться на необходимом на нужное количество времени. Гибкость – способность переключаться с одного на другое. Выносливость определяется продолжительностью высокого уровня активности, а координация позволяет оперировать сразу несколькими понятиями или вести одновременно ряд параллельных мыслительных процессов.

Избавьтесь от беспорядка в мыслях. Для этого поймите, что занимает ваш мозг. Выпишите на листок бумаги все ваши мысли. Не обращайте внимания на четкость формулировок. Выписывайте все, что приходит в голову: чувства и желания, страхи, планы и задачи.

Затем начинайте объединять слова, имеющие сходное значение, и сокращайте формулировки до минимума. Делайте это до тех пор, пока совсем ничего не останется, и нечего будет записать.

Тренируйте внимание. Решите, на какой срок вы хотите сконцентрироваться. Например, на две минуты. Положите перед собой часы с секундной стрелкой и одновременно включите телевизор. Когда концентрация начнет рассеиваться, и вы начнете отвлекаться на телевизионную программу, вернитесь к поставленной задаче. Устойчивой концентрации можно достичь только посредством тренировок. Договоритесь с собой, что вы будете уделять внимание тому, что происходит в данный момент.

Отследите, на что, прежде всего, вы обращаете внимание. Оглядите комнату, выделив в ней несколько округлых предметов. Если уделять внимание проблемам, жизнь будет насыщена неприятностями. Концентрируясь на частностях, мир потеряет логическую связь и целостность. Сосредоточьте внимание на креативных процессах, и жизнь станет интересной и разнообразной.

Тренируйте образное мышление. Закройте глаза и представьте себя на берегу моря. Услышьте шум волн, почувствуйте запах соленой воды, ощутите брызги, вырвавшиеся из пучины. Продолжайте созерцать картинку на внутреннем экране восприятия. Почувствуйте дуновение ветра, песчинки на вашей коже, солнечные лучи. Через какое-то время вернитесь в реальность. Вы почувствуете, как ваше тело расслабилось и отдохнуло. Все это возможно благодаря вашей работе с мозгом.

Прислал: Беляева Екатерина . 2017-09-18 15:09:41

psihologiya.biniko.com

УПРАВЛЕНИЕ МОЗГОМ. Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство.

УПРАВЛЕНИЕ МОЗГОМ

Дрова для костра сами по себе ещё не огонь.

Нагарджуна. Фундаментальная мудрость срединного пути

В наши дни всем известно, что мозг разделён на два полушария — правое и левое. Каждое полушарие в большей или меньшей степени представляет собой зеркальное отражение другого и содержит свои собственные миндалину, гиппокамп и лобную долю, которая управляет большей частью рациональных процессов неокортекса. Я слышал, как люди небрежно рассуждают о «левосторонних» и «правосторонних» типах личности, имея в виду популярное представление о том, что люди с более развитым левым полушарием склонны быть более аналитическими и интеллектуальными, а люди с более активным правым полушарием склонны к художественному творчеству. Я не знаю, насколько это верно. Однако я узнал, что, по данным исследований, проводившихся в последние несколько лет, у людей и других высокоразвитых видов (вроде нашей знакомой сумасшедшей обезьяны) правая и левая лобные доли мозга играют разные роли в формировании и переживании эмоций.

В 2001 году на конференции Института ума и жизни в Дхарамсале профессор Ричард Дэвидсон представил результаты исследования, проводившегося в Вейцмановской лаборатории мозга и поведения в Мэдисоне, в ходе которого людям показывали серию картинок — от изображений матери, нежно держащей ребёнка, до фотографий жертв аварий и пожаров, — которые должны были вызывать различные эмоции. Исследуемых тестировали несколько раз на протяжении двух месяцев с перерывом в несколько недель между каждым тестом. Результаты ясно показывали увеличение активности в левой префронтальной доле испытуемых при предъявлении картинок, обычно ассоциирующихся с такими положительными эмоциями, как радость, нежность и сострадание, и увеличение активности в правой префронтальной доле, когда испытуемым показывали изображения, вызывающие отрицательные эмоции, такие как страх, гнев и отвращение [22].

Иными словами, есть серьёзные основания полагать, что «положительные» эмоции, например счастье, сострадание, любопытство и радость, связаны с активностью в левой префронтальной доле мозга, в то время как «отрицательные» эмоции, вроде гнева, страха, ревности и ненависти, связаны с правой префронтальной долей. Выявление этой связи представляет собой значительный шаг к пониманию биологической основы счастья и несчастья и в дальнейшем может стать основой для развития практической науки счастья. В более близкой перспективе оно даёт важный ключ к пониманию результатов последующих исследований профессора Дэвидсона и профессора Антуана Луца, в которых участвовали люди, прошедшие различные уровни обучения медитации, а также те, у кого вообще не было никакого медитативного опыта.

Первое из этих исследований, которое мне описывали как предварительное, проводилось в 2001 году; это был своего рода пробный проект, призванный помочь учёным в разработке клинических исследовательских проектов, которые можно было бы проводить с более точными критериями и методами контроля. В предварительном исследовании испытуемым был монах, который более тридцати лет обучался у некоторых из величайших мастеров тибетского буддизма. Важно заметить, что результаты этого первичного исследования нельзя считать окончательными. Во-первых, и это, конечно, самое важное, требуется некоторое время, чтобы рассмотреть результаты исследования и разобраться в непредвиденных технических вопросах. Во-вторых, обсуждение результатов предварительного исследования помогает учёным отделить существенную информацию от несущественной. В-третьих, в случае работы с тибетскими монахами имеются определённые языковые трудности, которые, как мы уже видели ранее, часто препятствуют ясному общению между исследователями и испытуемыми. И наконец, как говорилось в конце второй части данной книги, тибетские практикующие в силу данного ими обета-самайи, не склонны описывать точную природу своих переживаний никому, кроме опытных учителей.

Предварительное исследование в Мэдисоне было направлено на выяснение того, могут ли техники развития дисциплины ума, которые испытуемый изучал более тридцати лет, вызывать объективно измеряемые изменения активности различных областей его мозга. В ходе эксперимента монаха просили выполнить несколько различных типов медитативной практики, включая сосредоточение на определённом объекте, развитие сострадания и безобъектную медитацию шинэ (которую монах, участвовавший в предварительном исследовании, описывал как медитацию «открытого присутствия», то есть простое пребывание в открытом присутствии ума без сосредоточения на конкретном объекте). Он чередовал минутные периоды нейтрального состояния и конкретной медитативной практики.

В ходе предварительного исследования за мозгом монаха наблюдали с помощью MP-томографа и двух электроэнцефалографов, первый из которых имел 128, а второй 256 электродов, что намного больше, чем у обычных приборов, используемых в клиниках, которые измеряют электрическую волновую активность мозга только непосредственно под черепом. На самом деле фотографии ЭЭГ-экспериментов, которые я видел, выглядели очень забавно. Казалось, будто к голове монаха были прикреплены сотни змей! Однако анализ информации, собранной всеми этими «змеями», с помощью новейших компьютерных программ, которые были разработаны для мэдисонской лаборатории, мог показывать карту активности в зонах, расположенных глубоко в мозге испытуемого монаха [23].

Несмотря на то что для переработки всей сложной информации, собранной путём различных методов сканирования мозга, компьютерам требовались месяцы, предварительное изучение результатов показало наличие сдвигов в активности больших групп нейронных цепей в мозге монаха, которые позволяли по меньшей мере предполагать соответствие между изменениями в деятельности его мозга и медитативными техниками, которые его просили выполнять. По контрасту с этим аналогичное сканирование мозга людей, не обучавшихся медитации, показало их более ограниченную способность управлять активностью мозга при выполнении конкретной умственной задачи.

Я должен предупредить, что на основании этого исследования нельзя делать никаких окончательных выводов. В конце концов, это была всего лишь предварительная проверка.

Когда я рассказывал об этом эксперименте во время своей недавней поездки в Англию, несколько человек сообщили мне об исследовании, которое проводили учёные колледжа Лондонского университета с использованием техники MP-томографии. Они показали, что у лондонских таксистов, которые в течение двух-четырёх лет должны проходить программу подготовки под названием «Знание», призванную научить их ориентироваться в сложной сети улиц этого большого города, — наблюдается значимый рост в зоне гиппокампа — области мозга, связанной с пространственной памятью. Попросту говоря, это исследование даёт первые свидетельства в пользу того, что регулярно повторяющийся опыт действительно может изменять структуру и функцию мозга.

Способностью распознавать чувства и ощущения других обладают только млекопитающие, чей мозг обладает лимбической областью, которая позволяет им сочувствовать другим живым созданиям и распознавать тонкие различия между эмоциональными состояниями [24]. Нет сомнений, что эта способность иногда может приносить больше проблем, чем пользы. Разве не лучше отвечать на каждую ситуацию простыми, «чёрно-белыми» реакциями — убить или быть убитым, съесть или быть съеденным? Но такой элементарный подход к бытию был бы огромной потерей! Лимбическая область мозга даёт нам возможность чувствовать любовь и осознавать, что мы любимы. Она позволяет нам переживать дружбу и создавать основополагающие структуры общества, которые обеспечивают нам большую степень безопасности и выживания и помогают гарантировать рост и процветание наших детей и внуков. Лимбическая система даёт нам возможность создавать и ценить тонкие эмоции, вызываемые искусством, поэзией и музыкой. Конечно, эти способности сложны и обременительны, но спросите себя, когда в следующий раз увидите муравья или таракана, бегущего по полу: предпочтёте ли вы жить в элементарных измерениях страха и бегства или же захотите жить с более сложными и тонкими эмоциями любви, дружбы, желания и понимания красоты?

В развитии милосердия и сострадания участвуют две отдельные, но связанные друг с другом функции лимбической системы. Первую из них неврологи назвали лимбическим резонансом — это способность мозга распознавать эмоциональные состояния других индивидов по выражению лица, позе, напряжению мышц и выделению феромонов. Лимбическая область мозга с поразительной скоростью обрабатывает эти тонкие сигналы, так что мы можем не только распознавать эмоциональные состояния других, но и соответствующим образом адаптировать под них свои телесные реакции. Если мы не обучены уделять чистое внимание сдвигам и изменениям в наблюдении своего ума, то процесс лимбического резонанса в большинстве случаев происходит бессознательно. Эта мгновенная приспособляемость — удивительная демонстрация подвижности ума.

Вторая функция называется лимбической коррекцией, что на простом языке означает способность изменять или корректировать нейронные цепи лимбической области — либо путём непосредственного опыта общения с таким человеком, как лама или терапевт, либо путём прямого взаимодействия с набором инструкций, скажем, по ремонту машины или по строительству качелей [26]. Основной принцип лимбической коррекции заключается в том, что нейронные схемы в этой области мозга достаточно гибки, чтобы выдерживать изменение. Возьмём очень простой пример: представьте, например, что вы рассказываете другу о человеке, к которому испытываете романтическое влечение, и в процессе обсуждения этой персоны ваш друг говорит что-то вроде: «Не приведи бог! Только не это! Ведь это копия того типа, в которого ты влюбилась в прошлом году, и посмотри, сколько страданий принесли тебе эти отношения!» Возможно, причиной переосмысления ваших дальнейших шагов в новых отношениях станут не слова вашего друга, а тон его голоса или выражение лица, которые регистрируются на таком уровне осведомлённости, который не всегда бывает сознательным.

Складывается впечатление, что медитация — особенно медитация на сострадании — создаёт новые нейронные пути, которые усиливают коммуникацию между разными областями мозга, приводя к тому, что некоторые учёные называют «функционированием всего мозга».

С буддийской точки зрения я могу сказать, что медитация на сострадании способствует расширению понимания природы опыта, которое проистекает от избавления от привычной тенденции ума проводить различие между собой и другими, между субъектом и объектом. Это объединение аналитического и интуитивного аспектов сознания является одновременно чрезвычайно приятным и невероятно освобождающим.

Благодаря обучению милосердию и состраданию к другим становится возможным объединять процессы в лимбической области с более сознательной осведомлённостью. Одним из открытий, сделанных в ходе первых электроэнцефалографических исследований мозга, которые профессора Ричард Дэвидсон и Антуан Луц проводили при моём участии, было то, что медитация на безотносительном, или всеобъемлющем сострадании (это самый глубокий уровень медитации на сострадании) вызывала значительное увеличение количества так называемых гамма-волн — флуктуации электрической активности мозга, отражающих интеграцию информации в самых различных областях мозга [27]. Судя по всему, гамма-волны представляют собой высокочастотные колебания электрической активности мозга, которые часто бывают связаны с восприятием, сознанием и нейронной синхронией, описанной в первой части данной книги. Многие неврологи считают, что гамма волны представляют собой активность, возникающую при спонтанной синхронизации коммуникации различных нейронов в больших областях мозга.

Как объясняли мне многие неврологи, предварительные исследования волновой активности мозга во время различных медитативных практик демонстрируют смещение электрической активности мозга испытуемых в диапазон гамма-волн, позволяющее предполагать, что во время медитации мозг достигает более устойчивого и целостного состояния. Но я предпочитаю быть осторожным и избегать переоценки результатов предварительных исследований. Поскольку неврология и аппаратные методы исследования появились относительно недавно, мы не можем с определённостью утверждать, что медитативная практика увеличивает коммуникацию между большими зонами мозга. Тем не менее упомянутое ранее исследование лондонских таксистов указывает на то, что повторяющийся опыт действительно изменяет структуру мозга — и это даёт определённые основания полагать, что сосредоточение на прозрачности мыслей, эмоций и чувственных переживаний вполне может изменять соответствующие зоны головного мозга.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru

Можно ли, управляя своим мозгом, увеличить свои способности? Цитаты из Савельева С.В.

По мотивам поста http://smart-lab.ru/blog/159182.php

Цитаты из книги Савельева С.В. «Изменчивость и гениальность»

"… физиологическая активность головного мозга носит дифференциальный характер. При повышении нагрузки на мозг скорость и объем движущейся крови возрастают неравномерно по всему его объему. В тех областях мозга, которые испытывают максимальную физиологическую нагрузку, кровоток усиливается, а невостребованные области сохраняют минимальное кровообращение. Добиться системного увеличения кровотока всего мозга при физической нагрузке скелетной мускулатуры крайне затруднительно. В такой ситуации высокая скорость кровотока будет поддерживаться только в сенсомоторных областях. В остальной части мозга кровоток будет сохраняться на низком уровне. Систематическая и многолетняя нагрузка одних и тех же областей мозга способствует дифференциальному развитию склеротических процессов. Возрастные патологические явления в мозге повторяют поверенческие приоритеты. Если в поведении превалировала двигательно-моторная активность, то в первую очередь патогенетические события затронут ассоциативные центры, и наоборот.

До 30 лет масса мозга увеличивается, затем 15-20 лет остаётся постоянной и начинает снижаться. Снижение массы мозга вызвано гибелью нейронов."

«Структурная организация мозга человека несёт в себе следы эволюционного становления иерархических систем анализаторов, моторных и ассоциативных центров. Поэтому локализация функций в коре полушарий является только финальной частью длинной цепочки специализированных центров других отделов мозга».

«Свойства мышления (М): 1. Любые генетически детерминированные формы поведения не могут считаться М.

2. М всегда индивидуально и не может быть абсолютно идентичным у двух особей.

3. Биологической целью М является решение проблем поиска пищи, размножения и достижения поведенческой иключительности конкретной особи.

4. Поведение, ставшее плодом М, не наследуется по генетическим законами, а передается следующему поколению с помощью непосредственного научения — социального наследования информации.

5. М — только потенциальная способность мозга, построенная на индивидуальных особенностях нервной системы. При благоприятных условиях способность к М может никогда не реализоваться за время жизни конкретной особи. Для реализации М необходимо полностью исчерпать все врожденные формы поведения.

6. М — самое энергетически невыгодное занятие для мозга. Вся история эволюции нервной системы построена на стремлении к экономии расходуемой энергии, а не на её трате. Любая интеллектуальная нагрузка очень затратна для организма, поэтому в эволюции мозга сложились изощренные способы её избегания и имитации.»

«Казалось бы, крупный мозг приспособлен решать очень сложные задачи, но он этого категорически не хочет. В ход идут все отработанные эволюционные приёмы: от химической стимуляции эндоморфинами бездеятельности мозга до глубоких вегетативных расстройств желудочно-кишечного тракта при глубокой задумчивости. Бездеятельность, связанная с экономным расходованием энергии, имеет жёсткий функциональный характер, но она воспринимается сторонними наблюдателями как „отдых“, „развлечение“ или „лень“.

Большой энергозависимый мозг не может интенсивно работать столько, сколько хочется его обладателю. Если возбужденный примат заставит свой головной мозг долго и интенсивно работать, то организм просто погибнет. Поэтому бездеятельность, называемая ленью или праздностью, является не результатом социальной эволюции, а элементарным условием выживания организма с крупным энергозависимым мозгом.

По той же причине заставить активно работать ассоциативные центры головного мозга человека крайне сложно.

Возможность абстрактного мышления, установление неочевидных связей между событиями, долговременный ретроспективный — перспективный анализ и критичность самооценки является вторичными, или артефактными, способностями мышления»

«Возможности управления работой мозга очень ограничены. Полностью котролировать то, что само только и занимается контролем, практически невозможно. Собственный мозг нельзя заставить долго целенаправленно делать биологически беммсысленную работу, к которой относится всё, что не связано с едой, размножением и доминантностью.

Свой мозг трудно заставить делать то, что не хочется. А ему не хочется заниматься ничем, кроме этих трёх занятий.

Как научиться управлять собстенным мозгом? Существуют несколько способов принудительного управления мозгом, которые построены на его биологически обусловленных предпочтениях: 1. реализация инстинктивных путей снижения энергетических затрат на содержание мозга — метод переноса. Напомню, что чем меньше энергетические затраты, тем больше внутренних аналогов наркотических веществ вырабатывается самим мозгом. Интеллектуальны усилия вызывают обратную реакцию, которая трансформируется во внутренний дискомфорт и острое нежелание любой активности. Пример: „Сталин думает за нас“. В более чистом виде метод переноса можно наблюдать при анализе его религиозного использования. Человеку предлагается снизить энергетические расходы мозга за счёт простого набора универсальных форм поведения. При этом никто не несёт даже теоретической отвественности за неудачи их применения. В рамках любой догматики полную отвественность за конкретную особь несёт некое трансцедентное явление. Это не только позволяет избавляться от излишних интеллектуальных усилий, но и обеспечивает людей универсальными объяснениями любых спорных событий.

2. Использование метода переноса нарушается только в двух случаях, которые связаны с размножением и доминантностью. В таких ситуациях мозг перестаёт экономить на собственном метаболизме и подчиняется одной из поставленных задач.

Т.о., управление мозгом возможно при осуществлении снижения энергетических затрат на содержание мозга, предлагая гарантированный репродуктивный успех или изменяя доминантный стату особи. Все остальные методы прямого управления как своим, так и чужим мозгом вторичны и требуют отдельного рассмотрения.

Учитывая крайнюю биологическую детерменированность головного мозга человека, способов прямого управления практически нет.

Существуют низкочастотные, температурные, электрохимические, гидродинамические и электростатические полевые, а также другие физические и химические формы влияния на нервную систему. Их действие преимущественно патогенно и не представляет интереса для реализации врождённых способностей.

Т.о., в арсенале контроля над собственным мозгом у нас остаётся очень немного приёмов. Целенаправленно заставить мозг что-либо делать без биологической мотивации практически невозможно. Для отдельного человека инструменты управления мозгом, построенные на снижении энергетическо баланса мозга, интереса не представляют. Таким способом можно только оперативно избавиться от остатков здравомыслия и интеллектуальных способностей.»

"… для поддержания рабочего состояния мозга необходимы разнообразные необременительные нагрузки всех сенсорных, моторных и ассоциативных центров мозга. При соблюдении этого правила можно сохранять и использовать свой мозг долго. Тем не менее каждый нормально работающий мозг стремится максимально снизить свои энергетические затраты, поэтому заставить его эффективно выполнять желаемые задачи невозможно. Мозг можно только ОБМАНУТЬ.

Наиболее эффективна система обмана собственного мозга, базирующаяся на принципе отсроченной доминантности — умозрительное моделирование такого отдалённого собятия, которое приведёт к необычайно значимому как энергетическому (деньги, власть популярность), так и репродуктивному успеху. Однако фактор времени является критичным для использования этого подхода. Реальные затраты аремени оказываются слишком значимыми по сравнению с планируемыми, а результат, вопреки ожиданиям, слишком скромен. Далеко не все способны заставлять свой мозг годами работать «в убыток», не получая никаких биологических результатов.

Менее эффективен обман мозга, построенный на эксплуатации репродуктивных форм поведения, например, смещённая активность. Но использовать смещённую активность можно, только проведя большую подготовительную работу. К моменту повышения репродуктивной активности все базовые навыки, умения и знания должны быть собраны в одной голове. Тогда при осознанном подходе можно попытаться предложить мозгу вместо упоительной страсти размножения и горечи страданий какую-либо более разумную альтернативу. Иногда такая подмена получается, но обычно ненадолго.

Перечисленные методы управления мозгом не универсальны. Они индивидуальны. У одних людей описанные приемы «получаются», а у других «не получаются». Некоторые одарённые люди просто живут, откровенно развлекаясь и издеваясь над окружающими, и при этом без видимых усилий создают бессмертные приозведения. Другие таланты затрачивают всю жизнь на решение своих самых примитивных проблем и умирают, не разобравшись ни в одной.

Причины человеческих способностей явно не зависят от умения управлять собственным мозгом. Слишком скромный инструментарий дан природой в наше распоряжение."

smart-lab.ru

Коллектив авторовКак управлять собственным мозгом

Как нас может обмануть собственный мозг

Мы привыкли доверять своему мозгу, но иногда он способен нас обмынывать и даже подставлять, создавать ложные воспоминания, путать направления и даже останавливать пространство.

Сбить GPS

Наверное, каждый хоть раз в жизни терял пространственную ориентацию, причем в знакомом месте. Словно кто-то резко выключил ваш внутренний автопилот. Такое случается со всеми, но у этой шутки мозга могут быть совершенно не смешные причины. В медицине это называется «временная потеря ориентации», когда человек резко перестает узнавать места, людей, не может самостоятельно принять решение. Причинами такого явления, особенно если оно проявляется постоянно, могут быть легочные заболевания или сахарный диабет.

Правда, иногда сбои в вашей внутренней навигации – следствие постоянного использования GPS. Если вы даже до ближайшего магазина предпочитаете двигаться по стрелке на смартфоне, то, по мнению ученых из университета МакГилла, вскоре превратитесь в «навигационного зомби», полностью потеряете способность ориентироваться по ландшафту.

Фальсифицировать воспоминания

Человеку легко что-то внушить. Сегодня практически у каждого есть ложные воспоминания. Обычно это истории, которые вы от кого-то услышали, например, о вашем детстве. Человек практически ничего не запоминает из своих ранних годов, большая часть того, что он якобы помнит – рассказы родителей, близких людей. Например, история о том, как вас везли из роддома, а вы кричали на всю улицу. Или как однажды, в четыре года подрались с соседским мальчишкой.

Отделить ложные воспоминания от реальных практически невозможно. Исследования показали, люди, ставшие свидетелями каких-либо событий, могут позднее под влиянием неверной информации «изменить» свои воспоминания. Ученые проводили эксперимент, в котором свидетелей дорожно-транспортного происшествия, утверждавших, что в нем виноват водитель, не заметивший красного сигнала светофора, разделили на две группы. Одной из них предъявили «доказательства» того, что свет был зеленым. Спустя некоторое время провели повторный опрос обеих групп, и те, которым предоставили ложную информацию, внезапно «вспомнили», что на светофоре горел зеленый сигнал, а не красный, как они утверждали ранее. Другой эксперимент провел Вашингтонский университет. Студентов попросили рассказать какие-то случаи из детства, и сравнить их с воспоминаниями родителей, среди которых одно было ложным. В итоге, около 20 % студентов во время второго собеседования «вспомнили» ложный случай. Причем, после каждого опроса история обрастала новыми подробностями.

Заставить нести чушь

Человек не только постоянно «редактирует» свои воспоминания, но и забывает. Происходит это в результате информационной перегрузки в оперативной памяти, мозг просто выбрасывает информацию, которую счел ненужной. Это постоянно ставит нас в неловкое положение, но не представляет серьезной опасности. Ситуация в корне меняется, если вы однажды неудачно ударились головой и заработали себе расстройство мозга – «афазию Вернике» или «временную потерю памяти слов».

Помните эпизод из фильма «Брюс Всемогущий», когда герой Джима Керри с помощью божественной силы заставил героя Стива Карелла нести в прямом эфире бессвязную цепочку слов? Это и есть афазия, когда человек выдает бессмысленную тарабарщину. Причем, люди, с которыми это произошло, утверждают, что их рот, будто жил собственной жизнью, они не знали, что скажут в данную минуту и осознавали смысл уже пост-фактум.

Сделать плагиатчиком

Подобно ложным воспоминаниям, мозг генерирует ложные идеи. Это называется криптомнезия или «неосознанный плагиат». Иными словами, ваш мозг «ворует» чужие идеи и подсовывает вам под видом ваших собственных. Ведь для выживания главное мысль, а ее авторские права дело десятое. Из громких примеров – Джордж Харрисон, которому пришлось выплатить 600 000 долларов за песню, которую он искренне считал своей. Такое может случиться с каждым. Например, спустя некоторое время после ожесточенного спора и отчаянной защиты вашей позиции, переработав идею оппонента, вы принимаете ее за свою.

Еще криптомнезия проявляется в наложении снов и реальности, когда человек не может вспомнить точно, когда то или иное событие происходило с ним, во сне или наяву.

Устроить слайд шоу

Представьте себе следующую ситуацию – вы стоите на дороге и ждете зеленого сигнала светофора. Проходит минута, две, пять, зеленый уже давно дал старт, но вместо оживленного движения вы все также видите перед собой застывшую улицу, словно кто-то нажал на «мировом пульте» кнопку «стоп».

Этот «кто-то» все тот же ваш мозг, который подвергся «акинетопсии» или «неспособности воспринимать движения». Причины явления могут быть разными, от последствий травмы до побочных эффектов приема антидепрессантов. Неподвижную машину человек с акинетопсией видит как обычно. Если машина начинает двигаться, то воспринимается как последовательность отдельно взятых кадров, которые оставляют после себя размытый след. Иными словами, дорога для вас превращается в кадр с большой выдержкой. Или другой пример, представьте, что вы хотите наполнить стакан. Но струя воды для вас неподвижна, стакан в ваших глазах так и останется пустым. В случае акинотепсии человек перестает воспринимать и мимику других людей, а лицо собеседника, несмотря на издаваемые звуки, будет статичным, словно в маске. В общем, фильм ужасов наяву. Благо, акинотепсия, чрезвычайно редкое явление, которое исчезает после устранения причины.

Убить время

О восприятии времени мы знаем не больше, чем обо всех возможностях человеческого мозга. Оно всегда течет по-разному. Например, согласно исследованиям ученых, ход психологического времени изменяется, если человек живет в процессе восприятия информации. В детстве ребенок как губка впитывает новые знания, и каждый день наполнен впечатлениями. По мере взросления человек больше действует автоматически, меньше познает мир и впитывает информацию. Поэтому с годами мы ощущаем ускорение хода времени. Восприятие времени может меняться в зависимости от пространства – в душном помещении оно тянется «как резина», потому что человек постоянно сосредоточен на том, что ему некомфортно.

Но бывают случаи, когда человек совершенно теряет чувство времени. Точнее, не воспринимает последовательность событий, не делит жизнь на годы, а годы на месяцы и дни. Одна женщина отказывалась признавать, что есть цикл из 24 часов и 365 дней. Она, как и все, вставала, завтракала, занималась делами, но для нее это был неделимый момент, проще говоря, ее жизнь всегда состояла из одного дня. Подобное временное восприятие называется «агнозия времени». Кстати, эта патология мозга "одного поля ягоды" с акинотепсией – искажением восприятия пространства.

Зеркалить других

Вы когда-нибудь испытывали неприятные ощущения в теле, услышав, что кто-то прищемил палец или сломал ногу. Или, смотря боевики, автоматически хватались за то же место, где только что получил ранение герой. Это так называемая сочувствующая боль, разновидность эмпатии (способность поставить себя на место другого человека). Ученые доказали, что наш мозг постоянно копирует выражение лица, ощущения, симптомы других. А все благодаря зеркальным нейронам, которые присутствуют в речевых, моторных, зрительных, ассоциативных и других областях. Для чего человеку нужны «мозговые зеркала» пока не ясно. Возможно, они помогают при обучении и раннем развитии, когда дети учатся, повторяя за родителями. Или это такие специальные нейроны, которые отвечают за наше сопереживание, в общем, отличают нас от динозавров (у других млекопитающих, в том числе у приматов, тоже есть зеркальные нейроны). В любом случае, именно им мы обязаны тем, что в народе называют «впечатлительностью» – применение того, что видишь, на себя – боли, синдромов беременности и фобии.

Как заставить мозг работать эффективно

Многие люди ошибаются, когда думают, что они думают. Они мыслят перифериями мозга, тогда как для максимальной мыслительной активности нужно заставлять работать лобные доли.

Что такое лобные доли?

Лобные доли мозга расположены чуть повыше глаз, сразу за лобной костью. Последние иссследования доказали, что именно лобные доли можно назвать «венцом творения» нервной системы человека.

В ходе эволюции наш мозг увеличился в среднем в три раза, тогда как лобные доли – в шесть раз.

Интересно, что в неврологической науке начала ХХ века превалировала довольно наивная точка зрения: исследователи считали, что лобные доли не играют никакой роли в работе мозга. Их презрительно называли бездействующими. Подобные представления не позволяли понять значение лобных долей, которые в отличие от других отделов мозга не связаны ни с какими легко определяемыми узкими функциями, присущими другим, более простым областям коры головного мозга, например сенсорным и моторным.

Более поздние исследования доказали, что именно лобные доли координируют действия других нейронных структур, поэтому лобные доли также называют «дирижером головного мозга».

Только благодаря им весь «оркестр» способен «играть» слаженно. Нарушение же в работе лобных долей мозга чревато серьезными последствиями.

Почему их важно развивать?

Лобные доли регулируют поведение высшего порядка – определение цели, постановку задачи и поиски путей её решения, оценку результатов, принятие сложных решений, целеустремлённость, лидерство, ощущение своего Я, самоидентификацию.

Повреждение лобных долей мозга может привести к апатии, безразличию, инертности.

В те времена, когда неврологические синдромы лечили преимущественно при помощи лоботомии, было замечено, что у человека после поражения лобных долей может сохраниться память, сохраниться моторика, но может полностью пропасть любая мотивация и понимание социальной обусловленности действий. То есть человек после лоботомии мог выполнять свои функции на рабочем месте, но он просто не шел на работу, поскольку не видел в этом необходимости.

 

Вне зависимости от склада ума, характера и предпочтений, кора лобных долей имеет встроенные функции, которые есть по умолчанию: концентрация и произвольное внимание, критическое мышление (оценка действий), социальное поведение, мотивация, постановка целей, разработка плана достижения целей, контроль выполнения плана

Лобные доли мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания.

Нарушение их работы подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. При этом заметные изменения затрагивают и саму личность пациента, а его умственные способности неизбежно снижаются. Особенно тяжело сказываются такие травмы на личностях, основа жизни которых – творчество, – создавать что-то новое они уже не в состоянии.

Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, Джоном Дунканом (нейропсихологом из Отделения наук о мозге в Кембридже, в Англии) именно в лобных долях был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта».

Основные пути развития

Для развития лобных долей мозга, которые у большинства людей в повседневной жизни находятся как бы в «спящем режиме», есть множество методик. Во-первых, нужно выполнять упражениея, усиливающие кровоснабжение мозга. Например, играть в настольный теннис.

В Японии проводилось исследование, показавшее, что 10 минут занятий пинг-понгом значительно увеличивают кровообращение в лобной коре.

Крайне важна диета. Нужно есть чаще, но понемногу, поддерживать уровень сахара в крови сложными углеводами, нежирными белками и полезными (ненасыщенными) жирами.

Нужно проводить работу над вниманием и тренировать способность его удерживания на протяжение долгого времени.

Важной составляющей тренировки лобных долей является планирование и четкое целеполагание. Поэтому хорошо научиться составлять список дел, график работы. Это будет тренировать лобные доли. Также хорошо помогает в этом деле решение несложных арифметических упражнений, ребусов. В общем и целом, нужно заставлять мозг работать, чтобы он не пребывал в спящем состоянии.

Медитация

Теперь по порядку. Для развития лобных долей полезна медитация. Это доказывают многочисленные исследования. Так, в исследовании, проведенном специалистами из Гарвардского университета, 16 человек в течение 8 недель занимались в Массачусетском университете по специально разработанной программе медитации.

За две недели до и через две недели после программы исследователи просканировали мозг участников с помощью МРТ. Добровольцы каждую неделю ходили на занятия, где их обучали медитации, целью которой являлось безоценочное осознание своих ощущений, чувств и мыслей. Кроме того, участникам выдали аудиоуроки по медитативной практике и попросили записывать, сколько времени они проводили, занимаясь медитацией.

Участники эксперимента медитировали в среднем по 27 минут каждый день.Согласно результатам теста, за 8 недель у них повысился уровень осознанности.

Кроме того, у участников увеличилась плотность серого вещества в гиппокампе, области мозга, отвечающей за память и обучение, и в структурах мозга, связанных с самосознанием, состраданием и самоанализом. Также у добровольцев из экспериментальной группы снизилась плотность серого вещества в миндалине, зоне мозга, связанной с беспокойством и стрессом.

Исследователи из медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, также изучавшие связь между возрастом и серым веществом в двух группах людей, пришли к вывыоду, что медитация помогает сохранить объем серого вещества мозга, в котором содержатся нейроны. Ученые сравнили мозг 50 человек, которые медитировали в течение многих лет, и 50 человек, которые никогда этим не занимались.

Доктор философии Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина в ходе своих исследований пришел к выводу, что во время медитации левая часть префронтальной коры головного мозга показывает повышенную активность.

Молитва

Молитва, как и медитация, способна улучшить способности мозга. Доктор медицинских наук Эндрю Ньюберг, руководитель исследований в Myrna Brind Center интегративной медицины в медицинском колледже и больнице университета Томаса Джефферсона, на протяжении десятилетий изучал невротическое влияние религиозного и духовного опыта. Для того, чтобы изучить влияние молитвы на мозг, он вводил человеку во время молитвы безвредный радиоактивный краситель.

По мере активации различных областей мозга, краситель перемещался туда, где активность была особенно сильной.

На результаты показали, что наибольшая активность во время молитвы наблюдается именно в лобных долях мозга. Доктор Ньюберг пришел к выводу, что все религии создают неврологический опыт, и, хотя Бог невообразим для атеистов, для религиозных людей Бог так же реален, как и физический мир.

Ученые заключил: «Таким образом, это помогает нам понять, что интенсивная молитва вызывает специфический отклик клеток мозга, и эта реакция делает трансцендентный мистический опыт научным фактом, конкретным физиологическим явлением».

Изучение языков

Изучение второго языка в детстве дает преимущества на всю жизнь. Это отличная «подпитка для мозгов», которая улучшает мышление и память. Исследования показали, что двуязычные школьники обладают большими способностями в запоминании и усвоении информации, чем их одноязычные одноклассники.

Согласно результатам исследования, опубликованном в издании NeuroImage – изучение языков способствует росту гиппокампа.

Это часть лимбической системы головного мозга, которая отвечает за эмоции и память. Изучение иностранных языков в пожилом возрасте помогает отстрочить деменцию памяти и сократить вероятность болезни Альцгеймера.

Спорт

Как ни притягателен образ измученного недоеданием и долгим сидением за работой гения, стоит сказать, что он далек от правды. Умнейшие люди во все века посвящали значительную часть своего времени физическим упражнениям.

Сократ был борцом, Кант в день в обязательном порядке проходил по Кенигбергу десяток километров, Пушкин был хорошим гимнастом и стрелком, Толстой – гири тягал.

Ганеман, создатель гомеопатии, в своей автобиографии писал: «И здесь я не забывал заботиться физическими упражнениями и свежим воздухом о той самой силе и энергии тела, которая одна лишь способна противостоять нагрузке умственных упражнений».

Греческое понятие «калокагатии», когда ценность человека определяется сочетание как его духовного, так и физического развития было придумано не случайно. Физическая активность так же необходима мозгу, чтобы развиться, как и корпение над учебниками.

В 2010 году в журнале «Neuroscience» были описаны данные экспериментов над обезьянами.Те из них, кто делал физические упражнения, усваивали новые задачи и выполняли их в два раза быстрее чем те приматы, которые не делали зарядки.

Физические упражнения улучшают нейронные связи в мозгу, усиливают кровоток и способствуют более продуктивной работе мозга.

Солнечные ванны

Все прекрасно знают, что существуют вещества, стимулирующие работу мозга. Но не стоит думать, что все эти вещества запрещены законом или наносят вред нашему организму.

Прежде всего, набраться сил вашему мозгу помогут витамины. Американские исследователи из Национального Института Психического Здоровья доказали удивительную эффективность витамина D.

Он ускоряет рост нервных тканей мозга.

Витамин D положительно влияет именно на лобные доли, которые отвечают в том числе за память, обработку и анализ информации. К сожалению, анализы доказали, что большинству взрослых людей сегодня не хватает витамина D. Между тем, получить нужную дозу не так уж сложно: витамин D вырабатывает наш организм под воздействием солнечных лучей. На крайний случай подойдет и солярий.

«Эффект Моцарта»

То, что музыка Моцарта положительно влияет на метаболизм организма и мозговую активность было доказано серией исследований. Сначала музыкой австрийского композитора «заряжали» одну группу растений, вторая тестовая группа росла без музыкального сопровождения. Результат был убедительным. Растения-меломаны созревали быстрее. Потом музыку Моцарта слушали лабораторные крысы, они быстро «умнели» и проходили лабиринт значительно быстрее, чем крысы из «тихой» группы.

Испытания на людях также проводились. Те, кто слушал Моцарта, в ходе эксперимента улучшили свои результаты на 62 %, люди из второй группы – на 11 %. Это явление было названо «эффектом Моцарта».

Установлено также, что прослушивание произведений гениального австрийца беременными женщинами положительно влияет на развитие плода и протекание беременности. Сделайте прослушивание Моцарта своим хобби. Достаточно слушать в день по 30 минут Моцарта, чтобы заметить результат уже через месяц.

fictionbook.ru