§4. Основные факторы, способствующие формированию личности преступника
Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассо гласованность и противоречия между личностью и средой, неизбеж ные в силу относительной самостоятельности человеческого суще ства, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.
Но при неблагоприятном нравственном формировании лично сти происходит обратное: возникает несоответствие между свойства ми личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представле ния о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их само оценка самим субъектом. В результате — субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.
Если выделить основные источники нравственного формирова ния личности, то ими будут:
сама личность со всеми присущими ей свойствами; малые социальные группы — семья, школа, производственный
коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется; общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно воспитательное и иное воздействие через средства мас совой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и соци альные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитиче
ские события также влияют на представления и взгляды человека. В то же время личность формируется под воздействием не толь
ко всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в кото рых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благо приятным.
Многие социальные противоречия, свойственные обществу, ре ализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных
studfiles.net
Количество просмотров публикации Основные факторы, способствующие формированию личности преступника - 9
Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В тоже самое время, в случае если этот процесс совершается в позитивном направлении, ᴇᴦο результат будет благоприятен˸ рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.
Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное˸ возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате — субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.
Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут˸
сама личность со всеми присущими ей свойствами;
малые социальные группы — семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;
общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.
В тоже самое время личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благоприятным.
Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных
Глава 5. Личность преступника
социальных различий сказывается в различиях образа жизни и функционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), обсуждаются и оцениваются ими.
Относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством. Это не означает, что такие групповые образцы поведения всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они в данном смысле нейтральны, так как касаются только профессиональных или иных определенных интересов участников группы (традиции семьи, взаимоотношения спортсменов и т.п.).
referatwork.ru
Количество просмотров публикации Основные факторы, способствующие формированию личности преступника - 159
Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, в случае если данный процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.
Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится, прежде всего, к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате — субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.
В случае если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:
1. сама личность со всеми присущими ей свойствами;
2. малые социальные группы — семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;
3. общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.
Объективные данные, полученные из достоверных источников о личности преступника, о его социальном окружении, имеют особое значение для проведения индивидуальной профилактической работы с ним. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется исходя из особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.
Основными источниками криминологической информации являются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, исправительно-трудовых учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов.
В правоохранительных органах эта работа проводится в двух направлениях: изучение и анализ конкретной личности в связи с решением вопросов о привлечении к уголовной ответственности либо применении индивидуально-профилактического воздействия; изучение и анализ личности преступника для получения обобщенной, типичной характеристики различных категорий лиц, совершивших преступления.
referatwork.ru