3. Симптомы эмоционального выгорания. Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию. Трудоголизм. Факторы развития эмоционального выгорания


Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) напрямую связан с профессиональной деятельностью. Понятие синдрома эмоционального выгорания было введено в психологическую терминологию американским психиатром доктором Фрейденбергом еще в 1974 году. Этот термин также переводится на русский язык, как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание». Симптомы эмоционального выгорания проявляются в следующем:

  • чувство безразличия к работе, эмоциональное истощение и изнеможение, т.е. человек не отдается работе так, как это было прежде;
  • дегуманизация – негативное отношение к коллегам, подчиненным, начальству, людям, с которыми приходится работать;
  • негативное самовосприятие – неудовлетворенность в профессиональном плане, недостаток чувства профессионализма, мастерства;
  • деперсонализация, т.е. ощущение, что невозможно управлять собственными действиями;
  • итоговое ухудшение качества жизни и другие возможные проявления.

К сожалению, запущенные случаи имеют другие признаки эмоционального выгорания, это могут быть психосоматические заболевания и невротические расстройства.

Причины эмоционального выгорания

Причины эмоционального выгорания могут быть различные. Они делятся на две основные группы – объективные, связанные со служебными обязанностями, и субъективные, связанные с личностью, возрастом, жизненными ценностями.

К субъективным причинам эмоционального выгорания могут относиться особые убеждения, психологическая защита, отношение к работе, взаимоотношения с коллегами. Это могут быть завышенные требования к результатам своей работы, высокие моральные принципы и склонность к самопожертвованию.

К объективным причинам относятся увеличение профессиональной нагрузки, неправильное или недостаточное понимание своих должностных обязанностей, а также неправильная психологическая поддержка.

Факторы эмоционального выгорания

Выделяют три основных фактора эмоционального выгорания, которые существенно влияют на развитие синдрома.

  1. Личностный фактор. Более подвержены СЭВ женщины, а также личности сочувствующие, гуманные, увлекающиеся, идеалисты, фанатичные.
  2. Ролевой фактор. Риск развития СЭВ увеличивается при неравномерно распределенной нагрузке, несогласованных совместных усилиях, наличии конкуренции в команде.
  3. Организационный фактор. Риск развития СЭВ увеличивается при напряженной психоэмоциональной деятельности, интенсивном общении, эмоциях, восприятии и т.п.

Лечение и профилактика эмоционального выгорания

Профилактика СЭВ может производиться следующим образом. Руководитель должен:

  • четко и ясно распределить обязанности;
  • отслеживать особенности отношений между сотрудниками;
  • выработать традиции;
  • структурировать работу;
  • Упражнения для профилактики эмоционального выгорания
  • оптимизировать нагрузку;
  • помогать и поддерживать сотрудников.

Синдром эмоционального выгорания, лечение которого длительное и серьезное, можно не допустить, выполняя различные упражнения для профилактики эмоционального выгорания, например, различные способы создания атмосферы доверия в коллективе, доброжелательности и принятия друг друга, формирование навыков позитивного восприятия окружающих, а также самовосприятия.

Эмоциональное выгорание, лечение которого может проводиться и различными народными средствами, может быть полностью устранено вышеописанными упражнениями. А к более доступным методам относятся также природные успокоительные средства: чай из мелиссы, настои травы пустырника, посещение бани и сауны, сеансы релаксации, дыхательная гимнастика.

 

womanadvice.ru

Факторы эмоционального выгорания

Что такое факторы эмоционального выгорания

Прежде чем рассматривать конкретные факторы эмоционального выгорания, коротко остановимся на понятии эмоционального выгорания вообще.

Что такое эмоциональное выгорание? Данный термин, введённый одним из американских специалистов в области психологии, предназначен для обозначения эмоционального, а также психологического состояния людей, постоянно общающихся с пациентами или клиентами при оказании специализированной помощи, и находящихся в постоянной эмоционально-напряженной атмосфере.

На сегодняшний момент существует общая точка зрения по поводу эмоционального выгорания и его структуры. Под данным термином принято понимать состояние физического, умственного и эмоционального истощения, проявляющегося у работников социальной сферы.

Под синдромом эмоционального выгорания подразумевается процесс, возникающий в несколько этапов и включающий в себя три основные фазы.

Фазы эмоционального выгорания

Первая фаза - нервное (тревожное) напряжение - создаваемое хронической психоэмоциональной атмосферой, непредсказуемостью рабочей обстановки, повышенной ответственностью, трудностью контингента. Тревожное напряжение состоит из нескольких симптомов, таких как неудовлетворенность собой, ощущение тревоги и депрессии, синдром “загнанности в клетку”, сопровождающийся излишним переживанием и эмоциональным дискомфортом и т.д.

Вторая фаза данного синдрома - резистенция, то есть сопротивление. Возникает, когда специалист пытается обезопасить себя от негативных впечатлений, формируя при этом психологическую защиту с участием эмоционального выгорания. Это нормально, так как человек, осознавая свои действия или действуя над подсознательном уровне стремится к эмоциональному и психологическому комфорту, снижению влияющих на него внешних факторов с помощью уже имеющихся в его арсенале средств. Эмоционально-нравственная дезориентация, увеличение сферы экономии эмоций, халатное отношение к профессиональным обязанностям, а также симптом неадекватной эмоциональной реакции - данные симптомы проявляются, как правило, в фазе резистенции.

Последняя фаза “выгорания” - это истощение психических ресурсов человека, спад эмоционального тонуса, наступающее вследствие того, что проявленное сопротивление оказывается неэффективным. Как результат, происходит ослабление нервной системы. Данная фаза сопровождается эмоциональным дефицитом, личностной отстранённостью, иногда даже проявляется на уровне психосоматических и психовегетативных нарушений.

Среди предпосылок возникновения данного феномена можно выделить внешние – социально-психологические и внутренние – личностные факторы.

Так, к внешним факторам относятся социальные факторы, а также условия профессиональной деятельности работника. Социальные факторы эмоционального выгорания:

  • внедрение инновационных технологий, реформирование;
  • сложившийся комплекс социально-экономических проблем, включающих маленькую заработную плату, падение престижа профессии и др.;
  • жесткие временные рамки, предъявление высоких требований к профессионализму и личностным качествам;
  • отсутствие четкой взаимосвязи между затраченными силами и получаемым результатом;
  • чрезмерный контроль со стороны администрации; 
  • неотрегулированность организационных моментов.

К личностным факторам развития эмоционального выгорания относятся (по версии О. Хухлаева) следующие качества и особенности личности: 

  • отсутствие навыков взаимодействия и умения выходить из сложных ситуаций;
  • повышенная тревожность, гиперответственность;
  • сниженное чувство собственной значимости;
  • трудоголизм и даже перфекционизм, стремление все делать хорошо, лучше всех;
  • склонность к интроверсии, то есть направленности интересов человека на его внутренний мир. 

Итак, профессиональная деятельность, осуществляемая в условиях, предполагающих высокий уровень психоэмоциональных нагрузок, усиливает риск эмоционального выгорания сотрудников. Чтобы снизить вредоносное воздействие условий рабочей среды, необходимо создать благоприятные условия для деятельности работников учреждений в социальной сфере.

Для устранения личностных факторов эмоционального выгорания рекомендую пройти тренинг "Путь к себе".

Читайте также: Богатство и счастье

Понравилась статья? Сделайте доброе дело - поделитесь с друзьями в соцсетях:

Комментарии для сайта Cackle

zdips.ru

3. Симптомы эмоционального выгорания. Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию. Трудоголизм

С точки зрения В.В. Бойко, эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

  1. нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

  2. резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

  3. истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и о6стоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют субъективные факторы, способствующие появлению профессиональных деструкций.

3. Симптом «загнанности в клетку».

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

Вычленение фазы резистенции в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается момента появления тревожного напряжения. Формирование фазы резистенции происходит на фоне следующих явлений:

studfiles.net

1.2 Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания. Личностные и социально-психологические особенности лиц с эмоциональным выгоранием

Похожие главы из других работ:

Агрессия и влияющие на нее факторы

2. Факторы, способствующие агрессии

До недавнего времени в зарубежной экспериментальной литературе традиционным было мнение о том, что представители сильного пола более агрессивны, чем женщины, а также то...

Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального выгорания медицинских сестер в профессиональной деятельности

1.1 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный (у К. Кондо соответственно: индивидуальный, социальный, характер работы и рабочего окружения)...

Влияние личностных особенностей фельдшеров службы скорой медицинской помощи на развитие синдрома эмоционального выгорания

1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60]. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж...

Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов

1.3 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

По мнению большинства как зарубежных, так и отечественных психологов, учителя - та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики деятельности. Исследователи выделяют объективные (социальные...

Выявление эффективности влияния различных приемов на процесс коррекции конструктивной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития

1.2.2. Факторы способствующие возникновению ЗПР

Этиологические факторы задержек психического развития подразделяются на конституционально-генетические, церебрально-органические и психосоциальные...

Девиантное поведение личности в организации

2.2 Факторы, способствующие девиации

Девиантам чтобы влиять на те отношения, которые они решили эксплуатировать, в первую очередь, необходимо использовать различные формы власти. Факторами влияния, содействующими проявлению отклонений...

Зависимость типа "эмоционального выгорания" от характера эмоциогенной ситуации

1.3 Факторы, влияющие на формирование «эмоционального выгорания»

Анализ конкретных исследований феномена «эмоционального выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих «выгорание»...

Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении

1.2 Факторы, способствующие развитию зависимого поведения

Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния [25]...

Классификация вариантов аддиктивного поведения

1. Понятие аддиктивного поведения. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной...

Особенности копинг поведения педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания

1.2 Структура синдрома эмоционального выгорания и факторы, детерминирующие его развитие в профессиональной деятельности педагогов

При всём существовании многообразных подходов и пониманий явления эмоционального выгорания практически все исследователи сходятся в том, что выгорание представляет собой синдром...

Синдром эмоционального выгорания

1.4 Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания»

Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на схему предложенную Орлом В.Е. [27,20] Индивидуальные факторы. Организационные факторы...

Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы

1.2.Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»

Профессиональным и личностным факторам эмоционального «выгорания» способствует эмоциогенная ситуация. П.Фресс утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека...

Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности

1.2.2. Факторы развития эмоционального выгорания

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Пишут о трех факторах, играющих существенную роль в "эмоциональном сгорании": личностном...

Эмоциональное выгорание работников медицинской сферы

1.2 Факторы, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока...

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

2.2 Факторы, ведущие к развитию эмоционального выгорания у предпринимателей

Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность предпринимателя являются когнитивные, поведенческие, аффективно - мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том...

psy.bobrodobro.ru

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога



В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводит к эмоциональному выгоранию психологов в профессии, позволяет разработать критерии профессионального отбора студентов для учебы на психологическом факультете вуза.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессионально-важные качества, эмпатия, толерантность в общении, стиль общения

Значительные и фундаментальные перемены, происходящие в настоящее время в обществе, приводят к активному внедрению психологии в различные сферы его жизнедеятельности. Следствием этого процесса является не только повышение спроса на квалифицированных психологов, но и увеличение требований, предъявляемых обществом к практическому психологу.

Профессиональная деятельность психолога — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Поэтому особую актуальность приобретает вопрос, что является главным в процессе профессионального развития психолога, что делает психолога эффективным и успешным, каковы пути предотвращения формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [2].

Иногда СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

Впервые термин burnout (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности.

Социальный психолог К. Maslac в 1976 году определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [4].

В. В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1].

С. Джексон считает, что к эмоциональному выгоранию приводят длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях [4].

Синдром эмоционального выгорания рассматривается нами в аспекте практической, профессиональной деятельности психолога. Наиболее характерно проявление этого синдрома для представителей коммуникативных и помогающих профессий системы «человек — человек», к которым и относится профессия психолога.

В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей.

Профессия психолога требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает психолог в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть проблем клиента оказывают негативное воздействие на здоровье психолога [3].

Формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога может быть связано с такими факторами, как специфическое психоэмоциональное и физическое состояние клиентов: тягостные переживания, страдания людей, депрессивные состояния, состояния безысходности. Всегда трудно работать с людьми, принимая их горе, боль, проблемы. Эмоциональные перегрузки приводят к повышению раздражительности, враждебности по отношению к поведенческим особенностям клиентов [5].

В своей профессиональной деятельности психолог должен ориентироваться на ценность Другого человека, адекватно оценивая свои возможности в оказание помощи клиенту, неся ответственность за свои профессиональные действия.

Изучение особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у практикующих психологов, работающих в различных организациях г. Шахты, проведенное нами в 2014–2016 годах, с помощью методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, позволило выделить 24 % психологов, для которых характерен высокий уровень эмоционального выгорания. Проводя взаимосвязь между выраженными симптомами эмоционального выгорания у психологов, можно сказать, что наиболее выраженной фазой переживания профессионального стресса является истощение, сопровождающееся психосоматическими и психовегетативными нарушениями и обусловленное, прежде всего неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, тревогой и депрессией, личностной отстраненностью.

Ведущим фактором формирования эмоционального выгорания у психологов является стиль взаимодействия, обуславливающий характер межличностных взаимоотношений. Изучение стиля общения у психологов проводилось с помощью личностного опросника Т. Лири. У психологов с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, выявлен властно-лидирующий стиль межличностного общения, им не хватает дружелюбия в общении, они не склонны доверять людям. Уровень принятия других людей и доброжелательности в общении умеренные. Характерно снижение общительности, усталость от общения.

У психологов с низкой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, выявлен сотрудничающий и конвенциальный стили межличностного общения. Фактор дружелюбия преобладает над фактором доминирования, однако выраженность фактора доминирования умеренно высокая. Преобладающими чертами в межличностном общении является доверчивость, добросердечие и отзывчивость. Психологи склонны к сотрудничеству, кооперации, проявляют гибкость и компромисс при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих. Общительны, проявляют теплоту и дружелюбие.

Сравнивая особенности межличностных отношений испытуемых, можно утверждать, что для предотвращения формирования эмоционального выгорания, межличностные отношения психологов должны строиться на высоком уровне принятия других, высоком уровне доверия и доброжелательности в отношениях. Общение с клиентами должно приносить удовольствие психологу. Успешный психолог — это психолог, постоянно стремящийся к общению и получающий от общения удовлетворение; стремящийся к установлению близких отношений с другими людьми и желающий, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения.

Уровень эмпатии, выраженность толерантности в общении у психологов были изучены с помощью опросника «Социально-психологические характеристики субъекта общения» В. А. Лабунской, методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна, опросника «Толерантные и интолерантные установки личности» В. В. Бойко.

Для психологов с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания характерна склонность к затрудненному общению. Наибольшую психологическую трудность в общении у них вызывают интенсивность общения, количество партнеров, отсутствие умений и навыков организации взаимодействия. Не хватает выдержки в области активного слушания клиентов, возникает желание перебить клиента, дать совет и оценку. Возникающие трудности в общении противоречат сути работы психолога, от которого требуется способность к длительному выслушиванию человека, не критичность к экспрессивно речевым особенностям клиента.

Для психологов с низкой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, склонность к затрудненному общению не характерна, потребность в общении высокая. Наибольшую психологическую трудность в общении у них вызывают особенности обращения партнеров друг к другу и умения и навыки организации взаимодействия: безразличие, подозрительность, враждебность, с ярко выраженным властным отношением к другим людям, высокомерие, чрезмерная требовательность, нежелание партнера поддерживать зрительный контакт, громкая речь, несоответствие выражения лица партнера его словам.

Склонность к затрудненному общению, недостаточное проявление эмпатии и толерантности в общении способствуют эмоциональному выгоранию практикующих психологов. Поэтому, способность к избеганию затруднений в межличностном общении, установлению гармоничных доверительных отношений, принятие собеседника таким, какой он есть, не зависимо от его внешнего вида, формы взаимодействия, экспрессивно речевых особенностей, способность выдерживать длительный контакт, не перебивая клиента, способность к эмпатии и сопереживанию, толерантность к людям можно рассматривать как профессионально-важные качества психологов.

Итак, полученные результаты исследования позволяют нам выделить профессионально-важные качества психологов:

  1. Высокий уровень принятия других людей, высокая доброжелательность, высокий уровень доверия другим людям.
  2. Ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению. Преобладание диалогического стиля общения.
  3. Низкий уровень конфликтного взаимодействия, использование таких стратегий поведения в конфликте как сотрудничество, соглашение и приспособление.
  4. Общение с клиентами должно приносить удовольствие психологу. Успешный психолог — это психолог, постоянно стремящийся к общению и получающий от общения удовлетворение; стремящийся к установлению близких отношений с другими людьми и желающий, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения.
  5. Способность к избеганию затруднений в межличностном общении, установлению гармоничных доверительных отношений, принятию собеседника таким, какой он есть, не зависимо от его внешнего вида, формы взаимодействия, экспрессивно речевых особенностей, способность выдерживать длительный контакт, не перебивая клиента.
  6. Высокий уровень эмпатии, способность к сопереживанию, к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки на фоне умеренной сензитивности к отвержению.
  7. Высокий уровень социальной и личностной толерантности.
  8. Общительность, жизнерадостность, чувствительность, доверчивость, дружелюбие, ориентированность на других людей, откровенность, естественность.

Выделенные профессионально-важные качества психологов можно рассматривать как критерии профессионального отбора студентов для учебы на психологическом факультете ВУЗа. Профессиональный отбор студентов позволит им более осознанно подойти к выбору профессии, адекватно оценить свои возможности в достижении успеха в профессиональной деятельности психолога.

Будущие психологи, в процессе учебы уделяющие внимание развитию профессионально-важных качеств, в большей мере способны добиться успеха в профессиональной деятельности и избежать формирования синдрома эмоционального выгорания.

Литература:
  1. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. — СПб: Питер, 2004. — 473 с.
  2. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
  3. Елдышова, О. А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики / О. А. Елдышова. — М.: Наука, 2006. — 126 с.
  4. Ильин, Е. А. Эмоции и чувства // Феномен эмоционального выгорания / Е. А. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. — 424 с.

5. Молоканов, М. В. Личностные компоненты успешности практического психолога / М. В. Молоканов. — М.: Наука, 1994. — 276 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, психолог, межличностное общение, профессиональная деятельность психолога, общение, профессиональная деятельность, профессиональный отбор студентов, качество психологов, затрудненное общение, клиент.

moluch.ru

1.3 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального выгорания медицинских сестер в профессиональной деятельности

1.1 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный (у К. Кондо соответственно: индивидуальный, социальный, характер работы и рабочего окружения)...

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями педагогов

1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания

Одной из центральных проблем психологической отрасли в последние годы стала распространённость нарушений психической адаптации...

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями педагогов

1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания

Одной из центральных проблем психологической отрасли в последние годы стала распространённость нарушений психической адаптации...

Влияние личностных особенностей фельдшеров службы скорой медицинской помощи на развитие синдрома эмоционального выгорания

1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60]. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж...

Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении

1.2 Факторы, способствующие развитию зависимого поведения

Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния [25]...

Исследование зависимости личностных особенностей социального работника и характера протекания синдрома эмоционального выгорания

2.1 Определение синдрома эмоционального выгорания

Синдром "выгорания" (burnout) представляет собой многомерный конструкт, набор многомерных психических переживаний, "истощение" от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями...

Личностные и социально-психологические особенности лиц с эмоциональным выгоранием

1.2 Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания

После того, как признали феномен выгорания, многие исследователи заинтересовались тем, какие факторы вызывают его появление, развитие и торможение...

Особенности копинг поведения педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания

1.2 Структура синдрома эмоционального выгорания и факторы, детерминирующие его развитие в профессиональной деятельности педагогов

При всём существовании многообразных подходов и пониманий явления эмоционального выгорания практически все исследователи сходятся в том, что выгорание представляет собой синдром...

Синдром эмоционального выгорания

1.4 Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания»

Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на схему предложенную Орлом В.Е. [27,20] Индивидуальные факторы. Организационные факторы...

Синдром эмоционального выгорания в правоохранительной сфере

1. Сущность синдрома эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе...

Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения

1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания

В отечественной и зарубежной психологии даются различные определения синдрома эмоционального выгорания. Синдром выгорания (от греч. syndrome - сочетание и англ, burn-out -прекращение горения) -- клиническое нарушение...

Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения

1.2 Причины синдрома эмоционального выгорания

На следующем этапе нашей работы рассмотрим причины возникновения синдрома эмоционального выгорания. Точную оценку распространенности феномена сгорания произвести весьма трудно...

Эмоциональное выгорание работников медицинской сферы

1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания

Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно...

Эмоциональное выгорание работников медицинской сферы

1.2 Факторы, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока...

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

2.2 Факторы, ведущие к развитию эмоционального выгорания у предпринимателей

Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность предпринимателя являются когнитивные, поведенческие, аффективно - мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том...

psy.bobrodobro.ru

1.2.2. Факторы развития эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального выгорания медицинских сестер в профессиональной деятельности

1.1 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный (у К. Кондо соответственно: индивидуальный, социальный, характер работы и рабочего окружения)...

Влияние личностного адаптационного потенциала военнослужащих на формирование у них синдрома эмоционального выгорания

1.3 Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания

Развитие синдрома эмоционального выгорания носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности...

Влияние личностных особенностей фельдшеров службы скорой медицинской помощи на развитие синдрома эмоционального выгорания

1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60]. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж...

Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов

1.3 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

По мнению большинства как зарубежных, так и отечественных психологов, учителя - та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики деятельности. Исследователи выделяют объективные (социальные...

Зависимость типа "эмоционального выгорания" от характера эмоциогенной ситуации

1.3 Факторы, влияющие на формирование «эмоционального выгорания»

Анализ конкретных исследований феномена «эмоционального выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих «выгорание»...

Зависимость типа "эмоционального выгорания" от характера эмоциогенной ситуации

2.4 Влияние ведущих ценностей на динамику развития феномена «эмоционального выгорания»

Мы перешли к заключительному этапу построения теоретической модели механизма «эмоционального выгорания». Теперь нам нужно определить какую роль играют ценностные ориентации в динамике развития эмоционального выгорания...

Изучение индивидуальных особенностей у студентов с разным уровнем эмоционального выгорания

1.1 История развития вопроса о феномене эмоционального выгорания

Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Социальный психолог К...

Личностные и социально-психологические особенности лиц с эмоциональным выгоранием

1.2 Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания

После того, как признали феномен выгорания, многие исследователи заинтересовались тем, какие факторы вызывают его появление, развитие и торможение...

Особенности копинг поведения педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания

1.2 Структура синдрома эмоционального выгорания и факторы, детерминирующие его развитие в профессиональной деятельности педагогов

При всём существовании многообразных подходов и пониманий явления эмоционального выгорания практически все исследователи сходятся в том, что выгорание представляет собой синдром...

Профессиональные деформации

2.1 Диагностика уровня эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа "человек-человек" рассматривают свою работу в Департаменте социального развития Тюменской области и людей, с которыми они тесно сотрудничают...

Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы

1.2.Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»

Профессиональным и личностным факторам эмоционального «выгорания» способствует эмоциогенная ситуация. П.Фресс утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека...

Эмоциональное выгорание личности профессионала

2.2. Особенности влияния эмоционального выгорания для развития личности профессионала

Вернемся еще раз к определению эмоционального выгорания. Доктор К. Маслач подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса...

Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности

1.2.1 Стадии развития эмоционального выгорания

Исследователи генеза синдрома выгорания отмечают, что его развитие носит стадиальный характер. Польский психолог Т.И.Ронгинская [44], описывая последовательность проявления признаков этого синдрома, отмечает...

Эмоциональное выгорание работников медицинской сферы

1.2 Факторы, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока...

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

2.2 Факторы, ведущие к развитию эмоционального выгорания у предпринимателей

Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность предпринимателя являются когнитивные, поведенческие, аффективно - мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том...

psy.bobrodobro.ru