Концептуальный подход к человеческому развитию разработан группой экспертов Программы развития ООН (ПРО-ОН) и впервые изложен во Всемирном докладе о человеческом развитии за 1990 г. Впоследствии он стал ежегодным. Он рассматривает развитие человеческого потенциала не только как средство, но самое главное — как цель и критерий стабильного развития, общественного прогресса. Человеческое развитие трактуется как расширение для человека свободы выбора, как совершенствование возможностей человека, его способностей. На любом этапе развития человечества существуют три ключевые проблемы, три потребности: прожить долгую и здоровую жизнь; приобрести знания; иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного в данном обществе уровня жизни[23].
Материальное богатство, на увеличение которого были ориентированы все предшествующие концепции развития и которое и сейчас еще продолжает рассматриваться как целевая функция в процессах оптимизации воздействия демографического фактора на экономику, действительно играет важную роль в жизни людей. Но в то же время нужно отметить (а прийти к этому выводу было не так просто), что богатство само по себе не является признаком равноправия, не гарантирует правопорядок и социальную стабильность. Человеческие потребности не сводятся, особенно сейчас при переходе к постиндустриальному обществу, только к материальному обогащению: долгая и здоровая жизнь, приобщение к ценностям науки и культуры, творческая активность, сохранение природной среды — вот важнейшие ценности современной нам жизни.
Концепция человеческого развития объединяет решение экономических вопросов производства и распределения товаров и услуг с решением вопросов формирования и использования способностей людей, рассматривая развитие человеческих способностей как цель общественного прогресса. Расчет индекса человеческого развития (ИЧР — human development index — HDI) строится на минимальном наборе базовых показателей, регулярно рассчитываемых по сопоставимой методике для экономически развитых и развивающихся стран. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из ключевых направлений (размерностей) человеческого развития[24]. Эти основные размерности — долголетие, образованность, уровень жизни. Для этих трех размерностей человеческого развития разработана система базовых показателей, регулярно вычисляемых и сопоставимых практически для всех стран мира: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении для обоих полов, доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением во всех видах учебных заведений; ВВП на душу населения. Эти индикаторы измеряются в разных единицах, поэтому для построения общего индекса человеческого развития нужно использовать следующую формулу:
где, Xj — фактическое значение показателя, описывающего j-e измерение человеческого развития; тjи Мj. — соответственно минимальное и максимальное значения показателя, описывающего j-e измерение; аj — весовой коэффициент (для средней ожидаемой продолжительности жизни составляет 1/3, ВВП — 1/3, уровня грамотности - 2/9, полноты охвата обучением - 1/9, таким образом, доля каждого измерения человеческого развития равна 1/3).
В основе любого развития общества лежат три фактора экономического роста, или три вида капитала: трудовые ресурсы (человеческий капитал), физический капитал, созданный трудом людей, и природные ресурсы (в последнее время все более лимитирующие экономическое развитие).
Обратим внимание на важнейший фактор — человеческий капитал. В экономической литературе понятие «человеческий капитал» часто идентифицируется с понятием «качество рабочей силы». Под человеческим капиталом понимается совокупность свойств человека, проявляющаяся в процессе трудовой деятельности.
Запасы человеческого капитала складываются и накапливаются в домохозяйствах в течение всех этапов жизненного цикла семьи. Воспитание детей, повышение образовательного и культурного уровня членов семьи, сохранение здоровья и формирование качеств, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда — это основные функции семьи, одновременно могут рассматриваться как инвестирование в человеческий капитал. Часть этих инвестиций осуществляется в виде затрат времени и соответствующих усилий внутри самих домохозяйств (уход, воспитание и т.д.), другая часть, поступая на рынок, формирует спрос на услуги образования, здравоохранения и других отраслей социально-культурной сферы, а также выступает в виде затрат на поиск более выгодных сфер приложения труда (расходы на трудовую миграцию, поиск работы).
Рост образования работников является следствием изменения роли человека в современном производстве. Инвестиции в образование рассматриваются в качестве такого же источника экономического роста, как и другие виды вложения капитала. Еще в 60-е гг. исследования американских ученых показали, что инвестиции в человеческий капитал являются главной составляющей экономического роста. В 80-х гг. в США норма отдачи от инвестиций в высшее образование составляла от 7 до 12% в зависимости от типа образования, в то время как средняя норма отдачи от физического капитала была в пределах 4—8%. Более того, установлено, что норма отдачи как от среднего, так и от высшего образования, как правило, выше в менее развитых странах. По некоторым оценкам, норма отдачи от инвестиций в среднее образование составляет в развитых странах в среднем 11%, тогда как для менее развитых стран она лежит в пределах от 15 до 18%. Нормы отдачи от инвестиций в высшее образование составляют для развитых стран 9%, а для менее развитых — от 13 до 16%[25].
Демографической тенденцией, способствующей росту спроса на образование со стороны общества, как ни парадоксально, является сокращение рождаемости и численности населения страны. Так, Г.Беккер установил наличие тесной обратной связи между ростом населения и инвестициями в человеческий капитал: родители имеют меньше детей, но больше средств в них вкладывают, т.е. сокращая число детей в семье, повышают человеческий капитал каждого ребенка.
Устойчивое развитие предполагает оптимальный тип воспроизводства населения, так как его чрезмерный рост, как и стабильное убывание, препятствуют устойчивому развитию. Например, обострившаяся с 60-х гг. XX века глобальная демографическая проблема порождена взрывным ростом населения планеты. Она выражается в резком увеличении нагрузки на окружающую среду, увеличении суммарных потребностей людей, что частично обусловливает рост бедности, экономическую отсталость и социальную нестабильность. В то же время постоянное снижение численности населения и его постарение в развитых странах имеют своим следствием сокращение численности трудовых ресурсов (а также численности будущих поколений) как важнейшего экономического ресурса и цели устойчивого развития.
Выводы
Таким образом, демографическая история человечества представляет собой последовательную смену трех типов воспроизводства населения: Архетипа, традиционного и современного, что соответствует трем главным этапам цивилизованного развития (собирательному, аграрному и индустриальному обществу).
Демографические факторы возрастно-половой структуры влияют на занятость, производство, доходы, потребление, уровень жизни населения. Особую озабоченность Правительства РФ должен вызывать уровень жизни таких групп населения, как материнские семьи (где глава семьи — женщина) и пожилые люди как наименее защищенных, с высоким риском бедности.
Контрольные вопросы и задания
I задание. (Закончите предложение).
Тип воспроизводства населения — система его количественных характеристик в единстве с ....
Снижение рождаемости в ходе демографического перехода было обусловлено: снижением смертности детей ... (чем еще?)
Демографический фактор — термин, используемый в научной литературе для обозначения зависимости темпов и пропорций общественного развития или его отдельных экономических параметров от....
Основные измерители человеческого развития — уровень жизни, образованность ... (что еще?)
II задание. (Да или нет).
Необходимость перестройки пенсионной системы в нашей стране определяется только временной бедностью государства, не имеющего возможности выплачивать пенсии в достаточном размере:
III задание. (Задача).
В одной из стран Латинской Америки с низкой продолжительностью жизни и высоким темпом роста населения из-за высокой рождаемости в начале прошлого века были следующие возрастные структуры и уровни занятости мужчин и женщин:
I | ||||
Возраст | Мужчины | Женщины | Занятость мужчин | Занятость женщин |
10- 14 лет | 0.136 | 0,136 | 0.4 | 0,064 |
15- 19 лет | 0.109 | 0,108 | 0.896 | 0,15 |
20-24 года | 0,151 | 0,085 | 0,969 | 0,163 |
25-34 года | 0,099 | 0,117 | 0,984 | 0,145 |
35-34 года | 0,054 | 0,069 | 0,987 | 0,143 |
45-54 года | 0.022 | 0,04 | 0.985 | 0,137 |
55-64 года | 0,009 | 0,022 | 0,973 | 0,131 |
65 лет и старше | 0,003 | 0,01 | 0,863 | 0,089 |
Найти долю занятых мужчин и женщин соответственно в мужском и женском населении.
Какой была бы доля занятых женщин, если бы домашние обязанности и дети не препятствовали их участию в производстве наравне с мужчинами (при условии, что уровни их повозрастной занятости будут такими же, как у мужчин)?
Список литературы
Боярский А.Я., Валентен Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1980.
Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. М., 1982.
Демографические и социально-экономические аспекты старения населения. Кн. 1 и 2. М., 1999.
Демографические процессы и их закономерности / Под ред. А.Г. Волкова, М., 1986.
Демография: современное состояние и перспективы развития / Под ред. Д.И. Валентея. М., 1997.
Кузнец С. Демографические аспекты современного экономического роста / Население и экономика. М., 1970.
Кваша А.Я. Демографическая политика в СССР. М., 1981.
Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994.
Соей А. Общая теория населения. Т. 1. М., 1977.
Современная демография / Под ред. А.Я.Кваши и В.А.Ионцева. М., 1995.
Урланис Б.Ц. Проблемы экономической демографии. В кн.: Проблемы демографии. М., 1971.
Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. М., 1978.
Опыт переходных экономик и экономическая теория. М., 1999 Феминизация бедности в России. Всемирный банк М.: Весь мир, 2000.
Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. М., 2000.
© Зверева Н.В., 2002
Читайте также:
Факторы человеческого развития
По данным доклада ООН 2013 года о человеческом развитии существуют три важных фактора развития: проактивное «государство развития»; использование возможностей глобальных рынков; и решительное внедрение инноваций в социальной политике. Они проявлялись в опыте преобразований в сфере развития во многих странах. Зачастую они бросают вызов предустановленным и предначертанным подходам: с одной стороны, они отвергают ряд коллективистских, централизованных рецептов, а с другой, дистанцируются от безудержной либерализации.
Фактор 1. Проактивное государство развития
Сильное, проактивное и ответственное государство разрабатывает политические мероприятия для государственного и частного секторов, основанные на долгосрочной концепции и лидерстве, общих нормах и ценностях, а также на правилах и институтах, формирующих доверие и сплоченность. Достижение устойчивых результатов преобразований требует, чтобы страны сформулировали согласованный и сбалансированный подход к развитию. Тем не менее, страны, добившиеся успеха в инициировании роста и придании ему устойчивого характера в плане дохода и человеческого развития, не следовали какому-то одному простому рецепту. Сталкиваясь с различными вызовами, они применяли дифференцированные политические меры, касающиеся рыночного регулирования, содействия экспорту, промышленного развития и технологического прогресса. Приоритеты должны быть ориентированы на человека и содействовать созданию благоприятных возможностей, в то же время защищая людей от риска отрицательного воз-действия. Правительства могут поддерживать отрасли, которые, вследствие неполноты рынков, могут в противном случае не возникнуть. Несмотря на определенный риск рентоискательства и кумовства, это позволило некоторым странам Юга превратить неэффективные отрасли в ранние факторы экспортного успеха в условиях повышения открытости экономики. В крупных и сложных экономиках результат той или иной конкретной политики неизбежно является неопределенным. В этих условиях государства, приверженные целям в области развития, должны быть прагматичными и проверить на практике ряд различных подходов. Здесь можно выделить несколько особенностей: государства, приверженные целям в области развития и дружественные к людям, развивают основные социальные услуги. Инвестирование в потенциал людей посредством здравоохранения, образования и других социальных услуг – это не приложение к процессу роста, а его неотъемлемая часть. Жизненно важной характеристикой роста, содействующей человеческому развитию, является стремительное распространение качественных рабочих мест.
Фактор 2. Использование возможностей глобальных рынков
Глобальные рынки играют важную роль в стимулировании прогресса. Все «новые индустриальные» страны осуществляли стратегию «импортировать то, что знает остальной мир, и экспортировать то, чего он хочет». Но еще более важными являются «условия взаимодействия» с этими рынками. Без инвестиций в людей доходы от глобальных рынков, скорее всего, будут ограниченными. Более вероятно, что успех будет результатом не внезапно наступившей открытости, а постепенной и поэтапной интеграции в мировую экономику, осуществляемой сообразно национальным обстоятельствам и сопровождаемой инвестициями в людей, институты и инфраструктуру. Более мелкие экономики успешно фокусируются на нишевых продуктах, успех которых часто является плодом многолетней государственной поддержки, основанной на уже имеющихся компетенциях или на создании новых компетенций.
Фактор 3. Инновации в сфере социальной политики
Немногие страны добились устойчивого и быстрого роста без впечатляющего уровня государственных инвестиций – не только в инфраструктуру, но также в здравоохранение и образование.
Целью должно быть создание «благодетельного цикла», при котором экономический рост и социальная политика поддерживают друг друга. В странах с низким уровнем неравенства доходов воздействие роста на сокращение бедности, как правило, значительно более результативно, чем в странах с высоким уровнем неравенства. Минимизации социальных конфликтов помогает также содействие равенству возможностей, особенно среди различных религиозных, этнических и расовых групп населения. Образование, медицинская помощь, социальная защита, расширение юридических прав и возможностей и социальная организация – всё это дает возможность бедным слоям населения вносить вклад в экономический рост. Отраслевой баланс – особенно с учетом сельскохозяйственного сектора, – а также характер и темпы увеличения занятости жизненно важны при определении того, в какой мере рост влияет на доходы. Но даже эти базовые политические инструменты могут не способствовать расширению прав и возможностей обездоленных групп населения. Бедные слои общества ведут борьбу за то, чтобы их заботы были услышаны, а государство не всегда обеспечивает, чтобы услуги на деле охватывали всех и каждого. Задача социальной политики – содействовать инклюзии (обеспечение недискриминации и одинакового отношения ко всем жизненно важно для поддержания политической и социальной стабильности) и предоставлять базовые социальные услуги, способные подкреплять долгосрочный экономический рост, поддерживая выход на рынок здоровых и образованных кадров. Не все такие услуги должны предоставляться государственным сектором. Но государство обязано обеспечить всем гражданам стабильный доступ к основным требованиям человеческого развития.
Таким образом, повестка дня преобразований в области развития многоаспектна. Она предусматривает увеличение активов бедных слоев населения путем повышения государственных расходов на базовые услуги; совершенствование функционирования государства и социальных институтов, направленное на содействие как экономическому росту, так и равенству возможностей; снижение бюрократических и социальных ограничений, препятствующих экономической активности и социальной мобильности; обеспечение подотчетности лидеров; привлечение общин к определению бюджетных приоритетов.
group-global.org
Поиск Лекций
РЕФЕРАТ по дисциплине История
тема: «Российская история как часть мировой истории»
выполнил: обучающийся группы ТОА-1-16 Батурин М.В. проверил: преподаватель: Карабутова Т.В.
Содержание Введение ……………………………………………………….3 1. Факторы развития человечества ………………………4 2. Россия на стыке цивилизаций…………………………. 6 Заключение …………………………………………………….9 Список литературы …………………………………………..10
Введение История развития России в мировой цивилизации значительно. Расположение страны частично и в Европе и в Азии обусловило как подверженность нападкам соседних западных и восточных стран, так и наследование традиций и обычаев в мирной жизни таких разных стран-соседей. Безусловно исторический процесс не субъективен, он в взаимообусловлен рядом процессов. Во время формирования российской государственности влияние имели и восточный и западный типы цивилизаций, что по-разному повлияло на развитие страны. Но при этом и Россия имела достаточный вес и влияние на уклад и развитие ряда стран. В контексте общей истории - всеобщей (или всемирной), история России значительна и уникальна, но не единична. Вообще на греческом «история» звучит как historia и дословно означает рассказ о прошедшем. Сегодня она понимается как процесс развития общества, природы, движение во времени, и как наука, которая изучает прошлое человечества, процессы, факты, событии, опираясь на исторические источники. История, как отрасль научного знания рассматривает исторический процесс в-целом: жизнь человечества, его развитие и результаты на данный момент. Общность людей при этом выражается в разнообразных союзах: родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются. Возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что называют историческим процессом. За время развития человечества сменялись поколения, появлялись и исчезали народы, но всё это становилось частью единого эволюционного процесса, сказывалось на общей исторической памяти человечества и формировало общую картину сознания и мышления современного человека и общества в-целом. В свою очередь и наши современные деяния и поступки заложат основу мысли и действия человека будущего, лягут в основу его восприятия жизни. Этот сложный процесс создания, укрепления, передачи и использования опыта и является содержанием всемирной истории, хронологически и последовательно связывая структуру причин и следствий жизни народов. Всемирная история включает ряд научных векторов: историю стран и народов; историю таких сфер общественной жизни, как экономическая, военная, внешняя политика. Сюда же входит история философии, математики, и др. Всемирная история объединяет и историю отдельных периодов развития человечества. История России так же является частью всемирной истории. Человеческие сообщества, их развитие, становление представляют огромный научный интерес вообще - и те, что находились, развивались и влияли друг на друга на территории современной России так же важны, как история древних эллинов, римлян, восточного и западного мира.
Факторы развития человечества История человечества объединяет историю каждой отдельной страны и цивилизации. У всех из них был свой уникальный путь развития, в том числе и у России. Для грамотного и полноценного изучения и оценки развития страны обычно рассматривают следующие базовые факторы: 1) Гео-территориальные пространственные условия становления и развития народа; 2) Временной исторический отрезок развития, отдельно и в сравнении со временной предопределённостью развития других народов; 3) Этнико-культурные и ментальные особенности народа и его отельных, выдающихся представителей. Каждый из этих факторов своеобразен и создает собственно историю страны. При этом история человечества имеет и общие черты, которые связывают общее развитие человечества. Немецкий философ Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному. Всемирная история несколько этапов - первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный строй, они на той или иной ступени развития становятся ведущей характеристикой прогресса. Природные факторы очень влияют на прогресс, они могут ускорять или замедлять темп развития, влиять на многие аспекты жизнь. Древние государства возникли в Африке и Южной и Юго-Восточной Азии, в районах с наиболее благоприятным климатом, что позволяло при низком уровне развития орудий труда добиваться высокого уровня производства. Государства с выходом к морю, такие как Англия, Голландия, Франция, Португалия, использовали свое географическое положение для развития выгодной международной торговли и колонизации более отсталых стран, до которых можно было добраться морским путем. Гео-пространственный фактор имел для России особое значение. Тут преобладала равнинная местность, имела место лишь малая доля морского берега и был холодный климат на большей части территории, низкий потенциал почвы для земледелия и медленное экономическое развитие. В результате русское государство образовалось на несколько столетий позже западноевропейских. Для формирования русской государственности особое значение имела разветвленная сеть рек, они получили образные названия: Волга - матушка, Днепр-батюшка. Как отмечал В.О. Ключевский, "речная сеть, по видимому, оказала более раннее и сильное действие на разделение народного труда по местным естественным условиям. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшимся; по ним возникали торговые средоточия, древнейшие русские города. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии однообразной частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовало государственному объединению страны". Другим важным понятием является время. Изучая историческое прошлое человечества, мы выстраиваем хронологию этапов развития общности людей. На основах кровной связи строилась первобытная семья: семьи образовали род, который потом разрастался в племя, а из племени или союза племен составлялась народность или народ. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в политических связях, верховной власти и законе. В государстве народ становится историческим феноменом с выраженным национальным характером и сознанием своего значения в составе мирового сообщества. Тем самым государство и народы становятся участниками непрерывного, последовательного исторического процесса. Все, что совершается, происходит во времени, которое необратимо. В основе изменений в обществе, как показывает история, лежит процесс освобождения личности, переход от рабского крепостнического труда к свободному. Вместе с пространством и временем историческая наука использует и такой важный фактор как народ, этнос. Если задуматься, история и есть исследование народа в пространстве и времени. Некоторые историки, как например, Лев Николаевич Гумилев, рассматривают народ (этнос) в качестве само развивающегося организма, со своими специфическими чертами национального характера. Источником развития по Гумилеву, основателю "этнической истории", являются подвижники, первопроходцы, наиболее активная часть общества - "пассионарии", которые генерируют движение народных масс, возглавляют его. В своей изолированности эта теория была бы односторонней, но в совокупности с другими факторами существенно дополняет и обогащает историческую науку. Изучение этнической истории, характера, души народа позволяет оживить историю страны, "очеловечить" ее. В особой мере это относится к русской истории, славной и трагической, истории многотрудной борьбы за независимость, за самоопределение. Будучи многонациональной страной, Россия впитала в себя историю многих населяющих ее народов, культур, обогатила душу, склад характера ее населения. Таким образом, изучая в совокупности и во взаимодействии народ, пространство, на котором он живет, и время, в котором совершаются исторические события, мы можем постичь историю страны, историю Отечества.
|
|
poisk-ru.ru
Экономический рост крупных компаний основан на освоении инновационных пространств, появляющихся в результате изобретений и развития человеческого капитала. Основными ресурсами развития компаний в «экономике знаний» становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров.
Выделение фактора «человеческий капитал» позволило идентифицировать принципиально важный источник экономического роста, каким являются знания и компетенция, а значит, правильно определить экономическую роль образования, науки, здравоохранения, как потребляющие и непроизводительные.
Человеческий капитал — оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию. Человеческий капитал связан с использованием ресурсов, а, следовательно, с издержками. Можно принимать или не принимать эту логику, однако нельзя не признать, что понятие «человеческий капитал» стало заметной вехой в общей тенденции изменения отношения к образованию, здравоохранению, культуре и другим отраслям социальной сферы, в частности с точки зрения их ресурсного обеспечения. Доказательство рентабельной природы затрат на образование, например, способствовало восприятию его правящими кругами многих стран как фактора экономического развития, а предпринимателями — как фактора повышения производительности труда.
В работах Т. В. Шульца теория развития человеческого потенциала была основана на накоплении человеческого капитала. Автор отмечал, что большое число эмпирических исследований показывает, что расходы на образование дают экономическую отдачу, которая также велика, как и отдача от инвестиций в физический капитал, поэтому понятие формирования человеческого капитала включает в себя не просто расходы на образование.
Для большинства населения источником дохода является труд, причем концепцией человеческого развития в качестве одного из основных признаков рассматривается его продуктивность. Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться за достойное денежное вознаграждение. Поэтому экономический рост, динамика занятости и заработной платы являются составляющими моделей человеческого развития.
Экономический рост крупных компаний основан в настоящее время на освоении инновационных пространств, появляющихся в результате изобретений и развития человеческого капитала. Основными ресурсами развития компаний инновационного типа становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров. Изменения в стратегии развития компаний и в управлении этим развитием определяется движением от прошлого, ориентированного на капитал, к будущему, ориентированному на знания.
Факторы экономического роста группируют в соответствии с данными типами экономического роста. К экстенсивным факторам экономического роста относятся: рост затрат капитала, труда, информации, а к интенсивным — технический прогресс, экономим на масштабах, рост профессионального и образовательного уровня работников, повышение их мобильности, улучшение распределения ресурсов, совершенствование управления производством, соответствующее улучшение законодательства и т. д., то есть все, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования.
Высокий уровень экономического роста является важным показателем, характеризующим экономические основы для человеческого развития, однако их взаимозависимость не является линейной. В качестве причин, сдерживающих экономический рост, ученые называют ресурсные и экологические ограничения, социальные издержки, связанные с ростом производства, а также неэффективную экономическую политику правительства [5].
Экономический рост является результатом трудовой деятельности человека и сам создает основы для расширения возможностей занятости либо в виде дополнительных рабочих мест, либо в виде принципиально новых видов работ. Таким образом, экономический рост и занятость выступают одновременно как источник и результат друг для друга.
Систему управления персоналом часто воспринимают как второстепенный инструмент развития бизнеса. Однако такая позиция необдуманна. Часто факт того, что система управления персоналом обладает большим технологическим потенциалом, выпадает из внимания. На современном этапе развития мировой экономики, когда едва ли не все корпорации обладают доступом к одним и тем же технологиям, реальная разница в достижении поставленных целей организации достигается за счет человеческих ресурсов. По сути, преимущества крупных компаний все более зависит от компетенций ее сотрудников. Особенно актуальной проблема совершенствования организации персонала становится в условиях кризиса.
Конкурентоспособность компании достигается в результате внедрения новых услуг и повышения их качества, снижения себестоимости производственных процессов, внедрения высоких стандартов организации труда. Условием этого являются подготовленность работников крупных корпораций, например, таких как ОАО «РЖД», рост их компетенций в сфере внедрения новых техники и технологий, систем управления качеством и обеспечения безопасности движения. Возрастает роль менеджмента Холдинга и, соответственно, развития компетенций руководителей в сфере финансов и управления бизнесом.
Создание ключевых компетенций требует аккумуляции и интеграции навыков, находящихся как внутри, так и вне организации. Поэтому в деле создания ключевых компетенций способность интегрировать различный опыт важна настолько же, насколько и способность создавать новое.
Рассматривая систему конкурентных преимуществ, можно разделить эти преимущества на два вида:
1) конкурентные преимущества первого уровня, связанные с использованием новейших технологий производства, наличием у предприятия квалифицированного персонала, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, современным менеджментом, развитием системы репутационного менеджмента и бренда. Данные преимущества дольше сохраняются и позволяют достигать более высокой прибыльности;
2)конкурентные преимущества второго уровня, связанные с доступностью источников сырья и наличием дешевой рабочей силы и т. д. Эти преимущества не столь устойчивы, так как не связаны с нематериальными активами компании и могут быть скопированы конкурентами.
Крупные компании стремятся вовлечь сотрудников не только в получение знаний, но и в их использование. Задача повышения эффективности кадрового потенциала всегда актуальна для любой компании. Но если в период экономического роста такая задача может и не стоять, то в кризисное время она выходит на первый план. Кризис — это некий переломный момент в системе управления, большинство компаний задумываются не только об оптимизации издержек, а о формировании конкурентных преимуществ за счет развития нематериальных активов. Антикризисная стратегия управления человеческим капиталом компаний, нацеленных на сохранение конкурентоустойчивости, должна быть гибкой, экономичной и эффективной.
Основной недостаток прежней системы управления персоналом в том, что она была основана на кадровом учете и делопроизводстве и в меньшей степени нацелена на человека, на его развитие и повышение эффективности деятельности. Поэтому стратегия изменений, которую реализует ОАО «РЖД» направлена от реализации учетных функций к созданию системы менеджмента по эффективному управлению кадрами.
Общая проблема, ограничивающая инновационную активность крупных корпораций, заключается в отсутствии контакта и взаимопонимания между высшим и средним менеджментом, между руководством и работниками. Перед руководителями крупных компаний стоит задача поиска эффективной модели инвестирования в человеческий капитал, направленной повышению вовлеченности работников в процесс улучшения качества, созданию среды, способствующей инновациям, проектированию инновационных методов и инструментов инвестирования в развитие человеческого капитала.
В ОАО «РЖД» создан корпоративный центр развития профессионального обучения персонала, который осуществляет функции по интегрированию современных тенденций развития и обучения в корпорацию. Больше внимания компания стала уделять краткосрочному обучению, которое проводится на базе Международного центра финансово-экономического развития. В 2016 г. на семинарах и тренингах обучено 1606 работников аппарата управления. В том числе проведено обучение 48 сотрудников ЦКАДР и департаментов методу структурированного интервью, основанному на лингвистическом анализе речи кандидата на работу [2].
Самый успешный тренинг проведен по применению метода компетенций для 50 специалистов по управлению персоналом департаментов железнодорожной корпорации. В настоящее время общий тренд в управлении человеческим капиталом в бизнесе — повышение числа миноритариев, то есть работников, владеющих собственностью компании. Собственником ОАО «РЖД» является государство, но в создаваемых дочерних обществах эту схему можно применить.
Для того, чтобы стратегия компании реализовывалась при работе с персоналом, в ОАО «РЖД» выбран метод компетенций, который позволяет стандартизировать и унифицировать основную работу с сотрудниками. Разработаны ключевые корпоративные компетенции, которые будут заложены в основу создания идеального профиля должности каждого работника. Это позволит компании выйти на многофакторную оценку деятельности работника несколькими сторонами — руководителем, коллегой, клиентом, самим работником.
Литература:Основные термины (генерируются автоматически): экономический рост, человеческий капитал, система управления, человеческое развитие, компания, метод компетенций, основной ресурс развития компаний, растущая профессиональная компетенция, интеллектуальный капитал, результат изобретений.
moluch.ru
Концептуальный подход к человеческому развитию разработан группой экспертов Программы развития ООН (ПРО-ОН) и впервые изложен во Всемирном докладе о человеческом развитии за 1990 г. Впоследствии он стал ежегодным. Он рассматривает развитие человеческого потенциала не только как средство, но самое главное - как цель и критерий стабильного развития, общественного прогресса. Человеческое развитие трактуется как расширение для человека свободы выбора, как совершенствование возможностей человека, его способностей. На любом этапе развития человечества существуют три ключевые проблемы, три потребности: прожить долгую и здоровую жизнь; приобрести знания; иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного в данном обществе уровня жизни23.
Материальное богатство, на увеличение которого были ориентированы все предшествующие концепции развития и которое и сейчас еще продолжает рассматриваться как целевая функция в процессах оптимизации воздействия демографического фактора на экономику, действительно играет важную роль в жизни людей. Но в то же время нужно отметить (а прийти к этому выводу было не так просто), что богатство само по себе не является признаком равноправия, не гарантирует правопорядок и социальную стабильность. Человеческие потребности не сводятся, особенно сейчас при переходе к постиндустриальному обществу, только к материальному обогащению: долгая и здоровая жизнь, приобщение к ценностям науки и культуры, творческая активность, сохранение природной среды - вот важнейшие ценности современной нам жизни.
Концепция человеческого развития объединяет решение экономических вопросов производства и распределения товаров и услуг с решением вопросов формирования и использования способностей людей, рассматривая развитие человеческих способностей как цель общественного прогресса. Расчет индекса человеческого развития (ИЧР - human development index - HDI) строится на минимальном наборе базовых показателей, регулярно рассчитываемых по сопоставимой методике для экономически развитых и развивающихся стран. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из ключевых направлений (размерностей) человеческого развития24. Эти основные размерности - долголетие, образованность, уровень жизни. Для этих трех размерностей человеческого развития разработана система базовых показателей, регулярно вычисляемых и сопоставимых практически для всех стран мира: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении для обоих полов, доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением во всех видах учебных заведений; ВВП на душу населения. Эти индикаторы измеряются в разных единицах, поэтому для построения общего индекса человеческого развития нужно использовать следующую формулу:
где, Xj - фактическое значение показателя, описывающего j-e измерение человеческого развития; тj и Мj. - соответственно минимальное и максимальное значения показателя, описывающего j-e измерение; аj - весовой коэффициент (для средней ожидаемой продолжительности жизни составляет 1/3, ВВП - 1/3, уровня грамотности - 2/9, полноты охвата обучением - 1/9, таким образом, доля каждого измерения человеческого развития равна 1/3).
В основе любого развития общества лежат три фактора экономического роста, или три вида капитала: трудовые ресурсы (человеческий капитал), физический капитал, созданный трудом людей, и природные ресурсы (в последнее время все более лимитирующие экономическое развитие).
Обратим внимание на важнейший фактор - человеческий капитал. В экономической литературе понятие «человеческий капитал» часто идентифицируется с понятием «качество рабочей силы». Под человеческим капиталом понимается совокупность свойств человека, проявляющаяся в процессе трудовой деятельности.
Запасы человеческого капитала складываются и накапливаются в домохозяйствах в течение всех этапов жизненного цикла семьи. Воспитание детей, повышение образовательного и культурного уровня членов семьи, сохранение здоровья и формирование качеств, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда - это основные функции семьи, одновременно могут рассматриваться как инвестирование в человеческий капитал. Часть этих инвестиций осуществляется в виде затрат времени и соответствующих усилий внутри самих домохозяйств (уход, воспитание и т.д.), другая часть, поступая на рынок, формирует спрос на услуги образования, здравоохранения и других отраслей социально-культурной сферы, а также выступает в виде затрат на поиск более выгодных сфер приложения труда (расходы на трудовую миграцию, поиск работы).
Рост образования работников является следствием изменения роли человека в современном производстве. Инвестиции в образование рассматриваются в качестве такого же источника экономического роста, как и другие виды вложения капитала. Еще в 60-е гг. исследования американских ученых показали, что инвестиции в человеческий капитал являются главной составляющей экономического роста. В 80-х гг. в США норма отдачи от инвестиций в высшее образование составляла от 7 до 12% в зависимости от типа образования, в то время как средняя норма отдачи от физического капитала была в пределах 4-8%. Более того, установлено, что норма отдачи как от среднего, так и от высшего образования, как правило, выше в менее развитых странах. По некоторым оценкам, норма отдачи от инвестиций в среднее образование составляет в развитых странах в среднем 11%, тогда как для менее развитых стран она лежит в пределах от 15 до 18%. Нормы отдачи от инвестиций в высшее образование составляют для развитых стран 9%, а для менее развитых - от 13 до 16%25.
Демографической тенденцией, способствующей росту спроса на образование со стороны общества, как ни парадоксально, является сокращение рождаемости и численности населения страны. Так, Г.Беккер установил наличие тесной обратной связи между ростом населения и инвестициями в человеческий капитал: родители имеют меньше детей, но больше средств в них вкладывают, т.е. сокращая число детей в семье, повышают человеческий капитал каждого ребенка.
Устойчивое развитие предполагает оптимальный тип воспроизводства населения, так как его чрезмерный рост, как и стабильное убывание, препятствуют устойчивому развитию. Например, обострившаяся с 60-х гг. XX века глобальная демографическая проблема порождена взрывным ростом населения планеты. Она выражается в резком увеличении нагрузки на окружающую среду, увеличении суммарных потребностей людей, что частично обусловливает рост бедности, экономическую отсталость и социальную нестабильность. В то же время постоянное снижение численности населения и его постарение в развитых странах имеют своим следствием сокращение численности трудовых ресурсов (а также численности будущих поколений) как важнейшего экономического ресурса и цели устойчивого развития.
ifreestore.net
В социологии давно сложилось представление о том, что человек как биологический вид и личность обладает большим нереализованным потенциалом. Изучая лучшую часть человечества, его "верхушку", составляющую менее одного процента, социологи получают представление о действительном потенциале человека. По мнению Маслоу, большинство людей, если не все, имеют потребность в самоактуализации, и стремление к самоактуализации. Однако, несмотря на то, что, по-видимому, у всех есть такой потенциал, лишь малый процент реализует его.
С другой стороны, ограничения в дальнейшем развитии множества систем управления, производства, коммуникации определяются сегодня характеристиками человека, пределами его возможностей.
Обратим внимание лишь на некоторые ограничения.
Сегодня конструкторы могут создавать самолеты и другие технические системы, которые превосходят возможности человека и их дальнейшее развитие упирается в человеческие ограничения.
Среднее время подготовки хорошего специалиста (например, врача) от начала образования до самостоятельного выполнения своих обязанностей сегодня составляет около 15 лет. Когда работник становится настоящим профессионалом, пора уже и на пенсию выходить.
На весьма серьёзное ограничение обратил внимание Элвин Тоффлер – это темп перемен, к которому человек может приспособиться … Если он слишком велик, возникают «люди вчерашнего дня», которые «отстают» или «не догоняют».
Примеры можно продолжать и дальше. Из этого вытекает важнейшая задача развития человека, расширения его возможностей.
В практике социального управления в бизнесе и в государственном управлении теоретические представления о возможностях человека и личности воплощаются в понятиях «личностный потенциал» и «человеческий потенциал».
Личностный потенциал работника характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию отдельного человека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию в процессе трудовой деятельности. Структура личностного потенциала работника состоит из трех основных элементов[13] : психофизиологического, трудового и творческого потенциалов (рис. 7).
Рис. 7. Структура личностного потенциала
Психофизиологический потенциал работника определяется психологическими и физическими возможностями, в основе которых лежат врожденные (генетические) задатки, которые при благоприятных условиях могут развиться в способности личности (общие, специальные, практические). Работоспособность является важнейшей из практических способностей, ее психофизиологический механизм определяется типом высшей нервной деятельности личности, темпераментом, эмоционально-волевой сферой.
Трудовой потенциал работника представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной трудовой деятельности. Профессиональные знания работник получает как на предприятии, так и в специальных учебных заведениях. Профессиональные умения и навыки он приобретает в основном в процессе непосредственной трудовой деятельности. Степень развития навыков и умений работника отражает уровень его профессионального мастерства.
Основу творческого потенциала работника составляют креативные способности. Они понимаются как:
• способность генерировать необычные идеи,
• отклоняться от традиционных схем мышления,
• быстро решать проблемные ситуации.
Творчество понимается как деятельность личности, результатом которой является создание принципиально новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека соответствующих способностей, потребностей, а также знаний и умений, благодаря которым создается реальный продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности.
Некоторые пути расширения возможностей человека связываются с современными нанотехнологиями. В частности:
Однако, уровень развития личностного потенциала работника, так же как и степень соответствующей ему эффективности труда, зависит не столько от работы отдельных органов человеческого организма, сколько от способа их интеграции, внутренней сбалансированности всех элементов, придающих качественно новую силу самой производительной способности работника. Еще большую значимость имеет социальное окружение человека, его социальная среда.
Человеческий потенциал — обобщенные качества многих людей (отдельной организации, региона, отрасли, страны), характеризующие их возможности, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. В реализованном виде человеческий потенциал в организациях трактуется как человеческий капитал.
В последние годы проблематика развития человеческого потенциала активно разрабатывается в менеджменте, в социологии управления. Понятие «человеческий потенциал» вошло в стратегии и концепции социально-экономического развития. С 2005 года издается журнал «Управление человеческим потенциалом».
Журнал освещает основные подходы, новые тенденции и разработки, российский и зарубежный опыт решения вопросов, связанных с управлением человеческим ресурсом компании. Дает системный взгляд на управление кадровым потенциалом в рамках управления бизнесом в целом, показывает взаимосвязь (взаимовлияние) "мягких" и "жестких" факторов бизнеса. |
В предыдущей лекции мы уже обращали внимание на то, что индекс развития человеческого потенциала — наиболее общий показатель социального развития общества применительно к отдельным странам и регионам. В основу измерения индекса развития человеческого потенциала была положена концепция развития человека. В первом докладе о развитии человека 1990 г. было сформулировано понятие развития человека:
«Развитие человека является процессом расширения спектра выбора. Наиболее важные элементы выбора – жить долгой и здоровой жизнью, получить образование и пользоваться достойным жизненным уровнем. Дополнительные элементы выбора включают в себя политическую свободу, гарантированные права человека и самоуважение – то, что Адам Смит называл способностью общаться с другими «и появляться на людях, не испытывая чувства стыда».
megalektsii.ru
Количество просмотров публикации Демографические факторы в концепции человеческого развития - 159
Концептуальный подход к человеческому развитию разработан группой экспертов Программы развития ООН (ПРО-ОН) и впервые изложен во Всемирном докладе о человеческом развитии за 1990 ᴦ. Впоследствии он стал ежегодным. Он рассматривает развитие человеческого потенциала не только как средство, но самое главное — как цель и критерий стабильного развития, общественного прогресса. Человеческое развитие трактуется как расширение для человека свободы выбора, как совершенствование возможностей человека, его способностей. На любом этапе развития человечества существуют три ключевые проблемы, три потребности: прожить долгую и здоровую жизнь; приобрести знания; иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного в данном обществе уровня жизни[23].
Материальное богатство, на увеличение которого были ориентированы все предшествующие концепции развития и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и сейчас еще продолжает рассматриваться как целевая функция в процессах оптимизации воздействия демографического фактора на экономику, действительно играет важную роль в жизни людей. Но в то же время нужно отметить (а прийти к этому выводу было не так просто), что богатство само по себе не является признаком равноправия, не гарантирует правопорядок и социальную стабильность. Человеческие потребности не сводятся, особенно сейчас при переходе к постиндустриальному обществу, только к материальному обогащению: долгая и здоровая жизнь, приобщение к ценностям науки и культуры, творческая активность, сохранение природной среды — вот важнейшие ценности современной нам жизни.
Концепция человеческого развития объединяет решение экономических вопросов производства и распределения товаров и услуг с решением вопросов формирования и использования способностей людей, рассматривая развитие человеческих способностей как цель общественного прогресса. Расчет индекса человеческого развития (ИЧР — human development index — HDI) строится на минимальном наборе базовых показателей, регулярно рассчитываемых по сопоставимой методике для экономически развитых и развивающихся стран. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из ключевых направлений (размерностей) человеческого развития[24]. Эти основные размерности — долголетие, образованность, уровень жизни. Для этих трех размерностей человеческого развития разработана система базовых показателей, регулярно вычисляемых и сопоставимых практически для всех стран мира: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении для обоих полов, доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением во всех видах учебных заведений; ВВП на душу населения. Эти индикаторы измеряются в разных единицах, в связи с этим для построения общего индекса человеческого развития нужно использовать следующую формулу:
где, Xj — фактическое значение показателя, описывающего j-e измерение человеческого развития; тjи Мj. — соответственно минимальное и максимальное значения показателя, описывающего j-e измерение; аj — весовой коэффициент (для средней ожидаемой продолжительности жизни составляет 1/3, ВВП — 1/3, уровня грамотности - 2/9, полноты охвата обучением - 1/9, таким образом, доля каждого измерения человеческого развития равна 1/3).
В корне любого развития общества лежат три фактора экономического роста͵ или три вида капитала: трудовые ресурсы (человеческий капитал), физический капитал, созданный трудом людей, и природные ресурсы (в последнее время все более лимитирующие экономическое развитие).
Обратим внимание на важнейший фактор — человеческий капитал. В экономической литературе понятие ʼʼчеловеческий капиталʼʼ часто идентифицируется с понятием ʼʼкачество рабочей силыʼʼ. Под человеческим капиталом принято понимать совокупность свойств человека, проявляющаяся в процессе трудовой деятельности.
Запасы человеческого капитала складываются и накапливаются в домохозяйствах в течение всех этапов жизненного цикла семьи. Воспитание детей, повышение образовательного и культурного уровня членов семьи, сохранение здоровья и формирование качеств, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда — это основные функции семьи, одновременно могут рассматриваться как инвестирование в человеческий капитал. Часть этих инвестиций осуществляется в виде затрат времени и соответствующих усилий внутри самих домохозяйств (уход, воспитание и т.д.), другая часть, поступая на рынок, формирует спрос на услуги образования, здравоохранения и других отраслей социально-культурной сферы, а также выступает в виде затрат на поиск более выгодных сфер приложения труда (расходы на трудовую миграцию, поиск работы).
Рост образования работников является следствием изменения роли человека в современном производстве. Инвестиции в образование рассматриваются в качестве такого же источника экономического роста͵ как и другие виды вложения капитала. Еще в 60-е гᴦ. исследования американских ученых показали, что инвестиции в человеческий капитал являются главной составляющей экономического роста. В 80-х гᴦ. в США норма отдачи от инвестиций в высшее образование составляла от 7 до 12% исходя из типа образования, в то время как средняя норма отдачи от физического капитала была в пределах 4—8%. Более того, установлено, что норма отдачи как от среднего, так и от высшего образования, как правило, выше в менее развитых странах. По некоторым оценкам, норма отдачи от инвестиций в среднее образование составляет в развитых странах в среднем 11%, тогда как для менее развитых стран она лежит в пределах от 15 до 18%. Нормы отдачи от инвестиций в высшее образование составляют для развитых стран 9%, а для менее развитых — от 13 до 16%[25].
Демографической тенденцией, способствующей росту спроса на образование со стороны общества, как ни парадоксально, является сокращение рождаемости и численности населения страны. Так, Г.Беккер установил наличие тесной обратной связи между ростом населения и инвестициями в человеческий капитал: родители имеют меньше детей, но больше средств в них вкладывают, ᴛ.ᴇ. сокращая число детей в семье, повышают человеческий капитал каждого ребенка.
Устойчивое развитие предполагает оптимальный тип воспроизводства населения, так как его чрезмерный рост, как и стабильное убывание, препятствуют устойчивому развитию. К примеру, обострившаяся с 60-х гᴦ. XX века глобальная демографическая проблема порождена взрывным ростом населения планеты. Она выражается в резком увеличении нагрузки на окружающую среду, увеличении суммарных потребностей людей, что частично обусловливает рост бедности, экономическую отсталость и социальную нестабильность. В то же время постоянное снижение численности населения и его постарение в развитых странах имеют своим следствием сокращение численности трудовых ресурсов (а также численности будущих поколений) как важнейшего экономического ресурса и цели устойчивого развития.
referatwork.ru