Этапы развития личности (часть 2). Этап развития


Этапы развития личности (часть 2) — Психология PRO

этапы развитияЭтапы развития, как я уже говорил в первой части статьи, можно условно поделить на социальные (первые три этапа), и следующие за ними – духовные этапы развития. У этого рубежа между социальным и духовным есть одна характерная черта. Большинство людей страдают, когда им приходится делать что-либо для других, и получают удовольствие, когда другие стараются ради них – это типичный бытовой эгоизм. На социальных этапах развития происходит кристаллизация и развитие эго, поэтому основной потребностью личности здесь является самоутверждение. Человек живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает. За этой чертой происходит настоящий переворот мировоззрения, ломка эго и последующее облегчение. Человек, как говорил Дон Хуан, идет по жизни, «слегка ко всему прикасаясь». В этой части статьи описаны последующие три этапа развития: блаженный, мудрец и просветленный.

Четвертый этап развития личности

Это – этап блаженного. Человек на этом этапе отпускает хватку за эго и чувство собственной важности. Я бы назвал этот этап истинным взрослением, потому что теперь человек способен по-настоящему заботиться о других, словно он сам, наконец, перестал быть ребенком, вечно нуждающимся в покровителях. Человек с первых трех этапов в этом не заинтересован. Даже чтение этих строк у него может вызвать уныние. И, напротив, заинтересованность в этой теме, говорит о том, что человек как бы готов, он уже – у моста от социального к духовному. Сам переход может быть длительным, и если не предпринимать сознательных шагов, проявляя осознанную мудрость, путь до четвертого этапа занимает десятилетия, и может так и не произойти.

В чем смысл и радость того, чтобы жить ради других? Что подразумевается под развитием на этом уровне в сравнении с третьим этапом? Чтобы это понять, можно задать себе иной вопрос. В чем смысл и радость того, чтобы жить для себя? Бывают ли по-настоящему счастливы люди на первых этапах развития? Если немного утрировать, то человек, живущий для себя, желает подчинить мир своей личности. Будет ли он счастлив, если его желания исполнятся? Он будет бесконечно одинок. Чтобы общаться по душам с близкими людьми, необходимо уметь раскрываться. Когда душу обжигает огонь жадности, быть собой – болезненно и страшно. Прежде чем вылиться из сосуда души, лава властолюбия обжигает тело своим холодным огнем.

На четвертом этапе развития восприятие обретает новую глубину, и человек становится еще более чутким и внимательным к происходящему. Он видит, что мудрость не знает эгоизма, и постоянного стягивания одеяла на свою сторону. В своей дальновидности он знает, что ненависть, ложь, жадность и корысть не приводят к счастью. Если речь идет об исполнении желаний, это дает лишь краткий миг удовлетворенности, затем бесконечная гонка за иллюзорным будущим продолжается.

На четвертом этапе развития человек чувствует страхи и ложные стимулы других людей (с первого по третий этап), но возвеличенного осуждения в нем это не вызывает. Скорей наоборот, он сострадает тем, кто пребывает в невежестве. Если проанализировать, большинство людей на первых этапах развития тратят большую часть времени и денег впустую, или даже во вред себе. Хорошо отработанный третий этап развития дает человеку силу социального уровня. На четвертом этапе человек обретает определенного рода мудрость в том, как этой силой распоряжаться.

Достаточно подробно об этом этапе развития я говорил в статье «вера и знание». Приведу несколько цитат оттуда: «Святой счастлив, потому что он не зациклен на беспокойствах о себе. Он любит жизнь, не тратит времени на бесконечные обдумывания и рефлексию, которая затрачивает 90% энергии обывателя. Можно сказать, что смысл его жизни – в созидании, в действии, которое оборачивается благом для тех, кто рядом. Невозможно избежать страданий и пустоты, когда эго отстаивает свои позиции, и не происходит никакой самоотдачи».

Пятый этап развития

Это – этап мудреца. Переход с третьего этапа на четвертый – один из самых сложных, как в плане переживаний, так, зачастую и в плане событий. Поэтому в наше время встречаются люди с хорошими наработками последних этапов, при этом раздувающие чувство собственной важности до предела. В идеале этапы развития прорабатываются один за другим.

Если на третьем этапе человек учился управлять событиями на социальном уровне, то на пятом, он обучается управлять собственным сознанием, что приводит к определенного рода контролю событий на уровне метафизическом.

Если человек хорошо проработал четвертый этап, на пятом его мудрость обретает еще большую глубину. Почему возникают войны? Почему существуют болезни? Почему люди страдают? Именно на пятом этапе развития мудрость достигает границы, когда вмещает в себя глубинное понимание этих вещей. Сущность происходящей жизни не ограничивается рамками типичного взгляда на то, что является справедливым, а что нет. Мудрец осознает причину и следствие. Каждое явление происходит не случайно, а является драгоценным уроком, который вносит в пазл жизни новый элемент, дополняющий восприятие целостной картины мира.

Видение скрытых процессов на пятом уровне развития личности происходит с глубинных ракурсов. Все механизмы жизни начинают вскрываться на этом уровне. Если переход с третьего этапа развития на четвертый характеризовался преодолением чувства собственной важности, прохождением через стыд, вину и перелом в чувствах, на пятом уровне человек проходит через разочарование в мирских идеалах.

Если четвертый уровень не был отработан, и человек не научился любить, происходящее на пятом этапе развития вызывает ощущение обреченности. Однако сейчас сила различения, чуткость и дальновидность находятся на чрезвычайно высоком уровне. Поэтому за разоблачением мирских иллюзий, следует разоблачение иллюзий духовных. Разочарование, обреченность, бессмысленность – такие же иллюзии, как и все остальное.

На этом этапе человек ясно осознает мудрость эволюционных уроков, через которые ему суждено проходить. Похоть, раздражение, жадность, зависть, чувство вины, обреченность и др. переживания даются, чтобы стать сильней. Они стимулируют сознание, заставляют его расширяться, чтобы человек не растворялся в грубых иллюзиях. Тяжелые переживания побуждают на подсознательном уровне развивать силу восприятия и различения, чтобы благодаря этим сильным качествам зрелого сознания обрести способность переваривать, и растворять негативные переживания. Если же предыдущие этапы развития были хорошо проработаны, на пятом этапе развития человек способен обретать тончайший баланс во всех явлениях, в каждый момент жизни. На этом уровне человек реагирует на жизнь сообразно ситуации. Он уравновешивает то, что происходит здесь и сейчас на очень тонком уровне.

Шестой этап развития

Это – просветленный человек. При переходе на этот этап переживается познавательный шок. Сказать, что при этом человек удивлен, или даже изумлен – ничего не сказать. Просветление – это разоблачение неведения и приход к истине. На уровне событий человек может жить совершенно обычной жизнью, не выделяясь в толпе, или в разговоре, но в душе у него все – совершенно иначе. Если переход с третьего этапа развития на четвертый был революцией в чувствах, переход на шестой этап характеризуется революцией сознания.

На этом этапе восприятие достигает пика, и человек видит все как есть. Он видит, что жизнь существует прямо сейчас. Он осознает прошлое и будущее как иллюзии в уме. Он видит, что все так называемые события – это просто мысли, в которых обыватель спит. На этом этапе личность переживает тотальный катарсис, восприятие замыкается на себе и происходит глубинное самоосознание. Личность начинает восприниматься как объект чем-то еще более глубинным, воспринимающим личность со стороны, стоящим поверх человеческой жизни. Личность ощущается в истинном свете – пучки преходящей ментальной энергии, которая центрировалась, сплеталась в области головы, горла и области сердца. На этом этапе развития все, что человек знал о жизни воспринимается, как иллюзия. Мир человека – это мысль о мысли.

Основные характерные черты этого этапа развития – прекращение страданий, облегчение и отсутствие каких-либо личностных желаний. Другая характерная черта – осознание жизни как совершенно спонтанного явления. Просветленный человек осознает самого себя, как ощущение бытия, присутствия, единственным качеством которого является созерцание, восприятие. Зритель не вмешивается в процесс. Жизнь происходит спонтанно, сама собою в силу своей внутренней энергии. Этой теме на progressman.ru посвящена статья об иллюзии выбора.

Просветление – это осознание того, что есть здесь и сейчас. В этом осознании сам человек воспринимается, как одно из многих явлений, спонтанно возникающих в присутствии бытия. Понять, что это такое человеку с более ранних этапов развития невозможно. При ознакомлении с этим как с теорией, могут возникнуть оценки. Однако, все это – не более чем мысли, которые одно и то же явление в разное время оценивают по-разному.

Если человек с другого этапа развития переживет свободу спонтанного бытия свойственную просветленному, он поймет, ради чего живет.

В разное время мы иногда перескакиваем на продвинутые уровни и все понимаем, затем спускаемся и это понимание теряем. Так происходит в силу неотработанных программ с предыдущих этапов развития. Сам процесс развития является центральным, самым важным аспектом человеческой жизни. Поэтому переход с одного этапа на другой – «событие» величайшей важности, событие, с которым не сравнятся никакие материальные блага.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

progressman.ru

Этапы развития человечества

Страница 1 из 8

этапы развития человечества

Историки, антропологи, философы, мистики, психологи и неврологи с увлечением ищут ответ на самый главный вопрос: как сознание человечества эволюционировало от ранних стадий до комплексного состояния, характерного для нашего времени?

Некоторые ученые исследуют связанный с этим вопрос, каким образом мы, человеческие существа, эволюционируем от сравнительно простой формы сознания, данной при рождении, до полноты зрелости взрослого человека.

Проблему изучают со всех возможных точек зрения. Абрахам Маслоу в знаменитом исследовании проследил, как развиваются потребности человека от базовых психологических потребностей к самоактуализации.

Другие смотрят на развитие через призму мировоззрения (среди прочих — Гебсер), когнитивных навыков (Пиаже), ценностей (Грейвз), морального развития (Кольберг, Гиллиган), самоосуществления (Левинджер), духовности (Фаулер), лидерства (Кук-Гройтер, Киган, Торберт) и так далее.

Независимо друг от друга эти исследования указывают на поэтапное развитие человечества. Мы не растем непрерывно, как деревья. Мы эволюционируем резкими скачками, подобно гусенице, становящейся бабочкой, или головастику, превращающемуся в лягушку. Существование стадий человеческого развития на сегодняшний день весьма определенно. Двое ученых — Кен Уилбер и Дженни Уэйд — проделали интереснейшую работу по сравнению и сопоставлению всех основных стадиальных моделей и обнаружили их заметное сходство.

Каждую модель можно представить себе в виде склона горы (один исследователь смотрит на потребности, другой — на когнитивные способности и т. п.), но тем не менее это одна и та же гора. Ученые могут по-разному называть, делить и группировать стадии, но за этим стоит одно и то же явление, подобно тому как шкалы Фаренгейта и Цельсия, хотя и называются по-разному, утверждают одно и то же: есть точка замерзания и точка кипения воды.

Такой взгляд на развитие подкреплен солидными научными свидетельствами, огромным количеством данных. Такие исследователи, как Джейн Левинджер, Сюзанна Кук-Гройтер, Билл Торберт, Роберт Киган, проверили теорию стадий на тысячах и тысячах людей, принадлежащих к различным культурам, в частности различным организационным и корпоративным культурам.

Каждый переход на новую ступень сознания открывает новую эру в истории человечества. На каждом стыке эпох меняется все: общество (от семейных групп к племенам, империям и национальным государствам), экономика (от собирательства к садоводству, земледелию и промышленному производству), структура власти, место религии в жизни общества.

Основные этапы развития человечесства. Сознание и организации

Описание этапов заимствовано сразу из многих исследований, прежде всего — из метаанализов Уэйд и Уилбера, вкратце затрагивающих различные аспекты каждой стадии: мировоззрение, потребности, когнитивное развитие, моральное развитие.

Я даю каждой стадии название и присваиваю ей определенный цвет. Хорошо назвать всегда сложно. Одним словом нельзя охватить очередной этап развития самосознания человечества во всей его сложности. Я выбирал слова, которые, на мой взгляд, лучше всего ассоциируются с каждой стадией, в одних случаях заимствуя название из существующей теории стадий, в других — выдумывая собственное.

В теории интегральной психологии стадии (этапы) часто обозначаются не словами, а цветом. Есть мнение, что цветовой код запоминается особенно хорошо. По этой причине я и присваиваю той или иной стадии соответствующий цвет.

Этапы и цвета — всего лишь абстракция, подобно географическим картам, которые суть всего лишь упрощенное изображение Земли. Однако абстракции позволяют выделить характерные черты стоящей за ними сложной реальности, что помогает ее понять.

Добавлю, чтобы избежать недопонимания: я не скрываю, что мое описание стадий развития сознания — результат синтеза работ различных ученых. В целом мои выводы сопоставимы, хотя и не всегда абсолютно точно, с тем, как описывает те же самые стадии интегральная психология.

< Предыдущая Следующая >
 

psixologiya.org

Возрастные этапы развития личности - Психологос

Все определяют жизненные этапы - или человек, который делает свои выборы? - консультирует проф. Н.И. Козлов скачать видео

В процессе роста и развития, с возрастом личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый - со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему.

Этапы развития личности по Эриксону

Смотри Этапы развития личности по Эрику Эриксону

Этапы развития личности по Н.И.Козлову

Смотри Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову

Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности

Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности - разные вещи. Смотри Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности

Психологический и педагогический подход к развитию личности и периодизации возрастных этапов

Собственно психологический подход к развитию личности ориентирован на то, чтобы реально обнаружить психологическое исследование на ступенях возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть («здесь и теперь») и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Педагогический подход определяет, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые на данной возрастной стадии предъявляет к ней общество. См.→

www.psychologos.ru

Этапы развития ребенка: классификации, особенности, кризисные точки

Возрастные этапы развития речи ребенкаВо время роста организм человека претерпевает множество изменений, в определенные периоды – кризисные. Значение слова «кризис» с медицинской точки зрения, отличается от общепринятого в социуме. Для экономики это крайне неблагоприятное время, после которого сложно ожидать немедленных положительных сдвигов. В медицине используется первоначальное значение греческого слова «krinein» – «разделяю». То есть кризисом является резкий переход из одного состояния в иное, качественно измененное. В педиатрии этапы развития ребенка разделяются между собой критическими периодами. Это наиболее уязвимое время для организма, но вслед за кризисом организм приобретает новые качества, выходит на совершенно другой уровень существования. Изменяются анатомо-физиологические показатели, ребенок растет и приближается к взрослому уровню жизни.

Существуют различные классификации, которые пытаются отразить этапы развития ребенка применительно к своей отрасли:

  • Педагогической;
  • Юридической;
  • Психологической;
  • Медицинской.

Педагоги определяют возрастные возможности для обучения детей, степень их интеллектуального развития. Большое значение имеют этапы развития речи ребенка как второй сигнальной системы высшей нервной деятельности.

Юридическая классификация определяет степень ответственности перед законом и обеспечивает имущественные и другие права несовершеннолетних.

Психология рассматривает этапы развития ребенка в плане формирования личности, с учетом наследственных и приобретенных навыков общения в социуме.

Медицинская классификация рассматривает период детства как начальный отрезок жизни, в котором дети определенных возрастных групп имеют собственные анатомо-физиологические особенности. С точки зрения генетики, этапы развития ребенка включают самый начальный период существования, с момента образования зиготы. Это и есть первый кризис в жизни человека. Завершение детского возраста с точки зрения медицины заканчивается половым созреванием.

Возрастные этапы развития ребенка

Соответственно возрасту человека детские годы жизни подразделяются на определенные отрезки времени. Медицинская классификация учитывает анатомо-физиологические особенности организма, применительно к медицинским методам диагностики и лечения. Многие разделы кажутся не приемлемыми для общества, педагогики, юрисдикции, но возрастные этапы развития ребенка, так или иначе, начинаются с первой минуты после зачатия и подразделяются на следующие периоды:

  • Эмбриональный;
  • Перинатальный;
  • Грудной;
  • Преддошкольный;
  • Дошкольный;
  • Школьный: младший и старший (пубертатный).

Внутриутробный этап развития ребенка продолжается в течение 280 дней, что составляет 10 лунных месяцев. В этот период жизни определяются три кризисных точки развития плода:

  • Образование зиготы;
  • Формирование плаценты;
  • Роды.

На каждом отрезке внутриутробной жизни человека происходят процессы закладки и формирования внутренних органов. Это имеет громадное значение для профилактики врожденных заболеваний. Исключаются вредные факторы, подбираются необходимые и безопасные медикаменты для будущей матери.

Неонатальный этап развития ребенка охватывает первые четыре недели жизни человека. Это период новорожденности, который характеризуется адаптацией к жизни после внутриутробного пребывания. В это время организм ребенка находится в непрерывной борьбе с агрессивными факторами внешней среды.

В грудном возрасте происходит дальнейшая адаптация. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, более устойчивы к инфекциям, поскольку находятся под защитой иммунитета матери. Тем не менее, многие процессы в организме малыша в это время склонны к генерализации. Так, лихорадочная реакция почти у всех детей сопровождается судорожным синдромом. К одному году жизни грудной этап развития ребенка заканчивается. Ребенок полностью адаптируется к окружающей среде.

Преддошкольный период развития продолжается от одного до трёх лет. Дети подвержены возрастным инфекциям за счет увеличения контактов со сверстниками. За столь короткий период времени проходят все этапы развития речи ребенка, поэтому дети подлежат обязательному обследованию логопеда. Это время детских инфекций: ветряной оспы, кори, скарлатины, инфекционного паротита и др.

Дошкольный этап развития ребенка продолжается от трёх до семи лет. Происходит заметное снижение роста массы тела, но продолжается рост конечностей. В шесть лет начинается замена молочных зубов постоянными. Патологические процессы теряют системный характер, и заболевания ограничиваются поражением отдельных органов.

В младшем школьном периоде детства наибольшей нагрузке подвергается костная система, проводится профилактика искривления позвоночника. Изменение питания на этом этапе развития ребенка провоцирует развитие патологии желудочно-кишечного тракта. Дети страдают из-за несоблюдения правил гигиены, что проявляется болезнями «грязных рук»: кишечными инфекциями, гельминтозами, острыми гепатитами.

Пубертатный период, то есть, завершающий этап развития ребенка, характеризуется развитием вторичных половых органов, начинающимся с 12 лет. К 16 годам клинические проявления всех заболеваний подростков протекают так же, как и у взрослых людей.

Основные этапы развития ребенка

Особенности возрастных этапов развития ребенкаКритические периоды определяют переходы от одного состояния детского организма к другому. Поэтому основные этапы развития ребенка разделяются следующими кризисами:

  • Новорожденности;
  • Первого года жизни;
  • Трехлетнего возраста;
  • Семилетнего возраста;
  • Семнадцати лет.

В некоторых странах законодательно определяют возраст совершеннолетия в 21 год, основываясь на уровне развития высшей нервной деятельности. С точки зрения физиологии окончательное формирование личности завершается к 25 годам.

www.neboleem.net

Этапы развития личности теория личности эльконина

База знаний

Развитие, прогресс, регресс, биогенетических теория, социогенетична теория, психогенетична теория, деятельностный подход, периодизация, теория Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, противоречия, новообразования, сензитивни и кризисные периоды развития, концепция развития личности на протяжении жизни, взгляды Э. Эриксона, нормальная линия развития, аномальная линия развития, эпигенетических принцип, условия определяющих развитие на каждой стадии.

Основные положения

Развитие человека – это процесс количественных и качественных изменений, охватывающий становление человека в биологическом, психическом и социальном плане. Он характеризуется физическими (морфологическими, биохимическими, физиологическими, психическими изменениями (появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых качеств, расширением и углублением взаимосвязей различных свойств личности, новым уровнем функционирования и формирования психологических стратегий решений личных, профессиональных, социальных проблем, целостностью, интегративность т.д.

Одним из важных моментов раскрытия сущности развития человека есть понимание тех законов, по которым происходит развитие, понимание движущих сил развития, источников, закономерностей и его этапов, роли кризисных периодов в жизни человека, возможностей ускорения процесса развития и т.п. Первое, с чем сталкиваются при изучении психического развития человека, это проблема соотношения в нем биологического и социального.

Представители биогенетических подхода кладут в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Если представители этого подхода и говорят о роли социальной среды, то только как об условии для созревания заданных природой (генетически обусловленных) качеств и свойств.

Представители социогенетичного подхода полностью отвергают значение биологических факторов и объясняют процесс развития человека через структуру общества, через способы социализации, взаимоотношения с окружающими, то есть социальное поведение человека объясняется через замкнутые в себе свойства среды, к которым человек должен приспособиться.

Представители психогенетичнои теории трактуют психическое развитие как полностью спонтанный процесс, не зависящий ни от биологического, ни от социального. Такими самодетерминуючимы психическими явлениями могут быть эмоции, поезда, мотивы, познавательная сфера и т.п. Психологическое развитие трактуется как полностью спонтанный процесс.

Представители психологии деятельности считали, что развитие личности происходит в процессе привлечения человека к разным видам деятельности. Нигде кроме деятельности человек не развивается.

Проблема человеческого развития неспиввидносна по своей сложности из любой биологической проблемой. Развитие человека обусловлен взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой биогенных, социальным, воспитанием, собственным психическим жизнью, деятельностью человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.

Распутать этот сложный клубок биологических и социальных нитей, понять истинный вклад природы, генетики, социальных связей общества, внутренних законов развития психического в развитие личности, а значит, научиться влиять и управлять ее формированием, возможно при условии изучения и анализа сущности и динамики развития человека на разных этапах ее жизненного пути.

Рассмотрим две концепции периодизации развития личности, авторами которых Д.Б. Эльконин и Э. Эриксон.

Д.Б. Эльконин выдвинул идею объединения двух линий развития: познавательного и собственно личностного (от рождения до окончания средней школы).

Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности (сфера потребностей и мотивов) происходит в русле различных ведущих деятельностей, последовательно сменяют друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которой начинается формирование личности, является непосредственное эмоциональное общение младенца с матерью, другими окружающими людьми. Эта деятельность изменяется ролевой игрой, общей учебной деятельностью, общением, в процессе которых возникают новообразования, которые являются опорой дальнейшего развития. Новообразования – качества, свойства личности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенной стадии развития и которые в основном и определяют отношение к окружающему миру людей, самого себя и весь ход развития в данный период.

При выполнении именно этой группы ведущих деятельностей и происходит развитие сферы потребностей и мотивов, сферы «я хочу».

Вторую группу ведущих деятельностей составляют те, внутри которых происходит развитие познавательной сферы и соответствующих способностей у ребенка. Это манипулятивнопредметна деятельность, игра дошкольников с предметами, обучение и труд в школьном возрасте, это сфера «могу».

Таким образом, от рождения до позднего юношества, последовательно и периодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана с одной стороны и формы общения – с другой, которые попеременно обеспечивают развитие познавательных процессов и сферы потребностей и мотивов личности.

Концепция Д. Б. Эльконина разрабатывалась и дополнялась рядом ученых: Л. Выготский, Д. Фельдштейн, Л. Божович т.д. Обобщение этих теорий можно изобразить с помощью следующей таблицы (табл. 3).

Переход от одной возрастной стадии в другую знаменуется перестройкой и изменениями в психическом развитии и может сопровождаться кризисом, который характеризуется обострением противоречий, возникающих в процессе развития, сильными эмоциональными переживаниями, нарушением взаимопонимания с окружающими и т.п.

Существует сензитивний период развития, т.е. оптимальный срок для развития тех или иных качеств человека (например, 1-3 года – оптимальный период для развития языка, 6-11 г. – для развития навыков принятия решения, 11-16 г. – для развития абстрактного мышления и т. д.). Пропустив этот срок, соответствующее свойство сформировать в другое время будет гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно. Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут развиваться только на основе уже сформированных.

Психическое развитие личности не ограничен каким определенным промежутком времени, только теми или иными периодами. Он происходит на всех этапах жизненного пути человека. При этом каждый этап, наряду с общими закономерностями развития характеризуется также особым и специфическим только для него. С этой точки зрения период зрелости не может рассматриваться как некий конечный пункт, к которому направлено развитие и которым он заканчивается.Этапы развития личностиЭтапы развития личности

Чем более зрелой психологически и социально является личность, тем больше растут ее возможности в дальнейшем развитии. Период личностной зрелости открывает качественно новые возможности становления человека. С этой позиции интересно рассмотреть развитие личности на протяжении жизни. Эта концепция представлена эпигенетических теорией Эриксона. Сущность эпигенетические теории отражается в принципе: «Все, что растет, имеет общий план». Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит, пока все части, развились, не сформируют функциональное целое.

Развитие личности, по Эриксону, – это закономерная смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего она как личность получает то новое, характерное именно для данного этапа развития. Новообразования личности возникают не на пустом месте, их появление на определенном этапе подготовлена всем процессом предварительного развития личности. Новое в ней может возникнуть и закрепиться лишь тогда, когда в прошлом для него уже были образованы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Последовательность стадий психического развития личности, по Эриксону, – это результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека семья, общество. По Эриксону, любая человек проходит выделены стадии, к какой бы культуре она ни принадлежала, все зависит только от продолжительности его жизни.

Продолжение www.baby.ru/blogs/post/22257400-452068/

www.baby.ru

Этапы развития личности. Часть 1

Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Когда мы читаем об этапах развития, мы определяем свое место в этой жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень, между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой личный взгляд на тему этапов развития личности и сознания.

Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если вы где-то перепрыгнули через ступень, скорей всего Ваш опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное.  Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, значит, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он бы смог обрести мудрость. А в вашей жизни, еще не было должных уроков, устраняющих энергозатратную привычку осуждать. У развитого человека (если допустить, что концепция о перерождениях справедлива) душа этап за этапом прошла огромный путь. Каждый следует по этапам развития в силу полученного в прошлом опыта.

Если Вы не верите, в концепцию перерождения, тогда можно сказать, что развитой личности повезло, т.к. у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия. Считаю, что относительно глупо осуждать «неразвитых» людей. Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая для Вас кажется элементарной, это значит, что Вам «повезло» больше, и Вы получили должное воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок ему может дать самостоятельное решение проблем.

Не существует объективно высоких и низких этапов развития. Все относительно. Если вы считаете свой этап развития высоким, на земле найдется человек, который будет выше вас на две головы, в сравнении с которым ваш этап покажется низким. Поэтому, чем раньше вы перестанете играть в игры возвышения и унижения, тем быстрей избавите себя от бесполезной траты энергии на чувство собственной важности.

Однако в нашей шкале шести этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности. Человек, находящийся на определенном этапе развития, может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые временами дают о себе знать. Также могут быть наработки с продвинутых этапов развития, которые способствуют эволюционной карьере.

Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой.

Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, глупый человек будет неразумно растрачивать энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя прямо сейчас, не заботясь о будущем.

Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие, чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если человек желает жить на этапе развития миролюбивых и честных людей, он сам обязан стать честным и миролюбивым. Тогда общество, или компания честных людей его примет. Если человек желает жить среди святых, он должен обрести святость и т.д.

Первый этап развития личности. Это — этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в теле человека облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек первого этапа развития рожден в социуме, и у него есть кров, далее в зависимости от опыта, он более, или менее разборчиво утоляет свои потребностями в еде и сексе. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека к тому, как это бывает у животных.

Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем меньше человек первых этапов развития цивилизован, и чем сильней в определенный момент времени сила его потребности, тем более грубым и прямолинейным будет исполнение потребности. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.

Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно, лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимание на мысли о том, что может быть расплата за грубое поведение. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мысли о последствиях. Так проявляется отсутствие мудрости и дальновидности.

Основное отличие на первом этапе развития личности заключается в том, что здесь человек почти не осознает того, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает стать животным, и жить по законам животных. Можно сказать, что так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне грубое, и человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском в общество, живущее по определенным законам. Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие, желанные. Единственное, что у него напрочь отсутствует – это понимание того, что переход на новый уровень, связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Такой человек не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.

Второй этап развития личности. Это этап – социального наркомана, «адаптированного», среднестатистического человека, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и др.  Здесь я опускаю книги, т.к. книги в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.

На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему нельзя вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его подсознании. Если Вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. Если Вы материалист, можно назвать это генами, переданными от достойных родителей.

Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.

На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Однако здесь проблематика переносится на более тонкий уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания, с переносом внимания на более тонкий дисбаланс.На втором этапе развития чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание стало на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Сейчас, вместо примитивного насилия, человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться процессом более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо жареного мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.

Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И т.к. ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды начинает интересоваться усладой своего ума. К этому относятся игры, развлекательное чтиво, кино, разные забавы и т.п.

По критерию мудрости и дальновидности, человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму. Поэтому социальный блок информации, осуждающий подобные наклонности не зря работает так активно.

Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда, активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, такой человек вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае, сильная личность огораживает более слабую личность от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать. Будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. В большинстве случаев он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.

Третий этап развития личности. Это этап – начальника. Не важно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой. Это человек, основной потребностью которого является власть и контроль. Секс, еда и развлечения такому человеку по-прежнему интересны, но они отходят на второй план.

Основа для удовлетворенности жизнью в таком человеке проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять, владеть. Желание секса на этом этапе развития больше проявляется не на уровне похоти, но чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать, победить. И часто, когда желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, особенно сильная тяга проявляется к тем людям, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и подсознательной потребностью подняться до следующего уровня.

Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен. Все его понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек признает свою неспособность понять, в худшем случае он впадет в самообман, и будет ограничивать жизнь рамками своего ума.

Человек третьего этапа развития может пойти в общество людей первого и второго этапа  развития либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидности, мудрости заставляет его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и часто способна следовать собственным решениям, понимание которых присутствует почти всегда, в силу кристаллизации, уплотнения данных подсознания.

Насилие и грубость на этом этапе развития личности может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, заставляющее человека унижаться и переживать за собственную персону. Последнее (ЧСВ) понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.

Если человек не имеет грубых программ с первых двух этапов развития личности и сознания, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным, удовлетворенным, когда ощущает, что имеет контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль не более чем его иллюзия. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь явление спонтанное, и гораздо более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания человека на третьем этапе развития личности.

Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития. О них речь пойдет во второй части статьи.

Источник  © Игорь Саторин

rodoswet.ru

Этапы развития личности - Мир согласия и доверия.

Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Когда мы читаем об этапах развития, мы определяем свое место в этой жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень, между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой личный взгляд на тему этапов развития личности и сознания.

Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если вы где-то перепрыгнули через ступень, скорей всего Ваш опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, значит, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он бы смог обрести мудрость. А в вашей жизни, еще не было должных уроков, устраняющих энергозатратную привычку осуждать. У развитого человека (если допустить, что концепция о перерождениях справедлива) душа этап за этапом прошла огромный путь. Каждый следует по этапам развития в силу полученного в прошлом опыта.

Если Вы не верите, в концепцию перерождения, тогда можно сказать, что развитой личности повезло, т.к. у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия. Считаю, что относительно глупо осуждать «неразвитых» людей. Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая для Вас кажется элементарной, это значит, что Вам «повезло» больше, и Вы получили должное воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок ему может дать самостоятельное решение проблем.

Не существует объективно высоких и низких этапов развития. Все относительно. Если вы считаете свой этап развития высоким, на земле найдется человек, который будет выше вас на две головы, в сравнении с которым ваш этап покажется низким. Поэтому, чем раньше вы перестанете играть в игры возвышения и унижения, тем быстрей избавите себя от бесполезной траты энергии на чувство собственной важности.

Однако в нашей шкале семи этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности. Человек, находящийся на определенном этапе развития, может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые временами дают о себе знать. Также могут быть наработки с продвинутых этапов развития, которые способствуют эволюционной карьере.

Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой.

Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, глупый человек будет неразумно растрачивать энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя прямо сейчас, не заботясь о будущем.

Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие, чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если человек желает жить на этапе развития миролюбивых и честных людей, он сам обязан стать честным и миролюбивым. Тогда общество, или компания честных людей его примет. Если человек желает жить среди святых, он должен обрести святость и т.д.

Этапы развития личности: Первый этап развития личности.

Это - этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в теле человека облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек первого этапа развития рожден в социуме, и у него есть кров, далее в зависимости от опыта, он более, или менее разборчиво утоляет свои потребностями в еде и сексе. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека к тому, как это бывает у животных.

Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем меньше человек первых этапов развития цивилизован, и чем сильней в определенный момент времени сила его потребности, тем более грубым и прямолинейным будет исполнение потребности. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.

Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно, лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимание на мысли о том, что может быть расплата за грубое поведение. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мысли о последствиях. Так проявляется отсутствие мудрости и дальновидности.

Основное отличие на первом этапе развития личности заключается в том, что здесь человек почти не осознает того, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает стать животным, и жить по законам животных. Можно сказать, что так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне грубое, и человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском в общество, живущее по определенным законам. Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие, желанные. Единственное, что у него напрочь отсутствует – это понимание того, что переход на новый уровень, связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Такой человек не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.

Этапы развития личности: Второй этап развития личности.

Это этап – социального наркомана, «адаптированного», среднестатистического человека, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и др. Здесь я опускаю книги, т.к. книги в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.

На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему нельзя вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его подсознании. Если Вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. Если Вы материалист, можно назвать это генами, переданными от достойных родителей.

Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.

На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Однако здесь проблематика переносится на более тонкий уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания, с переносом внимания на более тонкий дисбаланс.

На втором этапе развития чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание стало на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Сейчас, вместо примитивного насилия, человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться процессом более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо жареного мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.

Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И т.к. ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды начинает интересоваться усладой своего ума. К этому относятся игры, развлекательное чтиво, кино, разные забавы и т.п.

По критерию мудрости и дальновидности, человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму. Поэтому социальный блок информации, осуждающий подобные наклонности не зря работает так активно.

Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда, активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, такой человек вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае, сильная личность огораживает более слабую личность от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать. Будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. В большинстве случаев он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.

Этапы развития личности: Третий этап развития личности.

Это этап – начальника. Не важно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой. Это человек, основной потребностью которого является власть и контроль. Секс, еда и развлечения такому человеку по-прежнему интересны, но они отходят на второй план.

Основа для удовлетворенности жизнью в таком человеке проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять, владеть. Желание секса на этом этапе развития больше проявляется не на уровне похоти, но чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать, победить. И часто, когда желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, особенно сильная тяга проявляется к тем людям, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и подсознательной потребностью подняться до следующего уровня.

Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен. Все его понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек признает свою неспособность понять, в худшем случае он впадет в самообман, и будет ограничивать жизнь рамками своего ума.

Человек третьего этапа развития может пойти в общество людей первого и второго этапа развития либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидности, мудрости заставляет его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и часто способна следовать собственным решениям, понимание которых присутствует почти всегда, в силу кристаллизации, уплотнения данных подсознания.

Насилие и грубость на этом этапе развития личности может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, заставляющее человека унижаться и переживать за собственную персону. Последнее (ЧСВ) понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.

Если человек не имеет грубых программ с первых двух этапов развития личности и сознания, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным, удовлетворенным, когда ощущает, что имеет контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль не более чем его иллюзия. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь явление спонтанное, и гораздо более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания человека на третьем этапе развития личности.

Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития.

www.concordworld.info