Профессиональное выгорание врача. Эмоциональное выгорание врачей


Профессиональное выгорание врача | Блог Дарьи Шмелевой

«Вопросы врачебной практики: ежемесячный журнал для практикующих врачей»

Общеизвестно, что здоровье врача – немаловажный фактор качества оказываемой им помощи. Одновременно с этим в профессиональном мире существует гипотеза, что практическая врачебная деятельность сама по себе патогенна, способствуя формированию специфичных личностных изменений по типу болезненных состояний. Сегодня медицинский мир открыто говорит об уязвимости.

Изучение вопросов дистресса и функциональных нарушений, связанных с профессиональной медицинской деятельностью, привело в 1974 году американского психиатра H.Freudenberger к выявлению процесса «выгорания» (burnout). Сам термин, являясь сам по себе не столько научным конструктом, сколько красивой и запоминающейся метафорой, в своей сути обозначал целый комплекс тревожных симптомов: разочарование в профессии, появление настойчивых мыслей о необходимости оставить врачебную практику и серьезных проблем в личной и семейной жизни, явные ухудшения здоровья, развитие склонности к регулярному употреблению или даже злоупотреблению психоактивными веществами и алкоголем. За многолетнюю историю существования системы здравоохранения эти проблемы обсуждались, однако чаще дискуссии носили кулуарный характер; обозначение «выгорания» как опасного для профессии синдрома дало возможность открытого их признания, а значит, открылись пути направленной работы по формированию научного и практического взгляда на лечение и профилактику.

Угрожая психологическому и физическому здоровью врача, выгорание влияет и на его профессиональную компетенцию: эмоциональный компонент особенно важен для специалистов помогающих профессий, являясь одним из важнейших факторов в успешном лечении пациентов. Установление доверительных отношений, симпатия, то, что называют «человечностью» — все эти стороны взаимодействия во медицинской системе во многом определяют качество предоставляемой врачебной услуги. Функционируя на пределе возможностей, не будучи мотивированным, врач оказывает обедненный тип помощи.

В МКБ-10 синдром эмоционального выгорания приобрел диагностический статус и отнесен к рубрике Z73 как «проблема, связанная с трудностями поддержания нормального образа жизни». Однако сегодня большинство исследователей признает, что выгорание феноменологически отличается от других форм стресса. В литературе нередки использование такого синонима, как «синдром психического выгорания», — и в нем отражается суть явления: постепенная утрата врачом энергии всех психических сфер – эмоциональной, когнитивной и физической. Деперсонализация как личная отстраненность от происходящего в работе, редукция продуктивности, поражение волевой и эмоциональной сферы вызвает тревожные переживания у специалиста.

Социальный аспект синдрома выгорания исследовала K.Maslac (1976), отметив влияние сопутствующего понижения самооценки врача на утрату понимания и сочувствия по отношению к пациентам. Ощущение собственной бесполезности, отсутствие ясно сформулированной цели и смысла работы, физическое истощение постепенно приводят к появлению в общем ряду симптомов и психосоматического компонента (проблема границ находит выражение в дерматических заболеваниях, гипертония часто обусловлена слишком высокой или размытой ответственностью, чувство «задерганности» запускает язвенные колиты; нередки нарушения сна, отмечается повышенная склонность к инфекционным заболеваниям и проч.)

При том, что множество переменных стресса обусловлены самими должностными обязанностями и условиями труда, зачастую ответственность за выгорание целиком возлагается на человека. Однако [выгорание является конечным результатом сложного баланса факторов (Firth-Cozens, 1994): окружения, в котором мы работаем, полученного образования, характеристик учреждения и личных моментов] (1). В большинстве клиник работа специалистов регламентирована жестким режимом дня; высокая нагрузка и недостаточная мотивация, неопределенность четких критериев оценки качества труда, переменные требования к работе, бесперспективность и монотонность, штрафные санкции, — вкупе все это формирует стрессогенность среды, в которой работает врач. Отсутствие должного вознаграждения за работу субъективно переживается им как непризнание компетентности и значимости, растет чувство несправедливости, негодования, что в конечном итоге приводит к отстраненности и холодности.

Следует отметить и социальный аспект проблемы: «горение» работой, благим делом традиционно поощряется культурально; трудоголизм в сфере помогающих профессий часто расценивается окружением как особый дар (предназначение) и целеустремленность, что на первых порах вызывает в специалисте душевный подъем. Наболее успешный и плодотворный, настоящий энтузиаст в работе имеет более высокий риск подвергнуться выгоранию. Начиная практику как альтруист, вдохновленный свершением доброго и полезного, такой врач часто идеализирует реальность, которая вносит свои жесткие коррективы. Именно поэтому к выгоранию чаще других расположены люди особого психологического склада – обладающие глубинной эмпатией, сверхпреданные высоким идеям, идеалисты. При этом тонка грань между самоотдачей в работе и зависимостью от потребности в признании, постоянном подкреплении собственной значимости.

Опасность выгорания состоит в том, что оно может быть заразно – наличие в коллективе «выгоревших», особенно если эти люди занимают руководящие должности, выполняют роль негативной модели капитуляции перед стрессом.

Дополнительный психотравмирующий фактор – работа с тяжелыми, или сложными, группами больных. Требующие высокого контроля и внимания — новорожденные, онкобольные, психически нездоровые и химически зависимые, пациенты ожоговых и реаниматологических отделений — энергозатратны для врача, а получить от них обратную связь в виде эмоционального подкрепления не всегда возможно. Постоянный контакт с горем, страхами, страданиями тяжелых больных и их родственниками может вызывать ощущение собственного бессилия у врача.

Превращаясь в субъективное страдание, выгорание в сути своей является личностным защитным механизмом. Психотравмирующее воздействие, интенсивность которого определяется психикой как высокая, вызывает в ней редукцию эмоций. Цинизм, «черный юмор», холодная отстраненность во взаимодействии с пациентом и негуманное к нему отношение – частые и привычные проявления психологических защитных механизмов. В итоге выгорание провоцирует полную утрату интереса к пациенту, который становится подобием неодушевленного предмета, часто этот предмет начинает восприниматься как инородный, неприятный. Развивающееся состояние отчужденности врач обычно рационализирует, объясняя его как естественный процесс и попытку справиться в стрессовой обстановкой на работе.

Ядро структуры синдрома выгорания – личностная деформация, в связи с чем некоторые из авторов (King, 1993) считают термин недостаточно точным, вызывая ассоциации с родственными понятиями – депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством. Если же опираться на модель стрессового процесса Selye (1956), то выгорание в своей сути сходно с третьей стадией, истощением (после стадий тревоги и резистентности). Состояние, непосредственно предшествующее полному выгоранию, характеризуется крайней степенью напряжения. Обычно такое напряжение сигнализирует о невозможности человека справиться с выдвигаемыми средой требованиями, что в конечном итоге ставит под сомнение и компетентность. Повышение интенсивности требований специалистом, обладающего развитыми адаптационными механизмами, воспринимается скорее как «вызов». Однако слишком сильная нагрузка даже на здоровые механизмы совладания со стрессом вызывает изменения в их структуре, что стимулирует запуск защитных структур психики.

Важное значение имеет баланс между требованиями к врачу, выдвигаемыми к нему средой и самому себе, и ресурсами, которыми специалит обладает. Постоянное нарушение равновесия, особенно если оно имеет прогрессирущий характер, в сочетании с тревожным чувством потери контроля ведет к выгоранию. Нарастание симптоматики происходит постепенно, и диагностика играет важную роль уже на первых этапах запуска процесса «обесточивания»; важно не допустить усугубления состояния сложными психосоматическими расстройствами. На сегодня в качестве диагностического инструментария служат «Опросник для выявления выгорания» (MBI; Maslach & Jackson, 1986) и «Шкала утомления» Tedium Scale (Pines et al, 1981).

Единой модели преодоления выгорания нет, и каждое решение требует индивидуального подхода, который будет учитывать специфику человека, ситуации, конкретного учреждения. Однако первый шаг в работе над проблемой выгорания – это осознание специалистом собственной ответственности за переживание стресса, формирование намерения изменяться. Чтобы делиться своей энергией с пациентами, врачу необходимо научиться удовлетворять свои потребности: от витальных до потребностей высшего порядка. Для этого требуется выделить время и создать условия для восстановления психических сил; необходимо составить план мероприятий, который поможет направить и структурировать деятельность по самопомощи. Важно определить приоритеты, осознать личные особенности реагирования на стресс, позаботиться об организационных моментах на рабочем месте и выработать навыки тайм-менеджмента, приобрести умение делегировать полномочия. Забота о своем физическом состоянии не менее ценна: спортивное хобби, релаксация, активный досуг поднимают жизненный тонус. Профилактика выгорания в коллективе начинается с определения границ ответственности и формирования культуры доверительных отношений между коллегами. Преодолеть тенденцию к замкнутости и сепарации в условиях стресса поможет преодоление установки о том, что «настоящий медик» — это воплощение стойкости и мужества. Ведь хороший врач – это прежде всего живой человек, который может использовать свою человеческую силу и профессональную компетентность прежде всего к преодолению своих сложностей.

Шмелева Д.С., клинический-психолог, арт-психотерапевт.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Профилактика выгорания», Glenn A.Roberts (Advances in Psychiatric Treatment (1997)
  2. «Синдром эмоционального выгорания», П. Сидоров (Медицинская газета, №43 (2005)
  3. «Руководство по психиатрии», Р. Шейдер (Manual of psychiatric Therapeutics, 2nd edition, R.Shader)

psyhelp-shmeleva.com

Синдром эмоционального выгорания у врачей

doctor1Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), синдром хронической усталости описан Э. Морроу. В 1974 году термин предложил Х. Фрайденберг (США), им же и предложен bornout‐syndrom (сжигание). Синдром профессионального выгорания, информационной и эмоциональной перегрузки, эмоциональный дистресс, синдром физического и эмоционального истощения (Кристина Маслач – плата за сочувствие) это более поздние определения.

До сих пор нет единой дефинизации понятий. В странах Запада л/н по данной патологии у врачей занимают 4 место среди других нозологий. Швейцария за последние 6 лет выделила 6 млрд. франков на борьбу с этим заболеванием.

На сайте http://vrachirf.ru был проведен диспут о том, как протекает СЭВ у высококвалифицированных врачей, профессионалов. Диспут проходил 14 дней, задано вопросов и получено ответов  более 570, приняло участие 57 врачей.

Дано новое, произвольное определение СЭВ у данной категории врачей, названы симптомы субклинического состояния, меры профилактики. СЭВ у данной категории врачей определён как Шок‐Профи (Shock profi).

Шок‐Профи – психотерапевтическое состояние, вызванное длительным, на протяжении многих лет, единоличным (вынужденным) принятием решений или действий по лечению больных, ограниченных во времени и связанных с жизнью больного. Усугубляющими моментами служат негативные административные, социальные и, к сожалению, коллегиальные явления (моббинг – профессиональный терроризм д‐р Якоб Кирш, Германия).

Негативные административные факторы:

  1. не чувствуется забота о медработниках со стороны правительства, профсоюзов, руководителей лечебных учреждений;
  2. высокая нагрузка на 1 ставку, согласно финкциямдолжности, с мизерным отчислением на зарплату врачу от стоимости посещения;
  3. не корригированная оплата труда, в которой почти не учитывается стаж, категорийность, сложность выполняемой работы, отдалённость от медицинских центров;
  4. использование запугивания (буллинг) за невыполнение объёмных показателей.

Негативные социальные факторы:

  1. неуважительное отношение к медработникам больных, их родственников, подогреваемое СМИ;
  2. низкая зарплата;
  3. нет возможности профессионального роста;
  4. нет возможности полноценного отдыха;
  5. дорогостоящая учёба в ВУЗах детей, внуков.

Негативные коллегиальные факторы:

  1. назначение на должности завотделениями, начмедами, главврачами врачей с низким профессиональным опытом работы и без учёта мнения коллектива;
  2. зависть, сплетни в больнице, отделении;
  3. доносы коллег в прокуратуру или подговор родственников к их написанию;
  4. отказ или уклонение в помощи коллеге действием или советом;  
  5. трудность в организации консилиума или его нет с кем проводить;
  6. «вынос мусора из избы»;  
  7. высокомерное, неуважительное отношение коллег облостных больниц, медцентров к врачам районных и сельских больниц, ни разу не побывавших в их «шкуре».

Эмоциональное выгорание в чистом виде встречается у врачей со стажем работы до 15 лет, у врачей высокой квалификации, стаж работы 20−25 лет – Шок‐Профи, у врачей со стажем работы 30 и более лет – bornout-syndrom, когда присоединяется психосоматическая патология. Синдром эмоционального выгорания в чистом виде наблюдается у 95% молодых врачей, Шок‐Профи – 10−15%, а на субклинической стадии у 100%, bornout‐syndrom – 60−65%. Шок‐Профи страдают врачи всех специальностей, но чаще других: хирурги (Германия – психиатры), акушеры‐гинекологи, анестезиологи, реаниматологи, врачи скорой помощи, педиатры, врачи, работающие в отдалённых районах и др.

Большинство это врачи с опытом работы более 20 лет, имеющие большой профессиональный опыт, добившиеся определённых успехов в профессии, абсолютно соматически здоровые, критичны к своим знаниям, трезво оценивающие свои возможности и условия работы. Врачи эти, как правило, не обращаются за медпомощью, скрывают своё состояние даже от близких людей.

Субклинические симптомы скрытого периода, или периода накопления негатива (д‐р Якоб Кирш, Германия):

I стадия – эйфория,

II стадия – пессимизм: 

  1. неудовлетворённость даже хорошо сделанной работой,
  2. нет удовольствия от самой работы,
  3. отказ от хобби, увлечений, если они были,
  4. злоупотребление алкоголем;
  5. немотивированная тревога,
  6. бессонница,
  7. сексуальные расстройства,
  8. галлюциноз слуховой, зрительный или гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации.

Субклинический период длится 3−3,5 года. При неблагоприятных обстоятельствах может произойти срыв и на более ранних сроках.

На этой стадии возможно самоизлечение. При усугублении состояния – заболевание, которое может закончится трагедией. Исход субклинического периода: реактивный психоз, депрессия, ОИМ, ОНМК, суицид.

Профилактика:

  1. крепкая любящая семья – муж, жена, дети, внуки;
  2. посещение родных мест, могил родственников, свою школу, учителей, соседей, знавших тебя с детства;
  3. церковь, мечеть, синагога и т. д.;
  4. коллективизм, возрождение наставничества;
  5. поддержка друг друга в работе, особенно молодых;
  6. быть полезным другому;
  7. благотворительность;
  8. знания и беседы на эту тему среди коллег и персонала;
  9. исключение алкоголя,
  10. воздержение от поездок в экзотические страны с другими обычаями и культурой;
  11. занятие литературой – прочитать классику, написать очерк, эссе о ярких моментах в жизни;
  12. вспомнить родословную;
  13. мечтайте и, по возможности, реализуйте свою мечту;
  14. ходите в библиотеки, создавайте клубы по интересам;
  15. всё в комплексе.

Будьте здоровы. Берегите себя.

www.med-luban.by

Синдром "эмоционального выгорания" у врачей-психиатров

Термин «выгорание» впервые использовал американский психолог Герберт Фейденберг, обозначив им расстройства личности, возникающие у здоровых людей, вследствие профессиональной перегруженности. Это произошло больше 40 лет назад в 1974 году. В современном, самом общем прочтении, смысл выгорания заключается в рассогласовании между тем, чего личность ожидает от своей деятельности, и тем, что в реальности имеет. Разрыв, между ожиданиями, касательно динамики течения болезни пациента и реальной ситуации может привести к серьезным проблемам, таким, как синдром эмоционального выгорания и аддитивное поведение.

Синдром «эмоционального (или психического) выгорания» (СЭВ) определяют, как  состояние физического, эмоционального и умственного истощения, включающее развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату сочувствия, сострадания и понимания по отношению к пациентам и их близким.

Клинические проявления профессионального стресса, по определению C. Maslach. и S. Jackson, как правило, включают следующие компоненты:

        1. Эмоциональную истощённость, заключающуюся в преобладании негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживаний, ярких эмоций. При этом,  свое состояние, специалист связывает с работой.

         2. Цинизм — бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём лишь объекта действий.

         3. Редукцию профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив [1].

Freudenberger H, G. Richelson описывали выгорание как истощение, возникающее на пути к достижению нереальных целей, возлагаемых на профессионала обществом [2]. Согласно C. Cherniss, процесс выгорания начинается с интенсивного и продолжительного уровня рабочего напряжения и завершается психологическим отдалением, появлением апатии, цинизма и ригидности по отношению к работе [3].       J. Edelwich и A. Brodsky характеризовали выгорание как нарастающую утрату идеализма, энергии и цели, переживаемое специалистами профессий, направленных на оказание помощи людям, как результат их профессиональной деятельности [6].

W. Paine различал выгорание как стрессовый синдром (идентифицируемый кластер чувств и поведенческих реакций, наиболее часто обнаруживаемых в стрессовых и фрустрирующих рабочих ситуациях) и выгорание как психическое расстройство (часто серьезные, клинически значимые паттерны личностного дистресса и ограниченной жизнедеятельности, являющиеся конечным результатом процесса перегорания). Он считал, что выгорание не является типичным психическим расстройством, но наличие в течение определенного времени описанных выше симптомов может в конечном итоге привести к психическому расстройству [5].

P. Brill предлагает следующее определение синдрома выгорания. Синдром выгорания – это исключительно опосредованное, связанное с работой, дисфорическое и дисфункциональное состояние у человека, не имевшего прежде каких-либо психопатологических проблем, адекватно исполнявшего свои обязанности на протяжении длительного времени в определенной рабочей ситуации и неспособного восстановить предыдущего уровня без посторонней помощи, либо соответствующих изменений рабочей ситуации [4].

В целом, в начале развития синдрома эмоционального выгорания, наблюдается длительное нервное напряжение, повышение  тревожности человека. На этом фоне присоединяются неадекватные избирательные эмоциональные реакции, невыполнение профессиональных обязанностей. В последующем, наблюдается падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы.

Одно из крупнейших исследований синдрома эмоционального выгорания среди врачей, включая психиатров, было проведено в Финляндии [7]. В исследовании тогда приняли участие 2671 врачей различной практики. В результате, все специалисты были подразделены на специалистов с высоким уровнем выгорания и специалистов с низким уровнем выгорания. Среди докторов с высоким уровнем эмоционального выгорания, были преимущественно онкологи и психиатры. Самые высокие показатели были выявлены у мужчин психиатров, которые специализировались в области детской психиатрии.  Существенную роль также играло место работы. Сотрудники частных клиник, научно-исследовательских институтов и других общественных организаций были значительно менее подвержены выгоранию по сравнению с работниками государственных медицинских учреждений. Тот факт, что специалисты психического здоровья,  работающие с пациентами стационара, более часто подвергаются синдрому эмоционального выгорания, чем работники амбулаторного звена - подтверждается и в других исследованиях. В этом исследовании было наглядно показано, что интенсивность профессионального стресса у врачей-психиатров значительно выше, чем у представителей других медицинских профессий.

Отечественные авторы связывают интенсивность эмоционального выгорания у врачей психиатров со следующими факторами:

1. Пол.  Как правило, женщины психиатры более подвержены эмоциональному выгоранию, чем мужчины;

2. Стаж работы на занимаемой должности и удовлетворенность ею;

3. Количество времени, которое специалист уделяет работе;

4. Уровень личностной тревожности;

5. Уровень эмоциональной стрессоустойчивости;

6. Межличностные отношениями в коллективе;

7. Тип лечебно-профилактической организации;

8. Наличие брачных отношений;

9. Состояние климата в семье [8].

Эмоциональное выгорание имеет серьезные социальные и экономические последствия. Была обнаружена связь выгорания (деперсонализации) врачей с нарастающей частотой разводов после 30 лет супружества, достигающая 29%. Особенно высокая распространенность разводов по причине деперсонализации (50%) наблюдалась в семьях психиатров [8]. 

Заключение

В связи с распространенностью синдрома эмоционального выгорания у психиатров и, вместе с тем, малой разработанностью данной темы, становится принципиально важным вопрос о выявлении факторов, способствующих и препятствующих возникновению данного феномена. Удовлетворение потребности в разработке механизмов профилактики и преодоления  эмоционального выгорания имеет большую и неоспоримую практическую ценность. 

medconfer.com