Эгоизм. Эгоист это что такое


Эгоизм - это... Что такое Эгоизм?

Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм, такие как: рациональный эгоизм, гедонизм.

Философия. Принцип эгоизма

Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций).[1] Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):

— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчет выгоды?— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.[2]

Некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью.[1]

Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени [3]

А нынче все умы в тумане,Мораль на нас наводит сон,Порок любезен — и в романе,И там уж торжествует он.Британской музы небылицыТревожат сон отроковицы,И стал теперь ее кумирИли задумчивый Вампир,Или Мельмот, бродяга мрачный,Иль Вечный Жид, или Корсар,Или таинственный Сбогар.Лорд Байрон прихотью удачнойОблек в унылый романтизмИ безнадежный эгоизм.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII

Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно. [2]

Примечания

  1. ↑ Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. С. 787.
  2. ↑ Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники). С. 68.
  3. ↑ П. А. Кропоткин, «Этика», Пб.-М" 1922, т. 1, стр. 207

Литература

См. также

ushakov.academic.ru

Эгоизм - это... Что такое Эгоизм?

Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм, такие как: рациональный эгоизм, гедонизм.

Философия. Принцип эгоизма

Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций).[1] Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):

— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчет выгоды?— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.[2]

Некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью.[1]

Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени [3]

А нынче все умы в тумане,Мораль на нас наводит сон,Порок любезен — и в романе,И там уж торжествует он.Британской музы небылицыТревожат сон отроковицы,И стал теперь ее кумирИли задумчивый Вампир,Или Мельмот, бродяга мрачный,Иль Вечный Жид, или Корсар,Или таинственный Сбогар.Лорд Байрон прихотью удачнойОблек в унылый романтизмИ безнадежный эгоизм.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII

Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно. [2]

Примечания

  1. ↑ Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. С. 787.
  2. ↑ Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники). С. 68.
  3. ↑ П. А. Кропоткин, «Этика», Пб.-М" 1922, т. 1, стр. 207

Литература

См. также

biograf.academic.ru

Что такое эгоизм в любви? | Проза жизни

Рассмотрим последовательно три понятия: эгоизм вообще, эгоизм в любви в частности, и любовный (постельный) эгоизм как одну из форм проявления эгоизма в любви. Методику предлагаю простую: вначале спросим всезнающий интернет, а потом подключим здравый смысл и житейский опыт. Так и придем к окончательному суждению. Согласны?

Что такое эгоизм?

Как ни странно, но google не слишком обилен на определения. Вот, пожалуй, наиболее распространенное, имеющее корни от г-на Фрейда: эгоизм — это проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом. Прочли? Спросите себя, что в этом определении содержит негатив? Ничего, правда?

Однако, продолжая поиски дальше, можно найти многочисленные материалы, в которых понятию эгоизм приписывается отрицательная, даже антисоциальная окраска. Дескать (далее по тексту в кавычках — это цитаты), «христианская мораль учит нас заботиться о других людях, почитать родителей, помогать слабым и противостоять тиранам … что высшее достижение — это подвиг, совершенный во благо всего человечества. Нам рассказывают сказки о героях, отдавших свою жизнь ради спасения других людей. И нас учат испытывать вину за всякое проявление эгоизма». Часто даже высказывают мнение, что эгоизм разрушает общество, и поэтому должен быть искоренен. Во как! При этом обозначают альтруизм как противоположность эгоизму: первое — хорошо, второе — отвратительно.

Женские журналы добавляют к антисоциальной окраске эгоизма еще и антимускулинную, дескать, эгоисты-мужчины НЕ-внимательны-заботливы-услужливы-дружественны-самоотверженны-бескорыстны … ряд можно продолжать, но смысл, мне думается, уже понятен: женщины НЕэгоистичны, мужчины — эгоистичны, мужчины НЕальтруистичны, женщины — альтруистичны.

Но если поискать еще, но можно таки услышать и кое-что другое. Что «в эгоизме нет ничего плохого — такова сама человеческая природа, и бороться с ней, значит, восставать против инстинкта самосохранения. Что «цель врожденного естественного эгоизма — выживание, поэтому мы все — эгоисты от и до. Но по дурацкому стечению обстоятельств очень хотим видеть себя какими-то другими». Что «мы находим великую честь в благородстве, в альтруизме, в помощи нуждающимся. Мы заботимся о своих близких и тех, кого любим. Мы беспокоимся о будущем детей, о детенышах тюленей, об экологии и о мире во всем мире. Но при этом отказываемся взглянуть правде в глаза — на самом деле мы заботимся только о самих себе».

Вот так-то, дамы-господа! Искренне признающий себя эгоистом и действующий сообразно этому оказывается честнее, чем напускной святоша, действующий во благо из понимания «так должно» и вопреки своему эго. Вот еще цитата: «Чем сильнее человек верит в бескорыстность своих помыслов и поступков, тем он несчастнее». Как вам? Сильно сказано, не правда ли?

А вот и пример-пояснение: два разных человека, один — искренний эгоист, другой — напускной святоша, дарят подарки своим близким. Первый четко разумеет, что по сути презент он делает как бы для себя, исходя из собственной, читай — эгоистической, корысти, ведь ему просто нравится дарить. Он корыстен, но честен. Поэтому, ему, в общем-то, все равно, вызовет ли подарок бурю радостных эмоций, или вежливо-равнодушную благодарность: свое то эго он уже удовлетворил!

Напускной же святоша, будучи точно так же корыстным, делает вид, что никакой личной выгоды в его поступке нет, что презент — это ради ближнего, для него\нее и с целью принести тому\той бурю радостных эмоций. Что же происходит, если вместо этого он получает вежливо-равнодушную благодарность? Обида? Непонимание? Обвинения? Именно так, согласитесь! А почему? Потому, что напускной святоша хочет верить в бескорыстность этого поступка, будучи по природе своей человеческой — эгоистом!

В качестве вывода — еще одна цитата: «В человеке нет ничего, кроме собственного эгоистичного „Хочу!“, и чем отчетливее он это видит, тем проще и естественней его жизнь, тем проще и естественней его отношения с людьми. Эгоизм — совершенно здоровое чувство, если перестать его стесняться. Чем больше от него прячешься, тем больше он прорывается наружу в виде необоснованных обид и попыток манипулировать людьми себе на благо. А чем больше его признаешь, тем отчетливее понимаешь, что этот самый эгоизм и заставляет нас чтить свободу и интересы другого человека. Осознанный разумный эгоизм — единственный путь к здоровым и конструктивным отношениям между людьми».

Завершив интернет-поиск, попробуем подключить здравый смысл и житейский опыт. Положа руку на сердце, ответьте, с кем легче общение, с человеком, который совсем или почти не предъявляет вам претензий, который, как правило, всем доволен, имеет устойчиво-позитивное настроение, или с тем, кто придирками-советами-поучениями-мнениями заполняет весь эфир вокруг ваших ушей, кто ждет от вас благодарностей за совершенный им — бескорыстно! — поступок, настроение которого не прогнозируемо меняется? С кем? То-то же! И что вам до того, что у первого это — проявление интереса к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, на своем собственном мире в целом? Что это меняет, если легкость отношений от этого только выигрывает? Помните, куда благими намерениями дорога вымощена?

Последний штрих. Следует сказать пару слов о том, что же питает эгоизм любого человека? На чем строится внутренний мир и чем движим интерес к себе? Ответ прост — потребности, вот что есть «альфа и омега» человеческого эго. Потребности! Именно для их удовлетворения, причем — первоочередного и безусловного! Как известно, их не так уж и много — всего пять, так что отслеживать необходимо не так уж много факторов. Хорошая новость заключается в том, что для взрослого достаточно состоявшегося человека ключевыми являются всего две-три.

Что такое эгоизм в любви?

Уффф, с первым разделом закончено. Разобравшись, что эгоизм — это не такой уж и страшный зверь как его часто рисует наше воображение, перейдем ко второму — что такое эгоизм в любви? Для начала рассуждений вспомним, что мы понимаем под любовью: это состояние вытеснения собственного эгоизма в пользу эгоизма другого лица. Добавляем сюда определение эгоизма — интерес к себе, внимание на своих желаниях и влечениях, на собственном мире. Что получается? Если эгоизм — интерес, внимание и влечения — человека, предположим, мужчины, вытесняется в пользу эгоизма — интереса, внимания и влечения — другого человека, женщины, то это означает, что привлекательность «внутреннего я, эго» женщины становится для мужчины выше собственного. И наоборот, привлекательность мужского «внутреннего я, эго» становится выше для женщины. На этом строится их взаимный интерес друг к другу. Внутренний мир одного замещается внутренним миром другого. Потребности женщины питают эгоизм мужчины и наоборот.

Вероятно, именно этим пониманием руководствуются романтики-писатели-поэты, когда используют метафоры типа «они растворились друг в друге». Окружающие о таких говорят — они любят друг друга, и идеально друг другу подходят! Хотя, если спросить каждого в отдельности, то мужчина, скорее всего, скажет, что-то вроде «мы с нею одной крови», а женщина — «он такой же, как и я, только … с хвостом». Другими словами, оценка партнера осуществляется по принципу отсутствия! Это как с воздухом — пока он есть, его не замечаешь, как только нет — караул!

Представим ситуации. Мужчина имеет и дорожит отношениями с женщиной. Она однажды предлагает рвануть за город на выходные. А мужчина на эти выходные уже имеет планы — сходить на футбол. Или, он предлагает женщине выбраться в театр, а у нее уже «забито» в расписании на субботу «бассейны-массажи-макияжи». Что делать? Существуют два варианта. Первый — если мужчина в первой ситуации и женщина во второй отказываются от своих планов, потребностей, то тем самым становятся на путь накапливания потенциала раздражения и неудовлетворения: раз «съехал», второй раз уступила … Где конец? И каков он будет?Второй вариант: каждый из партнеров уважает эгоизм другого, и рассматривает — эгоистически! — поступившее предложение через призму своих потребностей: природа или футбол, театр или бассейн. И если принимается, то согласовывается время-место встречи, которое, как известно, теперь уже изменить нельзя . Вот и все! Скажите, что лучше для отношений — накопление раздражений типа «снова ты ко мне со своим театром», или эгоистическое уважение потребностей? То-то же!

Что такое любовный или постельный эгоизм?

Женщины уверены, что любовный эгоизм проявляет тот, кто во время страсти игнорирует желания партнерши, увлекаясь только собственным удовлетворением. Мужчины же считают, что любовный эгоизм проявляет тот, кто манипулирует партнером, играя на доступности физиологических потребностей. На самом деле, ни то ни другое к эгоизму никакого отношения не имеет! Поскольку отражает не искренний, неприкрытый эгоизм, а напускную святость и жертвенность.

Прочтем без лишних эмоций следующие слова из одного женского журнала: «Любовный эгоизм в постели имеет ряд характерных признаков. Ваш партнер не будет смотреть на ваше лицо. Возможно, закроет глаза, отдаваясь полностью своему чувственному наслаждению. Будет говорить вам, каким боком повернуться и как двигаться». С эгоистической точки зрения — делай также и не парься! Лови кайф! А с точки зрения жертвенности все совсем не так просто: я ему себя подарила, а он … Как сказано выше, это путь к накоплению раздражения и неудовлетворенности.

Эгоизм, и только он — основа устойчивых взаимоотношений между людьми и любовниками!

shkolazhizni.ru