Разница между деятельностью и поведением. Деятельность и поведение


Понятие о поведении и деятельности. — МегаЛекции

Поведение и деятельность являются особыми формами проявления активности животных и человека. Активность на­правлена прежде всего на приспособление к той среде, где они обитают. У животных процесс приспособления осуществля­ется бессознательно, у человека он имеет как бессознатель­ный, так сознательный характер.

Источником активности живых существ являются потреб­ности. Каждое живое существо испытывает нужду в определен­ных предметах и явлениях для продолжения своей жизнедеятель­ности. Потребности представляют собой состояние неудовлет­воренности, которое испытывает живое существо в связи с не­хваткой веществ, необходимых для продолжения его нормально­го существования.

Потребности могут быть врожденными и приобретенными. Так, например, потребность в пище является врожденной как у человека, так и у животных. Наряду с этим имеется множество потребностей, которые возникают в процессе употребления та­ких веществ, которые ранее не использовались живым существом.

ются продуктом взаимодействия живого существа с конкретными ус­ловиями существования.

В животном мире потребности имеют биологический характер, так как они удовлетворяются предметами и явлениями, созданными самой природой. Поэтому потребности определяют и строение орга­низма, и функции психики, и формы поведения животных. Так, строе­ние тела травоядных животных приспособлено для удовлетворения потребности в пище посредством поедания травы, а функции психики и формы поведения обеспечивают им поиск данного сорта пищи и спо­собы ее употребления. У хищных животных строение тела, функции психики и формы поведения направлены на удовлетворение потребнос­тей посредством поедания других животных.

Иначе обстоит дело с возникновением и удовлетворением потреб­ностей у человека. Хотя первоначально потребность в пище у ребенка имеет такой же врожденный характер и удовлетворяется посредством молока матери, как и у детенышей животных, но в дальнейшем пище­вые вещества и способы их употребления имеют совершенно иной ха­рактер, чем у животных.

Прежде всего человек удовлетворяет естественные потреб­ности предметами, создаваемыми обществом (продукты пита­ния, одежда и т.д.), а не находит их в готовом виде в природе. Кроме того, удовлетворение потребностей осуществляется по­средством сложившихся в обществе приемов и способов упот­ребления вещей в определенной обстановке (сидеть за столом, пользоваться ножом, вилкой и т.д.). Наконец, человек удовлет­воряет свои естественные потребности совместно с другими людьми, соблюдая правила приличия, традиции и требования гигиены.

Таким образом, естественные потребности и способы их удов­летворения имеют у человека не биологический, а социальный ха­рактер и связаны с высшей формой психической деятельности и с чисто человеческими формами поведения. Такой высшей формой психики является сознание, которое дает возможность человеку осознать свои потребности и создавать предметы, необходимые для их удовлетворения.

Хотя исходными потребностями являются естественные, без удов­летворения которых человек не может существовать как организм, все же смысл жизни заключается не только в них. “Человек ест, чтобы жить, но живет не для того, чтобы есть!” - сказал один философ. Для чего же тогда живет человек? Жизнь человека связана не только с удовлетворением естественных, но и духовных потребностей. Удов­летворение этих потребностей осуществляется в результате присвоения индивидом идеальных свойств, присущих как самому человеку, так и пред­метам и явлениям, создаваемых им.

Важнейшей духовной потребностью человека является потребность в человеческом обществе, которая удовлетворяется в процессе общения с людьми посредством языка и других средств общения. Она является основой для духовного развития человека. Общаясь с другими людьми -носителями идеальных душевных свойств, человек усваивает их мысли, чувства, желания, стремления, взгляды и убеждения, которые теперь оп­ределяют его духовный мир и его поведение в обществе.

Сначала эта потребность удовлетворяется у ребенка в результа­те общения с близкими людьми, потом со своими сверстниками, учи­телями и другими взрослыми, среди которых появляются друзья, лю­бимые люди и духовные руководители.

Другой важнейшей потребностью человека является потреб­ность в познании окружающего мира, других людей и самого себя. Первоначально эта потребность проявляется в виде стрем­ления ребенка получить информацию о внешнем мире посред­ством органов чувств. Затем эта потребность усложняется и удов­летворяется посредством интеллектуальных процессов, направлен­ных на познание сущности предметов и явлений и своей собствен­ной сущности.

К духовным потребностям следует отнести и потребность в труде. Труд является основным условием существования чело­веческого общества, так как оно не может существовать, если не будет производить материальные и духовные ценности, необ­ходимые для удовлетворения потребностей человека. Высшим проявлением данной потребности является потребность в твор­ческом труде, что составляет смысл жизни для творческого че­ловека.

Труд является одним из видов деятельности человека. Дея­тельность - это особая форма проявления активности, посред-

рой люди познают окружающий мир, изменяют его в соответствии со своими нуждами, взаимодействуют между собой, добиваясь нужных результатов. Кроме деятельности человеку также свойственно и опре­деленное поведение. Поведение - это тоже одна из форм проявления активности людей, направленная по отношению друг к другу в про­цессе деятельности, в быту и в общественной жизни.

Деятельность и поведение характеризуются целями и мотива­ми. Цель деятельности и поведения - это те объекты, на которые направлена активность человека. Мотивы - это те побуждения, ко­торые заставляют личность заниматься деятельностью и осуще­ствлять поведение.

Источником мотивов и целей являются потребности. Воз­никшие на основе потребностей мотивы побуждают личность к деятельности и поведению, а цели управляют их осуществлени­ем. Как это происходит? Потребности функционируют циклич­но. Они возникают, нарастают, удовлетворяются и исчезают. Каждая потребность имеет свой предмет. Сначала, на основе возникшей потребности, появляется неосознаваемое субъектом влечение к чему-то. На этой стадии возникновения потребности ее предмет еще четко не обозначен, но состояние неудовлетво­ренности побуждает субъекта к неосознанному его поиску. За­тем, по мере нарастания потребности смутно осознаваемое вле­чение превращается в ясно осознаваемое желание, на основе ко­торого у субъекта возникает образ объекта, посредством кото­рого может быть удовлетворена потребность. Если такой объект существует, то у субъекта появляется цель найти тот объект и удовлетворить потребность. Как видим, мотив и цель в поведе­нии совпадают.

В готовом виде предметы, посредством которых человек удовлетворяет свои потребности, в природе не существуют. Их нужно создать. Человек не в состоянии сам создавать все мате­риальные и духовные ценности, необходимые для удовлетворе­ния его потребностей. Это делает общество. Поэтому человек, занимаясь деятельностью, создает общественный продукт, ко­торый ему может быть и не нужен. Сталевар выплавляет сталь, которую сам не использует, химик создает химические вещества, которые сам не применяет. Таким образом, мотивы и цели в про­цессе деятельности могут совпадать, а могут и не совпадать.

Удовлетворяя свои потребности человек не просто осуществляет деятельность и акты поведения, но совершает социально значимые деяния, которые могут принести людям как добро, так и зло. Если че­ловек удовлетворяет свои потребности за счет других людей, или со­здает наносящие им вред предметы и явления, то в этом случае он совершает злодеяния, за которые должен нести ответственность пе­ред обществом и перед самим собой. Если же человек своей деятель­ностью и поведением приносит добро людям, то он совершает благо­деяния, которые высоко оцениваются обществом. Совершая доброде-яния или злодеяния человек приобретает положительные или отрица­тельные качества личности.

6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель­ности.

Поведение и деятельность, направленные на создание и упот­ребление материальных и идеальных продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей, управляется, регулируется и контролируется высшей формой психики - сознанием, которое функционирует на основе сенсорных, интеллектуальных, эмо­циональных и волевых процессов. Для того, чтобы психика мог­ла успешно регулировать и контролировать деятельность и по­ведение, она должна правильно отражать объекты, на которые направлена активность человека, а также управлять практичес­кими действиями, посредством которых может быть достигнута поставленная цель.

В каждом виде деятельности соотношение между познава­тельными процессами может изменяться в соответствии с зада­чами деятельности и свойствами объектов, на которые она на­правлена. Ведущими в деятельности являются высшие познава­тельные процессы - воображение и мышление, посредством ко­торых создается образ будущего объекта, а материалом для его построения является информация, представляемая сенсорными и перцептивными процессами - ощущениями и восприятиями. Так, у художников огромное значение имеют зрительные сенсорные и перцептивные процессы, дающие возможность создавать но­вые цветовые оттенки и новые формы изображаемых объектов.

ния и восприятия, на основе которых создаются новые музыкальные образы. У дегустаторов решающую роль играют вкусовые и обо­нятельные ощущения, благодаря которым оценивается качество продукции и создаются продукты с оригинальными качествами.

Наряду с познавательными процессами во всех видах деятельно­сти принимают участие такие психические явления как внимание, воля и чувства. Благодаря вниманию человек направляет и сосредотачива­ет сознание на предметах и явлениях, которые он создает или изменя­ет в процессе деятельности. Воля дает возможность мобилизовать все внутренние ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели, проявлять усилия, необходимые для осуществления деятельности. Чувства побуждают человека к деятель­ности, они определяют также и его отношения к процессу деятельнос­ти, так и к ее результатам. Все эти психические явления представляют собой различные стороны проявления сознания, которое выступает как внутренний план деятельности человека, регулирующий и контролиру­ющий ее осуществление.

Поскольку деятельность имеет общественный характер, то она регулируется и контролируется обществом, которое опре­деляет, какие ее виды являются для него важными и какие ре­зультаты должны быть получены. Выбор личностью вида дея­тельности, которым она будет заниматься, зависит от того, ка­кими мотивами она будет руководствоваться. Результаты дея­тельности зависят от наличия у личности определенных моти­вов, способностей, умений, навыков и усилий, которые она про­являет в процессе деятельности.

В связи с тем, что результаты деятельности заранее нор­мируются обществом, можно выделить три уровня проявле­ния нормативной продуктивности деятельности. На первом -ниженормативном уровне - личность не может достигнуть ре­зультатов, требуемых обществом. Это объясняется, в одном случае, отсутствием положительных мотивов, в другом слу­чае, неумением организовать деятельность и проявить нуж­ные волевые усилия, в третьем случае, низким уровнем раз­вития способностей, навыков и умений. На втором - норма­тивном уровне - результаты деятельности соответствуют нор­мативным заданиям и личность удовлетворена ими. На тре-

ет нормативные задания, но старается проявить творчество и дос­тигнуть самых высоких результатов в деятельности.

Поведение, как и деятельность, также имеет нормативный ха­рактер, но в отличие от последней оно регламентируется не норматив­ными заданиями, а законами, нравственными нормами, обычаями и тра­дициями, существующими в обществе. При этом характер поведения человека зависит от его взглядов, убеждений, психических состояний и психических свойств личности.

Таким образом, поведение и деятельность не могут осуще­ствляться без внутренних психических явлений, выполняющих побудительную, познавательную и регулятивную функции. Кро­ме внутреннего психического компонента в деятельности и в поведении имеет место внешний исполнительный, физический компонент, проявляющийся в виде движений, совершаемых че­ловеком. Система движений, направленных на достижение сравнительно простой цели или задачи, называется действи­ем. Действие является основным элементом деятельности, в котором объединены как внутренне психические, так и вне­шние физические компоненты деятельности.

Следовательно, поведение и деятельность представляют собой органическое единство внутренней психической и внеш­ней физической активности направленной на достижение со­знательно поставленной цели.

Действие, направленное на других людей, называется по­ступком. Если поступок наносит вред другим людям, то он ста­новится проступком. В отличие от действия поступок может со­вершаться без определенной цели и имеет тогда непреднамерен­ный, импульсивный характер. Второе отличие поступка от дей­ствия заключается в том, что он может быть не связан с внешни­ми движениями. Человек, промолчавший и не выразивший свое­го отношения к словам другого человека или к его поступку, сам совершает поступок.

Поведение и деятельность имеют у человека не врожденный, а приобретенный характер. Для того, чтобы человек мог совер­шить какую-либо деятельность или поведение, он должен усво­ить приемы и способы их осуществления. В результате много­кратного применения они закрепляются, автоматизируются и вос­производятся без участия сознания. Такие закрепившиеся авто-

бы выполнения деятельности и поведения, осуществляющиеся без кон­троля сознания, называются навыками. Навыки являются важнейши­ми компонентами поведения и деятельности человека. Благодаря им сознание освобождается от функции контроля за выполнением деятельности или поведения и целиком и полностью может быть направлено на достижение поставленной цели.

Навыки у человека существенным образом отличаются от навыков у животных. Если навыки у животных формиру­ются и осуществляются автоматически, неосознанно, то у человека они возникают и функционируют под контролем сознания и поэтому могут изменяться, совершенствоваться и применяться по желанию человека. Существуют различные виды навыков: двигательные, сенсорные, сенсомоторные, ин­теллектуальные, поведенческие, гигиенические.

Выделяют четыре этапа формирования навыков. Первый этап называется ознакомительным. На этом этапе создается ори­ентировочная основа для формирования навыка. Обучающийся узнает где, когда и с какой целью будет применяться навык, а также знакомится с приемами и способами его выполнения. На втором подготовительном (аналитическом) этапе происходит овладение отдельными элементами навыка, сопровождающееся неумелыми действиями, лишними движениями, напряженным сен­сорным вниманием, слабым контролем за выполнением навыка. На третьем стандартизирующем (синтетическом) этапе отдель­ные элементы объединяются и совершаются слитно как единое действие, устраняются лишние движения, сенсорный контроль заменяется мускульным, происходит автоматизация и совершен­ствование навыка. Четвертый варьирующий (ситуативный) этап характеризуется пластичным и гибким применением навыка в но­вых ситуациях, что достигается благодаря переносу сознания с приемов осуществления навыка на обстановку и результаты дей­ствий в новых условиях.

Между навыками, в процессе их формирования, происходит взаимодействие. Оно может быть положительным и отрицатель­ным. Положительное взаимодействие или перенос навыков имеет место в том случае, если структура одного навыка соответствует структуре другого. Отрицательное взаимодействие или интер­ференция происходит тогда, когда структура одного навыка

да структура одного навыка противоречит структуре другого, вслед­ствие чего формирование нового навыка тормозится старым.

Кроме навыков в процессе деятельности применяются также уме­ния. Умения представляют собой гибкие системы приемов и способов выполнения деятельности, сформированные в результате применения специально усвоенных знаний и навыков. Так для того, чтобы грамот­но писать, человек должен уметь применять не только навыки письма, но и знать и применять правила грамматики и синтаксиса. То же самое относится и к поведению. Для того, чтобы уметь себя вести культурно в обществе, необходимо не только иметь навыки культурного поведе­ния, но и знать и применять моральные нормы, традиции, обычаи, су­ществующие в данном обществе.

Формирование умений и навыков осуществляется в результате применения специальных упражнений. Упражнения не сводятся к про­стому воспроизведению умений и навыков. Они отличаются от меха­нических повторений тем, что предполагают сознательный интеллек­туальный контроль за процессом их формирования. Упражнения необ­ходимы не только для выработки умений и навыков, но и для их сохра­нения. Без специальных систематических упражнений умения и навы­ки разрушаются и исчезают.

Большое влияние на поведение и деятельность оказывают привыч­ки. Они или способствуют успешному осуществлению деятельности и поведения, или мешают им. Привычками называют закрепившиеся в про­цессе деятельности и поведения движения, действия, приемы и способы, осуществление которых стало для человека настоятельной потребнос­тью. В силу этого привычки воспроизводятся автоматически и имеют принудительный характер. Привычки могут быть полезными и вредны­ми. Они могут возникнуть как на основе специальных упражнений, так и случайно в результате подражания. Привычки могут быть деловы­ми, поведенческими, гигиеническими и функциональными.

Положительные привычки помогают человеку успешно выполнять деятельность, правильно вести себя в обществе, соблюдать мораль­ные нормы, вести здоровый образ жизни. Дурные привычки, такие как привычка курить, пить спиртные напитки, употреблять наркотики, сквер­нословить и т.п., пагубно влияют на человека, разрушают его психику и здоровье. Положительные привычки, чаще всего, приобретаются сознательно и целенаправленно. Отрицательные - случайно, непредна­меренно в результате подражания другим людям. Приобрести отрица-

тельную привычку очень легко, но избавиться от нее очень трудно. Всем известно, как трудно бросить курить. Это может сделать только человек с сильной волей. Иногда пытаются бросить курить раз и на­всегда, но проходит некоторые время и потребность берет свое и чело­век снова начинает курить. Отвыкнуть от привычки можно только по­степенно. Сначала надо постепенно увеличивать интервалы между вы­куренными сигаретами, доводя их до нескольких штук в день. Затем надо приучать себя не докуривать сигарету полностью, стараясь как можно меньше затягиваться. Все это создает условия для постепен­ного угасания потребности для воспроизведения привычки и дает воз­можность вообще отвыкнуть от нее.

megalektsii.ru

Деятельность и поведение - Pro-Psixology.ru

Термины «деятельность», «моральная деятельность», «поведение», «моральное поведение», «поступок», «линия поведения» и др. широко применяются в социологической, психологической, этической литературе. При этом, очевидно, следует говорить о специфике их конкретного содержания в каждом из указанных разделов общественной науки. Несомненно, есть определенная специфика и в случае употребления их в рамках этических исследований, хотя их этическое содержание до сих пор раскрыто далеко не полностью. Иногда вообще высказываются сомнения в целесообразности их использования в анализе нравственных явлений. Поэтому имеет смысл хотя бы кратко остановиться на том значении, в котором они будут употребляться далее.

Деятельностью вообще можно назвать всякую совокупность (последовательность) чьих-либо действий, вызывающих изменения в окружающем мире или в самом деятеле. Очевидно, субъектом такой деятельности может быть признано любое живое существо, осуществляющее свою жизнедеятельность в какой угодно форме. Сюда относится и жизнедеятельность человека как биопсихосоциального существа, включая деятельность его сознания.

В этой деятельности можно выделить человеческую деятельность как специфический способ отношения человека к миру, который отличается целенаправленностью действий. Эта деятельность соединяет в неразрывном единстве внешнюю предметную деятельность и деятельность сознания (на то она и деятельность, сознательно полагающая свои дели). Наиболее известными видами человеческой деятельности являются: труд, учение (познание), игра, общение. Поскольку эта специфическая человеческая деятельность осуществляется (и только так она может осуществляться) в человеческих коллективах, в различных человеческих сообществах, то ее синонимом можно считать социальную деятельность.

Человеческую деятельность можно рассматривать и описывать просто как совокупность действий, акций и их ощутимых результатов. Но те же самые акты деятельности, их результаты можно рассматривать (и это особенно существенно для квалификации социальной деятельности) и описывать не в терминах обычной констатации факта совершения действия, а с точки зрения их значения для кого-либо — для самого деятеля, для окружающих, для общества в целом; под углом зрения их общественной значимости (ценности) — правовой, политической, нравственной и т. д. При таком подходе к человеческой деятельности, когда принимаются во внимание преимущественно аксиологические (ценностные) характеристики действий и их результатов, принято употреблять термин и понятие поведение, точнее, человеческое поведение.

Человеческое поведение, конечно, не следует смешивать с другими значениями слова поведение, которые широко используются в некоторых науках и в обыденной речи. В частности, оно не имеет никакого отношения, скажем, к поведению животных (предмет зоопсихологии, этологии), тем более к «поведению» машин (термин употребляется в кибернетике), к «поведению» частиц (в физике) и другим случаям подобного, подчас метафорического употребления этого слова. Строго говоря, поведение младенца или душевнобольного также не удовлетворяет признакам человеческого поведения, поскольку в их действиях отсутствует сознательное полагание целей.

В отличие от деятельности в широком смысле слова, включающей в себя и отправление естественных потребностей, и совершение каких-либо чисто технологических операций и т. д., акты человеческого поведения всегда в той или иной мере выявляют удаленные от непосредственного удовлетворения потребностей интересы, ориентации, идеологические позиции в системе тех общественных отношений, в которых живет и действует субъект поведения. Именно поэтому поведение выступает объектом правовой, моральной и т. д. оценки и регуляции.

Оценочными предикатами, указывающими на то или иное значение (ценность) человеческих действий, рассматриваемых как акты поведения, обычно выступают слова-определители, число которых хотя и велико, но не безгранично. Действие может оказаться полезным, бесполезным или вредным; красивым, некрасивым или безобразным; эффективным или неэффективным, целесообразным или нецелесообразным, умелым или неумелым, умным или глупым, правильным или неправильным, законным или противоправным, наконец, хорошим или дурным, нравственным или безнравственным.

Все оценочные предикаты целесообразно разделить на две большие группы. Основным классификационным принципом этого деления может служить определение ценности действия (или поступка) в зависимости от того, с чем оно соотносится. Соответственно в первую группу войдут все те предикаты, которые устанавливают ценность поведенческого акта путем его сопоставления с определенной целью. Этот подход к оценке действия обычно называют «операционным» или «праксеологическим». Таковы, например, слова — определители ценности: целесообразно, полезно, эффективно, умело, умно, а также противоположные им понятия. Во вторую группу войдут все те предикаты, посредством которых ценность акта поведения устанавливается в результате его соотнесения с каким-либо правилом, нормой, идеалом или другим образцом, имеющим более общее значение. Таковы оценочные суждения с предикатами: правильно, красиво, правомерно (или противоположными сказуемыми), т. е. суждения, устанавливающие логическую правильность рассуждений, эстетическую ценность чего-либо, значение действия с точки зрения его соответствия праву и т. п.

Необходимо заметить при этом, что резкую границу между отмеченными двумя группами оценочных предикатов и соответственно суждений провести трудно, потому что некоторые предикаты (например, «правильно» и «неправильно») слишком определенны, чтобы их отнести к первой группе, и в то же время недостаточно определенны, чтобы их с уверенностью можно было включить во вторую группу. Само определение «правильно» нуждается в дальнейших уточнениях: о какой правильности, о правильности чего (игры в шахматы, езды на автомобиле, произношения, мышления и т. д.) идет речь в данном конкретном случае. При всем том, однако, бросается в глаза, что если предикаты первой группы представляются достаточно расплывчатыми, то оценочные предикаты второй группы имеют более выраженный нормативный характер, что и позволяет их фиксировать в правилах, нормах, эстетических канонах, статьях правовых кодексов, предписаниях моды и т. п.

Наиболее общими оценочными предикатами, указывающими на нравственную ценность (или неценность) поступков, выступают понятия «доброе» и «злое» или в разговорном языке — «хороший» и «дурной» (поступок). Но сами эти понятия слишком абстрактны, чтобы заключать в себе в том или ином частном суждении какое-то определенное содержание. Поэтому, когда кто-либо говорит: «Этот человек поступил дурно», обычно тотчас следует вопрос: «Почему Вы так считаете?», т. е. возникает требование наполнить абстрактную оценку более конкретным содержанием. Ведь в каждом отдельном высказывании под добрым или злым в поведении подразумевают все-таки нечто более определенное, а именно соответствие или несоответствие данного акта поведения какой-либо зафиксированной в общественном сознании моральной норме. Поэтому, хотя нравственные оценочные суждения не могут состязаться с правовыми вердиктами в нормативной определенности и жесткости, все же они, как правило, достаточно определенны, нормативны, чтобы отнести их ко второй группе оценочных суждений, а не к первой. Например, даже общая характеристика «безнравственный человек» (тем более злой, подлый и т. п.) звучит гораздо более жестко, решительно и определенно, чем, скажем, характеристика «неразумный человек».

Во всяком случае можно говорить о нравственном или безнравственном поведении, когда последнее рассматривается под углом зрения моральной ценности его субъективных побуждений и общественно значимых последствий. Именно о таком поведении будет идти речь дальше, хотя эпитет «нравственное», чтобы избежать назойливого его повторения, употребляться не будет.

В последние годы в нашей этической литературе в том же значении все чаще употребляется словосочетание «моральная деятельность» как синоним нравственного поведения. Последнее же рассматривается в качестве аспекта, стороны, свойства социального поведения в целом. Иногда это понятие подвергается некоторыми авторами критике как не вполне удачное, недостаточно осмысленное содержательно. Действительно, выражение «моральная деятельность» невольно наводит на мысль, что существует какой-то особый род деятельности наряду с другими видами — производственно-трудовой, научно-теоретической, художественно-творческой, политической, судебно-процессуальной, религиозно-культовой и т. д., что, стало быть, существуют какие-то особые субъекты моральной деятельности, общественные институты, призванные выполнять лишь эту деятельность. Доводя критику до логического конца, авторы некоторых работ доходят до утверждения о полной «не-институциональности» и «нематериальности» нравственности, о том, что моральность есть свойство только сознания, но отнюдь не поведения, как такового. Согласно такой позиции, в поведении проявляются, обнаруживают себя свойства морального сознания, которые существуют лишь в идеальной форме. Между тем общепризнано, что моральной квалификации подлежит любая человеческая, социальная деятельность.

Указанные возражения достаточно серьезны (они касаются истолкования самой сущности морали) и заслуживают специального обсуждения. Что касается «нематериальности» морали, то в дальнейшем будет показано единство материального и духовного элементов в нравственном поведении. Относительно же «неинституциональности» морали вкратце скажем следующее.

Сомнения в целесообразности употребления термина «моральная деятельность» в значительной мере связаны с тем, что в этической литературе он применяется в основном в двух значениях без достаточно четкого их разграничения.

Есть все основания говорить о «моральной деятельности» в строго определенном, узком значении как о деятельности, побуждаемой прежде всего моральными мотивами. Очевидно, если иметь в виду именно деятельность, т. е. какие-либо особые действия, и если содержательно раскрыть ее специфические «моральные мотивы» (потребности, интересы, цели и т. д.), то «моральная деятельность» в упомянутом узком смысле — это деятельность, главной целью которой является формирование морального качества поведения. Такова деятельность нравственного воспитания, например, детей в семье, в детских учреждениях; деятельность по перевоспитанию, например, лиц с отклоняющимся от нормы поведением в исправительных учреждениях, в товарищеских судах, при разборе так называемых персональных дел на собраниях; наконец, самовоспитание, нравственное самосовершенствование личности, которые обычно требуют значительных сознательных усилий, напряжения воли, даже специальных упражнений.

В обозначенном смысле «моральная деятельность» — это вся духовно-практическая деятельность людей, направленная на усвоение ими нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения, а также на улучшение моральной атмосферы в коллективах. Конечно, эта деятельность совершается в общем процессе социализации индивидов и сопутствует всякой другой деятельности (трудовой, учебной, игровой, эстетической и т. д.). Но она может быть представлена, так сказать, и в «чистом» виде, в форме переживаний, возбужденных потревоженной совестью, как извлечение уроков из прошлых ошибок, выработка человеком навыков более правильной оценки своих и чужих поступков. Думается, применительно к этой специфической деятельности термин «моральная деятельность» вполне уместен.

Кстати сказать, существуют достаточно определенные и притом вполне «материальные» субъекты деятельности, направленной на моральное воспитание, перевоспитание, самовоспитание, выполняющие ее прямо или в ходе выполнения других задач. Это семья, школа, другие детские учреждения и организации, исправительные заведения, суды, различные общественные организации, наконец, сама личность, осуществляющая нравственное самосовершенствование. Тот факт, что названные и другие общественные институты выполняют преимущественно иные социальные функции и задачи, ничего не меняет, ибо они выступают также субъектами социальной деятельности, направленной на нравственное формирование людей. Мало что меняет и то обстоятельство, что в классово антагонистических общественно-экономических формациях в силу определенных социальных причин многие общественные институты не выполняли вовсе или выполняли лишь под известным углом зрения задачи именно нравственного формирования людей, вследствие чего на практике преобладали методы внешнего принуждения, устрашения и т. п. в регуляции поведения. Напротив, в социалистическом обществе по мере его развития все большее значение приобретают общественные институты (например, семья, производственный коллектив, сама личность), в деятельности которых нравственно-воспитательные моменты постепенно получают самостоятельное значение. Таким образом, «неинституциональный» характер морали относителен, хотя институциональность ее, конечно, не выражена столь четко, как в других сторонах социальной деятельности.

Однако рассмотрим «моральную деятельность» в более широком значении. Если бы «моральная деятельность» ограничивалась очерченными выше рамками, т. е. процессами, связанными с усвоением нравственного опыта, то даже в этом случае она имела бы право претендовать на то, чтобы стать предметом специальной теории, допустим отраслью педагогической науки (для сравнения: ведь существует, скажем, такая частная медицинская паука о паразитах в кишечнике, как гельминтология). Однако суть заключается в том, что объектом этического анализа может быть все человеческое поведение, всякая человеческая деятельность, поскольку она подлежит квалификации с точки зрения добра и зла, естественно в их конкретно-историческом содержании и значении. Это деятельность, которая в подавляющем большинстве случаев непосредственно не преследует цели нравственного воспитания, перевоспитания или самовоспитания, ее главные цели — производственные, учебные, научные, художественные, спортивные и,т. д. В таком случае речь может идти не о какой-то особой «моральной деятельности», а о нравственной стороне или характеристике любой социально значимой деятельности, любых актов поведения, поскольку последние соотносятся с определенной, существующей в данном обществе, исторически и классово обусловленной системой моральных ценностей, норм, идеалов. Вплетаясь в мотивационную структуру поступков, эти элементы общественной нравственности становятся неотъемлемыми свойствами самого поведения.

Поэтому в дальнейшем изложении во избежание терминологических недоразумений мы будем говорить не о «моральной деятельности» в описанном выше узком значении, а о поведении вообще и его моральных свойствах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

Поведение и деятельность — Мегаобучалка

Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью. Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы).

Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил поведение сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы. Своеобразие поведение индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.

Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.

Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.

В психологии существует несколько определений деятель­ности:

Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленные цели, возникшие в результате появления у него определенной потребности.

Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполне­ние требований к нему со стороны общества и государства.

Представленные определения показывают, что в основе понимания деятельности находятся:

♦ Потребности, которые направляют и регулируют конкрет­ную деятельность субъекта в предметной среде.

♦ Осознание цели, которая остается всегда необходимым признаком деятельности. Порождаясь потребностью как источником активности, деятельность управляется созна­ваемой целью как регулятором активности.

Понятие деятельности следует отличать от понятия «пове­дение». В поведении цель не выражена. Кроме того, в диффе­ренцировании деятельности и поведения можно ориентиро­ваться на взгляды С.Л. Рубинштейна. По его мнению, деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Главное в поведе­нии — отношение к моральным нормам. Если единицей ана­лиза деятельности выступает действие, то в случае с поведе­нием— поступок (проступок).

Естественное состояние человека - состояние деятель­ности. Пока человек живет, он постоянно участвует в са­мых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебно-познавательной, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой...

Существуют различные классификации видов деятель­ности:

  • в социологии принято выделять трудовую, общест­венно-политическую, художественно-творческую, науч­ную и т.д.;
  • педагогика в качестве ведущих видов деятельности определяет трудовую, учебную, игровую;
  • психология — изучает деятельность, связанную с пси­хическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыс­лительная и др.)

Выступая как форма бытия и способ существования че­ловека, деятельность:

  • обеспечивает создание материальных ус­ловий жизни человека, удовлетворение ес­тественных человеческих потребностей;
  • становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
  • является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
  • создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реали­зации его социальных интересов;
  • является источником и критерием на­учного познания, самопознания и са­моразвития;
  • обеспечивает познание и преобразование окружаюшего мира.

Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен.

Важнейшие характеристики деятельности:

· предметность — она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе дея­тельности объективного мира.

  • социальность — деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обме­ну ее продуктами, информацией, к согласованию инди­видуальных целей и планов, к взаимопониманию.
  • сознательность — в процессе организации и осуществ­ления деятельности «сознание выполняет разнооб­разные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулиру­ющую и контролирующую».

Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.

Основными формами деятельности являются: познание, общение, труд.

Основными видами (уровнями) деятельности являются: игра, учение, труд.

megaobuchalka.ru

Чем отличается деятельность от поведения

В отличие от других представителей живой природы, человек склонен к осознанным действиям, абстрактному мышлению, пониманию своего места в окружающем мире. Более того, социум в той или иной степени управляет активностью каждого человека, заключая индивидов в установленные рамки. Никто не станет спорить с тем суждением, что деятельность людей отличается от такой категории, как поведение. В чём разница между данными понятиями и почему так важно отделять их друг от друга?

Определение

Деятельность – осознанная активность человека, направленная на изменение исходной материи, удовлетворение своих потребностей и желаний. Главное её свойство – сознательность, то есть понимание субъектом поставленных целей и задач. Деятельность может быть практической, эстетической и познавательной и всегда имеет определённый смысл.

Поведение – способность живых существ к действию под воздействием различных факторов. Главная причина такой активности – необходимость адаптации к изменяющимся условиям, выживание, развитие. Поведение проявляется у многоклеточных организмов, где им управляет центральная нервная система. Необходимо отграничивать данное понятие от действия, которое присуще и одноклеточным существам, а также растениям.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие деятельности от поведения – это наличие определённой цели, которая стоит перед субъектом. Именно наличие мотива выделяет такую активность и делает её уникальной. Деятельность – это система целенаправленных действий, которые подчинены друг другу, имеют мотив, предмет и средства. Именно психическое осознание совершаемого поступка является необходимым в некоторых отраслях. К примеру, в уголовном праве ответственности подлежит лишь то лицо, которое осознаёт фактический характер совершаемых им деяний.

Кроме того, поведение существа может быть только внешним, в то время как деятельность – ещё и внутренней (мышление, научная работа). Проявления типов активности также различаются между собой. Поведение всегда направлено на удовлетворение биологических потребностей, а деятельность – ещё и на реализацию социально-культурных запросов. В науке есть мнение, что именно они предопределили развитие человека и оказали существенное влияние на него.

Деятельность является доминирующим видом активности у людей, поведение же более свойственно другим живым существам, которые сознанием не наделены. Между данными категориями есть и определённые сходства. Так, и поведение, и деятельность направлены на изменение исходной материи, реализацию определенных задач, решение которых очень важно для субъекта активности. Обе формы взаимодействия с внешним миром могут быть запрещёнными, если они представляют опасность для общества.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Осознанность. Деятельность человека всегда сознательна, в то время как поведение является спонтанным и выступает в качестве реакции на раздражители.
  2. Уровни. Деятельность человека бывает внутренней и внешней, поведение – только внешним.
  3. Мотивация. Деятельность является целенаправленной, в то время как поведение может быть лишено всякой цели.
  4. Проявление. Поведение живого существа выражается в единичном акте, ответе на раздражитель. Деятельность – это организованная система, во главе которой стоит определённая цель.
  5. Стимул. Основной потребностью к поведению является наличие внутренних потребностей, то есть инстинктов. Деятельность может определяться ещё и культурными, социальными потребностями.

thedifference.ru

Понятие деятельности и поведении.

Психология Понятие деятельности и поведении.

просмотров - 59

Виды деятельности

Структура деятельности

Понятие деятельности и поведения.

Живым существам от природы свойственна активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности, которые вызывают соответствующие действия, реакции. Но активность животных и человека существенно отличаются своими психологическими аспектами. Активность животных ограничивается инстинктивными и условно-рефлекторными действиями, направленными на приспособление к условиям жизни и удовлетворения биологических потребностей в пище, размножении, защите. Активность человека реализуется в деятельности, когда человек не только приспосабливается к условиям жизни, но и активно изменяет их в соответствии со своими человеческими потребностями, которые возникли и развивались исторически.

Деятельность– это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, ᴛ.ᴇ. превосходит свои же генетически обусловленные возможности.

Существенными признаками деятельности являются:

- предметность, которая состоит по сути в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира;

- осмысленность – реализующий деятельность человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит ожидаемый результат;

- социальная опосредованность – активность человека реализуется в социуме, имеет общественный характер, требует координации и активности других людей;

- субъективность – она реализуется как отдельными, так и коллективным субъектом, имеет субъективную значимость.

Учитывая зависимость оттого, кто выступает в роли субъекта деятельности – конкретный индивид, социальная группа или общество в целом – выделяют индивидуальную, коллективную и общественно-историческую деятельности.

Когда в ходе деятельности, ᴛ.ᴇ. взаимодействия субъекта с объектом (вещью, предметом) на передний план выступают отношения между людьми, а не отношения между вещами, то в мотивации человека центр тяжести переносится из сферы вещной в план межличностных отношений, с обязательным атрибутом – общением. Тогда деятельность выступает в новом качестве, она становится поведением. Поведение – одна из форм реализации личности человека в повсœедневной жизни. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть.

В психологии выделœены и описаны четыре формы индивидуального поведения, дифференцирующим признаком которых служит соотношение в структуре действий генетически заданных и приобретенных при жизни компонентов:

- инстинктивное поведение – мотивация, ориентировка и исполнение заданы генетически, их реализация обеспечивает непосредственный адаптивный эффект;

- запечатленное поведение (импринтинг) – мотивация и исполнение заданы генетически, а недостающий компонент формируется при жизни;

- заученное поведение (навык) – мотивация задана генетически, ориентировка и исполнение отыскиваются в прижизненном опыте и закрепляются упражнением;

- интеллектуальное (разумное) поведение – мотивация задана генетически, но требует обязательного опосредования проблемной ситуацией; ориентировка и исполнение должны быть найдены в индивидуальном опыте.

На уровне общественно-детерминированной деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу и другим людям, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых выражаются позиция личности и ее моральные убеждения.

Личность порождается поступком, но и поступок порождается личностью. Поступок – обращение к людям, борьба за понимание морали. Благодаря поступку жизнь человека обогащается, приобретая вид сложных многоуровневых отношений с миром, при этом личность исследует себя и свою жизнь, стремится найти свое место в ней.

С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим, потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным и др., когда поведение подчиняется социальной норме и социальным ценностям.

Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение. Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio – отклонение, уклонение) поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, драки, агрессия, бродяжничество, наркомания, алкоголизм.

Делинквентное (от лат. delictum – проступок, правонарушение) - ϶ᴛᴏ сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. В случае если критерием девиантного поведения является проступок, то критерием делинквентного поведения - преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, ᴛ.ᴇ. уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей.

Читайте также

  • - Понятие деятельности и поведении.

    Виды деятельности Структура деятельности Понятие деятельности и поведения. Живым существам от природы свойственна активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности,... [читать подробенее]

  • oplib.ru