Девиантное поведение, как принцип домино. Девиантное поведение плюсы и минусы


Девиантное поведение

Современное общество сильно обеспокоено криминогенностью в среде подростков, направляя внимание психологии и педагогики на воспитание детей с девиантным поведением.

Понятие «девиантное поведение» Википедия трактует, как поведение, имеющее отклонение от общепринятых и социально адаптированных норм, касается это коллективов людей, религии или других сфер отношений. Это совсем не значит, что если девиантное поведение проявилось у ребенка в отдельном поступке, сразу же должны возникнуть причины для переживаний.

Сегодня новомодное определение «девиантное поведение» несет любое событие, в котором задействована молодёжь, и всяк понимает его, как хочет. Любые «экзотические» поступки рассматриваются как неадекватность, которую нужно преследовать или лечить. Кто сказал, что сам «специалист» по определению девиантности поведения является образцом и в чем его образцовость? Кто решает, что принятые 30-40 лет назад стандарты показательны и им нужно слепо следовать? То, что являлось идеалом и примером для молодежи 60-70-х, категорически отвергается их детьми и, тем более, внуками. Вообще, термин «девиантное поведение» стал словом паразитом, подчас не имея ничего общего с его истинным значением.

The Adobe Flash Player is required for video playback.Get the latest Flash Player or Watch this video on YouTube.

Чтобы разобраться в проблеме воспитания детей с девиантным поведением, необходимо понять, что же оно на самом деле означает. В любой стране существуют социальные предписания, стандартизирующие жизнь человека с первого часа его рождения. Каким образом происходит попытка приучения новорожденного к миру, в который он попал? Происходит это через определенные регламенты, устанавливаемые для начала врачами, а затем, по мере взросления, родителями через семейные традиции в воспитании детей, государственными и частными учреждениями, в которых ребенок участвует, как винтик одного большого механизма.

Роль семьи в воспитании ребенкаи его обучении невозможно переоценить, ведь именно к мнению родителей он прислушивается, входя в большую жизнь, начиная понимать первые слова и звуки, а затем подражая им. Через призму родительского восприятия мироздания он видит и постигает мир в себе и снаружи. С первых шагов ребенку навязывается условная модель поведения, соответствующая родительскому опыту и определяющая что и в какой обстановке он должен и может использовать, говорить и совершать.

Со временем общепризнанная заштампованность образа жизни, которая нередко становится догмой всемье, начинает вызывать бурный протест и сводит на нет роль родителей в воспитании детей.

Это приводит к тому, что ребенок, особенно это заметно в детском и подростковом возрасте, всеми силами пытается противостоять ей, то есть вести себя «девиантно». По сути, на этом конфликте человека, внутреннем или внешнем, основывается вся русская классическая литература. Отторжение старых принципов семейного воспитания, попытка надстройки новых отдельно взятым героем-одиночкой, как правило, заканчивалась провалом и глубоким кризисом.

Если в прежние времена девиантное поведение детей и подростков чаще носило индивидуальный характер, то сегодня, в условиях глобализации, расширения всемирной паутины, развития средств массовой информации, любая идея, распространяемая со скоростью звука, молниеносно обретает своих поклонников и почитателей от Калининграда до Находки.

Существует два вида девиантного поведения: позитивное и негативное. Под позитивным поведением понимаются природные свойства, правильное развитие и воспитание личности, проявленные в величайших умственных способностях, необычайной одаренности и талантах, нередко в особом героическом поведении.

Вид девиантного позитива не менее интересен для рассмотрения в свете Системно-векторной психологии, так как отвечает характеристикам природных векторов, находящихся в хорошо развитом состоянии. Девиантность со знаком «плюс» тоже направлена на изменение реальности — через усовершенствование, модернизацию и отказ от ветшающих шаблоновустаревших стандартов, однако «плюс» олицетворяет созидательный характер, заботу об укреплении общества и человека в нем, а не разрушение их или уничтожение.

Негативный вид девиантного поведения базируется на ущербности и торможении в процессе развития природных векторов, возникшем от грубого нарушения целого комплекса методов и способов воспитания ребенка. Он несет мощный разрушительный эффект всей социальной системы, раскручивая спираль насилия, вседозволенности, игнорирования законов, морально-нравственной деградации подрастающего поколения.

Сегодня бесполезно цепляться за старые нравоучительные басни. В прошлое ушли и уже никогда не вернутся понятия религиозной морали и традиции седой старины, такие милые сердцу каждого консервативного человека (носителя анального вектора). Чем интенсивней он будет практиковать издавна укоренившиеся формы воспитания детей в отношении сына или дочери, тем больше опасность, что рано или поздно его отпрыски окажутся на улице в компании таких же несчастных и затюканных родителями, как и они сами.

Обычное отцовское «воспитание» ребенка ремнем, как это было принято в старые добрые времена, сейчас влечет непредсказуемые последствия, в первую очередь, для самих же родителей, «провоцирующих» детей на социальный выбор: уйти или остаться.

The Adobe Flash Player is required for video playback.Get the latest Flash Player or Watch this video on YouTube.

Системно-векторная психология рассматривает правильное психическое развитие каждого ребенка через индивидуальный системный подход, согласно его природным векторным особенностям. Только такое отношение можно считать важнейшим этапом в оздоровлении российского общества.

Когда учителя и родители поймут, что девиантное поведение будущего взрослого человека закладывается вплоть до подросткового возраста, и ответственность за воспитание социального неадаптанта будет лежать на них, в стране произойдут фундаментальные перемены.

До тех пор, пока не будут созданы приемлемые, с точки зрения Системно-векторной психологии, условия воспитания детей в семье, детском саду и школе, пока неустойчивая, незрелая психика ребенка будет продолжать подвергаться давлению со стороны не всегда адекватных в своем поведении и мышлении взрослых, отсутствием грамотных системных специалистов, незнанием родителями азов системного мышления, невозможно будет излечить наше общество.

Число девиантов будет непрерывно расти, пополняя криминальные анклавы, разрушающие общественные отношения через алкоголизм, наркоманию, проституцию, агрессию, сектанство, вандализм и преступность.

В условиях, когда роль родителей в воспитании детей с девиантным поведением сводится к нулю, а «обычные школы не хотят тратить время и силы на «отбракованных», посещение учебных заведений для асоциальных детей может помочь им только в том случае, если с ребенком будут работать системные педагоги, психологи и, при необходимости, психиатры.

The Adobe Flash Player is required for video playback.Get the latest Flash Player or Watch this video on YouTube.

Подросток, попадая в группу сверстников с девиантным поведением, переходит в статус «социально отверженного обществом». В зависимости от своего природного векторного «набора» он принимается в то или иное подростковое сообщество, часто криминального свойства. В «воровскую артель» обычно попадают кожные дети, избиваемые своими анальными отцами за любое непослушание и мелкую покражу.

«Непревзойденная» роль анального папы в воспитании ребенка с кожным вектором приводит к тому, что мальчик остается вором на всю жизнь. Воровство и жульничество становятся для него повседневным «развлечением».

Воспитание ремнем кожных девочек так же оказывает пагубное воздействие на их природную эрогенную зону — кожу, превращая их в малолетних воровок, проституток с элементами мазохизма.

Другая крайность, выражающаяся в деструктивном поведении детей и подростков — это сектанство и другие опасные группы неформалов. В сектах оказываются подростки со зрительным или звуковым вектором. Звуковика в религиозные сообщества приводит поиск смысла жизни.

Роль родителей в воспитании детей со звуковым вектором в первую очередь заключается в обеспечении своему ребенку наивысшего комфорта звуковой экологии. Бытовой шум, выяснение отношений между родителями, частые скандалы и крики, вынуждают звуковика абстрагироваться от повседневной жизни погружением внутрь себя, по ту сторону барабанной перепонки. Пройдя через различные этапы поисков смысла жизни, оставив позади горы прочитанной литературы, звуковой ребенок ищет ответы на мучившие его вопросы в религиях и сектах, не пренебрегая наркотиками и нередко подводя черту своей жизни суицидом.

Девиантность его поведения может оказаться вполне притягательной для детей и подростков со зрительным вектором. Им ничего не стоит прыгнуть с крыши за компанию. Зрительников, особенно девочек, привлекают в сектах ритуалы, таинства с выплескиванием эмоций, возможность раскачек в собственных страхах и, естественно, приобщение к сакраментальному. Чем непонятней, тем интересней.

В особенностях воспитания детей со зрительным вектором нельзя не учитывать лабильность их психики, строящейся на природных корневых страхах «быть съеденным, быть принесенным в жертву». Зрительные мальчики и даже девочки могут стать жертвами сексуального ритуального воздействия или каннибалов, оказавшись членами неформальных молодежных объединений типа «Эмо» или «Готы».

Девиантное поведение детей в современном мире означает, что где-то, на каком-то этапе, в основе воспитания детей был не соблюден или упущен важный момент. Неумение понять, раскрыть и развить подлинные свойства природных векторов ребенка привели к тому, что одна неустойчивая особь повлекла за собой другую, создав цепную реакцию, проявившуюся принципом домино, заставившая рухнуть моральные устои целого государства.

Что делать в ситуации, когда не знаешь, как воспитать ребенка, когда традиционная детская психология не находит ответа для родителей? Тогда на помощь в психическом развитии ребенка приходит Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

The Adobe Flash Player is required for video playback.Get the latest Flash Player or Watch this video on YouTube.

Светлана Фронтцек, журналист, системный психолог

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: Психология

30 Май, 2015 Комментариев: 1 Просмотров: 1506 Теги: Всё о детях психология

svp.expert

Понятие и причины девиантного поведения

Основные виды девиантного поведения — это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр.Девиантное поведение подразделяется на две группы.1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей.Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции и пр.К социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бродяжничество и другие правонарушения.Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:1.акцентуированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических воздействий.2.Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб; психопатия — это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человекаВ литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертим, поскольку повышенно активен; этот шизоид, так как замкнут и неразговорчив; этот конформист, так как зависит от настроения окружения, и т. д. Вот почему «психологический ликбез» нужен всем, но особенно преподавателю, социальному работнику, руководителю, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.Каковы причины девиантного поведения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, проституцией и другими формами социальной патологии? Помимо специфических причин, характерных для каждой группы «риска», есть и общие причины. В основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания; и ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряженность «низов».Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личностиОкружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения

Опубликовано 30.11.-0001.

soc-work.ru

Профилактические меры девиантного поведения

В современном обществе очень часто можно встретить детей, чьё поведение не укладывается в общепринятые нормы. С такими детьми родителям совладать очень сложно.

Такое поведение встречается у детей с не сформировавшимся до конца характером. Именно они зачастую действуют вопреки разрешённого, тем самым давая выход своим амбициям и желаниям. Подобное поведение делает из ребёнка вора, бродягу, алкоголика, наркомана. Поэтому применять профилактические меры по отношению девиантного поведения ребёнка очень важно. При помощи такого поведения малыш как бы протестует против несправедливого отношения общества к нему и нанесённых ранее обид.

Как проявляется подобное поведение?

Порой дети с подобным поведением специально стремятся переступить грань приличных манер поведенческих норм, которые приняты в современном обществе, идя на совершение плохих поступков. Во всех случаях проявление девиантного поведение может различаться в различных формах, проявление которого классифицируется возрастными категориями и иными факторами негативного отражения психики ребёнка.

Доказано, что дети разного возраста склонны к проявлению агрессии и своей несостоятельности различными способами.

Доказано, что дети разного возраста склонны к проявлению агрессии и своей несостоятельности различными способами. Например, семилетний ребёнок по началу упирается, настаивает на своём, у него падает успеваемость в школе, наблюдается постоянная смена настроения, повышается возбудимость, агрессия, то при отсутствии профилактических мер, а также корректировки поведения такой малыш вырастет не самым лучшим чадом, а поведение его станет намного хуже.

В период семилетнего возраста и до десяти лет подобное поведение у ребёнка приобретает более выраженный характер. Появляются новые черты девиантного поведения – ребёнок хамит, слишком раскован в манерах поведения с другими людьми, иногда наоборот, становится очень зажитым, а контакты со сверстниками вызывают страх.

Уже с одиннадцатилетнего возраста ребёнок с девиантным поведением становится несносным. А форма подобного поведения приобретает основную стадию. В таком случае ребёнок начинает воровать, курить, употреблять алкоголь и прочее.

Профилактические меры подобного негативного поведения

В наше время к воспитанию ребёнка следует подходить о большой ответственностью, а все предпосылки девиантного поведения рекомендуется подавлять. Профилактические меры никогда не помешают. Профилактика девиантного поведения ребёнка включает в себя как применение мер социальной профилактики, так и психологической. Такая профилактика должна осуществляться не только родителями, но и педагогами. Мероприятия должны осуществляться в рамках общественного, правового, общегосударственного и других уровней.

Существует несколько уровней профилактики девиантного поведения:

  1. Первичная профилактика, подразумевает принятие мер по устранению факторов, способных оказать неблагоприятные действия на поведение ребёнка. Такая профилактика проводится с маленькими детьми и подростками.
  2. Вторичная. На этой стадии происходит корректирование отрицательных факторов, являющихся причинами такого поведения. Такая профилактика проводится с детками, живущих в неблагоприятных семьях, где есть место алкоголизму, агрессии.
  3. Третичная профилактика. Проводится с детьми, у которых девиантное поведение уже сформировалось и направлена на недопущение рецидивов.

Независимо от специфики профилактических мер по пресечению девиантного поведения детей и подростков, различаются некоторые виды подобного поведения. Поэтому для пресечения подобного поведения следует использовать различные методы и способы воздействия на ребёнка.

Способы коррекции подобного поведения ребёнка:

Корректировка девиантного поведения ребёнка является трудным и довольно продолжительным по времени процессом. Основной задачей корректирования поведения является нахождение причины, способствующей переходу ребёнка за отведённые моральные и поведенческие нормы.

Выделяется несколько этапов перевоспитания ребёнка:

  • – Подготовительный этап.
  • – Конфликтный этап.
  • – Этап самовоспитания.

Девиантное поведение ребёнка может иметь большое разнообразие причинных факторов, например, конфликты в семье, ощущение ненужности для родителей, конфликты с педагогами, а также ровесниками. Но главную роль в формировании личности ребёнка играют родители.

Педагоги также являются рычагом в формировании правильного поведения. Ведь от них зависит своевременная профилактика девиантного поведения ребёнка и воспитание из него полноценного члена современного общества. Ведь вряд ли родителям хочется видеть в своём любимом чаде в будущем несостоявшуюся личность.

Чтобы ребёнок рос с правильным понятием манер поведения, следует внимательно относиться к его воспитанию.

Развитие ребенка

Пол ребенка

ЖенскийМужской

Возраст

1 мес2 мес3 мес4 мес5 мес6 мес7 мес8 мес9 мес10 мес11 мес1 год1,5 мес2 года2,5 года3 года3,5 года4 года4,5 года5 лет5,5 лет6 лет6,5 лет7 лет8 лет9 лет10 лет11 лет12 лет13 лет14 лет15 лет16 лет17 лет

mnogo-sil.ru

Девиантное поведение детей.

on 12 Ноябрь 2011.

девиантное поведение,причины девиантного поведения

 

 

В данной статье мы рассмотрим причины девиантного поведения детей, относящиеся к опыту жизнедеятельности в трех наиболее значимых для ребенка общностях – в семье, в учреждении образования, среди сверстников.

Значимыми условиями, способными спровоцировать в дальнейшем девиантное поведение ребенка, проявляющимися на уровне семьи являются следующие:

-злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков в семье. Поскольку семья является первичным звеном социализации ребенка, опыт наблюдения за употреблением членами семьи психоактивных веществ создает предпосылки формирования у ребенка установки на то, что такое поведение является образцом «нормального», допустимого или даже желательного поведения.

-несоблюдение членами семьи социальных норм и правил. Рассогласование между социальными нормами и поведением членов семьи, по мнению ряда специалистов, может привести к тому, что представления ребенка о содержании социальных норм и правил поведения в обществе будут размытыми. Это, в свою очередь, может способствовать нарушению самим ребенком этих норм и правил, что проявится, в частности, в употреблении.

-дисфункциональные воспитательные стили. Исследования выявили зависимость между риском развития у подростка девиантного поведения и такими воспитательными стилями как гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку.

-воспитание одним родителем (в неполной семье)

-наличие семейных конфликтов. Конфликтная ситуация в семье может спровоцировать «уход» ребенка от реальности и его замкнутость в себе. Особенно значимым по отношению к риску приобщения к употреблению запрещённых веществ, согласно исследованиям ряда специалистов, этот фактор становится при условии, что у ребенка есть опыт наблюдения за снятием напряжения, вызванного этими конфликтами, при помощи употребления ПАВ членами семьи.

-постоянная занятость родителей. Исследователи отмечают, что в последние годы большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.

Исследователи отмечают приоритетное значение именно семейных факторов риска развития у ребенка отклоняющегося поведения, тем не менее, в последнее время приобретают все большую значимость по отношению к возможному приобщению к алкоголю и табаку условия, связанные с пребыванием ребенка в образовательном учреждении, такие как:

-употребление сигарет в образовательном учреждении. Лояльное отношение администрации и педагогического коллектива к употреблению сигарет в образовательном учреждении создает у ребенка преставление о допустимости или даже желательности такого поведения.

-раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении. Исследователи отмечают особое значение для возможного развития отклоняющегося поведения ребенка его неумеренно робкого, пассивного или, наоборот, агрессивного поведения, нарушения дисциплины.

-академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации за счет самоутверждения в асоциальной деятельности, в том числе посредством употребления психоактивных веществ, алкоголя.

-конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором. В этих условиях возможно использование ребенком или подростком дезадаптивных моделей совладания со стрессом (копинг-стратегий), в частности, употребление сигарет, алкоголя.

Следующей значимой общностью, в которую входит ребенок, является группа сверстников. На этом уровне в качестве наиболее значимых факторов риска проявления девиантного поведения можно выделить следующие:

-наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением.

-одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка.

-отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками.

Точное представление о причинах способствующих развитию девиантного поведения у детей поможет в дальнейшем выбрать правильный путь для корректировки и исправления данного явления.

Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

< Предыдущая Следующая >
 

school-box.ru