В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается не само заболевание, а предрасположенность нему. Речь пойдет об аутизме.
Аутизм – это особое расстройство психики, которое возникает, вероятнее всего, из-за нарушений в головном мозге и выражается в остром дефиците внимания и общения. Аутист ребенок социально плохо адаптируется, практически не идет на контакт.
Это заболевание связано с нарушениями в генах. В некоторых случаях такое состояние связано с одним геном или хромосомной мутацией. В любом случае ребенок появляется на свет с уже имеющейся патологией в психическом развитии.
Если рассматривать генетические аспекты данного заболевания, то они настолько сложные, что порой совсем не понятно, вызвано оно взаимодействием нескольких генов или это мутация в одном гене.
Все-таки ученые-генетики выделяют некоторые провоцирующие факторы, которые могут привести к тому, что на свет появляется аутист ребенок:
Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как видно, их огромное множество. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это со 100% уверенностью, никто не знает.
Несмотря на то, что большинство детей с таким диагнозом имеют много общего, но аутизм может проявляться по-разному. Эти дети различным способом контактируют с внешним миром. В зависимости от этого выделяют следующие формы аутизма:
Большинство врачей считают, что самые тяжелые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям с ними достаточно времени, то развитие ребенка аутиста будет максимально приближено к сверстникам.
Признаки заболевания проявляются тогда, когда начинаются изменения в участках мозга. Когда и как это происходит - до сих пор не ясно, но большинство родителей замечают, если у них есть дети аутисты, признаки уже в самом раннем детстве. Если при их проявлении принять срочные меры, то вполне возможно привить малышу навыки общения и самопомощи.
В настоящее время еще не найдены методы полного излечения от этого заболевания. Малая часть детей вступает во взрослую жизнь самостоятельно, хотя некоторые из них добиваются даже определенных успехов.
Даже врачи разделились на две категории: одни считают, что надо продолжать поиски адекватного и эффективного лечения, а вторые убеждены, что аутизм – это намного шире и больше, чем простое заболевание.
Опросы родителей показали, что у таких детей часто можно наблюдать:
Эти качества чаще всего проявляли старшие дети аутисты. Признаки, которые еще часто встречаются у таких детей – это определенные формы повторяющегося поведения, которое врачи делят на несколько категорий:
Еще одним проявлением аутизма является избегание зрительного контакта, они никогда не смотрят в глаза собеседнику.
Данное расстройство затрагивает нервную систему, поэтому проявляется, прежде всего, отклонениями в развитии. Обычно они заметны уже в раннем возрасте. Физиологически аутизм может никак не проявляться, внешне такие детки вполне нормально выглядят, имеют такое же телосложение, как и их сверстники, но при внимательном их изучении можно увидеть отклонения в психическом развитии и поведении.
К основным симптомам можно отнести:
Если родители внимательно наблюдают за своим малышом, то они сразу заметят отклонения в его развитии. Они может и не смогут объяснить, что их тревожит, но то, что их ребенок отличается от других детей, они скажут с большой точностью.
От обычных и здоровых детей существенно отличаются дети аутисты. Фото это ясно демонстрируют. Уже в младенческом возрасте синдром оживления нарушается, они слабо реагируют на любые раздражители, например на звук погремушки.
Даже самого родного человека – маму такие дети начинают узнавать гораздо позже своих сверстников. Даже узнавая, они никогда не тянут свои ручки, не улыбаются и никак не реагируют на все ее попытки пообщаться с ними.
Такие дети часами могут лежать и смотреть на игрушку или картину на стене, а могут неожиданно испугаться собственных рук. Если посмотреть на то, как ведут себя дети аутисты, то можно заметить их частые раскачивания в коляске или кроватке, однообразные движения руками.
Становясь старше, такие дети не выглядят более живыми, они, наоборот, резко отличаются от сверстников своей отрешенностью, безразличием ко всему, происходящему вокруг. Чаще всего они при общении не смотрят в глаза, а если и смотрят на человека, то разглядывают одежду или черты лица.
Играть в коллективные игры они не умеют и предпочитают одиночество. Может наблюдаться заинтересованность в течение длительного времени одной игрушкой или действиями.
Характеристика ребенка аутиста может выглядеть таким образом:
В детском коллективе от обычных детей сильно отличаются дети аутисты, фото это только подтверждают.
Если больные данным заболеванием дети обладают навыками речи и построения предложений, то они рассказывают, что мир для них – это сплошной хаос из людей и событий, который им совершенно непонятен. Это связано не только с психическими отклонениями, но и нарушениями сенсорного восприятия.
Те раздражители внешнего мира, которые для нас вполне привычны, аутист ребенок воспринимает негативно. Так как им трудно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, то это вызывает у них повышенную тревожность.
От природы все дети разные, даже вполне здоровые отличаются своей общительностью, темпами развития, способностью воспринимать новую информацию. Но есть некоторые моменты, которые должны вас насторожить:
Если вы заметили у своего ребенка хотя бы некоторые признаки из перечисленных, то стоит показать его врачу. Психолог даст правильные рекомендации по общению и занятиям с малышом. Поможет определить, насколько сильно проявляются симптомы аутизма.
Практически полностью избавиться от симптомов заболевания не получится, но, если приложить максимум усилий родителям и психологам, то вполне возможно, что приобретут навыки общения и самопомощи дети аутисты. Лечение должно быть своевременным и всесторонним.
Главной его целью должно быть:
Любая терапия подбирается для каждого ребенка индивидуально. Те методы, которые дают отличные результаты с одним ребенком, могут совершенно не работать с другим. После использования методик психосоциальной помощи наблюдаются улучшения, это говорит о том, что любое лечение лучше, чем его отсутствие.
Имеются специальные программы, которые помогают малышу осваивать навыки общения, самопомощи, обретать рабочие навыки, уменьшают проявления симптомов заболевания. В лечении могут использоваться следующие методы:
Кроме таких программ используют обычно и медикаментозное лечение. Назначают препараты, снижающие тревожность, например антидепрессанты, психотропы и другие. Нельзя использовать такие лекарства без назначения врача.
Изменениям должен подвергнуться и рацион ребенка, необходимо исключить продукты, возбуждающе воздействующие на нервную систему. В организм должно поступать достаточное количество витаминов и минералов.
При общении родители обязательно должны учитывать особенности детей аутистов. Можно дать краткие рекомендации, которые помогут вам наладить контакт со своим ребенком:
Если вашему малышу поставили такой диагноз, как аутизм, то не стоит отчаиваться. Главное любить его и принимать таким, какой он есть, а также постоянно заниматься, посещать психолога. Кто знает, может у вас растет будущий гений.
fb.ru
Детский аутизм — это расстройство личности, для которого характерно нарушение социального контакта. Наличие синдрома становится заметно уже в первые годы жизни малыша. Родители могут замечать, что ребенок не реагирует на зрительные или слуховые раздражители, совершает повторяющиеся действия. Интеллектуальный уровень при этом может быть разным. Дети с аутизмом не всегда страдают умственной недостаточностью, некоторые из них являются одаренными людьми.
Аутизм может быть диагностирован у 2−4 из 100 000 детей. Если к этому синдрому добавляется задержка в умственном развитии (атипический аутизм) количество может быть увеличено до 20 случаев на 100 000 человек. Эта патология чаще встречается у мальчиков.
Аутизм — синдром, от которого не изобрели лекарства. Это состояние продолжается всю жизнь ребенка и переходит с ним во взрослый мир. Только с возрастом общая картина болезни меняется. По поводу классификации патологии врачи до сих пор не могут прийти к единому мнению. По всемирной системе классификаций заболеваний различают:
Чаще всего аутизм диагностируется в 2,5−3 года. В это время ощутимо проявляются нарушения речи, замкнутость и проблемы с социальным взаимодействием. Однако изначально признаки синдрома появляются еще в младенческом возрасте. Если ребенок — первенец, родители не всегда могут сразу отметить его отличия от сверстников.
Особенности становятся заметными при первых попытках влиться в общество, то есть когда родители приводят малыша в детский сад. Если же это не первый ребенок в семье, мама аутичного малыша чаще всего наблюдает симптомы патологии в первые месяцы после рождения младенца. Ребенок ведет себя абсолютно иначе, по сравнению со своей сестрой или братом, и это очень заметно его родителям.
В некоторых случаях аутизм ярко проявляется в более позднем возрасте, например, после 5 лет. В таком случае уровень интеллектуального развития малыша гораздо выше, чем у детей, у которых болезнь начала протекать до 3 лет жизни. Ребенок имеет социальные навыки, но замкнутость все же преобладает. У таких детей нет нарушения памяти и умственной активности. Чаще всего они обладают высоким интеллектом.
Симптомы аутизма могут присутствовать при синдроме Ретта. Он впервые диагностируется в период с года до двух лет. Мягкий аутизм, при котором сохраняются когнитивные функции (синдром Аспергера) проявляется между 4 и 11 годами.
Конечно же, между появлением первых признаков аутизма и официальной постановкой диагноза проходит определенное время. Родители наблюдают особенности ребенка и не придают значения некоторым его чертам. Однако при беседе со специалистом матери часто признавали, что замечали «что-то странное» в поведении малыша.
Родители вспоминают, что ребенок почти никогда не плакал в детстве, иногда мог несколько часов подряд рассматривать узор на стене и так далее, то есть особенности у детей существовали всегда и болезнь не появилась внезапно. Однако по мере взросления, когда появляется необходимость вести малыша в детский сад или в школу, к этим чертам характера добавляются другие симптомы детского аутизма. Тогда мать и отец впервые обращаются за советом к профессионалу.
Болезнь может проявляться по-разному, но все есть некоторые черты, которые свойственны большинству носителей этого заболевания. Существуют следующие признаки и симптомы аутизма у детей:
Проблемы с социализацией встречаются абсолютно во всех случаях. Дети с этим диагнозом находятся в своем мире и уходят от реальности. Они избегают всяческого общения со сверстниками.
Первое, что может насторожить мать — малыш почти не просится на руки. Груднички, подверженные этому заболеванию, малоподвижны. Они могут слабо реагировать на игрушки, редко улыбаться. Оживленность, которая свойственна всем малышам, у аутистичных детей отсутствует или развита очень слабо. Они могут не отзываться на свое имя, не реагировать на звуки. Иногда подозрение родителей падает на глухоту и они обращаются к врачу для проверки слуха.
Известно, что дети-аутисты избегают контакта «глаза в глаза». Иногда они могут смотреть как бы сквозь человека, который к ним обращается. Считается, что страдающие этим заболеванием неспособны на проявление эмоций, но это не всегда так. Действительно, во многих случаях они почти не улыбаются и часто имеют одно и то же выражение лица. Но есть и дети с живой, развитой мимикой.
С возрастом аутист может все больше погружаться в свой мир. Первое, на что обращают внимание мать и отец — неспособность обратиться к членам семьи. Ребенок исключительно редко что-то просит, практически не использует слова «возьми», «дай». Он избегает физического контакта. Если малыша попросят передать ту или иную вещь, он не даст ее в руки, а бросит. Это делается для того, чтобы не взаимодействовать с окружающими. Большая часть детей с этим диагнозом не любят, когда их обнимают.
Сильные трудности начинаются, когда малыша отправляют в садик. В то время, когда воспитатель пытается приобщить его к сверстникам (посадить за один стол, вовлечь в общую игру) он может реагировать двумя способами. В первом случае, это полное игнорирование, малыш не интересуется играми и другими детьми, всячески избегает окружение и погружается в свой мир. Во втором случае, он может спрятаться, убежать или вести себя агрессивно по отношению к сверстникам.
На самом деле только 1/5 часть детей с аутистическим поведением полностью избегает игровой деятельности. Остальные малыши могут интересоваться игрушками, но чаще всего выбирают для себя только одну. Они могут не играть совсем или же делают это однообразно.
Груднички могут долгое время смотреть на игрушку, но при этом не пытаются к ней прикоснуться. Дети старшего возраста способны наблюдать за передвижением потока машин за окном часами, десять раз смотреть один и тот же фильм. При этом они полностью поглощены своим занятием и не утрачивают интерес ни на минуту. Если родители пытаются оторвать их от дела, проявляют недовольство.
Таких детей редко привлекают развлечения, которые задействуют фантазию. Например, если у девочки есть кукла, она не будет выбирать наряды, переодевать ее, играть с другими куклами. Игра будет заключаться в одном действии, например, расчесывание ее волос. Девочка может заниматься только этим очень длительное время. Даже если ее действия более разнообразны, они характеризуются как ритуал. Например, девочка-аутист может искупать, расчесать и переодеть куклу, но всегда только в одном порядке и никак иначе.
Такие дети предпочитают не играть с игрушками, а сортировать их. Им нравится складывать предметы по величине, цвету или форме. Также малышей-аутистов могут привлекать бытовые предметы, а не обычные детские игрушки, например, ключи. Дети привязываются к одной вещи и не изменяют своих предпочтений.
Иногда у детей могут быть любимые увлечения: коллекционирование машинок, марок, интерес к статистике. При этом их не интересует, что изображено на этих марках, откуда они появились. Им нравится подсчитывать, раскладывать, сортировать эти предметы. В свои игры они не посвящают других детей.
А иногда их внимание занимают вовсе не игры, а конкретные действия. Например, они могут поворачивать кран в ванной через определенные промежутки времени, чтобы увидеть как течет вода, включить газ и разглядывать пламя.
Стереотипии (повторяющиеся действия) встречаются у большинства малышей, больных аутизмом. Это проявляется не только в поведении, но и в речи. Чаще всего наблюдаются двигательные стереотипии, например, повороты головы, сгибание руки, подергивание плечами. При синдроме Ретта распространено постоянное мытье рук и заламывание пальцев. Наиболее частые стереотипные действия при болезни:
Речевые стереотипии называются эхолалией. Это проявляется в том, что ребенок неосознанно повторяет услышанные слова. Например, при вопросе «хочешь яблоко?» малыш вторит «хочешь яблоко, хочешь яблоко, хочешь яблоко». Или же он может задавать один и тот же вопрос, хотя уже получил на него неоднократный ответ. Очень часто такие повторения могут прекратиться только после того, как ребенка перебьют такой же фразой. Например, если малыш множество раз спросил у мамы «куда идем?» и на этот раз она ответит «куда идем», ребенок прекратит повторение.
Очень часто встречаются стереотипии в одежде, пище и маршрутах. Ребенок всегда ходит одной и той же дорогой, ест одну пищу и любит, когда на него надевают конкретную вещь.
Существует много теорий касаемо причин подобного поведения. Есть два популярных предположения. Одно из них гласит, что аутист является гипочувствительным и потому стимулирует себя, чтобы возбудить нервную систему. Противоположная концепция рассказывает о том, что окружающий мир является гипервозбудимым для малыша, поэтому он совершает стереотипные действия, чтобы успокоиться и смягчить воздействие окружающей среды.
Нарушение речи в той или иной мере может быть при всех разновидностях аутизма. Речь может развиваться замедлено или не развиваться совсем. Проблемы наиболее распространены при раннем аутизме. При таком случае возможен даже мутизм (речь отсутствует совсем). Мать и отец упоминают о том, что после того как малыш начал разговаривать, он на какое-то время замолчал (год и больше). Встречаются такие случаи, когда ребенок перегоняет своих сверстников в развитии речи, а затем, начиная с 1−1,5 лет, происходит обратное явление — малыш прекращает разговаривать с людьми, но при этом нормально говорит во сне или наедине с собой.
В младенчестве у грудничка может полностью отсутствовать лепет, гуление, что сразу же настораживает маму. По мере взросления дети часто неверно используют обращения и местоимения. Они могут говорить о себе во втором или третьем лице. Вместо «я хочу спать» малыш говорит «он хочет спать» или «Мише нужно спать».
Иногда дети заимствуют отрывки из разговора, который они услышали. При людях малыш может совсем не разговаривать, игнорировать вопросы. Однако, находясь в одиночестве, он озвучивает свои действия, читает стихи.
В некоторых случаях у ребенка встречается вычурная речь. Он пользуется цитатами, произносит нестандартные слова, дает команды и рифмует фразы. Часто речь отличается монотонностью, отсутствием интонации, наличием множества комментирующих фраз.
При задержке развития речи родители обращаются к логопеду. Однако причина расстройств речи при аутизме — это полное отсутствие желания контактировать с окружающей средой, в том числе и с помощью общения.
Расстройства интеллекта встречаются у 75% детей. Под этим подразумевается не только отставание в развитии, но и проблемы с целенаправленностью, сосредоточенностью. Может наблюдаться нарушение внимания. Стоит отметить, что чаще всего аутист — это человек, который не всегда осознает общепринятые мнения, обобщения и ассоциации. Малыш, страдающий этой болезнью, чаще всего прекрасно проходит тесты, где задействованы визуальные навыки. Однако тесты, где необходимо абстрактное и символическое мышление, а также логика, плохо ему даются.
В некоторых случаях дети интересуются отдельными дисциплинами, могут обладать прекрасным слухом, феноменальной памятью или восприятием. 10% отличаются ускоренным умственным развитием. При синдроме Аспергера интеллект детей находится в пределах нормы, а иногда они могут опережать в развитии своих ровесников.
Согласно статистике, снижение интеллекта в легкой или средней степени наблюдается у 50% детей. Однако явная умственная отсталость встречается очень редко. Чем ниже развитие ребенка, тем сложнее ему будет социально адаптироваться. Дети с этим диагнозом, отличающиеся высоким интеллектом, имеют необычное мышление, что тоже очень часто становится помехой в социализации.
Некоторые дети сами обучаются простым школьным навыкам, например, чтению и математике. Многие имеют музыкальные способности. Для интеллектуального расстройства склонна нерегулярность, а именно процесс прогресса и регресса. Иногда может возникать временное ухудшение в период стресса.
У трети детей зафиксировано возникновение аутоагрессии. Само определение агрессии подразумевает реакцию на неблагоприятные жизненные ситуации, раздражающие факторы. Поскольку при этом заболевании не происходит социального контакта, энергия направляется на самого себя. Для многих детей-аутистов свойственны укусы и удары по самому себе.
Часто инстинкт самосохранения у них слабо выражен. Мать может заметить это еще в раннем возрасте, когда малыш перелезает за манеж. Дети более старшего возраста могут выбежать на дорогу или спрыгнуть с высоты. У многих из них негативный опыт никак не закрепляется. Если обычный ребенок обожжется, порежется или упадет, он будет стараться избегать боли в дальнейшем. Малыш-аутист может повторять одно и то же действие много раз, не желая останавливаться.
Причины такого явления мало известны. Специалисты считают, что подобное поведение связано с нижним болевым порогом. Мнение подтверждается тем, что при падениях и ушибах малыш не плачет.
Помимо акта аутоагрессии, могут происходить и агрессивные действия по отношению к окружающим. Такое поведение является своего рода защитной реакцией. Она проявляется, когда взрослый нарушает привычный жизненный уклад малыша. Однако нежелание перемен также может выливаться в аутоагрессию. Ребенок, страдающий тяжелой степенью болезни, может бить или кусать себя, специально ударятся. Такое поведение завершается, когда прекращаются попытки вмешательства в его внутренний мир. Таким образом, подобные поступки являются способом общения с окружающей средой.
Достаточно часто дети-аутисты имеют необычную походку. Они могут подражать бабочке, перемещаются на цыпочках и машут руками. Некоторые двигаются вприпрыжку. При этом действия этих малышей отличаются неловкостью и угловатостью.
При беге они могут широко расставлять ноги и размахивать руками. Помимо этого, дети с аутическим развитием могут передвигаться приставным шагом, качаться или ходить только одним выбранным способом, что может выглядеть достаточно странно.
В этом возрасте школьник чаще всего усваивает навыки общения, но предпочитает находиться наедине с собой в безлюдном месте. Помимо этого, присутствуют и другие признаки:
Людям с аутизмом достаточно сложно учиться, однако это происходит не по причине недостатка интеллекта. Не у всех их них низкий уровень IQ. Просто школьникам с таким диагнозом тяжело распределять свое внимание на многие предметы и быстро адаптироваться. Если даже родители научили их каким-либо навыкам, это не значит, что аутист сможет применить их в некомфортных для него условиях.
Чаще всего страдающие аутизмом внешне ничем не отличаются от своих сверстников и не имеют физических недостатков. Строение мозга малышей абсолютно нормально. Многие даже отмечают, что их лица очень привлекательны. Беременность у матерей проходила без особых осложнений. Однако в некоторых случаях все же присутствуют такие явления:
Перечисленные состояния негативно сказываются на мозге малыша и могут привести к развитию болезни. Исследования показали, что существует генетическая предрасположенность. При наличии родственников с этим диагнозом риск возникновения заболевания повышается. Однако достоверные причины аутизма у детей до сих пор неизвестны.
От тяжести заболевания зависит дальнейшая социальная адаптация малыша. Выделяют несколько степеней аутизма:
Только родители, имеющие более 1 малыша в семье, смогут заметить какие-либо нарушения в развитии младенца. Но если в роду уже были случаи аутизма, необходимо тщательно наблюдать даже за новорожденным. Чем раньше будет выявлено заболевание, тем легче малыш адаптируется к окружающей среде. Основные методы диагностики болезни:
К сожалению, аутизм невозможно излечить. Однако можно приспособить ребенка для жизни в социуме. Вне зависимости от стадии болезни необходимы постоянные занятия и создание благоприятной среды. Это огромный труд для родителей и учителей, но он всегда приносит неоценимую пользу. Необходимо соблюдать следующий принцип действий:
Помочь ребенку сможет только программа, составленная опытным профессионалом. Она представляет собой последовательность действий, которые необходимы для того, чтобы малыш смог адаптироваться к окружающей среде.
Коррекционная программа проводится в специальных центрах реабилитации. Ее составляющие зависят от формы и тяжести болезни. Обычно в программу входят:
Чаще всего аутичный ребенок не может учиться в обычной школе. В большинстве случаев родители выбирают обучение на дому. В больших городах существуют специальные школы, в которых проводится учеба по специальным программам. Наиболее популярные и распространенные из них:
Британские исследования говорят о том, что лишь немногие больные способны полностью адаптироваться к окружающей среде. У некоторых социальные навыки только ухудшаются. В целом же прогноз такой:
Данные шведских специалистов показали еще более плохие результаты. Согласно исследованиям за 2005 год, в группе, состоящей из 78 взрослых, только 4 процента жили независимо. В 2011—2012 году аутизм встречался у каждого 50-го школьника в Америке и у каждого 38-го учащегося в Южной Корее.
Необходимость соблюдения распорядка дня, регулярные и не всегда плодотворные занятия с малышом-аутистом оставляют свой отпечаток на жизни семьи. От родителей требуется колоссальное терпение и толерантность. Именно они и огромная любовь позволят достичь прогресса.
simptomy-i-lechenie.net
Все признаки аутизма описать однозначно невозможно, так как они весьма многогранны и формируются у каждого человека в прямой зависимости от особенностей его личности и среды, в которой он живет.
Но мы все же попытаемся понять, кто такой аутист, и определить основные симптомы этого тяжелого и до конца не изученного заболевания.
Исследователи до сих пор не имеют четкого ответа на вопрос о том, какие именно предпосылки могут стать причиной развития аутизма у ребенка.
В попытке понять, кто такой аутист, на сегодняшний день твердо выяснено лишь то, что данное заболевание носит наследственный характер. Но его могут спровоцировать и перенесенные матерью во время беременности корь, краснуха или ветрянка. Опасными также могут оказаться и вирусные инфекции, подхваченные уже во время родов.
Все перечисленные проблемы приводят к тому, что у ребенка нарушается функционирование лобных отделов головного мозга – а именно они и отвечают за познавательный процесс. Поэтому одной из основных отличительных особенностей аутизма и является утрата интереса к окружению и людям, что, кстати, влечет за собой и другой признак – страх перед любыми переменами и невозможность понять чужие эмоции.
Самые ранние признаки аутизма можно обнаружить уже у трехмесячного малыша, но их все равно нельзя будет отнести к явным проявлениям патологии. Лишь в возрасте 2,5-3 лет обнаруживается конкретное отличие малыша от его сверстников, что и дает возможность поставить диагноз.
Для установки диагноза врач расспрашивает родителей об истории развития ребенка и по их рассказу восстанавливает картину заболевания.
Речь аутиста также развивается по особенному сценарию. Так, обычно эти дети начинают говорить только после 2-х лет. Причем у них отсутствует период речевого подражания, когда малыш пытается повторять звуки, услышанные от родителей. Он сразу начинает говорить словами или даже фразами, чем, конечно же, приводит в восторг своих близких.
Но у такой речи есть особенность – эхолалия. То есть ребенок, часто без понимания смысла, просто точно повторяет услышанное, иногда даже с той же интонацией. В качестве подтверждения этому выступают особенности употребления ребенком личных местоимений. Он может говорить о себе: «ты», «он», а о своем собеседнике: «я», так как именно таким образом были построены фразы, которые он воспроизводит.
К тому же речевые навыки могут легко исчезнуть, так как ребенок-аутист не видит взаимосвязи между произнесением слов и исполнением каких-либо своих потребностей, а значит, не видит смысла в самом процессе говорения.
Чтобы понять, что значит аутист, нужно разобраться и в особенностях восприятия мира этим человеком.
Дети, страдающие аутизмом, ревностно относятся к порядку, который должен царить в привычном для них мире. Такой ребенок может не обратить внимания на то, что мамы уже неделю нет дома, а вот исчезновение со своего места старого зонта, висевшего в прихожей, заметит сразу. Причем и среагирует на это особенно – ребенок теряется, не знает, что ему делать дальше. Смена обстановки, пусть даже ничтожная для нас, способна вывести аутиста из равновесия.
Играя, такой ребенок будет расставлять предметы по строгому порядку (понятному лишь ему), и любое нарушение этого процесса может вызвать агрессию. Интересно также и пристрастие таких детей к игре не со всей игрушкой, а лишь с ее отдельной деталью. Очень интересует ребенка-аутиста и мелкая кухонная утварь, кстати, гораздо больше, чем обычные игрушки. Он может часами рассматривать эти предметы, пронося их мимо глаз и следя за движением.
Больше всего тех, кто находится рядом с ребенком, страдающим аутизмом, смущает то, что он не может проявлять сочувствие к кому бы то ни было. Но дело в том, что для аутиста чувства и ощущения другого человека всегда остаются загадкой, а значит, он и не в состоянии сделать то, что вы ждете от него.
Чтобы понять, кто такой аутист, нужно усвоить: его основная проблема в невозможности постигнуть «правила игры» того общества, в котором он оказался. А это пугает больного и заставляет избегать любых контактов, ведь они вынуждают его еще и еще раз чувствовать себя бессильным и растерянным.
Лишь одиночество и монотонность, повторяемость движений помогают аутисту вернуть ощущение уверенности и предсказуемости событий, а нарушение их привычного течения может вызвать истерику, агрессию и даже эпилептический припадок.
Но, как уже было сказано выше, нельзя до конца быть уверенным, что перед нами дети-аутисты. Признаки этого заболевания в каждом отдельном случае варьируются. В медицине до сих пор нет понятия «типичный аутист», так как существует слишком много вариантов данной патологии.
Помочь в такой ситуации в некоторой мере может тест, разработанный для детей 1,5 лет в США. В нем предлагается ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка. Если большее число утверждений относится к нему, то у малыша высок риск оказаться аутистом.
Если вы заподозрили, что ваш ребенок аутист (признаки патологии были перечислены выше), то в первую очередь вам следует обратиться к педиатру.
Для постановки точного диагноза требуется не один врач, а комиссия. В нее входят психолог или психиатр, педиатр, наблюдающий ребенка, невролог и другие специалисты. Часто в нее включают и родителей или воспитателей ребенка, так как они могут дать информацию о развитии его с грудного возраста.
Очень важно при этом отличить аутизм от других заболеваний, выражающихся нарушением развития. Если у ребенка до трех лет возникли проблемы хотя бы в одной из областей: в общении, в речи, в умении воспроизводить действия взрослых или совершать символические действия, а также замечено повторяющееся, стереотипное поведение, то наличие аутизма считается подтвержденным.
В медицине были отмечены изменения не только в поведении, но и в состоянии физического здоровья, которыми отличаются дети-аутисты (фото таких детей вы можете увидеть в статье). Но не стоит относить их ко всем больным, имеющим этот диагноз. Это лишь определенная тенденция к перечисленным ниже особенностям организма.
К сожалению, лечение аутизма – это процесс, который практически не имеет конца. Ритм жизни человека с диагнозом «аутизм», а также деятельность его близких будут посвящены одной цели – избавлению больного от тех признаков патологии, которые мешают ему адаптироваться в окружающем мире и стать относительно независимым от родителей или опекунов.
Сразу нужно отметить, что медикаментозное лечение этого заболевания не имеет эффекта. Лекарственная терапия аутистов проводится лишь для купирования сопутствующих симптомов, чтобы облегчить возможность психотерапевтического воздействия, которому и придается решающее значение в борьбе с аутизмом.
Психологическое лечение, как уже было упомянуто выше, продолжается в семье непрерывно. И главным его условием является то, что все благополучно приобретенные навыки нужно постоянно повторять, иначе они могут утратиться в результате стресса или же болезни.
Четко понимая, кто такой аутист, его близким следует соблюдать и другие правила.
Аутист – человек, живущий в своем, созданном только для него одного, мире. Не стоит бесцеремонно врываться туда, так как вы можете вызвать агрессию и желание защищаться.
Старайтесь быть предсказуемыми и педантичными – эти качества сделают вас понятным для своего ребенка. Точно соблюдайте распорядок дня.
Старайтесь привлекать внимание ребенка, для чего ровным голосом несколько раз обращайтесь к нему по имени, пока он не отреагирует. А играя или занимаясь с ним, следите за тем, чтобы ребенок не устал от общения.
Терпения и сил!
www.syl.ru
Синдром раннего детского аутизма (РДА) (синоним: синдром Лео Каннера) – комплекс клинических признаков психологического расстройства детей, характеризующийся отклонениями в проявлении эмоций и развития личностной сферы в возрасте до 3 лет. Детский аутизм не принято считать заболеванием, это – отклонение, отражающееся на течении интеллектуального развития ребенка и его вербальных функциях. Легкие формы аутизма легко корректируются психотерапией при грамотном и своевременном подходе специалистов в области детской психологии. Однако признаки расстройства будут сопровождать человека на всем протяжении его жизни, затрудняя реализацию личностного потенциала.
Этиология РДА, на сегодняшний день, изучена достаточно слабо, нет информации о конкретных причинных факторах, стимулирующих риск появления расстройства. Исследователями в области детского аутизма сделан вывод о возможной зависимости синдрома от наследственного фактора – в большинстве семей, где у ребенка отмечены симптомы РДА, аналогичные отклонения встречаются у предков первой и второй степени родства. Современная генетика ведет комплексное изучение наследования аутизма, в попытках определить ген, отвечающий за эмоциональные проявления личности человека.
В пользу этой теории выступают факты того, что аутизм – отклонение врожденное, а этиологические причины способствуют лишь активизации расстройства и его развитию.
Некоторые исследовательские работы описывают возможную зависимость детского аутизма от обязательной профилактической вакцинации против свинки, краснухи и кори, на основании достаточно большого количества жалоб родителей о появлении аутистических признаков у детей после указанных прививок. Однако научных фактов, доказывающих или опровергающих подобные заявления, на данный момент, не существует. Проводить исследования в этом случае довольно затруднительно – указанные профилактические мероприятия являются строго обязательными, поэтому создать опытную группу, которой прививки не вводились, не представляется возможным.
Еще одной гипотезой, характеризующей возможный риск возникновения аутизма, является теория о психологическом климате внутри семьи. Существует такое понятие, как «эмоциональная холодность родителей», когда мать и отец не демонстрируют достаточно эмоциональных проявлений в адрес своего ребенка, относясь к нему, как к чему-то ординарному, требующему только внимания в области физиологических потребностей. Высокий процент детей-аутистов наблюдается в неблагополучных семьях, где на первый план выступает финансовая нестабильность, хронический алкоголизм или наркомания. Кроме того, аутизм часто проявляется у детей в семьях, где профессиональная деятельность родителей требует больших интеллектуальных затрат и времени.
Осложненные роды, сильная интоксикация во время беременности, применение сильнодействующих препаратов, алкоголя и наркотиков в этом период, также могут стимулировать проявление аутизма у ребенка.
Общая симптоматика детского аутизма индивидуальна для каждого ребенка, однако всегда характеризуется эмоциональной тупостью, нарушениями вербального общения и некоторыми задержками интеллектуального развития.
При общении с ребенком-аутистом, создается устойчивое впечатление о том, что он, словно, живет в своем мире, стараясь ограничивать его смешивание с окружающей реальностью. Отличительным признаком детского аутизма, зачастую является молчание, создается впечатление о глухоте и непредсказуемости действий. Часто дети проявляют особенности зацикливания на каком-либо определенном действии и проговаривании вслух отдельных слогов или фраз. Как правило, такое избыточное повторение возникает по причине повышенного интереса к какому-либо предшествующему событию.
Зачастую дети с синдромом РДА стремятся находиться в одиночестве, занимая себя каким-либо банальным занятием. Для большей части разновидностей расстройства, характерно избегание зрительного контакта. Интеллектуальная деятельность и развития несколько занижены, находясь на средних уровнях или ниже средних, однако, на общем фоне задержек умственного развития, возможен высокий уровень интеллекта в пределах одного вида деятельности, связанной с конкретными задачами, например, арифметические вычисления или игра в шахматы.
Следует отметить, что риск развития аутизма у мальчиков четыре раза выше, чем у девочек. Причина такой разницы, в настоящий момент, не изучена. Как уже говорилось, клинические признаки раннего детского аутизма весьма индивидуальны, особенно, это касается качества проявляемых симптомов. Однако существует ряд общих характеристик, однотипных для каждого случая расстройства, которые можно условно разделить по возрастной категории.
Для детей, в возрасте от двух лет и старше, характерно не смотреть в глаза собеседнику, такой признак можно отнести к группе определяющих расстройство симптомам. Часто ребенок стремится занимать одно и то же положение тела при занятии каким-то делом, это же относится и к мимическим проявлениям. Детям очень тяжело общаться со сверстниками, поэтому аутисты всегда стремятся быть в одиночестве, предпочитая больше заниматься своими делами, чем находить контакт с другими. Их всегда мало интересуют увлечения, характерные для этого возраста, как правило, диапазон их занятий сильно ограничен.
Внешне ребенок часто выглядит отрешенным от окружающей действительности, вследствие эмоциональной хладнокровности, состояния, которое не позволяет им проявлять сопереживание чужим проблемам и разделить чужую радость.
Задержка речи при аутизме – характерный симптом, встречающийся у 95% детей от общего количества аутистических отклонений. 40% из этого числа так и не начинают полноценно говорить, ограничивая свое вербальное общение редкими, короткими фразами. Кроме того, ведение диалога с ребенком носит достаточно сложный характер, нить беседы часто теряется в ответном молчании маленького пациента. Речь, как правило, циклична, стереотипна. Аутисты – первая категория людей, непонимающих юмора, как в свой, таки чужой адрес.
Для детей с аутистическими симптомами характерна концентрация внимания на отдельных деталях объектов, которая логически очень сложно объясняется. Например, из игрушечной машинки ребенка будет интересовать только ее колеса, которыми он может забавляться часами. В старшем возрасте, увлечения локализуются и переходят в стадию мании к определенному виду деятельности – игре в шахматы, видеоиграм, рисованию и так далее.
Преобладающее количество страдающих аутизмом детей, имеют серьезные проблемы с ночным сном. Ребенка часто можно застать за занятием любимым делом посреди ночи. Часто искажены чувственные восприятия тактильного и слухового направления. Разговор шепотом может возбуждать ребенка, доводя его до состояния истерии, а громкие возгласы – наоборот успокаивать.
Для детей в возрасте до двух лет, также характерны определенные черты проявления синдрома РДА, которые начинают проявляться уже через несколько месяцев от рождения. Первоочередными признаками могут послужить практически полное отсутствие привязанности к матери и проявления эмоций в ее адрес. Младенец крайне редко улыбается, не гулит, а слезы у него могут вызвать лишь серьезные болевые ощущения, как правило, связанные с пищеварением. У таких детей бывает крайней сложно определить момент, когда необходимо сменить подгузник или пеленку.
Разговорная речь к возрасту двух лет, как правило, не появляется. Наблюдаются бессвязные отдельные вокальные жесты или звуки, напоминающие гудение мотора автомобиля.
Современная медицина различает четыре степени синдрома детского аутизма, которые условно можно различить по степени тяжести симптоматики. Степень тяжести внутри групп градируется от четвертой группы к первой, которая является самой тяжелой и характеризуется яркой классической симптоматикой синдрома РДА. Вторая и третья группы, содержат симптомы, благодаря которым, ребенка, страдающего аутизмом можно отличить от здоровых сверстников. В четвертую группу входят клинические признаки, позволяющие характеризовать течение расстройства как легкую форму аутизма.
Признаки легкой формы аутизма проводят весьма тонкую грань между здоровым состоянием и аутистическим, поэтому диагностика расстройства при этой форме достаточно сложна.
У детей отмечают повышенную ранимость, слезливость на фоне трудностей выхода на контакт с ребенком и попытках поддержать диалог с ним. Форм общения у детей с легкой формой практически не сформировано. Зачастую маленький пациент корректно и логично эмоционально реагирует на происходящие вокруг него события, однако его мимика выдает течение патологии. Мимические эмоциональные проявления носят, будто, демонстративный характер, что характерно для малоопытных актеров в театре, когда эмоциональное проявление выглядит неприкрыто наигранным.
Основным признаком легкой формы аутизма у детей является способность ребенка смотреть в глаза собеседнику, чего не наблюдается в остальных трех формах. Разговор замедлен, создается впечатление, что ребенок долго подбирает слова, прежде чем сформулировать фразу. Социальные контакты возможны только в присутствии взрослых, которым пациент доверяет. После каждого действия, родители будут встречать вопросительный взгляд своего дитя о правильности его действий.
Расставание с близким человеком, для ребенка очень трудно переносится. Такая ситуация будет значительно усиливать клинические проявления синдрома. По этой причине, психологи строго не рекомендуют оставлять детей одних или с чужими людьми на время лечения.
Развитие интеллекта и способности к обучению у детей с легкой формой аутизма, близки к таковым у здоровых сверстников. При определенной помощи и поддержке со стороны специалистов и родителей, ребенку станут доступны все социальные возможности здоровых людей во взрослом возрасте.
Легкая форма детского аутизма сильно различает симптоматику по гендерной принадлежности пациентов. У девочек распознать клинические симптомы расстройства становится, порой, невозможно. К примеру, у них практически отсутствует признак зацикливания на стереотипных действиях и задержек психического развития. Девочки-аутисты очень часто привязываются к отдельным людям или личным взаимоотношениям.
Вопрос о том, как вылечить аутизм у ребенка, ставят перед собой не только родители, но и специалисты. Учитывая нераспознанность причин, вызывающих развитие синдрома РДА и его патогенез, медикаментозных средств терапии не разработано.
Единственным способом борьбы с детским аутизмом является психотерапия и специальные коррекционные программы обучения, где педагоги владеют всеми основами донесения знаний на фоне имеющихся условий, которые создает расстройство. Кроме того, существуют специальные класс для родителей, где проводятся занятия о том, как лучше общаться с ребенком-аутистом, обучать его и стимулировать развитие потенциала.
onevroze.ru
В раннем возрасте довольно трудно определить, правильно ли развивается ребёнок: почему в свои полтора года он ещё не говорит, почему не отзывается на собственное имя и не играет со сверстниками, почему так яростно капризничает и не хочет самостоятельно есть? Считать ли эти тревожные сигналы признаками аутизма?
Можно ли утверждать, что аутизм сопровождается задержкой в развитии? Безусловно. Но можно ли сказать, что аутисты — психически неполноценные дети, которые останутся такими на всю жизнь? Разумеется, нет. Задержка в развитии — всего лишь один из симптомов аутизма, далеко не самый характерный и опасный для ребёнка.
У аутизма существует масса проявлений, но все они, так или иначе, являются второстепенными и в равной степени могут сообщать о других неврологических и личностных расстройствах у ребёнка. Первый и единственный убедительный признак детского аутизма — это нарушение или отсутствие у ребёнка контакта с окружающими. Остальные нарушения когнитивных функций, которые приписывают аутизму, как то задержка в развитии речи или мелкой моторики, чувствительность к порой непредсказуемым факторам наподобие текстуры пищи, могут сопровождать развитие аутизма, но далеко не всегда указывать на него однозначно.
Каким же образом родители могут понять, что нарушение контакта с окружающими свидетельствует не об аутизме, если их ребёнок ещё не произнёс ни слова в то время, как его ровесники уже обмениваются незамысловатыми репликами, и всё ещё с трудом передвигается без посторонней помощи? Что тогда считать отсутствием контакта?Во-первых, следует заметить, что контакт не всегда устанавливается и выражается вербально, то есть посредством звуков и слов. Ребёнок может использовать и другие способы, чтобы общаться с окружающими: например, смеяться, когда с ним играют, смотреть в глаза, когда к нему кто-то обращается, реагировать на внешние раздражители (оборачиваться на звуки, бояться или, наоборот, интересоваться животными, откликаться на своё имя и т.п.) и жестами указывать родителям на то, что ему требуется в данный момент.
Если ребёнок идёт как минимум на эмоциональный контакт, это означает, что подозрения в аутизме беспочвенны. А то, что при этом он ничего не говорит вслух, может свидетельствовать о задержке речевого развития, которая в свою очередь может протекать в рамках нормы и не являться признаком аутизма.
А во-вторых, для того, чтобы иметь возможность говорить о каком-либо диагнозе в принципе, симптомы должны проявиться в различных обстоятельствах — например, в детском саду и дома. Если среди сверстников ребёнок оказался нелюдимым и молчаливым, а дома ведёт себя абсолютно естественно, это говорит о его специфической личностной реакции на определённые обстоятельства, о чувствительности и тревожности, которые тоже могут быть болезненными, но никак не об аутизме. То есть диагностировать аутизм на основании только одной ситуации и косвенных признаков невозможно: это было бы голословным утверждением.
Тактильные ощущения распространяются не только на одежду и ткани, но и, что самое сложное для родителей, на еду и игрушки. Мелкие кусочки гречи, мясные волокна или густая кашеобразная масса тоже могут быть непереносимы аутистами. Вопреки распространённому мнению подобная реакция никак не связана с расстройством пищеварения — дело именно в физической текстуре пищи: будь то жидкий йогурт или сосиска в тесте, ребёнок-аутист безошибочно определит и отвергнет любую попытку предложить ненавистный ему продукт в замаскированном или переработанном виде. Такие предпочтения у аутистов всегда индивидуальны и, как правило, обусловлены генетическими факторами.
Обострённая чувствительность распространяется и на определённые звуки: механический шум (автомобиля, принтера, газонокосилки) или крик могут спровоцировать агрессию у аутиста. Он будет затыкать уши, плакать и кричать в ответ. Хорошая новость в данном случае заключается, пожалуй, только в том, что по реакции ребёнка легко определить и впредь избегать раздражителя, который её спровоцировал. В процессе лечения аутизма можно научить ребёнка не бояться, а с течением времени и вовсе не замечать этих звуков.
Однако подобный тип восприятия может сыграть с аутистом злую шутку: ребёнок может бежать на дорогу, не замечая машин, или видеть машины, но не связывать их с потенциальной опасностью. Это критическое расстройство присуще только аутистам, поскольку все живые существа рождаются с определённым набором рефлексов, среди которых обязательно присутствует инстинкт самосохранения. Пониженное чувство опасности в силу свойственного раннему возрасту любопытству может наблюдаться и у обычных детей, не страдающих аутизмом. Но, как правило, оно быстро восстанавливается при первом же столкновении с реальностью: обжёгшись, к примеру, кружкой с горячим чаем, в следующий раз ребёнок проявляет осторожность.
Например, он может играть в игрушки, но без сюжетного развития игры, без её символического построения — скажем, будет монотонно водить машинкой вправо-влево. Ребёнок-аутист будет находиться с детьми в песочнице, но не станет вступать в прямые контакты, не продолжит их игру, поскольку не в состоянии эмоционально «включиться» в чужой символический порядок. Аутисты не могут эмоционально «приблизиться» к другому человеку, образно примерить на себя его радость или физическую боль. Ребёнок-аутист слышит и видит, но не понимает значения эмоций.
В очень своеобразной форме эмоциональный контакт устанавливается ребёнком-аутистом с теми людьми, к которым он привык с раннего возраста. Но основан он не на привязанности, а на бытовой привычке, узнаваемости. Аутист будет обращаться к тому, кто хорошо ему знаком, поскольку знает, что он выполняет определённые функции в его жизни (даёт воды, моет, чистит зубы и т.п.). Такой человек положительно влияет и на уровень тревоги, традиционно высокий у детей-аутистов. Именно по этой причине многие родители детей-аутистов ревнуют их к няне, хотя ничего удивительного в этом нет: аутист воспринимает как близкого того человека, который удовлетворяет его повседневные потребности.
По этой причине обострённая чувствительность аутиста не снижается в отношении родных и близких: ни мама, ни няня не смогут уговорить ребёнка-аутиста надеть неподходящую ему одежду или съесть неприятную для него пищу на основании своего авторитета или близости. Зачастую ребёнок-аутист сопротивляется даже любящим объятиям, что также может быть связано с чувствительностью к запахам или нарушением специфического личного пространства, которое ребёнок ощущает вокруг себя.
Все эти признаки аутизма проявляются в достаточно раннем возрасте, однако можно выделить 3 типа развития детского аутизма.
Но чаще бывает так, что до определённого возраста (2,5-3 лет) развитие идёт нормально, а затем резко останавливается. Эту внезапность родители склонны объяснять внешними причинами, предшествовавшими торможению: реакцией на прививку, стрессовой ситуацией и т.п. На самом деле развитие аутизма было попросту генетически «запрограммировано» таким образом.
С этим связан и третий, более поздний и менее распространённый тип детского аутизма, когда уже в сознательном возрасте, приблизительно к 5 годам, происходит регрессия к предшествующим этапам развития. То есть ребёнок научился разговаривать, но в какой-то момент перестал, общался со сверстниками и налаживал дружеские связи — и вдруг, безо всяких очевидных причин, замкнулся в себе. Ребёнок с этим типом развития аутизма утачивает нормальные функции в ошеломляюще короткие сроки, и это, безусловно, дезориентирует родителей.
Например, фрагментарное мышление подсказывает ему, что для того, чтобы поесть, ему нужно «объединить» два знакомых предмета — руку мамы и дверцу холодильника, как он неоднократно наблюдал ранее.
Отталкиваясь от этих двух предпосылок, эффективное лечение аутизма ставит своей целью смоделировать такие условия, в которых мозг ребёнка-аутиста начнёт развиваться, а патологические реакции перестанут получать подкрепление, стимулируя таким образом развитие когнитивных функций. Ведь если близкие идут на поводу у симптомов аутизма, сознанию ребёнка попросту незачем развиваться.
Незачем, к примеру, развивать речь, когда мама по одному мычанию определяет, что хочет ребёнок. Для ясности следует отметить, что в этом заключается патология развития, а не коварное сознание ребёнка-аутиста.
Будучи способным к коммуникации и самореализации аутист никогда не сможет чувствовать окружающих так, как это свойственно обычному человеку.
matzpen.ru
Благодаря доступности базовой информации сегодня многие люди понимают, что такое аутизм, но, несмотря на это, диагноз оказывается для большинства родителей шоком, кажется им приговором. Если знать, каковы признаки аутизма у детей, и понимать, что это вообще за состояние, можно довольно рано обнаружить в поведении малыша первые подозрительные симптомы.
В случае подтверждения диагноза специалистом будет назначена профильная коррекция, которая в значительной степени облегчит жизнь ребенка, сгладив некоторые характерные черты его характера. Да и родителям будет намного проще понять своего особенного малыша и подстроиться под его нужды.
У понятия «аутизм» есть несколько сложных определений, обильно снабженных медицинскими терминами. Если упростить все по максимуму, то получится, что это один из типов расстройства психики, для которого характерен недостаток взаимодействия с окружающими. Аутичные люди живут в собственном мире фантазий, любые попытки окружающих проникнуть в него воспринимаются пациентами как назойливость крайней степени. Состояние протекает без ремиссий, первые признаки его обычно появляются уже у новорожденных, но диагноз ставится не раньше 2-2,5 лет.
Условно аутизм у ребенка разделяют на следующие стадии:
Черты заболевания и его клинические проявления меняются у детей в зависимости от их возраста. При этом они не обязательно дают о себе знать именно в указанные временные рамки. Случается, что характерные симптомы становятся очевидны только в 3-4 года или после 5-6 лет. В последнем случае уровень интеллекта малыша будет намного выше. У него даже сохранятся базовые навыки общения с окружающими, но такие аутичные черты, как попытки изолироваться от мира никуда не уйдут. Примечательно, что именно при таком развитии событий уже в ранние годы у ребенка можно распознать необычайно высокий уровень интеллекта.
Симптомы, характерные для аутизма, могут быть очень разнообразными. Но есть определенные черты, которые присутствуют в поведении всех особенных детей, независимо от того исполнилось им 2 года или 12 лет.
Совет: Многим родителям даже нравится, когда их ребенок очень тих, спокоен, не требует внимания и не доставляет хлопот. Нужно учесть, что, когда появится необходимость социализировать кроху (отдать его в сад или школу), начнутся серьезные проблемы. Поэтому чем раньше обратиться за помощью к специалистам и установить причины такого поведения, тем выше шансы на его нормальное развитие и продуктивную жизнь в обществе.
Если у деток в 1-2 года у деток наблюдаются практически одни и те же черты, то с 3-4 лет к ним могут присоединяться самые необычные специфические симптомы. И причины этого могут быть самыми разными – от постоянно повторяющегося стресса до одиночного яркого впечатления.
Ребенка-аутиста можно распознать даже по внешним признакам, не наблюдая за его поведением в течение длительного времени. Для каждого возрастного периода существуют свои характеристики:
Введение техник адаптации может происходить на любом из перечисленных этапов. Чем раньше это произойдет, тем проще будет малышу.
С обращением к профильному специалисту лучше не затягивать. Специальные тесты позволят быстро исключить или подтвердить аутизм, предпринять наиболее эффективные меры.
Чаще всего для диагностики используют следующие меры:
Несмотря на то, что все перечисленные тесты находятся в свободном доступе (с расшифровкой показателей) и можно пройти их без визита к врачу, не стоит относиться к таким результатам, как к истине в последней инстанции. Лучше изначально сделать все правильно и посоветоваться со специалистом при возникновении малейших подозрений на присутствие проблемы. Диагностические программы совершенствуются с каждым годом и позволяют быстро получить ответ на столь серьезный вопрос.
Даже сегодня специалисты не могут перечислить причины, лежащие в основе развития детского аутизма. Правда, выделено около трех десятков факторов, которые предположительно провоцируют специфические расстройства. К ним относят:
Независимо от причины развития заболевания, родителям стоит подготовиться к тому, что полностью его вылечить невозможно. Все методы коррекции направлены на облегчение состояния ребенка, повышение его шансов на адаптацию в обществе. Терапия должна быть комплексной и постоянной, ее нельзя прерывать даже если кажется, что все нормализовалось. Единого плана лечения не существует, в каждом случае подход подбирается индивидуально. В перечень мероприятий обычно входят образовательные подходы, приемы сенсорной интеграции, биомедицинские процедуры, диета без казеина и глютена. Неплохо себя зарекомендовали аудио тренировки.
therebenok.ru
Количество заболевших аутизмом растет с каждым годом. Мнения медиков расходятся относительно того, в каком возрасте можно выявить аутизм у детей, признаки которого можно заметить как у новорожденного, так и в более сознательном возрасте.
Разобраться, что такое аутизм, бывает сложно из-за большого перечня признаков и симптомов.
Аутизм — устойчивое психическое расстройство, возникающее при неправильном развитии лобных долей головного мозга. При аутизме человек воспринимает окружающий мир нестандартно, возникают трудности с коммуникацией, развитием речи и ассоциативным поведением.
До сих пор ведутся споры о классификации заболевания. Из-за обширности признаков аутизма не все врачи решаются объединить их по группам. Большинство ученых делят аутизм на 4 группы:
Примерно двое из 100000 детей рождаются с аутизмом. Симптомы аутизма у новорожденных можно определить уже в 7 месяцев. Некоторые ученые считают, что заболевание передается на генном уровне, другие предполагают, что аутизм — проявление влияния внешних факторов. В любом случае заболевание закладывается в утробе матери при становлении нервной системы.
Признаки аутизма у детей проявляются с раннего возраста. Эта болезнь может «спать» до определенного момента, и запустить «спящее» заболевание может как окружение, так и медицинское вмешательство. Опытная мама замечает отклонения у ребенка уже с первых месяцев жизни. Врачебная диагностика аутизма проводится с 2 лет.
Признак психического расстройства у детей — это уход в себя и малая активность при общении со сверстниками. Дети-аутисты некоммуникабельны, малообщительны, стараются избегать своих ровесников. На ранних этапах это проявляется при общении с мамой и другими родственниками. Интерес к новым игрушкам у таких детей практически отсутствует.
Они часто не реагируют на звук. Если обратиться к ребенку по имени, он игнорирует общение. Когда приходит пора водить в детский сад, начинается еще больше затруднений. Малыш не играет вместе со всеми, может проявлять агрессию при попытке усадить его за обеденный стол. Он способен просидеть на одном месте долгое время, не обращается к воспитателю за помощью, но все же он пользуется навыками самообслуживания, особенно если это действие у него в приоритете:
Дети с аутизмом чаще всего выбирают одну игрушку, предмет, звук, телепередачу или мультик. Игра однообразна, например, перекладывание кубиков из одно места в другое. Ребенка интересует внешний вид, а не функциональность игрушки. Им нравятся повторяющиеся движения: звук работающих часов, покачивание неваляшки, движение машин.
При взрослении игра указывает на более явные признаки аутизма у детей:
В 80% случаях аутизм у детей подразумевает повтор движения (выработанный стереотип). Стереотипность проявляется не только в движении, но и в речи. Синдром Аспергера включает в себя симптомы аутизма, раскачивание на стуле, поворот головы, повторяющиеся движения пальцами. К стереотипности движений можно отнести:
Дети, страдающие аутизмом, превращают данные движения в каждодневный ритуал, при прогулке они выбирают один и тот же маршрут, едят одну и ту же еду, одеваются в определенной последовательности.
Речевая стереотипность проявляется в повторении фраз. Признаки могут подражать звукам живой природы или предметам (например, подражают часам, произнося «тик-так»). В возрасте 2 лет дети могут уже повторять стихи, разученные вместе с мамой, или напевать колыбельные песни, чтобы уснуть. Ассоциативность этих действий позволяет им окунуться в тот миг, когда им было хорошо и комфортно. Дети-аутисты любят повторять вопросы («Где мы?», «Куда?» и др.) независимо от вашего ответа. Он все равно будет повторять эти слова, остановить его возможно лишь повторением его же вопроса. В этом случае ребенок четко не знает, как ответить на свой вопрос, и цикличность ломается.
Некоторые ученые доказывают, что стереотипность вызывается самим организмом для пробуждения нервной системы. Запуская процесс повторения, он начинает самостимулироваться.
Есть и другое мнение, что такое поведение вызвано гиперчувствительностью организма на внешние раздражители.
«Включая» такие симптомы аутизма, малыш успокаивает себя.
Во всех видах аутизма встречаются нарушения речи. Бывают и случаи полного отсутствия речи, даже после продолжительного использования слов и предложений ребенок может замолчать на год, а иногда и больше. Чаще всего он перестает разговаривать с окружающими, но не с самим собой. Присутствие речи проявляется и во сне. На начальном этапе развития этот признак можно спутать с ДЦП. В отличие от детей с ДЦП, дети с аутизмом могут разговаривать в значимых для них ситуациях внятно и отчетливо.
Им сложно даются согласные звуки. По мере взросления и изучения слов, аутизм проявляется в неправильности употребления слов. Такие дети часто отзываются о себе в третьем лице. Вместо фразы «дай карандаш» ребенок-аутист скажет «Мише нужен карандаш», вместо «хочу спать» — «Миша хочет спать». В речи аутистов преобладают устойчивые выражения, фразеологизмы, пословицы, стихи, песни.
В частности, такие дети могут повторять услышанное ими по телевизору или в диалоге со взрослыми, опять же превращая некоторые фразы в ритуал. При аутизме у ребенка речь монотонна, но бывают скачки голоса в конце предложения.
Ошибочно мнение, что умственное развитие у таких детей очень низкое. У них происходит неравномерное развитие мозга, одни мозговые процессы затормаживаются, а другие развиваются слишком быстро. При плохой концентрации и сосредоточенности они обладают уникальной памятью. Они могут складывать большие числа или вспомнить отрывок из книги дословно. Им легко даются механические движения, для них не составит труда выучить сложную партию для фортепьяно.
Часто у таких детей идеальный слух, и существует очень много примеров, когда они становятся отличными музыкантами или композиторами (самым известным музыкантом с признаками аутизма был Моцарт).
IQ может быть выше нормы при синдроме Аспергера. Повышенный уровень IQ негативно влияет на социальную жизнь людей. Нестандартное мышление часто приводит к непониманию со стороны окружающих людей. Блестящие математические способности или анализирование окружающей действительности приводят к еще большему уходу в себя.
Чувство самосохранения при аутизме минимальное, боль они переносят спокойно, для них проявление эмоций, даже негативных, нехарактерно. Такие дети могут причинить боль самому себе. Нередко ребенок, порезавшись, может повторять это до тех пор, пока не заметят родители. Связано это, как утверждают ученые, с низким порогом чувствительности. При ушибе или ударе редко можно услышать плач. Такой ребенок безбоязненно идет на дорогу или специально может выпасть из кровати. Подобное поведение вызвано вмешательством взрослого в обычный распорядок жизни.
Попытка накормить ребенка, когда он раскладывает машинки по размеру, может привести к признакам агрессивного поведения. Такия проявления называются аутогрессией. Ребенок начинает бить себя, изворачиваться от ложки, раскидывать продукты. Он не обращает на вас внимания до тех пор, пока вы вновь не дадите заниматься его любимым делом.
Такая агрессивность обусловлена защитной реакцией на общение с окружающим миром.
По внешним симптомам можно определить человека с психическим расстройством. Что такое аутизм, можно увидеть невооруженным глазом. Для каждого возраста характеры специфические особенности устойчивого психического расстройства:
Тесты для проверки аутизма.
С помощью этих тестов нельзя поставить точный диагноз. В случае положительной динамики обратитесь к специалисту.
Отклонение по общим показателям:
Если хоть по одному показателю будет отрицательный ответ, следует обратиться к врачу, чтобы исключить аутизм и другие отклонения. Это могут быть специфические особенности. Отсутствие речи не всегда указывает на психическое расстройство.
Не надо понапрасну думать, что именно в вашей семье аутизм у ребенка. И если все же это произошло, не надо отчаиваться и винить во всем вашу генетику. Сейчас огромное количество людей-аутистов приспособились к выживанию в нашем мире, реализовали себя в различных сферах и добились успеха.
ladyinlife.ru