Что делать с собственным эгоизмом?
Есть только один главный вопрос: что это дает мне?
Эгоизм — (от «я») — отношение, когда человек думает только (или преимущественно) о своих личных интересах и своей выгоде, а об интересах других не думает (или думает в последнюю очередь). Когда все, связанное с ним, ему представляется более важным или интересным. Нередко именование эгоист используется просто как негативный ярлык, демонстрирующий отрицательное отношение к человеку без серьезных на то оснований.
«Эгоист — это плохой человек. Это человек, который все время думает не обо мне!»
Эгоизм в современной культуре считается естественным, но не самым красивым человеческим проявлением, поэтому многие реально эгоистические поступки и проявления люди любят преподносить как вовсе не эгоистичные, а проявляющие их возвышенные чувства и мотивы. В первую очередь это касается любви. Любовь эгоистична не всегда, но в массовых своих вариантах за любовью стоят в первую очередь эгоистичные побуждения.
Всегда ли люди эгоистичны? — нет. Люди разные, поступки разные. Поступки многих людей не эгоистичны ровно потому, что импульсивны и автоматичны, и совершая их, человек не думает о своих интересах и выгоде ровно потому, что вообще ни о чем не думает. Ветер не эгоистичен, а поступки многих вообще-то эгоистичных девушек не эгоистичны, потому что у них бывает ветер в голове. Но и утверждать, что каждый думающий человек всегда заботится только о себе — тоже оснований нет?. Все интереснее и сложнее.
Приоритет собственных интересов над чужими, если это просто автоматическая программа, еще не эгоизм.
Если такой приоритет случился неподумавши, случайно, это не про нас, а про то, что с нами иногда происходит. Это момент поведения, но не черта личности.
Человек не столько то, что с ним случается, сколько то, что он с собой делает, в какую сторону себя меняет. Если человек разрешает себе эту программу приоритета собственных интересов над чужими, поддерживает эту программу и защищает эту программу, это уже — черта личности, это уже эгоизм.
Эгоизм эгоизму рознь. Этикотипы Паразит и Потребитель — оба эгоисты, но отношение к ним разное. Потребитель — это эгоист, поскольку его интересует только он и заботится он только о себе, но при этом он живет на свои и заботится о себе сам, за свой счет, что снимает к нему большинство моральных претензий. Многие из таких Потребителей — очень симпатичные и вполне уважаемые люди, приносящие людям и обществу большую пользу. Чаще это бывает, когда эгоизм Потребителя приобретает форму разумного эгоизма.
Основные претензии к эгоистам связаны с эгоизмом в исполнении Паразита — человека, для которого естественно заботиться о себе за чужой счет. В этом случае эгоизм превращается в малопривлекательное зрелище: в происшедшей накладке сегодня виноват кто угодно, кроме меня, устал сегодня больше всех, конечно, я, и зарплату в первую очередь надо платить именно мне. А другие — это вообще не люди.
Противоположностью эгоизма является не альтруизм, а позиция Творца, когда человек заботится и о себе, и о других людях.
Эгоизм может быть рациональным и иррациональным, без головы. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.
Эгоист без головы — зрелище смешное и печальное. Ему надо войти в вагон метро, он встает поперек двери, пытается войти, ему не дают, потому-что сначала надо выйти, он искренне возмущается данной ситуацией. Доехав до своей станции, он с не меньшей искренностью возмущается тем, что перекрыли выход (такие же как он) и не дают пройти. За таким эгоизмом стоит эгоцентризм — неумение и непривычка понимать ситуацию других людей.
Эгоист рациональный не всегда вызывает симпатию, но обычно вызывает уважение. Такой человек осознает когда, зачем и почему он пренебрегает благом другого человека ради своего. Он понимает, что его сил, доброты, морали и этики не хватит, в данной ситуации «на всех». Поэтому он, осознавая зло, которое причиняет, ставит во главу угла себя и своих близких. При этом не мучается совестью, не рефлексирует и спокойно спит ночью, не видя кошмаров.
Морально-этические принципы надо прививать рациональному эгоисту, который с головой. Эгоисту без головы рассказывать об этике бесполезно, его нужно сначала научить «смотреть на себя с третьей позиции». Этого, кстати, может оказаться достаточно. Другой вариант — просто приучать вести себя прилично. Пусть он как был без головы, так и останется, но вести себя будет гораздо лучше.
Эгоизм — не самая лучшая человеческая черта, но, если не брать в счет крайние варианты (эгоизм Паразита) — не самая плохая. В сравнении с бездумным существованием, когда люди вообще не думают и могут не заботиться даже о себе, разумный эгоизм привлекательней и вполне достойный вариант. Думать — полезно, заботиться о себе — правильно. При этом разумный эгоизм — не верх развития личности, он имеет свои ограничения. Если вы уже научились жить, как разумный эгоист, заинтересуйтесь позицией Творца: в этом есть большие плюсы!
Любопытно, что в российском менталитете целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.
Характерный пример: в статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать «зачем» он делает то или иное. Комментарий к этой статье: «Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны».
Мы ответили на этот комментарий так: «Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, «без головы»? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях — в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример».
Любовь к себе — это не эгоизм. Если человек думает об окружающих и заботится о них, то его любовь к себе с эгоизмом никак не связана, для него легко и естественно любить как себя, так и окружающих. Реальность, однако, такова, что те, кто озаботился любовью к себе, по крайней мере на первых порах становятся более эгоистичны — просто потому, что основное внимание в этом случае начинает уделяться себе любимому. При этом любовь к себе и любовь к другим — связаны. Тот, не любит себя, обычно не способен любить других. Любовь к другим оказывается богаче и полноценнее, если человек имеет опыт любви к себе, и наоборот: любовь к себе оттачивается, уточняется на опыте любви к другим людям. Только научившись действительно любить других людей, человек начинает любить себя не слепо и не криво, а внимательно и разумно. См.>
Это миф — что единственный ребенок в семье «хотим мы этого или не хотим» растет эгоистом. Всё зависи.
Всегда ли люди эгоистичны? — нет. Люди разные, поступки разные. Поступки многих людей не эгоистичны.
Эгоизм в современной культуре считается естественным, но не самым красивым человеческим проявлением.
Любовь к себе — это не эгоизм. Любовь к себе может быть эгоистичной, а может и не быть. Любовь — отр.
Согласно психоанализу, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контак.
Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке
Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов
Все дети рождаются эгоистами, ведь это врожденное качество можно сравнить со звериным инстинктом, а все звери – эгоисты. Однако, если законы природы люди воспринимают естественно, то человеческий эгоизм обществом скорее порицается, чем приветствуется. Так кто такой эгоист мы и расскажем в нашей статье.
Речь идет о человеке, который ставит свои интересы превыше других, планирует действия только с точки зрения получения собственной выгоды и пользы. Сам термин появился в 18 веке, когда французские мыслители сформировали теорию «разумного эгоизма», предполагающую, что основой морали выступают правильно понятые собственные интересы. Советский генетик В.П. Эфроимсон полагал, что такая черта характера передается на генетическом уровне, ведь люди за время существования и естественного отбора действовали в связке, то есть преследовали одну общую цель.
Причины и признаки эгоизма
Конечно, это чрезмерное внимание к ребенку в детстве, когда все окружающие люди балуют его и потакают каждому капризу. В результате ребенок растет в атмосфере вседозволенности, отсутствует воспитание как таковое и никто не объясняет малышу, что такое хорошо, а что такое плохо. Он знает только одно слово – «дай» и привыкает получать, ничего не отдавая взамен.
На самом деле таких людей можно пожалеть. Исповедуя чувство собственной исключительности, они редко бывают счастливы. Сосредоточенные на собственной персоне, они слишком заботятся о том, что о них скажут другие и нередко попадают под чье-то влияние. Они подозрительно относятся к людям, не желают быть благодарными и просто не понимают, насколько иллюзорна их значимость. Крайним случаем эгоизма является эгоцентризм, когда человек считает себя «пупом Земли» и только и делает, что говорит о себе. Он полагает, что все должны быть счастливы только от того, он есть в их жизни и существует на свете.
Противоположностью эгоисту является альтруист. Это самоотверженный человек, который ради общего блага приносит в жертву свою выгоду и пользу. Не секрет, что именно об этом мечтали утописты и именно такой подход к человеческому обществу исповедовали большевики. Однако, как показывает практика, крайность вредна, чего бы она не касалась. Поэтому очень важно соблюдать золотую середину, разумно поступаясь собственными интересами во имя других.
Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.
В этой статье мы поговорим про такую черту характера как эгоизм. Я отвечу на вопрос что такое эгоизм, расскажу о том, является ли эгоизм хорошей чертой характера или плохой, и стоит ли быть эгоистом, то есть, стоит ли стыдиться этого? Так же я расскажу, кто такой эгоист, хорошо это или плохо.
Если Вы первый раз находитесь на этом сайте, то я хочу познакомить Вас с одним важным правилом: прежде чем получить ответ от меня, сначала попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно. Что такое эгоизм? Если бы Вас спросили, то как бы Вы ответили на этот вопрос? Я это делаю для того, чтобы Вы научились думать самостоятельно. Если Вы не можете дать полноценного ответа, то читайте статью дальше.
Эгоизм – это такое поведение, когда индивид ставит свои личные интересы выше других, то есть полностью поглощен мыслями о собственной выгоде и пользе. Слово эгоизм происходит от латинского слова ego – «я». У всего есть противоположность, и противоположностью эгоизма является альтруизм – бескорыстная помощь и забота о других людях. Мать Тереза была альтруисткой. А теперь риторический вопрос: кого больше: эгоистов или альтруистов? 100% эгоистов больше чем альтруистов.
Эгоизм разными личностями воспринимается совершенно по-разному. То, что считается для одного человека нормой, другим человеком это может восприниматься как чрезмерный эгоизм. Отсюда возникает следующий вопрос: «Кто такой эгоист?».
Из первого определения можно понять, что эгоист – это индивид, который заботится только о себе, думает только о себе, волнуется только о себе. На самом деле все люди эгоисты, просто кто-то больше, а кто-то меньше. Такова сущность человека, где эгоизм заложена природой. Все люди как бы смотрят в зеркало и думают только о себе любимом. Но стоит убрать это зеркало, как человек начинает понимать, что другие люди так же, как и он, тоже во многом нуждаются.
Философия эгоиста звучит одним словом – «Дай». Эгоист это тот, кто хочет только получать, и при этом ничего не отдавать взамен. Но наша жизнь устроена таким образом, что трудно получить что-то, не отдав что-то взамен. Ответьте на еще один риторический вопрос: «Человеку главное получить, или отдать?». Вот что главное: получить или отдать? Ну конечно получить, да еще на халяву. Получать – это главный принцип эгоиста. Отдавать – это главный принцип альтруиста. Получать только для себя – это очень плохо.
Эгоизм это не так уж и плохо, как может показаться на первый взгляд. Многие люди умеют заботиться о других людях. Другие люди это, как правило, близкие люди. Это родители, жена, муж, дети, бабушка, дедушка, близкие друзья. Все мы хотим, чтобы все они жили как можно лучше. И многие люди ради этого даже готовы нарушать некоторые законы. Заботится о ком-то это тоже потребность человека, и в этом нет ничего эгоистичного. Согласитесь, что трудно жить, когда заботишься только о себе. Возникает пустота.
Отдавать, ничего не требуя взамен – тоже неправильно. Должен быть компромисс. Если я тебе дал что-то ценное, то и ты мне дай что-нибудь ценное. В этой философии нет никакого эгоизма. Именно по такому принципу нужно жить в наше время. По такому принципу живут бизнесмены. Вот представьте себе следующую картину: мужчина дарит своей девушке любовь, подарки, внимание, заботится о ней, а она взамен ему ничего не отдает. Что будет потом? Мужчина, не получая от нее энергии, рано или поздно уйдет к той, которая умеет отдавать, и та женщина останется одна. Таков закон сохранения энергии. Не возможно что-то получить, не отдавая что-либо взамен. Всегда должен быть компромисс. Эгоисты этот закон игнорируют. Они являются потребителями.
Многие богатые люди стали богатыми потому, что создали нечто ценное для общества. Они сначала думали о других, а потом уже о себе. Я не говорю о тех богатых людях, которые нажили свое состояние незаконными способами. Все олигархи – эгоисты, им нет дела до других.
Почему человек эгоист? Все мы люди, и у всех у нас есть свои потребности, которые необходимо удовлетворять. То есть, прежде чем помочь другим, сначала нужно помочь себе самому. Трудно помогать другим, если еще не помог себе. Согласитесь, что трудно держать фокус на ком-то другом, когда в голове мерцают свои проблемы, которые нужно решать. Человек становится эгоистом, потому что тонет в болоте своих потребностей. Если потребности убрать, то и внимание будет свободным. Это означает, что человеку ничего не будет мешать для того, чтобы начать думать о других. Думать о себе это не плохо. Все потребности, которые возникают внутри человека, заставляют его думать о себе любимом. Вот почему человек становится эгоистом.
Когда человек отдает, он тоже за это что-то получает. Многие люди обожают дарить подарки, потому что это делает других людей счастливыми. Я люблю удивлять тех людей, которые мне чем-то нравятся. Если им удалось зацепить мое внимание, то в долгу я не останусь, я обязательно чем-нибудь да удивлю. Когда человек что-либо отдает, взамен он получает благодарность. Получать благодарность очень приятно, это дает силы, энергию, и хочется делать еще больше.
Например, когда меня благодарят за этот сайт, пишут хорошие комментарии, отзывы – мне становится настолько приятно, что хочется делать больше и больше для моих читателей. Получать – это очень хорошо, отдавать еще лучше, а если есть между этим компромисс, то это как раз то, что нужно. Официальный сайт cosmolash.ru предлагает качественные препараты для ресниц.
Многие люди думают, что все должно быть на халяву. Например, обучение. Вот представьте себе такую картину: Вы создали полезный информационный продукт и раздаете его на халяву. Вы затратили много усилий, а взамен ничего не получаете, так как отдаете свой труд бесплатно. Люди не ценят то, за что не заплатили деньги. То есть и Вы ничего не получаете и человек, которому Вы что-то дали бесплатно, тоже не получает. Он просто возьмет Ваш продукт и отложит его в дальний угол на потом. А вот если он заплатил деньги, то Ваш продукт начинает восприниматься им совсем по-другому. Он отдал деньги, и это значит, что эта вещь теперь для него имеет ценность. И он не будет откладывать изучение инфопродукта на потом, а приступит к нему немедленно. А Вы получите за это деньги, которые сможете потратить на себя или на других. В этом нет ничего эгоистичного. Таков закон обмена энергии.
Чтобы не быть эгоистом – научитесь сначала отдавать, а потом уже получать. Теперь Вы знаете, что такое эгоизм, кто такой эгоист, и по какому принципу стоит жить. Желаю Вам удачи.
Просмотры: 50888 Рейтинг: Голосов: (79)
Новейшая техника исполнения желаний
Комментарии к этой статье:
Статья понравилась. Всё толково разъяснили! Спасибо!
Комментарий дабавил(а): Мариана
Я считаю,что эгоизм это просто Жадность,а эгоисты это- жадные люди.
Если мужчина очень любит женщину, которая ему ни чего не отдает в замен, он уйдет, но через время найдет такую же эгоистку, не умеющую любить. У женщин наоборот. ЭТО есть родительский сценарий отношений. Все люди живут по сценариям. Совет жертвенным людям — излечите свои комплексы не полноценности, тогда счастливо женитесь. Иначе всю жизнь будете выбирать себе одинаковых.
Добавить Ваш комментарий:
Человек online: 18
Как поднять себе настроение — 21 сильнодействующих способов
Как выйти из депрессии — 8 безотказных способов
Интервью с Богом полная русская версия
Игры для взрослых
Наталья Грейс книги в аудиоформате
Египетские пирамиды, фото, видео, 3D-панорама
Техника Исполнения Желаний (бесплатное обучение)
Новая техника исполнения желаний
Источники: Кто такие эгоистыПсихологос энциклопедия практической психологииhttp://www.psychologos.ru/articles/view/egoizmКто такой эгоистКто такой эгоист? Все дети рождаются эгоистами, ведь это врожденное качество можно сравнить со звериным инстинктом, а все звери – эгоисты. Однако, если законы природы люди воспринимаютhttp://kak-bog.ru/kto-takoy-egoistЧто такое эгоизм и кто такой эгоистВ этой статье мы поговорим про такую черту характера как эгоизм. Я отвечу на вопрос что такое эгоизм, расскажу о том, является ли эгоизм хорошей чертой характера или плохой, и стоит ли быть эгоистом, то есть, стоит ли стыдиться этого? Так же я расскажу, кто такой эгоист, хорошо это или плохо.http://www.worldmagik.ru/article/193/1
jealousy-relationships.ru
ЭГОИСТ а, м. égoïste. 1. Философ, утверждающий существование только собственной души. 80-е гг. 18 в. Бирж. 155. Человек, который думает, что только его душа имеет бытие. Аничков 1777 8. // Развитие 1990 37.
2. Человек, кому присущ, свойствен эгоизм; себялюбец. БАС-1. Бирж. 155. Себялюбивый человек. Аничков 1777 8. // Развитие 1990 37. Что бы мы были без вас <женщин>? Самственники (эгоисты) пожирающие людей, и алчные тигры. Похвала женскому полу. Покоящийся трудолюбец 1784. // Новиков Масонство 43. В замену древня благородства Взгляните вы на вашу спесь, Взгляните, чада патриотства, Колико эгоистов здесь. 1798. И. М. Долгоруков В последнем вкусе человек. // Поэты-сатирики 410. Хотя он .. < Гольдони> .. и должен был чувствовать свое достоинство; однако жь от сего чувства не сделался эгоистом, и рассказывает слабости и проступки свои с любезною откровенностию. МЖ 1791 2 203. Кто не желает женщинам просвещения, тот враг их, тот эгоист. ММ 1803 1 11. Эгоиста эгоист Обвиняет в эгоизме, Обвиняет в карьеризме Карьериста карьерист.. Обвиняет в проститутстве Проститута проститут. Е. Лукин Гласность. // ЛГ 25. 4. 2001. простореч. Гитлер - "игаист человеческого существования". ЗС 1997 1 150. 3. В Париже делают кабриолетки, которые называются: эгоист. В них место только для одного человека. - "Я бы рад довести тебя, говорит молодой человек своему приятелю, но егоист не позволяет. 1828. Яковлев Зап. москвича 1 87.4. Сервиз на одну персону. Камерные сервизы "Эгоист", сервизы для шоколада, состоящие из чашки, молочника и сахарницы. ДК 1992 7-8 68. Сервиз "эгоист" (на одну персону) с романтическими пейзажами. Фарфор 250 Каталог 25.
5. Иногда одинокий любитель посидеть за чашкой ароматного напитка приобретал самовар-малютку в несколько чашек величиною. В длинные безотрадные вечера коротал время холостяк за говорливым самоварчиком-эгоистом. НИЖ 1995 3 107.
6. жарг. Портативный магнитофон с наушниками. Елистратов 2000.7. Название французских духов. Комс. 21. 2. 1994. - Стил. Эгоист - это тот, кто заботится о себе больше, чем обо мне. Ю. Тувим. // ЛГ 17. 6. 1998. - Лекс. Ян. 1806: эгоист; Соколов 1834: эгои/ст.
Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин [email protected]. 2010.
gallicismes.academic.ru
Из курса по Философии я поняла, что эгоиста можно рассматривать по-разному. С одной стороны это человек, которые просто о себе заботится. А с другой - помешанный на себе, человек, которому глубоко плевать на мнения других. Какой-то философ даже философскую школу какую-то основа, но я не помню названия. Типа орден эгоистов)))) Там ребята ничего вообще не делали и не изучали, только играли, танцевали и жили в свое удовольствие. Это и считали смыслом жизни.
1/2 человека разумного
это, каждый, человек.
смотря как это воспринимать. каждый из нас немного эгоист. Мы же не считаем себя анитигероем?.
Это что-то среднее. Даже скорей индивидуальное.
человек желающий добиться своего не обращая внимание на окружающих, больше заботящийся о себе, своих чувствах, выгоде для себя
эго это часть личности... его можно осознавать как "Я" ист, или по немецки "ist" быть или есть. . тоесть "эгоист" можно перевести как "я есть! " или человек осознающий себя,... только себя
touch.otvet.mail.ru
Дж. Роулз выделяет три вида эгоизма, которые можно обозначить как: 1) диктаторский эгоизм: “все должны служить моим интересам”; 2) эгоизм собственной исключительности: “все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне невыгодно”; 3) анархический, или общий, эгоизм: “всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится”. Первые две формулы противоречат фундаментальным нравственным требованиям — золотому правилу нравственности и заповеди любви. Третья формула может быть признана в качестве морально достоверной, но при определенной модификации второй ее части: “...если они не нарушают интересы других”. В таком виде она вполне вписывается в нравственную норму “не вреди”.
В истории философии действительная роль эгоизма как социального качества отражена в учениях, выводящих из него все разнообразие общественной жизни (софисты, Гоббс, утилитаризм, Штирнер, Чернышевский). В новоевропейской общественной мысли выработана концепция эгоизма разумного, которая постепенно трансформировалась в особенную свою форму — утилитаризм. Этико-философская несостоятельность разумно-эгоистических учений с разных мировоззренческих и теоретических позиций была обоснована Кантом, Кьеркегором, Марксом, Достоевским. Как показали дискуссии вокруг т. н. дилеммы заключенного (см. Заключенного дилемма), разумно-эгоистическая поведенческая установка практически не может быть реализована последовательно. В своеобразной форме разумно-эгоистическая схема нравственности воспроизведена в социобиоловии, в частности в концепции “взаимного альтруизма” (см. Эволюционная этика), согласно которой альтруистическое поведение входит в личный интерес индивида. Теории разумного эгоизма отразили ту особенность опосредствованных товарно-денежным хозяйством отношений, которая заключается в том, что автономный и суверенный индивид может удовлетворить свой частный интерес лишь как субъект деятельности или обладатель товаров и услуг, удовлетворяющих интересы других индивидов; иными словами, лишь вступая в отношения взаимопользования, которые, обусловленные равенством сил или соответствующими правовыми установлениями, объективно, ограничивают эгоистическое своеволие. Как показали Гоббс, Мандевиль, А. Смит, эгоизм является существенным мотивом экономической и политической деятельности, важным фактором общественной жизни.
Ограничение эгоизма оказывается возможным посредством наложения на эгоистического индивида обязанностей и принятия им на себя соответствующих обязательств. Однако последнее может противоречить эгоизму как личной позиции — обязательства принимаются эгоистом только в случае, если они отвечают его интересам. Но в таком случае, во-первых, другие оказываются средством для достижения его целей; во-вторых, не обязательство, а личный интерес продолжает оставаться основанием его поступков, и, если потребует его интерес, эгоист готов будет поступать и прямо противоположным образом. Коль скоро речь идет об увеличении личного блага, то добродетель и правильность поступка оказываются поставленными в зависимость от утилитарно понятой рациональности поведения. Принципиальное нормативное ограничение эгоизма обеспечивается основными моральными требованиями и ценностями, которые (независимо от различий в культурно-региональных традициях) по существу направлены именно против эгоизма (см. Декалог, Золотое правило нравственности. Милосердие). Однако помимо этих содержательных императивно-ценностных ограничений мораль обладает и формальными признаками (по-разному выделяемыми, напр., Кантом, Муром, Роулзом), которые исключают эгоизм. Лит.: Кант И. Критика практического разума.— Соч. в б т., т. 4 (1). M., 1965, с. 397—99; МурДж. Принципы этики. M., 1984, с. 164-85; Гоббс Т. Левиафан.— Соч. в 2 т., т. 2. M., 1991, с. 93—98; Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995, с. 106—27, 245—53, 431; Штирнер M. Единственный и его собственность. М., 1994; Hardin R. Morality Within the “Limits” of Reason. Chi.—L, 1988.JP. Г. Апресян
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
dic.academic.ru
Вероятно, каждый человек хотя бы раз в своей жизни слышал в свою сторону, что он эгоист. Мало кто хочет и может признаться себе в собственных эгоистичных побуждениях, даже осознав их, мы находим для себя массу оправданий. Но что же такое эгоизм и так ли уж он плох?
Суммируя и объединяя толкования из различных словарей, можно сделать вывод, что эгоизм – это такое построение собственной жизни, интересов и шкалы ценностей, при которых учитываются преимущественно личные интересы и польза.
Эгоизм часто сравнивают с инстинктом самосохранения, доставшимся нам от природы. Определенные аналогии, действительно, провести можно. Естественное стремление человека к обеспечению себе комфортных и безопасных условий жизни, поддержание здоровья и создание удобства – это отголоски инстинкта самосохранения. И в этом нет ничего плохого или патологического.
Проблема эгоизма начинает проявляться тогда, когда себялюбие и личная корысть начинают переходить рамки разумного предела. Когда собственные интересы становятся выше общественных и семейных проблем, а личные предпочтения решаются за счет и в ущерб другим людям, встает вопрос о превышенном зашкаливающем эгоизме.
Особенно при таком поведении определенного человека страдают личные отношения. Если в паре все решения принимает только одна сторона, исходя из собственных интересов, поведение одного человека направлено лишь на удовлетворение только своих потребностях, то для другой стороны такой положение разрушительно. Эгоизм в отношениях со стороны одного из партнеров часто становится причиной разрыва и распада семьи.
В чем разница эгоизма и эгоцентризма?Если определить эгоиста по его поведению, поступкам и мотивации можно достаточно быстро и просто, то с эгоцентриками все намного сложнее. Разница эгоизма и эгоцентризма в первую очередь заключается в том, что эгоцентрики – часто крайне скрытные люди, интроверты, которые не показывают своих истинных чувств и желаний первому встречному.
Как утверждают психологи, эгоцентризм является крайней формой эгоизма. Эгоцентрики в принципе не воспринимают чужих жизненных позиций либо она их просто не интересует. Окружающий мир может мало интересовать таких людей, они полностью углубляются в собственный внутренний мир. Более того, у них происходит противопоставление собственных интересов мнению и устоям окружающих людей. Для эгоцентрика, как следует из самой формулировки, он сам и есть центр мира.
Нередко эгоцентрики приспосабливаются к жизни в обществе, строят личные отношения, однако их внутренний мир наглухо закрыт даже для самых близких людей. По определению эзотериков эгоизм и эгоцентризм считается низкой ступенью развития души, только жертвуя своими интересами, принимая на себя обязанности и заботу о других, такие люди могут развить в себе более высокий духовный уровень.
Золотая серединаВ философии и психологии существует такое понятие как здоровый эгоизм. Еще в позапрошлом столетии принципы разумного эгоизма сформировал Чернышевский. По его теории нет смысла причинять обиду или вред другому человеку, исходя из того, что лично для себя это не выгодно. Обида и боль, причиненные другому, провоцируют злость и вероятную месть с его стороны. Таким образом, просто невыгодно подвергать угрозе собственные интересы. Безусловно, эта теория немного идеалистична.
Что же означает здоровый эгоизм в нашей обыденной жизни? Как и в других психологических и поведенческих аспектах, опасны ее крайние формы. Если человек не впадает в крайности в достижении своих целей, считается с интересами других людей, но при этом не забывает о собственной выгоде, то такой эгоизм является вполне приемлемой и разумной жизненной позицией.
kak-bog.ru
ЭГОИЗМ (с. 641)
Многие поколения наших соотечественников выросли под благородными лозунгами: «Общественное выше личного», «Жить для других!», «Счастье в том, чтобы отдавать, а не брать»... На этом фоне всякое стремление отдельного человека отстоять свои личные интересы воспринималось подозрительно, как нежелательное антиобщественное поведение. Назвав человека эгоистом, можно было жестоко обидеть, подчеркнув тем самым, что он не таков, как все нормальные порядочные люди, а наоборот—самовлюбленный корыстный отщепенец.
Времена меняются, меняются и нравы. Самый популярный сегодня лозунг: «Каждый за себя, один бог за всех». И как часто бывает при резких переменах в общественном настроении, в сознании почти каждого отдельного человека наступила какая-то сумятица. Какие принципы исповедовать? Самопожертвования и самоотдачи? Но так не проживешь в нынешних непростых условиях и уж наверняка не добьешься ощутимых успехов. Может быть, сосредоточиться на себе, любимом? Но получить от этого полное удовлетворение не удается: мешают глубоко укоренившиеся в сознании (или даже в подсознании) гуманистические принципы. Да и отношения с окружающими складываются не очень гладко и большой радости не приносят: человеку, сосредоточенному на себе, искренней симпатии от других не дождаться.
Особенно беспокоятся родители: как воспитывать своих подрастающих детей? Альтруистами и бессребрениками? Но сможет ли тогда повзрослевший малыш самоутвердиться в условиях жесточайшей конкуренции и хоть чего-то добиться в изнурительной жизненной гонке? Но если он, наоборот, вырастет эгоистом, то не превратится ли в итоге в бездушного манипулятора, которому не только ближние и дальние, но и родные мама с папой нужны, лишь пока полезны? Поэтому неспособность ребенка учитывать интересы окружающих настораживает многих родителей.
Впрочем, родителей можно успокоить. На примере растущего ребенка можно, так сказать, в естественных условиях наблюдать общие законы становления личности, присущие всякому человеку.
Человек приходит в мир с неосознаваемой (сознания еще нет и в помине) установкой: этот мир существует ради него, вращается вокруг его персоны и служит удовлетворению его потребностей. Правда, потребности эти поначалу очень просты: насытиться, поспать, отправить естественные нужды, избавиться от боли и неудобства. Самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность младенец не может, эта обязанность всецело ложится на взрослых. И если они пренебрегут этой обязанностью, малыш попросту погибнет. Вот и прислушиваются мамы и папы, бабушки и дедушки к пока еще нечленораздельным требованиям малыша, спешат их удовлетворить. А как же иначе?
Первые годы жизни проходят под знаком сосредоточенности ребенка на самом себе. Это его естественное состояние, которое не должно внушать опасений. Сетования мамы трехлетнего малыша, что ее ребенок растет эгоистом, - неоправданное преувеличение. Эту стадию в своем развитии проходит любой ребенок. Правда, специалисты избегают слова «эгоизм», предпочитая в данном случае говорить о так называемом эгоцентризме. В психологической трактовке это понятие не содержит никакой моральной оценки, поскольку характеризует не столько уровень нравственности, сколько общую познавательную позицию.
Конечно, сетования старшего поколения на эгоизм молодых - это во многом дань традиции: во все века старшие упрекали младших. Однако сегодня для таких упреков оснований больше, чем обычно. Выросшие в атмосфере комфорта и благополучия, окруженные безотказной заботой родителей, современные молодые люди (и это объективно засвидетельствовано научными исследованиями) в массе своей более эгоистичны, чем их сверстники в былые времена. Какой же вывод из этого следует сделать родителям? Погрузить дитя для его же блага в пучину невзгод и испытаний? Разумеется, нет. Но и противоположной крайности желательно избегать. Ребенок с малых лет должен усвоить, что исполнение его желаний происходит не автоматически, а зависит от множества условий. И, идя навстречу запросам других людей, легче удовлетворить собственные желания.
Но возможно ли в принципе воспитать человека, абсолютно чуждого эгоистичности? Эгоистом принято называть того, кто самого себя любит больше, чем кого бы то ни было, и печется лишь о своих интересах, пренебрегая чужими. Попробуем построить своеобразный нравственный идеал, так сказать, от противного. И перед нами предстанет индивид, преисполненный бескорыстной любви к окружающим, но напрочь лишенный любви к себе. Чужие потребности он с готовностью спешит удовлетворить, а о своих думает в последнюю очередь. А теперь, положа руку на сердце, попытаемся вспомнить, часто ли в реальной жизни доводилось встречать таких людей. Наверное, вспоминать придется долго.
Хотя люди, не любящие себя, - отнюдь не редкость. С детства усвоив абстрактную идею, что любить себя дурно, они сурово искоренили в себе этот «недостаток». Но почему-то именно такие люди не очень приятны в общении, а по большому счету просто опасны для окружающих. Потому что никакой любви к ближним в них обнаружить не удается. Беспощадно требовательные к себе, они столь же суровы к другим, нетерпимы к ошибкам и промахам. Тех, кто безжалостен к самому себе, люди инстинктивно сторонятся, предчувствуя, что иного отношения и им не заслужить.
Недаром библейская заповедь призывает возлюбить ближнего... как самого себя! То есть любовь к себе, даже согласно строгим библейским канонам, — это вовсе не грех, а источник и отправная точка благодатной любви к ближнему.
Единственное затруднение состоит в том, что безусловное соблюдение этой заповеди несовместимо с биологическими законами. Нравится нам это или нет, но эгоизм — неотъемлемая черта всего живого. И если мы будем честны перед собой, то вынуждены признать: ни один из нас не любит всех своих собратьев, как самого себя. Когда сталкиваются противоречивые потребности и интересы, я не вправе ожидать от ближнего, что мои интересы он примет так же близко к сердцу, как свои собственные. Если допустить крайний случай: предстоит решить, чью жизнь сохранить — его или мою, я (возможно, не без колебаний и внутренних терзаний) выберу свою. Конечно, бывают и исключения — почти всякий родитель готов умереть ради спасения своего дитя. Но такого рода поступки не могут служить эталоном поведения, распространяющимся на всех окружающих.
Поэтому не будем лицемерить. Самообман порождает лишь ощущение неполноценности и чувство вины от того, что мы не на высоте провозглашенных принципов. Любовь к себе - естественное, биологически предопределенное свойство. Человек, утративший это свойство, становится в каком-то смысле ущербным. И именно в этом смысле можно говорить об ущербности эгоиста, который, как на поверку оказывается, не умеет себя любить и собственные интересы отстаивает грубо и неэффективно.
Тысячелетиями эгоизм был основой эволюции. Первоначально простейшие формы жизни типа единичных и полностью независимых клеток были подвластны закону естественного отбора. Клетки, неспособные себя защитить, быстро прекращали существование. Но было столь же естественно, что такой чистый «эгоизм» приводит к опасным столкновениям, поскольку выгода одного организма достигается в ущерб другому. И некоторая степень альтруизма возникла как более высокая ступень эволюции. Одноклеточные начали объединяться в более сильные и сложные многоклеточные организмы. Клетки отказались от независимости и специализировались, взяв на себя функции защиты, питания, перемещения в пространстве. При этом жизнеспособность целого значительно возросла, увеличив тем самым благополучие составляющих его единиц.
Точно так же и люди сформировали пруппы взаимного сотрудничества и страховки — семьи, племена и нации, в которых «альтруистический эгоизм» служит ключом к благополучию.
Так и в своем индивидуальном развитии человек первоначально сознает лишь самого себя, и только впоследствии, благодаря развитию мысли, начинает понимать, что между ним и ему подобными существует более или менее тесная связь, способствующая его собственному благополучию. Таким образом, чувство солидарности не является изначальным инстинктом, как себялюбие, а стало лишь позднейшим приобретением, как в истории человеческого рода, так и в жизни отдельного человека. Альтруизм вовсе не противоположен эгоизму, а только его углубление и расширение. Человек доходит до идеального понятия о солидарности так же, как он дошел до практической мысли об устройстве общественных учреждений, то есть после того, как он понял, что они ему полезны.
Тот, кого мы называем эгоистом, полноценного понимания этой истины просто не достиг. Он подобен неприкаянной клетке, которая тянет все жизненные соки на себя и рано или поздно отторгается организмом.
Канадский физиолог Ганс Селье, ювестныш своим учением о стрессе, является также создателем философской концепции альтруистического эгоизма. По мнению Селье, благородную, но нежизненную заповедь «Возлюби ближнего как себя самого» следует заменить лозунгом «Заслужи любовь ближнего». Никто не может пользоваться жизненными благами, сам собой ничего не представляя и не составляя никакого интереса и пользы для других людей. Лишь тот человек, который сумел чего-то добиться в жизни, заслуживает подлинного самоуважения и любви окружающих, поскольку его достижения так или иначе приносят какую-то пользу людям. Понимая, что люди ценят его вклад в общее благополучие, человек может искренне любить себя, не мучаясь угрызениями совести. А его любовь к ближнему и выражается в тех реальных делах, которые позволяют ему благоденствовать самому и не могут не нести блага другим.
И не стоит рассуждать о преимуществах альтруизма или эгоизма. В нормальном человеке эти свойства неразрывно слиты, как инь и ян, как две стороны одной монеты. Разумное сочетание этих противоречивых, но взаимозависимых черт и есть основа душевного благополучия.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
psychology.academic.ru
Вспомните, вы слышали когда-нибудь такие слова: «Какой же ты эгоист! Как ты можешь так поступать!» Да, слово эгоист употребляется в будничной жизни, как порицание, близкое к ругательству. Это же очень плохо – ставить свои интересы выше чужих, считать себя лучше, чем всех окружающих. Конечно, это плохо, но давайте разберемся, что такое эгоизм.
В переводе с латинского «эго» означает «я», отсюда и понятие «эгоист». Принцип эгоизма еще во времена просвещения был признан как причина причин и начало всех начал в человеческой активности, как двигатель человеческого развития, прогресса. Если бы древний человек не хотел согреть себя любимого, сшил бы он одежду из шкуры тигра? Если бы не любовался своим изображением, стал бы писать гениальные художественные полотна? В 18 веке ученые уже смогли понять. Что это за чувство и сформулировали теорию разумного эгоизма. В таком понимании это очень полезное качество как для каждого в отдельности индивидуума, так и для общества в целом.
Французские мыслители, определяя, кто такой эгоист, отводили этому человеческому качеству ведущую мировую роль. И в основном они были правы. Заботясь о себе лично, человек изобретает, творит, учит, летит в космос, погружается на дно океанов… А еще рожает и воспитывает детей, выполняя свое основное предназначение. Продолжение рода – разве не забота о себе, разве это не эгоизм? В этом и заключается основная проблема эгоизма: двойственность понятия. В современном обществе это понятие трансформировалось. Сейчас эгоизм считается поведением, которое нацелено полностью на извлечение пользы для самого себя и никак не учитывает интересы других. И это граничит с непорядочностью, с унижением чужого достоинства. Антонимом понятия эгоизм считается альтруизм. Если разбираться досконально, то те проявления, которые называют эгоизмом, лучше назвать хамством, жестокостью, грубостью.
elhow.ru