Находясь в обществе, каждый человек выбирает себе компанию в зависимости от различных факторов. Одни люди больше обращают внимание на внешность и манеры, другие – на характер и богатство внутреннего мира, третьи выбирают исключительно по интеллекту, четвертые – с учётом благосостояния человека и так далее.
Учитывая вся вышесказанное, в общей сложности формируется комплексное мнение о человеке, которого мы выбираем для своего круга общения. Но все эти признаки не являются характерными для настоящего человека.
Определение настоящего человека, личности даются исключительно по его внутренним качествам, поступкам и действиям по отношению к другим людям и в конкретных конфликтных ситуациях.
Так какого человека можно назвать человеком настоящим? Как сделать вывод, действительно ли перед вами настоящий человек в моральном, разумеется, плане.
Конечно же, в статье речь пойдёт о понятии «человек» с социальной и моральной стороны, а не в биологическом плане.
С этой стороны человек является социально-биологическим существом, которое воплощает высшую ступень развития форм жизни, существующих на земле, и является субъектом общественно-исторической деятельности и социального взаимодействия. С биологической точки зрения на самой верхней ступени эволюции и пищевой цепочки находится человек. Кто это с точки зрения социологии и психологии, необходимо определять согласно конкретным признакам.
В психологии понятие «человек» является наиболее обширным и общим, объединяющим множество других понятий, которые разнятся согласно тем самым определяющим их факторам.
Основополагающими характеристиками человека являются:
В социуме мы часто используем этот термин, говоря о человеке как о личности и его персональных качествах, а не как о биологическом субъекте. К примеру, когда мы говорим, что кто-то без промедления бросился на помощь женщине - вот это настоящий человек. А знаем ли мы, какого человека можно назвать человеком за его поступки?
Отдельного человека, который представляет собой, грубо говоря, набор персональных качеств и определенной точки зрения на вещи от рождения и до смерти, называют индивидом.
То есть, каждый отдельно взятый человек является индивидом. Это по своей сути понятия-синонимы.
А вот понятие личность является более узким. Личность можно охарактеризовать как индивида, который, прежде всего, наделен сознанием, способен к обучению и познанию, переживаниям, изменению окружающего мира и который постоянно находится во взаимодействии с ним и другими личностями.
Главное отличие человека от личности - это то, что личностью становятся не от рождения. В течение всей жизни человек набирается жизненного опыта и мудрости, который приходит с необходимостью решать ежедневные задачи и конфликтные ситуации. Чем больше таких ситуаций, в которых человеку нужно выходить из своей зоны комфорта, привычного состояния и адаптироваться, тем быстрее в человеке развивается та самая личность, индивидуальность, персональное мнение и многое другое.
Исходя из этого можно выделить набор признаков, которые внесут ясность в вопрос, какого человека можно назвать личностью. Существует несколько базовых параметров, определяющих человека как личность. Они приведены ниже.
Разумеется, мысли и поступки человека не существуют отдельно. Всё взаимосвязано и образует целостный набор. То есть в процессе развития каждая отдельная составляющая, которую можно было бы выделить, прогрессирует или регрессирует совместно со всем остальным. И все изменения происходят с изменением взаимосвязей компонентов личности, а не самих этих характеристик. А самое главное, что каждая их характеристика образуется в результате интегрирования трех сфер развития человека – биологической, социальной и духовной.
Каждый человек постоянно находится в процессе развития и не прекращает развиваться до самой смерти. Конечно же, для каждого этот процесс происходит по-разному. Невозможно найти два абсолютно одинаковых в развитии человека. Даже близнецы, несмотря на внешнее сходство, кровное родство и нахождение в одном кругу общения будут развиваться схожим образом, при этом оставаясь уникальными личностями. Уникальные поступки дают возможность проводить анализ, какого человека можно назвать человеком и справедливы ли эти суждения.
На фото человек, спасающий своего пса от мучительных болей. У собаки диагностирована тяжелая болезнь суставов, из-за чего она совсем не спит. А когда хозяин заносит её в озеро, вода уменьшает боли, благодаря чему собака может хотя бы немного поспать. Это ли не поступок настоящего человека? Та самая человечность.
Этот признак можно описать следующим образом. Каждый человек имеет собственное «я». Его поступки зависят от влияния внутренних и внешних факторов. При этом ввиду данного признака в любой ситуации человек сделает определенный поступок невзирая на привычки. Эти влияющие факторы являются своего рода мотивацией, побуждением человека на определенное действие, в чем и проявляется активность.
Каждый человек как личность способен к самовыражению. Тут можно рассматривать, образно говоря, две стороны медали: одна - это внешнее существование, то есть вид, повадки, всё то, что другие люди могут увидеть, услышать, почувствовать с помощью органов чувств, а вторая – это внутренняя сторона, та, которую другие люди могут осознать, понять и принять, либо нет. То есть тут уже не будет восприниматься внешний вид человека. Важно будет не то, как он говорит или делает, а то, что именно он говорит и делает, к примеру. Этот признак всё ближе подводит нас к ответу на вопрос, какого человека можно назвать человеком.
Личность никогда не будет завершенной. Это еще один её признак, перетекающий в способность к саморазвитию. Незавершенность как раз таки и толкает личность на постоянное развитие. Человек постоянно учится чему-то новому, это происходит на каждом этапе его жизни, практически ежедневно. И речь идёт не только о приобретении каких-либо физических навыков, а и о внутреннем развитии, конечно же. И сам человек регулирует эти процессы, сознательно и даже несознательно.
Разумеется, применяя фразу «это был какой-то нечеловеческий поступок», мы имеем в виду, что человек проявил себя с плохой стороны, поступил не должным образом, не так, как заведено в обществе так называемыми неписаными законами. Об этом также можно рассуждать долго, ведь все мы знаем о том, что существуют «правильные» и «неправильные» поступки, по которым и даётся оценка, насколько человек является настоящим человеком. И каждый из нас хоть раз в жизни давал другим оценку с этой точки зрения.
Настоящий человек – кто это? Есть «ненастоящие» люди? Конечно, нет. Речь идёт о моральных принципах и о поступках, в которых эти принципы находят своё выражение.
По мнению большинства людей настоящий человек будет тактичным и душевным. Такой человек должен уметь слушать и убеждать людей в правильности или неправильности их решений. Быть искренним и открытым, самоотверженным.
Если спросить у детей: настоящий человек – какой он, дети скажут, что это добрый, нежадный человек, который готов всегда помогать и поддерживать. И это все будет правильно, поскольку такие качества должны быть присущи каждому.
fb.ru
Как говорил Антон Павлович Чехов: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и помыслы, и душа». Он точно знал, что значит быть человеком с большой буквы, и призывал всех становиться людьми. Но его время давно остановилось, прошло уже не одно десятилетие, и сегодня каждый понимает это выражение по-своему.
Как пример, можно привести тематическое сочинение: «Что значит быть человеком», в котором описаны самые распространенные отличительные черты.
«Человек – это призвание. А все потому, что в настоящем человеке гармонично собраны такие качества, как искренность, честность, смелость, доброта. Таких людей легко можно узнать в толпе. Они словно излучают сострадание и добродушие. Тот, кто зовет себя "человек", никогда не откажет в помощи, всегда выступит за правое дело и никого не осудит. Он будет ко всем одинаково относится и никогда никого не унизит. И если меня спросят «Что значит быть человеком?» я сразу отвечу, что быть человеком, это означает дарить окружающим счастье, жить с чистой совестью и обладать только положительными свойствами характера».
По заданному вопросу школьники пишут сочинения, начиная с младшей школы. И в большинстве своем такие сочинения являются лишь перечислением положительных черт характера. Причем настолько положительных, что они создают некий идеальный образ, которого никогда не существовало и не будет существовать. И если в 4-м классе ребенок, перечислив положительные черты характера человека, определенно владеет хорошей смекалкой, то в 11-м классе такого формата сочинения не получат столь лестных отзывов.
И не потому, что качества личности не важны для человека, а потому, что необходимо понимание некоторых аспектов.
В работах Аристотеля, есть один интересный трактат под названием «Принцип золотой середины». Его основная суть достаточно прозаична: между двумя противоположными чертами характера есть «золотая середина», которая является добродетелью.
Каждый человек – это личность со своим темпераментом и чертами характера. Кто-то вспыльчив, кто-то неэмоционален. Кто-то готов пожертвовать всем ради человечества, а кто-то заботится только о себе. Кто-то настолько щедрый, что готов поделиться последней рубашкой, а кто-то скуп до крайности. Подобных двойственностей можно привести очень много, и если они встречаются в чистом виде, то это определенно плохо и недостойно человека. Тогда каким должен быть человек? Да, он должен быть отзывчивым, но в то же время знать себе цену. Не пренебрегать собой и своими стремлениями, но и не ущемлять достоинства окружающих. Человек – это значимая личность, вне зависимости от его социального статуса.
Итак, что значит быть значимым человеком? Здесь все просто: значимый человек - это тот, который нужен и важен. Как ни парадоксально, но каждый, живущий в обществе, стремится быть значимым и признанным. Но чтобы быть настоящим человеком, не нужно обладать огромными финансовыми возможностями. Индивид вправе испытывать чувства негодования и раздражения, ему позволено совершать безумные поступки. Вот что значит быть человеком. И значимость человека от того, что он испытывает разнообразный спектр чувств, не преуменьшается. Наоборот, это делает его более искренним. А это не такая уж и плохая черта, которая характеризует то, каким должен быть человек.
На этом обзор истинных человеческих качеств не заканчивается. На вопрос «Что значит быть человеком?» в свое время ответил Дзюнсей Терасава, странствующий буддистский монах. Он долго исследовал историю возникновения религий и цивилизации в целом. И постепенно пришел к выводу, что в основе всех религий мира лежат почитание и уважение.
А в древности, как известно, почитали не царей, императоров и диктаторов, а героев. На них всегда равнялись и поддерживали их. За героем шли, вместе с ним погибали, о нем слагали легенды и всегда помнили. Герои прошлого не страшились смерти или потерь материальных ценностей, они обладали безграничным сознанием, ощущая себя частью вселенной. Никто не был рожден героем, ими становились постепенно, воспитывая в себе не только общие человеческие качества, но и умение быть счастливыми, ведь именно это и привлекало людей.
Теперь сочинение «Что значит быть человеком» может зазвучать по-другому. Конечно, можно описать его как идеального представителя рода Homo Sapiens, но если брать во внимание учение Аристотеля и предположить, что в каждом есть отрицательные черты характера, то это нецелесообразно. Поэтому пример будет таким:
«Я не знаю, что значит быть человеком. В мире существует слишком много условностей, которым люди должны соответствовать и, желая быть принятыми в обществе, мы соответствуем этим правилам. Ежедневно надеваем маски добропорядочных граждан и окунаемся в пучину серых будней. А вечером, когда маски сняты, каждый погружается в себя и пытается понять, кто он такой и кем является. Не думаю, что это существо можно описать словом «человек».
Я думаю, быть человеком – это значит быть собой в любой жизненной ситуации. Человек не всегда и во всем должен быть идеальным, он может грустить и переживать. То что делает человека человеком, - это не соответствие идеальному типажу, а умение чувствовать и понимать чужую боль. И еще человек должен уметь находить счастье в мелочах. Вот и все.
Точно так же, как и героями, хорошими людьми становятся постепенно. Но если уж человек и превратился в того, кого можно назвать таким словом с большой буквы, то он определенно станет чьим-то героем. По-другому и быть не может».
И как итог, можно сказать следующее. Человек – это тот, кто умеет сопереживать и поддерживать, не стесняется своих настоящих чувств и всегда найдет причину для доброй и искренней улыбки. Именно такими были когда-то герои, и быть похожими на них - значит быть человеком.
www.syl.ru
Разделы: Внеклассная работа
Цели:
Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.
Зрительный ряд: слайды Приложение.
Классный час сейчас начнём И беседу поведём О словах о важных, Дорогих, отважных, Трудовых и строгих, Скромных и убогих.
– Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?
Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)
– Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.
– Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я – человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)
– Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? ( о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).
– То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком). Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.
Достаётся недёшево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Этой мерой измерятся Все земные труды. Может, вырастил деревце В своём городе ты? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее – Хорошеть самому!
– Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.
– Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.
1 уч-ся:
Поди узнай, поди пойми, Что стало с парнем лет восьми? Он всех в один несчастный день Чуть не довёл до слёз. Его зовут – стоит, как пень, Как будто в землю врос.
2 уч-ся:
Смотри, не пей сырой воды, Советует сосед. Один стакан, потом другой Андрюша пьёт в ответ. Поди узнай, поди пойми, Что стало с парнем лет восьми?
3 уч-ся:
Придёшь обедать к 3 часам, – Ему сказала мать. Он пробурчал: – я знаю сам, А сам явился в 5. Ну что с тобой, Андрюшенька? И сын признался ей: – Когда я вас не слушаюсь, То выгляжу взрослей.
– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?
Дети: Нет.
(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким, как Андрюшка?
Дети: Егор, будь человеком!
– Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).
Слайд 1 – Итак, правила вежливости, прочитаем хором.
– Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?
4 уч-ся:
Синенькая юбочка, ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все. Девочки на празднике соберутся в круг. Как танцует Любочка! Лучше всех подруг! Кружится и юбочка, и ленточка в косе. Все глядят на Любочку, радуются все. Но если к этой Любочке вы придёте в дом, Там вы эту девочку узнаете с трудом. Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу: – У меня уроков много, я за хлебом не пойду! Едет Любочка в трамвае – она билета не берёт. Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд. Говорит она толкаясь: – Фу! Какая теснота! Говорит она старушке: – Это детские места. – Ну, садись, – вздыхает та. Синенькая юбочка, ленточка в косе. Вот какая Любочка во всей своей красе. Случается, что девочки бывают очень грубыми, Хотя необязательно они зовутся Любами. – Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?
Дети: Нет.
(встаёт уч-ся и говорит): Может мне быть таким, как Любочка?
Дети: Егор, будь человеком.
– Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).
Слайд 2: – Прочитаем хором, запомним и будем такими же.
– Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека – это значит:
– А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.
Игра «Словарь волшебных слов».
– Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).
– Прочитаем хором. Слайд 3
– Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?
Дети: Нет.
(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким человеком?
Дети: Егор, будь вежливым человеком.
– Скажите, вежливый человек может быть злым?
Дети: Нет.
– Почему? (ответы уч-ся).
– Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.
5 уч-ся:
Добрым быть совсем-совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
6 уч-ся:
Землю обогнули тоненькие нити Нити параллелей и зелёных рек. Протяните руку, руку протяните Надо, чтобы в дружбу верил человек. Обогрейте словом, обласкайте взглядом, От хорошей шутки даже тает снег. Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и весёлым хмурый человек. – Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?
Дети: Нет.
(встаёт уч-ся и говорит): – А может мне быть таким?
Дети: Егор, будь добрым человеком.
Слайд 4:
Исполняется песня «Улыбка».
– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.
7 уч-ся:
Добрые люди, ничто нас не остудит, И не захлопнуть распахнутых дверей. Добрыми будем, и мир добрее будет, Добрыми будем, и будет жизнь добрей. Совершите чудо, руку протяните. Надо, чтобы в дружбу верил человек. Это так чудесно, если с вами рядом Улыбнулся незнакомый хмурый человек.
– Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.
– Ребята, что посоветуем Егору? Надо ли брать пример с человека, у которого в душе грубость, эгоизм, злость, недоверие к людям? (нет; мы думаем, что он встанет на правильный путь и сделает верный выбор).
– А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Работаем в паре.
Игра «Вежливо-невежливо».
– Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)
– Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)
– Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)
– Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)
– Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка Слайд 5.
– А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)
– Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.
8 уч-ся:
Куда подует ветер, туда и облака. По руслу протекает послушная река. Но ты человек, ты сильный и смелый. Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой. Пойми, не бывает дороги простой. Теперь не доверяют как прежде чудесам. На чудо не надейся, судьбой командуй сам.
– В удушье городов в наш беспокойный век Почувствовать дыхание природы Способен настоящий человек, Влюблённый в состояние свободы. Настоящий человек деньгами не богат, Он в них кумира видеть не умеет. Сокровища души – его бесценный клад, Который никогда не оскудеет. Настоящий человек умеет отдавать И оттого становится богаче. Настоящий человек не станет унывать, Решая в жизни сложные задачи. Настоящий человек лишь добрые дела творит, Отвергнув мелочные страсти. Настоящий человек не может делать зла. И потому я всем желаю счастья.
– Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. Слайд 6 (небольшая беседа о выборе).
– Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.
Слайд 7:
– Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Что значит быть настоящим человеком
Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», созданный писателем в 1956 году, — это невероятно грустная и трогательная история жизни простого русского шофера Андрея Соколова. Этому мужчине пришлось пройти через множество суровых испытаний, в результате чего его сердце «закаменело от горя», а глаза наполнились такой «неизбывной смертной тоской», что в них даже трудно было смотреть. Но, несмотря на все это, душа главного героя не ожесточилась, а осталась открытой для сострадания и сочувствия.
Андрей Соколов — это человек с трагической судьбой. Его родители и сестра умерли от голода еще тогда, когда герой был совсем молод, поэтому он рано остался сиротой. Позже, во время войны, при бомбежке погибла любимая жена мужчины Ирина вместе с двумя дочерьми, а сына Андрея Соколова застрелил немецкий снайпер «аккурат» в День Победы. Сам герой несколько лет был в плену у немцев и познал все страдания и унижения лагерной жизни. Но всегда из всех даже самых тяжелых ситуаций этот человек выходил с достоинством и честью.
Солдат Соколов был предан своей Родине, умел бесстрашно «глянуть в дырку пистолета», никогда не выдавал своих товарищей и делился с ними всем, что было у него самого. Так, один раз в лагере комендант Мюллер помиловал Андрея за его храбрость, поскольку мужчина даже под угрозой расстрела отказался пить водку «за победу немецкого оружия» и закусывать вражеской «подачкой». Немцы не просто не стали убивать пленного, но и дали ему с собой буханку хлеба и кусок сала. Единственное чего боялся мужчина, уходя из комендантской, так это выстрела в спину, поскольку тогда он бы не смог донести «этих харчей» своим товарищам. А позже, уже в своем бараке, пленники «суровой ниткой» резали хлеб и сало на равные части.
Как бы ни было тяжело Андрею на войне и в жизни, он всегда проявлял «несгибаемую волю», никогда не жаловался и не сдавался. Он считал, что человек должен быть способен «все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Именно поэтому, вернувшись из плена и узнав о гибели жены и дочек, герой, несмотря на боль, заставившую его сердце сильно сжаться, смог найти в себе силы жить дальше ради сына. И даже потом, когда в День Победы в «чужой немецкой земле» пришлось ему похоронить «последнюю свою радость и надежду», Андрей Соколов не замыкается в своем горе. Мужчина находит новый смысл жизни в лице осиротевшего после войны мальчика Ванюшки, и решает стать отцом этому ребенку.
На примере Андрея Соколова мы видим, что в душе настоящего человека сокрыты огромные резервы жизненной силы и неисчерпаемые запасы доброты, щедрости и сострадания. Это позволяет ему всегда быть выше тех обстоятельств, которые направлены против него, и находить достойный выход из любой ситуации.
см. также:Другие сочинения по произведению Судьба человека, Шолохов
Характеристики главных героев произведения Судьба человека, Шолохов
Краткое содержание Судьба человека, Шолохов
Краткая биография Михаила Шолохова
www.sdamna5.ru
Где-то в дебрях, кущах или чащах, Вышедший из мифов и былин, Есть один "Мужчина Настоящий" - Муж, отец и добрый семьянин.
От него не пахнет табачищем, Он всегда опрятен и не мят, Свеж, с утра до вечера начищен И глаза уверенность лучат.
Он домой приносит миллионы, Но в быту совсем неприхотлив: Макароны - значит, макароны… И не надо никаких подлив!
Он молчит, пока его не спросят, Но понятлив, как не знаю кто - Шкаф откроет , взглянет и приносит В тон перчаткам сумку и манто.
Он детей воспитывает взглядом, И не пьёт, "как этот", никогда. Женщина, которая с ним рядом, От него услышит только "да".
Память тренированная очень - Помнит всё, что куплено, и где, Знает все размеры (без листочка!!!), Дни рожденья тёщи и тэдэ.
И, не смея даже сомневаться, Принимает он спокойно весть, Что сегодня дважды два - семнадцать, Хоть вчера и было только шесть…
Утром, сделав кофе и зарядку, Принеся цветы и бутерброд, Гвоздь возьмёт, да хоть "пятидесятку", И, на радость женщине, забьёт!
И, вообще, когда чего в округе Надо залудить иль там извлечь - У него всегда прямые руки И растут они из крепких плеч.
И заместо пива с мужиками И лежанья с пультом на боку, Чинит он розетки с утюгами И обои клеит по свистку.
У него стальная поясница И такая сила - просто страх! Любит он, как безлошадный рыцарь, Погулять с женою на руках. - - - И живёт он, весь такой надёжный, Как железный , без изгибов, лом, Олицетворяя всё, что можно, И служа примером с маяком!
А вокруг - кряхтя, с отбитым пальцем, Страшно от героя далеки, Надрывая спину, матерятся, На него равняясь, мужики… как то так
qna.center
Как говорил Антон Павлович Чехов: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и помыслы, и душа». Он точно знал, что значит быть человеком с большой буквы, и призывал всех становиться людьми. Но его время давно остановилось, прошло уже не одно десятилетие, и сегодня каждый понимает это выражение по-своему.
Как пример, можно привести тематическое сочинение: «Что значит быть человеком», в котором описаны самые распространенные отличительные черты.
«Человек – это призвание. А все потому, что в настоящем человеке гармонично собраны такие качества, как искренность, честность, смелость, доброта. Таких людей легко можно узнать в толпе. Они словно излучают сострадание и добродушие. Тот, кто зовет себя "человек", никогда не откажет в помощи, всегда выступит за правое дело и никого не осудит. Он будет ко всем одинаково относится и никогда никого не унизит. И если меня спросят «Что значит быть человеком?» я сразу отвечу, что быть человеком, это означает дарить окружающим счастье, жить с чистой совестью и обладать только положительными свойствами характера».
По заданному вопросу школьники пишут сочинения, начиная с младшей школы. И в большинстве своем такие сочинения являются лишь перечислением положительных черт характера. Причем настолько положительных, что они создают некий идеальный образ, которого никогда не существовало и не будет существовать. И если в 4-м классе ребенок, перечислив положительные черты характера человека, определенно владеет хорошей смекалкой, то в 11-м классе такого формата сочинения не получат столь лестных отзывов.
И не потому, что качества личности не важны для человека, а потому, что необходимо понимание некоторых аспектов.
В работах Аристотеля, есть один интересный трактат под названием «Принцип золотой середины». Его основная суть достаточно прозаична: между двумя противоположными чертами характера есть «золотая середина», которая является добродетелью.
Каждый человек – это личность со своим темпераментом и чертами характера. Кто-то вспыльчив, кто-то неэмоционален. Кто-то готов пожертвовать всем ради человечества, а кто-то заботится только о себе. Кто-то настолько щедрый, что готов поделиться последней рубашкой, а кто-то скуп до крайности. Подобных двойственностей можно привести очень много, и если они встречаются в чистом виде, то это определенно плохо и недостойно человека. Тогда каким должен быть человек? Да, он должен быть отзывчивым, но в то же время знать себе цену. Не пренебрегать собой и своими стремлениями, но и не ущемлять достоинства окружающих. Человек – это значимая личность, вне зависимости от его социального статуса.
Итак, что значит быть значимым человеком? Здесь все просто: значимый человек - это тот, который нужен и важен. Как ни парадоксально, но каждый, живущий в обществе, стремится быть значимым и признанным. Но чтобы быть настоящим человеком, не нужно обладать огромными финансовыми возможностями. Индивид вправе испытывать чувства негодования и раздражения, ему позволено совершать безумные поступки. Вот что значит быть человеком. И значимость человека от того, что он испытывает разнообразный спектр чувств, не преуменьшается. Наоборот, это делает его более искренним. А это не такая уж и плохая черта, которая характеризует то, каким должен быть человек.
На этом обзор истинных человеческих качеств не заканчивается. На вопрос «Что значит быть человеком?» в свое время ответил Дзюнсей Терасава, странствующий буддистский монах. Он долго исследовал историю возникновения религий и цивилизации в целом. И постепенно пришел к выводу, что в основе всех религий мира лежат почитание и уважение.
А в древности, как известно, почитали не царей, императоров и диктаторов, а героев. На них всегда равнялись и поддерживали их. За героем шли, вместе с ним погибали, о нем слагали легенды и всегда помнили. Герои прошлого не страшились смерти или потерь материальных ценностей, они обладали безграничным сознанием, ощущая себя частью вселенной. Никто не был рожден героем, ими становились постепенно, воспитывая в себе не только общие человеческие качества, но и умение быть счастливыми, ведь именно это и привлекало людей.
Теперь сочинение «Что значит быть человеком» может зазвучать по-другому. Конечно, можно описать его как идеального представителя рода Homo Sapiens, но если брать во внимание учение Аристотеля и предположить, что в каждом есть отрицательные черты характера, то это нецелесообразно. Поэтому пример будет таким:
«Я не знаю, что значит быть человеком. В мире существует слишком много условностей, которым люди должны соответствовать и, желая быть принятыми в обществе, мы соответствуем этим правилам. Ежедневно надеваем маски добропорядочных граждан и окунаемся в пучину серых будней. А вечером, когда маски сняты, каждый погружается в себя и пытается понять, кто он такой и кем является. Не думаю, что это существо можно описать словом «человек».
Я думаю, быть человеком – это значит быть собой в любой жизненной ситуации. Человек не всегда и во всем должен быть идеальным, он может грустить и переживать. То что делает человека человеком, - это не соответствие идеальному типажу, а умение чувствовать и понимать чужую боль. И еще человек должен уметь находить счастье в мелочах. Вот и все.
Точно так же, как и героями, хорошими людьми становятся постепенно. Но если уж человек и превратился в того, кого можно назвать таким словом с большой буквы, то он определенно станет чьим-то героем. По-другому и быть не может».
И как итог, можно сказать следующее. Человек – это тот, кто умеет сопереживать и поддерживать, не стесняется своих настоящих чувств и всегда найдет причину для доброй и искренней улыбки. Именно такими были когда-то герои, и быть похожими на них - значит быть человеком.
Источник
www.obovsyom.ru
На уроке литературного чтения после изучения рассказа Сухомлинского В.А. " Обыкновенный человек" в 4 классе детям предлагается написать сочинение - рассуждение "Что значит быть человеком?"
Приведем примерные тексты коротких сочинений которые можно использовать и в качестве эссе на тему "что значит быть человеком"
Что значит быть человеком? Мы очень часто слышим:
"Человек - это звучит гордо"
"Человек с большой буквы".
А что это означает? Для меня слово "человек" проявляется в его поступках. Ведь настоящий человек всегда должен прийти на помощь, тем, кто в ней нуждается, не думая о себе, своей жизни. И таких людей у нас в стране очень много.
Это обычные прохожие, которые не растерялись и спасли утопающего человека и Герои, которые спасают каждый день жизни людей, детей, которые из огня выносят своих братьев и сестер. Я очень хочу, чтобы таких людей было побольше, чтобы у каждого человека была ответственность не только за себя, но и за других людей.
Будьте добрее друг к другу. И вы будете по праву называться "человеком с большой буквы!"
***
Настоящий человек - это человек, готовый пожертвовать своей жизнью ради другого. Это человек, у которого есть сердце и душа. Даже если кто то делает в жизни ошибки, настоящий человек обязательно их поймет и исправит. Быть человеком - это значит быть готовым прийти на помощь любому.
***
Быть человеком - значит быть добрым, отзывчивым, помогать людям. Быть спокойным и не жадным, внимательным и честным.
Например, настоящий человек никогда не пройдет мимо бабушки, у которой порвался пакет, и из него высыпались продукты. Каждый должен быть готовым прийти на помощь даже незнакомому человеку, ведь каждый из нас хочет, что бы рядом были всегда только добрые люди.
***
Быть человеком, значит делать человечные поступки. Думать не только о себе, но и о мире, который окружает тебя. Даже если ты попал в беду, не надо думать, что все должны бежать к тебе на помощь, так поступают только эгоисты. А эгоист - это не человек. Люди, будьте добры к окружающему вас миру, думайте не только о себе, помогайте другим, и тогда вам тоже обязательно помогут!
***
В понятие "быть человеком" каждый вкладывает свое значение. Именно это влияет на действия и поступки.
В моем понимании "быть человеком" - это , прежде всего, быть личностью со своим мнением, своими интересами, своим смыслом жизни. Личность становятся в процессе обучения, воспитания, в процессе общения с другими людьми. Недостаточно человеку быть умным и воспитанным, он должен быть трудолюбивым, честным, сострадающим, готовым прийти на помощь. Он с уважением должен относится ко всему живому. Человек должен любить свою страну и беречь ее.
Только каждый сам может решить быть ему человеком или быть существом, похожим на него.
***
Человек это не должность и не профессия. Быть человеком это достойно существовать в этом мире. Делать добро людям и никогда их не обманывать. Быть вежливым и добрым. Настоящий человек - это друг, способный прийти на помощь, освободить из беды и не завидовать. Хороший человек будет примером для детей. Человек должен помогать не только своей семье, но и заботиться о других людях.
***
Быть человеком означает быть воспитанным, ответственным, порядочным. У каждого человека свои правила, принципы и нормы поведения. Но, настоящий человек, умеет держать свое обещание, значит он ответственный. Быть воспитанным, значит знать, как вести себя в обществе, знать как делать можно, а как делать нельзя. То есть быть порядочным. Многие считают себя ответственными, воспитанными и порядочными, но на самом деле это не так. Человек должен обладать знаниями об этих качествах, значит он, должен быть еще и умным.
***
В понятие "человек" заложен глубокий смысл. Быть человеком - это не только есть, спать, ходить, лежать. Я думаю, что настоящий человек - это хороший друг, способный всегда прийти на помощь.
Настоящий человек должен хорошо относится не только к себе, но и к другим людям. Мне очень нравится утверждение известного педагога В. Сухомлинского: "Ты рожден человеком, но Человеком должен стать" Стать настоящим человеком нелегко, потому что мы живем в непростом мире, где деньги и забота о своем благосостоянии делают людей жестокими и равнодушными.
Я считаю. что быть человеком - это бороться со злом, быть трудолюбивым, быть за все в ответе, уметь любить и прощать.
Эссе "Что значит быть человеком"
Человек относится к отряду млекопитающих, но в отличии от животных имеет совесть, человек умный, добрый, отзывчивый, уважает своих предков.
***
Быть человеком это значит грустить, радоваться, учиться и работать, быть добрым, отзывчивым, уставать, а потом отдыхать, ходить и бегать, растить и заботиться о детях, строить дома, сажать деревья, что бы жизнь стала лучше.
ucthat-v-skole.ru