самоопределение личности. Что такое самоопределение личности


самоопределение личности - это... Что такое самоопределение личности?

 самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

самоопределение личности

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • самоопределение коллективное
  • самоосмысление

Смотреть что такое "самоопределение личности" в других словарях:

  • Самоопределение личности — абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. При этом самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Самоопределение личности — процесс поиска личностью своего места в системе общественных отношений; выражается в стремлении иметь собственное мировоззрение и отсюда свою позицию по отношению к тому или иному вопросу, в умении простраивать межличностные отношения с другими… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни …   Педагогический словарь

  • Самоопределение личности — Сознательный выбор и утверждение личностью своей жизненной позиции в принципиально значимых ситуациях …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. С. л. образ существования, стиль жизни, решение возникающих задач и т.д. В.А. Петровский …   Психологический лексикон

  • самоопределение личности в группе — избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредствующих факторов оценок, убеждений, идеалов, групповых …   Большая психологическая энциклопедия

  • Самоопределение личности в группе — избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредствующих факторов оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т.п. С …   Психологический лексикон

  • самоопределение —    САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524)    Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… …   Большая психологическая энциклопедия

  • самоопределение коллективное — особая форма самоопределения личности избирательное отношение к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии индивидом одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов оценок, убеждений, идеалов,… …   Большая психологическая энциклопедия

psychology.academic.ru

Самоопределение личности - это... Что такое Самоопределение личности?

— абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. При этом самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой базово-стилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни.

Это обусловлено тем, что самоопределение напрямую зависит от таких устойчивых личностных характеристик как локус контроля, ответственность, поленезависимость. С точки зрения оценки индивидуальной способности к самоопределению весьма показательны эксперименты С. Милграма по изучению конформности. Сама общая схема этих экспериментов — отсутствие четких поведенческих норм (с одной стороны — согласие следовать инструкциям экспериментатора, с другой, как морально-нравственные, так и официально-общественные нормы, прямо запрещающие причинять вред другому человеку) и однозначно «правильного» решения в сочетании с высокой «ценой вопроса» (здоровье и даже жизнь предполагаемой «жертвы») для испытуемых, позволяют интерпретировать полученные результаты как проявление или, наоборот, отсутсвие личностного самоопределения в экспериментальной ситуации.

Как известно, по результатам всех экспериментальных серий, 65% испытуемых дошли до применения к «жертве» смертельных ударов током (свыше 420 В), хотя уже при ударе в 150 В, сопровождавшемся стоном того, на кого якобы воздействуют, таким образом, абсолютное большинство испытуемых начинало испытывать беспокойство и, более того, протестовать против продолжения эксперимента. Сам С. Милграм следующим образом описывал типичное поведение такого рода: «После применения удара в 150 вольт он (испытуемый — В. И., М. К.) возбужденно заговорил с экспериментатором.

Испытуемый нажимает кнопку 150 вольт. Мне продолжать?

165 вольт. Он уже стонет. Здесь еще столько тумблеров! У него может быть сердечный удар. Мне действительно нужно продолжать?

180 вольт. Нет, он не выдержит. Я не собираюсь убивать его. Вы слышите, как он кричит! Ему больно. Он кричит, понимаете, кричит! Вы слышите? Зачем мне все это? Он не выдержит. Тут еще столько тумблеров! Господи, а если с ним что-то случится? Интересно, кто будет отвечать за это?

(Экспериментатор берет ответственность на себя). Ну ладно, смотрите.

195 вольт. Боже, как он надрывается! Вы слышите? Как же так...

Экспериментатор: По условиям эксперимента вы должны наращивать силу удара.

Да, я знаю, но понимаете... ну... он ведь не знает, через что ему предстоит пройти. Он просто не выдержит...

240 вольт. Нет, с меня хватит. Что? Я должен продолжать? Нет, я не собираюсь убивать его. Тут есть и 450 вольт — это уже слишком. (Экспериментатор: По условиям эксперимента вы должны наращивать силу удара). — Я знаю, знаю, но ведь он кричит там...»1.

Как отмечает С. Милграм, «несмотря на то, что испытуемый постоянно сопровождал свои действия весьма эмоциональными возражениями, он тем не менее до самого конца подчинялся приказам экспериментатора и в итоге применил самый сильный разряд тока. Мы имеем здесь любопытный пример несоответсвия между поступком и словом. На вербальном уровне испытуемый проявил решительное нежелание продолжать процедуру, но в своих действиях шел на поводу у экспериментатора. Он не хотел подвергать жертву ударам тока, ему было чрезвычайно неприятно делать это, но он не смог достаточно энергично и убедительно сформулировать отказ от дальнейшего участия в эксперименте, который освободил бы его от власти экспериментатора»2.

Подобное расхождение между словом и делом является наиболее отчетливым показателем отсутсвия личностного самоопределения индивида. В этой связи следует отметить, что другим, хотя не столь однозначным, но тем не менее достаточно прогностичным признаком, указывающим на отсутсвие четко выраженной субъектной позиции индивида, наряду с вербально озвученными сомнениями относительно того, как следует поступить в той или иной ситуации (что имело место в рассматриваемом примере), являются клятвенные заверения относительно предполагаемых действий и намерений. В этом случае, перед нами своего рода формула самоопределения, поскольку, всевозможные «клятвы» в широком смысле слова, как правило, адресуются индивидом не только (а в целом ряде случаев даже не столько) партнеру по взаимодействию, сколько самому себе с тем, чтобы преодолеть внутренние сомнения (зачастую не осознаваемые). Это получило подтверждение и в исследовании С. Милграма — те из испытуемых, кто, вопреки внешнему давлению занял четкую позицию относительно продолжения своего участия в эксперименте, т. е. самоопределился, в достаточно лаконичной и недвусмысленной форме заявили об этом: «Тот человек, он стучит там. Он хочет, чтобы его выпустили... Мне очень жаль, но если человек не хочет, я должен остановиться... Я лучше верну деньги (за участие в эксперименте испытуемые получали денежное вознаграждение — В. И., М. К.). Я не хочу причинять ему вред... Извините, но если он хочет выбраться оттуда, я больше не буду наказывать его. Никакие деньги не заставят меня причинить боль другому человеку»3.

Наиболее интересны, с точки зрения проблемы самоопределения личности, результаты экспериментальной серии, по условиям которой решение о величине разряда за неправильный ответ принималось группой из трех «учителей», двое из которых были ассистентами С. Милграма. Согласно инструкции, каждый из «учителей» по очереди вносят свое предложение о силе разряда, при этом применяется минимальный из них. Экспериментальная процедура была организована таким образом, что первыми свои предложения вносили «подсадные» испытуемые, предлагавшие последовательно увеличивать силу тока за каждую очередную ошибку «ученика». Понятно, что в таких условиях реальный испытуемый, с одной стороны, подвергался внешнему воздействию со стороны своих «коллег», при этом сохраняя возможность решительным образом влиять на ситуацию, то есть занимать отчетливо субъектную позицию. В контрольном эксперименте те же самые реальные испытуемые единолично принимали решение о силе удара током.

Как показало сравнение результатов двух проб, большинство испытуемых в контрольной ситуации прибегали к значительно менее жестокому «наказанию», чем действуя в «команде учителей». Хотя традиционно этот разрыв оценивается в логике классической связки конформизм-нонконформизм как показатель влияния группы, представляется совершенно правомерным интерпретировать его и как факт по крайней мере частичного отказа испытуемыми от собственной субъектности под достаточно слабым внешним воздействием в ситуации нормативной неопределенности, что является прямым следствием отсутствия или слабой выраженности их личностного самоопределения.

О пропорциональном соотношении индивидов, обладающих выраженной способностью к самоопределению и, напротив, ориентирующихся на чужое мнение в ситуации нормативной неопределенности, применительно к выборке испытуемых С. Милграма, позволяют судить результаты другой модификации описанного эксперимента, в рамках которой три «учителя», из которых только один был реальным испытуемым, действовали параллельно, но независимо друг от друга (каждый по очереди наносил «жертве» удар током; при этом первыми, как и в предыдущем случае «наказывали» «ученика» ассистенты экспериментатора). Оказалось, что «когда настоящие испытуемые наблюдали за остальными “учителями”, последовательно подвергавшими другого человека электрическому шоку, 93% из них от начала и до конца следовали за общей массой. И наоборот, если два “учителя” ... прекращали пытку на ранних стадиях эксперимента, то останавливалось и 90% настоящих испытуемых»1.

Обращает на себя внимание практически равный (в рамах статистической погрешности) процент испытуемых, занявших твердые, хотя и диаметрально противоположные в содержательном плане позиции в данной ситуации. Это позволяет предположить, что именно такова (7—10% от всей выборки) представленность индивидов с отчетливо выраженной способностью к личностному самоопределению в рамках обследованного С.Милграмом контингента и при этом именно в заданных экспериментальных условиях. Для интерпретационных целей, по-видимому, немаловажен, например, тот факт, что по результатам классического эксперимента С. Аша (исследование конформной и нонконформной реакции в улосвиях группового давления) примерно такое же число испытуемых — 8—10% — проявили нонконформную реакцию.

В этой связи нельзя, также не отметить, что сама по себе способность к самоопределению не является показателем просоциальной направленности и гуманистической ориентации личности. Интерпретационным ключом, позволяющим соотнести личностную активность индивида, направленную на отстаивание субъектной позиции, с его ценностными ориентациями может служить получивший распространение именно в социальной психологии, «дочерний» по отношению к понятию «самоопределение личности» термин «самоопределение личности в группе».

В специальной психологии, помимо понятия «самоопределение личности», которое характеризует глобально интегральный способ личностной активности, традиционно используется «дочерний» термин, раскрывающий специфику отношений личности в конкретном сообществе — «самоопределение личности в группе». Этим термином, как правило, обозначают вполне осознанное и столь же откровенно дифференцированное отношение личности к предъявляемым ей группой образцам активности, основанием чему выступают сформированные в качестве, прежде всего, нравственных ориентиров нормы, ценности, идеалы, своды правил, кодексы чести, оценки, представления о просоциальности. Именно с опорой на эту базу одни воздействия группы личностью отвергаются, а другие — принимаются. Таким образом, традиционно воспринимаемые как единственно возможная альтернатива, способы конформного и нонконформного поведения оказывается ложной дихотомической схемой (А. В.Петровский) и возникает третий реальный путь личностного становления и развития в рамках конкретной группы и широкого социума в целом — коллективистское самоопределение личности. При этом в экспериментальных исследованиях, проведенных на основе теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах, было показано, что в сообществах разного уровня социально-психологического развития и психологическое содержание, и степень выраженности данного социально-психологического феномена принципиально различны. В общностях высокого уровня развития типа коллектива личность даже в ситуации, когда сама группа демонстрирует (например, в специально созданных экспериментальных условиях) отступление или нарушение выработанных или закрепленных в ее жизнедеятельности норм, продолжает придерживаться именно их и отстаивать необходимость их не нарушать, несмотря на давление группы. Помимо этого, такая личность, личность которую отличает высокая степень коллективистского самоопределения, выступает как бы транслятором тех норм, которые выработаны и закреплены в высокоразвитой общности, даже не контактируя с ней и, более того, покинув ее навсегда. Подобную картину личностной активности крайне редко можно зафиксировать, если речь идет о представителях групп низкоразвитых. Если все же феномен самоопределения личности в них выявлен, то чаще всего базовым основанием такой личностной активности оказываются либо своеобразные индивидуально-психологические характеристики конкретной личности, либо предшествующий опыт ее жизнедеятельности в высокоразвитых сообществах. Экспериментальная схема исследования самоопределения личности в группе и развернутое описание методической процедуры выявления этого социально-психологического феномена наиболее подробно описаны в книге «Психологическая теория коллектива» (М., 1979).

Для практического социального психолога, озаботившегося не столько констатационно-диагностическим изучением интересующей его группы или организации, а ориентированным на реальные психологические поддержку и сопровождение конкретной общности, выявление круга индивидов, способных не только на локальные акты личностного самоопределения, а занимающих эту позицию в логике стиля жизненного существования, — единственная возможность реально опереться на тех, кто является действенными его сторонниками в становлении данной группы в качестве высокоразвитой в социально-психологическом плане общности.

* * *самостоятельный Выбор человеком своего жизненного пути, своих целей, ценностей, нравственных норм, форм поведения.

* * *

сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Самоопределение личности - это... Что такое Самоопределение личности?

 Самоопределение личности процесс поиска личностью своего места в системе общественных отношений; выражается в стремлении иметь собственное мировоззрение и отсюда свою позицию по отношению к тому или иному вопросу, в умении простраивать межличностные отношения с другими людьми, в самостоятельном выборе своего жизненного пути, целей и нравственных норм. Самоопределение личности основывается на самооценке, самоуправлении, саморегуляции и в то же время оно ведет к формированию личности самодостаточной, способной отвечать за себя и других, жизненного мужества. Самоопределение личности – это проблема человеческого бытия и духа, это проблема воспитания чувства личностного достоинства.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Самооправдание
  • Самоорганизация личности

Смотреть что такое "Самоопределение личности" в других словарях:

  • самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение. Краткий психологический словарь …   Большая психологическая энциклопедия

  • Самоопределение личности — абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. При этом самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни …   Педагогический словарь

  • Самоопределение личности — Сознательный выбор и утверждение личностью своей жизненной позиции в принципиально значимых ситуациях …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. С. л. образ существования, стиль жизни, решение возникающих задач и т.д. В.А. Петровский …   Психологический лексикон

  • самоопределение личности в группе — избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредствующих факторов оценок, убеждений, идеалов, групповых …   Большая психологическая энциклопедия

  • Самоопределение личности в группе — избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредствующих факторов оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т.п. С …   Психологический лексикон

  • самоопределение —    САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524)    Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… …   Большая психологическая энциклопедия

  • самоопределение коллективное — особая форма самоопределения личности избирательное отношение к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии индивидом одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов оценок, убеждений, идеалов,… …   Большая психологическая энциклопедия

spiritual_culture.academic.ru

Самоопределение человека

Жизненное самоопределение личности – это осознанная деятельность человека по выявлению и внедрению в повседневную реальность своей жизненной позиции. Самоопределение человека – понятие, которое играет ключевую роль в формировании всей его личности. Оно не является набором шаблонных решений, применяемых в соответствующих ситуациях. На самоопределение человека воздействует множество факторов, главными из которых являются личностные характеристики – степень ответственности, устойчивость психики, адекватность восприятия реальности и другие.

Жизненное самоопределение личности определяет психологию человека, давая интерпретацию таким важнейшим понятиям, как справедливость, свобода, развитие. Таким образом, оно является базой для целеполагания и установления жизненных ориентиров. В высокой степени самоопределившийся человек получает способность к наиболее полному раскрытию способностей, активному участию в жизни социума и гармоничной жизни в целом. Ключевая роль в процессе жизненного самоопределения принадлежит сознанию, хотя в определенной степени на него влияют и внешние обстоятельства.

Таким образом, жизненное самоопределение человека – это его сугубо личный, можно сказать, экзистенциальный выбор. Его невозможно сделать без установки четких приоритетов и стратегии бытия, выработанной на основе пережитых личностью событий. В конечном итоге самоопределение прямо вытекает из смысла жизни человека и его ценностных ориентаций. Кроме того, жизненное самоопределение неразрывно связано с личностным, профессиональным и социальным самоопределением человека.

Самоопределение не является чем-то раз и навсегда устоявшимся и незыблемым. Скорее это непрерывный процесс, в ходе которого человек впитывает жизненный опыт, пропуская его сквозь призму своей личности. С течением жизни человек может осознавать, что имеет противоречивые эмоции и мотивации. В результате приобретения жизненного опыта личность обретает способность принимать решения не только исходя из внешних обстоятельств, но и погружаясь в свой внутренний мир. Осознав смысл своего бытия, человек обретает широту личности и способность решать сложные экзистенциальные задачи. Самоопределившегося человека можно считать состоявшейся личностью.

www.vernikova.com

Качество личности Самоопределение | Что такое Самоопределение

Познай самого себя.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Цицерон

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Чехов А. П.

Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Бердяев Н. А.

Самоопределение личности требует смелости, а в некоторых случаях даже

мужества. Но человек, ставший на такой путь, всегда оказывается в выигрыше.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Верникова Ника

 

       Самоопределение  как качество личности – способность понять себя, найти своё жизненное предназначение, выявить «планку»,  «потолок»,  то есть  осознать систему проявленных качеств личности, свои способности, особенности и возможности.

       Немецкий философ Шопенгауэр шёл по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже офицер приблизился к Шопенгауэру.

   — Ты кто? — грубо спросил офицер. Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу. — Если вы можете помочь мне найти ответ на этот вопрос, — сказал он, — я буду вам вечно благодарен.

      Папа решил проверить трёхлетнюю дочь, как она знает свои фамилию и имя. В супермаркете вдруг с невозмутимым видом спрашивает ребёнка: — Девочка, ты кто? Ребёнок с ужасом и слезами на глазах отвечает: — Конфетка твоя ненаглядненькаааяяя…

     В психологическом плане самоопределившаяся личность — это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [Сафин В.Ф., Ников Г.П.)

        Когда ваша душа уйдёт в мир иной, первый вопрос, который ей будет задан, будет: — Ты кто? Вот здесь главное дурака не навалять. Не нужно в гордыне пыжиться и заявлять: — Я – великий, превеликий, занимал солидную должность. Бога не интересует наши должности, звания и ранги. Его интересует, кем мы действительно были и кем по-настоящему себя считаем – душой или телом.  Нужно ответить: — Я слуга Бога. А ещё лучше: — Я – слуга слуг Бога. Я слуга людей.

       Кажется, так просто сказать эти слова, но не всё так просто. В момент ответа на вопрос мы отвечаем голую правду, то есть именно то, кем действительно всю жизнь себя считали. Схитрить невозможно. Тонкое тело ума выдаст, как поисковая программа, Топ – 10 мнений о себе, которые закрепились в сознании при жизни в материальном теле. Если там не было о душе ни слова,  данной личности завидовать не приходится.

           Однажды в маленьком японском городке умирала женщина. В какой-то момент она почувствовала, что её душа покидает тело, возносится вверх и предстаёт перед духами предков. Громкий голос спросил ее: — Кто ты? — Я жена мэра, — ответила она. — Я не спрашиваю, кто твой муж. Ответь мне, кто ты? — Я мать четверых детей. Я учительница в школе. — Разве я спросил, сколько у тебя детей или где ты работаешь? И так продолжалось до тех пор, пока она не сказала: — Я та, кто просыпается каждый день для того, чтобы помогать своей семье и учить детей в школе. После этого она вернулась в своё тело и болезнь отступила. Она нашла свой смысл жизни.

     Так человек в страсти, а, тем более, в невежестве устроен, что после местоимения «Я» он ставит чёрточку и дальше начинает перечислять, к примеру: мужчина, японец, средних лет, богатый, физически здоров, бизнесмен, женатый, отец пятерых детей, дедушка двух внуков и т.д. Мы запираем себя в рамки выдуманных нами самоопределений, забывая самое главное – мы бессмертные духовные сущности.

     Ложное самоопределение – есть гордыня. Моль думает, что ей аплодируют. «Всякая вонь,  сражающаяся с вентилятором, мнит себя Дон Кихотом», — говорил Ежи Лец.

       Психолог Елена Орехова пишет: «Человек обладает врожденной способностью анализировать своё положение и решать, что для него лучше и что поэтому каждый человек имеет право на самоопределение».

   Однажды одному профессору предложили прочесть лекцию для огромной аудитории — более тысячи человек. Он согласился. Но вместо лекции сразу же задал слушателям вопрос: — Кто я? Смущённые студенты не знали, что ответить. Потихоньку, осмелев, они начали высказывать предположения: «Профессор?.. Человек?.. Мужчина?.. Учёный?» Кто-то особенно наглый даже сказал, что профессор — никто. Но на все предположения профессор лишь молча улыбался и отрицательно качал головой. Когда предположения закончились, студенты спросили у профессора, знает ли он сам ответ. Тот широко улыбнулся и сказал:

      — Друзья, как вы все верно заметили, у каждого из нас много ролей: друг, отец, сын, профессор, мужчина — всё это лишь наши роли, но не мы сами. Отметая их одну за другой, может статься, что мы окажемся, как верно кто-то заметил, никем. Но для вас я был как минимум человеком, задавшим вопрос, и человеком, знающим ответ. А это уже само по себе ценно. Не правда ли? Запомните, друзья, чтобы не оказаться пустым местом с множеством ролей, нужно действовать, задавать вопросы и знать ответы. И почаще спрашивайте сами себя «Кто я?» Тогда, даже если на самом деле вы — никто, вас будут слушать тысячи человек, которые этим вопросом пока ещё не задавались.

       Молодого Ницше, как-то, удивил вопрос кладбищенского сторожа: «Кто ты, откуда ты, куда ты идёшь?». Этот же вопрос он задал проходившему мимо монаху. Монах спросил: «Послушай, сторож! Сколько тебе платит твой господин? Я буду тебе платить в два раза больше, чтобы ты задавал мне эти вопросы каждый день!»  Задайте  себе этот действительно глубокий личностный вопрос: «Кто я? Откуда я? Куда я иду? Зачем мне туда?»

(Просмотров 82 всего, 1 сегодня)

podskazki.info

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - это... Что такое САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ?

 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

  • САМООБУЧЕНИЕ
  • САМООЦЕНКА

Смотреть что такое "САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ" в других словарях:

  • самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение. Краткий психологический словарь …   Большая психологическая энциклопедия

  • Самоопределение личности — абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. При этом самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Самоопределение личности — процесс поиска личностью своего места в системе общественных отношений; выражается в стремлении иметь собственное мировоззрение и отсюда свою позицию по отношению к тому или иному вопросу, в умении простраивать межличностные отношения с другими… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Самоопределение личности — Сознательный выбор и утверждение личностью своей жизненной позиции в принципиально значимых ситуациях …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. С. л. образ существования, стиль жизни, решение возникающих задач и т.д. В.А. Петровский …   Психологический лексикон

  • самоопределение личности в группе — избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредствующих факторов оценок, убеждений, идеалов, групповых …   Большая психологическая энциклопедия

  • Самоопределение личности в группе — избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредствующих факторов оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т.п. С …   Психологический лексикон

  • самоопределение —    САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524)    Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… …   Большая психологическая энциклопедия

  • самоопределение коллективное — особая форма самоопределения личности избирательное отношение к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии индивидом одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов оценок, убеждений, идеалов,… …   Большая психологическая энциклопедия

pedagogical.academic.ru

Самоопределение личности - это, определение слова, понятие. Что такое Самоопределение личности, значение, словарь, энциклопедия

Самоопределение личности — абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. При этом самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой базово-стилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни.

Это обусловлено тем, что самоопределение напрямую зависит от таких устойчивых личностных характеристик как локус контроля, ответственность, поленезависимость. С точки зрения оценки индивидуальной способности к самоопределению весьма показательны эксперименты С. -Милграма по изучению конформности. Сама общая схема этих экспериментов — отсутствие четких поведенческих норм (с одной стороны — согласие следовать инструкциям экспериментатора, с другой, как морально-нравственные, так и официально-общественные нормы, прямо запрещающие причинять вред другому человеку) и однозначно "-правильного"- решения в сочетании с высокой "-ценой вопроса"- (здоровье и даже жизнь предполагаемой "-жертвы"-) для испытуемых, позволяют интерпретировать полученные результаты как проявление или, наоборот, отсутствие личностного самоопределения в экспериментальной ситуации.

Как известно, по результатам всех экспериментальных серий, 65% испытуемых дошли до применения к "-жертве"- смертельных ударов током (свыше 420 В), хотя уже при ударе в 150 В, сопровождавшемся стоном того, на кого якобы воздействуют, таким образом, абсолютное большинство испытуемых начинало испытывать беспокойство и, более того, протестовать против продолжения эксперимента. Сам С. -Милграм следующим образом описывал типичное поведение такого рода: "-После применения удара в 150 вольт он (испытуемый — В. -И., М. -К.) возбужденно заговорил с экспериментатором.

Испытуемый нажимает кнопку 150 вольт. Мне продолжать?

165 вольт. Он уже стонет. Здесь еще столько тумблеров! У него может быть сердечный удар. Мне действительно нужно продолжать?

180 вольт. Нет, он не выдержит. Я не собираюсь убивать его. Вы слышите, как он кричит! Ему больно. Он кричит, понимаете, кричит! Вы слышите? Зачем мне все это? Он не выдержит. Тут еще столько тумблеров! Господи, а если с ним что-то случится? Интересно, кто будет отвечать за это?

(Экспериментатор берет ответственность на себя). Ну ладно, смотрите.

195 вольт. Боже, как он надрывается! Вы слышите? Как же так...

Экспериментатор: По условиям эксперимента вы должны наращивать силу удара.

Да, я знаю, но понимаете... ну... он ведь не знает, через что ему предстоит пройти. Он просто не выдержит...

240 вольт. Нет, с меня хватит. Что? Я должен продолжать? Нет, я не собираюсь убивать его. Тут есть и 450 вольт — это уже слишком. (Экспериментатор: По условиям эксперимента вы должны наращивать силу удара). — Я знаю, знаю, но ведь он кричит там..."-

Как отмечает С. -Милграм, "-несмотря на то, что испытуемый постоянно сопровождал свои действия весьма эмоциональными возражениями, он тем не менее до самого конца подчинялся приказам экспериментатора и в итоге применил самый сильный разряд тока. Мы имеем здесь любопытный пример несоответствия между поступком и словом. На вербальном уровне испытуемый проявил решительное нежелание продолжать процедуру, но в своих действиях шел на поводу у экспериментатора. Он не хотел подвергать жертву ударам тока, ему было чрезвычайно неприятно делать это, но он не смог достаточно энергично и убедительно сформулировать отказ от дальнейшего участия в эксперименте, который освободил бы его от власти экспериментатора"-.

Подобное расхождение между словом и делом является наиболее отчетливым показателем отсутсвия личностного самоопределения индивида. В этой связи следует отметить, что другим, хотя не столь однозначным, но тем не менее достаточно прогностичным признаком, указывающим на отсутствие четко выраженной субъектной позиции индивида, наряду с вербально озвученными сомнениями относительно того, как следует поступить в той или иной ситуации (что имело место в рассматривоемом примере), являются клятвенные заверения относительно предполагаемых действий и намерений. В этом случае, перед нами своего рода формула самоопределения, поскольку, всевозможные "-клятвы"- в широком смысле слова, как правило, адресуются индивидом не только (а в целом ряде случаев даже не столько) партнеру по взаимодействию, сколько самому себе с тем, чтобы преодолеть внутренние сомнения (зачастую не осознаваемые. Это получило подтверждение и в исследовании С. -Милграма — те из испытуемых, кто, вопреки внешнему давлению занял четкую позицию относительно продолжения своего участия в эксперименте, т. -е. самоопределился, в достаточно лаконичной и недвусмысленной форме заявили об этом: "-Тот человек, он стучит там. Он хочет, чтобы его выпустили... Мне очень жаль, но если человек не хочет, я должен остановиться... Я лучше верну деньги (за участие в эксперименте испытуемые получали денежное вознаграждение — В. -И., М. -К.). Я не хочу причинять ему вред... Извините, но если он хочет выбраться оттуда, я больше не буду наказывать его. Никакие деньги не заставят меня причинить боль другому человеку"-.

Наиболее интересны, с точки зрения проблемы самоопределения личности, результаты экспериментальной серии, по условиям которой решение о величине разряда за неправильный ответ принималось группой из трех "-учителей"-, двое из которых были ассистентами С. -Милграма. Согласно инструкции, каждый из "-учителей"- по очереди вносят свое предложение о силе разряда, при этом применяется минимальный из них. Экспериментальная процедура была организована таким образом, что первыми свои предложения вносили "-подсадные"- испытуемые, предлагавшие последовательно увеличивать силу тока за каждую очередную ошибку "-ученика"-. Понятно, что в таких условиях реальный испытуемый, с одной стороны, подвергался внешнему воздействию со стороны своих "-коллег"-, при этом сохраняя возможность решительным образом влиять на ситуацию, то есть занимать отчетливо субъектную позицию. В контрольном эксперименте те же самые реальные испытуемые единолично принимали решение о силе удара током.

Как показало сравнение результатов двух проб, большинство испытуемых в контрольной ситуации прибегали к значительно менее жестокому "-наказанию"-, чем действуя в "-команде учителей"-. Хотя традиционно этот разрыв оценивается в логике классической связки конформизм-нонконформизм как показатель влияния группы, представляется совершенно правомерным интерпретировать его и как факт по крайней мере частичного отказа испытуемыми от собственной субъектности под достаточно слабым внешним воздействием в ситуации нормативной неопределенности, что является прямым следствием отсутствия или слабой выраженности их личностного самоопределения.

О пропорциональном соотношении индивидов, обладающих выраженной способностью к самоопределению и, напротив, ориентирующихся на чужое мнение в ситуации нормативной неопределенности, применительно к выборке испытуемых С. -Милграма, позволяют судить результаты другой модификации описанного эксперимента, в рамках которой три "-учителя"-, из которых только один был реальным испытуемым, действовали параллельно, но независимо друг от друга (каждый по очереди наносил "-жертве"- удар током- при этом первыми, как и в предыдущем случае "-наказывали"- "-ученика"- ассистенты экспериментатора). Оказалось, что "-когда настоящие испытуемые наблюдали за остальными &ldquo-учителями&rdquo-, последовательно подвергавшими другого человека электрическому шоку, 93% из них от начала и до конца следовали за общей массой. И наоборот, если два &ldquo-учителя&rdquo-... прекращали пытку на ранних стадиях эксперимента, то останавливалось и 90% настоящих испытуемых"-.

Обращает на себя внимание практически равный (в рамах статистической погрешности) процент испытуемых, занявших твердые, хотя и диаметрально противоположные в содержательном плане позиции в данной ситуации. Это позволяет предположить, что именно такова (7—10% от всей выборки) представленность индивидов с отчетливо выраженной способностью к личностному самоопределению в рамках обследованного С. -Милграмом контингента и при этом именно в заданных экспериментальных условиях. Для интерпретационных целей, по-видимому, немаловажен, например, тот факт, что по результатам классического эксперимента С. -Аша (исследование конформной и нонконформной реакции в условиях группового давления) примерно такое же число испытуемых — 8—10% — проявили нонконформную реакцию.

В этой связи нельзя, также не отметить, что сама по себе способность к самоопределению не является показателем просоциальной направленности и гуманистической ориентации личности. Интерпретационным ключом, позволяющим соотнести личностную активность индивида, направленную на отстаивание субъектной позиции, с его ценностными ориентациями может служить получивший распространение именно в социальной психологии, "-дочерний"- по отношению к понятию "-самоопределение личности"- термин "-самоопределение личности в группе"-.

В специальной психологии, помимо понятия "-самоопределение личности"-, которое характеризует глобально интегральный способ личностной активности, традиционно используется "-дочерний"- термин, раскрывающий специфику отношений личности в конкретном сообществе — "-самоопределение личности в группе"-. Этим термином, как правило, обозначают вполне осознанное и столь же откровенно дифференцированное отношение личности к предъявляемым ей группой образцам активности, основанием чему выступают сформированные в качестве, прежде всего, нравственных ориентиров нормы, ценности, идеалы, своды правил, кодексы чести, оценки, представления о просоциальности. Именно с опорой на эту базу одни воздействия группы личностью отвергаются, а другие — принимаются. Таким образом, традиционно воспринимаемые как единственно возможная альтернатива, способы конформного и нонконформного поведения оказывается ложной дихотомической схемой (А. -В. -Петровский) и возникает третий реальный путь личностного становления и развития в рамках конкретной группы и широкого социума в целом — коллективистское самоопределение личности. При этом в экспериментальных исследованиях, проведенных на основе теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах, было показано, что в сообществах разного уровня социально-психологического развития и психологическое содержание, и степень выраженности данного социально-психологического феномена принципиально различны. В общностях высокого уровня развития типа коллектива личность даже в ситуации, когда сама группа демонстрирует (например, в специально созданных экспериментальных условиях) отступление или нарушение выработанных или закрепленных в ее жизнедеятельности норм, продолжает придерживаться именно их и отстаивать необходимость их не нарушать, несмотря на давление группы. Помимо этого, такая личность, личность которую отличает высокая степень коллективистского самоопределения, выступает как бы транслятором тех норм, которые выработаны и закреплены в высокоразвитой общности, даже не контактируя с ней и, более того, покинув ее навсегда.

Подобную картину личностной активности крайне редко можно зафиксировать, если речь идет о представителях групп низкоразвитых. Если все же феномен самоопределения личности в них выявлен, то чаще всего базовым основанием такой личностной активности оказываются либо своеобразные индивидуально-психологические характеристики конкретной личности, либо предшествующий опыт ее жизнедеятельности в высокоразвитых сообществах. Экспериментальная схема исследования самоопределения личности в группе и развернутое описание методической процедуры выявления этого социально-психологического феномена наиболее подробно описаны в книге "-Психологическая теория коллектива"- (М., 1979).

Для практического социального психолога, озаботившегося не столько констатационно-диагностическим изучением интересующей его группы или организации, а ориентированным на реальные психологические поддержку и сопровождение конкретной общности, выявление круга индивидов, способных не только на локальные акты личностного самоопределения, а занимающих эту позицию в логике стиля жизненного существования, — единственная возможность реально опереться на тех, кто является действенными его сторонниками в становлении данной группы в качестве высокоразвитой в социально-психологическом плане общности.

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. С. л. — образ существования, стиль жизни, решение возникающих задач и т.д. В.А. Петровский

Психологическая энциклопедия

- самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Психологическая энциклопедия

-> личность: самоопределение.

Психологическая энциклопедия

- сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Поделиться:

Реклама

Приобретите матрас аскона по доступным ценам на сайте ваша спина не будет болеть!

insai.ru