«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда»
Марк Твен
Когда я был молод, и мое воображение не знало границ, я мечтал изменить мир.Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я решил умерить свои желания и сосредоточиться на собственной стране. Но и в своей стране мне не удалось ничего изменить. На закате дней я из последних сил попытался изменить хотя бы что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей, но, увы, и они меня обманули.И вот, лежа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с ее поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть, и весь мир.
Как известно, всякая деятельность имеет свой мотив и цель, выступающие ее побудительными механизмами. В этой связи чрезвычайно важными в структуре бизнеса являются этапы мотивации и целеполагания.
Л.С. Выготский писал: «Сама мысль рождается не от другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности».
Под мотивацией подразумевают внутренние импульсы, побуждающие к выполнению каких-либо действий.
Отсутствие мотивации делает невозможным прогресс в любых сферах жизни.
Навык эффективного целеполагания – это тот инструмент, который позволяет настроить свой головной мозг на тот режим работы, в котором человек начинает видеть способы достижения цели.
В данной статье будут представлены самые ключевые правила, выполняя которые Вы сможете поставить действительно рабочую цель.
1) Определите для себя, что такое цель, а что такое инструмент достижения цели. Важно понимать, что деньги, стройность или цифра желаемого веса не могут быть целями по определению, так как являются «проводниками» к целям. То есть при помощи денег или стройности Вы получаете физическую активность, сексуальную привлекательность, уверенность в себе, улучшение состояния здоровья. А если задуматься ещё сильнее – для чего человеку здоровье, красота, сексуальность и т. д.? Есть одна крылатая фраза, что человек живёт для счастья, как птица для полёта… Всегда задавайте себе вопрос – когда моя цель реализуется, буду ли я счастливее?
2) Цель НАДО записать! Это необходимо сделать для того, чтобы всегда иметь под рукой резервную копию Вашей цели. Бывает так, что на фоне сильного стресса свои цели и желания могут отходить на задний план или даже попросту забываться. Когда цель записана, Вы всегда можете восстановить внутри себя свою необходимую программу.
3) Цель надо записать левой рукой! Когда цель пишется так, активизируется деятельность правого полушария головного мозга, которая отвечает за подсознательные структуры. Для того чтобы подсознание было активным и помогало в достижении целей НАДО каждую цель писать левой рукой (даже если Вы левша).
4) Цель должна быть подробно написана. Для того чтобы подсознание смогло активизировать все необходимые ресурсы, ему нужно объяснить, что значит «красота», «здоровье», «уверенность» или «любовь». Но в отличие от сознания, которое имеет тот возраст, который имеет человек, наше подсознание в течение жизни остаётся в возрасте 4-5 лет. И те цели, которые Вы напишете, должны быть понятны этому малышу. А что понятно ребёнку? Правильно! Ощущения, чувства, эмоции, краски… А ещё дети любят всё уточнять, переспрашивать и задавать всё новые и новые вопросы – а что такое любовь? А почему ты хочешь, чтобы тебя любили? А как это счастье? Когда пишете свою цель – задавайте себе эти вопросы! Если Вы можете внятно ответить на эти вопросы — это значит, Ваша цель понятна подсознанию.
5) Цель должна быть позитивно сформулированной. Дело в том, что у нас есть два канала связи со своим подсознанием – это чувства и образы. И эффективно поставленная цель ВСЕГДА вызывает чувства и образы. Но бывает два типа целей – конструктивные и деструктивные. И те и те работают. Но если первые повышают коэффициент удовольствия в жизни, то вторые этот коэффициент понижают. Если писать цели о том, от чего Вы хотите избавиться, то перед глазами будут «жуткие» картинки и образы. Это настройка на негатив, которая лишь подкрепляет болезнь! В цели обозначайте то, что Вы хотите получить в итоге. Тогда это будет настройка на конструктивные образы и благополучный результат. Поэтому в своих целях избегайте частицы «не», «без», которые используются в негативных формулировках.
6) Должна быть безопасная формулировка цели (экология цели). Есть в нашем лексиконе слова, которые имеют несколько значений или интерпретаций. Например, слово «здоровый» может означать общее физическое самочувствие организма, а может означать размер тела (большой). Поэтому когда создаёте цель, важно через какое-то время эту цель перечитать и проверить на такие «двойственные» слова. Наше подсознание иногда воспринимает слова буквально и в итоге выделяет внутренние ресурсы не на то. Самый идеальный вариант, если у Вас будет возможность дать свою цель для профессиональной экспертизы.
7) Цель должна быть написана в настоящем времени. Это правило поможет подсознанию быстрее достичь поставленных целей. Дело в том, что подсознание понимает только принцип «здесь и сейчас», оно не знает что такое «вчера или завтра». Поэтому лучше писать свою цель таким образом, что как будто бы она с Вами происходит сейчас. То есть не «когда я сброшу вес, вот тогда я…, а я сейчас делаю то-то, получаю такие-то ощущения и т.д.». Избегайте целей, где используется формулировка «Я хочу». Если Вы используете глагол «хочу», Вы описываете своё хотение, а не результат. Хотеть можно всю жизнь, но при этом ничего не иметь. Пишите – «у меня есть, я чувствую, думаю, ощущаю».
8) Цель важно писать о себе! Вы должны быть в центре своей цели, чтобы Ваше подсознание связывало Вашу цель с Вами. Есть большая разница между целями «красивая одежда 44 размера» и « на мне красивая одежда 44 размера». В первом случае, речь о какой-то гипотетической одежде, которая где-то висит и к Вам никакого отношения не имеет. Во втором случае эта одежда напрямую относится к Вам (к Вашему телу), и Вы владелец этой одежды! Всегда в цели должно присутствовать местоимение «Я».
9) Цель должна быть реальной и проверяемой. Важно понимать, что снижение веса автоматически не решает все проблемы в жизни. Пропишите в своих целях, по каким критериям Вы поймёте, что Ваша цель реализована и за счёт каких инструментов, это будет происходить!
10) Ставьте цели, которые вас действительно мотивируют. Чтобы сохранять самомотивацию, необходимо дать себе почувствовать прогресс продвижения к вашей цели. Наш организм это универсальный механизм по сбережению энергии. Он должен или получать удовольствие от того чем мы занимаемся — запасать энергию, или видеть как мы заметно развиваемся в неприятной для нас деятельности — видеть что расход энергии снижается.
11) Чтобы мотивировать себя, надо измерять свой прогресс. Если подойти к этому вопросу креативно, то замерить можно что угодно. Но важно помнить, что замерять надо прогресс, а не процесс. Прочитал 20 страниц из полезной книги — это процесс. Ответил на 20 вопросов, которые составил к прочитанным 20 страницам — это прогресс.
12) Самомотивация рушится под весом сомнений. Некоторые люди, кажется, независимо от их прогресса не могут сохранять мотивацию из-за неуверенности в себе. Им всегда кажется, что они на неправильном пути.
Ученые считают, что основными причинами японского феномена долгожительства являются психологические: стиль жизни, отношение к людям, принципы воспитания детей и т. п. В Японии одним из основных принципов обучения и воспитания является внушение ребёнку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.
Там не говорят: «Посмотри на Мишу, как он хорошо себя ведет» или: «Как он хорошо решает задачи».
Там говорят: «Вчера ты был лучше, чем сегодня», «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать ещё успешнее». Этот принцип воспитания ориентирует ребёнка на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья.
13) Мотивация это не слепой самообман — это искра желания достичь поставленных целей, искра, которая может зажечь огонь успеха внутри каждого человека.Нужно верить в собственные силы – им нет границ, важна лишь правильная мотивация.
Мотивация и целеполагание человека. Как поставить действительно рабочую цель!
3 голосаСредняя оценка: 5 из 5
mikhailsizov.ru
Целеполагание и мотивация учебной деятельности. Рефлексия
Жизнь прекрасна, когда творишь её сам Софи Марсо
Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, набирает новые обороты, идёт вперёд семимильными шагами, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные.
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Научить хотеть учиться. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Нужно поставить ситуацию на уроке в такие условия, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а побуждения.
Мотивация является двигателем учения. Мотивы деятельности тесно связаны со способностями. Человек проявляется в том, к чему он чувствует интерес, к чему стремится. Учащийся всячески пытается избежать изучения предмета, который вызывает у него неприятные ощущения, связанные с неспособностью к достижению успеха.
Мотивация связана со способом целеполагания на уроке. Творчество педагога должно быть направлено на создание учебных ситуаций, целью которой является формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Любая учебная ситуация решается через применение различных педагогических приѐмов.
Английская пословица гласит «Good beginning is half the battle» - «Хорошее начало - половина успеха». Следуя этой пословице, учитель иностранного языка должен особое внимание обращать на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Этот этап урока требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственному стилю педагогической деятельности. Поэтому при построении данного этапа нужно помнить, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Учитель может учитывать несколько побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой, узнали много нового, научились применять эти знания в разных ситуациях…»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну очень важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А ведь это будет необходимо в определенной ситуации»), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности. Такая исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, концентрирует внимание на изучаемом вопросе, побуждает мыслительную деятельность.
Целеполагание помогает эмоциональному вхождению в урок и поэтому напрямую связано с мотивацией.
Решению этой задачи способствуют активные методы и приемы обучения, к которым можно отнести интригующее анонсирование темы, её актуальность и новизна, эмоциональность подачи, эффект неожиданности и парадоксальности, использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия, раскрытие практической значимости, проблематизация. Тема урока должна быть кратким изложением всего урока, чтобы, взглянув на неё, учащиеся смогли определить основную идею урока, сформулировать его цель, попытаться составить его план. Одновременно в формулировке темы должна содержаться проблема, загадка, которую учащимся предстоит разрешить на уроке, вопрос, на который нужно найти ответ. Тема должна представлять собой лексико-грамматическую модель высказывания, которую каждый учащийся мог бы трансформировать, используя свой словарный запас. Кроме того, из темы урока учащийся должен сформулировать для себя жизненную, практическую ценность учебного материала, предлагаемого для изучения на данном уроке. Французский писатель А. Франс утверждал: «Чтобы переварить знание, надо глотать его с аппетитом».
Чтобы каждый урок был похож на литературное произведение, которое должно иметь свое неповторимое, запоминающееся название, на уроках используются разные способы формулировки темы:
Тема-вопрос. В таком представлении темы можно попросить учащихся сделать акцент на каком-то отдельном слове или словосочетании. Например, тема может быть сформулирована так «What makes you help people?» – «Что заставляет тебя помогать людям?», учащимся предлагается поставить логическое ударение в этом предложении, после этого обсуждаются задачи урока: подобрать лексику, позволяющую описать разные формы помощи; обменяться мнениями о причинах, побуждающих людей помогать друг другу; задуматься над вопросом как и зачем я помогаю или мог бы помочь окружающим. При такой постановке вопроса обсуждение темы становится более личностным, близким интересам каждого. При подведении итогов урока в форме мини монолога учащиеся могут сказать удалось ли им ответить на свои вопросы.
Зашифрованная тема. Прежде, чем сформулировать тему, учащиеся решают кроссворд или ребус, содержащий активную лексику, пословицу, афоризм.
Например, на доске оформлен кроссворд, в котором начальные буквы слов закрыты цветными шарами. Ребята должны угадать, о каких животных пойдет речь на уроке.
In the
W | h | a | l | e | s |
|
I | g | u | a | n | a | s |
L | e | o | p | a | r | d |
D | u | c | k | s |
|
|
Зашифровать тему можно с использованием ассоциативного ряда.Например, “Charming happy rest in snowy time merriment and songs” – начальными буквами слов зашифровано слово CHRISTMAS. Учитель предлагает свой ассоциативный ряд, а затем учащиеся пытаются сами зашифровать тему, используя свои слова-ассоциации. Таким образом, учителем выделяется только общая главная идея урока, а ребята формулируют тему сами, включаясь таким образом в процесс планирования урока.
Самостоятельно сформулированная тема. Один из способов описан выше. Вариантов самостоятельной формулировки темы может быть очень много. Например, незаконченная фраза. «Travelling is ….» На первом уроке изучения этой большой темы в 8 классе ребятам предлагается так же составить методом «мозгового штурма» ассоциативный ряд, затем эти ассоциации классифицируются, составляются всевозможные словосочетания, из которых учащимся предлагается выбрать наиболее подходящие. Таким образом, фраза, которую составит ученик, становится его девизом при изучении этой темы, а его задачей, в ходе изучения раздела доказать свой тезис. Эта же фраза может стать названием будущего монологического высказывания по теме. Самостоятельное озаглавливание темы урока побуждает учеников выразить свое понимание изучаемых явлений, событий фактов, текстов и отношение к ним.
Тема-загадка, представленная в виде картинки, аудиозаписи, набора каких-то предметов.Например, в 6 классе в курсе темы «Погода. Времена года» урок был начат с прослушивания музыкальных фрагментов из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и А.Вивальди. По чувственным ассоциациям ребята вывели тему «Погода и настроение»
Тема-противоречие позволяет задать проблемную ситуацию при изучении лексико-грамматического материалаНапример, в качестве темы два вопроса “How many glasses do you have? How much glass do you have?” Учащиеся видят сходство и различия в этих предложениях, они уже знают, как задаются вопросы «Сколько» к исчисляемым и неисчисляемым существительным, но в данном примере разные вопросительные слова сочетаются с одним и тем же словом. Ребятам предлагается провести мини-исследование и решить данное противоречие, чтобы выбрать правильный вариант.
Тема в ситуации.
Например, в 8 классе в курсе темы «Профессии»
учащимся предлагается ситуация , которую им предстоит разрешить. Например, вы директор компании. Вам нужно нанять одного работника. Кого Вы предпочтете : близкого родственника или специалиста?
But before we start I’d like you to solve a problem. You are the boss of the company. You’ll have to hire one of the two employees. One of them is a very efficient worker. The other is not. But he is your close relative. What would you do?
P1. If I were a boss I would never hire any of my relatives, instead of a talented worker, because I wouldn’t start risking my business and I would offer this job to the efficient employee.
P2. I am in two minds. On the one hand I would like to help my relative, but on the other hand I wouldn’t like to run a risk
Трансформация предложения. Тема может быть задана сложным предложением, учащимся рекомендуется сократить его, чтобы выделить основную мысль урока.Например, тема задана предложением “Planning and choosing ways of traveling with the help of travel agencies”. Трансформировав, или разбив её на составляющие, ребята находят названия текста “Travel agencies” и тему диалога “Planning and choosing ways of traveling”, с которыми они будут работать на уроке, а так же решить, что может помочь в выборе («with the help of») Такое предложение может содержать в себе скрытый план изучения темы. При анализе предложения учащиеся выделяют ключевые слова или словосочетания, а затем определяют порядок и направленность познавательной деятельности на уроке.
Тема в стихах, позволяет настроить учащихся на творческую атмосферу на уроке, обратиться к ассоциациям, обобщить активную лексику. Например, сочиненное учителем стихотворение, предложенное для перевода старшеклассникам, предваряло тему «Проблемы молодежи» и аккумулировало всю активную лексику по теме.
YOUTH TROUBLES POEMI have a bunch of bad problemAnd don’t know how to deal with themThe alcoholic drinkingAnd all of those bad thinkingMy home is like a prisonIt doesn’t depend on season.My friends suggest I’d see good sideAnd every step should self-decideIf I could smoke or take a drugBut inside there’s a doubt-bugAnd nobody to shareAnd no one who can care.
Тема и её подразделы.Например, учащимся предлагается общее название блока уроков “Traditions and customs”. В парах или группах проходит обсуждение, какие вопросы можно было бы осветить в данной теме. Затем предложенные вопросы объединяются в разделы. После чего изучение темы идет по предложенным разделам, а вопросы, составленные учащимися, помогают спланировать каждый последующий урок и раскрыть тему.
Тема-афоризм или цитата позволяют познакомиться учащимся с мировым культурным (философским) наследием, расширить свой кругозор с одной стороны, и побуждают к активной мыслительной деятельности, полемике по предложенной теме, с другой, благодаря чему у учащихся вырабатывается активная жизненная позиция, формируется мировоззрение. Размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками может стать хорошей основой для развития творческих способностей учащихся. Обычно, работая над поговоркой, мы отрабатываем фонетику, а затем просим учащихся составить ситуации, иллюстрирующие данную поговорку. Возможны и другие интересные задания. Например, учащиеся с удовольствием занимаются оригинальным изменение известных поговорок и высказываний.Например, в 9 классе при изучении темы «Здоровый образ жизни» был предложен заголовок “The more habits – the less freedom” - «Чем больше привычек, тем меньше свободы». Это высказывание Канта было переведено мной на английский язык, а учащимся я предложила попытаться перевести его на русский язык, включив соревновательный элемент – кто точнее, ближе к оригиналу сможет его перевести. Следующий урок был начат с другого афоризма «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться» - “Health is better than wealth.”. В ходе урока учащимся предлагается английская пословица, ее перевод и объяснение. Explanation.
To be healthy is a great thing nowadays. Stresses, bad ecology, fast life make us feel worse. But people can lose much if they chase big money and don’t think about health.
Затем следуют задания. Учащимся предлагается ответить на различные типы вопросов по определению смысла данной пословицы.
Do you prefer to be healthy and poor or wealthy and ill?
What do you do to be healthy?
Wealth is more important for you, isn’t it?
Is it important for you to be healthy?
Who is always healthy?
Из выписанных слов составить предложения.
Prefer, people, to, some, money, health.
Health, you, good, need, to , wealthy, be.
Thing, wealthy, most, is, be, for, to, people, some, important, the.
Третье задание- творческое. С опорой на слова и словосочетания предлагается придумать ситуацию или рассказ, иллюстрирующие пословицы.
Одним из важнейших обучающих и воспитывающих моментов на уроке является осознание учеником достигнутого и недостигнутого, усвоенного или непонятого. Проще говоря –рефлексия и самоанализ.
Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не оценит — нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность. В конце урока ученики выбрали карточки с забавными «смайликами», выражающими различные эмоции, которые соответствуют их настроению. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель, переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя
Ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от взаимообучения и сотрудничества. А учитель корректно направляет течение урока в нужное русло.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что для учащихся разных классов важна психологическая атмосфера, в которой они находятся.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Одна из основных задач сегодня – развивать творческие способности каждого, так как прогресс нашей цивилизации полностью зависит от людей творческих, многогранных и стремящихся к проявлению своих способностей.
Любой ученик обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога.
Нельзя быть безразличным, нужно действовать согласно девизу: “Каждый урок – творческий праздник!”, приняв участие в котором, любой ребенок должен приобрести и развить необходимые социальные знания, навыки и умения, используя английский язык как средство общения и взаимодействия.
multiurok.ru
Замечание 1
В связи с тем, что управление является целенаправленным воздействием, то перед тем, как осуществить определенный план, а также выявить пути и способы решения определенных социальных, экономических или организационных задач, нужно сформулировать цели.
Целеполагание является процессом создания и развития цели, одним из основных компонентов процесса управления.
В управлении производством целеполагание определяется в двух основных областях:
Целеполагание происходит в единстве со средствами и в сопоставлении с определенными результатами, что нужно для переформулировки цели.
Традиционно принято выделять следующие правила целеполагания:
Определение 1
Мотивация является своего рода деятельностью, основная цель которой заключается в активизации трудового коллектива, а также каждого человека, который работает в организации.
В основе процесса мотивации находится индивидуальная человеческая потребность, которая может быть физиологической или психологической, удовлетворение данной потребности достигается при помощи конкретного поведения или действий.
Согласно другому определению, мотивация является движущей силой человеческого поведения, в основе которой лежит взаимная связь потребностей, мотивов и целей человека.
Исходя из этого, мотивация труда представляет собой стремление каждого работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) при помощи трудовой деятельности. Начальной точкой мотивационного процесса является наличие неудовлетворенности, что направляет человека на достижение своих целей, в результате чего наступает завершающий момент, который включает в себя удовлетворение потребности.
Главная задача процесса мотивации заключается в получении наивысшей отдачи от применения имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет увеличить единую результативность, а также материальную сторону всей организации.
Замечание 2
Сегодня проблемы, связанные с мотивацией персонала, довольно активно исследуются в научной и публицистической литературе. Но, несмотря на это, попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом являются не систематизированными, вследствие чего происходит затруднение практическое применения различных технологий и методов мотивации.
Традиционно, процесс мотивации включает в себя:
Единую характеристику процесса мотивации можно представить, если выявить применяемые для его объяснения понятия, это:
После чего необходимо показать их взаимосвязь.
spravochnick.ru
Педагогическая статья "Целеполагание. Мотивация".
Рождение урока начинается с осознания и правильного чёткого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться, какими средствами и какими способами, чтобы цель была достигнута.
В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень облученности, развитости и воспитанности обучающего.
Цель учебного занятия – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Педагогические цели и задачи учебного занятия образуют многоуровневую систему, включающую:
- стратегические цели образования: изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании, в образовательном стандарте;
- общие и частные цели обучения: изложены в образовательной программе ОУ, в документах, отражающих его специфику;
- дидактические цели занятия: связаны с ключевым смыслом занятия как основной формы организации учебного процесса - усвоения учебного материала;
конкретные задачи учебного занятия.
Цель возникает не случайно.
Приступая к формулировке целей, педагог:
изучает требования образовательного стандарта и программы;
-обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности обучающихся;
-определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть обучающемуся;
-выбирает наиболее эффективные и технологичные из имеющихся ресурсов;
выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения.
Задача педагога состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цели учебного занятия и спроектировать средства их достижения.
Целеполагание – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности обучающихся. Оно предполагает:
мотивацию;
выделение предмета деятельности;
постановку учебной задачи.
Для создания мотивации педагог вводит обучающихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, научить обучающихся не только отвечать на них, но и формулировать свои.
Приемы целеполагания:
Тема-вопрос - тема учебного занятия формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других.
Работа над понятием - обучающимся предлагаю для зрительного восприятия название темы учебного занятия и просят объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
Подводящий диалог - на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
Проблемная ситуация - создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
самостоятельное решение
коллективная проверка результатов
выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
постановка цели учебного занятия.
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.
Все три цели тесно взаимосвязаны, но их роль в организации и проведении занятия различна. Одна из них , как правило , выступает в роли основной, а другие , решая собственные задачи , в то же время помогают достижению главной , ведущей цели.
К образовательным целям занятия относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне : ознакомительном , репродуктивном ( добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала и т.п .) или итоговом ( сформировать знания и умения в соответствие с требованиями программы): научить самостоятельно добывать знания, владеть ими, формировать навыки точно выполнять действия, доведённые до автоматизма, формировать сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.
Развивающие цели направлены на общее развитие обучающихся, развитие не только их интересов, но и способностей, воспитание положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе: развитие мышления, развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления, развитие навыков устной и письменной речи; развитие «умений учиться, развитие памяти, развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог, способности четко формулировать свои мысли.
Цель воспитания предполагает формирования у обучающихся определённых свойств личности и черт характера: воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности, уверенности в своих силах.
Учебное занятие обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности обучающего.
Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования учебного занятия, планируя учебное занятие, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Литература
Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
Кульневич. С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практ. пособие.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006
Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.
Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.
Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.
infourok.ru
Администрация города Самары
Самарский муниципальный институт управления
Кафедра теории и истории управления
Курсовая работа на тему:
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ
Выпонил студент факультета ГМУ
гр.122 очного отделения
МАШКО К. Ю.
Руководитель:
ст. преподаватель
МАЛЮТИНА О.В.
Самара2002
План
Введение ………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основания мотивационной деятельности ………. 6
1.1.Мотивация как категория………………………………………………….. 6
1.2.Основные тенденции изменения взглядов на мотивацию труда в XX веке .. 8
1.3. Особенности новой мотивации, основанной на идентификации целей работника с целями организации …………………………………………… 23
II. Теоретические основания целеполагания ………………………… 26
2.1. Исследовательские разработки в сфере целеполагания …………… ... 27
2.2.Управление по целям …………………………………………………… 35
Заключение ………………………………………………………………….40
Список литературы ………………………………………………...……… 42
Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и организации различных форм собственности. В условиях реформы и нахождения российской экономики в переходной фазе ключевое значение приобретает показатель эффективности предприятия, который отражает на только объем произведенных благ количество вырученной прибыли и издержек производства, но и учитывает факторы, связанные с производительностью труда. Последняя, в свою очередь, напрямую зависит от уровня мотивированности работников к труду и типа данной мотивации.
Таким образом, определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников приобретают приоритетное значение в практике российского менеджмента, и актуальность выбранной тематики не вызывает сомнений.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей.
Эволюция различных подходов в изучении мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления не существует универсальной модели мотивационной деятельности., которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение поведения человека в процессе труда дает только некоторое общее объяснение мотивации, что позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.
Современные теории мотивации деятельности персонала и использование их на практике доказывают, что далеко не всегда материальные стимулы побуждают человека трудиться усерднее.
Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, определить чрезвычайно сложно. Овладев современными технологиями мотивационной деятельности, руководитель в состоянии значительно расширить свои возможности в привлечении работника к выполнению задач, направленных на достижение целей компании.
Причинами, которые определяют участие человека в работе, являются его желание, возможности и квалификация, но особенно мотивация (побуждение). В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Процесс собственно мотивации завершается выработкой мотива, определяющего готовность личности реализовывать трудовой процесс с той или иной эффективностью. В рамках собственно мотивации помимо потребностей участвуют также и ценностные ориентации, убеждения, взгляды. Мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это сконструированное понятие, т.е. мотивацию нельзя непосредственно наблюдать или определить эмпирическим путем. О ней может быть сделано заключение только на основании поведения или высказываний анализируемых индивидуумов.
По отношению к производственному процессу человек выступает как активная, стремящаяся к определенным целям и следящая за успехами других личность. Деятельность человека обретает смысл только в связи с наличием цели. В результате, кроме требований профессиональной компетенции (квалификации и профессионализма), появляются дополнительные условия, которые позволяют полнее раскрыть потенциал личности.
Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают трудную работу и получают удовлетворение? Что нужно делать для того, чтобы люди работали качественнее и производительнее? Каким образом можно сделать работу привлекательнее?
Что вызывает у человека желание работать? Эти и подобные вопросы всегда актуальны в любой сфере бизнеса, особенно муниципального ввиду недостаточного материального стимулирования. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые лучшие технологии. Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут хорошо справляться со своими обязанностями, не будут стремиться своим трудом способствовать достижению корпоративных целей и выполнению организацией своей миссии. Готовность человека выполнять свою работу является одним из ключевых факторов успеха функционирования любой организации.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи — выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе. Если этот выбор сделан удачно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы людей, коллектива на благо процветания организации и общества в целом.
Целью данной работы является рассмотрение одного из важнейших компонентов системы повышения эффективности – трудовой мотивации работника посредством использования комплекса целеполагания.
для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие мотивации и проследить эволюцию взглядов и подходов к её изучению в XX веке;
-проанализировать особенности нового типа мотивации, основанного на идентификации целей работника с целями организации;
-рассмотреть теоретические основания целеполагания как неотъемлемого элемента мотивационной деятельности;
- выяснить, каковы же основные факторы, которые способствуют совпадению индивидуальных целей с корпоративными, т.е. отождествлению целей и задач каждого конкретного сотрудника с целями деятельности организации.
I. Теоретические основания мотивационной деятельности
1.1.Мотивация как категория
В различных источниках приводятся разнообразные определения мотивации. Л.В. Карташова утверждает, что мотивация – это «процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и предприятия».[1]
Американские исследователи М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определяют мотивацию как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации».[2] Работник мотивирован – следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, решая общие цели предприятия, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий . Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по- разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
mirznanii.com
Навык эффективного целеполагания – это тот инструмент, который позволяет настроить свой головной мозг на тот режим работы, в котором человек начинает видеть способы достижения цели.
Поляков Антон Игоревич - Правила эффективного целеполагания.
В данной статье будут представлены самые ключевые правила, выполняя которые Вы сможете поставить действительно рабочую цель.
1) Определите для себя, что такое цель, а что такое инструмент достижения цели. Важно понимать, что деньги, стройность или цифра желаемого веса не могут быть целями по определению, так как являются «проводниками» к целям. То есть при помощи денег или стройности Вы получаете физическую активность, сексуальную привлекательность, уверенность в себе, улучшение состояния здоровья. А если задуматься ещё сильнее – для чего человеку здоровье, красота, сексуальность и т. д.? Есть одна крылатая фраза, что человек живёт для счастья, как птица для полёта… Всегда задавайте себе вопрос – когда моя цель реализуется, буду ли я счастливее?
2) Цель НАДО записать! Это необходимо сделать для того, чтобы всегда иметь под рукой резервную копию Вашей цели. Бывает так, что на фоне сильного стресса свои цели и желания могут отходить на задний план или даже попросту забываться. Когда цель записана, Вы всегда можете восстановить внутри себя свою необходимую программу.
3) Цель надо записать левой рукой! Когда цель пишется так, активизируется деятельность правого полушария головного мозга, которая отвечает за подсознательные структуры. Для того чтобы подсознание было активным и помогало в достижении целей НАДО каждую цель писать левой рукой (даже если Вы левша).
4) Цель должна быть подробно написана. Для того чтобы подсознание смогло активизировать все необходимые ресурсы, ему нужно объяснить, что значит «красота», «здоровье», «уверенность» или «любовь». Но в отличие от сознания, которое имеет тот возраст, который имеет человек, наше подсознание в течение жизни остаётся в возрасте 4-5 лет. И те цели, которые Вы напишете, должны быть понятны этому малышу. А что понятно ребёнку? Правильно! Ощущения, чувства, эмоции, краски… А ещё дети любят всё уточнять, переспрашивать и задавать всё новые и новые вопросы – а что такое любовь? А почему ты хочешь, чтобы тебя любили? А как это счастье? Когда пишете свою цель – задавайте себе эти вопросы! Если Вы можете внятно ответить на эти вопросы - это значит, Ваша цель понятна подсознанию.
5) Цель должна быть позитивно сформулированной. Дело в том, что у нас есть два канала связи со своим подсознанием – это чувства и образы. И эффективно поставленная цель ВСЕГДА вызывает чувства и образы. Но бывает два типа целей – конструктивные и деструктивные. И те и те работают. Но если первые повышают коэффициент удовольствия в жизни, то вторые этот коэффициент понижают. Если писать цели о том, от чего Вы хотите избавиться, то перед глазами будут «жуткие» картинки и образы. Это настройка на негатив, которая лишь подкрепляет болезнь! В цели обозначайте то, что Вы хотите получить в итоге. Тогда это будет настройка на конструктивные образы и благополучный результат. Поэтому в своих целях избегайте частицы «не», «без», которые используются в негативных формулировках.
6) Должна быть безопасная формулировка цели (экология цели). Есть в нашем лексиконе слова, которые имеют несколько значений или интерпретаций. Например, слово «здоровый» может означать общее физическое самочувствие организма, а может означать размер тела (большой). Поэтому когда создаёте цель, важно через какое-то время эту цель перечитать и проверить на такие «двойственные» слова. Наше подсознание иногда воспринимает слова буквально и в итоге выделяет внутренние ресурсы не на то. Самый идеальный вариант, если у Вас будет возможность дать свою цель для профессиональной экспертизы (консультация в личном кабинете или супервизия на форуме).
7) Цель должна быть написана в настоящем времени. Это правило поможет подсознанию быстрее достичь поставленных целей. Дело в том, что подсознание понимает только принцип «здесь и сейчас», оно не знает что такое «вчера или завтра». Поэтому лучше писать свою цель таким образом, что как будто бы она с Вами происходит сейчас. То есть не «когда я сброшу вес, вот тогда я…, а я сейчас делаю то-то, получаю такие-то ощущения и т.д.». Избегайте целей, где используется формулировка «Я хочу». Если Вы используете глагол «хочу», Вы описываете своё хотение, а не результат. Хотеть можно всю жизнь, но при этом ничего не иметь. Пишите – «у меня есть, я чувствую, думаю, ощущаю».
8) Цель важно писать о себе! Вы должны быть в центре своей цели, чтобы Ваше подсознание связывало Вашу цель с Вами. Есть большая разница между целями «красивая одежда 44 размера» и « на мне красивая одежда 44 размера». В первом случае, речь о какой-то гипотетической одежде, которая где-то висит и к Вам никакого отношения не имеет. Во втором случае эта одежда напрямую относится к Вам (к Вашему телу), и Вы владелец этой одежды! Всегда в цели должно присутствовать местоимение «Я».
9) Цель должна быть реальной и проверяемой. Важно понимать, что снижение веса автоматически не решает все проблемы в жизни. Пропишите в своих целях, по каким критериям Вы поймёте, что Ваша цель реализована и за счёт каких инструментов, это будет происходить!
club.doctorgavrilov.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
413800 г. Балаково, Саратовская область ул. Вокзальная, 16 Тел.: (8 845 3) 62-55-72, 62-54-88 | р/счет 40204810800000000045 в ГРКЦ ГУ Банк России по Саратовской области, г. Саратов ИНН 6439036639 БИК 046311001 |
«Целеполагание и мотивация учебной деятельности»
Выполнила Шалина М.Ю.,
учитель немецкого языка
МБОУ СОШ №18
г.Балаково 2013
Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.
Что же такое цель? С точки зрения психологии, цель — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности.
Цель должна быть:
Правило 1. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной
Правило 2. Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет.
Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.
Правило 4. Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.
Правило 5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.
Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут способствовать формированию способности к целеполаганию, процессу выбора одной или нескольких целей.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:
1. Визуальные:
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в словаре.
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагают детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Определённые артикли имен существительных".Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Домашние животные".
Второй вид. Анализируя, дети легко определяют лишнее. – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим Изучим Узнаем Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках иностранного языка можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»:
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
«На понимание и синтез»:
-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо другу из Германии.
«На понимание и применение»:
- Лови ошибку!
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Проблема мотивации в учении не нова, но при этом остается актуальной для учителя по любому школьному предмету. Заинтересовать учащихся своим предметом и поддерживать этот интерес на постоянном достаточно высоком уровне – одна из главных задач учителя и одна из его главных проблем. И, на мой взгляд, проблема мотивации особенно остро стоит при изучении иностранного языка. В соответствии ФГОС основная цель обучения иностранному языку в основной школе – приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей. Речь идёт о формировании коммуникативной компетенции, которую в упрощенном виде можно понимать как способность и готовность осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение, письмо). Но, как учитель, я знаю, что овладение иностранным языком на таком уровне – не легкая, необременительная деятельность, а длительный и трудный процесс. Приучая ученика не отсиживать время на уроке, а активно работать, приучая его регулярно и добросовестно выполнять домашние задания, мы делаем нечто большее, чем способствуем успехам ученика в овладении языком. Развивая познавательный интерес в учебном труде, мы закладываем основы заинтересованного отношения ученика к любой будущей профессии, основы творческого отношения к труду вообще.Если обратиться к самому понятию «мотивация», то под мотивацией понимается побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Помимо этого, учителю необходимо знать и типы мотивации. Мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами, быть положительной и отрицательной. Примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс изучения, я вижу, что отношение некоторых детей уже в 3-м классе меняется, появляется разочарование. Ведь этот процесс предполагает период накопления так называемого «строительного материала», стадию ограниченного словарного запаса, и мечта говорить свободно все отодвигается и начинает казаться недостижимой. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями, пристрастиями и потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.Таким образом, при формировании положительной мотивации к предмету у школьников необходимо учитывать то, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем. Исходя из этого особенно важным становится личностно-ориентированный подход к формированию мотивации у учащихся.
Личность каждого ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска новых знаний. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными её качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи я могу понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика. Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности необходимо выявить взаимосвязь трёх основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В качестве таких личностных характеристик можно выделить:- отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения;
- характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу, учащихся между собой;- способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений, как показатель развития самосознания.
Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения, нужно изучить её. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы её развития. Изучение мотивации – это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны её ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны. Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником.
Сложность и многогранность данной проблемы подчёркивают многие методисты и предлагают различные подходы к её решению. Я считаю, что формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у школьников должно идти путём решения следующих задач:
1. Создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые, учащиеся ощущали бы результат своей деятельности. 2. Система педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и поощрений.3. Максимально эффективное использование на уроках аудиовизуальных средств обучения, компьютерных технологий и интернет ресурсов.
4. Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения. 5. Использование личностной индивидуализации.6. Разработка системы внеклассных мероприятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
Для развития познавательных мотивов школьников при изучении иностранного языка я используют различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, игровые приёмы предъявления изучаемого материала, конкурсы и олимпиады по предмету, внеурочная работа по иностранному языку, театральная деятельность. Перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов в младшем и среднем школьном возрасте. Особенно важно формирование мотивации в младшем школьном возрасте, ведь именно этот возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению нашего предмета. В начальной школе игровые технологии на уроках английского языка – основной способ формирования мотивации. При этом важно помнить, что игра на уроке проводится не ради игры, она всегда должна иметь определённую цель и результат на выходе, то есть, формировать у учеников конкретные речевые навыки (фонетические, лексические, грамматические, аудировании, диалогическую и монологическую речь). Мы знаем, что первое знакомство с грамматикой иностранного языка часто вызывает разочарование и скуку у маленьких детей. Ребёнок, который с радостью осваивал лексику, основы разговорных навыков, нередко теряет мотивацию к продолжению изучения языка, столкнувшись с необходимостью неоднократного повторения грамматического материала, упорной тренировки грамматических навыков и запоминания сухих схем и таблиц. Как показывает практика, игра – один из самых эффективных приёмов обучения иностранному языку на раннем этапе. Я стараюсь стремиться к тому, чтобы все упражнения, используемые на уроке для отработки учебного материала, носили речевую, коммуникативную направленность. И в этом огромное значение имеют сюжетно-ролевые игры.
Также действенным методом повышения мотивации является использование Интернет-ресурсов. Плюсом данного метода, по моему мнению, является создание такого взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность – это объединение, координация и взаимодополнение усилий по достижению коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Обучая живому, современному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся активно реагировать на них посредством изучаемого языка.
Формируя на своих уроках положительную мотивацию к изучению иностранного языка я также использую технологию сотрудничества. Основная идея данной технологии заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Целесообразно использование метода ажурной ножовки или пилы, который применяется при большом объеме материала. Например, три текста – три группы. 1 стадия – происходит деление на группы 2 стадия – эксперты группы А работают над текстом №1, группы В – над текстом №2, группы С – над текстом №3Каждая группа подробно работает над текстом, а затем все возвращаются в свою домашнюю группу.
В группах эксперты обмениваются информацией по всем трем текстам. Контроль знаний – проверяется каждый ученик по любому тексту, независимо от того, над каким текстом он работал. Разумеется, это далеко не полный перечень методов и приемов работы, которые может использовать учитель для повышения мотивации своих учеников. Следует помнить, что все современные инновационные технологии подразумевают, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая самостоятельно. Является самым действенным стимулом повышения мотивации.
скачатьnenuda.ru