Понятия и определения по темам "Цели и средства". Цель в литературе это


Понятия и определения "Цели и средства" итогового сочинения

07.09.2017

Что такое цель

  • Цель – это результат, к которому стремится человек в своей деятельности, ожидаемый итог.Это осознанный образ предвосхищаемого результата, возникший в сознании человека, представленный им.
  • Цель в жизни с философской точки зрения — это общие ориентиры, которые человек определяет для себя, включающие в себя смысл жизни, назначение своё в ней. Выражаясь более высоко, это миссия, которую каждый видит в своём рождении на земле. Это ответ на вопрос: зачем я живу?Цель с нравственной, моральной точки зрения – это те нравственные принципы, которым пытается следовать человек, это его личная программа обогащения внутреннего, духовного мира, тот образ, к которому стремится  он в своём движении к самосовершенству, ответ на вопрос: каким я хочу быть.
  • Цель с социальной точки зрения – это определение человеком своего места в обществе, его социальной роли, позиции буквально в каждой сфере. Это ответы на вопросы: каково моё место в политической жизни страны, каким я хочу видеть своё материальное положение, какой профессиональной деятельностью буду заниматься, какой я хочу видеть свою семью и др.Цели бывают глобальные, определяющие направление всей жизни человека, и конкретные, как результат той или иной деятельности. Такие цели человек может ставить пред собой почти ежедневно, составляя программу действий на какое-то время.
  • Цели определяются уровнем развития, образования, воспитания человека, особенностями его личностных качеств. Поэтому говорят, что цели бывают высокие, нравственные, способствующие дальнейшему формированию лучшего в человеке, направленные на достижение блага близких, народа, страны. Но бывают и низкие, эгоистичные, цели,   в основе которых – стремление  удовлетворить  лишь свои  потребности без учёта того, приносит деятельность пользу окружающим или нет.
  • По целям можно судить о человек, каков он, насколько развит нравственно, сформирован как личность.

Синонимы к слову «цель»

  1. итог
  2. результат
  3. мечта
  4. назначение
  5. замысел
  6. миссия
  7. установка
  8. идеал
  9. ориентир

Что такое средства

  • Средства — это те методы, приёмы, пути, которые использует человек для достижения своих целей.
  • Конкретная цель определяет средства, которые использует человек. Поэтому средствами могут быть действия человека (например, изучение материала, самоподготовка для удачной сдачи экзамена), слова, поддержка кого-то в трудную минуту (например, стремление успокоить человека, переживающего сильное эмоциональное волнение), наконец, средством могут быть предметы , используемые в конкретной деятельности (например, доски в столярной мастерской)С точки зрения юридической, средства бывают законные и незаконные. Первые не нарушают порядка жизни общества, не наносят вреда окружающим. Вторые угрожают спокойствию и даже жизни людей, несут опасность.
  • С моральной точки зрения есть средства, не нарушающие законов морали, построенные по принципам добра, справедливости, человечности, а есть безнравственные средства, попирающие честь, достоинство людей, несущие в себе зло, переходящие все границы дозволенного.Средства, как и цели, зависят от того, каков человек, насколько он порядочен, сформирован нравственно, социально.
  • Необходимо чётко продумывать средства достижения цели, чтобы не навредить окружающим, не унизить самого себя аморальными поступками.
  • Цель оправдывает средства. Всегда ли верно данное утверждение? Конечно, нет. Любая, на первый взгляд, благородная цель, достигнутая низкими, грязными, беззаконными способами, перестаёт быть таковой, так как достигается болью и страданиями других людей.

Синонимы к слову «средства»

  1. способ
  2. метод
  3. орудие
  4. путь
  5. ресурс
  6. возможность

Мельникова В.А. http://literatura-ege.ru

Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

«Цель и средства» Толкование понятий

цель

Цель

  • Цель – это результат, к которому стремится человек в своей деятельности, ожидаемый итог.
  • Это осознанный образ предвосхищаемого результата, возникший в сознании человека, представленный им.
  • Цель в жизни с философской точки зрения — это общие ориентиры, которые человек определяет для себя, включающие в себя смысл жизни, назначение своё в ней. Выражаясь более высоко, это миссия, которую каждый видит в своём рождении на земле. Это ответ на вопрос: зачем я живу?
  • Цель с нравственной, моральной точки зрения – это те нравственные принципы, которым пытается следовать человек, это его личная программа обогащения внутреннего, духовного мира, тот образ, к которому стремится  он в своём движении к самосовершенству, ответ на вопрос: каким я хочу быть.
  • Цель с социальной точки зрения – это определение человеком своего места в обществе, его социальной роли, позиции буквально в каждой сфере. Это ответы на вопросы: каково моё место в политической жизни страны, каким я хочу видеть своё материальное положение, какой профессиональной деятельностью буду заниматься, какой я хочу видеть свою семью и др.
  • Цели бывают глобальные, определяющие направление всей жизни человека, и конкретные, как результат той или иной деятельности. Такие цели человек может ставить пред собой почти ежедневно, составляя программу действий на какое-то время.
  • Цели определяются уровнем развития, образования, воспитания человека, особенностями его личностных качеств. Поэтому говорят, что цели бывают высокие, нравственные, способствующие дальнейшему формированию лучшего в человеке, направленные на достижение блага близких, народа, страны. Но бывают и низкие, эгоистичные, цели,   в основе которых – стремление  удовлетворить  лишь свои  потребности без учёта того, приносит деятельность пользу окружающим или нет.
  • По целям можно судить о человек, каков он, насколько развит нравственно, сформирован как личность.

Синонимы к слову «цель»

  • итог
  • результат
  • мечта
  • назначение
  • замысел
  • миссия
  • установка
  • идеал
  • ориентир

Средства

  • Средства — это те методы, приёмы, пути, которые использует человек для достижения своих целей.
  • Конкретная цель определяет средства, которые использует человек. Поэтому средствами могут быть действия человека (например, изучение материала, самоподготовка для удачной сдачи экзамена), слова, поддержка кого-то в трудную минуту (например, стремление успокоить человека, переживающего сильное эмоциональное волнение), наконец, средством могут быть предметы , используемые в конкретной деятельности (например, доски в столярной мастерской)
  • С точки зрения юридической, средства бывают законные и незаконные. Первые не нарушают порядка жизни общества, не наносят вреда окружающим. Вторые угрожают спокойствию и даже жизни людей, несут опасность.
  • С моральной точки зрения есть средства, не нарушающие законов морали, построенные по принципам добра, справедливости, человечности, а есть безнравственные средства, попирающие честь, достоинство людей, несущие в себе зло, переходящие все границы дозволенного.
  • Средства, как и цели, зависят от того, каков человек, насколько он порядочен, сформирован нравственно, социально.
  • Необходимо чётко продумывать средства достижения цели, чтобы не навредить окружающим, не унизить самого себя аморальными поступками.
  • Цель оправдывает средства. Всегда ли верно данное утверждение? Конечно, нет. Любая, на первый взгляд, благородная цель, достигнутая низкими, грязными, беззаконными способами, перестаёт быть таковой, так как достигается болью и страданиями других людей.

Синонимы к слову «средства»

  • способ
  • метод
  • орудие
  • путь
  • ресурс
  • возможность

Человек должен ставить цели, стремится к их достижению. Но необходимо чётко продумывать каждый шаг по пути к ней, взвешивая свои поступки, слова, думая не только о себе, но и о людях, живущих рядом. Всегда необходимо стремиться оставаться личностью.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

literatura-ege.ru

Цели и средства

Цели и средстваFinis sanctificat media - это известное латинское изречение переводится как ”цель оправдывает средства”. Однако мало кто знает, что в первоначальном виде оно имело продолжение - “если целью является спасение души”. Кастрированным афоризмом часто пользуются схоласты. С выражением псевдомудрости на лицах они используют его в качестве затычки ртов оппонентов. Чтобы не попасть в тупик в споре с демагогами, попробуем разобраться в смысле крылатого - ставшего бескрылым - выражения.

Оправдывает ли цель средства?

Человеку мыслящему стоит изначально отказаться от упрощенных оценочных умозаключений. Только это позволит благополучно выпутаться из “бермудского треугольника”, сторонами которого являются:

  1. Цель - идеальный образ будущего и мотивирующий фактор в настоящем; может быть заурядной или амбициозной, но обязательно выражает стремление к лучшему.
  2. Средства - инструменты для реализации мечты; их можно выбирать, менять, корректировать.
  3. Совесть  - “всевышний судья человека”, заставляющий оценивать желания и способы их достижения.

Цели и средства: аргументы

Незатейливые борцы с безнравственностью выдвигают несколько постулатов:

  • достичь добра с помощью зла невозможно;
  • благие намерения требуют безгрешных способов воплощения;
  • порочные методики не годятся для чистых планов;
  • никакого замысла нельзя достичь аморальными способами.

Упрощенность сквозит в каждом слове подобных моралите. Они неубедительны, как карточный домик, а их защитников нельзя не заподозрить в примитивизме или лукавстве.

Цели и средства: примеры

В человеческих отношениях никогда не бывает абстрактных замыслов и приемов их достижений. Эти вещи всегда конкретны. Потому и настораживают суждения о направлении цели и средства без учета реального контекста.

Вспомним признание героя фильма “Ирония судьбы” - хирурга Лукашина. Он говорит: “Приходится делать людям больно, чтобы потом им было хорошо”. Но ведь пациенты боятся, когда их режут. Выходит, что в данном случае без зла - боли и страха - нельзя достичь добра - здоровья и долголетия.

С другой стороны, зло можно сотворить с помощью  добра. Именно так поступает сердобольная мамаша, оберегающая от трудностей свое чадо. В результате ее благих намерений из ребенка-неженки вырастает нытик-неудачник.

Второй пример наглядно показывает: выбор средств в каждой конкретной ситуации зависит не только от цели и совести, но и “подводных течений”, омывающих наш “бермудский треугольник”:

  • эмоций: мать безумно любит дитя;
  • силы духа: большинство женщин - никудышные воспитательницы, им не хватает волевых качеств: настойчивости, терпения, требовательности;
  • жизненных обстоятельств: рядом не оказалось мудрого отца или учителя.

Средства реализации целей

Мораль каждого индивида ограничивается его внутренними резервами. Если эмоциональное здоровье, закалка характера, воспитание позволят превозмочь боль, страх, соблазн, горе, эгоизм - будет один результат. В противном случае выйдет совсем другое.

Задача-максимум каждого человека - самосохранение. Философ Т. Гоббс писал: “Чтобы выжить, всякий имеет право прибегнуть к тем средствам, без которых ему не сохранить себя”. И каждый делает это, исходя из своих возможностей.

Никому не дано прыгнуть выше головы. И никому не придет в голову осуждать человека за это. А судить ближнего за малодушие найдется масса охотников. Правда, вопли поборников морали сразу утихают, как только они сами оказываются в патовой ситуации.

Тяжелее обстоит дело с религиозными фанатиками. К примеру, буддисты считают грехом вынужденное убийство в целях защиты близких или самообороны. Пастыри внушают: нельзя продлевать свое существование за счет чужой жизни. Обстоятельства, юридические доводы и здравый смысл в расчет не принимаются.

Средства определяют цель, а итог - поступки

Установки и устремления - всего лишь образы желаемого будущего. Оценивают же не замысел, а деяния, точнее, их результат. На что только ни нацеливался “прекраснодушный” Манилов -  все “прожекты” так и оставались в его голове. Этим гоголевский персонаж и стал знаменит.

А вот другие примеры, на этот раз из истории. Фемистокл сдал персам Афины; Кутузов впустил французов в Москву. Оба знали: на войне приемлемы все методы. В итоге оба стали национальными героями. Факт сдачи столицы не омрачил славы полководцев: победителей не судят.

Цель денежных средств

Материальные ценности играют разную роль в жизни людей. Один копит на дом, другой - на имидж, третий - на черный день, четвертый - просто так. Иной всю жизнь ставит на карту золотого тельца. Деньги - опасная ловушка, когда они превращаются из орудия достижения материального достатка и независимости в самоцель.

По результатам социологического исследования, немцы за последние 50 лет стали богаче на 400%. При этом количество пациентов, страдающих от приступов депрессии, выросло среди потомков Гете и Шиллера почти на 40%.

Богачи зачастую не знают, как распорядиться миллионами. А энтузиасты-новаторы умеют с небольшим количеством дензнаков добиться грандиозных успехов. К когорте  “икаров XXI века” по праву причисляют автора инновационных продуктов Apple - Стива Джобса. По признанию короля электроники, собрать первый компьютер его побудила не жажда наживы, а желание обеспечить доступными гаджетами своих друзей.

Мудрое отношение к деньгам позволило Джобсу в 23 года заработать первый миллион, а в 25 - первый миллиард. К концу жизни банковский счет его выглядел как телефонный номер.

Джобс всегда был образцом “финансового здоровья”: раздавал деньги тем, кто в них нуждался, причем делал это тайно; был непритязателен в быту; скромно одевался; около 10 лет прожил в доме практически без мебели, зато в гостиной держал старый мотоцикл BMW.

Миллиардер философски отнесся к постигшей его финансовой катастрофе - потере 25 млрд. долларов за год. “Ничто так не формирует личность, как подобные утраты”, - прокомментировал ситуацию Джобс.

Цели и средства в литературе

Мир художественных произведений перенаселен персонажами, для которых благие целеустановки лишь ширма, скрывающая низменные планы. Приведем примеры из новейшей литературы:

  1. Ю. Нестеренко, “Крылья”. Ученые решили, что населению планеты пора уже достичь трансчеловеческого уровня. Надо лишь избавиться от “балласта”, озабоченного плотскими наслаждениями. Светлое будущее приблизили путем мировой нановойны, в которой было истреблено 95 % “недостойного” человечества.
  2. А. Сапковский, “Сага о ведьмаке и ведьмачке”. Правитель Эмгыр оправдывает намерение учинить над родной дочерью инцест “суровой необходимостью”. Плоду порочной связи отводится роль спасителя мира.
  3. Ло Гуаньчжун, “Троецарствие”. Лю Бэй хочет объединить разорванную на части страну и лишить власти узурпатора Цао Цао. Для этого ему придется пойти на сделки с совестью, к примеру, убить своего родственника, который правит в одной из провинций. Лю Бэй не видит другого выхода, кроме как уподобиться своему беспринципному антагонисту Цао Цао.

Каждое из упомянутых произведений поднимает проблему человеческой совести. Этот “внутренний сторож человека” - главный ориентир при выборе инструментов для реализации жизненных планов.

Подведем итоги

  1. Абстрактные рассуждения - плохие помощники в решении проблем. Характер взаимоотношений цели и средств определяется контекстом той или иной ситуации.
  2. Абсолютизировать одно средство - крайне непродуктивно. Надо иметь богатый инструментарий методов и владеть механизмом их сочетания, взаимозаменяемости или коррекции.
  3. Проблема цели и средства - это проблема выбора. Она решается индивидуально с помощью собственной совести. Поэтому реагировать на чьи-то негативные оценки, позволять ограничивать себя в действиях, внедрять в голову стереотипы и псевдопроблемы - значит не быть личностью.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

 

Смелость и трусость « Предыдущая запись Человек и общество Следующая запись »

rostduha.ru

Литературоведение | Библиотека студента - Учебники (страница: 7)

Библиотека студента

3.1.2. Предмет и цель художественной литературы

Предмет художественной литературы. Многовековое развитие художественной литературы, характеризующееся все большим проникновением ее во внутренний мир людей, и их связи с окружающим внешним миром, в их отношения друг с другом, закономерно приводит к мысли, что главным предметом литературного изображения является человек. Завоевание человеком центрального места в художественных произведениях было, как указывал Белинский, результатом большого пройденного человечеством пути художественного познания и творчества. Останавливаясь на древней индийской поэзии и других видах древнего индийского искусства, Белинский отмечал обожествление в них природы и выдвижение на передний план «растений, змей, птиц, коров, слонов и прочих животных». Человек занимал в этом искусстве лишь подчиненное по отношению к природе положение - «только ее служителя, жреца и жертвы». Следующим этапом в развитии образного мышления была древнеегипетская мифология.

Полновластно «человек вступил в свои права» только в древнегреческом искусстве: «Боги Греции не что иное, как образы идеального человека, обожествление человека». С момента прихода в искусство человека как главного героя открывается возможность для великих завоеваний в области художественного творчества (эпопеи Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана). В подавляющем большинстве литературных произведений на первом плане именно люди, их жизнь, деяния, мысли, чувства, борьба. Поэтому воспоминание о том или ином писателе оказывается связанным прежде всего с образами его героев.

Но человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял преобладающее место в его творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображенное в ней - природа, животные, вещи - получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотношении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями.

Правда, в пейзажных стихах и картинах природы, воспроизведенных в прозе, главный объект изображения - именно природа, но не сама по себе, а в обязательном соотнесении с человеческой жизнью. Еще Гораций говорил, что только плохой поэт описывает рощи, ручей, жертвенник, шумящий поток, радугу вне всякой связи с человеком. А один из английских поэтов первой половины XVIII века Александр Поп остроумно сравнивал картины природы, изображенные ради них самих, с обедом, приготовленным из одних соусов.

Приведем тютчевское стихотворение, посвященное морю:

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

Тютчев пишет о море, о его многоцветных в лунную ночь красках, о его живом, бурном дыхании, о гремящих и сверкающих волнах,- и какое высокое человеческое чувство праздника жизни, ее полноты, могучей красоты возникает у читателей!

Своеобразие предмета литературы органически связано и со своеобразием ее цели. Другими словами, человек в художественных произведениях столько же является их предметом, сколько и целью.

Цель художественной литературы. Наиболее верное и отчетливое понимание этого вопроса было дано такими гениальными мыслителями, как В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

Раскрывая смысл данного им определения искусства как «учебника жизни», Чернышевский говорил о том, что искусство, во-первых, воспроизводит жизнь, во-вторых, объясняет ее явления и, в-третьих, произносит над ними свой приговор. Изображая действительность, искусство и литература знакомят с существенными характерными явлениями, вводят их в поле зрения людей, выявляют существо развивающихся, текучих процессов жизни.

Русские революционные демократы внесли неоценимый вклад в понимание цели искусства и литературы, роли художественных произведений в общественной жизни. Они выдвинули на первый план и с большой полнотой охарактеризовали идейное, нравственное, эстетическое назначение как отдельных литературных произведений, так и литературного творчества в целом. Белинский, который проанализировал идейно-художественные богатства пушкинской поэзии, высказал уверенность в том, что в будущем произведения великого поэта будут воспитывать эстетическое и нравственное чувство. А Чернышевский писал: «Поэты - руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».

 

2009-05-05 18:07:32 Учебники — вернуться к списку

www.studd.ru

Цель литературного образования

Существовавшая система ЛО являлась органической частью административно-командной системы в области образования. Она была основана на принципах единомыслия, принудительного уравнивания, классовых подходов, партийности, социалистического реализма, догм и стереотипов. Литература превратилась в дополнительное пособие к истории. Предметом внимания школьников были не художественные произведения, а классовая идея.

С провозглашением приоритета общечеловеческих ценностей такие подходы к литературе недопустимы.

Новые программы предъявляют особые требования к профессионализму учителя, поскольку коренным образом преображается его роль и значение в процессе обучения, необычайно возрастает философский и психолого-педагогический уровень его подготовки. В них последовательно осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и художественных произведений, а также путей изучения конкретной темы. Введены произведения, входящие в круг детского чтения, но ранее не изучавшиеся в школе.

Обогащены разделы зарубежной литературы, что позволяет учащимся воспринимать классическую словесность в контексте мирового литературного процесса.

В современной поэзии и прозе обозначены не только новые авторы, возвращаются забытые имена, дается творчество писателей русского Зарубежья.

Учитель вправе вносить в

Программный материал изменения (в пределах 20% от общего количества часов в данном классе), не нарушая логики курса.

По такому принципу построена “Программа по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений”, рекомендованная Министерством образования России (научный руководитель Т. Ф. Курдюмова).

Для углубленного изучения предмета в школах гуманитарного профиля.

Министерство образования Российской Федерации предлагает программы А. Г. Кутузова и В. Г. Маранцмана (М.,Просвещение, 1991,1992гг.)

Альтернативная программа по литературе для 5-9 классов опубликована в “УГ” N 18-21 за 1992г., разработана она Московским институтом развития образовательных систем (автор Княжицкий А. И.)

Количество часов, выделяемых на изучение русского языка и литературы в каждой конкретной школе или отдельном классе, зависит от того, какой учебный план избран для работы и какие изменения внесены в него.

При расхождении количества часов в учебном плане и программе, учителю дано право самостоятельно вносить коррективы, исходя из особенностей состава учащихся, уровня их языковой подготовки и литературного развития, /отредактированные программы утверждаются на методическом объединении.

Историко-литературный курс 8-11 классов включает и изучение литературы 18 века, эпохи классицизма, когда наблюдается резкий разрыв между культурой Древней Руси и Российской империи. Реформы Петра резко изменили направленность русской литературы, носителями и создателями российской культуры становятся уже не монахи, дворяне, но связь ее с Библией не прерывается.

Конец XIX и начало XX века – время смутное и тревожное, полное страшных предчувствий и пророчеств. Обострение социальных противоречий, стремительный рост технического прогресса, смешение этических норм, эксперименты в духовной жизни – это все приметы наступления нового века.

Русская литература почти вся пронизана поиском Бога. Богоискательство или богоборчество – одна из тем творчества Достоевского. Роман ” Преступление и наказание ”...

– это рассказ о современном Достоевскому молодом интеллигенте, который и потерял Бога, и хочет его найти.

В рассказе “Суламифь” А. И. Куприн обращается к одной из самых поэтических и самых сложных книг Ветхого Завета, книге “Песнь песней”. Эта книга рассказ о любви Бога к избранному народу Израиля. Для того, чтобы показать суть этой любви, тайну избрания, автор книги “Песнь песней” использует аллегорию. Он рассказывает о любви мужчины и женщины. Именно так он пытается на человеческом языке рассказать о том, что нельзя выразить словами. Куприн же использует этот сюжет для раскрытия одной из важнейших тем своего творчества, темы любви.

“Если мы хотим, чтобы наша молодежь научилась по-настоящему читать и понимать классику, мы и должны научить ее понимать самую сущность явлений, а этому и учит нас самая главная книга – Библия”.

Русскую классику читать нужно. И хорошо это делать в “школьные годы чудесные”. Но в связи с сокращением часов, отводимых в школьных планах на литературу, правильно ли отдавать классике все урочное время?

Классика не стареет. Но не стареет она лишь для развитого, думающего, тонко чувствующего, эмоционального читателя. Уровень накала чувств, тонкость движения души, причудливая жизнь сердца, в сущности, могут оказаться одинаковы и у пушкинской Татьяны, и у юной девушки XXI века. Но – не у любой современной девушки, совсем даже не у любой.

Классическая литература для большинства сегодняшних школьников, более скучна и безжизненна, чем для их родителей, и авторитет “самой читающей страны” нам, по-видимому, в ближайшем будущем не вернуть. Незнание наизусть стихотворных отрывков вызывает гораздо меньший дискомфорт, чем компьютерная неграмотность.

У современного школьника возникает ощущение, что современной литературы нет. Вся литература кончилась в XIX – начале XX века. Стоит ли делать титанические (для современной молодежи) усилия, дабы приобрести привычку к чтению.

“Существует мнение, что современному учителю следует, наряду с произведениями классической литературы, знакомить учащихся с новинками современности, так как может случиться так, что, прививая похвальную привычку к солидному, серьезному чтению, мы отвратим школьника от чтения вовсе.”

Но нельзя забывать, что классика, которую мы изучаем в школе, уже вошла в национальный канон, в национальную систему координат, включающую в себя и нашу общую историю, общую географию и проч. А текущая литература в эту систему координат по определению не входит, она для этого должна как минимум перестать быть текущей. И таких произведений-вех, произведений-скреп существует в нашей литературе больше, чем возможно узнать за время, отводимое сегодня на изучение литературы в средней школе. Поэтому включение в программу даже новой классики (Платонова, например) возможно только за счет классики старой.

schoolessay.ru

Ответы на вопрос "2. Художественная литература как вид искусства. Сфера, ..."

удожественная литература (наряду с музыкой, живописью и т. п.) "один из видов искусства. Слово "искусство" многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). Искусство в качестве художественного творчества было отграничено от искусства в более широком смысле (как умения, мастерства, ремесла) .мыслителями XVIII-ХIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между "искусно сделанными вещами" и "произведениями искусства"

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходитэстетическое освоение мира человеком общественным.

 

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическаяфункция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функцииискусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

www.konspektov.net

цель - это... Что такое цель?

То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; поставленная задача, определенное намерение.

О важности цели, степени ее осознанности, интенсивности стремления к ней; о близости, возможности ее достижения.

Абсурдная, авантюристическая, близкая, боевая, важная, великая, величественная, верная, вожделенная (устар.), выполнимая, главная, глубокая, глупая, грандиозная, далекая, дерзкая, дерзновенная, долгожданная, достижимая, доступная, единая, жалкая, желанная, жизненная, заветная, завлекательная, заманчивая, заповедная, здравая, истинная, конечная, конкретная, ложная, лучезарная (устар. поэт.), манящая, намеченная, нарочитая, неведомая, невозможная, невыполнимая, недостижимая, неизвестная, неизъяснимая, нелепая, неопределенная, непосредственная, нереальная, несбыточная, неясная, обдуманная, обширная (устар.). общая, ограниченная, окончательная, определенная, основная, осознанная, отдаленная, отчетливая, ощутимая, положительная (устар.), практическая, привлекательная, призрачная, прямая, пустая, реальная, революционная, решительная, секретная, серьезная, скрытая, сокровенная, специальная, существенная, тайная, твердая, творческая, туманная, увлекательная, умственная (устар.), утопическая, фантастическая, частная, четкая, широкая, ясная.

О благородной, честной цели.

Бескорыстная, благая, благодарная, благодетельная, благородная, благотворительная (устар.), благотворная (устар.), великодушная (устар.), возвышенная, высокая, добрая, достохвальная (устар.), завидная, моральная (устар.), нравственная (устар.), полезная, похвальная, прекрасная, светлая, святая, священная, славная, хорошая, честная, чистая.

О нечестной, низкой цели.

Аморальная, безнравственная, гнусная, грязная, дурная, злая, карьеристская, корыстная, корыстолюбивая, мелкая, нечестная, низкая, низменная, отвратительная, пакостная, подлая, пошлая, предвзятая, презренная, своекорыстная, темная, эгоистическая. Блаженная, выспренняя, капитальная, обаятельная, фискальная. Автономная, военная, государственная, историческая, классовая, мирная, общая, общенародная, освободительная, политическая, промышленная, техническая, технологическая, финансовая, экономическая и т. п.

Словарь эпитетов русского языка. 2006.

epithets.academic.ru