Аутизм – это врожденное заболевание, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей, затруднения в разговорной речи и иногда снижение интеллекта.
Основные симптомы аутизма появляются еще в раннем детстве, это: отсутствие интереса к окружающим людям, задержка умственного развития, маленький словарный запас или полное отсутствие речи у ребенка, иногда агрессивное поведение.
Для диагностики аутизма используются определенные критерии, по которым врачи оценивают поведение ребенка.
Аутизм — это неизлечимое заболевание, однако раннее выявление аутизма и вовремя начатая работа с больным ребенком позволяет значительно ослабить симптомы аутизма и помочь ребенку научиться жить в обществе и общаться с другими людьми.
Аутизм – это врожденное заболевание, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей, затруднения в разговорной речи и иногда снижение интеллекта.
Синдром Аспергера – это разновидность аутизма. Отличие синдрома Аспергера заключается в том, что на фоне затруднений при общении с другими людьми и неспособностью выражать и понимать эмоции, у детей сохраняется нормальный словарный запас и нормальные умственные способности. Считается, что синдром Аспергера – это более легкая форма аутизма.
В настоящее время причины развития аутизма не известны. Ни одна из предложенных на данный момент гипотез о развитии этой болезни не имеет полного обоснования.
Тем не менее, достоверно известно, что аутизм не может быть вызван непониманием в семье или плохими взаимоотношениями между ребенком и родителями. Ни родители ребенка, ни сам ребенок не могут быть виноваты в появлении этой болезни.
Предположения относительно того, что аутизм развивается в результате вакцинации или неправильного питания не нашли подтверждения в ходе исследований.
Исследователи аутизма полагают, что в основе этого заболевания лежит сочетание генетических факторов и неблагоприятных воздействий внешней среды (таких как, осложнения во время родов, инфекционные заболевания у беременной женщины, воздействие токсических веществ на беременную и пр.)
Отмечено, что если в семье есть один ребенок с аутизмом, то риск развития аутизма у следующего ребенка повышается в 2,8 раз. Кроме того, риск рождения ребенка с аутизмом выше в том случае, если один из родителей также болен аутизмом.
Аутизм может по-разному проявляться у разных людей, поэтому практически каждый больной аутизмом уникален. Тем не менее, существуют определенные общие черты аутизма, наличие которых помогает поставить этот диагноз. Симптомы и признаки аутизма отличаются в зависимости от возраста, поэтому мы рассмотрим основные признаки раннего аутизма (у детей младше 2 лет), детского аутизма (до 18 лет) и аутизма у взрослых.
У большинства детей первые симптомы аутизма появляются еще на первом году жизни. Родители могут заметить, что поведение ребенка отличается от поведения его сверстников:
Наличие этих симптомов не всегда говорит о наличии аутизма. Тем не менее, если вы замечаете, что ваш ребенок избегает общества, не разговаривает, выглядит «погруженным в себя», вам следует обратиться за помощью к врачу-педиатру.
У детей с аутизмом старше 2 лет сохраняются те же симптомы аутизма (ребенок не откликается на свое имя, не смотрит в глаза, предпочитает играть в одиночестве, не проявляет интереса к другим детям и пр.) Кроме этих симптомов могут появляться другие признаки аутизма:
Период полового развития может протекать для ребенка с аутизмом намного сложнее, чем для обычного подростка. Ребенок может быть агрессивным по отношению к окружающим, возможно развитие у подростка депрессии, тревожных расстройств или эпилепсии.
Признаки аутизма у взрослых зависят от того, насколько тяжело протекает заболевание. Как правило, у взрослых наблюдаются следующие симптомы аутизма:
Если аутизм протекает в легкой форме, что к 20-25 годам человек может жить самостоятельно и иметь некоторую степень независимости от родителей. Это возможно при развитии достаточных умственных способностей и навыков общения с другими людьми. Практически каждый третий больной аутизмом способен обрести частичную независимость от родителей.
При более тяжелом течении аутизма человек может нуждаться в постоянном присмотре окружающих людей, особенно, если он не умеет разговаривать и его интеллект ниже среднего.
Если вы подозреваете аутизм у своего ребенка, то вы можете самостоятельно определить, есть ли повод для волнения.
Ниже представлен тест на аутизм, который проводят всем детям в возрасте 1,5 лет в США для того, чтобы выявить наличие возможных проблем у ребенка. Этот тест называется CHAT (Checklist for Autism in Toddlers – Проверка на аутизм для маленьких детей).
Если на большинство вопросов вы дали отрицательный ответ – то риск аутизма очень высок.
Если у вашего ребенка имеются симптомы аутизма, вам следует проконсультироваться с педиатром. Для постановки диагноза аутизма обычно требуется врачебная комиссия, которая включает психолога или психиатра, лечащего педиатра, невролога и других специалистов. Родители ребенка и его учителя (воспитатели) также могут быть включены в комиссию, так как они обладают важной информацией о развитии ребенка с самого раннего возраста.
В диагностике аутизма важным моментом является отличие этого заболевания от других нарушений развития ребенка, таких как детский церебральный паралич (ДЦП), генетические заболевания, вызывающие умственную отсталость у детей и пр.
Для того чтобы поставить диагноз аутизма, врачи оценивают поведение и развитие ребенка по нескольким критериям, предложенным Американской Психиатрической Ассоциацией. Мы представили эти критерии в виде таблицы.
Наличие аутизма можно считать подтвержденным, если у человека отмечается:
Наличие хотя бы 2 из представленных признаков: |
Отсутствие таких элементарных навыков общения с другими людьми, как зрительный контакт во время разговора, отсутствие мимики, жестикуляции, попыток направить разговор в определенное русло. |
Отсутствие дружеских отношений со сверстниками. |
|
Отсутствие спонтанных попыток найти себе развлечение, интересное занятие, собеседника. |
|
Неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других. |
|
Наличие хотя бы 1 из представленных признаков: |
Задержка или полное отсутствие развития разговорной речи (маленький словарный запас), которые не компенсируются мимикой или жестикуляцией во время разговора. |
У детей (или взрослых) с адекватной речью — отсутствие инициативы начать разговор или поддержать беседу. |
|
Стереотипные, повторяющиеся фразы или слова. |
|
Неспособность имитировать какие-то действия (например, ребенок не «укладывает куклу спать» в коробку, которая служит кроваткой для куклы) |
|
Наличие хотя бы 1 из представленных признаков: |
Проявление интереса только к одному (или более) предмету, привязанность к определенным вещам, местам, стереотипам поведения. |
Приверженность к определенным ритуалам, не несущим особого смысла (например, есть только из белых тарелок, мыть руки в течение 15 минут подряди т.п.) |
|
Стереотипные, повторяющиеся движения руками или всем телом (похлопывания руками и пр.) |
|
Заинтересованность не целым предметом, а его частью (например, ребенок играет не со всей машинкой, а только с ее передним правым колесом) |
|
Наличие проблем, которые появились у ребенка в возрасте до 3 лет хотя бы в одной из следующих областей: |
Социальное взаимодействие (общение) |
Разговорная речь |
|
Симоволические действия или имитация действий (например, в игре) |
К сожалению на данный момент не существует методов лечения , которые могли бы привести к полному выздоровлению ребенка или взрослого от аутизма. Тем не менее, разработано множество методик, которые помогают людям с аутизмом научиться самостоятельно жить и общаться с другими людьми. Чем раньше был выявлен аутизм и чем раньше начато его лечение, тем лучше прогноз для ребенка и выше шанс, что он сможет стать полноценным членом общества.
Для лечения аутизма используются различные программы реабилитации, курсы поведенческой терапии (где детей обучают основным навыкам общения, как вести себя в определенных ситуациях) и специальные школы, направленные на обучение детей с аутизмом.
Многие родители задаются вопросом, как вести себя с ребенком, болеющим аутизмом. Ниже приведено несколько советов для родителей:
Общение подразумевает обмен вербальными (с помощью слов) и невербальными (с помощью жестов, мимики) сообщениями между людьми. Большинство детей с аутизмом имеют затруднения при общении с другими людьми. Вот несколько советов, которые могут вам помочь:
1. Чистка зубов очень важна, так как позволяет предотвратить развитие кариеса и других заболеваний зубов и ротовой полости. У вас есть два варианта: чистить зубы ребенку, либо научить ребенка делать эту процедуру самостоятельно. Обучение ребенка чистке зубов может быть длительным, но все-таки это возможно. Не существует универсальных методов обучения, которые подошли бы любому ребенку с аутизмом: иногда этого можно добиться с помощью карточек, на которых имеются пошаговые картинки-инструкции, иногда в процессе игры с ребенком, иногда на собственном примере.
2. Посещение туалета может оказаться сложным для любого ребенка, но у детей с аутизмом этот процесс может вызвать особые затруднения. Обучение ребенка посещать туалет самостоятельно может затянуться на несколько месяцев. Лучше начать обучение ребенка тогда, когда он начнет понимать, что хочет в туалет (это можно заметить по его поведению, мимике и пр.)
Ваш ребенок сначала может не понять смысла в отказе от подгузников, в которых ему было так удобно несколько лет. Переход с подгузников к использованию горшка не желателен, так как у ребенка сформируется новая привычка, и в будущем вам будет намного сложнее отучить его от горшка и научить посещать туалет. Поэтому рекомендуется от подгузников сразу перейти к туалету.
Постарайтесь отметить время дня, в которое ваш ребенок опорожняет мочевой пузырь или кишечник (если вы кормите ребенка по расписанию каждый день, то опорожнение так же происходит примерно в одно и то же время суток). Во время того, как ребенок писает или какает, покажите ему фотографию туалета и произнесите «(имя ребенка), туалет». Меняйте подгузник ребенка в комнате, где есть унитаз: так ребенок начнет связывать свои отправления с посещением туалета. В те часы суток, когда ребенок чаще всего испражняется – отведите его в туалет, разденьте и посадите на унитаз. Даже если ребенок не опорожнил мочевой пузырь или кишечник, продолжайте вести себя так, как будто это произошло: воспользуйтесь туалетной бумагой, оденьте ребенка, вымойте ему руки и выведите из туалета. Каждый раз, когда ребенок справляет нужду вне туалета – как можно скорее отведите его туда. Обязательно награждайте ребенка, если он пописал или покакал в унитаз (похвалите его или дайте любимую игрушку, печенье и т.д.)
3. Мытье рук очень важно после посещения туалета и перед едой. Во время обучения всегда выполняйте все действия в одной и той же последовательности. Например: поднять рукава-открыть кран-намочить руки-взять в руки мыло-намылить руки-положить мыло-сполоснуть руки-закрыть кран-вытереть руки-опустить рукава. Первое время стойте рядом с ребенком и помогайте ему, направляя его действия, либо подсказывая с помощью карточек.
Обучение ребенка, как правило, производится на дому приходящим специалистом, либо родителями. Кроме того, в некоторых городах существуют специальные школы для детей, страдающих аутизмом. Обучение ребенка производится по особым методикам, разработанным известными психологами, педагогами или психиатрами. Мы перечислим наиболее распространенные учебные программы для детей с аутизмом:
Некоторые родители детей, больных аутизмом, сообщают, что диета может значительно улучшить симптомы аутизма. Эта диета основана на предположении о том, что в кишечнике людей с аутизмом не усваиваются некоторые белки (казеин и глютен). Исключение из рациона питания продуктов, содержащих казеин и глютен, якобы может вылечить ребенка от аутизма.
Однако ученые доказали, что большинство детей с аутизмом имеют нормальное пищеварение, и безглютеновая диета не приводит к выздоровлению ребенка.
polismed.ru
Когда в семье рождается ребенок – это всегда радостное событие. Все с радостью наблюдают, как он растет, развивается. Но иногда родителей может насторожить тот факт, что их кроха ведет себя как-то по-особенному, и что на самом деле в его поведении и развитии что-то идет не так, как надо. Малыш существенно отличается от окружающих детей, его поведение, речь и взаимодействие с социумом несколько не соответствует нормам данного возраста. Это заболевание называется аутизмом.
Аутизмом называют нарушение психического формирования личности. Уровень развития ребенка при таких расстройствах бывает абсолютно различным. Можно наблюдать как глубокую умственную отсталость, так и одаренность в некоторых сферах искусств. Такое разнообразие симптомов и проявлений заболевания позволяет считать воспитание таких детей одним из самых сложных разделов педагогики. Около 80% больных детей являются инвалидами.
В современном обществе принято считать, что одной из основных причин развития у детей аутизма являются не качественные профилактические прививки. Но подтверждения это предположение не получило. Напротив, считается, что у ребенка должны быть проставлены все прививки по графику, чтобы он был защищен от инфекционных заболеваний. Природа появления аутизма у детей никак не связана с вакцинацией.
Самое главное – не скрывать диагноз, убегая от проблемы. Следует отказаться от всех планов, выстроенных на ребенка и научиться принимать его таким, какой он есть. Создавать доброжелательную атмосферу вокруг него, организовывать такое окружение, которое будет привычно малышу.
У детей аутизм развивается в первые три года их жизни. Ребенок может просто немного отставать в развитии и начало развития заболевания можно попросту пропустить. В некоторых случаях происходит обратная картина: у совершенно нормального ребенка, который вел себя активно и подвижно, с удовольствием лопотал, вдруг наступает такое состояние, что приобретенные им до этого навыки просто утрачиваются.
Аутизм является достаточно неординарной болезнью и проявляется у каждого заболевавшего ребенка по-разному. Однако можно найти общие признаки, которые имеются у всех больных. Симптомы заболевания зависят от возрастной категории детей, потому данную болезнь можно разделить на ранний, детский и подростковый аутизм.
Раннему аутизму присущи следующие характерные признаки и симптомы:
Для этого вида заболевания можно отметить следующие признаки:
Подростковый аутизм характерен для более старших детей и обуславливается наличием следующих симптомов заболевания?
В большинстве случаев аутизм не связан с поражением головного мозга. Да и точных причин развития заболевания никто не может назвать. Самыми распространенными из них являются:
Численность детей с аутизмом в последнее время значительно возросла. Что именно стало тому причиной, пока неизвестно. Возможно, такой толчок дало ухудшение условий окружающей среды, экологии. Кстати, более детальное изучение болезни показывает, что чаще всего аутизм наблюдается у мальчиков.
Поставить точный диагноз можно только клинически. Для этого требуется провести наблюдения за ребенком, отметить возможные симптомы и признаки. Кроме того, в настоящее время имеется достаточное количество тестов, которые помогут провести диагностику.
При выполнении заданий на определение уровня развития, очень часто дети используют невербальное общение. И с тестами, в которых нужно что-то показать, а не сказать, справляются на ура. Именно поэтому следует выбирать несколько методов диагностики.
Если родители замечают симптомы аутизма, надлежит сразу же обратиться к психиатру, иначе диагноз может быть выставлен с опозданием, что существенно снизит шансы ребенка на успешное лечение.
Неотъемлемой частью на пути к излечению ребенка от аутизма являются процедуры, физические упражнения, регулировка питания. Такие действия научат малыша управлять телом и выполнять некоторые навыки, которые необходимы для развития самостоятельности. Тем не менее стандартизированных методов лечения нет, потому каждый прибегает к своим.
Следует помнить! То, что помогает одному, может не принести никакой эффективности другому. Если рекомендованный кем-то метод не показал результат, необходимо прибегнуть к следующему.
Родители должны выбирать способ лечения, опираясь на индивидуальность ребенка, обязательно согласовывая все свои действия с лечащим врачом малыша. Прежде чем согласиться на какой-то эксперимент, нельзя не подумать о том, как его воспримет малютка. При правильном выборе лечения высока вероятность успехов в развитии.
Детей, страдающих аутизмом, учат управлять своим поведением. И чем раньше начать это делать, тем больше возможность достигнуть хороших результатов.
К сожалению, не стоит надеяться, что лечение будет быстрым, необходимо запастись терпением и силами. И главное, настрой родителей, их отношение к происходящему и принятие ситуации – уже 50% успеха.
Для борьбы с проявлениями аутизма врачами индивидуально назначается медикаментозное лечение, которое снижает тревожность и агрессивность ребенка. Но, к сожалению, такое лечение направлено на поддержание организма ребенка, полностью устранить проблему в корне лекарственные препараты не могут.
Назначать лечение может только врач, так как некоторые из перечисленных категорий лекарств приводят к зависимости. К тому же в таком вопросе, как лечение аутизма заниматься самолечением не только вредно для здоровья, но и опасно для жизни.
Проявления аутизма может смягчить и скорректировать специальный режим питания. Для этого нужно следить за тем, что ест ребенок, готовить ему пищу отдельно. Например, ребенку-аутисту лучше не употреблять продукты с содержанием глютена и казеина, отказаться от пищи в которой присутствуют консерванты и красители. Количество сахара и сладостей в его рационе должно быть ограничено по максимуму, лучше употреблять в пищу побольше клетчатки, стараться делать предпочтение высокобелковой пище. Приветствуется бездрожжевая диета, а вот воды (в чистом виде) нужно пить как можно больше, допустимый объем – до 1,5 литров в день для дошкольника.
Замечено, что у многих детей больных аутизмом есть пищевые аллергии. В таком случае должна быть соблюдена диета и сбалансировано питание. Не будет лишним и принятие таких добавок как магний, цинк, а также витамины группы B и C.
Создание границ обучения необходимая часть, поскольку у многих детей возникают проблемы с адаптацией в новых для них условиях.
Вот несколько советов по обучению ребенка-аутиста.
Важно!Не повышайте на больных детей голос, ведь у них очень чувствительный слух. Старайтесь выбирать творческие и интересные задания. При отсутствии желания разговаривать у ребенка, запаситесь картинками, с помощью которых он сможет выражать свои желания. Если малыш не реагирует на свое имя нет надобности повторять его несколько раз, он все равно не поймет, что обращаются именно к нему.
Ни один из врачей не сможет дать никаких прогнозов касаемо детского аутизма, ведь его точная причина до сих пор не ясна. Не существует и единой методики лечения, которая подошла бы всем. Никто не сможет пообещать родителям, что их ребенок успешно окончит школу, поступит в ВУЗ, ведь болезнь еще плохо изучена и как она поведет себя, никто не может спрогнозировать наперед.
Родителей детей-аутистов всегда волнует вопрос: эпилепсия встречается у всех детей, страдающих этим заболеванием? Около 30% детей имеют эпиактивность в мозге. Но если наблюдать за больными ночью, то можно заметить, что данное состояние встречается у 90%, но не доходит до приступов.
childage.ru
Аутизм у детей врождённое психическое расстройство, при котором возникают отклонения в поведении, сложности в познавании мира и неспособность формировать отношения с людьми. Рано проявляется и может включать в себя симптомы развивающейся шизофрении.
При рождении почти все дети с этим расстройством считаются здоровыми и нормальными.
В большинстве случаев симптомы проявляются уже в 3–6 месяцев. Хотя для постановки точного диагноза требуется достижение ребёнком минимум 2 лет.
В таком возрасте признаки становятся более явными, и легко увидеть разницу с другими детьми. Некоторые исследователи утверждают, что сразу после появления на свет малыша возможно заметить слабовыраженные неврологические аномалии.
Некоторые из аутичных детей обладают одарённостью в какой-то области. У кого-то фотографическая память, кто-то управляет цифрами или пишет гениальные стихотворения. И только лишь 25% достигают показателей низкой границы интеллектуальной нормы.
На сегодняшний день точные причины возникновения этого психического расстройства не установлены. Существует много версий, но ни одна из них не имеет клинического подтверждения.
Признаки аутизма обычно заметны даже неспециалисту. Ребёнок отгорожен от окружающей действительности, погружён полностью в свой внутренний мир. У него плохо развивается способность к фантазированию. Не умеет играть и использует игрушки не по назначению. Языковые навыки чаще всего полностью отсутствуют. Дети с данным заболеванием склонны к самоизоляции, им совсем неинтересна окружающая реальность. Попробуем рассмотреть все признаки поподробнее.
Нарушение коммуникативной функции речи. Мы уже говорили о том, что аутичный ребёнок избегает общения, а это со временем может ухудшить возможности его речевого развития. Им свойственно проживать такую болезнь, как эхолалия. Её симптомы проявляются в повторении фраз без понимания того, о чём идёт речь. Чаще всего просто неосознанное повторение последнего слова из сказанной вами фразы.
Его речь недостаточно связана с окружением или ситуацией, она автономна. Характеризуется отсутствием или поздним появлением местоимений в первом лице. То есть когда голодны просто скажут «хочу есть», в то время как здоровые дети заявляют о своих желаниях с употреблением местоимения «я». Или довольно-таки часто путают местами, если всё-таки используют. В таком случае могут на себя сказать «он», а на собеседника «я». Могут проявиться склонности к словотворчеству.
Таким деткам трудно начинать разговор, как и продолжать, если всё-таки начало проложено. Возникают трудности в понимании собеседника. Они не различают юмор и им сложно осознать происходящий диалог.
По статистике, не разговаривает примерно 40% детей с этим заболеванием.
Оторванность ребёнка от мира и невозможность осознать своё место в нём составляют симптомы отсутствия здорового взаимодействия.
Они не смотрят в глаза при общении, потому что это вызывает огромный уровень тревоги, с которым невозможно справиться.
Может присутствовать привычка принимать определённое выражение лица или позу. Построение дружеских отношений также отсутствует. По причине того, что нет возможности разделить с другими людьми свои интересы. Порадоваться вместе при каких-либо достижениях. Им трудно понимать чувства других, поэтому отсутствие сопереживания входит в симптомы аутизма.
Но эти все признаки не исключают наличия привязанности у аутистов. Они проявляют её и любовь своим отдельным способом, непривычным для окружающих.
Симптомы аутизма проявляются в неумении концентрироваться на объекте в целом. Они сосредотачивают своё внимание на отдельных деталях. Если вы покажете ему свою фотографию, ребёнок не увидит целостный образ, а лишь, к примеру, ухо или пуговицу на рубашке. То же самое и с игрушками, она не заинтересует его целиком, а привлечёт отдельной своей деталью.
Если увлекаются, то весь интерес сконцентрирован лишь в одной теме. К примеру, может быть увлечён только цифрами или видеоиграми, а остальное оставлять без внимания.
Присутствует острая необходимость в однообразной деятельности или сохранении определённого режима. Если идёт на прогулку, то строго по одному и тому же маршруту. И при малейшем отклонении от него может отчаянно и до упора сопротивляться. В процессе еды также может сохранять один и тот же ритуал. Если вдруг ему дадут не ту тарелку, с которой он привык есть, проявляет агрессию вплоть до нападения.
Предпочитают предметы, которые можно поворачивать, крутить или открывать. И на это они готовы тратить много часов. К примеру, без конца включать и выключать свет, или каждый день крутить кубик — рубик.
Нередки случаи, когда такие детки проникают «любовью» к какому-то неодушевлённому предмету и никогда не расстаются с ним. Для обычного человека это может быть мелочью, например, кнопка или листочек, в то время, как для аутиста это будет самым ценным и значимым.
Предугадать его реакцию обычно невозможно. Порой совсем незначительный нюанс, такой как, пуговица на рубашке, может вызвать бурю злости и паники.
Чаще всего родители первыми замечают какие-либо симптомы начиная с самого раннего возраста. На таком раннем этапе развития каких-либо серьёзных подозрений не вызывают. Поэтому чаще всего к специалистам обращаются по истечении нескольких лет. В тот момент, когда их опасения возрастают и не находят ответов.
Как мы уже говорили, постановка диагноза невозможна в первые месяцы жизни ребёнка. Но по достижению им трёхлетнего возраста врачи вполне могут определить саму степень аутизма. При лёгкой степени дети вполне могут казаться для окружающих нормальными и иметь минимальные отличия и отклонения. Что же касается тяжёлой, то чаще всего полностью нарушена функция мозга. Такой ребёнок не в состоянии функционировать нормально.
Степень тяжести аутизма варьируется от лёгкой степени к тяжёлой. При лёгкой степени аутизма, люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжёлой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально.
Чаще всего начинают беспокоиться, когда не получают обратной реакции от малыша. В возрасте 3 месяцев детишки обычно узнают близких и проявляют радость при их появлении. Улыбаются, оживляются и пытаются издавать какие-либо звуки.
Малыши с расстройством психики никого не узнают и с ними порой невозможно установить зрительный контакт. Он может смотреть как бы сквозь человека, не воспринимая за живой объект.
Не минуют сложности также матерей, которые решили кормить малыша грудью. Он будет сосать или очень вяло или совсем от неё отказываться.
Инстинкт выживания, вложенный природой, заставляет малыша всячески оживляться при приближении взрослого, который о нём заботится. Он протягивает ручки и прижимается к груди, когда его обнимают. Для детишек с аутизмом попытка взять его на руки равна невыносимой пытке. Он будет всячески препятствовать и изгибаться, пока взрослый не оставит его в покое.
В определённый период развития у малышей происходит процесс перестройки сна, вырабатывается режим. У аутистов же возникает бессонница. Они не капризничают, но при этом лежат с открытыми глазами. И вот так бодрствовать могут очень длительное время.
Очень пугаются всяческих электроприборов, их шум вызывает ощущение паники. И, вообще, для них невозможным является нахождение в большой компании. При этом порой родители беспокоятся, что у ребёнка отсутствует слух, потому что он может не реагировать на громкий звук или когда его зовут. Это происходит потому, что посторонний звук для него неинтересен, если не вызывает страха. Он настолько погружён в свой внутренний мир, что совсем равнодушен к внешним раздражителям.
Когда ребёнок с данными нарушениями научается сидеть, он зачастую раскачивается из стороны в сторону или выполняет монотонные однообразные движения, к примеру, в виде хлопанья в ладоши.
На сегодня не изобрели методы, которые делают возможным лечение аутизма у детей. Но при этом существует много методик для того, чтобы помочь им стать полноценными членами общества. Развив навыки социальной адаптации, и научив их самостоятельности в бытовых вопросах и самообслуживании. Даже деток, у которых присутствуют признаки тяжёлой формы умственного расстройства, вполне реально научить основам общения с другими. Это должна быть совместная и слаженная работа родителей, психологов, детских врачей и психиатров. Обычно с помощью лекарственных средств и даже применению такого метода, как дельфинотерапия, вполне можно повысить интерес к окружающему миру.
Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
Светлана Бук
marypop.ru
Аутизмом называют нарушение развития, характеризующееся неспособностью к нормальному общению и дефицитом языковых навыков. Эти дефекты сопровождаются наличием серьезных трудностей в восприятии и неадекватной реакции на повседневные стимулы (например, звуки), нарушением адаптации к изменениям окружающей среды и повседневной деятельности, а также при изменении окружающей среды и повседневной деятельности по собственной инициативе. Признаки аутизма появляются еще до того, как ребенок достигнет возраста 2,5 лет, и сохраняются в течение всей жизни, хотя некоторые из симптомов могут потерять свою остроту. Из каждых 10 тысяч детей, рождающихся ежегодно в США, двое страдают от аутизма.
Аутизм — это поведенческий синдром, то есть группа конкретных признаков, проявляющихся совместно. Хотя эти отклонения по-разному воздействуют на поведение ребенка, синдром аутизма всегда включает в себя в большей или меньшей степени наличие трудностей в следующих областях.
Трудности в отношениях с другими людьми.
Детям, страдающим аутизмом, трудно формировать эмоциональную привязанность к родителям и другим людям. Это состояние часто проявляется уже в младенчестве — например, ребенок может безразлично относиться к тому, что его берут на руки, или даже не любить этого. Кроме того, страдающий аутизмом ребенок с самого раннего возраста не только не испытывает желания проявлять привязанность в виде физического контакта, но и не устанавливает визуапьных контактов с другими людьми, в социальном плане не реагирует на других улыбкой или иным изменением выражения лица. Создается ощущение, что ребенок не рассматривает людей как индивидуумов, а подчас даже и в качестве людей. Чаще всго создается впечатление, что ребенок-аутист живет в своем собственном мире.
По мере того как страдающий аутизмом ребенок растет, он обычно начинает лучше осознавать, что рядом с ним живут родители и другие знакомые ему взрослые люди и начинает устанавливать с ними некоторые эмоциональные связи и приобретать привязанности. Однако связь с ровесниками или дружба с ними продолжают отсутствовать, как и отсутствует способность играть с ними в игры, требующие совместного участия и сотрудничества. Кроме того, создается впечатление, что дети, страдающие аутизмом, не знают, что такое сочувствие, они не могут «поставить себя на место других людей». С возрастом острота этих проблем может уменьшиться, однако большинство детей-аутистов и в зрелом возрасте продолжают испытывать серьезные трудности в общении.
Трудности взаимопонимания при использовании языка в качестве средства общения.
Нарушения языкового общения характерны для всех детей-аутистов. Хотя трудности, связанные со слухом, не являются характерной особенностью аутизма, маленьких детей-аутистов часто поначалу принимают за глухих. Эксперты считают, что детям-аутистам очень трудно обрабатывать информацию, связанную со значениями слов, речи, даже несмотря на то, что слышат они вполне нормально. Языковое развитие детей-аутистов надолго запаздывает, а в тяжелых случаях они на протяжении всей жизни оказываются неспособными говорить.
Если страдающий аутизмом ребенок и начинает использовать язык, то обычно, по крайней мере на первых порах, он делает это не для целей общения. Иногда кажется, что дети-аутисты получают удовольствие от языка просто как от набора звуков. Характерной особенностью использования языка детьми-аутистами на ранних этапах является эхолалия (тенденция повторять звуки и слова других людей). У некоторых детей повторение по принципу «эха» происходит сразу после того, как то или иное слово произнесено другим человеком. У других детей-аутистов отмечается удивительная способность запоминать целые отрывки из бесед или телевизионных программ, причем удивительно надолго.
Если ребенок-аутист и осваивает правильную речь, то она зачастую перемежается грамматическими ошибками и изобилует другими нарушениями. Одной, очень характерной, особенностью является неумение правильно использовать местоимения. Например, ребенок, который просит дать ему яблоко, вполне может сказать «ты хотеть яблоко». Характерным для детей-аутистов является также и то, что им с трудом удается запоминать названия предметов, высказывать абстрактные мысли и использовать метафоры.
Речь ребенка-аутиста обычно бесстрастна, монотонна, бесцветна, лишена эмоций и других нюансов. Если тон речи и меняется, то зачастую не к месту. Речь не сопровождается соответствующими проявлениями эмоций, такими как жесты или изменение выражения лица; все эти проблемы сохраняются и в зрелом возрасте.
Трудности в области восприятия и реакции на чувственные раздражители.
Дети-аутисты обычно самым неожиданным образом реагируют на любые чувственные раздражители, то есть на предметы и явления, которые они могут слышать, видеть, чувствовать, пробовать на вкус или обонять. Например, ребенок может безразлично отнестись к яркому свету, но впасть в состояние расстройства, услышав отдаленный звук работающей у соседа газонокосилки. Раздражители, которые другими людьми даже не воспринимаются, могут вызвать у ребенка-аутиста всплеск лихорадочной активности или, наоборот, пассивное состояние, при котором ребенок в течение долгого времени пребывает без движения. Ребенок-аутист может никак не отреагировать на полученную травму, боль. Он может не проявить и признаков страха в опасных ситуациях. В целом, как представляется, детям-аутистам лучше удается использовать осязание, вкус и обоняние, чем зрение и слух, как средство изучения окружающей среды и других людей.
Трудности приспособления к переменам в окружающей действительности или повседневном распорядке жизни, или при внесении изменений в них по собственной инициативе.
Дети-аутисты проявляют стремление к сохранению закрепленного порядка в своей жизни. Большие огорчения у такого ребенка могут вызвать даже небольшие изменения, например перестановка того или иного предмета мебели в квартире. Кроме того, многие дети-аутисты сильно привязываются к казалось бы бессмысленным предметам — например, кусочкам ткани, веревочке или аптекарской резинке — и очень огорчаются, если эти предметы у них отбирают. Они также часто придумывают себе ритуалы, например постоянно прикасаться к определенным предметам в четко определенной последовательности.
Желание сохранить заведенный порядок жизни, возможно, также объясняет, почему у некоторых детей-аутистов отмечаются странные двигательные нарушения, такие как частые, казалось бы бесцельные, взмахи руками, дерганье себя за волосы, удары себя по голове, качание, кружение, раскачивание взад-вперед или принятие «скульптурных» поз. Кроме того, дети-аутисты часто завороженно следят за предметами, осуществляющими повторяющиеся движения. Они поглощенно наблюдают за крутящимися предметами, например вентиляторами или юлой, в то время как обычные игрушки использовать в творческих играх «понарошку» они зачастую не могут.
Дети-аутисты в старшем возрасте, а также взрослые больные, проявляют особый интерес к таким видам деятельности, которые связаны с зазубриванием, например запоминают наизусть расписание поездов или исторические даты.
Трудности с сохранением равномерных темпов развития.
Темпы развития ребенка, страдающего от аутизма, обычно столь же неравномерны, сколь различна степень его развития. Например, ребенок может научиться сидеть в очень раннем возрасте, но потом в течение многих лет не научиться ходить. Зачастую темпы развития ребенка в одной области резко отстают от темпов развития в другой. Например, семилетний ребенок-аутист может уметь одеваться и раздеваться, но не знать при этом, как пользоваться туалетом.
Для того чтобы поставить ребенку диагноз аутизма, необходимо наличие всех вышеупомянутых признаков. С аутизмом могут быть связаны также и другие трудности. Например, считается, что около 75% детей-аутистов страдают, в большей или меньшей степени, от задержки умственного развития, что может лишь усложнить этот синдром. Кроме того, около 25% детей-аутистов в итоге начинают страдать от припадков.
Около 65% детей-аутистов продолжают страдать серьезными недостатками и во взрослые годы. Обычно остальные способны функционировать более независимо в связи с более высоким уровнем умственного развития и развития языковых навыков. Однако и у этих детей отмечаются трудности общения, функционирования в обществе и предметного мышления. Это явление часто называется остаточным аутизмом. У некоторых детей самопроизвольно происходит улучшение состояния, однако, в целом, наилучшие перспективы открывает участие в специализированных интенсивных программах образования.
Причины заболевания
Несмотря на большой объем проведенных исследований, причина аутизма так и не установлена. Специалистам неизвестно, что именно в организме срабатывает не так, в результате чего возникает вышеупомянутый синдром. Поскольку аутизм связан с потерей таких способностей, как восприятие и общение, некоторые специалисты выступили с предположением о возможной связи синдрома с нарушением работы мозговых центров, ответственных за прием и переработку информации в речевой области.
Еще один вопрос, на который предстоит ответить, заключается в следующем: почему аутизм иногда сопряжен с врожденными состояниями. Сюда входят: энцефалит, менингит, задержка умственного развития, ретролентальная фиброплазия, врожденная краснуха (см. краснуха), врожденный сифилис и бугорчатый склероз. Специалисты предполагают, что эти состояния и аутизм могут вызываться общими причинами. Ученые-медики изучают сейчас возможность частичной зависимости аутизма от генетических факторов. Большое значение имеет то, что у родных братьев или сестер детей-аутистов аутизм отмечается в 50 раз чаще, чем в среднем. Частота возникновения других нарушений, например, нарушений речи в семьях, где есть дети-аутисты, также выше, чем в других. В том что касается причин аутизма, одно представляется ясным: этот синдром не связан с недостатками воспитания ребенка со стороны родителей. Нет сомнений в том, что ребенок, страдающий аутизмом, страдает им уже с момента рождения, что дети-аутисты могут родиться у любых родителей, вне зависимости от того, как они воспитывают детей, и что практика воспитания ребенка никоим образом не сказывается на возникновении данного заболевания. Однако, в зависимости от того как родители реагируют на заболевание своего ребенка, он, в пределах своей болезни, может добиться больших или меньших результатов.
ДИАГНОЗ. Любого ребенка, у которого родители подозревают нарушение развития, необходимо показать педиатру, специализирующемуся на нарушении развития. Хотя, как считают эксперты, признаки и синдромы аутизма в большинстве случаев проявляются уже с момента рождения, родители не всегда замечают эти признаки до тех пор, пока ребенок не начинает ходить или даже до более позднего возраста. У большинства детей диагноз ставится в возрасте 2-3 лет, когда очевидными становятся трудности, которые они испытывают с языком и общением, в особенности в сравнении со своими сверстниками.
Особое значение имеет получение точного и детального диагноза состояния ребенка, у которого подозревается развитие аутизма. Поскольку связанные с аутизмом поведенческие нарушения носят столь разнообразный характер, этот синдром очень легко принять за какое-либо иное нарушение, в особенности, когда в одной области нарушение носит незначительный характер, а в других областях они весьма серьезны. С особой осторожностью родителям следует относиться к врачам, которые с легкостью прилепляют к их ребенку ярлык «замедленного», «страдающего умственной отсталостью с аутистическими тенденциями (или особенностями)». Хотя степень серьезности заболевания может быть и разной, тем не менее диагноз аутизма ставится только тогда, когда налицо имеются все симптоматические особенности поведения. Наилучшей клиникой для получения углубленного и точного диагноза является клиника, занимающаяся оценкой развития ребенка на базе того или иного университета. Выше вероятность того, что в таких клиниках подход к делу будет носить междисциплинарный характер, и, кроме того, в них обычно работают группы специалистов, подготовленных и обученных тому, чтобы правильно исключать те или иные болезненные состояния, которые легко спутать с аутизмом. К таким состояниям относятся депрессия, потеря слуха, нарушения речи, связанные с развитием, умственная отсталость, другие нарушения развития, шизофрения (см. психоз) и ненормально медленное развитие, обусловленное нарушениями в окружающей ребенка среде.
На подтверждение диагноза аутизма нередко уходит много времени. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев ребенка приходится неоднократно показывать профессиональным врачам, специализирующимся в нарушениях развития, психиатрам, невропатологу (специалисту по нервной системе), отоларингологу (ЛОР-врач) и специалистам по патологии речи (эксперт по нарушениям, связанным с языком и речью). Для диагностики, скорее всего, понадобятся физические и психологические тесты, долгое наблюдение за поведением ребенка, проверка его умственных способностей и проверка слуха и речи. Для проведения ряда исследований нервной системы может понадобиться госпитализация ребенка.
Если родители сомневаются относительно правильности поставленного диагноза, им необходимо заручиться мнением еще одного специалиста. Кроме того, детей с диагнозом аутизм следует, по меньшей мере раз в год, повторно показывать врачу с целью адаптации программы лечения к их текущим потребностям.
Помощь детям-аутистам можно оказать на основе правильного сочетания специализированных программ обучения и образования. Целью при этом является обучение максимальному использованию тех навыков, которыми они располагают, чтобы компенсировать недостатки. Необходимо постоянно проявлять заботу о детях-аутистах.
Для родителей очень важно как можно больше узнать об аутизме, о конкретной форме, которой страдает их ребенок. Родителям следует требовать от диагностов и других врачей полного объяснения всех обстоятельств.
В настоящее время не существует универсальных эффективных программ по аутизму. Класть в больницы детей-аутистов, как правило, нет необходимости, но тем не менее большинство экспертов соглашаются с тем, что страдающие от аутизма дети в течение всего года должны посещать соответствующие программы, причем начинать делать это практически с момента постановки диагноза. При выборе программ родителям следует избегать таких, в которых упор делается только на один тип терапии, которые заявляют, что они приводят к поразительным успехам. Например, родителям следует с подозрительностью относиться к заявлениям о том, что, якобы, аутизм можно вылечить лекарствами. Пока что нет убедительных свидетельств того, что то или иное лекарство может оказаться эффективным в борьбе с этим недугом. Однако некоторые лекарства могут оказаться полезными в том плане, что они позволяют смягчать симптомы, создающие препятствия для обучения ребенка.
Как и при выборе диагностического центра, родителям здесь следует искать междисциплинарную программу, в которой методы лечения приспособлены к конкретным потребностям отдельного ребенка. Родителям следует убедиться в реалистичности той или иной программы лечения — например, в том, что от ребенка не требуется больше, чем он способен дать или достичь. Программа должна также помогать членам семьи ребенка научиться методам лечения в семье. Для этого очень важно, чтобы родители и врачи доверяли друг другу и уважали друг друга, часто встречались для обсуждения успехов ребенка.
В целом же, хорошая программа лечения должна отличаться наличием структуры и должна содействовать развитию у ребенка навыков речи и общения. Во многих программах лечения используются интенсивные изменения методики поведения, при которых ребенка хвалят и вознаграждают, за то что он выполняет указания, и только иногда должным образом наказывают за неповиновение.
Самым новым и перспективным подходом к образованию и обучению малолетних детей-аутистов является обучение их в кругу семьи. Специалисты из центра по нарушениям, связанным с развитием ребенка, в течение долгого времени встречаются с его родными, учат их соответствующим методикам образования, стимулирования и управления поведением в кругу семьи. Обучение необходимо начинать, как только ребенку поставлен диагноз. В дальнейшем обучение дополняется поступлением ребенка в дневную школу.
В США, в соответствии с федеральным законом, все государственные школы должны обеспечивать образование для всех детей-инвалидов. Однако лишь в очень небольшом количестве местностей существуют адекватные программы для детей-аутистов. Родители детей-аутистов должны объединяться для того, чтобы обсуждать имеющиеся в их распоряжении варианты и изыскивать возможности получения помощи от государства. Кроме того, родители могут связаться с национальным обществом детей-аутистов для получения консультаций о том, как наилучшим образом организовать государственные программы обучения в местности их проживания. Эта ассоциация также может поделиться своей информацией о программах ухода в воскресные дни и во время летних каникул, о специальных центрах лечения подростков и о программах, при которых соответствующие специалисты занимаются детьми-аутистами, с тем чтобы дать их родителям возможность какое-то время отдохнуть.
Очень трудно смириться с тем, что ваш ребенок страдает от аутизма. Нелегко также определить, что можно от ребенка ожидать, и продолжать при этом должным образом заниматься его лечением и обучением в кругу семьи. Многие семьи убеждаются в том, что консультации и советы, которые они получают, сами по себе оказываются бесценным источником помощи и поддержки.
ПРОФИЛАКТИКА. Пока аутизм профилактике не поддается.
zdorovye-rebenka.ru
Аутизм – это врожденное заболевание, которое выражается в потере приобретенных навыков, замыкании в «своем мире» и потере контакта с окружающим. В современном мире дети с таки диагнозом рождаются все чаще. От осведомленности родителей зависит прогноз заболевания: чем раньше мама или папа заметят необычные симптомы и начнут лечение, тем сохраннее будет психика и мозг ребенка. О том, что такое аутизм у ребенка, о его основных признаках и методах коррекции вы сможете прочесть в этой статье.
Когда ребенку ставят диагноз «аутизм», многие родители воспринимают это как своеобразный приговор, ведь люди с этой особенностью довольно сильно отличаются. Что же такое аутизм у детей? Если говорить медицинским языком, то это психическое заболевание, которое ведет к общему нарушению развития. При нем характерна утрата социальной адаптации, нарушенное взаимодействие в обществе и изменение поведения ребенка на замкнутое и агрессивное, если кто-то пытается нарушить его сложившийся мир.
Исследования аутизма ведутся уже давно, но до их пор ученые не могут прийти к единому ответу насчет того, что такое аутизм и из-за чего он возникает. Некоторые считают, что нейротипичные дети просто отличаются от обычных ребят образом мышления и что это нельзя называть болезнью или отклонением. Л. Каннер называл таких детей «маленькими мудрецами», которые живут в своем мире. В какой-то степени это выражение соответствует правде, ведь среди аутичных детей в 10 раз чаще встречаются одаренные личности, чем среди обычных. Но большинство врачей склонны утверждать, что дети с аутизмом плохо адаптируются в обществе, и рассматривают этот диагноз как серьезное нарушение развития.
Впервые термин «аутизм» появился в 1911 году, когда психиатр Эйген Блейлер описывал симптомы шизофрении, главным из которых был «уход в себя». «Аутос» с греческого переводится как «сам». Несмотря на то что у аутичных детей все же присутствует контакт с окружающим миром, термин закрепился, хоть и внес немало путаницы. На данный момент заболевание диагностируется у пяти детей из десяти тысяч. Долгое время причиной развития аутизма считали недостаточную любовь и заботу в младенческом возрасте. Но со временем исследования показали, что дело в органическом поражении мозга, которое чаще всего является врожденным.
Ученым более-менее ясны симптомы и признаки аутизма у детей, о причинах возникновения этого заболевания пока известно мало. В 1964 году психолог Бернард Римланд, у которого был сын-аутист, установил, что появляется это заболевание из-за органических изменений в мозге. Во время внутриутробного развития ребенка некоторые структуры мозга по какой-то причине формируются неправильно. В целом ребенок рождается здоровым, но со временем начинают проявляться особенности психики: замкнутость, стереотипные движения, аутоагрессия. А вот почему происходят эти изменения на самой начальной стадии, врачи пока не установили. Некоторые ученые утверждают, что болезнь начинает развиваться уже в первые недели жизни эмбриона, приводя к биохимическим, генетическим и нейронным нарушениям.
Симптомы и причины возникновения у детей аутизма могут быть связаны с другими заболеваниями и являться их следствием. Такого мнения придерживаются некоторые психиатры. Если у ребенка есть некоторые наследственные нарушения обмена веществ, то это также может стать причиной развития болезни. Например, если количество меди в организме значительно превышает количество цинка. В таком случае нарушается процесс вывода из организма тяжелых металлов и доставки цинка к нейронам мозга. Или у ребенка обнаружена повышенная проницаемость кишечника – в таком случае организм становится уязвимее для различных патогенных организмов. Среди других причин возникновения аутизма можно выделить следующие:
Признаки аутизма у детей могут различаться в зависимости от возраста. Так, к примеру, до двух лет это заболевание диагностируют крайне редко, так как списывают странное поведение на особенности развития ребенка. Какие же можно выделить признаки аутизма у детей 2 лет и младше? Вот некоторые из них:
Признаки и причины аутизма можно легче узнать в более старшем возрасте. С каждым годом дети с аутичным спектром все больше начинают отличаться от своих сверстников. Большая часть заболеваний диагностируется в период с 4 до 6 лет, когда странное поведение уже нельзя списать на характер или темперамент. Какие можно встретить признаки аутизма у детей с двух до двенадцати лет? В основном все проявления аутизма в более раннем возрасте сохраняются, но к ним добавляются некоторые другие, более явные особенности:
Стоит отменить, что если в этот период заболевание не будет вовремя диагностировано, то ребенок может полностью замкнуться в себе и не приобрести необходимых речевых навыков, ведь перестроить привычный жизненный уклад ребенка с возрастом становится все сложнее.
Как проявляется аутизм у ребенка старше 11 лет? У подростков аутическое расстройство личности проходит по-разному. Обычно к этому времени у ребенка уже стоит диагноз, и он получает соответствующее лечение. Подростки с аутизмом, получающие должный уход и развитие, могут обучаться в обычных школах наравне с остальными детьми. Как правило, у таких ребят есть избирательность в обучении. К примеру, они могут очень любить математику или рисование и ненавидеть остальные предметы. У одного из десяти аутистов наблюдаются необычные интеллектуальные способности. А у одного процента есть синдром саванта, который делает их необыкновенно талантливым сразу в нескольких сферах. Некоторые саванты с детства умеют рисовать рисунки на уровне взрослых людей, другие знают несколько языков или читают тысячи книг.
Подростки с аутизмом могут быть вполне адаптированы в социальном плане, но все же они испытывают трудности с общением с людьми. Они не способны распознать обман, сарказм и другие эмоции, а потому очень уязвимы. Находясь внутри своего мирка, они защищены от пугающего внешнего мира, но любое изменение в привычном ходе вещей пугает их и даже вызывает регресс в развитии. Подростки с аутизмом не стремятся к общению, ведут себя обособленно и не вступают в контакт со своими сверстниками.
Признаки аутизма у детей по фото определить нельзя. Но при личной консультации специалист сможет провести диагностику и выяснить, есть у ребенка заболевание или нет. Как диагностируют недуг?
При диагностике аутизма врачи используют комплексный подход: проводится осмотр ребенка, сбор анамнеза, выслушиваются жалобы родителей. По общей картине легче поставить диагноз, так как аутизм – сложное заболевание, в котором не бывает двух одинаковых случаев, а цена ошибки высока. Чаще всего родители жалуются на то, что ребенок не разговаривает, не хочет общаться со сверстниками и вступать с ними в игры. Далее специалист задает наводящие вопросы о родовых травмах, болезнях, прививках и общем развитии ребенка. Особое значение для постановки диагноза имеет наличие наследственных психических заболеваний – если они есть, то вероятность развития аутизма существенно возрастает. Параллельно врач наблюдает за ребенком. Очень часто даже здоровые дети при посещении кабинета врача начинают плакать и ведут себя скованно, поэтому некоторые из специалистов предпочитают встречаться в неформальной обстановке, в которой ребенку будет комфортно.
Помимо вышеперечисленных методов, признаки аутизма у детей легко выявляются по тестам, которые нужно заполнять родителям. Вот некоторые из них:
Аутизм у детей до года замечают обычно очень редко, чаще всего заболевание проявляет себя чуть позже. Уже после постановки диагноза родители вспоминают, что их ребенок с самого рождения вел себя необычно, и картина складывается.
Причины возникновения аутизма у детей еще плохо изучены. Но родители не должны надеяться на то, что симптомы исчезнут сами по себе и ребенок «перерастет» это заболевание. Чем раньше будет начато лечение, тем больших успехов сможет достичь ребенок. Как же проходит развитие ребенка с аутизмом?
Эффективность обучения ребенка с аутизмом, его социализации во многом зависит от степени тяжести заболевания. Врачи выделяют несколько форм аутизма, для каждой из которых характерны свои особенности:
Каждый ребенок уникален, у всех детей с аутизмом признаки и симптомы различаются, и к ним нужно искать свой подход и тщательно дифференцировать вид заболевания для того, чтобы оказать максимальную помощь.
Если все более-менее ясно с симптомами аутизма у детей, причины возникновения этого заболевания пока известны лишь в общих чертах. А это значит, что и специфического лечения пока что не разработано. К сожалению, нет какой-то таблетки или вакцины, которая защитила бы малышей от развития этого заболевания. Лечение аутизма у детей проходит в основном как корректировка симптомов заболевания, своеобразное «сглаживание острых углов». Задача врачей при лечении аутизма состоит в том, чтобы по максимуму реализовать потенциал ребенка и научить его социальным навыкам и коммуникации. Все методы лечения можно разделить на несколько групп:
К сожалению, при аутизме не идет речи о полном излечении – это просто невозможно. Но привести функциональную деятельность мозга в норму можно. Универсального метода лечения не существует – каждый ребенок дает свою реакцию на те или иные методики. Поэтому программа реабилитации разрабатывается исключительно индивидуально, с учетом особенностей малыша.
Обучение детей с аутизмом проходит в основном с помощью поведенческой терапии. Она берет в основу поощрение за правильные действия и игнорирование нежелательных поступков. На сегодняшний момент наиболее известны следующие реабилитационные программы:
На фото дети с аутизмом никак не отличаются от здоровых. Выдает их только взгляд, обращенный внутрь себя и не направленный ни на что конкретное. Но в реальности специалисту после непродолжительного наблюдения за таким ребенком быстро становится понятно, есть у малыша аутизм или нет. Для облегчения жизни родителям врачи выработали несколько правил, которые должны помочь взрослым справиться с тяжелым диагнозом и найти в себе силы жить дальше. Вот что советуют психологи:
Аутизм - непростое заболевание, но и с ним можно прожить долгую и счастливую жизнь. Мамам и папам стоит помнить о том, что подобные дети нуждаются в особом внимании и заботе. Дети, страдающие аутизмом, могут достичь многого только с помощью поддержки родных и грамотных реабилитационных действий.
fb.ru
Аутизм является такого типа врожденным заболеванием, основные проявления которого сводятся к возникновению у ребенка трудностей в попытках общения с окружающими его людьми. Аутизм, симптомы которого также заключаются в неспособности выражения собственных эмоций и в неспособности их понимания по отношению к другим людям, сопровождается затруднениями разговорной речи и в некоторых случаях снижением интеллектуальных способностей.
Актуальное при этой болезни расстройство возникает по причине невозможности слаженной работы различных частей мозга. У большинства людей которым поставлен диагноз аутизм всегда будут присутствовать проблемы, связанные с организацией адекватных взаимоотношений с окружающими людьми. Между тем, диагностирование аутизма в пределах ранней стадии его проявления у больного, а также последующее лечение – все это позволяет все большему количеству людей постепенно реализовать собственный потенциал.
Заболевание располагает тенденцией к появлению его в определенного типа семьях, на основании чего имеется предположение о возможном наследовании аутизма. На данный момент проводится изучение вопроса, касающегося выявления конкретных генов, отвечающих за наследование этого заболевания.
В обществе имеется предположение, что к аутизму может привести вакцинация детей, в частности, используемая в прививках от свинки, краснухи и кори. Однако подтверждения этому факту нет, что проверялось в рамках некоторых исследований. Более того, крайне важно, чтобы все требуемые виды прививок были сделаны ребенку.
Итак, что собой представляет аутизм? Симптомы этого заболевания, как мы уже отметили, проявляются у детей (это врожденное заболевание) в возрасте до трех лет. Как правило, родители начинают замечать, что ребенок несколько отстает в развитии, что проявляется в его неумении говорить и вести себя так, как это характерно для детей в его возрасте. Возможен и такой вариант развития, при котором ребенок все-таки начинает говорить в возрасте его сверстников, однако со временем приобретенные навыки постепенно утрачиваются.
Ребенок отстает в развитии, причем нередко вообще не говорит ничего, от этого может создаваться впечатление о его глухоте. При проверке слуха подтверждается отсутствие такого рода отклонения. Также при аутизме больной использует избыточное повторение, касающееся определенной модели поведения, игр и интересов. К примеру, это могут быть повторения покачивания тела либо необъяснимая привязанность по отношению к некоторым предметам. Особенное расстройство вызывает необходимость изменения привычной в этом случае рутины.
Следует заметить, что «типичного» поведения у больных аутизмам не существует, а потому обобщение и создание единого образа больного для всех случаев является невозможным. Люди с аутизмом могут вести себя по-разному, что определяет конкретная форма этого заболевания в каждом из случаев. Также родители больных аутизмом детей выделяют такую их особенность, как избегание ими зрительного контакта, а также предпочтение играм в одиночку.
Интеллектуальное развитие, которое в определенной степени изменено из-за аутизма, по этой причине соответствует в большинстве случаев показателям ниже среднего.
Зачастую, в подростковом возрасте, дети впадают в депрессию, сильно переживая это, в особенности, если их интеллект определяется как средний или соответствует показателям выше среднего. Также некоторые дети в этот период сталкиваются с проявлениями в виде припадков, в частности, эпилептических.
Напомним, что эпилепсия является таким расстройством в работе нервной системы, при котором возникает ненормальная и крайне интенсивная мозговая электрическая активность, что и приводит к самому припадку. Развиться эпилепсия может в результате повреждений мозга, инфекций или опухолей, однако, в большинстве своем причин, как таковых, нет. Часто больные данное состояние «перерастают», после чего припадков более не появляется. В других случаях возможен контроль над припадками, что осуществляется за счет использования специальных медпрепаратов. Если медикаментозное лечение не определяет эффективного результата для больного, то может быть применено уже хирургическое вмешательство.
Возвращаясь к вопросу, касающемуся того, кто в большей мере подвержен аутизму, отметим, прежде всего, статистику, которая указывает на то, что из 1000 детей на 1 ребенка приходится этот диагноз, причем это общая цифра, которая, к сожалению, может варьироваться и в больших пределах.
Вероятным является то, что наследственная передача заболевания происходит в рамках конкретных семей. Кроме того, если у семейной пары один ребенок страдает от рассматриваемого заболевания, то и второй ребенок, скорее всего, будет страдать от аутизма. Если один из родителей болен этим заболеванием, риск, соответственно, также повышается.
Дополнительно отметим, что риск развития аутизма в четыре раза выше для мальчиков, чем для девочек.
Достоверно известно отсутствие связи аутизма с непониманием либо с плохими взаимоотношениями в семье, то есть, ни родители ребенка, ни он сам в возникновении заболевания не виноваты. Помимо отсутствия такой связи и связи с вакциной, опровергается и связь с питанием, соответственно, неправильное питание не может являться причиной возникновения аутизма.
Предполагается, что наиболее вероятными являются комбинированные факторы воздействия, при которых сочетаются генетические факторы и факторы неблагоприятного внешнего воздействия (инфекционные заболевания при беременности, токсическое воздействие при беременности, родовые осложнения и пр.).
Аутизм является одной из разновидностей психологических нарушений общего типа, его также определяют как аутистическое расстройство. Симптомы, которыми характеризуется аутизм, могут быть спутаны с различными видами существующих психологических нарушений, к примеру, нередко отмечается совпадение аутизма и синдрома Аспергера. Установка диагноза синдром Аспергера производится при наличии общих с аутизмом черт, но при отсутствии общности с критериями, аутизму присущими. Помимо этого, на аутизм могут быть похожи и другие заболевания.
На сегодняшний день в результате проводимых исследований можно утверждать, что выявление аутизма происходит значительно чаще, чем это происходило ранее. К примеру, раньше некоторым детям ставился диагноз «слабоумие», теперь же, в случае актуальных для тех ситуаций отклонений, диагноз определяется как «аутизм».
Учитывая разницу проявлений заболевания у больных, каждый случай этого заболевания является уникальным. Несмотря на это, определенные обобщающие черты все-таки существуют, за счет чего и можно предполагать актуальность аутизма.
В зависимости от возраста признаки этого заболевания проявляются по-своему, потому имеет смысл остановиться на каждой возрастной категории в отдельности. В частности рассмотрим ранний аутизм и его симптомы, детский аутизм и его симптомы, а также аутизм у взрослых, симптомы которого также характеризуются собственными особенностями. Однако перед этим рассмотрим общие признаки этого заболевания, проявляются они в нескольких основных областях:
Социальное взаимодействие, взаимоотношения. Симптомы аутизма проявляются в следующем:
Общение (вербальное, невербальное). Симптоматика аутизма сводится в этом случае к следующему:
Ограниченность интересов в играх и в целом в деятельности. В этом плане симптомы аутизма проявляются в следующем:
У большинства людей с аутизмом отмечается наличие симптоматики, имеющей сходство с дефицитом внимания в комплексе с гиперактивностью. Помимо этого, порядка 10% аутистов располагают каким-либо даром, а также способностями в тех или иных областях. В качестве последнего может выступать, например, способность к рисованию, запоминанию списков, это также могут быть музыкальные способности и т.д.
Зачастую больные аутизмом также располагают и необычным чувственным восприятием. К примеру, легкое прикосновение для них может быть болезненным, в то время как сильное сжатие – успокаивающим. В некоторых случаях боль и вовсе не ощущается. Не исключается наличие необычных увлечений, особые предпочтения (в т.ч. и в пище).
Порядка около 70% аутистов также имеет проблемы и со сном.
В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:
Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.
Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:
К возрасту 11-12 лет дети с аутизмом, как правило, осваивают элементарно необходимые в общении с окружающими навыки, однако и в этом случае одиночество для них является наиболее предпочтительным, потребность в общении отсутствует.
В период полового развития ребенку сложнее, чем другим подросткам. Возможна агрессивность, возникающая в отношении окружения, нередки депрессии, тревожные расстройства, эпилептические припадки.
У взрослых признаки аутизма проявляются в зависимости от того, как тяжело в целом протекает это заболевание. В числе основных симптомов можно выделить следующие:
Течение аутизма в легкой форме указывает на возможность человека в 20-25-летнем возрасте жить отдельно от родителей, в определенной независимости. В частности такая возможность открывается в случае достаточной развитости умственных способностей аутиста и сформировавшихся навыков общения с окружением. Частичная независимость отмечается в каждом третьем случае.
Более тяжелое течение заболевания требует постоянного присмотра за больным аутизмом с окружающими, в особенности, если разговаривать он не умеет и его интеллект определяется ниже среднего.
Наличие настораживающей симптоматики требует обращения к лечащему врачу, после чего, как правило, собирается врачебная комиссия. В ее состав входят лечащий врач, психолог/психиатр, невролог, а также другие специалисты. Помимо этого в составе комиссии могут присутствовать родители, воспитатель или учителя ребенка – информация с их стороны позволяет более точно определить состояние ребенка исходя из наличия различных точек наблюдения перечисленных лиц.
Диагностика аутизма определяет необходимость в определении важных особенностей, отличающих это заболевание от заболеваний типа ДЦП и заболеваний генетических, сопровождающихся с умственной отсталостью и пр.
Методы лечения этого заболевания, к сожалению, отсутствуют, потому утверждать что-либо о полном выздоровлении ребенка или взрослого невозможно. Между тем, существует и целый ряд методик, с чьей помощью люди с аутизмом могут не только жить самостоятельно, но и общаться со своим окружением.
Примечательно, что чем раньше родители смогли определить аутизм у ребенка, и чем раньше, соответственно, началось лечение существующими методиками, тем лучше для него последующий прогноз, тем выше его шансы на полноценную жизнь в обществе.
Примечательно, что некоторые родители больных аутизмом детей придерживаются идеи о том, что диета при аутизме может благоприятно повлиять на основные симптомы аутизма.
Основой для этого служит предположение о том, что кишечник больных аутизмом не способен к усвоению таких белков как глютен и казеин. В результате этого при исключении продуктов с этими белками ребенок, якобы, будет вылечен от аутизма. Ученые же опровергли эту идею, указывая на нормальное пищеварение больных аутизмом, на основании чего безглютеиновая диета ничего не даст таким детям, соответственно, не приводя ни к улучшению состояния, ни к излечению.
Следует учитывать, что нередко в детском возрасте отмечается ремиссия заболевания, за счет которой производится снятие аутизма как диагноза с отнесением его к расстройствам аутистического спектра. Зачастую это происходит, опять же, при применении интенсивной терапии. В целом на данный момент точных цифр в определении выздоровления указать не предоставляется возможным, неотобранные выборки по детям с излечением от этого расстройства располагают показателями на этот счет в пределах 3-25%.
В случае появления симптомов, сходных с симптомами аутизма, необходимо обратиться к педиатру.
Поделиться статьей:
Если Вы считаете, что у вас Аутизм и характерные для этого заболевания симптомы, то вам может помочь врач педиатр.
Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.
Заболевания со схожими симптомами:
Нервный срыв заключает в себе острый приступ тревоги, в результате которого происходит серьезное нарушение привычного для человека образа жизни. Нервный срыв, симптомы которого определяют это состояние к семейству психических расстройств (неврозов), возникает в таких ситуациях, при которых больной находится в состоянии внезапного или чрезмерного стресса, а также стресса длительно текущего.
...Послеродовая депрессия, как указывают данные статистики, является состоянием, с которым сталкивается примерно 5-7 женщин из 10 после родов. Послеродовая депрессия, симптомы которой отмечаются у женщин основной группы репродуктивного возраста, заключается в повышенной чувствительности, которая, в свою очередь, проявляется в целом «букете» соответствующих проявлений. Об особенностях послеродовой депрессии и о том, как с ней бороться – наша сегодняшняя статья.
...Раздвоение личности как психологический термин существует достаточно давно. Известен он всем, более того, особого удивления раздвоение личности, симптомы которой проявляются в появлении в больном второй личности (и большего их количества), а также в осознании им себя в качестве двух и более различных индивидов, не вызывает. Между тем, особенности этого состояния известны не каждому, посему имеет место утверждение того факта, что большинством людей попросту производится неправильная его трактовка.
...Шизофрения, как указывают данные статистики, является одной из наиболее распространенных в мире причин, приводящих к инвалидности. Сама по себе шизофрения, симптомы которой характеризуются серьезными нарушениями, связанными с процессами мышления и с эмоциональными реакциями, является психическим заболеванием, большинство случаев проявления которого отмечается с подросткового возраста.
...Болезнь Паркинсона, которую также определяют как дрожательный паралич, представляет собой длительным образом прогрессирующее состояние, сопровождающееся нарушением двигательных функций и рядом расстройств. Болезнь Паркинсона, симптомы которой с течением времени постепенно усугубляются, развивается по причине отмирания в головном мозге соответствующих нервных клеток, отвечающих за контроль над совершаемыми движениями. Заболевание подлежит определенным корректировкам симптоматики, длиться может на протяжении многих лет и является неизлечимым.
...simptomer.ru
Аутизм представляет собой серьёзное нарушение психического развития с устойчивым течением без ремиссий и проявляющееся впервые в возрасте до двух лет. Это расстройство вызвано отклонениями в развитии головного мозга и характеризуется ярко выраженным дефицитом социального общения, а также повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Несмотря на то, что установлена связь между изменениями многих участков мозга и проявлениями аутизма, учёными до конца не изучены сами процессы развития изменений в мозге, вызывающих аутистические расстройства.
Термин «autismus» был введён швейцарским психиатром в 1910 году. Таким кратким определением врач обозначил особое состояние пациента, а именно – уход в свой собственный мир фантазий, где любое воздействие извне воспринимается как невыносимая назойливость. В отличие от других расстройств деятельности мозга, аутизм проявляется без чёткого механизма и на молекулярном и на клеточном уровнях. Более того, считается, что аутизм обусловлен наличием сразу нескольких расстройств, появившихся в результате влияния многих факторов, затрагивающих все или несколько функциональных систем мозга на ранней стадии развития.
Однозначной причины появления аутизма не выявлено. Насчитывается более тридцати факторов, провоцирующих развитие расстройства. Главными среди них являются хромосомные аномалии, недоразвитие нейронных структур ещё до рождения, биохимические факторы и негативное воздействие окружающей среды. Также существует гипотеза о выработке специфических антител в крови беременной женщины, способных вызвать отклонения в развитии мозга ребёнка.
Некоторые специалисты считают, что аутизм является наследственной аномалией и передаётся на генном уровне. Отчасти этому есть подтверждение, так как чаще всего аутистические проявления наблюдаются у членов одной семьи. Тем не менее, учёные до сих пор не выявили гены, отвечающие за аутизм.
Кроме того причиной развития аутизма могут послужить иммунные и гормональные нарушения, а также различные расстройства нервной системы. Многие считают, что спровоцировать появление болезни могут детские вакцины. Но этому мнению не найдено подтверждения. Если явные изменения в поведении ребёнка произошли после вакцинации, это может говорить о наличии недиагностированного нарушения прежде себя не проявлявшего. Прививка в этом случае могла послужить пусковым механизмом.
Также большое влияние на возникновение данного отклонения оказывает окружение, условия проживания и отношение родителей. Но чаще всего аутизм развивается в результате совокупности вышеперечисленных факторов.
Первые признаки аутизма проявляются в самом начале жизни. Нередко уже к году заметна «необычность» и «странность» таких детей. Внимательные родители всегда заметят нежелание крохи идти на контакт, его однотипные монотонные действия, раскачивание, перебирание, игра с одним и тем же предметом. Часто такой малыш избегает зрительного контакта.
Насторожить должны неравномерное психомоторное развитие, задержка речи, отсутствие звукоизобразительных слов и крайне избирательное внимание. Часто ребёнок не слышит, когда к нему обращаются, никак не реагирует на внешние воздействия, отстранён и безразличен.
Вместе с тем у каждого аутичного ребёнка признаки отклонения могут разительно отличаться. Один малыш часами играет в кроватке сам с собой, не проявляя ни малейшего интереса к окружающему миру. А другой впадает в истерику от звука тикающих часов или капающей воды из-под крана.
В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают серьёзные проблемы с налаживанием коммуникативных навыков. Игнорирование сверстников может смениться стойкой привязанностью к узкому кругу лиц. При этом дать отпор в случае агрессии аутичный ребёнок не способен. В то же время он может молча подойти к человеку и вынуть прямо из рук заинтересовавший предмет. Это не стоит рассматривать как агрессивность, ведь ребёнку владелец вещи представляется просто неодушевлённой помехой.
Также у детей с аутизмом нередки проблемы со сном, выявляются отклонения в пищевом поведении, приверженность к однообразию и чёткому следованию определённого распорядка. Нарушение привычного ритуала действий часто вызывает тяжёлые вспышки гнева.
Основные признаки, являющиеся поводом для обращения к специалистам:
Наблюдая у ребёнка некоторые признаки аутизма, нельзя с полной уверенностью говорить о диагнозе. Подобные проявления характерны для целого ряда нервных расстройств и заболеваний. Родителям необходимо показать малыша специалистам, которые на основании проведённых исследований сделают верное заключение о состоянии его здоровья.
Как правило, аутизм подозревают при наличии не менее шести симптомов из списка в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств. Далее проводится подробный опрос родителей и наблюдение за ребёнком с оценкой действий по Шкале Наблюдений для Диагностики Аутизма(ADOS). В клинических условиях применяется специальная оценочная шкала(CARS), позволяющая установить тяжесть расстройства.
Предварительно ребёнка осматривает педиатр, фиксируя общее состояние малыша. В случае необходимости даёт направление на консультацию к специалисту по отклонениям аутистического спектра или детскому нейропсихологу. Врач проводит исследование не только коммуникативных и когнитивных особенностей ребёнка, но и оценивает семейные условия проживания малыша.
В настоящее время рекомендуется обязательный скрининг детей в возрасте от полутора до двух лет на наличие расстройств аутистического спектра.
Родителям необходимо принять тот факт, что данное заболевание невозможно вылечить полностью. Но своевременное обнаружение проблемы, грамотная коррекционная работа с ребёнком значительно увеличивает его шансы на полноценную жизнь в обществе. В отдельных случаях вовремя начатое лечение позволяет добиться ремиссии, максимально устранить проявления аутистического спектра.
Комплексная коррекционная работа с аутичным ребёнком должна проводиться постоянно. Наиболее интенсивная терапия показана именно в раннем возрасте при первых проявлениях расстройства. Ведущая роль в лечении отводится психолого-педагогической работе, но зачастую не обойтись и без медикаментозного вмешательства.
Стоит отметить, что единого чёткого плана лечения для всех случаев аутизма не существует. Для каждого отдельного ребёнка должна быть разработана индивидуальная программа лечения, учитывающая его особенности и потребности. Как правило, такие программы включают в себя образовательные и поведенческие подходы, сенсорную интеграцию и биомедицинские процедуры. К последним относится лечение иммунной системы, проблем с желудочно-кишечным трактом и других сопутствующих заболеваний.
Немаловажное значение имеет безглютеновая и безказеиновая диета. Переход на такое питание заметно улучшает самочувствие ребёнка, что в свою очередь помогает выйти малышу на новый уровень развития.
Помимо основных способов коррекции, в лечении аутизма популярен и эффективен метод Томатиса. Он представляет собой слуховую терапию с применением системы аудиовокальных тренировок. Через наушники ребёнок прослушивает многообразный набор звуков, сочетающихся с низко- и высокочастотными сигналами. Происходит существенная тренировка среднего уха, положительно влияющая на работу мозга. В результате наблюдается ряд позитивных изменений, среди которых наиболее значим прогресс в речевом развитии и стремление ребёнка общаться с людьми.
В лечении ребёнка, страдающего аутизмом, решающую роль играет поведение родителей. Их любовь, внимание, забота и активные занятия с малышом способны существенно повлиять на здоровье и максимальную адаптированность ребёнка к жизни в обществе.
Нельзя надолго оставлять ребёнка наедине с собой, необходимо вмешиваться в его замкнутый мир. Это поможет снизить разрушительное воздействие на психику. При этом не стоит навязывать определённый режим и распорядок дня. Иначе недовольство и раздражение ребёнка только усилят его отклонения в поведении.
Важную роль играет постоянное обучение навыкам самопомощи, а также частые занятия пением и лепкой. Благотворное действие оказывает арт-терапия и сеансы лечебной верховой езды.
И самое главное – обеспечьте поддержку маленькому человеку. Именно семья способна доказать малышу, что мир настроен дружелюбно, и ему нет необходимости так защищаться.
Не знаете как подобрать клинику или врача по приемлемым ценам? Единый центр записи по телефону +7 (499) 519-32-84.www.knigamedika.ru