Как проявляется атипичный аутизм у детей? Атипичный аутизм у детей что это такое


Атипичный аутизм. Что это? Симптомы, причины и лечение, терапия

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм у детей – неспецифическое первазивное расстройство развитияЭто разновидность заболеваний аутистического спектраТак же, как и классический синдром Каннера, атипичная форма аутизма характеризуется нарушением коммуникативных навыков ребенка, ограниченностью интересов и отставанием в развитии

Однако разница в том, что признаки неспецифического первазивного расстройства развития проявляются несколько иначе – к примеру, позже, чем обычно (в возрасте старше 3-х лет), или они менее выраженыНе стоит думать, что атипичный аутизм протекает легче обычногоНапротив, ряд симптомов при такой форме заболевания может проявляться сильнее

Атипичный аутизм: главная опасность

Основная опасность детского атипичного аутизма состоит в том, что он, как правило, дает о себе знать после трехлетнего возраста и не слишком заметен

В этом случае родители

Могут просто упустить из виду отклонения в развитии собственного ребенкаЗатянуть с восстановлением организма ребенкаИ, в результате, получить тяжелую и с трудом поддающуюся лечению форму

Нередко при атипичном расстройстве диагноз ставится только в подростковом возрасте – тогда, когда отклонения дают о себе знать уже слишком явно.

Поэтому на родителей возлагается особая ответственность – обнаружить малейшие отклонения от нормы в поведении и развитии своего ребенкаВот признаки, по которым можно установить наличие неспецифического первазивного расстройства

Атипичный аутизм: симптомыатипичный аутизм 2

Под термином «первазивное» понимается общее расстройство развития, которое выражается в искажении трех важных сфер человеческой жизни

Это

Социальное взаимодействиеРечевое развитиеНаличие творческого мышления

У ребенка нарушена связь с внешним миромПри этом у разных детей данный симптом может проявляться по-разномуТак некоторые маленькие аутисты не против общения, но не умеют коммуницировать, а другие намеренно ищут одиночества

При специфическом расстройстве страдает не только речь ребенка, как следствие неумения формулировать собственные мысли, но и понимание разговоров других людейАутичные дети понимают речь, обращенную к ним, буквально

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нарушена эмоциональная сфераИм сложно выражать эмоции, а потому они кажутся холодными, неучастливыми и даже безразличнымиНа самом деле, таким малышам часто действительно не свойственно переживать за других людей

Первазивное расстройство развития также нередко характеризуется ограниченностью сферы мышленияЭто выражается в боязни любых перемен и приверженности к привычкамТакие дети окружают себя знакомыми вещами и совершают только привычные, часто монотонные действияВсе новое ввергает их в паникуатипичный аутизм 3

Маленькие аутисты при атипичном протекании заболевания могут вести себя раздражительно и даже порой агрессивноНедуг затрагивает нервную систему, и больной ребенок становится очень чувствительным

Нередко атипичный аутизм сопровождается сенсорными нарушениямиТо есть, такие дети воспринимают и обрабатывают поступающую из внешнего мира информацию не так, как здоровые людиПодробнее о сенсорной интеграции вы можете прочитать на нашем сайте в отдельной статье

Перечисленные выше симптомы неспецифического первазивного расстройства развития у детей могут проявляться не полностьюТакже варьируется степень сложности проблемыТак, например, бывает, что маленький аутист вполне интеллектуально развит, но ему сложно общаться с другими людьмиА встречаются и такие, которые заметно отстают в развитии и с большим трудом понимают речь

При легких формах атипичного аутизма родителям бывает очень сложно выявить у своего ребенка такие отклоненияБолее того, в ряде случаев с этим не могут справиться даже специалисты – настолько симптомы завуалированы

Атипичный аутизм: причины

Основными причинами возникновения и развития аутипичного аутизма у детей медицина называет умственную отсталость и тяжелые речевые расстройстваБолее подробно о других предпосылках появления данного недуга вы можете почитать ЗДЕСЬ

Также на нашем сайте есть статья, в которой освещаются истинные причины аутизма и подобных ему проблем – о них официальная медицина умалчивает

 

Атипичный аутизм: лечение

Врачи официально признают свою несостоятельность в лечении данного недуга, а также всех прочих форм аутизмаКак правило, они прописывают маленьким аутистам тяжелые лекарственные препараты, рекомендуют занятия с логопедом и психиатром

 

Однако мало кто из медицинских работников смотрит вглубь проблемы и старается устранить причины атипичного аутизмаВсе они стремятся немного ослабить симптомы

Наша восстановительная программа – это комплексный подход к нейтрализации большинства причин возникновения и развития болезниИ он действительно работает – на нашем сайте мы собираем удивительные истории полного исцеления аутистов

Узнайте больше о программах восстановления для атипичного аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум

План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организмаОни насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементамиТакже есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

Отказ от ответственностиИнформация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателяОна не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

apicorrection.com

Атипичный аутизм у детей

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз. Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм. А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

                                                   Атипичный и классический аутизм

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога
  • посещение реабилитационных центров
  • иппотерапия
  • систематические домашние занятия

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.

Коррекция атипичного аутизмаПрогнозыОбщение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

Видео — Атипичный аутизм, занятие

Реклама Яндекс

autizmy-net.ru

Атипичный аутизм - причины, симптомы, диагностика и лечение

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм – психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями головного мозга и характеризующееся дизонтогенезом. Проявляется ограниченностью социальных взаимодействий, снижением познавательной активности, речевыми и двигательными стереотипиями. У больных нарушено восприятие действительности, мышление конкретное, зачастую имеется интеллектуальное недоразвитие. Клиническое обследование проводится психиатром и неврологом, дополнительно назначается ЭЭГ и психологическое тестирование. Помощь пациентам включает медикаментозное лечение, специальное интенсивное обучение и реабилитацию.

Атипичный аутизм наиболее распространен среди больных с глубокой олигофренией, а также среди пациентов с тяжелыми специфическими нарушениями развития речи, обеспечивающей понимание грамматических структур, интонаций, жестикуляции. Расстройство получило свое название из-за особенностей клинической картины, атипичным является либо возраст дебюта (позже 3 лет), либо комплекс симптомов – заболевание может проявиться в первые 3 года жизни, но из трех обязательных клинических критериев РДА (стереотипии, речевые и коммуникативные нарушения) определяются только два или один. Эпидемиология атипичной формы аутизма составляет 0,02%. Среди больных преобладают лица мужского пола.

Причины атипичного аутизма

Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:

  • Наследственная отягощенность. Более чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таким же диагнозом. В конце XX века исследователи обнаружили ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие болезни, но увеличивает риск при влиянии иных факторов.
  • Пренатальные и натальные осложнения. Вероятность аутизма повышается при осложненном периоде беременности и родов. Большинство больных детей были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены раньше срока.
  • Соматические и психические болезни. Тяжелые психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических заболеваний. Симптоматически они проявляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.

Патогенез

Патофизиологическая основа болезни – поражения мозга. Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является воздействие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критическим периодом развития систем организма, в особенности ЦНС. Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих качественные изменения психических и физиологических процессов. Этим периодам свойственна повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов. Возникновение тяжелых форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с важными структурными онтогенетическими процессами в мозге, пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.

Классификация

Согласно МКБ-10 различают две разновидности патологии. Первая – атипичный аутизм, сочетающийся с олигофренией. Включает все виды умственной отсталости с аутистическими чертами, характер течения – малопрогредиентный. Вторая – атипичный аутизм без интеллектуальной недостаточности. Его также называют атипичным детским психозом, атипичным психотическим расстройством у детей. Данный вариант заболевания выявляется при синдроме Ретта, синдроме Мартина-Белла, синдроме Дауна и детской злокачественной шизофрении. Выделяют три общих стадии атипичного психоза:

  1. Аутистическая. Ее продолжительность составляет от 4 недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
  2. Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и навыков гигиены. Больные начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
  3. Кататоническая. Является наиболее продолжительной, длится от полутора до двух лет. Снижается глубина аутизма, появляются кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Больные кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы в форме примитивных навязчивых действий. Проявления аутизма редуцируются, появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

Симптомы атипичного аутизма

Одно из ключевых проявлений патологии – нарушение способности устанавливать социальные контакты. Этот симптом бывает выраженным либо слабым. В стабильном периоде пациенты не отказываются от общения, но не могут начинать и поддерживать разговор. При тяжелых формах аутизма ярко выражено стремление остаться в одиночестве, отгородиться от окружающего мира. Больные не хотят взаимодействовать с людьми при помощи речи, жестов или взглядов. Попытки принуждения к контакту вызывают импульсивные эмоциональные и двигательные реакции – крик, плач, самоповреждения, агрессию. Специфическое нарушение речи включает неумение формулировать и высказывать собственные мысли, в тяжелых случаях затруднено понимание обращенных фраз и слов. Утрачивается способность к абстрагированию – больные не понимают переносное значение выражений, сарказм, юмор.

Аффективная холодность характеризуется трудностями в выражении эмоций, чувств и переживаний. Пациенты кажутся безразличными и безучастными к происходящему, неспособными радоваться, грустить. Они не могут сопереживать, проявлять любовь или ненависть. У детей эмоциональные отношения с матерью часто проявляются как патологическая привязанность, основанная на страхе незнакомых ситуаций, объектов и людей, а не на любви и потребности в материнской заботе. Чрезмерная раздражительность больных объясняется повышенной чувствительностью к внешним факторам.

Ригидность психомоторной сферы представлена стереотипиями и отсутствием гибкости мышления. Двигательная активность включает различные варианты повторяющихся нецеленаправленных действий: пациенты стучат предметами о твердые поверхности (игрушками о пол, ложкой о стол), раскачиваются в положении сидя или стоя, ходят по кругу или по периметру помещения. Из-за выраженного снижения адаптивных способностей при любых переменах в окружающей обстановке или режиме дня возникает чувство страха, паника. Больные стремятся жить в окружении привычных вещей, изо дня в день совершать одинаковые ритуалы. Еще один симптом – сенсорные расстройства. У аутистов восприятие и обработка чувственной информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового анализатора, происходит иначе. Это нарушает процесс познания действительности, а иногда проявляется необычными способностями, например, эйдетической памятью, синестезией.

У пациентов с детской злокачественной шизофренией возникают регрессивно-кататонические приступы, глубина аутистического компонента прогрессирует до тяжелой степени. У больных с синдромом Ретта аутизм нарастает постепенно, от легкого до выраженного, затем начинается стадия регресса, в исходе формируется негативизм, моторное возбуждение и импульсивность, стереотипные движения и действия. Для синдрома ломкой X-хромосомы типичны приступы кататонии с регрессом на 12-14 месяце жизни. В период психоза глубина аутизма тяжелая, в ремиссии – легкая и умеренная. При окончании психотического состояния наблюдается кататония и ступорозные состояния, эхолалии, селективный мутизм. При трисомии по 21 хромосоме расстройство проявляется в 24-36 месяцев, носит характер регрессивно-кататонического психоза с последовательной сменой всех трех стадий. Психоз завершается спустя 4-7 месяцев после начала, тяжесть аутизма ослабляется.

Осложнения

Качество жизни пациентов остается неудовлетворительным. Практически все больные оказываются вне общественных отношений, не имеют социальной поддержки для создания будущего, значительно ограничены в возможностях самоопределения, получения образования, трудоустройства. Основная причина развития осложнений – социальный дефицит. Дети, страдающие атипичными формами аутизма, испытывают трудности в обучении, нуждаются в индивидуализированном интенсивном психолого-педагогическом сопровождении. Взрослые не создают семьи, не реализуют себя в профессии. Если аутизм сочетается с выраженным расстройством рецептивной речи или тяжелой олигофренией, больным необходим постоянный уход.

Диагностика

Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог. Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:

  • Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении больного в медицинском учреждении – персоналом. Беседа с пациентом возможна в редких случаях, после нескольких встреч с врачом (после привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о себе в третьем лице («Миша пошел спать», «он не хочет есть»).
  • Наблюдение. Анализ непосредственных эмоциональных и поведенческих реакций является основным способом получения диагностической информации. При первой встрече больные часто не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с врачом (плачут, проявляют агрессию). Позже обнаруживаются более разнообразные проявления болезни: стереотипии, холодность эмоций, отсутствие интереса к социальному взаимодействию.
  • Исследование познавательных функций. При диагностике важно дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития. Психолог использует невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена.
  • ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается вероятность диагноза. При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не обнаруживается, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, уменьшается либо полностью исчезает тета-активность.

Лечение атипичного аутизма

В отношении больных аутизмом правильнее говорить не об изолированной терапии, а о комплексной медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение качества жизни, свободы и независимости в повседневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, потому что не существует метода или системы, одинаково эффективной для всех пациентов. Подход всегда индивидуален, реализуется в трех направлениях:

  • Интенсивное структурированное образование. Обучающие и поведенческие методы ориентированы на освоение навыков самопомощи, общения, полезного труда. Их формирование повышает уровень функционирования, снижает выраженность симптомов, корректирует неадаптивные формы активности. Широко применяются техники прикладного анализа поведения, занятия с логопедом, трудотерапия.
  • Медикаментозная терапия. Выраженные аутистические симптомы купируются с помощью лекарственных средств. Многим пациентам назначаются психотропные либо противосудорожные препараты. Относительно безопасны антидепрессанты, психостимуляторы, антиконвульсанты. При выраженном психомоторном возбуждении используется нейролептики, однако они способны спровоцировать атипичную реакцию или побочные эффекты. По этой причине их применение обосновано лишь в случаях неконтролируемого поведения с агрессией, нанесением самоповреждений.
  • Социальная реабилитация. При восстановлении социальной активности больных практикуется инклюзивный подход к образованию и осуществлению профессиональных обязанностей. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно, группой специалистов – психиатрами, медицинскими психологами и специальными педагогами, логопедами, дефектологами, инструкторами ЛФК, преподавателями музыки и творчества. Создаются интегративные группы в учебных учреждениях и на крупных предприятиях.

Прогноз и профилактика

Положительный исход преодоления когнитивных нарушений, восстановления навыков самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в условиях семьи возможен при раннем выявлении болезни и безотлагательном проведении коррекционной работы, включающей специальное обучение, фармакотерапию и вовлечение больных в социальные институты. При активной терапии симптомы не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжелой олигофрении). Профилактические меры в настоящее время не разработаны.

www.krasotaimedicina.ru

Атипичный аутизм у детей

атипичный аутизм у детейНесмотря на то, что признаки аутизма у детей всегда проявляются в первые годы жизни, некоторые родители могут в течение длительного периода времени даже не подозревать, что их ребенок чем-то отличается от других. Если малыш страдает лишь незначительными нарушениями психики и социального взаимодействия, он может совершенно нормально развиваться и не давать маме и папе поводов для беспокойства, однако, через некоторое время признаки заболевания все же проявятся.

При таком положении вещей, когда симптомы аутизма обнаруживаются у детей старше 3 лет, говорят об атипичном проявлении данного недуга. В данной статье мы расскажем вам, в чем состоит различие между атипичным аутизмом и ранним детским аутизмом, признаки которого могут быть заметны практически с самого рождения малыша.

Симптомы атипичного аутизма

Основной признак такого недуга как аутизм, в любой его форме – это нарушение социального взаимодействия. Между тем, если аутичный ребенок, страдающий этим заболеванием с самого рождения, вообще не пытается взаимодействовать с окружающими его людьми и не видит в этом потребности для себя, то малыш с атипичным аутизмом пытается общаться с другими людьми, но не понимает, как правильно построить процесс коммуникации с окружающими.

В большинстве случаев атипичный аутизм протекает без умственной отсталости. У таких малышей активно развиваются интеллектуальные способности, но применить их на практике им может быть крайне затруднительно. В том числе, это может быть связано и с другими симптомами заболевания, а именно:

  • недостаточный словарный запас для своего возраста;
  • неспособность понимать мысли и чувства других людей;
  • неумение выражать собственные эмоции;
  • чрезмерная раздражительность, неподатливость и негибкость мышления.

К сожалению, иногда атипичный аутизм также протекает с умственной отсталостью, как и основная форма данного заболевания, но это бывает достаточно редко.

Прогнозы развития при атипичном аутизмеатипичный аутизм прогнозы развития

Как правило, атипичное расстройство аутичного спектра не мешает ребенку полноценно развиваться. Конечно, в чем-то этот малыш будет отличаться от своих сверстников, но, несмотря на это, он так же, как и все, сможет посещать обыкновенные детские учреждения.

Каких-либо способов лечения данного заболевания в настоящее время не существует. Между тем, больному ребенку придется наблюдаться у невропатолога в течение всей жизни, чтобы не пропустить симптомы недуга и своевременно применить необходимые методы симптоматической терапии.

 

womanadvice.ru

Атипичный аутизм что это такое

[toc]

Атипичный аутизм – одна из разновидностей заболеваний, входящих в группу расстройств развития человека. Для рассматриваемого недуга характерны основные признаки «обычного» детского аутизма, но такое отклонение, в отличие от ранней формы, впервые дает о себе знать в возрасте позднее 3 лет либо же имеет особое течение.

Общие сведения о заболевании

Пациенты, чей мозг поражен таким заболеванием как атипичный аутизм, в возрасте после 3 лет начинают проявляться симптомы детской ранней формы недуга либо же у них появляются его характерные признаки, но не в полной (по 3 ключевым сферам) мере. В качестве вышеупомянутых трех сфер диагностирования рассматривают нижеперечисленные расстройства:

  • проблемы социального взаимодействия;
  • специфические нарушения поведения;
  • трудности общения.

В соответствии с положениями Международной классификации болезней, изучаемое отклонение может иметь 2 формы. О них далее.

  1. Начало заболевания. При таких обстоятельствах в клинической картине отмечаются все свидетельствования наличия детского раннего аутизма, но, что характерно, впервые они дают о себе знать не раньше, чем в 3 года.
  2. Атипичная симптоматика. Для этого случая не исключается вероятность проявления признаков недуга ранее 3 лет, но полной клинической картины «стандартной» формы заболевания не отмечается.

Последнее утверждение в особенности сильно сохраняет актуальность для пациентов с явными нарушениями умственного развития.

Нередко такие больные страдают нарушениями речи, в первую очередь, проблемами ее понимания. При таких обстоятельствах обычно и заходит речь о нарушении интеллектуального развития по типу аутизма

Вышеприведенная классификация на 2 группы имеет важное практическое значение для специалистов области медицины. Нередко родители, общаясь с психологом, психиатром или другим профильным специалистом насчет состояния своих детей, интересуются, чем они болеют – недоразвитием в интеллектуальном плане или именно аутизмом.

При наличии интеллектуального недоразвития в его классическом понимании, нередко отмечаются развернутые признаки наличия синдрома Каннера, при этом нарушения интеллектуального развития у таких больных редко выходят на первый план.

В случае же с атипичной формой недуга ситуация выглядит с точностью до наоборот: аутистические черты проявляются в комплексе с умственной отсталостью.

Практика показывает, что родители гораздо проще примиряются с наличием аутизма у своих детей, нежели с тем, что их наследники являются умственно отсталыми.

Конкретных статистических данных в отношении распространенности изучаемой сегодня формы заболевания нет. Далее вам предлагается ознакомиться с описанием основных признаков недуга и особенностями терапевтической помощи таким пациентам.

Характерные признаки заболевания

Симптомы, свидетельствующие о наличии изучаемого заболевания, можно классифицировать на несколько основных групп.

  1. Социальные нарушения. Симптомы этой группы могут различаться по тяжести и иметь разную степень выраженности. Некоторые пациенты не проявляют абсолютно никакого интереса к взаимодействию с другими представителями социума, некоторые хотят общаться, но не имеют для этого необходимых навыков.
  2. Языковые нарушения. Больные с изучаемой патологией имеют определенные трудности с овладением языком и пониманием того, что говорят другие люди. Словарный запас аутистов крайне мал и при любых обстоятельствах не отвечает их возрасту. Устную и письменную речь они понимают исключительно в прямом значении. Помимо этого, для них не характерны сопереживание и понимание чувств других людей.
  3. Трудности с выражением эмоций. Больные не способны воспринимать невербальные сигналы, из-за чего окружающие считают таких людей безэмоциональными и равнодушными ко всему происходящему.
  4. Упрямство, раздражительность, отсутствие гибкости мышления. Больные не способны нормально воспринимать любые нарушения привычного уклада их жизни. Даже незначительные изменения привычного уклада приводят к целой буре эмоции. Раздражение также вызывают шум и яркий свет.

Особенности лечения

Диагностирование изучаемой патологии сводится к изучению текущих способностей пациента и последующему за ним наблюдению.

Если у специалиста возникают основания полагать, что ребенок болен, однако имеющиеся у него симптомы не сходятся с привычной картиной расстройств аутической группы ввиду неполного соответствия характерных критериев, в большинстве случаев ставится именно такой диагноз как атипичный аутизм.

С этого момента возникает целый ряд важных вопросов. Так, специальная программа лечения для подобных детей отсутствует. Обычно все действия направляются на максимальное минимизирование выраженности характерных симптомов. «Прямых» же методов лечения на текущий момент нет. Успешность борьбы с проявлением недуга зависит от его формы, особенностей течения и тяжести. При условии успешного подавления проявлений расстройства, отмечается заметное улучшение состояния больных.

В отдельных ситуациях наибольшую эффективность проявляют методы индивидуальной терапии, которой приходится уделять внимание в течение существенной части дня. Наряду с этим, больным детям надо меньше взаимодействовать с обществом, т.к. это тоже позволяет уменьшить интенсивность выраженности характерных симптомов.

Очень важно, чтобы специалист, ведущий ребенка, имел соответствующие навыки и опыт. Врач должен понимать, в чем нуждается конкретный больной и в совершенстве владеть требуемыми для его случаями методиками лечебного воздействия

В некоторых случаях приходится проходить длительный путь проб и ошибок, на протяжении которого специалист пытается применять различные методики, стараясь добиться улучшения. И даже если признаки патологии имеют не слишком сильную выраженность, лечение приходится проводить на протяжении длительного периода до момента наступления ощутимых улучшений.

Теперь вы знаете, как проявляет себя атипичный аутизм, чем он отличается от ранней детской формы и каковы особенности его проявления.Будьте здоровы!

prodepressiju.ru

Атипичный аутизм у детей: симптомы

10 ноября 2015

Просмотров: 3114

Под понятием «атипичного аутизма у детей» понимают облегченную форму аутизма. Такое заболевание часто проявляется лишь спустя несколько лет. Поскольку на ранних стадиях очень сложно обнаружить симптомы, диагноз устанавливается с опозданием. Если сравнивать пациентов, у которых диагностировали атипичный аутизм, и пациентов, имеющих классическую форму заболевания, то в первом случае наблюдается лучшее развитие ребенка.

Проблема атипичного аутизма у детей

Признаки заболевания

Данное заболевание еще называют первазивным расстройством развития. Существует много симптомов, соединяющихся в разные комбинации. Но следует выделить определенные признаки атипичного аутизма с умственной отсталостью:

Классификация аутистических расстройств

  1. Нарушения, связанные с социальным взаимодействием. Некоторые пациенты не проявляют никакого интереса к обществу, не желают с ним взаимодействовать. Другие больные хотят общаться, но не понимают, каким образом наладить процесс коммуникации.
  2. Нарушения языковых навыков. Детям, страдающим атипичным аутизмом, сложно овладеть языком, понять речь людей, которые их окружают. Такие дети не обладают большим запасом слов. Пациенты каждое слово, взятое из устной, письменной речи, трактуют исключительно в одном значении. Также больные атипичным аутизмом не способны сопереживать, понимать мысли, чувства остальных.
  3. Неумение выражать собственные эмоции. Дети, болеющие атипичным аутизмом, воспринимают окружающих как безэмоциональных, равнодушных людей. А все из-за того, что такие пациенты не понимают невербальные сигналы.
  4. Постоянная раздражительность, негибкость мышления, неподатливость. Дети с таким заболеванием привыкают к определенному распорядку. Они не принимают какие-либо отклонения, изменения. Если установленный режим нарушается, то у них это вызывает много эмоций. Такие пациенты не любят громких звуков, яркого света.

Вернуться к оглавлению

Симптомы болезни

Когда дети болеют атипичным аутизмом, у них отсутствует мышление, воображение, плохо развиты языковые навыки, присутствуют сложности с социальной коммуникацией. Также следует еще сказать о сенсорных нарушениях. Ребенок просто не может обрабатывать и правильно реагировать на ту информацию, которая поступает. У некоторых больных заметны склонность к непонятной стереотипии, предпочтение странных цветов.

Нарушенные навыки общения у детей при атипичном аутизмеКаждый случай индивидуален. У пациентов с атипичным аутизмом симптомы бывают разными, они создают определенные комбинации. Ребенок, у которого диагностировали это заболевание:

  1. Имеет нарушенные навыки общения. Он не может создавать и поддерживать зрительный контакт с другими людьми.
  2. Не особо хочет завязывать дружеские отношения либо имеет с этим сложности.
  3. Теряет языковые навыки, которые были приобретены ранее либо обладает слишком малым словарным запасом для своего возраста.
  4. Испытывает сложности, когда общается с людьми.
  5. Обладает слабыми речевыми навыками.
  6. Не способен фантазировать, принимать участие в ролевых играх.
  7. Не понимает, что слова имеют разные смысловые оттенки, воспринимает речь окружающих буквально.
  8. Не воспринимает невербальный язык. Не может понять эмоции окружающих его людей.
  9. Привыкает к рутинному образу жизни. Не любит, когда в распорядок вносятся какие-то изменения.
  10. Играет в непонятные игры. Такие пациенты могут на протяжении длительного времени просто подбрасывать какой-то предмет.
  11. Сложно обрабатывает полученную информацию. У таких больных может быть не совсем стандартная реакция на определенные цвета, образы, вкусы, звуки, запахи.

У людей, страдающих атипичным аутизмом, симптомы могут создавать разные комбинации. Один из больных, например, имеет огромное желание завести друга, но ему очень тяжело общаться с людьми. Кроме того, он не совсем понятно реагирует на некоторые ситуации. Другой больной понимает, каким образом должен быть обустроен процесс общения, но он хочет быть один. Его круг интересов имеет определенные ограничения. Особенно это касается областей, где необходимо взаимодействовать с другими людьми.

У детей, страдающих атипичным аутизмом без умственной отсталости, симптомы проявляются по-разному. Если речь идет о мягкой форме заболевания, то ее очень сложно вовремя опознать.

Вернуться к оглавлению

Лечение аутизма

Обращение к врачу при детском аутизмеВо время диагностики заболевания за ребенком постоянно наблюдают, проверяют его способности. Практически всю информацию предоставляют родители, опекуны. Бывают случаи, когда врач предполагает, что ребенок болен аутизмом, но симптомы не полностью соответствуют расстройствам аутического спектра. В подобных ситуациях он ставит диагноз «атипичный аутизм».

Нет какой-то определенной системы лечения для детей, которые болеют атипичным аутизмом. В большинстве случаев врачи лечат симптомы заболевания. Здесь все зависит от того, насколько тяжело проходит болезнь, в какой форме. Если провести эффективное лечение, которое устранит симптомы атипичного аутизма, то состояние ребенка значительно улучшится.

Иногда самым лучшим лечением является индивидуальная терапия. Но она отнимает очень много времени.

Некоторым детям для уменьшения симптомов заболевания достаточно будет ограничить взаимодействие с людьми.

Главное — чтобы человек, который будет работать с больным, владел разными методиками лечения. Он должен понимать, в чем нуждается пациент. В некоторых ситуациях необходимо пробовать разные методики, пока ребенку не станет лучше. Даже когда симптомы уменьшились, это не значит, что стоит остановить лечение. Оно должно продолжаться еще длительное время, пока пациенту не станет намного лучше.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

1popsihiatrii.ru

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Вы здесь: Атипичный аутизмУ вас в браузере отключен java script, вам надо его включить или вы не сможете получить всю информацию по статье «Атипичный аутизм и симптомы проявления». Атипичный аутизм Категория: Неврология и психиатрия Просмотров: 4576

Атипичный аутизм - основные симптомы:

  • Перепады настроения
  • Нарушение речи
  • Раздражительность
  • Расстройство обоняния
  • Нарушение психического развития
  • Неадекватное поведение
  • Трудности в общении с людьми
  • Склонность к одиночеству
  • Невозможность правильно выражать свои чувства
  • Неправильное восприятие информации
  • Невозможность правильно показывать эмоции
  • Невозможность правильно выразить мысль
  • Панический страх при нахождении в незнакомой обстановке
  • Невозможность самостоятельно выполнять бытовые задачи
  • Невозможность правильно сформулировать мысль
  • Невозможность правильно интерпретировать слова
  • Невозможность правильно реагировать на события

Атипичный аутизм (син. расстройство аутического спектра, инфантильный аутизм) – это психоневрологическое заболевание, которое вызывает нарушение восприятия и понимания окружающей действительности. Болезнь может привести к необратимой умственной отсталости или ЗПРР. Развитие такого патологического процесса обусловлено нарушением структур головного мозга, что в большинстве случаев носит необратимый характер.

Четких ограничений относительно половой принадлежности атипичный аутизм не имеет. Однако у мальчиков он диагностируется в 2-5 раз чаще, чем у девочек. Нередко болезнь сочетается с нарушением речи и слуха.

Клиническая картина заболевания довольно специфичная, но поставить диагноз «атипичный аутизм» врач может только после комплексного обследования и определения характера течения патологии. Прогнозы в этом случае носят индивидуальный характер, но следует отметить, что при форме без умственной отсталости они более благоприятны – в некоторых случаях возможно даже полное восстановление ребенка.

Лечение носит консервативный характер, практикуется только комплексный подход. Специфических медикаментозных средств или физиотерапевтических процедур не существует. Проводится коррекционная работа, которая включает в себя и социальную адаптацию больных.

Согласно международной классификации заболеваний десятого пересмотра, этот недуг имеет отдельный код. Однако, чтобы правильно определить значение, могут идентифицировать заболевание с другими патологическими процессами, которые также в клинической картине имеют такой симптом, как умственная отсталость. Таким образом, атипичный аутизм у детей имеет код по МКБ-10 – F84.0, а общий атипичный аутизм, в том числе и у взрослых, код F84.1.

Основной причиной развития такого нарушения является повреждение структуры коры головного мозга. Это может быть обусловлено следующими этиологическими факторами:

Кроме этого, не исключается и наследственный фактор. Если атипичный аутизм был у кого-то из близких родственников, то вероятность такого же заболевания у потомства возрастает в несколько раз. Если же мать во время вынашивания ребенка перенесла какое-либо инфекционное заболевание, то на фоне наследственной предрасположенности риск развития аутизма у малыша возрастает примерно на 50%.

Аутизм у взрослых диагностируется несколько реже, и может быть обусловлен следующими этиологическими факторами:

  • тяжелая черепно-мозговая травма;
  • опухоль головного мозга;
  • инфекционные заболевания, которые поражают головной мозг;
  • осложнения после операции.

Следует отметить, что симптомы заболевания не зависят от этиологического фактора. На начальных этапах развития атипичный аутизм может протекать бессимптомно.

В психиатрии выделяют всего две формы развития такого психоневрологического заболевания:

  • атипичный аутизм с умственной отсталостью;
  • заболевание без умственной отсталости.

В зависимости от формы недуга и будут проявляться симптомы. Но определить точно форму болезни и назначить эффективное лечение может только врач. Самостоятельно нельзя сопоставлять признаки и терапевтические мероприятия.

Симптомы такого заболевания у детей в большинстве случаев проявляются не раньше, чем в три года, что и приводит к запоздалой диагностике. Начальные признаки развития такого заболевания характеризуются следующим поведением:

  • больной предпочитает одиночество или испытывает проблемы при коммуникации с людьми;
  • нарушение эмоциональной сферы – пациент не может правильно выражать свои чувства, показывать эмоции и правильно реагировать на те или иные события;
  • раздражительность, резкие перепады настроения.

Такие симптомы нельзя назвать специфическими, поэтому довольно часто на данном этапе развития болезни даже специалисту сложно поставить правильный диагноз.

По мере усугубления патологического процесса клиническая картина может включать в себя и такие признаки:

  • нарушение речевой функции – больной понимает обращенную у нему речь, но не может четко сформулировать и высказать мысль;
  • больной не может правильно интерпретировать слова и фразы, которые были произнесены в переносном смысле;
  • пациент может впадать в панический страх при нахождении в незнакомой для него обстановке или с незнакомыми людьми;
  • сенсорные нарушения – человек может неправильно воспринимать ту информацию, которую получает при помощи зрительной и слуховой функции, а также могут быть проблемы с обонянием.

Если у больного прогрессирует форма аутизма с умственной отсталостью, клиническая картина может дополняться следующими симптомами:

  • нарушения речи;
  • человек не может самостоятельно выполнять бытовые задачи;
  • невозможность правильно сформулировать и выразить мысль;
  • отставание в психическом развитии, признаки неадекватного поведения.

Нередко на фоне такого течения патологического процесса могут присутствовать и физиологические нарушения.

Симптомы атипичного аутизма

Симптомы атипичного аутизма

Правильно трактовать симптомы и поставить диагноз может только врач. Задача родителей – при клинических картинах, которые описаны выше, своевременно обратиться за медицинской помощью.

Ввиду не специфичности течения клинической картины, постановка диагноза довольно затруднительна и невозможна за один-два дня. В данном случае требуется тщательное выяснение текущей клиники, сбор личного и семейного анамнеза, наблюдение за поведением ребенка в обществе и в привычных для него условиях.

Постановка правильного диагноза включает в себя всестороннее медико-психологическое обследование ребенка или взрослого. Стандартные лабораторные анализы не требуются, но врач может назначить КТ или МРТ головного мозга. Обязательно диагностика включает в себя психиатрические тестирования.

Дифференциальная диагностика осуществляется относительно таких заболеваний, как:

По результатам обследования будет избрана наиболее эффективная в данном клиническом случае тактика лечения.

Диагностика атипичного аутизма

Диагностика атипичного аутизма

Лечение направлено исключительно на устранение симптоматики и социальную адаптацию больного. Полностью излечить заболевание, к сожалению, невозможно, так как целенаправленных медикаментозных средств или методик лечения не существует.

Родителям важно понимать, что лечебные мероприятия будут длиться не один год и занимать большую часть дня: с малышом необходимо будет выполнять специальные упражнения, оказывать ему психологическую и физическую поддержку.

Прогноз носит исключительно индивидуальный характер, поскольку течение болезни не имеет общей формы. Также во внимание принимается вид недуга – более положительные прогнозы можно сделать, если нет умственной отсталости.

Что касается профилактики, то специфических методов тоже не существует. При первых же признаках нужно обращаться к врачу, а не игнорировать симптоматику.

Поделиться статьей:

Если Вы считаете, что у вас Атипичный аутизм и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: психиатр, психолог, психотерапевт.

Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.

Заболевания со схожими симптомами:

Недостаточность организма, которой свойственно прогрессирование ухудшения кровоснабжения тканей головного мозга, называется ишемией. Это серьёзное заболевание, которое преимущественно поражает сосуды головного мозга, закупоривая их и, тем самым, вызывая кислородную недостаточность.

...

Шизоаффективное расстройство – заболевание психиатрического характера, которое совмещает в себе клиническую картину двух расстройств – шизофрении и аффективного расстройства. В большинстве случаев прогноз благоприятный и возможно полное выздоровление. Лечение может назначать только врач, после комплексного обследования. Точная этиологическая картина этого заболевания пока не установлена. Ограничений касательно возраста и пола нет (исключается только у детей), однако чаще диагностируется у женщин трудоспособного возраста.

...

Ревматизм у детей – представляет собой довольно редкую патологию, которая наиболее часто диагностируется в возрастной категории от 7 до 15 лет, однако это вовсе не означает, что дети других возрастов заболеть не могут. При таком недуге воспаление распространяется на соединительную ткань большого количества внутренних органов.

...

Гиперестезия (син. повышенная чувствительность) может указывать на повышенную психическую возбудимость или на чрезмерную восприимчивость кожных покровов, реже — зубов, части головы, к внешним раздражителям. Патология может развиваться как у взрослых, так и у детей.

...

Токсикомания – наркологическое заболевание, которое характеризуется употреблением химических препаратов, официально не относящихся к наркотикам. Это постепенно приводит к зависимости, устранить которую так же тяжело, как и в случае с наркотиками.

...

simptomer.ru