Конспект занятия «Советы психолога родителям подростков». Занятие с подростками по психологии


Профилактическое занятие с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»

Номинация: коррекционные занятия психолога с подростками 8-9 класс Автор: Исмаилова Ирина Мажитовна Должность: педагог-психолог

 

Занятие с детьми подросткового возраста «ДЕПРЕССИЯ: Давай поговорим!»

Тема: «Депрессия: давай поговорим»Форма: занятие с детьми подросткового возрастаЦель: профилактика депрессивных состояний и девиантного поведения у детей подросткового возрастаЗадачи: Формирование положительных взглядов на жизнь и самоценность человеческой жизни,Знакомство с методами психологической саморегуляции,

План мероприятияВводная частьРазминка игра «Колечко».Игра«Запомни слова»Основная часть.Информирование о Всемирном дне здоровьяБеседа о депрессии.Решение проблемной ситуации «Портрет депрессивного человека»Мозговой штурм «Вместе победим депрессию»Релаксация «Дыхательная гимнастика»Заключительная частьРефлексияЗаключительное слово

Ход мероприятия

Вводная частьРазминка игра «Колечко».Педагог-психолог: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы организовали нашу встречу для того, чтобы поговорить на очень важную и актуальную тему. Предмет нашего разговора мы определим несколько позже, а для начала я предлагаю вам настроиться на работу и поиграть в игру, которая знакома всем. Вспомните, еще недавно вы играли в игру «Колечко». Вам всем нужно сложить ладошки вместе. Моя же задача незаметно вложить в чьи-то руки колечко. Все остальные участники должны определить, у кого теперь находится это кольцо. Итак, начнем.(участники играют в игру)

Также интересная статья для педагога-психолога: Психологический проект по работе с учащимися с ОВЗ 5-9 классов«Раскрой свои таланты»

Педагог-психолог: Ребята, согласитесь, что игра довольно простая, но все же, если хочешь выиграть, то она заставляет находиться в напряжении. Но все же вы отлично справились!

Игра«Запомни слова»

Педагог-психолог:Теперь я предлагаю вам второе задание. На экране для вас будут демонстрироваться слова. Ваша задача – запомнить как можно больше слов.(идет показ слайдов)Педагог-психолог: Я порошу желающего назвать те слова, которые запомнились.(ответы участников)Педагог-психолог: Ребята, оба этих задания были не случайными. Они, казалось бы, не отличаются от простой игры, но в то же время заставляют активизироваться, напрягаться, следить внимательно за происходящим. Так и в нашей жизни нередко случаются ситуации, в которых человек находится в напряжении. Ребята, а как вы думает, постоянное напряжение может быть опасным для человека? (ответы детей) Действительно, нахождение в постоянном эмоциональном напряжении, тяготы жизни, ссоры, конфликты, могут привести к стрессу и даже депрессии. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

Основная часть.

Информирование о Всемирном дне здоровьяПедагог-психолог:Ребята, скажите, а вы знаете, какой сегодня день? (ответы детей)Ежегодно7 апреля во всех странах отмечается Всемирный день здоровья. В этом году этот день проходит под девизом «Депрессия: давай поговорим» (слайд 1)Всемирная организация здоровья объявила о проведении годовой кампании «ДЕПРЕССИЯ: ДАВАЙ ПОГОВОРИМ» и сделала темой ВСЕМИРНОГО ДНЯ ЗДОРОВЬЯ 2017 ГОДА борьбу с депрессией. Во Всемирной Организации Здравоохранения считают, что данный шаг поможет развеять негативные стереотипы, связанные с этим заболеванием, и подтолкнуть большее число людей к тому, чтобы обратиться за помощью.

Беседа о депрессии.

Педагог-психолог:Ребята, что такое, по вашему мнению, депрессия и как она проявляется? (ответы детей) Депрессия – распространенное длительное расстройство, от которого страдают люди всех возрастных и социальных групп во всех странах мира. Она причиняет психические страдания, негативно отражается на способности человека выполнять даже самые простые повседневные задачи и иногда может иметь катастрофические последствия для взаимоотношений человека с близкими и друзьями. Иногда депрессия заканчивается плачевно для человека.Вроде бы кажется, что на дворе XXI век – век коммуникации и информационных технологий, когда люди из разных точек мира могут общаться друг с другом, но общение чаще всего сводится к банальному: «Привет! Как дела?». Человек чаще всего, по сути, остается один перед экраном монитора компьютера или иного современного гаджета. У такого одинокого человека, который замкнут в своем мире и находится в постоянном напряжении, постоянно сталкиваясь с проблемами, может развиться депрессия.

Решение проблемной ситуации «Портрет депрессивного человека»

Педагог-психолог: Ребята, скажите, как бы вы могли описать человека, у которого возможно наблюдается депрессия?(ответы детей)Педагог-психолог:Среди признаков депрессии доктора называют такие, как:

  1. Отрешенность, нежелание общаться даже с близкими людьми
  2. Нехватка энергии,
  3. Снижение аппетита,
  4. Сонливость или бессонница,
  5. Постоянное чувство тревоги,
  6. Снижение концентрации внимания,
  7. Нерешительность,

Чувство собственной ничтожности и ненужности, вины или отчаяния.В таком сложном положении люди бывает, решаются на непоправимые поступки. Людям, столкнувшимся с депрессией необходима помощь специалистов, а также родных и друзей, тое есть любого близкого человека. И нельзя отрицать, что для кого-то таким человеком можете стать именно вы.

Мозговой штурм «Вместе победим депрессию»

Ребята, давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы победить депрессию? (ответы детей) Самое главное, что нужно помнить: если у вас депрессия (или просто плохое настроение) – не оставайтесь надолго в одиночестве. Если у вас проблемы – не копите плохие эмоции в себе, делитесь своими мыслями с близким человеком, которому вы доверяете.

Регулярные физические нагрузки позволяют также бороться с депрессией. Даже простая прогулка значительно улучшает настроение и вносит ясность в мысли человека.Придерживайтесь правильного режима сна и отдыха. Здоровый отдохнувший организм лучше противостоит внешним негативным факторам.

Хвалите себя за любые, даже самые незначительные успехи.

Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь или другие психоактивные вещества, они только усугубят положение.

В особо сложных случаях (если депрессия длиться на протяжении 3-4 месяцев, то перетекает в болезнь) не исключено обращение к врачу.

Если депрессия случилась у вашего близкого человека, то не лишним будет знать слова поддержки:«Ты не один»,«Я никогда не оставлю тебя»,«Я не могу до конца понять, что ты чувствуешь, но я тебе очень сочувствую»,«Давай я тебя обниму»,«Ты очень важен для меня»,«Ты справишься, и я буду с тобой до конца»,«Надежда есть всегда»

Релаксация «Дыхательная гимнастика»

Педагог-психолог: Ребята, для того, чтобы снять напряжение, в том числе и эмоциональное, совершенно не обязательно конфликтовать или ввязываться в драки. Если у вас случилась небольшая неприятность, нужно избавиться, во-первых, от негативных мыслей, а, во-вторых, от мышечного напряжения. Помочь в этом могут простые дыхательные упражнения. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Занятие педагога психолога с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»

Занятие педагога психолога с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»

 

мероприятия по профилактике суицида у подростков

Вдох – задержка – выдох (мысленный счет): 1-4 – вдох, 1-4 – задержка, 1-6 – выдох;1-4 – вдох, 1-4 – задержка, 1-8 – выдох;– вдох, 1-5 – задержка, 1-10 – выдох;– вдох, 1-6 – задержка, 1- 12 – выдох;

Вдох – резкий выдох (мысленный счет):– вдох, резкий выдох;

Вдох – выдох порциями, дыхание опускается до живота.Попеременно вдыхать одной ноздрей, выдыхать — другой.

Заключительная часть

Рефлексия

Педагог-психолог:Ребята, что нового вы узнали из нашего разговора?Был ли он для вас полезен?(ответы детей)

Заключительное слово

Педагог-психолог: В завершении занятия, я хочу пожелать вам, что бы на вашем жизненном пути было ка можно меньше трудностей, а с теми которые вдруг вам встретятся, вы смогли бы быстро справиться. Спасибо за внимание! До свидания!

скачать конспект

Название: Профилактическое занятие с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим» Номинация: коррекционно-развивающие занятия с подростками Автор: Исмаилова Ирина Мажитовна Должность: педагог-психологМесто работы: ГБУ Петровский детский домМесторасположение: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, с. Петровское

portal2011.com

Тренинг школьного психолога, по теме «Подросток и конфликты»

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.

«Все конфликты в мире и в душе человекапроходят через его сердце и возвращаютсяк нам осмысленными и понятными.А то, что понятно, уже не так страшно.».немецкий психолог, Фромм Э.

Ход занятия

Психолог. Здравствуйте ребята. Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм

Вопросы письменного анализа конфликта:

  1. Что произошло в данной ситуации
  2. Где произошёл конфликт?
  3. С кем?
  4. Из-за чего?
  5. Чего добивались оппоненты?
  6. Чем закончился конфликт?
  7. Можно ли было избежать конфликта?

Психолог. С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент»: сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

  • Сгибаем лист пополам.
  • Сгибаем еще раз пополам.
  • Отрываем верхний правый угол.
  • Отрываем нижний правый угол

- Что получилось?

Психолог. Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

Упражнение «Конфликт или компромисс»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации:

  1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.
  2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
  3. Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.
  4. На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций

Психолог. Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»

Психолог. Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

- конкуренция – ориентация на себя и активностью.- избегание - пассивность.- приспособление - ориентация на другого, пассивность.- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.

А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?

Анкетирование

Инструкция: Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромисс.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

Интерпретация результатов теста

  • А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
  • Б – примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
  • В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
  • Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
  • Д – уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Психолог. В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду – это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.

Упражнение “Раскрась своего свина”

Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.

Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок, но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.

Психолог. Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:

«Любой человек также сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами. Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.

 

Бланк для ответов

Фамилия имя _____________________________________________кл.

Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.

А

Б

В

Г

Д

1           

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

 

Бланк для ответов

Фамилия имя _____________________________________________кл.

Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.

А

Б

В

Г

Д

1           

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

psycholog-school.ru

Методическая копилка

Учебно-методическое пособие «Суицидальное поведение: профилактика и коррекция»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ (по итогам семинара)

Телефоны экстренной помощи

Буллинг как социальное явление

Что же такое буллинг?

Что такое буллинг и как с ним бороться?

Буллинг. Витебская область

Буллинг как разновидность насилия

Школьное насилие: буллинг и хейзинг

Кибербуллиг

Как остановить насилие в киберпространстве?

Профилактика злоупотребления детьми в киберпространстве

Насилие. Виды. признаки

Виды насилия и их последствия

Маханько Андрей Михайлович, Международный консультант по обучению  и защите прав ребенка, Председатель Правления МОО «Понимание», член  международной экспертной группы ISPCAN

Формирование личности ребенка как основа для противодействия насилию

Взгляд  ЮНИСЕФ на проблему насилия в семье

Профилактика и рекомендации

Как обеспечить безопасность ребёнка

Что делать, если над ребенком издеваются в школе

Дедовщина в школе или школьный буллинг

Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми

Что делать, если ребенок стал изгоем в классе?

Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления

Презентации

Издевательства в школе

Школьный буллинг – как причина возникновения суицидального поведения у несовершеннолетних

Буллинг. Медико-психологические аспекты

Медиация

Профилактика насилия в образовательном учреждении

Международное общественное объединение «Понимание»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Формирование здорового образа жизни

  1. Формирование здорового образа жизни через реализацию мини-проекта молодежных инициатив «Мы – за жизнь!»
  2. Профилактика вредных привычек и формирование мотивации на здоровый образ жизни.
  3. Турнир «Здоровый образ жизни» - Сценарий классного часа - Приложение 1
  4. «Все в твоих руках…» (конкурсная программа для подростков)
  5. Как стать счастливым (психологическая гостиная)
  6. Жить в ладу с собой и миром (проект по профилактике вредных привычек и ВИЧ/СПИД)
  7. «Психологические последствия абортов» (групповое занятие с элементами тренинга)
  8. «Я выбираю здоровье!» (урок общения)
  9. Направления работы психолога по пропаганде здорового образа жизни и формированию личностных качеств учащихся
  10. План проведения Дня психофизического здоровья
  11. Влияние микроклимата класса на здоровье (сценарный план классного часа, 8 класс)
  12. Золотая мелодия любви (профилактика ранних половых связей и ВИЧ-инфекции)
  13. «Я выбираю жизнь…» (занятие для учащихся)
  14. Курить или не курить – решай сам! (классный час для 5-7 классов)
  15. «О СПИДе всерьёз» (тренинговое занятие, старший школьный возраст)
  16. «Скажи алкоголю «нет» (тренинговое занятие)
  17. «Без наркотиков!» (развивающее занятие)
  18. Цикл тренинговых занятий, направленных на формирование ЗОЖ и профилактику аддиктивного поведения
  19. Индивидуальные и коллективные формы работы с детьми и подростками по сохранению психического здоровья в условиях оздоровительного лагеря
  20. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса
  21. Роль педагога-психолога в профилактике ВИЧ
  22. Стендово-информационный материал по профилактике зависимости от информационных систем «Информационные системы и здоровье»
  23. Просветительский материал по профилактике табакокурения
  24. Формирование здорового образа жизни (материалы по обобщению опыта)
  25. «Подросток и алкоголь» (конспекты занятий по профилактике алкогольной зависимости у подростков)
  26. Привычки (стендово-информационный материал по профилактике табакокурения)
  27. «С чего начать?» (тренинговое занятие для подростков по профилактике зависимости от психактивных веществ (ПАВ))
  28. «Волонтеры – за здоровый образ жизни»

Психологическая работа с педагогами

  1. «Как продлить свой учительский век». Цикл семинаров-практикумов для педагогов
  2. Вместе с педагогами
  3. Психологическое сопровождение управленческих процессов
  4. Профилактика синдрома эмоционального выгорания
  5. Психологические следствия использования информационных технологий (выступление на педагогическом совете)
  6. Интенсификация учебного процесса (занятие с учителями физики)
  7. Как избежать синдрома профессионального выгорания?
  8. Оценка уровней учебных достижений учащихся (практическое занятие для учителей)
  9. Деятельность социально-педагогической и психологической службы по профилактике профессионального выгорания педагогов
  10. Учитель и проблемы дисциплины (психолого-педагогический семинар)

Психологическая работа с родителями

  1. Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку? (Практико-ориентированный семинар для родителей)
  2. Территория семьи. Поговорим? Поговорим! (детско-родительское собрание)
  3. Воспитание нравственности в семье (тематическая консультация для родителей 7 класса)
  4. Родительский университет или Учиться никогда не поздно
  5. Роль педагога-психолога дошкольного учреждения в развитии психолого-педагогических знаний родителей
  6. «Мы вместе (тренинг для родителей и детей)
  7. Школа родительской эффективности
  8. Приложения к школе родительской эффективности
    1. «Знаете ли вы подростковую психологию?» (тест)
    2. «Весы воспитания» (психологическая служба)
    3. «Кризисы» (психологическая служба)
    4. «Пора в школу!» (памятка)
    5. «Профессии, которые выбирают наши дети» (психологическая служба)
    6. «Воспитание без насилия» (психологическая служба)
    7. «Рассеянный» (психологическая служба)
    8. «У малыша недостаточно развито внимание»
    9. «Развиваем память» (консультационный пункт для родителей)
    10. «Ученье свет» (рекомендации для родителей)
    11. «Развиваем правое полушарие головного мозга» (психологическая служба)

Психологическая профилактика жестокого обращения с детьми, социального сиротства

  1. Клуб «Домашний Очаг»
  2. Материалы из опыта работы специалистов СППС по профилактике насилия над детьми
  3. Психологическая профилактика жестокого обращения с детьми
  4. Семейное насилие и дети
  5. Использование тренинговых занятий в рамках информационно-просветительской работы со старшеклассниками по профилактике торговли людьми

Психологическая работа с разными группами обучающихся

  1. Злое занятие (тренинговое занятие для подростков)
  2. Эмпатия вместо агрессии
  3. Цветной подход к проблеме (занятие для подростков, состоящих на ВШУ и ИДН)
  4. Воспитание учащихся, состоящих на внутришкольном учёте (практическое занятие для учителей)
  5. Помощь трудному подростку
  6. Модель организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ИДН
  7. Деятельность СППС в шестой день недели
  8. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
  9. Формы работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, имеющими психосоматические нарушения
  10. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития
  11. Психолого-педагогическое сопровождение перехода учащихся начальной школы в среднее звено

Предупреждение суицидального поведения обучающихся

  1. Предупреждение суицидального поведения учащихся
  2. Общая методология суицидального (деструктивного) поведения человека
  3. Тренинг по профилактике суицидального поведения у младших подростков
  4. Методические материалы для педагогов-психологов учреждений образования по профилактике суицидального риска. Подробнее...
  5. Психокоррекционные занятия с группой обучающихся с суицидальными проявлениями
  6. «Профилактика суицида и суицидальных попыток у учащихся» (консультации для педагогов)
  7. Программа социально-психологической профилактики суицида
  8. План мероприятий по профилактике суицидоопасного поведения несовершеннолетних
  9. Особенности профилактики суицидального поведения подростков
  10. Депрессивные состояния у подростков как одна из причин суицида, их диагностика и коррекция
  11. Диагностические мероприятия по выявлению подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий
  12. «Линии Жизни». Акция социально-педагогической и психологической службы по развитию ценностного, нравственного отношения к жизни

Психологическая работа с детьми и семьями в социально опасном положении

  1. Семейное неблагополучие как источник социального сиротства (организация работы психологического клуба «Невозможное возможно» для детей из неблагополучных семей)
  2. Система работы с подростками, находящимися в социально-опасном положении. Клуб «Альтернатива»
  3. Деятельность социально-педагогических и психологических служб учреждений образования по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, находящихся в социально-опасном положении. Подробнее...
  4. Психологическая реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении
  5. «Путь к себе» (реабилитационная программа)
  6. «Разработка программы психологической реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении» (проект)

Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии

  1. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях профориентационной работы
  2. Сценарии занятий по профориентации. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии
  3. Материалы по психолого-педагогическому обеспечению профориентационной работы
  4. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся
  5. «Выявление профессиональных планов учащихся» (профориентационное занятие для учащихся 11-х классов)
  6. «Что учитывать при выборе профессии?» (классный час для учащихся 10-х классов)
  7. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение становления личности обучающихся и их профессионального самоопределения
  8. «Ошибки при выборе профессии. Последствия ошибок при выборе профессии» (классный час с учащимися 9-х классов)
  9. «Склонности и интересы в выборе профессии» (занятие с учащимися 9-х классов)
  10. «Темперамент и выбор профессии» (занятие с учащимися 9-х классов)
  11. Организация культурно-досуговой деятельности подростков посредством проведения профессиональных проб
  12. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии
  13. Организация работы по профессиональной ориентации подростков
  14. Факультатив «Основы выбора профессии»
    1. Календарное планирование факультативных занятий «Основы выбора профессии» (9 классы)
    2. «Здоровье и моя будущая профессия» (Занятие 10)
    3. «Внимание и его особенности в профессиональном труде» (Занятие 16-17)
    4. «Память и её проявления в профессиональном труде» (Занятие 18-19)
    5. «Мышление и успешность в профессиональной деятельности» (Занятие 20-21)
    6. «Межпланетная вечеринка» (Занятие 23)
    7. «Интересы и склонности в профессиональном выборе» (Занятие 25)
    8. «Ценности и выбор профессии» (Занятие 31)
    9. «Рынок труда» (Занятие34)
    10. «Мой выбор профессиональной деятельности» (Занятие 35)
    11. Памятки:

Тематические недели в школе

  1. Дороги, которые мы выбираем… Неделя психологии в начальной школе
  2. Организация и проведение тематических Недель
  3. Мероприятия недели психологии
  4. План проведения Недели психологии

Гендерные вопросы в образовании

  1. «Два полюса, два материка». Гендерный тренинг (для учащихся 9-11 классов)
  2. Проблемы формирования гендерной культуры (выступление на педагогическом совете)
  3. Гендерное воспитание как подготовка юношей и девушек к семейной жизни

Психологическая поддержка развития личности обучающихся

  1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки учащихся к предметной олимпиаде
  2. Вечные темы (тренинговое занятие)
  3. Игровой практикум для младших школьников «НАШЕ ВНИМАНИЕ»
  4. «Галактика, или стратегии выживания». Большая игра
  5. «В некотором царстве…». Игровая мастерская
  6. Использование средств арт-терапии в осуществлении индивидуального подхода к учащимся
  7. Социально-психологическое сопровождение развития личности ученика через создание тематической среды
  8. Ассертивность (развивающее занятие для 10-11 кл.)
  9. «Боремся со стрессом» (занятие по адаптации для 5 класса)
  10. «Волшебный цветок» или поговорим о своём здоровье (психологическая игра для первоклассников)
  11. Вот я какой!? (занятие для подростков)
  12. «Как успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам» (классный час с учащимися 11-х классов)
  13. Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в жизни (тренинг творческого восприятия)
  14. День преображения из Золушки в Принцессы
  15. Занятие «Ценностные ориентации личности»
  16. Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня учебной мотивации подростков
  17. «Золотые ключи общения» (развивающее занятие для старших подростков)
  18. Медиация как посредничество в разрешении конфликтов (занятие по профилактике ненасильственного разрешения конфликтов среди подростков)
  19. Психологическая работа с детской тревожностью. Использование интерактивных форм работы по преодолению детской тревожности
  20. Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения становления личности гимназиста
  21. Программа тренинга «Познай себя» (профилактика суицидального поведения через профилактику подросткового одиночества)
  22. «Память» (занятие с учащимися 10-х классов)
  23. Я – среди других (развивающее занятие для 8-9 классов)
  24. Учимся быть ответственными (занятие для подростков по формированию ответственности за свои действия)
  25. Психологические тренировки перед экзаменами (занятие для учащихся 9-х и 11-х классов)
  26. Я – подросток (развивающее занятие для 6-8 классов)
  27. «Краевед, лидер, патриот» (краеведческая игра с элементами тренинга)
  28. Мероприятия месячника правовых знаний
  29. «Социальная реклама: создание сценария социальной рекламы по пропаганде ЗОЖ» (занятие-практикум для учащихся)
  30. «Чтобы не попасть в рабство» (занятие для старшеклассников)
  31. «Давай дружить!» (развивающее занятие для учащихся младших классов)
  32. Психологический КВН «Я+Ты=Мы»
  33. Олимпиада «ПСИХОЛОГиЯ»
  34. Акция «Найди себя»
  35. Психологическое сопровождение подготовки к экзаменам
  36. «Роль экологического воспитания в укреплении и сохранении психологического здоровья учащихся»
  37. «Страх. Как с ним справиться?» развивающее занятие (младший школьный возраст)
  38. «Я - подросток» (развивающее занятие для учащихся)
  39. «От противостояния к пониманию» (тренинговое занятие с учащимися подросткового возраста)
  40. Программа социально-психологического тренинга самопознания для подростков 12-15 лет
  41. «Искусство понимать друг друга» (технологическая карта занятия)

www.academy.edu.by

Групповые занятия с младшими подростками

Яхина Лилия Фарвазовна

Педагог-психолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя общеобразовательная школа

ЯНАО Тазовский р-н п. Тазовский

Групповые занятия с младшими подростками

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

Задачи:

  1. Образовательная: создать условия для сплочения коллектива; смоделировать ситуацию сотрудничества и взаимной поддержки для прожи­вания ее школьниками;

  2. Развивающая: развитие умений и навыков самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

  3. Воспитательная: воспитать доброжелательность, взаимопомощь в детях.

Методы: игры, словесные – рассказ, беседа, наглядный.

Форма работы: групповая, в парах.

Технология занятия: тренинг.

Оборудование: игрушки, статуэтки, картина, ватман, фломастеры, листы А4- все по количеству детей, цветные карандаши.

Ведущий: педагог-психолог.

Ход занятия

1. Игра «Прорыв»

Выбирается учащийся, которому необходимо любыми силами прорваться в круг. Вся группа становится в тесный круг и старается не пустить внутрь прорывающегося. Ученику разрешается применять хитрость, уговоры, подкуп, но не грубую физическую силу. Затем участники прорыва меняются ролями. После игры идет обсуждение ощущений игравших.

2. Игра «Молчанка»

Выбирается ведущий. Он произносит:

— Кто скажет слово или рассмеется, тот исполнит мое желание. Стоп!

Все затихают. Ведущий должен разговорить или рассмешить кого-нибудь из участников. Кто издал звук, тот и исполняет желание ведущего.

3. Игра «Kтo летает?»

Детям объясняют, что это игра на внимание. Ведущий (сначала учитель, а затем участник группы) спрашивает, все должны без паузы отвечать. Если называется животное или механизм, который летает, например стрекоза, все хором должны ответить «летает» и руками показать, как это делает стрекоза. Кто ошибется, тот будет водить.

Игра проводится в кругу.

4. «Игры индейцев»

Выбирается доброволец. За его спиной расставляются в произвольном порядке игрушки, статуэтки. По сигналу доброволец резко поворачивается, в течение пяти секунд рассматривает установленные предметы и опять отворачивается. Затем рассказывает всем, что он видел. Игру можно повторить несколько раз. Кто запомнил наибольшее количество предметов, тот и выиграл.

5. Игровое упражнение «Песня»

Учащимся предлагается спеть хором. Для начала предлагается всем знакомая песня типа «В лесу родилась елочка». По первому хлопку ведущего все начинают петь, по второму хлопку — пение продолжается «про себя», молча, по третьему хлопку — опять поют вслух. И так несколько раз, до тех пор пока кто-нибудь не собьется. Тот, кто ошибется, платит штраф (стихи, песня и др.) и сам становится ведущим.

6. Игра «Пары»

Группа разбивается на пары в произвольном порядке. На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения по помещению без помощи рук — руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо постоянно, в произвольном направлении.

Каждая пара имеет по три попытки. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала листок.

7. Упражнение «Художники»

Выбирается художник. Он будет рисовать то, что попросят игроки. Причем, прежде чем начать игру, участники договариваются, картину какого жанра они будут рисовать. Затем художник садится отдельно от игроков, а те говорят, что, какого цвета, в каком месте он должен нарисовать, то есть руководят «художником», когда он рисует. После того как картина готова, все обсуждают, что и как получилось.

8. Разминка «Я знаю пять названий...»

Игрок должен в ритме отскакивающего мяча назвать пять предметов, названий на заданную тему (транспорт, растения, животные и т.п.). Итак, каждый игрок проговаривает пять названий предметов, считая и ритмично ударяя мячом об пол.

9. Упражнение «За что мы любим...»

Ведущий говорит учащимся:

— Вступая во взаимодействие с людьми, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся (или не нравятся). Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем, одобряем. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который вам нравится. Укажите пять качеств, которые вам в этом человеке нравятся особенно. Имя человека на характеристике не пишите. Мы прочитаем и попробуем угадать человека, к которому относится характеристика.

10. Упражнение «Хор»

Выбирается водящий и выходит из комнаты. Вспоминают строчку из стихотворения, пословицу или поговорку и распределяют ее по игрокам: каждому одно слово.

Водящий приглашается в кабинет и внимательно слушает: игроки дружно хором произносят каждый свое слово из загаданной строчки. Водящий должен отгадать загаданное с трех попыток. Если отгадывает, то может загадать желание любому игроку. Если нет, то сам платит штраф (песня, танец и т.п.).

11. Упражнение «Конспиратор»

Группа становится в круг лицом, водящий — внутри круга. Ему завязывают глаза, и он должен узнать всех играющих на ощупь, начиная с головы. Лучший конспиратор — последний из узнанных.

12. Игра «Картинка»

Группе предлагается картинка (любая), но перед объяснением задания ее не показывают. Ведущий говорит, что по картинке надо будет составить рассказ из тех слов, которые ребята придумают заранее, еще не видя ее. Все придуманные слова надо записать на листе бумаги. Затем демонстрируется изображение, и участники составляют свой рассказ, используя записанные слова и добавляя служебные слова в случае необходимости.

13. Игра «Критики»

Используется та же картинка. Вся группа делится на две команды критиков: одна хвалит картинку, другая отмечает недостатки. Например, первая группа критиков говорит: «хорошая», вторая — «плохая» и т.д.

Выигрывает та группа, на которой игра закончилась.

14. Упражнение «Дополни предложение»

Выбирается ведущий. Он говорит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», следующий игрок добавляет «в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвертый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т.д. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.

15. Разминка «Закончи слово»

Ведущий называет начало слова и одновременно бросает мяч любому из участников. Тот ловит мяч, заканчивает слово и возвращает мяч. Так со всеми детьми. Причем слово можно и не загадывать, а лишь сказать первый слог, например «ма».

16. Упражнение «Свободный рисунок»

Всем участникам выдаются листки бумаги, карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражение своего настроения.

После выполнения задания организуется выставка рисунков, качество которых не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.

17. Игра «Разговор через стекло»

Двое желающих лишь с помощью жестов пытаются о чем-то договориться. Тема сообщается одному из них, а он должен передать эту информацию своему товарищу, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. (Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.)

Примерные темы: «Ты зовешь товарища на рыбалку», «Завтра в школе контрольная работа по математике, товарищу надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Узнай, который сейчас час» и т.д.

18. Игра «Зоопарк»

Каждый из участников выбирает зверя, птицу, рыбу и т.д. Затем в течение двух-трех минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру двигаться, повадки, звуки. Условие игры: о своем выборе не говорить.

Все дружно играют в зоопарк. Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто какое существо изображал.

19. Упражнение «Рисуем радость»

Подросткам в течение 5 минут с помощью цветных карандашей предлагается нарисовать, что такое радость. Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания все рисунки вкладываются в большой конверт, в котором есть работы и других групп.

Психолог достает рисунки по одному из конверта. Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают радость.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского // В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994.

  2. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Академия, 2001.

  3. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...»: Методические разработки социально-психологических тренингов. — М.: Новая школа, 1996.

  4. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академический проект, 2002.

  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 1993.

  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990.

  7. Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. — М.: Роспедагентство, 1996.

globuss24.ru

Конспект занятия «Советы психолога родителям подростков», ФГОС

Конспект занятия: «Советы педагога-психолога родителям подростков»

Выполнила работу: Педагог-психолог КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства» Ботвинкина Анна Николаевна (I квалификационная категория)

Цели: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

Задачи:

развитие произвольности и самоконтроля у подростков;

развитие внимания, согласованности движений;

снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы: мольберт или доска

Ведущий – психолог: приветствует всех участников и приглашает встать в 2 круга: внутренний и внешний. Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой.

Упражнение «Любящие родители».

Любящие родители укачивают своего любимого ребеночка, нежно прижимая его к себе.

Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо –влево, на лице улыбка.

Спасибо, замечательно получилось. Можете садиться на свои места.

Уважаемые родители давайте повторим правила работы в группе:

1. В зале не отвлекаемся

2. Внимательно слушаем инструкцию

3. Не отказываемся, играем вместе

 Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.

 

Упражнение «Ассоциации»

    Задание родителям: Назовите слова-ассоциации к слову «подросток» 

    (упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление).

    «Портрет современного подростка»

    Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы.       За любым проблемным поведением подростка стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, только тогда подросток будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

    Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

    1. Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

    2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием!"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

    3. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

             Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

    Рассмотрим типичные фразы, которые зачастую употребляют родители в процессе общения с подростком, и сравним их с теми фразами, которые наиболее приемлемы при разговоре с подростком.

    Как необходимо говорить

    «Ты должен учиться!»

    «Я уверен(а), что ты можешь хорошо учиться»

    «Ты должен думать о будущем»

    «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

    «Ты должен уважать старших»

    «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»

    «Ты должен слушать учителей и родителей»

    «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»

    «Ты лжец!», «ты опять врёшь!»

    «Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду»

    «Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»

     

    Для того чтобы подросток желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

    Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка.

    Принятие ребенка – когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Опасно безразличие и обман.

    Значимость ребенка – это признание его значительности в существовании семьи.

    Признание ребенка – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Родители поздравляют своего ребенка с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Подросток должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, а вместе разбирают возникшую ситуацию.

    Родительская любовь – подросток нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4 – 5 раз в день. В подростковом возрасте формируется личность, самооценка, осознание внутреннего мира и, самое главное, проектируется собственное видение будущей жизни и мера жизненных ценностей.

    Принцип доступности – это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с подростком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

    Воспитание ответственности и самодисциплины – формирование у подростка привычки быть ответственным за свои поступки и слова (уравновешенная и зрелая личность). Эти качества напрямую зависят от поведения родителей в семье, их способность проявить эти же качества в обыденной жизни.

    Авторитет родителей – это кропотливый труд отца и матери. Это, прежде всего, желание подростка говорить родителям правду, какой бы горькой для родителей она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

    Мы рассмотрели модели проблемного поведения подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы.

     

    (небольшое упражнение)2. Упражнение «Коллаж радости».Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, развитие любознательности.Время: 15 минут.Материал: Альбомный лист, ручки, цветные карандаши, клей, листы старого журнала.Техника проведения: Психолог просит родителей создать коллаж о тех вещах, событиях, явлениях, которые приносят им радость и их детям. Предлагает обозначить темы коллажа.Инструкция: «Уважаемые родители у каждого из вас есть по альбомному листу, вам нужно создать свой коллаж радости. Вы можете писать ручками, рисовать карандашами, вырезать из старых журналов и приклеивать на свой лист что хотите. Темы коллажа могут быть следующими:-качества, которые нравятся в моем ребенке;-дела, которые удаётся делать совместно и хорошо;-вещи, которые люблю;-любимые книги, фильмы, мультфильмы моего ребенка;-любимые места моего ребенка;-мечты моего ребенка.Рефлексия. Трудно было выполнять задания?; Какое впечатление сложилась при выполнении задания?

    А сейчас Вам раздадут памятки с рекомендациями, которые помогут Вам при общении со своим ребенком. Посмотрите пункты и задайте вопросы, если они возникли. Спасибо за внимание! (см. Приложение 1).

     

    Приложение 1

     

    Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми подросткового возраста

    1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей

    Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых, и постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

    2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание

    И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь, и не бояться насмешки или пренебрежения.

    Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «Все зависит от меня, во мне – причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

     

    3. Удивляйте – запомнится!

     

    ТОТ, КТО ПРОИЗВОДИТ НЕОЖИДАННОЕ И СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, СТАНОВИТСЯ ИНТЕРЕСНЫМ И АВТОРИТЕТНЫМ.

    Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить.

    Привлекают также умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину, а мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки… Внешний вид – его в большей мере ценят девочки.

    Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

    4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым?

    Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

    И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

    5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми?

    По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! Как в этот краткий промежуток вместить разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела?

    Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

    6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы

    Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы.

    А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

    То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, все – помощника лишились навсегда.

    8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем

    Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности.

    Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

    9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути

    Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.

    Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

    Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку

    И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

    Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.

    Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.

    Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.

    Научите преодолевать трудности.

    Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами). Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.

    Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.

    Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.

    Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.

    Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.

    Помните: недоверие оскорбляет!!!

    Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного (противоречащего правилам и нормам) поведения.

     

    Разговор с подростком на взрослом языке

    Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.

    Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».

    Памятка родителям трудновоспитуемых подростков

    • Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.

    • Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.

    • К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.

    • Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.

    • Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

     

    Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?

    • Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.

    • Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.

    • Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.

    • Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.

    • Не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.

    • Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте из в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.

    • Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.

     

    Список использованной литературы:

    Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).

    Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006

    Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001

    Зажигина, М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд.,

    Млодик, И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд.,

    Психология/Джони Джонстон; пер. с англ. Л.М. Птицына. – М.: АСТ:

    Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. / Составители: Лесина С.В., Попова Г.П. и др. – Серия: В помощь психологу ДОУ. – Издательство: Учитель 2011г.

    Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания. М.: ВАКО, 2008.

    Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998г.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai