2.4. Уровни развития личности. Зрелая личность. Уровни развития личности в психологии


2.4. Уровни развития личности. Зрелая личность

Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.

Самореализация - это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми.

Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но, прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация». Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм в своих концепциях опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ разноплановых работ показал, что самореализация может рассматриваться как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог [6,17,28, 33 ].

В общем виде самореализация как процесс реализации себя – это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.

Л.И.Анциферова выделяет три уровня развития личности.

На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует достижению целей. Качества субъекта проявляются через целеполагание и действия по преодолению трудностей на пути к достижению цели.

На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения, прогнозирующий результаты. Он способен адекватно соотносить свои возможности с требованиями ситуации.

На третьем, высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно соотносит с требованиями времени. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, но в аспекте ее общественно-исторической значимости [16].

Зрелость личности

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

• широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;

• мера развития личности как субъекта;

• характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

• социальная компетентность.

 К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором [45,64].

В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости.

1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.

2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.

4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

5. Самообъективация – понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.

6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой [36 ].

 Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.

2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.

3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.

4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития.Это соотношение наиболее оптимально для развития человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоционально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

 А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых, или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

  • ответственность;

  • терпимость;

  • саморазвитие;

  • позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

 Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности – процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости – акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология - это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеологии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости [цит. по: 49 ].

.

studfiles.net

Уровни развития личности

Уровни развития личности  Любой человек приходит в этот мир без каких-либо навыков и умений, и с самых ранних лет начинает свой путь развития. Он учится ходить, бегать, прыгать, разговаривать, читать, писать, поступает в школу, университет, и уже в достаточно зрелом уровне решает своё развитие остановить. Конечно, он может продолжать пополнять свои профессиональные знания, но о полноценном развитии личности напрочь забывает.

  На пути к совершенствованию существуют несколько уровней развития личности. Все мы хотим самостоятельно определять свою жизнь, преодолевать давление обстоятельств, а эти способности появляются только когда личность полноценно и высокоразвита.

  Основные показатели уровня развития личности выглядят так:

  • 1) Уровень развития всех психических процессов (элементов психической деятельности): память, мышление, ощущение, внимание и т.д.)
  • 2) Развитие интеллекта.
  • 3) Уровень культуры, воспитанности.
  • 4) Развитие социальных контактов и коммуникационных умений
  • 5) Душевное здоровье человека.
  • 6) Развитие эмоционального интеллекта.
  • 7) Стремление к саморазвитию.

 

  В различных источниках можно встретить множество различных концепций развития личности, каждая из которых выделяет свои уровни развития личности. В этой статье я приведу семь уровней эволюционного развития человека в соответствии с их уровнем духовного развития, приведённых в работах В.Г.Немировского и Д.Д.Невирко.

Первый эволюционный уровень – выживание

  Человек, находящийся на данном уровне – человек, в буквальном смысле борющийся за выживание, главная цель которого – физическое выживание. На первом эволюционном уровне находятся солдат на войне, заключенный, бомж, а также альпинист, штурмующий горную вершину, путешественник, идущий на лыжах к Северному полюсу, люди занятые тяжелым и низкоквалифицированным трудом и т.д.

Второй эволюционный уровень – размножение, процветание

  Здесь объект закрепляется на уровне устойчивого существования. Этот уровень соответствует продолжению рода, активной жизнедеятельности, творчеству (как сублимации сексуальной энергии). Главная цель человека, находящегося на втором эволюционном уровне – материальное потребление.

Третий эволюционный уровень характеризует сосредоточенность на управлении собой и внешним миром

  Человек данного эволюционного уровня обладает такими качествами, как решительность, независимость, сила воли. Это человек волевой, человек управляющий. Такие люди также стремятся к материальному потреблению, но потреблению изысканному, более ориентируясь на эстетические качества вещи, нежели потребительские.

Четвертый эволюционный уровень связан с сосредоточенностью на чувствах любви, сострадания, доброжелательности

  Человек, находящийся на данном эволюционном уровне – человек любящий, ощущающий свою связь с тонким миром. Такой человек с упоением занимается любимым делом, стремится создать что-то новое. Любовь определяет все его действия и поступки. Это может быть сестра милосердия, нянечка в детском саду, добрый детский писатель, учитель или врач «от Бога» и т.д.

Пятый эволюционный уровень – совершенство

  У человека данного уровня выражены такие качества, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал. Это люди творческие, стремящиеся к созиданию. К данному уровню можно отнести мастеров, достигших вершин в своем деле: великих актеров, музыкантов, политиков, мастеров единоборств, художников, организаторов и т.д.

Шестой эволюционный уровень – мудрость и высшая воля

  Человек, находящийся на этом эволюционном уровне имеет высокоразвитый интеллект и воображение, волевые качества и парапсихологические способности. Это человек синтезирующий, соединяющий, устанавливающий связи. К данному уровню можно отнести ученого, работающего на стыке наук и создающего новые теории, создателя нового религиозного учения, великого писателя, шеф-повара экстра-класса и т.д.

Седьмой эволюционный уровень связан со способностью к просветлению, космической любви, к контакту с космическим сознанием

  Человек данного уровня – человек, имеющий связь с высоким эгрегором. Это человек просветленный, испытывающий всеобъемлющую полноту и мистический восторг бытия.

 

  Нет ничего плохого в том, чтобы находиться на каком-то уровне развития личности. Все мы с самого раннего детства шаг за шагом проходим через эти урони. И когда тот или иной человек перепрыгивает через определённый этап, он упускает необходимый опыт и рано или поздно ему придётся навёрстывать упущенное. Не стоит никогда осуждать человека за его уровень развития, просто в его жизни ещё не было того урока, который позволил бы ему перейти на следующий уровень, так же глупо осуждать первоклассника за то, что он не может решить задачу из старших классов. В свою очередь вы ещё не получили урок, который мог бы избавить вас от привычки осуждать, на которую уходит большое количество энергетики.

  Все люди разные, кому-то повезло с образованием и воспитанием, кому-то нет, кто-то решает поставленные перед ним задачи, а кто-то просто не способен на этом этапе их решить. Если человек избегает решения проблем значит он либо еще к ним не готов, либо постигает другой урок в данный момент.

  Любой человек, находящийся на определённом уровне развития, может пропустить уроки с более низкого уровня, к которым ему придётся возвращаться. Также у любого человека могут быть ориентиры с более высоких уровней развития, которые ему помогут на пути самосовершенствования.

  На начальных этапах развития личности главной задачей человека является самоутверждение. Человек в первую очередь живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает – проще говоря в человеке развит бытовой эгоизм.  На более развитых уровнях у человека происходит глобальный переворот сознания и мировоззрения, человек начинает ценить данный момент, получать удовольствие от помощи другим и способен наконец то обрести настоящее счастье. Может конечно возникнуть вопрос например: Какая радость жить для других? В чём смысл от помощи ближнему? И т.д. Но чтобы это понять, надо задать другой вопрос: В чем смысл в жизни для себя? Можно быть по настоящему счастливым живя для себя? Или если утрировать, то человек, который живёт для себя, в конечном итоге желает подчинить весь мир своей личности. Может ли он быть по настоящему счастливым если его желания исполнятся? Нет, он будет одинок. Он не сможет раскрыть свою душу близким, так как в ней только жадность, эгоизм, ложь, корысть. Постоянная гонка за разнообразными целями приводит только к короткому мигу удовольствия, но не к настоящему счастью, и эта гонка за иллюзорным будущем может продолжаться вечно.

  Человек находясь на определённом уровне может понимать только человека с соседнего этапа. Вернее человек с низкого уровня никогда не поймёт человека, который развит на два уровня выше него. Он будет считать его стремления глупыми, слишком идеалистическими, скучными и т.д. В определённые моменты жизни мы можем перескакивать с более низкого уровня на более высокий и обретаем понимание. Затем мы опять спускаемся на более низкий этап и это понимание уходит.  Это происходит из-за не до конца пройденных уроков с предыдущих уровней. Но сам процесс развития является основным в жизни. Поэтому переход с одного уровня на другой является одним из важнейших событий в жизни, с которым не сравнится ни какое материальное благо.

 

 

Читайте также:

Что такое позитивное мышление

Дж. Коллинз, У. Лазье "Больше, чем бизнес"

Как избавиться от негативного мышления

Все статьи раздела

istepup.ru

Уровни развития личности

Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.Первый, эгоцентрический уровень — определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Следующий уровень, группоцентрический — человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви.

Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.

Просоциальный, или гуманистический уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распространение на всех людей, все человечество.

Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уровень, а в какие-то — другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.

Русская культура стремилась к реализации в человеке духовного, эсхатологического уровня: любое дело, чтобы быть признанным, должно было быть оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Для русского типа характера были присущи тонкая душевная организация, лиризм, милосердие, сострадание к униженным и оскорбленным, возвышенный идеализм и религиозность, а ключевым стержнем являлась совесть.

Советская культура формировала иной тип личности — группоцентрический: «главными были класс, партия, коммунистическое общество, а все, что вокруг — враги, против которых возможны любые средства борьбы» (Братусь). Для советского типа характера были присущи грубый материализм и воинствующий атеизм, ключевым стержнем были «классовое сознание, классовая польза».

Западная культура, по мнению Братуся, выносила в себе просоциальную, гуманистическую ориентацию, стремление в идеале нести благо всем людям, человечеству в целом, стремление к правовому обществу, в котором каждый член был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним.

Современное российское общество является переходным, периодом слома прежней идеологии и культуры и несформированности другой культуры, в результате психологическое состояние людей можно оценить «как переходное потребностно-мотивационное состояние, когда, образно говоря, «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что. Да побыстрее, мне не терпится именно там и это получить». Человек в подобном состоянии может еще сказать о том, чего он не хочет, но не о том, что именно ему действительно потребно. Вот и мечется человек в таком состоянии, часто капризничает, дурит». Состояние это весьма опасно своей тягостностью, возможным отчаянием, а также вероятностью обмана, выбора ложного предмета, не отвечающего на деле сути личностного роста, вероятностью выбора ложного пути и ложных целей. Идет перебор, увлечение то одним, то другим, но ни один из выборов не окончательный: то, что вчера восхвалялось, сегодня — подвергается хуле, происходит резкая перемена символов и увлечений, но, с другой стороны, прежние советские группоцентрические, часто неосознаваемые установки продолжают действовать. Группоцентризм сейчас не только не преодолен, но обрел новые формы: сепаратизм, национализм, всевозможные формы группирования, кучкования и противопоставления.

www.psyvsem.ru

Уровни личности.

1. пассивная личность, характеризуется незначительным уровнем личностного развития.

2. активная личность.

3. безличность. Это человек, который не личность. Это больной с тяжелыми психическими расстройствами, с полным нарушением работы мозга.

Бехтерев говорил любопытные вещи об условиях развития здоровой личности.

Условия развития личности.

1. Антропологические особенности, расы. Наследие отцов оставляет свой результат. Черная раса людей, далека от совершенства. У них вместимость черепа меньше, чем у представителей белой расы.

2. Очень важны условия зачатия. Даже если у ребенка хорошая наследственность, но у родителей были вредные привычки, то произойдет задержка в развитии.

3. Экономические условия. Особое внимание уделял питанию. Неправильное, или недостаточное питание приведет к физическому ослаблению организма. Человек будет быстро истощаться и это нарушит нормальное развитие личности.

4. Самое главное условие развития личности – это наличие общественной деятельности. Не может быть полного развития личности, если нет общественной деятельности. Страны, где общественная деятельность не востребована, порождают пассивных личностей.

5. Фактор воспитания и обучения. Как и чему воспитывать, что такое гигиена физической и умственной деятельности. Прежде всего, важно приучение к систематическому труду. Второе, это развитие самостоятельного мышления. Третье, стойкость характера.

Вот так идет формирование человека активного, относительно независимого, который может отстаивать свои позиции.

40. В.Н. Мясищев. Личность как система отношений.

Владимир Николаевич Мясищев – очень яркая личность в психологии. Развивая идеи А.Ф.Лазурского об отношении личности, Мясищев строит свою концепцию личности, выбирая в качестве центрального элемента понятие отношения.

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По Мясищеву отношения бывают объективные и субъективные. Отношения объективные в силу того, что между людьми существуют различные статусы, различные дистанции, различный уровень образования. Объективный фактор отношений может изменяться, а субъективный фактор отношений находится во власти каждого человека.

Отношения избирательны, потому как к разным сферам реальности у людей складываются разнообразные отношения. Эта система отношений никогда не бывает одинаковой. Мясищев говорит, что, сколько явлений в жизни, столько и отношений. Мы описываем самые важные, которые характерны для каждого человека. Это отношения к себе, к людям, к деятельности, к миру.

Отношения сознательны, хотя степень осознанности отношений может быть разной. Здесь намек на бессознательные явления в системе отношений.

Интегральная характеристика, потому, что если человек включается в новую реальность, то у него формируются новые отношения. Если человек вошел в отношения, то преобразуется вся личность в целом. Одно отношение может преобразовать всю личностную структуру. Вот почему это интегральная характеристика, основанная на опыте с различными сторонами действительности.

Отношение бывают различной степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом.

По мысли В. Н. Мясищева отношение – это системообразующий элемент личности. Сама личность представляется как система отношений. Отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.

С момента рождения человек вынужден вступать именно в общественные отношения. Сначала с матерью в непосредственно-эмоциональные отношения. Затем с окружающими его близкими, сверстниками, воспитателями, педагогами и так далее. Отношения, преломляясь через «внутренние условия», способствуют формированию, субъективных отношений человека. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, т. е. обнаруживают для самого человека скрытые, невидимые его возможности и способствуют появлению новых возможностей. Автор особо подчеркивает регулятивную роль отношений в поведении человека.

В структуре отношения. В. Н. Мясищев выделяет стороны:

  • «эмоциональную»,

  • «оценочную» (когнитивную, познавательную) и

  • «конативную» (поведенческую).

Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения.

Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе. Эмоциональная сторона отношения выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств – неприязни, вражды, антипатии.

Познавательный компонент отношений способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя. Познавательная или оценочная сторона проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.

Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе. Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность, указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание на способ достижения этого предмета.

Отношения разделяются на виды: положительные и отрицательные как с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок.

Процесс развития личности обусловливается ходом развития отношений. В. Н. Мясищев указывает, что первоначальный период возрастающей избирательности поведения человека характеризуется предотношением, в котором отсутствует элемент сознательности. Нечто, что человек не осознает, побуждает его к деятельности (неосознаваемая мотивация поведения).

В дальнейшем у 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.

В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.

В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

В.Н.Мясищев разделяет понятия «отношение» и «установка» (каждая из них претендовала на роль всеобъемлющей психологической категории).

И отношения, и установки В. Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые возникают в процессе индивидуального опыта. Установка бессознательна и потому она безлична, а отношение сознательно, «хотя, как подчеркивает В. Н. Мясищев, мотивы или источники его могут не осознаваться». Другое отличие отношения от установки заключается в том, отношение характеризуется избирательностью, а установка готовностью.

Таким образом, отношения и установки это отличные друг от друга психические образования. Поскольку понятие отношения несводимо к другим психологическим категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс психологический понятий.

Отношения тесно связаны с различными подструктурами личности. Подструктуры личности – это темперамент, характер, способности и самосознание. Все эти подструктуры можно раскрыть с точки зрения отношений. Например, темперамент как природная фактура отношений будет явно проявляться с позиции отношений, или же маскироваться через призму отношений. Если человек медлителен в силу своих природных свойств, а его деятельность требует от него быстрой реакции, то у него, при условии позитивного отношения к выбранной деятельности будет формироваться индивидуальный стиль работы, маскирующий медлительность.

Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Это фиксированное отношение в типичных ситуациях.

Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность представляет собой отношение к определенному виду деятельности и нужду в этом виде деятельности.

Мясищев В.Н. стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций». Это принципиальное положение, по-видимому, и определило специфику его взглядов

На структуру личности, где нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность – отношение, замыкающая на себя все другие психологические характеристики личности. Именно отношение по мысли В. Н. Мясищева является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. Развитие личности предполагает не только изменение отношений, но, прежде всего изменение ее структуры, то есть изменение взаимоотношений между ее отдельными элементами.

Положения психологии отношений легли в основу разработанной Мясищевым патогенетической концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений.

studfiles.net

Как определить уровень развития личности

Показатели личностного развития:

·      Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый. 

·      Объем заботы, взросление: от человека-ребенка к взрослому человеку, далее большому и великому человеку. Ступени от 0 до 2: 0 Дети. Человек-ребенок - нуждаются (у них нужды) в утешении и директивах. Человек-подросток - заинтересованы в консультациях и поддержке, но борются за признание своей самостоятельности. 2 Состоявшаяся (взрослая) личность 

·      Уровень развития инициативыи ответственности. А именно,ступени иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.

·      Уровень культуры, куда входит грамотность, в том числе психологическая грамотность. 

·      Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим. 

·      Воспитанность, эстетическое развитие.

·      Умение развиваться и привычка к развитию.

Каждая личность имеет свой круг ценностей, определяющий как ее рост и развитие, так и стиль ее жизни. Это - направленность личности. Три основные направленности личности -Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес.Так или иначе складываясь, разные показатели дают Общий уровень развития личности. При этом какой-то показатель уровня развития личности может быть развит в одной области (сфере) и не развит - в другой. 

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности - разные вещи. В процессе здорового естественного роста, с возрастом, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый - со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему. 

econet.ru

Тема 3. Уровни и формы развития личности.

В целом, оставаясь в рамках гуманитарной парадигмы, в данном случае не отождествляется нравственное и моральное, духовное и социальное в человеке (стремления к Богу и общечеловеческой культуре нетождественны и т.д.). Наряду с этим, представляя личность и социализированный индивид в структуре интегративной субъектности, уровни их развития определяются согласно критериальным характеристикам, реализуемым в социальном поведении человека. Таким образом, в зависимости от степени развития сознания рассматриваются инфантильный, эгоцентрический, альтруистический уровни развития личности.

Инфантильная личность характеризуется относительно невысоким уровнем самоосознавания. Она далеко не всегда соотносит свои способности и возможности их реализации. Внутренний мир человека зачастую «неприкрыто» выступает во внешнем бытие. Во многом данный уровень характерен для ребенка трех-шести лет. Вступая в отношения со взрослыми, ребенок познает «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него формируются нравственно-смысловые конструкты, характеризующие индивидуальную нравственность, и социальные аттитюды, определяющие индивидуальную мораль. Этому уровню присуще особого рода мышление (такое мышление Ж.Пиаже называл эгоцентричным). Оно обладает специфической логикой, более интуитивной, синкретической, нежели дедуктивной, доказательной. Несмотря на то, что инфантильный уровень присущ ребенку, он не имеет жесткой возрастной привязанности. В силу некоторых причин (примитивной социальной среды и пр.) он может характеризовать личность и взрослого человека.

Эгоцентрическая личность в сравнении с инфантильной предполагает адекватное соотношение способностей и возможностей. Осознавая себя как «центральную часть» мира, данная личность вступает в отношения с окружающими с позиции силы (физической, психической, социальной). Она стремится доминировать, когда это возможно, и подчиняться, когда это необходимо. Для такой личности характерно состояние страха отчуждения от общества, поэтому она, как правило, жертвует своей духовной и социальной свободой. Особенностью ценностно-ориентационной сферы эгоцентрической личности выступают противоречия между индивидуальной моралью и индивидуальной нравственностью. Если на уровне инфантилизма формирование нравственно-смысловых конструктов и социальных аттитюдов представляется как целостный процесс, то на уровне эгоцентрика наблюдается некоторая дифференциация. Так, нравственно-смысловые конструкты определяют духовную ориентацию, а социальные аттитюды характеризуют социальную адаптацию. Эгоцентрик постоянно вынужден балансировать между биологически или социально необходимым (но безнравственным) и существующими нравственными законами. В этой ситуации он будет «подстраивать» нравственность под сложившиеся условия. Оценка поведения здесь рационализируется в зависимости от личной выгоды.

Эгоцентрический уровень может быть представлен в различных формах: эгоизм, инфантильный эгоцентризм, авторитарная личность, интернальная личность.

Эгоизм личности проявляется в том, что человек интересуется только собой, «хочет, чтобы все было только для него», испытывает наслаждение, только «получая», а «не отдавая». Он воспринимает внешний мир только с точки зрения того, что он может из него извлечь, его не интересуют потребности других, он не уважает их достоинство и целостность. Он ничего не замечает, кроме себя; и считает что все окружающие люди ему «обязаны», зачастую относится ним как к своей собственности . С этой точки эгоист в большей степени себя ненавидит, чем любит. Инфантильный эгоцентризм личности проявляется в отождествлении себя со «значимым другим». Человек в этом случае рассматривает все происходящее с точки зрения полезности для себя и значимого другого. Он не дифференцирует не отделяет свои интересы от интересов другого, т.е. считает что значимые другой желает того –же (Например, такая личность наблюдается у женщины после рождения ребенка в первые годы его жизни). Интернальный эгоцентризм личности характеризуется способностью человека нести ответственность за происходящее во круг него (он стремиться отвечать не только за себя и «значимого другого», но и «за общество», представителей животного мира и др). Однако такая ответственность связана с переживанием личностного комфорта, не желанием в дальнейшем переживать неуспех, негативные психические состояния и т.д. Авторитарный эгоцентризм личности определяется склонностью к нетерпимости слабости, установках на наказание и смирение почитание авторитетов. У нее преобладают потребности, способствующие образованию предрассудков, выражающихся в проецировании враждебных импульсов на тех, кого не считает «своим». Эта личность излишне озабочена вопросами власти и социального статуса, обладает «черно-белым» мышлением и нетерпимостью к неопределенности. Поэтому она склонна подчиняться тем, кто обладает властью, и наказывать тех, кто ниже ее по социальному положению. При этом авторитаризм служит защитой для сохранения свой выгоды, путем проецирования всей ответственности на вышестоящие по социальному статусу авторитеты.

Альтруистическая личность – это подлинно сознательное существо. Она распространяет свое «Я» на весь окружающий мир, неся ответственность за все происходящее. Такая личность вступает в общение с окружающими людьми, осознавая их свободу как собственную. На основе этого возникают гуманизм, доброжелательность, терпимость, великодушие и т.д. Альтруист всегда духовно свободен и, если жертвует своими интересами, то делает это сознательно, из-за любви к ближнему. Любовь как основа альтруизма имеет ярко выраженный духовный характер. Она предполагает эмпатическое отношение к другому человеку, понимание его особенностей, мировосприятия, желаний, следствием чего становится великодушие, умение прощать и др. Таким образом, любовь всегда связана с уважением и заботой об окружающих, ответственностью, щедростью, терпимостью. Перечисленные характеристики составляют сущность альтруизма как личностного феномена. Для данного уровня характерна целостность ценностно-ориентационной сферы личности, выражающаяся в отсутствии противоречий между индивидуальной моралью и индивидуальной нравственностью. Социальное поведение при этом всегда нравственное. Интеллектуальная сфера альтруистической личности, так же как и эгоцентрической, может быть сформирована на различных уровнях. В зависимости от возрастных, индивидуальных и других особенностей, содержание и структура интеллектуальной деятельности имеют свою специфику. Мыслительная активность материализуется и находит свою выраженность как в вербальных, так и в осознанных невербальных коммуникациях.

Альтруистический уровень также может быть представлен различными формами: авторитарный альтруизм, гуманистический альтруизм, теоцентричный альтруизм.

Авторитарный альтруизм характеризует направленность личности выстраивать «нравственные» отношения с окружающим миром, за частую стремясь к жертвенности в угоду интересов общества, отдельных социальных групп, религиозных общин и т.д. В основе этого лежит некая идеология, которая выступает в качестве стандарта социального поведения, образа жизни, ценностей и т.д. При этом такая личность ретуализирует свое поведение и требует этого же от других людей. Она принимает на себя ответственность и право делать людей «счастливыми» в том отношении как требует детерминирующая идеология. Гуманистический альтруизм в смысловой направленности личности на нравственно ориентированные ценности связанные со свободой, равенством и братством всех людей. Эта личность не только всецело принимает другого человека, но и готова жертвовать собой ради него, не смотря на различия культур, религий, образа жизни и т.д. В поведении такой личности имеет место любовь ко всем людям, независимая от социальных детерминант. Теоцентричный альтруизм определяет универсальность человеческой личности, ее устремлением к Абсолюту. Так, если авторитарный и гуманистический альтруизм реализуются в системе «Человек­ - Мир», то теоцентричный альтруизм существует в системе «Человек – Бог». Здесь имеет место трансцендентная рефлексия, расширяющая человеческое сознание до бесконечности. В этом имеет место полная открытость человека Богу, связанная с полным обретением познания и любви Бога, отождествлением своей воли с Божьей Волей. В данной форме альтруизма присутствует абсолютная полнота и непосредственное бытие человеческой личности в Боге. Ярчайшей примером такого самобытия личности является житие святых угодников, подвижников и исповедников христианской веры. Теоцентричный альтруизм можно наблюдать в старчестве как особом виде святости. Старчество это особое благодатное дарование, хараизма, непосредственное водительство Святого Духа 1. Старец обладает дарами прозорливости, чудотворения и пророчества и все свои благодатные дары прикрывает глубоким смирением 2.

Одним из возможных условий, обеспечивающих развитие личности согласно выделенным уровням, являются воспитание и обучение как специально организованные педагогические процессы. В этом случае имеют место психологические механизмы, детерминированные педагогическим воздействием, и обеспечивающие интеллектуально-нравственное развитие человека с более низкого уровня на более высокий.

studfiles.net

Вопрос 24 Структура личности, уровни развития личности, сферы проявления уровней развития личности в типологической модели Лазурского

Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов. Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. По мнению В. М. Бехтерева «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой». Рассматривая характер взаимоотношений между ними В. М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями». В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции».

Сопоставление концепции А. Ф. Лазурского с идеями В. М. Бехтерева позволяют предположить, что последние стали для А. Ф. Лазурского основопологающими концептцуальными положениями, получившими теоретическую и эмпирическую развертку в самой концепции личности.

По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой и значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Выше мы уже говорили, что процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим выделяет три психических уровня. Прежде чем перейти к характеристике этих уровней несколько слов о признаках, характеризующих повышение психического уровня.

1. Богатство личности, которое обозначает общее количество психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием, разнообразием и сложностью (или наоборот, примитивностью, бедностью, однообразием) отдельных психических проявлений.

2. Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений. Чем сильнее они, тем больше возможностей для повышения психического уровня.

3. Сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью он живет. В результате человек вырабатывает систему принципов – нравственных, социальных и т. п.

4. Координация психических элементов, составляющие в своей совокупности человеческую личность. Чем выше тенденция к координации и интеграции этих элементов, тем выше уровень психического развития.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении.

Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися.

На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся.

Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности – со стороны его принадлежности к тому или иному уровню психического развития, с одной стороны, и содержательная психологическая характеристика личности внутри каждого уровня, с другой, позволили А. Ф. Лазурскому построить конкретную эвристическую типологию, ставшей основой последующих эмпирических исследований.

На низшем уровне психического развития деление производилось на основе выделения преобладающих психофизиологических функций (типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные – «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные – энергичные, покорно-деятельные и упрямые.

На среднем уровне психического развития, деление шло по психосоциальным комплексам, соответствующим эндо– и экзопсихики. Кроме того, все чистые типы среднего уровня А. Ф. Лазурский разбил на две большие группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретики-реалисты – ученые, художники, религиозные созерцатели и практики-реалисты – человеколюбцы (альтруисты), общественники, властные, хозяйственники.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

studfiles.net