Психология привязанности: между тревогой и боязнью близости. Привязанности психология


Психология привязанности

1. Понятие привязанности

Сегодня в психологии детско-родительские отношения, материнство и отцовство принято рассматривать через категорию привязанности. Термин «привязанность» используется в широком и узком значении.

В широком значении привязанность - это тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризующаяся взаимным вниманием, чуткостью и отзывчивостью и желанием поддерживать близкие отношения.

В узком смысле привязанность - это первая связь младенца со взрослым, которая характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными отношениями.

В контексте нашей работы наибольший интерес представляет второе, более узкое значение термина «привязанность».

Термин «привязанность» был введен, проработан и содержательно наполнен в уже упоминавшемся исследовании Дж.Боулби, а также в работах его коллеги М.Эйнсворт.

Авторы считают, что на первом году жизни главную роль в развитии ребенка играют его отношения с матерью, порождающие привязанность к ней и во многом определяющие дальнейший ход его психического развития. С их точки зрения, привязанность является одной из основных систем поведения, которая имеет биологическую природу и обладает видовой специфичностью. Несмотря на существующие исторические, культурные, национальные и индивидуальные различия можно выделить процессы, общие для человека как биологического вида в целом. Привязанность как система поведения сформировалась в процессе естественного отбора, поскольку способствовала выживанию вида.

Согласно Дж.Боулби привязанность младенца проявляется в трех феноменах:

  • мать или другой объект привязанности лучше, чем любой другой человек, может успокоить ребенка

  • ребенок предпочитает играть с объектом привязанности, а когда огорчен или расстроен - именно у него чаще всего ищет утешения

  • в присутствии объекта привязанности дети чувствуют себя уверенней, спокойней, не так боятся.

Выше мы писали о том, что для полноценного развития ребенка важны оба родителя - и мать, и отец, поскольку каждый из них играет особую, незаменимую роль в его развитии. Однако для формировании привязанности принципиально важна именно материнская роль. Почему именно мать лучше всего обеспечивает формирование у ребенка устойчивой привязанности? Этот вопрос давно интересовал исследователей. Были предприняты многочисленные попытки найти замену матери в тех случаях, когда по каким-то причинам ребенок ее теряет, и все они оказались не слишком успешными. Современные исследования с использованием замедленной киносъемки, компьютерного анализа микродвижений позволили воочию увидеть, что самое простое взаимодействие матери и ребенка - кормление, укачивание, пеленание, купание - это сложнейший танец, в котором на подчас даже незаметные при обычном наблюдении движения ребенка мать реагирует своим столь же незаметным, но при этом точным движением. Такая возможность единственно правильным образом постоянно отвечать на сигналы, импульсы, посылаемые ребенком, причем отвечать интуитивно, импульсивно, неосознанно является совершенно необходимым условием формирования привязанности. Важную роль в этом процессе играет согласование, «сонастройка» ритмов жизнедеятельности, поведения матери и ребенка.

Приведем пример такого синхронного взаимодействия, описанного Э.Троник. Это взаимодействие разворачивалось во время в ходе игры матери со своим малышом в прятки:

«Младенец резко отворачивается в тот момент, когда игра достигает пика интенсивности, и начинает сосать палец и смотреть в пространство с мрачной миной на лице. Мать прекращает играть и присаживается к нему, наблюдая. Через несколько секунд младенец вновь поворачивается к ней с приглашающим выражением лица. Мать пододвигается ближе, улыбается и говорит преувеличенно высоким голосом: «С возвращением!» В ответ ребенок улыбается и гулит. После того как они прекращают вороковать, младенец вновь засовывает в рот палец и смотрит в сторону. Мама опять ждет. Вскоре младенец поворачивается к ней, и они приветствуют друг друга широкими улыбками (цит. по: Д.Шэффер, 2003, с. 573).

Известные отечественные исследователи младенческого возраста Н.Н.Авдеева и С.Ю.Мещерякова, обсуждая проблемы взаимодействия в диаде мать-ребенок, пишут:

«Синхронизация поведения взаимодействующих членов пары составляет, по-видимому, важнейший факт психологии младенчества, установленный в последние годы.

Для чего же нужны столь сложные способности и возможности ребенка, если он ведет, казалось бы, весьма «простой образ жизни»?Крупный специалист по детской психологии М.И.Лисина так ответила на этот вопрос: природа, как известно, не бывает расточительна, следовательно, все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без взрослого. Поэтому ребенок должен располагать возможностями установить с ним контакт, вступить во взаимодействие…» (1991, с.25).

Подчеркнем еще раз, что в таком общении важна не только и не столько его длительность, сколько эмоциональная теплота и умение точно откликаться на сигналы, подаваемые младенцем. Шеффер и Эмерсон (1997) установили, что привязанность формируется к тому человеку, который оказывается наиболее отзывчивым к потребностям ребенка, причем это не обязательно тот, кто в основном ухаживает за ребенком и проводит с ним больше времени. Если этот человек проявляет безразличие и равнодушие к ребенку, ухаживает за ним, не обращая внимания на подаваемые им сигналы, то привязанность может не сформироваться. У ребенка скорее может развиться привязанность к такому человеку, которого он видит реже, непродолжительное время, но который обязательно отзывается на его сигналы и общается с ним.

studfiles.net

Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам

Первым ученым, обнаружившим, что для ребенка жизненно важна привязанность к заботящемуся о нем взрослому, стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби, заинтересовавшийся этологией — наукой о генетически обусловленном поведении животных и людей. Если абстрагироваться от всех сантиментов, связанных с детско-родительской любовью, становится понятно, что она несет важную функцию для выживания вида: будет очень хорошо, если родители не съедят или хотя бы не убьют собственное потомство, что требует некоторых дополнительных усилий со стороны природы (например, поэтому во время родов и в период кормления у женщины повышается уровень окситоцина, отвечающего за эмоциональную привязанность к ребенку).

Психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью просто ради удовлетворения физических нужд, Боулби же добавил к этому социальную составляющую. Привязанность к значимому взрослому — это полигон, на котором оттачивается способность завязывать социальные отношения и определяется степень базового доверия к миру. На это у ребенка есть примерно два года — в возрасте до двух месяцев младенцы улыбаются, лепечут и плачут, чтобы привлечь внимание любого взрослого, с двух до шести они учатся различать взрослых и выбирают среди них наиболее значимого, а после шести месяцев начинает формироваться устойчивая привязанность. Поскольку младенец чисто технически не может выйти из отношений с родителями, ему приходится адаптироваться к любому отношению со стороны взрослого, в том числе к холодности, отвержению или непредсказуемому поведению. Разделявшая идеи Боулби психолог Мэри Эйнсворт в 1960-х и 1970-х годах исследовала то, как этот опыт влияет на паттерны привязанности. Ее знаменитый эксперимент получил название «Незнакомая ситуация»: вначале за младенцами и их матерями наблюдали в домашних условиях, оценивая то, как мать реагирует на разные «позывные» со стороны ребенка. В возрасте от года до полутора лет малышей с матерями приглашали в специально оборудованную лабораторию, где моделировали разные ситуации: присутствие матери и разделение с ней, а также появление незнакомца. Исследователей интересовало, насколько ребенка будет тревожить отсутствие матери, насколько смело он будет готов исследовать новую ситуацию, как будет реагировать на чужого человека и последующее возвращение матери. По итогам Эйнсворт выделила четыре основных типа привязанности:

  • Надежный. Такие дети уверены, что мать может удовлетворить их потребности, и тянутся к ней за помощью при столкновении с чем-то неприятным. При этом они чувствуют себя достаточно защищенными, чтобы исследовать окружающую среду, понимая, что взрослые непременно придут на помощь в случае опасности. В будущем такой ребенок будет ценить любовь и доверие, но при этом останется достаточно самостоятельным и уверенным в себе.

  • Тревожно-устойчивый. Он формируется, когда ребенок не уверен, что мать или другой значимый взрослый будет рядом, когда он понадобится. Поэтому такие дети обостренно реагируют на разлуку, настороженно относятся к чужим и не очень готовы действовать самостоятельно, потому что не чувствуют себя в полной безопасности. Интересно, что у такого ребенка формируется неоднозначная реакция на возвращение матери: он и рад этому возвращению, и зол на то, что его бросили. Такие дети вырастают неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми, часто они слишком сильно нуждаются в подтверждениях взаимности.

  • Тревожно-избегающий. Это самые независимые дети, которые не особенно расстраиваются из-за отсутствия матери. Такие младенцы рано столкнулись с холодом или отвержением со стороны опекающих взрослых. В отличие от предыдущего типа, здесь у ребенка не возникает избыточной потребности во внимании и заботе — наоборот, он перестает их ждать. Эти дети усваивают, что потребность в близости приводит к разочарованию, и стараются в дальнейшем обходиться без нее.

  • Дезорганизованный. Такие дети демонстрируют противоречивое поведение, они то тянутся к взрослым, то боятся, то бунтуют. Как правило, такой стиль поведения связан с серьезными психологическими травмами.

А что дальше?

Как показывают американские исследования (например, вот это), эти ранние типы привязанности влияют на формирование отношений со сверстниками. Если с ребенком не происходит ничего, рвущего сложившийся шаблон, эти модели поведения закрепляются. В 1980-х ученые Сидни Хазан и Филипп Шейвер зашли еще дальше и распространили теорию привязанности на взрослые романтические отношения — исходя из той логики, что гармоничные отношения в паре, так же как и отношения ребенка со значимым взрослым, — это безопасная база, которая помогает справляться с вызовами окружающей среды. У взрослых также выявили четыре типа привязанности, соответствующие детским моделям из классификации Мэри Эйнсворт.

Взрослые с надежным типом привязанности чаще других строят здоровые и сбалансированные романтические отношения. Они способны высоко ценить как себя, так и другого человека, формируют прочные связи, но остаются самодостаточными и не впадают в зависимость от партнера.

Тревожные недооценивают себя и переоценивают партнера, они часто склонны к созависимым отношениям и постоянно ищут подтверждения собственной значимости. К сожалению, такой стиль построения отношений в какой-то степени поощряется культурой: мы часто романтизируем всепоглощающую, жертвенную любовь, помещающую объект привязанности в центр Вселенной. С точки зрения психологов, такое «отношениецентричное» поведение — признак патологии, да и сам объект удушающей любви часто не в восторге от того, что стал чьим-то Вронским или Беатриче.

Избегающе-отвергающие — противоположность предыдущих: они считают себя самодостаточными и в идеале хотели бы полный иммунитет от чувств. Такие люди неосознанно боятся уязвимости и отвержения, поэтому они либо все время держатся на дистанции, либо, если уж с кем-то сошлись, часто рвут отношения «на опережение» из-за страха быть брошенными. С таким типом привязанности сильно искушение считать себя просто «сильным и независимым» человеком, не отдавая себе отчета в том, что способность рисковать и открываться перед другим так же важна для сильной личности, как и умение быть самостоятельным.

Тревожно-избегающих раздирают постоянные противоречия: они и хотят близости, и боятся ее.

Можно ли изменить тип привязанности?

Ученые из Канзасского университета предполагают, что в формировании привязанности могут играть роль и генетические факторы: некоторые вариации генов, кодирующих допаминовые и серотониновые рецепторы, могут способствовать формированию тревожного и тревожно-избегающего типов привязанности. Но на данный момент это лишь предположение.

Как показали долгосрочные американские исследования, у 70–80% населения тип привязанности особо не меняется со временем. Это означает, что заложенные в нас в детстве модели взаимоотношений действительно очень устойчивы. С другой стороны, определенный процент людей все же может изменить свой подход к отношениям, а значит, тип привязанности — это лишь стойкая привычка, но не неотъемлемая часть личности, и с ней можно что-то сделать. Некоторые виды психотерапии были разработаны специально для решения подобных проблем — более долгосрочная «психотерапия, основанная на привязанности» (attention-based therapy), отпочковавшаяся от психоанализа, и более краткосрочная эмоционально фокусированная терапия, представляющая собой микс из методов гештальт-, личностно ориентированной и других видов терапии.

snob.ru

Психология привязанности и тревожность

Миф о самодостаточной и свободной личности, которая сама выбирает, в какие отношения ей вступать — один из самых распространённых, и в то же время самых нереалистичных. Он льстит нам, но на самом деле наши отношения с другими людьми подчиняются закономерностям, которые мы очень редко осознаём и почти не можем изменить. Они тянутся из давнего прошлого, когда представления о «свободной личности» ещё не могли прийти к нам в голову. 

Почему некоторые люди кажутся отстранёнными и холодными, а другие — открытыми до навязчивости? Социальный психолог Хайди Грант Хэлворсон в книге «Меня никто не понимает!», выпущенной издательством «Манн, Иванов и Фербер», пытается ответить на этот вопрос. Она описывает три типа отношений между людьми, которые закладываются ещё в раннем детстве: надёжный, тревожный и избегающий. Публикуем отрывок из этой книги.

image_image

Кадр из фильма «Жить своей жизнью» (1962 г.)

(источник: mubi.com)

Я знаю двух сестёр, получивших хорошее образование и построивших успешную карьеру. Но мне кажется, они добились бы гораздо большего, если бы немного лучше общались с людьми. 

У обеих проблемы из-за отсутствия необходимых социальных навыков. Одна сестра, которую я буду называть Сара, нуждается во внимании, слишком услужливая и чувствительная к отказам; другая, Эмили, — отстранённая и испытывает трудности в общении с людьми. 

Проблемы тянутся из детства, и их причина довольно распространена: невнимательные родители.

Сара и Эмили всегда были накормлены и одеты, их редко наказывали и даже не повышали на них голос. Но их родители, как и многие другие, были слишком заняты собственной жизнью: они очень рано поженились и завели детей. Они сами оставались детьми: хотели ходить на вечеринки и общаться с друзьями, путешествовать и участвовать в приключениях, строить карьеру и реализовывать мечты. Маленькие девочки стояли у них на пути. По крайней мере, так кажется Саре и Эмили.

image_image

Эдуард Мане, «Железная дорога» (1873 г.)

(источник: en.wikipedia.org)

Примерно половина взрослых детей в Соединённых Штатах испытывают трудности в отношениях, потому что видели только неадекватные модели в детстве. Именно тогда мы узнаём, что людям можно или нельзя доверять, и забираем эти уроки во взрослую жизнь. 

Психолог Джон Боулби сказал, что есть три типа привязанности ребёнка к людям, которые о нём заботятся. 

Первый тип таких отношений — надёжная привязанность. Взрослые реагируют на потребности детей, поддерживают их и понимают. Ребёнок обращается к опекуну, когда грустно или страшно, но в остальном чувствует себя в безопасности, чтобы выходить на улицу и исследовать мир. Эти дети с удовольствием играют на детской площадке, пока не упадут и не поцарапают колени. Потом они бегут к маме, папе или няне и после поцелуя, объятий и медицинской помощи, счастливые, возвращаются к друзьям. 

Быть отзывчивым — это не то же самое, что покупать ребёнку всё что он захочет и потакать любому капризу. Это значит проявлять заботу и привязанность, обеспечивать чувство безопасности и хорошо с малышом обращаться. Главное — постоянная забота.

Когда ребёнок чувствует, что близкие его любят, но они ненадёжны, не всегда находятся рядом и их отношение зависит от того, делает ли он всё абсолютно правильно, то, скорее всего, у него будет формироваться тревожная привязанность. Такие дети (около 30% в Соединённых Штатах) остро нуждаются в поддержке и постоянно хотят быть рядом с близкими. Они сильно беспокоятся, что близкие исчезнут, всеми способами стараются привлечь внимание воспитателей и легко расстраиваются, когда их игнорируют. Они всё утро рвутся в детский сад только чтобы закатить там истерику, отказаться играть со сверстниками и убежать от воспитателя. 

image_image

Фрагмент картины Нормана Роквелла «Facts of Life» (1952 г.)

(источник: parade.com)

Моя подруга Сара была таким ребёнком. По словам её сестры, она могла часами не отходить от родителей, которых это раздражало. Она могла устраивать сцены и портить семейные праздники, чтобы оказаться в центре внимания. Она никогда не уходила далеко от дома и сейчас живёт в нескольких кварталах от родителей, навещая их каждый день. Сара часто выговаривает родителям, что они разрушили её жизнь и что всё могло бы сложиться иначе, если бы они побольше ею занимались. А потом внезапно покупает им дорогой подарок или отправляет отдыхать, как бы «выпрашивая» взамен поддержку, в которой отчаянно нуждается.

Когда воспитатели воспринимаются как ненадёжные и ребёнок понимает, что они не поддержат, формируется избегающая привязанность. Замкнутые дети (около 20% в Соединённых Штатах) не очень хотят общаться с близкими. Их не заботит отсутствие любви и внимания, потому что они уже не ждут этого. 

Такие дети никогда не хнычут, чтобы их вывели гулять. Они редко что-либо просят, так как уверены, что им откажут. 

Таким ребёнком была сестра Сары — Эмили. По словам Сары, Эмили будто вычеркнула себя из семьи, когда ей было примерно пять лет. Она всё держала в себе, принимала собственные решения и никогда не жаловалась на недостаток внимания. Эмили выбрала колледж за тысячи километров от дома и с тех пор живёт очень далеко от родителей. 

image_image

Фрагмент картины Луизы Бреслау «La Toilette» (1898 г.)

(источник: commons.wikimedia.org)

И тревожная, и избегающая привязанности — результат недостатка внимания. Эта проблема остаётся вне поля зрения социальных работников. На первый взгляд, такие дети живут хорошо: у них есть еда, одежда, игрушки и крыша над головой. Но они не получают достаточно внимания и эмоциональной поддержки. Возможно, их родители заняты или не знают, как оказывать поддержку, которую никогда не получали сами. 

На примере близких в детстве формируется мнение, какими должны быть отношения с людьми, чего можно ожидать от них и стоит ли им доверять. Учёные обнаружили, что это мнение будет стабильным и повлияет на наши личные и профессиональные отношения в будущем. 

Взрослые с тревожной привязанностью могли бы описать себя так: «Другие не хотят общаться со мной так близко, как мне бы этого хотелось. Я часто переживаю, что мой партнёр не любит меня или может уйти. Я хочу стать одним целым с другим человеком, и это желание иногда отпугивает людей». 

К тревоге прилагается чувство боли от предыдущего расставания. Люди слишком хорошо знают, что это может произойти снова, поэтому постоянно ищут близости и беспокоятся, что им не ответят взаимностью. Они сомневаются в себе, спрашивают: достаточно ли я хорош? Им нужно подтверждение своей значимости от других. У них не обязательно низкая самооценка, но она зависит от мнения окружающих. 

Тревожно привязанные люди могут быть заботливыми, но есть что-то непривлекательное в том, как они это делают. 

Они слишком поглощены своими заботами и опасениями, чтобы действительно помочь и позаботиться так, как нужно. Самые незначительные вещи (например, вы не ответили на электронное письмо, опаздываете на встречу, не сказали комплимент) чувствительный к отказу человек воспринимает как пощёчину или проявление ваших «подлинных» чувств. 

image_image

Эдвард Мунк, «Пепел» (1894 г.)

(источник: edvardmunch.org)

Линзы тревоги заставляют этих людей видеть отказ повсюду, потому что до смерти боятся его и пытаются его избежать. Последствия чувствительности к отказу настолько неприятны окружающим, что вызывают сильное отторжение. 

Взрослые с избегающей привязанностью говорят: «Мне как-то некомфортно быть рядом с другими. Мне трудно полностью им доверять и зависеть от них. Я нервничаю, когда кто-то подходит слишком близко и часто хочет от меня большей открытости». 

В детстве такие люди поняли: другим нельзя доверять, они не помогут, поэтому лучше действовать в одиночку. Замкнутые люди часто гордятся своей самодостаточностью и независимостью. Они высокого мнения о себе и небольшого обо всех остальных. Люди, которые смотрят через линзы избегания, предпочитают сохранять эмоциональную дистанцию даже в близких отношениях. Они неохотно раскрываются, потому что близость заставляет их чувствовать себя уязвимыми. 

У меня есть друг, который встречался с женщиной пятнадцать лет и ни разу не признался ей в любви.

Для него это была линия, которую он не решался пересечь, а слова любви были равнозначны кошмару близости и взаимозависимости. Я не завидую женщинам, которые с ним встречались. 

image_image

Belmiro de Almeida, «Arrufos» (1887 г.)

(источник: commons.wikimedia.org)

В детстве мы усваиваем модели отношений: можно ли доверять другим людям, помогут ли они. Примерно у половины всех взрослых надёжный тип привязанности, они готовы доверять и легко поддерживают отношения. 

Взрослые с тревожным типом привязанности сильно озабочены своими отношениями. Они отчаянно хотят близости и испытывают страх, что партнёры их отвергнут. Они становятся требовательными, навязчивыми и эмоционально неустойчивыми. 

Для эффективного общения с такими людьми важно избегать двусмысленности и думать о том, чтобы случайно не подать сигнал, который может быть воспринят как отказ. Будьте надёжным и терпеливым, не принимайте взрывную реакцию человека близко к сердцу. Дело не в вас. 

Взрослые с избегающей привязанностью не доверяют другим людям. Они уверены, что им не помогут, поэтому избегают близости. Они не хотят быть уязвимыми и отвергнутыми. Они кажутся холодными, отчуждёнными и недружелюбными. 

Для того, чтобы поддерживать связь с замкнутым человеком, помните, что отсутствие тепла с его стороны — не сигнал враждебности, а осторожность. Не пытайтесь растопить лёд излишним дружелюбием, этим вы лишь доставите ему дискомфорт. Построение отношений в таких случаях требует времени, для этого необходимо делать шаги, рассчитанные на долгосрочную перспективу. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Теория привязанности - Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в 26/04/2014. Опубликовано Психология отношений

теория привязанностиТеория привязанности рассматривает отношения и связи между людьми — преимущественно долгосрочные отношения, включающие отношения как между родителями и детьми, так и между романтическими партнерами.

Что такое привязанность?

Под привязанностью подразумевается эмоциональная связь с другим человеком. Психолог Джон Боулби первым из психологов описал привязанность — как «устойчивую психологическую связь между людьми».Боулби считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни. Он предложил также, что привязанность служит для того, чтобы в раннем возрасте удержать ребёнка около матери, тем самым повышая шансы этого ребёнка на выживание.Центральная идея теории привязанности заключается в том, что те, кто изначально ухаживает за малышом, те, реагировать на его потребности и удовлетворяют их, позволяют ребёнку почувствовать себя в безопасности. Младенец знает, что тот или иной взрослый надёжен, и это даёт ему надежную опору для последующего познания мира.

«Странная ситуация» Мэри Эйнсворт

В своём исследовании в 1970-х годах психолог Мэри Эйнсворт значительно расширила положения оригинальной работы Джон Боулби. Её новаторское исследование «Странная ситуация» выявило серьёзное влияние привязанности на поведение. В ходе исследования ученые наблюдали детьми в возрасте от 12 до 18 месяцев, фиксируя их реакцию на ситуацию, в которой они ненадолго оставались одни, а затем воссоединились со своими матерями.Основываясь на наблюдаемой исследователями реакции, Эйнсворт описала три основных стиля привязанности: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий. Позже, в 1986 году, исследователи Мейн и Соломон на основе результатов собственных экспериментов добавили четвёртый стиль привязанности, назвав его дезорганизованной привязанностью. Ряд проведённых позже исследований подтвердили идею о стилях привязанности, предложенную Эйнсворт, и показали, что от стиля привязанности во многом зависит поведение человека в дальнейшей, взрослой жизни.

Почему привязанность так важна?

Исследователи обнаружили, что стили привязанности, сформированные у детей в самом начале жизни, могут привести к ряду последствий. Например, дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надёжная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.

Характеристики стилей привязанности

Надёжный стиль привязанности

Надёжную привязанность отличает стрессовое состояние, возникающее у ребёнка, когда воспитывающий его взрослый его покидает, и радость от того, что он вернулся. Важно помнить, что такие дети чувствуют себя в безопасности и могут полагаться на взрослых. Когда взрослый уходит, ребёнок может быть расстроен, но как только родитель или попечитель возвращается, малыш чувствует себя уверенно.Испугавшись, дети с надёжным стилем привязанности будут искать утешение как раз у взрослых. Эти дети знают, что их родители или опекуны способны обеспечить им комфорт и уверенность в случае необходимости.

Тревожно-амбивалентный стиль привязанности

Дети с тревожно-амбивалентным стилем привязанности обычно очень огорчаются, когда их оставляют родители. Это стиль привязанности встречается сравнительно редко, им обладают лишь около 7-15% детей (по данным американских исследователей). Многочисленные исследования показали, что амбивалентный (т.е. двойственный по своей природе) стиль является результатом плохой материнской поддержки. Эти дети не могут положиться на своих матерей (или опекунов), поскольку они не уверены, что взрослые будут рядом, когда в них нуждаются

Избегающий стиль привязанности

Дети с избегающим стилем привязанности, как правило, стараются избегать родителей или опекунов. Такие дети не оказали бы предпочтения своему родителю перед совершенно незнакомым человеком, если бы им предложили такой выбор. Исследования показали, что этот стиль привязанности может быть результатом оскорбительного или нерадивого отношения опекунов. Дети, которых наказывают за то, что они полагаются на взрослого, впоследствии перестают обращаться к ним за помощью в будущем.

Дезорганизованный стиль привязанности

Дети с дезорганизованным стилем привязанности часто демонстрируют запутанное сочетание моделей поведения и могут казаться дезориентированными, ошеломленными, сконфуженными. Такие дети могут как избегать взрослых, так и противостоять им. Некоторые исследователи считают, что отсутствие четкого стиля привязанности, скорее всего, связано с недопустимым поведением родителей. В таких случаях родители могут служить как источником комфорта, так и источником страха, что приводит к выработке неорганизованного поведения.

Этапы становления привязанности

Исследователи Рудольф Шэффер и Пегги Эмерсон в своём продольном исследовании проанализировали привязанность по мере того, как её формируют дети. Они наблюдали за 60 младенцами в течение первого года их жизни — каждые четыре недели, — а затем ещё раз проводили эксперимент в возрасте 18 месяцев. Основываясь на своих наблюдениях, Шэффер и Эмерсон выделили четыре отдельные фазы привязанности:

  • Предварительная стадия. От рождения до трёх месяцев младенцы не проявляют особой привязанности к кому-либо из тех, кто о них заботится. Сигналы младенца — плач и беспокойное поведение, — естественно, привлекают внимание взрослого, а положительная реакция ребёнка на заботу заставляет его оставаться с ним и дальше.
  • Стадия недифференцированной привязанности. До семи месяцев младенцы выказывают предпочтение первичному и вторичному опекунам. Во время этой фазы у них начинает развиваться чувство доверия, осознание того, что взрослый будет реагировать на их потребности. Несмотря на то, что они все ещё принимают уход от других людей, по мере приближения к семимесячному возрасту малыши начинают гораздо лучше различать знакомых и незнакомых людей. Наиболее положительно при этом они реагируют на первичного опекуна.
  • Стадия дифференцированной привязанности. Начиная примерно с семи и до одиннадцати месяцев, младенцы проявляют сильную привязанность к одной конкретной личности. Они будут протестовать, если их разлучить с особым опекуном (страх сепарации), и начнут беспокоиться, если вокруг них будет много незнакомцев.
  • Стадия множественной привязанности. Примерно через девять месяцев после рождения дети начинают образовывать прочные эмоциональные связи с другими опекунами — уже за пределами первичной привязанности: отцом, старшими братьями и сёстрами, бабушками и дедушками.

Хотя этот процесс может показаться простым, существует несколько факторов, которые могут оказать существенное влияние на то, как и когда будет формироваться привязанность. Во-первых, это сама возможность для привязанности. Дети, о которых некому заботиться, такие как воспитанники детских домов, например, могут не сформировать чувство доверия, необходимое для образования привязанности. Во-вторых, качество ухода — жизненно важный фактор. Когда воспитатели быстро и последовательно реагируют на потребности детей, дети понимают, что они могут положиться на людей, которые несут ответственность за заботу о них — а это является важнейшей основой для формирования привязанности.

Проблемы с привязанностью

Что происходит с детьми, которые не сформировали надёжную привязанность? Исследования показывают, что неспособность сформировать надёжную привязанность в начале жизни может иметь негативное влияние на поведение человека на протяжении всей его последующей жизни. Дети с диагнозами «оппозиционное вызывающее расстройство» (ОВР), «расстройство поведения» (РП) или «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) часто проявляют проблемы с привязанностью — возможно, из-за раннего жестокого обращения, пренебрежения или травм. Клинические психологи полагают, что дети, усыновлённые в возрасте после шести месяцев, подвержены более высокому риску возникновения проблем с привязанностью.Несмотря на то, что стили привязанности проявляющиеся в зрелом возрасте не обязательно совпадают с детскими, исследования показывают, что ранняя привязанность может оказать серьёзное влияние на последующие отношения. Например, те, у кого в детстве сформировалась надёжная привязанность, как правило, имеют хорошую самооценку, крепкие романтические отношения и способность раскрыться перед другим человеком. Став взрослыми, они обычно создают здоровые, счастливые и длительные отношения.

Теги: любовь, привязанность, Психология отношений, теории

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Стили привязанности - Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в 02/05/2014. Опубликовано Психология отношений

стили привязанностиИсследования привязанности начались с теории Фрейда о любви, но отцом теории привязанности принято считать другого исследователя. Джон Боулби, посвятив привязанности обширные исследования, охарактеризовал её как «устойчивую психологическую связь между людьми». В дополнение к этому он счёл, что привязанность имела важное значение для эволюции: она помогала в выжить. «Склонность образовывать сильные эмоциональные связи с другими [есть] основной элемент человеческой природы» (Боулби, 1988).Он считал, что для привязанности характерно четыре отличительных особенности:

  • желание быть рядом с людьми, к которым мы привязаны;
  • стремление к объекту привязанности в поисках комфорта и безопасности перед лицом страха или угрозы;
  • привязанность — основа безопасности, благодаря которой ребёнок может исследовать окружающую среду;
  • возникновение тревоги при отсутствии объекта привязанности.

Боулби сделал три ключевых утверждения:

  • Во-первых, он предположил, что когда дети воспитываются с уверенностью, что их первичный опекун будет доступен для них, они менее склонны испытывать страх, по сравнению с теми, кто вырос без этой уверенности.
  • Во-вторых, он считал, что эта уверенность формируется во время критического периода развития, и что ожидания, которые образуются в течение этого периода, как правило, остаются неизменными в течение всей жизни человека.
  • В-третьих, он предположил, что эти ожидания связаны с фактическим опытом. Другими словами, дети ожидают, что их взрослые будут реагировать на их потребности именно потому, что, по их опыту, те реагировали на них в прошлом.

Привязанность в течение жизни

Перед тем как обвинить своих родителей в проблемах с романтическими отношениями, нужно понять, что стили привязанности, сформированные в детстве, не обязательно идентичны тем, что проявляются во взрослой жизни. Проходит много времени, и большую роль начинает играть промежуточный опыт. Дети с тревожно-амбивалентым или избегающим (по теории Мэри Эйсворт) стилем привязанности во взрослой жизни могут проявлять надёный стиль, и наоборот. Частично на стиль привязанности влияет и темперамент.В своём исследовании Хэйзен и Шейвер обнаружили, что родительский развод, который, казалось бы, не связан с стилем привязанности, является одним факторов, влияющих на взрослые стили привязанности. Ведь роль играют не только отношения детей с родителями, но и отношения родителей друг с другом.Они также выяснили взаимоотношениях между стилями привязанности и характером романтических отношений во взрослом возрасте. Люди с надёжным стилем, как правило, считают, что любовь вечна. Взрослые с тревожно-амбивалентным стилем часто влюбляются, а с избегающим — считают любовь редкостью и приписывают ей временный характер.То есть, мы не можем сказать, что стили привязанности в детском возрасте идентичны взрослым стилям романтической привязанности, но исследования показали, что они могут помочь предсказать модель поведения в будущем.

Надёжный стиль

Дети с этим стилем привязанности обычно сильно расстраиваются, когда их покидают их взрослые, и счастливы, когда те возвращаются. Когда они напуганы, они будут искать утешение именно у взрослых. .несмотря на то, что эти дети могут утешиться в присутствии других людей, они явно предпочитают родителей с незнакомым людям.Родители детей с надёжным привязанности, как правило, больше играют со своими детьми. Кроме того, эти родители более оперативно реагируют на потребности своих детей, чем родители детей с избегающим стилем. Исследования показали, что дети с надёжным стилем менее разрушительны, менее агрессивны и проявляют большую зрелость, чем дети с тревожно-амбивалентным или избегающим стилем привязанности.Хотя надёжный стиль — нормальное и ожидаемое явление, процесс его формирования, как отметили Хэйзен и Шейвен, происходит не всегда счастливо. Исследователи обнаружили целый ряд различных факторов, которые (либо отсутствие которых) способствуют развитию надёжной привязанности, в частности — отзывчивость матери на потребности своего младенца в течение его первого года жизни. Матери, которые отвечают с задержкой или мешают деятельности ребёночка, как правило, воспитывают менее любознательных детей, которые чаще плачут и чаще испытывают тревогу. У матерей, которые последовательно отвергают или игнорируют потребности своих младенца, дети впоследствии стараются избегать контакта.Взрослые с надёжным стилем привязанности имеют доверительные и долгосрочные отношения. Таких людей характеризуют высокая самооценка, наслаждение близкими отношениями, стремление к социальной поддержке и способность поделиться чувствами с другими людьми.В одном исследовании ученые обнаружили, что женщины с этим стилем привязанности чаще настроены положительно по поводу своих романтических отношений, по сравнению с остальными.Сколько людей считают свой стиль привязанности надёжным? В классическом исследовании Хэйзена и Шейвена (1987) 56% респондентов назвали свой стиль надёжным, в то время как 25% назвали его избегающим и 19% — тревожно-амбивалентным.

Тревожно-амбивалентный стиль

Дети с таким стилем чрезвычайно подозрительны в отношении незнакомых людей. Эти дети страдают в разлуке с родителями, но возвращение родителей их не успокаивает. В некоторых случаях ребенок может пассивно отталкивать родителя, отказываясь от заботы, или открыто проявлять агрессию по отношению.Согласно Кэссиди и Берлин (1994), тревожно-амбивалентная привязанность встречается сравнительно редко, только от 7 % до 15 % детей в Соединенных Штатах, проявляют этот стиль привязанности. Кэссиди и Берлин также обнаружили, что тревожно-амбивалентная привязанность связана с недоступностью матери. Когда эти дети становятся старше, учителя часто описывают их как прилипчивых и чрезмерной зависимых.Взрослые с этим стилем часто неохотно сближаются с другими и постоянно беспокоятся, что их партнер не отвечает взаимностью их чувства. Это приводит к частым разрывам — в основном, потому, что чувствуется холод и отдаление в отношениях. Эти люди особенно несчастны после окончания отношений. Кэссиди и Берлин описали патологическую модель поведения (1994): взрослые с амбивалентной привязанность воспринимают маленьких детей как источник безопасности.

Избегающий стиль

Дети с избегающим стилем привязанности стремятся избегать родителей и воспитателей. Это избегание часто особенно заметно после периода разлуки. Эти дети не способны отказаться от внимания родителей, но и не ищут заботы или контакта. Дети с избегающей привязанностью не оказывают предпочтения родителям перед совершенно незнакомым человеком.Во зрелом возрасте они, как правило, испытывают трудности с интимными и близкими отношений. Эти люди не вкладывают эмоции в отношения и мало огорчаются, когда они заканчиваются. Они часто избегают близости с помощью отговорки (например, работы) или могут фантазировать о других людях во время секса. Исследования также показали, что взрослые с избегающим стилем приложения более склонны к случайному сексу; они неспособны поддержать партнеров в стрессовых ситуациях, разделить с ними чувства, мысли и эмоции.

Дезорганизованный стиль

Дети с этим стилем привязанность выказывают отсутствие чёткой модели поведения. Их действия и ответы на поведение воспитателей часто непредсказуемы — они могут как избегать контакта, так и оказывать сопротивление. Эти дети часто смущены присутствием взрослого или выказывают опасение.Мэйн и Соломон (1986) предположили, что фактором, определяющим формирование этого стиля привязанности может быть непоследовательность со стороны родителей. Позже Мэйн и Гессе (1990 ) утверждали, что родители, которые своим поведением вызывающие в ребёнке страх и уверенность: когда ребёнок чувствует одновременно заботу и угрозу со стороны родителей, он начинает путаться.

Теги: привязанность, Психология отношений, теории, эмоции

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

ПСИХОЛОГИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ И ИНТИМНОСТИ | sibac.info

Статья опубликована в рамках:

 

Выходные данные сборника:

 

   ПСИХОЛОГИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ И ИНТИМНОСТИ

Дмитриева  Н.В.

Д.псх.н.,  профессор,  зав.каф.психологии  личности  и  спец.психологии  НГПУ 

E-mail:  [email protected]

 

Анализ  результатов  собственной  практики  психологического  консультирования  показал,  что  большинство  клиентов,  обратившихся  к  нам  за  помощью  по  поводу  эмоционально-поведенческих  проблем,  связанных  с  сексуальностью,  испытывают  трудности  при  ответе  на  вопросы  о  психологической  сущности  таких  понятий,  как  привязанность  и  интимность.  Наиболее  частыми  интерпретациями  этих  феноменов  является  их  деление  на  положительную  и  отрицательную  привязанность.  Первую,  как  правило,    идентифицируют      со  здоровьем,  заботой,  теплом,  родством  душ,  а  последнюю  -  с  созависимостью  и  привычкой.  Выраженные  трудности    испытывают  клиенты  при  ответе  на  вопрос,  насколько  близкими  по  психологическому  наполнению  являются  привязанность  и  интимность.  Большинство  опрошенных,  как  правило,  ассоциируют  интимность  с  половыми  отношениями. 

В  связи  с  существующей  в  литературе  терминологической  неопределенностью,  касающейся    психологического  наполнения  этих  дефиниций,  мы  попытались  исследовать  их  структуру,  конкретизировать  типы  и      описать  наиболее  часто  встречающиеся  в  психотерапевтической  практике  варианты  блокированной  (ограниченной)  интимности  и  привязанности.

  По  нашему  мнению,  привязанность  –  это  потребность  в  длительных,  глубоких  отношениях,  при  которой  партнеры  поддерживают  друг  друга,  помогают  друг  другу,  зависят  друг  от  друга,  обеспечивая  при  этом  друг  другу  определенную  степень  свободы.

Истоки  формирования  привязанности  идут  из  детства.  Объектом  привязанности,  как  известно,  являются  родители  [2,3].  Сценарии,  подаренные  родителями  или  значимыми  близкими,  воспроизводятся  в  дальнейшей  жизни.

Мы  используем  в  практической  деятельности  авторскую  классификацию  типов  привязанности: 

  1.Нормальная,  здоровая,  безопасная.

2.Тревожно-сопротивляющаяся,  цепляющаяся.

3.Тревожно-избегающая.

4.Тревожно-дезорганизованная,  хаотичная.

Тип    привязанности  зависит  от  экзистенциальной  (жизненной)  позиции,  которая,  с  одной  стороны,  выбирается  самим  человеком,  а,  с  другой,    одновременно  зависит  и  от  характера  взаимоотношений  в  семье,  и  от  значимого  окружения.

Характеристики  типов  привязанности    в  зависимости  от  жизненной  позиции

1.Нормальный,  здоровый,  безопасный  тип  привязанности  формируется  при  условии  получения  ребенком  от  матери  или  от  значимого  близкого  всего,  что  необходимо  для  нормального  развития.  Если  все  потребности  ребенка  удовлетворяются,  если  о  нем  заботятся  родители,  если  все,  что  он  ищет,  он  находит,  возникает  модель  здоровых  отношений.  По  мере  взросления  окружающие  воспринимаются  как  партнеры,  страх  покинутости  и  отверженности  не  формируется.  Базовая  жизненная  позиция  «Я  благополучен  –  Вы  благополучны».

2.Тревожно-сопротивляющаяся,  цепляющаяся  привязанность  возникает  в  случае  дробного  частичного  внимания  матери  или  другой  родительской  фигуры.  В  какой-то  момент,  когда  ребенок  нуждался  в  удовлетворении  потребности  в  ласке,  любви,  привязанности,  заботе,  мать  испытывала  временной  дефицит,  торопилась  по  своим  делам,  не  успевала,  спешила  к  мужу,  на  работу  и  пр. 

 Какие  взаимоотношения    между  матерью  и  ребенком  порождает  данный  тип  привязанности?  При  появлении  матери  ребенок  вцепляется  в  нее  и  старается  удержать,  чтобы  убедиться  в  том,  что  через  несколько  минут  она  не  «исчезнет»,  не  убежит  снова. 

Если  этот  тип  реагирования  с  желанием  удержать  значимую  фигуру  зафиксируется,  во  взрослой  жизни  он  ляжет  в  основу  зависимого,  саморазрушающего  поведения.  Если  значимый  человек  или    объект  (алкоголь,  работа,  или  другой  аддиктивный  агент),  обеспечивающий  ощущение  комфорта  и  благополучия,  удаляются,  цепляющаяся,  сопротивляющаяся,  зависимая  личность  стремится  его  удержать.  Подобный  тип  привязанности  является  основой  многих  видов  зависимого  и  созависимого  поведения.

Чтобы  седатировать  ощущение  постоянной  тревоги,  используются  любые  заместители  –  аддиктивные  агенты.  Следовательно,  стремление  к  седации  является  одним  из  психологических  механизмов  саморазрушающего  поведения. 

Индивид  с  базовой  жизненной  позицией  «Я  не  благополучен  –  Вы  благополучны»  придает  объекту  тревоги  огромное  значение.  Низкая  самооценка  формирует  установку    «я  хуже,  чем  значимый  объект».

  Клиенты  с  нормальным,  здоровым,  безопасным  типом  привязанности,  как  правило,  справляются  со  своими  проблемами  сами  и  обращаются  за  психотерапевтической  помощью  крайне  редко.  Второй  тип  привязанности  является  частым  поводом  для  визита  к  специалисту,  основными  задачами    которого  являются:

·Работа  с  самооценкой.  Трансформация  позиции  «Я  не  благополучен  –  Вы  благополучны»  в  установку  «Я  благополучен  –  Вы  благополучны».

·Усиление  личностной  автономии.

·Формирование  ассертивной  позиции.  Обучение  умению  проговаривать  четкое  «Нет»  и  четкое  «Да».   

3.Тревожно-избегающий,  недоверчивый  тип  привязанности  формируется  либо  тогда,  когда  мать  проводит  незначительное  количество  времени  рядом  с  ребенком,  либо  формально  присутствует,  но  проявляет  безразличное,  эмоционально  уплощенное,  дистантное  отношение,    не    удовлетворяя  его  потребность  в  тепле  и  заботе.    Причинами  такого  поведения  могут  быть  чрезмерная  поглощенность  чувством  к  отцу  ребенка,  учеба,  работа,  ситуация  потери  супруга,  переезд  в  другой  город,  поиск  работы  и  др. 

Ребенок  воспринимается  как  помеха.  Ему  сообщается  скрытое  послание:  «Было  бы  хорошо,  если  бы  ты  сам  решал  свои  проблемы».  И,  хотя  формальная  забота  вроде  бы  и  присутствует,  но  крайне  ограниченное  внимание  к  нему,  формальный  тип  отношений  с  наспех  осуществляемой  заботой  формируют  ощущение  ненадежности,  ограниченности  внимания  и  недоверия.  Уверенности  в  получении  внимания  в  дальнейшем  нет.  Эмоциональная  отверженность  порождает  дефицит  эмпатии.  Вырастая,  такие  люди  не  будут  показывать  своих  чувств  и  по  механизму  проекции  будет  отвергать  теплоту  взаимоотношений  с  другими.  Их  жизненным  девизом  становится  утверждение  «не  верь,  не  бойся,  не  проси,  не  доверяй».    При  внешнем  впечатлении  благополучия  и  успешности,  к  их  лицам  «прирастает»  маска  напряжения,  равнодушия  и  безразличного  эмоционального  отчуждения.    Практика  показывает,  что  большинство  обладателей  такого  типа  привязанности    -  несчастные  люди  с  непоколебимой  жесткой,  ригидной  установкой  «Я  должен  быть  благополучным  любой  ценой».

Следование  родительским  предписаниям  «держи  эмоции  при  себе»  и  «только  слабый  обнажает  свои  чувства»  проявляется  в  запрете  на  демонстрацию  собственных  чувств.  Внешне  наблюдаемое  эмоциональное  спокойствие  маскирует  подавленные  эмоции,  которые,  как  правило,    проявляются  в  ситуациях,  оторванных  от  контекста  культуры,  например,  за  границей,  в  экстремальных  ситуациях,  в  приеме  аддиктивных  агентов.

Поскольку  для  лиц  с  третьим  типом  привязанности  характерна  «замороженность»  эмоций,  (один  из  них  в  ходе  беседы  сказал,  что  чувствует  себя  как  мясо  в  морозилке),  в  задачи  психотерапевта  входит  простраивание  зоны  доверия  и  работа  с  чувствами.     

Корригировать  базовую  жизненную  позицию:  «Я  благополучен  –  Вы  не  благополучны»  чрезвычайно  трудно.  Осложняют  психотерапевтическое  вмешательство  такие  личностные  качества  клиента,  как  высокомерие,  снобизм,  пренебрежение,  ощущение  собственной  значимости  и  эксклюзивности.        Неустойчивая  самооценка  и  нарциссизм  мешают  обращению  за  помощью,  поэтому  они  приходят  к  специалисту  крайне  редко  и  только  при  наличии  очень  серьезных  проблем.  Для  таких  «нарциссов»  крайне  важен  профессиональный,  социальный  и  финансовый  статус  психотерапевта.  «Открытые  нарциссы»  сами  светятся  от  ощущения  собственной  значимости  и  ищут  «эксклюзивного»  специалиста.  «Закрытые  нарциссы»  удовлетворены  ликом  исключительности  психотерапевта  и    «купаются»  в  созданном  в  их  воображении  образе  его  исключительности.

4.  Тревожно-дезорганизованная,  хаотичная  привязанность  свойственна  выходцам  из  социально  неблагополучных  семей,  в  которых  родители  не  обращали  на  детей  никакого  внимания.    Дезорганизованный  стиль  воспитания  проявляется,  например,  в  том,  что  сегодня  алкоголик  -  папа  пьяный  и  добрый  и  поэтому  любит  маму.  Ребенку  в  этот  день  достается  большая  порция  тепла.  Завтра  злой,  агрессивный    отец  избивает  мать  и    издевается  над  ребенком.  Ощущения  безопасности  нет.  Значимые  близкие  и  окружение  воспринимаются  со  знаком  минус.  Формирование  идентификаций  и  положительных  самоопределений,  происходящее  в  раннем  детском  возрасте,  затрудняется  в  связи  с  ежедневно  обрушивающимися  на  ребенка  хаотическими,  беспорядочными  и  непонятными  установками.   

Базовая  жизненная  позиция:  «Я  не  благополучен  –  Вы  не  благополучны».   

Ощущения  безнадежности,  недоверия,  негативизма,  пессимизма,  нигилизма  порождают  пассивное  отношение  к  себе  и  жизни  с  позицией  «А  зачем  что-то  делать,  если  все  вокруг  плохо  и  у  меня  все  равно  ничего  не  получится?». 

Деструктивный  дезорганизованный  тип  привязанности  встречается  у  детей  из    так  называемых  нормальных,  формально  сохраненных  семей,  в  которых  потребность  ребенка  в  любви  и  ласке  не  удовлетворяется  и  поэтому  ответной  стойкой  привязанности  не  возникает. 

Частая  смена  нянь,  гувернанток,  пребывание  в  условиях  детского  дома  способствуют  возникновению  именно  такого  трудноподдающегося  коррекции  вида  привязанности. 

Наиболее  типичными      вариантами  поведения  таких  лиц  являются:

·Тяга  к  идеальной  любви  и  не  умение  выстраивать  близкие  отношения.  Мечта  о  красивых,  романтических  взаимоотношениях  существует  параллельно  с  отсутствием  знаний  о  том,  как  их  построить.  Одним  из  наиболее  частых  высказываний  обратившихся  к  нам  за  помощью  женщин  с  таким  типом  привязанности,  было  следующее:  «Я  плохая,  окружающие  еще  хуже,  все  плохо,  но  когда-нибудь  приедет  принц  и  подарит  счастье».  Проблема  заключалась  в  том,  что  если  в  редчайших  случаях  принц  все  же  появлялся,  реакцией  на  него  были  изумление,  неожиданность,  недоверие,  растерянность,  отвержение  и  не  умение  завязать  с  ним  желаемые  отношения.

·Минимальное  проявлении  эмоций  со  стороны  окружающих  порождает  неадекватные  ответные  чувства.  Одна  из  таких  женщин  рассказывала,  что  простой  ничегонезначащей  улыбки,  подаренной  ей  шоколадки,  коробки  конфет  или  пачки  сигарет  было  достаточно  для  возникновения  желания  полного  подчинения  дарителю.  Мужчины  паразитируют  на  таких  женщинах,  удовлетворяют  за  их  счет  многие  из  своих  потребностей.  Наиболее  типичны  для  таких  женщин  частая    смена  потребностей,  беспорядочный  секс,  отсутствие  умения  выстраивать  отношения  близости,  ощущение  постылости,  ненадежности,  небезопасности  жизни  и  саморазрушающее  поведение  с  целью  избавления  от  тревоги. 

  Практика  показывает,  что  при  такой  базальной  позиции  тотальной  безнадежности    клиент  «не  слышит»  специалиста.  Он  воспринимает  только  интонации,  а  не  суть  обращений  к  нему.  Работа  с  носителем  такого  типа  привязанности  напоминает  общение  с  аутичным  пациентом.

Встреча    с  таким  типом  личности  наиболее  вероятна  в  детском  доме,  в  комнате  милиции,  в  доме  интернате,  в  тюрьме. 

Согласно  нашим  наблюдениям,  одним  из  наиболее  эффективных  методов  психотерапии  в  данном  контексте  является  работа  с  телом  в  рамках  телесно-ориентированного  воздействия,  поскольку  принцип  опоры  –  это  то,  что  такие  лица  ищут  всю  жизнь.  В  основе  психотерапии  шизоидных,  аутичных  личностных  особенностей  должно  лежать  формирование  привязанности  между  их  обладателями  и  специалистом.  Неэффективность  воздействия  связана  с  нежеланием  посещать  психотерапевта  из-за  страха  соприкосновения  с  его  «теплом»,  которое  может  «обжечь»,  поэтому  при  первых  признаках  напряжения  они  легко  уходят  от  сеансов  и,  как  правило,  больше  не  появляются  на  них.

Смысл  психотерапии  –формирование  первого  типа  привязанности  и  умения  выстраивать  партнерские  отношения.  Основная  цель-  трансформировать  второй,  третий  и  четвертый  типы  привязанности  в  первый. 

Первоначальную  психодиагностику  типа  привязанности  облегчает  знание  следующих  ориентиров:

·Лица  с  первым  типом  привязанности  практически  со  всеми  возникающими  проблемами  справляются  без  помощи  специалиста.  Сила  их  личности  и  количество  ресурсов  таковы,  что  возникающие  у  них  проблемы  переводятся  в  разряд  самостоятельно  решаемых  задач.

·Если  клиент  в  неприятной  для  себя  ситуации  ищет  человека,  который  мог  бы  помочь  ее  разрешить,  скорее  всего,  речь  идет  о  втором  типе  привязанности.  В  ситуации  стресса  возрастает  потребность  быть  к  кому-то  или  чему-то  привязанным.  При  этом  воспроизводится  механизм  регрессии.  Возникает  желание  стать  как  в  детстве  маленьким  и  найти  поддержку  и  защиту  у  человека,  к  которому  мы  стремимся.  В  этот  момент  он  становится  для  нас  значимым  и  «большим».  Воспроизведение  регрессивных  отношений  сопровождается  поиском  родительской  фигуры,  которая  могла  бы  дать  ощущение  необходимой  заботы.

·Если  вышеупомянутая  задача  не  решается,  происходит    «цепляние»  за  привычные  способы  реагирования  (за  людей,  ситуацию,  вещество  и  пр.).  Происходит  обесценивание  окружающих  и  ситуации  и  формирование    третьего  типа  привязанности.

·Лица  с  четвертым  типом  привязанности  чаще  других  переживают  кризис  с  ощущением  хаоса. 

Использование  в  практической  деятельности  разработанного  нами  алгоритма  диагностики  типа  привязанности  позволяет  установить,  что  именно  происходит  с  клиентом  в  ситуации  стресса.  Фактически  определяется  наиболее  привычный  индивидуальный  способ  реагирования  на  стресс,  при  котором  одни  проживают  все  его  стадии  с    ощущением  растерянности,  смятения  и  хаоса,  а  другие  застревают  на  одной  из  них.  Вероятность  вхождения  в  кризис,  скорость  его  проживания  и  эффективность  выхода  зависят  от  внешних  и  внутренних  ресурсов  личности  и  типа  привязанности. 

Предложенная  нами  рабочая  классификация  типов  привязанности  и  алгоритм  их  психодиагностики  доказали  свою  эффективность.  Понимание  и  осознание  психологических  механизмов  психических  процессов  и  состояний,  переживаемых  клиентом,  является  необходимым  инструментом  в  работе  психотерапевта.   

Согласно  нашим  наблюдениям,  в  основе    практически  каждой  проблемы  лежит  неудовлетворенная  потребность  в  признании,  принятии,  любви,  нарушение  привязанности  и  интимности. 

Анализ  литературы  показал,  что,  к  сожалению,  в  психологической  науке  и  практике  до  сих  пор  не  существует  общепринятого  понятия  любви  и  интимности  [1,2,3].  В  основе  используемой  нами  индивидуальной  концепции  любви  лежит  трактовка  этого  феномена,  представленная  в  древнеиндийском  трактате    «Ветка  персика»,  согласно  которому  влечение  ума  порождает  уважение,  влечение  души-дружбу,  а  влечение  тел-желание.  Более  того,  мы  считаем,  что  интимность  в  зрелом  возрасте  –это  прикосновение  не  столько  половых  органов,  сколько  любящих  друг  друга  душ,  хотя  одно,  как  известно,  не  только  не  исключает  другое.  Вышеуказанные  концептуальные  положения  позволили  сформулировать  авторское  определение  интимности,  под  которым  мы  понимаем  зависящий  от  возраста  и  пола  процесс  когнитивной,  эмоциональной,  духовной,  сексуальной  близости  с  индивидуальным  диапазоном  доступности  в  установлении  внутриличностных  и  межличностных  границ. 

Анализ  наиболее  часто  встречающихся  жалоб  клиентов  позволил  разработать  рабочую  классификацию  видов  блокированной  интимности:

1.Частичные  взаимоотношения  при  невозможности  установления  полных,  удовлетворяющих  большинство  потребностей  отношений,  выстраиваются  при  условии  пребывания  партнера  в  браке,  или  его  склонности  к  аддиктивным  реализациям  (работоголизм,  алкоголизм,  гэмблинг  и  др).

Дробные  отношения  устанавливаются  с  целью  получения  определенной  психологической  выгоды,  которая  хоть  каким-то  образом  уравновешивает  разочарование  от  осознания  их  неполноценности  и  ощущения  недоступности  партнера.  Преимуществами  частичных  взаимоотношений  являются:

·Возможность  избегания    страха  поглощения  (партнер  в  браке,  он  безопасен  и,  следовательно,  не  причинит  вреда).

·Позитивный,  волнующий,    возвышенный  характер  эмоциональных  переживаний,  наполненных  ощущением  романтического  флера  (между  мной  и  любимым  -  его  жена,  но  есть  ощущение  счастья).

·Подпитка  нарцисстически  ранимой  части  Я  у  нарцисстической  личности. 

·Редкая  возможность  получения  порции  любви  и  тепла    при  деструктивных,    дистантных  отношениях  с  аддиктивным  партнером  (жена  аддикта,  например,  алкоголика,  безусловно,  страдает,  но  периоды  ее  страданий  сменяются  редкими  временными  промежутками,  когда  муж  не  пьет  и  как  в  прямом,  так  и  в  переносном  смысле  принимает  ее,  а  не  алкоголь).

  2.Быстрая  интимность.

Не  краткосрочные,  мгновенно  развивающиеся    взаимоотношения,  при  которых  быстрое  мимолетное  утреннее  знакомство  заканчивается  вечерним  сексуальным  контактом,  а  наличие  противоречия,  заключающегося  в  том,  что,  с  одной  стороны,  предъявляются    жалобы  на  не  умение  завязывать  стойкие  отношения,  а,  с  другой-  сообщается    информация  о  том,  что,  например,  за  неделю  имели  место  три  случая  вступления  в  коитальные  соития  с  малознакомыми  женщинами. 

Известно,  что  для  установления  длительных  любовных  и  сексуальных  взаимоотношений  необходимо  проживание  обоими  партнерами  периода  проб  и  ошибок.  Одна  из  стадий  отношений  должна  включать  знакомство,  получение  информации  в  процессе  нарратива  (рассказов  о  жизни  друг  друга).  Обладание  знаниями  о  близком  человеке  служит  фундаментом  прочных  отношений  и  профилактирует  возможные  разочарования.  Период  сбора  информации  сменяется  периодом  тревоги  по  поводу  возможного  отделения.  Фантазии  о  вероятном  разрыве  отношений    –  непременный  атрибут  их  прочности.  Результат  ответа  на  вопрос:  «А  сумею  ли  я  ужиться  с  его/ее  недостатками?»    может  быть  как  положительным,  так  и  отрицательным.  В  последнем  случае  фантазии  о  разрыве  отношений  реализуются. 

При  быстрой  интимности    партнеры  «проскакивают»  этот  период  и  быстро  «ныряют»  во  взаимоотношения,  длительность  которых  весьма  сомнительна.

3.Цепляющиеся  взаимоотношения  устанавливаются  в  двух  случаях.            Во-первых,  с  целью  реализации  стремления  избежать  индивидуализации.  Многолетний  опыт  работы  автора  в  Вузе  показывает,  что  законный  брак  как  желаемая  модель  прочных  отношений  выбирается,  например,  студентами  пятого  курса  непосредственно  перед  окончанием  ВУЗа.  Два  одиночества  с  заблокированной  самостоятельностью  пытаются  выйти  в  жизнь  вдвоем,  цепляясь  друг  за  друга,  чтобы  иметь  возможность  защищать  себя  вместе. 

Второй    причиной  цепляния  за  партнера  является  делегирование  ему  функции  седатика.  Примером  служат  отношения  алкоголика  и  созависимой  личности,  которая  успокаивается,  цепляясь  за  действия,  чувства,  фетиш  и  др.

  4.Дистанцированные  взаимоотношения  возникают  у  лиц,  призванных  по  роду  профессиональной  деятельности    проводить  большое  количество  времени  вне  семьи    (моряки,  пилоты  самолетов,  специалисты,  работающие  вахтовым  методом  и  др.),  и  в  случае  раздельного  проживания    партнеров  (в  разных  квартирах,  разных  городах  или  в  разных  странах),  сексуальная    близость  которых  происходит  только  на  отдыхе.  Не  долгие  встречи  на  курортах,  в  свободные  от  основной  работы  дни  дарят  ощущение  радости  и  яркого  праздника.  Длительное  совместное  времяпрепровождение  порождает  обоюдное  напряжение  и  психосоматические  проблемы.  По  образному  выражению  одной  из  наблюдаемых  нами  женщин  в  последнем  случае  «происходит  наезд  на  личностные  границы»,  т.к.  навыки,  умения  и    знания  о  том,  как  жить  вместе  отсутствуют.   

  5.Секс  без  эмоциональной  вовлеченности  -  еще    один  вариант  нарушенных  дисфункциональных  семейных  отношений,  предпочитаемый  лицами,  склонными  к  промискуитету  (беспорядочные  сексуальные  связи)  или  свингерству  (вторая  пара  в  постели).  В  случае  договорного  брака  один  или  оба  партнера  удовлетворяют  сексуальные  потребности  «на  стороне». 

И  хотя  приглашающие  другую  семью  для  сексуальных  контактов  свингеры,  делают  акцент  только  на  физической  составляющей  секса  и,  согласно  данным  литературы,  не  испытывают  никаких  эмоций,  с  нашей  точки  зрения,  было  бы  неправильно  утверждать,  что  свингеры,  затрачивающие  огромное  количество  энергии  на  контрактно-договорные  отношения,  не  переживают  при  этом  вообще  никаких  чувств.    Обмен  чувствами  происходит,  но  осуществляется  он  опосредованно  через  другую  пару.  Семья  ищет  психический  «материал»  для  укрепления  своих  социальных,  эмоциональных  и  сексуальных  взаимоотношений  вовне.  Возникает  созависимая  «сцепка»,  при  которой  один  партнер,  активно  настаивающий  на  свингерстве,  впоследствии  испытывает    вину,  а  другой,  пассивно  соглашающийся  с  ним,  переживает  чувство  обиды  и  протест.  Возникающее  у  обоих  партнеров  эмоциональное  насыщение  нивелирует  горечь  от  ощущения  нарушения  личностных  границ.  Один  из  пассивных  участников  таких  встреч,  обратившийся  к  нам  за  помощью,  назвал  свингерство  «изнасилованием  по  договоренности,  но  с  принуждением».   

  6.Эмоциональная  вовлеченность  без    секса.

Отношения  строятся  на  взаимном  эмоциональном  притяжении  друг  к  другу,  защите  от  взаимных  сексуальных  притязаний,    цеплянии  друг  за  друга  и  отсутствии  сексуальных  контактов.  В  сознании    одного  или  обоих  партнеров  существует  расщепление  между  фасадной  идеальной,  романтической  частью  сексуальных  отношений  и  их  грязной,  недоступной,  низменной  составляющей.  Представители  такого  взгляда    утверждают,  что  их  семья  может  жить  и  прекрасно  обходиться    без  секса  и  их    отношения  и  без  него  полны,  насыщенны  и  интересны. 

Наиболее  часто  такие  отношения  наблюдаются:

-  у  партнеров,  предпочитающих  свободные  от  обязательств  верности  друг  другу  отношения,  основой  которых  служит  духовная  близость;

-  у  пожилых  пар  в  связи  с  естественным  угасанием  потребности  в  сексуальных  отношениях; 

-при  сексуальных  дисфункциях.

7.Садомазохистические  взаимоотношения  выбирают  лица,  глубоко  убежденные  в  своей  эмоциональной  холодности.  Они  находят  друг  друга  из  всего  богатства  выбора  по  внутренней  убежденности  в  собственной  неспособности  полноценно  переживать  чувства  или  уверенности  в  узости  и  незначительности  диапазона  имеющихся  у  них  эмоций.  Первоначально  возникающее  увлечение  друг  другом  сменяется  разрядкой  сексуального  напряжения.  Ощущение  эмоционального  и  физического  напряжения  от  возможной  близости  с  объектом  сексуальной  привязанности  и  характерная  для  таких  контактов  тревога  увеличивают  ценность  разрядки.  Расширение  диапазона  и  количества  возникающих  эмоций  совпадает  с  пиком  физической  боли.  Один  из  наблюдаемых  нами  клиентов  заявлял:  «Я  могу  разрядиться  от  напряжения  только  тогда,  когда  секс  сочетается  с  болью». 

Работая  с  такими  клиентами,  мы,  вопреки  встречающимся  в  литературе  данным,  пришли  к  заключению,  что  садист  и  мазохист  –  это  парные,  взаимозаменяемые  роли.  Мазохист  в  сексуальных  отношениях    отыгрывает  свою  агрессию  в  других  сферах  активности  и,  наоборот,  агрессивно,  жестко,  а  порой  брутально  ведущий  себя  садист  в  отношениях,  например,  с  женой,  родственниками  и  коллегами  проявляет  спокойствие,  доброжелательность,  гибкость,  мягкость  и  нежность.

  8.Враждебная  зависимость  –  вариант  отношений,  противоречащий  известной  пословице  «Милые  бранятся  -  только  тешатся».  Речь  идет  о  проявлениях  жесткой  обоюдной  агрессии,  реализуемой  в  постоянных  конфликтах,  физических  баталиях  и  сражениях,  результатом  которых  является  не  разрыв  отношений,  а  продолжение  устраивающего  партнеров  совместного  проживания  и  общения.  Супруги  остаются  вместе  потому,  что  крайне  нуждаются  друг  в  друге. 

Получаемая  ими  психологическая  выгода  заключается  в  потребности  иметь  объект  для  проективного  отыгрывания  (проекции  своих  отрицательных  качеств  на  другого,  например  обвинения  его  в  собственных  недостатках).

Вместо  того,  чтобы  разбираться  со  своей  депрессией,    печалью,  гневом,  осознанием  собственного  несовершенства,  несостоятельности  партнера,  негативными  чувствами  и  пр.,  проще  и  легче  спроецировать  их  на  объект    привязанности.

В  ходе  беседы  и  сбора  анамнеза  мы  наблюдали  следующие  закономерности:

-  чем  более  отрицательными    были  родительские  фигуры  в  детстве,  тем  большей  была  потребность  в  наличии  объекта  для  отрицательной  проекции  во  взрослом  периоде  жизни; 

-чем  враждебнее  вели  себя  родители  в  детстве,  тем  в  большем  объеме  отыгрывалось  агрессивное  поведение  во  взрослой  жизни.

Многочисленные  драки,  побои  и  телесные  повреждения  заканчиваются  в  таких  парах  сладким  примирением  в  виде  полноценного  секса.  Враждебность  отношений  не  влияет  ни  на  количество,  ни  на  качество  секса.  Более  того,  в  таких  драчливых  парах  импотенция  и  фригидность  регистрируются  значительно  реже,  по  сравнению  с  партнерами,  предпочитающими  другие  варианты  интимности. 

Конфликты,  ссоры  и  скандалы  воспринимаются  через  розовые  очки  романтизма  и  имеют  сходство  с  садо-мазохистическими  отношениями,  в  связи  с  созависимостью  и  снятием  сексуального  напряжения  посредством  сексуальных    контактов.   

У  женщин,  предпочитающих  такой  характер  отношений,  регистрируется  большое  количество  абортов,  как  последствий  проективного  отыгрывания  партнера  в  виде    физического  повреждения.

  Поскольку  такие  лица  не  имеют  в  личной  жизни  опыта    достойной,  полноценной  эмоциональной  близости  (родители  не  воспитали    и  не  обучили  их  навыкам  установления  гармоничных  эмоциональных  отношений),  психотерапия    враждебной  зависимости  строится  на  создании  эмоциональной  близости  со  специалистом.  Почувствовав  безопасность  и  возможность  установления  доброжелательных  и  добросердечных  отношений,  клиент  привносит  этот  новый  опыт  в  личные  взаимоотношения.

Встречаются  случаи  враждебной  зависимости  партнера  из  деструктивной  семьи  от  партнера  из  здоровой,  функциональной  семьи.  Согласно  нашим  наблюдениям,  динамика  и  исход  такого  «мезальянса»  зависит,  прежде  всего,  от  глубины  повреждения  личностной  идентичности.  Чем  выше  уровень  повреждения  и  дезинтеграции  идентичности,  тем  больше  степень  самоповреждающего  отыгрывания,  например,  в  аддиктивном  агенте.  Один  из  обратившихся  к  нам  клиентов  (мужчина  средних  лет,  злоупотребляющий  алкоголем  и  женившийся  на  «достойной  во  всех  отношениях  девушке  из  хорошей  семьи»)  сказал,  что  «вместо    жены  он  дубасит  себя».  Рискованное  автовождение,  стритрейсинг,  дайвинг  и  другие  экстремальные  виды  спорта,  свойственные  лицам  с  таким  вариантом  интимности,  подтверждают  наши  наблюдения.

  Мы  считаем,  что  одним  из  видов  аутоагрессии,  наиболее  часто  встречающихся  у  субмиссивных  (подчиняющихся,  пытающихся  занять  во  взаимоотношениях  «пристройку  снизу»)  женщин,    является  запрет  на  проявление  себя,  на  демонстрацию  негативных  чувств,  мыслей  и  паттернов  поведения.  В  результате    «бытовой  аутоагрессии»  появляется  скука.  Женщина,  в  особенности  не  обремененная  необходимостью  зарабатывать  деньги,    начинает  скучать,  т.к.  не  может  дать  себе  разрешение  проявить  себя.  Мы  называем  такой  вариант  неполной  блокированной  интимности  аутоагрессивным  проективным  бытовым  отыгрыванием,  проявляемым  в  виде  «немотивированного»  внезапно  возникающего  гнева  с  яростной  брутальностью,  когда  спокойная,  адекватно  ведущая  себя  женщина  вдруг  начинает  бить  посуду,  ломать  мебель,  набрасываться  с  кулаками  на  окружающих.

Представляет  несомненный  интерес  проанализированный  нами  ранее  теоретический  аспект  психоаналитических  механизмов  выбора  брачного  партнера  [1].    С  практическим  аспектом  индивидуальных  предпочтений  мы  неоднократно  сталкивались  во  время  проведения  тренингов,  когда  из  всего  богатства  выбора  (например,  наличия  в  группе  двадцати  привлекательных  женщин)  мужчина,  не  обращая    внимания  на  девятнадцать  участниц,  выбирает  двадцатую,  не  скрывающую  а,  порой  явно  демонстрирующую  свое  нежелание  общаться  с  ним,  руководствуясь  принципом:  «Я  точно  знаю,  кто  сыграет  со  мной  в  мои  игры».      Партнеры  с  враждебной  зависимостью  подходят  друг  другу  как  ключ  к  замку.    Проводя  экспериментальное  исследование  по  изучению  сексуальной  идентичности,  мы  наблюдали  две  супружеские  пары,  сложившиеся  во  время  обучения  в  школе  и  по  истечению  длительных  брачных  отношений  выбравших  свингерство  как  средство  расширения  диапазона  сексуальных  предпочтений.  Их  высказывания  были  практически  идентичными:  «Мы  знаем  друг  друга  со  школы,  чувствуем  принадлежность  друг  к  другу,    давно  знаем  друг  друга  и  можем  договориться  о  чем  угодно».

Обобщая  результаты  проведенного  нами  исследования,  следует  заключить,  что  использование  в  теоретической  и  практической  работе  разработанной  нами  рабочей  классификация  типов  привязанности,  алгоритма  их  психодиагностики,  характеристики  типов  привязанности    в  зависимости  от  жизненной  позиции,    авторских    определений  привязанности,  интимности  и  классификации  видов  блокированной  интимности  доказало  свою  эффективность. 

 

Список  литературы:

1.Короленко  Ц.П.,  Дмитриева  Н.В.Психоанализ  и  психиатрия:  Монография.-  Новосибирск:  Изд.НГПУ,  2003.-667с.

2.Психология  привязанности  и  ранних  отношений:  Тексты  /Сост.и  перевод  с  англ.  М.Л.Мельниковой;  Под  ред.С.Ф.Сироткина.  Ижевск:НИПЦ,  «ERGO»,  2005.362с.

3.Bowlby  J.  The  nature  of  child’s  tie  to  his  mother  //  Int.J.Psychoanal.1958.Vol.39.P.350-373.

sibac.info

Привязанность под маской любви — Психология PRO

Привязанность проявляется схожим образом в любых отношениях – будь то любовь, дружба, приятельское общение, или родственные связи. Чаще всего именно привязанность мы и называем такими возвышенными словами, как любовь и дружба. В этой статье везде, где я употребляю эти возвышенные слова, вы можете мысленно заменять любовь и дружбу на «привязанность».

Любовь Привязанность потребителя – это, когда один человек искренне любит пользоваться другим человеком. Да, практически так же, как мы пользуемся вещами. Потребитель просто берет то, что ему нужно из отношений, а дальше занимается чем-то другим, потому что пользоваться «вещью» постоянно никакой необходимости нет. И там, где от потребителя ожидают стабильности, начинаются проблемы. Если человек «любит» вас такой «любовью» никакой стабильности в этих отношениях быть не может, потому что потребитель не может постоянно потреблять одно и то же «блюдо». Несложно догадаться, что роль товара в отношениях с потребителем у человека обычно вызывает непонимание и негодование. Такие отношения могут устраивать, если они у партнеров взаимные, как например, в отношениях любовников, которых кроме секса ничего не связывает.

Привязанность собственника отличается от привязанности потребителя тем, что здесь в отношениях появляется «стабильность». В отличие от потребителя собственник хочет использовать «свою вещь» постоянно, и для этого он даже готов на ней жениться, чтобы на правах владельца супруга использовать вас ежедневно! Как мы знаем, собственник способен о своей вещи заботиться, чтобы та «сохраняла вид» и оставалась пригодной для употребления. А если «вещь» сопротивляется и негодует, собственник способен почувствовать ревность как угрозу свою «вещь» потерять. Если «вещь» была особенно дорога, собственник при ее потере начинает грустить и томиться тоской. На progressman.ru чувству собственности влюбленных посвящена отдельная статья.

привязанностьПривязанность «ребенка» – это всегда привязанность к защитнику и покровителю, на которого можно свалить ответственность за свою жизнь. То есть, по сути – это подмена родителей супругом, или, например, старшим товарищем. Такая привязанность появляется, когда человек не привык проявлять самостоятельность, например, вследствие гиперопеки родителей. Привязанность ребенка часто дополняется преданностью, сильным желанием полностью довериться, чтобы еще сильней ощутить защиту и покровительство покровителя, окончательно снять с себя всю ответственность за себя, укорениться в зоне комфорта, и начать жить «расслабленно», как дитя. Если такой привязанности потакают, человек регрессирует, и действительно становится ребенком в теле взрослого. Угроза потерять покровителя для «ребенка» ощущается, как тревога и страх лишения защиты. Испытывая такой страх повзрослевший ребенок склонен взывать к жалости и чувству вины своего покровителя, чтобы тот покаялся и вернул свое внимание и заботу.

Привязанность покровителя – это, соответственно, привязанность «родителя», проявляющего покровительство и заботу. Это не безусловная любовь, а скорей удовлетворение родительского инстинкта и самолюбия. Наиболее гармоничные отношения у покровителя складываются с «ребенком» – то есть с человеком, который ищет в отношениях защиты и заботы. Если это – отношения супругов, у них могут быть проблемы в сексе, идущие из бессознательного, потому как интим в таких отношениях может восприниматься, как «развратный» инцест. Если «ребенок» перерастает этот вид привязанности, он рвется на свободу, к более зрелым отношениям.

Привязанность игрока проявляется в развлекательных отношениях, когда у партнеров есть общие интересы, которые приносят радость. Чаще всего такой вид привязанности проявляется в дружеских отношениях. Если один из партнеров теряет к «игре» интерес, отношения могут прекратиться. В интимном плане чаще всего этот вид привязанности характерен для подростков. Быт (совместная жизнь) такие отношения по вполне понятным причинам рушит.

«Привязанность» партнера считается разновидностью зрелых отношений, которая совмещает в себе несколько видов привязанности и частую смену ролей, о которых говорилось выше. В начале отношений, пока партнеры «притираются» у них часто случается, как глубокое взаимное понимание, так и его противоположность, когда текущие роли не не соответствуют ожиданиям партнера. Зрелый партнер не позволяет себе быть исключительно ребенком, покровителем или потребителем. В таких отношениях проигрывание любых ролей происходит умеренно и в соответствии с ситуацией. Партнеры способны радовать друг друга, как ребячеством, так и серьезной заботой. Притирка и ссоры при этом почти неизбежны, но со временем лишь укрепляют отношения, когда зрелые партнеры идут друг другу навстречу, и честно выявляют собственные заблуждения – неуместные, иррациональные требования. Инфантильная личность свои заблуждения подавляет, ищет виноватых, а зрелая заинтересована в истине, и честно пробует работать со своими заблуждениями. Крепкая, надежная и гармоничная связь может вырасти на основе именно таких – зрелых «партнерских» отношений.

Привязанность, как таковая, возникает из-за нашей «врожденной» неполноценности. Мы просто себя не знаем, мы – неполные, нецелостные, и поэтому дополняем себя собственным отражением от внешней реальности в лице друга, или партнера. Все это упрощенный взгляд на «вещи». Настоящие подробности – только на практике.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме

progressman.ru