Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китая об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови»..
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.
Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.
С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом»
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».
Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.
Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность. Например, этот прием используют многие производители дорогих спиртных напитков, в частности — виски Johnny Walker и Black Label, коньяк Comus или Martell. Таким образом выделяется название товара и подчеркивается, что перед вами — элитный напиток. Этот же подход практикуется при создании дорогих духов и одеколонов для мужчин.
Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald's и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта.
Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.
www.sunhome.ru
Как я уже писал в предыдущей части, первый основательный научный труд о цвете появился в 1810 г. и принадлежал перу небезызвестного И. В. Гете. Надо сказать, автор «Фауста» считал его одним из величайших достижений своей жизни и небезосновательно. Именно он первым замкнул цветовой спектр в цветовой круг. Резко контрастные цвета, которые располагаются напротив друг друга (например, фиолетовый и желтый), он назвал дополнительными.
Гете также обратил внимание на одну известную особенность — если долго смотреть на какой-то цвет, а затем закрыть глаза — во тьме появится пятно противоположного — дополнительного — цвета. Так после рассматривания красного фонаря это пятно будет зеленого цвета.Гете писал так: «…когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. …В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».
Пары цветов, которые располагаются на круге рядом и могут приниматься за оттенки друг друга, Гете назвал бесхарактерными (например, желтый и оранжевый, зеленый и синий). Как вы заметили в цветовом круге отсутствуют белый и черный. Эти бесцветные (о, парадоксы языка!) цвета принято называть ахроматическими и отделять от хроматических цветов спектра.
Ученые до сих пор спорят о механизме влияния цвета на психологию человека. Многие считают, что цвет может воздействовать на организм непосредственно через физиологию (Л. Орбели, С. Кравнова полагают доказанным воздействие цвета на вегетативную нервную систему).
Уже Гете считал красно-желтую гамму «возбуждающей, оживляющей», а сине-фиолетовую — «вызывающей печально-беспокойное настроение». Зеленому цвету было отведено промежуточное, как бы уравновешивающее, положение.
В 1911 г. Ф. Стефанеску-Гоанг решил проследить, какие физиологические изменения происходят в организме человека при разном цветовом освещении. Выяснилось, что пурпурный, красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систему, вызывают учащение и усиление пульса и дыхания, активизацию мускульной системы (особенно красный). Зеленый, голубой, синий и фиолетовый действуют в противоположном «тормозящем» направлении — дыхание замедлялось, частота пульса становилась реже.
Известны также опыты невропатолога Ш. Фере, который изучал влияние цветового освещения на работоспособность (измерялись показания ручного динамометра). Ученый выяснил, что при кратковременной работе наиболее эффективно красное освещение, а при синем — производительность труда снижалась. При длительной же работе более благоприятным оказывалось «стабилизирующее» зеленое освещение. Опыты Фере тотчас подверглись критике. Многие ученые указывали, что на работоспособность влияет не только и не столько спектр, сколько насыщенность света. Поэтому любое слишком насыщенное цветовое освещение утомляет.
Воздействие же самого цвета безусловно определяется, прежде всего, устоявшимися людскими ассоциациями, сформированными на основе личного опыта, культуры и природной среды.
Г. Фрилинг и К. Ауэр (авторы книги «Человек-цвет-пространство») недаром писали, что «все цветовые представления человека — отражение природных соотношений». Достаточно назвать первые ассоциации, вызываемые красным цветом — огонь, кровь, губы, — чтобы понять, почему он стал символом опасности, агрессивности и сексуальности. Недаром у разных народов (и даже разных социальных групп) цветовая символика и цветовые предпочтения порой сильно разнились.
К. Дегтярев в своей крайне познавательной статье «История цвета» отмечал поразительный факт «культурной дальтонии» древних греков, которые практически не выделяли зеленый и синий цвета, а цвет моря описывали, например, как «винный». В другой статье, я читал, что и древние японцы не считали море синим, как мы — для них оно было белого цвета. Впрочем, глядя на воду в стакане, это не кажется таким уж удивительным… Можно вспомнить и то, что в русском языке четко разделяют синий и голубой цвета, в то время, как в английском для этого диапазона обычно хватает одного словечка — blue. Также ясно, что деревенский житель, вряд ли будет испытывать особое восхищение от зеленого цвета, и ему трудно понять, утомленных пустыней, арабов, превративших его в священный цвет мусульманства («зеленое знамя пророка»).
Тот же ассоциативно-психологический принцип заложен и в деление цветов на «теплые» и «холодные». Безусловно, в красно-оранжевой комнате человеку будет КАЗАТЬСЯ гораздо жарче, чем в сине-зеленой. Эксперименты показали, что, несмотря на объективно одинаковую температуру в таких комнатах, СУБЪЕКТИВНО ОЩУЩАЕТСЯ разница в 3−4 градуса. Красно-оранжевая гамма психологически влияет на организм, стимулируя кровообращение, а сине-зеленая — его «замедляет». По той же причине красный стул будет казаться человеку «теплее» синего.
И всё это следствие не какой-то «магической» силы цвета, сколько определенных ассоциаций — синева льда и воды, зелень прохлады леса против желто-солнечного тепла и красно-огненного жара.
Немаловажно также деление цветов на светлые и темные. Самый сильный контраст в данном случае — контраст между черным и белым, а у хроматических цветов — между фиолетовым и желтым. Конечно, характер цветов сильно зависит от их сочетания. Желтый квадрат на белом фоне будет выглядеть «теплее» и темнее, чем на черном.
Оптические иллюзии вообще играют определяющую роль в цветовом восприятии. Так, светлые теплые цвета (плюс белый) по характеру экстравертны, их импульс обращен наружу, они имеют тенденцию к «расширению». Темные холодные цвета (плюс черный) наоборот интровертны, направлены «вглубь». Так луч, проникающий сквозь щель, делает ее зрительно шире. К этому можно добавить, что красный цвет имеет свойство приближаться к зрителю, а синий — удаляться.
Кроме иллюзорного и ассоциативного есть и вполне объективное влияние цвета на сетчатку глаза и зрительный анализатор. Исследователи заметили, что адаптация глаза к желтому, зеленому и белому повышает работоспособность зрительного анализатора, а красный и синий ухудшают его. Для остроты зрения и скорости различения деталей наиболее благоприятен неяркий желтый фон, а наименее — ярко-красный.
После краткого общего обзора «цветовой психологии», пришло время перейти к более детальному — к тому символическому значению, которое обретали основные цвета в человеческой культуре. Но об этом в следующий раз.
shkolazhizni.ru
Алхимия
Алхимия — средневековое учение, относящееся в равной степени и к миру природы, и к миру человеческой души. Одной целью алхимиков было превращение неблагородных металлов в благородные — золото или философский камень. Другой, не менее важной их задачей было освобождение духа от пут материи. Тем самым алхимик стремился развивать свою собственную духовную силу и получить власть над миром природы.
В психоанализе алхимию рассматривают прежде всего как прародительницу современных исследований бессознательного. К.Г. Юнг обратил внимание на то, что символика сновидений, те загадочные образы, которые мы видим во сне, во многом схожи с алхимическими символами. В своих работах он часто использовал алхимические символы для обозначения тех или иных психологических состояний человека. Например, в алхимии часто упоминается три мира — черный, белый и красный, которые необходимо пройти человеческой душе. Каждому из этих миров присущи свои собственные образы и переживания. Юнг обратил внимание на то, что и сновидение можно отнести к одному из этих трех миров, чтобы понять, на каком этапе своего духовного пути находится этот человек.
Первый из этих миров, черный, носит название нигредо. В этом мире страшно, жутко, тоскливо, его наполняют отвратительные образы: кучи навоза, скелеты, змеи, крысы, акулы, наручники, канализационные трубы… Словом, то, что мы обычно видим и переживаем в ночных кошмарах. Такие сны бывают связаны с трагическими моментами жизни, например, когда человек теряет кого-то из своих близких, или разочаровывается в прежних ценностях, не знает, как ему жить дальше. Эти жизненные ситуации связаны с тяжелыми переживаниями, однако они по-своему необходимы, и даже полезны. Ведь не пережив разрушение старого, не простившись с ним, невозможно двигаться дальше.Когда старые отношения (или ценности) уже изжили себя, нужно позволить им разрушиться, уйти в прошлое для того, чтобы на освободившемся месте выстроить что-то новое. Нигредо называют миром тьмы — человек будто оказывается погруженным в ночную мглу, где нет ни звезд, ни лунного света.
Второй мир, белый, носит название альбедо. О переходе из мира нигредо в мир альбедо К.Г.Юнг писал так: «Неясность слегка рассеивается, как мрак ночи при появлении на небосклоне луны… Этот робкий свет относится к альбедо, лунному свету». Этому миру присуще задумчивое, мечтательное настроение, отсутствие сильных эмоций. Когда человек находится в таком состоянии, то во сне он может увидеть поверхности вод и зеркал, плавание без руля и ветрил; жемчуг, стекло и хрусталь. Животные, населяющие этот мир — белые медведи и овцы, мотыльки, совы и бабочки, лягушки и саламандры. На этой стадии алхимического процесса распад старого уже завершен, а новое еще только начинает появляться. Не случайно в это время во сне часто появляются образы беременных женщин или птиц, высиживающих яйца. Это — период пассивного ожидания, когда в душе человека едва начинают складываться новые ценности и ориентиры.
Третий мир, рубедо, — это мир Солнца. То, что вынашивалось и созревало в мире альбедо, теперь появляется на свет. В этом мире царит ясность и порядок, определенность во всех поступках и отношениях. Это царство рассудка, здравого смысла. Если миры нигредо и альбедо символизируют жизнь бессознательного и происходящие в нем процессы, то мир рубедо — это символ сознания. Рубедо — это мир активных действий, бурного развития отношений, особенно — отношений между мужчиной и женщиной, почему в психоанализе его и называют миром либидо. «У алхимиков этот мир называется рубедо, — пишет К.Г. Юнг, — В нем происходит брак рыжего мужчины и беднолицей женщины. Противоположности не только взаимоотталкиваются, но и стремятся друг к другу, потому что бесконечная вражда несовместима с жизнью и не может продолжаться вечно.» Образы сновидений, сопровождающих стадию рубедо — парящие высоко в небе птицы, ракеты и космические корабли; трамплины, фонтаны, огонь, вулканы; солдаты, лошади и повозки; великаны и атлеты.
Рубедо — это мир бурных эмоций и переживаний. Для того, чтобы находиться в этом мире, необходимо научиться правильно выражать свои эмоции, уметь хорошо контролировать свои поступки и отношения с людьми при помощи сознания. Нельзя позволять разряжаться своему внутреннему миру за счет внешнего. Например, если человек не в состоянии контролировать свои вспышки гнева и позволяет себе грубые выходки с окружающими, то это приведет к разрушению отношений и он довольно скоро останется в полном одиночестве. Тем самым он снова окажется в мире нигредо — во мраке и пустоте.
Современные психоаналитики используют символику алхимии в своей работе с пациентами. Дело в том, что изучение древних алхимических трактатов предоставляет новые возможности не только для интерпретации сновидений, но и для понимания отношений между пациентом и аналитиком. К.Г. Юнг неоднократно задавался вопросом о том, какая роль отводится аналитику в процессе работы над сновидением, а какая — пациенту. Он был не согласен со своим учителем, З. Фрейдом, полагавшим что психоаналитик обладает неким абсолютно истинным знанием о психической жизни пациента. Он говорил, что психотерапевтический сеанс подобен для пациента «беседе со своим добрым ангелом» , когда он получает ответы на свои вопросы, из глубин собственного бессознательного, а аналитик лишь помогает ему в этом, создает необходимые условия. Понять истинный смысл происходящих с ним событий каждый человек способен лишь самостоятельно, однако присутствие другого при этом все же необходимо. Об этом знали и алхимики — каждый из них всегда работал в паре с помощником, называемым «мистической сестрой», причем это мог быть как реальный человек, так и воображаемый.Многие современные психотерапевты утверждают, что постижение древних мистических знаний необходимо психотерапевту для успешной работы не меньше, чем изучение научной психологии и психиатрии.
Автор — Светлана Маслова
www.psychology.su
— образ, являющийся представителем других — обычно весьма многообразных — образов, содержаний и отношений. Понятие символа родственно понятию знака, но их следует различать. Для знака, особенно в системах формально-логических, многозначность — явление негативное: чем однозначнее понимается знак, тем конструктивнее его можно использовать. Символ же чем более многозначен, тем более содержателен. Символ — одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии.
В психологии общей категория символа подробно разрабатывалась в психоанализе и интеракционизме. Для ортодоксального психоанализа характерна интерпретация символов как бессознательных, преимущественно сексуального происхождения образов, обусловливающих структуру и функционирование процессов психических. Психоаналитики предложили интерпретацию ряда символов, встречающихся в сновидениях.
Позднее в психоанализе центр тяжести был перенесен на анализ и интерпретацию символов социального и исторического происхождения. Так, в психологии глубинной было выделено бессознательное коллективное как отражение опыта предыдущих поколений, воплощенное в архетипах — общечеловеческих первообразах. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и раскрываются лишь косвенно — через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в общечеловеческой символике — мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства. Была предложена интерпретация ряда символов — воплощений архетипов: мать-земля, герой, мудрый старец и пр.
С позиций материализма, признается важная роль символов для функционирования психики, но отвергается их индетерминистская, идеалистическая трактовка, предлагаемая, в частности, в психоанализе и интеракционизме. Не игнорируя факты, изучаемые этими направлениями, отечественная психология не принимала их интерпретации символов как явлений, оторванных от структуры реальных социально-экономических отношений, существующих в обществе. Подлинный анализ системы символов возможен лишь тогда, когда показано их происхождение из системы социальной, а в конечном счете — через ряд опосредующих звеньев — из системы материальной, производственной деятельности.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
psychology.academic.ru