В большинстве случаев эмоции возникают не те, не там и не когда нужно. Поэтому, если не научиться управлять ими, можно легко разрушить взаимопонимание с окружающими людьми. В то же время управление эмоциями существенно отличается от их подавления. Ведь скрытый гнев, застарелые обиды, невыплаканные слёзы — это причины многих заболеваний.
Управление эмоциями: 3 способа
1. Изменение объекта концентрации
Как правило, с переключением внимания на другой объект изменяются и испытываемые эмоции. Даже если не на что переключиться, стоит попробовать вызвать хорошие воспоминания. Помните, что думая о приятных событиях, вы невольно воскрешаете пережитые ощущения.
2. Изменение убеждений
Любая информация проходит сквозь фильтр наших убеждений. Поэтому, если нельзя изменить обстоятельства, нужно поменять отношение к ним. Это, в свою очередь, поспособствует изменению эмоций.
3. Управление состоянием своего организма
Эмоции сильно влияют на состояние организма: учащается дыхание и пульс, повышается давление, расширяются зрачки... Но существует и так называемая мимическая обратная связь. Суть её проявляется в том, что произвольная мимика так же, как и непроизвольная, может вызывать эмоции. В частности, изображая определенную эмоцию, человек вскоре может начать её испытывать. Часто для снятия ненужного переживания достаточно убрать "неправильное лицо". Правда, сделать это нужно сразу же, пока эмоция ещё не успела раскрутиться.
Управление эмоциями: упражнения
«Перемотка»
Часто неприятные картины или слова надолго застревают в нашем мозге. Можно в сотый раз прокручивать у себя в голове определенное событие, испытывая при этом множество негативных эмоций. Тем не менее каждый способен управлять всем, что находится в его мыслях. Поэтому можно запустить своего рода «ускоренную перемотку». Благодаря ей внутренние голоса будут звучать быстрее, станут детскими, писклявыми… Воспринимать их серьезно будет невозможно. Негативные картины также можно заменить любой веселой песенкой.
«Машина времени»
Каждый знает, что время лечит всё. Эта жизненная аксиома может помочь научиться контролировать свои переживания. Так, многие согласятся, что большинство школьных трагедий сейчас кажутся смешными. Почему же не попробовать перенестись в будущее и трезво взглянуть на настоящую ситуацию, вызывающую в нас бурю эмоций? В данном случае управление эмоциями – это переживание тяжелых моментов не «сейчас», а в своем будущем.
«Взрыв»
В некоторых случаях управление эмоциями требует именно «взрыва». В чем он выражается? Если нет сил сдерживать слезы – рыдайте, если внутри кипит злоба – отлупите подушку. Но выброс эмоций все же должен оставаться управляемым. Так, плакать лучше не на работе, а дома, выплескивать агрессию не на людей, а на неживые предметы. Главное, не доводить себя до состояния, когда контролировать что-либо уже невозможно.
Контроль эмоций будет затруднительным без умения контролировать своё внимание, жесты, мимику и дыхание, а также при отсутствии развитого воображения. Работая над перечисленными навыками, вы обязательно достигнете успеха.
fb.ru
Аутотренинг давно и прочно вошел в жизнь многих людей. Ничто не способно развить внутреннюю гармонию человека с самим собой как навыки саморегуляции и саморазвития. Особенно это касается эмоций. Самообладание играет важную роль не только в общении и жизнедеятельности человека, зачастую эмоции способны полностью овладеть нашим разумом и лишить возможности принимать решения в важных ситуациях. Именно поэтому на сегодняшний день существуют различные способы управления эмоциями. Прежде чем их изучить, важно понять какое воздействие на человека оказывают эмоции, и насколько правильно мы их трактуем.
Психология – управление эмоциями
Главная ошибка в попытке сделать эмоции подвластными разуму заключается в том, что под управлением эмоциями поднимают контроль над ними. Например многих посещала мысль – как сделать так чтобы я не испытывал той или иной эмоции в определенной ситуации. Заставить себя контролировать эмоции невозможно, ими можно только управлять. Эта тонкая грань в понимании психического состояния человека и простая и сложная одновременно.
Как говорит нам психология – управление эмоциями берет свое начало из Фрейдовского психоанализа. Изначально психоанализ был средством лечения истерии и неврозов, главной причиной которых являются сильные эмоции, подавленные человеком внутри сознания. Таким образом, контроль сильных эмоций – это прямая дорогая к неврозу. Вследствие невроза человек еще ярче начинает реагировать на внешние раздражители и в итоге истерика становится основной его реакцией на все происходящее. Здесь важно понимать – эмоции невозможно быстро подчинить контролю. Это постепенный процесс, который нужно в себе тренировать, чтобы увидеть изменения. Сделать эту работу плодотворной, и призваны многочисленные методы управления эмоциями. Только аутотренинг и управление эмоциями позволят человеку обрести самообладание в любой ситуации.
Техники управления эмоциями
Подсознание человека управляет не только эмоциями, но и всеми процессами которые происходят в организме. Поэтому так часто негативное эмоциональное состояние способствует развитию различных болезней. Аутотренинг в этом случае является настоящим спасением. Он не только помогает установить позитивный жизненный настрой, но и нормализовать состояние дыхания, пищеварения и обмена веществ, и что самое главное – изменить поведение человека. Аутотренинг и управление эмоциями является универсальным средством для развития у человека самообладания. Достаточно внушить себе, что эмоции не способны руководить вашими действиями в той или иной ситуации, и очень скоро придет уверенность в том, что это действительно так. В работе над собой вам прекрасно поможет тренинг – управление эмоциями. Он способствует появлению навыков переключения внимания и учит управлять своим эмоциональным состоянием. Особенно это упражнение помогает агрессивным людям стать более спокойными, а застенчивым более уверенными в себе.
Инструкция: встаньте у большого зеркала. Желательно чтобы у вас было место для выполнения маневров. Старайтесь выполнять этот тренинг по управлению эмоциями в одиночестве. Суть упражнения заключается в шагах к зеркалу и от зеркала:
Поначалу ваши эмоции гнева и ярости будут поддельными, но позже они станут более естественными. Начинайте практиковаться с 5-10 секунд продолжительности в каждом состоянии, затем увеличивайте время до 30 секунд. Для такого навыка как управление эмоциями, упражнения подобного рода нужно повторять три раза в неделю в течение месяца. Этот универсальный способ поможет не только управлять агрессией, но и плавно переходить из одного состояния в другое. Например, из состояния радости в спокойствие.
Научаясь управлять своими эмоциями, не будьте слишком требовательными к людям. Старайтесь видеть в них достоинства, а не те качества, которые вызывают у вас только раздражение. Постепенно вы перестанете делать попытки «перевоспитать» окружающий мир под себя, и обнаружите, что окружающие и так вас устраивают. А вы сами станете примером для подражания и человеком, который уважает не только себя, но и других людей.
kak-bog.ru
Как часто неуправляемые эмоции портят жизнь, делая невыносимыми отношения с коллегами и домашними. Умение не показывать свои переживания – это настоящее мастерство, которое приобретается опытным путем. Каждый человек должен научиться, не только внешне не показывать окружающим свои отрицательные эмоции, но и справляться с внутренними реакциями, чтобы они не оказывали негативного влияния на самочувствие.
способы управления эмоциями
Что такое эмоции? Почему мы их испытываем? Нужны ли они человеку или без них вполне можно обойтись?
Необходимость управлять эмоциями признается всеми людьми не потому, что их не устраивают, сопровождающие переживания состояния, а потому что бурные или безразличные эмоции оказывают влияние на поступки, разрушая отношения с окружающими. Никто не любит общаться с людьми гневливыми, вечно плачущими, безразличными к окружающим, апатичными, находящимися в аффективном состоянии. Интуитивно человек старается контролировать свои переживания и их проявления, но это ему удается не всегда.
Чтобы не нанести вред другим, люди обучаются сдерживать свои эмоции, пытаются не поддаваться слабости. Однако подавить переживания достаточно сложно. Кроме проблем с окружающими, есть существенный вред негативных реакций для здоровья человека. Внутренний разлад оказывает разрушающее влияние на физический организм, нанося ему такие удары, от которых он может вовсе не оправиться.
Если человек воспитан таким образом, чтобы скрывать свои переживания, он серьезно рискует заболеть. Ученым удалось доказать ухудшение самочувствия у людей подавляющих реакции. К примеру, сдерживание гнева приводит к язве, гастриту, гипертонии, мигрени. Поэтому исследователи рекомендуют человеку учиться выражать эмоции максимально конструктивно, чтобы не нарушить взаимодействие с окружающими.
Как контролировать интенсивные реакции, если управлять собой, испытывая, к примеру, негодование, сложно. Человек старается сдерживать свои эмоции, потому что он не уверен в том, что сможет направить их в конструктивном направлении. Ограничения в самовыражении накладывает на нас традиционная культура социума. В Японии о бедах рассказывают с улыбкой, чтобы не смущать несчастьями собеседника. В культуре японцев считается неприличным публичное выражение своего состояния, потому что это может спровоцировать появление напряжения у окружающих.
Для европейцев неприемлем плач представителей мужского пола. Там бытует мнение, что мужчины не должны плакать. Однако им разрешается проронить слезу в особо трагичных обстоятельствах. Установленные правила лишают мужчин возможности эмоциональной разрядки, позволяющей избавиться от переживаний. Плач помогает естественным образом выместить отрицательные чувства. Поэтому в обществе европейцев наиболее защищенными от воздействия стрессов оказываются женщины, которым, общественное табу, разрешает рыдать.
Современному человеку приходится очень часто подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать требованиям общества. Таким образом, он поступает разумно, если хочет сохранить нормальные взаимоотношения с окружающими. Но что лучше, сознательное управление эмоциями или отказ от их подавления ради сохранения здоровья?
Исследования подтверждают версию ученых о том, что эмоции противопоказаны всем, даже актерам, которые по роду деятельности регулярно погружаются в свои переживания, сливаясь с персонажами. Поэтому к профессиональным требованиям актера относится умение контролировать динамику внутреннего состояния, сознательное регулирование интенсивности переживаний.
Убедившись в том, что эмоции приносят больше неприятностей, чем положительных результатов, люди давно начали искать способы воздействия на них. В двадцатом столетии ученые всерьез занялись исследованиями эмоциональности. Советские психофизиологи признали эмоциональность естественным компонентом человеческого темперамента. Они опередили ее характеристики. К ней относятся: впечатлительность (чувствительность к эмоциогенным воздействиям), лабильность (динамика эмоциональных состояний), импульсивность (необдуманность и быстрота реакций). Итак, выяснилось, что поведение человека и его реагирование на различные ситуации во многом зависит от темперамента индивида.
Однако если эмоциональность тесно связана с темпераментом, который является свойством нервной системы, то возможность разумного управления переживаниями представляется невероятной. Может ли меланхолик превратить себя в подвижного, веселого оптимиста с демонстративными наклонностями. Или, как скоро, холерик, подавив импульсивность, научится обдумывать свои реакции, прежде чем, станет выносить их на люди. Такие метаморфозы кажутся невероятными.
Конечно, если эмоциональность воспринимать лишь как скорость, подвижность и силу реакции на происходящее, разумнее прекратить попытки воздействовать на переживания, посчитав их природной особенностью индивида. Однако человек обладает разумом, роль которого, безусловно, велика.
Разумеется, необходимо в общении с окружающими учитывать особенности темперамента. Было бы глупо обижаться на бурную реакцию холерика, которая для него естественна и привычна. Однако если он будет вести себя импульсивно с ранимым меланхоликом – он надолго выведет его из равновесия и приобретет врага на всю жизнь.
Первостепенное значение в искусстве управления собой имеет контроль над внутренними переживаниями и внешним поведением. Зачастую эмоциональные реакции действуют в нас бессознательно. Это паттерны, передающиеся по наследству, внушаемые идеологией, кинолентами, общественными предписаниями. Человек привыкает к тому, что в ответ на нападки он должен обидеться, если случилась беда, плакать, а не испытывать блаженство. Зачастую переживания человек не испытывает, а искусственно их вызывает, ошибочно принимая их за свои.
Становясь привычками, эмоции не возникают спонтанно, а проявляются в зависимости от ситуации, к которой они привязаны. На этой стадии происходит превращение переживаний в страсти, которые могут вытеснять друг друга, поглощать, пожирать. Одна сильная эмоция может уничтожить более слабую своей интенсивностью и напором.
И все же, человек в состоянии управлять собственными реакциями, об этом свидетельствуют результаты исследования личности. Как правило, высокий культурный уровень и воспитанность, способствуют проявлению сдержанности в общении с окружающими. В то же время замечено, что необразованные люди, не умеют контролировать свои переживания, которые у них принимают вид аффективной страсти. Именно поэтому роль воспитания и общественных предписаний чрезвычайно важна для жизнедеятельности человека. Эстетические переживания обогащают внутренний мир личности, которая, благодаря привычке к самоконтролю, приобретает способность избавляться от всепоглощающих страстей.
Благодаря исследованиям ученых известно, что на переживания влияют убеждения. У человека уверенного в том, что окружающие люди ничего ему не должны, не чувствующего себя центром Вселенной и подарком для общества, вряд ли возникнут отрицательные ощущения, если перед ним захлопнется окошко кассы, где продаются билеты, не появится негодование, если кондуктор троллейбуса с подозрением потребует показать билет. Когда индивид не считает себя лучше, чем другие люди, смотрит на мир не с позиции «я и мир», а с позиции «мы – люди», тогда большинство негативных реакций отпадают сами собой за ненадобностью. Страсти не могут закрепиться и начать паразитировать на такой личности.
Вполне способно избавить от переживаний убеждение, что я могу просить и принимать помощь других людей и, в свою очередь, люблю оказывать им знаки внимания. В таком случае не появится отрицательная реакция при просьбе соседки помочь посидеть с ее детьми или попытке подруги помочь в беде материально.
Как правило, психологический дискомфорт эмоциональный начинается с негативных мыслей, которые и формируют отрицательные реакция. Это значит, что для того чтобы сменить полюсь переживаний необходимо изменить мысли. Любая ситуация имеет свои плюсы и минусы, даже если они на первый взгляд не заметны. Правы бывают те люди, которые живут с установкой: «Все что ни делается, всегда делается к лучшему». В этой связи главной задачей для индивида становится умение прекращать навязчивые и надоедливые, мысли, действующие на нас раздражающе, чтобы во время остановить появление негативных эмоций.
Повлиять на ход мыслей можно различными способами. К примеру, известно, что человеческий мозг не способен думать две мысли одновременно, поэтому, чтобы изменить негативный внутренний диалог, нужно принудительно переключить внимание на что-то более приятное. Когда наступит успокоение можно вернуться к проблеме, если она требует решения, и попытаться изменить свои убеждения. Позднее ситуация не кажется такой удручающей, как о ней думалось в аффективном состоянии.
Святые подвижники считали, что негативные переживания рождаются в человеке от гордости, от ожиданий высокой оценки наших качеств и заслуг окружающими, завышенной самооценки, неадекватного отношения к себе. Они советовали одно лекарство от гордости, которое заключалось в том, чтобы считать себя, таким как все. Чтобы избавиться от негативных переживаний, выключить их, нужно постоянно напоминать себе: «Я не лучше и не хуже других, я, такой как все. Такой же грешный, имеющий свои недостатки, которые не позволяют мне возвышаться над другими людьми».
Источник: Научиться управлять эмоциямиКак часто неуправляемые эмоции портят жизнь, делая невыносимыми отношения с коллегами и домашними. Умение не показывать свои переживания – это настоящееhttp://2health.ru/sposoby-upravleniya-emociyami/
Переключение внимания как способ управления эмоциями
Переключение внимания — один из способов управления эмоциями, своими и чужими.
Внимание усиливает любое состояние. Если думать о своих негативных эмоциях, пытаться с ними работать, частый результат — эти эмоции только усиливаются и разрастаются.
Поэтому суть способа — перебросить внимание с негатива на позитив, отвлечься от нежелательных эмоций и переключить внимание на другие, более приемлемые эмоции, или просто на другие дела и занятия. Эффективнее ставить задачу позитивно: не отвлечься от, а привлечь себя к.
Рассматривание переживание, попытка точно определить его место в теле, размер, цвет и вес — один из способов переключения внимания, приводящий к уменьшению, а иногда и прекращению нежелательного переживания. Внимание переключается с рассматривания картинки души (душевного спектакля) на реальное состояние тела.
Принцип «Здесь и сейчас» — один из вариантов полезного переключения внимания.
Иногда чрезмерное внимание к тому, чтобы снять обиду, ее только усиливает. Если думать о своих обидах и о том, что их надо снимать, обиды только разрастаются. Если же заняться не снятием обид, а делом, на обиды «махнуть рукой» и настроить себя на позитив, быстрее входишь в нормальное, рабочее состояние. См.>
Источник: Переключение внимания как способ управления эмоциямиПсихологос энциклопедия практической психологииhttp://www.psychologos.ru/articles/view/pereklyuchenie-vnimaniya-kak-sposob-upravleniya-emociyami
1.4 Зависть, тщеславие, гордость
Глава 2.Консультирование при эмоциональных проблемах
Глава 3. Психическое утомление, состояние тревожности и связанные с ними психологические кризисы
Глава 4.Потребность в разумном управлении эмоциями
Список использованных источников
Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и, прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов. А руководителю, как важнейшему звену организации, навык управления эмоциями просто необходим. Ведь эмоциональная уравновешенность стоит в ряду главных черт руководителя («…черты личности руководителя: способность доминировать, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, предприимчивость, независимость, надежность, общительность…»1).
Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Почему сложилось такое положение?
Причины надо искать не только и не столько в субъективных факторах — в нежелании или неимении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а объективной сложности самой проблемой, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных, поэтому эта тема и является наиболее интересной.
1Психология управления: Курс лекций/ Л.К. Аверченко и др. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА – М, 1999. – С. 34
Согласно определению, данному в «Психологическом словаре» (2000 г.), “эмоции (от латинского emoveo — волную, потрясаю) – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных проблем”1 . Данное определение неполно, так как оно не отражает ряд существенных характеристик эмоций и их отличие от познавательных процессов, а именно: а) не отражена связь эмоций с бессознательной сферой, б) их отношение к деятельности (а не жизнедеятельности) человека, в) специфика их возникновения), г) закономерности их функционирования и др.
1Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. – С. 684.
эмоциональный тон ощущений, эмоциональная реакция (или эмоциональный процесс), эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества. Каждый из этих типов эмоциональных явлений характеризуется своими закономерностями формирования, функционирования и распада, что нельзя не учитывать при построении общепсихологической концепции эмоций. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношении человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, страсти, стрессы, аффекты, чувства. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Опишем некоторые из эмоций присущих человеку и которыми так трудно управлять…
б) поведение этого другого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в неблагоприятную сторону;
в) наша эмоциональная реакция, вызванная несоответствием наших ожиданий и поведением другого.
Источник: Способы управления эмоциями психология1.4 Зависть, тщеславие, гордость Глава 2. Консультирование при эмоциональных проблемах Глава 3. Психическое утомление, состояние тревожности и связанные с ними психологические кризисыhttp://www.newreferat.com/ref-18288-1.html
psihologvsem.ru
Последние 20 лет ученые во всем мире принялись анализировать эмоции. По их мнению, для того, чтобы состояться как цельная личность, человеку помимо интеллекта, нужен и высокий показатель эмоциональности. Наши эмоции определяют мыслительные процессы и влияют на жизнь в целом. Можно ли ими научиться управлять?
Всем нам хорошо известно по опыту: когда дело доходит до принятия решений и определения линии поведения, чувство принимает во внимание каждую мелочь не меньше, а зачастую и больше, чем мышление. Именно поэтому в конце 90-х гг. психологи все чаще стали говорить о том, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное – иметь способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, уметь ориентироваться в различных ситуациях, правильно определять личностные и эмоциональные особенности других, находить адекватные способы общения с ними.Сегодня, чтобы вы состоялись цельной личностью, вам нужен, помимо высокого коэффициента интеллекта (IQ), также высокий показатель эмоциональности (EQ). Эти два показателя неразрывно связаны. Эмоциональный интеллект (англ. Emotional Intelligence, EI) – это способности человека, которые участвуют в осознании и управлении собственными эмоциями и эмоций окружающих.
«Придумали» эмоциональный интеллект американские ученые Питер Саловей и Джек Майер в 1990 году. Затем совместно с Дэвидом Карузо исследователи предложили свою модель эмоционального интеллекта, модель новых способностей. Каких? В первую очередь это способности восприятия, постольку эмоции содержат информацию о нас, о других людях и об окружающем мире. Эмоции – это вид данных, именно поэтому так важно точно определять, что испытываем мы и что испытывают люди. Наши эмоции (настроение) определяют наши мыслительные процессы. В плохом настроении мы мыслим и ведем себя совсем по-другому, не так, как в хорошем. Простые проявления эмоциональной интеллигентности являются ключом к здоровью, завоеванию лидерства, а также повышают дальновидность, амбициозность, самооценку и способствуют лучшему взаимопониманию.
Американский психолог Дэниел Гоулман развил идеи своих предшественников и предложил модель эмоционального интеллекта, которая основывается на пяти ключевых компетенциях. Необязательно, чтобы явно выраженными были все пять пунктов, достаточно будет, если таковыми окажутся эмоциональное познание самого себя и правильная самооценка.
Чем больше мы о себе узнаем, тем лучше можем себя контролировать и выбирать необходимую в той или иной ситуации линию поведения. Оно направлено на то, чтобы мы стремились к перемене. Не будь самопознания, наши эмоции могли бы направлять нас делать то, чего мы не желаем, превращать нас совсем не в тех людей, какими бы нам хотелось быть.
Осознать разницу между: «я думаю» и «я чувствую». Спросите себя, как вы себя чувствуете на протяжении всего дня, но только честно. Если сердце учащенно бьется, или вы задыхаетесь, то это обычная подсознательная реакция. Задайте вопрос: «Какое чувство ее вызывает?» Назовите это чувство – страх, возбуждение, спокойствие и т.д. Чаще говорите о своих чувствах с друзьями и близкими. Со временем вы станете точнее определять, какое именно чувство/эмоция владеют вами в данный конкретный момент.
В то время как мы прислушиваемся и изучаем наши внутренние чувства, совершая шаг за шагом навстречу самопознанию, самоконтроль регулирует и координирует эти самые чувства для получения положительного, а не отрицательного результата. Самоконтроль дает рациональной стороне время привести в порядок чувства, когда это необходимо. Он также помогает нам действовать обдуманно и ответственно, делая то, о чем мы говорим.
Следите за тем, что мысленно себе говорите. Признавайте тот факт, что вы – человек и можете испытывать любые эмоции. Будьте готовы к эмоциональным всплескам, вызываемым повторяющимися ситуациями, и учитесь ими управлять. Пусть неприятная и раздражающая ситуация превратится в упражнение по разрешению проблемы. Когда вы столкнетесь с тем, что требует нежелательного эмоционального ответа, сдержите гнев, сконцентрировавшись на поведении. Измените ситуацию таким образом, чтобы проблемным стало поведение, а не сам человек, на которого обращен ваш гнев. Прибегайте к юмору, чтобы увидеть новые грани ситуации.
Самомотивацией является направление силы наших эмоций на то, что способно вдохновлять нас на различные дела. Она позволяет четко видеть цели и шаги, необходимые для их осуществления.
Отдавайте себе отчет в том, что вы можете контролировать и выбирать то, что чувствуете или о чем думаете. Прилагайте больше усилий и как можно чаще представляйте картину желаемого будущего. Общайтесь с людьми, которые разделяют ваши ценности и принципы и идут к своей мечте. Продолжайте учиться, потому что стремление к знаниям укрепит сильные стороны вашего характера и даст необходимую информацию, которая может пригодиться вам уже сейчас или в будущем.
Эмоциональная интеллигентность помогает относиться к окружающим достойным образом, с состраданием и сочувствием. Хорошо, когда человек умеет отделять эмоции других людей от собственных. Сочувствие начинается со способности слушать, что означает установить связь с человеком. Люди, не умеющие сочувствовать, более концентрируются на собственных потребностях и уделяют мало внимания проблемам других.
Старайтесь больше слушать собеседника и «вчувствоваться» в его переживания. Исследования показывают, что в общении собеседник воспринимает только около 7% слов, на интонацию приходится 38%, а 55% – на долю мимики, жестов и зрительного контакта. То, что вы произносите вслух, и то, что передаете окружающим без слов, не должно отличаться друг от друга. Это служит доказательством вашей честности и укрепляет доверие. Старайтесь увидеть ситуацию с точки зрения другого человека, чтобы лучше понять его.
Эта компетенция касается установления успешных контактов и способности управлять эмоциями других. Если человек обладает разнообразными навыками социального общения, то он располагает лучшими возможностями установления сотрудничества.
Говорите с друзьями и коллегами о своих идеях и интересах, потому что это чертовски заразительно! Организовывайте творческий обмен мнениями – это укрепляет доверие и способствует созданию атмосферы взаимодействия. Будьте готовы передать опыт и знания другим или стать наставником, и будьте открыты к чужому знанию и опыту. Это очень важно, особенно в рабочем коллективе. Делясь с другими собственным опытом и знаниями, вы показываете свою способность воспринимать чужие идеи и мысли, и что вы не считаете себя всезнайкой.
Таким образом, эмоциональный интеллект расширяет наши представления о том, что означает быть умным. Часто люди с высоким IQ, но невысоким EQ не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят, взаимодействуют и общаются неконструктивно. Умение создать определенную атмосферу общения является одним из важнейших навыков, определяющих коммуникативную компетентность. Умелое управление эмоциями позволяет легче справиться с собой в трудных жизненных ситуациях. Эмоциональный интеллект помогает сохранить веру в себя и решимость в достижении цели, приспосабливаться к переменам.
domashniy.ru
В «западной» культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом. Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной.
Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс. Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса — анестезия, кажется чудом? То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия — с этим скорее всего согласятся все. «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Но насколько велики должны быть эти усилия?
Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения «определенных усилий» — то есть тренировки. Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его. Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получить в нужной ситуации. Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване. А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать.
Критерии. Итак. Для того, чтобы считать, что вы эмоциями управляете, по — видимому вы должны уметь следующее:
-Вызывать ее по желанию в любом контексте.
-Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).
-Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).
-Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться cлабо,сильно и очень сильно).
-Отделять одну эмоцию от другой.
Ну, пожалуй, хватит.
Колода эмоций. Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием — состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле «долгих тренировок». Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды. Зачем ему нужно управление эмоциями, я думаю каждый сможет определиться самостоятельно. Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать ‘Колоду’ из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте ‘эмоция’ и ‘состояние’ идут как синонимы).
Порядок создания колоды.
1. Карточки. Подготовьте необходимое количество карточек из плотной бумаги (таких, чтобы можно было носить в кармане). Например: 6 на 9 см. Или сделайте их из обычной бумаги, а потом наклейте на игральные карты. Как вам будет удобнее.
2. Область применения. Выберите состояние (эмоцию). Определите, в каких ситуациях это состояние будет вам полезно. (Злость может быть полезна в спорте, а ненависть — в драке на улице).
3. Состояние. Попробуйте максимально войти в это состояние, прочувствовать его. Желательно, чтобы это состояние было ‘чистое’ — без примеси других состояний. А так же важно, чтобы оно не было завязано на конкретную ситуацию — как бы состояние ‘само по себе’ (хотя для того, чтобы его вспомнить, можно в начале припоминать ситуацию, где у вас была эта эмоция). Доведите его до максимума, на который способны.
4. Символ. Вверху карты нарисуйте символ, который у вас ассоциируется с этим состоянием. Это может быть нечто абстрактное, а может какой-то предмет или человек.
5. Название эмоции. Под символом напишите (вернее даже нарисуйте) ‘имя’ этого состояния: грусть, жалость, юмор.
6. Список слов. Под названием напишите список из 6-8 слов, при помощи которых вы можете описать это состояние: тепло, расслабленность, ярко, бежать.
7. Колода. Повторите шаги 2-6 для всех состояний. При необходимости сделайте и добавьте в колоду новые нужные Вам карты.
Работа с колодой. Работают с колодой так. Вы тасуете ее и в произвольном порядке вытаскиваете карты. Делать это можно в любом месте и в любое время с условием, что вы там можете сосредоточиться на игре и это вам никак не повредит (например, играть при переходе через улицу настойчиво не рекомендуется, а при разговоре с начальником — просто не рекомендуется): в метро или автобусе, во время перерыва, дома. Дальше дается список тренировки навыков. Вы можете делать их последовательно, а можете тренировать их ‘параллельно’ (только пока не надо делать это одновременно).
1. Закрепление состояния. Сначала ваша задача, вытащив карту из колоды, глядя на нее, ‘помогать’ себе максимально войти в это состояние. Обычно хватает для закрепления сделать это 3-5 раз.
2. Удержание состояния.. После того, как вы научитесь входить в состояние, ваша задача научиться это состояние удерживать (сначала можно при этом некоторое время держать карту перед глазами). Определите для себя интервал времени (например 3 минуты) и тренируйтесь удерживать состояние все это время. После того, как это начнет хорошо получаться, добавьте еще минуту, потом еще. (Можно так — прибавляйте по минуте в 3-4 дня). Максимум, до которого имеет смысл эта тренировка — 15 минут. (Можно усложнить работу — попробуйте удерживать нужные состояния в реальных ‘сложных’ ситуациях).
3. Осознание. После того, как вы научитесь достаточно хорошо удерживать состояние (или одновременно с этой тренировкой), попробуйте определить нюансы этой эмоции — какие характерные ощущения, какие субмодальные сдвиги в визуальном и аудиальном каналах.
4. Управление уровнем. Научитесь не только вызывать состояние, но и задавать его ‘уровень’, его интенсивность. Можно создать себе шкалу (например, от 0 до 10 по интенсивности) и ‘гонять’ себя по ней. Для этого можно даже сделать себе вторую колоду с числами от 0 до 10 и вытаскивать по 2 карты: эмоцию и ее интенсивность.
5. Скорость перехода. Потренируйте скорость перехода от одного состояния к другому. То есть: вытащили карту, максимально вошли в состояние, вытаскиваете другую карту и переходите в новое состояние. В этой тренировке важно добиться максимальной скорости перехода от максимума одного состояния к максимуму другого. Можно даже замерять время (при этом время считается от ‘пика до пика’).
6. Мысленное представление. Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы войти в состояние, достаточно просто вспомнить образ карты. Естественно, это можно потренировать: вы делаете то же самое, что и во 1-ом пункте (‘закрепление состояния’), но карту вытягиваете мысленно.
7. Полевые тренировки. После того, как вы хорошо научитесь входить и удерживать состояния мысленно, начинайте тренировать переход из состояния в состояние в реальных ситуациях, при чем не только в ‘нейтральных’, но и в ‘сложных’.
Это упражнение служит для того, чтобы вы внутренне определились с тем, какие именно переживания у вас к разным словам привязаны, и дать некую «систему координат».
Это не означает, что любые эмоции можно разложить по этим двум координатам — эмоция штука гораздо более сложная. Но, обычно, контроля за этими двумя параметрами хватает для управления состоянием.
Вам предлагается определиться для каждой эмоции (из того списка, который вы составите — всего штук 7-10)
Это как бы «сила переживания», его интенсивность. Грусть обычно по интенсивности меньше чем огорчение, а восхищение сильнее спокойствия. Пусть шкала будет от 0 до 10 (просто для удобства и по привычке). Один из возможных синонимов — уровень возбуждения («Адреналиновый Барометр»).
Уровень «приятности» и «неприятности» переживания. Или более официальным языком — «комфортности» и дискомфортности». Эмоции могут быть приблизительно одной интенсивности, но при этом одна будет неприятная, вторая нейтральная, третья комфортная.Знак тоже можно измерять в баллах: например от -5 до +5 (или от -10 до +10). Подберите себе подходящую шкалу. При этом обратите внимание, что эмоция это скорее не точка в этих координатах, а область: одним и тем же словом мы называем целую кучу состояний. И я надеюсь, что немного потренировавшись вы начнете замечать нюансы и поймете, что такое двухмерное представление слишком убого для описания человеческих чувств. Итак, возьмите лист бумаге, нарисуйте на нем оси координат и обозначьте «области» эмоций (учтите, что некоторые области могут перекрывать друг друга). Можно так же для каждой подобрать цвет и шрифт.
Распишите 7-8 эмоций в терминах ощущений (более конкретно — в терминах кинестетических субмодальностей). Желательно разного знака и интенсивности. Например:
грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз.
спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер. Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения «передвигаются»: очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы «перетекают» в другую, где мы их обычно и замечаем.
Далее вам необходимо попробовать определить две базовые критические субмодальности:
1. Для интенсивности
То есть какая субмодальность определяет интенсивность переживания. Часто это бывает «сила» ощущения: чем холоднее — тем интенсивнее переживание; иногда встречается место: чем выше, тем сильнее; иногда размер: чем большую площадь ощущение захватывает, тем оно интенсивнее.
Буквально, при помощи какого ощущения вы определяете, что это переживание приятное, а это дискомфортное? Мы же должны как это для себя решить.Здесь гораздо больше самых разных вариантов, например: теплые ощущения «+» а холодные «-«; если выше солнечного сплетения, то «+» а ниже — «-«; ощущения которые распространяются от цента приятные, а которые «сжимаются» — неприятные и т.д. Учтите, что скорее всего будет только одна субмодальность для каждого критерия и они будут подходить почти для всех переживаний.
Вопрос на интерес?
Что происходит с эмоциями, если им поменять знак (не меняя интенсивности)? То есть существует ли для них осевая симметрия (относительно оси интенсивности)?
После того, как вы определите критические субмодальности для интенсивности и знака, начинайте тренироваться управлять ими.
1. Список эмоций. Создайте себе список эмоций, с которыми вы хотите поработать. Учтите, что управление неприятными эмоциями тоже стоит тренировать, хотя бы для того, чтобы из них научиться выходить. Для начала хватит 7-9.
2. Управление. Берите эмоции по одной и меняйте интенсивность переживания (до границ области).Аналогично для знака: доводите до максимума, потом до минимума (в границах области). 3-4 раза для каждой эмоции.
3. Смена знака. Потренируйтесь менять знак эмоции без смены интенсивности. 3-4 раза для каждой эмоции.
4. Выход. Вызывайте эмоцию, и уменьшайте интенсивность до 0. 5-7 раз для каждой эмоции.Аналогично для знака.
5. Удержание состояния. Удерживайте нужный уровень интенсивности определенное заданное время. Начните с 3-5 минут, и доведите до 15.Аналогично для знака.
6. Тренировка на местности. Начинайте тренировать управление эмоциями в конкретной ситуации. Все предыдущие упражнения попробуйте выполнять в реальных «сложных» ситуациях.
Источник: Управление эмоциямиВ "западной" культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом. Надо добавить, что в самых разли…http://psychologi.net.ru/upravem.html
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
По общей психологии
На тему: «Эмоциональные процессы, управление эмоциями»
Эмоции – это специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, процессом удовлетворения потребностей, окрашенные в приятные и неприятные тона. Эмоции – психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он физически и психологически чувствует себя в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно идет процесс удовлетворения потребностей. Эмоции характеризуют жизнь в целом, все ее процессы, связанные с сохранением ее и развитием.
К эмоциям относятся переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, многочисленные и разнообразные чувства, которые может испытывать человек по разным поводам и в разных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния динамичны, они меняются, время от времени, переходят одно в другое, иногда в свою прямую противоположность. Радость сменяется печалью, страх – гневом, удовольствие – неудовольствием. Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны. Но чем же эмоции отличаются от ощущений?
Виды эмоциональных процессов
У человека имеются основные виды эмоций:
1. Настроение – относительно слабое, но долгое время, существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение достаточно длительного времени, обычно несколько часов или дней. Настроение человека определяется его общим настроем или отражает его настрой в данный момент времени. Оно представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным переживаниям. Далеко не всегда человек может определить, какое у него в данный момент настроение.
2. Простейшие биологические эмоции – это эмоциональные переживания, которые человек как живой организм испытывает в связи с удовлетворением своих потребностей. Обычно это состояние типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или неприятного. Простейшие биологические эмоции порождают сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такая эмоция может быть приятной или неприятной, но одновременно тем и другим быть не может. Они связаны с удовлетворением биологических потребностей, в пище, кислороде, сексуальная потребность и ряд других. Эмоции бывают как у человека, так и у животных. Часто имеют циклический характер.
3. Аффекты – сравнительно кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно протекающие и имеющие узкое выражение (экспрессию). Это могут быть радость, печаль, страх, гнев. Аффект возникает внезапно и развивается очень быстро. Аффекты развиваются, когда деятельность человека предполагает или имеет неожиданный результат, или когда на пути осуществления плана возникает препятствие или неожиданно исчезает. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Аффективное действие носит взрывной характер, » вырывается у человека» не регулируется им. Аффективные взрывы вызываются обычно конфликтом противоположно направленных тенденций, сверхтрудным торможением, задержкой какой-либо навязчивой тенденции или сверхсильным эмоциональным возбуждением. Законченно аффективный характер эмоциональная вспышка приобретает тогда, когда прорывается в действии.
4. Чувства – это сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с людьми, предметами, событиями. Чувства почти всегда можно анализировать, разделяя на ряд простейших переживаний, из которых они состоят. В чувства могут входить определенные ощущения, полученные в результате восприятия предметов. Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут быть одинаковыми по признаку. Например, положительными или отрицательными, приятными и неприятными, разными или противоречивыми. Чувства, в состав которых входят одинаковые по знаку эмоциональные переживания, называют гармоничными, а чувства, включающие разные эмоциональные переживания называют амбивалентными. Чувства, испытываемые одним человеком, могут быть возвышенными и низменными одновременно.
Низменными называют чувства, которые порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, культурном, цивилизованном обществе. Ним относятся ненависть, зависть, вражда.
Возвышенные чувства, напротив, исходят из стремления делать людям добро, и основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали: любовь, доброта, сопереживание, сочувствие.
Чувства делятся на группы в соответствии предметами, к которым они относятся. Так выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, правовые чувства.
Эстетические — связаны с восприятием и переживаниями прекрасного, например, произведений искусства, культуры.
Интеллектуальные — связаны с переживанием идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач.
Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали, чувство стыда, чувство справедливости.
Отрицательные (низменные) – те, в результате которых человек наносит вред себе и окружающим.
6. Стресс – это очень стойкое, чрезмерно сильное отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает у человека в результате сильной и невыносимой физической или психологической нагрузки. Стресс – это особое психофизиологическое состояние организма, при котором нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, происходят нарушения в социальном поведении. Стресс – единственное из всех эмоциональных состояний человека, играющее исключительно отрицательную роль в управлении психикой и поведением человека.
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
Удивление – не имеющая точно выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит предыдущие реакции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может вызывать интерес.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения жизненных потребностей, которое раннее представлялось более вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути к цели для удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта
Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
1. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» С. Петербург 2002г.
2. Р.С. Немов » Общая психология» Изд. «Владос» 2001г.
3. Е.И. Рогов «Общая психология» Изд. «Владос» 2002г.
Источник: Эмоциональные процессы, управление эмоциямиТема работы: Эмоциональные процессы, управление эмоциями по предмету Психология. Размер: 25.64 КБ. Содержит 13785 знаков, 0 таблиц и 0 изображений. .РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ .Филиал г. Анапа .РЕФЕРАТ .По общей психологии .На тему Эмоциональные процессы, управление эмоциями .АНАПАhttp://www.kazedu.kz/referat/180783
fxevolution.ru
Возможность переноса эмоций. Эмоции, испытываемые к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
Притупляемость. Под влиянием длительно действующих раздражителей чувства и эмоции перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные эмоции. Притупление отрицательных эмоций опасно, поскольку отрицательные эмоции сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.
Взаимодействие. Различные эмоции, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст эмоций.
Суммирование. Эмоции, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.
Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.
Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.
Шесть шагов управления эмоциями:
Осознавать эмоции. Нельзя управлять тем, чего не замечаешь. Самый первый и, возможно, наиболее важный шаг – научиться осознавать своё состояние, свою эмоцию. Ну а дальше можно и порулить.
Выбирать. Одни эмоции лучше подходят для одних ситуаций, другие для других. Весьма возможно, что та эмоция, которую мы испытываем – это не совсем та эмоция, которая подходит для данной конкретной ситуации. Для удачной покупки лучше подходит удовлетворение, чем разочарование. А если вас несправедливо обвиняют, более подходящим будет возмущение или гнев, чем восторг или влюблённость.
Управлять интенсивностью эмоции. Интенсивность эмоции может быть:
слабой — эмоция появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами
средняя — эмоция управляется сознанием, может влиять на другие чувства
сильная — С трудом поддается управлению сознанием
Трансформировать эмоцию. Понятно, что одно дело выбирать до того, как эмоция пошла. Но ведь что-то нужно делать и с той эмоцией, которую не ждали – а она пришла. Её полезно трансформировать во что-то более подходящее. На вас напала обида, а вы считаете её не совсем подходящёй для ситуации объяснения с любимым человеком. Хотелось бы вместо неё получить что-нибудь более подходящее: радость, влюблённость, интерес? Тогда необходимо проделать работу по трансформации эмоции.
Проявлять или выражать эмоцию. Эмоции несут в себе энергию. Эта энергия требует проявления на телесном уровне: в движениях, голосе, позе и т.д. Если этого не делать, а проигнорировать эмоцию и подавить – невыраженная энергия бродит внутри вас и постоянно пытается проявиться в виде всяких напряжений, спазмов и болей. 6. Реагировать.
www.sunhome.ru
Управление эмоциями ни в коем случае нельзя путать с их подавлением. Подавлять эмоции вредно для психического и физического здоровья: если постоянно держать все в себе, можно со временем обнаружить у себя целый набор психосоматических заболеваний. Управление эмоциями позволяет направить их в конструктивное русло, обрести душевное равновесие и достичь взаимопонимания с собеседником.
Управление эмоциями состоит из нескольких шагов. Первый шаг — осознание. Как можно управлять тем, чего вы не замечаете? В запале мы не всегда можем правильно идентифицировать ту или иную эмоцию. Поэтому прежде всего нужно научиться осознавать свою эмоцию в данный момент времени.
Второй шаг — это определение уместности эмоции. Есть несколько случаев, в которых может понадобиться управление эмоциями. Иногда испытываемая эмоция совершенно неуместна в конкретной ситуации. Случается и так, что эмоция вполне уместна, но выражается слишком интенсивно.
Как только вы определитесь с уместностью эмоции, можно приступать к собственно управлению. На этом этапе вам нужно либо уменьшить интенсивность проявления эмоции, либо трансформировать испытываемую эмоцию в более уместную для данной ситуации. Но как это сделать?
Есть несколько способов управлять эмоциями. Первый — это изменение объекта концентрации. Нашей действительностью становится то, на чем мы сосредотачиваемся. Просто переключите свое внимание на другой объект, и за ним изменятся испытываемые вами эмоции.
Скажем, вы пришли в кафе с друзьями и встретили там своего бывшего парня с новой подружкой. Вы испытываете разочарование, ревность. Попробуйте переключиться на друзей, сосредоточьтесь на том, что вас ждет приятный вечер в кругу людей, которые вас любят и ценят. Если переключиться не на что, попробуйте вызвать какое-то хорошее воспоминание: вспоминая о приятном событии, мы невольно начинаем испытывать эмоции, которые испытывали в тот момент.
Второй способ — это изменение убеждений. Любую информацию мы пропускаем через фильтр наших убеждений; мы видим мир не таким, какой он есть, а таким, каким хотим его видеть. Поэтому если вы не можете изменить ситуацию, в которой вы оказались, нужно изменить свое к ней отношение, тогда и ваши эмоции изменятся.
Третий способ управления эмоциями можно назвать «физиологическим». Каждая эмоция — это реакция на определенное событие, к которому наш организм должен адаптироваться. Поэтому эмоции сопровождаются физиологическими изменениями: учащается пульс и дыхание, повышается артериальное давление, расширяются зрачки и т. п.
В этом случае управление эмоциями осуществляется «от противного». Если эмоция изменила состояние организма, почему управление состоянием организма не может изменить эмоциями? Не зря волнующемуся человеку советуют глубоко и размеренно дышать: такое дыхание свойственно спокойному состоянию.
Эта закономерность называется мимической обратной связью. Эмоции часто вызывают непроизвольную мимику. Однако при этом произвольная мимика способна вызывать эмоции: пытаясь изобразить эмоцию, человек может начать ее испытывать. Этот прием можно использовать для управления эмоциями.
Способность человека контролировать эмоции и управлять ими связана с его уровнем эмоционального интеллекта (управление эмоциями является одной из четырех его составляющих). До сих пор ученые не пришли к согласию относительно того, можно ли повысить уровень эмоционального интеллекта. Однако все они сходятся на том, что эмоциональную компетентность, в которую входит и умение управлять собой и своими эмоциями, можно и нужно развивать.
strana-sovetov.com