Страница 1 из 2
Священник Андрей Лоргус
Слово “страсть” звучит в нашей речи так часто потому, что имеет слишком много значений. Рассмотрим некоторые особенности его употребления.
Широта использования этого понятия в разговорной речи, в быту затрудняет его применение в научной лексике, где оно наполнено несколько иным содержанием. В бытовом, или обыденном понимании “страсть” – это сильное переживание, сопровождаемое обычно яркими эмоциональными проявлениями и бурными действиями. Кроме того, в обыденном сознании страсть как состояние человека имеет положительную окраску: часто страстью называют любовь, говорят о страсти к победе, о спортивных страстях. Но “страсть” в христианской антропологии и аскетике имеет совершенно противоположный нравственный смысл, которым мы и будем руководствоваться. В христианском понимании слово “страсть” имеет несколько значений.
Страстью называется всякое страдание, как человеческое, так и богочеловеческое – страдание Иисуса Христа. Когда говорят о непорочных страстях Христовых, добровольно взятых на себя, подразумевают вполне конкретные вещи. Это, прежде всего, страсти естественные, которые следовали из человеческой природы Христа: голод, жажда, усталость, боль, смертные муки, и Его душевные страсти-страдания от избиения, заушения, предательства, распятия.
Второе значение слова – это страдание человека от глубокой неудовлетворенности, сильно переживаемой ненасытимой потребности, страха, паники, отчаяния, ревности – одним словом, “страстности”. Понимание страсти как страдания тоже, как видим, разнообразно.
Третье понимание страсти, которое используется древнехристианской антропологией – это страсти естественные, те, которые в современной психологии называют человеческими потребностями, естественными желаниями, как душевными, так и телесными. Такое понимание страстей естественных мы встречаем и у древних авторов, как например преп. Исаака Сирина: “Всякая страсть, служащая к пользе, дарована от Бога. И страсти телесные вложены в тело на пользу и возрастание ему; таковы же и страсти душевные”[1]. Также пишет и преп. Симеон Новый Богослов: “Страстей два рода: страсти естественные (телесные) и душевные. Естественные страсти непреложны, и человек порабощен ими по естественной необходимости, не самоохотою”[2]. Об этом же пишут Феофан-затворник, епископ Игнатий Брянчанинов, епископа Варнава в его “Искусстве святости”. И это понимание страсти как естественной потребности и желания человеческой души и человеческого тела сохраняется и на сегодняшний день.
Однако ни первое, ни второе, ни третье значение сегодня нас интересовать не будут. Мы переходим к четвертому значению понятия “страсти” как порока, как греховного навыка, как греховного влечения. Здесь следует отличать страсть и грех. Единичный греховный поступок как факт человеческого поведения нас тоже сейчас не интересует, потому что у него есть масса иных психологических причин.
Сегодня мы говорим о страсти как нравственном пороке, как устойчивом внутреннем человеческом влечении ко греху – страсти к предмету, страсти к человеку, страсти к какому-то особому состоянию. Разнообразие страстей так велико, что мы можем список из восьми главных страстей расширить до десятков и до сотен[3].
Итак, мы будем говорить о страсти как о порочном навыке, как об устойчивом стремлении человека к какому-либо постоянному своему поступку-греху. При этом мы рассматриваем человеческую страсть не только как грех, который он совершает против заповедей, но и как патологическое явление в человеческом поведении и человеческой душе, которое является болезнью души[4].
Одна из главных проблем в христианской антропологии страсти – происхождение страсти в человеке: присуща ли она человеку по природе или привнесёна кем-то или чем-то извне, заражая человека?
С первых веков христианской науки возобладало мнение о том, что человек создан бесстрастным – это учение общепринято. Тот же преп. Исаак Сирин пишет: “Ибо по природе душа бесстрастна”[5].
Точно таким же общепризнанным фактом является представление о том, что страстность присутствует в человеческой душе с самых первых моментов его бытия. Преп. Макарий Египетский писал: “Ибо есть какая-то сокровенная скверна и какая-то преизбыточествующая тьма страстей, чрез преступление Адамово привзошедшая во все человечество вопреки чистой природе человека, и сие-то потемняет и оскверняет вместе – и тело и душу”[6].
Все святые отцы утверждают: “Страстность в человеке происходит от первородного греха и от личных грехов каждого человека, и продолжается поколениями”. Стало быть связь между появлением страсти может быть установлена христианской антропологией только с греховным началом в человеке, а вовсе не с его природой как таковой. Человеческая природа по своему устройству первозданному была бесстрастна. Способность “заражаться” страстями вызвана в человеке его поврежденной природой. Мы все рождаемся со способностью принимать страсти и болеть ими. Неудивительно, что страсти оказываются в человеке еще до того, когда он становится способным осознавать свои грехи и каяться в них.
В таком понимании страсти нет места её одушевлению или одухотворению. Страсть не является существом, которое обладает собственной волей, активностью, силой, чтобы поработить человека. Для большинства православных мистиков и православных богословов ответ отрицательный. Страсти – это не духи, страсти – это духовно-психические явления, которые в душе человека появляются, существуют и исцеляются. Это производные человеческой души, но это не самостоятельные духовные твари, подобно бесам или демонам. Никто из отцов или учителей Церкви не называл страсти духами.
kotovsk-istok.com.ua
У православных психологов свои методы работы с духовными проблемами пациентов. Какие вопросы они сегодня помогают решить и где в Интернете можно получить такую консультацию?
<!– /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"PragmaticaC PT Pragmatica Mediu"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:"PragmaticaC Bold"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:HeliosCondBlack; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} /* Page Definitions */ @page {mso-footnote-numbering-restart:each-section;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} –>
Познакомиться с одной из лучших психологических организаций для христиан – московским центром «Православная семья» – можно в Интернете по адресу www.pravsemya.ru. Принципиальные позиции его создателей кроются в самом названии – это популяризация и поддержка традиционных семейных ценностей, профилактика разводов, гармоничное воспитание детей. В центре проводятся индивидуальные и семейные психологические консультации, работают психологическая группа «Как найти свою половинку» и мастерская «Куклотерапия для детей и взрослых». Существует семейный телефон доверия.
Руководитель центра, психолог Ирина Анатольевна Рахимова считает: «Само появление православной психологии, как мне кажется, связано с той обстановкой, в которой мы все сегодня живем. Безусловно, глубоко воцерковленному человеку психолог ни к чему. Большую часть вопросов он может решать сам, а для действительно серьезных проблем у него есть духовник. Но как быть с новоначальным, который еще не нашел своего священника?
Он пребывает в поиске, зачастую хочет выговориться, поделиться наболевшим. В отличие от священника, психолог может слушать часами – ведь это его работа. Поддержать человека в трудную минуту и направить дальше – в этом и состоит задача православной психологии».
По адресу www.semblago.ru располагается официальный сайт православной психологической консультации «Семейное благо». Профессиональные интересы ее сотрудников достаточно многообразны и охватывают самые актуальные проблемы современного человека. Это и тонкости супружеских отношений, и сложности в воспитании детей, и кризис одиночества, и трудности творческой самореализации. Задача православного психолога –
найти правильный подход к посетителю, терпеливо его выслушать, а затем помочь ему осознать, отчего возникло это тяжелое душевное переживание.
Как говорит руководитель службы, кандидат психологических наук Ирина Николаевна Мошкова: «Мы ни в коей мере не подменяем священнического служения. Мы просто помогаем человеку совершить первоначальную работу мысли над собственной жизнью. Важно, чтобы он нашел болевые точки собственного «я», которые ему помогут потом покаяться. Пока человек живет в ощущении «жертвы» и полагает, что не он виноват в том, что у него жизнь не сложилась, а кто-то другой – муж, родители или ребенок, – дело не пойдет. Человек придет на исповедь, но не с раскаянием, а с желанием себя оправдать. Поплакаться в жилетку и рассказать, какие все вокруг злые и жестокие.
Священник его спрашивает: “Ты-то сам понимаешь, что ты грешен?” А человек страдает от обиды. Он искренне не понимает, собственно, в чем ему извиняться или каяться. Это перед ним должны все извиняться! Он культивирует в себе эту обиду, претензии и ропот по отношению ко всем окружающим. То есть человек приходит в храм, но к исповеди он не готов. Он не готов к изменению самого себя и своего образа жизни.
Наша задача – помочь человеку прийти к этой точке зрения. Избавить его от ощущения жертвы и показать, что он сам ответственен за свою жизнь. Что тупик или кризис, в который он попал, – это результат его собственного выбора.
Только когда человек начинает жить с Богом, то он постепенно овладевает сам собой. Может руководить своими поступками, своими чувствами и даже своими мыслями».
Сайт www.masterpsylogos.com представляет культурно-просветительский центр «Логос». Его возглавляют православные психологи Елизавета Жудро и Елена Якунина. Специалисты проводят как индивидуальное онлайн-консультирование, так и очные занятия в православно ориентированных группах. Как правило, на групповые занятия приходят еще не воцерковленные люди. Те, кто только ищет себя в православии, задумывается о смысле жизни и собственном призвании. Известно, что в процессе общения с другими людьми бывает легче осмыслить свои проблемы, найти ответы на вопросы, отыскать пути выхода из кризиса.
Участники занятий беседуют о Божьих заповедях и таинствах Церкви, раскрывают смысл основных духовных понятий – «грех», «страсть», «покаяние», «спасение». Христианская система ценностей помогает человеку иначе выстроить отношения с окружающим миром, наладить взаимоотношения с людьми, почувствовать себя более счастливым. Встречи происходят с участием психолога и священника.
На сайте www.dnovikov.nm.ru консультирует практический психолог, бакалавр богословия Денис Викторович Новиков. Специалист работает в Москве и Подмосковье, организуя собственные курсы и программы: «Психотерапия зависимого поведения», «Психология кризисов и духовного роста», «Психология страсти: стратегия работы и навыки самопомощи». Все они сочетают в себе христианскую духовную основу и практические принципы гештальт-терапии. Посещать такие семинары могут все желающие.
Обычно занятия проходят раз в неделю. Также возможна индивидуальная работа с пациентами. Психолог помогает справиться с состояниями повышенной утомляемости и раздражительности, нарушениями сна, тревожными расстройствами.
По мнению автора курсов, врачебная и психологическая помощь не заменяют, а дополняют друг друга: «Психолог профессионально помогает сделать необходимые изменения во внутреннем мире и в отношениях с окружающим миром, которые связаны с развитием и возникновением заболевания. Поэтому, особенно в ситуации лечения хронических болезней, все большее место занимает подход, при котором врачи работают вместе с психологами и психотерапевтами».
По адресу www.fapsyrou.ru/consultnew.htm располагается психологическая консультация факультета психологии Российского Православного университета. Через сайт можно договориться о пастырской беседе с известным в православных кругах священником, деканом факультета отцом Андреем Лоргусом. Свои услуги в области духовно ориентированной христианской психологии также предлагают О. М. Красникова, С. А. Швецова, М. В. Барышева и С. В. Малыхина. Специалисты проводят индивидуальные и семейные консультации, оказывают помощь и детям и их родителям.
У каждого из них есть приоритетные сферы профессиональных интересов. Скажем, Светлана Витальевна Малыхина ведет программу «Как строить и сохранять отношения с любимым человеком?», а Светлана Азарьевна Швецова работает с разнообразными душевными травмами. Кроме того, желающие повысить свою христианскую культуру могут посещать специальные семинары и тренинги.
Если душевные проблемы настолько глубоки, что затрагивают психическую сферу, необходима помощь специалиста с медицинским образованием. На сайте www.daavdeev.ru можно записаться на консультацию к руководителю Центра православной психотерапии, кандидату медицинских наук Дмитрию Александровичу Авдееву. Будучи православным христианином и врачом-психотерапевтом, он убежден, что «значительная часть психических расстройств –
это следствие греховного образа жизни, укоренившихся в душе человека страстей и пороков». А потому наряду с медико-психологическими мероприятиями, которые обычно составляют начало лечения, совершенно необходимы духовные усилия для преодоления этих греховных страстей. «Вера в Бога, покаяние в грехах, молитва, пост вкупе с трезвением, самоконтролем и воздержанием – вот слагаемые истинного, а не мнимого исцеления», – считает доктор Авдеев.
К православному врачу можно обращаться как с серьезными зависимостями – пристрастием к спиртному, наркотикам, игроманией, так и с более «легкими» психосоматическими расстройствами – депрессией, бессонницей, взрослыми и детскими неврозами. Из лечебной работы полностью исключаются методы воздействия, связанные с насилием над личностью, ложью, лицедейством. Православные специалисты категорически не приемлют вредные для души и тела оккультно-мистические техники, а также нейролингвистическое программирование и кодирование.
Несомненно, для обращения к православному психологу нужно морально «созреть», собраться с мыслями. Иногда сомневающимся, находящимся в духовном поиске людям может быть полезна удаленная консультация по Интернету. Так, посоветоваться со священником можно на сайте электронной версии газеты «Татьянин день» по адресу www.taday.ru/vopros. На вопросы посетителей здесь отвечает настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова протоиерей Максим Козлов. В зависимости от конкретных пожеланий вопросы-ответы либо располагаются в общем архиве, либо обсуждение проблемы происходит по e-mail.
К настоящему времени отец Максим уже ответил на множество важнейших, тонких и деликатных вопросов, которые мы не решаемся задать священнику в храме. Как тактично общаться с атеистами, все ли можно простить ближнему? Существуют ли молитвы для защиты от сглаза? Можно ли чем-то заразиться в храме и что делать с внебрачной беременностью? Рассуждения на эти и другие темы доступны посетителям сайта в любое время дня и ночи.
Проконсультироваться с православными психологами можно и на сайте «Причал» www.priestt.com. Он посвящен христианскому творчеству. Все желающие могут оставить на сайте свои мысли, прислать статьи, стихи, рисунки. Специально для одиноких сердец открыт раздел православных знакомств. Многие именно здесь находят друзей и единомышленников.
Если вам была полезна информация, поделитесь ею, пожалуйста!
www.wh-lady.ru
Никто не может дать точного определения для Любви. А всё дело в том, что у неё слишком много вариаций и каждый человек понимает её по-своему. Возможно. Кто-то и не испытал настоящей Любви, но всю свою жизнь преданно посвящает какому-то чувству, которое называет Любовью.
Но не всегда желаемое совпадает с действительным. Очень часто за Любовь принимают совершенно другие чувства, конечно же, смежные с ней, но всё-таки другие. Переубедить человека невозможно, да и не нужно.
Ничто так часто не путают с любовью, как страсть. А происходит это потому, что человек абсолютно теряет голову. Он посвящает каждую свою мысль тому или той, к кому испытывает страсть. Но страсть – это не любовь. Конечно, она может перейти в любовь и очень часто идет с ней параллельно.
1) Физическое притяжение. Это самое главное при страсти. Объект физического притяжения кажется самым красивым и желанным, причем он непременно должен соответствовать неким критериям, которые человек когда-то установил для себя. Очень часто физическое притяжение возникает как следствие страсти, испытанной человеком в прошлом. А тут снова подворачивается объект, очень сильно похожий внешне на образ прошлого и все повторяется.
Страсть же и ее сила очень сильно зависят от внешних данных. Женщина может восхищаться мужчиной, внешне соответствующим ее идеалу. Многим знакомо ощущение того, что хочется закричать «Я схожу с ума от любви», но, на самом дели вы, допустим, просто влюбились в какую-либо деталь внешности. Если ее убрать – человек потеряет всю свою прелесть и привлекательность. А любовная зависимость совершенно не имеет никакого отношения к какой-нибудь части внешности и не присуща любви. Любовь – слишком большое чувство, чтобы оно могло зависеть от таких мелочей, иначе получится, что при любом маленьком изменении внешности любовь заканчивается.
Страсть может быть и немного другой – облагороженной мыслями и эмоциями. Здесь физическое влечение возникает на основе каких-то воспоминаний, хороших или плохих, это не важно. Страсть, основанная на хороших воспоминаниях, чаще всего перерастает в любовь.
2) Состояние, близкое к помешательству. Когда человек испытывает страсть, он абсолютно не контролирует себя и способен совершать какие угодно глупости. Он становится другим существом, с другими мыслями и приоритетами.
Если вчера человека посвящал себя работе, друзьям, родственникам, то сегодня для него не существует ничего и никого, кроме объекта страсти. Подверженный страсти может не спать и не есть, сам не замечая этого. Он худеет и не следит за собой, окружающие говорят ему об этом, только какое ему дело до всего!
Обесценивается все, с том числе собственная жизнь. Бывшему объекту страсти в принципе зла не желают, но только он преступит какую-то грань, как его существование на этом свете приносит невыносимую боль. Человек, испытывающий страсть, просто не может жить, зная, что объект его чувств достался сопернику и вполне с ним счастлив.
3) Игнорирование интересов и мыслей объекта страсти. Это самое главное отличие страсти от любви. Когда человек испытывает страсть, то мысли, не относящиеся к физическим отношениям, отбрасываются в сторону, не прислушиваются к ним, совершенно не придают им значения. К увлечениям или серьёзным занятиям которым человек посвящает массу времени, испытывающий страсть относится несерьезно, он считает это все развлечением. А что же тогда настоящее? Как бы безумно это ни звучало, но для таких людей самое важное, чтобы объект их страсти думал только о них и занимался только ими. Это не будет глупо или смешно, по их мнению.
4) Ревность Любовь – это всегда доверие, иногда даже слепое и наивное, но искреннее. А иначе и быть не может. Ревность здесь просто невозможна. При страсти же ситуация иная, зависимость от объекта страсти настолько огромна, что страх потери заслоняет собой все другие страхи. Чувство ревности при этом просто невероятное, человек ничего не видит. Эта ревность присутствует почти всегда, угасая и загораясь вновь.
5) Угасание страсти Любовь не имеет границ, а у страсти есть пределы – это простое, смертное и земное чувство. У страсти есть начало (физическое влечение), пик (помешательство) и конец. Совсем не обязательно для этого, чтобы объект страсти утратил физическую привлекательность , нет. Просто наступает пресыщение, страсть заканчивается. Любовь обладает неиссякаемыми запасами чувств, поэтому она никогда не заканчивается. Это бесконечное притяжение двух людей. Страсть- это неконтролируемый взрыв энергии, за которым следует вспышка и истощение. Любовь не может опустошать человека и отнимать его силы. Наоборот, она дает заряд энергии, побуждает человека к действию, приносит ему уверенность в себе и в том, что он не один. Испытать в своей жизни страсть очень полезно, потому что только в сравнении мы понимаем, что для нас лучше, и становимся мудрее.
источник
lichnorastu.ru