Психокоррекционный комплекс упражнений для индивидуальной помощи подросткам "группы риска". Психологические упражнения для подростков индивидуально


Развитие личности подростка, групповые игры и упражнения — Летний лагерь

Работа с подростками (Все представленные упражнения предназначены для работы в группе).

Упражнение «Угадай качество»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, рефлексия подростками собственных качеств.

Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств.

Ход упражнения: Психолог зачитывает определения из Словаря личностных качеств, подростки, пользуясь списком, определяют и записывают, о каком качестве шла речь. Затем они оценивают по 5-ти балльной шкале, насколько это качество выражено у них. Психолог зачитывает верные ответы, ребята проверяют свои ответы.

Упражнение «Синонимы»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ собственных качеств.

Материалы: Список качеств личности.

Ход упражнения: Ребятам предлагается сформулировать разницу между выстроенными в ряд синонимичными, на первый взгляд, качествами личности. Можно использовать следующие ряды:

  • насмешливость — чувство юмора — веселость — остроумие
  • застенчивость — скромность — неуверенность в себе — нерешительность
  • общительность — открытость — откровенность
  • жалостливость — заботливость — отзывчивость — альтруизм
  • импульсивность — вспыльчивость — прямолинейность
  • упрямство — настойчивость — твердость — строгость
  • рациональность — расчетливость — рассудительность — здравомыслие
  • эгоизм — эгоцентризм — индивидуализм — самодостаточность

При затруднениях подросткам можно предложить обратиться к Словарю личностных качеств.

После обсуждения различий между этими понятиями каждому подростку предлагается письменно отметить, какие из каждого ряда качества для него характерны, а какие — нет. Желающие высказываются.

Упражнение «Антонимы»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, развитие коммуникативных способностей.

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами. Карточки с качествами представлены «тройками» — к названию одного качества прилагается два противоположных по значению качества. Например, можно использовать такие «тройки»:

  • рациональность — импульсивность, эмоциональность
  • уступчивость — властность, настойчивость
  • лживость — честность, искренность
  • сдержанность — вспыльчивость, прямолинейность
  • мечтательность — практичность, здравомыслие

Ход упражнения: Психолог раздает карточки с названиями первого (основного) качества группе подростков, предупреждая, что никому нельзя показывать свою карточку. Эти ребята встают вдоль стены. Психолог раздает оставшиеся карточки другим ребятам. Далее подростки первой группы по очереди называют «свои» качества, а остальные определяют, какое из прозвучавших качеств является антонимом к написанному на их карточке, и подходят к тому, кто назвал это качество. В образовавшихся тройках каждый из «антонимов» должен доказать «основному качеству», что именно он «истинный антоним». Для этого ему предстоит объяснить смысл всех качеств так, чтобы стало понятным, что именно «его» качество противоположно основному. Подросток с «основным качеством» оценивает аргументы сторон и решает, кто, «истинный антоним». Каждая тройка рассказывает о результатах своей работы. Остальные могут задавать вопросы или выражать несогласие. Психолог оценивает, насколько глубоко ребятам удалось проанализировать суть предложенных им качеств.

Упражнение «Подростковый словарь»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ подросткового сленга.

Материалы: Словарь качеств личности.

Ход упражнения: Подростки разбиваются на 2—3 группы, им дается задание — совместными усилиями вспомнить как можно больше слов, которые употребляются в их среде, в подростковом сленге, для обозначения личностных качеств, описания человека. Общий список фиксируется на доске. После этого он разбивается на 2—3 части, и подростки в тех же подгруппах составляют определения к этим словам и находят для них синонимы среди «нормальных», общеупотребимых слов из Словаря качеств личности. В итоге проводится общее обсуждение результатов работы каждой группы.

Упражнение «Синоним по цепочке»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, различиях между схожими качествами.Материалы: Список качеств личности.

Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. Ведущий записывает на верхней части листочка качество и передает следующему. Его задача — придумать синоним для этого качества, записать его под первым, завернуть верх листа, чтобы предыдущего не было видно. И так далее по цепочке. Листочек разворачивается, зачитывается цепочка «синонимов», проводится обсуждение. Когда качество сильно видоизменилось от первого к последнему человеку, целесообразно обсудить, какие существенные различия есть между каждыми двумя рядом стоящими «синонимами». Для упражнения рекомендуем использовать следующие слова: уверенность в себе, искренность, вспыльчивость, доброта, мягкость.

Упражнение «Трудные качества»

Цель: анализ психологических особенностей других людей, препятствующих общению; осознание возможности использовать эти особенности для собственного личностного развития.

Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка).

Ход упражнения: Каждому предлагается записать в тетради, какие качества его больше всего раздражают, злят в других людях, мешают в общении с ними. Все варианты выписываются на доске, из них выбираются качества, которые называли чаще всего. Психолог говорит о том, что каждое трудное качество другого человека помогает нам развивать какое-то собственное качество личности. Например, в общении с человеком флегматичным или очень сдержанным, мы учимся проницательности, умению по незначительным деталям оценивать внутреннее состояние человека. После этого ребятам предлагается придумать таким образом «развивающие задачи» для каждого из выбранных качеств. Психолог помогает в этой работе. Каждый подросток выполняет тоже задание в отношении тех качеств, которые он выделил как сложные для себя.

Упражнение «Своя психогеометрия»

Цель: рефлексия подростками своих личностных качеств.

Материалы: Список качеств личности (5 экземпляров), доска и мел (либо ватман и маркеры).

Ход упражнения: Подросткам предлагается выполнить классический психогеометрический тест — выбрать из нарисованных на доске фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг) ту, которая наиболее близка. Подростки объединяются в группы, исходя из выбранной фигуры. Задание каждой группы — предположить, какими качествами могут обладать люди, выбравшие эту фигуру (используя Список качеств личности). Можно ориентироваться на то, что общего есть между всеми ребятами, оказавшимися в этой группе. Каждая группа представляет результат своей работы. Остальные задают вопросы, дополняют. Психолог зачитывает текст интерпретации результатов теста.

Упражнение «Анализируем себя»

Цель: рефлексия собственных личностных качеств, ресурсов и ограничений, моделирование образа идеального Я

Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств

Ход упражнения: Каждый подросток получает Список качеств личности. Ребята должны подчеркнуть одной чертой те качества, которые у них есть, обвести в кружок те качества, которые они хотели бы в себе развить, и перечеркнуть крестом те качества, от которых им хотелось бы избавиться. Одно и то же качество можно выделять дважды, например, если качество уже есть, но его хотелось бы развить, то его следует и подчеркнуть, и обвести в кружок. На эту работу отводится 20—25 минут. Желательно, чтобы ребятам был доступен Словарь личностных качеств, чтобы они могли посмотреть значение тех качеств, которые им непонятны. Психолог предлагает каждому учащемуся, исходя из результатов проделанной работы, письменно составить свой психологический портрет по следующей схеме:

1) Мои ресурсы, сильные стороны — сюда надо выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом также обведены как желаемые.

2) Мои ограничения, слабые стороны — выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом перечеркнуты как нежелательные, а также те, что не подчеркнуты, но при этом обведены как желательные (в формулировке «отсутствие такого-то качества является моим ограничением»)

3) Основные цели саморазвития.

Подростки сдают работу психологу, который к следующему занятию проверяет грамотность составления портрета и соответствие целей саморазвития выявленным ограничениям и ресурсам.

Комментарий. Эта работа может быть продолжена на следующем занятии составлением конкретного плана развития того или иного качества и программы эффективного использования личностных ресурсов.

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Е. Лепешовой «Развитие личности школьника»

Упражнение: Чай вдвоем

Цели: Выполняя это увлекательное упражнение, подростки смогут подумать о том, какие люди им интересны, на какие темы они любят разговаривать, чему бы хотели научиться у значимых для них людей и, в конце концов, что они могут дать другим. Возраст участников: с 14 лет. Продолжительность: примерно 45 минут. Материалы: Рабочий листок «Чай вдвоем». Инструкция: Сегодня я хочу предоставить вам возможность мысленно пообщаться с самыми разными людьми. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас на это есть полчаса.

Пожалуйста, вернитесь в круг. Решите для себя, с кем из выбранных вами семерых людей вам хотелось бы поужинать больше всего, и расскажите нам об этом. Кто хотел бы начать?

Подведение итогов:

•Понравилось ли мне это упражнение? •Легко ли мне было выбрать семерых человек? •Кто мне пришел на ум первым, а кто последним? •Сложно ли мне было выделить то, что может быть привлекательным для моих гостей? •Чем я руководствовался при составлении меню? •Какие люди вызывают у меня любопытство, и как я удовлетворяю свое любопытство? •Кто в моей семье самый любознательный? •Чему меня научили мои родители в этом плане? •Хотел бы я когда-нибудь стать знаменитым? В какой области? •Какие преимущества и недостатки есть в том, чтобы быть знаменитым? •Научился ли я чему-либо новому в ходе этого упражнения? •Что бы я еще хотел сказать?

Комментарий: Это очень увлекательное упражнение. Вы можете обогатить его, если предоставите подросткам возможность сыграть того или иного из своих гостей. Другой подросток должен в таком случае исполнить роль принимающей стороны. Это позволит участникам не только лучше понять и почувствовать других, но и пообщаться с известной личностью и, может быть, позаимствовать некоторые из ее черт.

Рабочий листок Чай вдвоем

Представь себе, что у тебя есть семь талонов, по которым ты сможешь оплатить ужин на двоих в любом ресторане мира. У тебя есть возможность на каждый день недели пригласить любого человека — он может быть знаменитостью, а может быть просто твоим знакомым.

Кого ты выберешь? Начни с воскресенья и расскажи, кого бы ты пригласил и почему ты хотел бы поужинать с этим человеком. Скажи, что тебя привлекает в твоем госте. Что бы ты хотел узнать о нем? Чему бы ты хотел у него научиться? Чему бы он мог научиться у тебя? О чем бы ты хотел с ним поговорить? Скажи еще, где бы ты хотел поужинать и что бы ты заказал? Потом подумай о понедельнике и т.д.

Воскресенье ................................. Понедельник ................................. Вторник ................................... Среда ..................................... Четверг ................................... Пятница ................................... Суббота ....................................

Упражнение: Нужные мне люди

Цели: Все мы в той или иной степени нуждаемся в том, что предоставляют нам другие люди: в определенных услугах, товарах, в эмоциональной близости, в обмене опытом и т.п. Иногда мы воображаем, что нам кто-то нужен для достижения цели, а на самом деле мы могли бы прекрасно справиться сами. В других случаях нам действительно кто-то нужен, так как соответствующие «товары» важны для нас и мы не в состоянии их самостоятельно раздобыть, а эмоциональные отношения могут устанавливаться только между по меньшей мере двумя людьми. Это простое упражнение помогает участникам осознать, какие категории людей важны для них по той или иной причине. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут. Материалы: Рабочий листок «Нужные мне люди». Инструкция: Я хотел бы с помощью этого упражнения дать вам возможность осознать, в каких людях вы действительно нуждаетесь. Каждый из нас имеет дело со многими людьми, которые в разной степени важны для него. В каких-то людях я нуждаюсь редко, в каких-то — часто, и лишь один человек мне нужен постоянно: я сам. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас есть на это 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?

Подведение итогов:

•Легко ли мне было выделить шесть основных групп? •Получаю ли я от людей, относящихся к важным для меня категориям, то, что мне хочется от них получить? •Каким ценностям соответствует каждая из шести выбранных мной категорий? •Как я справляюсь с ситуациями, когда рядом нет значимых для меня людей или категорий людей? •Могу ли я иногда быть один? •Что является самым важным из того, что мне нужно в жизни?

Комментарий: Следите за тем, чтобы подростки четко осознавали, какие ценности символизирует для него каждая группа людей. Например, булочник, у которого подросток каждое утро покупает булочку с шоколадом, может ассоциироваться, скорее, с исполнением прихоти, чем с утолением голода.

Рабочий листок: Нужные мне люди

Ниже ты найдешь перечень различных категорий людей, достаточно значимых для мира, в котором мы живем. Прочитай этот список и подчеркни, пожалуйста, те, которые важны для тебя. Когда ты это сделаешь, составь из выбранных тобой категорий последовательность, нумеруя их по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки.

(...) Деятели искусства (...) Родители (...) Пилоты (...) Автомеханики (...) Пекари (...) Уборщицы (...) Врачи (...) Аптекари и фармацевты (...) Нефтяники (...) Сапожники (...) Продавцы (...) Футболисты (...) Адвокаты (...) Актеры (...) Музыканты (...) Судьи (...) Политики (...) Священники (...) Бабушки и дедушки (...) Шахтеры (...) Работники милиции(...) Двоюродные братья и сестры (...) Психологи (...) Учителя (...) Крестьяне (...) Инженеры (...) Опекуны (...) Забойщики скота (...) Медсестры (...) Водители автотранспорта (...) Сотрудники уголовного розыска (...) Обслуживающий персонал в гостиницах (...) Ученые (...) Бездомные (...) Социальные работники (...) Тюремные служащие (...) Воспитатели в детских садах (...) Владельцы ресторанов (...) Братья и сестры (...) Прочие родственники (...) Правительственные чиновники

Из составленной последовательности выбери шесть наиважнейших категорий, запиши их здесь еще раз и укажи, какими благами тебя обеспечивают представители данных групп. Опиши, с какими последствиями тебе придется столкнуться, если не будут удовлетворены эти твои потребности.

1. .................................... 2. .................................... 3. .................................... 4. .................................... 5. .................................... 6. ....................................

Упражнение:Нужные мне вещи

Цели: Продуманное отношение к имуществу является одним из показателей личностной зрелости. С самого момента появления человечества имущество относится к средствам, обеспечивающим выживание, и в то же время оно делает наше существование приятнее. Непростая задача каждого человека заключается в том, чтобы понять, чем стоит владеть, что для него значит собственное имущество, какую цену он должен за него заплатить, что он должен делать для сохранения этого имущества и как он может справиться с неизбежным риском возможных потерь. Выполняя это упражнение, подростки смогут уделить этим темам больше внимания, чем обычно. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут. Материалы: Рабочий листок «Нужные мне вещи». Инструкция: В жизни нам необходимы отношения с другими людьми и в каком-то смысле — с имуществом. В этом упражнении я хотел бы предложить вам обратить внимание на то, какие вещи вы считаете важными и что они для вас значат. Я подготовил Рабочий листок, который вам надо заполнить. На это у вас есть 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?

Подведение итогов:

•Насколько мне понравилось это упражнение? •С кем я разговариваю на тему имущества? •Какое имущество является самым важным для моего отца? •Какое — для моей матери? •Достаточно ли у меня имущества для удовлетворения моих потребностей? Или его у меня слишком много? Или слишком мало? •Как бы выглядела жизнь, если бы каждый человек владел только тремя самыми важными для него вещами? •У кого из моих знакомых, по моему мнению, образцовое отношение к имуществу? •Кто в группе обладает потребностями, схожими с моими? •Что бы я еще хотел сказать?

Комментарий: Вы можете разнообразить упражнение: можно предложить нескольким добровольцам идентифицировать себя с какими-нибудь предметами и выступить перед группой от имени той или иной вещи. Например, участник может сказать: «Я пылесос. Я заглатываю крошки и грязь, забочусь о том, чтобы пол в твоей комнате был все время чистым. Тебе не нужно подметать. Нажми на кнопку — и я буду готов взять эту работу на себя».

Рабочий листок: Нужные мне вещи

Ниже ты найдешь список вещей, которые многие люди считают важными, чтобы жить, быть успешными, счастливыми и хорошо себя чувствовать. Подчеркни те вещи, которые ты сам считаешь важными, и составь из них последовательность, нумеруя вещи по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки:

(...) Самолет (...) Топор (...) Футбольный мяч (...) Кровать (...) Мотоцикл (...) Теннисная ракетка (...) Обувь (...) Веник (...) Календарь (...) Мобильный телефон (...) Стиральная машина (...) Часы (...) Пылесос (...) Картины (...) Музыкальный инструмент (...) Удочка (...) Книги (...) Телевизор (...) Собственный дом(...) Тонометр (...) Радиоприемник (...) Своя комната (...) Телефон (...) Ручка (...) Велосипед (...) Лопата (...) Яхта (...) CD/МР3-плейер (...) Зубная щетка (...) Компьютер (...) Одежда (...) Украшения (...) Фотографии (...) Нож (...) Автомобиль (...) Письменный стол

Теперь сосредоточься на трех самых важных вещах и попробуй вкратце описать, что они для тебя значат. При этом учитывай следующие вопросы:

•Какую потребность удовлетворяет эта вещь? •Какие чувства она в тебе вызывает? •Откуда эта вещь взялась? •Что тебе надо сделать, чтобы ее заполучить? •Какую цену тебе надо заплатить, чтобы получить ее в безраздельное пользование? •Как бы ты отреагировал на ее потерю? •Что бы смогло ее заменить?

Запиши сюда названия трех самых важных вещей:

1. .................................... 2. .................................... 3. ....................................

summercamp.ru

Психокоррекционный комплекс упражнений для индивидуальной помощи подросткам "группы риска"

Психокоррекционный комплекс упражнений

для индивидуальной помощи подросткам

«группы риска»

Пояснительная записка.

Настоящий комплекс упражнений предназначен для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком, имеющим проблемы в поведении. Индивидуальная программа может применяться тогда, когда работа с подростком в группе невозможна, когда проблемы носят индивидуальную особенность, а не межличностного характера, когда необходимо постоянное наблюдение психолога за процессом развития личности подростка.

Комплекс упражнений составлен с целью: оказать содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка. Он решает следующие задачи:

• исправление отклонений в психическом развитии подростка (эмоциональном, мотивационном, поведенческом) на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности подростка;

• формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;

• обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни.

Индивидуальная психокоррекция обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая, что является наиболее эффективным методом воздействия на сознание подростка, которому необходима помощь взрослого, которому он доверяет.

Упражнение-1: «Линия жизни».

Цель: выявить ресурсные и проблемные этапы жизни клиента. Обратить внимание клиента на его собственные ресурсы.

Возраст: со старшего подросткового возраста.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Оборудование:лист бумаги, карандаши, мелки или краски.

Инструкция:«На листе бумаги начертите горизонтальную линию. Отметьте слева крайнюю точку линии – это начало вашего жизненного пути. От этой точки по линии слева направо отложите равные отрезки, каждый из которых условно соответствует трем годам вашей жизни. Недалеко от правого конца линии отметьте точку – это сегодняшний день. Представьте, что получившаяся линия является графическим изображением вашего жизненного пути. Начните слева. Постарайтесь вспомнить первые три года вашей жизни. Возьмите карандаш(и) и раскрасьте, рассматриваемый отрезок, цветом(цветами), которые как вам кажется, смогли бы отразить основные настроения, эмоции, переживания этого периода. Проделайте то же самое со всеми остальными отрезками вашего жизненного пути».

Расспросить о цветах, в особенности о темных. Что помогло вам пережить тяжелые события? На какие ресурсы вы опирались?

Упражнение «Прошлое. Настоящее. Будущее».

Источник:Остер Дж., Гоулл П. Рисунок в психотерапии.

Цель: выявить ресурсные и проблемные этапы жизни клиента. Обратить внимание клиента на его собственные ресурсы.

Возраст: с подросткового

Форма проведения:индивидуальная.

Оборудование:лист бумаги, карандаши, мелки или краски.

Инструкция (модифицированная). «Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию и биению своего сердца. Позвольте появиться образу, который соответствует вашему состоянию сейчас, не торопите его, а просто ждите – он сам появится. Образ может быть любым: цветным, черно-белым, подвижным, статичным и т.п. Откройте глаза и попробуйте зарисовать то, что вы увидели.

После того как вы нарисовали, закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию и биению своего сердца. Позвольте появиться образу, который соответствует вашему проблемному состоянию из прошлого. Внимательно рассмотрите его, откройте глаза и зарисуйте его на том же листке.

Закончив этот рисунок – закройте глаза…Позвольте появиться образу, соответствующему вашему близкому или далекому будущему. Откройте глаза и зарисуйте на том же листе бумаги.

Посмотрите на получившийся рисунок, где в одном поле представлены образы настоящего, прошлого и будущего. Что вы чувствуете? Что бы вам хотелось добавить? Как вам кажется, что из прошлого влияет на ваше настоящее состояние? Что из прошлого, и какое представление о будущем меняет ваше настоящее состояние?».

Упражнение "Дерево чувств"

Цель: обучение дифференциации своего эмоционального состояния.

Время: 30 минут.

Вид: Арт - схема.

Материалы: наборы цветного пластелина, влажные салфетки, листы плотной бумаги или картон для основы под пластелин.

Инструкция.

"Вспомните какое - нибудь событие или ситуацию в вашей жизни,которые до сих пор вызывают в вас сильные негативные эмоции и чувства. Представьте эту "картинку"и постарайтесь понять, какие именно чувства вы переживаете.

Возьмите пластилин и начните лепить дерево. Вылепите ствол - это вы сами. Потом вылепите ветви - это различные события в вашей жизни. Их, конечно много. Потом обозначьте ту ветвь, которая вызвала у вас сильные негативные эмоции.

Начните лепить плоды - это ваши эмоции в данной ситуации. Для каждого отдельного чувства и эмоции определите свой цвет и свою форму. Вылепите все сочитания чувств, которое вы испытываете. Поместите эти эмоции на ту ветвь, которую вы обозначили особо.

Внизу ствола вылепите корни, которые через вас питают именно ту ветвь, с которой вы работаете. Корни - это причины событий, которые вызвали ваши эмоции (их обозначьте одним цветом), и это - причины ваших чувств, ведь чувства возникают не только из - за событий, но из - за вашего к ним отношения. Значит, корни другого цвета - это ваши мысли про эти события. Сформулируйте их и для каждой вылепите корень. Если при этом ваши чувства как - то изменятся, поместите новый плод на соответствующую ветку.

Теперь вспомните какое - то хорошее событие. и поступите с ним так же, как и с неприятным. Вылепите разноцветные плоды и корни"

Обсуждение: "Поделитесь своими переживаниями во время выполнения упражнения. Скажите, что полезного было именно для вас в этом упражнении."

Упражнение "Генеральная уборка"

Цель: "Инвентаризация" негативного и позитивного жизненного опыта.

Время. 40 минут.

Материалы: По 3 картонные коробки для каждого участника (например, для "сейфа" - из - под обуви, для "мусора" можно использовать картонные стаканы). можно также использовать бумажные пакеты или конверты. Листы бумаги А6 и любая бумага (для упаковки коробок), ручки, фломастеры, ножницы, скотч. Большой полиэтиленовый мешок для мусора (для сбора "мусорных коробок участников").

Инструкция.

"Время от времени в каждом доме проводят генеральную уборку. Это значит, что в ней перебирают все вещи. Определяют их ценность, что - то чинят, что - то выбрасывают, а что-то отправляют в сарай или на чердак - как - то выкинуть жалко, но и в доме уже не нужно. Обычно после такой уборки в доме становится свободнее, красивее, радостнее.

Сейчас вы тоже наведёте генеральную убрку, только не в доме, а в собственной душе. За годы в ней накопилось много всего - это и что - то очень - очень ценное, это и что - то сломанное, треснувшее. и оно так и осталось на том же месте в вашей души, каждый раз царапая вас, когда нечаянно заденете. Это и что -то совсем уже не нужное, но всё нет времени задуматься, и так и валяется оно в центре вашей души.

Так вот время настало. Сейчас возьмите одну коробку и напишите на ней крупными буквами: "Мусор". Потом возьмите другую коробку и напишите на ней "Чердак", а затем возьмите третью коробку и напишите на ней "Сейф".

"Мусор " - это то, что вам совсем не нужно. и вы готовы избавиться от этого.

"Сейф" - это то, что для вас очень ценно, и вы готовы сберечь это.

"Чердак" - это то, что вам не очень - то и нужно, но как -то вы не решаетесь избавиться от этого насовсем.

Теперь возьмите листочки бумаги вспомните самые разные моменты и события своей жизни, людей, предметы, места, которые вспоминать вам почему - то неприятно, стыдно, обидно или даже больно - чем больше вспомните, тем лучше. Обозначьте их на листочке несколькими словами. А потом решите в какую коробку вы хотите их положить.

Теперь вспомните самое дорогое для вас. тоже запишите и распределите.

Подумайте, что в вашей жизни есть не очень - то и нужное, но и выкинуть это из жизни. из памяти, из души жалко. Пометьте это на листочках и поместите на "чердак". Подумайте мможет вы , что - то хотите поменять местами.

Теперь вам нужно запечатать коробки. Мусор выбросить в пакет для мусора. А остальным коробкам определите сами своё место.

Обсуждение. Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения.

infourok.ru

ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПОДРОСТКОВ

Алматинский колледж полиграфии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТРЕНИНГА

ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

ПОДРОСТКОВ

Калиниченко Е.Д.

Алматы, 2013

Обшая идея тренинга

Организация тренинговой группы для помощи подросткам, у которых возникли трудности в общении со сверстниками, родителями, преподавателями и другими людьми. Научить подростков так общаться с другими людьми, чтобы это приводило к конфликтным ситуациям, приносило меньше переживаний самому подростку. Некоторые подростки в силу определенных обстоятельств были лишены активного общения со сверстниками и испытывали дискомфорт, оказавшись в компании сверстников.

Цель данного тренинга

Программа данного тренинга направлена на развитие у подростков недостающих им навыков общения, на обсуждение с ними проблем отношений с людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, проблем конфликтов.

Используемые средства: групповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках и т. д.

В групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они учатся формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, критиковать точку зрения других, не переходя на «личности».

После каждой игры проводится обсуждение. Участник делятся

впечатлениями о том, как они себя чувствовали в тот или иной роли, мотивируют свои поступки. Это дает возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнера.

Игры на интенсивное физическое взаимодействие служат для усиления интереса учащихся, повышения работоспособности, снятия напряжения, отдыха, улучшение взаимоотношений в группе. В некоторых случаях эти упражнения могут быть непосредственно связаны с темой занятия и использоваться в качестве рабочих.

В данную программу помимо различных игр и групповых дискуссий входят и мини-лекции. По мнению Т. Яничевой, «сообщение в доступной форме о тез или иных психологических закономерностях, феноменах, свойственных людям вообще с одной стороны, может снять страхи, волнения, тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, а с другой стороны — повысить чувство уверенности в себе, если теоретическое отступление подтверждает догадки и предположения самого подростка».

Форма проведения

Данная программа состоит из 10 занятий, каждое их которых длится два с половиной часа. Встречи проводятся два раза в неделю. Помещение для занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу. На некоторых занятиях допускается отработка полученного навыка вне группы (с незнакомыми людьми).

Группа состоит из 10-15 человек. Учащиеся набираются из разных групп и разных курсов обучения. В основном - это подростки, у которых имеются те или иные проблемы общения.

Форма промежуточного и окончательного контроля

В качестве промежуточного контроля используются устные отчеты участников (рефлексия) в конце занятия и во время чаепития: отмечаются основные сложности, что понравилось и т. д.. Это дает участникам возможность осознать свои успехи, изменения, если таковые произошли, наметить некоторый план применения этих достижений в дальнейшем, а также дает возможность ведущему контролировать эффективность тренингового процесса.

Для окончательного контроля использована методика «Самооценка», включающая 16 шкал:

1. сильный - слабый

2. уступчивый - упрямый

3. замкнутый - открытый

4. зависимый - независимый

5. черствый - отзывчивый

6. нерешительный - решительный

7. безответственный - добросовестный

8. неуверенный - уверенный

9. самостоятельный - несамостоятельный

10. невезучий - везучий

11 .нелюбимый - любимый

12.глупый - умный

13.несправедливый - справедливый

14.неблагополучный - благополучный

15.невозмутимый - раздражительный

16.нечувствительный – эмпатийный

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Занятие 1

Цель занятия: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство подростков друг с другом и с руководителем группы, установка правил работы в группе; предложение программы занятий.

План занятия. Введение имени. Рассказ участника о своем имени. Руководитель тренинговой группы просит участников группы рассказать (показать, как-то выразить для группы) историю - быль или небыль, которая связана с его именем, так чтобы его легко было всем запомнить. (При этом все участники знают, что они могут выбрать вымышленное имя, псевдоним). Помощь ведущего заключается в том, что он предлагает вводить имя действенно и эмоционально. После знакомства ведущий рассказывает о целях программы. Кратко перечисляет темы занятий. Акцент делается на помощи в решении проблем подростков, развитии навыков общения, уверенности в себе. Вопрос кучащимся: « О чем бы Вы хотели поговорить на занятиях?» Ведущий ведет запись ответов на доске.

Упражнение на «интенсивное физическое взаимодействие»

Игра «Меняются те, кто...»

Группа сидит на стульях в круг. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он -водящий. Водящий должен объявить, кто будет, меняться местами. Например, он говорит: «Меняются местами те, кто в черных ботинках». Все, обладающие указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из группы. Водящий во время обмена местами должен успеть занять чье-то временно освободившееся место. Участник, который остался без стула, становится водящим.

Представление. Группа разбивается на пары, в которых каждый рассказывает о себе своему партнеру. Задача - подготовится к представлению своего партнера всей группе. При этом главное -подметить индивидуальность партнера, рассказать о нем так, чтобы остальные участники запомнили партнера. Затем все участники садятся в круг, и представление начинается.

Ритуал завершения занятия: Все встают в тесный круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят: «До свидания, МЫ».

Занятие 2.

Цель занятия: Продолжение знакомства с учащимися, повышение групповой сплоченности, научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

Приветствие. Каждый по очереди произносит свое имя, но с разной интонацией, задача - не повторится.

Проверка запоминания имен. Доброволец встает в центр круга. Руководитель просит участников встать и повернутся спиной к добровольцу.

Задание. Надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена добровольцу известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты...». Если имя названо верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться и сесть.

После этого проводится помощь тем, кто не запомнил все имена.

Игра «слепой - поводырь». «Слепой» закрывает глаза. Задача «поводыря» - провести «слепого» по зданию, где проводится тренинг (оберегая своего «подопечного», предупреждая о поворотах, лестницах т. д.), предложить объекты для отгадывания - «что это?». Затем участники меняются ролями.

При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.

Обсуждение с участниками, что им мешает быть искренними с другими людьми?

Игра «Японская машинка». Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему присваивается номер «ноль», он может принимать участие в упражнении, но может только начинать его и задавать темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «один» - хлопок в ладоши, на счет «два» - щелчок пальцами рук и т. д. Одновременно с хлопком ведущий начинает игру, произнося свой номер: «ноль». На щелчок - он называет номер игрока, который должен продолжить игру дальше. Например: «ноль - один». При этом участники, приглашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать свое приглашение взглядом.

Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает

игру, продолжая однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, н/р: «третьего нет», и продолжает игру.

Ошибками считаются:

1. сбой темпа

2. неправильное называние своего номера

3. неправильное называние номера партнера

4. приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет)

5. приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом.

Возможны пути усложнения упражнения: ускорение темпа, изменение направления расчета участников, расчет нечетными цифрами или буквами. Игра прекращается, когда в кругу остается 2-3 участника.

Это задание, прежде всего, на собирание внимания. Невозможно выполнить все требования игры, не сосредоточившись на ее условиях, на ситуации «здесь и теперь». Кроме того, это задание - на умение ориентироваться в окружающих условиях (выбывшие игроки), в ситуации ограниченного времен (заданный темп) и, наконец, это задание - на установление контакта между членами группы. Наблюдая за выполнением упражнения, можно выделить лидеров группы, пары, «отверженных». Интересно также проследить за интонациями, с которыми называются номера. Упражнение «Просьба». Спросить участников, когда они просили кого-то о чем-то, какие при этом возникали сложности, почему? Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?

При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им удалось это, попросить продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплементов, оригинальность, находчивость и т. д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии?

Занятие 3.

Цель занятия: знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения. Приветствие. «Привет, ты представляешь...». По очереди каждый участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи, произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь...» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то смешное и интересное.

Упражнение «Зеркало»

Группа разбивается на пары «ведущий - зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями. Проводится групповая дискуссия. «Какими способами мы общаемся?» Вывод о том, что общение может быть различным, возможно и без слов, о необходимости быть внимательным к невербальным элементам общения. Рассказ ведущего о культурных различиях в языке жестов и поз.

Упражнение «Разговор через стекло»

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание по попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснит у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот, участники пытаются договорится между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. Обслждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, эгли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.

Упражнение. «Разговор без слов». Группа делится на две половины: одни участники сидят на стульях в кругу, другие стоят у них за спинами. Его задача - одними глазами, без слов, договориться с кем-то из сидящих и переменить его на свой стул так, чтобы этого не заметил «напарник» сидящего, задача которого - задержать своего «подопечного» (без грубой физической силы).

Ломашнее задание: понаблюдать за различными в использовании элементами невербальной коммуникации разными людьми и в разных ситуациях.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжение отработки навыков использования невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта.

Приветствие.

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение «Шарады»

Один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.

Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях»

Участники разбиваются на пары. Им предлагают побеседовать на любую заданную тему, но при этом в начале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Проводится обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?

Упражнение «Путаница» Участники крепко берутся за руки, образуя кольцо. Группа начинает запутываться до тех пор, пока не сможет сделать больше никаких действий по запутыванию. Ведущий распутывает группу, После игры участникам дается возможность рассказать о своих переживаниях, появившихся в ходе игры.

Задание на дом.

одойти к незнакомым людям с любым вопросом (который час? как пройти куда-либо?), при этом устанавливать различные дистанции, наблюдать, как реагируют люди на вторжение в их зону психологического комфорта.

Занятие 5

Цель занятия: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

Упражнение-тест «Умеете ли Вы слушать?»

Зачитывается короткий текст один раз и как можно быстрее утверждения, следующие за ним, оцениваются как истинные или ложные.

Текст

Торговец, только что выключил свет в магазине, когда появился какой-то человек и потребовал денег. Владелец открыл кассу. Содержимое кассы было собрано, и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно.

1. Человек появился сразу после того, как владелец выключил свет в магазине.

2. грабитель не потребовал денег.

3. владелец магазина собрал содержимое кассы

4. в кассе были деньги, но не сказано, сколько.

5. в событиях принимал участие полицейский.

Ответы:

1. ложно, так как «торговец» не обязательно «владелец магазина».

2. истинно, так как не сказано, что «человек, который потребовал денег», и «грабитель, который поспешно скрылся», - одно и то же лицо.

3. ложно, так как не сказано, кто именно собрал содержимое.

4. ложно, так как «содержимое кассы» - не обязательно деньги.

5. ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа.

Обсуждение результатов. Отмечаются наиболее успешные участники.

Упражнение «Зеркало»

Группа разделяется на тройки: рассказчик — наблюдатель —слушатель.

Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель старается применить навыки слушания, наблюдатель по окончании упражнения сообщает, насколько это удалось слушателю. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение результатов. Отмечаются наиболее успешные участники.

Домашнее задание. Попытаться применить в разговоре с родителями умение активно слушать. На следующем занятии сообщить результаты.

Занятие 6

Цель занятия: знакомство с этапами разговора, выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор.

Обсуждение способов начинать разговор в разных ситуациях. Как показать желание поддержать или прервать нежелательный разговор?

Упражнение «Разговор»

В центре группы двое добровольцев, один из участников пытается начать разговор, а другой поддержать его или отказаться от него.

Обсуждение результатов: выводы о том, как лучше начинать разговор в разных ситуациях и как его завершать.

Упражнение « Начальник и подчиненный»

Условия для участников. «Вы приходите и должны узнать, когда пойдете в отпуск. Начальник уже решил, но по каким-то причинам не хочет говорить раньше времени». Группа разбивается на пары - один участник - «начальник», другой - «подчиненный», затем они меняются ролями.

Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие Группа в полном составе сидит на стульях в круг. Руководитель объявляет: «Сейчас, по моей команде, мы закроем глаза и поменяемся местами с кем-то кто сидит напротив нас. Присмотритесь к тем, кто сидит напротив вас. Выберете именно его, запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли. Упражнение «Захват инициативы в диалоге» Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постарается как можно быстрее переключить собеседника на свою тему.

Обсуждение результатов упражнения.

Занятие 7

Цель занятия: знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность», «агрессивность», различение

демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения, выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Попытки изобразить поведение уверенного в себе человека.

Упражнение «Скала»

Участники становятся в одну линию и изображают скалу, каждый из участников пытается эту скалу «одолеть», а «одолев» сам становиться «скалой». При этом оступившийся участник выбывает из игры.

Упражнение «Гости» («День рождения») Каждому из госте вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать. Среди всех ролей есть уверенный в себе человек, агрессивно настроенный и неуверенный в себе человек. Обсуждение упражнения. Группа отгадывает, какие типы поведения были предусмотрены.

Групповая дискуссия. Обсуждаются вопросы: приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе?

Упражнение «Начальник - сотрудник - подчиненный» Участники работают в парах. Задача - обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения:

- уверенно, ставя себя выше,

- уступая собеседнику, как бы подчиняясь

- с чувством собственного достоинства, но без вызова. Домашнее задание: в разговоре понаблюдать, в каком из

трех состояний находится ваш собеседник.

Задание 8

Цель занятия: знакомство с понятиями манипулирования и группового давления, с видами группового давления, с видами группового давления, начало отработке навыка сопротивления групповому давлению.

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Разожми кулак»

Упражнение проводится парами. Один сжимает кулак, другой старается его разжать (руки и пальцы не ломать!), по окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.

Обсуждение ситуаций, когда нас пытаются заставить что-то сделать.

Выводы о способах заставить человека что-то сделать. Введение понятия манипулирования, группового давления.

Дискуссия о видах группового давления.

Выполнение упражнения. Доброволец в центре группы, которая пытается заставить его что-то сделать. Он старается уверенно отказать. При этом сам учащийся или вся группа оценивает, какой из видов давления использовался (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т. д.).

Упражнение «Перетягивание каната»

Группа разбивается на пары. Игроки берут воображаемый канат, и по команде, начинается его «перетягивание» до тех пор, пока один не выигрывает (проигравший может упасть, показывая проигрыш). Ведущий напоминает о том, чтобы перетягивающие, по очереди выигрывали и проигрывали.

Упражнение

Группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем меняются ролями. Примеры заданий: уговорить встать, поменяться местами, пойти в кино, прогулять урок и т.д.

Затем каждая пара сообщает, удалось ли участникам отказаться, и какой способ отказа использовался:

- просто сказали «нет», не споря и не объясняя причины, на все уговоры и давления продолжая говорить «нет»,

- объяснили причину отказа,

- предложили сделать что-то другое,

- попытались убедить партнера отказаться от нежелательного действия и т. д.

Групповая дискуссия на тему: «Когда и почему необходимо сопротивляться давлению и отстаивать свое мнение». Домашнее задание: понаблюдать, какие из способов давления чаще всего используете вы сами, ваши друзья и близкие. Понаблюдать за способами, при помощи которых разные люди говорят «нет»

Занятие 9

Цель занятия: знакомство с понятием критики и видами критики, отработка навыка уверенного реагирования на критику. Упражнение «Этюд на оправдание»

Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую смешную историю. История заканчивается вопросом: «Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?». Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так поступил потому, что я...»

Беседа на тему: «Какая может быть критика? (справедливая, несправедливая). Как надо и как не надо реагировать на критику. Что нужно знать, когда хочешь сделать замечание, покритиковать кого-то?»

Выводы для ведущего:

- Сначала похвали, потом сделай замечание,

- Избегай обобщенной критики, критика должна конкретной,

- Вырази свое чувство и опиши без оцнок то, чем ты недоволен,

- Старайся ограничиться конкретным вопросом и не переходи «на личности».

Упражнение в парах

Один критикует другого, партнер пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики. После упражнения необходимо дать возможность участникам поделиться своими чувствами, ощущениями. Попытаться неудачные критические замечания совместно превратить в конкретные конструктивные замечания.

Упражнение «Похвала по кругу»

Учащиеся по очереди говорят друг другу комплименты и принимают их.

Занятие 10

Цель занятия: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

Упражнение «Чемодан»

Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет товарищу в общении с людьми. Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть, чтобы жизнь его стала лучше. Затем «отъезжающему», который все это время находился в другой комнате, зачитывается и передается весь список. У него есть право задавать любой вопрос по прочитанному. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

Упражнение «Доверяющее падение»

Участники делятся на пары, один человек будет падать, другой — ловить. Ловящий чуть-чуть приседает на расстоянии примерно 9 см

позади партнера, чтобы успеть прервать падение. Падающий закрывает глаза и расслаблено падает на руки партнера, стараясь не подстраховываться во время падения. Партнеры меняются местами.

Упражнение «Фотография на память»

Ведущий («фотограф») расставляет участников группы близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определенное место.

Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке, рассказывает «историю этой фотографии». После этого «фотограф» занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. «Фотография на память» - готова.

В конце занятия ребятам предлагается анкета, а также проводится

диагностика по методике «Самооценка».

Приложение 1.

АНКЕТА

  1. Ф.И.О_________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. № группы, профессия, курс обучения______________________________

________________________________________________________________

3. Знали ли вы, что такое тренинг?___________________________________

4. Что ты ожидал (а) от тренинга?____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Соответствовало ли то, что было на тренинге твоим ожиданиям?

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что тебе понравилось на тренинге?______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что тебе не понравилось на тренинге?______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Изменились ли лично Вы (как человек, личность) за время тренинга?________________________________________________________

9. Если изменились, то что с Вами произошло_____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Кто еще из ребят, с твоей группы, с твоей точки зрения, поменялся и поменялся ли вообще?________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на тебя? На группу?___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Было ли скучно в группе? Когда?_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Было ли тебе страшно в группе? Когда?__________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время тренинга? О чем?_____________________________________________________________________________________________________________________________

15. Что из того, что Вы получили на тренинге, Вы можете использовать в повседневной жизни уже сейчас? ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Легче ли тебе стало анализировать особенности поведения окружающих тебя людей?________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Стал(а) ли ты лучше понимать себя?_________________________

18. Нужна ли была тебе такая тренинговая группа?__________________

19. Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов?_______________________________________________________

________________________________________________________________

20. Какие проблемы ты хотел(а) бы обсудить?___________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

21.3а кого в ходе тренинга ты переживал(а) особенно много?____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Что бы ты хотел(а) пожелать себе? Другим участникам тренинга? Ведущему? _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Самое важное для вас событие тренинга? Было ли оно? В чем оно заключалось?_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Коррекционного занятия для подростков оказание психолого-педагогической помощи и поддержки жертвам физического насилия «Агрессии быть, или не быть?».

Конспект коррекционного занятия для подростков

Методическая разработка занятия, направленного на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки жертвам физического насилия «Агрессии быть, или не быть?».

Педагог – психолог Е.В. Гончарова

Цель предлагаемого занятия: выявить агрессивные тенденции в поведении подростков посредством практических упражнений; снижение агрессивных проявлений, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное. Контингент потенциальных участников тренинга: Воспитанники детского дома среднего возраста Время: 1 академический час.

Материалы: листы бумаги, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия.1. Ритуал приветствия. Упражнение «Здравствуйте, это Я!».Цель: создание благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.Время: 5 минут.Техника проведения: подростки здороваются друг с другом, говоря фразу: «Здравствуйте, это Я!»».Инструкция: «Давайте поздороваемся друг с другом, произнося по очереди фразу: «Здравствуйте, это Я!».

2. Упражнение «Поезд».Цель: развитие группового взаимодействия и сотрудничества.Время: 5 минут.Техника проведения: игра проводится в круге. Сначала участники группы рассчитываются на первый-второй. Первые номера делают хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера делают два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу. Таким образом, имитируется стук колес поезда.Инструкция: «Давайте рассчитаемся на первый-второй. Первые номера делают хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения будем повторять по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу, имитируя стук колес поезда».

3. Мини-лекция «Эмоции в жизни человека».Время: 15 минут.Психолог. В жизни человек реагирует на всё, что окружает, на отдель¬ные факты и явления не бесстрастно, а определённым образом. В природе чувств сущест¬вуют как положительные эмоции, которые приносят приятные ощущения, так и отрицательные, при которых человек может потерять контроль над своим пове¬дением. При неконтролируемом поведении человек впадает в состояние аффекта.Что такое аффект. Аффекты – эмоциональные состояния, противоположные настроению. Это бурные, эмоциональные кратковременные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Человек теряет самоконтроль. Такие эмоцио¬нальные чувства, как гнев и агрессия – есть аффективные реакции, которые могут привести к самым не предска¬зуемым результатам.Гнев и агрессия - это, прежде всего, неумение справиться с самим собой. Мир и люди в нём не всегда соответствуют нашим желаниям. Если это происходит, мы пытаемся изменить ситуацию так, как нам кажется более правильным в данный момент. Не удаётся – мы злимся. Но от нашего гнева чаще всего тоже ничего не меняется, только ещё больше ухудшается наше настроение. Мы становимся всё более агрессивными.Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей. Существуют такие виды агрессии, как физическая (с применением физи¬ческой силы и нанесением ущерба здоровью) и вербальная (словесное оскорб¬ление, обзывание, ругательства).Агрессия — есть неприспособленность к социальной среде.Почему агрессивное поведение оказывает пагубное влияние на человека?Во-первых, в состоянии аффекта человек теряет возможность контроля.Во-вторых, агрессивный человек испытывает стрессовое состояние, т.е. сильное нервное напряжение, которое оказывает вредное воздействие на пси¬хическое здоровье человека.В-третьих, страдает физическое здоровье, при котором заболевают внутренние органы: система тонкого кишечника, сердца, сосудов, печени и т.д.И, наконец, агрессивный человек в момент озлобленности выглядит очень некрасиво, от этого появляются морщины, меняется выражение лица, ко-торое откладывает свой отпечаток и на весь характер.Вывод достаточно простой: чем больше человек проявляет агрессию по отношению к другому, тем всё больше он вредит самому себе.Ведь ещё римский философ Сенека сказал: «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой".

4. Упражнение - игра «Ругаться вслепую».Цель: уменьшить вербальную агрессию.Время :10 минут.Техника проведения: один из участников закрывает глаза и представляет какого-то человека (недруга). Ему предлагается высказать всё, что о нем думает. Затем обсуждаются чувства и эмоции.Инструкция: «Ведущий закрывает глаза и представляет какого-то человека (недруга) и высказывает всё, что о нем думает».Вопросы для обсуждения:Что вы чувствовали, когда «ругали» другого человека?Трудно ли было выражать свою агрессию?Что чувствовал человек, на которого была направлена эта «агрессия»?Что труднее, слушать или говорить самому?

5. Упражнение - разминка «Зоопарк».Цель: уменьшить вербальную агрессию.Время: 10 минут.Техника проведения: каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.Инструкция: «Представьте себя каким-либо животным, затем прогуливаясь в воображаемом вольере, старайтесь подражать его повадкам».Вопросы для обсуждения:Трудно ли вам было передавать качества выбранного животного?Удалось ли в полной мере подражать повадкам выбранного животного?Легко ли было узнать, кого изображает ваш партнер.

6. Упражнение «Портрет твоего врага».Цель: в проективной форме обнажить агрессию для активизации дальнейшей работы.Время: 10 минут.Материалы: листы бумаги и карандаши.Техника проведения: участникам предлагается нарисовать портрет человека, к которому они питают самые негативные чувства или агрессивные намерения, или написать его имя уродливыми буквами. Когда это будет сделано, все должны одно¬временно по команде скомкать или разорвать листы и бросить в приготовленную корзину для бумаг.Инструкция: «Нарисуйте на листе бумаги портрет человека, к которому испытываете самые негативные чувства, или напишите его имя уродливыми буквами. Затем по команде скомкайте или разорвите листы и бросьте в приготовленную корзину».Вопросы для обсуждения:Что вы испытывали, когда рисовали портрет своего недруга?Что вы чувствовали, когда разрывали получившийся портрет?7. Упражнение «Злая фигурка».Цель: перевести агрессивно настроенных участников из негативного эмоционального состояния в позитивное.Время: 10 минут.Техника проведения: Психолог предлагает собрать фигурку из всего плохого, злого и агрессив¬ного, что есть в каждом участнике группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои отрицательные качества («когти», «зубы», «шипы», «жала»). Существо, получившееся в итоге, полностью состоит из угловатого, кусающего, царапающего монстра. За¬тем его «сажают» на пустой стул и по команде, с одновременным нажатием кнопки, осуществляется «старт стула» в виртуальное межзвёздное пространство, где оно канет навеки.Инструкция: «Давайте соберем фигурку из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом из нас, а затем отправить в виртуальное межзвездное пространство, где оно навеки канет в пучину забвения».Вопросы для обсуждения:Какие чувства вы испытывали, когда собирали «злую» фигурку?Какие чувства у вас вызвала получившаяся фигурка?С каким настроением вы с ней прощались?

8. Упражнение-релаксация «Горячий воздушный шар».Цель: формирование адекватной оценки основным эмоциональным состояниям.Время: 5 минут.Техника проведения: подростки закрывают глаза и слушают голос педагога-психолога.Инструкция: «Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.Постепенно полностью расслабьтесь.Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.Рассмотрите эту картину как можно подробнее.Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем».Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы сейчас испытывает?Какие мысли у вас в голове?

9. Анализ занятия.Цель: получение обратной связи, выяснения степени усталости, активности, интереса к происходящему.Время: 10 минут.Техника проведения: участники делятся впечатлениями о тренинговом занятии.Инструкция: «Вот и закончилось наше очередное занятие. Я вам предлагаю поделиться своими мыслями, идеями, настроением.Что принес вам этот день?Что вам особенно понравилось?Расскажите о своем настроении до начала занятия и сейчас.Какое задание вам показалось вам очень сложным?Довольны ли вы своим поведением и собой?»

10. Ритуал окончания занятия «Прощание по кругу».Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.Время: 5 минут.Техника проведения: подростки прощаются по очереди и высказывают пожелания друг другу.Инструкция: «Давайте поблагодарим за проделанную работу. Пожелаем что-нибудь теплое и хорошее. До следующей встречи».

infourok.ru