В середине 20 века возникает новое направление в психологии, которое, в силу своей центрированности на личности, получило название гуманистического. Большое влияние на его развитие оказал персонализм. Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Наиболее широкого своего развития это направление достигло в США, а среди лидирующих фигур были: Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс (135, 177, 206).
Гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конструктивные признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности не может быть объективной, так как она представляется фрагментарной и конструируется либо как “система реакций” (Скиннер), либо как набор “измерений” (Гилфорд), структур типа Я, Оно и Сверх-я (Фрейд), ролевых стереотипов.
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате же, как утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к “рацио”, к способности оперировать абстрактными понятиями, а по другую – объект, данный в этих понятиях.
В докладе Ассоциации гуманистической психологии указывается, что с самого начала гуманистическая психология занималась изучением возможностей и способностей человека, к которым не обращается ни позитивизм, ни бихевиоризм, ни психоанализ, а именно – любовь, творчество.
Основные принципы гуманистической психологии выражены следующим образом:
Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью. Например, даже обреченный на смерть человек свободен по-разному чувствовать и вести себя при ее приближении.
Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его осознание “здесь и теперь”.
Поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.
Человек един и целостен. Эта цельность “Я” создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям или защитам, как во фрейдизме, ни к эпифеноменам бихевиоризма.
Из этих принципов гуманистической психологии вытекают следующие этические принципы:
В жизни человек несет ответственность за свои поступки.
Идеальные отношения между людьми основаны на взаимном признании, что каждый человек – творец своей собственной жизни. Каждый признает и ценит внутренний субъективный мир другого и себя. Такие эмоции человека как боль, конфликт, вина и др., составляют его внутренний опыт и поэтому также должны восприниматься доброжелательно.
Каждый человек живет только в настоящем моменте “здесь-и-теперь” , и именно он, момент, существенен для бытия.
Для людей, достаточно хорошо усвоивших гуманистическую этику, характерен поиск опыта, который приводит к развитию человека и его личности.
Наиболее часто идеи гуманистической психологии выдвигались учеными, работающими в прикладных областях психологии, так как ученому-практику было легче использовать методы исследования, основанные на новых идеях, так как над практическими психологами не столь сильно довлели господствующие в науке нормы и цели. Кроме того, по мнению психологов-гуманистов, знания, используемые на практике, не должны представлять собой теоретически завершенную модель, так как в этом случае их жесткая структура мешала бы проникновению в изменчивый мир другого человека.
Карла Роджерса по праву относят к виднейшим представителям гуманистической психологии. Гуманистическая психология понимается как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. С самого начала возникновения этого течения его последователи из среды известных психологов противопоставили себя бихевиоризму и психоанализу как негуманным и редукционистским подходам к человеку.
Предметом изучения у Карла Роджерса стала уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы.
На основе своей психологической концепции К. Роджерс разработал “клиент-центрированную терапию”, основой которой стало принятие клиентом ответственности за решение своих жизненных проблем. Это явилось новым качественным скачком в истории мировой психотерапии. Именно благодаря этому работы Роджерса очень популярны и в настоящее время, а его психокоррекционные методики используются специалистами из многих стран мира.
Все психологические теории Карла Роджерса являлись фундаментом в его психокоррекционных методиках. В них он прежде всего делал упор на “самостоятельность” клиента: в процессе работы с клиентом психотерапевт не должен навязывать ему своего мнения, а должен стараться подвести его к правильному решению, которое клиент примет сам. В результате такой работы и происходит то “озарение”, которое помогает переструктурировать самооценку, “переструктурировать гештальт”, что дает возможность человеку принять себя и окружающих, наладить общение с окружением, снять напряжение. По Роджерсу, основной мотив поведения человека - это стремление к актуализации, т. е. реализации своих способностей. Стремление к актуализации врожденно, в отличие от тенденции к равновесию (гомеостазису) часто связано не с уменьшением напряжения, а с его увеличением. Роджерс считает, что актуализация свойственна не только человеку, но и растениям и животным, присуща всему живому (Роджерс, 1994). Частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего Я, т. е. самоактуализации, что означает стремление индивида развиваться в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости, компетентности. По мнению Роджерса, в стремлении к актуализации участвует организмический процесс оценивания. Тот опыт, который усиливает Я человека, оценивается положительно, а тот, что угрожает или препятствует сохранению Я, оценивается организмом отрицательно и избегается. Роджерс указывает, что во взрослом возрасте контакт с организмическим процессом оценивания у многих людей теряется, что может вести к повышению тревожности и защитным реакциям.
Необходимо отметить, что при использовании термина “Я” Роджерсом имеется в виду его синоним “Я-концепция”, в структуру которой входят Я-реальное и Я- идеальное. Под Я-реальным понимается совокупность представлений человека о себе, оно фактически формируется на основе того опыта, который переживается человеком в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Кроме того, человек склонен представлять себя и в идеальном образе - видеть себя тем, кем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (идеальное Я). К этому идеальному Я и стремится приблизиться Я-реальное (Роджерс, 1994).
По мнению Роджерса, потребность в уважении, существующая у человека, заставляет его искать положительного отношения к себе со стороны окружающих, что может быть чревато отказом от той части переживаний, что не соответствует ожиданиям окружения. В результате возникает разлад между Я-реальным и той частью психики, от которой человек отказывается , что становится источником тревоги. Если же человек чувствует, что его принимает таким, каков он есть, то он будет склонен раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Из этого следует, что личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между Я-реальным человека и его чувствами , мыслями, поведением , что позволяет ему приблизиться к своему Я-идеальному, а именно в этом, по Роджерсу, суть актуализации. Если же актуализации не происходит, то могут возникать тревога и нарушения психологической адаптации ( в том числе и неврозы ), которые могут быть результатом несоответствия между Я-реальным и жизненным опытом, с одной стороны, и между Я-реальным и Я-идеальным, с другой.
Актуализация своих возможностей и способностей ведет, по Роджерсу, к развитию “ полноценно функционирующего человека”. “Такой человек движется к полному знанию себя и своего… опыта. Он открыт этому опыту…, может воспринимать его без защитных реакций, не боится, что осознание… чувств, ощущений и мыслей скажется на его самоуважении. Его “Я” вытекает из его... опыта, и этот опыт не искажается, чтобы соответствовать… представлению о себе… Этот опыт… выражается... средствами коммуникации. Такой человек не лицемерит.. . . Оптимально актуализуясь, такой человек насыщенно живет.. это эмоциональный и в то же время рефлексивный человек.. в качестве... источника информации использует скорее свои ощущения, чувства и мысли, чем советы... Такие люди свободны в выборе своего жизненного пути,... они свободны выбирать и ответственны за последствия выбора… Самоактуализуясь, люди становятся более творческими. Полноценно функционирующий человек не обязательно адаптирован к своей культуре, будучи членом общества, он не конформен и не является его пленником” (Роджерс, 1997).
Анализируя вышесказанное, становится понятным, что Роджерс уже делает попытку выявить структуру самоактуализации. Кроме этого, автор выделяет условия, необходимые для этого процесса:
безусловное принятие и вера в развитие индивидуума со стороны окружения, искренность, конгруэнтность этого окружения, эмпатическое понимание.
Таким образом, анализируя взгляды Роджерса на проблему самоактуализации, необходимо отметить, что теория автора, с нашей точки зрения, обладает достаточной степенью стройности, тем более, что исследователь вычленил структуру самоактуализации и провел анализ условий, необходимых для ее осуществления
Техники, разработанные К.Роджерсом, великолепно раскрывают гуманистическую парадигму в работе с клиентами. Излагаем их по книге Фейдимена и Фрейгера (206).
Инструментарий
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ. РЕАЛЬНАЯ И ИДЕАЛЬНАЯ САМОСТЬ
Ниже приводится список прилагательных, выбранных как возможные различные личностные характеристики. Разделите лист на четыре колонки, в левой напишите столбиком прилагательные, в остальных трех колонках делайте соответствующие пометы. В первой отметьте те характеристики, которые применимы к вам. Эти характеристики должны отражать то, каким вы знаете себя, независимо от того, характеризует ли так вас кто-нибудь еще. В следующей колонке “Как другие видят меня”, отметьте те качества, которые, как вам кажется, указали бы люди, вас знающие. В последней колонке, “Идеальная самость”, отметьте те качества, которые описывают вас в наилучшем виде. Помните, что речь идет о вашей идеальной самости, не о намалеванном святом, с которым вы не могли бы отождествиться.
Список прилагательных: бодрый, упорный, шумный, ответственный, витающий в облаках, беспокойный, требовательный, чванливый, искренний, честный, возбудимый, незрелый, смелый, жалеющий себя, честолюбивый, спокойный, индивидуалистичный, серьезный, дружелюбный, зрелый, артистичный, умный, равный, идеалистичный, понимающий, теплый, расслабленный, чувствительный, сексуальный, активный, милый, эгоистичный, проницательный, нежный, самоуверенный.
Предполагается, что никто из нас не является таким, как описывают эти прилагательные, все время, так что не волнуйтесь по поводу того, что, назвав себя бодрым, вы не всегда бодры.
Теперь вы можете обвести кружком те прилагательные, где возникает определенное расхождение между столбцами. Это— возможные моменты инконгруентности в вашей жизни. Не так уж важно, много ли найдется таких строчек. Мало кто из тех, кто проделал это упражнение, оказались целиком конгруентными.
Если вы хотите, можете продолжать это упражнение. Вы можете работать небольшими группами, обсуждая свои несоответствия, или вы можете завести дневник, отмечая в нем то, что с ними связано. В качестве классной работы можно разыграть в ролях любую из трех колонок, чтобы посмотреть, как вы будете чувствовать себя в одной из выявившихся структур самости.
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы помочь вам осознать природу самости как описывает ее Роджерс. Хотя он не выделяет специально самость, как ее видят другие, мы ввели эту колонку для прояснения идеи конгруентности в повседневной жизни.
СЛУШАНИЕ И ПОНИМАНИЕ
Вот упражнение из статьи Роджерса “Общение: блоки и усовершенствование”. Он предлагает способ усовершенствования понимания других. “В следующий раз, когда вы ввяжетесь в спор с женой или другом, или в небольшой компании друзей, приостановите дискуссию на момент и ради эксперимента установите правило: каждый может сказать свое только после того, как он точно пересказал мысли и чувства, выраженные говорившим до него, так что тот выразит согласие с пересказом. Вы увидите, что это значит. Это значит, что прежде чем представить свою точку зрения, будет необходимо реально обрести точку зрения говорившего ранее, понять его мысли и чувства настолько хорошо, чтобы вы смогли их подытожить удовлетворительно для него. Это кажется - просто, не правда ли? Но тот, кто попробует это сделать, обнаружит, что это одна из труднейших вещей, за которую он когда-либо принимался. Однако, если вы научитесь видеть точку зрения другого, ваши собственные комментарии радикально изменятся. Вы также обнаружите, что эмоции, сопровождающие дискуссию, успокоятся, различия уменьшатся, а те, которые останутся, станут более рациональными и понятными.
САМОСТЬ ПРОТИВ ИДЕАЛЬНОЙ САМОСТИ
Составьте список того, чем вы в себе недовольны: недостатков, изъянов, ограниченностей, используя полные предложения. Например:
1. “Во мне 10 фунтов лишнего веса” (около 4,5 кг).
2. “Я несколько жаден, в особенности в отношении своих книг”.
3. “Мне никогда .не понять математических рассуждений”. Перепишите эти утверждения как расхождение между вашей реальной самостью и идеальной самостью. Например: 1. “Моя идеальная самость весит на 10 фунтов меньше, чем я”. 2. “Моя идеальная самость щедра, она охотно дает книги почитать или даже дарит их друзьям, которым они нужны”. 3. “Моя идеальная самость—хороший математик, не профессионал, но способна легко учиться и запоминать выученное”. Оцените свою идеальную самость. Не покажется ли вам, что некоторые из ваших пожеланий нереалистичны? Нет ли оснований полагать, что вы могли бы изменить некоторые из целей, которые предполагаются вашим идеальным самоописанием? Есть ли для этого причины?
ТЕРАПЕВТ, ЦЕНТРИРОВАННЫЙ НА КЛИЕНТЕ
Выберите партнера, с которым вы хотите работать. Решите, кто из вас сначала будет терапевтом, а кто — клиентом. Клиент рассказывает терапевту историю, правдивую или нет, потенциально способную привести в замешательство, которую трудно рассказать (например, случаи, когда вы лгали, или мошенничали. или были неадекватны, несправедливы и т. п.).
Терапевт старается максимально понимать то, что рассказывает клиент, слушая так, что может повторить то, что рассказали. В качестве терапевта переформулируйте то, что слышите, чтобы быть уверенным что вы понимаете то, что говорится. Вы Как терапевт не должны принимать точку зрения правоты или неправоты, не должны давать совета, утешать или критиковать. Вы должны продолжать относиться к клиенту как к равному человеческому существу, что бы он вам ни рассказал.
Это—трудное упражнение. Постарайтесь отметить моменты, когда вам захотелось комментировать, когда вы начинаете судить, жалеть, когда клиент начинает вас раздражать или беспокоить. Вы можете заметить, что трудно одновременно сознавать собственные переживания и поддерживать позитивное внимание. Вы обнаружите, что не так уж трудно притворяться ведущим себя подобным образом, но постарайтесь сознавать ваши актуальные чувства.
Поменяйтесь ролями, пусть тот, кто был терапевтом, будет теперь клиентом. В качестве клиента вы можете почувствовать, каково воздействие того, как вас слушает, на то, о чем вы собираетесь рассказать.
Это упражнение много требует как от клиента, так и от терапевта. Его цель не в том, чтобы дать вам представление о терапии, центрированной на клиенте, а чтобы вы представили себе требования, которые Роджерс полагает необходимыми для эффективного консультирования и терапии.
[К1]
cyberpedia.su
Карл Роджерс является одним из основателей концепции гуманистической психологии. Разработанная им теория, получившая название феноменологической, и основанный на ней психотерапевтический метод «Клиентцентрированной терапии», очень популярны и влиятельны в научных кругах.Основные идеи феноменологической концепции Роджерса:
1.Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие «феноменальное поле».
2.Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет кэффективному личностному развитию, а низкая — к внутренним конфликтам, тревожности, невротическому развитию.
3. Самоактуализация, контакт со своей индивидуальностью, возможный только в ситуации жизни в настоящем, — главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность к невротизации.
4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т. е. способности меняться в зависимости от ситуации.
5.Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования.
Т. о. созданная Роджерсом концепция личности имеет огромную популярность, а разработанный им метод психотерапии, ориентированный на клиента, активно используется как в психологическом консультировании, так и в психотерапии. Также на его основе был создан метод групповой психотерапии и коррекции, основанный на посещении так называемых «групп встреч». В настоящее время этот метод групповой работы является одним из ведущих, причем не только в психологии, но и в медицине и педагогике.
www.psyvsem.ru
На представления Роджерса о психологии, так же, как и Фрейда, повлиял личный опыт работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате клинических наблюдений Роджерс сделал вывод, что основа человеческой природы ориентирована на движение к определенным целям, конструктивна, реалистична и позитивна по своей сути. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдельные цели и способным их добиваться. Он не был согласен с мнением о том, что люди от природы злы и грешны. Роджерс допускал, что люди иногда бывают злы и деструктивны, могут совершать аморальные поступки – но это моменты, когда люди ведут себя не в соответствии с истинной внутренней природой.
Роджерс вводит термин «полностью функционирующая личность», когда ничто не мешает человеку проявлять свою внутреннюю природу, они представляют собой позитивные и разумные создания, которые хотят жить в гармонии с собой и с другими. Роджерс разделял позицию Маслоу о том, что люди имеют фактически неограниченный потенциал самосовершенствования. При этом в их теориях существует три различия:
1. Роджерс считал, что личность и поведение являются функцией когнитивных процессов, а Маслоу считает, что поведение и опыт человека являются результатом действия иерархии потребностей.
2. Теория Роджерса была сформулирована в результате работы с людьми, имеющими психические проблемы, он концентрировался на терапевтических условиях, которые способствовали бы самоактуализации. Маслоу же, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы изучать здоровую личность.
3. Роджерс тщательно изучал как происходит процесс самоактуализации и что способствует склонности человека к самосовершенствованию врожденного потенциала. Маслоу эти процессы практически игнорирует.(21)
Тенденция актуализации
Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Таким образом, важнейшая и, по Роджерсу, единственная потребность человека – актуализировать себя, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.
Роджерс считал, что ничего нельзя объяснить, используя по отдельности специфические мотивы (голод, безопасность, половое влечение и т.д.) Например: голод традиционно рассматривался в психологии как самостоятельный мотив. Роджерс считал, что голод – это лишь часть господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, голод необходим для самосохранения. Потребность достижения – одно из проявлений потребности в самоактуализации.
Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений или воздействий тенденция актуализации выразится естественно посредством разнообразных форм поведения. Он определяет тенденцию актуализации как единственный центральный источник энергии в организме человека. Тенденция самоактуализации – это биологический факт, а не психологический феномен, она берет начало в физиологических процессах организма. На органическом уровне она выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода и т.п.), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинания, исследования, перемены и т.д. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.
Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения, она, наоборот, подразумевает повышение напряжения. Роджерс отрицает редукционистскую теорию поведения, он считал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Роджерс утверждал, что подобная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям и животным, но и всему живому. Фактически жизнь эволюционирует потому, что хочет эволюционировать.
Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции самоактуализации. Эта установка отражается в термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: первичный оценочный процесс. Люди могут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности и развивающие ее. И наоборот, они оценивают негативно те переживания, которые они воспринимают как препятствующие их актуализации.
Феноменологический подход к личности
Психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми.
Роджерс настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не изучив его субъективной интерпретации событий. Таким образом, он был решительно против утверждений Скиннера о том, что поведение человека – это простая реакция на стимульную ситуацию. Роджерс отвергал теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. Поведение не определяется прошлыми событиями, оно – результат субъективного восприятия человека окружением.
Пример: «Почему человек ведет так враждебно?»
Фрейд: «Он терпел лишения и оскорбления, когда был ребенком».
Роджерс: «Он рассматривал мир, как опасное место и считает, что его не любят и не могут полюбить».
Я-концепция
Я-концепция является определяющей в системе взглядов Роджерса. Первоначально он рассматривал самость как бессмысленный термин, не дающий никакой практической пользы. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно Роджерс осознал, что самость или «Я - концепция» это самый значительный элемент в опыте человека. Поэтому целью пациента является именно достижение этой «реальной сущности». Таким образом, Я или самость – это дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека. Это совокупность представлений человека о самом себе, о том, что он из себя представляет. Я-концепция включает в себя множество образов: Я – родитель, Я – студент, Я – сосед, Я – член спортклуба и т.п. Я-концепция включает не только восприятие того, какие мы есть, но то, какими мы хотели бы стать. Этот компонент называется Я-идеальное.
Понятие Я – концепция обладает рядом свойств:
1. Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, т.е. структура Я может быть понята в терминах процессов восприятия, таких, как фигура – фон, завершение и сходство и т.п.
2. Я-концепция пространственна по природе и считал, что она представляет собой организованную, последовательную и интегрированную систему восприятия, т.е. несмотря на то, что «Я-концепция» постоянно меняется, она всегда сохраняет качества цельной системы, гештальта. Неважно, насколько человек меняется – у него всегда сохраняется чувство внутренней целостности, понимание того, что он тот же самый человек.
3. Я-концепция – это нечто глубоко интегрированное в психику, она символизирует главную часть сознательного опыта человека.
4. Я-концепция включает бессознательные процессы, следовательно ей нельзя дать рабочее определение и исследовать экспериментально.
Развитие личности
Для Роджерса неважно, через какие стадии проходит личность в своем развитии, и в каком возрасте эти стадии наступают. Он сосредотачивается на том, как оценка индивида другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя.
На стадии формирования Я контролируется исключительно организмическим оценочным процессом, т.е. младенец оценивает каждое новое преступление с позиции того, способствует оно или нет тенденции актуализации.
По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, развитие самости в значительной степени определяется процессом социализации. Отсюда вытекают условия, важные для развития Я – концепции:
1. Потребности в позитивном внимании. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание возникновения самости, она всепроникающа и устойчива. Эта потребность направлена на себя – человеку необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе – это приобретенная потребность, которая проявляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании.
2. Условные ценности. Дети очень впечатлительны и подвержены влиянию значимых для них людей. Для социализации типично, что дети учатся потому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Если дети ведут себя иным образом, у них появляется опыт позитивного «внимания». Таким образом, появляются условия ценности, т.е. обстоятельства или условия, при которых человек будет переживать позитивное внимание. Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание и одобрение только в том случае, если демонстрируют те формы поведения, которые от них ожидают. Роджерс считает, что условия ценности причиняет ущерб гармоничному развитию личности. Ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть и добиваться этого. В таких условиях ребенок учится оценивать себя как личность только с точки зрения «выгодности».
3. Безусловное позитивное внимание. Очевидно, что никто не может быть полностью свободным от условий ценности, но можно получить позитивное внимание независимо от того, какое поведение демонстрирует человек. Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил или не выполнил какое-то условие, а просто так. Единственный способ не вмешиваться в самоактуализацию ребенка – дать ему безусловное позитивное внимание. Такой подход не означает отсутствия дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Он означает только то, что ребенка должны ценить и любить независимо от того, что он делает.
Механизмы защиты
Защита, по Роджерсу, - поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которых – сохранить целостность Я-структуры, т.е. защита усиливает и сохраняет самоуважение человека. Роджерс разработал только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму несоответствия между Я и окружением: искажение восприятия и отрицание.
Искажение восприятия происходит тогда, когда травмирующее переживание допускается в сознание, но только в форме, допустимой для сохранения самооценки. Например: студент считает себя достаточно способным человеком, но на экзамене, причем заслужено, получает двойку. Естественно, никто не признает себя бездарностью, а будет считать, что ему не повезло, профессор несправедливо ставит оценки. Такое выборочное восприятие или искажение Роджерс характеризовал как рационализацию. В таком случае переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятным.
Отрицание используется гораздо реже, человек сохраняет целостность своей Я – структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается каждый раз, когда человек отказывается признаться себе в том, что переживание в принципе имело место. Если отрицание доведено до крайности, могут иметь место психологические последствия более тяжелые, чем нарушение самооценки. Конечным результатом отрицания может быть паранойя, бред и другие психические расстройства.
Психотерапия, центрированная на клиенте (Client – centered therapy)
Метод психотерапии, предложенный Роджерсом, имеет один главный принцип – все эффективные формы психокоррекции основаны на взаимоотношениях между людьми. Он утверждал, что качество личных отношений между психотерапевтом и клиентом – это единственный фактор, обеспечивающий успешность терапевтического вмешательства. Вторым аспектом проведения психотерапии является эмоциональный климат, в котором происходит общение.
Первоначально подход Роджерса был назван недирективной терапией. В ее основе лежит предположение, что клиент обладает способностью к самостоятельному целенаправленному изменению личности. Такой подход позволяет психотерапевту быть гораздо менее директивным по отношению к клиенту – обходиться без прямых указаний и установок. Психотерапевты роджеровского направления никогда не дают советов, не отвечают на вопросы «Как же поступить?» и не задают вопросов. Вместо этого терапевт пытается отразить то, что сообщил клиент и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения. Главная задача недирективного психотерапевта – как можно более точно отразить клиенту то, что он сам чувствует и думает.
studfiles.net
Карл Рэнсом Роджерс (1902 — 1987) американский психолог, создатель клиент-центрированного направления в психотерапии и один из отцов гуманистической психологии.
Феноменологическая психология — направление психологии понимающее личность с точки зрения подхода феноменологии, философского направления начала 20 века.
В основе идей Карла Роджерса в том, что касается его теории личности и психотерапевтического подхода, лежит феноменология, которая, стараниями ее отца-основателя Эдмунда Гуссерля (1859-1938) и его последователей, стала, возможно, одним из самых заметных направлений философской мысли 20 века.Поэтому, чтобы понять основные идеи Роджерса по поводу человеческой личности, совершенно необходимо хотя бы в двух словах ознакомится с основными положениями этого философского направления.
Эдмунд Гуссерль
Немного информации о том, что такое феноменология.Моментом рождения учения можно считать публикацию книги Э. Гуссерля «Логические исследования», где центральной идеей выступает понятие интенциональности.Под этим термином понималось свойство человеческого сознания (как имманентно ему присущее) быть всегда направленным на определенный объект. Это с неоспоримостью доказывает сам факт восприятия сознанием чего бы ни было, как существующего (то есть очевидный факт нашего постоянного мгновенного внимания к объекту). Под определенным объектом здесь понималось все что угодно, от фиксации на определенной идее или мыслях в сознании, до физического объекта, существующего во «внешнем» мире. Нетрудно понять, что понятие «внешний» в феноменологии было весьма и весьма субъективным, ибо очевидно, что каждый индивид самостоятельно проводит границу между субъектами и объектами.
Феноменология предполагала интенциональность, как единственно возможную основу для меры всех вещей (физических и психических феноменов), это означало, что такой мерой способно быть лишь человеческое сознание.
Это свойство сознания становится в каждый момент бытия непосредственным опытом, и это стало основной для феноменологической идеи, утверждающей идею тождества бытия и чистого сознания в состоянии его мгновенной интенциональности. В рамках такой системы координат сознание человека не могло быть предметом эмпирического изучения, но лишь непосредственным опытом самого познающего субъекта, что утверждалось как чистый смысл или трансцендентальное Я.
Такая точка зрения на сознание человека, последовательно доведенная до логического завершения, означала, что и наша материальная (или, так называемая, объективная реальность) и внутренний мир (психическая реальность) есть ни что иное, как результат субъективной интерпретации индивидуальным сознанием человека в конкретный момент времени (здесь и сейчас).
А раз дело обстоит именно так, то из всего этого вытекает логичный вывод о том, что человек изначально вполне свободен определять свою судьбу и оказывать влияние на свою жизнь, в полной мере используя свои врожденные возможности и способности, и эти возможности изначально заложены в нем самой природой.
Такие рассуждения и легли в основу личностного подхода Роджерса.
Помимо этого, принципиальной позицией Роджерса было то, что человек в своей основе несет позитивный заряд и стремится к совершенству, а именно, ко все большей самостоятельности, зрелости и актуализации своих возможностей, что же касается деструктивного поведения, которое демонстрирует довольно много людей, то оно возникает вследствие игнорирования этими индивидами своей настоящей внутренней природы.
Такой взгляд, вероятно, мог бы показаться весьма наивным, если бы не основывался на более чем 30 летнем опыте Роджерса в психологической работе с клиентами, а наибольшая ценность его теории и состоит именно в том, что как и в случае с Зигмундом Фрейдом, она основана на непосредственном опыте его работы как психотерапевта, то есть на наблюдениях за конкретными людьми.
Карл Роджерс, как и Маслоу, является одним из зачинателей направления гуманистическая психология, поэтому, было бы уместно сказать, что вышеизложенное вполне согласуется с позицией последнего. Тем не менее, во взглядах ученых было по крайней мере три существенных различия.
Принято считать, что они заключаются в следующем.
Абрахам Маслоу
— Первое, это разница в интерпретации причин результатом которых являлось поведение человека (его действия).
Как уже было сказано, поскольку Роджерс был сторонником феноменологического подхода, он считал, что истоки поведения лежат во внутреннем опыте индивида, который (условно) включал в себя интегрированное сочетание восприятий внешнего и внутреннего мира. Иначе говоря, субъективная интерпретация человеком внутренних и внешних событий приводила к намерению (мотиву), которое заканчивалось действием (поведением).
Что касается Абрахама Маслоу, то он был сторонником своей иерархической мотивационной теории, которая говорила о том, что исток поведения человека это его потребность.
— Второе, как и в случае с Фрейдом, теория Роджерса была создана, как результат его психологической работы с клиентами, а значит, все выводы были сделаны на основе изучения материала связанного с людьми, имеющими те или иные психологические проблемы.
Что же касается Маслоу, который в отличие от Роджерса и Фрейда не занимался психологической помощью клиентам, то он всегда говорил об некоторой предвзятости их подхода, именно в связи с акцентом на психологические аномалии, то есть он настаивал на том, что в психологической теории личности должно ориентироваться именно на здорового индивида.
— Третье, Маслоу фактически игнорировал период развития личности и его влияние на способность человека к последующей самоактуализации, хотя и упоминал о том, что существуют критические моменты развития, когда личность наиболее подвержена фрустрациям со стороны внешних условий.Что касается Роджерса, то он также не делил развитие личности на какие то особые этапы, как это делал Фрейд. Вместо этого, он делал акцент на то, что каждый ребенок в процессе роста в наибольшей степени зависит от наличия или отсутствия позитивного внимания со стороны окружения и, в зависимости от этих условий врастал либо в полноценно функционирующую личность, либо в личность обусловленную теми или иными психопатологиями.
Тем не менее, в главном их взгляды ровно совпадали, а именно в том, что человек изначально обладает стремление вперед и при наступлении подходящих условий немедленно начинает реализовывать программу позитивного саморазвития (актуализации).
Comment
xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai
Карл Рэнсом Роджерс – психолог, лидер гуманистического направления психологии. Уникальность его методов заключалась в универсальности и широком спектре использования. Наряду с Абрахамом Маслоу разрабатывал «Я-концепцию» – это в психологии означает формирование личности в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Профессор активно работал над созданием и развитием личностно-ориентированной психотерапии. Признается одним из первых представителей гуманистической психологии.
Особенность методологии, разработанной Роджерсом, в ее универсальности. Использовать ее можно как для групп, так и для индивидуальной работы, вне зависимости от таких факторов, как вид деятельности человека, религиозные взгляды. Помимо направленности воздействия, метод отличен тем, что может использоваться для урегулирования внутриличностных, межличностных и даже межгрупповых конфликтов. Третье направление уникальной терапии Роджерса – работа с широким спектром проблем клиентов. Это могут быть проблемы профессионального характера, сложности в любви и взаимоотношениях, иные психологические трудности. Особое внимание уделил Карл Роджерс браку и его альтернативам.
Особенная эффективность системы Роджерса проявилась во взаимодействии с детьми посредством игры. Успех имела также групповая терапия, суть которой заключается в помещении человека в искусственно созданную группу для наблюдения за его поведением.
Родился Роджерс 8 января 1902 года в штате Иллинойс, в чикагском предместье, которое носило название Оук-парк. Карл был средним ребенком, четвертым из шести. У него было четверо братьев и одна сестра. Семья Роджерсов жила в достатке, отец трудился инженером, смог достичь некоторых высот и финансово обеспечивал семью. В ранние годы Роджерс ни в чем не нуждался. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он вместе с семьей отправился жить на западную чикагскую ферму, где и провел юность.
Карл Рэнсом Роджер всегда отмечал, что вырос в благополучной семье, где родители всегда любили детей и отличались особой чувствительностью. Однако единственной проблемой была бескомпромиссная религиозная позиция родителей. Несмотря на то что к маме и папе дети испытывали любовь и искренние эмоции, с возрастом догматичная приверженность фундаменталистским взглядам стала обрастать множеством вопросов и непониманием со стороны отпрысков.
У Карла Роджера не было хороших друзей, только братья и сестра. Поэтому мальчик много времени уделял чтению, предпочитая оставаться наедине с какой-нибудь приключенческой книгой. Любовь к чтению и жажда знаний заставляли Роджерса хвататься за любую литературу, будь то словарь, энциклопедия или обычный справочник. Несмотря на скучную юность, биография Карла Роджерса достаточно яркая и насыщенная.
Карл отмечал, что никогда не участвовал в школьной деятельности вне уроков. За весь период обучения он сменил порядка трех школ, в каждой из которых не задерживался более двух лет. Из-за жизни на ферме путь в школу был не близким, поэтому времени на участие во внеклассной деятельности совсем не оставалось. В школьные годы мальчик жил в так называемой социальной изоляции. Но это не мешало ребенку учиться на отлично. Выдающиеся результаты Роджер демонстрировал в английском языке и естественных науках.
Время, проведенное на каникулах, также не было захватывающим и интересным: каждое лето мальчик работал на ферме до седьмого пота, поэтому об общении с друзьями и речи не шло. Если верить биографии Карла Роджерса, именно благодаря этому у него возник небывалый интерес к изучению природы.
Чтобы совместить приятное с полезным, он, занимаясь выполнением поручений родителей по хозяйству, записывал свои наблюдения о растениях и животных. Это превращало работу до изнеможения в своего рода игру. Мальчик коллекционировал и выращивал определенный вид ночных бабочек и изучал о них все, что только можно было найти в то время 14-летнему ребенку.
После окончания школы Карл твердо был уверен, что свяжет свою жизнь с сельским хозяйством и станет фермером. В 1919 году Роджерс отправился на обучение в Висконсинский университет, пошел по стопам родителей. При определении с профилем выбор пал на научное земледелие.
Со второго курса Роджерс с головой ушел в религию, был завсегдатаем конференций, проходящих под девизом: «Наставляйте в христианской вере мир нашего поколения». В результате спустя некоторое время парень твердо решил готовиться к деятельности пастора.
И только в 1922 году случилось то, что полностью изменило течение жизни Роджерса. В тот год в Пекине проходила конференция Всемирной студенческой христианской федерации. Роджерс вместе с девятью другими студентами был избран для поездки на данное мероприятие.
Практически полгода Карл провел за границей, где изучал не только религиозные, но и культурные отношения, которые фактически были противоположны устоявшимся традициям в его собственной семье. Длительное пребывание в восточной части земного шара перевернуло мир Роджерса с ног на голову. Его взгляды стали более лояльными и либеральными, а изученная информация поставила под сомнение божественность Иисуса. Можно сказать, что данная поездка освободила Карла от религиозных родительских «сетей».
Путешествие на Восток стало новым витком в жизни будущего психолога. Он возвратился в Висконсин и получил историческое образование в 1924 году. Роджерс прошел всего лишь один курс психологии (заочно).
Учеба подошла к концу, и Роджерс принял решение женится. Его невестой стала Хлен Элиот – однокурсница в Висконсине, которую Карл знал с самого детства. После обручения новоиспеченные муж и жена отправились в Нью-Йорк в либеральную объединенную теологическую семинарию. Жизнь в Нью-Йорке впечатлила Роджерса до глубины души, от отзывался о ней, как о возбуждающей и волнующей душу. Этот переезд был глотком свежего воздуха: Карл нашел новых друзей, проработал идеи и совершенно по-новому влюбился в жизнь, привычные вещи.
В семинарии он пришел к выводу, что у пастырей и психологов общая цель, которая заключается в помощи нуждающимся людям. Однако очарование религией постепенно растворялось, сменяясь разочарованием и скептицизмом. На последнем курсе Роджерс перевелся из теологической семинарии в Учительской колледж Колумбийского университета. Там он и получил образование в сфере психологии, как клинической, так и педагогической. Уже в 1928 году Роджерс стал магистром, а в 1931-м – доктором наук. Клиническая психология стала неотъемлемой частью его жизни.
После получения степени доктора Карл приступил к работе психолога в Нью-Йорке, в обществе по предотвращению жестокости к детям. Фактически следующие 10 лет он занимался с неблагополучными детьми, разбираясь в их проблемах. Этот опыт серьезно повлиял на дальнейшее развитие биографии Карла Роджерса. Профессор стал директором Рочестерского центра помощи, но был на 100 % уверен, что эта должность должна принадлежать психиатру, а не психологу.
В 1939 году была выпущена в свет работа Роджера, которая носила название «Клиническое лечение проблемного ребенка». После публикации Карлу сразу же предложили перейти на работу в Университет Огайо профессором кафедры психологии.
Прошел всего год, и в 1940-м Роджерс отправился в Колумбийский университет, чтобы начать карьерный путь с нового листа. Это решение способствовало признанию заслуг ученого в области только развивающейся клинической психологии. Он успешно привлекал к работе талантливых сотрудников, публиковал работы, делился взглядами по поводу психотерапии. Уже в 1942 году Роджерс выпустил книгу «Консультирование и психотерапия», основанную на двухлетнем опыте работы. Помимо этого, разрабатывалась «я-концепция» (это в психологии система представлений индивида о самом себе, осознаваемая им часть личности, как указывалось выше). Разрабатывалась данная теория с широко известным в психологии человеком – А. Маслоу.
В 1945 году Роджерс вступил в должность профессора психологии и перешел в Чикагский университет, где по совместительству работал директором университетского центра консультаций. Высокое положение в университете предоставило шанс Роджерсу организовать консультативный центр для студентов последних курсов и аспирантов, где у них была возможность работать на равных с профессионалами.
К самому продуктивному периоду в жизни профессора можно причислить этап с 1945 по 1957 год. В то время он упорно трудился в Чикагском университете. Результаты проводимых исследований актуальны и по сей день. Логическим завершением бурного периода работы стал выпуск в 1951 году Карлом Роджерсом книги «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория».
Этот период был сложным для профессора. Работая с тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был почти на грани срыва, поэтому отправился в трехмесячный отпуск, чтобы прийти в себя. По возвращении домой Карл обратился за терапией к своему бывшему студенту. Тогда он отметил, что работа консультативного центра была небесполезной, ведь ученый вырастил настоящих профессионалов своего дела, на которых мог положиться. На этом биография Карла Роджерса не заканчивается.
1957 год ознаменовался тем, что Роджерс вернулся в Университет Висконсина для работы в отделениях психологии и психиатрии. В этот период профессор активно углубился в изучение и лечение больных шизофренией. Исследования и работа проводились в Государственном психиатрическом госпитале. Но признания эти исследования не получили, так как в процессе Роджерс столкнулся с рядом проблем. Часть коллектива была категорически против его подхода.
Уже в 1964 году Карлу Роджерсу пришлось уволиться из Висконсинского университета и отправиться в Западный институт бихевиоральных наук, который располагался на просторах Калифорнии. Это была благотворительная организация, целью которой были гуманистические исследования межличностных отношений. Через четыре года Роджерс перешел в Центр по изучению человека, где работал до самой смерти.
Умер профессор 4 февраля 1987 года в возрасте 85 лет от сердечного приступа во время операции на сломанном бедре. Внесенный Карлом Роджерсом вклад в психологию неоценим, а биография поистине впечатляющая.
Перед смертью Роджерс активно ездил по миру с лекциями и семинарами, на которых наглядно демонстрировал принципы работы клиент-центрированной терапии. Профессор был удостоен множества наград, а его вклад в науку неоценим. Цитаты Карла Роджерса разлетелись по миру, но самым популярным стало следующее высказывание:
Я выразил идею, для которой пришло время, как будто камень был брошен в воду и поднял рябь.
К основным представителям гуманистической психологии следует также отнести Шарлотту Бюлер, К. Гольдштейна, Абрахама Маслоу, Гордона Олпорта.
fb.ru
Карл Роджерс (1902–1987)
Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно — ориентирован — ная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете в университетском городке.
Личностно — ориентированная терапия — подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом. Отличается прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента.
Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента (как это было и в ортодоксальном психоанализе), Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.
Страницы жизни
Карл Роджерс родился в городке Оук Парк, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно довлело над ним тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Он сообщал, что именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста, хотя ждать, пока оно во что — то выльется, пришлось довольно долго.
Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого, однако еще долгое время ему не удавалось изжить в себе зависимость от верований своих родителей. Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разного рода сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности.
Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. «В тот период, — писал он, — меня постоянно посещали причудливые фантазии, и, скорее всего, любой психиатр определил бы их как шизоидные. Но, по счастью, я не встречался тогда с психиатрами» (Rogers. 1980. Р, 30).
И лишь в возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию (Rogers. 1967). Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.
Роджерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 году в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе по предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 году он начал академическую карьеру. Рождерс преподавал в университетах штатов Огайо. Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теория и метод психотерапии.
Самоактуализация
Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации (Rogers. 1961). Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать — дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке — Роджерс называл это позитивным вниманием[147], — то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход скорее всего интериоризи — руется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью.
Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации.
Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:
? открытость по отношению к опыту любого типа;
? намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;
? способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;
? чувство свободы в мыслях и поступках;
? высокий уровень творчества.
Роджерс описывает достигшего наиболее полного раскрытия человека в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализи — ровавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью» (On Becoming a Person) (Rogers. 1961).
Комментарии
Личностно — ориентированная терапия Роджерса оказала большое влияние на развитие психологии. Эта теория была хорошо встречена психологами, прежде всего из — за акцента на личностном начале в человеке. Критике же этот подход подвергали в основном за отсутствие ясности в вопросе о врожденных предпосылках и потенциале самоактуализации, а также за постоянное подчеркивание роли сознательных факторов в ущерб роли бессознательного в психической жизни человека. В остальном же и теория Роджерса, и его метод терапии получили признание и широко используются как в научных исследованиях, так и в клинической практике.
Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии. В 1946 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации, а также получил награды «За выдающиеся научные достижения» и «За выдающийся профессиональный вклад».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
– человек целостен и должен изучаться в его целостности;
– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;
– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;
– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.
48. Общая характеристика экзистенциальной психологии (Виктор Эмиль Франкл, Ирвин Ялом).
Несмотря на то, что Э. п. обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, к-рые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление сознания и развитие. Э. п. также содержит уникальные элементы, к-рые можно уяснить при более тонкой классиф. моделей актуализации и достижения совершенства (actualization and perfection fulfillment models).
Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми др. чел. систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни, формированию индивидуальности и достижению совершенства и — при наличии поддержки и одобрения со стороны окружающих — представляет собой автоматический, телеологический и относительно легкий процесс. Развитие чел. прекращается или направляется по ложному пути только тогда, когда поддержка людей, с к-рыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной.
В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом к-рых и яв-ся Э. п.) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что, согласно теориям достижения совершенства, чел. развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением чел., нежели дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря к-рым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации.
Э. п. исходит из того, что склонность чел. символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего соц., биолог. и физ. опыта яв-ся врожденной, чисто челов. способностью. Использование этой когнитивной способности придает опыту индивидуализированный (субъективный) смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, к-рый уже был у чел. в прошлом. Э. п. не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями.
С т. зр. Э. п., в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести — через стимуляцию символизации, воображения и оценки — к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие — в силу его природы — весьма трудный и болезненный процесс.
Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то Э. п. отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Осн. задача раннего развития ребенка — научиться воспринимать самого себя как выносливого и смелого чел. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие — в идеале — должны принять его самовыражение и создать обстановку, к-рая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха, а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как личность, способную держать слово, контролировать себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие — более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и идеализма, когда освобождаются от родительской опеки и отстаивают ценности, к-рые должны определить их собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни.
Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях а) себя как людей, к-рые способны — через принятие решений и интерпретацию их последствий — влиять на собственный соц. и биолог. опыт, и б) об-ва как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей. Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией (unity) и новаторством. Биолог. и соц. опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. Мужество помогает им воспринимать сомнения как неизбежных «спутников» выработки собственного мнения, и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им — благодаря пристальному вниманию к себе и общей рефлексивности — свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности.
Напротив, молодые люди, раннее развитие к-рых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни.
Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей соц. ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биолог. и соц. опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.
В Э. п. немного систематических исслед. Большинство экзистенциальных психологов — психотерапевты, к-рые пропагандируют свои идеи, опираясь на конкретные эпизоды из собственной практики. История болезни Эллен Вест, описанная Бинсвангером, и мн. случаи из практики Босса (1963) иллюстрируют экзистенциальный подход к пониманию челов. поведения.
Известны и др. исслед., к-рые хоть и предпринимались без оглядки на экзистенциальные теории, тем не менее могут рассматриваться как принципиальное эксперим. подтверждение их состоятельности. Напр., Тайлер обобщила результаты, полученные многими авторами, изучавшими личность. Она выявила немало доказательств существования когнитивной структуры обработки вероятностной информ. (possibility-processing cognitive structure) у тех людей, для к-рых выбор — признак творческой жизни и возможность проявить собственную индивидуальность. Тж релевантны и многочисленные исслед. внутреннего и внешнего локуса контроля, начало к-рым было положено работами Роттера, Симена и Ливеранта. Функционирование на основе внутренней ориентации приводит к индивидуалистическому поведению, а внешняя ориентация ведет к конформности. Накопление данных, полученных с помощью шкалы соц. желательности, тж можно рассматривать как принципиальное эмпирическое подтверждение справедливости экзистенциального подхода. Картина, к-рая при этом вырисовывается, позволяет предположить, что чем выше оценка по этой шкале, тем красноречивее поведение и самовосприятие чел. свидетельствуют о его заинтересованности в том, чтобы быть внимательным, последовательным и компетентным; те же, чей интерес поверхностен, демонстрируют отсутствие заботы об окружающих и принципиальное нежелание знать правду о себе. Мн. результаты этих исслед. подтверждают справедливость экзистенциальной трактовки конформистского стиля жизни.
Э. п. возникла как последовательный, целостный подход к пониманию челов. поведения и к влиянию на него. Мн. ее идеи, касающиеся образования, методов лечения и проведения исслед., оказывают разностороннее влияние на психологов.
studfiles.net