Ваш малыш выделяется среди других детей: он «живчик» и «вечный двигатель»? Как только утром делает первый шаг, то сразу бежит куда-то, опережая самого себя? Или он задает тысячу вопросов и одновременно старается открутить очередную деталь от старого радиоприемника?
Если всё это про вашего малыша, то, возможно, вы — родители ребенка, у которого синдром гиперактивности.
Однако не спешите расстраиваться из-за того, что ваш кроха страдает от этого недуга. Вероятно, он здоров и всего лишь спешит познать окружающий его мир. Ведь подвижность, любопытство, непоседливость — это естественные стремления маленького человечка и проявления его характера.
Поэтому давайте попробуем разобраться в некоторых понятиях и в самом заболевании, а также в загадочных абривиатурах, которые могут появиться в медицинской карточке вашего ребенка после посещения невропатолога.
Как правило, на первый план проявления недуга выходит избыточная активность малыша. Однако чаще всего основная проблема заключается в том, что ребенок не может сконцентрировать свое внимание надолго на чем-то конкретном, из-за чего у него возникают проблемы с обучением и памятью. Поэтому это заболевание получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
В зависимости оттого, что превалирует (гиперактивность или дефицит внимания) выделяют три варианта течения СДВГ:
I. Синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания.
II. Изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, эти детки постоянно «витают в облаках», они тихие и спокойные, но плохо концентрируют свое внимание.
III. Сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Этот вариант встречается наиболее часто.
К сожалению, с каждым годом количество детей, которые страдают от этого недуга, становится всё больше и больше.
· Наследственная предрасположенность
Предполагают, что заболевание развивается из-за мутации в генах, регулирующих обмен дофамина (специфического вещества, участвующего в передаче нервных импульсов). Нередко у малыша с СДВГ есть близкие родственники, которые имели подобные нарушения в детстве.
· Неблагоприятные факторы, возникающие во время беременности и родов
Примерно в 60-70% случаев они играют ведущую роль в развитии этого недуга. Сюда относят всякие «мелочи», которые быстро забываются, как только становится ясно, что самое страшное осталось позади:
* угроза прерывания беременности и внутриутробная гипоксия (кислородное голодание) плода,
* токсикоз, стресс (даже пустяковая обида), курение и нерациональное питание во время беременности,
* стремительные или затяжные роды, кесарево сечение.
* поражения центральной нервной системы ребенка во время беременности и родов, недоношенность (вес при рождении менее 2500 гр.).
· Социально-биологические факторы
Как правило, толчок к развитию недуга дает несколько факторов в совокупности, которые ведут к возникновению минимальных мозговых дисфункций (ММД). При этом состоянии не возникает грубых нарушений структур головного мозга, но есть какие-то минимальные их повреждения.
ММД ведет к тому, что нервная система малыша начинает работать по-особенному: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Хотя в норме между ними должно быть некое равновесие.
В результате кроха легко загорается, у него много энергии, которая выплескивается через край. Однако, к сожалению, остановится вовремя и самостоятельно он уже не может.
Дорогие мамы, при синдроме дефицита внимания или гиперактивности грань между патологией и нормой зачастую очень тонка. Поэтому наличие или отсутствие у вашего ребенка заболевания может определить хороший специалист только после комплексного обследования. Но, чтобы обратиться к нему, вы должны понять «претендует» ли вообще ваш малыш на этот диагноз.
Итак, приступим…
· Ребенок не знает ни минуты покоя: он суетлив, постоянно двигается (часто без определенной цели) или ёрзает на месте, голова вертится в разные стороны. Если малыш не суетиться сам, то его руки находятся в постоянном движении: он что-то теребит, барабанит пальцами и так далее.
· Нередко у крохи появляются неуклюжие движения. Поэтому он частенько «не вписывается в поворот», роняет или ломает вещи, проливает чай или молоко. В результате вокруг ребенка постоянный хаос, он всё время ходит в синяках и ссадинах.
· У малыша с СДВГ недостаточный самоконтроль: даже если он устал, то продолжает двигаться, а, выбившись из сил, начинает истереть и плакать. Он не может сосредоточить свое внимание на чем-то конкретном хотя бы на некоторое время.
· У крохи есть проблемы со сном: он засыпает с трудом и спит недолго, излишне бодрствует, часто вздрагивает или вскрикивает во время сна.
· Такой особенный ребенок гораздо более сложен во всем: достаточно какого-то минимального воздействия, чтобы у него началась неконтролируемая реакция — смех, плач.
· Малыш задает много вопросов, но не дослушивает ответы на них, поскольку быстро отвлекается.
· Нередко такой особенный ребенок с трудом адаптируется в коллективе. В силу своей нетерпеливости он конфликтует со сверстниками и взрослыми, не признает авторитетов, не способен предвидеть последствия своего поведения. Таким образом, образуется «порочный круг», который может усугубить уже имеющиеся проблемы с обучением.
· У малыша с СДВГ нередко нарушена мелкая моторика. Поэтому ему трудны скрупулезные действия: завязывание шнурков, застегивание пуговиц и другие.
Кроме того, иногда ему сложно нарисовать мелкие детали или закрасить рисунок так, чтобы попасть в контур.
Зачастую у ребенка нарушена письменная речь: некоторые слова он может не дописать или начать писать их с второй-третьей буквы. То есть у него мысли опережают действия. Причем ребенок может несколько раз проверить написанное, но так и не заметить своих описок, что еще раз подтверждает наличие у него синдрома дефицита внимания.
Нередко самые первые признаки недуга появляются рано: еще в возрасте до одного года. Малютка очень чувствителен к внешним раздражителям: звукам, искусственному свету, маминым манипуляциям, которые связаны с уходом. У крохи громкий плач и ему трудно остановиться.
Когда малыш начинает посещать детский сад, становится понятным, что проблема лежит гораздо глубже. Поскольку зачастую воспитатели жалуются, что ребенок неуправляем, расторможен, неспособен сконцентрировать свое внимание и усидеть на занятиях, а также выполнить минимальные требования. Причина такого поведения заключается в том, что центральная нервная система крохи неспособна справится с новыми требованиями.
Как правило, ситуация усугубляется в разы, когда ребенок начнет посещать подготовительную группу или школу. Это связанно с тем, что на несозревшие мозговые структуры усиливаются нагрузки (физические, психические), которые вызывают переутомление. В результате малыш становится неуравновешенным и вспыльчивым. У него может понизиться самооценка, а также появиться тики (подергивание века, частое моргание и другие), головные боли, беспричинный страх и даже заикание. Это приводит к низкой успеваемости в школе — несмотря на высокий интеллект.
Разумеется, у каждого ребенка признаки заболевания появляются не все и не сразу, а степень их выраженности варьирует. Поэтому заболевание может протекать в легкой, средней и тяжелой форме.
Так, когда же вы должны забить тревогу? Как понять, что ваш малыш нуждается в помощи?
· Говорить о дефиците внимания можно, если у ребенка в течение шести месяцев постоянно наблюдаются любые шесть из ниже перечисленных симптомов:
o трудно сосредотачивается на задании, и не может выполнить его без ошибок,
o не доводит начатую работу до конца,
o не может организовать порядок своих действий,
o часто отвлекается, выполняя задания (посмотреть в окно, выпить воды и так далее),
o отказывается от занятия или работы, которая требует усидчивости,
o не вслушивается в слова, даже если они обращены к нему,
o забывает ежедневные дела (убрать постель, умыться, одеться и так далее), часто теряет вещи,
· Говорить о гиперактивности можно, если у ребенка в течение шести месяцев непрерывно наблюдаются четыре любых из ниже перечисленных симптомов:
o постоянно двигается, ёрзает, почесывается и так далее,
o не может усидеть на уроках, вскакивает с места без разрешения,
o бегает без определенной цели «как заведенный», карабкается куда-то (даже в ситуациях, когда это неуместно),
o не может спокойно отдыхать, играть и соблюдать правила игры,
o кричит «с места» на уроках или, не дослушав до конца вопрос, начинает отвечать на него,
o не дожидается своей очереди (например, в игре).
Ребенок с СДВГ одинаково ведет себя везде (дома, в садике, в школе, во дворе) и со всеми (сверстниками, взрослыми). Тогда, как обычный малыш может быть непоседливым и беспокойным дома, но в садике, с малознакомыми людьми или в гостях кроха ведет себя куда спокойнее.
P.S. Если вы подозреваете у своего малыша синдром гиперактивности, обязательно обращайтесь к специалистам: невропатологу (он назначит лекарственные препараты при необходимости) и по возможности к нейропсихологу (он предложит определенную коррекционную программу именно для вашего малыша). Поскольку, чем раньше вы начнете лечение, тем больше шансов, что ваш малыш нормально адаптируется в коллективе, у него будет хорошая успеваемость в школе, а, повзрослев, он сможет полностью себя реализовать.
О коррекции этих проявлений и правилах для родителей гиперактивных детей - следующая статья Гиперактивный ребенок: что делать!
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
врач-ординатор детского отделения
фото: http://globallookpress.com/
www.u-mama.ru
В каждом детском саду или начальных классах школы есть «настоящее шило в попе», гиперактивный ребенок, который ни минуты не способен посидеть спокойно. Его просто распирает, он проявляет неуемную энергию, все время вскакивает, лихорадочно бегает, что-то хватает, кричит… Раньше таких детей считали невоспитанными, педагогически запущенными, а сейчас им ставят диагноз «гиперактивность«.
Если совсем уж по медицински — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Гиперактивность у детей — это сверх повышенная активность, склонность моментально отвлекаться, не умение концентрироваться на каком-то одном занятии длительное время. Все это сопровождается нервным возбужденным состоянием.
Часто такие детки шокируют своим поведением, раздражают, приводят в ужас взрослых, занимающихся воспитанием, от них стонут и отчаянно ругают учителя, воспитатели, часто и любящие родители от такого поведения дитяти далеко не в восторге. Ведь он, этот обормот, ничего не запоминает, сколько не повторяй! Он крутится, он подрывает дисциплину в группе! Юла, вечный двигатель, живчик, шустрик — и это не самые серьезные высказывания в его адрес.
Конечно большинство деток шебутные, но когда это переходит все границы.. Как же определить, по каких признакам, что у вашего ребенка гиперактивность?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей проявляет себя так:
1. Ребенок не может оценить самого себя, понять, что он поступает как-то не так.
2. Настроение колеблется очень сильно и в малых временных пределах. На дню по десять раз могут быть и слезы, и истерический смех.
3. Характерны мелкие кинезы (мелкие нервные движения) — покачивание, дрыгания ногами, кручение пальцев и т. п.
4. Все время клацает переключателем каналов телевизора, долго не в состоянии определиться и остановиться на чем-то одном.
5. Такой ребенок легко начинает гневаться, раздражаться.
6. Самооценка чаще занижена.
7. Часто конфликтует со сверстниками.
8. Плохо переносят неудачи.
9. Вскакивает, пересаживается, залезает на шкаф в неподобающей обстановке.
10. Очень много и быстро говорит.
11. Часто лжет, может воровать дома и других местах (школа, магазин, родственники), слыть хулиганом.
Не обязательно вы отыщете в своем чаде все эти напрягающие признаки, но даже половина из них уже тревожный знак. Иногда таких деток можно спутать с подрастающими холериками… Показательным отличием будет то, что ребенок-холерик, если его серьезно заинтересовать, сможет просидеть на месте более 10 минут и отвлечется только тогда, когда сильно устанет.
Токсикозы во время беременности, асфиксия средней и тяжелой степени, всевозможные интоксикации, черепно-мозговые травмы (упал с качелей, уронили с пеленального стола), инфекционные болезни нервной системы (менингит, энцефалит).
Могут повлиять на развитие синдрома гиперактивности и недостатка внимания стремительные и затяжные роды, применение щипцов и других родовспомогательных инструментов, игнорирование советов матерью бросить курить хотя бы на время беременности.
Но чаще невропатологи таким гиперактивным деткам ставят диагноз ММД ( минимальная мозговая дисфункция)
Немаловажную роль играет и генетический фактор. Возникновение гиперактивности вот так с бухты-барахты не возможно, на все есть причина, просто бывает, что вредность, повлиявшая на развивающийся мозг, не была установлена.
Гиперактивность детей чаще всего выступает вкупе с дефицитом внимания и импульсивностью.
Как же проявляет себя синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?
1. Ребенок не может сосредоточиться на чем-то более 5 минут.
2. Не слушает, что говорят другие.
3. Не в состоянии соблюдать инструкцию.
4. Часто теряет вещи, оставляет на площадках игрушки.
5.Часто все забывает.
6. Легко отвлекается.
7. Трудно обучаем, как письму, так и стройной речи.
1. Не может дождаться очереди.
2. Начинает отвечать, не дослушав до конца вопрос.
3.Вмешивается в разговор других, прерывает говорящего.
4. Не умеет подчиняться правилам.
На сегодняшний день 35% детей гиперактивны, а это, на минуточку, каждый третий. Мальчишек по статистике больше в два раза.
И вот что страшно, что некоторые мамы наивно надеются, что их ребенок «перерастет», с возрастом все изменится, но в том-то и дело, что изменения эти мало кого способны порадовать.
Но и отчаиваться и рвать волосы на голове на поводу этого диагноза у ребенка не стоит.
Обилие мыслей у таких детей могут сделать их творчески одаренными. Из истории известно, что подобные диагнозы были поставлены Моцарту и Эйнштейну. Просто к такому ребенку нужен такой же неординарный подход, как и он сам.
Конечно, дома создать гиперактивным детям условия проще, в школе, в садике для него слишком много руководящих указаний и правил. Да и ведет себя такой ребенок, когда один и когда он находится в коллективе совершенно по- разному. Один на один результаты его несравненно лучше.
Впрочем, домашнее обучение — крайняя мера. Сначала стоит попытаться наладить контакт с учителем, может, он пойдет на некоторые уступки дисциплине и поможет создать для гиперактивного ребенка условия в классе.
Как справиться с гиперактивным ребенком в школе?
1. Сажать такого малыша на первую парту, меньше отвлекающих факторов.
2. Нагрузку увеличивать постепенно.
3. Если нужно вытереть доску или переставить предмет, просить именно гиперактивного ребенка, ему жизненно необходима смена активности.
4. Чаще устраивать физкультурные пятиминутки.
5. Если не успел что-то доделать на уроке, давать ему персональное домашнее задание.
6.Не сажать на одну парту двух гиперактивных, это будет похлеще приличной дымовухи, принесенной в класс.
7. Не создавать таким детям цейтнот времени.
Но, естественно, это только подпорки, основные усилия в деле коррекции детского поведения выпадут на долю родителей.
Что делать, если ребенок гиперактивный? Как воспитывать гиперактивного ребенка?
1. Обязательно нужна консультация психиатра и психотерапевта. «Ярлыков» не стоит бояться, если не прибегать ни к чьей помощи, может стать еще хуже в плане ярлыков. Сверстники бывают гораздо жестче, чем взрослые, и запишут в психи в пол тычка.
2. Соблюдать последовательность в домашних правилах и мерах наказания.
3. Стараться держать свои собственные эмоции в рамках. Не показывать ребенку своего раздражения.
4. Любое позитивное поведение поощряйте.
5. Следите за речью в общении с ребенком, говорите медленно, членораздельно. Не ставьте сразу несколько задач.
6. Четкие ограничения свобод, поменьше всяких «нельзя».
7. Четкое расписание ежедневных дел. При нарушении гибкость, спокойствие и настойчивость. Не получилось сегодня, получится завтра.
8. Не ругайте все время своего ребенка, критиковать можно поступок, а не личность, и то недолго.
9. Очень полезны пальчиковые игры, вязание крючком, собирание пазлов, рисование, штриховка, лепка, бисероплетение. Если вы что-то потеряли, попросите помочь найти ребенка.
10. Число товарищей по играм ограничивать одним-двумя, чтобы не было у вашего чада перевозбуждения.
11.Желателен успокаивающий нервную систему вид спорта — плавание, гимнастика, или требующий сосредоточения, овладения собственной энергией, какие-нибудь восточные практики, типа у-шу.
12.Не делать несколько дел одновременно, игрушка одна, если достали другую, первую спрятать, так же и в отношении уроков, на столе, кроме учебника и тетради, ничего не должно отвлекать внимания. Тем более под запретом фоновый телевизор или магнитофон.
Задача специалиста в первую очередь — предупредить конфликтные ситуации и примирить «ваше шило» с окружающей реальностью, коррекционная работа должна удовлетворять некоторым условиям…
1. Работа с таким ребенком должна проводиться в привлекательной эмоционально-игровой форме, что стимулирует самоконтроль и снижает нагрузку на неокрепшую психику.
2. Подборка таких игр и занятий, которые тренировали какую-то одну функцию, одновременно тренировать внимание и импульсивность, к примеру, совершенно не возможно. И если вы учитесь запоминать стихи, то вовсе не обязательно, чтобы ребенок сидел за столом. Он может стоять хоть на голове, главное, чтобы от стихов не отвлекался.
Если вам есть, что сказать о гиперактивности ребенка, синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей, то милости прошу.
japsix.ru
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.
гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух–трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ). Так называемый синдром дефицита внимания (СДВ) весьма часто отмечается у гиперактивных детей; в этих случаях говорят о наличии у ребенка СДВГ. Основной признак синдрома – это неспособность ребенка сосредоточиться; другие признаки – гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость – бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании.
СДВГ встречается в США у 3–5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.
Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – наркомания у матери, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства.
ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты, в частности амфетамины. Эффективность применения других медикаментозных средств или специальных диет остается неясной. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов.
Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.
К сожалению, некоторые дети так никогда и не избавляются от гиперактивности; у них больше шансов стать в дальнейшем хроническими алкоголиками или психически больными людьми. Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.
См. также ВИТАМИНЫ.
Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Фобии и страхи»
Чего больше всего боятся трискаидекафобы?
www.krugosvet.ru
Долгие годы повышенная возбудимость и неумение сосредоточиться считались естественной возрастной особенностью. Педагоги прошлого писали о «буйном нраве» и «дикой резвости» ребенка, которые необходимо усмирить посредством воспитания. Само же воспитание многими рассматривалось как привитие ребенку дисциплины. Если желаемого результата достичь не удавалось, такая неудача относилась на счет труднообъяснимых индивидуальных особенностей характера, а также упущений в воспитании, которое, вероятно, было недостаточно строгим.
Переход к массовому школьному обучению заставил внимательнее рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненную природу их ума и характера. Французские авторы Ж. Филипп и П. Бонкур в книге «Психические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык книга вышла в 1911 году) среди «психически ненормальных учеников», наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников. Приводимое ими описание настолько узнаваемо, что любой современный практик легко дополнит его конкретными примерами: «В школах сперва квалифицируют неустойчивых как недисциплинированных. Это банальное название остается за ними до тех пор, пока воспитатель не заметит, что все их поведение имеет болезненное происхождение. Эти ученики не терпят никакого руководительства, так как не могут поспевать за ним. Их физическая подвижность прямотаки изумительна: они никогда не сидят на одном месте и каждую минуту без причины вскакивают изза стола. Играя, они быстро переходят от одной игры к другой. Их умственная подвижность ничуть не меньше: едва принявшись за чтение, они уже хотят писать и считать». Авторы также отмечают: «Не следует забывать о двух типах недисциплинированных: один – сознательный, самопроизвольный…. другой – болезненный. Описанный нами тип имеет болезненную основу, а именно патологическое состояние нервной системы. Это – больные… В интересах будущего таких детей на них надо воздействовать одновременно медицинскими и педагогическими приемами».
Хорошо известны медицинские приемы, которые использовались в подобных случаях. Это были общеукрепляющие физиотерапевтические процедуры – небесполезные, но крайне малоэффективные в педагогическом плане, а также лекарственные препараты успокаивающего, или, иначе говоря, тормозящего действия. Что же касается педагогических методов, то Ж. Филипп и П. Бонкур без особого энтузиазма характеризуют их так: «Только опытному воспитателю, привыкшему соразмерять свое преподавание с умственной вместимостью своих учеников и давать его в строго размеренных дозах, удается поддерживать некоторое время вечно подвижное и рассеянное внимание таких учеников. Но и тогда даже ученик все скоро забывает, и, чтобы вбить какиелибо понятия в его неустойчивые мозги, приходится постоянно прибегать к повторению и к вдалбливанию (martellement). Отсюда вытекает необходимость ограничиваться самым элементарным, не охватывая слишком обширное поле изучения».
В отечественной психологопедагогической науке Г. также уделялось внимание, однако отнюдь не первостепенное. Так, В.П. Кащенко выделял широкий спектр нарушений характера, к которым, в частности, относил и «болезненно выраженную активность». В его посмертно изданной книге «Педагогическая коррекция» читаем: «Каждому ребенку присуща подвижность как телесная, так и психическая, т. е. мыслей, желаний, стремлений. Это его психофизическое свойство мы признаем нормальным, желательным, крайне симпатичным. Странное впечатление производит ребенок вялый, малоподвижный, апатичный. С другой стороны, чрезмерная жажда движения и деятельности (болезненно выраженная активность), доведенная до неестественных пределов, также привлекает наше внимание. Мы тогда отмечаем, что ребенок постоянно находится в движении, не может сидеть спокойно ни одной минуты, ерзает на месте, болтает руками и ногами, смотрит по сторонам, смеется, забавляется, вечно о чемто болтает, на замечания не обращает внимания. Самое мимолетное явление ускользает от его уха и глаза: он все видит, все слышит, но весьма поверхностно… В школе такая болезненная подвижность создает большие затруднения: ребенок невнимателен, много шалит, много болтает, без конца смеется над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный. Не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого ребенка нет тормозов, нет должного самоконтроля. Все это вызывается ненормальной мышечной подвижностью, болезненной умственной, а также общепсихической активностью. Эта психомоторная повышенная активность находит затем свое крайнее выражение в психической болезни, называемой маниакальнодепрессивным психозом».
Описанный феномен Кащенко относил к «недостаткам характера, обусловленным преимущественно активноволевыми моментами», выделяя также в качестве самостоятельных недостатков отсутствие определенной цели, рассеянность, импульсивность поступков. Признавая болезненную обусловленность этих явлений, он предлагал в основном педагогические способы их исправления – от специально организованных физических упражнений до рационального дозирования учебной информации, подлежащей усвоению. С рекомендациями Кащенко трудно поспорить, однако их расплывчатость и обобщенность вызывают сомнения в их практической пользе. «Необходимо научить ребенка желать и приводить в исполнение свои желания, настаивать на них, словом, осуществлять их. Для этого полезно давать ему задачи разной трудности. Эти задачи в течение долгого времени должны быть доступны ребенку и усложняться лишь по мере развития его сил». Это бесспорно, но едва ли достаточно. Совершенно очевидно, что на таком уровне решать проблему не удается.
С годами бессилие педагогических методов коррекции Г. становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники Г. следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.
Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок ответственности» за данную проблему – ретикулярная формация. Этот отдел ЦНС «отвечает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможен. Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом.
В зарубежной науке, преимущественно американской, особое внимание было уделено также когнитивному компоненту – нарушениям внимания. Был выделен особый синдром – дефицит внимания с гиперактивностью – AttentionDeficit Hyperactivity Disorder (ADHD). Многолетнее изучение этого синдрома позволило выявить его чрезвычайно широкую распространенность (по некоторым сведениям, им страдают от 2 до 9,5 % детей школьного возраста во всем мире), а также уточнить данные о причинах его возникновения. Разные авторы пытались связать детскую Г. со специфическими морфологическими изменениями. Начиная c 70х годов особый интерес исследователей привлекают ретикулярная формация и лимбическая система. Современные теории в качестве области анатомического дефекта при СДВГ рассматривают лобную долю и прежде всего – префронтальную область. Представления о вовлечении лобной доли при СДВГ основываются на сходстве клинических симптомов, наблюдающихся при СДВГ и у больных с поражением лобной доли. У пациентов обеих групп отмечаются выраженная изменчивость и нарушенная регуляция поведения, отвлекаемость, слабость активного внимания, двигательная расторможенность, повышенная возбудимость и отсутствие контроля импульсов.
Определяющую роль в формировании современной концепции СДВГ сыграли работы канадской исследовательницы когнитивистской ориентации В. Дуглас, впервые в 1972 г. рассмотревшей дефицит внимания с аномально коротким периодом его удерживания на какомлибо объекте или действии в качестве первичного дефекта при СДВГ. При уточнении ключевых характеристик СДВГ Дуглас в своих последующих работах наряду с такими типичными проявлениями этого синдрома, как дефицит внимания, импульсивность моторных и вербальных реакций и Г., отметила необходимость существенно большего, чем в норме, подкрепления для выработки поведенческих навыков у детей с СДВГ. Одной из первых она пришла к выводу о том, что СДВГ обусловливается общими нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне регуляции психической деятельности, но отнюдь не элементарными расстройствами восприятия, внимания и двигательных реакций.
Работы Дуглас и послужили основанием для введения в 1980 г. году в классификации Американской психиатрической ассоциации DSMIV и затем в классификации МКБ10 (1994) диагностического термина «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Согласно самой современной теории, дисфункция лобных структур может быть обусловлена нарушениями на уровне нейромедиаторных систем. Становится все более очевидно, что основные изыскания в данной области относятся к компетенции нейрофизиологии и нейропсихологии. Это, в свою очередь, диктует и соответствующую специфику коррекционных мероприятий, которые и по сей день, увы, остаются недостаточно эффективными.
В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что Г. может иметь внешнее сходство с целым рядом иных состояний: реакциями нка психотравмирующие ситуации, неврозами, астеноневротическим синдромом при заболеваниях внутренних органов, психопатиями, гипоманией, ЗПР, аутизмом, шизофренией и др. Г. необходимо разграничивать с нормальной, свойственной детскому возрасту повышенной двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями темперамента.
vocabulary.ru
Гиперактивный ребенок – это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью. Ранее наличие гиперактивности в анамнезе малыша считалась патологическим минимальным расстройством функций психики. Сегодня гиперактивность у ребенка относят к самостоятельному недугу, который носит название СДВГсиндром. Характеризуется она увеличенной двигательной активностью детей, неусидчивостью, легкой отвлекаемостью, импульсивностью. Одновременно с этим у индивидуумов с высоким уровнем активности отмечается уровень интеллектуального развития, отвечающий их возрастной норме, а у некоторых индивидов, даже выше нормы. Первичные симптомы повышенной активности реже встречаются у девочек и начинают обнаруживаться уже на раннем возрастном этапе. Данное нарушение считается довольно распространенным расстройством поведенческо-эмоционального аспекта психических функций. Дети с синдромом чрезмерной активности заметны сразу в окружении остальных малышей. Такие крохи не могут спокойно усидеть ни минуты на одном месте, они постоянно двигаются, редко доводят дела до окончания. Симптомы гиперактивности наблюдаются практически у 5% детского народонаселения.
Поставить диагноз гиперактивность у ребенка возможно только после длительного наблюдения специалистами за детским поведением. Некоторые проявления повышенной активности можно заметить у большинства детей. Поэтому так важно знать признаки гиперактивности, главным из которых является невозможность концентрации внимания длительное время на одном явлении. При обнаружении данного признака нужно учитывать возрастную принадлежность малыша, так как на различных этапах детского развития неспособность сосредоточить внимание проявляется неодинаково.
Ребенок, страдающий повышенной активности чересчур неусидчив, он постоянно ерзает или мечется, бегает. Если малыш находится в постоянном бесцельном движении и у него наблюдается неспособность концентрации внимания, то можно говорить о гиперактивности. Также действия малыша с повышенной активностью должны обладать некой долей взбалмошности и бесстрашием.
К признакам гиперактивного ребенка относят неумение соединять слова в предложения, устойчивое желание брать все в руки, незаинтересованность в прослушивании детских сказок, неспособность ожидать своей очереди.
У гиперактивных детей отмечается снижение аппетита наряду с повышенным чувством жажды. Таких малышей тяжело уложить спать, как в дневное время, так и в ночное. Дети постарше с синдромом повышенной активности страдают заниженной самооценкой. Они остро реагируют на совершенно обычные ситуации. Наряду с этим их довольно сложно утешить и успокоить. Дети с данным синдромом чрезмерно обидчивы и довольно раздражительны.
К явным предвестникам гиперактивности в раннем возрастном периоде можно отнести нарушения сна и понижение аппетита, низкую прибавку в весе, беспокойство и повышенную возбудимость. Однако нужно учитывать, что всем перечисленным признакам могут быть и другие причины, не связанные с гиперактивностью.
В принципе, психиатры считают, что диагноз повышенная активность можно поставить малышам только после преодоления ими возраста 5 или 6 лет. В школьном периоде становятся более заметными и выраженными проявления гиперактивности.
В обучении ребенок с гиперактивностью характеризуется неумением работать в коллективе, наличием сложностей с пересказом текстовой информации и сочинением рассказов. Межличностные взаимоотношения с ровесниками не складываются.
Гиперактивный ребенок нередко проявляет агрессию в отношении окружения. Он склонен не выполнять учительские требования на уроках, отличается неусидчивостью на занятиях и неудовлетворительным поведением, часто не выполняет домашние задания, одним словом, такой малыш не подчиняется установленным правилам.
Гиперактивные малыши, в большинстве случаев, чересчур болтливы и крайне неловки. У таких детей, обычно, все выпадает с рук, они все задевают или обо все ударяются. Более выраженные трудности наблюдаются в мелкой моторике. Таким деткам тяжело самостоятельно застигнуть пуговицы или завязать себе шнурки. У них обычно некрасивый почерк.
Гиперактивного ребенка в общих чертах можно описать как непоследовательного, нелогичного, неусидчивого, рассеянного, непослушного, упрямого, неряшливого, неуклюжего. На старшем возрастном этапе неусидчивость и взбалмошность, обычно, уходят, но невозможность концентрации внимания остается, иногда на всю жизнь.
В связи с вышесказанным к постановке диагноза повышенной детской активности следует относиться с осторожностью. Также нужно понимать, что даже если у малыша и существует в анамнезе диагноз гиперактивность, то это не делает его плохим.
Родители гиперактивного ребенка должны, в первую очередь, обратиться к специалистам для установления причины возникновения данного синдрома. Такими причинами может быть генетическая предрасположенность, другими словами, наследственные факторы, причины социально-психологического характера, например, климат в семье, условия проживания в ней и т.д., биологические факторы, к которым относят различные поражения головного мозга. В случаях, когда после установления причины, спровоцировавшей появление гиперактивности у ребенка, назначается соответственное лечение терапевтом, такое как массаж, соблюдение режима, прием медикаментозных средств, его необходимо выполнять неукоснительно.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми, в первый черед, должна вестись родителями малышей, и начинается она с создания вокруг крох спокойной, благоприятной обстановки, так как любые расхождения в семье или громкие выяснения отношений только «заряжают» их отрицательными эмоциями. Любое взаимодействие с такими малышами, а в частности, коммуникативное, должно быть спокойным, мягким, ввиду того, что они крайне восприимчивы к эмоциональному состоянию и настроению близких, особенно родителей. Всем взрослым членам семейных отношений рекомендуется следовать единой модели поведения в воспитании чада.
Все действия взрослых в отношении гиперактивных детей должны быть направлены на выработку у них навыков самоорганизации, повышение самооценки, снятие расторможенности, формирование уважения к окружающим индивидам и обучение принятым нормам поведения.
Эффективным способом, побеждающим трудности самоорганизации, считается развешивание в помещении специальных листовок-памяток. С этой целью следует определить два наиболее важных и максимально серьезных дела, которые кроха сможет успешно совершить на протяжении светового дня, и написать их на листках. Такие листки следует вывесить на так называемой доске объявлений, например, в детской комнате или на холодильнике. Информацию можно отображать не только посредством письменной речи, но и при помощи образных рисунков, символьных изображений. К примеру, если малышу следует вымыть посуду, то можно нарисовать грязную тарелку или ложку. После того, как кроха выполнит поставленное поручение, он должен на листке-памятке напротив соответствующего поручения сделать специальную пометку.
Еще одним способом выработки навыков самоорганизации является использование цветовой маркировки. Так, например, для занятий в школе можно завести определенных цветов тетради, которые школьнику в дальнейшем будет проще отыскивать. С целью обучения ребенка наведению порядка в помещении также помогают разноцветные обозначения. Например, на ящики для игрушек, одежды тетрадей прикрепить различные по цветовой гамме листочки. Листы для маркировки должны быть большого размера, хорошо заметны и иметь различные рисунки, которые будут изображать содержимое ящиков.
В младшем школьном периоде занятия с гиперактивными детьми, главным образом, должны быть целеенаправлены на развитие внимания, выработку произвольной регуляции, тренировать формирование психомоторных функций. Также терапевтические методы должны охватывать отработку конкретных умений взаимодействия с ровесниками и взрослыми лицами. Первоначальная коррекционная работа с чрезмерно активным крохой должна происходить индивидуально. На данной стадии коррекционного воздействия необходимо обучить маленького индивида слушать, понимать инструкции психолога или другого взрослого и проговаривать их громко, выражать самостоятельно во время занятий правила поведения и нормы выполнения конкретного задания. Также желательно на этой стадии выработать вместе с крохой порядок поощрений и систему наказаний, которые впоследствии помогут ему приспосабливаться в коллективе ровесников. Следующая стадия предусматривает вовлечение чрезмерно активного малыша в коллективную деятельность и тоже должна реализовываться постепенно. Сначала ребенка необходимо вовлекать в игровой процесс иди в работу с небольшой группой детей, а затем его можно приглашать участвовать в групповых занятиях, которые предусматривают большое количество участников. В противном случае при несоблюдении такой последовательности малыш может перевозбудиться, что вызовет потерю контроля поведения, общее переутомление и дефицит активного внимания.
В школе также довольно не просто работать с чрезмерно активными детьми, однако и такие дети обладают своими привлекательными чертами.
Гиперактивные дети в школе характеризуются свежей спонтанной реакцией, они легко воодушевляются, всегда охотно помогают педагогам и другим ровесникам. Гиперактивные малыши совершенно незлопамятны, они выносливее сверстников, сравнительно реже одноклассников склонны к заболеваниям. У них нередко очень богатая фантазия. Поэтому педагогам рекомендуется для выбора грамотной стратегии поведения с такими малышами постараться понять их мотивы и определить модель взаимодействия.
Так, практическим путем было доказано, что развитие двигательной системы малышей оказывает интенсивное воздействие на их всестороннее развитие, а именно, на формирование зрительной, слуховой и тактильной анализаторных систем, речевых способностей, интеллекта. Поэтому занятия с гиперактивными детьми непременно должны содержать в себе двигательную коррекцию.
Три ключевых направления предполагает работа психолога с гиперактивными детьми, а именно формирование функций психики, которые являются отстающими у таких малышей (контроля над движениями и поведением, внимания), отработку конкретных способностей взаимодействия с ровесниками и взрослым окружением, работу с гневом.
Такая коррекционная работа происходит постепенно и начинается с отработки какой-то одной функции. Так как гиперактивный малыш физически не в состоянии продолжительное время слушать педагога с одинаковым вниманием, сдерживать импульсивность и спокойно сидеть. После того, как были достигнуты устойчивые положительные итоги, следует переходить к одновременной тренировке двух функций, например, недостаток внимания и поведенческий контроль. На последнем этапе можно вводить занятия, направленные на развитие всех трех функций одновременно.
Работа психолога с гиперактивным ребенком начинается с персональных занятий, затем следует переходить к упражнениям в малых группах, постепенно подключая все большее количество детей. Поскольку индивидуальные особенности малышей с чрезмерной активностью мешают им сосредоточиться, когда рядом много ровесников.
Кроме этого, все занятия должны происходить в эмоционально приемлемой для малышей форме. Наиболее привлекательными для них являются занятия в форме игры. Особого внимания и подхода требует гиперактивный ребенок в саду. Так как с появлением такого малыша в дошкольном учреждении возникает множество проблем, решение которых ложится на воспитателей. Им необходимо направлять все действия крохи, а системе запретов должны сопутствовать альтернативные предложения. Игровую деятельность следует направлять на снятие напряжения, понижение агрессивности, формирование способности сосредотачивать внимание.
Гиперактивный ребенок в саду довольно тяжело выдерживает тихий час. Если малыш не в состоянии утихомириться и уснуть, то воспитателю рекомендуется сесть рядом и ласково поговорить с ним, гладя по голове. Вследствие чего мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение будут снижаться. Со временем такой малыш привыкнет к тихому часу, и после него будет ощущать себя отдохнувшим и менее импульсивным. При взаимодействии с чрезмерно активной крохой довольно эффективным воздействием обладают эмоциональное взаимодействие и тактильный контакт.
Гиперактивные дети в школе также требуют особого подхода. В первый черед необходимо у них повышать учебную мотивацию. С этой целью можно применять нетрадиционные формы коррекционной работы, например, использовать обучение малышей более старшими учащимися. Старшие школьники выступают как бы инструкторами и могут обучать искусству оригами или бисероплетению. Кроме этого учебный процесс должен быть ориентирован на психофизиологические особенности учащихся. Так, например, необходимо сменять виды деятельности, если ребенок утомился, или воплощать в жизнь его двигательную потребность.
Педагогам необходимо принимать во внимание неординарность расстройств у ребят с гиперактивным поведением. Часто они мешают нормально проводить занятия, поскольку им тяжело дается контроль и управление собственным поведением, их всегда что-то отвлекает, они более возбуждены в сравнении с ровесниками.
В ходе школьного обучения, особенно вначале, детям с чрезмерной активностью довольно сложно выполнять учебное задание и быть аккуратным одновременно. Поэтому педагогам рекомендуется снижать требования к аккуратности у таких детей, что в дальнейшем поспособствует выработке у них чувства успеха, повышения самооценивания, следствием которых будет рост учебной мотивации.
Очень важным в коррекционном воздействии является работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на объяснение взрослым особенностей малыша с чрезмерной активностью, их обучение вербальному и неречевому взаимодействию с собственными чадами, выработку единой стратегии воспитательного поведения.
Психологически устойчивая ситуация и спокойный микроклимат в семейных связях являются ключевыми составляющими здоровья и благополучного развития любого малыша. Именно поэтому необходимо, в первый черед, родителям уделить внимание обстановке, окружающей кроху дома, а также в школьном или дошкольном учреждении.
Родители гиперактивного ребенка должны наблюдать за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Поэтому не рекомендуется превышать необходимую нагрузку. Переутомление ведет к детским капризам, раздражительности и ухудшению их поведения. Для того чтобы у крохи не наступило перевозбуждение важно соблюдать определенный распорядок дня, в котором обязательно отведено время на дневной сон, подвижные игры заменены спокойными играми или прогулками и т.д.
Также родителям следует запомнить, что чем меньше они делают замечаний своему гиперактивному чаду, тем лучше будет для него. Если взрослым не нравится детское поведение, то лучше постараться их чем-то отвлечь. Нужно понимать, что число запретов должно соответствовать возрастному периоду.
Для гиперактивного ребенка очень необходима похвала, поэтому хвалить его нужно стараться как можно чаще. Однако, при этом, не следует чересчур эмоционально это делать, чтобы не спровоцировать перевозбуждение. Также следует стараться, чтобы просьба адресованная ребенку, не несла за собой одновременно несколько указаний. При беседе с малышом рекомендуется смотреть ему в глаза.
Для правильного формирования мелкой моторики и всесторонней организации движений следует детей с высокой активностью вовлекать в занятия хореографией, различными видами танцев, плаванием, теннисом или каратэ. Необходимо привлекать крох к играм подвижного характера и спортивной направленности. Они должны учиться понимать цели игры и подчиняться ее правилам, а также пытаться планировать игру.
Воспитывая ребенка с высокой активностью не нужно перегибать, другими словами родителям рекомендуется в поведении придерживаться как бы средней позиции: не следует проявлять излишнюю мягкость, но также нужно избегать и завышенных требований, которые дети не в состоянии осуществить, совмещая их с наказаниями. Негативным воздействием на малышей обладает постоянная смена наказаний и настроений родителей.
Родителям следует не жалеть ни сил, ни времени на формирование и выработку у малышей послушания, аккуратности, самоорганизации, на развитие ответственности за собственные деяния и поведение, способности планировать, организовывать и доводить до завершения начатое.
Для улучшения концентрации внимания в ходе выполнения уроков или других заданий следует по возможности исключить все раздражающие и отвлекающие малыша факторы. Поэтому ребенку нужно выделить тихое место, в котором он сможет сосредоточиться на уроках или другой деятельности. В процессе выполнения домашних уроков родителям рекомендуется периодически заглядывать к малышу, чтобы проверить выполняет ли он задания. Также нужно предоставлять небольшой перерыв каждые 15 или 20 минут. Обсуждать с дитем его поступки и поведение следует в спокойной и благожелательной форме.
Кроме всего вышеперечисленного, коррекционная работа с гиперактивными детьми заключается и в повышении самооценки у них, приобретении уверенности в собственном потенциале. Родители могут это совершить при помощи обучения детей новым навыкам, умениям. Также успехи в учебе или какие-либо достижения в повседневной жизни способствуют росту самооценки у малышей.
Ребенок с повышенной активностью характеризуется чрезмерной чувствительностью, он неадекватно реагирует на любые замечания, запреты или нотации. Поэтому детям, страдающим избыточной активностью, больше других необходима душевная теплота близких лиц, забота, понимание и любовь.
Также существует множество игр, направленных на овладение гиперактивными детьми навыков контроля и обучение управлению собственными эмоциями, действиями, поведением, вниманием.
Игры для гиперактивных детей являются максимально эффективным способом выработки умения концентрировать внимание и способствуют снятию расторможенности.
Часто родственники детей с повышенной активностью испытывают множество трудностей в процессе воспитательных действий. Вследствие чего многие из них при помощи жестких мер воюют с так называемым детским непослушанием или, наоборот, отчаявшись, «махнули рукой» на их поведение, тем самым предоставив полную свободу действий своим чадам. Поэтому работа с родителями гиперактивного ребенка, прежде всего, должна включать обогащение эмоционального опыта такого ребенка, помощь ему в овладении элементарными умениями самоконтроля, что способствует сглаживанию проявлений чрезмерной активности и тем самым ведет к изменению взаимоотношений с близкими взрослыми.
Сегодня остро встал вопрос по поводу необходимости лечение синдрома гиперактивности. Многие терапевты уверены, что гиперактивность является психологическим состоянием, которое должно подвергаться коррекционному воздействию для дальнейшей адаптации детей к жизнедеятельности в коллективе, а другие – против медикаментозной терапии. Отрицательное отношение к лечению лекарственными препаратами является следствием использования в некоторых странах с этой целью препаратов-психотропов амфетаминового ряда.
В бывших странах СНГ для лечения применяется лекарственное средство Атомоксетин, который не относится к психотропным препаратам, но также обладает рядом побочных действий и противопоказаний. Эффект от приема данного препарата становится заметным уже после четырех месяцев терапии. Выбрав медикаментозное вмешательство в качестве средства борьбы с гиперактивностью, следует понимать, что любые препараты направлены исключительно на ликвидацию симптомов, а не на причины заболевания. Поэтому эффективность такого вмешательства будет зависеть от интенсивности проявлений. Но все же медикаментозное лечение гиперактивного ребенка следует применять исключительно в самых сложных случаях. Так как оно нередко может навредить ребенку, вследствие того, что имеет огромное количество побочных эффектов. Сегодня самыми щадящими медикаментозными средствами являются гомеопатические препараты, поскольку они не оказывают такого сильного влияния на деятельность нервной системы. Однако прием таких препаратов требует терпения, так как эффект от них наступает только после накопления в организме.
Также успешно применяется немедикаментозная терапия, которая должна быть комплексной и разработанной индивидуально для каждого малыша. Обычно такая терапия содержит в себе массаж, мануальное воздействие на позвоночник и лечебную физкультуру. Эффективность таких средств наблюдается практически у половины пациентов. Недостатками немедикаментозной терапии считается необходимость индивидуального подхода, что практически невозможно в условиях организации современного здравоохранения, огромных денежных затрат, необходимость постоянной коррекции терапии, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченная эффективность.
Лечение гиперактивного ребенка предполагает также использование и других методов, например, использование методики биологической обратной связи. Так, например, методика биологически обратной связи полностью не заменяет лечение, однако способствует снижению и корректировке доз препаратов. Данная методика относится к поведенческой терапии и основывается на использовании скрытого потенциала организма. Ключевая задача этой методики предполагает формирование навыков саморегуляции и овладение ими. Методика биологической обратной связи относится к современным направлениям. Ее эффективность заключается в улучшении способности малышей планировать собственную деятельность и осознавать последствия непозволительного поведения. К недостаткам следует отнести недоступность для большинства семей и невозможность получения действенных результатов при наличии травм, смещении позвонков и других заболеваний.
Бихевиоральная терапия также довольно успешно используется для коррекционного воздействия гиперактивности. Отличие подхода специалистов по поведенческой терапии от подхода последователей других направлений лежит в том, что первые не стремятся понять причины явления или предсказать их последствия, в то время как вторые занимаются поиском истоков проблем. Бихевиористы работают непосредственно с поведением. Они положительно подкрепляют так называемое «правильное» или нужное поведение и отрицательно подкрепляют «неправильное» или неподходящее. Другими словами, вырабатывают у пациентов своеобразный рефлекс. Эффективность данного метода наблюдается практически в 60% случаев и зависит от выраженности симптомов и наличия сопутствующих заболеваний. К недостаткам можно отнести то, что бихевиоральный подход в большей степени распространен в США.
Игры для гиперактивных детей также являются методами коррекционного воздействия, способствующие выработке навыков контроля над двигательной активностью и управления собственной импульсивностью.
Комплексное и индивидуально разработанное лечение способствуют наступлению положительного эффекта в коррекции гиперактивного поведения. Однако при этом не следует забывать, что для максимального результата необходимы совместно направленные усилия родителей и другого близкого окружения малыша, педагогов, врачей и психологов.
psihomed.com
«Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» – этот призыв о помощи часто приходится слышать детским психологам. Нередко родители сами ставят этот диагноз ребенку, иногда «помогают» в этом воспитатели детских садов, врачи или психологи. Но что же на самом деле подразумевается под гиперактивностью? Как ее распознать и как помочь своему малышу?Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т. д. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Есть у этой проблемы и второе название – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).Сразу хочу обратить внимание на то, что грамотный невролог, психолог или психиатр не поставит этот диагноз ребенку до 5–6 лет! Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в 1,5–2 года. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности больше времени, положенного по возрасту (в 5 лет это 15–20 минут на один вид деятельности, например, рисование), тяжело засыпает, «ерзает» сидя на одном месте, у него легко или резко меняется настроение – начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и по результатам, возможно, назначит терапию.А теперь о том, с чем идут к психологу:
• с малышами до 4 лет;• с тем, что ребенок не сидит на месте;• не хочет играть один;• проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол;• плохо спит, часто просыпается;• слишком активен, в понимании мамы.
Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш особенный и развивается по своему сценарию, я просто предложу вам минитест, ответами на который будут «да» или «нет»:
1. Вашему ребенку меньше 5 лет?2. Ваш ребенок может заниматься одним делом, которое ему интересно, 5–10 минут (например, играть или смотреть мультик)?3. Ваш ребенок спит более 3 часов подряд во время ночного сна?4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу? Находясь при этом на стуле или на руках?
Если хотя бы 4 из 5 ответов «да» – у вас просто активный малыш, и все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу СДВГ.Разобрались? Что же делать, если вашему ребенку поставлен диагноз СДВГ? Прежде всего начать коррекцию с посещения невролога. Терапия, которую врач проведет, поможет ребенку уравновесить нервную систему и взять ее под контроль. Ему станет легче в обучении, в принятии решений, уйдут тревожность и раздражительность. После этого детский психолог сможет подсказать вам комплекс упражнений для регуляции внимания. Часть из них я опишу ниже.Вот классическая схема, которую вам посоветуют:
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.2. Уменьшить рабочую нагрузку на ребенка.3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.12. Предоставлять ребенку возможность выбора.13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
А теперь советы тем мамам, у чьих детей на самом деле нет этой проблемы:
• Позвольте ставить диагнозы врачам.• Примите, что ребенок развивается в движении, ему это жизненно необходимо.• Посмотрите на себя со стороны буквально, лучше с помощью фотографий и видео, и так же разберите поведение вашего мужа. Вы спокойно, тихо, сидя в кресле проводите свое время? Вам нравится часами заниматься одной и той же деятельностью? Нет? Ой, может быть это ваш ребенок?• Если вы хотите, чтобы ребенок вас слышал и выполнял то, что вы просите, делайте это правильно. Инструкция должна быть краткой и немногословной. Она должна состоять из очень конкретных и понятных ребенку шагов.• Уменьшайте количество запретов. Это то, что вносит противоречие и сумятицу в детские головы. Жизнь в клетке из запретов вынуждает с ними бороться всеми доступными методами.• Давайте ребенку время! Это очень важно! Прежде чем добиться результата, предупреждайте его 3–4 раза с интервалом в 5 минут. Это позволяет ребенку подсознательно принять и услышать ваше требование.• Не давайте сто заданий сразу. Это сложно. Дробите их на мелкие части.• Ограничивайте гаджеты и мультики. Это мешает адекватному восприятию информации ребенком!• Думайте о самооценке ребенка! Прежде чем сделать замечание и сказать, что не так, задумайтесь на секунду о том, какой вред это может нанести ему в будущем!• Несмотря на все, что я уже сказала, этот пункт очень важен. Активному ребенку нельзя жить во вседозволенности! Помогайте вашему непоседе с детства формировать рамки и границы. Но заранее продумайте, как это сделать, не создавая клеток, о которых мы писали выше. Самое лучшее – рамки, выставленные при помощи игры или сказки, когда малыш делает выводы сам.• Давайте обратную связь. Ребенку это важно всегда, а тому, у кого все внутри бурлит, особенно!• Придерживайтесь режима дня, особенно если ваш кроха такой активный с раннего детства. Размеренный и предсказуемый цикл жизни очень помогает такому малышу.• Если ребенок говорит и может поддержать беседу, сочиняйте с ним сказки-диалоги! Они очень хорошо помогают разобрать ситуацию и привлечь внимание малыша.• Удачи вам и терпения!
psyera.ru
Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.
Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.
Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков[1]. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет 3—10%.
Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи.
Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.
Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.
Дефицит внимания:
Гиперактивность и импульсивность:
Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
biograf.academic.ru