Эриксон, Эрик (психолог). Эриксон психолог


Э. Эриксон. Возрастная педагогика и психология

Э. Эриксон [7]. Одной из немногих концепций возрастной периодизации всей жизни человека, а не только детства, является эпигенетическая концепция Эрика Эриксона. Эриксон рассмотрел развитие человека в связи с его отношениями с близкими людьми. Исследуя стили материнского поведения, ученый показал, что они определяются тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. По мнению Эриксона, на каждой стадии возрастного развития общество выдвигает определенные ожидания в отношении человека. Таким образом, каждому возрасту свойственна определенная задача. Однако успешность решения этой задачи зависит как от уровня развития личности, так и от духовной атмосферы общества и условий жизни этого человека (отсюда и название — психосоциальная модель развития личности). Рассматривая развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти, Эриксон считал, что важнейшее значение для психики человека имеет упорядочивание и интегрирование собственного жизненного опыта — синтез эго. Сквозная задача, пронизывающая всю жизнь человека, — обретение идентичности.

Идентичность — это тождественность человека самому себе. Это твердо усвоенный и принимаемый самим человеком целостный образ себя в самых разных жизненных обстоятельствах. Идентичность — это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой связаны с предшествующими стадиями развития. Приобретение идентичности как целостности своего «я» происходит между двумя полюсами развития — позитивным и негативным. Развитие личности — борьба этих крайних возможностей.

В каждом возрасте человек должен делать выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач своего развития. Если побеждает продуктивное направление, тогда у человека развиваются его сильные качества или основная способность самотождественности. Если человек развивается в деструктивном направлении, то возникает патология данного возраста, ослабляющая чувство самоидентичности, человек становится все менее адекватен самому себе. Эриксон выделил восемь стадий жизни человека и представил свойственные каждой стадии «полюса», между которыми формируется личность.

На первой стадии — младенчество (от рождения до года — полутора лет). По тому, какой уход получает малыш в этом возрасте, он «решает»: заслуживает этот мир доверия или нет. Если развивается доверие (в противовес недоверию), то у младенца рождается первое базисное качество психики — надежда. В противном случае ребенок решает, что жизнь непредсказуема и не заслуживает доверия. Полюса: доверие — недоверие.

Вторая стадия — ранний возраст (от полутора до четырех лет). На этой стадии ребенок решает задачу формирования своей самостоятельности (автономии и независимости). Ребенок учится управлять своим поведением. Негативный вариант развития — либо гиперопека, либо отсутствие поддержки и доверия со стороны взрослых, приводящие ребенка к неуверенности в себе, сомнению в своих действиях. Если близкие взрослые проявляют разумную дозволенность, не торопят ребенка, поддерживают его стремление к самостоятельности, то задача возраста решается положительно. Из противостояния автономности и сомнения рождается воля.

Третья стадия — детство (от четырех до шести лет). На этой стадии решается альтернатива между инициативой и чувством вины. Дети в этом возрасте узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Если их исследовательская активность поощряется взрослыми, то ребенок обретает чувство инициативы. Если взрослые ограничивают возможности ребенка, чрезмерно строго критикуют и наказывают его, то он привыкает чувствовать себя виноватым. Положительным приобретением этого возраста Э. Эриксон называет целенаправленность.

Четвертая стадия — школьный возраст (от шести до одиннадцати лет). Основной вопрос этого периода: могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? В этом возрасте дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. В негативном варианте, если ребенок не получает удовольствия от работы и учебы, не испытывает гордости за то, что хотя бы что — то он умеет делать хорошо, если его усердие не подкрепляется взрослыми, он осознает себя неумелым и бесполезным. Из противостояния трудолюбия и чувства неполноценности должно родиться позитивное приобретение этой ступени — умелость, компетентность.

Пятая стадия — отрочество (от одиннадцати до двадцати лет). До этого возраста человек узнал целый ряд разных ролей — ученика, сына, друга, спортсмена и т. п. В этом возрасте важно разобраться во всем многообразии своих проявлений и интегрировать их все в одну идентичность — кто я? каковы мои взгляды, убеждения, позиции? Для такой интеграции нужно найти некие основания, которые охватили бы все эти роли. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития, и подросток сознательно решает, значимы ли для него предыдущие возраста. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность создают новую целостность личности — идентичность. Принимая идентичность в противовес смешению ролей, человек обретает верность.

Шестая стадия — молодость (от двадцати одного года до двадцати пяти лет). Основные задачи возраста — поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими: могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Уверенный в своей идентичности молодой человек проявляет психологическую интимность, душевную теплоту, понимание, доверие. Человек, не уверенный в своей идентичности, избегает близких отношений, его отношения с другими становятся безликими и стереотипными, он приходит к изоляции. Принимая близость в противовес изоляции, человек обретает любовь.

Седьмая стадия — зрелость (от двадцати пяти до пятидесяти — шестидесяти лет). Этот этап жизни связан с решением противоречия между способностью к развитию и личностным застоем: что я могу предложить будущим поколениям? Поднимаясь над уровнем идентичности, обращая больше внимания на нужды и проблемы других людей, человек позитивно решает свою задачу развития. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов часто приводят к поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои потребности, уберечь свой покой. В этом случае происходит личностное опустошение. В противостоянии творчества и застоя должно родиться положительное качество — забота.

Восьмая стадия — старость (свыше шестидесяти лет). Весь предыдущий жизненный опыт человека ставит перед ним вопрос: доволен ли я прожитой жизнью? Если человек, оглядываясь на прожитую жизнь. осознает глубинный смысл того, что было, он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Из противостояния целостности (интеграции) и разочарования (отчаяния) должна родиться мудрость.

Предложенная Э. Эриксоном схема периодизации названа эпигенетическим ансамблем, в котором одновременно со — присутствуют все возрасты. Переход от одного возраста к другому вызывает кризисы идентичности. Кризисы по Эриксону — это поворотные пункты, моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Ни один прожитый человеком возраст не проходит бесследно, поскольку ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно разрешено прижизненно.

Описывая развитие человеческой психики, Э. Эриксон признает неисчерпаемость научными методами этой реальности и потому не придает своей концепции характера жесткого каркаса. Так, он пишет, что последовательность возрастов и порядок их смены не есть непреложный закон развития каждого человека. Во — первых, в каждой точке развития существует возможность возрастного регресса, или «растительного» существования («вечные юноши» и «седовласые младенцы»). Во — вторых, личная биография, заведомо не совпадающая с нормативным представлением о развитии, открывает возможности не только для остановки и регресса развития, но и для трансцендирования собственного возраста, выхода за рамки жизненных представлений о возрасте (поэтому мы говорим иногда об «отроках, мудрых, как старцы», или о «взрослой ответственности иных юношей»). Таким образом каждому возрасту указываются не какие — то определенные, свойственные ему нормы, а высшие возможности достижения для данного возраста.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Эрик Эриксон (Хомбергер) биография

Эрик Эриксон

Эрик Хомбергер (Эриксон) родился в 1902 году в Германии, неподалеку от Франкфурта. Его воспитывали мать, еврейка датского происхождения, и отчим, работавший педиатром, еврей по национальности, с которым мать познакомилась, когда Эрику было три года.  Мальчик не знал, что он незаконнорожденный, считал отчима своим настоящим отцом и носил его фамилию, Хомбергер (Hopkins). Его настоящий отец, датчанин, протестант по вероисповеданию, расстался с его матерью еще до рождения сына. Высокий, голубоглазый блондин, Эрик в большей степени воспринимался окружающими как датчанин. Однако воспитанный в иных традициях, он себя таковым не считал. Позже Эриксон признавался, что именно это — несколько запутанное происхождение — способствовало его острому интересу к идентичности.

В юности Эриксон изучал живопись и странствовал по Европе, мечтая стать художником (Wurgaft). Приятель предложил ему работу: давать уроки изобразительного искусства детям из «окружения Фрейда». Джоан Серсон, будущая жена Эриксона, училась на психоаналитика и познакомила его с психоанализом (любопытно, что в дальнейшем психоаналитиком стал он, а она - художницей). На протяжении трех лет Эриксон проходил психоанализ у дочери Фрейда, Анны, после чего был принят в ряды аналитиков как «аналитик светский» - поскольку у него не было  медицинского образования. В 1933 году Эриксоны покинули Германию, где антисемитизм приобретал все более агрессивные формы.

Они ненадолго остановились в Дании, а затем отбыли в Соединенные Штаты. Именно тогда, желая  подчеркнуть произошедшее в его жизни изменение идентичности, Эрик Хомбергер  взял себе фамилию Эриксон.

Эрик Эриксон

Эриксон, хотя у него не было степени бакалавра (и даже университетского диплома), работал детским аналитиком и преподавал в Гарварде. Он был принят в Гарвардскую психологическую клинику под руководством Генри Мюррея (Erikaon и стал автором Драматургического теста в хорошо известном исследовательском отчете Мюррея Explorations in Personality (1938). На разных этапах своей карьеры он также сотрудничал с Йельским институтом человеческих отношений, отделением консультативных исследований при Институте человеческого развития в Калифорнийском университете Беркли и Центром Остен Риггс в Беркшире. Помимо клинических исследований и изучения развития личности, он вел антропологические исследования и наблюдал особенности личностного развития в среде двух американских индейских культур: сиу в Пайн Ридж, Южная Дакота, и юрок, калифорнийского племени рыболовов. В период, когда Эриксон был профессором психологии и читал лекции по психиатрии в Калифорнийском университете Беркли, Соединенные Штаты захлестнула волна паники из-за «коммунистического засилья» в сфере образования. В итоге от сотрудников факультета требовали, помимо традиционной, дополнительной присяги на верность конституциям государства и штата. Эриксон и еще несколько человек отказались, что привело к их увольнению, хотя оно и было опротестовано судом. Поскольку Эриксон стал гражданином Америки в зрелом возрасте, а в годы Второй мировой войны по заказу правительства проводил психологические исследования, анализируя речи Гитлера и занимаясь другими изысканиями военного характера (Hopkins), его нельзя было обвинить в антиамериканизме из-за занятой им позиции. Объясняя свой поступок, Эриксон (Erikson) заявил, что антикоммунистическая истерия, спровоцировавшая требование присяги на верность, представляла опасность для исторической роли университета как места свободного поиска истины и смысла, в котором студенты обучаются критическому мышлению. Вне всяких сомнений, подобные взгляды Эриксона подкреплялись личным «знакомством» с германским тоталитаризмом при нацистах.

Хотя Эриксон считал себя фрейдистом, он предложил много теоретических инноваций, подчеркивавших роль социальных факторов в развитии эго. Наиболее показательным является его теоретическое положение о развитии эго на протяжении всей жизни. И я 80 лет он и его жена по-прежнему сохраняли активность, интервьюируя группу пожилых калифорнийцев, чтобы глубже познать особенности этого этапа человеческой жизни (Erikson, Erikson & Kivnick). Эриксон скончался в доме для престарелых в Массачусетсе. 12 мая 1994 года, в возрасте 91 года.

Невзирая на то, что у Эриксона не было «ни медицинского образования, ни какой-либо ученой степени, за исключением сертификата Ассоциации учителей им. Монтессори»  (Fitzpatrick), его вклад в психологию преобразил наше понимание человеческого развития и отношений между индивидом и обществом. Наиболее важным вкладом Эриксона была модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. В результате его деятельности концепция развития эго (при том, что она никоим образом не является исключительной заслугой Эриксона (ср. Hartmann; Loevinger) приобрела гораздо  большую популярность.

< Предыдущая Следующая >
 

5psy.ru

Эрик Эриксон, психолог, психотерапевт

Эрик Хомбургер Эриксон родился в 1902 году в Германии. Он рос в семье педиатра, его мать была еврейского происхождения и настаивала на соблюдении строгих традиций. С годами Эрик стал все чаще испытывать сложности, связанные с вероисповеданием: в еврейских общинах он, голубоглазый блондин, выглядел чужим, а в христианских – осуждался как еврей. В результате Эрик узнал, что Хомбургер – его отчим, он родился от случайной связи матери с датчанином (отсюда не типичная для еврея внешность), поэтому несколькими годами позже Эрик сменил фамилию, тем самым, «сам себя усыновил». В отличие от родителей, Эриксон, женившийся в 1930 году, прожил всю жизнь вместе со своей женой, в браке с которой родилось четверо детей. Через 3 года после свадьбы молодая семья оказалась в США, где он долгие годы преподавал и занимался частной практикой. На пенсии он вместе с женой писал книги по психологии, а в 1970 году получил Пулитцеровскую премию. Умер Эриксон в 1994 году.

Эрик Эриксон всегда подчеркивал, что состоит в лагере фрейдистов, в то время как современные психоаналитики называют его «эго-психологом». Эта разница понятий обусловлена тем, что Эриксон, в отличие от Фрейда, указывал на превосходство Эго над Ид. Также нововведением Эриксона стал термин «кризис идентичности», который, по единогласному мнению большинства исследователей, стал отражением его собственных поисков себя в детстве и юности, когда он ощущал себя чужим среди своих.

Детство и общество

Идентичность. Юность и кризис

Трагедия личности

Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование

Как разговаривать с младенцами

В любом случае — не менее внимательно, искренне и честно, чем со взрослыми, ведь маленькому ребенку это помогает внутренне развиваться и расти. Но как найти верные слова для разговора с новорожденным? Рассказывают наши эксперты.

Стать хозяином своей судьбы

Почему одни из нас с досадой ощущают, что жизнь течет сама, помимо нашей воли, другие же (как кажется) легко берут происходящее в свои руки? Поговорить о том, что нужно, чтобы стать хозяином своей судьбы, мы пригласили психологов и психотерапевтов.

Возраст наших желаний

В двадцать лет и в шестьдесят мы вкладываем в слова «получать удовольствие от жизни» разный смысл: у каждого возраста свои особенности, свои задачи и свои радости. Объяснения нашего эксперта.

Можно ли хорошо наказать своего ребенка?

Нас пугает само слово «наказание»: в нем слышится отзвук времен, когда отношения в семье строились лишь на подчинении. Сегодня мы убеждены в необходимости любви и диалога в воспитании. Но как правильно установить границы, без которых ребенку трудно сохранить душевное равновесие?

Кризис 30 лет и декрет – удачное совпадение?

По данным Росстата, средний возраст рождения первого ребенка у женщин приближается к тридцати годам. А значит, появление ребенка нередко приходится на начало возрастного кризиса. Хочется самореализации, а приходится сидеть дома с малышом. Что же может быть хорошего в том, что два кризиса накладываются друг на друга? Рассказывает психолог Вера Якупова.

Почему мы не доверяем людям

В небольших дозах недоверие уберегает от разочарований. Однако, если оно начинает преобладать в отношениях, мы рискуем оказаться изолированными от всех. Советы экспертов, как вновь обрести доверие и уверенность.

7 книг для первого знакомства с психологией. Выбор Галии Нигметжановой

Мы продолжаем серию публикаций «7 книг для первого знакомства с психологией». Мы попросили наших экспертов составить списки таким образом, чтобы в них были представлены книги по саморазвитию, по детской и/или семейной психологии, по вопросам социальных отношений и проблемам отношений в паре. Представляем вам выбор психолога Галии Нигметжановой.

Восемь стадий развития личности: через что мы проходим

Известный психолог Эрик Эриксон считал, что нашу жизнь можно разделить на 8 стадий развития. Все они предопределены, на каждой стадии возникает кризис, и если преодолеть его не удается, это наносит урон нашему «Я». Но есть и хорошая новость: личность развивается всю жизнь, а значит, «пока играет музыка», не все потеряно. О стадиях развития личности по Эриксону рассказывает Алексей Аверьянов.

Хотим ли мы жить в одиночку?

Быть одиноким больше не значит быть неудачником. Жизнь соло намного свободней и проще, чем жизнь в паре, чреватая конфликтами и сложностями. Значит, те, кто так думает, не нуждаются в серьезных отношениях?

Возрастной кризис: 7 книг о жизненных переменах

Кризис среднего возраста — не единственное перепутье в нашей жизни: каждому из нас предстоят несколько «развилок» в юности, зрелости, старости. От того, с каким результатом мы их пройдем, какие задачи решим, а какие оставим без ответа, зависит наше отношение к жизни и, собственно, весь дальнейший путь. Несколько книг об этом.

Зачем мы ищем своих предков

Многие из нас хотят больше знать о своей семейной истории, и в последние годы этот интерес стал особенно заметен. А другие не видят никакого смысла в поиске корней. Попробуем разобраться.

Селфи: когда игра перестает ею быть?

Современная культура «подкидывает» нам все новые способы удовлетворения естественной потребности быть любимыми. Но где та грань, за которой наступает нарциссический самообман и зависимость от собственного визуального образа? Объясняет клинический психолог Елена Теодоровна Соколова.

Борис Цирюльник: «Я решился заговорить»

Известный нейропсихолог, этолог и психотерапевт Борис Цирюльник написал множество книг. Большинство – о своей работе, несколько – о себе. Мы публикуем размышления Бориса Цирюльника о писательском труде и понимании своего места в мире.

Праздники – целую зиму!

В одной волшебной стране люди так любили праздники, что Новый год и Рождество встречали по два раза. Узнаете? Прекрасно! Провести праздники в компании детских сказок – это и отличный подарок детям, и возможность побаловать ребенка, который живет в вашей душе, и почувствовать дух праздника, который останется до февраля.

Колумбы третьего возраста

Детство, молодость, зрелость, что дальше? Раньше после пятидесяти жизнь заканчивалась или теряла краски. Теперь эти годы (или десятилетия) называются «третий возраст». Как сочинить себе увлекательную вторую половину жизни уже сегодня?

Внутренний возраст: почему нас это волнует?

Психологическая характеристика возраста становится для нас едва ли не более важной, чем физическая. Молодость, зрелость, старость – это данность, которую нужно принять? Или все зависит от того, как мы сами себя ощущаем, и главное – это наш внутренний возраст?

«Подросток живет дома, как в гостинице»

Подростку нужно обозначить свою территорию, объясняет психолог Людмила Петрановская. Но это не значит, что следует предоставить ему дома полную свободу. Еще более он нуждается в том, чтобы научиться выстраивать отношения с близкими и разделять с ними обязанности.

www.psychologies.ru

Эриксон Эрик | Мир Психологии

Эрик Эриксон Erik Homburger Erikson

ЭРИКСОН ЭРИК ГОМБУРГЕР

Эриксон Эрик (Erik Homburger Erikson, 1902-1994) - амер. психолог и психотерапевт, один их основателей эго-психологии. В отличие от классического психоанализа, противопоставляющего индивида и общество, Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека.

Важнейшим в концепции Э. является понятие «психосоциальной идентичности»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья; при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и т.п.) психосоциальная идентичность индивида м. б. потеряна (так произошло, напр., с американцами, воевавшими во Вьетнаме: будучи пациентами Э., они признавались ему, что «не знают, кто они такие, они потеряли себя»). На восстановление утраченной идентичности и должны быть направлены основные усилия психотерапевта, хотя во многих случаях это восстановление происходит в силу изменившихся общественных условий.

Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой. Э. выделял 8 стадий психосоциального развития личности, которые он - несмотря на оппозицию к классическому фрейдизму - отчасти связывает со стадиями психосексуального развития, описанных З. Фрейдом. См. также Доверие, социальная идентичность. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Эрик Эриксон (р. 1902) - американский психолог, основатель эго-психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал бисоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством к-рой выступает психосоциальная идентичность. Субъективно переживаемая как «чувство непрерывной самотождественности», психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя (см. Я-концепция) в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу («потеря себя»). На основании этого Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции и т.д.).

Смысл терапевтической работы усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности.

Литература

  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
  • Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.
  • Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон; пер. с англ. А.М. Каримского. — М. : Московский философский фонд «Медиум», 1996. - 560с.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

www.persev.ru

Book: Эрик Эриксон

Юлия Александровна Петрова, Ольга Сергеевна Красова

Существует несколько подходов к возрастному развитию, однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя как поведенческий, так и социальный, духовный и соматический компоненты.

В теории Э. Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

Центральным для созданной Э. Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Э. Эриксон понимает следующее:

1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Э. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Э. Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Восемь стадий психосоциального развития

Эрик Эриксон

Конечно, решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все силы на решении проблем нового этапа. Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем человек чувствует себя в соответсвующих ситуациях неуверенно, и при проявлении новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс «неудачника».

Стадия 1. Базовое чувство доверия – недоверия. От рождения до 18 месяцев

В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия – недоверия. Беспомощный младенец полностью зависит от других, тех, кто будет удовлетворять его потребности, и, соответственно, должен быть прикреплен или привязан к кому-то. Базовое чувство доверия развивается, когда младенец учится полагаться на тех близких людей, которые о нем заботятся, при удовлетворении основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении. Он также обнаруживает, что эти люди могут дать ему внимание и любовь. С течением времени, когда он научается хватать игрушку, садиться или ползать, у него появляется доверие к собственному телу. Весь этот опыт формирует у ребенка представление о том, что мир последователен и предсказуем.

Первое социальное достижение – это доверие к людям, которые о тебе заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения. До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым то есть к тем, кто о нем заботится. Потери в течение этого периода только способствуют развитию.

Здесь можно увидеть сразу несколько практических следствий:

Первое – почему так важно присутствие матери в этот период – это к вопросу, в каком возрасте ребенка маме лучше выходить на работу. Безусловно, самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно к матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо – это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.

Второе – Тем не менее, не следует впадать в другую крайность – не подпускать к ребенку никого, кроме родителей. Наоборот, именно в этом возрасте ребенку полезно сначала в присутствии матери, а потом на короткие промежутки времени оставаться с бабушками, няней, другими близкими людьми, чтобы он знал, что не только мать, но и другие люди могут позаботиться о нем и удовлетворить его потребности – так формируется доверие к людям.

Третье – Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода – тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки. Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4–5 лет.

Ну, и четвертое – в описании первого этапа видно полное противоречие с призывами с первых же дней жесткими мерами приучить ребенка к режиму. Помните, у Спока описан метод отучения ребенка от плача при укладывании спать – пару раз потерпеть 1–2 часа, пусть поплачет – поорет, а там устанет и сам заснет. Да, наверное, заснет. Но если бы Вы видели, какой ужас и обида на родителей отпечатывается при этом в подсознании, и всплывает позже и в 30, и в 40, и в 70 лет, сколько неуверенности в себе, неудач, испорченных отношений с родителями и детьми вытекает из одного-двух таких случаев – Вы бы никогда так не поступили. Причем, вспоминая свои ощущения в тот момент, взрослые люди часто отмечают, что они каким-то образом могли отличить ситуацию, когда матери действительно не было поблизости и тогда их самым сильным чувством был страх, от случаев, когда мать была рядом, но из каких-либо «воспитательных» соображений не подходила к ребенку. Здесь к страху добавлялось такое острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей, что ощущалось как гораздо более травмирующее состояние, и часто приводило к ранней потере контакта с родителями и ощущению глубокого недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.

Таким образом, вопрос о том, что является причиной первого важного психологического кризиса связывается с качеством материнского ухода за ребенком – причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Э. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности. Наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Согласно Э. Эриксону, поведенческими последствиями подобного неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.

Основная предпосылка психосоциальной теории состоит в том, что кризис «доверие – недоверие» не всегда находит разрешение в течение первого или второго года жизни. В соответствии с эпигенетическим принципом, дилемма доверие – недоверие будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем.

Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.

Стадия 2. Автономность– стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев.

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предмет и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: «Я сам» и «Я-то, что я могу».

Когда ребенок начинает доверять своему миру, он стремится отделиться от своих попечителей и «встать на ноги». Это сопровождается заявлениями «нет» ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности. Если заботящиеся о нем люди поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного, который защищает ребенка от опасного опыта и усиливает автономию, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность уступать своему телу, эмоциям и сексуальности.

Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его «промахи», у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.

С точки зрения Э. Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время он подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих.

Э. Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то чего они еще сами сделать не в состоянии. Разумеется, каждый родитель хотя бы однажды подталкивал своего ребенка к действиям, которые на самом деле лежат за пределами разумных ожиданий. Но только в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того, чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. У них слабая «сила воли» – они пасуют перед теми, кто над ними главенствуют или их эксплуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.

Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) – вина. От 3 до 5 лет

После развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.

Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы, в этих попытках в рудиментарной форме проявляется моральная и социальная ответственность.

На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается «ухаживать» за людьми противоположного пола. Когда заботящийся о нем человек противоположного пола отвечает соответственно, тогда ребенок научается, что не может «иметь» выбранного попечителя и психологически свободен рассматривать других партнеров в дальнейшей жизни.

В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:

Могу ли я любить и любим ли я?

Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?

Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?

Стадия 4. Трудолюбие – неполноценность. От 6 до 11лет

В школьные годы новый биологический ритм ребенка дает начало обучению дальнейшим умениям, необходимым для выживания. Построив на ранних стадиях «ego» чувства доверия и надежды, автономности и «силы желания», инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести – это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

У ребенка появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям.

Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Согласно Э. Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего полу чается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о «технологических элементах» социального мира, обучая их и трудясь с ними. Эго– идентичность ребенка теперь выражается так: «Я– то, чему я научился».

Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально– экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Как упоминалось выше, чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависит от школьной успеваемости. Э. Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия. А именно, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Для Э. Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности– уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

Стадия 5. Идентичность – ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет

Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Э. Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Теоретический интерес Э. Эриксона к подростковому возрасту и характерным для него проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем другие стадии развития эго.

Новый психосоциальный параметр, проявляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго– идентичности, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, хористы и т. д.) интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Э. Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго– идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго– то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения. Основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Следовательно, эго– идентичность можно определить следующим образом.

«Растущая и развивающаяся молодежь, переживающая внутреннюю физиологическую революцию, прежде всего, пытается укрепить свои социальные роли. Молодые люди иногда болезненно, часто из любопытства проявляют озабоченность тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с тем, что они сами думают о себе; а также тем, как сочетать те роли и навыки, которые они культивировали в себе раньше, с идеальными прототипами сегодняшнего дня... Появляющаяся интеграция в форме эго– идентичности – это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями и одаренностью. Таким образом, чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида с том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими».

В определении идентичности, данном Э. Эриксоном, можно выделить три элемента.

Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим.

Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я – концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самотождественности могут противостоять сомнения, робость и апатия.

Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи. В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного ограниченного опыта.

Согласно Э. Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Например, Э. Эриксон обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) вырывают «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым, подавляя личность. Кроме того, поиск идентичности может быть более трудным процессом для определенных групп людей. Например, молодым женщинам труднее достичь ясного ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает женщин как людей «второго сорта». С точки зрения Э. Эриксона, феминистское движение потому получило большую поддержку, что общество до недавнего времени препятствовало усилиям женщин достичь позитивной идентичности), есть общество неохотно предоставляло женщинам новые социальные роли и новые позиции в сфере занятости). Группа социальных меньшинств тоже постоянно сталкиваются с трудностями в достижении четкого и согласованного чувства идентичности.

Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения, Э. Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности. Подобные изменения, в совокупности с современным информационным взрывом способствуют возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Они представляют угрозу и для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили еще в детстве. По крайней мере, некоторые проявления этой неудовлетворенности общепринятыми социальными ценностями находят свое выражение в пропасти между поколениями. Лучшей иллюстрацией тому является недобросовестность крупных политических фигур и ответственных лиц в прошлом десятилетии: коррумпированность национальных лидеров превратила правду одного поколения в мифы для следующего. Поэтому Э. Эриксон объясняет социальный протест молодежи ее попыткой построить собственную систему ценностей, чтобы найти те цели и принципы, которые придадут смысл и направленность жизни их поколений.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Э. Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей безопасности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, – это верность. Э. Эриксон использует термин верность в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей». Верность – краеугольный камень идентичности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества. Здесь следует внести ясность в значение термина «идеология». Согласно Э. Эриксону, идеология – это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление культуры; цель идеологии – «создание образа мира, достаточно убедительного для поддержания коллективного и индивидуального чувства идентичности». Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности: «Кто я?». «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?» Воодушевленные идеологией молодые люди вовлекаются в разного рода деятельность, бросающую вызов устоявшимся традициям культуры – акции протеста, бунты и революции. В более широком смысле, считает Э. Эриксон, утрата доверия к идеологической системе может обернуться всеобщей неразберихой и неуважением к тем, кто регулирует совокупность социальных правил.

Стадия 6. Интимность – изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста

Шестая психологическая стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Э. Эриксон, так же как и Фрейд, утверждает, что только теперь человек по– настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком, как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго– идентичности. Напротив, раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы– то, что знаменует собой период ранней зрелости – дают толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном – изоляция.

Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе «Я», самозавершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы, что приводит к росту самоактуализированных человеческих отношений.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, искать компромиссов в общих целях – все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на этой стадии.

Опасность данной стадии – избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность – изоляция, – это любовь. В дополнение к романтическому и эротическому смыслу Э. Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Стадия 7. Производительность – застой. Взрослость.

«Зрелая взрослость» приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. По Э. Эриксону, она представляет собой «расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы является личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества – жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление – «кризис старшего возраста» – общеизвестно. Он выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. Согласно Э. Эриксону, главным психопатологическим проявлением в возрасте средней зрелости является нерасположенность заботиться о других людях, делах или идеях. Все это имеет самое прямое отношение к человеческим предрассудкам, разного рода разрушительным явлениям, жестокости и «влияет не только на психосоциальное развитие любого индивидуума, но и имеет отношение к таким отдаленным проблемам, как выживание рода».

Стадия 8. Целостность – отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость.

В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности и страх смерти.

Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы.

Здесь круг замыкается: мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Э. Эриксона одним термином – integrity (целостность, полнота, чистота).

Таким образом, по мнению Э. Эриксона особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того какой исторический этап этого развития он застал. Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности и из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

www.e-reading.club

Эриксон, Эрик (психолог) Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Эриксон.

Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.

Биография

Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения[2], с гражданином Дании (более подробной информации, помимо фамилии, об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель[3]. Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих иммигрантов из России, преимущественно евреев). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.

Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 году Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 году он был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма (не ортодоксального), Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге[4].

Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе — за еврейское вероисповедание. С годами его всё сильнее мучило подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.

В 1930 году Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 году эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930-х годов Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив при этом свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов. Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния.

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

В 1950 году он стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде.

В 1970 году Эриксон был удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди» (англ. Gandhi’s Truth)[5].

Библиография

Важнейшие труды

  • Детство и общество (Childhood and Society) (1950)
  • Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование (Young Man Luther. A Study in Psychoanalysis and History) (1958)
  • Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия (Gandhi's Truth: On the Origin of Militant Nonviolence) (1969)
  • Взрослый период (Adulthood) (редактор, 1978)
  • Жизненная вовлечённость в старости (Vital Involvement in Old Age) (при участии J. M. Erikson и H. Kivnick, 1986)
  • Жизненный цикл завершён (The Life Cycle Completed) (при участии J. M. Erikson, 1987)

Сборники

  • Identity and the Life Cycle. Selected Papers (1959)
  • A Way of Looking at Things: Selected Papers 1930—1980 (Editor: S. P. Schlien, 1995)
  • The Erik Erikson Reader (Editor: Robert Coles, 2001)

Библиография на русском языке

  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
  • Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.
  • Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон; пер. с англ. А. М. Каримского. — М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 с.

См. также

Литература

  • Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] — М.: Когито-центр, 1996.
  • Identity’s Architect: A Biography of Erik H. Erikson (Lawrence J. Friedman and Robert Coles, 1999)

Ссылки

Примечания

wikiredia.ru

Эрик Эриксон (1902–1994). История современной психологии

Эрик Эриксон (1902–1994)

Эриксон прошел ортодоксальную психоаналитическую подготовку под руководством Анны Фрейд. Ему принадлежит довольно популярный подход к изучению проблем личности, который впоследствии разделяли многие психоаналитические системы, несмотря на все их разногласия в прочих областях. Эриксон разработал собственное представление о стадиях развития личности, полагая, что личность человека меняется на протяжении всей его жизни. Он признавал также влияние культурных, исторических и социальных факторов на развитие личности.

Страницы жизни

Эрик Эриксон известен прежде всего как автор концепции кризиса идентичности[140]. Это понятие основано в значительной мере на его личной биографии. «Мои друзья, — писал он, — настаивали на том, что я должен дать какое — то название своему кризису и суметь отыскать нечто похожее у кого — то другого, чтобы лучше разобраться в себе самом» (Ericson. 1975. P. 25–26). Первый такой кризис в его жизни был связан с его именем. В течение многих лет он полагал, что его фамилия Хомбургер, по фамилии отчима, которого он считал своим настоящим отцом. Он сменил эту фамилию на Эриксон в возрасте 39 лет, когда стал гражданином Соединенных Штатов[141].

Второй кризис идентичности связан со школьными годами в Германии. Сам Эриксон считал себя немцем, но одноклассники — немцы его своим не признавали, называя евреем[142]?. В то же время одноклассники — евреи также не считали его своим из — за слишком светлой шевелюры и типично арийской внешности.

Третий кризис разразился после окончания школы, когда Эриксон буквально бежал из привычного круга общения и в течение нескольких лет путешествовал по Европе в поисках собственного Я. В возрасте 25 лет он начал преподавать в небольшой школе в Вене, специально созданной для детей пациентов и друзей Зигмунда Фрейда. Он прошел курс психоаналитической подготовки и объявил, что наконец нашел то, что искал: личную и профессиональную идентичность. И хотя формально он не имел высшего образования, он читал курс лекций в Гар — варде и в итоге смог стать одним из наиболее влиятельных психоаналитиков современности.

Психосоциальные стадии развития

Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск собственной идентичности.

По Эриксону, человек на протяжении своей жизни проходит восемь психосоциальных стадий развития[143], каждая из которых включает в себя конфликт или кризис, требующий разрешения. Подобные кризисы неизбежно возникают на каждой стадии психосоциального развития, поскольку социальные и физические условия среды создают ситуации нового вызова. Человек может выбирать между двумя основными путями разрешения кризиса: адаптивным или неадаптивным. И только когда кризис миновал, получил соответствующее разрешение и личность изменилась, человек готов к преодолению нового кризиса.

Первые четыре стадии повторяют фрейдовское членение. Это оральная, анальная, фаллическая стадии и латентный период, в котором Эрик — сон, однако, подчеркивает больше не биологические и сексуальные факторы, а социальные. Последние четыре стадии, которые выделяет сам Эриксон, охватывают период от детства до старости (возраст, который Фрейд практически игнорировал).

Каждая из таких психосоциальных стадий и соответствующих им кризисов может иметь позитивный результат при условии, что удается ее разрешить адаптивным образом. Если же кризис разрешается неадаптивным образом, ситуацию еще можно поправить, если адаптивное решение удается достичь на следующей стадии развития. Поэтому оптимистическая перспектива сохраняется на всех стадиях развития.

Эриксон полагал также, что на протяжении всех стадий развития сохраняется возможность сознательного контроля и коррекции, что прямо противоречит убеждению Фрейда об определяющей роли в развитии личности исключительно детского периода жизни. Эриксон признавал, что детские впечатления могут быть чрезвычайно важны и даже иметь решающее значение в тех или иных случаях. Его возражения строились на том, что на последующих стадиях человек способен преодолеть или скорректировать негативные последствия детских конфликтов. Всегда сохраняется возможность достижения главной цели человеческой личности — установления позитивной идентичности эго.

Кризис идентичности

Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12–18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ собственного Я. Именно эти процессы позволяют сохранять преемственность с прошлым опытом и определять цели на будущее. По Эриксону, принятие определенного образа Я — процесс сложный и полный тревоги. Юноша или девушка должны экспериментировать с различными социальными ролями и образами Я для того, чтобы найти свой собственный образ, в наибольшей степени отвечающий их внутренним устремлениям.

Те, кто смог обрести достаточно сильное чувство идентичности, тем самым оказывается наиболее подготовлен к столкновению со взрослыми проблемами. Те же, кто по тем или иным причинам потерпел неудачу в обретении чувства идентичности, по мнению Эриксона, неминуемо должны столкнуться с кризисом идентичности. Они могут либо выпасть из нормального хода жизненного процесса (образование, работа, женитьба), как это произошло с самим Эриксоном, либо попытаться найти негативную идентичность на путях социально осуждаемого поведения: наркотики и преступления.

Различия в психологии мужчины и женщины

Одним из спорных аспектов концепции Эриксона является утверждение о том, что психология мужчины и женщины различается на основе биологических признаков: наличия или отсутствия пениса. Он строил свои заключения не только на основе фрейдовского различия психологии мужчины и женщины, но и на основании собственных работ. Он провел интересное исследование на мальчиках и девочках 10–12 лет, которые в ходе игр складывали различные фигуры из кубиков и блоков детского деревянного конструктора (Erikson. 1968).

Те фигуры, которые складывали девочки, были невысокими, статичными, в них каким — либо образом проникали животные и мужские фигурки. Конструкции, которые создавали мальчики, были сравнительно высокими, они были устремлены вверх и воплощали в себе действие. Эриксон интерпретировал эти результаты следующим образом: что мальчики и девочки таким образом в символической форме обозначают свои гениталии. Правда, при этом он допускал, что половые различия в психологии могут быть и результатом соответствующего воспитания, усвоения свойственной полу социальной роли, когда мальчиков приучают быть более энергичными и агрессивными, чем девочки.

Конструкции, сооружение впроцессе игры мальчиками (вверху) и девочкаит (внизу).

Воспроизводится по книге Эрик Г.Эриксон «Ребенок и бщество» 2–е изд. 1963.

Комментарии

Концепция идентичности эго Эриксона стала предметом довольно многочисленных экспериментальных исследований. В целом эти исследования подтвердили, что те подростки, которые сумели обрести достаточно сильное и позитивное чувство идентичности, лучше и более адаптивным образом справляются с кризисами ранних стадий развития. Те же подростки, которые обладают более слабой идентичностью эго, в целом справляются со своими кризисами менее адаптивным образом. Эти исследования подтверждают основные положения концепции Эриксона. В то же время есть данные, говорящие о том, что кризис идентичности может иметь место и в более позднем возрасте, нежели это предполагал Эриксон. По мнению одного из исследователей, кризис идентичности происходит в поздней юности, а более 30 процентов испытуемых продолжают поиски идентичности вплоть до 24 лет (Archer. 1982). Другие данные свидетельствуют о том, что те подростки, которые после окончания школы начинают самостоятельную трудовую жизнь, раньше, чем их сверстники — студенты, обретают идентичность эго. Учеба в колледже может на некоторое время замедлить процесс формирования идентичности эго.

Наибольшее число научных разработок касается детского возраста, меньше работ посвящено исследованию зрелого и пожилого возраста. По мнению критиков, это происходит потому, что самому Эриксону на эту тему просто нечего было сказать. Эриксон ответил критикам в 1986 году, когда ему было уже 86 лет, книгой «Участие в жизни в пожилом возрасте» (Vital involvement in Old Age) (Erikson.Erikson & Kivnick. 1986), которая демонстрирует его собственную жизненную энергию в разработке теоретических и практических аспектов своей теории.

Работы Эриксона оказали существенное влияние на развитие психоанализа, образование, социальную работу, консультирование по профессиональным вопросам и по проблемам семьи и брака. Нынешний интенсивный рост исследований по проблемам развития личности в среднем и пожилом возрасте в значительной мере основан на его работах. Книги Эриксона до сих пор остаются популярными, а его лицо появлялось на обложках таких журналов, как «Ньюсвик» и «Нью — Йорк Таймс», что не так уж часто бывает с психологами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru