Основные принципы Эго-психологии
Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:
а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности;
б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,
в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни;
г) главное – изучение нормы, а не патологии;
д) главное внутреннее чувство – чувство идентичности;
е) финансово важны и клинические наблюдения и культурологические и историографические исследования человека.
Эпигенетический принцип
Главным продолжением психологической теории Э. Эриксона является представление о том, что человек продолжает развиваться всю жизнь и в течение жизни проходит через несколько последовательных стадий. Это положение определяется определенным образом, который называется эпигенетическим принципом созревания: он состоит из двух частей:
1. Личность развивается ступенчато, переход от одного периода к другому определен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста.
2. Общество устроено так, что оно способствует и одобряет развитие социальных возможностей человека, поддерживает темп и направления этого развития.
Эриксон делит развитие личности на восемь последовательных стадий. Эпигенетическая концепция подразумевает, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время, и полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения через все последовательные стадии.
Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотом в жизни индивида, который возникает по достижении определенного уровня психологической зрелости и требований общества.
Каждая из восьми фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфичной эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая обязательно предъявляется человеку, но не всегда разрешается. Личность человека зависит от того, как преодолевается кризис. Каждый психосоциальный кризис содержит и негативные и позитивные компоненты. Если конфликт успешно разрешен личностью, то она обогатится новыми, позитивными чертами. Если конфликт остался неразрешенным, то в личность встраивается негативный компонент.
Качества, приобретаемые человеком на каждой стадии (или не приобретаемые) не снижают и не повышают его восприимчивость к следующим кризисам. Каждый психосоциальный кризис автономен. Эриксон предполагал, что время наступления определенной стадии задано генетически, и одинаковы для всего человечества.
Психосоциальные стадии развития личности
1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Младенчество соответствует оральной стадии Фрейда и длится до 1 года жизни. В этот период ребенок испытывает абсолютное чувство доверия, или уверенности. Внешний мир для него – абсолютно спокойное и приятное чувство уверенности во многом бессознательно в этот период.
По Эриксону, степень развития у ребенка чувство доверия зависит от качества материнской любви и ласки. Доверие не зависит от пищи или родительской нежности. Оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства, причем младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, они должны научиться доверять себе и научиться командовать своими физиологическими побуждениями. Развитие чувства доверия наблюдается тогда, когда ребенок спокойно переносит отсутствие матери.
2. Раннее детство: автономия – стыд. Приобретаемое чувство доверия дает ребенку некоторую самостоятельность или «автономию». Этот период соответствует анальному периоду Фрейда, т.е. возрасту 2-х – 3-х лет. До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от окружения почти полностью, зависят от окружения, но теперь у них развиваются начальные локомоторные навыки и они начинают исследовать свое окружение и действовать более независимо. Дети очень любят исследовать окружающий мир. Их установкой становятся: «Я то, что я могу».
3. Возраст игры: инициатива – вина. Возраст игры соответствует дошкольному возрасту или фаллическому периоду в теории Фрейда. Общество требует от ребенка в этом возрасте активности, решения новых задач, похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется примитивная собственность и ответственность за нее.
В это время главным чувством ребенка становится: «Я – то, что я буду».
4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. Этот психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет. В начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные звания, обучаясь в школе. В этом возрасте у ребенка резко увеличиваются способность к логическому мышлению самодисциплине, а также способность выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами и эффективно адаптироваться в среде сверстников.
5. Юность: Эго-идентичность – ролевое смешение. В теории личности Эриксона юность включает в себя период от 12-13 лет до 19-20 лет. В этом возрасте человек сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми социальными ролями, которые ему приходится выполнять.
6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (20-25 лет). Эта стадия соответствует периоду ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В этом возрасте люди уже встают на ноги. Как и Фрейд, Эриксон считал, что только в этом возрасте люди становятся способны к полноценным интимным отношениям, как в сексуальном, так и социальном плане.
7. Зрелость: продуктивность – инертность (26 – 65 лет). Продуктивность – это озабоченность человека не только благополучием следующего поколения, но и состоянием общества в будущем. Каждый человек, по Эриксону, когда-то понимает, что он ответственен за все человечество, за всю культуру. Если этого не происходит, то человек не достигает продуктивности. Таким образом, продуктивность это забота старшего поколения о тех, кто придет на смену. Те люди, у которых не возникает продуктивности, постепенно приходят в состояние самопоглащенности, при котором человек заботится только о себе.
8. Поздняя зрелость: Эго-интеграция – отчаяние (65 лет – смерть). Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают достижения и неудачи. Здоровье уходит, и человек должен смириться.
Эго-интеграция – это способность оглянуться назад и сказать «Я доволен». Отчаяние – это обратная сторона медали.
studfiles.net
Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго - психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я индивида.
Предметом исследования Э. Эриксона стала идентичность как тождественность человека самому себе, как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру. Природа неврозов, соотносится с тем, что происходит разрыв между настоящим и прошлым образами Я. Невроз по Эриксону - это интерперсональное явление.
Теория Эриксона имеет явную социо-культурную направленность. Оставаясь психоаналитиком, он тем не менее соединяет психологию вместе с социологией и биологией с тем, чтобы выяснить, как происходит взаимодетерминация социальных условий формирования личности и ее собственной активности.
Суммируя свои выводы относительно природы идентичности, или тождественности, личности, Эриксон определяет ее как важнейшую характеристику целостности личности на высших уровнях развития, как интегративное качество ее организации, в центре которой находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами. Человек, по Эриксону, проходит психологические стадии развития Эго, или Я, в ходе которых он устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Принцип прохождения стадий носит название эпигенеза, поэтому и теорию Эриксона называют эпигенетической. Эпигенез - учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Содержание и форма нового качества определяются общением индивида с социальным окружением, но при этом оно обязательно опирается на внутренние предпосылки. Первые стадии развития Эриксон выделяет по аналогии со стадиями психосексуального развития Фрейда. Правда, он их истолковывает несколько иначе. Отношения, которые формируются у человека к новым требованиям, ролям, задачам становятся центром его идентичности. При переходе от одной целостности к другой происходит смена идентичности, которая носит название кризиса. Такие кризисы у Эриксона имеют нормативный характер, стимулируя процесс личностного роста. Эриксон выделяет восемь стадий жизненного цикла человека, на каждой из которых делается выбор между двумя полярными отношениями к миру и к себе.
1. Орально-сенсорная, или инкорпоративная (0-18 мес.). Цель: выбор между доверием или недоверием.
2. Мышечно-анальная (18 мес.4 года). Цель: выбор между автономией или стыдом.
3. Локомоторно-генитальная, или эдипова (4-6 лет). Цель: выбор между инициативой и виной.
4. Латентная (6-11 лет). Цель: выбор между чувством умелости, компетентности и неполноценностью.
5. Стадия юности (11-20 лет). Цель: выбор между обретением положительного Я и диффузной идентичностью.
6. Ранняя взрослость (21-25 лет). Цель: выбор между интимностью и изоляцией.
7. Взрослость (25-60/65 лет). Цель: выбор между продуктивностью или застоем.
8. Зрелость (свыше 60/65 лет). Цель: выбор между интеграцией или отчаянием.
Эриксон говорил о замкнутости жизненного цикла, связи между младенческим доверием и целостностью взрослого. По его мнению, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.
Эго-психология (Эрик Эриксон)
Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:
а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности;
б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,
в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни;
г) главное – изучение нормы, а не патологии;
д) главное внутреннее чувство – чувство идентичности;
е) финансово важны и клинические наблюдения и культурологические и историографические исследования человека.
Главным продолжением психологической теории Э. Эриксона является представление о том, что человек продолжает развиваться всю жизнь и в течение жизни проходит через несколько последовательных стадий. Это положение определяется определенным образом, который называется эпигенетическим принципом созревания: он состоит из двух частей:
1. Личность развивается ступенчато, переход от одного периода к другому определен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста.
2. Общество устроено так, что оно способствует и одобряет развитие социальных возможностей человека, поддерживает темп и направления этого развития.
Эриксон делит развитие личности на восемь последовательных стадий. Эпигенетическая концепция подразумевает, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время, и полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения через все последовательные стадии.
Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотом в жизни индивида, который возникает по достижении определенного уровня психологической зрелости и требований общества.
Каждая из восьми фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфичной эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая обязательно предъявляется человеку, но не всегда разрешается. Личность человека зависит от того, как преодолевается кризис. Каждый психосоциальный кризис содержит и негативные и позитивные компоненты. Если конфликт успешно разрешен личностью, то она обогатится новыми, позитивными чертами. Если конфликт остался неразрешенным, то в личность встраивается негативный компонент.
Качества, приобретаемые человеком на каждой стадии (или не приобретаемые) не снижают и не повышают его восприимчивость к следующим кризисам. Каждый психосоциальный кризис автономен. Эриксон предполагал, что время наступления определенной стадии задано генетически, и одинаковы для всего человечества.
1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Младенчество соответствует оральной стадии Фрейда и длится до 1 года жизни. В этот период ребенок испытывает абсолютное чувство доверия, или уверенности. Внешний мир для него – абсолютно спокойное и приятное чувство уверенности во многом бессознательно в этот период.
По Эриксону, степень развития у ребенка чувство доверия зависит от качества материнской любви и ласки. Доверие не зависит от пищи или родительской нежности. Оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства, причем младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, они должны научиться доверять себе и научиться командовать своими физиологическими побуждениями. Развитие чувства доверия наблюдается тогда, когда ребенок спокойно переносит отсутствие матери.
В то же время ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею ребенка способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия усиливается тогда, когда родители по разному относятся к воспитанию ребенка, он постоянно находится в состоянии неопределенности.
Укрепление чувство доверия в младенчестве нужно для того, чтобы дать человеку в дальнейшем возможность переживать фрустрации безмятежных психических последствий. Здоровое, нормальное развитие не есть просто развитие абсолютного чувства доверия. Удовлетворительное разрешение первого психосоциального кризиса это определение оптимального баланса между доверием и недоверием. Успешное разрешение кризиса и доверия – недоверия и приводит к проявлению у человека такого качества, как надежда, т.к. доверие переходит в способность человека надеяться.
2. Раннее детство: автономия – стыд. Приобретаемое чувство доверия дает ребенку некоторую самостоятельность или «автономию». Этот период соответствует анальному периоду Фрейда, т.е. возрасту 2-х – 3-х лет. До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от окружения почти полностью, зависят от окружения, но теперь у них развиваются начальные локомоторные навыки и они начинают исследовать свое окружение и действовать более независимо. Дети очень любят исследовать окружающий мир. Их установкой становятся: «Я то, что я могу».
Удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит от того, насколько родители дают детям самим контролировать свои действия. Автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Автономия – это способность ребенка делать разумный выбор в определенных рамках.
Эриксон считал, что стыд у ребенка – это чувство, обратное автономии, это некий гнев на самого себя. Стыд появляется тогда, когда родители сами делают за детей то, что те могут сделать сами, или если родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сделать не в состоянии.
Положительное разрешение этого кризиса приводит к развитию у человека силы воли. Человек с одной стороны имеет развитое чувство доверия, с другой – адекватно себя воспринимает в рамках функциональной автономии. Социальное выражение автономии - система правопорядка. Как и родители, закон должен быть справедливым и уважать права других, если общество хочет, чтобы его члены были в состоянии принять ограниченную автономию.
3. Возраст игры: инициатива – вина. Возраст игры соответствует дошкольному возрасту или фаллическому периоду в теории Фрейда. Общество требует от ребенка в этом возрасте активности, решения новых задач, похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется примитивная собственность и ответственность за нее.
В это время главным чувством ребенка становится: «Я – то, что я буду». Результатом этой стадии развития личности становится баланс инициативы и вины. Это зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственной воли. Если они поощряют фантазию, любознательность и творчество ребенка, то он чувствует поддержку своей инициативы. Чувство вины развивается у детей, которым не позволяют действовать самостоятельно. Кроме того, ребенок чувствует вину, если его наказывают за проявление любви к родителю противоположного пола. Эриксон соглашался с Фрейдом о сексуальной природе кризиса развития (ядерный комплекс), но его теория шире, она охватывает более широкую социальную сферу.
Социальная реализация степени инициативности это экономическая система общества. Если ребенок способен разрешить кризис этой фазы, то он будет способен плодотворно трудиться в будущем.
4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. Этот психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет. В начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные звания, обучаясь в школе. В этом возрасте у ребенка резко увеличиваются способность к логическому мышлению самодисциплине, а также способность выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами и эффективно адаптироваться в среде сверстников.
В этом возрасте комплекс Эдипа уже в значительной степени сублимирован и выражается во внутреннем стремлении к мужественности. В понимании Эриксона ролевая идентификация в этом возрасте касается не только родителя одного с ребенком пола, но и всего социума. В этом возрасте также формируется экономическая сторона социальной жизни человека, если он будет инициативен, то в его поведении будут преобладать предпринимательские черты, он не будет просто рабочей силой.
5. Юность: Эго-идентичность – ролевое смешение. В теории личности Эриксона юность включает в себя период от 12-13 лет до 19-20 лет. В этом возрасте человек сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми социальными ролями, которые ему приходится выполнять.
Компонент личности, который формируется при положительном решении кризиса в этом возрасте – это так называемая Эго-идентичность. Подросток должен собрать воедино знания о себе и своих социальных ролях (сын, дочь, студент, спортсмен, музыкант, пионер, хорист, друг и т.д.). Человек должен собрать эти знания в свою личную идентичность, которая представляет собой осознание себя, как в прошлом, так и в будущем.
Главное в позитивном разрешении кризиса Эго-идентичности заключается в том, чтобы подросток смог бесконфликтно собрать вместе свои социальные роли. Эго-идентичность представляет собой способность уравновешивать свои потребности со своими социальными возможностями и одаренностью. Чувство Эго-идентичности дает возможность почувствовать уверенность.
Результат кризиса, разрешившегося негативно – это ролевое смешение. В этом случае в человеке конфликтуют требования общества и внутренние возможности. Подросток ощущает свою неприспособленность, никчемность, деперсонализацию. Но не достижение Эго-идентичности на одной стадии не означает «проклятья на всю жизнь». Жизнь – это бесконечные изменения и ролевое смешение на одном этапе не обязательно приводят к необратимым последствиям.
В большинстве социальных систем существует определенный интервал между юностью и взрослостью. Таким интервалом часто является система высшего образования, которая дает подросткам попробовать себя в разных социальных ролях, чтобы решить, что им нужно. Другие примеры: в Западной Европе молодые люди много путешествуют, приобщаются к различным культурам и религиям, прежде чем найдут свое место в обществе.
Психологическое качество, которое приобретает человек в этом возрасте это верность, т.е. способность быть привязанным к определенной системе ценностей. Социальным результатом этого кризиса Эриксон считает идеологию, т.е. образ мира, необходимый для поддержания коллективного чувства идентичности.
6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (20-25 лет). Эта стадия соответствует периоду ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В этом возрасте люди уже встают на ноги. Как и Фрейд, Эриксон считал, что только в этом возрасте люди становятся способны к полноценным интимным отношениям, как в сексуальном, так и социальном плане.
До этого времени сексуальные отношения – это способ достижения Эго-идентичности, а теперь сексуальные отношения это способ реализации интимности. Эриксон считал, что интимность это способность разделить свою идентичность с идентичностью другого человека, не боясь, что потеряешь что-то. Именно этот социальный аспект интимности, Эриксон рассматривал, как необходимое условие прочного брака. Он считает, что настоящего чувства интимности нельзя достигнуть до тех пор, пока не достигнута ролевая идентичность. Таким образом, интимность в понимании Эриксона это больше чем сексуальная близость, это симпатия, открытость между друзьями, способность целиком отдать себя кому-то.
Обратная сторона медали – излишняя поглощенность собой или избегание отношений с людьми. Такие люди ограждают себя от интимности, так как боятся повышенных требований и риска, связанных с ней. Человек, не достигший необходимого уровня интимности, во-первых, вступает только в формальные, поверхностные контакты с сослуживцами, во-вторых, может сформироваться в антисоциальный тип личности.
Положительным качеством, которое человек может вынести из этого кризиса является любовь. По Эриксону, любовь – это способность проявлять заботу, уважение и ответственность. Социальным отражением этого периода является этика. Это уважение к интимности других людей и желание (и ожидание) сохранения своей.
7. Зрелость: продуктивность – инертность (26 – 65 лет). Продуктивность – это озабоченность человека не только благополучием следующего поколения, но и состоянием общества в будущем. Каждый человек, по Эриксону, когда-то понимает, что он ответственен за все человечество, за всю культуру. Если этого не происходит, то человек не достигает продуктивности. Таким образом, продуктивность это забота старшего поколения о тех, кто придет на смену. Те люди, у которых не возникает продуктивности, постепенно приходят в состояние самопоглащенности, при котором человек заботится только о себе.
Если у взрослого человека кризис закончился достижением продуктивности, то появляется положительное качество – забота, т.е. чувство, что кто-то или что-то имеет значение.
8. Поздняя зрелость: Эго-интеграция – отчаяние (65 лет – смерть). Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают достижения и неудачи. Здоровье уходит, и человек должен смириться.
Эго-интеграция – это способность оглянуться назад и сказать «Я доволен». Отчаяние – это обратная сторона медали.
studfiles.net
Благодаря структурному подходу, предложенному З. Фрейдом в 20-х г. ХХ в., были выделены три инстанции - Оно, Я и Сверх-Я. Позднее, отмечая этот факт, Эрик Эриксон писал, что психоаналитики постоянно находятся в состоянии неустойчивого равновесия, склоняясь то в сторону импульсов (Оно), то в сторону долженствования, совести (Супер-эго). Модификация классического психоанализа шла не за счет введения новых конструктов, а за счет уточнения и более глубокого изучения структурных аспектов ортодоксального психоанализа. Так, Эго-психология сосредоточилась на анализе строения личности, ее развитии и адаптации, автономии и свободе, на особенностях строения Я, его функционировании и взаимодействии с влечениями.
Эго настроено на историческую действительность, обеспечивает целостность и самосохранение организма, использует когнитивные и перцептивные стратегии, т.е. заставляет человека воспринимать, решать, думать, рассуждать.
Хайнц Гартманн. Теория Я
Хайнц Гартманн (1894-1970) - выдающийся психоаналитик второго поколения, посвятивший свои труды психологии Я и адаптации. В отличие от бытующего в психологии мнения, что Я это личность, человек как целое, Гартманн предлагает различать Я как целое и Я как отдельную инстанцию этого целого. Я, по его мнению, нельзя приравнивать к личности или к индивиду, это не субъект, противопоставляемый объекту, не сознание и не чувство Самости. В психоанализе Я это особое понятие. Оно представляет собой частную область личности и определяется его функциями. Нередко в психоаналитических исследованиях, в частности в работах Фрейда, Я рассматривалась как инстанция, вовлеченная в интрапсихологический конфликт. Остальные функции Я, не связанные с конфликтом, не изучались. Именно Гартманн первым попытался прояснить некоторые из неисследованных областей психоаналитической теории. Возникновение и начало генезиса Я относится Гартманном к самому раннему детству. Это положение противоречило уже вполне устоявшемуся мнению о том, что Оно является источником развития Я. Ранняя дифференциация Я и Оно соотносилась с закономерностями процесса созревания как части биологического наследия организма. Этот процесс был соотнесен с реакцией индивида на воздействие влечений и конфликтов между ними. "Первичная автономия Я" определяется развитием восприятия, памяти, контроля за движениями, которые находятся под влиянием конституциональных факторов. "Из этих ядер Я в раннем Я развиваются такие функции, как понимание объекта, планирование, продуктивность, хватание, ползание, ходьба, мышление, речь и др. Они развиваются в основном без конфликтов и не включаются в конфликты. Для обозначения совокупности этих функций, которые всегда проявляются вне сферы психических конфликтов, Гартманн ввел термин "бесконфликтная сфера Я" (Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 63).
Со временем часть механизмов, участвующая в конфликтах, может стать относительно независимой от них и использоваться для других целей, например, адаптации, синтеза, интеграции и др. Подобная смена функций приводит к формированию "вторичной автономии Я".
Гартманн систематизирует разрозненные функции Я, выделяя наиболее важные из них. Это - организация и контроль восприятия и движения, защита от чрезмерных внешних и внутренних раздражителей, проверка реальности, сигнализация об опасности, антиципация, а также координирующая и интегрирующая тенденции, реализующиеся через синтетическую функцию.
С инстанцией Я Гартманн связывал адаптацию организма. Кроме известных научному миру способов адаптации - аутопластические, т.е. изменения самого индивида, и аллопластические, т.е. переструктурирование окружения, Гартманн описывает третий путь адаптации - создание новой и более благоприятной среды для индивида. Нахождение новой среды может быть затруднено на таком социальном пространстве, где существуют жесткие ограничения и нормативы. Тем не менее реальная возможность создания нового в сочетании с изменением себя и переструктурированием среды рассматривались Гартманном в качестве важных элементов модели психического здоровья человека.
Представления Анны Фрейд о функциях и развитии Эго
Анна Фрейд (1895) - дочь З. Фрейда занималась проблемами детского психоанализа. Ее основными работами были "Введение в технику детского анализа" (1927), "Введение в психоанализ для педагогов" (1930), "Я и защитные механизмы" (1936), "Младенцы без семей: случай за и против детского дома" (1943), "Норма и патология в детстве. Оценка развития" (1965).
Ее книга "Я и защитные механизмы" посвящена роли психологический защиты в функционировании психического аппарата, способам психоаналитической проработки защит. Кроме подробной иллюстрации различных психологических защит, которую дает А. Фрейд, она утверждает, что анализ бессознательной защитной деятельности Я позволяет понять судьбу влечений и фантазий. Относительно детского анализа А. Фрейд вводит понятие "защита от аффектов". "Под этим она понимает, что Я отвергает не только требования влечений, но и сопутствующие аффекты, такие, как любовь, тоска ревность, ненависть, гнев или ярость. В чем бы ни проявлялись эти трансформированные аффекты, данный процесс следует приписывать деятельности Я" (Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 31). В качестве примеров защитных механизмов рассматриваются механизмы "идентификация с агрессором" и "особая форма альтруизма". Разрабатывая проблему защитных механизмов, А. Фрейд способствовала пониманию Я как относительно независимой психической организации, которая находится в постоянном взаимодействии с внешним миром, влечениями и другими интрапсихическими требованиями.
Наряду с тщательной и подробной разработкой проблемы защитных механизмов А. Фрейд разработала концепцию "линий психического развития". В определенной последовательности рассматривается развитие сексуального и агрессивного влечений, представляющих инстанцию Оно, а также чувства реальности и защитных механизмов, возникающих при формировании Я и Сверх-Я.
Типичной линией развития является путь ребенка от инфантильной зависимости к взрослой любви:
- на первой стадии существует биологическое единство матери и ребенка;
- на второй - существует любовь, обусловленная необходимостью в опоре;
- на третьей стадии либидо смещается с состояния удовлетворения влечений на человека как объекта, редуцирующего напряжение, благодаря чему появляется константность объекта;
- на четвертой стадии объектные отношения становятся амбивалентной привязанностью, содержащей и либидо, и агрессию;
- на пятой (фаллической) - либидо и агрессия разделяются и направляются соответственно на мать и отца;
- на шестой (латентной) - энергия переносится на людей из внесемейного окружения;
- на седьмой (предпубертате) - происходит оживление инфантильных эдиповых отношений;
- на восьмой (пубертате) - эти отношения сменяются гетеросексуальными объектами любви за пределами семьи.
Другие линии развития касаются перехода от стадии сосания к рациональному питанию, от неопрятности к приучению к чистоте, от безответственности к ответственности за собственное тело, от эгоизма к дружбе, от аутоэротики к игрушке. Нормальное развитие ребенка определяется многими факторами, в частности его индивидуальными особенностями, среди которых особое место занимают способность справляться с неудовольствием и тревогой и способность к сублимации. Обязательным условием социализации по А. Фрейд является переход от принципа удовольствия к принципу реальности с соответствующей интенсификацией функций эго - памяти, логического мышления, проверки реальности, регуляции моторики и защитных механизмов - подражания, идентификации и интроекции.
Эпигенетическая концепция Э.Эриксона
Предметом исследования Э. Эриксона (1902-1994) стала идентичность как тождественность человека самому себе, как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру. Выводы, которые он делает относительно природы неврозов, соотносятся не с нарушением психосексуального развития, как считал З. Фрейд, а с тем, что происходит разрыв между настоящим и прошлым образами Я. Невроз по Эриксону - не интра- , а интерперсональное явление.
Свой фундаментальный труд "Детство и общество" он издает в 1950 г., имея богатый эмпирический материал, собранный на разных выборках. Э. Эриксон исследует личностную и историческую идентичность применительно к таким областям теории и практики, как этнопсихология, исследование так называемых военных неврозов, детская психология. Теория Эриксона имеет явную социо-культурную направленность. Оставаясь психоаналитиком, т.е. исследователем, учитывающим и принимающим биологическую детерминацию процесса развития человека, он тем не менее соединяет психологию вместе с социологией и биологией с тем, чтобы выяснить, как происходит взаимодетерминация социальных условий формирования личности и ее собственной активности. "Мы ведем речь о трех процессах: соматическом, эго-процессе и социальном. В истории науки эти три процесса были связаны с тремя научными дисциплинами: биологией, психологией и социальными науками. Каждая из них изучала то, что могла изолировать, сосчитать и расчленить: одиночные организмы, отдельные души (minds) и социальные агрегаты… Во всех этих случаях научная дисциплина наносит ущерб предмету наблюдения, активно расчленяя его целостное состояние жизни для того, чтобы сделать изолированную часть податливой к применению некоторого набора инструментов или понятий… Мы изучаем индивидуальные человеческие кризисы, вовлекаясь в них как терапевты… мы обнаруживаем, что упомянутые выше три процесса представляют собой три стороны человеческой жизни. Тогда соматическое напряжение, тревога индивидуума и платоническое настроение группы - это три разных образа, в которых человеческая тревога являет себя различным методам исследования" (Эриксон Э., 1996. С. 67). Суммируя свои выводы относительно природы идентичности, или тождественности, личности, Эриксон определяет ее как важнейшую характеристику целостности личности на высших уровнях развития, как интегративное качество ее организации, в центре которой находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами. Человек, по Эриксону, проходит психологические стадии развития Эго, или Я, в ходе которых он устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Принцип прохождения стадий носит название эпигенеза, поэтому и теорию Эриксона называют эпигенетической. Эпигенез - учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Термин эпигенез впервые появился благодаря Харви Уильяму Гарвею в биологии в 1651 г. Эпигенез рассматривается как интенсивное развитие организмов (наряду с экстенсивным развитием - преформизмом, то есть появлением и увеличением уже имеющегося).
По сути, сам термин означает, что:
1) развитие не есть простое развертывание того, что уже зародилось, возникают новые качества, формы, которые не были изначально предопределены;
2) кроме "начал", материи, генов и др. роль отводится неким запускающим процессам, механизмам субъективного (готовность, предрасположенность) и объективного (условия, обстоятельства, деятельность) порядка.
Содержание и форма нового качества определяется общением индивида с социальным окружением, но при этом оно обязательно опирается на внутренние предпосылки. Первые стадии развития Эриксон выделяет по аналогии со стадиями психосексуального развития Фрейда. Правда, он их истолковывает несколько иначе. По Эриксону, созревание определенных психофизиологических систем организма делает индивида восприимчивым к определенным социальным воздействиям. Общество предъявляет к человеку требования, но в то же время предоставляет возможности, широкий спектр средств, способов решения социальных задач. Отношения, которые формируются у человека к новым требованиям, ролям, задачам становятся центром его идентичности. При переходе от одной целостности к другой происходит смена идентичности, которая носит название кризиса. Такие кризисы у Эриксона имеют нормативный характер, стимулируя процесс личностного роста. Эриксон выделяет восемь стадий жизненного цикла человека, на каждой из которых делается выбор между двумя полярными отношениями к миру и к себе.
1. Орально-сенсорная, или инкорпоративная (0-18 мес.). Цель: выбор между доверием или недоверием. Имея чувство определенности, доверия ребенок воспринимает окружающий мир как безопасное, стабильное место. Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства, тождества переживаний. Такая согласованность и непрерывность переживаний обеспечивает зачаточное чувство эго-идентичности. Критерием сформированности доверия считается способность ребенка спокойно переносить уход матери из поля зрения. На орально-сенсорной стадии формируются элементы защитных механизмов - проекции - приписывания другим собственных отрицательных, неодобряемых свойств и интроекции - вбирания внутрь внешних источников положительных состояний. Интроекция образов родителей является первой ступенью в формировании идентичности личности.
2. Мышечно-анальная (18 мес.4 года). Цель: выбор между автономией или стыдом. Предпосылкой этой стадии является овладение ребенком способности ходить как основы для развития автономности и самостоятельности. Автономия - самостоятельное передвижение ребенка в контролируемом пространстве. Стыд - гнев, направленный на себя из-за нежелания родителей развивать у ребенка самостоятельность. Стыд формируется под воздействием упреков родителей, запретов, не имеющих явного социального значения. Родители ругают ребенка за неумение быть опрятным, неумение контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Базисное чувство сомнения во всем, что человек оставил сзади себя, позднее, т.е. во взрослом состоянии, может быть выражено в паранойяльных страхах преследования, угрожающих сзади. Положительным исходом этой стадии является развитие элементов самоконтроля и саморегуляции.
3. Локомоторно-генитальная, или эдипова (4-6 лет). Цель: выбор между инициативой и виной. Развитие речи, овладение новыми понятиями, умение планировать, предвосхищать некоторые события является основой для формирования на этой стадии новой формы идентичности - идентификации, т.е. уподобления взрослому человеку определенного пола и усвоения свойственных ему форм поведения. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость и планирование, это - освоение нового за счет умения ставить перед собой цели. Вина - негативная оценка ребенком своих неправильных действий, чувство неуверенности в себе, вызванное потребностью любить и получать любовь родителя противоположного пола.
4. Латентная (6-11 лет). Цель: выбор между чувством умелости, компетентности и неполноценностью. Это период, который в самых разных обществах означает один и тот же процесс - начало систематического усвоения знаний, умений, навыков. Именно они позволяют ребенку чувствовать себя компетентно. Компетентность - уверенность в том, что в соответствие с социально значимыми целями ребенок может оказывать положительное влияние на окружающих его людей. Неполноценность (некомпетентность) проявляется в чувстве ущербности, неумелости, робости и замкнутости.
5. Стадия юности (11-20 лет). Цель: выбор между обретением положительного Я и диффузной идентичностью. Под диффузной идентичностью понимают неясность представлений о себе, неопределенность жизненной перспективы, приводящие к желанию присоединиться к группе, к зависимости от чужого мнения, к пассивности в принятии решения. С целью сохранения своей личности от распада юноши сверхидентифицируются с героями неформальных объединений и компаний. Состояние юношеской влюбленности интерпретируется Эриксоном как попытка добиться четкого определения собственной идентичности путем проекции расплывчатого образа своего эго на других людей и наблюдения за собственным "отражением". Для Эриксона стадия юности имела такое же важное значение как фаллическая стадия для Фрейда.
6. Ранняя взрослость (21-25 лет). Цель: выбор между интимностью и изоляцией. Интимность означает готовность слить свою идентичность с идентичностью другого при наличии установки сохранить свою идентичность и индивидуальность. Интимность основана на развитии положительного Я в предыдущий период развития, изоляция, как правило, наоборот, тесно связана с диффузией Я. Это объясняется тем, что сформированность представлений о себе, определенность собственных границ позволяет индивиду оставаться самим собой даже при установлении доверительных, интимных отношений с другими людьми. Диффузная идентичность развивается в чувство изоляции, обособление как вследствие возникающего страха быть поглощенным, инкорпорированным.
7. Взрослость (25-60/65 лет). Цель: выбор между продуктивностью или застоем. Новые условия жизни, которые предъявляет социум человеку на этой стадии развития, вызваны его особым положением в обществе, а именно необходимостью установления конструктивных отношений с разными поколениями. Например, для 50-летнего человека такими отношениями могут быть общение со своими родителями, детьми и внуками, которые требуют разные когнитивных, эмоциональных и коммуникативных стратегий. Застой, или стагнация, сопровождается замкнутостью, стереотипностью поведения, ригидностью, центрированностью на себе.
8. Зрелость (свыше 60/65 лет). Цель: выбор между интеграцией или отчаянием. Интеграция - это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни. Отсутствие интеграции выражается в страхе смерти, отвержении своей жизни (см. Хрестомат. 3.2).
Эриксон говорил о замкнутости жизненного цикла, связи между младенческим доверием и целостностью взрослого. По его мнению, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти. Эриксон выстраивает последовательность стадий развития личности, которые характеризуются особыми новообразованиями. Каждое из них формируется в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположностями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, а другая - тормозит его. Эти тенденции включают и определенную черту личности и отношение человека к миру, к жизни, к себе. В своих ранних работах такими положительными качествами были - доверие, автономия, инициатива, компетентность, положительно организованная идентичность, близость, генеративность и интегративность. К отрицательным качествам относились - недоверие, стыд, вина, неполноценность, диффузность ролей, изоляция, стагнация и отчаяние. В последних работах он пересматривает свой взгляд на развитие личности, определяя новообразования как неустойчивый баланс между этими двумя тенденциями. При благоприятном разрешении кризиса баланс нарушается в сторону положительных качеств. Теперь эпигенетическими образованиями каждой стадии Э. Эриксон называет Надежду, Волю, Намерение, Компетентность, Верность, Любовь, Заботу и Мудрость, каждое из которых включает в себя два противоположных качества. Равновесие между ними может нарушаться то в одну, то в другую сторону.
biofile.ru
Лекция 6
Постфрейдистский психоанализ и эго-психология.
Социально-психологические теории Э. Эриксона (1902-1994), Э. Фромма (1900-1980), К. Хорни (1885-1952) и Г. Салливана (1892-1949)
Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий его существования.
Э. Фромм
Всех постфрейдистов (или, как их называли, неофрейдистов) объединяет уход от приверженности Фрейда инстинктам (в частности, сексуальным) и стремление изучить влияние социума и культуры на развитие и становление человеческой личности, а также на возникновение у нее невротических отклонений.
Собственно, первым таким «психосоциологом» был Адлер, видевший и в развитии ребенка, и в формировании типов взрослого человека социальные корни. Последующие аналитики пытались сохранить ядро фрейдовского анализа (лишив его основного компонента — «десексуализировав» его, как говорил сам Фрейд), сделав акцент на эго-процессах и проследив их развитие и формирование при становлении личности. Наиболее крупным эго-психологом был Э. Эриксон. Принципы классического психоанализа подвергались критике и со стороны таких известных аналитиков-постфрейдистов, как Э. Фромм (стоявший на позициях гуманистического направления в психоанализе), К. Хорни (рассматривавшая социокультурные корни формирования личности), Г. Салливан (создавший направление межличностной теории психиатрии).
Эго-психология Э. Эриксона
Эрик Эриксон наиболее важной проблемой психоанализа считал изучение адаптивных способностей Эго в связи с развитием индивида. Он считал, что воздействия на состояния Эго многогранны: это и биологические, и психологические, и социальные влияния. Сам он обучался психоанализу в Вене у Анны Фрейд, которую также относят к эго-психологам.
Эриксон не считал себя ревизионистом фрейдизма, напротив, он настаивал на том, что его идеи являются лишь развитием классического психоанализа Фрейда. Действительно, он придерживался фрейдовской конструкции личности, хотя делал акцент не на Ид, а на Эго, считая, что поведение определяется не из Ид — бессознательными процессами, а из Эго — процессами осознанными. Эриксон, как и Фрейд, изучал фиксированные периоды развития ребенка, уделяя внимание биологическим и сексуальным основам формирования личности, но при этом считал более существенной социокультурную ориентацию развивающегося Эго. И если Фрейд рассматривал формирование личности лишь в период до генитальной стадии, то, по Эриксону, развитие личности продолжается в течение всей жизни человека.
Эриксон выделяет восемь эпигенетических стадий психосоциального развития личности, разделенных кризисами (переломными моментами в развитии), включающими и позитивные, и негативные моменты в восприятии себя и среды.
1) орально-сенсорная стадия, или младенчество (от рождения до года),
2) мышечно-аналъная, или раннее детство (1-3 года),
3) локомоторно-гениталъная, или возраст игры (3-6 лет),
4) латентная, или школьный возраст (6-12 лет),
5) подростковая, или юность (12-19 лет),
6) ранняя зрелость (20-25 лет),
7) средняя зрелость (26-64 года),
8) поздняя зрелость (от 65 лет до смерти).
Каждая стадия порождает свой психосоциальный кризис.
В случае успешного разрешения кризиса выявляются сильные стороны Эго. Так, успешное разрешение кризиса первой стадии порождает надежду, разрешение кризиса второй стадии — силу воли, кризиса третьей стадии — цель, четвертой стадии — компетентность, пятой стадии — верность, шестой стадии — любовь, седьмой стадии — заботу, восьмой — мудрость. В таблице 1 сведены все характеристики эпигенетических стадий психосоциального развития по Э. Эриксону.
1. Так, кризис первой стадии выражается в альтернативе: базальное доверие — базальное недоверие; При этом разрешение кризиса младенческого возраста зависит от внимания матери, от того, насколько она смогла передать ребенку чувство узнавания и «внутренней определенности», когда у ребенка в ответ возникает ощущение доверия к близким людям и к миру, исчезает страх «отделения» от матери, когда она почему-либо отсутствует, и, как результат, возникает надежда на то, что все будет хорошо.
2. Кризис второй стадии: автономия — стыд и сомнение; Разрешение кризиса раннего детства базируется на результатах преодоления кризиса младенчества: при наличии доверия легче воспитывается автономия и самостоятельность ребенка («Я сам»), и наоборот, при разрешении первого кризиса в сторону недоверия, зависимости, при нетерпеливости родителей у ребенка формируются сомнения и стыд за свою беспомощность.
3. Кризис третьей стадии: инициативность — вина; Разрешение кризиса третьей стадии — возраста игры — так же базируется на результате преодоления предыдущего кризиса: автономия, определившая воспитание силы воли, способствует развитию инициативности и в итоге порождению цели действия; если же результатом преодоления кризиса второй стадии явились сомнения и стыд, то вернее всего кризис третьей стадии найдет разрешение в чувстве вины.
4. Кризис четвертой стадии: трудолюбие — неполноценность; Впоследствии кризис школьного возраста у инициативных детей приводит к консолидации трудолюбия и возникновению ощущения компетентности, а у детей с чувством вины — к развитию комплекса неполноценности и чувству некомпетентности.
5. Кризис пятой стадии: эго-идентичность — ролевое смешение; Кризис юности при положительном разрешении и на фоне положительного разрешения предыдущего кризиса порождает эго-идентичность (т.е. самоопределение, ощущение самотождественности, чувство самодостаточности), в случае же отрицательного разрешения кризиса появляется ощущение ролевого смешения, т.е. возникает, по Эриксону, кризис идентичности, приводящий к неуверенности, к неспособности сделать верный выбор.
6. Кризис шестой стадии: интимность — изоляция; Кризис шестой стадии при положительном разрешении и на фоне выработанной эго-идентичности приводит к возможности установить в межличностных отношениях интимность (имеется в виду возможность полного слияния собственной идентичности с идентичностью другого человека без страха потерять себя и, как следствие, любовь: это касается и супругов, и друзей, но для этого необходимо, чтобы эго-идентичность достигла полного развития и стабилизации), в противном случае наступает изоляция, не приводящая людей к истинному сближению и даже препятствующая ему.
7. Кризис седьмой стадии: продуктивность — застой; Кризис седьмой стадии (или кризис старшего возраста) приводит при положительном разрешении к продуктивности, проявляющейся в заботе о внуках, учениках, идеях, остающихся для следующих поколений, а при отрицательном — к инертности, застою, безразличию.
8. И, наконец, результат жизни — восьмая стадия и ее кризис (эго-интеграция — отчаяние), приводящий продуктивного человека, как правило, к эго-интеграции и мудрости, а инертного — к отчаянию и страху смерти.
Таблица 1
megalektsii.ru
просмотров - 57
Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго-психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я индивида1.
С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и' личностных качеств, опирался ,на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Психосоциальные задачи развития в разных культурах имеют сходный характер, они универсальны для всего человечества (к примеру, выработка трудолюбия), хотя способы их решения могут значительно различаться.
При этом в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть
психосоциальной, так как в центре ее — рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По-новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурною контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли избранные методы исследования.
§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона
Помимо традидионной для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных случаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение здоровых детей. Он также использовал кросскультурный (этнографический) метод: изучал особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного технологического американского общества. Это позволило ему обстоятельно анализировать воздействие разных культур на становление личности. Был поставлен вопрос о различиях в достижении индивидом идентичности в тех обществах, где социальные роли жестко регламентированы, и в демократических обществах с гораздо более широким спектром потенциальных возможностей (профессиональных, политических, идеологических и т.п.). Получили известность исследования Эриксона, посвященные выдающимся личностям, таким, к примеру, как Мартин Лютер или Махатма Ганди. В этом случае Эриксон пытался соотнести основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами, ᴛ.ᴇ. использовал психоисторический метод.
Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в котором три важнейших аспекта (соматический, личностный и социальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и Эго (Я, личность).
Огромное значение Эриксон придает периоду детства, подчеркивая, что именно человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости... иррациональные страхи, происходящие из самого состояния детства»1. При этом взгляды Эриксона на возможности личностного роста и способности человека преодолевать
трудности более оптимистичны, чем в традиционном психоанализе Он считает, что человек способен к саморазвитию, к тому, чтобы не новом уровне справиться с неадекватно разрешенным ранее конфликтом, — и за пределами генитальной стадии, вплоть до самых преклонных лет. Теория развития Эго, сформулированная Эриксоном, охватывает все жизненное пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости), неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности.
oplib.ru