23 сентября 2015
Просмотров: 4529
Об эмпатии слышали многие, но мало кто представляет себе, что такое эмпатия на самом деле. Термин этот появился в среде психологов еще в начале прошлого века, а позже проник и в художественную и эзотерическую литературу. Это привело к профанации изначально научного понятия. Слово стало восприниматься просто как умение сочувствовать другому человеку либо считаться одним из экстрасенсорных «умений».
В этом есть свое рациональное зерно: способности к эмпатии наиболее ярко выражены у тех людей, которые умеют тонко чувствовать настроение или состояние другого и обладают склонностью к сопереживанию и сочувствию. Этим качеством обязательно должны обладать психологи и психотерапевты, педагоги и менеджеры по работе с персоналом. Помогает эмпатия и тем, кто занят продажами услуг и товаров.
Если не вдаваться в научные объяснения, то эмпатией принято называть способность проникнуть во внутренний мир другого человека, даже если он незнаком. Из этого вытекает и другая сторона эмпатии: уметь ощутить на себе ситуацию так, как ее воспринимает собеседник. При хорошо развитых способностях к эмпатии люди могут даже управлять настроением и чувствами другого человека, если это необходимо для достижения какой-то цели.
Вместе с тем, обладающий способностью к эмпатии никогда полностью не отождествляет себя с посторонним. Хороший специалист умело перебирает струны души пациента или воспитанника, практически ставя себя на его место и отталкиваясь от того, что он сам думал, чувствовал или делал бы в этой ситуации. Но при этом эмпат всегда остается сам собой, не отвлекаясь от ощущения себя отдельной личностью, и по окончании контакта с собеседником избавляется и от его эмоций.
При необходимости эмпат может и полностью отождествить себя с собеседником. Такой прием называется идентификацией. Он помогает на более глубоком уровне понять другого человека. Но при таком отождествлении есть возможность пострадать от чувств, в которые вживается обладающий эмпатией человек, и сделать проблемы другого своими собственными.
Среднестатистический, «нормальный» человек очень часто, испытывая какое-то чувство, не в состоянии определить его и отличить одно от другого. Специалист с хорошо развитой эмпатией может понять, что именно чувствует и ощущает человек, даже не осознающий этого. Благодаря такому знанию, эмпатов и принято считать владеющими какими-то экстрасенсорными умениями. Но ничего «волшебного» в этом нет, есть лишь результат углубленного изучения своих собственных эмоций и чувств, вызванных отношениями между личностями и проявляющихся в каких-то ситуациях. Наиболее полное определение эмпатии в психологии было сделано З.Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным».
При сравнении среднего человека и специалиста по психологии или педагогике возникает ощущение разных уровней в общении. Это действительно так, ведь каждый рождается с умением чувствовать и сочувствовать, то есть испытывать эмоции свои и примерять на себя чужие. Но по мере взросления человек склонен утрачивать способность к сочувствию и эмпатии.
Те же, кто испытывает склонность к занятиям чужими проблемами (врачи, учителя, психотерапевты и т.п.), специально развивают в себе умение вживаться в чужой внутренний мир. Это облегчает занятие тем видом деятельности, который они выбрали в жизни.
Не секрет, что эмпатические способности помогают и продавцам, и гадалкам, народным целителям и даже организаторам сект.
Принято выделять 4 уровня развития эмпатии:
Не обладающие эмпатией люди неспособны распознавать эмоциональную информацию в любом виде. Они нечувствительны к проявлениям чувств других людей, даже если им напрямую давать знать о своих переживаниях.
При слабой степени развития эмпатии человек часто склонен воспринимать чужие эмоции слишком сильно. Объясняется это неумением контролировать степень вживания в окружающих. Слабые эмпаты чаще всего идентифицируются с собеседником или знакомым, принимая на себя его чувства и позволяя им поглотить себя. Очень часто они сильно переживают не относящиеся лично к ним события достаточно остро. Из-за этого большинство жителей больших городов и находятся в стрессовом состоянии, вызванном обилием разнородных эмоций других людей. Стараясь избавиться от стресса, люди обращаются к различным практикам и методикам, направленным на снижение эмоциональности. Вместе с ней они неизбежно снижают и свои способности к эмпатии.
Функциональные эмпаты контролируют свои эмоции без их подавления, они легко могут «считывать» эмоции других людей, не идентифицируя себя с ними. Это чаще всего как раз те, кто по роду деятельности общается с большим количеством людей, которыми должен управлять или руководить. Кроме всех специальностей, которые уже были упомянуты выше, функциональные эмпаты нередко проявляют себя как обычные, но очень чуткие и отзывчивые люди, даже если не работают психологами или учителями.
Высокий уровень развития эмпатии очень редок. Среди примеров из жизни можно упомянуть сильных психотерапевтов, известных психологов или педагогов, которые во все времена создавали новые методы обучения и лечения, руководствуясь умением управлять эмоциями другого.
Чаще всего разработанные ими системы даже у их учеников работают ограниченно и механически, как система приемов. Можно изучать и применять методики А.Макаренко и М. Монтессори, например, но никогда не достигнуть уровня понимания подопечных так, как они.
Считается, что овладеть эмпатией или научиться ей практически невозможно. Она возникает на основе собственных пережитых чувств или проблем. Только человек, который сам прошел горе, боль, разочарование, может поставить себя на место того, кому плохо сейчас рядом с ним. Или хорошо запомнивший свою радость или смущение, страх или гнев в какой-то ситуации способен понять чувства другого в похожем случае.
Вернуться к оглавлению
Многие рассказывают о том, что могут ощущать чувства другого, просто глядя на него. Это действительно так, и этим объясняется и возбуждение, охватывающее толпу, и головные боли, усталость после нахождения в людных местах. Если вернуться к перечню уровней развития способностей, можно увидеть, что этому подвержены слабые эмпаты. Именно они составляют большую часть человечества, ведь каждый испытывал те или иные эмоции и вполне в состоянии увидеть их признаки у окружающих. Но обратная сторона такого умения — подверженность влиянию чужих эмоций. Итак, если человек легко поддается влиянию окружающих его людей и склонен реагировать на происходящее рядом с ним или на показ каких-то событий по телевидению, активно сопереживает героям книги или сериала, то он обладает слабой степенью эмпатии.
Такое состояние может быть даром или проклятием, возможностью помочь ближнему или источником постоянного стресса. В зависимости от этого человек может желать избавиться от умения сопереживать либо захочет развить свои способности до уровня, который позволит контролировать эмоции без их подавления.
Автор:
Иван Иванов
Поделись статьей:
Оцените статью:
Похожие статьи
1popsihologii.ru
ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.
В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом сопереживание.Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.
Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.
Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».
Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия, который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.
В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры Я, которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.
Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.
Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате.
Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.
*[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист— заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].
При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.
Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).
Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
psychology.academic.ru
Даже став взрослыми, мы всегда надеемся на то, что судьба подарит нам человека, который будет понимать нас с полуслова. Такого человека, который разделит с нами наши радости и горести как свои. Это прекрасное чувство, которое позволяет эмоционально вчувствоваться в своего собеседника, называется Эмпатия.
Умение осознанно сопереживать чужие эмоции, к сожалению, сегодня встречается очень редко. Термин «Эмпатия» в психологии одним из первых был упомянут ещё в трудах Зигмунда Фрейда, который утверждал, что психоаналитику для осуществления эффективной работы с пациентом необходимо учитывать его эмоциональное состояние. Психоаналитик входит в это состояние, после чего получает способность понять его, сравнив с собственными ощущениями.
Сегодня понятие «Эмпатия» подразумевает многое. Прежде всего, эмпатия — осознанное сопереживание человеку, его эмоциональному состоянию, без потери ощущения внешнего контроля над таким состоянием. В медицине и психологии эмпатия часто приравнивается к эмпатическому слушанию — демонстрации того, что специалист правильно понимает эмоциональное состояние пациента. В криминалистике обладание навыком эмпатического слушания означает способность собирать информацию о чувствах и мыслях объекта.
У экстрасенсов эмпатия считается особым чувством, доступным только некоторым людям. Значение этой способности в экстрасенсорике велико: она служит инструментом восприятия эмоциональных состояний других людей «напрямую», а также транслирования своих эмоций, при этом отсутствие непосредственного контактирования с человеком — не помеха. Такое чувство приравнивается к понятию эмоциональная телепатия.
Проявления эмпатии очень различны: от полного погружения в чувства партнёра по коммуникации (эмоциональная или аффективная эмпатия), до объективного понимания переживаний партнёра по коммуникации без сильного эмоционального вовлечения. В этом случае выделяют такие виды эмпатии:
Эмпатия не связана с восприятием каких-то конкретных эмоций (как при сострадании). Это чувство используется для обозначения сопереживания любого состояния. Есть множество профессий, в которых эмпатическое слушание не просто желательно, но даже необходимо. К таким профессиям относятся почти все профессии, ориентированные на общение с людьми:
Как видим, применение этому удивительному свойству нашей психики можно найти где угодно. Люди, обладающие способностью к эмпатии, называются эмпатами.
Часто можно услышать: «Он — прирождённый психолог». Часто подобная фраза указывает на умение человека эмоционально сопереживать без специальных профессиональных навыков. Можно ли стать эмпатом? Эмпатия — это врождённая или приобретённая способность? Каковы её признаки?
Согласно биологии, активность мозга, отражающая действия и состояние других индивидов, напрямую зависит от активности зеркальных нейронов. Биологи предполагают, что именно от их активности зависит сила эмпатии.
Косвенным подтверждением тому является то, что люди, страдающие от алекситимии, не обладают способностью к эмпатии, поскольку их нейрофизиологические проблемы не позволяют им различать даже свои эмоции.
Современные специалисты считают, что эмпатия является врождённым и генетическим свойством, но жизненный опыт усиливает либо ослабляет её. Сила эмпатии зависит от наличия богатого жизненного опыта, точности восприятия, развитых навыков в эмпатическом общении. Изначально более развитой способностью к эмпатии обладают женщины, особенно те, у которых есть дети.
При условии врождённого наличия хотя бы зачатков эмпатии, её развитие можно ускорить различными тренинговыми методами и специальными упражнениями, которые развивают навыки эффективного применения этой способности в профессиональном и личном общении. Если вы хотите научиться понимать эмоции и чувства окружающих, полезно практиковать такие артистические этюды, такие как «Запоминание лиц», «Как меня видят другие», «Перевоплощение». Также хорошо развивают умение сопереживать и сочувствовать любые гадания, игра «Ассоциация». Развитию эмпатии способствует общее развитие эмоциональности через танец, просмотр фильмов, прослушивание музыки, другие методы арттерапии.
Для выявления у людей уровня способности к эмпатии, а также отдельных аспектов этой способности, существуют разнообразные способы и методики. Наиболее достоверная диагностика, направленная на определение уровня эмпатии, называется «Empathy Quotient», для русскоязычных пользователей есть её адаптация под названием «Уровень сопереживания».
Эмпатия — настоящий дар, который не все умеют использовать по назначению. Часто такое свойство психики приносит страдания человеку, ведь не всегда люди испытывают только радость, счастье, любовь и другие позитивные состояния. То, что для одного человека кажется пределом мечтаний, для другого является тяжкой обузой.
Умение сопереживать и сочувствовать предполагает наличие у человека развитой личности, поскольку незрелый разум оказывается не в состоянии справиться со шквалом чужих эмоций. Решившись развивать эмпатию, совсем не лишним будет оценить плюсы и минусы такого решения.
Неисчерпаемые возможности для развития фантазии. | Человек не способен на здоровую агрессию и конкуренцию. |
Эффективная помощь во многих профессиях. | Повышенная чувствительность, вследствие этого — эмоциональное выгорание. |
Такое состояние продуцирует множество оригинальных решений. | Лёгкое возникновение тревоги и страха, высок процент психических заболеваний. |
Возможность помогать другим людям, давать им поддержку и принятие. | Высока вероятность возникновения отношений по типу «игра в одни ворота», когда человек только даёт, ничего не получая взамен. |
Эмпата невозможно обмануть. | Эмпата легко обидеть и причинить ему боль. |
Каждый человек должен сам решить для себя, какой уровень эмпатии нужен ему для комфортной жизни. Всего существует 4 типа эмпатов:
Неэмпаты: полностью закрыли каналы эмпатии (сознательно или под влиянием психотравмы). Эти люди не могут распознавать невербальные и вербальные сигналы.
Обычные эмпаты: постоянно находятся в состоянии стресса и эмоциональной перегрузки, остро переживают чужие проблемы. Часто страдают от головных болей. Способность к эмпатии ими не контролируется.
Сознательные эмпаты: управляют своей способностью к сопереживанию, легко адаптируются к чужим эмоциям, умея не пропускать их через себя.
Профессиональные эмпаты: великолепно контролируют свою способность, зачастую используя её в профессиональных целях. Могут управлять любыми чужими эмоциями, менять настроение человека, избавлять от душевной и физической боли.
Если судьба наделила вас развитой способностью к сопереживанию, может всё же стоит развивать её? Хотя бы для того чтобы выполнить своё предназначение — помощь другим людям.
Однако, за сильную способность к сочувствию и сопереживанию нередко приходится расплачиваться. Эмпаты довольно часто вступают в ассиметричные отношения, не получая от партнёра достаточной поддержки. Такие люди некомфортно чувствуют себя в конфликте, не склонны к соперничеству и отстаиванию своих интересов.
Они часто страдают от депрессии, а также тревожных расстройств. Эмпатам нелегко преодолевать страх, поэтому возможны панические атаки. Способность чувствовать чужую боль приводит к тому, что психологи называют эмпатическим стрессом.
Для эффективной работы с людьми наличие развитой эмпатии — настоящая находка. А вот с личными отношениями у эмпатов часто возникают проблемы. Они настолько чувствительны, что скрыть от них ничего не возможно, а любые негативные эмоции партнёра в буквальном смысле «бьют по голове». Поэтому партнёр эмпата обязательно должен быть добрым, верным и неконфликтным человеком.
Прежде всего, надо учиться управлять собой. Уметь энергетически закрываться либо научиться фильтровать воспринимаемые эмоции. Важно чётко программировать, какую энергию можно пропускать, а какую нет. Помимо этого, эмпат должен найти безопасный способ для сброса чужих негативных эмоций.
Можно научиться заменять эмпатию неэмпатическим сочувствием — более сдержанным проявлением доброты, любви и заботы. Займите более отстранённую позицию, и вы увидите, что чувствовать человека не означает болеть им.
Эмпатам лучше сразу осознать, что весь мир не спасёшь, всех не согреешь. Но вы всегда можете разделить эмоции со своими близкими.
odepressii.ru
.
К важным способностям, облегчающим общение и способствующим понимаю, относится эмпатия. Многие люди стремятся жить счастливо с теми, кто их понимает, ценит и любит. Чтобы почувствовать гармонию и наслаждение от существования, необходимо уметь сочувствовать и понимать окружающих.
Эмпатия – это очень редкая способность, которая проявляется тонким пониманием чувств и эмоций другого. В нее входят дополнительные аспекты:
Эти черты в большей степени показывают характер личности, нежели ее психологическое состояние. Эмпатия в психологии рассматривается учеными не 1-е десятилетие.
Они утверждают, что эта способность имеет не только субъективное понимание постороннего мира, но и умение чувствовать негативные и положительные эмоции собеседника.
Эмпатические способности проявляются как искреннее внимание к другой личности. Эмпатийный человек испытывает интерес к эмоциональному состоянию, проблемам, волнениям собеседника.
Стоит заметить, что в основном те, у кого есть чувство эмпатии, считаются людьми с большим уровнем духовно-интеллектуального развития.
Понятие эмпатии проявляется в следующих состояниях:
Кроме того, что люди-эмпаты живут переживаниями своих близких и знакомых, они могут показывать высокий уровень эмпатии по отношению к героям фильмов и литературных произведений. Каждый навык может выражаться по-разному: у кого-то в большей степени, а у кого-то в меньшей. Важные моменты этой способности зависят от того, к какому виду эмпатии больше относится человек.
Вызвало сильный интерес развитие эмпатии у психологов, психотерапевтов и психоаналитиков. Специальная терапия в психологии называется «клиент-центрированной» и основана на эмпатии. По такому принципу специалист работает с пациентом. Он подходит к этому состоянию, как к умению надеть обувь и изнутри прочувствовать систему координат персоны. Психологи выделяют 3 вида эмпатии.
Выделяют 2 отдельные формы определения эмпатии.
Если в общении с коллегой последний начинает плакать, то при сопереживании у личности с даром также на глазах будут слезы. При сочувствии человек начнет поддерживать коллегу и показывать ему личные эмоции.
Способности разделяются на уровни эмпатии, которых существует 4.
Распознать способности эмпатии у человека возможно еще в раннем возрасте. Такие дети серьезно относятся к проблемам, с которыми сталкиваются их родители. Они начинают плакать после того, как слышат повышенный тон, ссору. У них учащается стук сердца, краснеет лицо и увеличивается потоотделение. Однако сказать точно, что эта способность возникает с рождения нельзя, т. к. нет подтверждений.
Дети, у которых развита эмпатия, рождены у чувствительных родителей. Они слишком близко переживают чужие проблемы. Если ребенок родился с даром, то он может со временем развить эмпатическое общение или наоборот потерять. Укреплению дара способствует теплая домашняя атмосфера, наглядный пример со стороны родителей о том, что нужно помогать людям, переживать за них и ставить себя на их место.
Узнав, что слово эмпатия означает, некоторые начинают стараться овладевать способностями дара и развивать его у своих детей. Часто такие люди не знают, как правильно его применять. Этот минус психики может доставлять человеку дискомфорт. Чтобы справиться с различными негативными мыслями посторонних, нужно иметь твердый характер и разум, поэтому если индивид решил развивать эмпатию, стоит узнать не только плюсы дара, но и минусы.
К положительным сторонам относят:
К отрицательным сторонам можно отнести:
Способность человека к сопереживанию завораживает многих и те желают развивать эмпатию. Специалисты рассказывают, что это возможно. Они рекомендуют провести несколько игровых тренировок.
Упражнения на развитие эмпатии состоят 4 аспектов.
Важно учитывать, что чем взрослее личность, тем сложнее происходит развитие, из-за пережитого опыта можно необъективно оценивать окружающих.
Важно знать, что способность можно легко убить простым страхом. Практически каждый человек с даром избегает конфликтных ситуаций, он защищает себя и остальных людей от ругани и споров. Но, если этого сделать не выходит, эмпат начинает сильно страдать от панических атак и искать методы, чтобы откорректировать свое мышление, после чего эмпатия занижается или полностью пропадает.
Стоит научиться управлять собой. Уметь закрываться от негативных эмоций или фильтровать их восприятие. Необходимо четко программировать, что можно через себя пропускать, а чего нельзя. Индивид с даром должен найти надежный метод для сброса чужих плохих эмоций.
Важно уметь заменять эмпатию на не эмпатическое сочувствие.
Проявлять умение контролировать эмоции и проявлять любовь, заботу и доброту в более сдержанной форме, после чего человек научится чувствовать собеседника, а не болеть им.
Слово «эмпатия» означает способность человека так же эмоционально переживать моменты жизни, как и его собеседник. Он чувствует настроение своего оппонента, проблемы и волнение. Такая способность может появиться с рождения или развиться на протяжении жизни. Главное, что нужно сделать эмпату – научиться контролировать мысли и чувства, и тогда у него получится положительно использовать свой дар и добиться в жизни многого.
psyhoday.ru
Одно из главных предназначений человека в жизни – быть счастливым, а полноценное счастье невозможно без сострадания. Что такое эмпатия, есть ли она у вас, и если нет, то можно ли ею обзавестись?
Слово «эмпатия» происходит от греческого «empatheia», что переводится как «сопереживание».
Способность человека переживать эмоциональные чувства, сходные с чувствами собеседника, принято называть эмпатией.
В современной науке психологии значение этого слова трактуют, как способность понять внутреннее состояние другого человека, приобщиться к эмоциональной жизни другого, разделив его переживания.
Эмпатия — это понимание потребностей и чувств окружающих людей на бессознательном уровне.
Первым ввел в употребление это понятие американец Эдвард Титчнер.
В психологии разработано много тестов, которые определяют уровень эмпатии и диагностику ее вида.
В связи с развитием уровня эмпатии людей принято разделять на четыре вида:
Эмпатия – очень эффективный инструмент общения между людьми. Как всякий инструментарий, его важно уметь применять в жизни. Кому-то в этом помогает интуиция, а некоторым людям для достижения жизненного успеха приходится учиться представлять себя на месте другого.
Некоторые эмпатические реакции есть даже у младенцев: если один малыш начинает плакать, то его хором поддерживают дети, находящиеся рядом. Маленькие дети капризничают или бывают грустными, если у кого-то из домочадцев есть проблема.
Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии.
Обычно способность к эмпатии все же увеличивается при накоплении жизненного опыта. Но бывают и исключения. Особенно пугающе выглядит низкий уровень эмпатии у подростков, когда человек уже не ребенок, но еще и не взрослый, думающий о правовых последствиях своих поступков.
Есть целых ряд факторов, которые позволять развить в человеке способность к эмпатии:
Людей с гипертрофированным уровнем эмпатии постоянно переполняет море чувств по отношению к другим. Они не умеют контролировать свою чувственную способность, она принимает болезненные формы. Эмпаты часто «рвут свое сердце» над чужими проблемами.
Быть таким человеком – удивительно, так как можно понять другого, как самого себя. Но это и огромная ответственность для собственного здоровья. Нужно учиться контролировать это чувство.
Вот несколько правил, которые помогут не тратить жизненную энергию попусту:
Эмпат обязательно должен полюбить себя таким, каков он есть, а не принимать на себя «вину за весь мир».
Пониженный уровень эмпатии, пожалуй, еще худшее явление, чем повышенный. Многие психологи констатируют, что эмпатия – врожденное свойство. Но специальный тренинг поможет более точно воспринимать собеседника и настраиваться с ним на одну эмоциональную волну.
Психологи дают рекомендации, которые помогут:
Для этого психологи рекомендуют специальные упражнения в группе, где все участники копируют мимику, жесты и голос собеседника. Приводим несколько примеров таких упражнений.
Упражнение 1. Угадай чувство
Участникам раздаются задания, в которых указаны названия разных чувств. Каждый должен изобразить мимикой указанное чувство. Все остальные стараются угадать.
Упражнение 2. Зеркало и обезьяна
Участники делятся на пары, в которой один будет зеркалом, а другой – обезьяной. «Обезьяна» мимикой и пантомимой изображает все, что пожелает, а «зеркало» должно копировать все жесты.
Через 5 минут «обезьяна» и «зеркало» меняются ролями, затем наблюдатели оценивают, кто был лучшим в этой игре.
Упражнение 3. Телефон
Участник получает по секрету задание разговаривать по телефону с воображаемым собеседником (начальником, сыном или женой). Весь разговор – пантомима, все остальные пытаются угадать, с кем «говорит» главный участник.
Упражнений разработано бесчисленное множество, Можно придумать и свои вариации. Главное – такие упражнения нельзя проводить в одиночку, нужны другие участники, которые служат чем-то наподобие «тренажера для развития эмпатии».
Эмпатия не только формирует достойного, приятного в общении индивида и гуманное общество, но и сказывается на вполне конкретных достижениях человека в его социальной и личной жизни.
gopsy.ru
Эта статья — об узком научном понятии. О более широком бытовом понятии см. Сопереживание.
Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.[1] Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии. Понятие «эмпат» не является научным термином, и используется преимущественно в фантастике.
Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-либо конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.
Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом, проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания.[2] Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.
С точки зрения психологии, способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности.[3] Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению.[4] Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.[5]
Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции партнёра.[1]
В фантастических произведениях способность к эмпатии часто считается экстрасенсорной и доступной лишь некоторым людям. Такая эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое.[6][7] В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.
Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером,[8] который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства.[4]
Одно из первых[4] определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».[9]
Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие). [4]
Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника.[10]
Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета.[11] Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии.[12][13][14][15][16]
Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.
dic.academic.ru
.
Кто из нас не перенимал чувства близкого человека во время разговора «по душам». Умение подстроиться под настроение и эмоциональное состояние собеседника – важная черта социализации личности. Такое чувственное проявление называется эмпатией.
Эмпатия – это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию человека с сохранением понимания внешнего происхождения источника чувства. Простыми словами рассматриваемое явление можно объяснить как умение понять и прочувствовать чужие эмоции, войти в положение другого.
Термин имеет греческое происхождение. Значение слова эмпатия с него может быть переведено как «в страдании, чувствах, страстях». В современный научный оборот термин введён психологом-экспериментатором Э.Б. Титченером в конце XIX века.
Зигмунд Фрейд в начале XX века охарактеризовал эмпатию как процесс оценки психического состояния пациента, проецирование этого состояния на себя, попытка понять эти эмоции и чувства через сравнение со своими ощущениями. Главная особенность ее заключается в отсутствии причастности к какой-либо эмоции, как происходит при сострадании.
Виды эмпатии в психологии:
Выделяется несколько особых форм эмпатического поведения:
Психологические уровни эмпатии:
Отдельно стоит упомянуть группу людей, которые используют управляемое сопереживание в профессиональных целях (врачи, преподаватели, актёры, писатели, сотрудники специальных государственных служб и т. д.). Такие люди стремятся развить контролируемую эмпатию для достижения профессиональных целей.
Для более глубокого понимания явления контролируемого сопереживания нужно дать определения процессам, тесно связанным с ним.
Сострадание – составной элемент эмпатии, проявляющийся в выражении своего отношения к страданию другого человека.
Идентификация – осознанное психологическое и эмоциональное поведение, которое проявляется в полном отождествлении себя с состоянием другого человека, группы людей. Она часто является механизмом психологической защиты в неблагоприятных условиях.
Рефлексия – осознание самого себя, своего сознания. Она проявляется в ценностях, мотивах, интересах, мировоззрении, поведенческих шаблонах, мышлении, эмоциональном реагировании. Все эти личностные структуры формируются благодаря осознанию действий, их переосмыслению и структурированию.
Простыми словами, рефлексия – это непросто знание человека о чём-либо, а знание об этом знании. Такое определение явлению дал известный философ и теолог П.Т. де Шарден. В контексте рассматриваемой проблемы рефлексия отличается от эмпатии тем, что человек полностью растворяется в проблеме, переживаниях собеседника, не оставляя места собственному Я. При эмпатии сохраняется чёткое разграничение управляемого сопереживания и собственных ощущений.
Рассматриваемое явление играет существенную роль в жизни каждого человека. Она проявляется в различных сферах деятельности.
В медицине под эмпатией понимается значение психологического термина «эмпатическое слушание». Последний термин обозначает понимание эмоционально состояния собеседника и демонстрация этого понимания. Часто проявляется при опросе врачом пациента. Врач, используя эмпатийный механизм, понимает состояние пациента, а последний видит это в поведении, эмоциях врача.
В медицине эмпатия помогает получить максимально объективную информацию о чувствах и мыслях пациента. Ощущая понимание, люди раскрываются, выражают чувства более ярко, рассказывают о состоянии детально и искренне.
Способность к эмпатии в разной степени присуща всем здоровым людям.
Что такое эмпатия в психологии: нормальное эмоциональное состояние человека в соответствующих ситуациях. Существует несколько методик определения ее уровня. Созданы процедуры для улавливания отдельных проявлений этой способности.
При характеристике психологических аспектов эмпатии отмечается сохранение понимания внешнего происхождения состояния, т. е. эмпатичный человек чётко осознаёт, что на нём отражаются чувства партнёра. Если это не происходит, состояние относят к идентификации с собеседником.
Эмпатирующий человек чётко разграничивает свои внутренние, личные чувства и ощущения, которые возникают в ответ на эмоции собеседника. Такое восприятие позволяет активно использовать эмпатию для большего раскрытия переживания, внутреннего состояния пациента.
Эмпатия является ключевым аспектом социализации, поэтому её развитию большое внимание уделяет педагогика. Ключевая проблема современного образовательного процесса – отсутствие налаженных, доверительных, уважительных отношений между учителями и учениками. И ответственность ложится на взрослого человека – учителя. Преподаватели не умеют встать на позицию своих учеников, чтобы разобраться в проблемах. Отсутствие понимания сказывается на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном и социальном.
Школа — это не только инструмент передачи начальных знаний молодым людям, но и институт формирования личности, которая должна приспособиться к полноценной жизни в обществе. Без эмпатии этого добиться не получится, поэтому учитель должен на своём примере развивать у детей осознанное сопереживание.
С точки зрения физиологии, эмпатия воспринимается как способность отражать действие и состояние других существ через активизацию специальных зеркальных нейронов. Известно, что за чувство эмпатии отвечают участки миндалевидного тела и коры головного мозга. Люди с повреждениями этих участков неспособны к контролируемому сопереживанию, не улавливают эмоции и чувства других людей в процессе общения.
Значение эмпатии в искусстве переоценить сложно. Эмпатийность важна везде: в музыке, живописи, писательстве, театральной и кинематографической деятельности. Тем, кто создаёт и творит, контролируемое сопереживание позволяет создавать шедевры. Композитор улавливает настроения окружающего мира, людей и создаёт соответствующее музыкальное произведение. Писатель погружается в мир героев своих произведений, чтобы передать настроение в рассказе. Актёры театра и кино понимают внутреннее состояние своего персонажа.
Не менее важна эмпатия для зрителя. Сопереживание позволяет из набора звуков вычленить настроение музыки. Эмпатичная личность ощущает чувства героев рассказов, постановок и фильмов. Такие люди способны сопереживать, но они понимают постановочность происходящего действа.
Эмпатия свойственна всем здоровым людям, поэтому она носит нейтральный характер. Но глубина проявления состояний контролируемого сопереживания может носить позитивный или негативный характер. Всё зависит от ситуации.
Проявление эмпатии осуществляется за счёт различных сигналов:
Эмпатия необходима для полноценной социализации. Чувство контролируемого сопереживания формируется в детстве, когда ребёнок видит причастность к своему состоянию взрослого человека, родителя или другого близкого. Такое поведение перенимается. Эмпатические состояния позволяют легче находить общий язык, ощущать себя причастным к жизни семьи, общины, окружающих, страны, нации.
Существенную пользу владение эмпатией приносит в профессии. Умение подстраиваться под состояние собеседника важно при проведении переговоров, осуществлении профессиональных продаж, налаживании связей и контактов.
Высокий уровень эмпатии часто оказывает негативное влияние на самого носителя этого чувства. Так, отмечено, что острое сопереживание повышает вероятность развития депрессивных процессов, стрессов, психических расстройств и фобий.
Низкий уровень эмпатии существенно осложняет жизнь в социальной сфере. Люди, имеющие заниженный ее уровень, чаще других сталкиваются с проблемами в общении, выстраивании близких отношений.
Кто такой эмпат: он имеет развитую способность к осознанному сопереживанию, обычно именуется эмпатом. Часто в разговорах можно слышать слово эмпант. Это произношение неверно, правильно понятие звучит иначе.
Эмпатические способности находятся в тесной связи с уровнем развития человека. Чем выше духовно-интеллектуальный уровень, тем выше и способность к выражению контролируемого сострадания.
Характерные черты эмпата:
В психологии существует несколько специальных опросников для определения эмпатии. Одним из наиболее проработанных является тест, составленный клиническим психологом С. Бароном-Коэном.
Существует и иной простой и популярный способ, помогающий оценить уровень эмпатии, – шкала эмоционального отклика. Методика разработана психологом из США А. Меграбяном:
Ещё один тест разработан отечественным педагогом В.В. Бойко. Он позволяет оценить уровень личной эмпатии. Тест Бойко, в отличие от шкалы эмоционального отклика, является более простым, но он поверхностен, т. е. точность и достоверность его результатов ниже. Методика содержит в себе тридцать шесть вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». Тест Бойко направлен на определение предрасположенностей к эмоциональному сопереживанию.
Эмпатия – важный чувственный аспект повседневной жизни. Его развитие и умение контролировать позволяет качественно изменить жизнь в лучшую сторону, умение понять другого человека – главный шаг к выстраиванию здоровых, положительных отношений. Контроль состояния другого человека даёт возможность улавливать конфликтные ситуации и избегать их.
Как развить эмпатию? Для этого существуют различные системы, методики и упражнения.
Упражнения на развитие эмпатии:
Эмпатия не всегда играет положительную роль в жизни. Многие люди стремятся снизить степень своего сопереживания другим. Для этого нужно сосредоточиться на себе, постоянно занимать себя хобби, новыми увлечениями. Постоянная сосредоточенность не оставит времени на проявление специфических состояний. Осуществляя развитие эмпатии, помните, что высокий уровень сопереживания несёт негативные последствия.
urazuma.ru