Что нужно знать об эмпатии. Что такое эмпатия в психологии определение


как определить обладание эмпатией (видео)

23 сентября 2015

Просмотров: 4529

Об эмпатии слышали многие, но мало кто представляет себе, что такое эмпатия на самом деле. Термин этот появился в среде психологов еще в начале прошлого века, а позже проник и в художественную и эзотерическую литературу. Это привело к профанации изначально научного понятия. Слово стало восприниматься просто как умение сочувствовать другому человеку либо считаться одним из экстрасенсорных «умений».

Эмпатия как способ понимания другого человека

В этом есть свое рациональное зерно: способности к эмпатии наиболее ярко выражены у тех людей, которые умеют тонко чувствовать настроение или состояние другого и обладают склонностью к сопереживанию и сочувствию. Этим качеством обязательно должны обладать психологи и психотерапевты, педагоги и менеджеры по работе с персоналом. Помогает эмпатия и тем, кто занят продажами услуг и товаров.

Так что же такое — эмпатия?

Если не вдаваться в научные объяснения, то эмпатией принято называть способность проникнуть во внутренний мир другого человека, даже если он незнаком. Из этого вытекает и другая сторона эмпатии: уметь ощутить на себе ситуацию так, как ее воспринимает собеседник. При хорошо развитых способностях к эмпатии люди могут даже управлять настроением и чувствами другого человека, если это необходимо для достижения какой-то цели.

Эмпатия в общении как сопереживаниеВместе с тем, обладающий способностью к эмпатии никогда полностью не отождествляет себя с посторонним. Хороший специалист умело перебирает струны души пациента или воспитанника, практически ставя себя на его место и отталкиваясь от того, что он сам думал, чувствовал или делал бы в этой ситуации. Но при этом эмпат всегда остается сам собой, не отвлекаясь от ощущения себя отдельной личностью, и по окончании контакта с собеседником избавляется и от его эмоций.

При необходимости эмпат может и полностью отождествить себя с собеседником. Такой прием называется идентификацией. Он помогает на более глубоком уровне понять другого человека. Но при таком отождествлении есть возможность пострадать от чувств, в которые вживается обладающий эмпатией человек, и сделать проблемы другого своими собственными.

Среднестатистический, «нормальный» человек очень часто, испытывая какое-то чувство, не в состоянии определить его и отличить одно от другого. Специалист с хорошо развитой эмпатией может понять, что именно чувствует и ощущает человек, даже не осознающий этого. Благодаря такому знанию, эмпатов и принято считать владеющими какими-то экстрасенсорными умениями. Но ничего «волшебного» в этом нет, есть лишь результат углубленного изучения своих собственных эмоций и чувств, вызванных отношениями между личностями и проявляющихся в каких-то ситуациях. Наиболее полное определение эмпатии в психологии было сделано З.Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным».

Вернуться к оглавлению

Степени развития эмпатии

Уровни проявления эмпатииПри сравнении среднего человека и специалиста по психологии или педагогике возникает ощущение разных уровней в общении. Это действительно так, ведь каждый рождается с умением чувствовать и сочувствовать, то есть испытывать эмоции свои и примерять на себя чужие. Но по мере взросления человек склонен утрачивать способность к сочувствию и эмпатии.

Те же, кто испытывает склонность к занятиям чужими проблемами (врачи, учителя, психотерапевты и т.п.), специально развивают в себе умение вживаться в чужой внутренний мир. Это облегчает занятие тем видом деятельности, который они выбрали в жизни.

Не секрет, что эмпатические способности помогают и продавцам, и гадалкам, народным целителям и даже организаторам сект.

Принято выделять 4 уровня развития эмпатии:

Не обладающие эмпатией люди неспособны распознавать эмоциональную информацию в любом виде. Они нечувствительны к проявлениям чувств других людей, даже если им напрямую давать знать о своих переживаниях.

Эгоизм - чувственное безразличие к чужому страданию

Обычно таких называют черствыми или бесчувственными, бездушными людьми. Примеры такого поведения наверняка известны каждому: это следование только своим интересам у эгоистичных натур. Обычно такие люди неспособны оказать другому даже малейшую помощь.

При слабой степени развития эмпатии человек часто склонен воспринимать чужие эмоции слишком сильно. Объясняется это неумением контролировать степень вживания в окружающих. Слабые эмпаты чаще всего идентифицируются с собеседником или знакомым, принимая на себя его чувства и позволяя им поглотить себя. Очень часто они сильно переживают не относящиеся лично к ним события достаточно остро. Из-за этого большинство жителей больших городов и находятся в стрессовом состоянии, вызванном обилием разнородных эмоций других людей. Стараясь избавиться от стресса, люди обращаются к различным практикам и методикам, направленным на снижение эмоциональности. Вместе с ней они неизбежно снижают и свои способности к эмпатии.

Функциональные эмпаты контролируют свои эмоции без их подавления, они легко могут «считывать» эмоции других людей, не идентифицируя себя с ними. Это чаще всего как раз те, кто по роду деятельности общается с большим количеством людей, которыми должен управлять или руководить. Кроме всех специальностей, которые уже были упомянуты выше, функциональные эмпаты нередко проявляют себя как обычные, но очень чуткие и отзывчивые люди, даже если не работают психологами или учителями.

Высокий уровень развития эмпатии очень редок. Среди примеров из жизни можно упомянуть сильных психотерапевтов, известных психологов или педагогов, которые во все времена создавали новые методы обучения и лечения, руководствуясь умением управлять эмоциями другого.

Роль чувства эмпатии в общенииЧаще всего разработанные ими системы даже у их учеников работают ограниченно и механически, как система приемов. Можно изучать и применять методики А.Макаренко и М. Монтессори, например, но никогда не достигнуть уровня понимания подопечных так, как они.

Считается, что овладеть эмпатией или научиться ей практически невозможно. Она возникает на основе собственных пережитых чувств или проблем. Только человек, который сам прошел горе, боль, разочарование, может поставить себя на место того, кому плохо сейчас рядом с ним. Или хорошо запомнивший свою радость или смущение, страх или гнев в какой-то ситуации способен понять чувства другого в похожем случае.

Вернуться к оглавлению

Как определить обладание эмпатией?

Многие рассказывают о том, что могут ощущать чувства другого, просто глядя на него. Это действительно так, и этим объясняется и возбуждение, охватывающее толпу, и головные боли, усталость после нахождения в людных местах. Если вернуться к перечню уровней развития способностей, можно увидеть, что этому подвержены слабые эмпаты. Именно они составляют большую часть человечества, ведь каждый испытывал те или иные эмоции и вполне в состоянии увидеть их признаки у окружающих. Но обратная сторона такого умения — подверженность влиянию чужих эмоций. Итак, если человек легко поддается влиянию окружающих его людей и склонен реагировать на происходящее рядом с ним или на показ каких-то событий по телевидению, активно сопереживает героям книги или сериала, то он обладает слабой степенью эмпатии.

Такое состояние может быть даром или проклятием, возможностью помочь ближнему или источником постоянного стресса. В зависимости от этого человек может желать избавиться от умения сопереживать либо захочет развить свои способности до уровня, который позволит контролировать эмоции без их подавления.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

1popsihologii.ru

эмпатия - это... Что такое эмпатия?

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

   В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом сопереживание.

   В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

   Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

   Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

   Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

   Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия, который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

   В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры Я, которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

   Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

   Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате.

   Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист— заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

   При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

   Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

   Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Что такое эмпатия?

Даже став взрослыми, мы всегда надеемся на то, что судьба подарит нам человека, который будет понимать нас с полуслова. Такого человека, который разделит с нами наши радости и горести как свои. Это прекрасное чувство, которое позволяет эмоционально вчувствоваться в своего собеседника, называется Эмпатия.

 Чужие эмоции – как свои

Умение осознанно сопереживать чужие эмоции, к сожалению, сегодня встречается очень редко. Термин «Эмпатия» в психологии одним из первых был упомянут ещё в трудах Зигмунда Фрейда, который утверждал, что психоаналитику для осуществления эффективной работы с пациентом необходимо учитывать его эмоциональное состояние. Психоаналитик входит в это состояние, после чего получает способность понять его, сравнив с собственными ощущениями.

Сегодня понятие «Эмпатия» подразумевает многое. Прежде всего, эмпатия — осознанное сопереживание человеку, его эмоциональному состоянию, без потери ощущения внешнего контроля над таким состоянием. В медицине и психологии эмпатия часто приравнивается к эмпатическому слушанию — демонстрации того, что специалист правильно понимает эмоциональное состояние пациента. В криминалистике обладание навыком эмпатического слушания означает способность собирать информацию о чувствах и мыслях объекта.

У экстрасенсов эмпатия считается особым чувством, доступным только некоторым людям. Значение этой способности в экстрасенсорике велико: она служит инструментом восприятия эмоциональных состояний других людей «напрямую», а также транслирования своих эмоций, при этом отсутствие непосредственного контактирования с человеком — не помеха. Такое чувство приравнивается к понятию эмоциональная телепатия.

Проявления эмпатии очень различны: от полного погружения в чувства партнёра по коммуникации (эмоциональная или аффективная эмпатия), до объективного понимания переживаний партнёра по коммуникации без сильного эмоционального вовлечения. В этом случае выделяют такие виды эмпатии:

  • сочувствие — эмоциональная отзывчивость, потребность оказывать помощь;
  • сопереживание — человек испытывает такие же эмоции, как у партнёра по общению;
  • симпатия — очень доброжелательное и тёплое отношение к человеку.

Эмпатия не связана с восприятием каких-то конкретных эмоций (как при сострадании). Это чувство используется для обозначения сопереживания любого состояния. Есть множество профессий, в которых эмпатическое слушание не просто желательно, но даже необходимо. К таким профессиям относятся почти все профессии, ориентированные на общение с людьми:

  • психологи, психотерапевты;
  • врачи;
  • педагоги;
  • менеджеры по персоналу;
  • руководители;
  • детективы;
  • чиновники;
  • продавцы;
  • парикмахеры и другие.

Как видим, применение этому удивительному свойству нашей психики можно найти где угодно. Люди, обладающие способностью к эмпатии, называются эмпатами.

Можно ли стать эмпатом?

Часто можно услышать: «Он — прирождённый психолог». Часто подобная фраза указывает на умение человека эмоционально сопереживать без специальных профессиональных навыков. Можно ли стать эмпатом? Эмпатия — это врождённая или приобретённая способность? Каковы её признаки?

Согласно биологии, активность мозга, отражающая действия и состояние других индивидов, напрямую зависит от активности зеркальных нейронов. Биологи предполагают, что именно от их активности зависит сила эмпатии.

Косвенным подтверждением тому является то, что люди, страдающие от алекситимии, не обладают способностью к эмпатии, поскольку их нейрофизиологические проблемы не позволяют им различать даже свои эмоции.

Современные специалисты считают, что эмпатия является врождённым и генетическим свойством, но жизненный опыт усиливает либо ослабляет её. Сила эмпатии зависит от наличия богатого жизненного опыта, точности восприятия, развитых навыков в эмпатическом общении. Изначально более развитой способностью к эмпатии обладают женщины, особенно те, у которых есть дети.

При условии врождённого наличия хотя бы зачатков эмпатии, её развитие можно ускорить различными тренинговыми методами и специальными упражнениями, которые развивают навыки эффективного применения этой способности в профессиональном и личном общении. Если вы хотите научиться понимать эмоции и чувства окружающих, полезно практиковать  такие артистические этюды, такие как «Запоминание лиц», «Как меня видят другие», «Перевоплощение». Также хорошо развивают умение сопереживать и сочувствовать любые гадания, игра «Ассоциация». Развитию эмпатии способствует общее развитие эмоциональности через танец, просмотр фильмов, прослушивание музыки, другие методы арттерапии.

Для выявления у людей уровня способности к эмпатии, а также отдельных аспектов этой способности, существуют разнообразные способы и методики. Наиболее достоверная диагностика, направленная на определение уровня эмпатии, называется «Empathy Quotient», для русскоязычных пользователей есть её адаптация под названием «Уровень сопереживания».

Плюсы и минусы

Эмпатия — настоящий дар, который не все умеют использовать по назначению. Часто такое свойство психики приносит страдания человеку, ведь не всегда люди испытывают только радость, счастье, любовь и другие позитивные состояния. То, что для одного человека кажется пределом мечтаний, для другого является тяжкой обузой.

Умение сопереживать и сочувствовать предполагает наличие у человека развитой личности, поскольку незрелый разум оказывается не в состоянии справиться со шквалом чужих эмоций. Решившись развивать эмпатию, совсем не лишним будет оценить плюсы и минусы такого решения.

ПлюсыМинусы
Неисчерпаемые возможности для развития фантазии.Человек не способен на здоровую агрессию и конкуренцию.
Эффективная помощь во многих профессиях.Повышенная чувствительность, вследствие этого — эмоциональное выгорание.
Такое состояние продуцирует множество оригинальных решений.Лёгкое возникновение тревоги и страха, высок процент психических заболеваний.
Возможность помогать другим людям, давать им поддержку и принятие.Высока вероятность возникновения отношений по типу «игра в одни ворота», когда человек только даёт, ничего не получая взамен.
Эмпата невозможно обмануть.Эмпата легко обидеть и причинить ему боль.

Развивать или избавиться?

Каждый человек должен сам решить для себя, какой уровень эмпатии нужен ему для комфортной жизни. Всего существует 4 типа эмпатов:

Неэмпаты: полностью закрыли каналы эмпатии (сознательно или под влиянием психотравмы). Эти люди не могут распознавать невербальные и вербальные сигналы.

Обычные эмпаты: постоянно находятся в состоянии стресса и эмоциональной перегрузки, остро переживают чужие проблемы. Часто страдают от головных болей. Способность к эмпатии ими не контролируется.

Сознательные эмпаты: управляют своей способностью к сопереживанию, легко адаптируются к чужим эмоциям, умея не пропускать их через себя.

Профессиональные эмпаты: великолепно контролируют свою способность, зачастую используя её в профессиональных целях. Могут управлять любыми чужими эмоциями, менять настроение человека, избавлять от душевной и физической боли.

Если судьба наделила вас развитой способностью к сопереживанию, может всё же стоит развивать её? Хотя бы для того чтобы выполнить своё предназначение — помощь другим людям.

Однако, за сильную способность к сочувствию и сопереживанию нередко приходится расплачиваться. Эмпаты довольно часто вступают в ассиметричные отношения, не получая от партнёра достаточной поддержки. Такие люди некомфортно чувствуют себя в конфликте, не склонны к соперничеству и отстаиванию своих интересов.

Они часто страдают от депрессии, а также тревожных расстройств. Эмпатам нелегко преодолевать страх, поэтому возможны панические атаки. Способность чувствовать чужую боль приводит к тому, что психологи называют эмпатическим стрессом.

Для эффективной работы с людьми наличие развитой эмпатии — настоящая находка. А вот с личными отношениями у эмпатов часто возникают проблемы. Они настолько чувствительны, что скрыть от них ничего не возможно, а любые негативные эмоции партнёра в буквальном смысле «бьют по голове». Поэтому партнёр эмпата обязательно должен быть добрым, верным и неконфликтным человеком.

Что можно посоветовать эмпату?

Прежде всего, надо учиться управлять собой. Уметь энергетически закрываться либо научиться фильтровать воспринимаемые эмоции. Важно чётко программировать, какую энергию можно пропускать, а какую нет. Помимо этого, эмпат должен найти безопасный способ для сброса чужих негативных эмоций.

Можно научиться заменять эмпатию неэмпатическим сочувствием — более сдержанным проявлением доброты, любви и заботы. Займите более отстранённую позицию, и вы увидите, что чувствовать человека не означает болеть им.

Эмпатам лучше сразу осознать, что весь мир не спасёшь, всех не согреешь. Но вы всегда можете разделить эмоции со своими близкими.

odepressii.ru

что это, простыми словами, психология

К важным способностям, облегчающим общение и способствующим понимаю, относится эмпатия. Многие люди стремятся жить счастливо с теми, кто их понимает, ценит и любит. Чтобы почувствовать гармонию и наслаждение от существования, необходимо уметь сочувствовать и понимать окружающих.

Эмпатия - это умение понимать другого человека

Понятие в психологии

Эмпатия – это очень редкая способность, которая проявляется тонким пониманием чувств и эмоций другого. В нее входят дополнительные аспекты:

  • шанс ощутить себя на месте другого;
  • стремление к сопереживанию и ощущению настроения другого.

Эти черты в большей степени показывают характер личности, нежели ее психологическое состояние. Эмпатия в психологии рассматривается учеными не 1-е десятилетие.

Определение эмпании

Они утверждают, что эта способность имеет не только субъективное понимание постороннего мира, но и умение чувствовать негативные и положительные эмоции собеседника.

Характерные черты

Эмпатические способности проявляются как искреннее внимание к другой личности. Эмпатийный человек испытывает интерес к эмоциональному состоянию, проблемам, волнениям собеседника.

  • Способность к эмпатии зависит в большей степени от характера, уровня интеллекта и эмоциональной энергичности личности.
  • Персона считает, что у нее есть этот дар, но мыслит и воспринимает мир немного по-другому. Если она уделяет внимание только себе, то нет возможности проникнуть очень глубоко в мысли и чувства других людей.
  • Если интеллект недостаточно развит, то индивид будет делать выводы, которые неверно сформированы и не до конца их оговаривать.
  • Способности могут плохо развеиваться, если эмпатичная личность имеет эмоциональную сухость.

Стоит заметить, что в основном те, у кого есть чувство эмпатии, считаются людьми с большим уровнем духовно-интеллектуального развития.

Эмпатия - что это

Понятие эмпатии проявляется в следующих состояниях:

  • понимание чувств и состояний людей на интуитивном уровне;
  • проживание ощущений, похожих на те, которые чувствует собеседник;
  • способность надевать на себя образ других;
  • мастерство брать на себя постороннюю точку зрения, не имея преград;
  • анализ ситуации со стороны другого индивида.

Кроме того, что люди-эмпаты живут переживаниями своих близких и знакомых, они могут показывать высокий уровень эмпатии по отношению к героям фильмов и литературных произведений. Каждый навык может выражаться по-разному: у кого-то в большей степени, а у кого-то в меньшей. Важные моменты этой способности зависят от того, к какому виду эмпатии больше относится человек.

Разновидности

Вызвало сильный интерес развитие эмпатии у психологов, психотерапевтов и психоаналитиков. Специальная терапия в психологии называется «клиент-центрированной» и основана на эмпатии. По такому принципу специалист работает с пациентом. Он подходит к этому состоянию, как к умению надеть обувь и изнутри прочувствовать систему координат персоны. Психологи выделяют 3 вида эмпатии.

  1. Эмоциональный тип. Люди, расположенные к этому чувству, следуют эмоциям собеседника и прочувствуют ту боль и трудности, которые он испытывает. Они готовы в любую секунду среагировать на его переживания.
  2. Когнитивный тип. Дар проявляется в способности делать сравнение и оценку мыслей, которые не дают покоя собеседнику. Простыми словами, эмпат не только понимает чувства своего оппонента, но и включает умственные способности, чтобы полностью изучить происходящее.
  3. Предикативный тип. Дает возможность угадывать и ощущать настроение человека в определенных жизненных ситуациях. Ярко проявляется способность в момент ссор и конфликтов.

Выделяют 2 отдельные формы определения эмпатии.

  • Сопереживание, которое проявляется в ощущении тех же эмоций, что и у собеседника.
  • Сочувствие может выражаться в появлении собственных чувств по поводу положения, в котором перебывает оппонент.

Виды эмпатии

Если в общении с коллегой последний начинает плакать, то при сопереживании у личности с даром также на глазах будут слезы. При сочувствии человек начнет поддерживать коллегу и показывать ему личные эмоции.

Уровень эмпатических наклонностей

Способности разделяются на уровни эмпатии, которых существует 4.

  • Уровень эмпатии повышенный. Выражается умением понимать проблемы окружающих.
  • Индивид больше не разделяет проблемы на свои и чужие, поэтому его личная жизнь сильно страдает. Такие личности чувствуют неоправданное ощущение вины, часто плачут из-за ранимости и впечатлительности. Многие психологи считают этот уровень эмпатии аффективным. Люди, которые умеют контролировать чувства и показывать их только при необходимости, пользуются даром в профессиональной деятельности. Они становятся хорошими специалистами в области психологии и других сфер, которые связаны с общением.

Уровни эмпатии

  • Уровень высокий – понимают чувства и эмоции окружающих, не вредят себе. Эти личности относятся к своим друзьям и родственникам с большим интересом и соблюдают осторожность. Они прекрасно ладят с незнакомыми людьми, увлечены социальной жизнью. Случается, что персона с высокой характеристикой эмпатии хочет получить одобрение и поддержку от посторонних людей, а если этого не получает — выходит из себя.
  • Уровень эмпатии нормальный. Эту степень имеет практически каждый человек.
  • Проявляется она сочувствием и равнодушием по отношению к другим. Понимание и поддержка – только для близких людей.
  • Низкий уровень. Таких личностей называют антиэмпатами. Они не хотят обращать внимание на чужие проблемы, а также принимать не свою позицию. Индивид с низким уровнем эмпатии сосредоточен только на своих трудностях и проблемах, ощущает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Из-за этого у него мало друзей или вообще нет.

Проявление способностей

Распознать способности эмпатии у человека возможно еще в раннем возрасте. Такие дети серьезно относятся к проблемам, с которыми сталкиваются их родители. Они начинают плакать после того, как слышат повышенный тон, ссору. У них учащается стук сердца, краснеет лицо и увеличивается потоотделение. Однако сказать точно, что эта способность возникает с рождения нельзя, т. к. нет подтверждений.

Проявления эмпатии

Дети, у которых развита эмпатия, рождены у чувствительных родителей. Они слишком близко переживают чужие проблемы. Если ребенок родился с даром, то он может со временем развить эмпатическое общение или наоборот потерять. Укреплению дара способствует теплая домашняя атмосфера, наглядный пример со стороны родителей о том, что нужно помогать людям, переживать за них и ставить себя на их место.

Плюсы и минусы

Узнав, что слово эмпатия означает, некоторые начинают стараться овладевать способностями дара и развивать его у своих детей. Часто такие люди не знают, как правильно его применять. Этот минус психики может доставлять человеку дискомфорт. Чтобы справиться с различными негативными мыслями посторонних, нужно иметь твердый характер и разум, поэтому если индивид решил развивать эмпатию, стоит узнать не только плюсы дара, но и минусы.

Эмпатия и симпатия

К положительным сторонам относят:

  • хорошие перспективы для карьерного роста;
  • оперативная помощь родственникам и друзьям;
  • недопустимость быть обманутым;
  • шанс избегать ссоры – гасить конфликты.

Проблемы эмпатии

К отрицательным сторонам можно отнести:

  • быстрое эмоциональное перегорание;
  • склонность к волнению;
  • вероятность на формирование психологических расстройств;
  • в сфере человеческих отношений существует риск на развитие ситуации по плану «игра в одни ворота»;
  • бывает, что нет взаимопонимания со стороны окружающих;
  • увеличенная чувствительность доводит к тому, что посторонним очень легко навредить эмпату, а сами они не могут этому противостоять.

Развитие способностей

Способность человека к сопереживанию завораживает многих и те желают развивать эмпатию. Специалисты рассказывают, что это возможно. Они рекомендуют провести несколько игровых тренировок.

Платиновое правило

Упражнения на развитие эмпатии состоят 4 аспектов.

  1. Активное слушание. Необходимо научиться слушать своего собеседника. В ходе разговора эмпат должен задавать вопросы, которые бы помогли полностью узнать обсуждающую тему. Можно начать делиться собственными впечатлениями от услышанного.
  2. Развитие эмпатии включает в себя упражнение под название «Убежище». Чтобы начать его выполнять, нужно сесть удобно в кресло, расслабиться, закрыть глаза. Подумать о себе, представить свое личное убежище: его размеры, формы и т. д. Многие выбирают дом, где живут родители, а кому-то по душе приходится дом в лесу, подальше от всех. Такие мысли помогут снять эмоциональное напряжение и убрать лишний груз.
  3. Проговаривание комплиментов помогает повысить эмпатию. Нужно научиться хвалить людей – этот факт важен и присутствует во многих тренингах. Можно начать с пары комплиментов в день, скоро это войдет в привычку и человек будет искать настоящие поводы, чтобы похвалить кого-то.
  4. Развитие эмпатии включает оценку собственного поведения, часто самооценка заниженная. Многие думают, что это просто рефлекс, а кто-то эффективным анализом настоящих действий. Для этого можно начать вести дневник или каждый день по несколько минут говорить с самим собой.

Важно учитывать, что чем взрослее личность, тем сложнее происходит развитие, из-за пережитого опыта можно необъективно оценивать окружающих.

Важно знать, что способность можно легко убить простым страхом. Практически каждый человек с даром избегает конфликтных ситуаций, он защищает себя и остальных людей от ругани и споров. Но, если этого сделать не выходит, эмпат начинает сильно страдать от панических атак и искать методы, чтобы откорректировать свое мышление, после чего эмпатия занижается или полностью пропадает.

Полезные рекомендации

Стоит научиться управлять собой. Уметь закрываться от негативных эмоций или фильтровать их восприятие. Необходимо четко программировать, что можно через себя пропускать, а чего нельзя. Индивид с даром должен найти надежный метод для сброса чужих плохих эмоций.

Важно уметь заменять эмпатию на не эмпатическое сочувствие.

Проявлять умение контролировать эмоции и проявлять любовь, заботу и доброту в более сдержанной форме, после чего человек научится чувствовать собеседника, а не болеть им.

Заключение

Слово «эмпатия» означает способность человека так же эмоционально переживать моменты жизни, как и его собеседник. Он чувствует настроение своего оппонента, проблемы и волнение. Такая способность может появиться с рождения или развиться на протяжении жизни. Главное, что нужно сделать эмпату – научиться контролировать мысли и чувства, и тогда у него получится положительно использовать свой дар и добиться в жизни многого.

psyhoday.ru

что это такое, виды, уровни, психология, упражнения

Одно из главных предназначений человека в жизни – быть счастливым, а полноценное счастье невозможно без сострадания. Что такое эмпатия, есть ли она у вас, и если нет, то можно ли ею обзавестись?

Слово «эмпатия» происходит от греческого «empatheia», что переводится как «сопереживание».

Способность человека переживать эмоциональные чувства, сходные с чувствами собеседника, принято называть эмпатией.righteous-glorified-1

В современной науке психологии значение этого слова трактуют, как способность понять внутреннее состояние другого человека, приобщиться к эмоциональной жизни другого, разделив его переживания.

Эмпатия — это понимание потребностей и чувств окружающих людей на бессознательном уровне.

Первым ввел в употребление это понятие американец Эдвард Титчнер.

В психологии разработано много тестов, которые определяют уровень эмпатии и диагностику ее вида.

Уровни

  • Повышенный уровень характерен ярко-выраженным сопереживанием. Человек не в состоянии отделить свои проблемы и чувства от проблем близких, а иногда и совершенно чужих людей. Психологи в данном случае говорят об аффективном уровне эмпатии. Признаки эмпатов аффективного типа: слишком сильная душевная ранимость, впечатлительность, беспричинное чувство вины.

00ad7e3c4a18bb2eab9ba4f7291a7d5d

  • Нормальный уровень присущ большинству населения. Эмоции они стараются держать под контролем и не показывают их перед посторонними.
  • Низкий уровень характеризуется неспособностью к сопереживанию и принятию других точек зрения. Поступки людей, основанные на эмоциях, антиэмпат считает бессмысленными. В результате возникают серьезные затруднения при контактах с окружающими.

Виды

В связи с развитием уровня эмпатии людей принято разделять на четыре вида:

  1. Не эмпаты (или антиэмпаты) – имеют низкий уровень эмпатии.
  2. Слабые эмпаты – это большинство населения. У них достаточно высокий уровень эмпатии, они могут контролировать получаемые с внешнего мира впечатления, но не всегда достаточно хорошо. Поэтому они подвержены стрессам и эмоциональной перегрузке.
  3. Функциональные – люди с высоким уровнем эмпатии, способные контролировать собственные эмоции, не подавляя их. Таких людей мало, внешне они не отличаются от других людей.
  4. Профессиональные – легко распознают эмоции другого человека по самым незначительным формам и признакам. Поэтому они могут управлять чужими эмоциями, направляя их в нужное русло. Они способны поднять настроение даже тяжелобольному, а в период скорби могут заставить на время забыть о печали, поверить в себя когда, казалось, уже нет надежды. Такие люди – большая редкость.Ashoka Teaching Kids Empathy FotoFlexer_Photo

Эмпатия – очень эффективный инструмент общения между людьми. Как всякий инструментарий, его важно уметь применять в жизни. Кому-то в этом помогает интуиция, а некоторым людям для достижения жизненного успеха приходится учиться представлять себя на месте другого.

Чувственность и возраст

Некоторые эмпатические реакции есть даже у младенцев: если один малыш начинает плакать, то его хором поддерживают дети, находящиеся рядом. Маленькие дети капризничают или бывают грустными, если у кого-то из домочадцев есть проблема.

Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии.

1v1

Обычно способность к эмпатии все же увеличивается при накоплении жизненного опыта. Но бывают и исключения. Особенно пугающе выглядит низкий уровень эмпатии у подростков, когда человек уже не ребенок, но еще и не взрослый, думающий о правовых последствиях своих поступков.

Факторы развития

Есть целых ряд факторов, которые позволять развить в человеке способность к эмпатии:

  • Теплые и доверительные отношения внутри семьи.
  • Сопереживание взрослых другим людям.
  • Доброе отношение к другим живым существам: растениям и животным. Особенно в раннем возрасте ребенка его родители должны обратить внимание своего чада на то, например, что кошке так же больно, как и малышу, когда ее тянут за ухо и т. п.
  • Особенно важна эмоциональная реакция на печальные события, которая помогает ставить себя на место других людей.0d0eca60a7972660d25889d97a540010

Как помогает в жизни

  • Люди с высоким уровнем эмпатии доброжелательные и общительные, они не винят других за неблагоприятные события, не требуют сильных наказаний за проступки. Такие люди достигают в жизни гораздо большего успеха, чем те, кто постоянно винят окружающих и склонны видеть «соринку в глазу». Люди с низким уровнем эмпатии недоброжелательны, замкнуты и более агрессивны.
  • Проявлять эмпатию в общении полезно для взаимопонимания. Это создает благоприятные отношения для диалога, совместных решений в любой, даже в конфликтной ситуации.
  • Эмпатия поможет не только в реальной жизни, но и в искусстве: актеру вжиться в роль, режиссеру или писателю – донести до зрителя или читателя свою мысль, а зрителю или читателю – понять произведение искусства и мысль автора, обогатив тем самым свою духовную сущность и жизненный опыт.

Повышенный уровеньadultlescenta4

Людей с гипертрофированным уровнем эмпатии постоянно переполняет море чувств по отношению к другим. Они не умеют контролировать свою чувственную способность, она принимает болезненные формы. Эмпаты часто «рвут свое сердце» над чужими проблемами.

Быть таким человеком – удивительно, так как можно понять другого, как самого себя. Но это и огромная ответственность для собственного здоровья. Нужно учиться контролировать это чувство.

Вот несколько правил, которые помогут не тратить жизненную энергию попусту:

  • У каждого человека свой жизненный выбор. Если человек сам не желает себя спасать, то и эмпату не нужно думать об этом.
  • Эмпат не должен быть эмоциональным лекарем. Он должен принять чувства другого человека такими, какие они есть, а не пытаться постоянно вмешиваться, особенно, если его об этом не просит сам «болящий».
  • Что бы успокоиться и наладить душевную гармонию, полезно медитировать.
  • Не пытайтесь дружить со всеми. Если человек вызывает отрицательные эмоции или депрессивное состояние – нужно просто дистанцироваться от этого человека.

empatiya_1Эмпат обязательно должен полюбить себя таким, каков он есть, а не принимать на себя «вину за весь мир».

Пониженный уровень эмпатии, пожалуй, еще худшее явление, чем повышенный. Многие психологи констатируют, что эмпатия – врожденное свойство. Но специальный тренинг поможет более точно воспринимать собеседника и настраиваться с ним на одну эмоциональную волну.

Психологи дают рекомендации, которые помогут:

  • научиться понимать самого себя – эта первая ступень для адекватного восприятия других;
  • научиться управлять не только своими поступками, но также собственными мыслями и чувствами;
  • научится понимать чувства, а затем и мысли других людей.

_dd0f6230b41fe71237e6b355f35b4d15-tileДля этого психологи рекомендуют специальные упражнения в группе, где все участники копируют мимику, жесты и голос собеседника. Приводим несколько примеров таких упражнений.

Упражнение 1. Угадай чувство

Участникам раздаются задания, в которых указаны названия разных чувств. Каждый должен изобразить мимикой указанное чувство. Все остальные стараются угадать.

Упражнение 2. Зеркало и обезьяна

Участники делятся на пары, в которой один будет зеркалом, а другой – обезьяной. «Обезьяна» мимикой и пантомимой изображает все, что пожелает, а «зеркало» должно копировать все жесты.

Через 5 минут «обезьяна» и «зеркало» меняются ролями, затем наблюдатели оценивают, кто был лучшим в этой игре.2012330102210240

Упражнение 3. Телефон

Участник получает по секрету задание разговаривать по телефону с воображаемым собеседником (начальником, сыном или женой). Весь разговор – пантомима, все остальные пытаются угадать, с кем «говорит» главный участник.

Упражнений разработано бесчисленное множество, Можно придумать и свои вариации. Главное – такие упражнения нельзя проводить в одиночку, нужны другие участники, которые служат чем-то наподобие «тренажера для развития эмпатии».

Эмпатия не только формирует достойного, приятного в общении индивида и гуманное общество, но и сказывается на вполне конкретных достижениях человека в его социальной и личной жизни.

Видео: Эмпатия и Симпатия

gopsy.ru

Эмпатия - это... Что такое Эмпатия?

Эта статья — об узком научном понятии. О более широком бытовом понятии см. Сопереживание.

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.[1] Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии. Понятие «эмпат» не является научным термином, и используется преимущественно в фантастике.

Содержание и границы понятия

Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-либо конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом, проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания.[2] Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.

С точки зрения психологии, способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности.[3] Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению.[4] Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.[5]

Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции партнёра.[1]

В фантастических произведениях способность к эмпатии часто считается экстрасенсорной и доступной лишь некоторым людям. Такая эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое.[6][7] В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.

Этимология

Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером,[8] который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства.[4]

Одно из первых[4] определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».[9]

В профессиональной деятельности

Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие). [4]

Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника.[10]

Физиологические аспекты

Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета.[11] Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии.[12][13][14][15][16]

Клинические аспекты

Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Роджерс, К. Р. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework // Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects / под. ред. Sigmund Koch. — Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, 1959. — Т. 3.
  2. ↑ John L. Coulehan, Marian L. Block. The Medical Interview: Mastering Skills for Clinical Practice. — 5е издание. — Филадельфия: F. A. Davis Company, 2005. — 409 с. — ISBN 080361246X, ISBN 978-0803612464
  3. ↑ Диагностика эмпатических способностей В. Бойко
  4. ↑ 1 2 3 4 Управление персоналом » Словарь » Эмпатия  (рус.) (html). Пси-фактор. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 апреля 2011.
  5. ↑ Ягнюк, Константин Владимирович. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии  (рус.) (html). Русский Гуманитарный Интернет-Университет (1995). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 апреля 2011.
  6. ↑ Моран, Дэниел Киз. Последний танцор = The Last Dancer. — АСТ, Ермак, 2004. — 640 с. — (Фантастический боевик). — 10 000 экз. — ISBN 5-93556-416-5
  7. ↑ Азаро, Кэтрин. Инверсия Праймери. Укротить молнию = Primary Inversion. Catch the Lightning. — Армада, Альфа-книга, 2003. — 720 с. — (Золотая библиотека фантастики). — 8000 экз. — ISBN 5-17-018795-5, ISBN 5-9577-0038-X
  8. ↑ Елеференко И.О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учётом рациональности эмпатии  (рус.) (html). Журнал "Фундаментальные исследования". Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 апреля 2011.
  9. ↑ Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному = Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten. — Азбука-классика, 2006. — 288 с. — (Азбука-классика). — 15 000 экз. — ISBN 978-5-352-02127-9, ISBN 5-352-01541-6
  10. ↑ Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 5 изданий. — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. — общий тираж более 100 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4
  11. ↑ Giacomo Rizzolatti et al. (1996) Premotor cortex and the recognition of motor actions, Cognitive Brain Research 3 131—141
  12. ↑ Preston, S. D., & de Waal, F.B.M. (2002) Empathy: Its ultimate and proximate bases. Behavioral and Brain Sciences, 25, 1-72.
  13. ↑ Decety, J. (2002). Naturaliser l’empathie [Empathy naturalized]. L’Encéphale, 28, 9-20.
  14. ↑ Decety, J., & Jackson, P.L. (2004). The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71-100.
  15. ↑ Gallese, V., & Goldman, A.I. (1998). Mirror neurons and the simulation theory. Trends in Cognitive Sciences, 2, 493—501.
  16. ↑ Gallese, V. (2001). The «Shared Manifold» hypothesis: from mirror neurons to empathy. Journal of Consciousness Studies, 8, 33-50.

Ссылки

dic.academic.ru

что это, простыми словами, психология

Кто из нас не перенимал чувства близкого человека во время разговора «по душам». Умение подстроиться под настроение и эмоциональное состояние собеседника – важная черта социализации личности. Такое чувственное проявление называется эмпатией.

эмпатия

Определение

Эмпатия – это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию человека с сохранением понимания внешнего происхождения источника чувства. Простыми словами рассматриваемое явление можно объяснить как умение понять и прочувствовать чужие эмоции, войти в положение другого.

Термин имеет греческое происхождение. Значение слова эмпатия с него может быть переведено как «в страдании, чувствах, страстях». В современный научный оборот термин введён психологом-экспериментатором Э.Б. Титченером в конце XIX века.

Зигмунд Фрейд в начале XX века охарактеризовал эмпатию как процесс оценки психического состояния пациента, проецирование этого состояния на себя, попытка понять эти эмоции и чувства через сравнение со своими ощущениями. Главная особенность ее заключается в отсутствии причастности к какой-либо эмоции, как происходит при сострадании.

Основные виды и уровни

Виды эмпатии в психологии:

  1. Эмоциональная. Этот вид основан на механической проекции и подражании моторным и аффективным реакциям собеседника. Механическая проекция – механизм психологической защиты, при которой внутренние чувства воспринимаются как приходящие извне. Она проявляется в виде приписывания собеседнику своих чувств и эмоций при убеждённости, что это ощущение исходит из внешнего воздействия, а не изнутри. Под моторными реакциями понимают мелкие двигательные операции, сопровождающие действие, общение. Аффективная реакция – бурное эмоциональное действие, резкое изменение состояния.
  2. Когнитивная. Это контролируемое сопереживание основывается на процессах интеллектуального характера: сравнении, аналогии, противопоставлении.
  3. Предикативная. Эмпатия, заключающаяся в способности предугадывать аффективные реакции собеседника.

эмпатия

Выделяется несколько особых форм эмпатического поведения:

  • сопереживание – отождествление эмоциональных ощущений собеседника;
  • сочувствие (сострадание) – форма выражения состояния в ответ на переживания другого человека.

Психологические уровни эмпатии:

  1. Высокий (третий). Повышенная эмпатичность проявляется в том, что человек глубоко сопереживает состоянию окружающих. Часто такое включение находится на грани потери контроля. Встречается достаточно редко.
  2. Средний (второй). Уровень, при котором человек обладает возможностью управляемого сопереживания, но на первое место возводит собственные ощущения. Средняя эмпатия характерна для большинства современных людей. Чужие чувства и эмоции не имеют значения для их жизни. Главное – процесс действия, а не эмоциональный подтекст этих действий.
  3. Низкий (первый). Уровень характеризуется равнодушием, безучастием к состоянию других людей. Такие люди обычно имеют проблемы с социализацией, они нелюдимы, ведут отшельнический образ жизни, у них нет друзей и близких.

Отдельно стоит упомянуть группу людей, которые используют управляемое сопереживание в профессиональных целях (врачи, преподаватели, актёры, писатели, сотрудники специальных государственных служб и т. д.). Такие люди стремятся развить контролируемую эмпатию для достижения профессиональных целей.

эмпатия

Эмпатия, симпатия и рефлексия

Для более глубокого понимания явления контролируемого сопереживания нужно дать определения процессам, тесно связанным с ним.

Сострадание – составной элемент эмпатии, проявляющийся в выражении своего отношения к страданию другого человека.

Идентификация – осознанное психологическое и эмоциональное поведение, которое проявляется в полном отождествлении себя с состоянием другого человека, группы людей. Она часто является механизмом психологической защиты в неблагоприятных условиях.

Рефлексия – осознание самого себя, своего сознания. Она проявляется в ценностях, мотивах, интересах, мировоззрении, поведенческих шаблонах, мышлении, эмоциональном реагировании. Все эти личностные структуры формируются благодаря осознанию действий, их переосмыслению и структурированию.

Простыми словами, рефлексия – это непросто знание человека о чём-либо, а знание об этом знании. Такое определение явлению дал известный философ и теолог П.Т. де Шарден. В контексте рассматриваемой проблемы рефлексия отличается от эмпатии тем, что человек полностью растворяется в проблеме, переживаниях собеседника, не оставляя места собственному Я. При эмпатии сохраняется чёткое разграничение управляемого сопереживания и собственных ощущений.

Проявления в жизни

Рассматриваемое явление играет существенную роль в жизни каждого человека. Она проявляется в различных сферах деятельности.

Медицинская оценка

В медицине под эмпатией понимается значение психологического термина «эмпатическое слушание». Последний термин обозначает понимание эмоционально состояния собеседника и демонстрация этого понимания. Часто проявляется при опросе врачом пациента. Врач, используя эмпатийный механизм, понимает состояние пациента, а последний видит это в поведении, эмоциях врача.

В медицине эмпатия помогает получить максимально объективную информацию о чувствах и мыслях пациента. Ощущая понимание, люди раскрываются, выражают чувства более ярко, рассказывают о состоянии детально и искренне.

Способность к эмпатии в разной степени присуща всем здоровым людям.

Психологическая оценка

Что такое эмпатия в психологии: нормальное эмоциональное состояние человека в соответствующих ситуациях. Существует несколько методик определения ее уровня. Созданы процедуры для улавливания отдельных проявлений этой способности.

При характеристике психологических аспектов эмпатии отмечается сохранение понимания внешнего происхождения состояния, т. е. эмпатичный человек чётко осознаёт, что на нём отражаются чувства партнёра. Если это не происходит, состояние относят к идентификации с собеседником.

Эмпатирующий человек чётко разграничивает свои внутренние, личные чувства и ощущения, которые возникают в ответ на эмоции собеседника. Такое восприятие позволяет активно использовать эмпатию для большего раскрытия переживания, внутреннего состояния пациента.

Педагогическая оценка

Эмпатия является ключевым аспектом социализации, поэтому её развитию большое внимание уделяет педагогика. Ключевая проблема современного образовательного процесса – отсутствие налаженных, доверительных, уважительных отношений между учителями и учениками. И ответственность ложится на взрослого человека – учителя. Преподаватели не умеют встать на позицию своих учеников, чтобы разобраться в проблемах. Отсутствие понимания сказывается на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном и социальном.

Школа — это не только инструмент передачи начальных знаний молодым людям, но и институт формирования личности, которая должна приспособиться к полноценной жизни в обществе. Без эмпатии этого добиться не получится, поэтому учитель должен на своём примере развивать у детей осознанное сопереживание.

Научная оценка

С точки зрения физиологии, эмпатия воспринимается как способность отражать действие и состояние других существ через активизацию специальных зеркальных нейронов. Известно, что за чувство эмпатии отвечают участки миндалевидного тела и коры головного мозга. Люди с повреждениями этих участков неспособны к контролируемому сопереживанию, не улавливают эмоции и чувства других людей в процессе общения.

Эмпатия и искусство

Значение эмпатии в искусстве переоценить сложно. Эмпатийность важна везде: в музыке, живописи, писательстве, театральной и кинематографической деятельности. Тем, кто создаёт и творит, контролируемое сопереживание позволяет создавать шедевры. Композитор улавливает настроения окружающего мира, людей и создаёт соответствующее музыкальное произведение. Писатель погружается в мир героев своих произведений, чтобы передать настроение в рассказе. Актёры театра и кино понимают внутреннее состояние своего персонажа.

Не менее важна эмпатия для зрителя. Сопереживание позволяет из набора звуков вычленить настроение музыки. Эмпатичная личность ощущает чувства героев рассказов, постановок и фильмов. Такие люди способны сопереживать, но они понимают постановочность происходящего действа.

Характеристика

Эмпатия свойственна всем здоровым людям, поэтому она носит нейтральный характер. Но глубина проявления состояний контролируемого сопереживания может носить позитивный или негативный характер. Всё зависит от ситуации.

Проявление эмпатии осуществляется за счёт различных сигналов:

  • поступков;
  • речи;
  • мимики;
  • жестов.

Плюсы

Эмпатия необходима для полноценной социализации. Чувство контролируемого сопереживания формируется в детстве, когда ребёнок видит причастность к своему состоянию взрослого человека, родителя или другого близкого. Такое поведение перенимается. Эмпатические состояния позволяют легче находить общий язык, ощущать себя причастным к жизни семьи, общины, окружающих, страны, нации.

Существенную пользу владение эмпатией приносит в профессии. Умение подстраиваться под состояние собеседника важно при проведении переговоров, осуществлении профессиональных продаж, налаживании связей и контактов.

Минусы

Высокий уровень эмпатии часто оказывает негативное влияние на самого носителя этого чувства. Так, отмечено, что острое сопереживание повышает вероятность развития депрессивных процессов, стрессов, психических расстройств и фобий.

эмпатия

Низкий уровень эмпатии существенно осложняет жизнь в социальной сфере. Люди, имеющие заниженный ее уровень, чаще других сталкиваются с проблемами в общении, выстраивании близких отношений.

Определение эмпата

Кто такой эмпат: он имеет развитую способность к осознанному сопереживанию, обычно именуется эмпатом. Часто в разговорах можно слышать слово эмпант. Это произношение неверно, правильно понятие звучит иначе.

Основные признаки

Эмпатические способности находятся в тесной связи с уровнем развития человека. Чем выше духовно-интеллектуальный уровень, тем выше и способность к выражению контролируемого сострадания.

Характерные черты эмпата:

  • интуитивное понимание чувств и ощущений другого;
  • способность искренне сопереживать;
  • умение легко вставать на место другого;
  • способность абстрагироваться, смотреть на ситуацию со стороны;
  • умение понять и принять чужую точку зрения без доказательств, аргументации и споров.

Личное тестирование

В психологии существует несколько специальных опросников для определения эмпатии. Одним из наиболее проработанных является тест, составленный клиническим психологом С. Бароном-Коэном.

эмпатия

Существует и иной простой и популярный способ, помогающий оценить уровень эмпатии, – шкала эмоционального отклика. Методика разработана психологом из США А. Меграбяном:

  • он состоит из двадцати пяти вопросов;
  • каждый пункт теста предполагает выбор 1 из 4 ответов;
  • каждому из четырёх вариантов присвоено определённое количество баллов;
  • на основе суммы определяются способности человека к контролируемому сопереживанию.

Ещё один тест разработан отечественным педагогом В.В. Бойко. Он позволяет оценить уровень личной эмпатии. Тест Бойко, в отличие от шкалы эмоционального отклика, является более простым, но он поверхностен, т. е. точность и достоверность его результатов ниже. Методика содержит в себе тридцать шесть вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». Тест Бойко направлен на определение предрасположенностей к эмоциональному сопереживанию.

Управление сочувствием

Эмпатия – важный чувственный аспект повседневной жизни. Его развитие и умение контролировать позволяет качественно изменить жизнь в лучшую сторону, умение понять другого человека – главный шаг к выстраиванию здоровых, положительных отношений. Контроль состояния другого человека даёт возможность улавливать конфликтные ситуации и избегать их.

Как развить эмпатию? Для этого существуют различные системы, методики и упражнения.

эмпатия

Упражнения на развитие эмпатии:

  1. Концентрация не на своих умозаключениях, а на смысле фраз и слов собеседника в диалоге. Умение слушать и слышать позволит глубже понимать людей при общении.
  2. Концентрация внимания на окружающих людях, коллегах, знакомых, родственниках. Чем они живут, каковы их интересы, проблемы, успехи.
  3. Разговоры с незнакомцами в транспорте, на улице. Общение с людьми не своего круга поможет лучше понимать жизнь других.
  4. Проигрывание ситуации собеседника на себе, выстраивание линии поведения, отработка эмоциональных проявлений.
  5. Анализ своих чувств и переживаний в различных ситуациях, их запоминание. Развитие эмоциональной памяти позволит быстро проецировать ситуацию на другого и лучше понимать его.

Эмпатия не всегда играет положительную роль в жизни. Многие люди стремятся снизить степень своего сопереживания другим. Для этого нужно сосредоточиться на себе, постоянно занимать себя хобби, новыми увлечениями. Постоянная сосредоточенность не оставит времени на проявление специфических состояний. Осуществляя развитие эмпатии, помните, что высокий уровень сопереживания несёт негативные последствия.

urazuma.ru