просмотров - 110
Эриксон - последователь Фрейда, но развитие ребенка рассматривал широко, в системе общественных отношений.
Он много путешествовал, изучал быт и жизнь индейцев. Сравнивал воспитание детей в двух племенах. В первом племени было принято туго пеленать новорожденных, чтобы они не смогли нанести себе вред. Во втором племени Сио детей не пеленали, а давали полную свободу движения.
Результат: Сио врастали сильными, развитыми с психологически открытым свободолюбивым характером. Дети другого племени вырастали подозрительными в общении, проявляли осторожность.
Эриксон считал, что развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.
Эриксон осознавал, что последовательность стадий развития ребенка зависит также и от биологического начала. Ребенок в периоды развития проходит ряд следующих друг за другом стадий.
На каждой стадии он приобретает определенные качества, которые Эриксон называл личностные новообразования. Οʜᴎ фиксируются в структуре личности и сохраняются в последующие периоды.
Существенным качеством новообразования на всех возрастных этапах Эриксое считал идентичность.
Идентичность - ϶ᴛᴏ условие психического здоровья ребенка и если идентичность не сложится, то человек не найдет себя, своего места в будущем, в обществе и окажется инертным и потерянным.
1 стадия идентичности формируется в младенческом возрасте и выражается в доверии или не доверии к миру. В случае если ребенок получает от матери не только молоко, но и необходимый уход и общение, то он с доверием относится к миру. В случае если нет – то недоверия и страх.
2 стадия раннего возраста. Идентичность проявляется в чувстве самостоятельности. В случае если стремление ребенка к самостоятельности не подавляется, то устанавливается соотношение между желанием сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем.
Баланс между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
3 стадия совпадает со старшим дошкольным возрастом и к идентичности добавляется инициатива. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация. Ребенок осваивает определенную форму поведения – мужскую или женскую.
4 стадия – младший школьник
В данный период происходит постижение основ трудового и социального опыта͵ что дает возможность ребенку приобрести признание окружающих и чувство компетентности. Критерии установления дружеских отношений: если ты хорошо учишься – дружим, плохо – нет. В случае если достижения ребенка не велики, то ребенок остро переживает свою неумелость, у него образуется чувство неполноценности.
5 стадия – старший подростковый возраст
Формируется целостная идентичность личности. Включаются моменты с прошлых стадий - доверие к миру, самостоятельность, инициатива, компетентность, что позволяет решить задачи, которые ставит перед ним общество – задачи самоопределения и выбора жизненного пути. В случае если не удается осознать себя и свое место в мире, то у подростков развивается диффузное чувство идентичности. Оно взаимосвязано с инфантилизмом и желанием как можно дольше не становится взрослым, ждать опеки. Так Эриксон дает периодизацию:
1 этап младенческий возраст 0-1года
2 этапа ранний возраст 1-3 года
3 этапа дошкольный возраст 3-6 лет
4 этап пубертатный возраст 6-13 лет
5 этап юность 13-18 лет
Далее личность зрелая, но развитие не заканчивается.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. В случае если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
Эриксон - последователь Фрейда, но развитие ребенка рассматривал широко, в системе общественных отношений. Он много путешествовал, изучал быт и жизнь индейцев. Сравнивал воспитание детей в двух племенах. В первом племени было принято туго пеленать новорожденных, чтобы... [читать подробенее]
oplib.ru
Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет).
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.
Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.
В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии.
Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.
Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
№ | Стадия | Возраст | Кризис | Сильная сторона |
1 | Орально-сенсорная | до 1года | Базальное доверие — базальное недоверие | Надежда |
2 | Мышечно-анальная | 1-3 года | Автономия — стыд и сомнение | Сила воли |
3 | Локомоторно-генитальная | 3-6 лет | Инициативность — вина | Цель |
4 | Латентная | 6-12 лет | Трудолюбие — неполноценность | Компетентность |
5 | Подростковая | 12-19 лет | Эго-идентичность — ролевое смешение | Верность |
6 | Ранняя зрелость | 20-25 лет | Интимность — изоляция | Любовь |
7 | Средняя зрелость | 26-64 года | Продуктивность — застой | Забота |
8 | Поздняя зрелость | 65- смерть | Эго-интеграция — отчаяние | Мудрость |
Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.
agespsyh.ru
Эпигенетическая теория Э. Эриксона
Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994)
Американский психолог, психоаналитик, автор эпигенетической теории развития личности (Центральная идея эпигенетической теории состоит в том, что основополагающее влияние на наследственность оказывает не геном, а эпигенетическая система (ЭС) — совокупность факторов, воздействующих на онтогенез). Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго.
Основные положения теории Эрика Эриксона
Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.
Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания:
личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития
Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период), полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается.
Центральным понятием эпигенетической теории развития Эриксона является модус эго – преимущественный способ проявления человеческого «я» в той или иной жизненной ситуации (план личности).
Стадии психосоциального развития
стадия | возраст | Психо-социальный кризис | Сильная сторона |
Орально-сенсорная | 0-1 год | Базовое доверие – недоверие к миру | Надежда |
Мышечно-анальная | 2-3 года | Автономия – стыд, сомнение | Способность к волеизъявлению |
Локомоторно-генитальная | 4-6 лет | Инициативность – вина | Целеустремленность |
Латентная | 7-11 дет | Трудолюбие – некомпетентность | Компетентность |
Подростковая | 12-18 лет | Достигнутая (гармоничная) идентичность - диффузная идентичность | Верность себе |
Молодость (ранняя взрослость) | 19-35 лет | Близость – изоляция | Любовь |
Взрослость | 35-60 (65) лет | Продуктивность – застой | Забота |
Зрелость (старость) | От 65 лет | Эго-интеграция – отчаяние | Мудрость |
I стадия. Орально-сенсорная Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.
Модус эго – модус впитывания (вбирания) в себя. Сначала ребенок психологически смотрит и впечатывает все, что видит вокруг себя, но это пока пассивное вбирание. Затем – активное вбирание (хватает разные предметы, исследует их).
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность. Задача этого этапа – проработать необходимый баланс между доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем. В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности и научных занятиях. Не прошедшие удачно эту стадию люди, даже если исповедуют веру, фактически, каждым вздохом выражают недоверие к людям.
II стадия. Мышечно-анальная Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст 2-й – 3-й годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.
Модус эго – возможности регуляции удержания (выталкивания), т.е. выделительные процессы (приучение к горшку). Но это происходит не только на физиологическом, но и на психологическом уровне – «могу ли я быть автономным, самостоятельно управлять собой.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли. На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность. Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии. Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.
III стадия. Локомоторно-генитальная Стадия инфантильной генитальности, соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст: 4 – 5 лет – дошкольный возраст. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.
Модус эго – интрузия (проникновение куда-то). Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Важно, что это возраст игры.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать. От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии. На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности. Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.
IV стадия. Латентная Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст 6 – 11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.
Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью. Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества. Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности.
V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему “любви и ревности” к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду. Возраст 12 – 18 лет. Задача этапа: идентичность против смешения ролей.
Модус эго – Помимо интереса подростков к межполовым отношениям (как у Фрейда), для Эриксона на этом этапе развития более важным является построение гармоничной иерархии своих ролей (сын, ученик, член компании). Если личность умеет гибко переходить от одной роли к другой, то формируется гармоничная идентичность.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность. Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”. Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.
VI стадия. Ранняя взрослость Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже четко не называет возраст. Задача этапа: близость против изоляции.
Модус эго – поиск близких отношений, создание семьи.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь. К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я” и включился в трудовую деятельность. Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле. Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости –одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные – безразличны. И только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.
VII стадия. Взрослость Эту и последующую стадию классический психоанализ уже не рассматривает, он охватывает только период взросления. Возраст: зрелый. Задача этапа: генеративность против стагнации.
Модус эго – продуктивность, творчество. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота. Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность. Генеративность – центральный момент этой стадии – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Хотя существуют отдельные лица, которые вследствие жизненных неудач или особой одаренности в других областях, не направляют этот интерес на свое потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая важная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития. Когда такого обогащения не удается достичь, происходит регрессия к потребности в псевдоблизости, с чувством застоя и обеднением личной жизни. Человек начинает баловать себя, как если бы он был своим ребенком. Сам факт наличия детей или желания их иметь – это еще не генеративность. Причины отставания – чрезмерное себялюбие, напряженное самосозидание преуспевающей личности за счет других сторон жизни, недостаток веры, доверия, ощущения, что он желанная надежда и забота общества.
VIII стадия. Зрелость Возраст: пенсионный. Задача этапа: целостность эго против отчаяния.
Модус эго – интеграция событий предыдущей жизни
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности. Отвращение скрывает отчаяние, хотя и в виде “массы мелких отвращений”, которые не складываются в одно большое раскаяние. Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.
studfiles.net
Стадий развития личности
Этот раздел, как и большинство предыдущих, появился в результате переписки с читателями. Если Вы обратили внимание, в различных форумах и конференциях часто встречаются вопросы - когда, в каком возрасте следует приучать ребенка к дисциплине, до какого возраста можно баловать его и уступать его требованиям, почему у вчера еще жизнерадостного и добродушного малыша появляются приступы агрессии и как себя вести в этом случае? Мы иногда предъявляем к малышу требования как ко взрослому, а иногда прощаем вещи, для его возраста уже вполне преодолимые. И то, и другое в какой-то момент становится вредно для него же самого. На этот счет в различных источниках можно найти самые разные советы, часто противоречащие друг другу. На что же опереться в этом море информации?
Мне, например, в свое время очень помогли работы американского психоаналитика Эрика Эриксона, создавшего теорию о возрастных фазах психо-социального развития, а проще говоря, о том, какие основные качества личности в каком возрасте и в какой последовательности формируются, какие возрастные кризисы и этапы проходит человек и чему он должен научиться на каждом этапе, чтобы стать полноценной самостоятельной личностью. Соответственно, мне стало намного понятнее, на что именно обращать внимание в каждом возрасте, каких изменений ждать в ближайшем будущем, какие качества требуют особенной поддержки в данный момент, а что можно спокойно отложить на потом, не предъявляя к ребенку завышенных требований.
Вообще-то, теорий возрастного развития существует немало, и некоторым из них я пыталась следовать до знакомства с теорией Эриксона, но как-то они мне не запомнились. А после знакомства с ней другие теории мне пока не понадобились, она до сих пор служит мне верным ориентиром и позволяет с большим пониманием планировать наши действия в отношении ребенка.
Знаю, что сейчас многие родители стараются, по возможности, воспитывать детей в домашних условиях, без излишнего давления, но судя по письмам, у некоторых еще много нерешенных вопросов. Может быть, теория Эриксона сможет кому-то помочь.
После ссылок на собственно тексты Эриксона идут комментарии психотерапевтов, описывающих симптомы, проявляющиеся у взрослых. (Мои комментарии будут выделены скобками и наклонным шрифтом).
8 стадий развития личности по Э.Эриксону
Cуществует несколько подходов к возрастному развитию, однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя как поведенческий, так и социальный, духовный и соматический компоненты.
Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены. На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных решений, от наиболее оптимальных до наиболее патологических, и чем успешнее будет пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие. Конечно, решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все силы на решении проблем нового этапа. Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем человек чувствует себя в соответсвующих ситуациях неуверенно, и при проявлении новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс "неудачника".
Далее приводятся характеристики каждой стадии развития личности по Э.Эриксону.
Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев
В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия - недоверия. Беспомощный младенец полностью зависит от других, тех, кто будет удовлетворять его потребности, и, соответственно, должен быть прикреплен или привязан к кому-то. Базовое чувство доверия развивается, когда младенец учится полагаться на тех близких людей, которые о нем заботятся, при удовлетворении основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении. Он также обнаруживает, что эти люди могут дать ему внимание и любовь. С течением времени, когда он научается хватать игрушку, садиться или ползать, у него появляется доверие к собственному телу. Весь этот опыт формирует у ребенка представление о том, что мир последователен и предсказуем.
Первое социальное достижение - это доверие к людям, которые о тебе заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения. До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым то есть к тем, кто о нем заботится. Потери в течение этого периода только способствуют развитию.
Здесь я вижу сразу несколько практических следствий:
Первое - почему так важно присутствие матери в этот период - это к вопросу, в каком возрасте ребенка маме лучше выходить на работу. Безусловно, самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно к матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо - это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.
Второе - Тем не менее, не следует впадать в другую крайность - не подпускать к ребенку никого, кроме родителей. Наоборот, именно в этом возрасте ребенку полезно сначала в присутствии матери, а потом на короткие промежутки времени оставаться с бабушками, няней, другими близкими людьми, чтобы он знал, что не только мать, но и другие люди могут позаботиться о нем и удовлетворить его потребности - так формируется доверие к людям.
Третье - Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода - тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки. Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4-5 лет.
Ну, и четвертое - в описании первого этапа я вижу полное противоречие с призывами с первых же дней жесткими мерами приучить ребенка к режиму. Помните, у Спока описан метод отучения ребенка от плача при укладывании спать - пару раз потерпеть 1-2 часа, пусть поплачет-поорет, а там устанет и сам заснет. Да, наверное, заснет. Но если бы Вы видели, какой ужас и обида на родителей отпечатывается при этом в подсознании, и всплывает позже и в 30, и в 40, и в 70 лет, сколько неуверенности в себе, неудач, испорченных отношений с родителями и детьми вытекает из одного-двух таких случаев - Вы бы никогда так не поступили. Причем, вспоминая свои ощущения в тот момент, взрослые люди часто отмечают, что они каким-то образом могли отличить ситуацию, когда матери действительно не было поблизости и тогда их самым сильным чувством был страх, от случаев, когда мать была рядом, но из каких-либо "воспитательных" соображений не подходила к ребенку. Здесь к страху добавлялось такое острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей, что ощущалось как гораздо более травмирующее состояние, и часто приводило к ранней потере контакта с родителями и ощущению глубокого недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.
То же самое относится и к кормлению по часам - зачем мучить и себя и ребенка, опыт показывает обратное - если в течение первых недель ребенок получает пищу тогда, когда ему хочется, уже через 2-3 недели он сам переходит в комфортный режим, с более длинным ночным сном. Причем быстрее это происходит у детей, которые ночью спят рядом с матерью, так как существующая между ними связь успокаивающе действует на ребенка и стимулирует выработку полноценного количества молока у матери
Терапевтическое замечание: "Когда нельзя полагаться на тех людей, которые о тебе заботятся, у ребенка возникает глубокое чувство недоверия. Мир кажется опасным, враждебным, непредсказуемым. Таким образом ребенок постоянно должен быть настороже и контролировать ситуацию. Он верит, "что если я контролирую все, тогда никто не сможет поймать менй в тот момент, когда я буду не начеку и причинить мне боль" (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за людьми, которые стремятся взаимодействовать скорее через интеллект, чем через чувства. Это те, кто обычно приходит на терапию и говорит о пустоте, кто редко осознает, что у них нет контакта со своим собственным телом, кто предъявляет страх как главный фактор изоляции и погруженности в себя, кто чувствует себя испуганным ребенком во взрослом мире, кто боится своих собственных импульсов и кто обнаруживает сильную потребность в том, чтобы контролировать себя и других.
Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.
Вопрос, на который отвечают: Надежен ли мир?
Cтадия 2. Автономность- стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцеву
Когда ребенок начинает доверять своему миру, он стремится отделиться от своих попечителей и "встать на ноги". Это сопровождается заявлениями "нет" ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности. Если заботящиеся о нем люди поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного, который защищает ребенка от опасного опыта и усиливает автономию, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность уступать своему телу, эмоциям и сексуальности.
Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его "промахи", у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.
Терапевтическое замечание: Если заботящиеся люди не ставят ограничений, ребенок может сверхманипулировать собой, чтобы избежать стыда и неудачи. Вместо того, чтобы попытаться понять многие вещи, которые необходимо преодолеть в мире, ребенок учится быть дисциплинированным, сдержанным и, во взрослом возрасте, руководствоваться "буквой, а не духом". Понаблюдайте за теми людьми, которые не чувствуют себя, отрицают свои потребности, с трудом выражают свои чувства, испытывают большой страх быть покинутыми, демонстрируют заботливое поведение, обременяя других.
(По-моим наблюдениям, действительно именно к этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже "привкус" стыда и неуверенности.
Из положительных моментов - некоторые родители отмечают, что дети в этом возрасте становятся намного спокойнее после посещения групп Монтессори. Действительно, согласно этой методике, детям предоставляются постоянно обновляющиеся специально подобранные для их возраста материалы для развития моторных и психических способностей, обеспечивается необходимая помощь, но при этом приветствуется самостоятельность и отсутствует сверхконтроль и излишние ограничения.
В отсутствие такого постоянного освоения навыков ребенку становится скучно, и это может привести к капризному и агрессивному поведению, с виду беспричинному, что также часто отмечается в письмах родителей детей чуть старше года.
Кстати, хочу сказать об условности указанных сроков - Эрик Эриксон сам всегда подчеркивал, что возможны вариации в темпах и интенсивности возникновения тех или иных возрастных проблем, но последовательность при этом сохраняется. Известно, что дети, с которыми занимались ранним плаванием, динамической гимнастикой, или просто занимались больше среднего (тем более американского уровня) развиваются быстрее, соответственно, и потребность в самостоятельности у них возникает раньше. Разумеется, самостоятельность нужно поощрять с самого начала, но не нужно забывать, что это еще не отменяет задач первого этапа - при всей самостоятельности как минимум до полутора лет дети очень нуждаются в защищенности и в достаточном общении с матерью.)
Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.
Вопрос, на который отвечают: Я - о'kей?
Cтадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет
После развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.
Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы, в этих попытках в рудиментарной форме проявляется моральная и социальная ответственность.
На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается "ухаживать" за людьми противоположного пола. Когда заботящийся о нем человек противоположного пола отвечает соответственно, тогда ребенок научается, что не может "иметь" выбранного попечителя и психологически свободен рассматривать других партнеров в дальнейшей жизни.
Терапевтическое замечание: "В дисфункциональных семьях для ребенка очень важно развить здоровое чувство совести или здоровое чувство вины. Они не могут почувствовать, что они могут жить так, как они хотят; вместо этого у них развивается отравляющее чувство вины... Оно говорит вам, что вы ответственны за чувства и поведение других людей" (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за теми, кто демонстрирует ригидное, педантичное поведение, кто не способен придумывать и составлять задания, кто боится попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.
(Приведу несколько часто встречающихся реплик родителей, "отпечатавшиеся" в подсознании в этом возрасте: "Тебе нельзя, ты еще маленький!", "Не трогай!", "Не смей!", "Не лезь, куда не следует!", "У тебя все равно не получится...", "Давай лучше я сделаю", "Опять ты напакостил!", "Ай-яй-яй, опять ты ...(здесь могут быть разные варианты, но общий смысл - сделал что-то не так, ты не справился", "Смотри, как мама из-за тебя расстроилась!" и т.д.).
Задача данной стадии:
Вопрос, на который отвечают: Как много я могу сделать?
Замечания: В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:
Могу ли я любить и любим ли я?
Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?
Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?
Стадия 4. Трудолюбие - неполноценность. От 6 до 11лет
В школьные годы новый биологический ритм ребенка дает начало обучению дальнейшим умениям, необходимым для выживания. Построив на ранних стадиях "ego" чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Однако на этой стадии у ребенка может развиться чувство неполноценности, если ожидается слишком много или слишком мало.
У ребенка появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям.
Школа играет несомненно важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым, подтверждая чувство "Я" и чувство личностной силы. Когда ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым и создавать для себя место в этом мире.
Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.
Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", есть опасность выработки у него чувства неполноценности и неадекватности.
В это время ребенок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.
Терапевтическое замечание: Обратите внимание на людей, которые нетерпимы или боятся сделать ошибки, им не хватает социальных умений, они чувствуют себя некомфортно в социальных ситуациях. Эти люди чрезмерно стремятся к соревнованию, борются с промедлением, демонстрируют чувство неполноценности, слишком критичны к другим и постоянно сравнивают себя с другими.
Вопрос, на который отвечают: Способен ли я?
Стадия 5. Идентичность - ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет
Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Родители или другие значимые люди. становятся "врагами" или "идолами".
Подросток (юноша, девушка) постоянно сталкивается с вопросами: Кто он есть и кем он станет? Ребенок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе.
Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия самотождественности.
Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.
Важная задача выхода из семьи и моральных оценок окружающих может оказаться очень сложной. Сверхподчинение, отсутствие противодействия или яркое противодействие могут привести к низкой самооценке и негативному тождеству. Другое развивающее задание включает социальную ответственность и сексуальную зрелость.
Терапевтическое замечание: Посмотрите на людей. которые демонстрируют чрезмерное согласие или ригидность, конформность по отношению к семье, этническим, культурным и социальным нормам, кто демонстрирует "беспорядок в тождественности" - "Я не знаю, кто я есть!", кто демонстрирует зависимость от своей родительской семьи, кто постоянно бросает вызов людям с авторитетом, кому необходимо протестовать или подчиняться и кто выделяется среди других, потому, что его жизненный стиль уникальный и/иди нонконформистский.
Вопрос, на который отвечают: Кто я есть?
Cтадия 6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста
Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе "Я", самозавершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы, что приводит к росту самоактуализированных человеческих отношений.
Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.
Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, искать компромиссов в общих целях - все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на этой стадии.
Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.
Терапевтическое замечание: Посмотрите за теми, кто боится или не хочет вступать в интимные отношения и кто повторяет свои ошибки при построении отношений.
Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?
megalektsii.ru
Эриксон - последователь Фрейда, но развитие ребенка рассматривал широко, в системе общественных отношений.
Он много путешествовал, изучал быт и жизнь индейцев. Сравнивал воспитание детей в двух племенах. В первом племени было принято туго пеленать новорожденных, чтобы они не смогли нанести себе вред. Во втором племени Сио детей не пеленали, а давали полную свободу движения.
Результат: Сио врастали сильными, развитыми с психологически открытым свободолюбивым характером. Дети другого племени вырастали подозрительными в общении, проявляли осторожность.
Эриксон считал, что развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.
Эриксон осознавал, что последовательность стадий развития ребенка зависит также и от биологического начала. Ребенок в периоды развития проходит ряд следующих друг за другом стадий.
На каждой стадии он приобретает определенные качества, которые Эриксон называл личностные новообразования . Они фиксируются в структуре личности и сохраняются в последующие периоды.
Существенным качеством новообразования на всех возрастных этапах Эриксое считал идентичность.
Идентичность – это условие психического здоровья ребенка и если идентичность не сложится, то человек не найдет себя, своего места в будущем, в обществе и окажется инертным и потерянным.
1 стадия идентичности формируется в младенческом возрасте и выражается в доверии или не доверии к миру. Если ребенок получает от матери не только молоко, но и необходимый уход и общение, то он с доверием относится к миру. Если нет – то недоверия и страх.
2 стадия раннего возраста . Идентичность проявляется в чувстве самостоятельности. Если стремление ребенка к самостоятельности не подавляется, то устанавливается соотношение между желанием сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем.
Баланс между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
3 стадия совпадает со старшим дошкольным возрастом и к идентичности добавляется инициатива. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация. Ребенок осваивает определенную форму поведения – мужскую или женскую.
4 стадия – младший школьник
В этот период происходит постижение основ трудового и социального опыта, что дает возможность ребенку приобрести признание окружающих и чувство компетентности. Критерии установления дружеских отношений: если ты хорошо учишься – дружим, плохо – нет. Если достижения ребенка не велики, то ребенок остро переживает свою неумелость, у него образуется чувство неполноценности.
5 стадия – старший подростковый возраст
Формируется целостная идентичность личности. Включаются моменты с прошлых стадий - доверие к миру, самостоятельность, инициатива, компетентность, что позволяет решить задачи, которые ставит перед ним общество – задачи самоопределения и выбора жизненного пути. Если не удается осознать себя и свое место в мире, то у подростков развивается диффузное чувство идентичности. Оно взаимосвязано с инфантилизмом и желанием как можно дольше не становится взрослым, ждать опеки. Так Эриксон дает периодизацию:
1 этап младенческий возраст 0-1года
2 этапа ранний возраст 1-3 года
3 этапа дошкольный возраст 3-6 лет
4 этап пубертатный возраст 6-13 лет
5 этап юность 13-18 лет
Далее личность зрелая, но развитие не заканчивается.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
studlib.info
Эриксон - последователь Фрейда, но развитие ребенка рассматривал широко, в системе общественных отношений.
Он много путешествовал, изучал быт и жизнь индейцев. Сравнивал воспитание детей в двух племенах. В первом племени было принято туго пеленать новорожденных, чтобы они не смогли нанести себе вред. Во втором племени Сио детей не пеленали, а давали полную свободу движения.
Результат: Сио врастали сильными, развитыми с психологически открытым свободолюбивым характером. Дети другого племени вырастали подозрительными в общении, проявляли осторожность.
Эриксон считал, что развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.
Эриксон осознавал, что последовательность стадий развития ребенка зависит также и от биологического начала. Ребенок в периоды развития проходит ряд следующих друг за другом стадий.
На каждой стадии он приобретает определенные качества, которые Эриксон называл личностные новообразования . Они фиксируются в структуре личности и сохраняются в последующие периоды.
Существенным качеством новообразования на всех возрастных этапах Эриксое считал идентичность.
Идентичность – это условие психического здоровья ребенка и если идентичность не сложится, то человек не найдет себя, своего места в будущем, в обществе и окажется инертным и потерянным.
1 стадия идентичности формируется в младенческом возрасте и выражается в доверии или не доверии к миру. Если ребенок получает от матери не только молоко, но и необходимый уход и общение, то он с доверием относится к миру. Если нет – то недоверия и страх.
2 стадия раннего возраста . Идентичность проявляется в чувстве самостоятельности. Если стремление ребенка к самостоятельности не подавляется, то устанавливается соотношение между желанием сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем.
Баланс между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
3 стадия совпадает со старшим дошкольным возрастом и к идентичности добавляется инициатива. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация. Ребенок осваивает определенную форму поведения – мужскую или женскую.
4 стадия – младший школьник
В этот период происходит постижение основ трудового и социального опыта, что дает возможность ребенку приобрести признание окружающих и чувство компетентности. Критерии установления дружеских отношений: если ты хорошо учишься – дружим, плохо – нет. Если достижения ребенка не велики, то ребенок остро переживает свою неумелость, у него образуется чувство неполноценности.
5 стадия – старший подростковый возраст
Формируется целостная идентичность личности. Включаются моменты с прошлых стадий - доверие к миру, самостоятельность, инициатива, компетентность, что позволяет решить задачи, которые ставит перед ним общество – задачи самоопределения и выбора жизненного пути. Если не удается осознать себя и свое место в мире, то у подростков развивается диффузное чувство идентичности. Оно взаимосвязано с инфантилизмом и желанием как можно дольше не становится взрослым, ждать опеки. Так Эриксон дает периодизацию:
1 этап младенческий возраст 0-1года
2 этапа ранний возраст 1-3 года
3 этапа дошкольный возраст 3-6 лет
4 этап пубертатный возраст 6-13 лет
5 этап юность 13-18 лет
Далее личность зрелая, но развитие не заканчивается.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
studlib.info