§ 2. Периодизация развития личности по э. Эриксону. Периодизация развития личности по э эриксону


Стадии развития личности по э. Эриксону

Стадия развития

Область социальных отношений

Полярные качества личности

Результат прогрессивно­го развития

1 . Младенче­ство (0- 1)

Мать или за­мещающее ее лицо

Доверие к ми­ру — недове­рие к миру

Энергия и жизненная радость

2. Раннее детст­во (1-3)

Родители

Самостоятель­ность — стыд, сомнения

Независи­мость

3. Детство (3-6)

Родители, бра­тья и сестры

Инициатива — пассивность, вина

Целеустрем­ленность

4. Школьный возраст (6-12)

Школа, соседи

Компетентность — неполноцен­ность

Овладение знаниями и умениями

5. Отрочество и юность (12-20)

Группы сверстников

Идентичность личности — непризнание

Самоопределе­ние, предан­ность и верность

6. Ранняя зрелость (20-25)

Друзья, любимые

Близость — изоляция

Сотрудниче­ство, любовь

7. Средний возраст (25-65)

Профессия, родной дом

Продуктив­ность — застой

Творчество и заботы

8. Поздняя зрелость (после 65)

Человечество, ближние

Целостность личности - отчаяние

Мудрость

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответ­ствующей младенческому возрасту, возникает доверие или не­доверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребе­нок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутрен­них органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с дове­рием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская лю­бовь и нежность определяет «количество» веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ мате­ри (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чув­ство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ог­раничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, при­сваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время созда­ют основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, стре­мится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слиш­ком суровые требования, часто порицают и наказывают ре­бенка, у него возникают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стрем­ление ребенка к независимости не подавляется, устанавли­вается соотношение между способностью сотрудничать с дру­гими людьми и настаивать на своем, между свободой само­выражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпада­ющей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрос­лых, сложившиеся на производстве и в других сферах жиз­ни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.

Когда поведение ребенка становится агрессивным, иници­атива ограничивается, появляются чувства вины и тревож­ности; таким образом закладываются новые внутренние ин­станции — совесть и моральная ответственность за свои дей­ствия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за не­значительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развива­етсяпассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентифи­кация и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

Младший школьный возраст — предпубертатный, т.е. пред­шествующий половому созреванию ребенка. В это время раз­вертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспи­танием у детей трудолюбия, необходимостью овладения но­выми знаниями и умениями. Школа становится для них «куль­турой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружа­ющих и приобрести чувство компетентности. Если же дости­жения невелики, он остро переживает свою неумелость, не­способность, невыгодное положение среди сверстников и чув­ствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чув­ства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, за­вершаясь, приводит к формированиюидентичности. В ней объе­диняются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослев­ший, изменившийся внешне ребенок включается в новые со­циальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самосто­ятельность, инициативность и компетентность позволяют юно­ше решить главную задачу, которую ставит перед ним обще­ство, — задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, на­блюдается диффузность идентичности. Она связана с ин­фантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тре­воги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблемаблизости (интимности). Имен­но в это время проявляется, истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуаль­ном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, са­мопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я».

Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротичес­ком, романтическом и нравственном смысле. В браке лю­бовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверитель­ные отношения с другими людьми, предпочтение поверхно­стных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества. Зрелость, илисредний возраст, — седьмая стадия разви­тия личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Че­ловек стремится кпродуктивности и творчеству, к реали­зации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произ­ведения искусства и т.д.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчерки­вает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребно­сти в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовав­ших стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретаетцелостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Не ощущают целостность своего «Я» люди, недоволь­ные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то из­менить в прошлом, начать жить заново раздражает, соб­ственные недостатки и неудачи кажутся следствием небла­гоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

studfiles.net

§ 2. Периодизация развития личности по э. Эриксону

Эрик Эриксон — последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Особенности становления личности зависят от эконо­мического и культурного уровня развития общества, в ко­тором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XXв., развивается не так, как маленький инде­ец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в про­цессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономичес­кого развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным ви­дом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных ин­дейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их дей­ствий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного и отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в от­ношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопи­тельству.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребе­нок, созревая, с необходимостью проходит ряд следую­щих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобре­тает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17—20 лет происходит медленное, постепенное ста­новление главного ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психо­социальная тождественность — позволяет личности при­нимать себя во всем богатстве своих отношений с окружа­ющим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соот­ветствующими формами поведения. Идентичность — усло­вие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого вре­мени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девоч­ками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс опреде­ляется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рож­дения родители, а затем и более широкое социальное окру­жение приобщают его к своей социальной общности, груп­пе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое прояв­ляется в определенном возрасте, заключено глубинное от­ношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным раз­витием личности, и негативным, вызывающим отрицатель­ные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее каче­ство личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и мо­жет проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Последовательность появления этих полярных личност­ных новообразований отражена в табл. 1.4.

Таблица 1.4

studfiles.net

Периодизация развития личности по э. Эриксону

Эрик Эриксон — последователь 3. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Особенности становления личности зависят от эконо­мического и культурного уровня развития общества, в ко­тором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Ценности и нормы общества передаются детям в про­цессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществампрактически одинакового уровня социально-экономичес­кого развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным ви­дом занятий, и принятых стилей воспитания.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следую­щих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобре­тает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17—20 лет происходит медленное, постепенное ста­новление главного ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психо­социальная тождественность — позволяет личности при­нимать себя во всем богатстве своих отношений с окружа­ющим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соот­ветствующими формами поведения. Идентичность — усло­вие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого вре­мени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девоч­ками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс опреде­ляется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рож­дения родители, а затем и более широкое социальное окру­жение приобщают его к своей социальной общности, груп­пе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое прояв­ляется в определенном возрасте, заключено глубинное от­ношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным раз­витием личности, и негативным, вызывающим отрицатель­ные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее каче­ство личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Последовательность появления этих полярных личностных новообразований отражена в Таблице.

studfiles.net

§ 2. Периодизация развития личности по э. Эриксону

Эрик Эриксон — последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Особенности становления личности зависят от эконо­мического и культурного уровня развития общества, в ко­тором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XXв., развивается не так, как маленький инде­ец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в про­цессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономичес­кого развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным ви­дом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных ин­дейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их дей­ствий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного и отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в от­ношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопи­тельству.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребе­нок, созревая, с необходимостью проходит ряд следую­щих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобре­тает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17—20 лет происходит медленное, постепенное ста­новление главного ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психо­социальная тождественность — позволяет личности при­нимать себя во всем богатстве своих отношений с окружа­ющим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соот­ветствующими формами поведения. Идентичность — усло­вие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого вре­мени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девоч­ками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс опреде­ляется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рож­дения родители, а затем и более широкое социальное окру­жение приобщают его к своей социальной общности, груп­пе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое прояв­ляется в определенном возрасте, заключено глубинное от­ношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным раз­витием личности, и негативным, вызывающим отрицатель­ные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее каче­ство личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и мо­жет проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Последовательность появления этих полярных личност­ных новообразований отражена в табл. 1.4.

Таблица 1.4

studfiles.net

§ 2. Периодизация развития личности по э. Эриксону

Эрик Эриксон — последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Особенности становления личности зависят от эконо­мического и культурного уровня развития общества, в ко­тором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XXв., развивается не так, как маленький инде­ец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в про­цессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономичес­кого развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным ви­дом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных ин­дейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их дей­ствий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного и отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в от­ношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопи­тельству.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребе­нок, созревая, с необходимостью проходит ряд следую­щих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобре­тает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17—20 лет происходит медленное, постепенное ста­новление главного ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психо­социальная тождественность — позволяет личности при­нимать себя во всем богатстве своих отношений с окружа­ющим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соот­ветствующими формами поведения. Идентичность — усло­вие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого вре­мени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девоч­ками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс опреде­ляется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рож­дения родители, а затем и более широкое социальное окру­жение приобщают его к своей социальной общности, груп­пе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое прояв­ляется в определенном возрасте, заключено глубинное от­ношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным раз­витием личности, и негативным, вызывающим отрицатель­ные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее каче­ство личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и мо­жет проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Последовательность появления этих полярных личност­ных новообразований отражена в табл. 1.4.

Таблица 1.4

studfiles.net

§ 2. Периодизация развития личности по э. Эриксону

Эрик Эриксон — последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Особенности становления личности зависят от эконо­мического и культурного уровня развития общества, в ко­тором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XXв., развивается не так, как маленький инде­ец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в про­цессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономичес­кого развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным ви­дом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных ин­дейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их дей­ствий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного и отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в от­ношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопи­тельству.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребе­нок, созревая, с необходимостью проходит ряд следую­щих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобре­тает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17—20 лет происходит медленное, постепенное ста­новление главного ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психо­социальная тождественность — позволяет личности при­нимать себя во всем богатстве своих отношений с окружа­ющим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соот­ветствующими формами поведения. Идентичность — усло­вие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого вре­мени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девоч­ками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс опреде­ляется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рож­дения родители, а затем и более широкое социальное окру­жение приобщают его к своей социальной общности, груп­пе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое прояв­ляется в определенном возрасте, заключено глубинное от­ношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным раз­витием личности, и негативным, вызывающим отрицатель­ные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее каче­ство личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и мо­жет проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Последовательность появления этих полярных личност­ных новообразований отражена в табл. 1.4.

Таблица 1.4

studfiles.net

8.Периодизация развития личности по э.Эриксону

На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу; начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности. В возрасте 3—5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершений жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

studfiles.net