ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Ну для меня каждый стиль музыки отвечает за разное душевное состояние, классика должна успокаивать а меня наоборот угнетает, реп придат крутости, DUP step дарит настроение и так каждый стиль по разному, музыка это вообще классный вид искусства.
Все зависит от того, какую музыку Вы слушаете. Вибрации музыки начинают соприкасаться с вибрациями человека и чувства музыки начинают передаваться человеку. Именно по этой причине, для того, чтобы поднять настроение многие люди слушают веселые и энергичные мелодии.
Чувства, которые испытывает человек слушая музыку, каждый человек может испытывать разные. Точно можно сказать только то, что они за редким исключением, положительные. Одна музыка вызывает прилив энергии и бодрости. Классическая музыка, чаще способствует глубоким размышлениям. Каждый человек воспринимает музыку индивидуально, в зависимости от своего душевного состояния.
В зависимости от жанра музыка может вызывать у человека самые разнообразные чувства, даже целую гамму чувств. Есть музыка под которую хорошо грустить, а под другую мелодию так и тянет пуститься в пляс. Музыка может вызывать: грусть, радость, спокойствие, умиротворение, позитив, тоску и другие чувства.
Музыка, несомненно, оказывает воздействие на чувства человека. Человек во время или после прослушивания музыки может испытывать чувство радости, чувство печали, чувство тревоги, ностальгические чувства, чувство спокойствия и умиротворения, чувство беспокойства, чувство нежности и даже патриотические чувства. Спектр вызываемых музыкой чувств достаточно широк.
Вс зависит как человек воспринимает тот или иной жанр музыки. Кто-то предпочитает классику и при прослушивании классических произведений у него радость, гармония на душе. Кто-то наоборот классику не любит и она вызывает у него раздражение. Точно так же со всеми жанрами.
Зависит от типа музыки. Одна музыка вызывает радость, другая - спокойствие, третья приводит к вдохновению. Есть такая музыка, которая толкает на размышления, особенно классическая музыка, она часто затрагивает самые глубины души.
Когда человек слушает музыку она вызывает разные чувства. Например если музыка грустная, человек грустит или даже плачет. Если веселая человек может танцевать и петь. Каэдая музыка вызывает разные чувства. Например радость, спокойствие.
Музыка может вызвать самые различные чувства.
Она может заставить испытывать боль, а может приносить удовольствие.
И не важно какой человек-для каждого найдется та, которая может задеть его чувства.
Она может убить вас, а может и вернуть к жизни.
Разная музыка вызывает разные чувства:радость, желание танцевать и петь, подъм жизненных сил, желание жить, и наоборот- печаль, тоску,даже слзы, умиротворение,полты фантазии,веселье, задумчивость, грусть.Вс зависит от того, как человек воспринимает то или иное произведение и от того, нравится конкретное произведение, вызывает отклик в душе или нет. Ну и конечно, большое значение имеет жанр произведения.
info-4all.ru
Как влияет академическая музыка на сознание людей и стоит ли ее вообще слушать, — вопрос не из легких. Журнал «Эксперимент» попытается дать на них ответы.
Классическая музыка и ее определение
«Музыка — это стенография чувств.» Именно так характеризует столь, казалось бы, разностороннее понятие Лев Толстой. Ежедневно человека окружает большое количество звуков. Все впемя слышим музыкальное сопровождение мира: идя на работу, стараемся не замечать шум мегаполиса, на отдыхе улавливаем музыку природы — шум ветра, приливы и отливы моря, щебетание птиц. Эта статья расскажет об одном из самых важных видов музыкального искусства — классическую музыку.
В широком смысле это сочетание слов часто употребляется наряду с академической музыкой. К примеру, вы наведаетесь в филармонию или оперный театр на концерт классики. Если на нем будут звучать произведения венских классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена (именно «Бетховена», буква «х» выпускается, если руководствоваться произношением немецкого оригинала, XVIII — нач. XIX в.), — Тогда действительно это мероприятие будет иметь такое название. Но когда произведения эпохи романтизма (XIX в.) Будут сочетаться с современными модерновыми произведениями (ХХ-ХХI вв.), А на закуску звучать барочная месса (ХVII-ХVIII вв.), Можете утверждать, что посетили концерт академической музыки. Именно она побуждает общество к духовному обогащению и всестороннему развитию личности.
Возникновение музыкально-психологического основания эмоций в результате слушания классической музыки
Музыка вызывает не только эмоции, но и способна изменить настроение, вызывать переживания, аффекты, чувства. К примеру, вы интересуетесь академическими концертами, а, может, пришли на них случайно, спонтанно — это не является уж столь важным, потому что все равно данный фактор не останется без вашего внимания. Ведь особая музыка вызывает определенные эмоции.
Откровенно говоря, не всегда они являются положительными. Примером будет достаточно известный факт: не всю академическую музыку стоит предлагать широкой общественности.
Часто проходят концерты, где неподготовленному слушателю через звучание того или иного произведения некомфортно.
Именно чувство прекрасного и безобразного, наслаждение красотой формы и идеальность композиции может стать основой эмоционального восприятия той или иной музыки. Эмоции превращаются в содержание музыки, ее интонационный смысл. Именно таким определением характеризует понятие «эмоции» ряд авторитетных исследователей Э. Курт [теоретик музыки, музыкальный психолог, автор сборника «Романтическая гармония и ее кризис в» Тристане и Изольде «»], Б. Асафьев [музыковед, композитор, музыкально-общественный деятель, теоретик музыки], Б. Теплов [психолог, основатель школы дифференциальной психологии, автор книги «Способности и одаренность»].
Нужно сказать несколько слов о музыкальных психологах, теоретиков и историков музыки. Ведь это люди, которые так или иначе связаны с музыкальным искусством. Музыковеды-теоретики исследуют теорию (если сказать проще, основные закономерности музыки, композиционные средства и приемы), гармонию (соотношение между аккордами), полифонию (технику написания произведений, зародилась еще во времена барокко), анализируют произведения. Историки музыки констатируют исторический контекст, изучают жизненный и творческий путь, подают сведения о том или ином произведении. Музыкальные психологи исследуют, как с помощью музыки можно влиять на механизмы и внутренние рецепторы индивида.
Итак, небольшое лирическое отступление — и продолжаем тему классической музыки. Существуют различные варианты воздействия музыкального материала на сознание человека: от усиления и ясности восприятия (тогда часто происходит пробуждение всех чувств, сенсорных систем и экстрасенсорики) к искажению и затуманивание возможностей постижения реальности, погружение в собственные мысли, рефлексии [Торопова А. «Музыкальная психология и психология музыкального образования «].
Другими словами, искусство в целом и классическую музыку в частности можно считать феноменом — спутником развития психической функции эмоций человека. Интересную мысль высказывает Г. Лейбниц [Готфрид Вильгельм Лейбниц (Лейбниц) ( нем. Gottfried Wilhelm Leibniz), ( 1646 — 1716 ) — известный немецкий философ , математик , языковед , физик. Создал первую механическую счетную машину , которая была способна выполнять сложение, вычитание , умножения и деления. Также изобрел дифференциальное и интегральное исчисление , заложил основы двоичной системы вычисления . Внес весомый вклад в логику и философию .]: «Музыка — это бессознательное упражнение души в арифметике». А действительно, музыка — это всего-навсего зафиксированное количество нот, которые повторяются на разной высоте в разных группах инструментов или голосом.
Влияние академического музыкального материала становится хорошо заметным, ведь музыка может вызывать аффекты. Музыкальное переживание аффекта индивидом — это особое терапевтическое средство, позволяющее оживить эмоциональную жизнь личности.
Часто может прослеживаться аналогия аффектов и страсти. В свою очередь, страсть (старославянский. — «Страдание») — это определенное состояние сознания, причиной которого является неспособность вполне контролировать свои эмоции.
По словам С. Рубинштейна [Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ . Его интересовали теоретические вопросы общей психологии , в частности ее философские основания с позиций рефлексологии . Издал учебник «Основы общей психологии «],» страсть — сильное, устойчивое, долгосрочное чувство, которое захватывает человека изнутри и владеет им «. Музыка, в свою очередь, часто «заражает» слушателей, завораживая их внутренней силой. О ней хочется рассказывать, возникает желание делиться прослушанным с окружением.Классическая музыка вызывает чувство — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям деятельности, которые отражают значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Ведь, по словам Жана Поля [Жан Поль (1763-1825) — немецкий писатель-сентименталист, автор ряда литературных произведений, среди которых «Гренландские процессы»], «Музыка — это поэзия воздуха«. И без нее мы, видимо, не смогли бы дышать.
Влияет ли классическая музыка на сознание человека, который посещает академические концерты?
Представьте себе ситуацию: вы впервые посетили концерт академической музыки. Логично следующее: если подготовиться к той или иной звуковой палитре: это будет оркестр, хор, исполнение на разного рода инструментах, а может, вокал. В лучшем случае предварительно нужно почитать информацию о композиторе и эпохе, в которой он жил и творил.
Иногда такой возможности нет из-за нехватки времени или из-за банального нежелания. Что делать, если билет куплен и вы настроились на музыкальный лад? Главное — не паниковать. Внимательно прочитать программу до концерта, а либретто (краткое поэтическое содержание оперы) в зависимости от вида музыкального действа и спокойно занять свое место.
Поэтому, когда оказываетесь в кресле, вжимаете себя в него до неузнаваемости — волнуетесь. Казалось бы, почему? Ведь классическая музыка простая и легкая для восприятия. С первых аккордов вы медленно успокаиваетесь и погружаетесь в мир классической музыки. Если вы решили посетить концерт из произведений, которые раньше слышали где-нибудь, комфорт в течение всего концерта обеспечен. Часто можно послушать не известные вам произведения, ведь музыка эпохи барокко, романтизма или классицизма воспринимается более-менее хорошо. Однако будьте осторожны, когда на афишах увидите «авангардных» композиторов — В. Лютославского, К. Пендерецкого, А. Берга, А. Веберна, А. Шёнберга, С. Губайдулиной, К. Штокхаузена [современные композиторы]. Собственно, сразу возникает вопрос , почему я предостерегаю от слушания такого рода авангардной музыки? Все очень просто — ведь эти композиторы принадлежат к плеяде новаторов. Некоторые из них писали музыку, так сказать, наугад, например распространение получили стили, благодаря которым композитор мог располагать ноты в зависимости от партии игры в кости. Да-да, вы все поняли правильно. Очень похожими примерами являются электронная музыка, сонористика (музыка красок), урбанистическая (музыка города), алеаторика (случайная музыка), додекафония (техника написания, благодаря которой композитор использует 12 тонов, в серии не должны повторяться), электронная музыка (создают специальные музыкальные машины), минималистская (музыка фона) и др. Важен не сам материал, а то, какие новые техники композиторы используют при его написании.
Например, представьте себе ситуацию: вы включаете музыку, которая не имеет никакой глубины, в ней отсутствует логика развития, это просто «набор звуков». Причем она неприятна для прослушивания, в ней нет мелодических мотивов, используются различные новейшие инструменты, такие как кастрюли, тарелки, стаканы. Есть даже концерт для бензопилы с оркестром и мотоциклетный концерт. Я не ошиблась с названием, потому что на сцене ставят мотобайк, который заводят, он выдает определенные звуки и должен выполнять сольную функцию, а оркестр — функцию сопровождения. Что уж говорить о концерте для кота с оркестром, который во всемирной паутине набрал немало просмотров? Как животное (пусть и, безусловно, не лишенное способностей) может играть сольную партию с оркестром? На самом деле людям просто нужно шоу. Поэтому есть глубокое убеждение, что такие композиции могут создавать и люди, которые совсем не связаны с музыкой.
Эмоции от прослушанного модернового концерта могут быть абсолютно разными: от страшного разочарования и желания обходить филармонию десятой дорогой до банального любопытства — каковы предпосылки написания того или иного произведения? Любопытство перерастает в желание заняться изучением творчества того или иного композитора, а это уже обогащение интеллектуального уровня индивида. Разочарование же от концерта грозит несколькими годами абсолютного неприятия классической музыки.
Чтобы избежать негативного эффекта, к авангардно-модерновой, то есть современной, музыке нужно привыкать — слушать ее дозированно. В этом случае вам помогут музыкальные критики или просто академические музыканты, знающие толк в этой науке. Именно так, потому что в ХХ и XXI веках музыка стала наукой — ведь тогда уже были придуманы все средства и новые изобретения не прогнозировались. Поэтому в результате недостатка таких инсайтов, из-за исчерпания новейших музыкальных ресурсов возникло желание в корне изменить искусство. Примером того, что можно послушать неподготовленному слушателю, является «Пасифик — 231» композитора, представителя «французской шестерки» А. Онеггера.
Несколько слов об этом объединении.[Ф ранцузька шестерка фр. Les Six — творческая группа шести французских композиторов , основана в 1917 — 1925 гг, включавшая в себя таких художников, как Жорж Орик , Дариус Мийо , Франсис Пуленк , Артур Онеггер , Луи Дюре , Жермен Тайфер (единственная женщина в союзе).
Музыкантов объединил новаторский подход. Участники группы признавали только национальную специфику музыкального языка, причем выступали против иностранных влияний. При этом отмечали, что музыка приобретает утилитарное значение. Для расшифровки этого тезиса позволю себе воспользоваться одним из постулатов шестерки, мол: «… музыка должна быть незаметной, как обои, и удобной, как мебель в комнате». А как вам нравится такое: «Музыка не всегда бывает гондолой .., иногда она должна становиться стулом»? — Именно так говорит о музыкальном искусстве один из участников «шестерки» Жан Кокто. Совместных акций у представителей этой группы было немного: 1921 год знаменуется публикацией «Альбома шестерки» — сборника пьес для фортепиано, куда вошли произведения всех шести композиторов.].
Итак, вернемся к произведению «Пасифик — 231». Отмечу, что это даже не симфоническая поэма, так как авторское название жанра произведения — «симфонический движение». Аналогии или рефлексии вызывает у вас такое определение? Движение вперед, правда? Так вот, в этой музыкальном построении речь о поезде, а точнее — локомотиве, так как в 1923 году (когда было создано произведение) поездов еще не было. В звуковом восприятии можно услышать такое: сначала машина разогревается, потом все быстрее и быстрее едет, набирая обороты. В оркестре отображается некий «разогрев поезда» и дальнейшее его движение. А какими средствами — это уже характеризовать вам. Пожалуй, добрая половина читателей заинтересованы: что же за урбанистическое произведение предлагает для прослушивания автор статьи?
Вот еще один большой плюс классической музыки: она вызывает интерес. Не надо быть известным практикующим психологом, чтобы обозначить достаточно простую вещь: если внимание привлек тот или иной композитор, вы будете приходить на концерт с его произведениями еще и еще. И попутно ознакомитесь с музыкой некоторых композиторов, произведения которых звучали рядом с уже знакомым вам произведением.
Прослушивание классической музыки в зоне комфорта: дома, на отдыхе и работе (для релакса)
Релаксирование под классическую музыку — один из видов проведения досуга. Ведь в Европе этот вид душевного отдыха практикуют едва ли не большинство психологов.
Почему бы и вам не попробовать? Можете приобрести диск с жемчужинами классической музыки или найти ее в Интернете, удобно устроиться (лечь или сесть) и наслаждаться, отключившись от внешнего мира и слушать. Не нужно ничего делать — музыкотерапия все сама сделает за вас. Повысится тонус, у вас будет хорошее настроение, бодрость и стремление дальше заниматься тем или иным делом. При прослушивании можно обратить внимание на состав исполнителей, попытаться угадать, какой голос выполняет ту или иную партию, инструмент звучит. Наслаждаясь оркестровым произведением, представляйте, под батутой [«батута» — дирижерская палочка] каким дирижером он выполняется, как оркестранты играют то или иное соло. Очень благоприятной для такого вида релаксування есть некоторая музыка Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Листа, Чайковского, Римского-Корсакова, Шопена, Дебюсси, Равеля, Шоссона, Пуленка, Бизе. Это лишь несколько композиторов, которые действительно заслуживают внимания человека, который хочет отдохнуть от шума окружающей жизни. Однако на самом деле их гораздо больше.
Нужно отметить: классическая музыка улучшает сон и положительно влияет на работоспособность, а это, безусловно, имеет большое значение. Конечно, если вы не наслушаетесь тетралогии «Кольцо Нибелунгов» Вагнера (в нее входит четыре (!) Оперы) или одну из драматических симфоний Малера или Шостаковича. Эмоции, которые вызывает музыка Вагнера, весьма неоднозначны. Ведь зрителю нужно элементарно высидеть четыре оперы подряд (так как слово «тетралогия» происходит от цифры четыре), а это довольно трудно. Единственное, что могу сказать: в Европе такие концерты устраиваются, однако цены на них … огромные!
Никто не ставит под сомнение гениальность самого композитора, однако колоссальной сложности вокальные партии с современными гармониями выдержит не каждое ухо. Добавьте немецкий язык — и получите сложный коктейль эмоций. Чувства, возникающие во время слушания симфоний Малера, также двоякие. С одной стороны, музыка влияет на чувственную сферу человека, ведь хорошо запоминается. С другой, — в Малера является симфония тысячи исполнителей. Жаль только, что ее не часто услышишь в музыкальном мире. Представьте себе, какие масштабы она должна охватывать! Однако чувство грандиозности, праздничности буквально пронизывают человека. Даже после прослушивания ее не вживую кажется, что ты можешь изменить мир. Вот какая сила музыки.
Похоже можно охарактеризовать симфонию № 7 Шостаковича, включая тему фашистского нашествия, охваченную поочередно во всех группах оркестра. Композитор писал произведение под впечатлением от войны (сами знаете, какой). При прослушивании аффекты просто зашкаливают. Повсюду — вооруженные немцы, танки, мотивы войны. Сила музыки — огромная. Итак, готовиться к прослушиванию нужно дозировано — слушать по несколько минут, не постигая все произведение сразу, чтобы не устать.
Зато есть музыка, которую стоит послушать перед сном. Это «Ave Maria» Баха, «Ave Maria» Шуберта, соната Моцарта ля-мажор, «Лунная соната» Бетховена, интермеццо Брамса, «Лунный свет» (Clair de Lune) Дебюсси, балет «Щелкунчик», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта «Чайковского,» Грезы любви «Листа,» Серенада «Шуберта, ноктюрны, вальсы, мазурки, прелюдии Шопена (избранные), сюита» Пер Гюнт «Грига, вальсы И. Штрауса,» Элегия «Лысенко,» Прелюды «Кос-Анатольского , «Мелодия» Скорика. Этот список, конечно, можно продолжать, однако стоит отметить: сам терапевтический эффект музыки, лечит нервы, успокаивает, навевает сон, очевиден. Ведь спокойные мелодичные темы из произведений могуи побуждать к отдыху и действовать как снотворное. Поэтому «нет» снотворным таблеткам и «да» — классической музыке.
Конечно, нельзя давать стопроцентную гарантию того, что определенная музыка подействует на человека определенным образом. Ведь организм каждого из нас является уникальным. Кому-то нравится одно, а кому-то — совсем другое. Поэтому утверждать наверняка — трудно.
Несколько слов о музыкальных обоях
Вы все правильно прочитали. Музыкальный фон часто имеет именно такое название. Например, вы занимаетесь тяжелой работой, и хотите каким-либо образом облегчить выполнение того или иного дела. На помощь придут музыкальные обои, то есть фоновая музыка. Часто это явление называют минимализмом в музыке.
Минималисты, произведения которых заслуживают внимания: эстонский музыкант и композитор Арво Пярт (Arvo Pärt) и американский композитор Тейли Райли (Terry Riley). При прослушивании такого рода музыки — однообразной и спокойно-размеренной — работа выполняется быстрее и результативнее. Эти музыкальные построения как раз-таки не выражают определенных эмоций, они выполняют сопроводительную функцию.
Вот она, интересная и увлекательная, классическая музыка. Вызывает эмоции, чувства, аффекты, а иногда и лечит. А какую для себя выберете вы?
Анна Шпилевская
www.mislife.ru
Насколько важна для нас музыка? Лингвист Стивен Пинкер считает, что роль музыки в жизни человека — своего рода десерт, приятный побочный эффект развития языка. В то же время новейшие исследования говорят о том, что игра на инструменте или просто прослушивание произведений великих композиторов способны менять структуру мозга и дольше сохранять его функции активными. И все же в первую очередь музыка в жизни человека — это источник глубочайших эмоций. Но как именно она их вызывает? Почему одни аудиозаписи мы можем спокойно слушать, занимаясь другими делами — например, готовя еду или делая уборку, — а другие приводят нас в трепет, прибирают до самых костей и часами держат нас под впечатлением?
В начале 1990-х годов британский психолог Джон Слобода (John Sloboda) провел простой эксперимент. Он попросил любителей музыки определить пассажи, которые вызывали у них физическую реакцию — например, слезы или ощущение мурашек по коже. Участники выбрали 20 пассажей, которые вызывали у них слезы при прослушивании. Затем психолог проанализировал их характеристики и выявил нечто общее: 18 из них содержали особый элемент, называемый апподжиатура. Это нота, которая выбивается из гармонии и создает эффект диссонанса. «Это рождает у слушателя чувство напряжения, — говорит Мартин Гун (Martin Guhn), психолог из Университета Британской Колумбии. — Когда мелодия возвращается к прежней, ожидаемой нам гармонии, напряжение разрешается, и нам это нравится»1.
читайте такжеТаинственная сила музыки
«Вся музыка — это борьба между напряжением и расслаблением, — объясняет музыковед Дуэйн Шин (Duane Shinn). — Если бы музыка состояла только из гармоничных сочетаний звуков и мелодий, нам было бы скучно. Если бы в ней все время присутствовала напряженность, она была бы трудна для восприятия. Конечно, существуют и такие виды музыки: возьмите хотя бы фри-джаз или специальные композиции для релаксации. Но то, благодаря чему музыка оказывает на нас такой сильный эффект, — это переходы от одного состояния к другому».
Какой же должна быть музыка, чтобы заставить нас трепетать или лить слезы? Мартин Гун называет 4 общих свойства таких пассажей. Они начинаются мягко, затем быстро набирают громкость. Они включают вступление нового инструмента, нового голоса, переход к новой гармонии. Они часто включают широкие частотные интервалы: например, в Концерте Моцарта № 23 (К. 488) есть момент, когда мелодия скрипок вдруг взлетает вверх на октаву, и у слушателей захватывает дух. Наконец, такие пасссажи содержат неожиданные отклонения мелодии или гармонии.
Еще один вопрос — почему произведения, которые заставляют нас грустить и плакать, оказываются так популярны? Нейропсихолог Роберт Затторе (Robert Zattore) и его коллеги из Университета МакГилла (Канада) выяснили, что музыка, которая вызывает интенсивные эмоции, запускает выработку нейромедиатора дофамина в центрах мозга, связанных с удовольствием и наградой. Тот же самый эффект оказывают шоколад, секс и алкоголь2. Мы чувствуем, что нам хорошо, и нам хочется воспроизводить это состояние вновь и вновь.
1 Music Perception: An Interdisciplinary Journal, 2007, vol. 24, № 5.
2 Nature Neuroscience, 2011, № 14.
Читайте также
www.psychologies.ru
woprosi.ru
Антонио Вивальди — один из ярчайших представителей композиторов эпохи барокко. Это время ознаменовалось новым направлением в классической музыке, преобладавшим в 1600–1750 годах.
Музыка барокко отличается размеренным темпом композиций (около 60 ударов в минуту) и наличием высокочастотных гармонических обертонов — дополнительных нот, подкрепляющих мелодию и привносящих в музыку оттенок экстравагантности и эмоциональной наполненности.
Проверить влияние барочной музыки на настроение может каждый: неспешный ритм приводит к успокоению, но при этом не парализует умственные процессы. Наличие данного эффекта подтвердили и учёные.
Например, в 2007 году команда исследователей из Стэнфорда, в которую входили сотрудники Школы медицины и музыкального факультета, провела эксперимент, в ходе которого проверялись способности испытуемых к концентрации, запоминанию и составлению прогнозов. Исследователи изучали с помощью томографа работу мозга при прослушивании музыки барокко.
Выяснилось, что пиковая активность мозга фиксируется в краткие моменты тишины между музыкальными частями. Это связано с тем, что музыка барокко обладает определённой долей непредсказуемости: мы строим прогнозы и анализируем будущие мелодические сочетания в следующем музыкальном фрагменте.
Подобный эффект возникает при прослушивании не только Вивальди, но и Баха, Генделя, Альбинони. Вслушиваясь в барочные произведения, мы тренируем мозг, заряжаем его на активную работу. Стоит отметить, что такого рода музыкальная терапия должна не сопровождать умственную деятельность, а предшествовать ей. Тем, кто не знает, с чего начать, поможет наша подборка.
О физиологическом влиянии музыки австрийского композитора спорят не один десяток лет. Многие исследователи заявляют о положительном воздействии композиций Моцарта не только на умственную деятельность, но и на здоровье. Термин «эффект Моцарта» был введён в 1991 году отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.
В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки исследовали влияние прослушивания одной из сонат Моцарта на умственную деятельность. Они дали испытуемым один и тот же тест на пространственное мышление, разница заключалась только в музыке, сопровождающей прохождение задания.
Выяснилось, что лучшие результаты испытуемые демонстрировали при прослушивании Моцарта. Такого эффекта не наблюдалось при тишине или устных расслабляющих инструкциях. К сожалению, подобное воздействие не долговременное: эффект наблюдался только в течение 15 минут после прослушивания.
В скором времени эффект Моцарта стал зарегистрированным товарным знаком, а в рамках его популяризации было выдвинуто немало смелых тезисов, к которым мы советуем отнестись скептически. Но если физиологическое воздействие остаётся предметом споров учёных, то благотворное влияние музыки австрийского композитора на настроение и концентрацию — факт, который каждый может проверить на себе. Для ознакомления с произведениями Моцарта Лайфхакер предлагает следующую подборку.
Произведения классической музыки не универсальны. Случайные подборки композиций вряд ли настроят вас на нужный лад или погрузят в желаемое состояние. Для составления плейлистов Лайфхакер решил обратиться к профессиональному консультанту.
Марина Гелемент
Преподаватель в Брестском музыкальном колледже, музыковед, музыкальный критик, создатель и руководитель проекта «Музыка с неверными названиями».
Заставить себя что-либо делать поможет музыка героического характера. Эти произведения написаны в мажорном ладу и имеют призывные интонации. Многие из них написаны для духовых инструментов. Представленная в подборке музыка призвана не только мотивировать на действие, но и запрограммировать человека на успех.
Такая музыка имеет преимущественно лёгкий характер. В подборке много и танцевальных произведений. Мажорный лад, запоминающиеся темы, обилие струнных инструментов — всё это позволяет человеку расслабиться и избавиться от неприятных мыслей. Под эту музыку хочется жить, дышать и творить.
Расслаблению способствуют звуки фортепиано и струнных инструментов, мажорный лад композиций и преимущественно медленный темп. Под эту музыку будет проще всего остановиться, расслабиться и даже заснуть. В подборке есть произведения эпохи барокко и классицизма, композиции Дебюсси, Рахманинова и Чайковского. Подойдёт не только взрослым, но и детям.
Для того чтобы активизироваться, подойдут композиции в быстром темпе. Конечно же, под эту музыку будет трудно сосредоточиться на умственной работе, но быстро навести порядок в доме, собраться на предстоящее свидание или даже перебрать ведро клубники с подобной подборкой будет куда проще.
lifehacker.ru
Музыка – великая сила человечества. В ней не только талант и культурное наследие, но и источник эмоций человека. Каждый жанр музыки оказывает свое воздействие на здоровье и психику человека.
Музыка окружает человека с древних времен. Звукам, которые первобытные люди слышали вокруг, придавали сакральное значение, а со временем научились извлекать мелодии из первых музыкальных инструментов.
Первые ударные музыкальные инструменты появились в эпоху палеолита — использовали их в ритуальных целях, а первый духовой музыкальный инструмент, флейта, появилась около 40000 лет назад.
Так, еще с древних времен музыка стала неотъемлемой частью жизни человека. Главнейшим применением музыки в древности было сопровождение ритуала.
Сакральный смысл музыки отслеживается в направлении фолк, к которой применяется термин «доисторическая». Доисторической является музыка аборигенов африканских, американских и других коренных народов.
Каждый праздник и ритуал сопровождали определенные комбинации звуков и мелодии. Звуки музыкальных инструментов сигнализировали о начале битвы.
Целью исполнения музыкальных композиций было поднятие боевого духа, воззвание к богам, оповещение о начале действа или об опасности.
Доисторический период музыки завершается с появлением письменной музыкальной традиции. Первые музыкальные произведение записаны клинописью в Месопотамии. С разнообразием музыкальных инструментов, произведения усложнялись.
Учеными доказано, что музыка абсолютно точно отображает состояние развития культуры и мировоззрения на каждом этапе эволюции социума. Уже древние греки описали технику полифонии.
Средневековая музыка была разнообразна. Выделялись церковные и светские произведения. Первый тип отображал духовность народа, а второй – эстетические идеалы того времени.
Жанровое разнообразие современной музыки позволяет выбрать композицию себе по духу. Но почему нам нравятся те или иные произведения? Человек воспринимает музыку через призму нескольких факторов: национальная принадлежность, эмоциональное состояние, индивидуальные особенности.
Каждый жанр по-разному воздействует на психическое и физическое состояние человека. Древнейшие исследования утверждали, что музыка влияет на интеллект, тело человека и его духовную сущность.
Современные исследования осуществили изучение этого влияния:
Настроение – постоянное, непрерывное эмоциональное состояние человека. От него зависят наши действия и поступки. Конкретная вещь или действие глобально на настроение повлиять не может – формирующим фактором настроения является жизненная ситуация в целом.
Современная психология выделяет такие факторы перемены настроения:
Стоит отметить, что влияние каждого жанра – индивидуально и во многом зависит от личного восприятия. Психологическое воздействие оказывают:
Классическая музыка влияет на человека, придавая жизненных сил, стойкости. Понижает тревожность, вероятность депрессии, раздражительность. Способствует усвоению знаний.
Исследования показали, что произведения некоторых композиторов вызывают определенные реакции у большинства испытуемых:
Тяжелая музыка усиливает эмоции – и негативные, и позитивные. Рок заряжает энергией, но нарушает внутреннюю уравновешенность, искажает ритмы.
Исследования влияния рока на психическую сферу человека показало, что ритм и монотонность большинства произведений имеют негативный последствия. Особенно это проявляется в возрастной группе 11-15 лет.
Учеными доказано, что поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма.
Рэп, согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса.
Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность. Джаз – нарушает внутреннюю гармонию. Джаз считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности.
Современная клубная и электронная музыка понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность.
Музыка в жанре «соул» напоминает о чувствах, часто нагоняет тоску. Народная музыка, фолк – повышает общий эмоциональный тонус, поднимает настроение.
Целительная сила музыки была известна еще Пифагору – древнегреческий философ и математик сделал первую попытку изучить ее воздействие на человека. Определенные комбинации звуков способны менять общее состояние человека – первые научные доказательства этого были предоставлены учеными в XIX веке.
Применять музыку в качестве лекарства впервые предложил психиатр Эскироль. С тех пор «музыкотерапия» активно используется для лечения и реабилитации пациентов.
В ХХ веке врачи исследовали способность музыки обезболивать, исцелять язву и туберкулез. Наиболее популярным стало использование мелодий в качестве анестезии.
Вторая половина ХХ века подарила науке исследования воздействия музыки на сердечнососудистую систему, кровообращение, дыхание, гормональную регуляцию. Центрами современной музыкотерапии является США, Германия, Швейцария.
Мелодии, продуцируемые разными музыкальными инструментами, отличаются воздействием на состояние человека:
Благотворное влияние классической музыки на мозг человека подтверждено многими исследователями. Классика улучшает память, восприятие информации, помогает при ревматизме.
Согласно наблюдениям врачей-хирургов, благодаря классической музыке организм работает гармоничнее.
Установлена связь классической музыки и лечения сахарного диабета. Классические произведение способствуют формированию костного скелета ребенка.
Разная музыка способна оказывать различное воздействие в зависимости от настроения, эмоционального тонуса, состояния здоровья человека.
Музыка способна оказывать влияние на психическое и физиологическое состояние человека. Сила мелодии – в тональности, ритме, громкости. Любое музыкальное произведение, которое вы выбираете для прослушивания, повлияет на настроение, эмоциональный тонус, здоровье.
gopsy.ru
II окружная научно-практическая конференция младших школьников
«Я-исследователь»
Секция «Медицина, физиология,
здоровый образ жизни»
Влияние классической музыки
на эмоциональное состояние человека.
Автор: Мамиконян Лилия,
учащаяся 3 «Б» класса
МОУ СОШ №9 г.о.Кинель
Руководитель: Качимова
Оксана Станиславовна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №9 г.о.Кинель
г.о.Кинель 2011
Содержание
1.Введение. Обзор литературы стр.3
1.1. Что такое музыка и её составляющие стр.4
1.2. Сведения из истории о целебном влиянии музыки на самочувствие
человека стр.4
2.Основная часть стр.4
2.1. Как влияет музыка на наше здоровье стр.4-5
2.2. Как лечиться музыкой стр.6
2.3. Интересные опыты и их результаты о влиянии музыки на человека
(Эффект Моцарта) стр. 7
3.Практическая часть стр.8
3.1. Опрос ребят об их самочувствии и эмоциональном состоянии
после 5 уроков, проведенных в школе стр.8
3.2. Сеанс прослушивания классической музыки стр.8
3.3. Анкетирование после прослушивания стр.8
4. Заключение. Выводы. стр.9-10
5. Список использованной литературы стр.10
1. Введение
Проблема: В современной школе у детей высокий уровень тревожности, раздражительности, агрессивности. Происходит это от больших нагрузок в школе, от влияния неблагоприятных факторов окружающей среды.
Актуальность работы заключается в том, что мы мало знаем о способах улучшения своего эмоционального состояния.
Цель: Изучение влияния классической музыки на самочувствие и эмоциональное состояние человека.
Задачи: 1. Изучить литературу и информацию из Интернета по теме работы;
2. Узнать сведения из истории о целебном влиянии музыки на человека;
3. Познакомиться с интересными опытами и их результатами о влиянии музыки на человека;
4. Прослушать с учениками моего класса классическую музыку и провести анкетирование;
5. Обработать полученные данные и сделать выводы.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, анкетирование.
Гипотеза: После прослушивания классической музыки снижается чувство тревожности, агрессивности, раздражения, усталости, улучшается настроение.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранную в ходе исследования информацию, планируется предложить педагогам для работы по снятию эмоционального напряжения у детей.
1.1. Что такое музыка и её составляющие.
Музыка относится к числу искусств, которые вызывают наиболее сильный отклик в душе человека.
Музыка (от греческого «искусство муз»). Музыка – искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на психику человека. Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, ритмом, переходными процессами.
Музыкальный звук – это звук, имеющий высоту основного тона от «До» субконтроктавы (16Гц) до «Ре» пятой октавы (4000Гц). Высота звука – качество звука, определяемое органами слуха субъективно и зависящее от частоты звука. С ростом частоты высота звука увеличивается.
1.2. Сведения из истории о целебном влиянии музыки.
Известно, что ещё в Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. В Библии сказано, что король Саул, которого мучил злой дух, позвал Давида, искусно игравшего на гуслях. Давид, взяв гусли, играл – отраднее и лучше становилось Саулу. У греков музыка также считалась целительной. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодаря мелодичным песням. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые восстанавливали первоначальную гармонию души. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от тех недугов, которые неподвластны врачам.
Доктор Гордон Шоу так объясняет влияние музыки на здоровье. Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы «поглощаем» музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Я сама занимаюсь музыкой, играю на фортепиано и заметила, что музыка оказывает на меня положительное влияние.
2. Основная часть
2.1. Как влияет музыка на наше здоровье
С миром звуков связано почти всё, что происходит в природе. Во всяком случае, в живой природе. Можно считать доказанным, что музыка влияет и на людей, и на животных, и на растения. Сегодня музыкальная терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для сопровождения физических занятий. Музыка с ритмом 60 ударов в минуту, как медитация, способна замедлить мозговую деятельность. При её прослушивании улучшается внимательность, трудоспособность. Мозг перестает тратить энергию на негативные эмоции. Постепенно общее состояние стабилизируется, наступает умиротворение.
Из медицины и биологии известно, что самое сильное воздействие на организм человека оказывает именно ритм музыкального произведения – самый древний компонент музыки. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 0,6 до 1,5 Гц, что является биологически ощутимой частотой, близкой частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека обладает способностью подстраиваться под внешние воздействия, и, вследствие чего, работа сердца и дыхания пытаются подстроиться под ритм музыкального произведения. Таким образом, можно восстанавливать стабильную частоту работы органов, нарушенную вследствие болезни, при помощи музыкального воздействия.
Правильное дыхание – залог здоровья. Глубокое дыхание благоприятно влияет на наше общее состояние организма. Если слушать народные мелодии и Григорианские песнопения, то улучшится работа легких. Чтобы восстановить стабильный сердечный ритм надо слушать медленную музыку. Любимая мелодия вызывает увеличение в крови лимфоцитов, организму становится легче бороться с болезнями. Помогает снять стресс, романтическая музыка Чайковского, Листа, Шуберта. Гипертоникам полезно слушать «Ноктюрн» Шопена, «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. Для профилактики утомляемости надо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» Мусоргского из оперы «Хованщина», романс «Вечерний звон», «Времена года» Чайковского, головную боль снимает знаменитый «Полонез Огиньского».
2.2. Как лечиться музыкой?
Для эффективности музыкальной терапии её применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах. Вот самые важные из них:
2.3. Интересные опыты и их результаты о влиянии музыки на человека
(Эффект Моцарта)
Широкое использование музыки в целях воздействия на сознание человека сейчас приняло тотальный характер. В своё время американский ученый – медик Д. Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка. «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, иногда способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке, сдохла и всплыла на поверхность воды. Также музыка влияет на воду. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы, а вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому. Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью и «бешенностью» своих ритмов. Это вредно отражается на психике подростков. К тому же рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые «слышат» наши органы, и способна разрушать мозг по принципу известного «25 кадра», когда зритель смотрит фильм, в который вмонтирован лишний невидимый глазу кадр с рекламным лозунгом.
В Японии провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих матерей. Одни мамы слушали классику, другие – современную музыку. В первой группе количество молока у мам увеличилось на 20%, а у поклонниц современных ритмов – уменьшилось наполовину.
Ученые г. Москвы исследовали влияние музыки разных композиторов на детей. Выяснилось, что такие произведения, как «Мазурка» Шопена, мелодии Рубинштейна уменьшают чувство тревоги и неуверенности. Для общего успокоения подходят «Симфония №6» Бетховена, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта и «Ноктюрн» Шопена. Для снятия симптомов гипертонии хороши «Концерт Баха ре-минор для скрипки», «Соната для двух фортепиано и ударных» Бартока. Для уменьшения разочарования подходят «Лунная соната» Бетховена и «Кантата №2» Баха. А для поднятия настроения нужно слушать произведения П.И. Чайковского. Бессонницу можно вылечить сюитами Грига, вальсом Сибелиуса.
Эффект Моцарта
Исследования показывают, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность. Послушав произведения великого композитора, люди отвечающие на IQ тест, демонстрируют заметное повышение интеллекта.
Особые свойства музыки Моцарта впервые были исследованы в Калифорнийском университете в начале 1990 года. Студенты готовились проходить тестирование пространственного интеллекта. Те из них, кто перед тестированием 10 минут прослушивал музыку Моцарта, показали результат лучше на 15%, чем другие студенты. Профессор Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект. После того, как были опубликованы сообщения об открытии в Калифорнийском университете, музыкальные магазины крупных американских городов за 3 дня распродали все записи сочинений Моцарта. Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, утверждал, что музыка Моцарта способна «разогревать мозги». Он предполагал, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими, как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная ненавязчивая музыка может дать обратный эффект.
У Моцарта необыкновенная музыка – не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен так и назвали - «Эффект Моцарта».
3. Практическая часть
В течение 5 уроков в школе у детей накапливаются усталость, раздражительность, чувство тревожности, агрессивности.
Я решила проверить свою гипотезу, что прослушивание классической музыки снижает чувство тревожности, агрессивности, раздражения, усталости, улучшается настроение.
Сначала я понаблюдала за учениками моего класса после 5 урока, провела опрос о состоянии каждого. Из 25 человек у всех (100%) - накопилась усталость, раздражительность, возникла агрессивность.
Я дала ребятам советы, как правильно слушать классическую музыку, чтобы она правильно воздействовала. (Они описаны мною в пункте 2.2. моей работы).
В течение 15 минут ребята прослушивали мелодии, сидя в удобной позе, полностью расслабившись, закрыв глаза. Для прослушивания я выбрала произведения: «Мазурка» Шопена – так как она уменьшает чувство тревоги (5 мин.), «Аве Мария» Шуберта – успокаивающее действие (5 мин.), «Лунная соната» Бетховена – уменьшает чувство разочарования (3 мин.) и «Времена года» Чайковского – повышает настроение (2мин.).
После прослушивания мелодий, я провела анкетирование. Ребятам были заданы вопросы:
1. Как повлияло прослушивание музыки на твоё самочувствие:
а) не повлияло 2 чел. (из 25) – 8%,
б) снизилось чувство раздражения – 19 чел. - 76%,
в) снизилось чувство тревожности – 21 чел. - 84%,
г) снизилась агрессивность – 17 – 68%,
д) снизилась усталость – 20 – 80%.
2. Улучшилось настроение, появилось чувство радости – 18 – 72%.
Всем ребятам понравилось слушать спокойную, приятную музыку. Современные дети, к сожалению, увлекаются слишком быстрыми ритмами, причем включают на полную громкость (а это вредно для здоровья). Сначала многие из моих одноклассников не верили, что классическая музыка улучшит их самочувствие, но потом убедились, что это действительно так.
Мои исследования
Как повлияло прослушивание музыки на твое самочувствие
Судя по результатам, не повлияло прослушивание музыки лишь на 2 человек. У абсолютного большинства ребят эмоциональное состояние улучшилось.
4.Заключение. Выводы.
Подводя итоги моим исследованиям, я узнала, что ещё в древности люди пользовались прослушиванием музыки для улучшения своего эмоционального состояния. Ведь классическая музыка имеет успокаивающее действие, снимает чувство тревоги, агрессивности, улучшает настроение, снимает головную боль, нормализует частоту пульса, артериальное давление, дыхательный ритм, снимает стресс. Многочисленные опыты, проводимые учеными в разных странах, подтверждают это. Я узнала, какая именно музыка улучшает эмоциональное состояние человека. Это произведения Чайковского, Мусоргского, Шопена, Шуберта, Баха, Бетховена, Грига, Листа, Рахманинова, Брамса, Бартока, Сибелиуса, Рубинштейна, Мендельсона, Огиньского. Ну и, конечно, огромное положительное влияние на мозговую активность оказывает музыка великого Моцарта (известно, как «Эффект Моцарта»). А из современных авторов полезна музыка А. Пахмутовой, И.Дунаевского и М.Таривердиева, т.к. она бодрящая и избавляет людей от неврозов и раздражительности.
Таким образом, я подтвердила свою гипотезу, что после прослушивания классической музыки у детей снижается чувство тревожности, раздражения, агрессивности, усталости, повышается настроение.
По результатам анкетирования видно, что классическая музыка, которую прослушали ученики моего класса, оказала на них положительное влияние.
.
5.Список литературы
1. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов», М. Просвещение, 1989г.
2. Г. Левашева «Поговорим о музыке», Детская литература, 1964г.
3. www.russlav.ru
4. www.musicandi.ru
nsportal.ru