ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Фильм "Синтон"
Позитивные эмоции - понятие с очень неустоявшимся значением. Как правило, "позитивные эмоции" означает то же самое, что и "положительные эмоции", однако некоторые различия между этими понятиями существуют.Возможно, под "положительными" эмоциями, чувствами и состояниями имеет смысл понимать все то, что имеет приятный эмоциональный фон, переживается как то или иное удовольствие.
Обычно это эмоции, которые человек переживает при достижении цели, когда получает то, что он хотел.
А "позитивные" эмоции, чувства и состояния - это немного другое. Это эмоции, чувства и состояния, которые получают позитивную оценку от самого человека и/или окружающих.
Как правило, это эмоции, рожденные позитивным настроем человека, исходящие от людей любящих, настроенных сотруднически и доброжелательно.
Список позитивных эмоций, тем не менее, дать затруднительно. Это могут быть радость, энтузиазм, веселье, интерес, мечтательность, удовольствие и др., но эти же эмоции когда-то могут вовсе не радовать окружающих, а когда-то и вызывать протест и у самого человека.
Влечение к любимому и нетерпение страсти - эти эмоции и чувства исключительно позитивны, когда это в планах и ваших, и любимого вами человека. Если же эти чувства неуместны и их приходится скрывать, то такие рвующие душу эмоции и чувства позитивными назвать трудно.
Большинство позитивных эмоций вполне совпадают с положительными, и "радость при встрече" - это обычно и положительная, и позитивная эмоция. Тем не менее, иногда между положительными и позитивными эмоциями оказывается очевидное расхождение.
Удовольствие от еды - положительная эмоция, но удовольствие от еды может раздражать того, кто хочет похудеть, и пищевое удовольствие человек может считать для себя негативным, вредным для себя переживанием.
С другой стороны, если недовольство собой побуждает человека поднять себя с дивана и начать что-то делать, он оценит отрицательное переживание "недовольство собой" как позитивное для себя состояние.
Когда встречаются два человека, кто-то из них всегда оказывается тем, кто формирует ту или иную эмоциональную атмосферу. Какую же? Безразличие, закрытость, замкнутость? Недовольство, возмущение, раздражение? Наверное, лучше, если автором эмоциональной атмосферы будете вы, и вы будете уметь легко создавать уверенный позитивный настрой. Но какой? И как этому учиться? См.→
www.psychologos.ru
В списке ниже перечислены слова, которые вызывают у человека светлые чувства, позитивные эмоции и счастье. Они являются позитивными для большинства людей, однако для некоторых людей отдельные слова (например, море, путешествие, дети) воспринимаются как нейтральные.
150+ Позитивных чувств
авантюризм
аристократичность
аутентичность
безграничность
безмятежность
безрассудная смелость
безопасность
бесстрашие
бесценность
благодарность
благодать
благоговение
благочестие
благополучие
блаженство
близость
бодрость
быть в центре
быть живым
быть заинтригованным
быть заметным
быть полным жизни
быть приятным
быть очаровательным
быть удивительным
быть тронутым
великодушие
вдохновение
включенность
влюбленность
вне себя от счастья
вовлеченность
возбуждение
возрождение
волнение
воодушевление
восприимчивость
восторг
восхищение
выразительность
гармония
гордость
готовность
движение вперед
дерзновение
дерзость
динамичность
доброжелательность
доброта
дружелюбие
естественность
жизнерадостность
желанность
женственность
заинтересованность
защищенность
игривость
изобилие
известность
изысканность
искренность
как в сказке
креативность
легкость
лидерство
ликование
любовь
любознательность
любопытство
милосердие
мощь
мужественность
мягкость
надежда
надежность
наполненность светом
наслаждение
нежность
неординарность
непредвзятость
непринужденность
обновление
обожание
одаренность
одухотворенность
оптимизм
оригинальность
осознанность
открытость
ощущение потока
побуждение к действию
позитивность
понимание
полезность
праведность
преданность
предвкушение
предприимчивость
привлекательность
признание
принятие
проницательность
просветление
процветание
радость
раскрепощенность
расслабленность
решительность
романтичность
самореализация
сбалансированность
свежесть
свободомыслие
серьезность
сексуальность
смелость
соответствие моменту
сосредоточенность
спокойствие
спонтанность
способность воплощать задуманное
страстность
страсть
счастье
твердость
трепет
торжественность
уверенность
увлеченность
удивление
удовлетворение
удовольствие
умиротворение
уникальность
устойчивость
уязвимость
фееричность
хладнокровие
храбрость
целеустремленность
цельность
чистосердечие
чувственность
чувствительность
чуткость
чувство безграничности возможностей
чувство везения
чувство заботы
чувство комфорта
чувство новизны
чувство поддержки
чувство свободы
чувство силы
чувствовать себя богатым
чувствовать себя здоровым
чувствовать себя как дома
чувствовать себя отдохнувшим
чувствовать тепло
чувство, что тебя оценивают по заслугам
чувство чуда
чувство уюта
щедрость
экстаз
элегантность
энергичность
энтузиазм
эффективность
ясность
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Позитивные чувства
Иногда у осваивающих технику возникает стремление всегда использовать «Я-» и избегать «Ты-высказывания». Хочется снять с них подобный самозапрет.
Дело в том, что в позитивных высказываниях «Ты-сообщения» и смесь «Я-» и «Ты-сообщений» не только не вредны, но, наоборот, желательны. Их очень стоит чаще использовать. Вот возможные примеры:
«Ты мне очень помог, спасибо!»
«Вчера ты сам лег вовремя, и я была очень рада».
«Мне нравится, как ты бережно обращаешься с книгами».
К таким же позитивным «Ты-высказываниям» относятся фразы, где вы говорите о вашей заботе, но не навязываете ее. Например:
«Меня волнует это твое увлечение, из-за которого у тебя остается мало времени на уроки. В то же время, я надеюсь, что ты сам сможешь разобраться со своими делами».
Позитивные высказывания не очень часто слышишь в наших семьях. Один знакомый, вспоминая свое детство, рассказывал, что его мама, обладавшая сильным характером, наводила порядок в доме, в основном, с помощью критических замечаний в адрес детей и мужа. Если таких замечаний не было, значит, все более или менее хорошо. А положительных фраз он что-то не мог припомнить.
Приведу на эту же тему отрывок из одного письма:
Пишу вам с чувством благодарности за то, что я получила на наших занятиях. Для себя я сделала ряд важных открытий.
Я задумалась о том, что со своим младшим братом (с которым мы росли вместе, он младше меня всего на год) у меня не слишком клеятся отношения – все вроде внешне в порядке, но не так, как хотелось бы. Я всегда обожала и опекала его и всегда, увы, хотела научить его жить – ведь он был таким ранимым и непростым ребенком. И вдруг я совершенно ясно поняла, что за все эти годы я о своей любви к нему говорила многим, но никогда не говорила ему самому! Меня эта мысль поразила.
Я вспомнила, как он был маленьким мальчиком и как-то раз забрался на пожарную лестницу и повис на ней вниз головой, уцепившись ногами. Я стояла внизу, и меня раздирали противоречивые чувства – с одной стороны, восхищение и гордость, что это мой брат висит там, на виду у всего двора, а с другой – жуткий страх и растерянность. И я поняла, что теперь, когда он выступает перед публикой, у меня все те же чувства, ничего не изменилось. И когда вчера у нас были гости, и он в их числе, я просто подняла рюмку и сказала ему все то, что сейчас написала вам.
Все время я ощущаю радость от того, что самые простые вещи – приятные слова, сказанные собеседнику, внимание и бережное отношение к тем, кто рядом с тобой, – делают каждый новый день счастливым и осмысленным. Добрые чувства, которые мы отдаем, обязательно возвращаются к нам.
К этому мало что можно прибавить, разве только следующее:
Переживания «счастливого открытия» испытали многие из тех, кто стал говорить о своих чувствах, в том числе положительных.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Когда вы в последний раз чувствовали, что ваше сердце поет? Или что оно разбито?
Все эти «дела сердечные» — от любви до ненависти, от счастья до отчаяния — влияют не только на наше отношение к миру, но и на то, как долго мы в нем живем.
Наблюдая 15 лет 678 монахинь, живущих и преподающих в Миннесоте, исследователи из Кентуккийского университета обнаружили: сестры, которые в письмах и дневниках чаще всего характеризуют свои переживания словами «счастье», «радость», «любовь», «довольство», «удовлетворение», живут на 10 лет дольше тех, кто гораздо реже упоминает о положительных эмоциях. Ученые сделали вывод: добрые чувства играют роль биологического заслона от повседневных стрессов, защищая человека от гипертонии, сердечной ишемии и многих других недугов.
Положительные эмоции продлевают жизнь даже тем, кто уже страдает ишемической болезнью. В течение 11 лет специалисты из Университета Дьюка следили за настроением и общим здоровьем 866 перенесших катетеризацию сердца мужчин и женщин в возрасте около 60 лет. Люди, которые при периодическом анкетировании чаще всего описывали свои личностные черты и эмоциональное состояние, пользуясь формулировками «сильная радость», «оптимизм», «беззаботность», «смешливость», умирали от всех причин, включая кардиологические, на 20% реже тех, кто выбирал менее жизнеутверждающую терминологию.
Если положительные эмоции способны продлевать жизнь, то отрицательные дают противоположный эффект. Озлобление, нетерпимость, агрессивность существенно повышают риск ишемической болезни сердца. Исследователи из Северо-Западного университета в течение 15 лет наблюдали за эмоциональным и физическим состоянием 3308 мужчин и женщин в возрасте 18 — 30 лет из разных городов США. У относившихся к категории наиболее агрессивных иили нетерпимых риск развития гипертонии оказался на 84% выше, чем у наименее подходящих под эти определения.
Аналогичное 7-летнее исследование 1300 мужчин показало: у самых раздражительных инфаркт миокарда иили приступы болей в груди бывают втрое чаще, чем у тех, кто сердится редко. Другие наблюдения продемонстрировали связь сильной агрессивности с увеличением на 30% риска мерцательной аритмии — нарушения работы сердца, при котором в нем идет интенсивное тромбообразование.
Почему же так вредна агрессивность? Вспомните, что происходит, когда вы вне себя от ярости? Лицо наливается кровью. Руки дрожат. Челюсти сжимаются. Не менее глубоки и внутренние изменения. Когда вы грозите кулаком подрезавшему вас идиоту на «Вольво», в кровь вбрасывается лошадиная доза адреналина. В результате частота сокращений сердца резко возрастает, а артерии, которые снабжают его кровью, сужаются.
medservices.info
Как-то традиционно в психотерапии считается, что психотерапевт должен работать в основном с «плохими» чувствами, такими, например, как злость, зависть, стыд, вина, ненависть и так далее. «Хорошие» чувства, такие как любовь, симпатия, нежность, благодарность и т.д., всегда уместны и всегда хороши для клиента. Это не так. Вспомните, как вы мучились от невыраженной любви и благодарности, как «захлёбывались» радостью, как душили симпатию и нежность. Пожалуй, обращаться с «хорошими» чувствами ничуть не легче, чем с плохими.
Чувство — это остановленное действие: когда мы действуем, то напряжение чувства уменьшается. Чувства позволяют создавать внутренний мир за счёт того, что останавливают немедленное отреагирование, но если они останавливают его надолго, оставляя напряжение, то мы имеем дело уже не с чувством плохим или хорошим, а с последствиями длительного напряжения.
Отрицательные чувства неприятны сами по себе. Люди хотят от них избавиться, и достаточно часто мы слышим клиентские запросы о том, как избавится от раздражения или чувства стыда или вины. И тогда мы можем вместе с клиентом исследовать, как возникают эти чувства и как процесс контакта останавливается на этом переживании и постараться сдвинуть переживания клиента с «мёртвой точки» вины или раздражения. Так в результате терапевтической работы клиент получает возможность не останавливаться на своём «любимом» избегаемом чувстве, а, разблокировав процесс контакта, употребить энергию напряжения на дальнейшее развитие. Отрицательные чувства неприятно чувствовать, и работа с ними очевидна. А как же с хорошими чувствами?
В феномене всегда есть и позитивное и негативное. Позитивные чувства — это «плюс» на уровне ощущений и часто «минус» на уровне реализации. Например, мне что-то нравится, но я не понимаю, что делать. Возбуждение (в форме переживания «мне нравится») остановлено, и оно может выразиться в тревоге, беспокойстве, или соматизации. Чувство, как остановленное возбуждение, несёт в себе энергетический заряд, который может быть реализован как во вред себе, так и на пользу независимо от того, «хорошее» это чувство или «плохое».
С негативными чувствами работают чаще. Их список больше и литературы о такой работе написано много. С позитивными чувствами работают редко, список их беднее и грубее, да и описаний такого рода работы вы встретите немного. Например, можете сравнить, сколько написано по поводу негативного чувства стыда и его позитивного двойника — гордости. Или чувства вины и чувства благодарности, например. Кстати, в монографии К. Изарда описание чувства благодарности вы вообще не найдёте. Тем не менее, именно в области развития дифференциации и проживания «хороших» чувств находятся важные перспективы гештальт-терапевтической работы в индивидуальной и групповой форме. Нелепо ожидать, что в индивидуальной работе клиент приходит всегда печальным и озабоченным проблемой в течение многих сессий. В реальности, если это только не глубокое депрессивное состояние, клиент приходит в разном состоянии и в том числе и с «хорошими» чувствами. И моя задача как психотерапевта оставаться с ним в этих хороших переживаниях и оставаться полезным и интересным, не выискивая негатив. Это не так просто и требует от терапевта осознания всего спектра своих чувств, в том числе и позитивных.
Как развиваются в жизни человека «хорошие» чувства? В первые два месяца жизни человека, шизоидно-параноидный период и позитивные и негативные чувства генерализованы (то есть охватывают весь организм), изолированы (т.е. аутичны и не требуют делится ими с другими) и достаточно грубы и недифференцированы. Такими чувствами являются первичные чувства удовольствия, радости и удовлетворения. Когда клиент переживает эти чувства, то ваше участие может быть ограничено только присутствием, а собственно ваша реакция может быть не только не нужной, а даже часто и нежелательной. Аутистические позитивные чувства — это, например те случаи, когда кто либо радуется, хихикает по каким то своим причинам и не готов делится этим переживанием. Выдержите некоторое время до того, чтобы эти чувства начали становится диадическими и человек захотел бы поделится своей радостью с вами. Основные аутистические позитивные чувства — это удовлетворение — достигается поглощением. Например, младенец, который наелся и доволен. Радость — другое аутистическое чувство — связано с выделительным циклом контакта. Например, младенец обкакался, выделил из себя гадость, восстановил целостность организма и рад этому.
Следующий период — это период позитивных диадических чувств. Как правило, в этот период чувства могут быть пережиты только в слиянии, как совместные. Например, как совместная радость. Если один из двоих не рад, то это блокирует переживание радости. В случае с аутистическими чувствами это не так, аутистические чувства лучше всего проживаются клиентом при нейтральном настрое терапевта. Диадические чувства могут быть направлены на другого и переживаться как интимные, как чувства близости, нежности, игривости. Эти переживания легко сексуализируются или проживаются как детско-родительские и подразумевают только двух участников. В том случае, если появляется третий, даже в воображении, например как ещё кто-либо в рассказе клиента, диадичность нарушается. Диадичность также нарушается, если в разговоре упоминается не один, а несколько человек или просто они, другие, или используется общее мнение.
Чувства третьего периода можно обозначить как позитивные «нарциссические» чувства. Как пример, мы можем взять такое чувство как гордость. Это чувство подразумевает, что есть тот, кем гордятся, тот, кто гордится, и те, перед кем гордятся. И поскольку чувство — это остановленное действие и в частности нереализованная коммуникация, то, работая с этим чувством, мне стоит определить действующих лиц, адресатов и остановленные контакты (трансакции). В результате этой работы можно уменьшить напряжение в контактах между значимыми близкими людьми.
Работая с положительными чувствами, важно локализовывать их и дифференцировать, выявлять адресацию (кому направлено) и направление обмена — выделение или получение. Я часто встречался в терапии с ситуациями, когда человек пытался бороться с безрадостностью, тратя всё больше и больше средств на удовлетворение. Таким способом можно увеличить удовлетворение или «вес», а для того, чтобы испытать радость, надо что-то выделить, выбросить. Например, покупая что-то, можно получить радость не оттого, что покупаешь, а оттого что, тратишь деньги.
Как мы обращаемся с «хорошими» чувствами? Часто именно эти переживания, вполне позитивные, по сути, являются источниками напряжения и страдания. Например, если позитивные чувства человек переживает как аутистические, не умеет ими делиться, вступать в конфлюенцию, то это может привести к нарастанию изоляции, если все благополучно в его жизни. И тогда, чтобы не быть одиноким, такой человек может портить себе жизнь или здоровье.
Наши способности к выражению хороших чувств тоже весьма ограничены. Как-то в гостях я обратил внимание на собачку, которая выражала свою симпатию к людям совершая сексуальные движения. Это была единственная доступная форма выражения симпатии. Но так бывает не только у собачек, но и у людей. Я встречал, например, эту ситуацию в следующей форме: мужчина избегал выражения симпатии к другим мужчинам, потому что умел выражать или сексуальную симпатию или симпатию ребенка к родителям. Достаточно частая ситуация в терапии, когда человек говорит о негативных чувствах к значимым близким людям, например к родителям, как правило связана с тем, что негативными чувствами заблокирован доступ к позитивным, и именно невозможность позитивного переживания вызывает основное страдание. И тогда выражение и проживание этих негативных чувств, за которое часто ругают гештальтистов неумные критики, не самоцель, а только ступенька. Это просто работа с сопротивлением, которое блокирует свободное переживание любви, близости и, соответственно, вызывает основное напряжение.
Другой пример блокировки позитивных чувств. Это была работа с пожилой женщиной, переживающей утрату близкого человека. После его смерти она была подавлена длительное время и утратила способность получать удовольствие от тех действий и тех мест, где они были вместе. Утрата обычно вызывает архаическую реакцию ярости, которая и блокирует способность переживать позитивные чувства. Поскольку финансовые обстоятельства у этой клиентки не позволяли свободно использовать терапевтическое время, я предложил спланировать работу в соответствии с личным календарем — учитывая день рождения и смерти близкого человека, совместные праздники и назначая встречи в течение года перед и после этих дат. Терапевтической задачей в работе для меня было восстановление способности переживания позитивных чувств и в частности любви к близкому человеку даже после его смерти. До терапевтической работы клиентка не могла ездить на дачу «где все напоминало о нём» не могла гулять по тем местам, где они ходили вместе. В работе мы проходили через болезненную точку ярости, негативных чувств, но это не было основной целью. Это было только одним из этапов работы решится на который можно было, только имея договор на продолжение работы. В результате работы положительное переживание любви к умершему близкому человеку было восстановлено и соответственно восстановлены и другие переживания позитивного спектра.
Гештальт-терапевтическая работа с «хорошими» чувствами это отнюдь не примитивная позитивная психотерапия. Это работа о том, как разблокировать контакт по поводу чувств любви, благодарности, близости, признательности и других позитивных чувств. Как в этом контакте оставаться реальным, аутентичным. Как быть близким, сохраняя уважение к себе и другому и не нарушая границы. Как разделять то, что можешь разделить и оставаться собой. Это возможность эмпатической индивидуализации: как быть собой и сочувствовать другому, и, наконец, просто способность радоваться жизни другого (свободное обращение с катарсической проекцией). Пожалуй, именно такая работа даёт психотерапевту чувство удовлетворения и полноты.
Даниил Хломов
karpachoff.com
Считается, что «хорошие чувства» — любовь, симпатия, нежность, благодарность — всегда уместны и хороши для человека. Однако это не так.
Как-то традиционно в психотерапии считается, что психотерапевт должен работать в основном с «плохими» чувствами, такими, например, как злость, зависть, стыд, вина, ненависть и так далее. «Хорошие» чувства, такие как любовь, симпатия, нежность, благодарность и т.д., всегда уместны и всегда хороши для клиента. Это не так. Вспомните, как вы мучились от невыраженной любви и благодарности, как «захлёбывались» радостью, как душили симпатию и нежность. Пожалуй, обращаться с «хорошими» чувствами ничуть не легче, чем с плохими.Чувство — это остановленное действие: когда мы действуем, то напряжение чувства уменьшается. Чувства позволяют создавать внутренний мир за счёт того, что останавливают немедленное отреагирование, но если они останавливают его надолго, оставляя напряжение, то мы имеем дело уже не с чувством плохим или хорошим, а с последствиями длительного напряжения.
Отрицательные чувства неприятны сами по себе. Люди хотят от них избавиться, и достаточно часто мы слышим клиентские запросы о том, как избавится от раздражения или чувства стыда или вины. И тогда мы можем вместе с клиентом исследовать, как возникают эти чувства и как процесс контакта останавливается на этом переживании и постараться сдвинуть переживания клиента с «мёртвой точки» вины или раздражения. Так в результате терапевтической работы клиент получает возможность не останавливаться на своём «любимом» избегаемом чувстве, а, разблокировав процесс контакта, употребить энергию напряжения на дальнейшее развитие. Отрицательные чувства неприятно чувствовать, и работа с ними очевидна.
А как же с хорошими чувствами? В феномене всегда есть и позитивное и негативное. Позитивные чувства — это «плюс» на уровне ощущений и часто «минус» на уровне реализации. Например, мне что-то нравится, но я не понимаю, что делать. Возбуждение (в форме переживания «мне нравится») остановлено, и оно может выразиться в тревоге, беспокойстве, или соматизации. Чувство, как остановленное возбуждение, несёт в себе энергетический заряд, который может быть реализован как во вред себе, так и на пользу независимо от того, «хорошее» это чувство или «плохое».С негативными чувствами работают чаще. Их список больше и литературы о такой работе написано много. С позитивными чувствами работают редко, список их беднее и грубее, да и описаний такого рода работы вы встретите немного. Например, можете сравнить, сколько написано по поводу негативного чувства стыда и его позитивного двойника — гордости. Или чувства вины и чувства благодарности, например. Кстати, в монографии К. Изарда описание чувства благодарности вы вообще не найдёте. Тем не менее, именно в области развития дифференциации и проживания «хороших» чувств находятся важные перспективы гештальт-терапевтической работы в индивидуальной и групповой форме. Нелепо ожидать, что в индивидуальной работе клиент приходит всегда печальным и озабоченным проблемой в течение многих сессий. В реальности, если это только не глубокое депрессивное состояние, клиент приходит в разном состоянии и в том числе и с «хорошими» чувствами. И моя задача как психотерапевта оставаться с ним в этих хороших переживаниях и оставаться полезным и интересным, не выискивая негатив. Это не так просто и требует от терапевта осознания всего спектра своих чувств, в том числе и позитивных.
Как развиваются в жизни человека «хорошие» чувства?В первые два месяца жизни человека, шизоидно-параноидный период и позитивные и негативные чувства генерализованы (то есть охватывают весь организм), изолированы (т.е. аутичны и не требуют делится ими с другими) и достаточно грубы и недифференцированы. Такими чувствами являются первичные чувства удовольствия, радости и удовлетворения. Когда клиент переживает эти чувства, то ваше участие может быть ограничено только присутствием, а собственно ваша реакция может быть не только не нужной, а даже часто и нежелательной. Аутистические позитивные чувства — это, например те случаи, когда кто либо радуется, хихикает по каким то своим причинам и не готов делится этим переживанием. Выдержите некоторое время до того, чтобы эти чувства начали становится диадическими и человек захотел бы поделится своей радостью с вами. Основные аутистические позитивные чувства — это удовлетворение — достигается поглощением. Например, младенец, который наелся и доволен. Радость — другое аутистическое чувство — связано с выделительным циклом контакта. Например, младенец обкакался, выделил из себя гадость, восстановил целостность организма и рад этому.
Следующий период — это период позитивных диадических чувств. Как правило, в этот период чувства могут быть пережиты только в слиянии, как совместные. Например, как совместная радость. Если один из двоих не рад, то это блокирует переживание радости. В случае с аутистическими чувствами это не так, аутистические чувства лучше всего проживаются клиентом при нейтральном настрое терапевта. Диадические чувства могут быть направлены на другого и переживаться как интимные, как чувства близости, нежности, игривости. Эти переживания легко сексуализируются или проживаются как детско-родительские и подразумевают только двух участников. В том случае, если появляется третий, даже в воображении, например как ещё кто-либо в рассказе клиента, диадичность нарушается. Диадичность также нарушается, если в разговоре упоминается не один, а несколько человек или просто они, другие, или используется общее мнение.
Чувства третьего периода можно обозначить как позитивные «нарциссические» чувства. Как пример, мы можем взять такое чувство как гордость. Это чувство подразумевает, что есть тот, кем гордятся, тот, кто гордится, и те, перед кем гордятся. И поскольку чувство — это остановленное действие и в частности нереализованная коммуникация, то, работая с этим чувством, мне стоит определить действующих лиц, адресатов и остановленные контакты (трансакции). В результате этой работы можно уменьшить напряжение в контактах между значимыми близкими людьми.
Работая с положительными чувствами, важно локализовывать их и дифференцировать, выявлять адресацию (кому направлено) и направление обмена — выделение или получение. Я часто встречался в терапии с ситуациями, когда человек пытался бороться с безрадостностью, тратя всё больше и больше средств на удовлетворение. Таким способом можно увеличить удовлетворение или «вес», а для того, чтобы испытать радость, надо что-то выделить, выбросить. Например, покупая что-то, можно получить радость не оттого, что покупаешь, а оттого что, тратишь деньги.
Как мы обращаемся с «хорошими» чувствами? Часто именно эти переживания, вполне позитивные, по сути, являются источниками напряжения и страдания. Например, если позитивные чувства человек переживает как аутистические, не умеет ими делиться, вступать в конфлюенцию, то это может привести к нарастанию изоляции, если все благополучно в его жизни. И тогда, чтобы не быть одиноким, такой человек может портить себе жизнь или здоровье.
Наши способности к выражению хороших чувств тоже весьма ограничены. Как-то в гостях я обратил внимание на собачку, которая выражала свою симпатию к людям совершая сексуальные движения. Это была единственная доступная форма выражения симпатии. Но так бывает не только у собачек, но и у людей. Я встречал, например, эту ситуацию в следующей форме: мужчина избегал выражения симпатии к другим мужчинам, потому что умел выражать или сексуальную симпатию или симпатию ребенка к родителям. Достаточно частая ситуация в терапии, когда человек говорит о негативных чувствах к значимым близким людям, например к родителям, как правило связана с тем, что негативными чувствами заблокирован доступ к позитивным, и именно невозможность позитивного переживания вызывает основное страдание. И тогда выражение и проживание этих негативных чувств, за которое часто ругают гештальтистов неумные критики, не самоцель, а только ступенька. Это просто работа с сопротивлением, которое блокирует свободное переживание любви, близости и, соответственно, вызывает основное напряжение.
Другой пример блокировки позитивных чувств. Это была работа с пожилой женщиной, переживающей утрату близкого человека. После его смерти она была подавлена длительное время и утратила способность получать удовольствие от тех действий и тех мест, где они были вместе. Утрата обычно вызывает архаическую реакцию ярости, которая и блокирует способность переживать позитивные чувства. Поскольку финансовые обстоятельства у этой клиентки не позволяли свободно использовать терапевтическое время, я предложил спланировать работу в соответствии с личным календарем — учитывая день рождения и смерти близкого человека, совместные праздники и назначая встречи в течение года перед и после этих дат. Терапевтической задачей в работе для меня было восстановление способности переживания позитивных чувств и в частности любви к близкому человеку даже после его смерти. До терапевтической работы клиентка не могла ездить на дачу «где все напоминало о нём» не могла гулять по тем местам, где они ходили вместе. В работе мы проходили через болезненную точку ярости, негативных чувств, но это не было основной целью. Это было только одним из этапов работы решится на который можно было, только имея договор на продолжение работы. В результате работы положительное переживание любви к умершему близкому человеку было восстановлено и соответственно восстановлены и другие переживания позитивного спектра.
Гештальт-терапевтическая работа с «хорошими» чувствами это отнюдь не примитивная позитивная психотерапия.Это работа о том, как разблокировать контакт по поводу чувств любви, благодарности, близости, признательности и других позитивных чувств. Как в этом контакте оставаться реальным, аутентичным. Как быть близким, сохраняя уважение к себе и другому и не нарушая границы. Как разделять то, что можешь разделить и оставаться собой. Это возможность эмпатической индивидуализации: как быть собой и сочувствовать другому, и, наконец, просто способность радоваться жизни другого (свободное обращение с катарсической проекцией). Пожалуй, именно такая работа даёт психотерапевту чувство удовлетворения и полноты.
Статья из сборника Московского Гештальт Института «Гештальт 2004», http://www.gestalt.ru/
————-
Даниил Хломов, психотерапевт, гештальт-терапевт, директор и руководитель долговременных обучающих программ Московского Гештальт-института, Президент Ассоциации психологов-практиков, член Международной Ассоциации Групповой Психотерапии, член FORGE — международной тренерской федерации в области гештальт-терапии, член Совета Международной ассоциации развития гештальт-терапии (AAGT), сертификат Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (ФРГ, Франция), постоянный тренер международных программ по гештальт-терапии (Германия, Франция, Великобритания, США).
psyworld.org.ru