ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Формирование и развитие личности. Развитие личности это


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ это что такое РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: определение — Педагогика.НЭС

Развитие личности

стимулируемый обучением и воспитанием общественно обусловленный процесс, способствующий накоплению и реализации новых физических, интеллектуальных, нравственных, иных качеств индивида и приводящий к ценностным изменениям.

Оцените определение:

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Развитие личности

это процесс раскрытия ее сущностного смысла, реализации ее биологического, психического и социального потенциала путем усвоения: необходимой информации, способов деятельности, накопления опыта самоуправления и взаимодействия с другими людьми.  

Оцените определение:

Источник: Словарик координатора детского движения

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

объективный процесс становления и обогащения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации. В процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества при посредстве взрослых; тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Далее развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности; предпосылкой и результатом развития личности выступают потребности. Определяющим фактором развития личности является тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой в процессе совместной деятельности.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у личности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т.д.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием биологического и социального. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки ее развития, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, общество выступает условием осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой Р. л. является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив.

Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования.

Оцените определение:

Источник: Акмеологический словарь

didacts.ru

Развитие личности

Министерство Высшего и Среднего Специального Образования

Республики Узбекистан

Ташкентский Финансовый Институт

Кафедра: «»

Реферат

на тему:

«Развитие личности»

Выполнила: ст-ка 4 курса,

гр. КБИ 30, Ибодова Д.

Приняла: Мухиддинова И.Н.

Ташкент 2008

План

Введение

1. Сущность понятия личность

2. Развитие личности и его факторы

3. Этапы развития личности

4. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "еше неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

1. Понятие личности

Будучи высшим творением природы, в известной нам части Вселенной, человек не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он изменяется, развивается. В процессе развития он становится личностью, в полной мере ответственной за свои поступки и действия.

Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"?Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности.

Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил

1. разумность,

2. ответственность,

3. свободу,

4. личное достоинство,

5. индивидуальность.

Личность – это социальный облик человека как субъекта об­щественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- так К.Д. Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.

Человек - биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.

Индивид - это отдельная особь, человеческий организм с присущими только ему особенностями. Индивид соотносится с человеком, как особенное с типическим и всеобщим. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Индивидуальность так же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности.

Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социаль­ного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического развития человека.

А.Н. Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое ин­дивидом благодаря общественным отношениям.

Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе.

Отсюда вопрос о структуре личности. Религиозные учения видят в личности низшие пласты (тело, душа) и высшие - дух. Сущность человека духовна и изначально задана верховными сверхчувственными силами. Смысл человеческой жизни - приближение к богу, спасение через духовный опыт.

З.Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях, выделял в личности три сферы:

подсознание ("Оно"), сознание, разум ("Я") сверхсознание ("сверх-Я").

Природной и разрушительно опасной основой личности З.Фрейд считал половое влечение, придавая ему характер двигательной силы, определяющей поведение человека.

Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), направление в психологии, сводит личность к формуле "стимул-реакция", рассматривает личность как набор поведенческих реакций в ответ на ситуации, стимулы и исключает из структуры личности ее самосознание, то, что и есть основа личности.

mirznanii.com

Развитие личности | Мир Психологии

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Развитие личности - см. Личность.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, к-рый складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, к-рые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности.

В самом общем виде Развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности.

  • Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида другим членам той же общности.
  • Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности.
  • Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности (см. Персонализация), с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности - с другой стороны.

В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для его группы личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и другим, и т.д.

Ситуация адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится. Так закрепляются соответствующие личностные новообразования, в результате чего складывается достаточно устойчивая структура личности, в к-рой происходит социальное Р. л. Наряду с динамикой развитие личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития и способу организации общности, каждая из к-рых доминирует в определенные возрастные периоды.

Тип Развитие личности определяется типом группы, в к-рую она интегрирована.

Акмеологический словарь. А.А. Деркач

Развитие личности - это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием биологического и социального. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки ее развития, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, общество выступает условием осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой Р. л. является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив.

Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

ПОНЯТИЕ «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»

Количество просмотров публикации ПОНЯТИЕ «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ» - 1606

Рассмотрим понятия ʼʼчеловекʼʼ, ʼʼличностьʼʼ, ʼʼразвитие личностиʼʼ.

Понятие ʼʼчеловекʼʼ используется в двух значениях:

1.Человек как биологическое существо.

2. Человек как социальное существо.

В первом значении понятие ʼʼчеловекʼʼ воспринимается как биологический вид. Биологическая сущность проявляется в телœесной организации ( прямо хождение, наличие двигательных органов – рук, большой череп, развитый мозг и др.) и наличием сознания, высоким уровнем мыслительной деятельности.

Во втором значении понятие ʼʼчеловекʼʼ воспринимается как член общества, семьи, коллектива, обладающий социальными качествами помогающими жить в данном обществе.

Итак, человек это биосоциальное существо, объединяющий в себе как биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.

Второе значение понятия ʼʼчеловекʼʼ совпадает с понятием ʼʼличностьʼʼ.

Личность - это социальная характеристика человека.

Понятие ʼʼличностьʼʼ характеризует социальную (общественную) сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Структура личности. Включает следующие компоненты:

1) Общечеловеческие свойства (психические процессы: память, мышление, эмоции, ощущения, восприятие).

2) Социально – специфические свойства присущие людям одного государства, классу, группы (ценностные ориентации, взгляды, опыт, знания, умения, навыки, социальные роли [ в семье: матери, сына; в трудовой деятельности: предприниматель, служащий; управленческому статусу: руководитель, подчинœенный]).

3) Индивидуально – неповторимые свойства, присущие только конкретному лицу (стремления, интересы, способности, черты характера [доброта͵ честность и др.], темперамент, наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности (темперамент, задатки).

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Новорожденный рождается как биологическое существо, не имеет еще социальных свойств. Только в общении с родителями и другими людьми у него появляются первые качества и свойства, которые характеризуют его как социальное существо.

К примеру, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности и т. п. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению какой-либо работы и т.д. При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

Изоляция ребенка от людей в течение 4-5 лет ( дети маугли) ведет к утрате овладения языком и других социальных качеств. Общение е себе подобными в процессе совместной разделœенной предметной деятельности с опорой на активность и самостоятельность является основным условием становления личности.

Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — мед-

ведями, один случай — павианами, другими породами обезьян — не менее десяти. Один ребенок был вскормлен леопардом, один — овцой.

В 1920 ᴦ. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Это были девочки, одной из них на вид было лет 7—8, другой — года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую — Камалой. Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу. Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет. Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через три года — до ста. Дальше языковой прогресс не пошел. К этому времени Камапа полюбила общество людей, перестала бояться яркого света͵ научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста͵ Камапа по уровню своего развития была как четырехлетний, в случае если не трехлетний ребенок.

Процесс развития человека характеризуют количественные и качественные изменения в его свойствах и качествах.

Развитие прежде всœего означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Так, родившись, он растет физически, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. При этом главными в развитии человека являются изменения качественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие логического мышления и памяти. Разрозненные мнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определœенную систему и способствуют формированию мировоззрения.

Развитие личности - ϶ᴛᴏ процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов.

Изменения происходят либо под влиянием внешних влияний (факторов) - среды, воспитания, либо под влиянием внутренних влияний ᴛ.ᴇ. в результате собственной активности человека в изменении себя, раскрытии своего потенциала.

Развитие личности - ϶ᴛᴏ процесс его изменений по следующим направлениям:

1.Физическое развитие - изменения, связанные с ростом, развитием костной, мышечной систем, внутренних органов, нервной системы, половое развитие и созревание.

2.Психическое развитие - изменение свойств памяти, мышления, воли, характера, воображения, речи;

3. Интеллектуальное развитие – связано с углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом.

4. Социальное развитие - связано с нравственным становлением, приобретением значимых социальных качеств [законопослушность, конкурентноспособность, коммуникативность и др.], нравственных качеств [милосœердие, доброта͵ толерантность и др.]; социальных ролей [ в семье: матери, сына; в трудовой деятельности: предприниматель, служащий; управленческому статусу: руководитель, подчинœенный]).

Результат развития человека — его становление как биологического вида и социального существа.

referatwork.ru

Формирование и развитие личности

В психологии существуют разные подходы к пониманию законов формирования и развития личности. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развитие, значения общества для развития личности, закономерностей и этапов развития, роли в этом процессе кризисов развития и других вопросов.

Каждый тип теорий личности имеет свое представление о формировании и развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Согласно теории черт, все черты личности формируются прижизненно, процесс их преобразования подчиняется небиологическим законам. Теория социального научения представляет формирование и развитие личности, как выработку определенных способов межличностного взаимодействия. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют формирование и развитие личности как процесс становления «Я».

Интегративная концепция формирования и развитие личности. В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Интегративная концепция развития принимает во внимание системное формирование и взаимозвисимое преобразование всех тех сторон личности. Одной из таких концепций стала теория американского психолога Э. Эриксона.

В своих взглядах на развитие Э. Эриксон придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца жизни. Становление личности Эриксон понимал как смену этапов, на каждом из которых происходит изменение внутреннего мира человека и его отношений с окружающими людьми. На каждом этапе личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, могут возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

В ходе формирования и развития личности, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Стадии развития. Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающие с возрастными кризисами.

На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям. Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о., уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия ( от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков. В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.

Названные стадии в концепции Эриксона в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. Эриксон, как и Эльконин, подчеркивает значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов Эриксона от позиций, на которых стоят наши ученые, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не познавательных умений и навыков (как принято в отечественной психологии), а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии развития личности в теориях отечественных психологов не представлены.

На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).

Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.

Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.

Восьмая стадия (свыше 60 лет) - завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.

Положительную оценку вызывает позиция Эриксона, что приобретение человеком новых социальных ролей составляет основной момент личностного развития в старшем возрасте. Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

psyera.ru

Процесс формирования и развития личности человека

Процесс развития личности человека. Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.

Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.

Личность – это больше моральная сторона людей, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей человека. На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.

Процесс формирования личности человека

Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.

Если воспитанием занимаются не сами родители, а кто-то из близких родственников, или вовсе посторонний человек, это тоже отразится на состоянии личности человека. При таком отношении ребенок может чувствовать себя покинутым и ненужным, что может ожесточить его поведение.

Как происходит процесс развития личности человека

Образовательные институты тоже несут ответственность за формирование особенностей человека. Огромную часть своей жизни ребенок проводит в школе, при этом на него еще можно достаточно легко повлиять. В силу того, что в детском возрасте еще не сформировано большинство понятий о мире и поведении, любая мелочь может повлечь за собой череду изменений.

Особенности развития личности

Для того, чтобы человек смог назвать себя личностью, должно пройти много событий. Этот процесс является достаточно сложным. Можно сказать, что формирование личности начинается с рождения и не заканчивается всю оставшуюся жизнь.

В процессе развития важно раскрыть и понять свой внутренний мир, проявить себя в деятельности, открыть в себе особенности, которые помогут в жизни.

Данный вопрос является интересным, что объясняет большое количество исследований. В ходе изучения формирования личности были определены достаточно важные закономерности. Все они отображают тесную связь развития с его результатом, а также с причинами, которые повлияли на это.

Другие глубокие исследования личностного роста озвучили, что определяет характер человека определенные условия внешнего и внутреннего мира. Если с внешними факторами разобраться не сложно, то внутренние представляют большую загадочность.

К таким факторам относится психологическая составляющая организма. У каждого человека есть свои врожденные и приобретенные особенности психики. Также под этим понимают и физиологию, а именно физическая подготовка человека, здоровье, состояние разных органов и систем, наследственность.

Как внешние, так и внутренние особенности тесно связаны между собой, что приводит к взаимному влиянию. При изменении внешнего окружения человека, могут происходить определенные метаморфозы и с его внутренней составляющей. В некоторых случаях это может приводить к серьезным изменениям.

Социальное развитие личности

Человек каждый день вынужден находиться в обществе, таким образом, поддерживать общественные связи. Ежедневно происходит общение с разными людьми при различных обстоятельствах, что отражается на личности. Социальный компонент жизни отражается на психическом развитии, формировании духовных ценностей и, что наиболее важно, на интеллекте человека.

В человеке должно определяться сознание и самосознание. Как личность, должна появиться способность на самостоятельное обдумывание и принятие решений. Если в человеке это нашло отражение, то его будут считать личностью.

Общество может определять личностью человека, который способен осмысливать и применять имеющийся общественный опыт. С другой стороны, необходимо и самому приносить вклад в развитие этой системы, а именно в сферу духовности и материальных ценностей. Для этого и необходим личностный рост и постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

С давних времен между философами и учеными ведутся споры по вопросам и особенностям формирования личности. Однако стоит признать, что этот процесс еще недостаточно осмыслен и изучен.

Формирование человека можно описать как процесс, который невозможно заранее предугадать. Он имеет стихийный и неуправляемый характер. Существуют мнения, что невозможно изменить личность человека потому, что этот процесс определен судьбой и врожденными особенностями. Но есть и противоположные мнения.

Движущие факторы развития и формирования личности

Сам человек может являться для себя движущей силой и источником вдохновения для развития личности. В человеке определяют два начала: позитивные и негативные внутренние силы, сознательная инициатива.

Под внутренними силами понимают бессознательный компонент, определенные мысли, которые зачастую подталкивают к действиям. Это могут быть привычки, пристрастия, страхи, влечения. Обычно, в детском возрасте больше играет значение позитивная мотивация, которая с возрастом изменяется в сторону негативной.

На осознанном выборе тоже строится основа личности. При осуществлении точно осознанных действий приходит понимание того, что развития происходит только благодаря собственным усилиям, что в разы улучшает мотивацию.

Все поведенческие побуждающие силы можно разделить на уровни. Это может быть духовный уровень, в котором заключены моральные ценности и осознание своей миссии в жизни. Под уровнем ума понимают осознание рациональности своих поступков, принятие определенный решений, планирование жизни и следование определенным правилам поведения. Для уровня души и тела характерны эмоциональные проявления, желания, интересы и увлечения, потребности, привычки и рефлексы.

Мотивация

Все побуждающие силы со стороны мотивации рассматриваются по группам позитивной или негативной мотивированности, а также организации жизни. Под позитивными и негативными моментами понимаются все те же эмоции, определение миссии, запреты. Организация жизни позволяет скрыто оказывать влияние на себя и окружение, характеризует тактиков.

Мотив принято считать главным побуждающим фактором в жизни человека. Если у человека есть мотив, он будет продолжать действовать в необходимом направлении.

Загрузка... Просмотров: 7 363

pikacho.ru

личность: развитие - это... Что такое личность: развитие?

— процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредстве взрослых, поэтому процесс воспитания — ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.

Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с самой референтной группой (или лицом),-определяющий, ведущий фактор развития личности. Как предпосылка и результат развития личности выступают потребности. Его движущей силой служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система отношений межличностных в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы референтной принимать лишь проявления его индивидуальности, соответственные ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в деятельности совместной.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую среду социальную и интеграции в ней как результат этого процесса. Когда индивид входит в относительно стабильную общность социальную, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы личностного становления:

1) адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответственными средствами и формами деятельности, а потому в некоей степени уподобление индивида другим членам общности;

2) индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между потребностью «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности;

3) интеграция — детерминируется противоречием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, и потребностью общности принять, одобрить и развивать лишь те его особенности, что способствуют ее развитию и потому развитию его самого как личности в группе; если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.

Если индивид не способен преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для группы свойства личностные, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение коллективное, требовательность к себе и другим, и пр.

Поскольку ситуации адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации) и интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводятся, закрепляются соответственные личностные новообразования, в результате складывается достаточно устойчивая структура личности. Социальная ситуация развития, где происходит социальное развитие личности, динамична. Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из коих доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития личности определяется типом группы, куда она интегрирована.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru