ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Развитие личности. Развитие личности


Развитие личности — Психология человека

Личность в человеке есть индивидуальное уникальное само-сосредоточение божественного духа.
Макс Шелер

Каждый человек – это личность! А личность должна развиваться, чтобы, как минимум – оставаться личностью, а как максимум – состояться в этой жизни. Мы никогда не будем полностью удовлетворены своей жизнью, если мы в ней так и останемся никем, то есть теми, кем нас делают другие люди, а не мы сами. Да, мы все уникальны, у каждого из нас своя судьба, которую мы строим своими руками, но при этом, лишь немногие из нас, хотят стать такой личностью, в существовании которой, был бы смысл. Люди рождаются и умирают, они приходят в этот мир и уходят из него, и лишь немногие из них, что-то в этом мире после себя оставляют, что-то такое, за что их уважают, любят, помнят, ценят, чтут.

Развитие личности – это развитие человеком всего себя. Мы не должны разделять себя на составные части и говорить о каждой из них в отдельности, говоря о развитии своей личности. Личность – это совокупность всех человеческих качеств – это весь человек, и это история о человеке. Давайте друзья, научимся сочинять о самих себе такую историю, которая станет историей о Великом Человеке!

Для начала, уясните одну простую, но очень важную вещь – вы всегда должны оставаться самими собой, лишь изредка надевая на себя нужную для той или иной жизненной ситуации «маску», чтобы произвести нужное вам впечатление на конкретных людей. Не надо, ни в коем случае, стесняться, бояться и избегать своего Я, его наоборот, необходимо развивать и всячески подчеркивать. Вы должны бороться за свою уникальность, за свои отличительные особенности, и активно развивать их в себе. Если вы будете пытаться кому-то подражать, быть на кого-то похожим, с кем-то себя сравнивать – вы потеряете свою личность, вы потеряете свое Я. А если вы потеряете свое Я, а следовательно, и свою личность, тогда и развивать вам будет нечего. Будьте самими собой, и работайте над тем и с тем, что дала вам природа, что дали вам ваши родители – дав вам жизнь, и ни в коем случае не считайте других людей лучше себя! Мы все разные, понимаете – разные! Вам не нужно себя ни с кем сравнивать – вам нужно быть самим собой и гордиться этим. Гордитесь своими генами, гордитесь своей внешностью, гордитесь каждой частичкой своего тела, гордитесь своими делами, своими мыслями, своими целями в жизни. Ведь чтобы развить свою личность – ее необходимо иметь.

Ваша личность – это ваша ценность, ваше достояние! Берегите ее, защищайте ее, цените ее, ценя себя и все свое превыше всего остального. Запомните, ваша личность – это то, чего вас хотят лишить другие люди, заинтересованные в том, чтобы вы стали их рабом, чтобы вы стали никем и вами было легко помыкать. Серая, посредственная личность, подавленная, запуганная, затюканная, абсолютно безынициативная и неуверенная в себе – это инструмент в руках сильной и уверенной в себе личности. И другие люди будут крутить-вертеть вами, как захотят, если вы не будете себя любить и уважать, а значит и не будете ценить свою личность. Мы всю свою историю жили и продолжаем жить в таком обществе, в котором всегда были и есть – господин и раб, в той или иной форме. У господина есть личность, которой он гордится и которую он развивает, а у раба личности нет, ее нет в его собственной голове. И вы должны понимать, что если вы сами не станете развивать свою личность, тогда никто не станет ее за вас и для вас развивать. Мало того, найдется масса желающих – вашу личность подавить, втоптать ее в грязь, размазать по стенке, унизить, уничтожить. Не рассчитывайте на добрых людей, рассчитывайте на людей злых и умейте им противостоять, а добрых людей цените и уважайте. Ваша личность – это противовес чужому злу, чужой агрессии, чужим интересам, которые пересекаются с вашими.

Так как же развивать свою личность? Об одном из способов это сделать, я вам уже сказал – нужно оставаться самим собой и любить себя всего – целиком, не сравнивая себя ни с кем. Что еще вы можете для себя сделать? Вы должны четко уяснить, дорогие друзья, что человека от животных отличает, помимо всего прочего, наличие у него более развитого мозга – это наше главное достоинство. Про душу и сознание я сейчас говорить не стану, ибо эти вещи пока еще не до конца изучены, и возможно, их так и не удастся полностью изучить. А вот что касается мозга, то он у нас точно более развит, чем у животных. И от того, насколько хорошо он развит у каждого из нас, зависит то, какой мы будем личностью. И качество нашей жизни, тоже зависит от развитости нашего мозга. Поэтому следующим моим советом вам, будет совет – развивайте свои мозги. Хотите быть развитой личностью – развивайте свой мозг. И неважно, насколько умным вы себя в настоящий момент считаете, ведь как показывает жизнь, чем человек глупее, тем более умным он себя считает, в любом случае и при любом раскладе, развивайте свои мозги – вам это нужно. Узнавайте об этом мире, как можно больше, не ограничивайте себя в знаниях, деля их на нужные и не нужные. Просто приоритеты правильно расставляйте, получая, сначала наиболее полезные, а затем менее полезные для вас знания. Чем больше вы будете знать об этом мире, тем шире будет ваш кругозор, а чем шире будет ваш кругозор, тем более развитой и более сильной личностью вы будете.

И все же, что значит, развивать свои мозги? Мы хоть и говорим с вами о знаниях, которые необходимо получать, то бишь, нужно учиться, читать умные книги, общаться с умными людьми, чтобы много знать. Но дело ведь, не только, а сегодня даже и не столько в знаниях. Действительно, получая новые знания, мы развиваем свой мозг и становимся умнее. Но, сегодня мы с вами живем в качественно новой информационной среде, чем та среда, в которой жили наши предки, сегодня нам не столько знания нужны, сколько, прежде всего, умение их отбирать из огромного потока информации, с которым мы каждый день сталкиваемся и к которому имеем доступ, и умение ими пользоваться. Поэтому под развитием мозга, я подразумеваю в первую очередь, развитие мышления, а лишь затем получение новых знаний. А что значит, развитие мышления, как его развивать? Это значит друзья, что вы должны уметь думать и рассуждать. Развитие мышления – это критическое отношение к получаемой и к уже полученной вами информации, это также создание человеком новой информации на основании имеющихся у него знаний и в целом творческое отношение к жизни. Личность, если она личность, а не ее жалкое подобие – не может являться простым носителем чужой информации, чужих знаний. Личность, на то и личность, чтобы уметь, во-первых, думать над получаемой информацией, выделяя из нее полезное и отсеивая вредное, а во-вторых, уметь свою собственную информацию создавать, а для этого необходимо уметь мыслить. Поэтому, когда вы получаете какие-нибудь знания – вы должны размышлять над ними, сомневаться в них, оценивать их, сравнивать с другими знаниями, а не просто принимать их на веру и запоминать. Обратите внимание, как многие люди быстро принимают на веру все, что получают из различных источников информации, особенно, из авторитетных источников информации, которым люди привыкли безоговорочно доверять. И лишь немногие, обычно, очень умные люди, сомневаются в достоверности того, что они узнают, особенно, из авторитетных источников информации. К любой информации и к любым знаниям, необходимо относиться критически, иначе ни о каком мышлении говорить не приходится. Нельзя ничего принимать на веру, несмотря на то, что это очень легко делать – просто верить и ни о чем не думать. Голова нам дана не для того, чтобы набивать ее чужими мыслями, а для того, чтобы иметь в ней свои собственные мысли.

Мыслящий человек должен уметь задавать вопросы, когда это необходимо и когда это уместно, и практически всегда он должен уметь задаваться вопросами, чтобы вести конструктивный внутренний диалог, то есть, вести общение с самим собой. Чем больше вопросов вы зададите, прежде всего, самому себе, тем лучше, тем более светлыми будут ваши мысли и тем более рациональным будет ваше поведение. Поэтому если вы хотите быть развитой личностью и желаете развивать ее постоянно – вы должны уметь задавать себе вопросы и уметь отвечать себе на них. Например, вы должны уметь отвечать на такой важный вопрос, как – «Почему?». Почему что-то так, а не иначе? Почему вы должны делать то, и не должны делать этого? Почему вы хотите того, чего хотите, и хотите ли вы чего-то на самом деле? Если человек – не человек, а биоробот, он вообще не думает над тем, что он делает – он действует инстинктивно, просто реагирует на внешние раздражители и все. А вот человек – умный, всегда думает, перед тем, как что-то сделать, он пытается понять и часто понимает – зачем он хочет что-то сделать, и нужно ли ему что-то делать вообще. Поэтому, повторюсь – развивайте свое мышление, задавайте вопросы себе и другим, в первую очередь себе, и отвечайте на эти вопросы, думайте над ними и отвечайте на них. Зачем? Почему? Для чего? Как? Кто? Кому? Куда? Чем больше вопросов – тем лучше, тем больше работы будет у вашего мозга, тем более развитым будет ваше мышление и тем активнее будет развиваться ваша личность. Начните изучать философию, чтобы она помогла вам развить свое мышление, иначе вы не сможете развить свою личность. Мы говорим, что человек является существом разумным, но это не так. Человек – склонен к тому, чтобы стать разумным. И если человек никаких шагов навстречу разуму не предпримет, тогда он никогда разумным не станет, и проживет всю свою жизнь на автомате, танцуя под чужую дудку. Развитая личность – это критически мыслящая личность. Это личность – склонная к рефлексии и самоанализу, к логическим рассуждениям и творчеству. А абсолютно не думающий и не мыслящий биоробот – это не личность, а функция.

Следующий шаг, который вам необходимо сделать, чтобы развить свою личность – это определиться с тем, ради чего вы вообще живете, то есть, со смыслом вашей жизни. Вы должны поставить перед собой этот вопрос, если вы существо разумное и ответить себе на него – сами ответить. Меня всегда удивляли люди, которые, пытались найти смысл жизни, вне своего собственного ума. А также я всегда с сочувствием смотрел на тех людей, которые считали, что ни о каком смысле жизни вообще думать не нужно, нужно просто жить и наслаждаться жизнью, пока она есть. Можно, конечно, так жить, но нужно ли, вот в чем вопрос. Человек, который не понимает, зачем он живет, который, скажем так – не решил для себя, зачем именно он живет, никогда не получит полного удовлетворения от своей жизни. Почему? А потому, что он, со всем его внутренним потенциалом, будет просто прожигать свою жизнь, и это будет давить на него, будет доставлять ему дискомфорт. Вы сами видите, как все эти, так называемые, материалисты, цепляются за свои вещи, как они стремятся чем-то обладать, чтобы что-то из себя представлять. Некоторые из них даже с жизнью готовы расстаться из-за денег или собственности, а то и вовсе из-за какого-нибудь барахла, в котором они даже не нуждаются. Разве нормальный человек, знающий себе цену и считающий себя личностью, не смотря на имеющееся или не имеющееся у него имущество – будет так поступать? Нормальный человек даже торговаться не станет, если его спросят о том, сколько стоит его жизнь, а вот бессмысленно живущий материалист задумается над этим вопросом, и даже может цену назвать. Вот вам и отсутствие у человека понимания того, зачем он живет, вот вам и не желание думать о смысле жизни. Так что если вы цените свою жизнь, тогда ответьте себе на вопрос – почему вы ее цените, за что вы ее цените, ради какой цели вы ее цените? Ведь желая развивать свою личность, вы должны видеть какую-то цель в жизни, ради которой вы это делаете, помимо своего внутреннего удовлетворения.

С другой стороны, вопрос о том, в чем он – этот смысл жизни заключается, тоже звучит довольно-таки странно, если задавать его другим людям. Вы что, хотите, чтобы кто-то другой, а не вы, дал вам на него ответ? Вы хотите, чтобы другой человек сказал вам, в чем заключается смысл вашей жизни? Вы это серьезно? Можно и даже нужно рассуждать о смысле существования всего человечества, выдвигая и рассматривая различные теории, но не о смысле жизни отдельно взятого человека, ибо это его личное дело. Лично я, могу только догадываться, в чем смысл существования всего человечества, и учитывая, пока еще, довольно-таки слабое развитие человека, я считаю, что люди, это просто промежуточное звено эволюции, которые в процессе своей жизни, возможно, должны создать новую, более совершенную форму жизни, тот же искусственный интеллект, к примеру. Но это всего лишь мои догадки, и то, по отношению ко всему человечеству, а вот что касается моей собственной жизни, то ее смысл я определяю так, как захочу. Вот каким я захочу, таким и будет смысл моей жизни. И вам, уважаемые читатели, я рекомендую поступить также. Если вы хотите быть развитой личностью, тогда не позволяйте никому другому решать, каким будет смысл вашей жизни, не позволяйте никому ставить перед вами жизненные цели и решать за вас, что для вас правильно, а что нет. Живите ради того, ради чего сами хотите жить, только прежде, хорошенько подумайте над своим желанием, а то вдруг оно окажется не вашим, или не совсем продуманным. Вы сами должны для себя решить – каких целей и для чего вы будете добиваться в своей жизни. В этом и заключается смысл развития личности, которая на то и личность, чтобы самой принимать решения, тем более по таким важным вопросам, каким является вопрос смысла ее жизни.

Ну последнее, о чем я хотел бы вам сказать, говоря про развитие личности – это творчество. Человек по природе своей творец и каждое его творение – это отражение его личности. Чем больше вы будете творить, тем активнее будет развиваться ваша личность, и чем активнее будет развиваться ваша личность, тем больше вы будете хотеть творить. Не будьте, всего лишь зарабатывающим деньги автоматом, биороботом, движимым своими низменными инстинктами, учитесь творить. Ну что это за жизнь – работа-дом-работа? Вы что, для этого были рождены, чтобы всю жизнь за деньги ишачить и как-то в свободное от работы время себя развлекать? Я так не думаю. Если бы вы были созданы исключительно для работы, тогда бы вы родились лошадью, или ослом, а для так называемой, интеллектуальной работы, вполне бы и не стриженная обезьяна сгодилась. Нет, друзья, на то вы и родились человеком, чтобы не только, а я считаю, и не столько работать, сколько творить. Развитая личность – не работает за деньги, развитая личность – работает для души, ради удовольствия, потому что ей так хочется. Вы знаете, что значит работать, потому что хочется, а не потому, что надо? Если вы всю жизнь работали только за деньги, то вы не можете этого знать, и понять вам это будет очень сложно. Для большинства видов работы, личность не нужна, для работы в основном нужны исполнители – покорные, нетребовательные, посредственные. Лишь в редких случаях для работы, для интересной работы, требуется творческий, инициативный, свободно мыслящий человек – настоящий творец. Так что о том, где и как вы будете творить, чтобы не просто выжить в этом мире, а добиться в нем большого успеха, вам обязательно надо будет подумать.

В общем друзья, в развитии личности, теоретически, ничего сложного нет. Речь идет об усложнении и усовершенствовании человеком во всех направлениях самого себя. А на практике, нужно хотеть развивать свою личность, чтобы заниматься этой работой. И я рекомендую вам захотеть это делать, потому что, развивая свою личность, вы будете проживать свою жизнь максимально эффективно. И к уже получаемым вами ощущениям, которые доставляют вам радость и удовольствие от жизни, добавятся новые ощущения, более высокого порядка, которые доставят вам ни с чем несравнимое удовольствие, истинное блаженство. Развивая свою личность, предложенными мною способами, а о других, менее значимых способах, я напишу чуть позже, вы точно будете знать – что ваша жизнь не проходит даром, что вы действительно живете, а не просто отживаете свое время!

psichel.ru

Развитие личности - Успех и самосовершенствование

Рубрика: Развитие личности, Саморазвитие

С самого рождения человек, так или иначе, получает информацию, которая или положительно, или отрицательно влияет на него, формируя его личность на протяжении всей жизни. В этом плане невозможно не понимать значение увлечений и хобби,...

Читать полностью » Рубрика: Развитие личности, Саморазвитие

Каждый из нас постоянно сталкивается с необходимостью принятия решений. Мы решаем, чем заняться вечером, куда пойти завтра после работы или учебы, какую специальность выбрать, с кем создавать семью, и т.д. и т.д. И если...

Читать полностью »

Умение мыслить критически имеет чрезвычайную важность для психологии вообще и развития личности в частности. Без критического мышления человек просто не в состоянии определить для себя творческие, религиозные, политические и любые другие предпочтения. Подавляющее большинство...

Читать полностью » Рубрика: Развитие личности, Саморазвитие

С каждым днем у современного человека появляется все больше дел, которые порой кажутся бесконечными. То, что людям не удалось сделать вчера, – они перекладывают на сегодня, а то, что не смогли выполнить сегодня, –...

Читать полностью » Рубрика: Развитие личности, Саморазвитие

Наверняка абсолютно любой человек хочет иметь хорошую память. Вне зависимости от того, какой у него вид деятельности. Сегодня вы узнаете 10 секретов хорошей памяти, которые гарантированно помогут вам развить свои способности. Вообще развитие личности...

Читать полностью » Рубрика: Развитие личности, Саморазвитие

Если вы увлекаетесь развитием личности и понимаете важность выхода из зоны комфорта, тогда этот пост для вас. Про мозг можно говорить бесконечно, причем как с биологической, так и с психологической точки зрения. Мы уже...

Читать полностью »

Наверняка каждый человек имел возможность убедиться в том, как действуют законы жизни. Конечно, все они имеют весьма условные названия. Однако это их ничуть не умаляет, а их стопроцентная работоспособность подтверждена множество раз. Не только...

Читать полностью » Рубрика: Развитие личности, Саморазвитие

Любителям великого и могучего русского языка придется по душе данный пост. Ведь в нем мы рассмотрим 6 довольно частых ошибок русского языка. А тем, кто по-настоящему увлечен развитием личности, допускать грамматические ошибки просто неприлично!...

Читать полностью »

Все люди хотят достигать своих целей. И это желание настолько естественно, что не вызывает никаких вопросов. Другое дело с методами достижения. По этой теме в психологии существует огромное количество рекомендаций, советов, методик и целых...

Читать полностью » Рубрика: Развитие личности, Саморазвитие

Наверняка каждому человеку хочется дожить до преклонного возраста, сохраняя при этом ясный рассудок. Однако далеко не всем старикам удается это. Причем это может происходить по самым разным причинам. Давайте рассмотрим 5 привычек, которые сохранят...

Читать полностью » Рубрика: Развитие личности, Саморазвитие

Для того чтобы правильно изъясняться в письменной и устной речи, необходимо постоянно работать над своим образованием. Порой бывает ужасно стыдно читать крупнейшие новостные порталы, журналисты которых допускают просто феерические ошибки. Мы уже рассказывали об...

Читать полностью » Рубрика: Развитие личности, Саморазвитие

При знакомстве с новыми людьми нередко можно услышать такие вопросы: «А какое у тебя хобби?», «Чем ты любишь заниматься?», «Какие у тебя увлечения?». При трудоустройстве, на собеседовании, вопрос о вашем хобби также обязателен. Ведь...

Читать полностью »

interesnyefakty.org

Развитие личности | Уроки успеха

Содержание статьи

Последнее обновление:6/02/17

Развитие личности – часть общего развития человека.

 Развитие личности осуществляется двумя путями: созревание и формирование.

развитие личности

Созревание происходит с учетом возрастных периодов, независимо от нас.

Формирование личности происходит под влиянием внешних воздействий — окружающей социальной среды, воспитания и обучения, саморазвития.

Развитие личности – это процесс изменения унаследованных качеств, приобретение новых качеств и их усовершенствование.

Факторы развития личности.

Развитие личности происходит под воздействием следующих факторов.

  •  Наследственность (врожденные задатки).
  •  Среда.
  •  Воспитание и обучение.
  •  Собственная активность — самовоспитание и самообразование.

Наследственность и врожденные задатки выступают как предпосылки для развития личности.А вот среда, условия жизни, воспитание и обучение играют решающую роль в развитии и становлении личности.

Этапы развития личности.

В развитии человека различают отдельные стадии.Например, теория психосоциального развития личности Эрика Эриксона описывает 8 этапов развития.

  •  Раннее младенчество от рождения до 1 года.
  •  Позднее младенчество от 1 года до 3 лет.
  •  Раннее детство около 3— 5 лет.
  •  Среднее детство от 5 до 11 лет.
  •  Юность — Половое созревание от 11 до 20 лет.
  •  Ранняя взрослость от 20 до 45 лет.
  •  Взрослость от 40—45 до 60 лет.
  •  Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Эти этапы развития не только непрерывно следуют друг за другом.

Каждый возрастной этап вытекает из предыдущего и подготавливает предпосылки и условия для перехода к следующему этапу.

Каждый из этапов необходим для полноценного развития личности человека, так как на каждом этапе формируются определенные свойства, присущие развивающейся личности, а также формируются определенные психические функции.

По окончании этапа личность приобретает новые знания и опыт, характерные именно для данного этапа развития и сохраняет их в течение всей жизни.

Следующее очень важное свойство развития личности заключается в необратимости.Невозможно еще раз пережить какой-то возрастной период. Каждый период жизни имеет собственное значение.

На каждом этапе происходят определенные изменения внутреннего мира человека, и изменение его отношений с окружающими людьми.

При этом окружающие люди или жизненные обстоятельства могут как ускорять, так и тормозить процесс развития личности.

Скачкообразный характер развития личности.

Развитие личности человека носит скачкообразный характер.Что это означает?В развитии личности существуют достаточно продолжительные периоды спокойного и равномерного развития, продолжающиеся по несколько лет.

Затем это относительное спокойствие сменяется периодом резкого личностного изменения, похожего на скачок.Эти изменения очень важны по своим психологическим последствиям для личности, потому их и называют кризисами возраста.

Скачкообразное развитие можно представить, как чередование движения по горизонтали и движение по вертикали.

Во время продолжительного горизонтального движения идет количественное накопление знаний и опыта.

Затем происходит качественное преобразование знаний, или переход на более высокий уровень — движение по вертикали.

И  снова горизонтальное развитие, но уже на новом уровне — освоение нового уровня развития личности, приобретение новых знаний и качеств.

Наиболее интенсивно, как известно, процессы развития идут в детстве.

С возрастом процессы роста и развития замедляются.

С определенного возраста процесс развития может даже пойти в обратную сторону.

В пожилом возрасте слабеют мышцы, подводит память.

Однако развитие личности и в этом случае может продолжаться, так как решающую роль в процессе развития личности играет собственная активность человека, и саморазвитие.

www.urokyuspeha.ru

Развитие личности - это куда?

Развитие личности - это куда?Давно собиралась написать о развитии личности и все не знала, с чего начать… Придется начинать с краю. Развитие многие считают такой ценностью, даже на вопрос о смысле жизни часто отвечают, что он — в развитии. А чего развитии? — личности, вестимо. Но что же такое это загадочное развитие личности? Вам понятно? Мне — не очень.

Что ведь только не подразумевают под развитием личности: и развитие каких-то качеств и навыков, и самореализацию, и достижение целей… Все это замечательно, но не факт, что это и есть искомое развитие личности. В этом вопросе все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Например, не совсем ясно:

  • Что именно развивать?
  • Каковы критерии развития личности — чем оно отличается от деградации?

Что такое Личность мы уже однажды пытались выяснить — с личностью тоже все не просто, но сегодня о развитии. Как правило, развитие личности связывают с самореализацией. А для самореализации тренеры успеха и личностного роста первым делом предлагают нам заглянуть в себя и определиться со своими желаниями и целями в жизни. Прекрасный совет! Но если прислушаться к себе и своим желаниям, то перед нами предстанет очень пестрая картина. Чего только мы не хотим к чему только не стремимся!

  • Мы хотим богатства и престижа в обществе
  • Мы хотим любви и понимания
  • Мы хотим пользоваться успехом у противоположного пола
  • Мы хотим ярких и интересных событий в жизни — чтобы было не скучно
  • Мы хотим покоя и беззаботности
  • Мы хотим поймать за хвост птицу удачи — чтобы «все получалось»
  • Мы хотим радости и удовольствия от жизни — всегда
  • А еще — вон ту сумочку :)

Конечно, это очень общий список — скорее список мотивов, чем собственно желаний. У каждого человека они представлены по-своему, и могут быть оформлены в уже конкретные желания или цели. Например, «хочу в будущем году: купить новую машину / похудеть на N кг / выйти замуж / отдохнуть на море /съездить в Париж/ достичь внутренней гармонии / наладить отношения с окружающими (с мужем, детьми, начальником) …»

Отлично! С желаниями определились, цели поставили, изучили способы их достижения — в ассортименте: от тайм-менеджмента до визуализации — и можно приступать к делу. А после достижения этих целей, мы поставим новые и будем стремиться к ним…

Но вот вопрос — будет ли это способствовать развитию нашей личности? Предположим, что у нас все получается, и мы успешно достигаем всех поставленных целей. В процессе этого мы даже совершаем определенную работу и развиваем некоторые качества характера — а значит, меняемся и двигаемся. Разве это не развитие личности? Оказывается, совсем не обязательно.

Миф о прогрессе и развитие личности

Всякое ли движение — движение вперед, то есть развитие? Например, развивается у человека невроз, алкоголизм, раковая опухоль — это развитие? Или он, забыв обо всем, совершенствуется в прохождении компьютерных игр, читает стопки бульварных романов, совершенствуется в бесцельном шатании по соцсетям… Думаю, вы согласитесь, что развитием личности это назвать сложно.

Казалось бы, все понятно — о чем тут говорить? Было бы не о чем, если бы в нашем сознании не засела накрепко фантастическая идея прогресса. Миф о прогрессе придуман совсем недавно — в эпоху Просвещения. В самых общих чертах он гласит, что человечество / наука / цивилизация / природа неуклонно развивается. Движение признается только вперед — условно «вверх,» а то, что оно может быть и назад, и вбок, и по замкнутому кругу, игнорируется. Гарантом развития в этом случае выступает просто течение времени, доказательством — происходящие изменения.

Говорить о эволюции и развитии цивилизации мы здесь не будем — у нас ведь речь о развитии личности, правильно? А беда наша в том, что миф о прогрессе в нашем сознании перенесен и на жизнь каждого человека, на нашу жизнь. Где-то в глубине души мы убеждены, что если мы живем, то непременно развиваемся, даже ничего для своего развития не делая — это происходит само собой. Чем мы старше становимся — тем «развитее», лучше, совершеннее… А если еще и усилия прилагать для познания — освоения чего бы то ни было, то наше развитие пойдет просто семимильными шагами. Знакомо?

На этом полусознательном убеждении современного человека успешно спекулируют различные эзотерические учения, тренинги личностного роста и даже реклама товаров. Они вещают нам, что «у каждого свой путь»- каждый человек уникален, а значит, путь у него тоже — уникальный! И мы уже не задаемся вопросом куда ведет этот наш путь, будучи уверены, что любой путь — вперед, в «светлое завтра» — к чему-то непременно лучшему.

Человек с глубоко засевшим в сознании мифом о прогрессе становится всеядным и абсолютно дезориентированным. Ибо, какие могут быть ориентиры, если он уверен, что любое движение — это движение вперед, и все — к лучшему? Какие могут быть ценности, если любой путь хорош, и все пути одинаково хороши? Но, если бы все это было так, то человечество давно бы уже превратилось в общество полубогов, а мы наблюдает скорее обратную картину… Впрочем, о нравственном релятивизме мы тоже уже говорили.

Двойственность человека и развитие личности

Не будем спорить с тем, что каждый человек уникален, а тем более уникальна личность, и соответственно, развитие личности включает в себя и реализацию этой самой уникальности. Но вот какая незадача — во-первых, человек не только уникален, но и одновременно является носителем смыслов /стереотипов/желаний, характерных для всего человечества, а особенно, для его родителей и конкретного общества, в котором он живет.

А во-вторых, известно, что человек — существо двойственное. Внутри него живут не одна, а две тенденции — его тянет одновременно вверх и вниз. Дедушка Фрейд называл это силами Эроса и Танатоса. Человек стремится одновременно к росту и к покою, к жизни и к смерти, его привлекает и добро и зло, его мотивы могут быть определены потребностью в развитии, а могут — совсем другими вещами…

Эрих Фромм вообще называл эти наши противоположные наклонности некрофилией и биофилией. Страшно звучит? А за этими словами он подразумевал вполне обычные вещи. Признаки некрофильского характера, например, повышенная любовь к порядку, почтение к традициям, повышенное внимание к болезням, страсть к обладанию вещами, любовь к технике, функциональное отношение к людям, даже увлечение фотографией…

Некрофил воспринимает реально только прошлое, но не настоящее и не будущее. В его жизни господствует то, что было (т. е. то, чего уже нет, что умерло): учреждения, законы, собственность, традиции, владения. Короче говоря, вещи господствуют над человеком; «иметь» господствует над «быть», обладание — над бытием, мертвое — над живым. В личностном, философском и политическом сознании некрофила сохраняется святое почтение к прошлому, ничто новое не имеет ценности, а резкие перемены воспринимаются как преступление против «естественного, природного» хода вещей.

(Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности)

Знаете таких людей? А сами, случайно, этим не грешите? В противоположность такому устроению психолог ставит биофилию:

Биофилия — это страстная любовь к жизни и ко всему живому; это желание способствовать развитию, росту и расцвету любых форм жизни, будь то растение, животное или идея, социальная группа или отдельный человек. Человек с установкой на биофилию лучше сделает что-то новое, чем будет поддерживать или реставрировать старое. Он больше ориентирован на бытие, чем на обладание. Он в полной мере наделен способностью удивляться, и потому, быть может, он стремится лучше увидеть что-то новое, нежели подтверждать и доказывать то, что давно известно. Приключение для него важнее безопасности. Он стремится творить, формировать, конструировать и проявлять себя в жизни своим примером, умом и любовью. Он не «ловится» на приманку рекламы и не покупает «новинок» в пестрых упаковках, он любит саму жизнь во всех ее проявлениях, отличных от потребительства.

(там же)

В каждом из нас присутствуют обе тенденции — в силу двойственности человека. Однако, общая направленность личности обычно одна, потому что человек — существо цельное. Вот такая диалектика :) Ну и что же мы будем развивать, заботясь о развитии личности?

Если мы будем развивать свои некрофильские наклонности, то можем достичь много из списка с начале статьи, но это никак не может быть развитием личности — ибо будет, в конечном итоге, стремлением к смерти. А смерть с развитием как-то плохо совмещается, согласны? Кстати, списочек запомните — он нам еще пригодится.

Оказывается, развитие личности — не такой уж и простой вопрос… Но кое-что уже вырисовывается, а главное, появилась пища для размышлений. На этом на сегодня закончим. Продолжение размышлений читайте в статье о самоактуализации личности. Не забудьте подписаться на обновления и высказать свое мнение — что вы думаете о развитии личности и о двойственности человека?

myempeiria.ru

Развитие личности

Развитие личностиУспешный человек не понаслышке знает, что такое личностное развитие. Главное для него – движение по пути прогресса и наращивание собственного потенциала. Отказ от саморазвития и увязание в «зоне комфорта» неизменно ведут к деградированию.

Способность к непрерывному улучшению своей личности – неотъемлемое качество настоящего лидера. Саморазвивающиеся люди рассматривают себя как «Я-проект» и не жалеют на него ни материальных, ни моральных инвестиций.

Какие этапы нужно пройти, чтобы оправдать вложенные затраты? Попробуем найти ответ на этот вопрос. Для начала рассмотрим различные точки зрения в психологической науке на пути самоизменения.

Развитие личности: бихевиоризм

Зародившаяся в начале прошлого века поведенческая психология основным источником личностного прогресса считала среду. Человек, по мнению бихевиористов, – совокупность поведенческих рефлексов. Он стремится к тому, чтобы выполнять мотивирующие действия и избегать наказуемых.

Бихевиористы отрицают свободу воли отдельно взятого homo. Они считают, что каждый индивид играет по правилам, продиктованным ему общественными постулатами. Из этого следует, что он не сможет выйти за рамки автоматизированного поведения и сломать навязанный стереотип.

Личностное развитие: гуманизм

Представители гуманистического направления в психологии полагают: на старте жизненного пути решающее влияние на человека оказывают родители, окружение, учеба, но в какой-то момент он начинает сам определять собственную судьбу.

Психолог Лидия Божович выделяла два ключевых критерия, по которым можно судить о степени развития личности:

  1. Иерархия мотивов индивида. Этот фактор показывает готовность человека пожертвовать одними желаниями ради других. Основное требование, выдвигаемое к такому выбору, - его социальная полезность. Допускается совершение поступков, продиктованных «стихийной нравственностью», когда решения принимаются без осознанной причины. Важно, чтобы они не противоречили моральным установкам.
  2. Способность сознательного контроля. Данный показатель определяет умение индивида управлять своим поведением. Необходимое условие для этого - четкое осознание собственных мотивов, убеждений, целей.

Как развиваться личностно: опоры духовного роста

Согласимся с психологами: рождение человека как личности невозможно без воздействия социума. Благодаря опыту предшественников, homo познает законы окружающего мира.

Общество передает в распоряжение индивида весь багаж накопленных знаний. Но каждый человек пользуется этим наследием по своему усмотрению. Информация черпается из разных источников. В зависимости от интеллектуальной расположенности индивида, на формирование его сознания могут влиять:

  • философские или научные сочинения;
  • «мейнстримовые» публикации в медиапространстве;
  • произведения искусства.

Все эти «кирпичики» укладываются на фундамент, подготовленный родительским воспитанием. Причем постройка идет очень динамично, поскольку социум находится в постоянном движении.

Другой «столп» личностного развития – внутреннее переживание. Пропуская через себя потоки информации из внешней среды, человек занимается творческим осмыслением мира и формирует эмоциональное отношение к нему.

Этапы преображения

Личностное развитие – это долгая дорога, состоящая из трех ключевых вех:

  1. Первоначальное формирование. На этом дебютном этапе программируется сознание будущей личности. Закладываются коренные предпосылки, определяющие, станет ли человек сильной и уверенной в себе личностью или слабаком с комплексом неполноценности. Происходит активное взаимодействие с обществом; решающую роль оказывают учебные заведения и круг друзей.
  2. Самопознание. Наступает момент, когда человек задает себе важные вопросы: «Кто я?», «В чем цель моей жизни?». Поиск ответов ведет к самоопределению. Человек, не разобравшийся с приоритетами, рискует перейти в стан социальных аутсайдеров.
  3. Развитие. Когда призвание определено, остается приложить свои способности, багаж приобретенных умений и набор освоенных навыков для успешной реализации. Недостатки и внутренние барьеры устраняются, позволяя успешно достигать поставленных целей.

Защитные механизмы личности

В процессе обретения своего «Я-образа» человек нуждается во внутренних регулировщиках. Они необходимы ему для того, чтобы сохранять самоуважение и сводить к минимуму моральный дискомфорт. Главное назначение этих механизмов – искажение или отрицание происходящего для снижения тревожного фона.

Психологи выделяют 9 душевных «защитников» личности:

  1. Вытеснение. Прибегая к этому методу, мы отбрасываем тягостные для нас мысли, переживания и события. Таким образом, ликвидируется внутренний конфликт и стирается память о неприятных происшествиях. Однако отрицательные импульсы имеют свойство выходить наружу в виде сновидений, шуток или оговорок.
  2. Проекция. Человек приписывает другим нежелательные для себя качества. Это позволяет перекладывать вину за собственные промахи на окружающих.
  3. Идентификация. Данный прием состоит в присваивании себе положительных качеств других людей. В случае возникновения конфликта индивид отказывается признать реальное положение вещей. Такое поведение часто свойственно маленьким детям.
  4. Реактивное образование. Выбирая этот способ защиты, человек надевает на себя маску, скрывающую его истинные намерения. Негативный импульс угнетается и сменяется на противоположный. Например, заядлый сплетник может уверять всех вокруг, что слухи – это не его конек.
  5. Рационализация. Если социум воспринимает в штыки желания и действия индивида, он начинает находить этому логические объяснения. Его поведение подобно знаменитой лисе из басни, считающей, что недоступный для нее виноград незрел.
  6. Замещение. При возникновении конфликтной ситуации человек нередко переносит негатив на свое окружение. К примеру, студент, получивший плохую отметку, срывается на друзьях и родителях. Иногда отрицательная энергия направляется на самого себя.
  7. Регрессия. Данный метод предусматривает возвращение к формам поведения, использовавшимся ранее. Взрослый человек может надуться, как ребенок, и перестать разговаривать с обидчиком.
  8. Изоляция. Такой механизм способствует блокировке негативных переживаний или воспоминаний. Так, переживший аварию пассажир запрещает себе думать о произошедшей трагедии. Такой путь часто становится причиной раздвоения личности.
  9. Сублимация. Этот психологический рычаг воздействия позволяет перенаправить отрицательную энергию по пути созидания. Переживания служат толчком к созданию новых произведений в живописи, литературе, музыке.

При включении защитных внутренних блоков заметно суживается гибкость поведения «я». Человек укрывается за ними, подобно прячущей голову в раковину улитке. Слишком частое использование этих «спасительных кругов» нежелательно для саморазвития.

Не ждите чуда!

По меткому высказыванию американского психолога Брайана Трэйси, в мире полно слабовольных людей. Они ожидают волшебника, который смог бы сделать из них тех, кем они хотели бы быть.

Однако надо понимать: бесполезно ждать на остановке, на которой не останавливается «автобус мечты». Никто не поможет вам построить себя – ни защитные механизмы, ни самое благожелательное окружение. Ваше развитие и рост – в ваших руках!

Не бойтесь моментов растерянности и подавленности. Абсолютно нормально периодически останавливаться и сопоставлять свои цели и действия. Жизнь - не спринт, а марафон. Главное - после каждой остановки снова двигаться дальше, стремиться за пределы достигнутого и становиться лучше.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

 

Равнодушие и отзывчивость « Предыдущая запись Смелость и трусость Следующая запись »

rostduha.ru

развитие личности - это... Что такое развитие личности?

— процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А. В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, к-рые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида другим членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности (см. персонализация), с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности — с другой стороны. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для его группы личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и другим, и т. д. Ситуация адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится. Так закрепляются соответствующие личностные новообразования, в результате чего складывается достаточно устойчивая структура личности, в которой происходит социальное Р. л. Наряду с динамикой Р. л. в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития и способу организации общности, каждая из к-рых доминирует в определенные возрастные периоды. Тип Р. л. определяется типом группы, в к-рую она интегрирована.

psychology.academic.ru

Развитие личности - Психологос

Развитие личности - часть общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций. Не надо эти разные развития путать: может быть прекрасно развитая личность с посредственно сформировавшейся памятью и с плохим физическим развитием. Рост человека и его развитие взаимодействуют, чередуя друг друга.

Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе. А у человека - больше возможностей, у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости. Тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. С другой стороны, развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность - он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.

У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение)

Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный - замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются. Интересно, что личностное развитие при этом может продолжаться.

Развитие личности - одна из центральных тем практической психологии, и понимается она сильно по-разному в том числе из-за терминологической путаницы. Использую одно и тоже словосочетание "развитие личности", в реальности специалисты имеют в виду по крайней мере четыре разных смысла и соответственно четыре разные темы. Это:

Разговор о развитии как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования - процесс развития личности многолик и сложен. Понимание "развития личности" как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии, исследующей этот процесс.

Что касается результатов развития личности, то помним классическое: рост - это количественные изменения, развитие - изменения качественные. Если вы видите книгу "Развитие личности детей дошкольного возраста", вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это "О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?", "Как можно проверить, что развитие действительно произошло?", "Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по уровню личностного развития!" и "Каковы вершины развития личности?"

Тема формирования личности привлекала многих исследователей, начиная с Л.С. Выготского, А.С. Макаренко и А.Н. Леонтьева. Психология советского периода, в первую очередь в лице школы Выгодского, исходила из приоритета социально-культурного окружения, однако конкретные способы влияния и модели воспитания, обеспечивающие нужный педагогический эффект, всегда оставались местом ожесточенных споров.

Особый интерес для нас представляет развитие личности, которое мы можем осуществлять самостоятельно. Призывы к личностному развитию имеют смысл только тогда, когда их может кто-то реализовать. А возможно ли это? - Да, возможно. Развитие личности может быть не безликим, не естественным непроизвольным процессом, а тем, что произвольно осознанно делает сам человек. Человек может развивать, как личность, себя. Люди могут развивать, как личность, других. Помощь в развитии личности, разработка методик развития и самосовершенствования личности, тренинги развития личности - это направление более характерно для практической психологии.

Развитие личности и близкие понятия

Личностный рост, развитие, самоактуализация - смотри словарь →

www.psychologos.ru