ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Глава III. Факторы, определяющие развитие. Развитие человека факторы определяющие развитие


Глава III. Факторы, определяющие развитие

ЛИЧНОСТИ

3.1. Понятие «фактор» и «условие» развития

Проблема факторов, определяющих развитие личности, одна из сложных, которая решается представителями многих наук. Человек рождается как биологическое существо, и ему предстоит пройти большой путь развития для того, чтобы стать личностью.

Для того, чтобы грамотно организовать педагогический процесс, важно понять причины и источники, определяющие развитие ребенка, а также особенности их влияния и взаимодействия. Развитие личности ребенка обусловлено действием определенных факторов и условий.

________________________________________________________________

Усвоение понятий

Фактор - от латинского «делающий», «производящий» - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты (156, с. 1391).

Условия развития - это те обстоятельства, которые создаются педагогом в целях благоприятного развития личности ребенка (например, такими условиями могут быть новые учебные программы, новая структура урока, тип обучения и т. п.).

________________________________________________________________

К числу факторов, определяющих развитие личности, многие педагоги относят наследственность, среду, воспитание (обучение) и активность самой личности.

Следует отметить, что проблема факторов развития личности во многом проблема таких наук, как физиология, генетика, нейрофизиология, нейропсихология, биохимия, психология, социология, социальная психология и др. Педагогической данная проблема становится тогда, когда перед воспитателем встают вопросы:

Что конкретно и до какого уровня в структуре личности подлежит целенаправленному развитию, а что генетически обусловлено, и любое содействие педагога не принесет желаемых результатов?

Насколько возможно изменить "природу" человека и "среду" его развития? И нужно ли это делать?

Что мы можем/должны посредством воспитания привнести в процесс естественного развития личности?

Насколько воспитание значимо для развития личности?

Ответ на эти вопросы зависит от решения другого вопроса: Какое значение имеет каждый фактор в развитии личности?

3.2. Проблема ведущего фактора в развитии

На протяжении многих лет представителями разных наук ведутся дискуссии по проблеме ведущего фактора в развитии личности, в ходе которых высказываются разные позиции.

I. Процесс развития определяется БИОЛОГИЧЕСКИМИ факторами (биогенетическое направление в науке). Для этого направления характерны следующие положения:

  • процесс развития личности понимается как созревание (вызревание) свойств и особенностей ребенка, заложенных в его генотипе; генотип ребенка определяет всё его последующее развитие;

  • отрицают идею активности личности в собственном развитии, считая, что личность формируется по изначально заложенной программе.

Ш. АУЭРБАХ (генетик, Германия, 60-е гг.): "Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высоко интеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения" (6, с. 149-150). "Человек начинает жизнь, имея на руках гены, как игрок, начинает партию, имея на руках карты. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний" (6, с. 158).

Д. АДАМС (генетик, США, 60-е гг.): "Наследственность проявляет себя задолго до того, как начинает действовать фактор воспитания, поэтому последнее не в состоянии изменить что-либо. В процессе воспитания можно лишь сообщить учащимся полезные сведения, но и для этого нужно опираться на генетику" (Цит. по 119).

Если мы согласимся с тем, что наследственность - ведущий фактор развития личности, то воспитание оказывается бессильным перед жесткими законами природы. Это должно означать, что суть воспитательной деятельности состоит в том, чтобы ИЗУЧАТЬ наследственный фактор и СОЗДАВАТЬ адекватные ему условия развития (определенные типы школ, учебные программы и т. п.).

II. Процесс развития личности определяется СОЦИАЛЬНЫМИ факторами (социогенетическое направление в науке). Для этого направления характерны следующие положения:

  • социокультурное развитие ребенка происходит посредством его «соприкосновения» со средой и освоением этой среды; в этом смысле социальная среда становится действенным фактором развития ребенка;

  • обусловленность развития социальными условиями, которые фатально предопределяют судьбу человека и формирование его личностных качеств;

  • развитие личности понимается как результат прямых воздействий окружающей среды. Человек - "слепок среды", чтобы его изучить, достаточно проанализировать структуру его среды: какова окружающая среда, такова и личность, формы ее поведения, пути ее развития;

  • все люди от природы обладают одинаковыми природными возможностями. Кем и каким станет человек зависит от условий его развития (например, А. С. Пушкин при иных условиях мог бы стать математиком, а Н. И. Лобачевский - композитором). Отрицают само понятие " индивидуальные различия личности";

Ниже мы приводим суждения, в которых в той или иной мере отразились данные положения.

ДЖ. ЛОКК (философ, Великобритания, 1632-1704): "Ум младенца - это "tabula rasa" ("чистая доска"), на которой окружающая среда в течение всей жизни пишет свои замысловатые письмена. Ребенок пассивно воспринимает "сигналы" среды, которая придает ему, как скульптор куску глины, определенную форму. ... Если же (дети) воспитываются в дурной среде, никакие правила в мире и никакие мыслимые меры исправления не в состоянии будут их отшлифовать. Ибо Вы должны признать за несомненную истину, что какие бы наставления Вы не давали и какие бы уроки благовоспитанности не вдалбливали им каждый день, самое большое влияние на их поведение будет оказывать общество, в котором они вращаются, и поведение тех людей, которые за ними смотрят. Дети (да и взрослые люди) в большинстве случаев руководствуются в своих поступках примером. Мы все в некотором роде хамелеоны, которые всегда принимают окраску окружающих предметов, и нечего удивляться этому в детях, которые лучше понимают то, что видят, чем то, что слышат" (69, с. 128, 457-458).

Р. ЗАЙНЕК (психолог, США, 70-е гг.): путем математических расчетов доказывал, что количество детей в семье оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Чем меньше детей в семье, тем выше уровень их интеллекта (38).

Если мы согласимся с этой точкой зрения, то должны признать, что ответственность за развитие ребенка лежит на обществе, на школе, на семье и на воспитателях только в той мере, в какой они смогли создать благоприятную для развития среду.

III. БИОСОЦИОЛОГИЗАТОРСКОЕ направление - развитие обусловлено единством биологических и социальных факторов. Биологическая природа выступает как предпосылка развития и формирования личности, а среда выступает как необходимое условие для ее проявления.

У. ФАУЙЛЕР (США, 60-е гг.): "Споры о биологическом и социальном, продолжающиеся на всем протяжении истории, вспыхивают и утихают, но никогда не угасают... Сегодня дебаты не идут так прямолинейно, как прежде: или наследственность, или среда. Современная постановка вопроса подобна мосту между этими крайними позициями и заключается в следующем: фенотип есть продукт, творимый в процессе совокупного взаимодействия генотипа и стимуляции среды..." (Цит. по 119).

IV. Ведущим фактором в развитии личности является ВОСПИТАНИЕ. Ранее эта точка зрения была уже представлена во введении данного пособия в суждениях Гельвеция, И.Канта, Плутарха. Вот некоторые положения, доказывающие справедливость данного подхода:

  • воспитание воздействует на биологическую природу человека и совершенствует (возможно, изменяет) ее;

  • посредством воспитания возможно изменение негативных условий в семейной и школьной среде; от педагогов (родителей) зависит организация благоприятной воспитательной ситуации развития ребенка;

  • воспитатель может оградить воздействие негативных условий на процесс развития личности;

  • организуя процесс перевоспитания, воспитатель может помочь искоренению недостатков в личностном развитии, разрешению противоречий и конфликтов;

  • воспитатель оказывает содействие личностному развитию ребенка, поддерживает проявление его индивидуальности;

  • от воспитателя зависит развитие навыков самовоспитания, активизация его деятельности;

  • зная физиологические и психологические закономерности развития личности, воспитатель сумеет вовремя организовать необходимое по форме и содержанию воздействие и т.д.

Если мы признаем воспитание ведущим фактором развития личности, то признаем и другой факт - всю ответственность за результаты развития ребенка (и его достижения, и его негативные характеристики) несет только воспитатель.

V. Личность сама себя воспитывает и формирует, а потому ее АКТИВНОСТЬ и степень заинтересованности в собственном развитии выступает ведущим фактором ее развития. Мы уже знакомили Вас с высказываниями М.Монтессори, Ж.-П.Сартра, Л.Н.Толстого. В защиту высказываются следующие положения:

  • ребенок рождается, имея уже свой опыт внутриутробного развития: это во многом определяет его реакцию на все, что происходит вокруг него;

  • одни и те же впечатления, которые получают дети, по-разному отзываются в личном опыте каждого ребенка;

  • человеку всегда присущи свои интересы, склонности и особенности, желания и настроение, мотивы - все это определяет его активность;

  • выделена закономерность в процессе развития личности: внешние воздействия оказывают влияние на процесс развития личности по мере активности самой личности, т. е. от активности личности в конечном итоге зависит результат воспитательного воздействия и т. д.

Разделяя эту точку зрения, педагог снимает с себя всю ответственность за результаты развития ребенка, считая, что ребенок развивает себя сам, и нет особой нужды в специально организованных усилиях со стороны педагога.

Но стоит ли размышлять о ведущем факторе развития личности?

Нам думается, что стоит, так как решение данного вопроса позволяет определить и обосновать ВОЗМОЖНОСТИ воспитательного процесса, его ЗНАЧИМОСТЬ для процесса развития, меру активности педагога в решении проблем развития личности ребенка.

________________________________________________________________

studfiles.net

ГЛАВА III. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 11Следующая ⇒

ЛИЧНОСТИ

 

3.1. Понятие «фактор» и «условие» развития

 

Проблема факторов, определяющих развитие личности, одна из сложных, которая решается представителями многих наук. Человек рождается как биологическое существо, и ему предстоит пройти большой путь развития для того, чтобы стать личностью.

Для того, чтобы грамотно организовать педагогический процесс, важно понять причины и источники, определяющие развитие ребенка, а также особенности их влияния и взаимодействия. Развитие личности ребенка обусловлено действием определенных факторов и условий.

________________________________________________________________

Усвоение понятий

Фактор - от латинского «делающий», «производящий» - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты (156, с. 1391).

Условия развития - это те обстоятельства, которые создаются педагогом в целях благоприятного развития личности ребенка (например, такими условиями могут быть новые учебные программы, новая структура урока, тип обучения и т. п.).

________________________________________________________________

К числу факторов, определяющих развитие личности, многие педагоги относят наследственность, среду, воспитание (обучение) и активность самой личности.

Следует отметить, что проблема факторов развития личности во многом проблема таких наук, как физиология, генетика, нейрофизиология, нейропсихология, биохимия, психология, социология, социальная психология и др. Педагогической данная проблема становится тогда, когда перед воспитателем встают вопросы:

Что конкретно и до какого уровня в структуре личности подлежит целенаправленному развитию, а что генетически обусловлено, и любое содействие педагога не принесет желаемых результатов?

Насколько возможно изменить "природу" человека и "среду" его развития? И нужно ли это делать?

Что мы можем/должны посредством воспитания привнести в процесс естественного развития личности?

Насколько воспитание значимо для развития личности?

Ответ на эти вопросы зависит от решения другого вопроса: Какое значение имеет каждый фактор в развитии личности?

 

3.2. Проблема ведущего фактора в развитии

 

На протяжении многих лет представителями разных наук ведутся дискуссии по проблеме ведущего фактора в развитии личности, в ходе которых высказываются разные позиции.

I. Процесс развития определяется БИОЛОГИЧЕСКИМИ факторами (биогенетическое направление в науке). Для этого направления характерны следующие положения:

Ø процесс развития личности понимается как созревание (вызревание) свойств и особенностей ребенка, заложенных в его генотипе; генотип ребенка определяет всё его последующее развитие;

Ø среда и воспитание рассматриваются только лишь как условия для проявления наследственных характеристик;

Ø идея спонтанности развития: видят вред от вмешательства педагога в естественный ход развития личности;

Ø отрицают идею активности личности в собственном развитии, считая, что личность формируется по изначально заложенной программе.

Ш. АУЭРБАХ (генетик, Германия, 60-е гг.): "Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высоко интеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения" (6, с. 149-150). "Человек начинает жизнь, имея на руках гены, как игрок, начинает партию, имея на руках карты. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний" (6, с. 158).

Д. АДАМС (генетик, США, 60-е гг.): "Наследственность проявляет себя задолго до того, как начинает действовать фактор воспитания, поэтому последнее не в состоянии изменить что-либо. В процессе воспитания можно лишь сообщить учащимся полезные сведения, но и для этого нужно опираться на генетику" (Цит. по 119).

Если мы согласимся с тем, что наследственность - ведущий фактор развития личности, то воспитание оказывается бессильным перед жесткими законами природы. Это должно означать, что суть воспитательной деятельности состоит в том, чтобы ИЗУЧАТЬ наследственный фактор и СОЗДАВАТЬ адекватные ему условия развития (определенные типы школ, учебные программы и т. п.).

 

II.Процесс развития личности определяется СОЦИАЛЬНЫМИ факторами (социогенетическое направление в науке). Для этого направления характерны следующие положения:

Ø социокультурное развитие ребенка происходит посредством его «соприкосновения» со средой и освоением этой среды; в этом смысле социальная среда становится действенным фактором развития ребенка;

Ø обусловленность развития социальными условиями, которые фатально предопределяют судьбу человека и формирование его личностных качеств;

Ø развитие личности понимается как результат прямых воздействий окружающей среды. Человек - "слепок среды", чтобы его изучить, достаточно проанализировать структуру его среды: какова окружающая среда, такова и личность, формы ее поведения, пути ее развития;

Ø все люди от природы обладают одинаковыми природными возможностями. Кем и каким станет человек зависит от условий его развития (например, А. С. Пушкин при иных условиях мог бы стать математиком, а Н. И. Лобачевский - композитором). Отрицают само понятие " индивидуальные различия личности";

Ø человек - пассивный объект влияния среды. Отрицают активность личности в процессе ее развития.

Ниже мы приводим суждения, в которых в той или иной мере отразились данные положения.

ДЖ. ЛОКК (философ, Великобритания, 1632-1704): "Ум младенца - это "tabula rasa" ("чистая доска"), на которой окружающая среда в течение всей жизни пишет свои замысловатые письмена. Ребенок пассивно воспринимает "сигналы" среды, которая придает ему, как скульптор куску глины, определенную форму. ... Если же (дети) воспитываются в дурной среде, никакие правила в мире и никакие мыслимые меры исправления не в состоянии будут их отшлифовать. Ибо Вы должны признать за несомненную истину, что какие бы наставления Вы не давали и какие бы уроки благовоспитанности не вдалбливали им каждый день, самое большое влияние на их поведение будет оказывать общество, в котором они вращаются, и поведение тех людей, которые за ними смотрят. Дети (да и взрослые люди) в большинстве случаев руководствуются в своих поступках примером. Мы все в некотором роде хамелеоны, которые всегда принимают окраску окружающих предметов, и нечего удивляться этому в детях, которые лучше понимают то, что видят, чем то, что слышат" (69, с. 128, 457-458).

Р. ЗАЙНЕК (психолог, США, 70-е гг.): путем математических расчетов доказывал, что количество детей в семье оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Чем меньше детей в семье, тем выше уровень их интеллекта (38).

Если мы согласимся с этой точкой зрения, то должны признать, что ответственность за развитиеребенка лежит на обществе, на школе, на семье и на воспитателях только в той мере, в какой они смогли создать благоприятную для развития среду.

III. БИОСОЦИОЛОГИЗАТОРСКОЕ направление - развитие обусловлено единством биологических и социальных факторов. Биологическая природа выступает как предпосылка развития и формирования личности, а среда выступает как необходимое условие для ее проявления.

У. ФАУЙЛЕР (США, 60-е гг.): "Споры о биологическом и социальном, продолжающиеся на всем протяжении истории, вспыхивают и утихают, но никогда не угасают... Сегодня дебаты не идут так прямолинейно, как прежде: или наследственность, или среда. Современная постановка вопроса подобна мосту между этими крайними позициями и заключается в следующем: фенотип есть продукт, творимый в процессе совокупного взаимодействия генотипа и стимуляции среды..." (Цит. по 119).

IV.Ведущим фактором в развитии личности является ВОСПИТАНИЕ. Ранее эта точка зрения была уже представлена во введении данного пособия в суждениях Гельвеция, И.Канта, Плутарха. Вот некоторые положения, доказывающие справедливость данного подхода:

Ø воспитание воздействует на биологическую природу человека и совершенствует (возможно, изменяет) ее;

Ø посредством воспитания возможно изменение негативных условий в семейной и школьной среде; от педагогов (родителей) зависит организация благоприятной воспитательной ситуации развития ребенка;

Ø в процессе воспитания создаются благоприятные условия для развития задатков и способностей личности;

Ø воспитатель может оградить воздействие негативных условий на процесс развития личности;

Ø организуя процесс перевоспитания, воспитатель может помочь искоренению недостатков в личностном развитии, разрешению противоречий и конфликтов;

Ø воспитатель оказывает содействие личностному развитию ребенка, поддерживает проявление его индивидуальности;

Ø от воспитателя зависит развитие навыков самовоспитания, активизация его деятельности;

Ø зная физиологические и психологические закономерности развития личности, воспитатель сумеет вовремя организовать необходимое по форме и содержанию воздействие и т.д.

Если мы признаем воспитание ведущим фактором развития личности, то признаем и другой факт - всю ответственность за результаты развития ребенка (и его достижения, и его негативные характеристики) несет только воспитатель.

V.Личность сама себя воспитывает и формирует, а потому ее АКТИВНОСТЬ и степень заинтересованности в собственном развитии выступает ведущим фактором ее развития. Мы уже знакомили Вас с высказываниями М.Монтессори, Ж.-П.Сартра, Л.Н.Толстого. В защиту высказываются следующие положения:

Ø ребенок рождается, имея уже свой опыт внутриутробного развития: это во многом определяет его реакцию на все, что происходит вокруг него;

Ø восприятие человеком окружающего его мира и людей всегда избирательно;

Ø одни и те же впечатления, которые получают дети, по-разному отзываются в личном опыте каждого ребенка;

Ø человеку всегда присущи свои интересы, склонности и особенности, желания и настроение, мотивы - все это определяет его активность;

Ø выделена закономерность в процессе развития личности: внешние воздействия оказывают влияние на процесс развития личности по мере активности самой личности, т. е. от активности личности в конечном итоге зависит результат воспитательного воздействия и т. д.

Разделяя эту точку зрения, педагог снимает с себя всю ответственность за результаты развития ребенка, считая, что ребенок развивает себя сам, и нет особой нужды в специально организованных усилиях со стороны педагога.

 

Читайте также:

lektsia.com

Факторы развития личности. — МегаЛекции

Движущие силы развития

 

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», — социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильным вкладом в сокровищницу материальных и духовных ценностей — с другой.

? Что необходимо, чтобы человек стал личностью?

Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений, это также диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных свойств личности.

Существуют различные объяснения этого. Вот некоторые из них:

развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный;

развитие происходит независимо от условий жизни и определяется лишь врожденными силами;

развитие человека обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может;

развитие — качество живой материи, присущее ей изначально благодаря способности к движению, в развитии уничтожается старое и созидается новое.

В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства для своего развития своим трудом.

? Что такое «движущие силы»?

Движущая сила развития —борьба противоречий. Привести примеры (Обломов). Противоречия — это как бы «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей. Человек противоречив по своей природе.

.

 
 

 

Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие (универсальные), движущие развитием всех людей, и индивидуальные — характерные для отдельно взятого человека.

Универсальный характер имеют противоречия между потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения.

Внутренние противоречия возникают тогда, когда человек как бы «не согласен с собой». Одно из основных внутренних противоречий расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением школьников участвовать наравне со взрослыми в делах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелостью.

Определить типичные пары, выражающие постоянные противоречия: «Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет».

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, — с другой.

Почему одни люди достигают более высоких результатов в своем развитии, а другие — нет? От каких условий зависит этот процесс и его результаты? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями. К внутренним. условиям относятся физиологяческие и психические свойства организма. Внешние условия — это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

Итак, развитие человека это процесс и результат количественных и качественных изменений. Развиваясь, человек становится личностью - носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность.

 

Факторы развития личности.

Что в развитии человека зависит от него самого, а что зависит от внешних условий, факторов? Какими общими условиями и факторами определяются течение и результаты процесса развития?

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития определяются совместным действием трех генеральных факторов наследственности, среды и воспитания. Основу образуют врожденные, природные особенности человека, называемые «наследственностью». Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греческого «ген» означает рождающий). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную (т. е. постоянную, неизменную) и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. д е т е р м и н и р о в а н н а я часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности тело- сложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства - карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

П е р е м е н н а я (или вариантная) часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы предоставлены для последующего воспитания. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

Что наследуют дети от своих родителей — готовые способности к умственной деятельности или только предрасположения, задатки, потенциальные возможности для развития способностей? Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно: наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут затем развиваться или же, при неблагоприятном стечении обстоятельств, остаться нереализованными. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, и определяется обстоятельствами: условиями жизни, воспитанием, потребностями человека и общества.

Все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания. Курение родителей может привести к легочным заболеваниям у детей. Что это действительно так, подтвердило исследование, проведенное недавно группой медицинских работников Великобритании. Опросив 5126 учеников из 65 школ на севере Англии, они обнаружили, что на частый кашель жалуются 42% мальчиков, у которых курит хотя бы один из родителей, и 48%, у которых курят оба родителя. Не меньше страдают от вредной привычки родителей и девочки. Особенно пагубно на здоровье детей сказывается курение матерей.

Кроме общих задатков к интеллектуальной деятельности наследуются специальные. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности такие задатки проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. (Специальными задатками являются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.

Австрийские педагоги Ф. Геккер и И. Циген изучали, как передаются от родителей к детям музыкальные задатки. С этой целью они собрали внушительную статистику, обследовав около 5 тысяч лиц. Выводы Ф. Геккера и И. Цигена следующие:

Если оба родителя музыкальны, то среди их детей:

музыкальных — 86%

маломузыкальных — 6%

совсем немузыкальных — 8%

Если оба родителя немузьткальны, то среди их детей:

музыкальных — 25%

маломузыкальных — 16%

совсем немузыкальных — 59%

Если один родитель музыкален, а другой — нет, то среди их детей:

музыкальных — 59%

маломузыкальных — 15%

совсем немузыкальньих — 26%

Многократно проводились исследования передачи математических, художественных, литературных, технических, ремесленнических задатков. Вывод всегда один и тот же: ребенок появляется на свет, неся в себе предрасположение к превалирующим у родителей качествам.

 

Какова наследственность у высокоодаренных детей? Этим вопросом задался американский исследователь К. Термен. Он и его ассистенты провели обследование 180 детей, отобранных из 250 тысяч школьников США путем психологических испытаний. Оказалось, что они уже при рождении имели вес выше нормы, раньше обычного начали ходить, говорить, у них раньше прорезались зубы. Болели они реже, продолжительность их сна была на З0—60 минут больше. дети обнаруживали большой интерес к обучению и обучались обычно сами. 29% общего числа отобранных детей овладели грамотой в возрасте до 5 лет, 5% - до 4-х лет, а 9 человек — до З-х. 80% одаренных детей происходят из культурных, образованных семей. На семьи малообученных родителей приходится лишь 1—2%. Среди родственников одаренных детей большое число писателей, ученых, государственных деятелей.

В книге «Умственно одаренный ребенок» Ю. З. Гильбух выделил такие показатели общей одаренности:

— чрезвычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;

— скорость и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти;

— сформированность навыков логического мышления;

— богатство активного словаря, скорость и оригинальность словесных ассоциаций;

— установка на творческое выполнение заданий, развитость мышления и воображения;

— владение основными компонентами умения учиться.

Как проходят обычную школу высокоодаренные дети? Почти все они «перешагивают> через класс, а иногда и через два-три. Например, Илья Фролов, ставший студентом университета в 14 лет, в 4-м классе овладел программой 5-го, а из 8-го сразу перешел в 10-й. Москвич Савелий Косенко в 11 лет стал студентом МГУ. Начал читать в двухлетнем возрасте. В 3 года уже свободно оперировал четырьмя арифметическими действиями. К 5 годам прочитал всего Жюль Верна, а в 7 лет писал совсем не детские программы на домашнем компьютере. Когда его сверстникам пришло время идти в школу, он экстерном сдал экзамены за пять классов. Школьную программу одолел к 10 годам.

Когда ребенок растет более умным? Американский профессор А. Зайнц доказал, что единственный ребенок в семье, который общается только со взрослыми, набирается ума значительно быстрее, чем тот, у кого есть братья и сестры. И младший из детей всегда уступает в развитии старшему, если только между ними нет разницы в 12 лет.

Отечественные ученые из Института психологии Российской Академии наук установили другую закономерность. Согласно их выводам те дети, чьим воспитанием занимались родители, более интеллектуальны, чем те, кого растили бабушка с дедушкой. Зато именно из любимых внуков чаще появляются талантливые художники и артисты. Установили психологи и верность старой истины о детях гениев: отпрыски очень умных родителей никогда не достигают родительских вершин, а дети очень глупых всегда поднимаются над их уровнем.

Кроме биологической, существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). Особенно ва- жен вопрос о наследовании моральных задатков. Долгое время считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником, что дети не наследуют моральных качеств своих родителей.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, — яблоко от яблони недалеко падает? Сегодня все большее число ученых-педагогов склоняется к мысли, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Вспомните сказку о Маугли, вскормленном волчьей стаей, вспомните, как мало в нем осталось человеческого, и вы согласитесь, что вне человеческого общества шансов стать личностью у человека нет.

Кроме наследственности, на развитие человека существенно влияет среда. Это — реальная действительность, в условиях которой происходит развитие. На формирование личности воздействуют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. Одни из них касаются всех детей данного региона (факторы географические), другие отражают особенности среды обитания (скажем, город или деревня), третьи имеют значение только для детей той или иной социальной группы, четвертые связаны с общим благополучием народа (неудивительно, что войны и годы лишений всегда сказываются самым неблагоприятным образом прежде всего на детях).

По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую — к ближайшему. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья. Домашние (бытовые) факторы определяют развитие данного ребенка, и уровень этого развития говорит прежде всего о том, как в семье налажено его питание, соблюдается ли режим занятий и отдыха, верно ли дозируются физические и умственные нагрузки. Резкие отклонения от нормы физического развития — сигнал для родителей и учителей: они здесь упускают что-то важное, необходимо предпринять все меры к оздоровлению ребенка. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.

Каково же влияние среды на формирование человека? Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают только взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет число разводов, неполных семей, растет и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений и, прежде всего, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14—18 лет. Это означает, что влияние среды ухудшается, а вместе с ним худшими будут и результаты развития.

Что важнее - среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Влияние среды, по оценкам некоторых педагогов может достигать 80% от общего влияния всех факторов. Другие же считают, что, наоборот, на 80% развитие личности определяется наследственностью. Английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие:

— 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния;

— 16% — на различия в уровне семейной среды;

— 3% - на различия в воспитании детей в той же семье;

— 17% — на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития определяются совместным действием трех генеральных факторов наследственности, среды и воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Кроме биологической, существует и социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). На развитие человека, кроме наследственности, существенно влияет среда.

Развитие и воспитание

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание — главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды. Именно воспитание может дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Сила (эффективность) воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его главным и единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между крайностями. Лозунг 4воспитание может все», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально возможной.

Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие человека в соответствии с его способностями и возможностями. Педагогические исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Если осуществлять воспитание без учета этих природных особенностей, то оно не достигает успеха. Этому есть яркое подтверждение. Однажды исследовательница Н. И. Ладыгина-Котс решила вместе воспитывать своего ребенка и детеныша обезьяны. Условия были совершенно одинаковые: питание, режим, уход, игры и т. д. Детеныш обезьяны, имея все то, что имел и ребенок, тем не менее не приобрел ни одного психического качества, свойственного человеку.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности ребенка к восприятию воспитательного воздействия.

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сила воспитательного воздействия на разных людей и в различных условиях неодинакова — от самых слабых влияний до максимально возможных. »Податливость» воспитанию, как иногда это называют, неодинаковая: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуется значительные усилия, чтобы достичь намеченной цели. «Сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский (1896— 1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития», т. е. тому уровню, на который ребенок должен перейти. Этих уровней два: 1) зона актуального развития» и 2) «зона ближайшего развития». Их легко определить хотя бы по такому признаку. На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором уровне он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития>, которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Нельзя чрезмерно торопить как физическое, так и умственное развитие детей, непродуманно увеличивать по объему и усложнять их деятельность. Исследования показали, что большинство детей 6 лет могут начинать систематическое обучение (в 1-м классе общеобразовательной школы или — по школьной программе — в детском саду). Однако обучение, начатое в 6 лет, проводится в особых условиях организации учебных занятий, обеспечения необходимой двигательной активности, отдыха и питания.

Итак, на воспитании основывается развитие человека. Оно главная сила, способная подправить недостатки природы и отрицательного действия среды. Сила воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Однако возможности воспитания не безграничны.

 

Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность»

 

megalektsii.ru

Понятие онтогенеза и закономерности его течения. Факторы, определяющие возрастное развитие. Теории механизмов онтогенеза

 

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза (греч.: онтос – особь, генезис – развитие). В понятие онтогенеза включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни человека, выделяя пренатальный этап (до рождения) и постнатальный (после рождения).

Под развитием понимают 3 основных процесса:

1. рост – увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т.е. количественный процесс;

2. дифференцирование органов и тканей;

3. формообразование, т.е. качественные изменения.

Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация, неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функцио­нальных систем.

Различные биологические свойства и физиологические функции раз­виваются неодинаковыми темпами (неравномерность) и имеют не совпадаю­щие по хронологии периоды ускоренных и замедленных приростов, а затем и спадов (гетерохронизм).

Первые семь периодов составляют прогрессивную стадию онтогене­за, зрелый возраст - стационарную, а последующие возрастные периоды -регрессивную стадию.

 

Факторы, определяющие возрастное развитие

 

Возрастные показатели роста и развития организма – его фенотип – являются сплавом врождённых и приобретённых признаков.

Все структурные и функциональные изменения организма человека в разные возрастные периоды идут под влиянием двух основных групп факторов:

- наследственности - генотип, который определяет потенциальные возможности физического и умственного развития индивидуума, что необходимо учитывать при спортивном отборе, прогнозировании спортивной одарённости.

Особенно значительны наследственные влияния на умственную работоспособность, на различные показатели электрической активности коры больших полушарий, показатели размеров сердца, формы ЭКГ, величину диастолического давления крови, параметры системы крови и др.

Из физических качеств наиболее зависимыми от врождённых задатков являются быстрота и гибкость. Среднее положение занимает качество силы.

Кроме того, наследственную предрасположенность имеет ряд заболеваний (гипертоническая болезнь, гемофилия, сахарный диабет и т.д.).

- условий внешней среды, которые делятся на физические, химические, биологические и социальные.

К физическим факторам внешней среды относятся:

1. температура,

2. гравитация (сила тяжести),

3. влажность,

4. инсоляции (действие солнечных лучей),

5. электромагнитные излучения (телевизионные и радиопередающие устройства, включая сотовые телефоны),

6. радиоактивное излучение,

7. парциальное давление атмосферных газов,

8. геомагнитные поля (нестабильность силы магнитного поля земли).

К химическим факторам внешней среды относятся:

1. состав атмосферного воздуха,

2. состав воды,

3. состав и качество пищи,

4. наличие токсических веществ.

К биологическим факторам следует отнести:

1. внутривидовое взаимодействие (общение с себе подобными, инстинктивные сугубо биологические реакции организма, возникающие самопроизвольно либо под влиянием других людей - ароматический портрет человека, внешний вид, состояние напряжения при попадании в толпу),

2. межвидовое взаимодействие (контакт с представителями животного и растительного мира),

3. микрофлора паразитарная и сапрофитная,

4. переносчики инфекционных заболеваний,

5. детские инфекционные болезни (корь, скарлатина, ветряная оспа, свинка, краснуха и т.п.).

Социальные факторы:

1. образ жизни человека,

2. уровень материального достатка,

3. семья и ближайшее окружение,

4. производственные отношения,

5. явления мировой культуры (религия, музыка. литература, искусство).

У детей и подростков двигательная активность выступает в качестве важнейшего фактора, обеспечивающего реализацию генетической программы возрастного развития. Большинство из них испытывает в современных усло­виях недостаток естественной двигательной активности. Восполнение этого дефицита использованием различных форм занятий физическими упражне­ниями должно быть правильно организовано, основываться на знании зако­номерностей возрастного развития ребенка. Задерживающее влияние на про­цессы роста и биологического созревания может оказывать не только недос­таточная, но и избыточная физическая активность. Следовательно, необхо­димо знать ее оптимальные дозы, которые по мере роста организма не оста­ются постоянными.

 

Основные теории онтогенеза

 

1. Научное изучение возрастных особенностей детского организма началось во второй половине XIX века. Физиологами было обнаружено, что ребёнок потребляет в течение суток ненамного меньше энергии, чем взрослый, хотя размеры тела ребёнка намного меньше. В поисках объяснения этого факта немецкий физиолог Макс Рубнер экспериментально доказал, что отношение количества потребляемой энергии пропорционально величине поверхности тела, т.е. поток энергии зависит от поверхности теплоотдачи. Таким образом, различия в соотношении массы и поверхности тела по Рубнеру объясняют разницу в интенсивности энергетического обмена между взрослыми и детьми. Так «правило поверхности» М. Рубнера стало одним из первых фундаментальных обобщений в физиологии развития.

2. Наиболее отчетливо центральную проблему возрастной физиологии сформулировал в 20-е годы XX века немецкий врач и физиолог Э.Гельмрейх, утверждая, что различия между взрослым и ребёнком находятся в двух плоскостях, которые необходимо рассматривать как самостоятельные аспекты: ребёнок как маленький организм и ребёнок как развивающийся организм.

3. Рассматривая ребенка как организм развивающийся в конце 30-х годов XX века И.А. Аршавскийсформулировал«Энергетическое правило скелетных мышц». Согласно этому «правилу», особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в за­висимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

4. П.К. Анохин в 40-е годы обосновал теорию о системогенезе,в основу которой положен принцип гетерохронии (неравномерного созревания функциональных систем). Согласно этой концепции, широкое функциональное объединение различ­но локализованных структур образуют функциональную систему, определяющую конечный приспособительный эффект, необходи­мый организму в данный момент.

Гетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны для всех этапов индивидуаль­ного развития. Неодновременное созревание морфофункциональных систем обеспечивает организму необходимую подвижность, надежность функционирования и оптимальное взаимодействие с условиями окружающей среды,

5. Н.А. Берштейн показал, что постепенно в онтогенезе механизмы высшего управления движениями распространяются с возрастом от наиболее эволюционно древних подкорковых структур головного мозга к более новым, достигая все более высокого уровня «построения движений».

6. К общим законам индивидуального развития в 60-е годы А.А. Маркосян отнес «надежность биологической системы». Согласно этой концепции, весь путь развития проходит при наличии запаса жизненных возможно­стей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

 

cyberpedia.su

Факторы развития личности

факторы развития личности

Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодня ученые выделяют три основных – это наследственность, воспитание и среда. Мы рассмотрим основные факторы развития и формирования личности более подробно.

Наследственность, как фактор развития личности

Каждый из нас от рождения наделен задатками различных черт, которые определяют наклонность к тому или иному виду деятельности. Считается, что в этом ведущую роль играет наследственность. Генотип, или наследственная основа, состоит из набора независимых генов, которые в материальном плане представлены хромосомами, состоящими из белков и ДНК. Благодаря тому, что ген способен определять синтез белка, он существенно влияет на тип нервной системы, различия в которой и определяют собой психические особенности человека.

Стоит отметить, что только в процессе деятельности человека генетические предпосылки приобретают форму его психических особенностей. Это происходит не само собой, а именно благодаря усилиям и воле человека, его трудолюбию и целеустремленности. Если вы хотите чем-то заниматься, никакие факторы не могут вам помешать, ведь упорный труд позволяет развивать даже слабые задатки. При этом бездействие, слабоволие и несерьезное отношение способны погубить любой талант. Именно поэтому параллельно с наследственностью стоит рассматривать и деятельность как фактор развития личности. Без реальных усилий невозможно добиться высот ни в одной области.

Факторы развития личности: среда

Среда – это совокупность обстоятельств и условий рождения и роста человека. В понятие среды входят три ее вида: географическая, домашняя и социальная.

Среда оказывает очень большое влияние на человека. Новорожденный наблюдает за родителями, копирует их поведение, перенимает манеры, и таким образом приобщается к социуму. Однако если ребенок по воле обстоятельств вырос среди животных, вернувшись в человеческое окружение, ему будет сложно освоить походку, манеры, мышление. Они навсегда остаются на уровне детского возраста, сохраняя примитивную модель мышления. Именно поэтому общение как фактор развития личности является очень важным и во многом определяющим судьбу человека.

Важно понимать, что источник развития – это не все то, что видит человек с раннего возраста, а те конкретные объекты действительности, которые он усваивает. Именно благодаря особенностям психики происходит фильтрация поступающей информации. Каждый человек получает индивидуальную ситуацию развития, поскольку главное при этом – не сами факторы, а отношение к ним самого человека. Простой пример: одни мальчики, у которых развелись родители, во взрослой жизни не верят в брак и не хотят заводить семью, а если и заводят, то она вскоре рушится; другие твердо решают, что женятся один раз и на всю жизнь, чтобы факторы развития и формирования личностиих дети никогда не пережили того, что пережили они.

Воспитание, как фактор развития личности

Воспитание – процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

 

womanadvice.ru