ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

§ 4. Природное, социальное, духовное как факторы развития человека. Социальное и духовное развитие человека


§ 4. Природное, социальное, духовное как факторы развития человека

Какие бы науки ни занимались человеком, они всегда изучают лишь его отдельные стороны. Философия же от начала своего существования стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность "сделать" самого себя. Мы уже познакомились с различными концепциями понимания сущ­ности человека и смогли увидеть, что тема эта — неисчерпаема. Мысль человечества накопила немало интересных и верных находок в этой области, построение же гармоничного во всех отношениях здания цельной философии человека — в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны —это разум и воля, характер и эмоции, труд и общение и т.д. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетво­ряясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

* Определяющим условием становления человека, как уже отмеча­лось ранее, является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. Труд невозможен в еди­ничном проявлении и с самого начала выступает как процесс коллек­тивный, социальный, развитие трудовой активности решительно изменило природную сущность человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, ценностные ориентации, мировоззрение и т.п. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо познавательной деятельности —интуицию (см. монографию А. Г. Спиркина "Сознание

и самосознание").

Все это и означачо появление нового биологического вида Homo sapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях — как человек разумный и как человек общественный. Дело в том, что бытие человека непременно предполагает другого человека. Человек живет среди людей и осознает себя, сравнивая, сопоставляя себя другим, все человеческие качества получают свое развитие только в процессе общения.["Психологическая наука дает богатый экспери­ментальный материал, свидетельствующий о том, что лишь в условиях нормального человеческого общения возможны существование и раз­витие нормальной человеческой психики и что, напротив, отсутствие общения, изоляция индивида (проведенная в экспериментальных ус­ловиях) ведет к психическим нарушениям, к деформированию процес­са сознания, а также эмоционально-волевой сферы! Так, если человека ничему не обучать, он будет сидеть на корточках и раскачиваться из стороны в сторону. Специального "научения общением" требует и умение воспринимать позицию другого как другого, а не чужого, его мнение как иное, а не неправильное, умение понимать, а не отторгать. Ведь ребенок даже мысли не допускает, что мир можно видеть как-то иначе, не так, как он представляется ему.

Подчеркивая универсальность социального начала в человеке, К. Маркс писал: "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" (К. Маркс. "Тезисы о Фейербахе"). Но это не значит, что надо упрощенно понимать это положение и заявлять, что только социальная среда формирует человеческую личность. Ведь это понимание человека выдвигалось в противовес абсолютизации его индивидуальных психологических особенностей.

Наряду с социальным и биологический компонент в человеческой личности признается как универсальная характеристика. Натуралисти­ческая направленность размышлений о человеке сейчас значительно расширилась. Это связано с подъемом биологии, претендующей на то, чтобы стать наукой-лидером в XXI столетии.

Начиная с середины 70-х годов получило бурное развитие то направление научных исследований, которое получило название социобиологии. В ее рамках изучены многие нити, связывающие поведение человека с его биологическими особенностями, выявлено более детальное сходство человека с животным миром. Но исследователи (см.: "Основы философии в вопросах и ответах") отмечают, что в рамках чисто биологических характеристик человек попросту необъясним. С точки зрения биологии человек, мягко говоря, очень несовершенен, плохо адаптирован к природным условиям жизни.

1 В среде социобиологов есть два подхода к оценке биологических перспектив человечества. Одни оптимистически считают, что сущест­вующая наследственная система человечества полноценно отражает итоги его развития как уникального биологического вида. Ее стабиль­ность и совершенство столь велики, что практически она может служить неограниченно долго в пределах обозримого нами грядущего. Другие утверждают, что человек как биологический вид уже клонится к угасанию. Причина этого видится в том, что по причине создания собственной среды жизни и успехов медицины человечество уклони­лось от сурового действия естественного отбора и подпадает под действие повышенного давления со стороны накапливающихся мута­ций. Социальные бури и взрывы, с этой точки зрения, отражают угасание человеческого рода. Третьи же полагают, что человек, будучи биологическим молодым видом, все еще несет в своей наследственно­сти слишком много животного, а социальная среда, в которой он живет, создана не историей человечества, а якобы деятельностью лишь из­бранных его представителей. Последние две позиции солидарны в том, что человеческая наследственность нуждается в исправлении, и е таких условиях только генетика может отвести зловещую угрозу гибели человека как вида. Но если отвлечься от чисто генетических возмож­ностей селекции, возникает множество нравственно-психологических вопросов: как определить, кто обладает генотипами с желаемыми чертами, и вообще, кто должен и может решать вопрос о том, что именно нужно человечеству.

Недостатком этих концепций является не только недооценка со­циального начала. Природа дает человеку значительно меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Кроме того, биологические факторы нельзя сводить только к генетическим. Следует учитывать также и физиологические аспекты индивидуального развития, особенно те, которые вызывают патологические эффекты, потому что именно они изменяют биологическую структуру человека, изменяя в этом случае восприятие им и социальных факторов.

Столь же неоправданны концепции, высказывающие оптимисти­ческие утверждения о возможности быстрого и необратимого измене­ния человеческой природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных рычагов менялась обще­ственная психология (вплоть до массовых психозов), но всегда эти Процессы были кратковременны и, главное, обратимы. Человек после временного исступления всегда возвращается к своему исходному состоянию, а иной раз и теряет при этом даже достигнутые ранее рубежи. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные изматывающие рывки не имеют никакого исторического и социального смысла; они только дезориентируют политическую волю и ослабляют действенность самих социальных рычагов. J

Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное начала?

На определенном уровне антропогенеза, в результате накапливания положительных мутаций и генетического закрепления изменений мор­фологического строения (прямохождение, освобождение верхних ко­нечностей, развитие головного мозга и т.п.), в совокупности с трудовой деятельностью, сформировался человек как биосоциальное существо. У животных есть так называемая орудийная деятельность, когда они методом проб и ошибок, научения могут использовать готовые подруч­ные средства для решения конкретной задачи в данной ситуации; человек же создает орудия, использует их всякий раз, когда возникает необходимость, без серии проб и ошибок, передает навыки другому поколению и совершенствует эти орудия. Развитая орудийная деятель­ность обусловливает развитие сознания как механизма целеполагания, а не удовлетворения природных инстинктов, ибо каждый раз человек фиксирует полученный результат и стремится эффективно повторить его или привести в соответствие с новой ситуацией. Инновационность поведения человека — ключ к его пониманию. Человек и рождается как биосоциальное единство, то есть появляется на свет с не полностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформируются в меняющихся условиях социума (они генетически заложены именно как человеческие). Сознание также не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, актив­ного овладения языком, миром культуры. Таким образом,общественное проникает внутрь биологии индивида через психическое, духовное.

Важным аспектом рассмотрения человека является его взаимодей­ствие со средой обитания. Помните, мы говорили о теориях русских космистов, о влиянии "погоды на Солнце" и космических бурь на человека. А ведь и на земле происходит множество еще неизвестных, но влияющих на нас процессов. Кроме того, человек сам оказывает формирующее (не только в положительном смысле) воздействие на окружающую среду. Так возникло понятие экологической культуры >| человека и человечества. Экологическая культура — "это способ жиз­недеятельности, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системой ценностей, этических принципов, экономических механиз­мов, правовых норм и социальных институтов" (С.Н. Глазачев, О.Н. Коз­лова. "Экологическая культура"). Практически, как отмечают исследо­ватели, речь идет о становлении в качестве определяющей черты каждого человека интеллигентности, то есть способности понимать больше, чем ему непосредственно выгодно.

Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биологическим, духовным (психическим) и социаль­ным. При этом говоря о человеке как о биологическом типе, как о существе разумном, что мы можем сказать о его мышлении, подчиня­ется оно лишь биологическим закономерностям или только социаль­ным? Конечно, и здесь появляются теории, рассматривающие "телесность" как основу, носитель социально-психологических свойств человека. Впрочем, этим ответы на поставленную проблему не исчер­пываются. Структуру личности разные философские направления представляют по-разному.

Например, австрийский ученый 3. Фрейд создал свою схему струк­туры психики (личности), разделив ее на три основных пласта. Самый нижний пласт и самый мощный, так называемое "Оно", находится за пределами сознания. Там хранятся прошлый опыт, различного рода биологические импульсивные влечения и страсти, неосознанные эмо­ции. На этом массивном фундаменте бессознательного воздвигается сравнительно небольшой этаж сознательного — того, с чем человек имеет дело и чем постоянно оперирует. Это его "Я". И наконец, третий и последний этаж человеческого духа — "сверх-Я", нечто, находящееся над "Я", выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства, запретов и правил, иными словами, все то, что человек усваивает и с чем он вынужден считаться. Фрейдизм объясняет процесс сознания на основе признания первичности и управляющей роли бессознательного. Именно от "Оно" берет свое начало все, что называется психическим. Именно эта сфера, подчи­ненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Что касается действий, то они представляют собой сублима­цию, то есть преображение реальных бессознательных влечений, сек­суальных прежде всего, их как бы переадресовки на цели социально более высокие. "Мы считаем, что культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлет­ворением своих влечений в пользу общества" (3. Фрейд. "Введение в психоанализ. Лекции"). Поэтому культура в понимании фрейдизма носит репрессивный характер, но это не значит, что культура оцени­вается со знаком минус. Напротив, так и должно быть, чтобы не дать захлестнуть человека стихии "Оно". Однако достигаемое человеческой личностью равновесие не слишком устойчивое. "Поговорка предосте­регает от служения двум господам. Бедному Я еще тяжелее, оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести их притязания и требо­вания в согласие между собой. Эти притязания все время расходятся, часто кажутся несовместимыми: неудивительно, что Я часто не справ­ляется со своей задачей. Тремя тиранами являются внешний мир, Сверх-Я и Оно". Будучи стесненным со всех сторон, Я реагирует на это появлением страха, или фобий. Анализируя их, выявляя их источ­ник в реальном событии, связанном с нереализованным влечением, психоаналитики оказывают терапевтическое воздействие на пациента, освобождая его от страхов. Мы опять оказываемся в зоне субъективной активности познающего разума. Фрейд приходит к тому же, от чего пытался уйти,—к сознательному Я, его рефлексии и самобытию: "Разделяя личность на Я, Сверх-Я и Оно, вы, разумеется, не имеете в виду строгие границы... После того как мы произвели разграничение, мы должны выделенное опять слить вместе. Ведь... цель—укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восп­риятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там, где было Оно, должно стать Я" (3. Фрейд. "Введение в психоанализ. Лекции").

Положение попытались исправить его последователи. Если у Фрей­да бессознательное имеет исключительно личностную природу, то у его последователей в неофрейдизме, например у К.Г. Юнга, это уже коллективное бессознательное. "Конечно, поверхностный слой бессоз­нательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностно бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Я выбрал термин "кол­лективное", поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Это означает, что оно включает в себя, в противоположность личностной душе, содержания и образы поведения, которые... являются повсюду и у всех индивидов одними и теми же. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным". "Бессознательное— это не простой склад прошлого, но оно полно зародышей будущих психических ситуаций и идей... Помимо воспоминаний из давнего осознанного прошлого из бессознательного могут возникать совершен­но новые мысли и творческие идеи" (К. Г. Юнг. "Об архетипах коллективного бессознательного"). "Бессознательное как совокупность архетипов является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал... Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга" (К. Г. Юнг. "Структура души").

С позиций психологии, концепция К.Г. Юнга важна как попытка выделить некоторые устойчивые структуры психического, показать их обусловленность прошлым личным опытом и социальной жизнью человека, рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения и схематического оформления структурных представлений человека. Но сводить все богатство и разнообразие личности лишь к воспоминанию и творче­ской интуиции как бессознательному акту — значит отрывать человека и его сознание от его деятельностной основы, игнорировать развитие личности в процессе его трудовой деятельности в изменяющихся обстоятельствах не представляется достаточно продуктивным.

Так, Э. Фромм, будучи в целом последователем Фрейда, старается восполнить концепцию основоположника учения, вводя в действие социальные факторы, трансформирующие сознание путем изменения способа потребления ("иметь или быть?"), способствующие преодоле­нию пассивности человека, распространению новых форм "психо-ду-ховной ориентации", на основе которых создаются общности, где люди обретают собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения. Так создается терапия включения невротика в социальную группу. Но это скорее своеобразная попытка укрыться от "большой жизни" в мире до определенной степени психологически комфортном, но ведущем к разрыву связей личности и общества, к сокращению ее кругозора до объема внутренней жизни.

Помимо фрейдистских концепций "Я", интересны и другие. На­пример, российский исследователь И. Кон выделяет субъективно-де­ятельное начало — экзистенциальное "Я", или "эго"; затем представление "Я" о самом себе — "Я-концепцию", или рефлексивное, категорийное "Я", и наконец, "переживаемое" Я, не отливающееся в логические формы выражения.

Французский персоналист Э. Мунье очертил структуру личностного универсума, включив в нее в качестве элементов следующее: воплощен­ное существование, коммуникацию, интимное обращение, противостоя­ние, наличие свободы и достоинства и вовлечение в деятельность. В целом, философия персонализма основывается на самовыражении деятельной сущности человека, усматривая суть ее в "принципе преодоления индивидом самого себя". Как пишет Э. Мунье, "наиболее распростра­ненной является тенденция представлять персонализм как простое перевоплощение индивидуализма. Но если для нас "Мы" предшествует "Я", если личностная жизнь не есть погружение в себя, а представляет собой движение к другому и существование совместно с другим, движение к материальному миру и бытие в этом мире, устремленность за пределы достигнутого, превосхождение данного, что для личности столь же существенно, как и внутренняя сосредоточенность, то оче­видно, что персонализм прямо противоположен нарциссизму, инди­видуализму, эгоцентризму. Он со всей свойственной ему силой подчеркивает явно выраженную устремленность современного челове­ка к тому, что называют коллективизмом и общностью судеб". Необ­ходимо восстановить цельного человека, средство к этому — воспитание в духе персонализма без подавляющего воздействия тоталитарных структур. Французский персонализм—открытая система ценностей, принцип взгляда на перспективы развития человечества. В этом его особенность, по сравнению с другими проявлениями персо­нал истской философии.

Можно сказать, что французские персоналисты разделяют в целом взгляд на социально-деятельностную природу личности. Личностные качества человека есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому всегда есть общественно развитый человек. Иначе говоря, процесс формирования личности есть процесс социализации индивида, проходящий в сфере общения, где индивид, активно взаимодействуя со средой, усваивает социальные способы жизнедеятельности, в том числе нормы, ценности и т.п., становящиеся основой его мотиваций к деятельности. Но не надо считать процесс социализации какой-то подгонкой индивида к общему стандарту. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального облика личности. Именно это называется индивидуальностью — особость, непохожесть, обладание "лица необ­щим выраженьем". Высшая коллективность культурного общения, диалога — свободное объединение людей ради обмена собою (см. работу Л. М. Баткина "Итальянское Возрождение в поисках индиви­дуальности"). Личность—сплошное, непрерывное индивидуальное решение, непрекращающийся выбор. Дело не в том, к чему психоло­гически склонен индивид, будь он интровертом, пассивным и т.д., все равно индивид в качестве личности творит мир уже тем, что занимает в нем какое-то свое особое место. В жизни личности много случайного, но не бессмысленного. Смысл неотвратим, личный смысл, пусть и задним числом. Конечно, это не любое действие, а поступок, свободно избранный, но сопряженный с ответственностью за него перед другим (см.: М. М. Бахтин. "Философия поступка").

studfiles.net

Духовное развитие человека: 12 правил взросления

26 октября 2015 Автор: Александр Харин

Рубрика: Личностное и духовное развитие, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о психологии, отношениях и личностном развитии

Духовное развитие человека. Сейчас эта тема не просто популярна, она стала трендом нашего времени. Мы не будем говорить о том, хорошо это или плохо следовать по течению в таких вопросах, как развитие. Ведь любой мыслящий человек в тот или иной момент жизни задавался вопросами: «кто я?», «зачем я живу?» и т.д. И если он пришел к духовному росту, значит, он выбрал свой путь поиска ответов.

Другое дело, что духовное развитие человека наделяют каким-то магическим ореолом и ждут от него чуть ли не чудес, а не получив, разочаровываются, и бросают это «безнадежное» дело. В эту ловушку попадаются те, кто пытается использовать духовный рост, как инструмент для улучшения жизни.

Так вот, у меня есть новость для этой категории духовно растущих: духовное развитие человека – это не инструмент, а дорога, причем для каждого своя и совершенно непредсказуемая.

В этой статье я расскажу о том, какие ошибки, недоразумения и заблуждения подстерегают нас на пути духовного роста, и как их исправить.

Духовное развитие человека. Правила роста

1. Ничего не ожидайте от духовности.

Потому что ваше ожидание приводит к тому, что вы начинаете икать что-то конкретное и отвлекаетесь от практики роста. Конкретное лучше искать в личностном развитии, а еще лучше в социальных достижениях (об отличиях духовного роста от личностного читайте в статье «Духовный рост или личностное развитие, что выбрать?»). Здесь же, чаще всего, мы ступаем на путь терний и лишений. Вот тут вас подстерегает такой парадокс: результат всегда оправдывает ожидания, но как только вы начинаете ожидать, вы не получаете никакого результата.

2. Рост – это не обильное применение различных практик. Это внутреннее взросление и непрекращающийся поиск.

Ошибочное представление о том, что чем больше вы практикуетесь, тем больше вы что-то развиваете, ни  к чему не приводит. Потому что любая практика должна приводить к личностным изменениям, и следовательно, к внутреннему взрослению. Поэтому обычное созерцание свечи кого-то делает духовно продвинутым, а кого-то просто статуей.

Рост – это непрекращающийся поиск того, что выходит за грань осознанного. И любой человек, который принимает эту простую истину – «я не знаю, что я узнаю, я не знаю, что я найду, но я готов искать», как правило, получает больший результат, нежели человек, который чего-то ожидает и практикуется.

3. Потеря смысла жизни и своих действий – это нормально.

Мы теряем периодически не только смысл жизни, а смысл поиска, смысл своих действий, смысл своей учебы и т.д. Как правило, это значит всего лишь, что все схемы, которые до сих пор использовались, или отмерли, или были исчерпаны, и нужно искать совершенно новые точки опоры. Только после этого возможен прорыв и сам духовный рост.

Но, увы, многие люди остаются в этой точке пустоты, и если они не разбираются с этим вопросом, вся их жизнь со временем превращается в ощущение никчемности и разочарования. Потому что то, что было раньше, уже не интересно, а в то, что их что-то ждет впереди, они не верят.

4. Все правила, ритуалы, практики сначала помогают, а потом мешают.

Они становятся костылями для абсолютно здорового человека, затрудняют движение. Результатом духовного роста должно быть постоянное соприкосновение с тайной, мистикой.

И мистерия жизни, оказывается, достаточно проста – это умение видеть во всем тайну. И с этой тайной соприкасаться. Увы, никакая практика, никакой ритуал, никакие медитативные штучки к этому привести не могут. И порой самый обычный дворник или пенсионер являются больше продвинутыми в созерцании и понимании жизни, нежели люди, которые практикуют, практикуют и еще раз практикуют.

5. Духовный рост – это всегда больно, так как приходится отказываться от своих привычек, иллюзий и удовольствий.

Это путь потерь. Когда вы становитесь на этот путь, вы не знаете, что приобретете, но всегда известно, что вы потеряете. Многие люди останавливаются на этом этапе, потому что все нажитое непосильным трудом нужно выбросить, а то, что приобретется в перспективе – это некий «кот в мешке».

Часто так бывает, что нам приходится отказаться от социального положения, от своих достоинств, своих талантов – всего, что мешает нам сдвинуться с места. И можно сказать о том, что духовное развитие человека –

6. Это отречение

… от всего значимого и прибыльного, что было в жизни.

7. Это постоянный труд без устали и без ограничений.

Духовное развитие человека – это всегда путь за грань возможного и за грань привычного. Поэтому тот, кто стал на этот путь просто обязан духовно и душевно трудиться постоянно. Возможностей передохнуть здесь крайне мало, потому что остановка обозначает откат назад. И те люди, которые останавливаются, чтобы насладиться и побыть в том, что привлекает, похожи на ребенка, который засмотрелся на цветочек на вокзале, а поезд ушел.

8. Наслаждения и удовлетворения мешают на пути.

Ибо желание насладиться – это желание остаться, или остановиться. И это желание всегда меньше, чем постижение чего-то нового. Чем постижение тайны бытия и, тем более, Бога. Поэтому наслаждения и удовлетворения любого рода мешают на пути.

9. Духовный рост нельзя получить, но можно обрести. Никто не может быть помощником, может быть только проводником.

Это значит, что никакой мастер, никакой человек, который инициирует вас в какую-то ступень духовного знания, не может дать вам духовности. Он может вас посвятить в духовность – оповестить, что есть такая дорога и показать по ней путь. Поэтому не следует полагаться на мастеров, которые говорят, что «я тебя продвину и ты узнаешь все тайны бытия, откроешь всяческие способности». Потому что в данном случае никто кроме вас этого постичь не может. Все открытия идут только благодаря вашему труду, только через вас.

10. Это выковыривание своих привычек, талантов, достоинств и недостатков и передача их на волю мира.

Потому что все они часто бывают балластом, когда, к примеру, воздушный шар пытается воспарить еще выше. Ваши таланты и способности могут стать помехой, потому что они не дают вам пойти дальше и заглянуть за них – в те места, где никто еще не был, в том числе и ваш талант.

11. Это полагание не на себя, а на то, что выше тебя в тебе самом.

«Я» как идея пропадает, остается лишь путь.

12. Цель пропадает – неизвестно, что найдешь для себя.

Но остается великая мистерия постижения мира и Бога в себе.

Читайте также

Оставьте свой комментарий

zhivoeslovo.com

Духовное развитие человека |

Что такое духовное развитие?

Духовное развитие – это гармоничное развитие человека по всем составляющим его личности. Что это за составляющие? Из каких компонентов состоит человек?

Один из древнейших символов, который можно встретить в культуре многих народов – это символ триединства. Он означает тело, душу и разум.

Как видно из рисунка ниже, все эти компоненты объединены.

triedinstvo

Знак триединства

 

Как сбалансировать эти три части? Необходимо начать развивать все составляющие.

Если нам нужно сделать бетон, то в определенных пропорциях замешиваются песок, цемент и вода. Если пропорции выдержаны – бетон будет крепким.

Как развивается разум? Когда напрягается мозг. Тело – посредством физических нагрузок и питания.

А как человеку развить душу? Задумались?

Многие говорят о духовности и осуждают безнравственные поступки и бездушных людей, но не знают, что такое духовное развитие.

Духовное развитие человека

Духовное развитие человека – это пробуждение и развитие по всем основным элементам мироздания (земля, воздух, огонь, вода и дерево), соответствующим основным сферам человеческой жизни. Это древнейшая система, каждый элемент которой имеет свой символ.

ЗЕМЛЯ

Земля – это символ нашего окружения: люди, страна, город, дом,  друзья, работа, хобби, одежда, имущество, порядок/беспорядок в квартире.

Вступив на путь духовного развития, человек начинает изменять свое окружение. Его дом и внешний вид становятся чище, нет, мусора, немытой посуды, он начинает слушать другую музыку, читает совсем другие книги. И вообще, где бы он ни был, он всегда улучшает окружающее его пространство.

Духовное развитие человека – это познание людей. Познание красоты человеческой натуры, природы, души. Духовно развитые люди, как правило, общительны. Их интересует личность других людей, поэтому они могут запросто заговорить с незнакомыми или сделать комплимент.

Мы ежедневно можем духовно развиваться, внося свою лепту в улучшение окружающего нас пространства.

ВОЗДУХ

Воздух – символ свободы. Ветер куда хочет, туда и летит. Свобода – это выбор. Чем шире ваши возможности, тем больше у вас степеней свободы.

Существует несколько видов или степеней свободы.

Есть свобода времени, пространства, свобода мысли и слова, финансовая свобода.

Свобода времени и пространства означает, что вы сами распоряжаетесь своим временем, и сами решаете, куда вам идти и направляться.

Любые поездки и путешествия по разным странам и городам с целью знакомства с местной культурой, их историей и обычаями – это духовное развитие.

Финансовая свобода и ее составляющая – деньги – лишь одна из нескольких степеней. Мы становимся более свободными, чем больше становятся наши доходы. Поэтому финансовое развитие – это тоже часть духовного развития.

Чем большему количеству людей мы служим, тем больше мы зарабатываем

- Роберт Кийосаки

Если вы работаете на одного человека, вы зарабатываете прожиточный минимум. Если вам удается быть полезным тысячам людей, вы получаете тысячи прожиточных минимумов. А если вы помогли миллионам, то миллионы.

Погоня за высокой зарплатой или сиюминутной прибылью – довольно призрачная цель.

Перевести фокус своего внимания на истинные потребности людей и думать о том, в чем они нуждаются – выгодно как в духовном, так и в материальном плане.

ДЕРЕВО

Дерево – это прежде всего наше здоровье. А крепкое здоровье – это правильное питание, постоянное движение и правильные мысли.

ПИТАНИЕ

Выбросьте все книги по правильному питанию! Лишь ваше тело знает, как правильно питаться. Все диеты и методы только противоречат друг другу.

Слушая свое тело и научившись понимать свой организм, вы больше не будете травить себя химикатами, полуфабрикатами, заменителями и прочей гадостью.

Питание – основа крепкого здоровья. Сюда же относятся вода и воздух. Пейте как можно больше чистой воды и чаще бывайте на свежем воздухе.

Подстраивая свое питание под нужды организма, вы становитесь на путь духовного развития.

ДВИЖЕНИЕ

У большинства людей проблема с переработкой калорий, у многих из нас – однотипные движения, в наших суставах отсутствует гибкость.

Хотите, чтобы с вашим здоровьем произошло настоящее чудо? Начните ходить пешком хотя бы 5 км в день в течении месяца!

Нужно двигаться как можно больше и чаще. Не пользуйтесь лифтом, а поднимайтесь по лестнице. Пройдитесь пешком в магазин, а не с помощью машины.

Двигаясь, если вам неохота двигаться, вы направляетесь в сторону духовного развития. И каждый ваш шаг в этом направлении ведет вас к духовному росту.

МЫСЛИ

Любые негативные мысли, заставляющие вас страдать, испытывать стресс, обиду, злость, зависть – губительно влияют на ваше здоровье.

Вам нужно взять на себя ответственность за свое мышление, ведь все-таки вы – их хозяин. Это вы сами создаете такие мысли. А мыслями — творите свою реальность. Это всегда ваш выбор. Поэтому и здоровье всегда находится в ваших руках.

Учеными установлено, что когда человек начинает злиться, страдают его сердце и сосуды, а когда он завидует – негативному воздействию подвергается печень.

Когда человек идет по пути духовного развития, успехи и достижения других людей вызывают у него лишь вдохновение и радость.

Наше тело – как лакмусовая бумажка. Если оно нездорово – это значит, что человек в первую очередь неправильно мыслит, и как следствие, поступает.

Если каждое утро вы просыпаетесь с позитивными мыслями, радостным и вдохновленным, вы переполнены идеями и мыслями о прекрасном, у вас отличное настроение – вы однозначно двигаетесь в сторону духовного развития.

ОГОНЬ

Огонь – символ энергии и любви. Солнце – неиссякаемый источник света и энергии, согревающий и любящий нас. С этой любовью и этой энергией нужно быть осторожным, чтобы не обжечься.

Чтобы духовно развиваться в огненном направлении, нужно научиться трансформировать энергию и осознанно управлять ею.

Как известно, энергия не возникает ниоткуда и не уходит в никуда, она лишь меняет свои состояния.

Человеку нужно нужно уметь пропускать через себя энергию – чем больше, тем лучше. Тем более значительными будут наши успехи в реализации планов и исполнении желаний.

Мы должны уметь направлять энергию на то, что нам нужно – на свои цели и потребности. Например, сексуальное желание – в энергию любви. Раздражение, обиду, злость – в энергию денег, которая принесет в нашу жизнь изобилие.

Всему этому мы обучаем на специальном тренинге «Где взять силы для успеха«, который недавно стартовал на нашем сайте.

Контроль над энергией, управление ею и ее трансформация – это часть духовного развития.

ВОДА

Вода – символ наших целей и желаний. Как из маленьких ручейков образуется широкая река, а из рек – целые моря, так и наши цели стекаются из маленьких к большим.

Духовное развитие – это наличие, правильная постановка и достижение целей.

Все 5 элементов системы неразрывно связаны между собой.

Когда у человека есть цель и он к ней стремится – его не берут никакие болезни. Наши цели (вода) воздействуют на нашу энергию (огонь). И чем выше и благороднее у человека мечта, тем больше энергии он получает.

У всех великих художников, мыслителей, музыкантов, бизнесменов, ученых были великие цели и они были одержимы своими идеями.

Ваши цели достигаются легко, если они правильно поставлены и направлены на позитивный результат.

Все сферы нашей жизни незримо связаны между собой. Они неразрывны и взаимнозависимы. Каждая область нашей жизни расширяется, когда мы начинаем духовно развиваться.

С чего начать духовное развитие? Начните с самого слабого звена. Вам решать. В любом случае вы пойдете дорогой, ведущей к успеху.

Я искренне желаю вам удачи!

Артур Головин

 

Интересное по теме:

ПОНРАВИЛОСЬ ТО, ЧТО ПРОЧИТАЛИ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ - ОНИ ВАМ БУДУТ БЛАГОДАРНЫ!

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ В YOUTUBE!

 

А вы уже знаете Главный Секрет Желаний?

Просмотры: 18 493

Это тоже может вас заинтересовать:

mechtayte.ru

Биологическое, социальное и духовное в человеке и их единство.

Человек - живая система, представляющая единство природного и социального, телесного и духовного, наследственного и приобретенного в процессе жизни. Только учитывая все эти характеристики, можно понять целостность человека.

Несомненно, человек есть природное существо. В качестве такового он наделен природными задатками, влечениями, инстинктами. Человек генетически наследует специфически человеческое строение тела, структуры мозга, нервной системы. Человек как природное существо ощущает пульсацию космоса в биологических ритмах своего организма. Как всякое природное явление, человек смертен.

Однако биологическая природа человека есть нечто исходное, но недостаточное для объяснения человека и его истории. Дело в том, что человек такое природное существо, условия существования которого не даны ему природой в готовом виде. Природа выступает только предпосылкой его деятельности по удовлетворению потребностей. Именно в деятельности, изменении природы и проявляется специфичность бытия человека. Считается, что у человека нет генетически запрограммированного способа жизнедеятельности как у животных. Он может освоить не просто различные виды деятельности, но и вынужден осваивать мир "по мерке любого вида" (К.Маркс), т.е. осваивать его универсально. Если животное действует в силу физиологической необходимости, то человек действует подлинно по-человечески, когда он свободен от такой потребности, т.е. когда он измеряет мир по меркам пользы, красоты, добра. Универсальность является важнейшей сущностной характеристикой человека. Способность универсально изменять мир означает, что человек есть свободное существо и творческое, т.е. такое, которое своей деятельностью создает "вторую природу" и творит свою собственную сущность. Для преобразования природы человек объединяет свои усилия с другими людьми, то есть социальность выступает той основой, на которой базируется единство человека и природы. Общественная жизнь, как и общественный человек, это и результат такой деятельности, но одновременно и предпосылка ее.

В процессе общественного труда в фило- и онтогенезе формируется сознание, речь, духовность, все человеческие качества. Но следует иметь в виду, что сущностные характеристики человека - универсальность, свобода, творчество, социальность, разумность, духовность - не даны человеку как нечто завершенное. Они существуют как определенные возможности его развития. И человек должен их постоянно вырабатывать, чтобы не перестать быть человеком. Человек действительно является незавершенным, открытым существом, которое пребывает в постоянном процессе становления и саморазвития, постоянного «выхода» за свои пределы. Поэтому еще одной сущностной характеристикой человека является способность к трансцендентности. Это, во-первых, способность к трансценденции в направлении высшего смысла, а, во-вторых, способность к самотрансцендентности (самопреодолению).

Природное и социальное в человеке является взаимодополняющими моментами. Природные особенности и одаренность даны человеку от природы, но они формируются, развиваются и превращаются в способности лишь в процессе деятельности и общения, вхождения человека в мир культуры, в общество. Без социальных факторов не может быть человека. Но, акцентируя внимание на этих социальных влияниях, нельзя при этом игнорировать в человеке природное начало, которое, хотя и окрашено в человеке социальным, но полностью не может перейти в социальные формы. Так, например, творчество обусловлено социальными факторами, но оно немыслимо без физиолого-биологической и генетической организации индивидуума.

Сказанное выше о качественном отличии человека, позволяет сделать вывод о нем как о субъекте. Это означает, что человек - не просто вещь среди других вещей мира. Человек как субъект - это такое существо, которое своей собственной деятельностью творит самого себя, свой внутренний духовный мир, это единственное существо в мире, которое способно к самоуглублению, самосознанию, саморефлексии. Рождение внутреннего мира в человеке называется его "третьим рождением".

Духовный мир человека - это сложный комплекс качеств, в котором можно выделить три сферы: чувства, разум, воля. Чувства человека отражают внешний мир в форме переживания, страстно заинтересованного отношения к нему. И сам человек полноценно живет, когда чувствует, переживает, страдает, стремится к добру, любит и ненавидит. Но быть человеком - это значит также уметь управлять своими чувствами, быть их хозяином, а не их рабом. То есть отличительной особенностью человеческого бытия является подчинение жизнедеятельности человека своей воле. Воля -это умение осуществлять самоконтроль, подчинять свою деятельность разумным целям, направлять ее в соответствии с нравственными ценностями.

Специфически человеческим качеством является разум, способность логически мыслить, познавать сущность, осмысливать мир и себя, смысл своего бытия. Духовный мир человека включает такие явления, как ценности, нормы, идеалы, знания, менталитет. Сердцевиной духовного мира человека являются высшие смысложизненные представления: идеал, смысл жизни, счастье. Способствуя критическому переосмыслению действительности, эти духовные ориентиры и регулятивы стимулируют человека не только к изменению ее, но и к самоизменению, вызывают потребность наиболее полно и адекватно реализовать свою человеческую сущность.

Духовный мир человека в целом обусловлен социальными факторами, формируется под влиянием культуры, образования, воспитания. Но его нельзя объяснить только социальными условиями. Какое бы ни имели значение эти внешние влияния, духовный мир формируется благодаря огромным внутренним усилиям человека.

Итак, человек предстает как целостное единство, в котором все стороны являются необходимыми моментами. Природное, социальное и духовное нельзя противопоставлять и абсолютизировать, так как они противоречиво взаимодействуют. Это взаимодействие и составляет основу бытия человека.

Человек - это биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, универсально преобразовывать мир, обладающее членораздельной речью, сознанием, духовно-нравственными качествами.

Понимание человека, его сущности неразрывно с выяснением происхождения человека. Эта проблема получила в науке название аитропосоциогеиеза (от греч. «антропос» - человек, лат. «социо» - общество и греч. «генезис» - происхождение).

Существует традиционно религиозное представление о происхождении человека, согласно которому человек - это творение Бога. Здесь утверждается, что человек был создан по образу и подобию Бога.

Концепцию космического происхождения человека отстаивает П.Тейяр де Шарден. Он подчеркивает, что сознание, разум извечно пребывают в космической эволюции, и находят свое воплощение в человеческом феномене. Эволюция Вселенной берет свое начало в неком трансцендентном духовном центре «Альфа», а заканчивает - в точке «Омега».

Научное объяснение происхождения человека связано с учением Ч.Дарвина о происхождении видов. Согласно ему под воздействием биологических механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, вследствие адаптации к среде, человек возник как прямое следствие эволюционного развития живых существ.

Трудовая гипотеза происхождения человека уточняет дарвиновское учение привлечением социальных факторов. В соответствии с этой гипотезой становление человека (антропогенез) и становление общества ( процесса. В завершенном виде эта гипотеза была изложена в работе Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где выделяются следующие предпосылки возникновения человека: особенности морфологического строения гоминид; зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков; стадная жизнь высших животных. Энгельс считал, что именно труд, систематическое использование орудий труда, их изготовление, коллективные формы жизни послужили толчком к развитию сознания, речи, морфологических особенностей.

Несмотря на огромную значимость данной гипотезы, следует иметь в виду, что и в ней есть много проблемных моментов, которые требуют дальнейшего изучения и уточнения. Это, во-первых, проблема "недостающего звена" - т.е. морфологически определенной формы между обезьяноподобными предками и Homo sapiens. Кроме того, недостаточно объяснен сам механизм этого перехода. Что же касается роли труда в возникновении человека, то здесь возникает парадокс: труд порождает сознание, но сам он может осуществляться лишь на основе сознания. Отмеченное противоречие требует более углубленного анализа роли труда, преодоление его абсолютизации при объяснении происхождения человека. В современной философской антропологии существует концепция генно- кулътурной коэволюции (Ч.Ламсден, Ф.Уилсон), сторонники которой утверждают, что современный человек возник в результате коэволюционного взаимодействия двух величин, в котором культура генерируется и оформляется биологическими императивами, в то время как в генетической эволюции в ответ на культурные нововведения изменяются биологические свойства. Японский исследователь И.Масуда подробно описал механизм генно-культурной эволюции, отмечая, что гены и культура обоюдно воздействуют друг на друга, приведя к появлению человека .

В некоторых современных концепциях антропосоциогенеза обращается внимание на такой момент становления человека как появление способности к воспроизводству стереотипного поведения, большую роль в котором имела игра. Игровые ситуации, которые возникли в общении первобытных людей, способствовали передаче совместного опыта от поколения к поколению и воспроизводили их во всех формах жизнедеятельности. Возможно, игра предшествовала труду. В ней осуществлялась его первичная имитация.

Существует также подход Л.Мамфорда, в котором ведущая роль в становлении человека отводится культу. Автор считает, что технические умения недостаточны для определения активности интеллекта. Именно ритуальная точность церемоний, значительно предшествующая точности в работе, сформировала необходимые навыки труда.

Некоторые исследователи, например физиолог Н.Бехтерева, склоняются к версии инопланетного происхождения человека. Аргументы физиологов основаны на так называемом "парадоксе резервирования". Суть его в том, что у человека в структуре мозга постоянно задействована лишь небольшая его доля. Следовательно, земные условия предъявляют требования к мозгу значительно ниже его возможностей. Однако где же тогда возник человек, и каким образом?

Сложности и затруднения осмысления проблемы происхождения человека столь велики и очевидны, что современная антропологическая мысль примирилась с ее громким и парадоксальным названием: "Загадка антропосоциогенеза".

lektsia.com

ДУХОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

ТОП 10:

Все, что отличает человека от других живых существ, — это дух, духовность как самая возвышенная сфера жизнедеятельности человека и общества.

Духовность — это специфическое человеческое качество, которое формируется в процессе осознания и восприятия определенных общественных норм и ценностей. В сумме они создают духовный мир человека (личности), обеспечивая социально-психологическую сторону его здоровья, культурные и эстетические потребности.

Духовность, или духовная сфера человека, состоит из определенных ценностей и потребностей (от упрощенных до утонченных, синтетических), среди которых условно выделяют несколько групп: мировоззренческие, моральные, гражданские, эстетические и др.

Потребности в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании мира и т. д. формируют человека как неповторимую личность. Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства [7, 129— 150}.

Духовные потребности в специальной литературе чаще всего определяют как своеобразное состояние человека, побуждающее его к созданию и постепенному, последовательному освоению духовных ценностей.

Духовные ценности — важнейшие составляющие в структуре человеческого сознания и самосознания. Они обусловливают отличительные сущностные черты человека и его характеристики как личности. Такие ценности объективны, независимы от самого человека, ибо появились в обществе еще до его рождения.

Постепенно овладевая духовными ценностями, каждый человек входит в общество. Духовные ценности становятся его жизненными ценностями и ориентирами.

С приобретением жизненного, социального опыта человек и сам все больше включается в создание и развитие духовных ценностей в процессе разнообразной общественно полезной деятельности.

Таким образом, духовность — это своеобразная многомерная система образований в самосознании человека, которые оттеняют его наиболее существенные и актуальные потребности, интересы, взгляды, отношение как к труду и окружающей действительности, так и к самому себе — социальному индивиду.

Есть и другие, достаточно точные определения духовности. "Духовность, — пишет, например, И. В. Степаненко, — это ценностное отношение к миру и лично к самому себе. Это способность и потребность усваивать и перерабатывать внешний и внутренний мир по законам Истины, Добра, Красоты в их единстве" [23, 48}.

Специфическим качеством ценностных ориентации, личностных характеристик человека является их органическое единство с конкретными жизненными целями человека, их связь с моралью.

Духовность непосредственно связана с мировоззренческими надеждами, стремлениями, идеалами нации, народа, человеческого сообщества, этноса. Все это обусловливает жизненный выбор и путь человека.

Ради удовлетворения духовных потребностей осуществляется духовное производство, основными функциями которого являются духовная деятельность, или, как ее еще называют,

"производство новых технологий", а также производство общественного мнения [11, 190].

Любое общество заинтересовано в своем продолжении в последующих поколениях. Такое продолжение не может быть лишь биологическим. Оно и духовное, и социальное. Поэтому очень большое значение имеет социализация личности, представляющая собой, с одной стороны, процесс сознательного усвоения человеком нравственных норм и ценностей, существующих в данном обществе, а с другой — его способность адаптироваться к общественной среде, активно самореализоваться, воздействовать на преобразование общества. Иными словами, конечная цель социализации — формирование зрелой личности, обладающей активной жизненной позицией.

Человек не только обладает материальными и духовными ценностями, но и воспроизводит их. Поэтому социализация — это и процесс передачи обобщенного опыта данной культуры (ролей, ценностей, умений, значений, норм) индивидуальным членам общества.

Целью социализации, кроме передачи, усвоения, а затем развития достижений данного общества, является преодоление определенных жизненных трудностей и проблем, поиск человеком путей наиболее эффективного приспособления к обществу.

При этом для отдельных молодых людей с определенными недостатками, допустивших ошибки, промахи в жизни, может быть характерным и такое явление, как ресоциализация, т. е. возобновление утраченных качеств, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Формирование духовности граждан, особенно молодых, осуществляется на основе обучения, развития познавательной активности, удовлетворения определенных духовных и культурных потребностей. Коль скоро о социологических проблемах познания, обучения, образования речь уже шла в предыдущих лекциях, остановимся прежде всего на проблемах культурных запросов молодежи и их удовлетворении.

Общий интерес молодежи к духовным и культурным ценностям, как свидетельствуют материалы исследований, осуществленных в последнее время, весьма высок: 58% из числа опрошенных привлекает славянская культура; 16 — западноевропейская; 15 — американская; 7 — восточная; 4% — другие культуры. Среди опрошенных 16% заинтересованы в том, чтобы больше читать; 10 — больше слушать музыку; 8 — чаще посещать кинотеатры, концерты, выставки; 4% — заниматься каким-нибудь видом искусства.

Однако немало молодых людей склонны к бессодержательному времяпрепровождению: чаще посещать дискотеки предпочитают 13%, больше смотреть телевизор — 9; ничего не делать — 4%.

Показательно и весьма важно, что молодежь часто обсуждает вопросы музыки (39%), культуры и искусства (16%), национальной культуры (10%), религии, церкви и веры (11%), еще больше (практически каждый второй молодой человек) — организации отдыха вообще (46%).

Тем большую озабоченность вызывает то обстоятельство, что 82% из числа опрошенных молодых людей ответили, что свое свободное время они проводят в основном у себя дома (в квартире, общежитии), 64% — у друзей, 29 — на природе, 22 — на улице, во дворе, в подъезде и только 14% — в учреждениях культуры (респонденты имели возможность отметить все возможные варианты ответов, поэтому сумма превышает 100%).

Серьезным препятствием для формирования духовного мира, гражданской позиции, политической культуры молодежи является, прежде всего, отсутствие необходимых возможностей для удовлетворения духовных потребностей.

Как известно, за последнее время в Украине значительно уменьшилось количество дворцов культуры, клубов, объединений по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. Закономерно, что на вопрос* "Принимаете ли Вы участие в работе клубов по месту проживания7" — были получены такие ответы: "Нет, никогда не принимал" — 58%; "Раньше принимал, а теперь нет" — 33; "Да, принимаю" — только 9%.

К этому можно добавить и проблему коммерциализации культуры, существующую во всех постсоциалистических странах, в том числе и в Украине. Из числа опрошенных 65% юношей и девушек ответили, что "коммерциализация ограничивает доступность культуры для населения" и еще 58% — что она "является выгодной лишь оборотистым дельцам от культуры".

Принципиальное значение с точки зрения не только духовного развития молодежи вообще, но формирования у нее чувств патриотизма, гражданственности имеет отношение к книге, читательский вкус и пристрастия. Не секрет, что молодежь в своем большинстве читает с каждым годом все меньше и меньше. Из опрошенных молодых людей 30% признались, что в течение года они прочитали всего от 1 до 5 книг, 21% — от 6 до 10 книг, 18% — от 11 до 20 и только 5% —

От 21 до 30 книг (в среднем чуть более двух книг в месяц). Среди печатных изданий, которым отдает предпочтение украинская молодежь, на первом месте находится современная художественная литература (79%). При этом 40% опрошенных читают детективы, 31 — книги о любви, 26 — фантастику, 25% — приключенческую литературу. Классику, как правило, читают в соответствии с требованиями программ учебных заведений (32%).

Примечательно, что и набор любимых писателей современной молодежи достаточно беден: А. Пушкин (16%), Д. Чейз (14%), С. Есенин (9%), Т. Шевченко (8%), А. Дюма (7%), все остальные — не больше 6-2% [17].

Это свидетельствует о необходимости не просто развивать у молодежи потребность в овладении культурными, духовными ценностями и тягу к ним, но и формировать определенные эстетические вкусы, понимание и ощущение прекрасного. С этой целью активнее должны использоваться все средства — учебная, пропагандистская работа и многое другое.

Активной и дееспособной частью молодого поколения Украины, обладающей разнообразными талантами и дарованиями, является творческая молодежь. В театрах, художественных коллективах, группах, творческих объединениях сегодня работают свыше 100 тыс. молодых деятелей литературы, искусства, тысячи талантливых молодых людей обучаются в творческих учебных заведениях различного уровня.

В течение ряда лет в Украине и за ее пределами приобрели большую популярность такие известные фестивали и конкурсы, как Международный кинофестиваль "Молодежь", Международный конкурс лучших произведений молодых украинских литераторов Транослов", Международный конкурс молодых исполнителей украинской эстрадной песни им. Владимира Ивасюка, Всеукраинский фестиваль традиционных народных художественных промыслов; творческая лаборатория молодых художников Украины "Седнев" и др.

И все же современная ситуация в украинской культуре, связанная с коммерциализацией, высокими ценами на услуги в учреждениях культуры, сокращением количества библиотек, центров, клубов и объединений по работе с молодежью по месту проживания, отрицательно сказывается на духовном развитии юношей и девушек, исключает значительную их часть из публичной культурной жизни.

Традиционная сеть культурно-образовательных, досуговых заведений, которая десятилетиями формировала определенный уровень культуры молодежи, сегодня не только значительно сократилась, но и не отвечает потребностям подрастающего поколения, переживает кризис; большая часть молодежи ее услугами не пользуется. Так, еще четыре года назад в Украине насчитывалось свыше 3 тыс. населенных пунктов, где не было ни одного учреждения культуры, 6,5 тыс. таких учреждений требовали капитального ремонта, около 500 находились в аварийном состоянии [21, 25\.

Духовность в значительной мере является производной от социально-экономических особенностей функционирования об щества. Так, имущественное расслоение населения в Украине и в других подобных ей по условиям странах, развитие коммерческого сектора создают объективные условия для предложения населению, \ прежде всего молодежи, "престижных" видов услуг в сфере орга-1 низации досуга: открываются казино, бары, ночные клубы, дискотеки, с которыми государственные учреждения культуры попросту неспо собны конкурировать на равных. Кроме того, мало кого (в том чис-, ле, к сожалению, и государство) интересует содержательная сторона, деятельности таких учреждений; в какой мере они действительно рас-; ширяют и развивают духовный мир молодых людей. '

Одной из важных основ любой национальной культуры является религия. Религиозные институты принимают активное и, действенное участие в формировании духовного мира человека. В условиях нестабильного развития общества популярность религий и культов особенно возрастает. Не находя решения своих больших и малых проблем в этом мире, многие граждане (молодежь — не исключение) с надеждой обращают свои взоры на другой мир.

Если говорить об оживлении интереса украинской молодежи к религии, то здесь в последние годы просматриваются две тенденции. Первая — возрождение у части молодежи интереса к традиционным религиям, исторически присущим Украине. И вторая — появление и бурный рост интереса к так называемым нетрадиционным религиям и культам (западным течениям христианства, восточным культам, оккультизму и т. п.). При этом интерес молодежи часто носит весьма поверхностный характер, не основан на достаточном знании сущности той или иной религии. Так, по данным российских исследователей, 75% опрошенных молодых людей знают Биб-

лию, Коран, Талмуд понаслышке: только 20% держали их в руках и пересматривали, всего 5% изучали и читали [14, 124]. К тому же молодые люди чаще всего определяют свое вероисповедание не по религиозным убеждениям, а по формально-этническому признаку: украинец — православный, поляк — католик, татарин — мусульманин и т. д.

Усиление влияния религии и церкви на молодых людей, повышение их интереса к религиям, особенно нетрадиционным, не дает основания считать, что возможно автоматическое утверждение в молодежной среде ценностей христианской морали. Скорее всего, такое утверждение само по себе будет происходить постепенно и длительно, а основным его средством будет не столько непосредственно религиозная община, сколько семья, семейное воспитание.

В ситуации экономической, политической и социальной нестабильности, которая характерна для Украины с 1991 г., серьезную озабоченность вызывает определенная политизация самих религиозных деятелей, межконфессиональное противостояние и конфликты, неоправданное распространение нетрадиционных религий и культов, деятельность зарубежных экстремистских религиозных центров. Пользуясь экономической, конфессиональной нестабильностью, несовершенством законодательной базы, они осуществляют свою деятельность и ведут пропаганду ценностей, которые не соответствуют духовным и историческим традициям украинского народа. Понятно, что такая деятельность четко сориентирована прежде всего на детей, подростков, молодежь.



infopedia.su

33 Природное, социальное и духовное в человеке. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

1 Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков

а) Анатомические особенности как биологического вида:

– Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности

– Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции

– Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

– Большой мозг и сложная нервная система

– Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка

– Длительная зависимость детей от родителей

– Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек)

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка)

2 С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованьями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.

3 На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.

4 Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

– Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке

– Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей

5 В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

– Концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими (натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

– Социологезаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)

О смысле жизни человека. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

1 Этим вопросы задаются многие

2 особенно остро из-за того что рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он осознает, что жизнь конечна.

3 Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни, должен верить в смысл своих поступков и действий; должен иметь свою более или менее ясную жизненную задачу.

4 Подавляют не хотят искать,знают уже с рождения Ищут и не находят Ищут и находят

5 Три подхода к решению этой проблемы:

1) Изначально присущий жизни в ее глубинных основаниях

2) За пределами жизни

3) Созидается самим субъектом - нет однажды заданного смысла

6 Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.

Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Отдельновзятые, они могут исказить, объеденить смысл жизни.

Гете: «Нет такой добродеятели из которой нельзя было бы сделать порок и наоборот»

Действительно, устремленностьь лишь к радости и наслождению может обернуться эгоизмом; Героизм, мужество могут породить жесткость... Жизнь состоит из противоречий. Умением преодолевать - вот что наполняет ее глубоким смыслом.

7 Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл:

1) Свобода побыждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери ипоражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

2) Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а вего достижении.

Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла.

Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.

Эйнштейн: Жизнь ради других - это минимальное и наивысшее условие возможности достижения подлинного смысла жизни.

Жизнь обредшая смысл не страшится смерти.

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни.

studfiles.net

Духовное развитие человека - виды ступеней

Духовное развитие человека - виды ступеней Ради этого он живёт и работает. Много ли надо одному? Некоторые так прожигают всю жизнь, остальные понимают, что этого для полноценной жизни мало и доходят до следующей ступени.

2. Человек - накопитель добра. Главный источник мирового негатива. Он основательно устраивает свою жизнь, обзаводится крышей над головой - Своим жильём. Осознав, что одному плохо - хочет любить и быть любимым, значит, создаёт семью, появляются и растут дети.

Человек становится добытчиком, он хочет жить лучше и лучше. Он добывает и тащит в дом всё, что может: покупается хорошая квартира или строится новый дом, желательно с евроремонтом, покупается мебель и остальная обстановка, одежда получше, еда повкуснее. Для детей - школа, а потом и институт попрестижней. и т.д. и т.п. Кажется, чем больше всего имеешь - тем больше уважения, авторитета, тем лучше живёшь и счастья больше. Кстати, большинство на этом уровне и тормозят до самой старости, а нередко и до самой смерти. Но не все. Многие с возрастом всё чаще задумываются: казалось бы, есть всё, о чём мечталось когда-то, а радости от всего этого - никакой. Всё чаще сравнивает себя с птичкой в золотой клетке. Уровень удовлетворения жизнью падает к нулю.

Многие уходят из этого мира, так и не поняв, в чём дело. А вот в чём: мало иметь! Нужно научиться искусству владеть, т.е. жить в ладу с тем, что имеешь.

Снова приходит радость бытия, но ненадолго. Постепенно она сменяется пониманием того, насколько ненадёжен мир материально богатства. Скажем, пожар - и дом сгорел. Остался без работы, без бизнеса - и спустя несколько месяцев - полный банкрот. Как быстро кончается сказка... и ради этого стоило горбатиться всю жизнь?

Пройдя огонь, воду и медные трубы в погоне за богатством материальным и поняв всю иллюзорность такого счастья, некоторые доходят до новой ступени Духовного Развития.

3. Человек - охотник за высшим знанием. На первом плане - ценность взаимоотношений (атмосфера) в семье, в обществе. Начинается познание законов мироздания. Даже потеряв всё, твоё знание всегда поможет восстановить всё необходимое. Осознав истинную ценность высшего Знания, т.е. того, что мы зовём Мудростью, человек любым путём старается его приобрести. Деньги и вещи отходят на задний план - они уже не так важны.

4. Человек Ведающий (обладающий высшим Знанием). Тот, кто познал Закон Истины - Силу Равновесия. Ничто не даёт такой радости бытия, такого спокойствия и уверенности, как высшее Знание. Без спешки, без суеты, без больших усилий и затрат человек быстро получает всё, что ему необходимо. Отныне он вне влияния каких-либо структур, ибо ни в чём не нуждается - один совет Ведуна люди ценят дороже любых денег. Порой кажется, что действия его противоречат здравому смыслу и логике вещей, но именно такие действия быстро, эффективно и легко дают по-настоящему надёжный и устойчивый результат.

Ничто не способно вывести Ведуна из равновесия, ибо он познал Высший смысл фразы "И это... пройдёт". Начинает казаться порой, что неведомые силы природы помогают ему. По-настоящему счастлив достигший этой ступени Духовного Развития. О таком только мечтают, но... Есть люди, кому и этого мало. Им нужна теперь полная Свобода Действий. Наш трёхмерный мир им уже слишком тесен.

5. Человек - Чародей. Или полубог. Редкость для нашего времени, но такие всё же есть. Они, как правило, покидают семьи, общество людей, ибо в это время люди им просто мешают. Они совершенствуют своё духовное начало. Многомерный Дух чародея, заключённый в тесную трёхмерную оболочку, наконец-то, получает долгожданную Свободу и творит невероятное. Человек уже не живёт по законам Природы трёхмерного мира - нет, теперь он ими управляет, поскольку сумел постичь и принять закон многомерности. Он практически всесилен и неуязвим.

Добро и Зло - таких понятий для него не существует, ибо и то, и другое - необходимо, убери одно - исчезнет другое и вселенная прекратит своё существование. Начиная с уровня Чародея и выше - это люди - источники Мирового Позитива. И не от доброты своей, а оттого, что позитив даёт ему Силу, а негатив - её отнимает. Но позитив нужно дарить.

Кому? людям. Так к Чародею приходит необходимость возвращения к людям, от которых он уходил. Значит, теперь он достиг новой ступени Развития...Думаю, пяти ступеней Духовного Развития, о которых я вам рассказал, пока достаточно. Я знаю, что не за горами время, когда на четвёртую ступень Духовного Развития взойдёт большая часть людей. И это будет нормально. А пока... чем больше вас будет стремиться к этому уровню, тем выше шансы у ваших детей и внуков пойти дальше.Продвигаясь по ступеням Духовного Развития, человек постепенно меняет восприятие окружающего мира и своего места в нём. Это - естественный процесс со своими "ступенями".

Вот как это происходит:

1. Низшая ступень - "Человек-эгоист". Озабочен только собой, своими желаниями и стремлениями, по принципу: "было бы мне хорошо, а на остальных - плевать с высокой колокольни". Много таких живёт среди нас, верно? Они - "дитятки неразумные", ибо придя в наш мир "пройти свой урок и сдать экзамен" - лишь существуют с закрытыми глазами. Чем дольше так живут - тем больней Прозрение. А оно ждёт их всех. И хуже всего, если придёт оно лишь перед самой смертью, с осознанием, что зря жил, так и не сделав того, ради чего, собственно, приходил в этот мир. А также осознание того, что ждёт теперь его Дома (после ухода из этого мира). Но, всё же, большинство людей эту ступеньку преодолевают ещё в детстве и идут дальше.

2. Человек - патриот рода. Его представления о себе неразрывно связаны со своей семьёй, в детстве - с ребятами своего двора.

Любовь к дому, к роду, к краю - та прочная основа потребности любить и гордиться своей Родиной и её историческими корнями, своими обычаями и традициями. У одних это проявляется явно, у других - скрыто, но оно есть. И случись беда - без раздумий встают люди на защиту дома, семьи и отечества, меньше всего думая при этом о себе. Именно такой рост самосознания превращает человека из винтика и РАБотника в Сотрудника. На этой ступени приходит понимание, что благосостояние государства меряется благосостоянием каждого его гражданина. Развивая эту мысль, человек приходит к новому открытию - есть ещё и внешние факторы.

3. Человек - патриот Земли. Обычно эта ступень социального самосознания соответствует периоду окончания третьей ступени Духовного Развития. Приходит понимание, что рост благополучия одного народа за счёт другого народа - это всегда в конечном итоге путь в никуда. Вот чего не понимали и никогда не поймут "серые" вороги (мечтатели о мировом господстве), ибо ущербны по природе своей (отсюда и стремление доказать всему миру обратное).

Есть в Природе два важнейших закона - закон Равновесия и закон Сохранения. В соответствии с этими законами многомерной Природы рушатся великие империи, гибнут развитые цивилизации, периодически происходят на Земле всесокрушающие катастрофы и катаклизмы. Немало людей за последние десятилетия взошли на эту ступень и, пренебрегая собственным благополучием, здоровьем и жизнью, пытались донести до человечества пагубность всех видов противостояний и войн, внедряемых технологий, и не только военных, пагубность выбранного способа Глобализации экономики и т.д. и т.п. Но предлагаемые этими Людьми альтернативы никак не устраивали недавних, да и сейчас ещё многих "у руля стоящих".

И тогда. не в силах преодолеть сопротивление верных рабов Золотого Тельца, эти Люди создают свои школы, обучающие курсы, образовательные программы, посредством которых доносят до конкретных людей своё знание. Сами же, продолжая восхождение по пути Духовного Развития, скоро приходят к его четвёртой ступени "человек Ведающий". Ну и т.д.

Таким образом, рост социального самосознания является неотъемлемой частью Духовного Развития. Вот теперь оцените, на какой ступеньке социального самосознания Вы стоите?

Взято из открытых источников.

www.sunhome.ru