Похоронные традиции в Исламе. Обряды, законы шариата. Законы шариата для женщины список


Ислам для всех! - Законы шариата и женщины

  Джассер Ауда (Jasser Auda)

Женский вопрос стал настоящим испытанием для нынешней исламской реформы. Потому что беспочвенная и несправедливая привычка делать различия между мужчиной и женщиной глубоко укоренилась в умах многих людей и народов, будучи унаследованной от времен упадка исламской цивилизации.

Прежде всего, необходимо провести четкую черту между:

Исламом и мусульманами.

Исламским шариатом и исламскими мазхабами (школами юриспруденции).

Священными текстами и их толкованиями.

 
Ислам и мусульмане

Во-первых, мы должны различать между собой ислам и мусульман. Не обязательно в негативном смысле. Тем не менее, принципиально важно отделять (настолько, насколько это возможно) религию ислам от ее последователей, мусульман. То, что мусульмане делали или делают, не обязательно правильно с точки зрения ислама.

Мусульмане должны верить в главные постулаты ислама, однако, кроме этих постулатов, то есть сердцевины веры, ислам, не переставая оставаться все той же религией, в каждой культуре может принимать и принимает самые разные формы.

В некоторых из этих культур общественное устройство, вцелом, было направлено против женщин, и истинному ученому приходилось бороться, чтобы внедрить в таком обществе исламские ценности справедливости и равенства всех людей.

Один пример такого социального устройства – фактический запрет входить в мечеть мусульманкам, и это несмотря на четкое указание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение):

«Не мешайте рабыням Аллаха ходить в мечети Аллаха» (аль-Бухари),

а также несмотря на то, что Пророк (мир ему и благословение) в своей мечети вел молитвы для мужчин и женщин.

Еще один пример из современности: во многих исламских странах женщинам не разрешено водить машину, несмотря на то, что мусульманки занимались подобным еще со времен супруги Пророка Аиши, которая, по сути, провела целое сражение, сидя на своем верблюде («битва верблюда», мавки’ат аль-джамал). И таких примеров можно привести множество.

Точно так же важно не путать ислам и историю исламского мира, который знал победы и поражения в том, что касается прав женщин.

Мы, мусульмане, должны признать, что в истории исламского мира накопился немалый багаж поистине антиисламского отношения к женщине с той точки зрения, с какой права женщины упоминаются в священных текстах и источниках исламского права.

Возьмем хотя бы понятие «гарем», когда богатый или могущественный мужчина фактически держит в неволе множество женщин и пользуется ими на свое усмотрение как наложницами. Хвала Аллаху, этот антиисламский обычай давно в прошлом.

Другой пример – убийства чести, которые в некоторых регионах (в частности, в Пакистане, Нигерии, Иордании) происходят и в наши дни иногда «во имя ислама», несмотря на то, что этот обычай совершенно очевидно противоречит исламу и не имеет прецедентов в исламском праве.

Кроме того, важно различать ислам и политику мусульман. Ислам, как образ жизни, естественно не может не охватывать и политику и вопросы руководства. Однако политические посты, даже если их занимают на основании определенных исламских ценностей, не обязательно подразумевают соблюдение исламских принципов.

Что касается женщины, то существует тонкая, но очень прочная связь между многими фатвами, направленными против женщин (подобными тем, что приведены выше) и определенной политической программой.

 
Шариат и мазхабы

Не менее важно не смешивать шариат и исламские правовые школы (мазахиб аль-фикх). Негативные смысловые оттенки слова «шариат» в сознании жителей Запада возникли в результате того, что это слово чаще употреблялось для обозначения различных телесных наказаний в некоторых странах, совершаемых во исполнение исламского закона, причем подобного рода кары, к сожалению, обычно применялись к слабым и бедным, а не к богатым и могущественным.

Впрочем, слово «шариат», как оно используется в Коране, означает лишь «явленный свыше путь или образ жизни» (Коран, 5:48, 45:18). А потому, шариат регулирует все, что касается ислама, и его главное значение – «исламский образ жизни».

Что касается школ фикха, то слово «фикх» в разных формах употребляется в Коране и хадисах, в большинстве случаев, для обозначения понимания, осознания и получения знаний о религии (например, Коран, 4:78, 6:25, 9:122). Однако в исламских школах юриспруденции слово «фикх» практически всегда значит «знание практических решений».

Принципиально важно понимать, что шариат был явлен, но фикх – нет! Шариат – это то, что сказал Аллах в Коране, и чему учил мусульман Пророк, а фикх – это понимание этого явленного знания учеными, жившими в разные эпохи и в разных странах, и выражение ими своего мнения с целью применения шариата в реальной, окружающей их, жизни.

Итак, в общем и целом можно сказать, что фикх напрямую связан с обществом и обстоятельствами, в которых он применяется, он не обязательно отражает заповеди Аллаха и не обязателен для исполнения нами, живущими в наших обстоятельствах.

Конечно, в исламе есть универсальные вопросы, и решения по ним касаются всех без исключения мусульман. В этих областях мы должны спрашивать мнения факихов.

Но в данном случае мы имеем в виду вопросы, касающиеся изменяющихся обстоятельств и, в частности, вопросы, связанные с женщинами, которые, на мой взгляд, много страдали от дискриминации со стороны ученых – вопреки исламскому шариату (явленному образу жизни).

 
Священные тексты и их толкования 

Священные тексты универсальны, но их толкования меняются в зависимости от времени и обстоятельств. 

Впрочем, не любое толкование считается действительным. Например, действительное толкование не может изменять смысл настолько, что, в конце концов, это приводит к полному искажению очевидного значения, которое вероятнее всего подразумевается в Коране или хадисе Пророка ислама (мир ему и благословение). 

В этом отношении необходимо понимать, что представление об исламе в сознании мусульман сформировали определенные исторические интерпретации, хотя это не единственный возможный и истинный вариант интерпретации. 

Позвольте упомянуть один пример из Корана. Это аят 53 суры «аль-Ахзаб», получивший название «аят завесы» (аят аль-хиджаб):

«Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец» (Коран, 33:53) 

Аят (это видно из контекста данной главы и исторических условий) относится к особым правилам для сподвижников, которым они должны следовать, приходя в дом к Пророку. Он был явлен после того как Умар ибн аль-Хаттаб предостерег Пророка о том, что некоторые его посетители не достаточно уважительно относятся к его женам (смотреть, например, тафсир аль-Шаукани, «Фатх аль-кадир»). 

Тем не менее, было заявлено, что этот аят отменяет многочисленные упоминания о том, что мусульманкам разрешается вести нормальную жизнь. Исходя из этой интерпретации, не имеющей оснований ни в Коране, ни в хадисах, были изданы следующие фатвы:

1. На основании принципа отмены Ибн Хаджар запретил мусульманским женщинам вообще выходить из дому (Ибн Хаджар, Фатх аль бари шарх сахих аль Бухари, т.1, с.249). Это противоречит тысячам хадисов и множеству аятов, которые, по мнению ученого, этот аят «юридически отменяет».

2. Аль-Кади Ияд запретил всем вообще мусульманкам разговаривать с мужчинами (имам аль-Навави цитирует аль-Кади Ияда в «Шарх аль-Навави ала сахих Муслим», т. 8, с.184). Это также противоречит тысячам хадисов и множеству аятов, которые, по мнению ученого, этот аят «юридически отменяет».

3. Аль-Мубаркафури запретил мусульманкам рассказывать хадисы (Абул-‘Ила аль-Мубаркафури, Тухфат аль-Ахвази, т.4, с.179). Этот запрет, очевидно, противоречит тысячам хадисов, переданных сподвижницами Пророка, без которых наше знание ислама было бы неполным.

4. Абади запретил женщинам ходить в гости к мужчинам и принимать их в гостях (Аль-‘Азим Абади, Аун аль-Ма’буд, т.5, с.263), это также противоречит многим достоверным хадисам и аятам.

5. Ибн Таймийя, основываясь на том же аяте, запретил мусульманкам открывать лицо на публике (Кутуб ва Раса’ел ибн Таймийя фи аль-фикх, Мактабат ибн Таймийя). Он тоже интерпретировал этот аят как отменяющий другие аяты и хадисы. 

Таким образом, важно проводить разграничения между исламом и мусульманами, шариатом и мазхабами, писаниями и толкованиями писаний. 

Источник: OnIslam

islam.plus

Законы Шариата

 Не так давно у меня состоялся любопытный разговор с одним христианином, который пытался доказать мне полезность и исключительность своей религии. Одним из аргументов, прозвучавших в споре, был следующий: «Христианство защищает Европу и Россию от экспансии ислама», на что я ответил, что прекрасно проживу и при законах шариата, чем вызвал у христианина неконтролируемый приступ весьма эмоционального словоизвержения. Дальнейший ход беседы показал, что мой оппонент практически ничего не знает об исламе от которого он так бесстрашно защищает «Святую Русь», и дискуссию пришлось на время прекратить.

 Практика показывает, что этот христианин не одинок в своем невежестве. Впрочем, невежество это не всегда является следствием глупости самого человека, порой пропаганда способна задурить людям мозги похуже тяжелых наркотиков. Здесь мне хотелось бы привести один малоизвестный факт. В послесловии к «Сатанинским стихам» Салмана Рушди переводчица, скрывавшаяся под псевдонимом Анна Нэнси Оуэн, писала: «…в переводе «Сатанинских стихов» заинтересованы высокопоставленные лица в Кремле (в связи с созданием так называемого Всеобщего Антиисламского Фронта) и в Московской Патриархии (понятное дело, в связи с нежелательной конкуренцией)».

 Ислам, как и любую другую религию, можно и нужно критиковать, однако подобная критика должна основываться на фактах и знании материала, а не на истерических выпадах, смысл которых почти всегда сводится к утверждению, что «наш политический строй и религия самые правильные, а все, кто с нами не согласен — мерзавцы и негодяи». Что касается нетерпимости и стремления религий подчинить все сферы повседневной жизни человека, то ислам в этом отношении ничуть не лучше и не хуже христианства, особенно учитывая их коренное родство. Расхожее выражение «мирных религий не бывает» следовало бы дополнить другим: «бесполезных религий не бывает тоже». Как бы кто не относился к исламу и его законам, личная неприязнь не может служить оправданием невежества, а с невежеством необходимо бороться, особенно в наш «просвещенный» век самозваных всезнаек.

 Сегодня многие люди вздрагивают при слове «шариат» и спешат выразить свое осуждение в отношении исламских фанатиков, насаждающих его в тех странах, где им удалось захватить власть. При этом обыватель ничего не знает об этом своде законов, основанных на Коране и сунне, кроме разве что запрета на употребление алкоголя и поощрения многоженства. Все остальное покрыто мраком, порождающим страх перед неизвестностью. Большинство тех, кто отрицательно относится к законам шариата, никогда их не читали и не прочтут. О великой арабской культуре, подарившей миру множество гениальных поэтов, зодчих и ученых, они судят по выпускам новостей, в которых показывают озверелые толпы, сжигающие американские флаги и портреты европейских политиков. Имена Омара Хайяма, Ибн Сины, Раби’а ал-Адавийи, Насир-и-Хосрова, Шах-Джахана и многих других им ничего не говорят. В мусульманах хотят видеть только врагов, а шариат — это просто страшное слово, ставшее для многих синонимом мракобесия и терроризма. Однако действительность всегда сложнее и удивительнее, чем на экранах телевизоров, поработивших разум современного человека, и познать ее можно лишь на собственном опыте, а никак не сидя дома на диване и лениво переключая каналы в поисках чего-нибудь «интересненького».

 Шариат (от араб. шариа — прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) представляет собой ряд правовых и теологических нормативов, определяющих действия и поступки людей. В качестве мусульманского права он используется в Иране, Судане, Пакистане и некоторых других странах Азии. В шариате все поступки людей делятся на 8 основных категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими и мустакрух, в которых подробно описываются обязательные, необязательные и запрещенные действия, касающиеся повседневной жизни, религиозных обязанностей и взаимоотношений между мусульманами.

 Нет смысла приводить здесь все предписания шариата, поскольку они есть в открытом доступе, и каждый может ознакомиться с ними самостоятельно, если имеет такое желание. Я приведу лишь несколько, с моей точки зрения, интересных, оставив в стороне самые странные, вроде запрета дуть на воду и заходить в туалет без головного убора. Объяснение и толкование этих законов я оставляю специалистам.

Фарз

Фарз Фарз — это обязательное действие, требующее строгого исполнения. За невыполнение фарза без уважительных причин полагается строгое наказание. Фарз бывает двух видов: фарз айн и фарз кифая. Фарз айн является обязанностью каждого мусульманина, например пятикратная молитва. Фарз кифайя — это действия, предписанные всей общине, исполнять которые могут лишь некоторые ее члены, с остальных эта обязанность снимается. Если никто не выполнит положенных действий, то вся община будет считаться грешной.

Фарз айн

«Изучая природу, видеть в ней могущество и величие Аллаха».

«На суде будучи свидетелем, говорить только правду, не искажать действительность».

«Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата».

«Одеваться по мере необходимости».

«Каким бы то не было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину».

«Наследники обязаны полностью рассчитаться с долгами, даже если им и не досталось от наследства ничего».

«Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия».

«Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности».

«Если зарекся (дал обет) нужно исполнить, коли это не выходит за рамки шариата».

Фарз кифая

«Производить общественно-необходимые средства производства и средства потребления».

«Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованию».

«Оказывать помощь калекам, беспомощным, больным, у которых нет содержателей».

«Воспитывать сирот».

Важиб

Важиб, как и фарз, обязывает выполнять установленные предписания. Отличие от фарза заключается в том, что человек, не исполняющий фарз переходит в категорию неверных, а тот, кто не исполняет важиб становится грешником.

«Учащийся (шакирд) обязан подчиняться и уважать своего учителя».

«По возможности оказывать помощь людям и животным, оказавшимся в трудном положении».

«Сказать покупателю о недостатках своего товара».

«Если кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступиться, рассказать правду».

«Не таить обиду более трех дней. По истечении этого срока необходимо помириться (если это не вредит его вере)».

«Вырабатывать в себе хороший характер».

«На каждое обстоятельство (вещь) смотреть осмысленно и уметь извлекать для себя урок».

«Человек, знающий ответ на поставленный вопрос обязан отвечать».

«Родители обязаны обучать своих детей вопросам религии, ритуалов, культуры и др. или нанять обучающего».

«Имеющему две жены — обеспечить равенство и справедливость между ними».

Суннат

Суннат — это действия, которые выполнял пророк, неисполнение которых не считается большим грехом.

«Оказывать почет пожилым людям, ученым».

«Услуги и почтения оказывать соответственно по заслугам человека. Например, отношение к ученому или шейху не может сравниться с отношением к невежде».

«В хозяйственных вопросах необходимо советоваться с женой».

«Больному показаться врачу, проводить лечение».

Мустахаб

Мустахаб — действия, часто выполняемые пророком, неисполнение которых не считается греховным.

«За столом вести себя прилично».

«Для ликвидации самовосхваления одевать одежду, имеющую заплатки».

«При приглашении на угощение необходимо явиться даже к самому бедному человеку, если нет сомнения в чистоте пищи».

«Стараться быть в дружбе с умными, имеющими неплохой характер, людьми».

«Друзьям, близким людям наедине намекнуть о недостатках».

«Выращивать полезные лесонасаждения».

«Если продавший раскаивается и хочет взять свою вещь обратно, следует вернуть ее, не требуя за это что-либо».

«Если раскаивается покупатель и хочет вернуть купленную вещь назад — хозяину надо взять ее, вернув полностью полученную сумму».

«Разрешается пользоваться новшествами, не противоречащими духу ислама и шариата».

«Научиться писать красиво».

Мубах

Мубах — это необязательное действие, не ведущее ни к греху, ни к заслуге. В эту категорию попадает все, что не предписывается и не осуждается шариатом.

«При крайней необходимости для лечения употреблять недозволенные напитки или продукты, если это рекомендует надежный знающий врач».

«Говорить за глаза о тиране, несправедливом».

«Не запрещается физически сильным мужчинам, имеющим состояние, способным обеспечить равенство и справедливость, жениться на двух (до четырех) женщинах. Если нет перечисленных условий — не разрешается».

«Пить напитки, безвредные для организма и не оказывающие опьяняющего действия».

Харам

Харам — то, что категорически запрещено. Бывает двух видов: харам зулми и харам гайри зулми. Харам зулми наносит вред другим людям, но не тому, кто его делает. Харам гайри зулми причиняет вред лишь тому, кто его производит. Сюда относится, например, потребление недозволенного.

Харам зулми

«Бить животных по морде».

«Издеваться, пытать людей, живых существ».

«При купле, продаже, взвешивании нарушать справедливость с целью присвоения чужого имущества, денег».

«Продавать испорченные, бракованные товары, выдав их за хорошие, и по цене, установленной за качественный товар».

«Использовать для своих целей имущество сирот».

«Держать у себя заработок рабочего, не выплачивая его сразу».

«Злоумышленно воспрепятствовать кому-либо пользоваться общественным достоянием, например, водой».

«Добавлять в золотые и серебряные деньги примеси и выдавать их за чистые».

«Приписывать кому-либо то, чего он не имеет».

«Доносить на безвинного и наговаривать на него неимеющиеся недостатки несправедливым руководителям».

«Сплетничать вообще, передавать разговор тому, о ком шла речь».

«Спорить с целью победы в пустых и бесполезных разговорах».

«Бить слуг».

«Беспокоить соседа, вредить ему».

«Оказывать содействие в делах несправедливому или тирану».

«Обмануть покупателя, не сказав ему о недостатках своего товара».

«Бранить, позорить ученого».

«Позорить и унижать бедных за их положение».

«Нарушать взятое обязательство, слово».

«Вышестоящим органам, руководителям допускать жестокость и несправедливость по отношению ко всем подчиненным лицам».

Харам гайри зулми

«Верить словам гадалок, предсказывающим по звездам».

«Любить мирское только ради мирской жизни».

«Брать взятку в судебных и торговых делах, даже если стараешься поступать справедливо, не принося ни малейшего вреда обеим сторонам».

«Причислять себя в мыслях к святым и слишком богобоязненным за свою исполнительность и добропорядочность перед шариатом (долг человека — быть добропорядочным перед шариатом, а оценку дает Аллах, что неведомо человеку до дня суда)».

«Просить Аллаха сделать кому-либо зло, недоброе дело».

«Выбрасывать излишки, оставшиеся продукты».

«Голодая по собственному желанию, довести свой организм до состояния, в котором не в силах совершать молитвы».

«Есть мертвечину (мясо животных, которые не были зарезаны)».

«Избирать на руководящие должности жестоких».

Макрух тахрими

Макрух — поступки, которые пророк запретил, однако совершение этих действий не делает нарушителя неверным.

«Обучать занятиям человека, который в силу своего невежества не способен к познанию».

«Заявиться без приглашения на какое-нибудь пиршество».

«Мочиться против ветра».

«Ходить с намерениями прожить долго и проделать много дел».

«Противостоять правде, чтобы не оказаться в числе побежденных».

«Держать в комнате собаку».

«Величать и почитать богатого за его положение».

«Смеяться над человеком, который ошибочно или нечаянно поступил неверно».

«Агитациями довести человека до такого состояния, что он из нейтрального состояния может принять противоположную сторону».

Мустакрух

Мустакрух — это действия, от которых пророк воздерживался, поскольку они говорят о невоспитанности человека.

«Наблюдать за принимающим пищу».

«Есть очень много».

«Есть что-либо, приносящее вред организму».

«Подходить ближе трех аршинов к человеку, больному заразной болезнью».

«Брать деньги в долг для угощения гостя (мусульманин должен довольствоваться тем, что имеется)».

«Жить в деревне, на селе, где нет врача».

«Брать милостыню, подаяние от человека, который беднее его».

Источник

 

 

taboo.su

Из законов исламского шариата\МАКРУХ ТАХРИМИ ---\список грехов 2\

01:16 pm - Из законов исламского шариата\МАКРУХ ТАХРИМИ ---\список грехов 2\

Все действия людей [в ШАРИАТЕ] подразделяются на 8 категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими, мустакрух.Макрух - это действие, которое Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать. Кто не делает макрух, сознательно боясь греха, тому будет награда от Аллаха - сауаб. Совершающий будет грешным. Кто опровергает и говорит, что эти действия можно делать - становится грешником, хотя и не переходит в категорию неверующего. Наиболее распространенные макрух тахрими совместно с предлагаемыми харамами составляет 320 пунктов.

-----------------------------------------------------

1. Для поднятия своего настроения петь песни. 2. Слушать песни, музыкальные мелодии. 3. Ради настроения играть на музыкальных инструментах. 4. В настроении танцевать под музыку. 5. Слушать музыкальные игры, передачи. 6. Аплодировать выступающим. 7. Хранить в доме музыкальные инструменты, даже если не играешь на них. 8. Принимать участие в играх на деньги. 9. Пить безалкогольные дозволенные напитки с целью поднятия настроения . и веселого времяпровождения. 10. Обучать занятиям человека, который в силу своего невежества не способен к познанию. 11. Забывать аяты и суры из Корана, которые ранее знал. 12. Читать вслух Коран перед занятыми, работающими людьми. 13. Ставить куда попало Коран, бумаги с аятами, религиозные книги. 14. Сжигать листы с аятами или другие бумаги, на которых написаны ценные мысли, хорошие слова. 15. Держать в руках Коран без чехла оскверненным женщине и мужчине: держать без тахарата. 16. Держать и читать Коран оскверненным мужчине и женщине: женщине в период месячных и после родов (можно лишь говорить необходимые устные дуъа): нельзя читать Коран, не имея тахарат. 17. Оскверненному, или мужчине без тахарата, читать призывы к молитве (азан уа камат). 18. Оскверненным, а также женщине в период месячных входить в мечеть. 19. В мечети вести мирские разговоры. 20. В мечети совершать мирские дела (например, купля-продажа). 21. В мечети для того, чтобы пробраться на первые ряды, перешагивать через людей. 22. Сидеть в мечети в некультурной позе, играя с усами или бородой, щелкать пальцами, скрестить руки. 23. В мечети ковырять зубы, нос или уши. 24. Громко чихать, зевать, делать отрыжку в помещении мечети. 25. В мечети сидеть в горделивой, хвастливой позе. 26. В помещении мечети плевать и сморкаться. 27. Отвлекаться, разговаривать, когда имам читает проповедь или совершает ритуал. 28. Нельзя в мечети молиться, когда имам во время пятничной молитвы читает проповедь. Если начал намаз до проповеди - докончи. 29. Проходить перед молящимся человеком (если есть занавес, можно). 30. Во время чтения призыва к молитве приветствовать кого-либо или отвечать на него. 31. Во время призыва к молитве разговаривать на мирские темы. 32. Совершать мирские дела во время призыва к молитве. 33. Прервать без причины молитву или уразу, которые, намерившись, человек начал по собственному желанию. Однако, если добросовестно приступил к уразе и тебя до обеда пригласили в гости или наоборот, пришли гости, то разрешается прервать уразу. После обеда не разрешается. 34. Читать молитву в запрещенное время (когда восходит солнце, ровно в полдень и др.) 35. Читать добровольные молитвы в период утренней зари до восхода солнца или после предвечерней (третьей) молитвы до захода солнца. 36. Держать уразу в определенные дни. 37. Держать уразу на второй день, если после уразы предыдущего дня ничего не ел. 38. Держать женщине добровольно уразу без согласия мужа. 39. В праздничный день жертвоприношения и в последующие 4 дня совершать паломничество. 40. Быть имамом во время молитвы человеку, который знает, что молящиеся за ним не желают этого. 41. Есть и пить, не сказав "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного" на арабском языке. 42. Оскверненному человеку садиться за стол не омывшись, не вымыв руки, не прополоскав рот. 43. Принимать пищу левой рукой. 44. Принимать пищу без головного убора. 45. Заявиться без приглашения на какое-нибудь пиршество. 46. Кушать у кого-либо, если чувствуешь, что хозяин не желает этого. 47. Брать в гостях еду перед другим человеком. 48. Студить пищу или напиток, дуя на него. 49. Критиковать пищу словами: твердый, сырой, недоваренный, пережаренный и т. п. Что подали - надо молча есть. 50. Обнюхивать хлеб и другие продукты. 51. Ставить на хлеб что-либо. 52. Подставлять куски хлеба под тарелку. 53. Вытирать о хлеб нож и др. 54. Ломать хлеб одной рукой. 55. Кушать в горделивой позе, лежа на боку, облокотившись. 56. Есть и пить стоя. 57. Будучи в гостях, взять со стола что-либо без разрешения, чтобы унести домой. 58. Кушать лежа на животе. 59. За столом рассказывать неприятности. 60. Вставать со стола, пока не уберут еду. 61. За скатертью беспокоить кого-либо, просить пересесть. 62. Без приготовления пиршества начинать ритуал бракосочетания. 63. Отказываться, когда дают приятный напиток, угощают. 64. Сидеть и не приступать к еде, после того, как она подана. 65. Заходить в туалет правой ногой (положено левой). 66. Выходить из туалета левой ногой (положено правой,т. е. в отхожие места вначале ступает левая нога и позже выходит, иначе наоборот). 67. Заходить в туалет, имея при себе аяты Корана, молитвы. 68. Испражняться в комнате, дома. 69. Заходить в туалет без головного убора. 70. Испражняться, мочиться стоя. 71. Испражняться, мочиться на расстоянии, меньше 40 шагов от мечети или могил. 72. В туалете совершать полное омовение или тахарат. 73. Подмываться правой рукой. 74. При испражнении смотреть на свои половые органы. 75. Смотреть на свое испражнение. 76. В туалете слишком раскрываться. 77. Испражняться, мочиться в воду. 78. Под деревьями. 79. Мочиться против ветра. 80. Испражняться, мочиться на дорогу ,зелень. 81. На глазах у людей. 82. Сидеть передом или спиной, в сторону Киблы, т. е. по направлению к Каабе (следует сидеть боком). 83. В открытой местности садиться для оправления против солнца или луны, или спиной к ним. Если их не видно - хоть как. 84. Разговаривать в туалете во время оправления. 85. Использовать при подмывании правую руку. 86. Во время призыва к молитве испражняться или мочиться. 87. Подтираться бумагой, травой, сеном, листьями и другими, имеющими ценность, материалами (можно твердой землей). 88. Приветствовать человека в туалете. 89. При оправлении отвечать на приветствие. 90. Ходить перед людьми потираясь и прислушиваясь. 91. При приветствии друг друга наклонять голову или прикладывать руку к груди. 92. Приступать к разговору до приветствия. 93. Приветствовать человека, который мочится. 94. Здороваться первым с неверным, если же он первым поприветствует - следует ответить. 95. Сморкаться правой рукой. 96. Держать без крайней необходимости свои половые органы. 97. Приветствовать человека, совершающего харам. 98. Без вынужденной необходимости испускать газы в обществе. 99. Мочиться в гнездо мелких животных, насекомых (например, в муравейник). 100. Выбрасывать на дорогу и улицу нечистоты. 101. Оставлять длинные усы под носом, которые могут попасть в рот. 102. Оставлять бороду короче четырех пальцев. 103. Мужчинам часть волос на голове состригать, другую - оставлять. 104. Мужчинам сбривать усы, бороду. 105. Женщинам резать волосы. 106. Выдергивать седые волосы с головы, бороды, усов. 107. Выдергивать волосы с лица, между бровями. 108. Мужчинам красить волосы и бороду в черный цвет (можно в желтоватый и в коричнево-красный). 109. Мужчинам подкрашивать руки и пальцы хной. 110. В оскверненном виде удалять волосы. 111. Стричь ногти в оскверненном состоянии, в период месячных, после родов. 112. Откусывать ногти зубами. 113. Стричь ногти по субботам, воскресеньям, вторникам и средам (следует стричь в понедельник, четверг и в пятницу). 114. Отращивать ногти более 40 дней. 115. Не убирать положенные для удаления волосы более 40 дней. 116. Разбрасывать состриженные волосы и ногти куда попало (не зарывая в землю). 117. Женщинам добавлять волосы к своим волосам. 118. Подтачивать зубы, чтобы показать их красивыми. 119. Женщинам посещать общественную баню. 120. Женщинам по выходе на улицу одевать сверху красиво украшенную одежду. 121. Производить чем-либо (тушью, например) татуировку кожи, наносить подкожные надписи. 122. Женщине выходить в путь одной, без мужа или родствеников. 123. Слушать гадалок, предсказывающих будущее, даже не веря им. 124. Без крайней необходимости клясться именем Аллаха. 125. Продавцу клясться в хорошем качестве своего товара. 126. Одевать одежду, носимую неверными. 127. Малолетним мальчикам носить одежду из шелка. 128. Носить грязную, нечистую одежду (попали брызги мочи и другое). 129. Носить чрезмерно хорошую или наоборот, плохую одежду, вызывающую удивление людей. 130. Мужчинам носить ярко-красную или ярко-желтую одежду. 131. Носить брюки ниже щиколоток. 132. Просить Аллаха о смерти, 133. Ходить с намерениями прожить долго и проделать много дел. 134. Покидать город, в котором распространена болезнь (эпидемия какого-либо заболевания). 135. Въезжать в город, район, в котором распространена эпидемия заразных болезней. 136. Плача идти за покойником и рассказывать его хорошие дела, поступки, расхваливать. 137. Противостоять правде, чтобы не оказаться в числе побежденных. 138. Спорить, не зная истины, основываясь на интуиции, догадках. 139. Хвалиться тем, чего нет. 140. Расхваливать кого-либо тем, чего он не имеет и не заслужил. 141. Рассказывать анекдоты, небылицы, чтобы рассмешить людей. 142. Рассказывать пошлости, от которых людей бросает в краску. 143. Просить у кого-нибудь что-нибудь употребляя "ради Аллаха". 144. Не выполнять просьбу, сопровожденную словами "ради Аллаха". 145. Напоминать и упрекать своими подарками, милостынями. 146. Говорить полезные слова сверх необходимого. 147. Говорить пустые слова. 148. Надоедать многократными повторениями при просьбе чего-либо. 149. Говорить принужденно, чтобы речь выглядела красивой. 150. Насмехаться над разговорами и прозвищем человека. 151. Много смеяться без причины, когда не смешно. 152. Рассказывать небылицы, не приносящие вреда. 153. Носить перстень из меди, железа, бронзы. 154. Вешать в доме картины с изображением животных, людей (фотографии). 155. Держать в комнате собаку. 156. Уважать и возвышать несправедливых, жестоких. 157. Целовать руку кому-либо, кроме отца, матери, учителя или ученого. 158. Просить у Аллаха что-либо для себя. 159. Не выполнить свое обещание маленькому ребенку. 160. Питаться мясом не определенных для еды животных, таких как конина, мясо ласточки, летучей мыши. 161. Употреблять в пищу кишки и желудок животных. 162. Пить и использовать для омовения воду, которую пили кошка, куры, дикие птицы. 163. Есть непищевые растения (солому и др. ) 164. Резать животное тупым ножом. 165. Резать животное вечером или ночью. 166. Точить нож после того, как животное свалено. 167. Точить нож перед глазами животного. 168. Резать шею до спинного мозга (достаточно перерезать 2 кровеносные артерии, пищевод и глотку). 169. Перерезать шею полностью. 170. Разлучать малое животное от матери, продав его отдельно, или же зарезав одного. 171. Резать животное со стороны спины. 172. Приступать к снятию шкуры, пока животное полностью не успокоилось. 173. Направлять при резании животного в какую-либо другую сторону, кроме Киблы. 174. Резать дойное животное. 175. Резать животное, близкое к расплоду. 176. Резать очень молодое животное. 177. Охотиться ради развлечения и провождения времени. 178. Резать верблюда близко к голове. 179. Резать близко к туловищу другое животное, кроме верблюда. 180. Делать метки на животных путем отрезания ушей, носа, рог или ставить клеймо раскаленным железом. 181. Воздерживаться без причины от женитьбы человеку, имеющему возможность содержать семью. 182. Разводиться с женой без причины и без твердого основания на это. 183. Разорвать без причины дружбу со своим другом. 184. Наблюдать и наслаждаться совершающимся харамом. 185. Без крайней необходимости составлять компанию с развратными, беспутными людьми. 186. Ходить в места, создающие нехорошее впечатление. 187. Оставлять на дороге найденное имущество, боясь хлопот, связанных с разыскиванием хозяина. 188. Кушать у человека, если есть сомнения в чистоте его богатства (если накоплено и приобретено за счет средств, запрещенных шариатом - не разрешается есть его пищу). 189. Жить в доме, если есть сомнения, что он приобретен на ворованные средства, деньги. 190. Носить сомнительную, т. е. в смысле - ворованную, приобретенную запретными путями, средствами одежду. 191. Пользоваться сомнительным богатством. 192. Спать от рассвета до восхода солнца, между предвечерней и вечерней молитвами, между вечерней и последней молитвами. 193. Спать лицом вниз 194. Спать, вытянув ноги в сторону Киблы. 195. Спать, положив ноги на книги. 196. При взятии тахарата разговаривать на мирские темы. 197. При взятии тахарата пользоваться услугами другого человека. 198. Резко плеснуть воду на лицо. 199. Расходовать воду для омовения больше необходимой нормы. 200. Любить и уважать одного из детей больше других (если он отличается прилежанием к учебе и добропорядочностью - можно его ставить в пример другим). 201. Казыю (судье) или руководителю отдавать предпочтение одной из спорящих сторон. 202. Без разрешения ходить по чужому саду. 203. Без разрешения пользоваться чужим богатством. 204. Женщине лениться выполнять возложенные на нее хозяйственные дела. 205. Величать и почитать богатого за его положение. 206. Воздерживаться от реализации урожая, ожидая еще большего повышения цен. 207. С целью перепродажи перехватить товары по пути к городу. 208. Товары, необходимые для одного города, направлять в другой с целью перепродажи по более выгодной цене. 209. Взвешивать товар с посудой с целью включения ее веса в вес реализуемый. 210. Специально давать завышенную цену. 211. Возвращать товар хозяину, если он этого захочет, за цену, большую, чем покупатель заплатил. 212. Выплачивать меньшую сумму покупателю, когда тот раскаивается в купле и желает вернуть товар обратно. 213. Предлагать покупателю свою продукцию, в то время, как он рассматривает товар другого продавца. 214. Повышать цену товара, в то время, когда продавец и покупатель договариваются о цене. 215. Посылать к девушке свата, когда известно, что она засватана. 216. При купле-продаже включать какие-то дополнительные условия, не касающиеся торговых дел. 217. Воздерживаться от доения животного с целью продажи по более высокой цене. 218. Для исполнения обязательного очищения богатства выбирать и давать нехороший товар. 219. Брать деньги за чтение Корана, за религиозную проповедь. 220. Допускать чрезмерную робость из-за своей трусости, что может нанести ему вред. 221. Проявлять в порыве злости храбрость, приступая к непосильной работе. 222. Суеверничать, предполагая, что дела будут неважными из-за того, что повстречал плохих людей или слышал плохие речи. 223. Притворяться и походить на слабоумных. 224. Не брезгуя, и не стесняясь, совершать перед людьми недостойные, постыдные дела. 225. Воздерживать себя добровольно от употребления дозволенной пищи. 226. Показывать себя знающим в непосильных тебе делах. 227. Задавать вопросы для того, чтобы опозорить человека. 228. Секретничать двоим перед людьми. 229. Смеяться над человеком, который ошибочно или нечаянно поступил неверно. 230. Разговаривать перед почтенными людьми, не взирая на них. 231. Громко, долго смеяться в присутствии уважаемых людей. 232. Начать речь кому-либо, если требующий не закончил. 233. Обгонять, идти вперед почтенных людей. 234. Нанимать кого-либо на работу, предварительно не обговорив оплату. 235. Задерживать выплату долга, если есть возможность рассчитаться. 236. Заставлять должника выплатить долг, отдав последние вещи. 237. Обогащаться с целью получения мирских благ и для хвастовства. 238. Строить очень высокий дом. 239. Украшать дом сверх необходимого, с шиком. 240. Давать себе обещание сделать что-либо, если сбудется какое-то его желание. 241. Приучать себя к жестокости и бессердечности. 242. Везти покойника на подводе или машине к могиле (следует нести его). 243. Читать молитву для покойника (жаназа) внутри мечети. 244. Садиться на землю, пока покойник не спущен в могилу. 245. Закрывать нишу в могиле жженым кирпичом или деревом. 246. Без крайней необходимости дожить в одну могилу двоих. 247. Разговаривать, смеясь возле покойника. 248. Хоронить покойника после захода солнца. 249. Идти женщинам за покойником. 250. Читать намаз возле могилы и на могиле. 252. Женщинам ходить среди могил. 253. Зажигать огонь на ночь на могилах. 254. Топтать могилы, садиться на них. 255. Брать траву, цветы или фрукты с растений, выросших на могиле. 256. Делать ограждения с крышей над могилой. 257. Принимать пищу возле покойного. 258. Есть возле могил. 259. Плевать или сморкаться в сторону Киблы. 260. Сидеть с протянутыми вперед ногами в сторону Киблы, священных книг или продуктов. 261. Поганить, пачкать, небрежно относиться к бумагам, на которых написаны хорошие слова. 262. Сидеть верхом на животном во время стоянки. 263. Возвращаться ночью с дороги без крайней нужды. 264. Содержать в клетке птиц для наслаждения их голосом, пением. 265. Давать милостыню и подаяния людям, которые могут использовать полученные деньги на спиртные напитки, разврат и др. Не запрещено давать хлеб, продукты. 266. Взять обратно ранее подаренный тобой подарок. 267. Читать неизвестные и не имеющие основания в шариате молитвы, заговаривать ими людей. 268. Носить с собой ложные, сочиненные писания, якобы помогающие в любви. 269. Носить с собой писания, не имеющие основания в шариате, или другие предметы, якобы оберегающие от злых глаз, духов. 270. Без надобности разговаривать с посторонними женщинами. 271. 272. Молодому человеку жениться на пожилой женщине. 273. Молодому человеку специально жениться на бесплодной. 274. Выдавать девушку за пожилого, нечестивого. 275. Без крайней необходимости лечиться запрещенными средствами. 276. Без причины задерживать бракосочетание совершеннолетней девушки, если она согласна выйти за человека, засватавшего ее. 277. Принуждать больного принять пищу. 278. Насильно заставлять гостя есть. 279. Присваивать ребенку бессмысленные, двуличные, похабные имена. 280. Присваивать ребенку имя, имеющее чрезвычайно высокий смысл. 281. Человеку, носящее имя Мухаммад, давать прозвища, тождественные пророку. 282. Преждевременно до наступления времени совершения хаджа приступать к исполнению какого-либо ритуала. 284. На тридцатый день месяца шагбан приступить к уразе, в то время, как сомнительно, является ли этот день началом месяца рамазан (К уразе обычно приступают в первый день явного появления новолуния). 285. Агитациями довести человека до такого состояния, что он из нейтрального состояния может принять противоположную сторону. 286. Приступить к торговле до восхода солнца. 287. Употреблять в пищу мясо животного, которое в неочищенном от внутренностей виде пролежало более суток после убоя. 288. Употреблять мясо животного, которое питается нечистотами. 289. Пить молоко животного, питающегося нечистотами. Однако, если ранее животное ими не питалось, то для таких устанавливается гарантийный срок кормления чистыми кормами, после чего и мясо, и молоко становятся пригодными для пищи. для верблюда это 40 дней, коровы - 20, барана - 10, кур - 3 дня. 290. Готовить для гостя еду, которую сам никогда не ест. 291. Обменивать живой скот на мясо. 292. Брать плату за спаривание животных. 293. Обмениваться урожаем оптом, не взвешивая. 294. Продавать лишнюю для себя воду. 295. Женщине без основания на шариате просить у мужа развод. 296. Дарить подарок, сувениры, имея мысли получить еще лучше. 297. Играть в голубей. 298. Беспокоить человека, садиться на его место. 299. Беспокоить и садиться между двумя рядом сидящими людьми. 300. Проходить между двумя рядом идущими женщинами. 301. Ставить надгробный камень с надписью, восхваляющей покойного (если написаны лишь имена - можно). 302. Без необходимости ходить и читать надгробные камни. 303. Для добывания средств существования заниматься такими профессиями, в которых есть опасение захвата чужой копейки. 304. Совершать какое-либо дело, набиваясь на похвалу. 305. Специально хвалить человека, любящего это. 306. Увлекаться пустыми похвалами. 307. Совершать какое-либо дело специально для озлобления кого-либо. 308. Напоминать человеку о горе, расспрашивая об этом. 309. Переживать, что жена родила дочь. 310. Навещать больного, изрядно принарядившись. 311. Пугать, портить настроение больному, сообщая, что у него тяжелая болезнь. 312. Много разговаривать с больным. 313. Засиживаться долго у больного. 314. Издеваться над живым существом при обучении охоте беркута. 315. Задерживаться с беседой возле человека, занятого работой. 316. Беспокоить человека частыми визитами. 317. Постоянно заниматься охотой. 318. Выходить на охоту ночью. 319. Не выполнять какое-либо действие, относящееся к суннат. 320. Совершать какое-либо макрух, входящий в соответствующий ритуал. Например: в молитве 70 макрух, в омовении - 10, в уразе - 10 макрух.

--------------------------------------------------------------------------------

*---В длинном списке МАКРУХ есть и такие ограничения, которые являются вполне обоснованными не только для соблюдающих законы шариата, но и для тех, кто о таких законах и не подозревает; такие правила-запреты могут показаться очевидными и даже банальными, поэтому их я убрал, а оставил только те, которые или подчеркивают разницу между бытом и обычаями Востока и Запада, или просто кажутся непонятными, несовременными и даже прикольными для немусульманина…

http://www.uath.org/index.php?news=810

http://mamont4.chat.ru/Makruh.htm полный список\\

idavirus.livejournal.com

Ислам для всех! - Законы шариата и женщины

  Джассер Ауда (Jasser Auda)

Женский вопрос стал настоящим испытанием для нынешней исламской реформы. Потому что беспочвенная и несправедливая привычка делать различия между мужчиной и женщиной глубоко укоренилась в умах многих людей и народов, будучи унаследованной от времен упадка исламской цивилизации.

Прежде всего, необходимо провести четкую черту между:

Исламом и мусульманами.

Исламским шариатом и исламскими мазхабами (школами юриспруденции).

Священными текстами и их толкованиями.

 
Ислам и мусульмане

Во-первых, мы должны различать между собой ислам и мусульман. Не обязательно в негативном смысле. Тем не менее, принципиально важно отделять (настолько, насколько это возможно) религию ислам от ее последователей, мусульман. То, что мусульмане делали или делают, не обязательно правильно с точки зрения ислама.

Мусульмане должны верить в главные постулаты ислама, однако, кроме этих постулатов, то есть сердцевины веры, ислам, не переставая оставаться все той же религией, в каждой культуре может принимать и принимает самые разные формы.

В некоторых из этих культур общественное устройство, вцелом, было направлено против женщин, и истинному ученому приходилось бороться, чтобы внедрить в таком обществе исламские ценности справедливости и равенства всех людей.

Один пример такого социального устройства – фактический запрет входить в мечеть мусульманкам, и это несмотря на четкое указание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение):

«Не мешайте рабыням Аллаха ходить в мечети Аллаха» (аль-Бухари),

а также несмотря на то, что Пророк (мир ему и благословение) в своей мечети вел молитвы для мужчин и женщин.

Еще один пример из современности: во многих исламских странах женщинам не разрешено водить машину, несмотря на то, что мусульманки занимались подобным еще со времен супруги Пророка Аиши, которая, по сути, провела целое сражение, сидя на своем верблюде («битва верблюда», мавки’ат аль-джамал). И таких примеров можно привести множество.

Точно так же важно не путать ислам и историю исламского мира, который знал победы и поражения в том, что касается прав женщин.

Мы, мусульмане, должны признать, что в истории исламского мира накопился немалый багаж поистине антиисламского отношения к женщине с той точки зрения, с какой права женщины упоминаются в священных текстах и источниках исламского права.

Возьмем хотя бы понятие «гарем», когда богатый или могущественный мужчина фактически держит в неволе множество женщин и пользуется ими на свое усмотрение как наложницами. Хвала Аллаху, этот антиисламский обычай давно в прошлом.

Другой пример – убийства чести, которые в некоторых регионах (в частности, в Пакистане, Нигерии, Иордании) происходят и в наши дни иногда «во имя ислама», несмотря на то, что этот обычай совершенно очевидно противоречит исламу и не имеет прецедентов в исламском праве.

Кроме того, важно различать ислам и политику мусульман. Ислам, как образ жизни, естественно не может не охватывать и политику и вопросы руководства. Однако политические посты, даже если их занимают на основании определенных исламских ценностей, не обязательно подразумевают соблюдение исламских принципов.

Что касается женщины, то существует тонкая, но очень прочная связь между многими фатвами, направленными против женщин (подобными тем, что приведены выше) и определенной политической программой.

 
Шариат и мазхабы

Не менее важно не смешивать шариат и исламские правовые школы (мазахиб аль-фикх). Негативные смысловые оттенки слова «шариат» в сознании жителей Запада возникли в результате того, что это слово чаще употреблялось для обозначения различных телесных наказаний в некоторых странах, совершаемых во исполнение исламского закона, причем подобного рода кары, к сожалению, обычно применялись к слабым и бедным, а не к богатым и могущественным.

Впрочем, слово «шариат», как оно используется в Коране, означает лишь «явленный свыше путь или образ жизни» (Коран, 5:48, 45:18). А потому, шариат регулирует все, что касается ислама, и его главное значение – «исламский образ жизни».

Что касается школ фикха, то слово «фикх» в разных формах употребляется в Коране и хадисах, в большинстве случаев, для обозначения понимания, осознания и получения знаний о религии (например, Коран, 4:78, 6:25, 9:122). Однако в исламских школах юриспруденции слово «фикх» практически всегда значит «знание практических решений».

Принципиально важно понимать, что шариат был явлен, но фикх – нет! Шариат – это то, что сказал Аллах в Коране, и чему учил мусульман Пророк, а фикх – это понимание этого явленного знания учеными, жившими в разные эпохи и в разных странах, и выражение ими своего мнения с целью применения шариата в реальной, окружающей их, жизни.

Итак, в общем и целом можно сказать, что фикх напрямую связан с обществом и обстоятельствами, в которых он применяется, он не обязательно отражает заповеди Аллаха и не обязателен для исполнения нами, живущими в наших обстоятельствах.

Конечно, в исламе есть универсальные вопросы, и решения по ним касаются всех без исключения мусульман. В этих областях мы должны спрашивать мнения факихов.

Но в данном случае мы имеем в виду вопросы, касающиеся изменяющихся обстоятельств и, в частности, вопросы, связанные с женщинами, которые, на мой взгляд, много страдали от дискриминации со стороны ученых – вопреки исламскому шариату (явленному образу жизни).

 
Священные тексты и их толкования 

Священные тексты универсальны, но их толкования меняются в зависимости от времени и обстоятельств. 

Впрочем, не любое толкование считается действительным. Например, действительное толкование не может изменять смысл настолько, что, в конце концов, это приводит к полному искажению очевидного значения, которое вероятнее всего подразумевается в Коране или хадисе Пророка ислама (мир ему и благословение). 

В этом отношении необходимо понимать, что представление об исламе в сознании мусульман сформировали определенные исторические интерпретации, хотя это не единственный возможный и истинный вариант интерпретации. 

Позвольте упомянуть один пример из Корана. Это аят 53 суры «аль-Ахзаб», получивший название «аят завесы» (аят аль-хиджаб):

«Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец» (Коран, 33:53) 

Аят (это видно из контекста данной главы и исторических условий) относится к особым правилам для сподвижников, которым они должны следовать, приходя в дом к Пророку. Он был явлен после того как Умар ибн аль-Хаттаб предостерег Пророка о том, что некоторые его посетители не достаточно уважительно относятся к его женам (смотреть, например, тафсир аль-Шаукани, «Фатх аль-кадир»). 

Тем не менее, было заявлено, что этот аят отменяет многочисленные упоминания о том, что мусульманкам разрешается вести нормальную жизнь. Исходя из этой интерпретации, не имеющей оснований ни в Коране, ни в хадисах, были изданы следующие фатвы:

1. На основании принципа отмены Ибн Хаджар запретил мусульманским женщинам вообще выходить из дому (Ибн Хаджар, Фатх аль бари шарх сахих аль Бухари, т.1, с.249). Это противоречит тысячам хадисов и множеству аятов, которые, по мнению ученого, этот аят «юридически отменяет».

2. Аль-Кади Ияд запретил всем вообще мусульманкам разговаривать с мужчинами (имам аль-Навави цитирует аль-Кади Ияда в «Шарх аль-Навави ала сахих Муслим», т. 8, с.184). Это также противоречит тысячам хадисов и множеству аятов, которые, по мнению ученого, этот аят «юридически отменяет».

3. Аль-Мубаркафури запретил мусульманкам рассказывать хадисы (Абул-‘Ила аль-Мубаркафури, Тухфат аль-Ахвази, т.4, с.179). Этот запрет, очевидно, противоречит тысячам хадисов, переданных сподвижницами Пророка, без которых наше знание ислама было бы неполным.

4. Абади запретил женщинам ходить в гости к мужчинам и принимать их в гостях (Аль-‘Азим Абади, Аун аль-Ма’буд, т.5, с.263), это также противоречит многим достоверным хадисам и аятам.

5. Ибн Таймийя, основываясь на том же аяте, запретил мусульманкам открывать лицо на публике (Кутуб ва Раса’ел ибн Таймийя фи аль-фикх, Мактабат ибн Таймийя). Он тоже интерпретировал этот аят как отменяющий другие аяты и хадисы. 

Таким образом, важно проводить разграничения между исламом и мусульманами, шариатом и мазхабами, писаниями и толкованиями писаний. 

Источник: OnIslam

islam.plus

Похороны в Исламе - обряды, правила организации похорон, законы шариата

Исламские похороны подготавливаются и проводятся в соответствии с законами шариата, которые, в свою очередь, основаны на предписаниях Корана и Сунны. В этих священных книгах мусульман подробно описаны многие обязательные элементы правильного похоронного обряда. Более подробно они освещены в различных хадисах.

В самом Коране смерть упоминается Всевышним 164 раза, что говорит об огромной значимости всего, что с ней связано. Погребальный же обряд считается одним из самых важных для любого мусульманина, так как он обеспечивает душе умершего путь к Аллаху.

Для правоверного мусульманина путь в иной мир начинается с собственно подготовки к смерти. Человек, находящийся у ее порога и готовящийся покинуть мир живых (дунью), должен думать о Всевышнем, каяться и повторять слова "ля иляха илля Ллах" (они подтверждают истинную веру в единственного Бога). Также надо говорить: "Мухаммадар расулю Ллах", провозглашая веру в истинность Мухаммеда – Посланника и Пророка Божьего. Рядом с умирающими должны, по канону, находиться близкие ему люди. Им негоже плакать и причитать. Их роль – облегчение ухода близкого к Аллаху и напоминание о том, что он должен постоянно твердить слова истинной веры, которые откроют для него дорогу в Рай.

После смерти тело готовят к похоронам, которые должны совершиться в течение 24-х или (максимум) 48-ми часов (задержка возможна лишь в редких и очень уважительных случаях). Обычно в приготовлениях участвуют не менее четырех человек (их называют "гассал") из наиболее близких. Мужчины и женщины допускаются, соответственно, к покойным своего пола. Исключения составляют супруги. Мужу дозволено омывать жену, а той – мужа. Все свои действия эти люди сопровождают соответствующими молитвами и предварительно окуривают помещение, в котором будет все происходить, благовонием. Вначале покойного раздевают, подвязывают ему подбородок, закрывают глаза, укрывают лицо и те части тела, которые следует скрывать от посторонних. Для мужчины это низ живота, а для женщины – все тело, помимо ног до середины голени, рук, головы и шеи. Данные места, по шариату, нужно будет обмывать, не глядя на них, под накидкой.

Далее человеку выпрямляют ноги и руки, кладут что-то тяжелое на его живот. После помещают покойного на ложе лицом к Кибле (Каабе) и предают троекратному омовению (тахарат) и трижды обмывают (гусул).

danila-master.ru

Шариат и женщина

что бы понять что то, это что то надо рассмотреть со всех сторон.

вот интересная статья о мусульманках Ирана.

"Соблюдаются ли законы шариата в современном мусульманском обществе? И так ли на самом деле бесправна женщина в парандже? В действительности изменяющиеся законы жизни вносят свои коррективы и в законы шариата.

Многоженство

Оскорбительно звучащее для европейских женщин слово "многоженство" у иранских женщин вызывает только улыбку. Теоретически мужчина, конечно, может иметь и четыре жены, но дай бог ему потянуть хотя бы одну. Не всем же быть богатыми шейхами.

Траты у мужчин начинаются еще до женитьбы. Свадьба по иранским законам — дело непростое, и готовиться к ней будущему супругу приходится с особой тщательностью. А вот женщине в качестве достойного приданого достаточно всего лишь прихватить с собой самостоятельно вытканный ковер. Все остальное — на плечах жениха: ему и дом покупать (с родителями жить не принято), и оплачивать совместную жизнь. По закону все, что женщина зарабатывает, она должна тратить на себя.

А с того момента как в Иране женщинам разрешили получать высшее образование, в искусстве составления брачных контрактов они оставили далеко позади "продвинутых" европейских дам. А как же иначе! Забудешь написать, что имеешь право развестись, когда захочешь, — на всю жизнь будешь к мужу веревкой государственного закона намертво привязана.

Не менее важный пункт -денежное содержание. В контракте можно просто прописать сумму, которую супруг обязан выдавать по требованию жены, а можно указывать "в безусловных единицах" — например, чтобы покупал по три шубы в год. Единственная проблема — дети. Как в контрактах ни прописывай, по иранским законам они все равно достаются отцу. И только в 15 лет ребенок снова может вернуться к матери — если захочет.

Свадьбы в Иране справляют весело. 500-1000 гостей — это далеко не предел. Все расходы на свадьбу тоже несет будущий супруг. В результате счастливому молодожену нужно приготовить минимум 5 тысяч долларов еще до того, как отправиться за невестой в дом к ее родителям. Причем в ночь перед свадьбой по традиции жених должен принести золотой "выкуп" — минимум 50 граммов украшений.

Вот почему в арабских странах много холостяков: они маются лет до тридцати, пока не накопят деньги. И вот почему здесь процветает так называемый "сиге" — временная свадьба или, по-нашему, сожительство. Однако девушек, решающихся на такое, родители обычно выгоняют из дому, а подруги называют "проститутками".

Если же "сильные чувства" не дают молодым покоя с самой юности, можно пройти законную процедуру помолвки — и потом спокойно зарабатывать деньги: девушка "Т уже никуда не денется. Помолвленные девушки называют своих нареченных "супругами", носят обручальное кольцо и с удовольствием сдают анализы крови на генетическую совместимость: без этого браки здесь не регистрируют.

Образование

"Поиск знаний — обязанность каждого мусульманина и мусульманки", — говорил пророк. Так что учиться мусульманке не только не запрещено, наоборот, это поощряется.

Стоит отметить, что в исламском мире женщины, имеющие желание работать, делают это безо всяких проблем. В последние годы под влиянием европейской цивилизации в Египте, например, молодые женщины стали более раскрепощены, образованы, уверенны в себе. Они занимаются карьерой, увлекаются спортом, интересуются современной музыкой. Египтянки стремятся получить образование в лучших университетах страны, многие из них нередко выезжают в Европу или США, по возвращении занимают престижные должности и прекрасно могут обеспечить себя самостоятельно. В итоге многие египтянки становятся более требовательными при выборе спутника жизни, не спешат выйти замуж и завести семью.

Иранские женщины тоже стремятся получить лучшее образование, занять престижные должности. Сейчас большинство иранок трудятся и работают наравне с мужчинами, большая часть студентов в высших учебных заведениях страны — женщины. Правда, в университетах девушки и юноши учатся в разных аудиториях, на работе женщины сидят в отдельных комнатах, а в автобусах ездят отдельно от мужчин. Практически все иранки прекрасно водят машину, занимаются спортом (альпинизмом, греблей и даже легкой атлетикой), увлекаются музыкой и живописью. При этом, в отличие от свободных европейских женщин, зарабатывание денег не является обязанностью мусульманки. Данная обязанность полностью лежит на мужчине. Женщина же делает это для души.

А вот насчет домашних дел так подробно и однозначно не расписано. К обязанностям жены, конечно, относится ведение дома и воспитание детей, но при этом известно, что сам пророк Мухаммед в свободное время занимался домашними делами. Так что и любому мужчине полагается. Например, обязанность ходить на рынок и в лавки, как правило, остается за сильным полом.

Права женщин

Мусульманские женщины очень сплоченные. Если на свете существует женская солидарность, то по-настоящему она проявляется именно на Востоке, где бабы по любому поводу поддерживают друг друга и выступают единым фронтом. Особенно когда надо немножко поставить мужчин на место.

Они создают женские организации, борются за свои права, но вовсе не за те, о которых кричат феминистки. Например, некоторые женщины в Йемене выступают за право носить платок и лицевое покрывало. Для них это отнюдь не символ рабства, а признак респектабельности ("чтобы всякий нахал не смел пялиться в лицо порядочной женщины!").

Даже в патриархальном Иране женщины живут активной и полноценной жизнью. Даже вождь иранской революции имам Хомейни сказал, что "за революцию стоит благодарить женщин".

К концу 80-х годов XX века иранки добились изменений в образовании, здравоохранении и других сферах. Женщинам были предоставлены все права на получение образования наравне с мужчинами, качественное медицинское обслуживание, предоставление рабочих мест, а также различные льготы и многое другое. А недавно генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Абдель Омар Насиф в интервью саудовской газете сделал сенсационное заявление. "Ничто в исламе не запрещает женщинам водить машину".

Кто бы мог подумать всего несколько лет назад, что наклейки с туфелькой внутри красного треугольника могут появиться и на автомобилях в Саудовской Аравии! Шуточный значок, предупреждающий водителей, что за рулем женщина, до последнего времени был просто немыслим в этом исламском королевстве, где туфли на каблуке сами по себе являются поводом для общественного порицания. Однако, пытаясь понравиться Западу, нынешняя светская власть Саудовской Аравии готова совершить самую настоящую феминистическую революцию. Правда, в строгих рамках мусульманских канонов.

Паранджа

Никакие религиозные и государственные законы не в силах победить желание женщин быть красивыми. Поэтому в обход всех правил под чадрой женщины прячут яркие европейские футболки и джинсы, которыми пестрят витрины магазинов. Похвастаться этой одеждой можно не только у себя дома, но и в гостях у друзей. Во многих мусульманских странах молодежь и вовсе заменила чадру на современные платьица до колен. Их, правда, носят поверх джинсов. На полках магазинов — модные журналы "Вог", "Элль", "Космополитэн". Но стоят они очень дорого — по 30 долларов, так что девушки покупают их в складчину.

Спустя всего пять лет после того, как в Иране официально разрешили использование косметики, с лиц женщин ее можно снимать килограммами. Несколько лет назад пришла и другая мода — на прямые носы. Так, по наблюдению европейцев, теперь на улицах страны каждая третья девушка ходит с послеоперационным пластырем на носу. Кстати, операция по выпрямлению носа обходится от 400 до 1500 долларов.

А в последнее время стало модно, чтобы из-под платка были видны волосы. В результате в некоторых городах девушки стали прицеплять хиджабы чуть ли не на затылок, чтобы было видно как можно больше волос. И попробуйте сделать им замечание.

Выбор супруга

Отменить родительскую любовь также невозможно никакими законами. Большинство нормальных пап и мам желают своей дочери счастья. Восточные невесты активно участвуют в выборе жениха. И шариат на их стороне: основное требование ислама в этом вопросе гласит, что супруги не должны быть друг другу противны.

Возможно, некоторые читатели удивятся, но мусульманки не только знают, как включается компьютер, но даже ищут себе мужей с помощью Интернета. Единственное, в чем они ограничены, — так это в том, чтобы "проверить свои чувства, пожив немного вместе, а уж потом жениться". А вот в странах Персидского залива выбор невесты или жениха — до сих пор традиционное дело родителей. Но в последнее время и здесь считаются с мнением молодых. При выборе невесты предпочтение отдается девушке стройной, с белой кожей, правильными чертами лица и тонкой талией. Однако красота ставится лишь на второе место после моральных качеств невесты, ее происхождения и умения себя вести.

Развод

Вообще-то Коран разводы допускает, хотя и оговаривает их нежелательность. А вот, кстати, Новый Завет такого разрешения не дает вовсе.

Для развода мусульманской женщине требуется согласие мужа. Если же такого согласия нет, то есть четыре основных условия, при которых развод все-таки состоится: 1. Неспособность мужа обеспечить семью материально. 2. Его бесплодие или импотенция. 3. Насилие в семье со стороны мужа. 4. Если муж признан душевнобольным.

А вот что касается мужчины, то он имеет право развестись с женой без ее согласия. Однако при этом обязан оставить бывшей супруге предбрачный дар (калым) и выплатить определенную сумму (оговаривается в брачном контракте). В странах, где допускается после развода оставлять детей с матерью, муж обязан платить бывшей жене за их воспитание, кормление до определенного возраста, оплачивать для них найм жилья.

В результате муж материально и морально крайне заинтересован в сохранении брака. На разводе можно разориться! Одна моя давняя знакомая вышла замуж за ливанца и поселилась в этой ближневосточной стране. Естественно, она тут же влилась в дружный женский коллектив: в ближайшем от дома кафе почти каждый день собирались жены, чтобы обсудить своих мужей, похвастать нарядами и покупками. И вот одна из таких жен как-то раз неосторожно пожаловалась подругам, что муж к ней в последнее время охладел. Подарки редко дарит, и ласкового слова от него не дождешься, паразита!

Мы уже говорили, что мусульманские женщины едины как никакие другие. Подруги тут же стали выспрашивать подробности и вскоре все пришли к выводу: так жить нельзя, ибо этот муж совсем оборзел! Тут же набросали план действий. "Несчастная" жена подает на развод, а все подружки как одна пойдут в свидетели, что он ее избивал. "Несчастную" прямо в кафе припудрили для бледности, нарисовавши ей синяки и уложили на пол, а подружки стали громко причитать: женщину избили! Вскоре приехала полиция...

В общем, состоялся развод. Суд обязал бывшего мужа купить для разведенной супруги дом и выплачивать ей пожизненную пенсию.

Через пару месяцев разведенка повторно вышла замуж. Причем молодой муж въехал в тот самый дом, купленный бывшим, и они вдвоем славно зажили на эту пенсию, не утруждая себя работой. А прежний ходил по городу грустный и жаловался всем подряд, что он — мало того что разорен, — так еще и обязан оплачивать своей веселой женушке безбедную жизнь, полную удовольствий.

В общем, в мусульманских странах суровые законы шариата при грамотном подходе становятся легкими как пушинка. Да и само понятие "мусульманские страны" давно не является однородным. Даже внутри одной страны законы могут меняться.

В Йемене существует провинция Хадрамаут, где некоторые мужчины уже просто боятся жениться, чтобы не попасть в ловушку. Опасность кроется в брачном выкупе — махре. В свое время Йемен встал на социалистический путь развития и решил бороться с пережитками. Брачный выкуп законом ограничили скромной суммой в 100 динаров (примерно 300 американских долларов). В реальности же после введения этого закона махр не уменьшился, а резко увеличился. В наши дни выкуп за невесту составляет 100 тысяч динаров. В придачу жених обязан выдать невесте фунт золота и оплатить покупку пятидесяти новых одежд для ее родственников: двадцать — женщинам, тридцать — мужчинам. Стоимость одежды многие берут деньгами, и это лишь увеличивает и без того огромную сумму махра.

Новобрачная, немного пожив о мужем, вправе уйти от него к своим родителям. Объяснение простое: "Я его не хочу", — говорит она, и делу конец. При этом суд вернет обманутому супругу только цену официального выкупа — те самые 100 динаров, оговоренные законом. Остальные деньги плюс подарки забирает разведенная.

Поэтому некоторые родители, особенно матери, подговаривают дочерей, чтобы те бросали мужей и возвращались к родительскому очагу с хорошими финансами. В результате в наши дни бедуин не очень-то спешит заводить семью, чтобы не остаться в дураках. Однако и здесь не все так просто. Деньги на свадьбу жених обычно собирает со всех своих родственников, ведь эта огромная сумма слишком велика для молодого человека. И если невеста нарушит обещание и пожелает развестись, то ее семье придется враждовать со всем родом жениха. А на Востоке это не шутка."

www.moidagestan.ru

Шариат заменяет собой все декларации о правах женщин

Я пристально следил за дебатами вокруг декларации ООН о борьбе с насилием по отношению к женщинам, принятой по итогам 57-й сессии Комиссии ООН по статусу женщин 4-17 марта в штаб-квартире ООН.

Преодолев глубокие разногласия, мусульманские и западные страны договорились о взаимных уступках и приняли декларацию после 2 недель напряженных переговоров. Как сообщалось, Иран, Египет, Саудовская Аравия, Катар, Ливия, Нигерия и Судан наряду с Гондурасом и Ватиканом высказали критику в адрес некоторых пунктов декларации, но не стали блокировать ее принятие.

В действительности Ислам раньше всех придуманных человеком законов и конвенций предусмотрел равенство всех людей, мужчин и женщин. В Исламе женщина наделяется высоким статусом, в любом истинно мусульманском обществе ей оказывают уважение. К примеру, священный Коран повелевает мужьям достойно и с добротой относиться к своим женам: «О вы, которые уверовали, относитесь к своим жёнам благопристойно в делах своих и словах» (4:19). Соответственно, женщина, будь то ребенок, девушка, сестра, жена, мать и т.д., в Исламе является уважаемой и свободной.

Документ ООН о насилии над женщинами спровоцировал разногласия и критику как в либеральных, так и в религиозных кругах. Некоторые исламские организации арабского мира осудили декларацию за то, что в ней не учтены некоторые аспекты веры и традиций.

К сожалению, некоторые люди неправильно понимают Ислам и подвергают сомнению его благородные ценности. Ислам изначально принес с собой уважение к женщинам, искоренение рабства, а также распространял ценности равенства, справедливости, свободы и людского братства. Насилие или дискриминация по отношению к женщинам противоречат духу и ценностям исламского закона.

Как сообщалось в новостях, документ ООН пропагандирует следующее:

  • Наделение девушек полной половой свободой, а также свободой в выборе своего пола (!) и пола своих партнеров.
  • Предоставление девушкам половозрелого возраста контрацептивов и обучение их применению, а также легализация абортов.
  • Равные права жен, совершивших супружескую измену, и их рожденных от измены детей.
  • Равные права гомосексуалистов, а также уважение и защита проституток.
  • Передача права на развод от мужей к судьям.

Вышеупомянутые пункты полностью противоречат ценностям Ислама, которые по сути своей заботятся о стабильности и достойной жизни мусульманских семей. У мусульманских обществ есть веские причины для внедрения своих религиозных норм. Недопонимание ценностей Ислама не оправдывает навязывания мусульманам антиисламских идей.

Дискриминация и исламский Шариат

Исламский Шариат не позволяет дискриминацию людей, мужчин и женщин. Женщины пользуются теми же правами, что и мужчины. Пророк Мухаммад (мир и благословения ему) сказал в одном из хадисов, что женщины – половинки мужчин, дополняющие их. Коран также однозначно подчеркивает равенство мужчин и женщин:

«О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины, Адама и Хаввы, и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом. Поистине, перед Аллахом самый достойный и почтенный из вас на этом и на том свете - наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах объемлет всё сущее Своим знанием. Он Сведущ и от Него ничто не скроется» (49:13).

Во многих мусульманских странах, где конституция и законы основываются на ценностях Ислама, дискриминация против граждан, будь то мужчин или женщин, является неконституционной и может приравниваться к уголовно наказуемому преступлению. К примеру, в египетской конституции, за которую египтяне проголосовали в декабре 2012 г., гарантируется «равенство перед законом и равных возможностях для всех граждан, мужчин и женщин, без дискриминации или фаворитизма».

В Исламе права и обязанности женщин равны правам и обязанностям мужчин, но необязательно идентичны им. Есть большая разница между равенством и идентичностью. Мужчины и женщины равны, хотя и не одинаковы. Равенство заключается в справедливости, честности, достойном обращении и уважении. В то же время, идентичность прав и обязанностей может привести к несправедливости и нечестности.

Различие между равенством и идентичностью имеет большое значение. Именно поэтому Ислам поощряет равенство между женщинами и мужчинами с учетом их различий физического и психологического характера. Например, Ислам освобождает женщин от выполнения обязательной молитвы во время месячных, а мужчины обязаны финансировать семейный бюджет независимо от наличия дохода у жены.

Равенство женщин и мужчин засвидетельствовано множеством доказательств из Шариата. Например, в Исламе и мужчин, и женщин в равной степени поощряют к получению образования. Пророк Мухаммад (мир и благословения ему) сказал: «Стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина».

Ислам не оправдывает насилия против любого человека, мужчины или женщины. Исламский принцип незаконности насилия в равной степени относится и к физическому, и к эмоциональному, и к материальному, и душевному вреду.

В свете вышеизложенного сущность этой декларации ООН сводится к тому, о чем давно позаботился Ислам. Также очевидно, что эти принципы основаны на идеальном фундаменте, и их не способны исказить порочные цели человека и неэтичная политика.

Автор – руководитель шариатского департамента Onislam.net Уаиль Шихаб

www.ansar.ru