О бесправии женщин в Исламе сложился устойчивый стереотип. Не зная сути проблемы, многие СМИ смакуют тему «рабской униженности» мусульманки, живописуют ужасы, которые она терпит. Так ли ужасно положение женщин в Исламе, что говорит Шариат о правах мусульманки, что является её обязанностью и какие у неё права, какое место женщина занимает в обществе и другие подобные темы решили обсудить в еженедельной передаче «Лицом к истине», подготавливаемой журналистами ДУМД.
Присутствовавший в качестве эксперта имам джума-мечети Махачкалы Мухаммад-хаджи Магомедов рассказал, каково было отношение к женщине до Ислама и каким оно стало после распространения истинной религии. Так, в эпоху джахилии (неверия) у арабов, например, чтобы избежать в будущем позора, считалось правильным закопать живьём только что родившуюся девочку. После прихода Ислама женщину стали уважать, защищать, оберегать.
Уважительное отношение к женщине - требование Ислама, так как она является матерью, продолжательницей рода, оберегающей домашний очаг, воспитывающей детей. Но в современной жизни роль женщины зачастую заключается в совершенно других обязанностях. Они занимаются предпринимательством, строят карьеру, добиваются успеха, но платят за это слишком большую цену.
Психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям Алиасхаб Мурзаев привёл некоторые примеры из жизни. Часто на приёме у психолога так называемые «сильные» женщины, несмотря на успех в бизнесе, карьере, жалуются, что несчастны, что то, чего они так добивались, оказывается, не главное в этой жизни. Они говорят, что устали, что лучше быть слабыми и опираться на сильное плечо мужа, семью.
Присутствовавшие женщины отметили, что виной такого поведения женщин зачастую оказываются мужчины. Ведь если бы они оставались настоящими мужчинами, женщинам не пришлось бы тянуть на себе весь груз, обеспечивая семью.
Подводя итог, один из участников обсуждения пожелал мужчинам оставаться мужчинами, сильными и ответственными, а женщинам слушаться мужей, обеспечивающих надёжные тылы.
Соб.инф.
islamdag.ru
Роль женщины в обществе, так же как и мужчины велика и обширна.Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Бог один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжением рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция — сохранения человеческого рода. Немаловажноe значение имеет, в каком виде будет сохранен это род.
Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое общество и выживет ли оно вообще. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.
Роль женщины в исламе велика. Женщина — это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей, достоверном хадисе (изречении) сказано: «Рай находится под ногами матерей», т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как «Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него» (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает 36 кг гири, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на являющихся мужчинами, так и являющихся женщинами. «Мужчинам — доля из того, что они приобрели, а женщинам — доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего его милости. Поистине, Аллах знает все» (Коран, 4:32).Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Аллах Всевышний сказал: «Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение для людей размышляющих и отзывчивых». (Коран, 30:21).Супружество является отдельной темой разговора данной книги. Эта особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж — это глава семейства, а жена хозяйка дома. Очень хорошо описал женщину-мусульманку поэт Ростислав Подунов в стихотворении «Мусульманка», написанное в 1970 году:
В тебе мы видим идеал прекрасной женщины востока Всего, что запад потерял в своем падении глубоком. Ты настоящая жена, самоотверженна, покорна, и мужу своему верна, и участью своей довольна Семья и дети, дом и труд, родной закон, родные стены Тебя от скверны берегут удерживают от измены. А за окном ужасный вид: грызня, распущенность и свинство… О, пусть никто не осквернит твое святое материнство! В зените душный смрадный день и всюду вьются злые сплетни… О, пусть никто не бросит тень на честь твою, не пустит сплетни! Пусть защитит Аллах тебя, пусть пресечет Он слово злое Ведь на тебе земля стоит людские держатся устои. Пусть тот, кто про тебя солжет, умрет и сгинет без остатка, Ведь на тебе стоит народ, о женщина, о мусульманка! |
Однако, не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина- мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и привествует), — Хадиджа успешно вела торговое дело.
И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) «с головой уйти» в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться «на ней». Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела — посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине. Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.
http://IslamHouse.com/68492
www.sawab.org
Роль женщины в обществе, так же как и мужчины велика и обширна.
Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Бог один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжением рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранения человеческого рода. Немаловажноe значение имеет, в каком виде будет сохранен это род.
Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое общество и выживет ли оно вообще. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.
Роль женщины в исламе велика. Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей, достоверном хадисе (изречении) сказано: "Рай находится под ногами матерей", т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как "Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него" (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает 36 кг гири, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на являющихся мужчинами, так и являющихся женщинами. "Мужчинам - доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего его милости. Поистине, Аллах знает все" (Коран, 4:32).
Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Аллах Всевышний сказал: "Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение для людей размышляющих и отзывчивых". (Коран, 30:21).
Супружество является отдельной темой разговора данной книги. Эта особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена хозяйка дома. Очень хорошо описал женщину-мусульманку поэт Ростислав Подунов в стихотворении "Мусульманка", написанное в 1970 году:
В тебе мы видим идеал прекрасной женщины востокаВсего,что запад потерял в своем падении глубоком.Ты настоящая жена, самоотверженна, покорна,и мужу своему верна, и участью своей довольнаСемья и дети, дом и труд, родной закон, родные стеныТебя от скверны берегут удерживают от измены.А за окном ужасный вид: грызня, распущенность и свинство…О, пусть никто не осквернит твое святое материнство!В зените душный смрадный день и всюду вьются злые сплетни…О, пусть никто не бросит тень на честь твою, не пустит сплетни!Пусть защитит Аллах тебя, пусть пресечетОн слово злое Ведь на тебе земля стоит людские держатся устои.Пусть тот, кто про тебя солжет, умрет и сгинет без остатка,Ведь на тебе стоит народ, о женщина, о мусульманка!
Однако, не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина- мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и привествует), - Хадиджа успешно вела торговое дело.
И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) "с головой уйти" в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться "на ней". Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине. Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.
beloveresk.ru
Имеющиеся факты дискриминации женщин в нашем обществе исламом подвергаются сильнейшему отрицанию и неприятию. В хадисе сказано: «Рай находится у ног матери». Не будем забывать, что и ханы, и простой люд рождены матерями, которые выполняют особую роль в продолжении человеческого рода, в развитии и воспитании поколений.
Было время, до появления ислама, когда женщина была бесправной, ее честь и достоинство ущемлялись, но при этом на ней лежал большой груз обязанностей. Но с принятием ислама в Коране была четко определена роль женщины в обществе, ее права и обязанности. Ее достоинство было защищено. Хазрати Умар отмечал: «О правах женщин мы узнали только после прихода ислама». Ислам возвысил роль девушки, любимой женщины, уважаемой матери. В священной книге в суре «Ниса» полностью раскрывается роль женщины. А в 228 аяте суры «Баккара» отмечается, что подобно правам мужчин на женщин и женщины имеют права на мужчин.Пророку Мухаммеду (мир ему!) было нелегко призывать людей к религии, преодолевая трудности и препятствия на этом пути. Его верной помощницей и соратницей была супруга Хадиджа, которая одной из первых приняла ислам, поддерживая не только духовно, но и материально. Вспоминая об этих трудных временах, Пророк всегда с благодарностью вспоминал о своей жене: «Когда все отвернулись от меня, только Хадиджа верила в меня. Она, можно сказать, уверовала в меня, когда никто другой не хотел верить». Также Посланник Всевышнего отмечал: «Совершенная вера у того, у кого хороший характер. Лучший из вас тот, кто хорошо относится к женщинам». В другом хадисе: «Если у вас три дочери и ко всем из них относитесь в равной степени хорошо — то попадете в рай».Своим сподвижникам Посланник Всевышнего не уставал повторять, что мать достойна уважения. Когда один человек спросил у него: «Кому оказать помощь?», он три раза ему ответил: «Матери». «Не ущемляйте права женщин. Бойтесь Аллаха, который доверил вам ваших жен с пожеланием, чтобы их слуги были в хороших отношениях со своими женами, жили в мире и согласии», — учил Пророк. В 21 аяте суры «Рум» об этом сказано так: «Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение и установил между вами любовь и милосердие…» Женщины по своей природе нежные существа, которые одной рукой качают колыбель, другой — весь мир. Отсюда следует, что женщины могут быть опорой, как для семьи, так и для всего общества.Один из сподвижников спросил Пророка Мухаммеда (мир ему!): «Какие права у жен перед мужьями?», на что Пророк ответил: «Если ешь сам, то накорми ее, если покупаешь себе, то купи и ей! Не бей ее по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй ее одну в доме!», «Не обижайте женщин. Они даны вам под ваше покровительство. Женщина, которая воспитывает сирот — в раю будет вместе со мной». В другом хадисе: «Этот мир полон преходящих ценностей. И единственное существо, что представляет ценность в этом мире, — это праведная жена».Из всего следует, что ислам провозглашает уважение к женщинам. Наши предки воспитывали своих дочерей праведными, ценящими честь и достоинство. В казахских семьях в детях всегда воспитывали уважение к бабушке, которая принимала самое активное участие в воспитании внуков. Почитание и уважение девушек и женщин, забота о матерях — это основное направление исламской религии.
Каирбек ОТЫЗБАЕВ,наиб-имам областной мечети «Имангали»
pricom.kz
Имеющиеся факты дискриминации женщин в нашем обществе исламом подвергаются сильнейшему отрицанию и неприятию. В хадисе сказано: "Рай находится у ног матери". Не будем забывать, что и ханы, и простой люд рождены матерями, которые выполняют особую роль в продолжении человеческого рода, в развитии и воспитании поколений.
Было время, до появления ислама, когда женщина была бесправной, ее честь и достоинство ущемлялись, но при этом на ней лежал большой груз обязанностей. Но с принятием ислама в Коране была четко определена роль женщины в обществе, ее права и обязанности. Ее достоинство было защищено. Хазрати Умар отмечал: "О правах женщин мы узнали только после прихода ислама". Ислам возвысил роль девушки, любимой женщины, уважаемой матери. В священной книге в суре "Ниса" полностью раскрывается роль женщины. А в 228 аяте суры "Баккара" отмечается, что подобно правам мужчин на женщин и женщины имеют права на мужчин.
Пророку Мухаммеду (мир ему!) было нелегко призывать людей к религии, преодолевая трудности и препятствия на этом пути. Его верной помощницей и соратницей была супруга Хадиджа, которая одной из первых приняла ислам, поддерживая не только духовно, но и материально. Вспоминая об этих трудных временах, Пророк всегда с благодарностью вспоминал о своей жене: "Когда все отвернулись от меня, только Хадиджа верила в меня. Она, можно сказать, уверовала в меня, когда никто другой не хотел верить". Также Посланник Всевышнего отмечал: "Совершенная вера у того, у кого хороший характер. Лучший из вас тот, кто хорошо относится к женщинам". В другом хадисе: "Если у вас три дочери и ко всем из них относитесь в равной степени хорошо – то попадете в рай".
Своим сподвижникам Посланник Всевышнего не уставал повторять, что мать достойна уважения. Когда один человек спросил у него: "Кому оказать помощь?", он три раза ему ответил: "Матери". "Не ущемляйте права женщин. Бойтесь Аллаха, который доверил вам ваших жен с пожеланием, чтобы их слуги были в хороших отношениях со своими женами, жили в мире и согласии", – учил Пророк. В 21 аяте суры "Рум" об этом сказано так: "Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение и установил между вами любовь и милосердие…" Женщины по своей природе нежные существа, которые одной рукой качают колыбель, другой – весь мир. Отсюда следует, что женщины могут быть опорой, как для семьи, так и для всего общества".
Один из сподвижников спросил Пророка Мухаммеда (мир ему!): "Какие права у жен перед мужьями?", на что Пророк ответил: "Если ешь сам, то накорми ее, если покупаешь себе, то купи и ей! Не бей ее по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй ее одну в доме!", "Не обижайте женщин. Они даны вам под ваше покровительство. Женщина, которая воспитывает сирот – в раю будет вместе со мной". В другом хадисе: "Этот мир полон преходящих ценностей. И единственное существо, что представляет ценность в этом мире, – это праведная жена".
Из всего следует, что ислам провозглашает уважение к женщинам. Наши предки воспитывали своих дочерей праведными, ценящими честь и достоинство. В казахских семьях в детях всегда воспитывали уважение к бабушке, которая принимала самое активное участие в воспитании внуков. Почитание и уважение девушек и женщин, забота о матерях – это основное направление исламской религии.
Каирбек ОТЫЗБАЕВ, наиб-имам областной мечети "Имангали" Прикаспийская коммуна
ВСЕ НОВОСТИwww.muslim-info.com
Роль женщины в исламе
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………..3
2.1. Идеал женщины в исламе...………………………………………...............5
2.2. Права женщины в исламе……………………...…………………………....9
3. Заключение…………………………………………………………………….12
“И лица, и волосы ваши красивы,
Вы как кипарисы стройны, горделивы
И все же никак не могу я понять.
Зачем в цветнике у творца возросли вы?
На розах блистание росы новогодней прекрасно,
Любимая - лучшее творенье господне – прекрасна”
Омар Хайям (пер.Н.Гнедича)
Ислам как религия оформился в VII в н.э. С момента образования этой религии в ней определилась особая роль женщины, ее канонический идеал. Он формировался под влиянием "ниспосланного Аллахом" пророку Мухаммеду Корана, который при жизни Мухаммеда существовал лишь в устной форме и был записан при третьем халифе Османе (644-656 гг.). Огромную роль для формирования идеала женщины сыграли также сунна, образцы действия и поступков Пророка, различные хадисы и предания о жизни и деятельности жен Пророка. Сводом религиозных и правовых правил поведения является также шариат. Кроме того, большую роль играли обычное право народов, различные наставления и назидания, рекомендации и притчи известных политических и религиозных деятелей, примеры письменного и устного фольклора. Наиболее известными из таких притчей и назиданий были "Кодекс приличий" ("Адаб-уль-Салихан", сост. Мухаммед Садык Каштари), "Кабус-наме" (сост. эмиром Унсралмаали Кай Кавусом в XI в.), "Сиасет-наме" (сост. везиром Низам-аль- Мульком в XI в.), эпические сказания "Шах-наме" и сказки "Тысяча и одна ночь".
Для своей работы я выбрала тему “Роль женщины в исламе”. Она меня заинтересовала с точки зрения студента-регионоведа, т.к. Южный Федеральный округ и Северный Кавказ - регион многонациональный, и ислам - одна из наиболее широко представленных религий в данном регионе.
В своей работе я использовала несколько источников: “Ислам и политика” (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии), М. Институт востоковедения РАН, “Крафт+”, 2001 г. Редактор Г.В. Миронова, из которого я узнала о кораническом идеале женщины в исламе; Р. Максуд “Ислам”, пер. с англ. В. Новикова – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 г., которая дала мне представление о правах женщины в исламе.
Целью моего исследования является изучение и определение роли женщины в исламе.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Объектом исследования выступает религия ислам. Предмет исследования – роль женщины в исламе.
Фактически во всех исследованиях об исламе и положении женщины в нем говорится об ее приниженности и неравноправии. Даже высказываются сомнения: обладает ли она душой... Коран обращается к людям: “Бойтесь Вашего Господа, который сотворил вас из одной души, и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин”.1 Так же Коран сообщает, что “Аллах создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость”.2
Женщина является хранительницей домашнего очага, передает религиозные и национальные традиции. С рождения девочки на это обращается большое внимание в ее воспитании. В мусульманском мире ее нужно было воспитать в соответствии с предписаниями Корана. “Мужья стоят над женами за то, что Аллах дает одним преимущества перед другими и за то, что они расходуют из своего имущества”.3 Поэтому девочка должна с самого раннего возраста понимать, что будущему супругу будет принадлежать главенствующее положение. Когда девушка будет выходить замуж, к ней и к ее семье будут предъявляться определенные требования. “Коран предписывает вступать в брак с “воспитанными под охраной дочерями верующих и с воспитанными под строгой охраной дочерями тех, которыми прежде вас было дано писание”. “Адаб-уль-Салихан” рекомендует желающему жениться стараться выбрать нравственную, честную женщину –“невеста должна быть девица. Следует выбрать такую жену, которая превосходила бы мужа четырьмя качествами, а четырьмя качествами уступала бы ему: возраст невесты, ее рост, богатство и происхождение должны быть ниже, чем те же качества у жениха, а красота, характер, приличия и нежность должны быть выше, чем те же качества у жениха”.”4
С древних времен в различных обществах бездетность означала величайшее несчастье не только для семьи, но для общества в целом. Поэтому отношение к женщине определялось ее способностью к деторождению. Существовало поверье, что если кто умрет, не оставив потомства, тот в наказание будет носиться как тень, не находя успокоения. Ислам предписывает также в связи с этим следующее: “Ваши жены нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете...”.5
“Ислам, как и многие другие, более древние идеологии, допускает многоженство: царь Соломон (X в.) имел по преданию от трехсот до тысячи жен родом из разных стран, многие из жен были взяты по политическим мотивам. В Коране говорится: “...женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы...” У самого Мухаммеда, как считается, в разное время было 14 жен, в год его смерти - 9 жен.”6 Муж, согласно шариату, должен предоставить каждой из жен отдельное жилище, содержать своих жен в достатке, хорошо обращаться с ними и соблюдать очередность посещения дома каждой из жен. Жена же должна исполнять свой долг. Никто из посторонних, а тем более мужчин не должны были заходить на половину жилища, где жили женщины.
Согласно Корану и другим наставлениям, жене рекомендуется соблюдать определенные правила:
Женщина вне дома не должна появляться с открытым лицом. Об обязательности для мусульманки ношения ритуального покрывала - хиджаб, чадра, парда, паранджа, чачван, хауля и др. - в Коране говорится: “О Пророк, скажи твоим женам, дочерям, и женщинам верующих, пусть они сближают на себе покрывала. Это лучше, чем их узнают и не испытывают оскорбления”.7
Согласно Корану, вступление в брак является священной обязанностью мусульманина. Мухаммед считает необходимым “сочетаться браком и плодиться”, ибо “худшие из мертвых суть те, которые умерли холостыми”. Женщина должна сохранять супружескую верность: “прелюбодея и прелюбодейку побивайте каждого из них сотней ударов”, но в том случае, если обвинение было напрасным, наказанию подвергается оговоривший: “а те, которые бросают обвинение в целомудренных... побейте их восьмьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда”.8
Средневековая арабская и персидская поэзия, особенно суфийская, сформировала стереотип мусульманской женщины -красавицы, умной, находчивой, веселой, преданной, храброй и т. д. В поэзии женщина обычно предстает луноликой, стрелобровой, с ланитами, подобными розе, с локонами волос, как у пери, с губами, как рубин и т. д. В мусульманском мире встречались женщины -правительницы . “Однако, как говорил Низам-аль-Мульк (XI в.), женщины являются “людьми покрывала”, у них совершенно нет разума и цель их - сохранение рода. Чем они родовитее, тем достойнее, чем скромнее, тем более заслуживают похвалы. Основываясь на хадисах, Низам-аль-Мульк советует совершать поступки вопреки предложениям женщин и помнить, что слова женщины, как и они сами, запретны для показа: “как не следует их самих показывать открыто, так не следует о них говорить”.”9
Женщины, как и все в исламе, должны совершенствоваться и приблизиться по своему мировосприятию и характеру к Мухаммеду. Поэтому им необходимо избавляться от таких дурных качеств как злопамятство, зависть, гордость, гнев, похоть, алчность, пустые надежды, упрямство, лживость, скупость, злобность, несправедливость, себялюбие, торопливость, неблагодарность, легкомыслие. Обязанностью является воспитать в себе стыдливость, добронравие, кротость, прощение, смирение, щедрость, терпение, благодарность, милосердие, знание, разумность, справедливость.
Всякая заповедь, данная Кораном мусульманам, равно относится и к мужчинам, и к женщинам. На них возложены одинаковые религиозные обязанности, и судимы они будут по одним и тем же критериям. «Истинно, покорный и покорная Богу, верующий и верующая, благочестивый и благочестивая, верный и верная, терпеливый и терпеливая, кроткий и кроткая, подающий милостыню и подающая милостыню, постник и постница, воздержанный и воздержанная в половых наклонностях, часто вспоминающий и вспоминающая Бога получат приготовленную им Богом милость и великую награду».10
Мусульманская доктрина не считает женщин существами низшего сорта и справедливо напоминает о том, что они изначально были сотворены из той же самой единой души, что и мужчины. Мусульманским женщинам не только гарантированы исламом равные права с мужчинами, но на них возложены еще равные с мужчинами обязанности.
Мусульманские женщины не рассматривают домашнюю работу как нечто второстепенное и малозначимое, будучи абсолютно уверенными в ее жизненной необходимости для благосостояния семьи. Как и мужчин, женщин, в интересах и к пользе общества, поощряют получать образование. «Поиск знаний - обязанность каждого мусульманина и мусульманки», - говорил Пророк Мухаммед.
Пурда (затворничество женщин) в наши дни сохранилась в основном именно в мусульманских обществах. Пурда – это совершенное отделение мужчин от женщин. Во многих мусульманских обществах женщинам предоставляется определенная часть дома (или даже палатки) и они могут пользоваться также отдельным входом. Большинство мечетей имеют отдельные входы для мужчин и женщин, и хотя женщины молятся отдельно от мужчин, после совершения молитвы они обычно присоединяются к своим родственникам-мужчинам.
Мусульманок не принуждают скрываться все время от посторонних взглядов, хотя во многих странах исламские женщины чуждаются незнакомых людей. “Во времена Пророка женщины регулярно посещали мечети и молились вместе с мужчинами, несмотря на многочисленные попытки мужчин воспрепятствовать этому”.11
В современном мире мусульманских женщин можно увидеть повсюду, в любой стране, с любой культурой, но одеты они всегда будут весьма и весьма скромно. Ношение в обществе покрывала, полностью скрывающего всю фигуру, является в некотором смысле полузатворничеством. “Когда мусульманка не желает общаться с посторонними, она облачается в чадру. Люди не должны беспокоить женщин в состоянии пурда, пытаясь заговорить или пофлиртовать. Как только женщины чувствуют себя в безопасности, оказавшись дома, черные покрывала снимаются. Легкое мусульманское покрывало, называемое хиджаб, ни в чем не стесняет женщину и в то же время предохраняет нарочитой своей скромностью от мирского искуса и соблазнов.”12
Пророк всегда был внимателен к несчастным женщинам, изнемогавшим от непосильных трудов, и следующим образом прокомментировал учиняемую над ними несправедливость: «Аллах, без сомнения, не оставит безнаказанным ни малейшего греха, и в Судный день даже обида, причиненная мужчиной женщине, подлежит ответу!» (Муслим).13
Любая женщина, работающая ради увеличения семейного дохода, должна обладать теми же правами, что и мужчина, и должна быть полностью избавлена от разного рода унижений и домогательств (особенно сексуальных). Женщина также обладает правом на достойную оплату и условия труда. Если так называемый работодатель-мусульманин использует женщин в качестве рабской силы, это наглое нарушение всех исламских принципов, и такой человек рано или поздно будет призван к ответу за свои неправедные действия.
Женщина в исламе обладает правом на заботу и опеку во время физических недомогание и слабостей. “Мужья стоят выше жен, потому что Бог дал первым преимущество над вторыми… Добрые из них [жен] — покорны, во время их [мужей] отсутствия бережливы на то, что бережет Бог”.14
myunivercity.ru
О предназначении женщины в исламской религии говорят и пишут часто. Люди сторонних религиозных конфессий зачастую создают образ несчастной, бесправной, полуобразованной домашней хозяйки. Женщина, которая находится под мужским гнетом. Но так ли это на самом деле?Если рассматривать вопрос с религиозной точки зрения Всевышний в Коране в своих обращениях уравнивает мужчину и женщину. Достигнув своего совершеннолетия, женщина, так же как и мужчина, должна выполнять свои религиозные обязанности. То есть получать знания. Непонятные ей вопросы обсуждать с духовно просвещенными учеными.Рассматривая вопрос с точки зрения правовых норм, можно заметить, что мусульманская женщина защищена законом.
Имуществом, которая она заработала или получила по наследству, она вправе распоряжаться по собственному усмотрению. Мусульманка имеет право давать свидетельские показания в суде.В семейных отношениях женщины и мужчины ответственны друг перед другом, являются друзьями, соратниками. Они совместно подают милостыню, читают молитву, поддерживают друг друга в исполнении религиозных правил.Отношение к мусульманке, как к матери, особо почтительное. Существует множество преданий, описывающих получение великих вознаграждений женщиной, которая является матерью. Беременная женщина, женщина перенесшая роды и кормящая женщина достойна больших вознаграждений.
К ней относятся уважительно. Ее хотят оберегать. Стремятся защитить ее достоинство. Именно поэтому женщина носит хиджаб (женский платок), оберегая свое целомудрие и внешнюю красоту. В мусульманской женщине общество ценит нравственное поведение. Желая уберечь ее от безнравственных поступков, ислам претит женщине путешествовать в одиночку без супруга или близких родственников.По закону материальным обеспечением женщины сначала занимаются родители. А впоследствии супруг. Но она может и сама выходить на работу. Если ее желание не будет противоречить интересам семьи и закону. Коран пишет, что Аллах создал женщину для служения семье. Он наделил ее чуткостью, аккуратностью, любовью. Ведя домашнее хозяйство, занимаясь воспитанием детей, заботясь о муже, она в высшей мере проявляет данные ей качества. И получает воздаяния от Всевышнего.Поклонение Аллаху, служение семье, проявление кротости и нравственное поведение сохраняют праведность женщин. А праведной женщине уготовано высшее воздаяние – попадание в Рай.
magrinat.com