Как одеваться мусульманке. Мусульманские законы для женщин


Как одеваться мусульманке | umma.ru

Как мужчинам-мусульманам, так и женщинам-мусульманкам необходимо соблюдать те законы и правила, которые установлены Творцом всего сущего и являются залогом нашего всестороннего благополучия в обоих мирах.

Требование скромности и умеренности во всем, в том числе во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, касается как поведения, так и одежды. Вот что говорится об этом в одном из знамений Священного Корана:

«Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представительниц противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. Это чище (лучше и благонравнее) для них. Поистине, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что они делают. И скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представителей противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту [чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин], помимо лишь того, что явно [что трудно скрыть, а также того, что необходимо иметь — элегантность, опрятность, представительность — во внешнем виде, например, на работе][1]. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям» (см. Св. Коран, 24:30, 31).

Недопустимо для женщины-мусульманки выставлять напоказ свою красоту, исключение составляют, кроме мужа, те из мужчин, за кого она в силу родственных связей не имеет права выйти замуж.

Что касается фразы «и чтобы не выставляли напоказ свою красоту, помимо лишь того, что явно» («илля ма захара минхэ»), то здесь подразумеваются лицо и кисти рук, а также та часть тела, которая оголилась случайно, и контуры тела, которые не могут быть скрыты даже свободной, не облегающей одеждой (данный комментарий учитывает и мнения столь авторитетных ученых, как Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и др.).

Ставшие привычными для современного (в большей части нерелигиозного) общественного сознания представления о женской одежде обусловлены влиянием западных стандартов с присущей им тенденцией к чрезмерной открытости и обнаженности. Подобный подход к женской одежде противоречит морально-этическим идеалам не только исламской, но и христианской и иудейской традиций[2].

Основные требования к женской одежде в Исламе

В Коране — Священном Писании, завершающем цикл Божественных Откровений человечеству, а также в высказываниях заключительного Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) четко определены основополагающие требования к женской одежде, суть которых заключается в следующем:

1. Необходимо, чтобы одежда прикрывала все части тела, кроме лица и кистей рук, а также волосы (согласно цитированному выше комментарию к 31-му аяту 24-й суры Священного Корана). Из высказываний Пророка на эту тему можно привести хадис: «Если девушка достигает совершеннолетия (у нее появляется менструация) и она при этом верует в Аллаха (Бога, Господа) и Судный День [неотвратимость и истинность его наступления], тогда недопустимым для нее является выставление напоказ каких-либо частей тела, кроме лица и рук до сюда», — тут Пророк обхватил кистью свою другую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата»[3].

2. Одежда не должна быть прозрачной, просвечивающейся. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал: «Две группы людей будут среди обитателей Ада: (1) правители-тираны, притесняющие свои народы, и (2) одетые, но в то же время обнаженные[4], качающиеся и раскачивающиеся [во время походки для привлечения внимания мужчин] женщины. Эти люди не войдут в Рай и даже не вдохнут [неописуемый] райский аромат»[5].

«Асма’, дочь Абу Бакра, однажды зашла в жилище пророка Мухаммада. На ней была одежда из тонкой просвечивающейся ткани. Увидев ее, Пророк сразу отвернулся и сказал: «Асма’! Когда девушка достигает совершеннолетия, ей недопустимо выставлять напоказ какую-либо часть тела, кроме этого и этого», — тут он указал на лицо и кисти рук»[6].

3. Одежда не должна четко обрисовывать формы женского тела.

4. Одеяние женщины должно соответствовать традиционно женскому, а не мужскому стилю в одежде.

Пророк Мухаммад высказывал однозначное и категоричное осуждение в адрес женщин, старающихся походить на мужчин, и мужчин, которые стараются походить на женщин, ибо подобные явления чужды природе человека. Осуждение касается в первую очередь стиля речи и поведения, когда это искажение преднамеренно[7]. Относительно же одежды, то здесь уже могут быть случаи, когда нет четкого разделения на мужское и женское, ведь культуры и традиции, касающиеся стиля одежды, разнятся и могут сильно отличаться друг от друга: то, что считается женской одеждой в одном народе, может относиться к мужскому гардеробу в другом.

Ибн ‘Аббасом передано: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин [в стиле общения и в поведении, а где-то, возможно, и в стиле одежды], а также — женщин, старающихся походить на мужчин»[8].

Абу Хурайрой передано: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчину, который надевает женскую одежду [в его народе и культуре эта одежда является именно женской], а также — женщину, надевающую мужскую одежду [которая является чисто мужской и без вариантов]»[9].

Женская одежда, не соответствующая вышеперечисленным четырем установлениям, противоречит канонам Ислама и ношение ее будет наказуемо Господом в Судный День[10].

Ответы на вопросы по теме

Насколько обязательно женщинам-мусульманкам ношение головного убора (платка)? Прошу ответить с учетом законодательного требования фотографироваться на паспорт без головного убора. Аниса[11].

Покрытая голова — это одно из обязательных положений религиозной практики как мусульманок, так и христианок.

«И чтобы не выставляли напоказ свою красоту [чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин], помимо лишь того, что явно [что трудно скрыть]. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям» (см. Св. Коран, 24:31).

Едины во мнении исламские богословы всех времен: «Недопустимо для женщины-мусульманки выставлять напоказ женскую красоту, кроме как перед своими мужьями и теми из мужчин, за кого она в силу родственных отношений не имеет права выйти замуж». Перед чужими могут быть открыты только лицо, кисти рук и, по мнению некоторых ученых, ступни ног.

В Библии, например, говорится, что если женщина не носит головной убор, она должна остричься: если женщина не хочет покрываться, то пусть острижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывает голову (см. 1 Кор. 11: 6).

Исламское богословие не предусматривает иной трактовки о покрытии, кроме как в тех случаях, когда обязательность женщины в этом вопросе может повлечь за собой вред, наносимый ее чести, жизни, имуществу, религиозности и потомству, сохранение которых является главной целью веры и религиозной практики, поэтому первостепенно.

Важно заметить, что покрытие ‘аурата (всех частей тела, кроме лица и кистей рук), являясь для женщин обязательным, тем не менее не относится к пяти столпам религиозной практики и к шести столпам веры. Женщина-мусульманка без платка остается мусульманкой, но ее обязательная религиозная практика неполноценна.

Мусульманин или мусульманка — это те люди, которые имеют определенные обязательства пред Богом и стремятся сохранить свою религиозность в любом обществе. Если органы власти требуют снятия платка для фотографирования на паспорт и предусматривают те или иные санкции в случае невыполнения, то женщина-мусульманка ради сохранения своего гражданства, которое определяется наличием паспорта, вынуждена это сделать. Совершение того или иного действия под давлением или вынужденно аннулирует его греховность пред Богом для данного человека или группы людей, но каноническая обязательность положения сохраняется.

Напомню, что в нашей стране (РФ) еще в 2003 году в закон были внесены изменения, позволяющие женщинам фотографироваться на паспорт в платке[12].

Обязательно ли ношение хиджаба для девушки-мусульманки?

Степень обязательности ношения хиджаба (прикрытия ‘аурата) хорошо известна. Не надевая платка или другого головного убора на улице, вы все равно остаетесь мусульманкой, однако совершаете грех. Другой вопрос, что этому препятствует: объективные или субъективные причины? Если причины объективные, то есть ношение хиджаба ставит под угрозу вашу жизнь, честь, имущество, религиозность и потомство, то послабления допустимы в меру сложности ситуации. Если непокрытая голова — вынужденный поступок, с учетом современных реалий и невежественных реакций по отношению ко всему тому, что связано с Исламом, тогда (если будет на то милость Всевышнего) прегрешение минимально.

К сожалению, случается и такое, что родители или родственники, люди, которые должны были бы поддержать, наоборот, запрещают носить платок и длинную юбку. В этой ситуации важно проявить выдержку, понимание, сочувствие и не идти на конфронтацию. При этом сердце должно быть наполнено надеждой на то, что (с благословения Всевышнего) данное религиозное предписание, со всем заложенным в нем благородством, красотой и нравственной пользой, будет в полной мере реализовано в замужестве.

Мусульманская одежда — все это очень хорошо смотрится, но в странах Востока. Я — современная молодая девушка. Мне хочется носить нормальную одежду, которую носят все девушки. Моему мужу это очень не нравится. Мне что, придется выкинуть все джинсы, брюки и покупать одежду, которая на мне смотрится как мешок? Может, все-таки есть какой-нибудь компромисс? Марьям.

Компромисс: 1) джинсы и короткие юбки выбрасывать не нужно, будете надевать их дома для удобства или подчеркивания своей женственности перед мужем; 2) посетите модные бутики мусульманской одежды в Стамбуле, именно модные, и вы поймете, что современная западная мода, раздевающая и оголяющая, — полный отстой, а мусульманский стиль — сама элегантность и женственность.

Я недавно перешла на хиджаб. Могу ли я свои старые фото без платка отдавать друзьям?

Не стоит. Оставьте их на память для себя, мужа, детей и потомков.

Обязательно ли надевать платок под цвет одежды или есть какие-то преимущества в этом?

Не обязательно. Одевайтесь на собственный вкус и стиль.

Не могу решиться надеть хиджаб, хотя есть большое желание. Что-то сдерживает. Муж на счет этого ничего не говорит. Когда только поженились, я у него спросила, хочет ли он, чтобы я надела хиджаб? Он ответил, что это слишком. Сама я из Дагестана и не понимаю Ислам Дагестана: вроде все мусульмане, но практикуют его немногие. Живу в Москве, считаю, что именно это меня сдерживает в ношении платка и длинной юбки. Что вы мне посоветуете? Амина.

Советую посетить несколько магазинов хорошей стильной одежды (учитывая ваш достаток и возможности) и подобрать для себя необлегающие брюки, например, длинную юбку, платье с длинными рукавами, блузку, тунику и т. п. Вы имеете все возможности, тем более живя в окружении московского изобилия, одеваться удобно, стильно и по-мусульмански.

Платки лучше покупать в Турции, в магазинах мусульманской женской одежды. Ассортимент огромен. Берите те, что из чистого натурального шелка (цена — от 20$ до 50$). Там же вас научат правильно его завязывать, дабы он не спадал, быстро надевался и снимался. Если у вас есть вкус, то поэтапно приобщив себя к этому, вы станете намного красивее и женственнее. Муж будет в восторге.

Моя семья из числа этнических мусульман. К правильному пониманию Ислама я пришла недавно. Стараюсь с Божьей помощью выполнять предписанное мусульманке. Я надела хиджаб, но под давлением родственников сняла. Теперь не нахожу покоя. Все равно стараюсь максимально закрыть тело и голову. Является ли моя слабость грехом? Надеть второй раз хиджаб… Боюсь, что не выдержу слабости моего имана. Может быть, не следовало так стремительно идти к этому? Как можно одеваться так, чтобы соблюдать обязательное? Допустимо ли открывать шею и мочки ушей? Мне постоянно приводят в пример интервью с одной мусульманкой, которая сказала, что эта форма одежды присуща арабскому менталитету.

Не драматизируйте ситуацию. Составьте для себя своего рода план роста. Не тратьте силы на объяснение чего-то другим, а сами старайтесь понять. Послабления в вопросе ношения платка могут быть, но это зависит от того, в каких обстоятельствах вы находитесь. Главное — постепенно, но уверенно идти вперед и вверх, а не назад и вниз. Сами определите, что является для вас на данном этапе возможным в вопросе выбора одежды, возьмите этот (незавышенный) уровень за основу и ниже него больше никогда не спускайтесь (длинная юбка, стильные, необлегающие брюки, блузка или кофта с длинными рукавами). Проявляйте гибкость в общении с родными и близкими, не будьте назойливы для них в вопросах веры.

Что касается «арабского менталитета», то это несерьезно! Вот танец живота, курение кальяна, чадра, сплошь черные одеяния — это именно арабский (а не мусульманский) менталитет, точнее сказать — часть арабской традиции.

Я к вам обращаюсь не только с вопросом, но и за поддержкой. Дело в том, что я стараюсь быть соблюдающей мусульманкой, не так давно надела хиджаб (платок). Мне нравится то, как я живу. Я замужем за соблюдающим мусульманином, но вот мои родные не принимают моего, чуждого им образа жизни, и, в частности, хиджаба, хотя мы этнические мусульмане.

Я приехала в гости к родным, и все время слышала упреки, нотации, лекции, я чувствую себя чуть ли не позором семьи. Родные боятся, что меня увидят знакомые. Но дело не в этом. Дело в том, что в спорах с ними я, к сожалению, замечаю, что у меня начинают появляться сомнения. Наверное, это от слабости веры и от недостатка знаний, из-за чего мне и не хватает уверенности в правильности моего поведения. То есть, например, они всегда задают мне такой вопрос: «Если носить хиджаб предписано Всевышним, то почему раньше даже муллы не говорили об этом? Почему это возникло только сейчас? Разве источники (Коран и Сунна) могли измениться? Как бы вы ответили на этот вопрос? И можно ли надеть платок, повязанный назад, и одежду с воротником-стойкой? Радима, 27 лет.

Насколько бы странным вам это ни показалось, но настоятельно советую следующее. Занимайтесь спортом (следите за собою, как минимум, выполняя ежедневную гимнастику), ешьте больше растительной пищи, злаков, минимизируйте мучное и жирное, одевайтесь строго и модно (без шика и роскоши, а также без черных балахонов) и прочитайте пять моих книг: «Мир души», «Триллионер думает», «Стань самым умным и самым богатым», «Как увидеть Рай?» и «Хадисы. Высказывания пророка Мухаммада». Читайте книги, не торопясь и делая в них пометки карандашом.

Следуя всему упомянутому и внимательно прочитав все пять книг, вы увидите, как изменится ваша жизнь за шесть-восемь месяцев. Успехов!

Насколько я грешна перед Аллахом, если не ношу мусульманскую одежду? В остальном я следую всем религиозным предписаниям: совершаю намаз, соблюдаю пост, призываю людей к благому, удерживаю от дурного и запретного и т.д. Какое наказание мне будет за отсутствие необходимой формы одежды? Лиза.

Современные реалии подчас бывают очень жестоки. Информационный беспредел вынуждает простых людей искать определенные компромиссы, дабы ужиться и выжить в грубой действительности. Вера должна способствовать тому, чтобы мы жили, а не выживали, чтобы преодолевали, достигали, возвышались, а не оборонялись. Пусть кто-нибудь другой борется с ветряными мельницами. «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите)[13] и не вызывайте отвращения»[14], — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).

Моя сестра хочет надеть хиджаб, но она работает в государственном учреждении, а там его запрещено носить. Как быть?

Ей нужен необычный, симпатичный, современный, не бросающийся в глаза головной убор. На дозволенность именно такой формы покрытия головы (в вынужденных ситуациях) указывают фетвы современных ученых.

Хотя, наверное, и это трудно осуществимо. У нас почему-то считается неприличным находиться в головном уборе в помещении, всегда просят снять. А потому красивый и модно повязанный платок — вне конкуренции. Было бы желание, разумение и навык стильно одеваться — всегда можно приспособиться и найти выход, не впадая в крайности и не делая кому-либо вызов.

И напомню, вынужденные, сложные ситуации включают послабления. Религия не усложняет жизнь, а систематизирует ее и дисциплинирует нас.

Если девушка не носит хиджаб на работе из-за того, что ей не позволяет начальство, является ли это малым ширком? Лейла.

Нет, малым ширком это не является. На данном этапе жизни пусть носит его во всех остальных ситуациях и обстоятельствах.

Я хочу принять Ислам. Работаю в фирме, где обязателен деловой стиль одежды… Лола.

Если преображаться, то постепенно. Не делать резких движений от каких бы то ни было эмоций и впечатлений. Быть полной жизненных сил и одухотворенности, а внешние «декорации» очередного жизненного периода начнут, по воле Всевышнего, изменяться в пользу вашего настроя, устремленности и жизнерадостности.

Я ношу платок и работаю в иностранной компании. С начала года мне сказали снять платок. Намаз я еще могу совершать, прячась в отдаленных комнатах, но с платком явно не смогу работать. Знаю, что Аллах меня так испытывает, но эта зарплата мне нужна. Этот доход единственный на данный момент, на него живет вся моя семья (у меня пятеро детей), мы снимаем квартиру. Уходить с этой работы неразумно, а против начальства идти — все равно что писать увольнительную. Как быть?

Вам следует успокоиться и понять, осознать, что религия дана нам Богом в облегчение жизни, а не в усложнение ее (Св. Коран, 22:78)[15].

Я не ношу платок в силу того, что мне не хочется ловить на себе удивленные взгляды. Живу в Москве. Вопрос важен для меня, так как я все больше и больше задумываюсь над тем, что грешна перед Богом. Мне кажется, что моя религиозная практика неполноценна. Являюсь ли я из-за того, что не ношу платок, лицемеркой? Лариса.

Лицемеркой вы (да проявится для этого милость Всевышнего) не являетесь. Вера и религиозная практика мусульманки — это не только платок, но и многое-многое другое. Изучите мою книгу «Мир души», откройте для себя то, в чем нам, верующим, всю жизнь следует расти и развиваться.

Носите модную шапочку, берет.

Каждый день, выходя из дома, чувствую себя уверенно. Но когда возвращаюсь, у меня появляются какие-то непонятные ощущения. Мне кажется, что все смотрят на меня и смеются.

Не нужно обращать на это внимания. Вы изнутри должны выработать естественность вашего стиля. Только тот, кто совершенствует и изменяет себя в более правильную, положительную сторону, в состоянии влиять на мир и изменять его.

Если вы будете обращать внимание на такого рода кажущиеся вам вещи и как-то подстраиваться под них, то чувство внутреннего дискомфорта будет постоянно сопровождать вас и нарастать. Учитывайте те обстоятельства и то окружение, в котором вы живете, но не подстраивайтесь под него из-за «непонятных ощущений».

Также нужно принять к сведению, что к концу рабочего дня как мужчины, так и женщины более чувствительны и раздражительны ко всему, особенно если день был тяжелым и малорезультативным.

Шамиль, мы очень часто обращаемся к вашим материалам, слушаем ваши проповеди для поддержки веры и обогащения знаний, но некоторые ваши ответы обескуражили нас. Мы с сестрой были немного удивлены, прочитав их, и решили, что нашей обязанностью перед вами будет сообщить о несогласии с этим.

Конечно, наши знания с вашими не сравнить, но что касается вопроса ношения хиджаба, то, возможно, женщины более чувствительны к этому. Мы считаем, что суть ношения хиджаба заключается не в «особенности стиля, элегантности, изящности, утонченности». Для мусульманок хиджаб — это ограждение от посторонних взглядов, это как раз таки в какой-то степени «средневековый балахон», который не должен привлечь внимания ни одного мужчины и должен отличаться простотой и скромностью. Конечно, сегодня мы вынуждены подстраиваться под общество — отказываться от никаба, заменять черный цвет светлыми, дабы не пугать и без того запуганное исламофобией общество. И, возможно, Аллах, Свят Он и Велик, примет наши оправдания в День Суда, но мы ведь ни в коем случае не должны винить тех женщин, которые носят никаб, предпочитают черный цвет в одежде. Порой действительно хочется закрыть глаза на дотошное общество и не отступать от Сунны… Да простит нас Аллах за те отступления, которые мы вынуждены допускать. Согласитесь, как это приятно увидеть на улице мужчину с бородой и в суннитке, женщину в никабе…

Просим вас попробовать взглянуть на хиджаб с нового ракурса. Лейла, 24 года.

1. Ваша осведомленность о Сунне ограниченна. Примите это замечание во внимание.

2. Нас никто не вынуждает подстраиваться под других, и мы должны жить своей жизнью в рамках тех широченных границ, которые очерчены для нас заключительным Священным Писанием и Сунной Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Но следует напомнить, что широта восприятия зависит от широты мышления, глубины опыта. Подходы, мнения, трактовки, их форма зависят от очень многого, и каждый волен поступать в соответствии со своим обоснованным мнением. Главное — чтобы на пике эмоций, феерических размышлений или юношеского максимализма не получилось так, что сегодня человек навязывает себе и другим одно, а завтра, осознавая, что недопонял чего-то и на эмоциях переборщил, на практике падает ниже допустимого. Поверьте, таких примеров за последние 20 лет жизни я видел немало.

Кстати, с вашего «ракурса» я тоже когда-то смотрел, более 20 лет назад (в 80-х годах прошлого столетия), когда учился в школе.

P. S. Решив переиздать данную книгу и вернувшись к вашему вопросу через десять лет (в Рамадан 2018 года), перечитав его, я задумался: носит ли она хотя бы «стильное и элегантное» мусульманское одеяние, выполняет ли пятикратную молитву-намаз или все это осталось в далеком прошлом и жизнь ее «прогнула» под себя, «опустив» ниже допустимого? Когда вы задавали этот вопрос, были молоды, не замужем, и тональность его больше напоминает юношеский максимализм, а не стремление к набожности. Надеюсь, у вас все очень хорошо и религия помогла вам стать счастливой со своим мужем-мусульманином и заботливой многодетной мамой.

Родители не разрешают мне делать намаз, покрывать голову, боятся, что я стану ваххабиткой. Хотя они этнические мусульмане, но все же не желают понять, что это предписания Всевышнего.

*

Мои родители против того, чтобы я надевала длинную юбку, заставили снять. Что делать? Фатима, 17 лет.

*

Я хочу ходить в хиджабе, но родители запрещают, считая это опасным. Мы живем в Москве, я учусь и много времени провожу вне дома. Что мне делать? Они настроены категорически! Qamar, 19 лет.

Я знаю семьи самых разных национальностей, в которых молодые люди находятся в таком же положении, как и вы. Однако, проявляя максимальное терпение, спокойствие и дипломатичность, они достигли значительных результатов и смогли подвести своих близких к пониманию того, что обязательно пред Богом.

Что же касается опасений за вас со стороны родителей, то, с учетом реалий нашего нестабильного времени, это нормально и ничего удивительного в этом нет. Помните, что родители всегда желают для своих детей только блага, так заложено самим Творцом. Но и те сложности, с которыми вы сталкиваетесь со стороны родителей, также объяснимы: ведь на протяжении десятилетий мусульманам прививались совсем другие ценности. Даже сегодня то негативное освещение Ислама, которое проходит в СМИ[16], отпугивает самих же мусульман. Людям в достаточно зрелом возрасте бывает сложно что-то изменить в своей жизни[17], поэтому наберитесь благоразумия и эрудированности, будьте гибки и стойки. Главное — не спорить, не прерывать отношения и не стараться переубедить. Спокойно продолжайте выполнять свою религиозную практику, но делайте это так, чтобы не вызывать раздражения у окружающих. Продолжайте учебу или работу, выполняя их как можно лучше, искренне и очень профессионально. Вы знакомы с тем, когда становишься лучшим в сфере своей профессиональной деятельности? Если нет, тогда запишите в свои планы восполнить этот пробел. Тем самым вы продемонстрируете, что религиозная обязательность в виде пяти молитв, поста и т. п. не требуют от человека отшельничества, самоизоляции, иждивенческого образа жизни и значительной затраты времени на выполнение этого, не несет какой-либо угрозы или опасности другим. Со временем ваша стабильность, успехи, конкретные измеримые достижения и выверенное мировоззрение привлекут близких, и, возможно, медленно, но постепенно их опасения и сомнения сойдут на нет.

В Коране есть удивительнейшие аяты 65-й суры, которые в самые сложные минуты вселяют терпение и стойкость:

«Кто набожен пред Аллахом (Богом, Господом) [следует нормам нравственности, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Творцом в этом мироздании], тому Господь непременно предоставит выход [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и обязательно наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно» (см. Св. Коран, 65:2, 3).

В школу не разрешают носить хиджаб, говорят, что есть форма и что это светская школа. Грозились исключить. Директор не имеет ничего против, а вот некоторые учителя предпочитают видеть меня в короткой юбке! Что только не пробовали! И мама ходила в школу поговорить на эту тему! Я больше трех раз становилась темой педагогического совета, и каждый раз после него оказывалась в неприятных ситуациях. Через месяц снова школа, что делать? И что на это могут сказать в Правительстве? Ведь с этого года во многих регионах вводятся религиозные уроки? Альмира.

Сделайте запрос в официальные органы о требованиях относительно длины юбки и возможности покрывать голову в учебном заведении, не акцентируя внимания на вашем вероисповедании, а прося выдержки из соответствующего закона. Пусть ответят, запрещено ли носить длинную юбку и покрывать голову, например, христианке. Если запрещено, тогда каков номер постановления и где его можно найти. Если такого нет, значит они не имеют права запрещать и должны разрешить, но не стоит требовать. Вежливость и деликатность, отсутствие вызова, юношеского максимализма и высокомерия более эффективно. Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) Добр (Мягок) [желает людям облегчения и легкости, не возлагает на людей больше их возможностей и сил]. И любит [видеть в людях именно] эти качества. За проявление такого качества, как рифк (доброта, доброжелательность, мягкость), Аллах (Бог, Господь) дает людям то, чего не дает им при проявлении ‘унфа (строгости, суровости, резкости; грубой силы, насилия). Дает то, чего ни за что иное не даст»[18]. То есть проявление доброты открывает перед человеком большие возможности, подводит его к милости и Божественным благам как в мирской обители, так и в вечной.

Кстати, необязательно носить именно платок. Возможно, симпатичный головной убор не будет так раздражать ваших учителей[19]. Наличие демократических норм в нашем государстве должно гарантировать свободу в форме одежды. Мы к этому идем.

Я приняла Ислам 4 месяца назад, но родители меня не поняли и не приняли мою веру, они сами неверующие. Вообще такое часто случается, и я не исключение. Но 10 лет назад умерла моя единственная сестра, и с тех пор я — единственный ребенок в семье. После ее смерти мама долгое время пребывала в депрессии, сопровождающейся нервными срывами. Она пришла в себя только пару лет назад. И сейчас, когда она узнала о том, что я приняла Ислам, ее здоровье заметно ухудшилось. Она просит, чтобы я отказалась от внешних проявлений веры (платок, длинные юбки, пост), но я не могу этого сделать, ведь я мусульманка. Я стараюсь объяснить родителям, насколько для меня это важно, причем спокойно, рассудительно, без лишних эмоций. И еще я собираюсь выйти замуж за мусульманина, и, естественно, они против.

Вчера мама попала в больницу с нервным срывом. Я очень боюсь, что с ней что-нибудь случится, и все будут обвинять меня в произошедшем. Но ведь все по воле Бога. Amina, 20 лет.

«Но ведь все по воле Бога» — будьте осторожны с этими словами. Каждому человеку Всевышний предоставляет большое поле возможностей выбора: какие слова сказать, как реагировать, как себя вести и что предпринимать. А потому как минимум неэтично сваливать все на Господа миров.

1. Закройте тему религии в общении с родителями. Полностью.

2. Не афишируйте выполнение ритуалов и предписаний.

3. Дома при родителях одевайтесь так же, как вы одевались ранее, до начала ваших душевных либо эмоциональных, а возможно, и интеллектуальных метаморфоз[20].

4. Выходя на улицу, одевайтесь с учетом религиозных постулатов, однако пусть это будет скромно, стильно и модно. Не ограничивайтесь одним-двумя цветами.

5. Не торопитесь с замужеством. Первым делом убедитесь в порядочности своего избранника. Замечу, что внешнее проявление религиозности человека не подразумевает обязательное наличие в нем благочестия. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие — от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего»[21]. Религия одна, но люди, практикующие ее отдельные постулаты и ценности, очень разные.

1. Я не ношу платок, хотя читаю намаз, держу уразу. Родственники вроде привыкли к этому, но было нелегко. На мне хотел жениться мусульманин. У нас были серьезные намерения, а моя мама оказалась против. Это был нелегкий период в жизни для всех членов семьи. Мама после этого даже заболела. Отношения с тем парнем прервались через некоторое время. Затем мама выздоровела, слава Аллаху. Но платок я так и не надела. И замуж тоже не вышла. Мама начала относиться ко мне ужасно. Я терпела. С помощью Аллаха, добрым словом смягчила ее сердце. Сейчас мы стараемся обходить вопрос о платке. У нас только мама, она вырастила трех дочерей, и мы многим ей за это обязаны. Но мы не понимаем друг друга. Мама считает, что теперешний Ислам — это не тот Ислам, который был раньше. И несмотря на то что ее отец был муллой, переубедить маму очень трудно. Теперь я уже и не пытаюсь сделать этого. Я так не хочу. Вы многим отвечаете, что нужно показывать собственным примером и начинать с малого. А я как начала с малого, так и стою. Не могу идти дальше. Боюсь реакции мамы. Что же делать? Я и так уже живу отдельно от родственников. Совсем отказаться от них не могу, так как это не по Исламу.

2. Учусь заочно в университете. Иногда не хватает аудиторий даже для учебы. Не уверена, что смогу читать намаз там. Некоторые читают как пропущенный. Но вы пишете, что это неправильно. Мне придется пропускать учебу? Регина, 20 лет.

1. Не останавливайтесь на достигнутом и двигайтесь вперед размеренно, последовательно, тактично, но уверенно. Не досаждайте своей маме убеждениями о ношении платка. Отстраняйтесь от негатива. Своей верой излучайте только положительные, приятные впечатления. Пусть мама проникнется к вам доверием, увидит вас самостоятельным (но близким) человеком, имеющим разумную голову на плечах. Напомню, что движение вперед — это наши успехи и положительные преобразования. Успехи: хорошая учеба, работа, повышение квалификации, открывающее новые возможности и последовательную их реализацию. Преобразования: вы читаете много самой разной, умной, современной литературы о здоровом образе жизни и успешности, вы становитесь более спортивной и жизнерадостной, в питании делаете акцент на том, что полезно для вашего организма, общаетесь лишь с позитивными и положительными людьми. Поймите, наконец, что платок и молитва-намаз здесь ни при чем!

2. Совершайте обязательную молитву-намаз тогда, когда появляется для этого первая реальная возможность. Если время вышло, тогда вы делаете намерение на восполнение пропущенного.

Могу ли я ходить без хиджаба в присутствии братьев моего мужа? Лейла.

Нет. Братья мужа, как особенно подчеркивается в хадисе, те люди, перед которыми необходимо покрывать ‘аурат (все части тела, кроме лица и кистей рук).

1. Является ли отец мужа (свекр) мне махрамом и, соответственно, можно ли ходить перед ним без платка? У татар по традиции принято перед свекром носить полный хиджаб, желательно даже стараться не разговаривать.

2. А как по Исламу строятся отношения с отцом мужа?

3. Является ли мой муж махрамом моей маме? Обязательно ли ей носить полный хиджаб при нем?

1. Да, является махрамом.

«И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям. [Какие-то части тела в рамках местных традиций или, например, для удобства в домашних условиях могут быть оголены, а голова не покрыта перед родственниками, за которых данная женщина не имеет права выйти замуж. К ним относятся] родные отцы, свекры, родные сыновья либо сыновья мужей, а также родные братья, племянники или прислуживающие женщины. [К числу таковых также относятся] пожилые люди, старики, у которых нет [половой] потребности в женщинах, и малые дети» (см. Св. Коран, 24:31)

2. Отношения следует строить в обычном порядке, как младший со старшим.

3. В Коране сказано:

«Запрещается вам брать в жены матерей ваших [бабушек, прабабушек], дочерей ваших [внучек, правнучек], сестер ваших [кровных или родных лишь по отцу или матери], теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших [то есть племянниц], тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных[22] и матерей ваших жен» (см. Св. Коран, 4:23).

Учитывая то, что в результате проведения бракосочетания мать невесты становится запретной в плане женитьбы на ней для жениха ее дочери на всю оставшуюся жизнь, необходимость строгого прикрытия всех частей тела перед ним для нее отсутствует[23].

Мама супруги живет более года с сожителем. Допустимо ли моей жене не покрывать голову в присутствии этого сожителя? Теща-немусульманка заявляет, он, мол, уже свой, нечего покрывать голову перед ним. Р., 26 лет.

Вашей супруге следует покрывать голову в присутствии сожителя ее мамы.

Можно ли носить брюки с туникой? И если можно, то какая длина должна быть у туники? Сумайя.

Можно. Длина — до середины бедра.

Скажите, пожалуйста, разрешено ли женщинам носить брюки? Это какая-то мода пошла… Даже мусульманки перекинулись на эту форму одежды, хотя знают, что нельзя уподобляться в одежде мужчинам.

Если вы хоть раз выбирали в магазине брюки, то должны знать, что существует мужской покрой (стиль) брюк, а есть женский. Выбирая женский, вы никак не уподобитесь мужчине. А если вам больше нравится носить юбки, то это ваше право, ваш выбор. Но по моему мнению, хорошо, когда в одежде присутствует разнообразие. Не всегда же носить что-то одно. Главное — чтобы были прикрыты соответствующие части тела и брюки не были облегающими.

В нашем женском джама‘ате возникло разногласие по поводу вопроса о дозволенности ношения в общественном месте раздельной одежды (юбка и туника, брюки и туника и т. д.). Часть сестер говорит, что это дозволено и мусульманка может выходить на улицу в таком виде, а другая часть говорит, что при выходе на улицу на мусульманке должна быть цельная одежда, выходить в раздельном — харам. Напишите, пожалуйста, шариатские доказательства того или иного мнения. Elvira.

Споров по этому поводу в богословской с&

umma.ru

Общие требования, предъявляемые к одежде мусульман и мусульманок

Общие требования, предъявляемые к одежде мусульман и мусульманок

Общие требования, предъявляемые к одежде мусульман и мусульманок

Общие качества одежды мужчин и женщин

1 Одежда должна соответствовать полу ее обладателя

В соответствии с традициями конкретного общества одежда мужчин не должна походить на одежду женщин, а одежда женщин – на одежду мужчин. Другими словами, одежда не должна быть причиной уподобления друг другу полов, потому что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть Аллах проклянет мужчин, носящих женские одежды, и женщин, носящих мужские одежды». Таким образом, он запретил такую практику, противоречащую естественному порядку жизни в духе Корана1.

Еще одним важным требованием, предъявляемым как к женской, так и к мужской одежде, является отсутствие на ней изображений живых существ.

2 Одежда должна быть из дозволенного (халяль) материала

Условие изготовления одежды из дозволенных (халяль) материалов означает, что одежда не должна быть изготовлена из запрещенных в Коране в общих выражениях шкур падали, а также из запрещенных в Сунне шкур хищных животных2. Следующим условием, предъявляемым только к мужской одежде, является то, чтобы она не была изготовлена из натурального шелка и не содержала элементов из золота, потому что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), исходя из обозначенной в Коране необходимости избегать расточительства и запретов (харам) в виде предметов роскоши и считая их не соответствующей природе мужчин, запретил им использовать золото и шелк.

Он – да увеличит Аллах его славу – сказал:

«Золото и шелк сделаны разрешенными для женщин моей общины и запрещенными для мужчин».

«Кто носит шелк в этом мире, не сможет носить его в будущей жизни»3.

В другом хадисе наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сравнил ношение золотых колец с ношением горячего угля.

По этой причине верующий мужчина, например, не может надевать одежду из натурального шелка, носить кольца, запонки или цепочки из золота.

Но мужчины могут носить одежду, некоторые детали которой, например, ворот, рукава и т.п. украшены шелком4.

Если указанные условия не соблюдаются, одежда не будет дозволенной и красивой.

3. Одежда должна быть красивой в своей простоте

Следующим требованием материального характера к одежде является ее красота в простоте.

Очевидно, что если одежда слишком велика или слишком яркого цвета, она не будет красивой, от нее рябит в глазах у собеседников, а ее обладатель не воспринимается всерьез.

По этой причине одежда должна быть подходящего размера, а цвета ее должны быть сдержанными. Ведь целью ношения одежды наряду с прикрытием тела является и украшение человека, потому что в священном Коране наш Господь говорит, что одежда дана для украшения:

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных мест и украшения [для одежд]»5.

Так как, одеваясь, необходимо иметь цель украсить себя, наш Господь, используя слово «зиннат» в значении «украшения» повелел приходить в являющиеся центром культуры и поклонения мечети, украсив себя одеянием6.

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), всегда наставляющий нас следовать Корану, и сам своими действиями показывал необходимость, одеваясь, иметь цель быть красивым в простоте, и призывал к этому на словах.

Досточтимый сахаба Абу аль-Ахвас (радыйаллаху анху) передает:

«Я пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в лохмотьях. Между нами произошел такой разговор:

- (О Абу аль-Ахвас!) Есть ли у тебя имущество?

- Есть, о Посланник Аллаха!

- Какое имущество у тебя есть?

- У меня есть верблюды, лошади, овцы, козы и другое подобное имущество, дарованное мне Аллахом.

- (О Абу аль-Ахвас!) Если Аллах даровал тебе имущество, пусть на тебе будут видны следы Его даров!»7

О том, что одежда должна и украшать человека, мы в еще более очевидной форме узнаем из следующих хадисов нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

«(О верующие!) Вы навещаете своих братьев по вере, поддерживаете связи друг с другом. Поэтому уделяйте внимание виду и чистоте вещей, которые есть при вас. Держите вашу одежду в порядке и украшайте ее, чтобы привлекать внимание людей. Поистине, Аллах не любит безобразное»8.

Особо мы хотим коснуться вопроса красоты одежды в ее простоте по отношению к женщинам, чтобы избежать ложного толкования. Женщины, следуя условию соответствия одежды Корану и Сунне, в своей одежде должны на первый план выставлять не свои женские, а человеческие качества. Красота одежды в ее простоте в мусульманском смысле и одежда, как средство украшения, делающее акцент на женской природе, это две разные вещи.

Вне всякого сомнения, одежду, которая заставляет людей обращать на женщину внимание с сексуальной точки зрения, носить запрещено. Следующий хадис, как и общий характер 31-го аята суры ан-Нур, подтверждают это.

 Айша (радыйаллаху анха) передает:

«Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в мечети, появилась женщина из племени Музайна, которая ходила по мечети в нарядных одеждах, привлекая к себе внимание.

Увидев эту женщину, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- О люди! Запрещайте своим женам надевать нарядные одежды, (которые привлекают взоры и делают их похожими на женщин легкого поведения), а также ходить в мечети, привлекая внимание…»9

Приведем же слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), содержащие вывод по всему вышесказанному:

«Слышите ли вы, слышите ли вы, слышите ли вы? Простота в одежде – от веры.

Не впадая в расточительство и в гордыню, ешьте, одевайтесь и давайте милостыню»10.

4 Одежда не должна походить на одежду неверных

Следующим материальным требованием к одежде является то, чтобы она не походила на специфическую одежду буддистов, иудеев, христиан, материалистов и других неисламских групп, а также не содержала в себе пропаганду присоединиться к представителям названных убеждений. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Те, кто в вероубеждении, деяниях своим внешним видом желает походить на кого-то другого, кроме нас, тот не из нас». А главным путем избежания такого сходства является одежда, соответствующая нормам Ислама.

Нематериальные требования к одежде

Согласно критериям Ислама, помимо перечисленных выше материальных требований к одежде, существуют и нематериальные требования. Это приобретение одежды на полученные дозволенным (халяль) путем средства и ношение ее, остерегаясь гордыни.

Одежда должна приобретаться на средства, полученные дозволенным путем

Пути обретения средств существования Ислам подразделяет на дозволенные (халяль) и запрещенные (харам). Как и еда, одежда должна обязательно приобретаться на средства, полученные исключительно дозволенным путем.

Одежда, обретенная запрещенными, приносящими людям вред путями, такими как ростовщичество, деятельность, связанная с алкоголем, азартными играми, проституцией, безжалостной эксплуатацией, взятками, обманом, хотя на вид и может казаться качественной и красивой, в действительности она так грязна, что ее не подобает одевать. Как невозможно заслужить одобрение людей одеждами, испачканными материальной грязью, так невозможно ее заслужить и в одеждах, запачканных грязью нематериальной. Поклонение, совершенное в обретенных на полученные запрещенным путем средства одеждах, не будет принято.

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном своем хадисе так поведал об этой истине:

«Аллах не примет намаз и пост человека, надевшего одежду, обретенную на полученные запрещенным путем средства, до тех пор, пока он не снимет эту одежду».

Как могут украсить человека обретенные на полученные недозволенным путем средства одежды, если они делают его мерзким перед Всевышним и добродетельными людьми?

Носить одежду, избегая гордыни

В соответствии с критериями Ислама одним из нематериальных требований к одежде является носить ее, осознавая себя рабом Аллаха, вознося благодарность Ему и избегая гордыни. Это превращает ношение одежды в поклонение.

1 Абу Давуд, Либас, 15.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Жизнь женщины по шариату // ОПТИМИСТ

≡  6 Май 2013

А А А

Женщина Востока в представлении большинства европейцев - это забитое бесправное существо, ограниченное в своих действиях волей мужа-тирана и строгими законами шариата. Так ли это? Попробуем ответить. Только не ждите от нас прямого ответа "да" или "нет". Жизнь мусульманской женщины, как и любой другой, конечно, не бывает легкой и беззаботной. Но описывать ее в мрачных тонах совсем не стоит.

Один мужчина равен двум женщинам

В одном испанском курортом городке я однажды увидела такую сцену. У входа в дорогой ресторан остановился черный лимузин. Выбежавшая охрана открыла дверцу автомобиля, и из него вышел шейх. Настоящий, похожий на Ясира Арафата, с платком на голове. К остальным дверцам никто не подбежал, они открылись сами. Из них стали выходить женщины в белых одеждах с головы до пят. Открыты были только лица. Шестеро женщин сфудились вокруг шейха, и он стал придирчиво их осматривать. Увидев, что у одной из-под платка выбилась прядь, он грубо дернул ее прямо за волосы, прибавив что-то на словах, и женщина стала с виноватым видом приводить себя в порядок. Только после этого они вошли в ресторан.Действительно, согласно шариату (от арабского "шариа" - "прямой, правильный путь") своду правил поведения мусульманина на все случаи жизни, женщины в своих правах значительно урезаны по сравнению с мужчинами. Например, по Корану правоверный мусульманин имеет право брать две, три и даже четыре жены (если сможет прокормить), не считая рабынь-наложниц, количество которых практочески не ограничено. В суде свидетельские показания одного мужчины приравниваются к двум свидетельским показаниям женщин. Кроме того, муж всегда имеет право на развод.

Жена и рабыня должны соблюдать верность своему господину, прелюбодеяние жестоко карается. Нормы шариата предусматривают затворничество женщин, особенно замужних, обязывают их закрывать лицо на людях. А в прежние годы женщинам был практически закрыт путь к образованию и какой-либо общественной деятельности.

Но соблюдаются ли законы шариата в современном мусульманском обществе? И так ли на самом деле бесправна женщина в парандже? В действительности изменяющиеся законы жизни вносят свои коррективы и в законы шариата.

Многоженство

Оскорбительно звучащее для европейских женщин слово "многоженство" у иранских женщин вызывает только улыбку. Теоретически мужчина, конечно, может иметь и четыре жены, но дай бог ему по-тянупа хотя бы одну. Не всем же быть богатыми шейхами.

Траты у мужчин начинаются еще до женитьбы. Свадьба по иранским законам - дело непростое, и готовиться к ней будущему супругу приходится с особой тщательностью. А вот женщине в качестве достойного приданого достаточно всего лишь прихватить с собой самостоятельно вытканный ковер. Все остальное - на плечах жениха: ему и дом покупать (с родителями жить не принято), и оплачивать совместную жизнь. По закону все, что женщина зарабатывает, она должна тратить на себя.

А с того момента как в Иране женщинам разрешили получать высшее образование, в искусстве составления брачных контрактов они оставили далеко позади "продвинутых" европейских дам. А как же иначе! Забудешь написать, что имеешь право развестись, когда захочешь, - на всю жизнь будешь к мужу веревкой государственного закона намертво привязана.

Не менее важный пункт -денежное содержание. В контракте можно просто прописать сумму, которую супруг обязан выдавать по требованию жены, а можно указывать "в безусловных единицах" - например, чтобы покупал по три шубы в год. Единственная проблема - дети. Как в контрактах ни прописывай, по иранским законам они все равно достаются отцу. И только в 15 лет ребенок снова может вернуться к матери - если захочет.

Свадьбы в Иране справляют весело. 500-1000 гостей - это далеко не предел. Все расходы на свадьбу тоже несет будущий супруг. В результате счастливому молодожену нужно приготовить минимум 5 тысяч долларов еще до того, как отправиться за невестой в дом к ее родителям. Причем в ночь перед свадьбой по традиции жених должен принести золотой "выкуп" - минимум 50 граммов украшений.

Вот почему в арабских странах много холостяков: они маются лет до тридцати, пока не накопят деньги. И вот почему здесь процветает так называемый "сиге" - временная свадьба или, по-нашему, сожительство. Однако девушек, решающихся на такое, родители обычно выгоняют из дому, а подруги называют "проститутками".

Если же "сильные чувства" не дают молодым покоя с самой юности, можно пройти законную процедуру помолвки - и потом спокойно зарабатывать деньги: девушка "Т уже никуда не денется. Помолвленные девушки называют своих нареченных "супругами", носят обручальное кольцо и с удовольствием сдают анализы фови на генетическую совместимость: без этого браки здесь не регистрируют.

Образование

"Поиск знаний - обязанность каждого мусульманина и мусульманки", - говорил пророк. Так что учиться мусульманке не только не запрещено, наоборот, это поощряется.

Стоит отметить, что в исламском мире женщины, имеющие желание работать, делают это безо всяких проблем. В последние годы под влиянием европейской цивилизации в Египте, например, молодые женщины стали более раскрепощены, образованы, уверенны в себе. Они занимаются карьерой, увлекаются спортом, интересуются современной музыкой. Египтянки стремятся получить образование в лучших университетах страны, многие из них нередко выезжают в Европу или США, по возвращении занимают престижные должности и прекрасно могут обеспечить себя самостоятельно. В итоге многие египтянки становятся более требовательными при выборе спутника жизни, не спешат выйти замуж и завести семью.

Иранские женщины тоже стремятся получить лучшее образование, занять престижные должности. Сейчас большинство иранок трудятся и работают наравне с мужчинами, большая часть студентов в высших учебных заведениях страны - женщины. Правда, в университетах девушки и юноши учатся в разных аудиториях, на работе женщины сидят в отдельных комнатах, а в автобусах ездят отдельно от мужчин. Практически все иранки прекрасно водят машину, занимаются спортом (альпинизмом, греблей и даже легкой атлетикой), увлекаются музыкой и живописью.

При этом, в отличие от свободных европейских женщин, зарабатывание денег не является обязанностью мусульманки. Данная обязанность полностью лежит на мужчине. Женщина же делает это для души.

А вот насчет домашних дел так подробно и однозначно не расписано. К обязанностям жены, конечно, относится ведение дома и воспитание детей, но при этом известно, что сам пророк Мухаммед в свободное время занимался домашними делами. Так что и любому мужчине полагается. Например, обязанность ходить на рынок и в лавки, как правило, остается за сильным полом.

Права женщин

Мусульманские женщины очень сплоченные. Если на свете существует женская солидарность, то по-настоящему она проявляется именно на Востоке, где бабы по любому поводу поддерживают друг друга и выступают единым фронтом. Особенно когда надо немножко поставить мужчин на место.

Они создают женские организации, борются за свои права, но вовсе не за те, о которых кричат феминистки. Например, некоторые женщины в Йемене выступают за право носить платок и лицевое покрывало. Для них это отнюдь не символ рабства, а признак респектабельности ("чтобы всякий нахал не смел пялиться в лицо порядочной женщины!").

Даже в патриархальном Иране женщины живут активной и полноценной жизнью. Даже вождь иранской революции имам Хомейни сказал, что "за революцию стоит благодарить женщин".

К концу 80-х годов XX века иранки добились изменений в образовании, здравоохранении и других сферах. Женщинам были предоставлены все права на получение образования наравне с мужчинами, качественное медицинское обслуживание, предоставление рабочих мест, а также различные льготы и многое другое.

А недавно генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Абдель Омар Насиф в интервью саудовской газете сделал сенсационное заявление."Ничто в исламе не запрещает женщинам водить машину".

Кто бы мог подумать всего несколько лет назад, что наклейки с туфелькой внутри красного треугольника могут появиться и на автомобилях в Саудовской Аравии! Шуточный значок, предупреждающий водителей, что за рулем женщина, до последнего времени был просто немыслим в этом исламском королевстве, где туфли на каблуке сами по себе являются поводом для общественного порицания. Однако, пытаясь понравиться Западу, нынешняя светская власть Саудовской Аравии готова совершить самую настоящую феминистическую революцию. Правда, в строгих рамках мусульманских канонов.

Паранджа

Никакие религиозные и государственные законы не в силах победить желание женщин быть красивыми. Поэтому в обход всех правил под чадрой женщины прячут яркие европейские футболки и джинсы, которыми пестрят витрины магазинов. Похвастаться этой одеждой можно не только у себя дома, но и в гостях у друзей. Во многих мусульманских странах молодежь и вовсе заменила чадру на современные платьица до колен. Их, правда, носят поверх джинсов.

На полках магазинов - модные журналы "Вог", "Элль", "Космополитэн". Но стоят они очень дорого - по 30 долларов, так что девушки покупают их в складчину.

Спустя всего пять лет после того, как в Иране официально разрешили использование косметики, с лиц женщин ее можно снимать килограммами. Несколько лет назад пришла и другая мода - на прямые носы. Так, по наблюдению европейцев, теперь на улицах страны каждая третья девушка ходит с послеоперационным пластырем на носу. Кстати, операция по выпрямлению носа обходится от 400 до 1500 долларов.

А в последнее время стало модно, чтобы из-под платка были видны волосы. В результате в некоторых городах девушки стали прицеплять хиджабы чуть ли не на затылок, чтобы было видно как можно больше волос. И попробуйте сделать им замечание.

Выбор супруга

Отменить родительскую любовь также невозможно никакими законами. Большинство нормальных пап и мам желают своей дочери счастья, поэтому невапить ее не станут. Восточные невесты активно участвуют в выборе жениха. И шариат на их стороне: основное требование ислама в этом вопросе гласит, что супруги не должны быть друг другу противны.

Возможно, некоторые читатели удивятся, но мусульманки не только знают, как включается компьютер, но даже ищут себе мужей с помощью Интернета. Единственное, в чем они ограничены, - так это в том, чтобы "проверить свои чувства, пожив немного вместе, а уж потом жениться".

А вот в странах Персидского залива выбор невесты или жениха -до сих пор традиционное дело родителей. Но в последнее время и здесь считаются с мнением молодых. При выборе невесты предпочтение отдается девушке стройной, с белой кожей, правильными чертами лица и тонкой талией. Однако красота ставится лишь на второе место после моральных качеств невесты, ее происхождения и умения себя вести.

Развод

Вообще-то Коран разводы допускает, хотя и оговаривает их нежелательность. А вот, кстати, Новый Завет такого разрешения не дает вовсе.

Для развода мусульманской женщине требуется согласие мужа. Если же такого согласия нет, то есть четыре основных условия, при которых развод все-таки состоится:

1. Неспособность мужа обеспечить семью материально.2. Его бесплодие или импотенция.3. Насилие в семье со стороны мужа.4. Если муж признан душевнобольным.

А вот что касается мужчины, то он имеет право развестись с женой без ее согласия. Однако при этом обязан оставить бывшей супруге предбрачный дар (калым) и выплатить определенную сумму (оговаривается в брачном контракте). В странах, где допускается после развода оставлять детей с матерью, муж обязан платить бывшей жене за их воспитание, кормление до определенного возраста, оплачивать для них найм жилья.

В результате муж материально и морально крайне заинтересован в сохранении брака. На разводе можно разориться!

Одна моя давняя знакомая вышла замуж за ливанца и поселилась в этой ближневосточной стране. Естественно, она тут же влилась в дружный женский коллектив: в ближайшем от дома кафе почти каждый день собирались жены, чтобы обсудить своих мужей, похвастать нарядами и покупками. И вот одна из таких жен как-то раз неосторожно пожаловалась подругам, что муж к ней в последнее время охладел. Подарки редко дарит, и ласкового слова от него не дождешься, паразита!

Мы уже говорили, что мусульманские женщины едины как никакие другие. Подруги тут же стали выспрашивать подробности и вскоре все пришли к выводу: так жить нельзя, ибо этот муж совсем оборзел! Тут же набросали план действий. "Несчастная" жена подает на развод, а все подружки как одна пойдут в свидетели, что он ее избивал. "Несчастную" прямо в кафе припудрили для бледности, нарисовавши ей синяки и уложили на пол, а подружки стали громко причитать: женщину избили! Вскоре приехбша полиция...

В общем, состоялся развод. Суд обязал бывшего мужа купить для разведенной супруги дом и выплачивать ей пожизненную пенсию.

Через пару месяцев разведенка повторно вышла замуж. Причем молодой муж въехал в тот самый дом, купленный бывшим, и они вдвоем славно зажили на эту пенсию, не уфуждая себя работой. А прежний ходил по городу грустный и жаловался всем подряд, что он - мало того что разорен, - так еще и обязан оплачивать своей веселой женушке безбедную жизнь, полную удовольствий.

В общем, в мусульманских странах суровые законы шариата при грамотном подходе становятся легкими как пушинка. Да и само понятие "мусульманские страны" давно не является однородным. Даже внуфи одной страны законы могут меняться.

В Йемене существует провинция Хадрамаут, где некоторые мужчины уже просто боятся жениться, чтобы не попасть в ловушку. Опасность кроется в брачном выкупе - махре. В свое время Йемен встал на социалистический путь развития и решил бороться с пережитками. Брачный выкуп законом ограничили скромной суммой в 100 динаров (примерно 300 американских долларов). В реальности же после введения этого закона махр не уменьшился, а резко увеличился. В наши дни выкуп за невесту составляет 100 тысяч динаров. В придачу жених обязан выдать невесте фунт золота и оплатить покупку пятидесяти новых одежд для ее родственников: двадцать - женщинам, тридцать - мужчинам. Стоимость одежды многие берут деньгами, и это лишь увеличивает и без того офомную сумму махра.

Новобрачная, немного пожив о мужем, вправе уйти от него к своим родителям. Объяснение простое: "Я его не хочу", - говорит она, и делу конец. При этом суд вернет обманутому супругу только цену официального выкупа - те самые 100 динаров, оговоренные законом. Остальные деньги плюс подарки забирает разведенная.

Поэтому некоторые родители, особенно матери, подговаривают дочерей, чтобы те бросали мужей и возвращались к родительскому очагу с хорошими финансами. В результате в наши дни бедуин не очень-то спешит заводить семью, чтобы не остаться в дураках.

Однако и здесь не все так просто. Деньги на свадьбу жених обычно собирает со всех своих родственников, ведь эта огромная сумма слишком велика для молодого человека. И если невеста нарушит обещание и пожелает развестись, то ее семье придется враждовать со всем родом жениха. А на Востоке это не шутка.

Метки: быт • девушки • женщины • жизнь • интересно • ислам • познавательно • правила

Комментарии:

oppps.ru

Ислам для всех! - Законы шариата и женщины

  Джассер Ауда (Jasser Auda)

Женский вопрос стал настоящим испытанием для нынешней исламской реформы. Потому что беспочвенная и несправедливая привычка делать различия между мужчиной и женщиной глубоко укоренилась в умах многих людей и народов, будучи унаследованной от времен упадка исламской цивилизации.

Прежде всего, необходимо провести четкую черту между:

Исламом и мусульманами.

Исламским шариатом и исламскими мазхабами (школами юриспруденции).

Священными текстами и их толкованиями.

 
Ислам и мусульмане

Во-первых, мы должны различать между собой ислам и мусульман. Не обязательно в негативном смысле. Тем не менее, принципиально важно отделять (настолько, насколько это возможно) религию ислам от ее последователей, мусульман. То, что мусульмане делали или делают, не обязательно правильно с точки зрения ислама.

Мусульмане должны верить в главные постулаты ислама, однако, кроме этих постулатов, то есть сердцевины веры, ислам, не переставая оставаться все той же религией, в каждой культуре может принимать и принимает самые разные формы.

В некоторых из этих культур общественное устройство, вцелом, было направлено против женщин, и истинному ученому приходилось бороться, чтобы внедрить в таком обществе исламские ценности справедливости и равенства всех людей.

Один пример такого социального устройства – фактический запрет входить в мечеть мусульманкам, и это несмотря на четкое указание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение):

«Не мешайте рабыням Аллаха ходить в мечети Аллаха» (аль-Бухари),

а также несмотря на то, что Пророк (мир ему и благословение) в своей мечети вел молитвы для мужчин и женщин.

Еще один пример из современности: во многих исламских странах женщинам не разрешено водить машину, несмотря на то, что мусульманки занимались подобным еще со времен супруги Пророка Аиши, которая, по сути, провела целое сражение, сидя на своем верблюде («битва верблюда», мавки’ат аль-джамал). И таких примеров можно привести множество.

Точно так же важно не путать ислам и историю исламского мира, который знал победы и поражения в том, что касается прав женщин.

Мы, мусульмане, должны признать, что в истории исламского мира накопился немалый багаж поистине антиисламского отношения к женщине с той точки зрения, с какой права женщины упоминаются в священных текстах и источниках исламского права.

Возьмем хотя бы понятие «гарем», когда богатый или могущественный мужчина фактически держит в неволе множество женщин и пользуется ими на свое усмотрение как наложницами. Хвала Аллаху, этот антиисламский обычай давно в прошлом.

Другой пример – убийства чести, которые в некоторых регионах (в частности, в Пакистане, Нигерии, Иордании) происходят и в наши дни иногда «во имя ислама», несмотря на то, что этот обычай совершенно очевидно противоречит исламу и не имеет прецедентов в исламском праве.

Кроме того, важно различать ислам и политику мусульман. Ислам, как образ жизни, естественно не может не охватывать и политику и вопросы руководства. Однако политические посты, даже если их занимают на основании определенных исламских ценностей, не обязательно подразумевают соблюдение исламских принципов.

Что касается женщины, то существует тонкая, но очень прочная связь между многими фатвами, направленными против женщин (подобными тем, что приведены выше) и определенной политической программой.

 
Шариат и мазхабы

Не менее важно не смешивать шариат и исламские правовые школы (мазахиб аль-фикх). Негативные смысловые оттенки слова «шариат» в сознании жителей Запада возникли в результате того, что это слово чаще употреблялось для обозначения различных телесных наказаний в некоторых странах, совершаемых во исполнение исламского закона, причем подобного рода кары, к сожалению, обычно применялись к слабым и бедным, а не к богатым и могущественным.

Впрочем, слово «шариат», как оно используется в Коране, означает лишь «явленный свыше путь или образ жизни» (Коран, 5:48, 45:18). А потому, шариат регулирует все, что касается ислама, и его главное значение – «исламский образ жизни».

Что касается школ фикха, то слово «фикх» в разных формах употребляется в Коране и хадисах, в большинстве случаев, для обозначения понимания, осознания и получения знаний о религии (например, Коран, 4:78, 6:25, 9:122). Однако в исламских школах юриспруденции слово «фикх» практически всегда значит «знание практических решений».

Принципиально важно понимать, что шариат был явлен, но фикх – нет! Шариат – это то, что сказал Аллах в Коране, и чему учил мусульман Пророк, а фикх – это понимание этого явленного знания учеными, жившими в разные эпохи и в разных странах, и выражение ими своего мнения с целью применения шариата в реальной, окружающей их, жизни.

Итак, в общем и целом можно сказать, что фикх напрямую связан с обществом и обстоятельствами, в которых он применяется, он не обязательно отражает заповеди Аллаха и не обязателен для исполнения нами, живущими в наших обстоятельствах.

Конечно, в исламе есть универсальные вопросы, и решения по ним касаются всех без исключения мусульман. В этих областях мы должны спрашивать мнения факихов.

Но в данном случае мы имеем в виду вопросы, касающиеся изменяющихся обстоятельств и, в частности, вопросы, связанные с женщинами, которые, на мой взгляд, много страдали от дискриминации со стороны ученых – вопреки исламскому шариату (явленному образу жизни).

 
Священные тексты и их толкования 

Священные тексты универсальны, но их толкования меняются в зависимости от времени и обстоятельств. 

Впрочем, не любое толкование считается действительным. Например, действительное толкование не может изменять смысл настолько, что, в конце концов, это приводит к полному искажению очевидного значения, которое вероятнее всего подразумевается в Коране или хадисе Пророка ислама (мир ему и благословение). 

В этом отношении необходимо понимать, что представление об исламе в сознании мусульман сформировали определенные исторические интерпретации, хотя это не единственный возможный и истинный вариант интерпретации. 

Позвольте упомянуть один пример из Корана. Это аят 53 суры «аль-Ахзаб», получивший название «аят завесы» (аят аль-хиджаб):

«Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец» (Коран, 33:53) 

Аят (это видно из контекста данной главы и исторических условий) относится к особым правилам для сподвижников, которым они должны следовать, приходя в дом к Пророку. Он был явлен после того как Умар ибн аль-Хаттаб предостерег Пророка о том, что некоторые его посетители не достаточно уважительно относятся к его женам (смотреть, например, тафсир аль-Шаукани, «Фатх аль-кадир»). 

Тем не менее, было заявлено, что этот аят отменяет многочисленные упоминания о том, что мусульманкам разрешается вести нормальную жизнь. Исходя из этой интерпретации, не имеющей оснований ни в Коране, ни в хадисах, были изданы следующие фатвы:

1. На основании принципа отмены Ибн Хаджар запретил мусульманским женщинам вообще выходить из дому (Ибн Хаджар, Фатх аль бари шарх сахих аль Бухари, т.1, с.249). Это противоречит тысячам хадисов и множеству аятов, которые, по мнению ученого, этот аят «юридически отменяет».

2. Аль-Кади Ияд запретил всем вообще мусульманкам разговаривать с мужчинами (имам аль-Навави цитирует аль-Кади Ияда в «Шарх аль-Навави ала сахих Муслим», т. 8, с.184). Это также противоречит тысячам хадисов и множеству аятов, которые, по мнению ученого, этот аят «юридически отменяет».

3. Аль-Мубаркафури запретил мусульманкам рассказывать хадисы (Абул-‘Ила аль-Мубаркафури, Тухфат аль-Ахвази, т.4, с.179). Этот запрет, очевидно, противоречит тысячам хадисов, переданных сподвижницами Пророка, без которых наше знание ислама было бы неполным.

4. Абади запретил женщинам ходить в гости к мужчинам и принимать их в гостях (Аль-‘Азим Абади, Аун аль-Ма’буд, т.5, с.263), это также противоречит многим достоверным хадисам и аятам.

5. Ибн Таймийя, основываясь на том же аяте, запретил мусульманкам открывать лицо на публике (Кутуб ва Раса’ел ибн Таймийя фи аль-фикх, Мактабат ибн Таймийя). Он тоже интерпретировал этот аят как отменяющий другие аяты и хадисы. 

Таким образом, важно проводить разграничения между исламом и мусульманами, шариатом и мазхабами, писаниями и толкованиями писаний. 

Источник: OnIslam

islam.plus

Ислам для всех! - Законы шариата и женщины

  Джассер Ауда (Jasser Auda)

Женский вопрос стал настоящим испытанием для нынешней исламской реформы. Потому что беспочвенная и несправедливая привычка делать различия между мужчиной и женщиной глубоко укоренилась в умах многих людей и народов, будучи унаследованной от времен упадка исламской цивилизации.

Прежде всего, необходимо провести четкую черту между:

Исламом и мусульманами.

Исламским шариатом и исламскими мазхабами (школами юриспруденции).

Священными текстами и их толкованиями.

 
Ислам и мусульмане

Во-первых, мы должны различать между собой ислам и мусульман. Не обязательно в негативном смысле. Тем не менее, принципиально важно отделять (настолько, насколько это возможно) религию ислам от ее последователей, мусульман. То, что мусульмане делали или делают, не обязательно правильно с точки зрения ислама.

Мусульмане должны верить в главные постулаты ислама, однако, кроме этих постулатов, то есть сердцевины веры, ислам, не переставая оставаться все той же религией, в каждой культуре может принимать и принимает самые разные формы.

В некоторых из этих культур общественное устройство, вцелом, было направлено против женщин, и истинному ученому приходилось бороться, чтобы внедрить в таком обществе исламские ценности справедливости и равенства всех людей.

Один пример такого социального устройства – фактический запрет входить в мечеть мусульманкам, и это несмотря на четкое указание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение):

«Не мешайте рабыням Аллаха ходить в мечети Аллаха» (аль-Бухари),

а также несмотря на то, что Пророк (мир ему и благословение) в своей мечети вел молитвы для мужчин и женщин.

Еще один пример из современности: во многих исламских странах женщинам не разрешено водить машину, несмотря на то, что мусульманки занимались подобным еще со времен супруги Пророка Аиши, которая, по сути, провела целое сражение, сидя на своем верблюде («битва верблюда», мавки’ат аль-джамал). И таких примеров можно привести множество.

Точно так же важно не путать ислам и историю исламского мира, который знал победы и поражения в том, что касается прав женщин.

Мы, мусульмане, должны признать, что в истории исламского мира накопился немалый багаж поистине антиисламского отношения к женщине с той точки зрения, с какой права женщины упоминаются в священных текстах и источниках исламского права.

Возьмем хотя бы понятие «гарем», когда богатый или могущественный мужчина фактически держит в неволе множество женщин и пользуется ими на свое усмотрение как наложницами. Хвала Аллаху, этот антиисламский обычай давно в прошлом.

Другой пример – убийства чести, которые в некоторых регионах (в частности, в Пакистане, Нигерии, Иордании) происходят и в наши дни иногда «во имя ислама», несмотря на то, что этот обычай совершенно очевидно противоречит исламу и не имеет прецедентов в исламском праве.

Кроме того, важно различать ислам и политику мусульман. Ислам, как образ жизни, естественно не может не охватывать и политику и вопросы руководства. Однако политические посты, даже если их занимают на основании определенных исламских ценностей, не обязательно подразумевают соблюдение исламских принципов.

Что касается женщины, то существует тонкая, но очень прочная связь между многими фатвами, направленными против женщин (подобными тем, что приведены выше) и определенной политической программой.

 
Шариат и мазхабы

Не менее важно не смешивать шариат и исламские правовые школы (мазахиб аль-фикх). Негативные смысловые оттенки слова «шариат» в сознании жителей Запада возникли в результате того, что это слово чаще употреблялось для обозначения различных телесных наказаний в некоторых странах, совершаемых во исполнение исламского закона, причем подобного рода кары, к сожалению, обычно применялись к слабым и бедным, а не к богатым и могущественным.

Впрочем, слово «шариат», как оно используется в Коране, означает лишь «явленный свыше путь или образ жизни» (Коран, 5:48, 45:18). А потому, шариат регулирует все, что касается ислама, и его главное значение – «исламский образ жизни».

Что касается школ фикха, то слово «фикх» в разных формах употребляется в Коране и хадисах, в большинстве случаев, для обозначения понимания, осознания и получения знаний о религии (например, Коран, 4:78, 6:25, 9:122). Однако в исламских школах юриспруденции слово «фикх» практически всегда значит «знание практических решений».

Принципиально важно понимать, что шариат был явлен, но фикх – нет! Шариат – это то, что сказал Аллах в Коране, и чему учил мусульман Пророк, а фикх – это понимание этого явленного знания учеными, жившими в разные эпохи и в разных странах, и выражение ими своего мнения с целью применения шариата в реальной, окружающей их, жизни.

Итак, в общем и целом можно сказать, что фикх напрямую связан с обществом и обстоятельствами, в которых он применяется, он не обязательно отражает заповеди Аллаха и не обязателен для исполнения нами, живущими в наших обстоятельствах.

Конечно, в исламе есть универсальные вопросы, и решения по ним касаются всех без исключения мусульман. В этих областях мы должны спрашивать мнения факихов.

Но в данном случае мы имеем в виду вопросы, касающиеся изменяющихся обстоятельств и, в частности, вопросы, связанные с женщинами, которые, на мой взгляд, много страдали от дискриминации со стороны ученых – вопреки исламскому шариату (явленному образу жизни).

 
Священные тексты и их толкования 

Священные тексты универсальны, но их толкования меняются в зависимости от времени и обстоятельств. 

Впрочем, не любое толкование считается действительным. Например, действительное толкование не может изменять смысл настолько, что, в конце концов, это приводит к полному искажению очевидного значения, которое вероятнее всего подразумевается в Коране или хадисе Пророка ислама (мир ему и благословение). 

В этом отношении необходимо понимать, что представление об исламе в сознании мусульман сформировали определенные исторические интерпретации, хотя это не единственный возможный и истинный вариант интерпретации. 

Позвольте упомянуть один пример из Корана. Это аят 53 суры «аль-Ахзаб», получивший название «аят завесы» (аят аль-хиджаб):

«Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец» (Коран, 33:53) 

Аят (это видно из контекста данной главы и исторических условий) относится к особым правилам для сподвижников, которым они должны следовать, приходя в дом к Пророку. Он был явлен после того как Умар ибн аль-Хаттаб предостерег Пророка о том, что некоторые его посетители не достаточно уважительно относятся к его женам (смотреть, например, тафсир аль-Шаукани, «Фатх аль-кадир»). 

Тем не менее, было заявлено, что этот аят отменяет многочисленные упоминания о том, что мусульманкам разрешается вести нормальную жизнь. Исходя из этой интерпретации, не имеющей оснований ни в Коране, ни в хадисах, были изданы следующие фатвы:

1. На основании принципа отмены Ибн Хаджар запретил мусульманским женщинам вообще выходить из дому (Ибн Хаджар, Фатх аль бари шарх сахих аль Бухари, т.1, с.249). Это противоречит тысячам хадисов и множеству аятов, которые, по мнению ученого, этот аят «юридически отменяет».

2. Аль-Кади Ияд запретил всем вообще мусульманкам разговаривать с мужчинами (имам аль-Навави цитирует аль-Кади Ияда в «Шарх аль-Навави ала сахих Муслим», т. 8, с.184). Это также противоречит тысячам хадисов и множеству аятов, которые, по мнению ученого, этот аят «юридически отменяет».

3. Аль-Мубаркафури запретил мусульманкам рассказывать хадисы (Абул-‘Ила аль-Мубаркафури, Тухфат аль-Ахвази, т.4, с.179). Этот запрет, очевидно, противоречит тысячам хадисов, переданных сподвижницами Пророка, без которых наше знание ислама было бы неполным.

4. Абади запретил женщинам ходить в гости к мужчинам и принимать их в гостях (Аль-‘Азим Абади, Аун аль-Ма’буд, т.5, с.263), это также противоречит многим достоверным хадисам и аятам.

5. Ибн Таймийя, основываясь на том же аяте, запретил мусульманкам открывать лицо на публике (Кутуб ва Раса’ел ибн Таймийя фи аль-фикх, Мактабат ибн Таймийя). Он тоже интерпретировал этот аят как отменяющий другие аяты и хадисы. 

Таким образом, важно проводить разграничения между исламом и мусульманами, шариатом и мазхабами, писаниями и толкованиями писаний. 

Источник: OnIslam

islam.plus