ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Мусульманские традиции разрушили моё счастье с девушкой-узбечкой. Как узбеки относятся к русским женщинам


Узбек – сам себе господин

Узбек – сам себе господин

Узбеки – самый многочисленный народ Средней Азии. Разумеется, наибольшее представительство титульной нации – в Узбекистане, но достаточно большое количество узбеков живет в Афганистане, в Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане и Туркмении. А также по всему миру. Откуда же пошел этот народ, название которого, по версии историков, является самоназванием «свободных людей»?

Народность Узбекистана сформировалась на протяжении пяти веков, а узбекская национальность развивалась под влиянием тех народов Средней Азии, которые говорили на восточно-иранских наречиях. На рубеже нашей эры влияние на узбекский народ начали оказывать тюркоязычные племена. В конце XIX века национальность узбеков была разбита на три подгруппы: сарты, тюрки и узбеки. После присоединения узбекских земель к России усилился процесс укрепления узбекской нации.

Однако изучение вопроса, откуда появились и кем являются узбеки, началось куда раньше. Особенно исследователей интересовало, откуда пошло название народности. Версий выдвигалось несколько. По одной из них, название «узбек» восходит к Öz Beg (Узбек) – монгольскому хану Золотой Орды – Узбек-хану (1312–1340). Однако, по мнению русского и американского ученого Георгия Вернадского, термин «узбек» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: «согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) означает «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей». Такого же мнения придерживается  П.С. Савельев, писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название узбек означает «сам себе господин».

Как свидетельствует американский антрополог Карлтон Кун, современные узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом: среди них есть представители как «чрезвычайно европеоидных» так и «сильно монголоидных» и множество «смешанных в разной степени» индивидуумов. Однозначно одно: узбеки – метисная группа между европеоидной и монголоидной расами. Возможно, поэтому среди узбеков столько красивых людей, с необычной внешностью, например, темными волосами и светлыми глазами.

Какие же черты характера присущи узбекам? Прежде всего, трудолюбие. Эти люди умудряются вырастить неплохие урожаи практически в пустыне. Как шутят в Узбекистане, настоящий узбекский мужчина должен сделать в жизни следующие три вещи: построить тысячу домов, посадить две тысячи деревьев и... в общем, как-то отвлечься от третьего желания.

Трудолюбие узбеков подтверждают и проведенные в современном Узбекистане исследования. Психологи и социологи установили, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам сослуживцев, выше всего почитают своих родителей и родственников, боятся, когда до последних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточной профессиональной компетентности.

Отсюда вытекает и другая черта, свойственная всем народам Средней Азии, но в большем своем проявлении именно узбекам – это семейственность. Члены одной семьи поддерживают друг друга, почитают и уважают старших. При этом каждый член семьи знает свое место в социальной иерархии и правила поведения: старшим необходимо выражать уважение (так называемый «хурмат»), прикладывать руку к сердцу, и обязательно называть на «вы». Мужчина – выше женщины, а старшие братья в этой иерархии выше младших. Ну, а отношения свекрови и невестки строятся исходя из принципа – «я в свое время намучилась, а теперь и ты мучайся».

Еще узбеки чистоплотны и аккуратны. Этому есть климатические, социальные и религиозные причины. Первая причина – основная. Даже не этнические узбеки, а и представители других национальностей, живущие в Узбекистане, также отличаются чистоплотностью, в отличие от других представителей той же национальности. Дело в том, что в Узбекистане климат очень жаркий и сухой. Летом температура доходит до 60 градусов Цельсия! Продукты портятся быстро, вот почему узбеки никогда не оставляют остатки еды в посуде, на столе, в котлах. На малейший намек грязи слетаются мухи, вот почему узбеки тут же моют посуду, грязное белье. От горячего сухого ветра грязь разлетается в пыль, поэтому узбеки усиленно подметают свои ховли (дома узбеков) и поливают водой землю. Чтобы сохранить влагу и прохладу, узбеки активно сажают деревья (чаще фруктовые – все-таки узбеки народ практичный) и цветы (чаще всего розы). Летом оградки большинства домов в махаллях (соседские общины) сплошь покрыты розами, а аромат цветов распространяется за многие метры.

Чистый, опрятный, уютный дом – это не мечта любого узбека, это его обязанность. Вот здесь кроется социальная причина. Узбеки крайне неодобрительно относятся к нерадивым хозяевам. А поскольку у узбеков сильно развито чувство общинности, и мнение соседей – это не пустой звук, то и ленивая хозяйка все-таки заставит себя проснуться в пять часов утра и подмести свой двор.

Религиозная причина – большинство населения в Узбекистане мусульмане, а в Исламе правила чистоты и гигиены расписаны четко и бескомпромиссно. Если вы встретите человека, который пять раз в день читает намаз, – значит, он совершает омовения тоже пять раз в день.

Как было сказано, у узбеков очень развиты семейственность и общинность. Следовательно, узбеки гостеприимны. В древние времена гостеприимство было для них жизненным правилом и нравственным законом. Отправляясь в дальний путь, странник обычно оказывался в чужом краю, среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем кишлаке, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.

Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей.

Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, где для самых уважаемых из них отводятся места подальше от входа. После того как старший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа складывались на протяжении многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев с одной стороны, и обычаев кочевых племен – с другой, а еще позднее – исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.

Отдельно стоит рассказать об узбекской кухне. Ее любят и почитают во всем мире. Она является одной из самых ярких и разнообразных по своим вкусовым и эстетическим качествам кухней на Востоке. Национальная узбекская кухня – это отдельный пласт культуры узбекского народа. В отличие от своих кочевых соседей, узбеки всегда были оседлым народом, культивировавшим земледелие и животноводство. Многие узбекские рецепты имеют многовековую историю, а приготовление пищи сопровождают различные ритуалы, дошедшие до наших дней. Несомненно, узбекская кухня впитала в себя кулинарные традиции тюркского, казахского, уйгурского, таджикского, татарского и монгольского народов, населявших эту территорию, а также и других соседних народов. Среди заимствованных есть такие блюда, как жаркое, люля-кебаб, богурсак, хворост, пельмени, манты, лагман и другие. С другой стороны, такие исконно узбекские блюда, как многие разновидности плова, димлама, буглама, шурпа, мастава и другие, украсили столы многих стран мира.

Что же касается самой трапезы, в Узбекистане, как и у многих народов, прием пищи трехразовый: завтрак – нонушта, обед – тушлик овкат и ужин – кечки овкат. Нонушта буквально означает «ломать лепешки» или «есть хлеб». Едят узбеки в основном руками, а сидят на полу или за низеньким столиком – дастарханом – широкой скатертью. Сначала на стол подают сладости и фрукты. После чая и сладостей подают овощи и салаты. Затем настает очередь супов – ароматной шурпы, густой маставы. И завершают застолье главные блюда – манты, лагман, шашлык и плов.

В Узбекистане любят покушать хорошо и вкусно. Никогда не спешат во время трапезы. Жизнь Востока – медленная и размеренная.

 

 

Последнее изменениеЧетверг, 15 Март 2018 12:20

eair.kz

Мусульманские традиции разрушили моё счастье с девушкой-узбечкой.

мусульманские традицииПрочитал письмо Вики и хочу поделиться своей историей с читателями  intdate.ru.

Многих интересует вопрос: может ли мусульманин или мусульманка жениться на русской девушке или парне?

Нет,  не может.  Девушка или парень тоже должна/должен быть мусульманкой/ мусульманином.

Но даже если брак и состоится, все равно к ней/нему в новой семье не будут относиться нормально,  потому что,  по мнению мусульман — мусульманами рождаются,  а не становятся.  И отношение у них к женщинам не очень хорошее, это часть их культуры.

Я встречался с узбечкой, она скрывала от родителей наши встречи, пока не забеременела. Все узнали, кроме папы.

Когда я пришёл свататься к папе, тот рассказал, что у них свои мусульманские традиции, и у каждого уже есть и жених, и невеста.  За молодых всё решают родители.

Мать моей девушки  предложила её украсть. Договорился в роддоме, в загсе, на работе — везде.  Скоро свадьба, еду красть невесту, договорились, как украду.  Но они меня обдурили и тайно увезли в Киргизию. Она сделала аборт на 26 неделе.  Говорит, сожалеет, но усмехается; как загипнотизированная себя ведёт. На уговоры уехать со мной никак не соглашается.

В общем, мне стало обидно — я суетился, бегал, хотел этого ребёнка, а они избавились.  И просят теперь папе не рассказывать про это, а  то он их убьёт.

За пару месяцев они её быстро засватали и хотят как-то второй раз девочкой выдать замуж за узбека.  Запретили ей общаться со мной через интернет, телефон сменила уже раза три.

Я их припугнул, сказал, что всё отцу  расскажу —  теперь общается со мной, просит молчать — давай, мол,  друзьями останемся.  А мне что-то такая тайна не нужна.

А начало красиво было.  Она девочка, я у неё первый, она любит меня, говорит, что я её первый мужчина и муж, хочу я этого или не хочу — у них так положено. Рассказывала, как она хочет этого ребёнка, как он пинается в животике, что это первый её ребёнок, и она никому его не отдаст.  И бац — аборт.  И теперь, когда говорит что-нибудь мне — как три разные головы по очереди, которые разно мыслят.

Меня аж бесит — то как меня любит, то как любила, то как узбека полюбила так быстро, что она сама аж удивилась — как так быстро всё получилось.

Парни! ЕСЛИ и начинаете гулять с мусульманкой — тогда так, чтоб её родители сразу знали. Спрашивайте и маму, и папу, и всех.

Сергей, письмо в редакцию intdate.ru

intdate.ru

Исповедь русского в Узбекистане — ИА «Фергана» — мобильная версия

Шестилетний сынишка моей подруги недавно пришел из детского сада преисполненный гордости:

- Оказывается, наш Президент такой мудрый, что мог бы управлять не только Узбекистаном, но и всем миром!..

Так сказали ему воспитатели. Это было 30 марта, на следующий день после взрывов в Ташкенте.

Он знает наизусть и поет по утрам "Сер куеш" - национальный гимн страны. Он убежден, что нормальные подростки должны писать на гаражах и заборах не "Rap", "Eminem" или "Менты - козлы", а "Цвети, родной Узбекистан!" И надо было видеть, как малый чуть не разревелся от обиды, когда из случайного замечания взрослых узнал, что территория и население Узбекистана меньше, чем у "какой-то России". А едва утешился, пошел играть в кораблики, воображая себе, как "флот Узбекистана покоряет заморские колонии". Наставлять малыша в азах истории и географии взрослые до поры не рискнули.

Зато сами серьезно задумались. А чем мы сами отличаемся от него?.. Он в свои семь лет, благодаря одному только дошкольному воспитанию, - уже патриот. В том смысле, разумеется, который этим воспитанием в него вложен. Мы - не меньшие патриоты. Но на свой манер. Без уважения к великодержавной тоталитарной идеологии, будь она узбекской, русской, американской или какой другой. Грозит ли извечный конфликт "отцов и детей" в ближайшем будущем обернуться для нас чем-то вроде современной вариации на тему Павлика Морозова? Мы, разумеется, постараемся этого не допустить.

- Лучше бы узбекскому языку детей учили, чем с малолетства забивать голову идеологией, - возмущается моя подруга.

А уж о дальнейшем, школьном и институтском образовании сына ей, по ее признанию, думать вообще тяжело. Окончить русскую школу в Ташкенте сегодня еще не трудно. Их осталось не так уж мало. Хотя в целом по Узбекистану, по официальным данным, их осталось чуть больше 100. Но основной вопрос - что делать потом? Русские отделения в вузах гуманитарного профиля занимают лишь около 9%, а в технических - не более 25% мест от общего числа учащихся. И весьма значительную часть учебной программы составляет штудирование идеологической литературы. Тогда как их выпускники в последнее время гораздо чаще ищут и находят себе работу в сфере обслуживания, чем в государственных учреждениях.

Мой отец еще несколько лет назад имел маленький, но прочный бизнес на ксерокопировании экзаменационных тестов для абитуриентов в российские вузы. Теперь деятельность их представительств в Узбекистане полностью прекращена. А поступать на учебу в Россию едут уже не многие. Во-первых, учеба за рубежом стала для большинства непосильно дорогой. Во-вторых, выбор будущей специальности прагматически и без иллюзий связывается с планами на дальнейшую жизнь. Русская молодежь, если уж едет учиться из Ташкента в Москву, то с твердым намерением там и остаться. Кто не питает таких надежд, тот почти и не связывает видов на успех в жизни с дипломными "корочками", а рассуждает в том духе, что главное - не выучиться, а устроиться, найти место под солнцем и обеспечить себе хлеб насущный.

Самые популярные сейчас среди русской молодежи в Ташкенте специальности - официант, ди-джей, парикмахер, косметолог, а также компьютерный дизайнер, оператор или системный администратор. В этих сферах деятельности у нас, пусть кустарные, но реальные, приобретенные на практике навыки востребованы пока еще без жесткой связи с высшим или специальным образованием. И молодежь зачастую стремится в первую очередь занять любую подвернувшуюся "свободную нишу", а уж потом думать об образовании, перспективах профессионального и карьерного роста. Надо признать, что этому они бессознательно научились, глядя на нас. Точнее - на ту часть старшего поколения русских, для которой способность адаптироваться к окружающим данностям и смирять свои амбиции стала чуть ли не главной чертой характера.

Можно сказать, что русские в Узбекистане на сегодняшний день расслоились на две группы, различия между которыми настолько заметны, что со стороны может даже показаться, что речь идет о двух разных этносах.

В первую входят собственно граждане России, проживающие на территории Узбекистана, и те, кто по праву рождения или наличию близких родственников имеют виды на получение российского гражданства. Они, строго говоря, уже не живут здесь. Пакуют контейнеры. Бурно сопереживают всем перипетиям современной политической жизни России, взахлеб глотая российский телевизионный эфир. Они уже там - всеми помыслами. Если встречаются, беседуют между собой лишь о том, как "здесь становится хуже и хуже". Все, даже климат.

По результатам переписи населения в 1989 году в Узбекистане проживало 1 миллион 660 тысяч русских. Сейчас осталось не больше миллиона. То есть уехал фактически каждый третий.

Эмиграция из Узбекистана пережила четыре крупных волны. Первая и наиболее многочисленная была в начале 90-х. Ею протестовали против распада СССР и введения государственного языка. В те годы уехало приблизительно полмиллиона.

Вторая волна прокатилась в середине прошлого десятилетия. Месхетинцы тогда бежали из Ферганской долины, в Ташкентской области волновались крымские татары, а в соседнем Таджикистане шла чудовищная по жестокости гражданская война. И многих русских захватила всеобщая паника, настроение беженцев. В этот период страну покидало примерно 40 тысяч ежегодно. Хотя некоторые иммигранты из той волны вскоре вернулись назад, напуганные уже трудностями жизни в постсоветской России в ее смутную ельцинскую эпоху. На фоне тогдашних кризисов Узбекистан казался островком относительной социальной стабильности, "Социалистической Византией".

Третья волна - нынешняя, экономическая. Не все хотят жить на $20-30 в месяц. Правда, сейчас русских уезжает уже не больше 20 тысяч в год. По тем же самым экономическим причинам - переезд слишком дорог. Цены на квартиры даже в Ташкенте остаются одними из самых низких в СНГ - от $2000 до $5000 за комнату. Русские в Узбекистане - почти все горожане. И они не особо стремятся жить в российской глубинке. А приобретать жилье в крупных городах, сравнимых с Ташкентом или, хотя бы, Самаркандом, им не по карману. И тем не менее, по данным посольства Российской Федерации в Узбекистане, в 2004 году ожидают получения российского гражданства 15 тысяч человек.

Ко второй группе принадлежат те, кто здесь родился и вырос, уезжать никогда не собирался или подумывал, но так и не уехал. Тоже по совершенно разным причинам. Многие приняли гражданство Узбекистана "автоматически", под административным нажимом, а некоторые добровольно, по своему выбору. И даже если бы они сейчас захотели этот выбор переменить, в сегодняшней России, при нынешних ее миграционных законах, им практически ничего не светит. Возможно, вполне справедливо. Да и вряд ли они решат уехать, поскольку уже укоренились здесь на уровне плоти и крови.

Они тоже живут раздвоенной жизнью. Внутри квартир и семей сохраняют отдельный быт. То же безраздельное господство российского ТВ. Правда, воспринимаемого куда более критично. Скорее - как повседневное шоу, обязательный эмоциональный допинг, компенсирующий узость круга общения. Плюс милое окружение русских книг, любовно собранных в домашние библиотеки еще по макулатурным талонам времен СССР.

- Мои родители приехали в Узбекистан больше полвека назад из Сибири, на заработки, спасаясь от голода и холода. Их привлекли рассказы о благодатном климате, обилии и дешевизне продуктов, - рассказывает пенсионерка Тамара Вакалова. - Жизнь здесь и мне самой в детстве и юности казалась раем. Теперь все не так. Стало бедно и тревожно. Но чего-то другого я себе уже представить не могу. Родители мои похоронены на местном кладбище. Дети никуда уезжать не собираются...

- Здесь даже ритм жизни свой - гораздо неспешнее, чем в России, - говорит водитель микроавтобуса Антон. - Провинциальность, по-моему, в хорошем смысле. От местного населения мы усвоили особенное гостеприимство, сердечность и теплоту в общении. Может быть, и восточную лень, задумчивость, неторопливость в принятии решений. Честно говоря, с моей профессией у меня была не одна возможность уехать куда-нибудь на Север или даже в Москву. Но я не уверен, что смог бы там прижиться. Не из-за трудностей, а из-за своих привычек. Когда я бывал в России, то ощущал себя там иностранцем. То же наблюдаю и в русских, приезжающих в Узбекистан по делам или в гости, - они другие. Даже те, кто уехал всего несколько лет назад. Они уже говорят по-другому, постоянно торопятся, раздражаются по мелочам. Резкие, шумные, не прислушиваются к собеседнику, не хотят понять, почему местные мгновенно не соглашаются на любое их предложение...

Вне дома и дружеского круга - набор самых необходимых фраз на узбекском. Общепринятые жесты и интонации. Умение "не выделяться на фоне" - не привлекать к себе слишком много внимания, не раздражать окружающих поведением, внешним видом. И это не социальная мимикрия, не лицемерие. Просто уже привыкли осознавать себя национальным меньшинством. Обжились, тоже став коренным населением. В своем роде.

- Мой прадед пришел в Туркестан в 1866 году с войсками Российской Империи.

- А я родилась в Курске, но мои родители получили квартиру в Ташкенте, когда отстроили город после землетрясения 1966 года. Все равно, с детства помню только эти улицы, это небо, деревья...

Рискну даже объявить русских, с рождения проживающих в Узбекистане, пусть даже в первом поколении, особой этнической группой со специфическим менталитетом, психическим складом, даже физиологией. Вроде "африканеров (см. ПРИМЕЧАНИЕ)", которые тоже ведь "не совсем африканцы", но точно уж - не голландцы, не французы, не немцы... Следа не осталось от их былой, слегка высокомерной осанки "советских колонизаторов" и "прогрессивных цивилизаторов". Но лишь возросла мучительная, порой неразделенная, любовь к азиатской земле, ее природе, истории, людям.

Возможно, я несколько преувеличиваю эту любовь, представляя ее отчасти даже иррациональной. Но ведь за почти двухсотлетний период из России в Узбекистан переселялись не только завоеватели, предприимчивые авантюристы, ссыльные или беженцы. Много было, особенно на рубеже 19 и 20 веков, бескорыстных энтузиастов - увлеченных исследователей и просветителей, выдающихся педагогов, самоотверженных ученых и врачей, талантливых инженеров, передовых промышленников. И от их духовной энергии не могло, кроме гордости их именами, совсем ничего не остаться потомкам.

Правда, стоит признать, что сегодняшних русских в Узбекистане не назовешь пассионариями. Наиболее энергичные все же уезжают обратно в Россию, будто бы возвращая ей творческий потенциал. Ташкентский поэт и философ Евгений Абдуллаев однажды назвал русских, оставшихся в Центральной Азии, носителями постимперского "фортификационного сознания", навсегда зачарованными странниками, намеренно погруженными в свое сладкое прошлое больше, чем в проблематичное настоящее или сомнительное будущее. По его мнению, потомки прежних колонизаторов и исследователей сделались смирными, сентиментальными колонистами, которым присущ фатализм, инфантильное и созерцательное отношение к истории вообще и к своей собственной судьбе в частности. В этом смысле, они даже сделались куда большими азиатами, чем узбеки, несмотря на все трудности становления их государственности, уже два века переживающие подъем национального самосознания.

Что всегда выделяет русских в Узбекистане заметно - язык и религия.

Первое, честно говоря, даже менее актуально в многонациональной среде, все еще сохраняющей русский язык как, фактически, единственное на сегодняшний день средство общения между разными нациями. Большинству узбеков для удовлетворения собственного достоинства оказалось вполне достаточно придать узбекскому языку статус государственного, чтобы в повседневном быту перестать настаивать на его исключительной монополии. Стоит хотя бы обратить внимание на то, что треть рекламных щитов на городских улицах или рекламных плакатов в транспорте - на русском языке, а большинство других рекламных текстов вообще публикуется непременно на двух языках.

- Когда я ехал в Узбекистан, больше всего боялся, что меня здесь никто не поймет. Ведь я изучал русский язык, но совсем не знал узбекского, - признался журналист из Сан-Франциско Кевин Грабб. - Однако в Ташкенте я в первый же день обнаружил, что на русском так или иначе объясняются все - от милиционеров до уличных торговцев. То же самое в Бухаре, Фергане, Джизаке и других городах, где мне пришлось побывать...

Два года назад 1-й канал российского телевидения показал очень трогательный сюжет о том, как учитель одной сельской школы ездит в Ташкент на базар, чтобы обменивать выращенные его односельчанами на приусадебных участках фрукты на русские книги. Бывает и так. Но гораздо чаще уважение и интерес к русскому языку у простых людей поддерживается на более практической основе.

Например, в Шахрисабзе местный таксист - таджик, очень правильно говоривший на русском языке, объяснил мне:

- Узбекский язык мы здесь знаем не хуже родного, таджикского. Но когда говоришь с узбеком на русском, ты как бы чувствуешь себя с ним на равных...

- На русском языке говорят мои партнеры по бизнесу, - сказал предприниматель из Карши Одил Батыров.

- Русский язык остается очень важным каналом информации, поступающей к нам извне, - поделился мнением в частной беседе ташкентский кинорежиссер Гияс Шермухамедов. - Просматривая передачи российских телеканалов, читая русские газеты и журналы, где принято представлять разные, даже противоположные мнения и позиции, мы не только знакомимся с актуальными новостями, но и, в известной мере, переносим в свою культуру все то, что кажется нам полезным для ее прогресса. Мои сыновья хорошо знают русский язык, наряду с узбекским и английским.

В то же время один из победителей ежегодного конкурса красоты, молодой ташкентский программист Нодирбек Махмудов, когда к нему обратились за интервью, спросил:

- А вы не могли бы прислать корреспондента, владеющего английским языком?

Спросил, правда, на чистом русском.

Число людей, более или менее свободно говорящих на русском языке, по данным официальной статистики, в 1990 году в Узбекистане составляло еще около 17 миллионов человек. В городах им владело до 70%, а в сельской местности - до 40%. За минувшее десятилетие ситуация, разумеется, переменилась. Но все равно мне до сих пор ни разу не довелось в поездках по стране попасть в такой ее уголок, где не нашлось бы хоть одного жителя, с кем я смог бы свободно объясниться. Думаю, что так и будет еще лет десять.

Перевод же узбекского языка на латинскую графику, не завершенный пока и на государственном уровне, в повседневной практике порождает массу комичных положений, когда узбеки старшего поколения обращаются к русским с просьбами помочь им прочесть "что тут написано". И уж совсем весело стало в последнее время читать некоторые вывески вдоль обочин дорог, вроде "videoprokat", "avtomoika", "kombikorm", "cafe "Тu pica" (двойная пицца) или "vulkanizacia" (вулканизация).

Словом, русский язык в Узбекистане не слишком торопится оставлять свои, некогда очень прочные, позиции. Даже после 1995 года, когда из Закона "О государственном языке" исчезла формулировка об официальном статусе русского языка, как "языка межнационального общения".

Несколько забегая вперед, можно рискнуть прогнозировать в будущем поколении возникновение своеобразного узбеко-англо-русского сленга в местной городской среде. Ведь если старшее поколение русских так и не выучило узбекского языка, отчасти из упрямства, лени и чванства, отчасти из-за негодного преподавания по наспех сочиненным для них административным методикам, то молодежь его сейчас учит вынужденно и... непроизвольно, просто находясь постоянно в среде носителей. А узбеки тем временем учат английский, но не совсем забывают и русский. Три языка, вероятно, смешаются лет через пять хотя бы в профессиональном жаргоне столичного истеблишмента. Нечто подобное уже бывало в прошлом в Центральной Азии с тюркским, фарси и арабским...

Иное дело - религия. Ислам, как бы он ни был близок по духу русскому Православию, для европейцев, славян остается религией... экзотической. Сама идея предопределенности, зависимости судьбы человека от Божьей Воли, как нельзя ближе и понятнее русским в Узбекистане. Но одно дело - философские умонастроения, и совсем другое - повседневный быт. Невозможно вообразить русского горожанина, совершающего намаз. Или русскую горожанку, прячущую лицо под платком.

Узбеки же, все годы господства воинствующего государственного атеизма в СССР остававшиеся мусульманами формально, стремительно возвращают себе истовую религиозность, как на бытовом, так и на мировоззренческом уровне. И не только в селах, но и в больших городах. Еще три года назад нельзя было увидеть такого, к примеру, чтобы мужской персонал бутика европейской одежды в одном из торговых рядов Ташкента в полном составе и при открытых дверях становился на молитву. Сейчас нередка картина, когда молитвенный коврик в положенный час расстилается посреди офиса или прямо на сидениях служебного автомобиля. И это, мягко говоря, при политической подозрительности властей, нередко склонных видеть в религиозном рвении достаточное доказательство фанатизма и экстремизма.

А русские в основной своей массе посещают церковь лишь по великим праздникам, да еще ходят толпами на кладбища в самую Пасху, когда этого, по православным канонам, делать не следует. Но уж идут "заодно, пока время дано..." И когда встают из-за стола, многие совершают мусульманский жест "омовения", не вдумываясь в его смысл, "за компанию", "чтобы не нарушать обычая". Хотя сходить за компанию в хадж или сделать обрезание младенцу, чтобы не нарушать обычая, разумеется, никому и в голову прийти не может.

Чайхана, айван, плов, зира, пиала, арак, арык, базар, чапан, дувал, мазар, медресе, арча, чинар, тут, тугаи, адыры, такыр и т.д, и т.п. - сотни тюркских или иранских слов повседневно употребляются русскими в Узбекистане без перевода, даже мысленного. Потому, что они обозначают реалии, не покидающие даже в снах.

Назову еще два "ключевых" слова. Чилля - сорок дней в середине лета, когда бывает за 40 жары. И сорок дней в середине зимы, когда ночью ниже 0, что для ташкентца или бухарца то же, что минус 40 для коренного сибиряка, - привычно, но от того не легче. Это особенная, некалендарная система исчисления внутри каждого года жизни, которую невозможно проигнорировать. К ней привязано все: мотивы, чувства, жизненный тонус, конкретные планы.

Или махалля - район глинобитных домов с узкими улицами и внутренними дворами в старой части узбекского города, где могут жить твои лучшие друзья, но куда европейцу все же лучше без приглашения не соваться.

Теперь "махаллей" стали официально именовать и кварталы "хрущевок", где-нибудь на Чиланзаре или Юнусабаде - прежде преимущественно европейских районах Ташкента. Но это не отражает действительности. Узбеки из настоящей махалли вселяются в типовые квартиры, тотчас разводя под окнами традиционный узбекский сад с айваном, обустраиваются, насколько возможно, по-махаллински. Но быт их не смешивается с европейским, и наоборот. Не происходит ассимиляция ни в одну из сторон. Махалля остается махаллей, как чилля - чиллей...

Сегодняшние миграционные и урбанистические тенденции, как некогда землетрясение 1966, внешне продолжают стирать некогда топографически очень четкие границы между "колониальными" и "туземными" районами городов. Но образ жизни от этого не нивелируется. Как и в советские времена, городские узбеки не так уж редко вступают в смешанные браки с русскими женщинами. Однако, даже самые "европеизированные" узбечки выходят замуж за русских лишь в исключительных случаях. Причем, куда реже, чем 20-30 лет назад.

Так что отношение русских в Узбекистане к исламу, шариату и традиционному укладу жизни - вопрос, в первую очередь, бытовой. С симпатией и неизменным любопытством относясь к местной религии и культурной традиции, русские не могут приблизиться к ним и потому, что давно оторвались и от своих собственных национальных корней, чрезвычайно "урбанизировались" и "модернизировались" здесь еще в годы СССР, в пику окружавшей их патриархальности. Мы привыкли чтить, чуть ли не больше, чем свои, обычаи наших соседей. Привыкли относиться к ним исключительно бережно... как к дорогим коврам на стенах или редкой керамике ручной работы. Но сами несгибаемо придерживаемся нашего "русского" образа жизни, который, если к нему приглядеться, на самом деле - интернациональный, то есть постсоветский, маргинальный.

И вот эту чрезвычайно хрупкую и неустойчивую, в сущности, иллюзорную "гармонию взаимного невмешательства" в прямом смысле взрывают драматические события последних лет, дней. Рост религиозного самосознания среди мусульман вызывает у многих сочувствие, но большинство настораживает. А кровавые стычки явно на социальной почве, но с религиозной подоплекой пугают всех. Поэтому так трудно бывает правильно разобраться в происходящем. Не журналистам или деятелям культуры, а простым людям, к тому же находящимся под постоянным массированным обстрелом двух яро противоборствующих идеологий - официальных властей с их явно тоталитарными методами и замашками и воинствующей радикальной оппозиции. Простые люди нередко в течение одного дня мечутся в противоположных оценках одних и тех же событий. На них тогда больно смотреть. В такие моменты любая объективная информация, поступающая с исторической Родины, перестает быть развлечением даже для самых скептичных. Всем хочется верить, что со стороны многое может быть видней. И каждому хочется надеяться, что о тебе помнят, не бросят в беде. Все тотчас вспоминают о России.

За рассудительный тон этой статьи, огибающий самые острые углы, выпирающие из повседневности, мне в полном праве плюнуть в лицо, например, русские жители Чирчика - чахнущего пригорода Ташкента, где который уж год бедствуют, перебиваясь, промышленные предприятия. Там в трущобных микрорайонах нищие ловят себе на еду сорок и скворцов, а писатель и художник Вячеслав Аносов ощущает себя счастливым, когда ему удается хотя бы месяца два в году подработать на частной стройке маляром. В городах Алмалыке и Ангрене можно купить пустующую квартиру за $50. Русские их уроженцы считают для себя большой удачей найти хоть какую-нибудь работу в Ташкенте. А в Андижане есть такой микрорайон им. Клары Цеткин, где в школах после первого звонка и до конца занятий двери изнутри запирают на ключ, чтобы обезопасить учеников от бандитов и наркоманов. Вообще, когда возвращаешься в Ташкент из иных поездок в глубинку, возникает такое торжественное ощущение, будто бы это и не Ташкент - Москва, Париж, Лондон и Нью-Йорк одновременно...

Но ведь живем же. В Ташкенте, Чирчике, Ангрене или Андижане. И то, что власть, доводящая до нищеты, раздражает все больше - факт, даже не самый актуальный. Ведь мы ее не выбираем, а получаем в готовом виде. Просто потому, что нас здесь меньшинство. Среди 250 депутатов Олий Мажлиса - Парламента страны всего 5 русских. И в органах исполнительной власти или на ключевых должностях в производстве русских остались считанные единицы - в основном в Навоийской области, где сконцентрированы предприятия горнодобывающей отрасли. Еще через пару лет официальные документы местных властей будут переводить на русский язык только в судебных разбирательствах или для того, чтобы ознакомить с ними иностранные СМИ. Действительный выбор сегодня для нас заключается лишь в участии или неучастии в современных процессах, развивающихся, строго говоря, помимо нашей воли. Но лишь в случае этого выбора мы, безусловно, сами достойны той жизни, которой живем. Любым способом обустраивать лишь свою собственную судьбу? Или, по мере сил, помогать прогрессивной части узбекской нации проращивать гражданское общество?..

Смотря всей правде в лицо, русские, оставшиеся в Узбекистане, в любом случае растворятся в местной этнической и культурной среде, став лишь одним из компонентов ее нынешнего этногенеза. И по времени это, скорее всего, займет даже не 2-3, а 1-1,5 поколения. Сегодня в двухмиллионном Ташкенте русских осталось всего 600 тысяч. И смертность среди них значительно превышает рождаемость. Тогда как любые экономические и социальные неурядицы, похоже, не особенно сдерживают прирост титульной нации, активно, на уровне государственной политики ассимилирующей в себя и другие, не русские национальные меньшинства - таджиков, казахов, уйгуров, татар. Времени, чтобы оставить после себя хоть какой-нибудь след у русских в Узбекистане, осталось в обрез.

* * *

ПРИМЕЧАНИЕ: АФРИКАНЕРЫ (буры), народ в ЮАР (3 млн. человек). Живут также в Намибии, Зимбабве, Замбии, Великобритании, США и др. Общая численность св. 3 млн. человек (1992). Африканеры - потомки голландских, французских и немецких колонистов. Язык африкаанс. По религии в основном протестанты (реформаты).

fergana.mobi

отношения с узбеком - Girls only!

Перед поездкой заграницу познакомилась с мужчиной заграничным для того чтобы было веселеее и нескучно рассматривать культурные богатства. Некоторое время был такой виртуальный роман. Приехала, встретились. Подозревала, что понравимся друг другу - так и вышло. Единственное, что меня смущает - он мусульманин. Начитавшись про строгое воспитание и нравы стало и вовсе не по себе. Он узбек, очень европезированный, как он сам о себе говорит. Да и сама вижу. Много разных увлечений кроме традиционной готовки и домашнего хозяйства:) Хотя он их очень любит).Уже года три живет в европе. Учится, работает. Родители в Америке. Братья женаты на русских девушках(но один вот разводится, жена брата хочет забрать детей, там все сходят с ума) , сестра его на узбеке. У нас было немного встреч, но все это время было так хорошо, что не хотелось ни куда уходить. Он говорит, что скоро мне это надоест, ибо когда приезжают русские девушки первое время они встречаются, а потом они поднимают нос. Вначале нашего общения сказал, что я не нацистка и это очень хорошо.. Вот это немного бъет по нервам :( Мне кажется он нашему рускому мужчине фору даст. Надеемся, что новый год встретим вместе, он предложил поехать на море, собирается купить путевки, а я вообще задумалась о пмж в ту страну. Не только из-за него, страна уж больно симпатичная и мне там по душе. Он зовет к себе. Единственное меня мучает вот такой вопрос. Во время всех встреч он пытался меня поцеловать, я не давалась. Поцеловались в аэропорту и наобнимались. Иногда что-то хочется написать такое интимное, но что-то я смущаюсь. В одноклассниках ему на стену написали его соседки нежности какие-то (с которыми он снимает квартиру, я с ними знакома, хорошие русские девушки, они общаются года три уже и совместно столько же снимают квартиру и еще его друг 4 комнатная кв на 4 человека), на что он дал ссылку со смайликом на психологический сайт, на то, что мужчине такое поведение девушки не нравится. что-то мне это запало в душу. как высказывать свою нежность к нему? говорить что хочется или молчать?:( Я же совсем не знаю и не понимаю эту восточную культуру, а человек интересен. И тем более какие-то девушки что-то там ему на стенках рисуют, а я не могу. Мне кажется , вдруг сделаю что-то не то. Навязчивой стать боюсь((

Расскажите те, у кого были восточные мущины о своем опыте(желательно, канечно, об опыте с узбекскими мужчинами:). Как с ними себя вести. На что обратить внимание, что лучше не делать? Насколько они верные? А то мне тут уже в уши такие комплименты сыпятся, боюсь поверить...Надеюсь сообщение будет воспринято серьезно, ибо действительно важно для меня получить хоть какую-то информацию. Яндекс и гугл уже намучила, но в основном общие сведения, что русских девушек они любят, не воинственны, домашнее хозяйство для них - все и т.д. Да, что касается многоженства, я затронула эту тему в шутку, на что он посмеялся, сказал, что этот обычай уже не популярен совсем, что у его деда и прадеда уже была одна жена, ну и конечно у его отца тоже и что ему нужна одна и единственная)

ТегиЛюбовь и чувства, Мужчины,Психология, Отношения

поставлю заново. если слетят

girls-only.org

Узбекистан: Многоженство как новая реальность

По шариату каждый мусульманин может взять себе четыре жены. В Узбекистанебольшинство населения исповедует ислам, но светским законодательством многоженство запрещено. Однако многие мужчины, прикрываясь религиозными канонами, стремятся завести любовницу, а эти любовницы - получить статус второй жены. Экономическая ситуация в стране, не позволяющая людям, а тем более женщинам, честно заработать деньги, которых хватило бы на достойное содержание семьи, превращает этот процесс в нечто закономерное и обыденное…

Лариса (здесь и далее все имена изменены) - вторая жена Махмуда. Лариса - русская, Махмуд - узбек. Сошлись двенадцать лет назад, родили мальчика, которому уже десять. Лариса всем говорит, что замужем, просто живет в гражданском браке, а муж очень занят на работе. Появляется тот у Ларисы раза два-три в неделю. Пару раз забегает «пообедать», один раз остается ночевать. Как отвирается дома за эту ночевку, Лариса не знает. Но точно знает, что первой жене Махмуда ничего неизвестно о его второй семье.

Быть второй женой - счастье небольшое

Как рассказывает Лариса, решилась она на второго ребенка и на роль второй жены от финансовой безысходности. На работе платили копейки, перспектив никаких, подходящих женихов, чтобы стать у них первой женой, тоже не наблюдалось. А Махмуд, хотя с «первой» женой, с которой у них двое детей, разводиться не собирался, обещал Ларисе золотые горы. И ребенка обеспечить, чтобы ни в чем не нуждался, и саму Ларису завалить с ног до головы подарками и деньгами.

Но с бизнесом у Махмуда ничего не получилось, вкалывает простым работягой на стройке. Второй семье, разумеется, помогает. Но далеко не так, как рассчитывала Лариса. И по большому счету, она с сыном по-прежнему живет все на те же копейки, которые получает на своей работе. Не столько из-за сексуального голода, сколько в отместку за несбывшиеся обещания тихонько погуливает «налево». Гражданский муж об этом догадывается, но поймать за руку вторую жену не может. В итоге его приезды на «обед» часто заканчиваются скандалом.

Впрочем, Ларисе еще повезло: Махмуд с ней расставаться не собирается, а наоборот, планирует провести в мечети никох - религиозный обряд, который хотя бы на небесах как-то узаконит их брак. Значит, и дальше будет по мере сил содержать своего ребенка. Сама Лариса достойно сделать это не в состоянии. Она работает в продуктовом магазине, где ей платят всего 300-400 тысяч сумов в месяц. Даже по самым скромным подсчетам независимых экономистов, это - минимальная сумма на одного человека, чтобы он не умер с голоду…

Экономика против морали

Таких женщин, как Лариса, в Узбекистане становится все больше. И осудить ее очень трудно. Несоответствие зарплат реальным потребностям населения вынуждает людей приспосабливаться.

Если проанализировать социально-экономическое состояние общества Узбекистана, то выяснится, что очень хорошо здесь живут только чиновники и крупные предприниматели. Предприниматели помельче, к которым можно отнести и фермеров, когда живут хорошо, когда сводят концы с концами. Пенсионеры существуют на деньги, что им присылают дети из-за границы. Остальные вынуждены выкручиваться. Выкручиваются, как правило, самым простым способом: мужчины едут на заработки за рубеж, а женщины ищут состоятельных любовников или, что им больше по нраву, становятся «вторыми» женами.

Впрочем, официально второй женой в Узбекистане стать нельзя. Законодательство Узбекистана надежно охраняет брак, особенно от многоженства. В Уголовном кодексе республики этому явлению посвящена статья 126, которая гласит:

«Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, - наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет».

«Где обсуждение в Олий Мажлисе»?

Большинство «вторых» жен мирится с гражданским браком, но этот вариант сожительства имеет свой изъян. Если, например, с их гражданским мужем что-то случится, то ни на какую, даже самую маленькую долю наследства от его имущества вторая жена не может рассчитывать.

В связи с этим сейчас в Узбекистане появилось немало людей, которые хотели бы узаконить институт многоженства.

- Как-то слышал по радио выступление женщин из Бухары, которые хотели вынести такое предложение на обсуждение в Олий Мажлисе (парламенте) республики, - говорит правозащитник Шухрат Рустамов. - Правда, не слышал, чтобы депутаты обсуждали такой вопрос.

По мнению Рустамова, каждый «богатей» давно имеет по нескольку жен. При этом они всех своих жен считают законными, потому что с ними в мечети заключен религиозный обряд бракосочетания - никох. Правда, служителям религии категорически запрещено читать никох, если у новобрачных нет свидетельства о браке. Но, как утверждает правозащитник, «проблему легко могут решить полторы пачки денег. Не в этой мечети, так в соседней».

- А вот официальная регистрация брака со второй женой могла бы социально защитить эту женщину и ее детей, - считает Рустамов.

В перспективе - раздоры между наследниками

Многие сторонники узаконивания многоженства толкуют о смысле разрешения шариатом каждому мужчине иметь по четыре жены. Мол, беря в жены девушку, мужчина в старые времена должен был заплатить калым - выкуп за невесту. А значит, четырех жен могли иметь только очень состоятельные люди. Четыре жены рожали с десяток-другой детей, между которыми после смерти отца и делилось его богатство. В результате образовывался «средний» класс, и в обществе сохранялся баланс между бедными и богатыми.

Что же касается бедных, то тем надо было поработать, чтобы накопить на калым, а бездельникам и вовсе приходилось обходиться без жены и детей.

По мнению сторонников многоженства, при нынешней социально-экономической обстановке в республике, разделившей общество на очень богатых и очень бедных, то же самое надо сделать и сейчас, чтобы «не плодить нищету».

- Несколько миллионов мужчин, многие из которых еще не женаты, находятся на заработках за рубежом, это оставило женщин без мужчин и без денег, - говорит юрист Турсуной Пулатова.

Но сама она категорически против института многоженства, так как считает, что это в будущем обязательно приведет к раздорам между наследниками, и эти раздоры отнюдь не будут способствовать укреплению семьи, как ячейки общества.

А многие женщины и вовсе встречают в штыки саму идею многоженства.

- Нет ничего безнравственнее, когда мужчина имеет связь сразу с двумя женщинами, - считает известная правозащитница Узбекистана Елена Урлаева. По ее мнению, государство должно решительно бороться с этим «аморальным явлением». При этом, как считает правозащитница, напрасно представлять себе женщин Узбекистана «неким затырканным стадом овец, которые будут делать все, что им скажут».

«Есть бабы в узбекских селеньях»

Так, сохраняя размер стиха, можно перефразировать строчку из поэмы Некрасова. В узбекских селеньях, да и в городах тоже достаточно женщин, которые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут, и мужа, если что не так, огреют сковородкой промеж глаз. При этом так огреют, что мало не покажется. Гулять от таких женщин, а тем более заводить вторую семью крайне рискованно.

Вот один из ярких примеров. Эркин и Мухаббат поженились, когда им было по двадцать. Оба - дети влиятельных и состоятельных родителей, очень талантливые люди, редкие красавцы, хоть сейчас на обложку какого-нибудь глянцевого журнала. Занялись бизнесом, таланты позволили не воровать, а честно стать очень обеспеченными людьми. Но когда им стало под сорок, а дети уже выросли, Эркин воспылал страстью к своей молодой двадцатилетней сотруднице. Неизвестно, хотел ли он развестись с первой женой и жениться на сотруднице, как положено по закону, или сделать ее второй женой. Известно только, что первая жена Мухаббат каким-то образом узнала о наметившейся интрижке своего супруга. Последствия оказались весьма трагичными и показательными.

Мухаббат пришла к организации, где компания ее мужа арендовала офис, и попросила у вахтера «молоток потяжелее». Когда такая красавица что-то просит у старенького, давно вышедшего у женщин в тираж вахтера, он не спрашивает «зачем», он думает «как». Вахтер, вывернувшись наизнанку, нашел требуемый молоток

А Мухаббат подошла к новенькой, сияющей краской «Нексии» - своему подарку Эркину, и начала без истерики, методично разбивать этим молотком стекла, фары, двери и прочие легко выводимые из строя автомобильные атрибуты. Вокруг собралась толпа, в том числе и неверный муж, и все, разинув рот, смотрели на эту расправу. А оскорбленная красавица, закончив экзекуцию, вежливо вернула вахтеру молоток, вернулась домой, вышвырнула за ворота вещички мужа, подала на развод и больше Эркина на порог не пускает.

Какая женщина согласится со второй женой?

Если Мухаббат посчитала ниже своего достоинства даже снизойти к какому-то разговору со своей соперницей, то далеко не все законные жены поступают таким образом. При этом последствия для второй жены могут быть не очень приятными.

Матери трех детей Наргизе подружка как-то сказала о своих подозрениях: у твоего мужа Хамида есть другая женщина, он частенько задерживается на работе. Наргиза решила проверить, проследила за мужем и поймала его с молоденькой дамочкой. Во время скандала выяснилось - с этой женщиной Хамид живет уже лет пять, и это уже и не дамочка вовсе, а его вторая жена, у которой подрастает его сын.

Ситуация «разруливалась» на совете родственников, где отнюдь не последнее слово было за Наргизой. Совет постановил ребенка от второй жены не бросать и посильно ему помогать. Но всю эту помощь осуществляет теперь исключительно бабушка - мать Наргизы. Хамид же видится с сыном и второй женой только изредка и под пристальным наблюдением своей законной супруги.

Причем, обе эти истории можно отнести к аристократическим расправам над мужьями, решившими завести вторую жену. «Народные» расправы носят более примитивный и болезненный характер. Если у самой обманутой жены нет силенок хорошенько поднавесить мужу, то в дело могут быть введены ее многочисленные братья и другие родственники.

При этом здесь играет роль не только естественная ревность женщины, которая не хочет ни с кем делить своего мужчину и болезненно реагирует на измены. Появление у мужа второй жены означает отток денег из дома. Так бы домой принес, а так тащит на сторону. А где вы видели женщину, даже самую богатую, которая бы сказала, что у нее дома завалялись лишние деньги?

Далеко не все законные жены поступают столь благородно, как Наргиза. Да и их дети, став взрослыми, нередко ожесточенно судятся со своими сводными братьями и сестрами, которым отец «незаконно» оставил дом или машину.

Поэтому мужчины, как бы они ни хорохорились перед друзьями, на самом деле, как правило, скрывают от своих законных жен наличие «второй жены» на стороне. Как говорится, от греха подальше. И вряд ли на самом деле захотят узаконивания многоженства. По крайней мере, до тех пор, пока все женщины в Узбекистане не станут покорны и бессловесны. Но это вряд ли когда-нибудь произойдет.

Соб.инф.

Международное информационное агентство «Фергана»

maxpark.com

Большинство многоженцев в России – это узбеки и таджики

Главный имам-хатыб Московской соборной мечети, руководитель Духовного Управления мусульман Москвы (ДУММ) Ильдар хазрат Аляутдинов в беседе с репортером «Озодлика» сказал, что в России растет число случаев многоженства среди трудовых мигрантов, в частности, из Узбекистана и Таджикистана. По данным ДУММ, пока не имеется точных цифр относительно масштабов распространения полигамии на территории России. Несмотря на то, что законодательство России запрещает многоженство, уголовная ответственность за это не предусмотрена.

Как говорит репортеру «Озодлика» (Узбекской редакции радио «Свобода») главный имам-хатыб Московской соборной мечети, руководитель Духовного Управления мусульман Москвы (ДУММ) Ильдар хазрат Аляутдинов, многоженство является актуальным вопросом, как для самих россиян, так и для приезжающих в страну трудовых мигрантов.

– В последнее время к нам очень часто обращаются выходцы из стран Центральной Азии, в частности, граждани Узбекистана и Таджикистана, которые хотят заключить никях с россиянками. В большинстве случаев, мы не разрешаем им вступить с ними в брачные отношения, если на то нет разрешения первой семьи. Первое наше требование к мусульманам, которые обращаются к нам с подобной просьбой – это согласие первой жены. Если мужчина перед заключением никяха не может доказать, что его первая жена согласна на его второй брак, то мы не будем проводить никях. Самое главное, отношения в двух семьях, как это говорится в Священным Коране, должны быть справедливыми, полноценными и без нарушения прав обеих жен, – говорит Ильдар Аляутдинов.

По мнению хазрата Аляутдинова, в России инициатором полигамного брака выступает в основном сама женщина.

– Одинокие женщины, пытаясь избежать греха, создают семью согласно законам шариата. К сожалению, в большинстве случаев в этом вопросе возникают недопонимания, – говорит главный имам Московской соборной мечети.

31-летняя жительница Московской области Марина Гордина является второй женой Мирзахакима Тулибаева, выходца из Таджикистана, который 17 лет назад приехал в Россию. Мирзахаким и Марина являются родителями троих детей – Лолы, Сары и старшей Алины. Как говорит репортеру «Озодлика» Марина Гордина, ее муж по меньшей мере раз в год ездит в Таджикистан, чтобы навестить первую семью. По словам женщины, ее муж одинаково заботится об обеих семьях.

– Некоторые люди могут плохо отнестись к нашей семье, не понять наши отношения. Но мне нравится моя семья, мой муж. Я горжусь своей семьей. Люблю мужа и детей. Меня все устраивает в наших отношениях. И меня не волнует мнение окружающих обо мне. Самое главное, в нашей семье царит полное доверие. Первая жена мужа знает обо мне, как и я о ней. Мы находим компромиссы. Если я пойду против, то моя семья разрушится, я потеряю мужа, останусь одна. Первая жена мужа живет согласно традициям, мы же в свою очередь, по своим правилам. Если Всевышний отправил мне такого мужа, то я буду вместе с ним. Я буду все терпеть. Если Бог даст, то до конца жизни хочу быть рядом с ним, – говорит нашему репортеру Марина Гордина.

Как говорит проживающая в Москве блогер и журналист Сахиба Хайитбаева, в большинстве случаев узбекистанцы решаются на второй брак, чтобы иметь возможность законно работать в России и без каких-либо проблем оформлять свои документы.

– Вместе с тем, немало таких узбекистанцев, которые тайно женятся на россиянках. Долгое время живя в дали от семьи, для некоторых мужчин является нормальным обстоятельством дел жениться на другой. На мой взгляд, большинство узбекских женщин не могут принять многоженство. Но больше всего мучаются дети этих мужчин, оставшиеся в Узбекистане. Они растут без отца, мучаясь всю жизнь. Если оставшаяся в Узбекистане женщина безвольная, она «пойдет по рукам», если сильная, то как мужичка потянет все сама, – говорит Сахиба Хайитбаева.

По словам руководителя общества «Ивановские узбеки» Салимжана Амирова, среди узбекистанцев, приехавших в Ивановскую область, многоженцами являются в основном мужчины старшего возраста.

– По моим данным, в Ивановскую область из Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Самаркандской и частично Бухарской областей на работу приезжают в основном мужчины, а не женщины. Среди них есть немало таких, которые имеют вторых жен. Конечно среди них есть и такие, которые создав вторую семью, не забывают о первой, которая осталась на родине. Но они составляют меньшинство. Некоторые наши соотечественники, имеющие хорошее ремесло, зарабатывающие деньги, женятся на русских женщинах и забывают своих первых жен в Узбекистане. Некоторые в результате этого спиваются. К нам в общество обращаются женщины из Узбекистана и просят вернуть их мужей обратно, они говорят нам: «Верните мне мужа, пусть даже путем депортации». Потому что ей приходится очень трудно одной воспитывать детей. Она боится полностью потерять мужа, который находится в России, – говорит Салимжан Амиров.

Журналистка Сахиба Хайитбаева говорит репортеру «Озодлика», что долгое нахождение в России трудовых мигрантов и создание ими вторых семей ставит узбекских женщин в тяжелое положение.

– В Узбекистане сейчас положение, как во времена войны, целые махалли остались без мужчин. Мужчины выехали на заработки в Россию, Южную Корею и Чехию. Мужчины, которые должны быть рядом со своими детьми, находятся за рубежом. Там сейчас много женщин, которые не смогли выйти замуж, остались в старых девах. Сейчас это одна из серьезных проблем в узбекском обществе. Узбекским женщинам приходится нелегко, – говорит Сахиба Хайитбаева.

По данным Духовного Управления мусульман Москвы, пока не имеется точных цифр относительно масштабов распространения полигамии в России.

По данным ДУММ, ежегодно в Московской соборной мечети сотни выходцев из стран Центральной Азии берут в жены местных женщин.

Несмотря на то, что законодательство России запрещает многоженство, уголовная ответственность за это не предусмотрена.

По результатам опроса, проведенного в 2006 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), практически 60 процентов россиян выступили против внедрения многоженства в стране.

При использовании наших материалов ссылка на сайт радио «Озодлик» обязательна

rus.ozodlik.org

Русские в Узбекистане. Сколько русских в Узбекистане и как им живется?

После распада Советского Союза во многих бывших союзных странах осталось немало этнических русских. К примеру, русские в Узбекистане проживали в количестве более полутора миллионов человек. После обретения этой республикой независимости сразу началась их массовая миграция. Однако и на сегодняшний день в этой республике осталась одна из самых крупных русскоязычных диаспор.

Сколько русских в Узбекистане?

Наряду с таджикскими и казахскими этническими диаспорами в этой республике, русская является одной из крупнейших по величине. После 1991 года в Узбекистане официальной Государственной переписи населения не осуществлялось, поэтому точные сведения о количестве жителей отсутствуют.

Республиканский Госкомитет статистики отмечал, что на начало 2013 года русские в Узбекистане составляли 2,6 процента от всего населения, то есть около 809 с половиной тысяч.русские в узбенистане

Миграционные процессы продолжаются, а естественный прирост узбекского населения становится все более интенсивным, в результате в 2015 году статистическим Комитетом было зафиксировано в стране только 650 тысяч русских, что составляет 1,8 процента от общего числа населения.

Наибольшая часть русскоязычных жителей республики сосредоточена в больших городах, в основном в столице республики.

Немного истории

Русское население в Узбекистане начало появляться в конце XIX века. Оно оказывало важнейшее влияние на все жизненные сферы, в особенности в период советской власти. Прежде всего, это проявлялось в столице республики.

Распад Союза ССР накалил межэтнические отношения, привел к экономическому упадку, повальной безработице, политической нестабильности, угрозе исламизации, создал взрывоопасную обстановку в регионе. Все эти причины подтолкнули русскоязычное население на массовую эмиграцию из республики.

Наибольшие волны миграционных процессов отмечались в первой половине девяностых годов в Российскую Федерацию и на территорию Украины.узбекский язык

Массовые отъезды русскоязычного населения на историческую родину привели к значительному снижению их процента в общем числе жителей Узбекистана. Демографические показатели населения этой национальности резко ухудшились.

О русском языке

Русский язык в Узбекистане был исторически родным для проживающих в республике выходцев из России, а также украинцев, белорусов, немцев. В ташкентском варианте этого языка нет различных региональных диалектов, он один из наиболее чистых, по норме произношения сходен с петербургским.

Предполагают, что это стало результатом концентрации русскоговорящей иммиграции в столице республики на протяжении долгих лет, в результате возник своеобразный изолированный языковый островок, анклав, сохранивший чистую литературную речь среди тюрко- и ираноязычного языкового ареала.Россия узбекистан

На сегодняшний день у русского языка в Узбекистане нет государственного статуса, но по традиции он является вторым языком большинства городских жителей независимо от национальной принадлежности.

В советское время он обязательно преподавался в каждой школе страны, поэтому им владела основная масса населения.

Сегодня ситуация поменялась, его знают в основном лишь в городах, причем им владеет основная часть корейского населения, а также узбекского, казахского, киргизского и таджикского. В кишлаках на нем практически не разговаривают, молодежь там им вообще не владеет, в общении в сельской местности используется только узбекский язык.

Использование русского языка в республике сегодня

В советские времена огромное число молодых ребят забирали в армию, по возвращении оттуда, они уже владели русским языком. Некоторые после демобилизации или обучения в высших учебных заведениях на территории Российской Федерации привозили русских жен. Кроме того, этот язык преподавался во всех школах. Даже в глубинке им владели неплохо.

русский язык в узбекистане

Сейчас ситуация резко изменилась, в селах молодежь вообще не знает русского. Со стороны государства ведутся работы по его поддержке в республике.

Сегодня в Узбекистане на русском выходят некоторые газеты и журналы, гостелерадиоканалы частично ведут на нем вещание, его используют многие частные радиостанции.

Уличные рекламные носители в Ташкенте и некоторых других крупных городах на треть состоят из русских слов. Сохранены некоторые учебные государственные заведения, где преподавание ведется с использованием русского языка.

Возможность обучения в русской школе

Русскоговорящие в Узбекистане имеют возможность отдать ребенка в школу или лицей с обучением на их родном языке. Однако сделать это можно только в столице республики или в каком-либо областном центре. В таких учебных заведениях обучается немало детей самых разных национальностей, в том числе узбеков.

Любой гражданин Узбекистана, если он городской житель, имеет доступ к российскому телевидению. Оно предоставляется провайдерами по кабельным линиям.

В ноябре 2012 г. Министерство юстиции разрешило ограниченно официально использовать русский, как и узбекский язык, в случаях оформления документации в структурах органов ЗАГСов.

География проживания славянского населения

Как указывалось выше, славянское население, большую часть которого составляют русские, в Узбекистане сосредоточено в крупных городах. Примерно четыре пятых всех русских живет в Ташкенте.

Согласно всесоюзной переписи, в 1989 году русских в этом городе насчитывалось 37 процентов, то есть 850 тысяч человек. В настоящее время это количество сократилось наполовину.

Определенная концентрация русскоязычного населения наблюдается Ташкентской области, к примеру, в Алмалыке - городе, где ранее были сосредоточены крупные промышленные предприятия.русское население в узбекистане

Практически отсутствуют жители этой национальности в восточной части страны, там их меньше одного процента, остались они только в городах, называемых раньше "русскими": Фергана, Андижан, пос. Киргили.

Проживают русские в городах, где ранее функционировали предприятия системы Министерства среднего машиностроения СССР: Навои, Зарафшан, Учкудук.

Религия

Русские в Узбекистане по традиции в основном православные, хотя среди них и немало атеистов.

Крупнейшую Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию возглавляет митрополит Викентий. При главном городском ташкентском соборе (Успенском кафедральном соборе) славянские дети имеют возможность познавать азы православной веры и основы русской культуры в действующей воскресной школе.жизнь русских в узбекистане

Епархия факультативно ведет занятия в Училище народного благочестия, православных сообществах и кружках.

Каждую субботу правящий митрополит приглашает всех желающих в конференц-зал епархии на субботние встречи, которые проводятся на регулярной основе. Доступ туда свободный.

Большая работа проводится духовенством через интернет-сайт Pravoslavie.uz. Это основной домен и информационная платформа РПЦ в данном регионе.

О трех волнах эмиграции из Узбекистана

С момента получения республикой самостоятельности процесс эмиграции русских отмечался тремя большими волнами.

Первыми выехали люди, обладающие достаточным количеством денег и возможностью устроиться на исторической родине. Этот выезжающий поток был самым крупным.

Большую роль при этом сыграло возникновение языкового барьера и разрыв коммуникационной сферы. К примеру, на русском языке телевидение в тот период вещало в день лишь по несколько минут.

Если в первую волну выехали наиболее обеспеченные представители русскоязычного населения, то во вторую пришлось уезжать многим специалистам.

Жизнь русских в Узбекистане осложнилась тем обстоятельством, что была прекращена работа на промышленных предприятиях, стройках, резко сократилось количество рабочих мест, даже специалистам высокой квалификации стало сложно трудоустроиться.

Третья волна эмиграции возникла в результате ужесточения требований по владению узбекским языком. При поступлении на работу обязательно проводилась проверка на предмет знания государственного языка.

Что ждет русских в Узбекистане?

В настоящее время в республике созданные мощные государственные институты, позволяющие осуществлять госконтроль в таком многочисленном по населенности регионе.

В подобных условиях русскоязычное население обладает определенной уверенностью в своей перспективе. Чаще всего у этой категории населения имеется хорошее образование, которое довольно сложно получить в республике. Нередко русские занимают должности специалистов в узкопрофессиональных сферах, где их просто некем заменить.что ждет русских в узбекистане

К примеру, немало русскоязычных в сегменте безопасности. После отделения республики часть сотрудников спецслужб, русские и украинцы по национальности, остались на прежнем месте службы и, с учетом профессиональных навыков, чувствуют себя вполне нормально.

Активно действуют экономические, культурные и иные связи по каналу Россия - Узбекистан.

Последствия смерти президента республики

Недавняя кончина президента Каримова вызвала определенную тревогу, однако основная масса специалистов - политологов и международников - высказывают мнение, что созданную Каримовым государственную социальную систему сломать сложно, поэтому серьезных проблем у русских, проживающих в республике, возникнуть в переходный период не должно.

Предпосылок к какому-либо беспокойству не отмечается. Отношение к русским в Узбекистане после прихода вновь избранного президента, по прогнозам специалистов, не должно измениться в худшую сторону.

Влияние политической ситуации

Российской Федерации приходится постоянно маневрировать среди двух приоритетов в отношениях: Россия - Узбекистан, как и со всеми среднеазиатскими республиками.

Российское правительство старается поддерживать крепкие экономические связи в этом направлении, что подтверждает Шанхайская организация сотрудничества, где активно участвует наша страна.

В то же время на государственном уровне следует принимать меры в поддержке наших соотечественников, постоянно проживающих в Средней Азии, что иногда осложняется ситуацией с политической подоплекой.

Следует учитывать не только славян, но и узбекское население, говорящее на русском языке и ориентирующееся на русский мир. Эту прослойку следует также не оставлять без внимания, так как в ситуации любого режима это будет один из инструментов возможности влияния на Узбекистан и в целом на Среднюю Азию.

Сегодня какой-либо предпосылки к смене элиты в Узбекистане не отмечается. Наверняка на президентский пост заступит представитель функционирующего в республике режима.

Оппозиционные фигуры не могут сейчас претендовать на этот пост, так как какого-либо влияния демократической оппозиции в этой стране не ощущается. Оппозиционные настроения популярны только в рядах диаспор за пределами Узбекистана.

Исламистам также закрыт доступ к властным органам, они отторгнуты от силовых структур, рычагов воздействия на экономические процессы.

Вероятное развитие политической ситуации в Узбекистане

Смертью Ислама Каримова - мощнейшей политической фигуры, наверняка захотят воспользоваться самые различные исламисты.

Существуют силы, называющиеся Исламским движением Узбекистана. Однако месторасположение основных сил этого движения - Пакистан.

Для переброски этих сил в республику понадобится немало времени. Осложнено это еще и тем фактором, что узбекские службы безопасности действуют довольно эффективно, на высоком профессиональном уровне.

По предположению наблюдателей радикальным исламизмом власти будут в республике пользоваться как жупелом для запугивания жителей, с целью более сильного его сплочения вокруг существующей власти. Это должно побудить к активности при голосовании за ту кандидатуру, которая будет выдвинута существующим режимом.

fb.ru