Тренинг для подростков «Стратегия удачи». Тренинг для подростков


Тренинг для подростков "Школа жизни"

Тренинг «Школа жизни»

Меняя себя - мы меняем мир вокруг нас!

- Добрый день всем! Сегодня мы пригласили вас поучаствовать в тренинге название которого звучит так – «Школа жизни». Я так думаю, что многие из вас задавались вопросом «а почему выбрали меня?!», «почему только 9-е классы?!». Ответ простой – на сегодняшний день, вы стоите на пороге взрослой жизни, именно в вашем возрасте многие задумываются над тем, а что делать дальше… идти в 10-й класс или покинуть стены школы, но куда?! Какая она взрослая жизнь? Что вообще такое «жизнь», из чего она состоит? Как прожить ее так, что бы с уверенностью сказать «Я счастлив»! Различные события приходят в нашу жизнь. Одни из них приносят нам счастье, другие страдание. Можем ли мы на это повлиять, иначе говоря, можем ли мы сознательно создавать свою судьбу, или все уже предопределено и каждому в этом мире отпущена «своя доля»? Сегодня мы попробуем найти ответы на эти. 

Программа нашего тренинга будет состоять из упражнений, которые помогут вам познать образ «Я» в мире других людей, разобраться в отношениях «дети - родители», в отношениях с противоположным полом, и поработаем над сценарием своего будущего.

- Сегодня мы с вами будем работать вот такой небольшой группой, и для того что бы не было обид, недоразумений давайте оговорим некоторые правила, придерживаясь которых мы создадим комфортную и дружелюбную атмосферу.

Правила группы:

  1. Общение по принципу "здесь и теперь".

  2. Говорить от своего имени.

  3. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

  4. Активное участие.

  5. Взаимоуважение.

Правила обсуждаются с детьми и по необходимости добавляются.

- Ну и для более комфортной работы нам с вами нужно поближе познакомиться.

Знакомство

"Мое имя — мой характер"

Судьба человека, города и даже государства предначертана его именем.

Древняя мудрость

- Каждый из нас при рождении получает имя, которое сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют близкие, знакомые и совсем незнакомые люди. Наше имя записано в паспорте и во всех других документах. Но что оно означает? Знаете ли вы значение вашего имени? А нравится ли вам ваше имя? Может быть вам хотелось, чтобы вас называли другим именем? Каким? Почему? Что оно выражает?

Кроме изложения общепринятого смысла, например, Людмила – людям мила, вам нужно подумать над своим характером. Для этого вы на каждую букву, из которых состоит ваше имя назовете черту своего характера. Например, Людмила:

Л — любознательная, ю — юморная, д – добрая, м – милая, и – искренняя, л – ласковая, а – артистичная.

Подумайте 2 минуты, запишите свои размышления, а потом по очереди назовите признаки своего характера, связанные с вашим именем.

Презентация своего имени.

Упражнение «Колесо жизни»

- Жизнь, судьба… что это, из чего состоит, от чего зависит как вы думаете? (Восприятия себя, как личности, отношение с другими людьми, учеба, карьера, семья, отношение к своему будущему).

- Давайте сейчас попробуем построить колесо жизни из того что вы назвали. Поставьте точку в центре листочка – это начало вашей жизни, длина луча – это шкала от 0 до 5, оцените пожалуйста, как влияет на вашу жизнь сегодня:

1. Ваша самооценка.

2. Оценка вас и ваших поступков окружающими людьми.

3. Семья, воспитание.

4. Ваше отношение к учебе, будущей работе.

5. Ваше отношение к своему здоровью.

6. Ваше отношение к самосовершенствованию и самовоспитанию.

- Соедините крайние точки лучей. Посмотрите внимательно на получившиеся колесо. Представьте себя на велосипеде с таким колесом. Комфортно ли на нем ехать? Можно ли выровнять это колесо? Как?

- И как итог всего того что вы говорили – наша жизнь в наших руках, какой она будет зависит от нас.

Самое лучшее лекарство от стресса, психического утомления и депрессии — это обстоятельный и неспешный разговор с самими собой.

Коричер, английский врач

- Когда человек пытается анализировать прожитый день, искать ответ на постоянный вопрос «почему это произошло или не произошло» происходит психологическое рождение личности.

Упражнение «Мой жизненный принцип»

- В повседневной жизни почти все люди пытаются придерживаться каких-то принципов, правил, которые помогают взаимодействовать с другими, а в тяжелой ситуации просто помогают выжить. Среди нескольких десятков этих жизненных принципов у вас, наверное, есть один, который можно назвать основным принципом жизни. Подумайте над ним и через 2 минуты мы хотели бы услышать от каждого из вас, каким же принципом (или несколькими принципами) вы руководствуетесь в жизни".

Принципы пишут дети на листочках, зачитывают их вслух, и тому кому этот принцип понравился может взять его себе на память.

Примеры: "Не бойся пятиться назад, если для разбега"; "Не живи уныло, не жалей, что было, не гадай, что будет, береги, что есть"; "Живи для себя, не забывая о других"; "Невозможное возможно при большом желании"; "Жизнь — игра, и надо выходить из нее победителем"; "Добиться своей цели, не обидев другого"; "Никогда не жалей о том, что сделано. Никогда не делай того, о чем будешь жалеть"; "Сколько дашь, столько и получишь"; "Люби людей, и они будут любить тебя"; "Живи всегда, живи везде, живи на суше и в воде"; "Верю, надеюсь, люблю"; "Я люблю тебя жизнь"; "Любовь та сила, которая движет миром"; "Бойся опоздать"; "А кто сказал, что будет легко"; "Поделись своим счастьем".

Упражнение "Социально зрелая личность"

- Вы, наверное, уже знаете, что есть два крайних полюса, между которых можно расположить всех людей с точки зрения их активности и сознательности. На одном полюсе можно написать — "Социальная зрелость", а на другом — "Инфантильность".

О каком человеке мы можем с полной уверенностью сказать, что это социально зрелая личность? А кто же такой "инфантильный человек ". В чем она проявляется?

(на экране)

Признаки инфантильности:

  1. Эгоцентризм. Зацикленность на себе, неумение понять и ощутить состояние окружающих. Человек-эгоцентрик не может осознать, что другие могут думать и видеть окружающий мир иначе. Он уверен, что создано все лишь для него, а окружающие обязаны удовлетворять его потребности. Внутренний мир окружающих неинтересен ему.

  2. Иждивенчество. Неспособность либо нежелание себя обслуживать. Это больше присуще мужчинам, например, в семье они отказываются выполнять домашнюю работу, аргументируя тем, что приносят деньги в дом. Получается, что такой мужчина играет две различные роли, на работе он ответственен, а дома – инфантильный мальчик.

  3. Ориентировка на игру. Большая часть досуга и материальных средств уходит на игру. К наиболее популярным играм взрослого ребенка можно отнести постоянные посиделки в барах, дискотеки, шопинг, приобретение технических новинок.

  4. Неспособность решать самостоятельно. Для принятия решений нужна воля, а инфантильный человек предпочитает жить, не напрягаясь, выбирая путь с меньшим сопротивлением.

  5. Нежелание отвечать за свою жизнь и поступки. Самый легкий вариант ничего не решать самому, переложив эту миссию на других, и часто в окружении инфантильной личности находятся такие люди.

  6. Отсутствие планов на дальнейшую жизнь. Жизнь инфантильной личности это бесконечное «сейчас», поэтому можно, не переживать о здоровье и финансах.

  7. Неспособность к самопознанию и самооценке. Происходящее в жизни не осмысливается, поэтому не переходит в опыт, оставаясь обычным событием. Инфантильные люди не извлекают уроков из жизни.

В психологии инфантильность считается приобретенным через воспитание качеством.

На этапе социальной зрелости человек способен:

  1. Осознавать собственные права и обязанности.

  2. Жить в соответствии установленным общественным нормам.

  3. Нести ответственность за свои принятые решения и действия.

  4. Заниматься саморазвитием и самосовершенствованием.

(дети говорят свои варианты, дополняем список)

- А вы? К какому полюсу вы ближе?

- Попробуйте честно оценить, чего больше в ваших поступках: инфантильности или социальной зрелости. Проанализируйте уровень своей социальной зрелости и инфантильности, используя сводную таблицу (таб. на экране), которая получилась в результате обсуждения. Для этого оцените себя по 10-балльной шкале, поставив напротив каждого признака соответствующий балл наличия и интенсивности этого признака. Затем суммируйте баллы в каждом столбике.

- В каком из них получилось больше баллов? Почему? А что вы можете сделать, чтобы в левой части было балов?

- Следующий вопрос, который предстоит нам с вами оговорить это – как же взять под контроль свою жизнь. Как вы думаете с чего начать?

- Как говорится в древнем изречении

«Успешно прожить один день — с этого начинается искусство жить»

Упражнение "Фотография дня"

  • Самый главный экономический ресурс — время. Это единственное, что нам никогда и ни за какие деньги, ни при каких условиях не вернуть назад. Потерянный час (день, месяц) утрачен навсегда. А как у вас складываются отношения со временем? Умеете ли вы его ценить? Не бывает ли в вашей жизни периодов, когда вы просто не знаете, чем заняться, куда девать время? И помните ли вы о том, чем занимались вчера, позавчера? А несколько дней назад?

Давайте сейчас проанализируем всего один день из вашей жизни. Вспомните с точностью до одного часа, что вы делали, например, вчера или позавчера. Для этого заполните бланк "Фотографии дня.

ВРЕМЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

После заполнения этого бланка дети объединяются в пары и обсуждают результаты работы.

- Кто готов поделится результатом работы, своими выводами?

- Сейчас мы предлагаем вам просмотреть небольшой видеоролик, а потом поделимся впечатлениями.

(Видеоролик «Время», обсуждение)

Упражнение «Трудно, но разрешимо»

- Мы переходим к завершающему этапу нашего тренинга и поговорим о сегодняшнем. С какими проблемами дети вашего возраста сталкиваются чаще всего? (ответы детей)

- Можно ли сказать, что это неразрешимые трудности?

- Сейчас мы с вами объединимся в команды, и попробуем найти некоторые решение этих трудностей (взаимоотношение с родителями, проблемы в учебе, планирование будущего). Делим лист на две части: 1 – какие существуют проблемы в этой области, 2 – как можно разрешить сложившеюся ситуацию.

Обсуждение

Подведение итогов

- И на последок нам бы хотелось услышать от вас насколько важна было для вас услышанная информация. Сейчас, каждый из вас по кругу закончит предложение «Сегодня для меня было важно…»

- И завершить мне бы хотелось словами «Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других — вот залог счастья и успеха в любой области деятельности. Г. Селье

- Удачи вам!

infourok.ru

"Позитивное мироощущение" тренинг для подростков

Тренинг позитивного мироощущения

« Радость и счастье подобны зерну, брошенному в землю. Нужно обильно полить её, прежде чем взойдёт росток, и неустанно трудиться, чтобы этот росток не увял, а вырос и дал плоды».

Задания данного тренинга могут использоваться целым блоком или включаться в тренинги профилактики кризисных состояний подростков в качестве фрагмента.

Цель тренинга – открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни под-ростков.

Задача тренинга – научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приёмам саморегуляции эмоциональных состояний.

1 этап – знакомство. Для целевого позитивного тренинга предлагается придумать себе тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристи-ку, например «Весельчак» или «Затейник». Далее в течение всего тренинга обраща-ться друг к другу именно так.

2 этап – упражнения.

«Словарь хороших качеств». По кругу вспомнить и назвать все синонимы и оттен-ки качеств «хороший» и «красивый» (или «радостный»). К каким жизненным явлениям приложимы данные качества? Постараться найти как можно больше объектов для применения этих синонимов. Рефлексирование: какие чувства, ассоци-ации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очарова-тельный», «прелестный» и т. д. Как влияет этот словарь на настроение и состояние души?

Упражнения на двигательную активность. Можно использовать какую-либо подвижную игру, например «Паровозик», «Путаница» или подобную.

Обоснование. Один из самых эффективных способов самозащиты – «выведение» стрессов по мышечным каналам. Как минимум, в период нервно-психологического перенапряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность: бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Кроме того, терапевтический эффект игр, например, увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, тренирующего навыки взаимодействия.

«Неоконченные предложения».

Первый шаг: одно-два предложения пускаем по кругу, и они обрастают снежным комом предложений. Второй шаг: несколько предложений (4-5) на листочках разда-ются участникам тренинга для завершения в письменном виде. Затем ведущий соби-рает варианты неоконченных предложений (позитивная индукция):

- Хочу поделиться своей радостью…

- Мне пришла в голову отличная мысль…

- Мне нравится в себе, что я …

- Мне хочется доставить радость …

- Всякая погода – благодать, даже вот и сегодня на улице …

- Больше всего удовольствия я получаю от …

- У меня теплеет на душе, когда я думаю о …

- Мне очень помогает в жизни …

- Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о …

- Чтобы доставить радость родителям, я мог бы …

«Художник оптимист».

Разбиться на тройки.

Роли: художник, зритель, «портрет».

«Портрет» изображает лицом, позой, статичными жестами отрицательное эмоцио-нальное состояние. «Художник» «стирает» это изображение и исправляет его на позитивный антипод, давая словесные инструкции: «Уголки губ подними кверху, разверни плечи» и т.д. «Зритель» должен отгадать первоначальное состояние и за-мысел «художника». Затем ролями меняются. Обсуждается, какая роль была самой трудной и почему. Трудно ли регулировать выражение своего лица и состояние, сле-дуя чужим указаниям? Отражается ли на внутреннем состоянии изменение «маски»?

«Успокойте Бирбала». Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых 3 часа – проспал. Чтобы оправдаться перед царём, Бирбал сказал, что никак не мог успоко-ить ребёнка. Акбар не поверил, что ребёнка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам «заплакал», изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил своего советника.

Участники тренинга выбирают «Бирбала», которого по очереди пытаются успоко-ить, используя различные способы утешения: слово, прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает, чьё утешение было самым убедительным и эффективным.

«Портрет в розовых тонах». Предлагается вспомнить человека к которому испы-тываешь неприязнь. Нужно попытаться написать его словесный портрет, используя только позитивную лексику, то есть, оставляя «в уме» негативные качества, писать только о тех, что можно оценить как положительные. Можно несколько изменить задание, предложив написать портрет неприятного человека с позиции тех, кто его любит.

Для более младших подростков в качестве объекта предлагается выбрать кино-героя или литературного персонажа, и так же написать его «портрет». Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.

«Цепочка». Упражнение, направленное на тренировку невербальной передачи эмоционально-положительной информации. Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («зайка»), или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передаётся до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.

«Неприятность эту мы переживём …». Выбирается какая-то неприятная ситуа-ция, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутст-вии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сде-лать…», или «Подумаешь, важность какая …», или «Вот так фокус …». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздражённо, но здесь включается цепочка зависимости: слово – действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

«Зеркало». Та же цепочка зависимости включается, когда мы сознательно задаём своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом отрепетируйте непринуждён-ную улыбку, утвердитесь в ней, привыкните. Представьте, что вы позируете фото-графу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-либо не-приятную ситуацию, случившуюся с вами. «Держите улыбку».Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее. Отрефлексирование: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям; повлияла ли внешняя благость на восприятие и оценку былой неприятности?

«Необитаемый остров». Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело кроме вас, не сможет завершить никто? Представьте, что в вашем распо-ряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?

Заключительный этап посвящается обсуждению своих впечатлений от тренинга. Упражнение «Комплименты» завершает общение. Поинтересуйтесь, повлияло ли на самочувствие ребят их тренинговое имя.

infourok.ru

Тренинг для подростков «Стратегия удачи»

Тренинг для подростков

«Стратегия удачи»

hello_html_1969950.jpg

Цель:1) осознать важность целей, отражающих твои потребности и мотивы2) изучить способы достижения поставленных целей3) произвести самоанализ

1 этап «Представление»Каждый участник тренинга должен не просто назвать свое имя, а на каждую букву подобрать определение своего характера (А - амбициозная, Н - находчивая, Я – яркая).

2 этап «Наши правила»Договариваемся, что на нашем тренинге мы будем говорить все, что посчитаем необходимым.Будем выражать свою точку зрения.Не критиковать мнения других людей.Не обсуждать проблемы группы за ее пределами.

3 этап «Заряд энергии»Участники группы свободно ходят по комнате, по сигналу останавливаются и выполняют, то, что скажут (упражнение проходит под музыку)

- объединиться в группы, у кого есть домашний любимее, а у кого нет- распределиться по цвету глаз (темные и светлые)- у кого день рождения летом и весной, а у кого – зимой и осенью- кто любит больше ролики, а кто коньки.

4 этап «Обсуждения»Наш тренинг посвящен достижению успеха, ответьте для начала на вопрос, кто и для чего живет? Почему вы ходите в школу? Почему вас в школе учат различным предметам? Кем вы хотите стать в будущем? А какая цель у вас сейчас? (обсуждаете).Какими бы разнообразными и противоречивыми не были ответы, необходимо осознать, что стать взрослым невозможно без образования. Ваш возраст сейчас приспособлен для получения и усваивания новой информации. Школа помогает самосовершенствоваться.Сейчас мы рассмотрим основные понятия для достижения успеха: цель, мотивации, прошлые достижения, поддержка окружающих.1 этапЧто же значит цель? Цель помогает достичь того, к чему ты движешься, помогает стать лидером, показывает твои лучшие стороны. Если человек знает, чего он хочет, и каждый раз пытается сделать что-то для достижения своих целей, он обязательно добьется успеха. Попробуйте сейчас обозначить определенную цель для ее достижения. (обсуждение)2 этапМотивы – комплекс причин, которые заставляют человека к деятельности. В первую очередь, необходимо развивать свою силу воли. Сделай сами первый шаг на пути к своему успеху, потому что этого хотите вы, а не ваш сосед.Делайте все необходимое для достижения поставленной цели. Вы должны четко представлять, что вы хотите больше всего. Определите возраст, когда вы достигнете ее. Если возникают трудности, то проанализируйте, что может быть не так. Что следует изменить. Пытайтесь, старайтесь, идите вперед.Обязательно составьте схематичный план ваших действий. Вам сразу станет гораздо легче. Ведите ежедневник, помечайте, что вам необходимо сделать сегодня, что завтра.Развивайтесь. Оцените свои старания со стороны. Посмотрите, что вам кажется неэффективным. Нет ничего плохого в самоанализе, это лишь еще сильнее закалит вашу волю.Никогда не забывайте про время. Время – деньги. Делайте все вовремя. Не тратьте его впустую.Не стоит бояться трудной работы. Если вы отложите ее, она от этого легче не станет, а только будет давить на ваше эмоциональное состояние.Мыслите оптимистично. При хорошем настроении и воодушевлении все вопросы решаются гораздо быстрее и приятнее.Прислушивайтесь к мнению опытных людей. В этом нет ничего плохого, это сыграет хорошую роль в достижении ваших целей.3 этапКаждый из присутствующих уже 10% чего-то добился, пусть это небольшой, но все-таки успех. Это может быть связано с вашим увлечением (спорт, музыка, танцы, чтение и т.д.) (обсуждение).4 этапА сейчас мы попробуем воссоздать ваш успех, которого вы добились. представьте свой прекрасный день. Можно его нарисовать или рассказать о нем. Подумайте, кем вы стали, кто рядом, где вы, какие предметы округ вас…

Завершение:Подводим итоги. Что вы вынесли из сегодняшнего тренинга? Открыли ли вы себя с другой стороны? Увидели ли вы в себе то, что раньше не могли? Что запомнилось? Прислушаетесь ли вы к советам?Хочется сделать еще одну вещь. Давайте на счет 3, дружно скажем: «Я добьюсь успеха!»

infourok.ru